Руководства, Инструкции, Бланки

151-и Инструкция Банка России

Рейтинг: 5.0/5.0 (14 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Инструкция Банка России от N 151-И - О порядке проведения проверок деятельности некредитных финансовых организаций и саморегулируемых организаций некр

Инструкция Банка России от 24 апреля 2014 г. N 151-И "О порядке проведения проверок деятельности некредитных финансовых организаций и саморегулируемых организаций некредитных финансовых организаций уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации (Банка России)" (с изменениями и дополнениями)

Установлен порядок проведения выездных проверок деятельности некредитных финансовых организаций и соответствующих СРО.

Этим занимаются уполномоченные представители Банка России. При этом он может поручить проведение таких проверок аудиторскими организациям и актуариям. Кроме того, по решению Комитета финансового надзора контрольные мероприятия осуществляют СРО некредитных финансовых организаций.

Напомним, что к последним относятся профессиональные участники рынка ценных бумаг, НПФ, микрофинансовые и страховые организации, ломбарды, жилищные накопительные кооперативы и пр. Установленный порядок не распространяется на бюро кредитных историй.

Проверки, в частности, направлены на выявление действий, угрожающих правам и законным интересам потребителей финансовых услуг (за исключением банковских). Проверяется качество управления поднадзорной организации, достаточность ее собственных средств (капитала) и чистых активов, достоверность отчетности и пр.

Периодичность проверок устанавливается законодательством и актами Банка России. Проверки страховых организаций и НПФ проводятся не реже 1 раза в 3 года.

Прописаны порядок назначения проверки, права и обязанности ее участников. Закреплены требования к оформлению результатов проверки.

Инструкция вступает в силу по истечении 10 дней после ее официального опубликования в "Вестнике Банка России".

Инструкция Банка России от 24 апреля 2014 г. N 151-И "О порядке проведения проверок деятельности некредитных финансовых организаций и саморегулируемых организаций некредитных финансовых организаций уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации (Банка России)"

Зарегистрировано в Минюсте РФ 11 июля 2014 г.

Регистрационный N 33058

Настоящая Инструкция вступает в силу по истечении 10 дней после дня ее официального опубликования в "Вестнике Банка России"

Текст Инструкции опубликован в "Вестнике Банка России" от 24 июля 2014 г. N 68

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Указание Банка России от 12 июля 2016 г. N 4070-У

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Указания

Указание Банка России от 29 июня 2015 г. N 3699-У

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного указания

Получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня!

151-и инструкция банка россии:

  • скачать
  • скачать
  • Другие статьи

    Запрос о предоставлении документов (информации) для проведения проверки деятельности некредитных финансовых организаций и саморегулируемых организаций

    <1> Ограничительная пометка "Для служебного пользования" и номер экземпляра проставляются при заполнении.

    <2> Указывается конкретный получатель запроса и его адрес.

    <3> Указываются наименование поднадзорной организации в именительном падеже (для юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, - полное фирменное наименование (при наличии - сокращенное фирменное наименование), для юридических лиц, являющихся некоммерческими организациями, - наименование), основной государственный регистрационный номер поднадзорной организации; идентификационный номер налогоплательщика поднадзорной организации.

    <4> При необходимости, в том числе в случае определения срока предоставления документов (информации) после завершения проверки поднадзорной организации, в качестве получателя документов (информации) указывается только структурное подразделение Банка России.

    <5> Заполняется в случае вручения запроса руководителем рабочей группы непосредственно адресату.

    Источник: Инструкция Банка России от 24.04.2014 N 151-И

    Похожие формы

    Заявка на предоставление документов (информации) и оказание содействия при проведении проверки деятельности некредитных финансовых организаций и саморегулируемых организаций некредитных финансовых организаций уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации

    Уведомление о предоставлении на ознакомление аудиторской организации (индивидуальному аудитору) акта проверки деятельности некредитных финансовых организаций и саморегулируемых организаций некредитных финансовых организаций уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации

    Акт о противодействии проведению проверки деятельности некредитных финансовых организаций и саморегулируемых организаций некредитных финансовых организаций уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации

    Акт проверки деятельности некредитных финансовых организаций и саморегулируемых организаций некредитных финансовых организаций уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации

    Дополнение к поручению на проведение проверки деятельности некредитных финансовых организаций и саморегулируемых организаций некредитных финансовых организаций уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации

    Поручение на проведение проверки деятельности некредитных финансовых организаций и саморегулируемых организаций некредитных финансовых организаций уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации

    Предварительное уведомление о проведении проверки деятельности некредитных финансовых организаций и саморегулируемых организаций некредитных финансовых организаций уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации

    Инструкция Банком России № 151-И от (Страница 1) - БИБЛИОТЕКА - Клуб специалистов информационной безопасности

    Вниманию гостей Клуба! Для ответа в темах и публикации необходимо зарегистрироваться на Клубе Тема: Инструкция Банком России № 151-И от 24.04.2014

    Инструкция Банком России № 151-И от 24 апреля 2014 года «О порядке проведения проверок деятельности некредитных финансовых организаций и саморегулируемых организаций некредитных финансовых организаций уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации (Банка России)» предусматривает, что проверяемая организация обязана по запросу рабочей группы представить электронные документы (информацию) и выборки информации (п.2.4.5), а также их описи на бумажных носителях:
    - Опись электронных документов (информации), предоставленных поднадзорной организацией
    - Опись выборок информации (наборов записей), предоставленных поднадзорной организацией

    В описях указываются:
    Наименование поднадзорной организации (для юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, - полное фирменное наименование (при наличии - сокращенное фирменное наименование), для юридических лиц, являющихся некоммерческими организациями, - наименование), основной государственный регистрационный номер поднадзорной организации; идентификационный номер налогоплательщика поднадзорной организации.
    Тип и установленный (присвоенный) производителем уникальный номер отчуждаемого (съемного) машинного носителя информации однократной записи.
    Для удостоверения факта предоставления рабочей группе электронных документов (информации)/ выборок информации (наборов записей) в присутствии руководителя рабочей группы или члена рабочей группы осуществляется сверка описи:
    - с заявкой на предоставление документов (информации) и оказание содействия - на совпадение: наименования электронного документа (информации), а также сведений о его составе и форматах его представления, наименования выборки информации (наборов записей), периода, за который она должна быть предоставлена, и формата предоставляемых файлов, а также сведений о составе параметров (полей записи);
    - с соответствующим ей отчуждаемым (съемным) машинным носителем информации однократной записи - на совпадение состава указанных в описи и размещенных на машинном носителе информации файлов, а также на идентичность указанного в описи и непосредственно вычисленного для размещенного на машинном носителе информации файла значений хэш-функции, реализованной в соответствии с ГОСТ Р 34.11-2012, для каждого файла.

