Руководства, Инструкции, Бланки

Руководство Студией Декоративно Прикладного Творчества img-1

Руководство Студией Декоративно Прикладного Творчества

Рейтинг: 4.1/5.0 (1741 проголосовавших)

Категория: Руководства

Описание

Программа студии Декоративно-прикладного творчества

Программа студии Декоративно-прикладного творчества

Программа кружка-студии Декоративно-прикладного творчества расчитана на детей 5-6 классов и составлена в свободной форме.В программе присутствуют основные направления, но нет четкой привязки к датам, т.к. предполагается свободный переход от одной технике к другой в зависимости от конкурса на который готовятся творческие работы детей. Здесь я руководствовалась желанием детей принимать участие в конкурсах и получать стимулирующие их работу грамоты. Оценка их труда необычайно важна для детей и только это дает возможность нам педагогам удерживать детей в кружках и заинтересовывать их деятельностью в том или ином направлении.

Просмотр содержимого документа
«Программа студии Декоративно-прикладного творчества»

студии декоративно- прикладного творчества

МБОУ «Гимназия» г. Бахчисарая

В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Что же понимается под творческими способностями?

В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.

Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

Работа в студии - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.

Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).

Работу в студии планирую так, чтобы она не дублировала программный материал по труду, а чтобы внеклассные занятия расширяли и углубляли сведения по работе с бумагой и картоном, природным, фольгой и фантиками, ракушками и песком, соленым тестом, цветными нитками, скорлупами, гофрированной бумагой и др. материалами как природного, так и синтетического происхождения. Работу студии буду организовывать с учётом опыта детей и их возрастных особенностей. С детьми, не имеющих навыков работы с бумагой, фольгой и другими материалами буду начинать с более простых поделок, а постарше – поделки в той же технике, но изделии более сложное.

Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность. которая является важным направлением в развитии и воспитании. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.

Программа студии рассчитана на детей 5-7 классов. Группа работает 2 раз в неделю. Практические занятия составляют основную часть программы.

Рекомендуемый минимальный состав группы – 8 человек.

Цель программы - создание условий для развития личности, способной к художественному творчеству и самореализации личности ребенка через творческое воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и индивидуальности.

– научить ребёнка создавать поделки из цветной бумаги, природного материала, фольги и фантиков,

- научить работать с ракушками и песком, соленым тестом, цветными нитками, со скорлупами, гофрированной бумагой.

закрепление и расширение знаний и умений, полученных на уроках трудового обучения, изобразительного искусства, природоведения, литературы, способствовать их систематизации; обучение приемам работы с инструментами;

обучение умению планирования своей работы;

обучение приемам и технологии изготовления композиций; изучение свойств различных материалов;

обучение приемам работы с различными материалами; обучение приемам самостоятельной разработки поделок.

развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала;

развитие образного мышления и воображения;

создание условий к саморазвитию учащихся;

развитие у детей эстетического восприятия окружающего мира.

воспитание уважения к труду и людям труда;

формирование чувства коллективизма;

экологическое воспитание обучающихся;

развитие любви к природе.

Ведущая идея данной программы создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.

Принципы, лежащие в основе программы:

доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К.Д. Ушинский);

демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);

научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);

«от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.

Формы и методы занятий

В процессе занятий используются различные формы занятий:

традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.

А также различные методы:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);

наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);

практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.);

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;

индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;

групповой – организация работы в группах;

индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Требования к уровню подготовки учащихся

В процессе занятий педагог направляет творчество детей не только на создание новых идей, разработок, но и на самопознание и открытие своего "Я". При этом необходимо добиваться, чтобы и сами обучающиеся могли осознать собственные задатки и способности, поскольку это стимулирует их развитие. Тем самым они смогут осознанно развивать свои мыслительные и творческие способности.

В результате обучения в кружке по данной программе предполагается, что обучающиеся получат следующие основные знания и умения: умение планировать порядок рабочих операций, умение постоянно контролировать свою работу, умение пользоваться простейшими инструментами, знание видов и свойств материала, овладение приемами изготовления несложных поделок, расширение кругозора в области природоведения, изобразительного искусства, литературы.

Проверка усвоения программы производится в форме собеседования с обучающимися в конце учебного года, а также участием в конкурсах, выставках.

В результате обучения по данной программе учащиеся:

– научатся различным приемам работы с бумагой, природным материалом, фольгой, фантиками, ракушками, соленым тестом, цветными нитками, скорлупками;

– научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;

– будут создавать композиции с изделиями;

– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;

– овладеют навыками культуры труда;

– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

Формы подведения итогов реализациидополнительной образовательной программы

• Составление фото отчета лучших работ.

• Проведение выставок работ учащихся:

– в классе,
– в школе

• Участие в районных, республиканских и всероссийских и международных выставках и конкурсах выставке детских творческих работ, конкурсах.