    В описи электронных документов (информации), предоставленных поднадзорной организацией, помимо этого указывается:
    - Для каждого электронного документа (информации) указывается состав соответствующих ему файлов, находящихся на отчуждаемом (съемном) машинном носителе информации однократной записи (с указанием имени и типа каждого файла).
    - Названия и версии программного обеспечения, необходимого для воспроизведения предоставленных файлов, а также обозначение кодировки (кодовой страницы), использованной для представления текстовой информации.
    - В целях визуализации всех символов результат вычисления хэш-функций для всех файлов, записанных на отчуждаемый (съемный) машинный носитель информации однократной записи, преобразуется в шестнадцатеричную систему счисления.
    Для каждого файла каждого электронного документа (информации) указываются имя и тип файла, а также значение хэш-функции, реализованной в соответствии с национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 34.11-2012 «Информационная технология. Криптографическая защита информации. Функция хэширования».
    В случае проведения проверки структурного подразделения поднадзорной организации опись электронных документов (информации) может быть подписана ответственным работником структурного подразделения поднадзорной организации с проставлением оттиска печати (штампа) этого структурного подразделения поднадзорной организации.
    В описи выборок информации (наборов записей), предоставленных поднадзорной организацией указывается:
    - Описание каждой предоставленной выборки информации (наборов записей) с указанием ее (их) наименования и периода, за который она получена, а также состава включенных в выборку информации (наборы записей) параметров (полей записей).
    - Для каждой выборки информации (наборов записей) указывается состав соответствующих ей (им) файлов, находящихся на отчуждаемом (съемном) машинном носителе информации однократной записи (с указанием имени и типа каждого файла).
    - Названия и версии программного обеспечения, необходимого для получения информации из предоставленных файлов, а также обозначение кодировки (кодовой страницы), использованной для представления текстовой информации.
    В целях визуализации всех символов результат вычисления хэш-функций для всех файлов, записанных на отчуждаемый (съемный) машинный носитель информации однократной записи, преобразуется в шестнадцатеричную систему счисления. Для каждого файла выборки информации (наборов записей) указываются имя и тип файла, а также значение хэш-функции.
    Для каждого предоставленного на отчуждаемом (съемном) машинном носителе информации файла выборки информации (наборов записей) указываются расшифровки (описания форматов) его представления, включающие:
    - Вариант формата файла (один из указанных в заявке на предоставление документов (информации) и оказание содействия допустимых вариантов формата файла);
    - Формат файла (структура, состав и размер (в байтах) всех типов записей файла);
    - Формат каждого типа записи файла (структура, состав и размер (в байтах) всех параметров (полей записи), а также тип, размерность и правила оформления значений, помещаемых в каждый параметр (поле записи).
    Источник: Консультант Плюс
    http://base.consultant.ru/cons/cgi/onli … W;n=165890

    2 Ответ от Dmitry Leviev 2014-08-13 09:50:31 Re: Инструкция Банком России № 151-И от 24.04.2014

    У меня есть предложение в рамках общественного контроля отменить данную инструкцию в досудебном порядке.

    Проверки субъектов страхового дела: проблемы правового обеспечения

    Проверки субъектов страхового дела: проблемы правового обеспечения

    В статье рассматриваются правовые основы проверок деятельности субъектов страхового дела. Делается вывод о том, что порядок и сроки проведения проверок, их периодичность, права и обязанности органа страхового надзора, субъектов страхового дела должны устанавливаться федеральными законами.

    Ключевые слова: страховой надзор, страховая деятельность, мегарегулятор, проверка, субъект страхового дела, закон.

    Страхование играет важнейшую роль в современных экономических отношениях. Оно позволяет значительно снизить потери физических, юридических лиц, публично-правовых образований при наступлении страховых случаев.

    Специфика страховой деятельности, строящейся в первую очередь на доверительных отношениях со страхователями, роль страховщиков в условиях рыночной системы хозяйствования обуславливают необходимость значительного публичного вмешательства в деятельность субъектов страхового дела.

    Страховой надзор — это вид публично-правовой деятельности, основными целями которой являются обеспечение защиты прав и законных интересов участников страховых правоотношений, эффективное развитие страхового дела, предупреждение и пресечение нарушений страхового законодательства.

    Формирование на базе Банка России мегарегулятора закономерно повлекло за собой существенные изменения его структуры. В частности, для эффективного осуществления правового обеспечения страховых отношений создан Департамент страхового рынка. К числу его функциональных обязанностей, в частности, относится:

    - разработка предложений по совершенствованию страхового законодательства;

    - дача заключений на поступающие в Центральный банк Российской Федерации проекты нормативных правовых актов;

    - разработка методологии страхового надзора;

    - контроль и надзор за выполнением субъектами страхового дела мер по предупреждению банкротства и мер по восстановлению платежеспособности [1].

    Директор Департамента страхового рынка входит в состав Комитета финансового надзора Банка России, структурного подразделения Центрального банка Российской Федерации, осуществляющего регулирующую, контрольную и надзорную функции в сфере финансовых рынков.

    Правовое положение Комитета финансового надзора составляют федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 29.12.2014) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «Положение о Комитете финансового надзора Банка России» [2], иные нормативные правовые акты. К компетенции Комитета финансового надзора отнесено, в частности, решение вопросов о:

    - выдаче или отказе в выдаче лицензии на осуществление страхования, перестрахования, взаимного страхования;

    - аннулировании (ограничении, приостановлении, отзыве), в том числе по заявлению, лицензий субъектов страхового дела.

    Согласно статье 76.5 федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 29.12.2014) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России вправе проводить проверки деятельности субъектов страхового дела, направлять им обязательные для исполнения предписания, применять меры государственного принуждения.

    Проверки деятельности субъектов страхового дела могут быть разделены на три категории:

    - проверки, проводимые служащими Центрального банка Российской Федерации;

    - проверки, проводимые аудиторскими организациями с актуариями по поручению Банка России [3];

    - проверки, проводимые саморегулируемыми организациями по поручению Комитета финансового надзора Банка России.

    Порядок проведения проверок субъектов страхового дела определяется нормативными правовыми актами Банка России.

    Инструкцией Банка России от 01.09.2014 № 156-И «Об организации инспекционной деятельности Центрального банка Российской Федерации (Банка России) в отношении некредитных финансовых организаций и саморегулируемых организаций некредитных финансовых организаций» (далее Инструкция Банка России от 01.09.2014 № 156-И) предусмотрено проведение проверок: комплексных и тематических, региональных и межрегиональных [4].

    Подзаконным нормативным актом Банка России определены сроки проведения проверок. Срок исчисляется с даты начала проверки до даты завершения проверки.

    При проведении тематической проверки он не может превышать 60 рабочих дней, тематической — 35.

    Срок проверки может быть продлен. В этом случае общий срок комплексной проверки составит 105 рабочих дня, тематической — 80.

    Инструкцией Банка России от 01.09.2014 № 156-И предусмотрено проведение плановых и внеплановых проверок.

    Проект Единого плана проведения проверок поднадзорных организаций составляется на основе предложений различных структурных подразделений Банка России, в том числе, Департамента страхового рынка, утверждается председателем Банка России.

    Центральный банк Российской Федерации помимо плановых, может проводить внеплановые проверки деятельности субъектов страхового дела.

    Инструкцией Банка России от 01.09.2014 № 156-И определены основания. Перечень является открытым. Внеплановые проверки могут быть проведены при наличии данных о неисполнении поднадзорными организациями предписаний Центрального банка Российской Федерации; изменении финансовой устойчивости страховщиков; обращений правоохранительных органов; иных причин, потребовавших необходимость их проведения.

    Внеплановые проверки могут осуществляться на основании решений, принятых Советом директоров Банка России, Председателя Банка России, Комитета финансового надзора Банка России, генеральными инспекторами межрегиональных инспекций (в случаях, предусмотренных Инструкцией Банка России от 01.09.2014 № 156-И).

    Порядок проведения проверок установлен Инструкцией Банка России от 24.04.2014 № 151-И «О порядке проведения проверок деятельности некредитных финансовых организаций и саморегулируемых организаций некредитных финансовых организаций уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации (Банка России)» (далее — Инструкция Банка России от 24.04.2014 № 151-И) [5].

    В соответствии с указанным подзаконным нормативным правовым актом основной целью проведения Центральным банком Российской Федерации проверок является оценка общего состояния субъекта страхового дела либо отдельных направление его деятельности на предмет, например, соответствия требованиям законодательства; достоверности финансовой (статистической) отчетности; достаточности собственных средств; качества управления; финансовой устойчивости субъекта страхового дела; выявления фактов, создающих угрозу правам и законным интересам страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей.

    Инструкцией Банка России от 24.04.2014 № 151-И определена периодичность проведения проверок страховщиков — не реже одного раза в три года.

    Юридическим основанием проведения проверок субъекта страхового дела является поручение на проведение проверки (используется утвержденная типовая форма), в которой указывается персональный состав уполномоченных представителей Центрального банка Российской Федерации. Каждого субъекта проверяет рабочая группа численностью не менее двух человек.

    Срок проверки исчисляется с момента предъявления поручения на проведение проверки до даты составления акта проверки поднадзорной организации.

    Инструкцией Банка России от 24.04.2014 № 151-И определены права и обязанности уполномоченных представителей Банка России. Руководитель и члены рабочей группы, в частности, вправе входить в помещения субъекта страхового дела, запрашивать и получать необходимую для достижения целей проверки информацию (документы), требовать предоставления копий документов, иметь доступ к программно-аппаратным средствам. Каждое полномочие представителей Центрального банка Российской Федерации корреспондируется обязанностью поднадзорной организации.

    Глава третья Инструкцией Банка России от 24.04.2014 № 151-И устанавливает практически только обязанности субъекта страхового дела, она так и называется «Обязанности поднадзорной организации». Если говорить о правах, то получается, что в соответствии с рассматриваемым подзаконным нормативным актом предусмотрено только одно право, одновременно «обремененное» обязанностью. Субъект страхового дела имеет право ознакомить аудиторскую организацию (индивидуального аудитора) с содержанием акта проверки, но при этом обязан об этом сообщить в трехдневный срок в структурное подразделение Банка России, которое осуществляет надзор за деятельностью субъектов страхового дела.

    Инструкцией Банка России от 24.04.2014 № 151-И предусмотрена возможность проведения проверок субъектов страхового дела с их предварительным уведомлением и без предварительного уведомления. При этом сроки уведомления не определены, необходимость уведомления или неуведомления отнесена к компетенции должностных лиц Центрального банка Российской Федерации.

    Нормативно закреплен механизм отсрочки начала проведения проверки. Соответствующее решение принимается в случае возникновения обстоятельств, которые свидетельствуют об объективной невозможности проведения контрольно-надзорных действий, а именно:

    - угрозы жизни и здоровью уполномоченных представителей Банка России;

    - противодействия субъектов страхового дела проведению проверки (к этому приравниваются случаи, когда поднадзорная организация отсутствует по указанному ею местонахождению);

    По итогам проверки составляется акт, в котором должна отражаться информация, необходимая Банку России для осуществления функций регулирования, контроля и надзора на рынке страховых услуг; а также выводы рабочей группы.

    Инструкцией Банка России от 24.04.2014 № 151-И определено, что акт проверки непосредственно не влечет за собой возникновения каких-либо обязанностей для поднадзорной организации, он является документом, используемым для принятия итогового решения должностным лицом Центрального банка Российской Федерации, подписавшим поручение на проведение проверки. Члены рабочей группы составляют докладную записку о результатах проверки, в которых выражают свое мнение о деятельности субъекта страхового дела, перспективах развития его финансового состояния.

    Руководитель рабочей группы может ознакомить руководителя субъекта страхового дела с мотивированными суждениями и их обоснованиями.

    Акт проверки может быть составлен до завершения проверки, если в ходе контрольно-надзорных мероприятий будут выявлены факты, свидетельствующие о необходимости безотлагательного применения к поднадзорной организации мер (например, в случае возникновения угрозы правам и законным интересам страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей).

    По общему правилу, акт проверки составляется в двух экземплярах. Один передается руководителю субъекта страхового дела на основании протокола приема — передачи акта проверки, являющегося составной частью акта проверки.

    Руководитель поднадзорной организации должен ознакомиться с актом проверки в течение пяти рабочих дней с даты его вручения. Время ознакомления может быть увеличено на срок не более пяти рабочих дней. Для этого субъект страхового дела должен направить должностному лицу Банка России мотивированное ходатайство.

    Субъект страхового дела вправе представить возражения или замечания по акту проверки. Сотрудник поднадзорной организации, который не согласен с выводами рабочей группы, имеет возможность собственноручно написать объяснение, которое прилагается к акту проверки и является его неотъемлемой частью.

    Акт проверки, иные документы рассматриваются должностным лицом Банка России, поручившим проведение проверки субъекта страхового дела. В рамках представленных ему полномочий он принимает решение о применение к поднадзорной организации соответствующих мер.

    Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы. Страховой надзор является универсальным институтом предупреждения и разрешения правовых конфликтов в сфере страхования [6]. Законодательно закреплено, что порядок проведения проверок субъектов страхового дела устанавливается нормативными актами Центрального банка Российской Федерации. На наш взгляд, отнесение данного вопроса к компетенции мегарегулятора создает потенциальную основу для злоупотреблений с его стороны.

    Порядок и сроки проведения проверок, их периодичность, права и обязанности органа страхового надзора, права и обязанности субъектов страхового дела, юридические последствия проведенных проверок должны устанавливаться положениями Закона Российской Федерации от 27.11.1992 № 4015–1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации».

    1. Cм: официальный сайт Банка России — http: www.cbr.ru. Дата обращения — 13.03.2015.

    2. См. Положение о Комитете финансового надзора Банка России (утв. Решением Совета директоров Банка России от 30.08.2013, протокол № 18) (ред. от 25.07.2014)// Вестник Банка России. 2013. № 49; Вестник Банка России. 2014. № 71.

    3. Положение о порядке проведения проверок деятельности некредитных финансовых организаций аудиторскими организациями по поручению Банка России (утв. Банком России от 07.08.2014 № 427-П)// Вестник Банка России. — 2014. — № 79.

    4. Инструкция Банка России от 01.09.2014 № 156 — И «Об организации инспекционной деятельности Центрального банка Российской Федерации (Банка России) в отношении некредитных финансовых организаций и саморегулируемых организаций некредитных финансовых организаций»// Вестник Банка России. — 2014. — № 80.

    5. Инструкция Банка России от 24.04.2014 № 151-И «О порядке проведения проверок деятельности некредитных финансовых организаций и саморегулируемых организаций некредитных финансовых организаций уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации (Банка России)// Вестник Банка России. — 2014. — № 68.

    6. См. Мирошник С. В. Страховой надзор в системе финансового контроля// Пробелы в российском законодательстве. — 2013. — № 6.

    Похожие статьи

    УКАЗАНИЯ № 4070-У от (ЦБ РФ)

    УКАЗАНИЕ
    от 12 июля 2016 г. N 4070-У

    О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ИНСТРУКЦИЮ БАНКА РОССИИ ОТ 24 АПРЕЛЯ 2014 ГОДА N 151-И "О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРОК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕКРЕДИТНЫХ ФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ НЕКРЕДИТНЫХ ФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ УПОЛНОМОЧЕННЫМИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (БАНКА РОССИИ)"


    1. В связи с вступлением в силу Федерального закона от 30 декабря 2015 года N 427-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения надзорных полномочий Центрального банка Российской Федерации (Банка России) и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 1, ст. 47) внести в Инструкцию Банка России от 24 апреля 2014 года N 151-И "О порядке проведения проверок деятельности некредитных финансовых организаций и саморегулируемых организаций некредитных финансовых организаций уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации (Банка России)", зарегистрированную Министерством юстиции Российской Федерации 11 июля 2014 года N 33058, 21 июля 2015 года N 38111 ("Вестник Банка России" от 24 июля 2014 года N 68, от 30 июля 2015 года N 64), следующие изменения.
    1.1. Абзац первый пункта 1.4 изложить в следующей редакции:
    "1.4. Проверки поднадзорных организаций проводятся с периодичностью, установленной законодательством Российской Федерации (в том числе подпунктом 1 пункта 3 статьи 55 Федерального закона от 29 ноября 2001 года N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 49, ст.