Содержание данной программы направлено на выполнение творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. В основном вся практическая деятельность основана на изготовлении изделий. Обучение планируется дифференцированно с обязательным учётом состояния здоровья учащихся. Программой предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике по изготовлению художественных ценностей из текстильных и природных материалов. На учебных занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе изготовления художественных изделий.

Программа знакомит с новыми увлекательными видами рукоделия.

Программа рассчитана на 1 года.

Однако, вся деятельность в студии Декоративно-прикладного творчества кроме выше перечисленных, преследует основную цель: удовлетворение желаний ребенка творить в любых техниках и получать за свое творчество моральное удовлетворение в виде побед и грамот для ученического портфолио. В связи с этим календарно - тематическое планирование и техники декоративно-прикладного творчества могут изменяться в зависимости от конкурсов, которые приходят на школу.

1. Работа с природным материалом (4 ч.)

В настоящее время возникает необходимость позаботиться об укреплении связи ребенка с природой и культурой, трудом и искусством. Сейчас дети все больше и дальше отдаляются от природы, забывая ее красоту и ценность.

Работа с природными материалами помогает им развить воображение, чувство формы и цвета, аккуратность, трудолюбие, прививает любовь к прекрасному. Занимаясь конструированием из природных материалов, ребенок вовлекается в наблюдение за природными явлениями, ближе знакомится с растительным миром, учится бережно относиться к окружающей среде.

Изделия из природного материала. Технология заготовки природных материалов. Художественные приёмы изготовления поделок и картин из природных материалов.

2. Работа с бумагой ( цветная бумага, гофробумага, салфетки) ( 20ч.)

Виды работ из бумаги и картона. Свойства бумаги: (легко режется, мнется, хорошо склеивается.) Художественные приёмы (самостоятельно складывать и вырезать из бумаги сложенной гармошкой, срезать ненужные части, делать надрезы, склеивать, оформлять поделку). Правила пользование ножницами и шаблоном.

О гофрированной бумаге. Основные приемы работы. Изготовление поделок.

Техника изготовления розы из гофрированной бумаги. Валентинка, которая превращается в гирлянду из сердечек.

3. Лепка: работа с соленым тестом, моделинами, пластиками и др. самозатвердевающими составами (40 ч.)

Из истории соленого теста

Лепка из соленого теста является одним из древних видов декоративно-прикладного искусства. Древние египтяне, греки и римляне использовали фигурки из соленого теста для религиозных ритуалов. В Германии и Скандинавии было принято изготавливать пасхальные и рождественские сувениры из соленого теста. Различные медальоны, венки, кольца и подковы вывешивались в проеме окон или крепились к дверям. Считалось, что эти украшения приносят хозяевам дома, который они украшают, удачу и благополучие. В Греции и Испании во время праздника в честь Богоматери на алтарь клали великолепные хлебные венки, украшенные пышными орнаментами. Даже в далеком Эквадоре мастера художественных промыслов делали изделия, раскрашенные яркими красками. У индейцев такие фигурки из теста раньше имели символический или мистический смысл. В Китае 17 века делали марионетки из теста.
В странах Восточной Европы были популярны большие картины из теста. У славянских народов такие картины не раскрашивались и имели обычный для выпечки цвет, что считалось очень привлекательным. Тесто применялось для выполнения фигурок в народных сказаниях.

Для раскраски просушенных изделий используют гуашь или природные красители. Конечный этап - изделия покрывается безцветным быстро сохнущим глянцевым лаком.

4. Работа с цветными нитками (14 ч.)

Виды и свойства ниток. Способы изготовления изделий из ниток.

5. Работа с шерстью (фетр, шерсть для валяния)(50ч)

Работа с шерстью имеет художественно – эстетическую направленность и предназначена для работы в условиях учреждений дополнительного образования. Актуальность и особенность программы в том, что объемным валянием и художественным войлоком могут заниматься все желающие. Валяние войлока модное и популярное занятие во многих странах мира. Валяние – техника доступная для начинающих, даже у новичков сразу же получится любое мягкое забавное изделие. Работа с художественным войлоком представляет безграничные возможности для создания разнообразных поделок. За короткое время можно свалять забавные войлочные игрушки и сувениры, изготовить удивительные картинки.

6. Работа с атласными лентами ( вышивка лентами, казанши и т.д.)(30ч)

Изучение технологии изготовления картины в технике "вышивка шелковыми лентами". Исследования, выявления традиций, история. Материалы, инструменты, оборудование. Выбор рамки для картин. Технологическая последовательность изготовления.

Канзаши – японское искусство, создания цветов из кусочков материи.Развивает не только мелкую моторику, но художественно-эстетический фкус, логику, пространственное мышление, аккуратность и сообразительность.