    Для получения доступа к полному тексту документа Вам нужно зарегистрироваться.
    Если Вы уже регистрировались, то нужно Войти в систему, указав Ваши Логин и Пароль.
    Если Вы забыли пароль, то его можно восстановить на странице Забыли пароль? .

    Центральный Банк Российской Федерации указанием № 3699-У от года внес изменения в Инструкцию Банка России № 151-И от года «О порядке проведения провер

    Центральный Банк Российской Федерации указанием № 3699-У от 29.06.2015 года внес изменения в Инструкцию Банка России № 151-И от 24.04.2014 года «О порядке проведения проверок некредитных финансовых организаций и саморегулируемых организаций..»

    Центральный Банк Российской Федерации указанием № 3699-У от 29.06.2015 года внес изменения в Инструкцию Банка России № 151-И от 24.04.2014 года «О порядке проведения проверок некредитных финансовых организаций и саморегулируемых организаций некредитных финансовых организаций уполномоченными представителями Центрального Банка Российской Федерации».

    Полномочия представителей центрального Банка Росси при проверка были расширены, так теперь при проверках они вправе «Требовать от поднадзорной организации проведения проверки фактического наличия (ревизии) наличных денег и других ценностей комиссией поднадзорной организации в присутствии руководителя и (или) членов рабочей группы». Для поднадзорных организаций исполнение подобного требования стало безусловной обязанностью, а ее нарушение противодействием к проведению проверки.

    1. Указанная инструкция применяется при проведении проверок некредитных финансовых организаций, осуществляющих виды деятельности – ломбард .
    2. Основной целью проведения Банком России проверок поднадзорных организаций является оценка на месте общего состояния поднадзорной организации либо отдельных направлений ее деятельности (с учетом возможности применения конкретных требований законодательства Российской Федерации к определенной поднадзорной организации), в том числе в части:
    • соблюдения поднадзорной организацией законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России;
    • достоверности учета (отчетности) поднадзорной организации;
    • качества управления поднадзорной организации, включая организацию управления рисками и внутреннего контроля поднадзорной организации;
    • финансовой устойчивости, финансового состояния, платежеспособности поднадзорной организации и перспектив ее деятельности и прочее.

    В отношении ломбарда Банк России обращается в суд с заявлением о ликвидации ломбарда в случаях неоднократного нарушения ломбардом настоящего Федерального закона, других федеральных законов, нормативных актов Банка России и в) нарушения ломбардом требований Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма";

    Информация от партнеров: Уральский ювелирный центр приглашает 4 октября на вебинар «Применение профессиональных стандартов для предприятий, осуществляющих оборот драгоценных камней и драгоценных металлов» Статья с портала info.sibnet.ru "Как работают ломбарды: запилы, реактивы и подделки". Статья с портала Life.ru: Если должник не отдаёт долг, ломбард должен сам реализовать заложенное имущество, не передавая его третьим лицам, считает ЦБ. Осуществление Ассоциацией работы с ломбардами в рамках соблюдения требований Федерального закона № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма» По данным сайта kad.arbitr.ru Банк России за прошедший год подал свыше 1050 заявлений о ликвидации ломбардов. Партнер Ассоциации – Уральский ювелирный центр приглашает на курсы в Сургуте. Ответ Банка России на запрос по включению в индивидуальные условия займа возможности уступки прав (требований) по договору потребительского кредита (займа) в ломбарде. Открыта запись на бесплатный для членов Ассоциации вебинар "Деятельность ломбардов в области противодействия легализации доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма" Ответ Банка России на запрос по выдаче займов на предоплаченные карты, предоставленные оператором электронных денежных средств, используемых для перевода электронных денежных средств без открытия счета. Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2016 года № 858 утверждена типовая форма трудового договора, заключаемого между работником и работодателем - субъектом малого предпринимательства, который относится к микропредприятиям. Партнер Ассоциации – Уральский ювелирный центр приглашает на курсы для Сибирского Федерального округа. Информационная статья: Реформирование законодательства, регулирующего оборот драгоценных металлов и драгоценных камней: этапы, основные изменения и их влияние на деятельность ювелирных магазинов и ломбардов. Проект Указания Банка России "О порядке определения и критериях существенности недостоверных отчетных данных, представляемых микрофинансовыми организациями" На сайте Ассоциации были размещены презентации с конференции, прошедшей 22 августа в г. Красноярск Вопросы, подлежащие проверке в целях выявления фактов несоответствия действий (бездействия) ломбардов (должностных лиц, сотрудников организации) законодательству о ПОД/ФТ . Банк России продолжает снижать предельный размер полной стоимости кредита (займа) в ломбарде. Ставки на 4 квартал. Уточнены требования к порядку проведения проверок деятельности ломбардов уполномоченными представителями Банка России. Информационная статья: Вещь в себе: Минфин порицает взвешивание «на глазок». Итоги совещания с представителями некредитных финансовых организаций (в том числе ломбардов), которое прошло 05.08.2016 г. в ГУ Банка России по УФО. Завершается запись на бесплатный для членов Ассоциации вебинар - Потребительское кредитование в ломбарде. Запущен форум Ассоциации развития ломбардов Информационный обзор: Он-лайн кассы и изменения в ФЗ-54 «О применении контрольно-кассовой техники». Реализация невостребованного имущества в ломбардах. Ответ ЦБ РФ об использовании физ. лицом корпоративной карты для осуществления операций по снятию ДС для расчетов, связанных с деятельностью ломбарда. Газета «Коммерсантъ»: ЦБ назвал ломбарды по имени. Регулятор потребовал единообразия в их наименованиях Новые требования Банка России к названию ломбарда. В рамках работы по повышению финансовой грамотности населения ГУ Банка России по Центральному федеральному округу были разработаны плакаты, посвященные деятельности ломбардов. Уральское главное управление Центрального банка Российской Федерации проводит Совещание (обучающий семинар) с поднадзорными ломбардами. Уральский ювелирный центр приглашает на курс «Руководитель ломбарда» Правила игры: страхование в ломбардах. (Газета "Коммерсантъ") Главное управление Банка России по Центральному федеральному округу проводит Совещание (обучающий семинар) с поднадзорными ломбардами. При наличии определенных обстоятельств штраф, налагаемый на субъектов малого и среднего предпринимательства может быть заменен на предупреждение. Информация о последних изменениях законодательства, которые вступили в силу в июле 2016 г. Полезная информация для тех, кто открывает или планирует открыть ломбард - новые коды ОКВЭД. НКО СРО Ассоциация развития ломбардов и АО Страховая компания "ПАРИ" заключили партнерское соглашение. Итоги конференции "Перспективы, законы, тенденции развития рынка ломбардов в России в 2016-2018 г.г." проведенной Ассоциацией 23 мая в г. Ростов-на-Дону. Открыта запись на бесплатный для членов Ассоциации вебинар июля - "Порядок взаимоотношений ломбардов с Центральным Банком России: отчетность, уведомления, проверки". Итоги XXV Международного Финансового Конгресса, проходившего под эгидой Центрального банка в Санкт-Петербурге с 29 июня по 01 июля 2016 гг. Газета «Коммерсантъ» - Ломбарды, попавшие под надзор ЦБ в 2014 году, похоже, начали привыкать к регулятору.

    Прохождение проверки (выездная, камеральная) Банка России без штрафов, приказ ЦБ о проведении проверки, акт о противодействии проверке, как пройти про

    ПРОВЕРКА БАНКОМ РОССИИ НЕКРЕДИТНЫХ ФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ (НФО), ЗАЩИТА ПРАВ УЧАСТНИКОВ ФИНАНСОВОГО РЫНКА

    31 августа 2016, 13:56

    Многие слышали о проверках Банком России некредитных финансовых организаций (далее - НФО). но мало кто может рассказать, как они проводятся на самом деле, на что стоит обращать внимание, какие бывают виды проверок. а также какие меры воздействия могут быть применены к поднадзорной организации по результатам проверки. На эти и другие вопросы, связанные с надзорными полномочиями Банка России, отвечают юристы ЮК "ДЕКАРТ".

    К числу организаций, в отношении которых Банком России и его территориальными учреждениями (далее - ТУ Банка России ) могут проводиться мероприятия по контролю и надзору за исполнением законодательства РФ в установленной сфере деятельности, относятся следующие виды организаций, а также их структурные подразделения (филиалы и представительства):

    - некредитные финансовые организации (НФО):

    1. профессиональные участники рынка ценных бумаг (брокеры, дилеры, доверительные управляющие, депозитарии, регистраторы, клиринговые организации, организаторы торговли, форекс-дилеры);
    2. управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов (ПИФ) и негосударственных пенсионных фондов (НПФ);
    3. специализированные депозитарии инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;
    4. акционерные инвестиционные фонды (АИФ);
    5. центральный депозитарий ;
    6. центральный контрагент ;
    7. репозитарии ;
    8. субъекты страхового дела (страховые организации, брокеры, актуарии);
    9. негосударственные пенсионные фонды (НПФ);
    10. микрофинансовые организации (МФО);
    11. кредитные потребительские кооперативы (КПК), включая сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы (СКПК);
    12. ломбарды ;
    13. жилищные накопительные кооперативы (ЖНК);
    14. бюро кредитных историй (БКИ);
    15. кредитные рейтинговые агентства ;

    - агенты по выдаче, погашению и обмену инвестиционных паев;

    - ипотечные агенты, управляющие ипотечным покрытием и специализированные депозитарии ипотечного покрытия;

    - субъекты отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, субъекты отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию;

    - эмитенты эмисионных ценных бумаг;

    - саморегулируемые организации (СРО) перечисленных видов организаций;

    - физические и юридические лица в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 26.12.1995 № 208-ФЗ "Об акционерных обществах" и Федеральным законом от 22.04.1996 № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг";

    - должностные лица и физические лица в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 27.07.2010 № 224-ФЗ "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты".

    Остановимся более подробно на порядке проведения Банком России проверок некредитных финансовых организаций ( НФО ), за исключением бюро кредитных историй, и их саморегулируемых организаций (СРО).

    Порядок проведения выездных проверок деятельности (далее - проверка ) некредитных финансовых организаций (НФО) и саморегулируемых организаций некредитных финансовых организаций ( СРО НФО ) установлен Инструкцией Банка России от 24.04.2014 № 151-И "О порядке проведения проверок деятельности некредитных финансовых организаций и саморегулируемых организаций некредитных финансовых организаций уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации (Банка России)" (далее - Инструкция ЦБ № 151-И ) и Инструкцией Банка России от 01.09.2014 № 156-И "Об организации инспекционной деятельности Центрального банка Российской Федерации (Банка России) в отношении некредитных финансовых организаций и саморегулируемых организаций некредитных финансовых организаций" (далее - Инструкция ЦБ № 156-И ).

    Проверки НФО проводятся Банком России на основании поручения Банка России на проведение проверки (составляется в 2-х экз.), а также могут проводиться по поручению Банка России аудиторскими организациями и актуариями. а также по поручению Комитета финансового надзора Банка России саморегулируемыми организациями НФО.

    Проведение проверок НФО аудиторскими организациями осуществляется в соответствии с Положением Банка России от 07.08.2014 № 427-П "О порядке проведения проверок деятельности некредитных финансовых организаций аудиторскими организациями по поручению Банка России".

    В проведении проверок негосударственных пенсионных фондов (НПФ), осуществляющих деятельность по обязательному пенсионному страхованию, поставленных на учет в системе гарантирования прав застрахованных лиц, могут участвовать служащие государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" (далее - АСВ ).

    Проводимая проверка Банка России может быть:

    1. комплексной - проверка, проводимая по всем основным направлениям деятельности НФО, за определенный период ее деятельности;
    2. тематической - проверка, проводимая по отдельным направлениям деятельности или видам операций и сделок, которые осуществляются НФО, за определенный период ее деятельности.

    В свою очередь, в зависимости от места нахождения структурных подразделений НФО, проверяемых в течение одной проверки, проверки Банка России подразделяются на:

    1. региональные - проверка структурных подразделений НФО, расположенных на территории одного или нескольких субъектов РФ, инспекционная деятельность Банка России в которых осуществляется одной и той же региональной инспекцией либо межрегиональной инспекцией, выполняющей функции региональной инспекции (в случае ее отсутствия).
    2. межрегиональные - проверка структурных подразделений НФО, расположенных на территории разных субъектов РФ. К межрегиональным проверкам относится также окружная проверка - проверка структурных подразделений НФО, расположенных на территории разных субъектов РФ, инспекционная деятельность Банка России в которых осуществляется одной и той же межрегиональной инспекцией.

    Комплексная проверка НФО проводится Банком России в срок до 60 рабочих дней.

    Тематическая проверка НФО проводится Банком России в срок до 35 рабочих дней.

    При необходимости срок проведения проверки НФО может быть продлен по решению должностного лица Банка России, поручившего проведение проверки, с увеличением общего срока проведения проверки не более чем до :

    1. 105 рабочих дней - для комплексной проверки ;
    2. 80 рабочих дней - для тематической проверки .

    В срок проведения проверки НФО Банком России не включается период, на который она может быть приостановлена.

    Период деятельности НФО, охватываемый проверкой Банка России, в настоящее время не установлен. Однако, на практике Банк России проверяет деятельность НФО за последние 3 (три) года (именно такой период был ранее установлен для проверок, проводимых ФСФР России, до ее присоединения к Банку России).

    Проверки НФО проводятся в соответствии с планом (планами) проверок Банка России поднадзорных организаций, составляемым (составляемыми) на очередное полугодие (далее - План проверок ) на основании предложений соответствующих структурных подразделений центрального аппарата Банка России и ТУ Банка России.

    При необходимости Банком России вносятся изменения в План проверок или проводятся внеплановые проверки НФО.

    Основаниями для исключения проверки НФО из Плана проверок являются:

    1. аннулирование (отзыв) лицензии НФО на осуществление соответствующей деятельности ;
    2. прекращение деятельности НФО в результате реорганизации (за исключением реорганизации НФО в форме преобразования), в связи с исключением юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ);
    3. исключение сведений о НФО из реестра (государственного реестра);
    4. ликвидация кредитных потребительских кооперативов (КПК);
    5. закрытие структурного подразделения НФО;
    6. изменение адреса (места нахождения) НФО в соответствии с данными ЕГРЮЛ и/или фактического адреса места нахождения НФО, повлекшее изменение поднадзорности.

    Основаниями для проведения внеплановой проверки НФО являются:

    1. наличие данных о нарушениях НФО законодательства РФ и нормативных актов Банка России, о неисполнении ими предписаний Банка России;
    2. изменение финансовой устойчивости, финансового состояния, платежеспособности НФО и перспектив ее деятельности, в том числе подверженности НФО рискам, качества управления НФО, включая организацию управления рисками и внутреннего контроля;
    3. выявление фактов, свидетельствующих о возможной недостоверности учета (отчетности) НФО;
    4. обращения федеральных органов исполнительной власти РФ и правоохранительных органов, органов исполнительной власти субъектов РФ в случаях, предусмотренных законодательством РФ;
    5. обращения иностранного регулятора финансового рынка;
    6. случаи, определенные федеральными законами и/или нормативными актами Банка России;
    7. предложения АСВ и Пенсионного фонда РФ в случаях, предусмотренных п. 1 ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 28.12.2013 № 422-ФЗ "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений" и нормативными актами Банка России;
    8. обращения Общественного совета по инвестированию средств пенсионных накоплений с требованиями о проведении проверок деятельности специализированных депозитариев, управляющих компаний в случаях, предусмотренных пп. 3 п. 7 ст. 8 Федерального закона от 24.07.2002 № 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации" ;
    9. иные причины, обусловившие необходимость проведения проверок поднадзорных организаций.