Учебно – тематический план

студии Декоративно-прикладного творчества

Другие статьи

Персональный сайт - Положение о студии Радуга

«Студия декоративно-прикладного художественного творчества учащихся «Радуга»

Руководитель студии: Комарова Валентина Юрьевна

Положение о студии « Радуга »

Организация работы студии осуществляется в соответствии с требованиями нормативных документов, Министерства образования Российской Федерации.

Система обучения воспитания, развития детей в рамках студии является гибкой, интенсивно использующей знания, полученные в области естественных наук (включая экологию), математики искусства, гуманитарных дисциплин, в образовательной области «Технология». На базе студии возможна параллельная работа нескольких творческих объединений обучающихся с различной направленностью: бисерное рукоделие, лоскутное шитьё, вышитая картина и др.

Административный контроль и руководство осуществляется директором муниципального общеобразовательного учреждения «Гимназия №4».

Руководители творческих объединений, обучающиеся подчиняются Общим правилам поведения в общеобразовательной школе, выполняют требования Устава МОУ «Гимназия №4».

Образовательные программы творческих объединений (кружков) подчинены основным целям:

1. Дополнительное обогащение ЗУН обучающихся, сформированных на уроках в соответствии с образовательными программами «Технология. Обслуживающий труд» (5,6,7,8 кл.),

2. Способствовать формированию художественной культуры обучающихся как составной части материальной и духовной культуры.

3. Повышение художественно- творческой активности детей.

4. Овладение образным языком декоративно-прикладного искусства.

5. Формирование ключевых компетенций.

Виды декоративно прикладной деятельности обучающихся, профиль кружков определяются руководителем студии, руководителями творческих объединений, утверждаются директором МОУ «Гимназия №4».

При выборе профиля кружка педагог руководствуется интересами, склонностями, способностями, возможностями детей, актуальностью вида рукоделия, востребованностью выполненных изделий; учитывает материально-техническое обеспечение мастерских, на базе которых работают кружки и студии, а также материальные возможности учащихся. Проводится мониторинг интересов и склонностей обучающихся с целью оценки и прогнозирования прикладной творческой деятельности на базе студии.

Формы организации прикладной творческой деятельности обучающихся

Практикуются следующие формы учебной деятельности:

- формирование групп по интересам, склонностям, возможностям оказания консультативной помощи.

Творческий процесс организовывается демократично. Обучающимся предоставляется возможность самостоятельно выбирать место работы, решать принимать участие в создание коллективного изделия или реализовывать индивидуальный, авторский проект. Занятия проводятся в следующих формах: практикум, исследование, проектная деятельность, соревнование, викторина, ролевая игра, экскурсия, творческая встреча.

Объединение дополнительного образования детей способствует:

- непрерывности образовательного процесса области эстетического, этического обучения, развитие воспитания, что соответствует понятию образовательной парадигме;

- предоставляет дополнительные возможности для самореализации школьников, активного включения в процесс прикладного творчества, для проявления своих талантов, формирования компетенций, для профессионального самоопределения;

- создаёт условия для глубокого и разностороннего изучения отдельных направлений искусства, для приобретения устойчивых практических навыков в выбранных видах рукоделия.

Кроме того к учебно-методическим задачам относятся:

- формирование общей культуры школьников на основе изучения культуры дом, этики и психологии взаимоотношений в семье, детском творческом коллективе;

- формирование ценностно-смысловых, социально-трудовых, культурно-бытовых и других компетенций;

- создание условий для эстетического, этического, нравственного, духовного развития личностей;

- формирование компетентности личностного самосовершенствования;

- на основе полученных знаний и умений, сформированных компетенций формирование творческого мышления, побуждение интереса к народной культуре, народным ремёслам, истории своей страны;

- способствовать будущей социальной адаптации девушек.

Практическая декоративно-прикладная художественная деятельность планируется и организовывается таким образом, чтобы у обучающихся развивались следующие способности:

- художественная разработка изделий;

- литературно-лингвистические – описание идеи, импровизация в процессе защиты проекта, эскиза, разработка рекламного прайс-листа;

- технологические – приобретение разносторонних знаний, навыков, умений в области различных видов декоративно-прикладного, художественного творчества;

- личностные – самобытность и гибкость мышления, фантазия, любознательность, здоровые творческие амбиции;

- математические, экономические – расчёт затрат, себестоимость, определение формы, размеров, объёма;

- коммуникативные – при обсуждении творческих заданий, общении с учителем, сверстниками;

- социальные – способности и коллективной деятельности, будущей социальной адаптации, способность соблюдать терпимость к мнению других.