    В соответствии с Инструкцией ЦБ № 151-И, помимо проверки соблюдения лицензионных требований, требований законодательства в сфере финансовых рынков, Банк России (ТУ Банка России) также вправе проводить проверки на предмет соблюдения требований законодательства РФ в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма ( ПОД/ФТ ).


    Проверки на предмет соблюдения требований законодательства РФ в сфере противодействия неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком ( ПНИИИ/МР ) проводятся Банком России в соответствии с Инструкцией Банка России от 10.08.2015 № 167-И "О порядке проведения Банком России проверок соблюдения требований Федерального закона от 27 июля 2010 года №224-ФЗ "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и принятых в соответствии с ним нормативных актов".

    В случаях, установленных законодательством РФ, Банк России проверяет соблюдение НФО требований, установленных стандартами и правилами СРО. членом которой является НФО.

    Периодичность проверки Банком России НФО определяется законодательством РФ и варьируется от 1 (одного) раза в год до 1 (одного) раза в 3 (три) года в зависимости от типа НФО. Так, например, проверки страховых организаций и негосударственных пенсионных фондов проводятся не реже 1 (одного) раза в 3 (три) года, а првоерки акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний, специализированных депозитариев, агентов по выдаче, погашению и обмену инвестиционных паев не реже 1 (одного) раза в год. Однако, указанная норма действует только в отношении плановых проверок Банка России, внеплановые проверки проводятся Банком Росии по основаниям, указанным в настоящей статье выше.

    Проверки НФО могут осуществляться Банком России как без предварительного уведомления, так и с предварительным уведомлением НФО.

    Предварительное уведомление о проведении проверки может содержать требования о совершении НФО действий по обеспечению содействия в проведении проверки, в том числе:

    1. подготовке документов (информации) по вопросам, подлежащим проверке, либо необходимых для ее обеспечения, в том числе электронных документов (информации) и выборок информации (наборов записей);
    2. назначении ответственных работников НФО и уведомлении об этом руководителя группы инспекторов;
    3. проведении организационных мероприятий, в том числе выделении отдельного служебного помещения для группы испекторов, оборудовании его техническими средствами.

    ВАЖНО! Проверка НФО исключительно по вопросу соблюдения требований законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма ( ПОД/ФТ ) осуществляется без предварительного уведомления НФО.

    Проверка НФО начинается с момента предъявления руководителем рабочей группы или членом рабочей группы Банка России НФО (ее уполномоченному лицу) поручения на проведение проверки. в котором определяется персональный состав инспекторов Банка России, в том числе руководитель рабочей группы, образующих группу испекторов для проведения проверки НФО ( не менее 2 чел. ).

    В ходе проверки НФО поручение Банка России на проведение проверки может дополняться. например, при продлении срока или предмета проверки. В этом случае дополнение к поручению Банка России на проведение проверки НФО является его неотъемлемой частью.

    Проверка НФО завершается не позднее даты истечения срока действия поручения на проведение проверки. Датой завершения проверки является дата составления акта проверки НФО (далее - акт проверки ), за исключением случаев составления акта проверки до завершения проверки в соответствии с п. 8.1 и п. 8.5 Инструкции ЦБ № 151-И.

    Если последний день срока действия поручения на проведение проверки приходится на выходной или нерабочий праздничный день, признаваемый таковым законодательством РФ, днем окончания этого срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

    Должностное лицо Банка России, подписавшее поручение на проведение проверки, на основании сообщения руководителя группы испекторов Банка России может принять решение об отсрочке начала проверки или о приостановлении проверки НФО при наличии обстоятельств, свидетельствующих об объективной невозможности проведения проверки:

    1. угрозы жизни и здоровью руководителя и членов группы испекторов;
    2. противодействия НФО проведению проверки, в том числе отсутствия НФО по ее местонахождению (адресу) (за исключением случаев, связанных с изменением НФО своего местонахождения (адреса) в установленном порядке);
    3. иных обстоятельств, препятствующих началу проверки и/или дальнейшему проведению проверки.

    Должностное лицо Банка России, подписавшее поручение на проведение проверки, может принять решение о прекращении проверки НФО, в том числе в отношении проверки, начало которой было отсрочено, в случаях выявления обстоятельств, свидетельствующих о нецелесообразности или объективной невозможности начала или продолжения проведения проверки, включая случаи выявления в ходе проверки НФО фактов и обстоятельств, свидетельствующих о наличии:

    1. оснований для аннулирования (отзыва) у НФО лицензии на осуществление соответствующей деятельности;
    2. оснований для исключения сведений о НФО из реестра (государственного реестра);
    3. оснований для ликвидации кредитного потребительского кооператива (КПК) в судебном порядке;
    4. оснований для назначения временной администрации НФО в соответствии с законодательством РФ;
    5. угрозы правам и законным интересам инвесторов на финансовых рынках, страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством, а также застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, вкладчиков и участников негосударственного пенсионного фонда (НПФ) по негосударственному пенсионному обеспечению, иных потребителей финансовых услуг (за исключением потребителей банковских услуг).

    Руководитель проверяемой НФО не позднее рабочего дня. следующего за датой начала проверки, обязан:

    1. определить должностных лиц и работников НФО (включая ее структурные подразделения). которые должны взаимодействовать с руководителем и членами группы инспекторов Банка России, их компетенцию и ответственность по обеспечению доступа к документам (информации), необходимым для проведения проверки, к программно-аппаратным средствам, электронным базам данных, предоставлению документов (информации) НФО, а также по обеспечению иных условий, необходимых для проведения проверки (далее - ответственные работники НФО );
    2. уведомить в письменной форме руководителя группы испекторов Банка России об ответственных работниках НФО.

    Из полномочий рабочей группы (группы испекторов) Банка России следует выделить наиболее важные.

    1. входить в здания и другие помещения проверяемой НФО, а также, если это необходимо для проведения проверки, в помещения других организаций, привлеченных НФО в соответствии с законодательством РФ для исполнения ее обязательств по договору (в том числе об оказании услуг по проведению организованных торгов), и/или организаций, в которых находятся программно-аппаратные средства, обеспечивающие фиксацию, обработку и хранение документов и информации, связанных с осуществлением деятельности поднадзорной организации (далее - программно-аппаратные средства НФО );
    2. требовать от НФО проведения демонстрации и ознакомления с функционированием и ресурсами программно-аппаратных средств НФО. а также предоставления письменных или устных разъяснений по вопросам, связанным с их разработкой, установкой, внедрением, стандартизацией и эксплуатацией;
    3. получать доступ к программно-аппаратным средствам НФО. системам видеонаблюдения и иным техническим средствам, электронным базам данных НФО в режиме просмотра и/или выборки необходимой информации, а также получать (на собственные отчуждаемые (съемные) машинные носители информации) электронные документы (информацию) поднадзорной организации и иную информацию, хранящуюся в программно-аппаратных средствах поднадзорной организации и иных технических средствах, электронных базах данных, а также (при необходимости) расшифровки (описания форматов) их представления;
    4. требовать от НФО проведения проверки фактического наличия (ревизии) наличных денег и других ценностей (далее - проверка (ревизия) наличных денег ) комиссией НФО в присутствии руководителя и/или членов группы испекторов, а также оформления результатов проверки (ревизии) наличных денег актом в произвольной форме, подписываемым членами комиссии НФО, а также присутствовавшими при проведении проверки (ревизии) наличных денег руководителем и (или) членами группы испекторов Банка России;
    5. требовать от НФО предоставления отдельного служебного помещения для группы испекторов Банка России с оборудованными рабочими местами (за исключением случаев объективной невозможности такого предоставления);
    6. запрашивать от акционеров (участников), клиентов и контрагентов проверяемой НФО. от саморегулируемой организации, членом которой является НФО, от актуария, проводившего актуарное оценивание НФО, от организаций, привлеченных проверяемой НФО в соответствии с законодательством РФ для исполнения ее обязательств по договору, и/или организаций, в которых находятся программно-аппаратные средства поднадзорной организации, других поднадзорных организациях и иных организациях, в том числе не являющихся клиентами и контрагентами проверяемой НФО. федеральных органах в порядке, предусмотренном законодательством РФ, в том числе нормативными правовыми актами, нормативными и иными актами Банка России, а также соглашениями о взаимодействии между Банком России и федеральными органами (при их наличии), документы (информацию), необходимые для установления фактических обстоятельств, в том числе для подтверждения данных, содержащихся в документах (информации), полученных от проверяемой НФО, на основании запросов о предоставлении документов (информации)
    7. требовать от НФО направление (передачу) подготовленных группой инспекторов Банка России запросов акционерам (участникам) проверяемой, клиентам и контрагентам проверяемой НФО, саморегулируемой организации, членом которой является НФО, актуарию, проводившему актуарное оценивание НФО, организациям, привлеченным проверяемой НФО в соответствии с законодательством РФ для исполнения ее обязательств по договору (в том числе об оказании услуг по проведению организованных торгов), и/или организациям, в которых находятся программно-аппаратные средства НФО.

    В свою очередь, члены группы испекторов Банка России обязаны предъявить удостоверения Банка России или удостоверения ТУ Банка России (иного документа, свидетельствующего о том, что указанные лица являются служащими Банка России) руководителю, работникам проверяемой НФО или работникам иной организации, осуществляющей на основании договоров контроль за соблюдением пропускного режима или охрану НФО.

    В ходе проверки запрашиваемые группой инспекторов Банка России сведения и документы ( учредительные документы, документы, связанные с кадровым делопроизводством, бухгалтерские первичные документы, подтверждающие документы внутреннего и/или депозитарного учета, письменные пояснения, документы, связанные с выполнением лицензионных требований, требований законодательства РФ о ПОД/ФТ, ПНИИИ/МР (инсайд), ценных бумагах, микрофинансировании, финансовых рынках и т.д. ), в том числе в электронном виде (на отчуждаемом (съемном) машинном носителе информации однократной записи), представляются НФО с составлением описи в 2-х экз. которая подписывается со стороны НФО и группы инспекторов Банка России.

    В случае непредоставления документов (информации) и/или возникновения обстоятельств, препятствующих их предоставлению в сроки, установленные группой испекторов Банка России в заявке на предоставление документов (информации) и оказание содействия, либо возникновения обстоятельств, препятствующих выполнению НФО в установленные заявкой сроки действий в целях оказания содействия в проведении проверки, руководитель и главный бухгалтер НФО (при его наличии) должны представить руководителю группы испекторов Банка России до истечения установленного срока предоставления документов (информации) либо выполнения НФО действий в целях оказания содействия в проведении проверки:

    1. письменное объяснение причин неисполнения заявки на предоставление документов (информации) и оказание содействия;
    2. при необходимости - мотивированное ходатайство о продлении срока предоставления документов (информации) НФО либо о продлении срока выполнения НФО действий в целях оказания содействия в проведении проверки.

    Руководитель группы испекторов Банка России на основании мотивированного ходатайства НФО принимает решение о продлении (или об отказе в продлении) сроков предоставления документов (информации) или выполнения НФО действий в целях оказания содействия в проведении проверки, установленных в заявке на предоставление документов (информации) и оказание содействия.

    Непредставление НФО запрашиваемых группой инспекторов Банка России документов и сведений (представление недостоверных сведений и документов), несовершение действий, связанных с оказанием содействия в проведении проверки, воспрепятствование осуществлению членами группы инспекторов своих полномочий, равно как и непредставление соответствующих письменных пояснений по указанным фактам является основанием для составления акта о противодействии проведению проверки (составляется в 2-х экз. если НФО является членом СРО, то в 3-х экз. один из которых направляется Банком России в СРО).

    Акт о противодействии проведению проверки подписывается руководителем рабочей группы и членом (членами) группы инспекторов Банка России.

    Составление акта о противодействии проведению проверки не является основанием для ее обязательного приостановления или прекращения. Акт о противодействии проведению проверки представляется соответствующему должностному лицу Банка России для принятия решения о применении к НФО необходимых мер воздействия (составление протокола об административном правонарушении и наложение штрафа, принятие по результатам проверки решения об аннулировании лицензии, исключения НФО из соответствующего реестра и т.д.).

    Результаты проверки НФО отражаются в акте проверки (составляется в 2-х экз.). Акт проверки должен состоять из трех частей. вводной (общие сведения о НФО, группе инспекторов и проведенной проверке), аналитической (определяется перечнем проверенных вопросов деятельности НФО) и заключительной (содержит обобщенную информацию об основных результатах проверки поднадзорной организации).

    Основанием для установления существенности выявленных нарушений и недостатков в деятельности НФО являются мотивированные суждения членов группы инспекторов Банка России, основывающиеся на документах (информации), полученных от НФО, и расчетах руководителя и/или членов группы инспекторов (далее - мотивированные суждения ). Мотивированные суждения и их обоснования отражаются в докладной записке о результатах проверки НФО, представляемой должностному лицу Банка России, подписавшему поручение на проведение проверки. В свою очередь, должностное лицо Банка России, подписавшее поручение на проведение проверки, при необходимости вправе ознакомить руководителя, совет директоров (наблюдательный совет) НФО (при его наличии) с мотивированными суждениями, отраженными в докладной записке о результатах проверки.

    Акт проверки должен быть подписан руководителем и членами группы испекторов Банка России. В случае невозможности подписания акта проверки отдельными членами группы инспекторов (болезнь, отпуск, служебная командировка и иные объективные причины) руководитель группы инспекторов делает отметку о причине отсутствия его подписи. После этого, в день завершения проверки. акт проверки передается НФО с составлением в 2-х экз. и подписанием п ротокола приема-передачи. При необходимости акт проверки может быть направлен НФО заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении не позднее рабочего дня, следующего за датой завершения проверки .

    Срок ознакомления с актом проверки не должен превышать 5 (пять) рабочих дней:

    1. с даты вручения акта проверки руководителю НФО или получения его уполномоченным ответственным работником НФО (либо работником НФО, ответственным за работу с корреспонденцией) на основании протокола приема-передачи акта проверки;
    2. с даты вручения акта проверки, направленного заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении;
    3. с даты, указанной в уведомлении о вручении, имеющем отметку об отказе проверяемой НФО от получения (приема) акта проверки или об отсутствии возможности доставки (вручения) акта проверки, направленного заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

    Руководитель НФО должен до истечения срока ознакомления с актом проверки, указанного в протоколе приема-передачи или в сопроводительном письме, составленном при отправке акта првоерки, (далее - сопроводительное письмо ) представить (или направить заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении) информационное сообщение об ознакомлении с актом проверки в структурное подразделение Банка России, проводившее проверку, или иное структурное подразделение Банка России, определенное в протоколе приема-передачи либо в сопроводительном письме.

    Руководитель НФО вправе представить возражения или замечания по акту проверки (далее - возражения по акту проверки ). Возражения по акту проверки, включая обосновывающие их документы НФО или их копии, должны быть составлены в количестве экземпляров, соответствующем количеству экземпляров акта проверки. заверены подписями руководителя и главного бухгалтера НФО (при его наличии) либо лиц, их замещающих, и оттиском печати НФО. Возражения по акту проверки составляются на бумажном носителе и на отчуждаемом (съемном) машинном носителе информации в виде файла (файлов), содержащего (содержащих) текст возражений, и представляются либо направляются заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении в структурное подразделение Банка России, проводившее проверку, или иное структурное подразделение Банка России, определенное в протоколе приема-передачи акта проверки либо в сопроводительном письме. Возражения по акту проверки (при наличии) включаются в сообщение об ознакомлении с актом проверки в качестве приложения и являются его неотъемлемой частью .

    Возражения по акту проверки рассматриваются при подготовке и принятии решения о применении к НФО мер. При необходимости, по результатам рассмотрения возражений по акту проверки, НФО направляется информация о результатах этого рассмотрения или проводится совещание с представителями НФО. По итогам совещания составляется протокол, экземпляр которого направляется НФО.

    При несогласии с достоверностью, полнотой сведений или выводами группы инспекторов Банка России по результатам проверки, отраженным в акте проверки, уполномоченный ответственный работник НФО вправе представить руководителю или члену группы испекторов собственноручно написанное объяснение, которое прилагается к акту проверки и является его неотъемлемой частью.

    По окончании проверки и получения акта проверки НФО обязана предоставить с соблюдением требований законодательства РФ и нормативных актов Банка России СРО, членом которой она является, копию акта проверки или информацию о результатах проверки в части, касающейся вида предпринимательской и профессиональной деятельности, по которому субъекты этой предпринимательской и профессиональной деятельности объединены в СРО, в срок не позднее 10 (десяти) рабочих дней с даты получения акта проверки. Одновременно с этим, НФО обязана уведомлять структурное подразделение Банка России. осуществляющее надзор за деятельностью НФО, о каждом случае предоставления СРО. членом которой она является, копии акта проверки или информации о результатах проверки в срок не позднее 3 (трех) рабочих дней со дня ее предоставления.

    В случае наличия у НФО совета директоров (наблюдательного совета) руководитель НФО в срок не позднее 10 (десяти) рабочих дней с даты ознакомления с актом проверки должен направить:

    1. совету директоров (наблюдательному совету) НФО акт проверки НФО для ознакомления с ним председателя и членов совета директоров (наблюдательного совета) НФО;
    2. структурному подразделению Банка России, осуществляющему надзор за деятельностью НФО, и структурному подразделению Банка России, проводившему проверку, уведомление о получении акта проверки и направлении совету директоров (наблюдательному совету) НФО информации о результатах проверки или акта проверки либо информации о результатах проверки и акта проверки.

    Экземпляр акта проверки на бумажном носителе и/или в электронном виде представляется на рассмотрение должностного лица Банка России. поручившего проведение проверки НФО (должностного лица Банка России, подписавшего распоряжение на проведение проверки, или иного должностного лица Банка России, определенного распоряжением на проведение проверки), для принятия в рамках предоставленных полномочий решения о применении к НФО мер .

    Рассмотрение акта проверки и докладной записки о результатах проверки и подготовка (при необходимости) предложений о применении к НФО мер должны осуществляться в срок не позднее 30 (тридцати) рабочих дней, следующих за днем получения акта проверки должностным лицом Банка России, уполномоченным принимать решение о применении к НФО мер, если иной срок не установлен нормативными или иными актами Банка России.

    Таким образом, условно плановую выездную проверку Банка России можно разделить на следующие этапы.

    1. уведомление НФО о проведении проверки (с одновременным направлением списка документов, требуемых для представления);
    2. вручение НФО поручения на проведение проверки ;
    3. ознакомление руководителя проверяемой НФО с полномочиями инспекторов Банка России, правами и обязанностями проверяемой НФО при проведении проверки, определение лиц НФО, уполномоченных взаимодействовать с группой инспекторов Банка России в рамках проводимой проверки;
    4. представление проверяемой НФО группе инспекторов Банка России документов, отдельных сведений и пояснений, указанных в приложении к уведомлению о проведении проверки, а также в последующих заявках (требованиях) группы инспекторов. Передача документов, отдельных сведений и пояснений НФО инспекторам Банка России для приобщения их к материалам проверки сопровождается составлением описи по установленной форме;
    5. анализ инспекторами Банка России представленных НФО документов, отдельных сведений и пояснений ;
    6. составление и направление в адрес проверяемой НФО акта проверки;
    7. ознакомление с актом проверки, составление и направление проверяемой НФО возражений на полученный акт проверки Банка России;
    8. принятие Банком России решения по результатам проверки;
    9. исполнение решения Банка России, в случае направления предписания его исполнение и подготовка, представление в Банк России отчета об исполнении предписания.

    ВАЖНО! Стоить отметить, что Банк России в рамках осуществления своих надзорных полномочий вправе направлять в адрес НФО отдельные предписания, запросы, в том числе о представлении документов и сведений, не только при проведении плановой или внеплановой проверки НФО. Как показывает практика, такой дистанционный подход по контролю соблюдения НФО требований законодательства НФО позволяет Банку России более оперативно принимать меры в отношении НФО (предупреждение совершения нарушения, так называемый, предунциальный надзор. наложение административного штрафа, аннулированияе или приостановление ранее выданной лицензии, запрет на совершение отдельных операций и заключения договоров, исключения НФО из реестра). Перечисленные меры принимаются Банком России, зачастую, в одностороннем порядке. по итогам рассмотрения ответа НФО на предписание или запрос Банка России, а также по итогам выезда инспекторов Банка России на юридический адрес НФО и ее отсутствия по указанному адресу.

    В заключение статьи отметим, что любое решение. в том числе предписание, наложение административного штрафа, действия (бездействия) Банка России (ТУ Банка России). а также его должностных лиц в отношении НФО могут быть обжалованы в досудебном (внесудебном), судебном порядке.

    Так или иначе, проводимые Банком России проверки деятельности поднадзорных организаций - это ответственное мероприятие, требующее специальных знаний и навыков от сотрудников проверяемой организации. Как показывает практика, зачастую, таких сотрудников в штате компании попросту не оказывается, что приводит к большим штрафам в рамках КоАП РФ ( до 1 млн. рублей для юридических лиц, до 50 тыс. рублей для должностных лиц ), а иногда к исключению из соответствующего реестра (для микрофинансовых организаций) или к приостановлению или аннулированию лицензии и аннулированию квалификационного аттестата должностных лиц (директора, контролера) (для профессиональных участников рынка ценных бумаг, управляющих компаний ПИФ, НПФ) за выявленные Банком России в деятельности организации нарушения требований законодательства РФ.

    Для того, чтобы избежать подобных последствий и успешно пройти проверку Банка России, Вы можете обратиться за высококвалифицированной помощью к специалистам ЮК "ДЕКАРТ", которые накопили за время работы на финансовом рынке огромный опыт в области юридического сопровождения и защиты прав поднадзорных организаций при проведении проверок Банком России.

    В связи с проводимыми Банком России проверочными мероприятиями ЮК "ДЕКАРТ" разработано для участников финансового рынка несколько предложений - это (см. раздел УСЛУГИ И ЦЕНЫ ):

    1. проведение комплексного аудита (проверки) деятельности участника финансового рынка на предмет соблюдения лицензионных требований, в том числе в сфере ПОД/ФТ и/или ПНИИИ/МР (инсайд). Позволит своевременно выявить и устранить нарушения законодательства РФ до проверки Банка России ;
    2. прохождение проверки Банка России, в том числе в рамках получения от Банка России отдельных предписаний или запросов о представлении документов, деятельности участника финансового рынка. Юридическое сопровождение проверяемой организации на протяжении всего срока проверки с момента получения уведомления о проведении проверки до принятия Банком России решения по результатам проверки. Позволит успешно пройти проверку, оперативно устранить выявленные нарушения, а также избежать административных штрафов, которые могут быть наложены на компанию в ходе надзорных мероприятий.