При отборе труда руководитель творческих объединений (кружков) придерживается следующих критериев:

- практическая направленность, возможность использования полученных изделий в интерьере дома, для украшения одежды, аксессуаров, положительное восприятие исполнителями;

- доступность исполнения; возможность развития ситуации успеха;

- актуальность, соответствие модным направлениям в одежде, интерьере;

- высокий эстетический уровень; возможность формирования хорошего художественного вкуса;

- возможность в процессе изготовления развивать креативные способности, творческий потенциал;

- возможность экспериментальной, поисково-исследовательской деятельности учащихся, принятия нестандартных решений;

- возможность дифференцированного подхода к обучению; предложения широкого диапазона применения сил; добровольный выбор обучающимися вида изделия;

- возможность достаточно быстрого овладения технологическими основами рукоделия, успешного формирования прикладных навыков, приёмов работы;

- наличие в мастерской студии необходимых инструментов и приспособлений, технологического оборудования, а также схем, инструкционных карт, образцов;

- беспроблемное обеспечение исходными материалами, их достаточно низкая себестоимость;

- максимальное использование материалов б/у, бросовых отходов от местных производственных предприятий, фабрик, ателье, мастерских;

- востребованность изделий на рынке; возможность продажи через художественные мастерские, магазины, ярмарки.

Возможные изменения направления

Профиль, направление творческого объединения (кружка) может изменяться при следующих условиях:

- в соответствии с перспективным планированием работы студии или отдельного кружка;

- потеря актуальности, несоответствие современным эстетическим требованиям, направлениям моды в интерьере, одежде, аксессуарах;

- полностью исчерпаны возможности творчества в данном прикладном направлении;

- желание детей переключиться на новый вид прикладного художественного творчества;

- планируется обучение на более высоком уровне рукоделия в следующем учебном году в соответствии с программой;

- недостаточно высокий уровень интереса детей к данному виду рукоделия;

- возникновение проблем материального, технологического характера.

В занятиях творческий объединений студии могут принимать участие учащиеся гимназии, изъявившие желание изучать курсы (виды рукоделия), предусмотренные программами. При наличии большого числа детей, не владеющих первичными навыками ручного труда, формируется “ группа роста”. Для таких учащихся разрабатывается дополнительная система ускоренного обучения с целью быстрого формирования необходимых навыков, развития творческого потенциала.

Группа «продвинутого обучения» привлекается руководителем объединения к оказанию консультационной помощи (при разработке эскизов, выполнении наиболее трудных технологических операций).

Обеспечение безопасной жизнедеятельности обучающихся

Обучающиеся при выполнении декоративно-прикладных работ используют собственные материалы: стекломатериалы, ткань, нитки и др. а также материалы фонда мастерских технологий. Выполненные работы являются собственностью самих авторов и могут быть использованы на выставках, конкурсах только с их согласия.

По согласованию с обучающимися могут быть выполнены художественные изделия, предназначенные для образцов или использования в качестве экспонатов Музейно-выставочного зала гимназии. Такая категория работ изготовителям не возвращается.

Руководитель творческого объединения обеспечивает технологическую базу для практической деятельности обучающихся; несёт ответственность за охрану труда, соблюдение правил безопасной жизнедеятельности; проводит соответствующие вводные и текущие инструктажи; создают условия соответствующие санитарно-гигиеническим требованиям.

В случае нарушений со стороны обучающихся необходимых требований, руководитель вправе отстранить их от работы на одно или несколько занятий.

Формы занятий творческих объединений

Ознакомительные, тематические экскурсии проводятся в соответствии с планированием работы студии или при возникновении дополнительных условий: открытие выставок в Музейно-выставочном центре города и др.

Посещение выставок, салонов, вернисажей, выставочных центров организовывается руководителем студии совместно с родительским активом. По итогам посещения обучающиеся выполняют эскизы, творческие отчёты, участвуют в интервью, анкетировании.

Руководителями творческих объединений выявляется степень интереса обучающихся к конкретным видам прикладного художественного творчества. Полученные выводы служат фактором, влияющим на перспективный выбор профиля объединений (кружков), а также учитываются при годовом и перспективном планировании.

В рамках работы студии проводятся рабочие, отчётные, показательные выставки декоративно-прикладного художественного творчества.

Опыт работы по организации декоративно-прикладного творчества школьников, обучению в соответствии с выбранными курсами обобщается, анализируется руководителем студии.

Полученные данные становятся основой при разработке методических рекомендаций, адресованных руководителям творческих объединений (кружков), студий, преподавателям художественного труда, учителям технологии.

Требования данного Положения являются основополагающими в деятельности руководителя студии, руководителей творческих объединений (кружков), обучающихся и обязательными к исполнению.

Декоративно-прикладного искусства и дизайна

Декоративно-прикладного искусства и дизайна


Краткая информация о кафедре:

Кафедра ДПИ и дизайна на сегодняшний день представляет одно из новых направлений в общей концепции вуза. Из многих образовательных учреждений, высших учебных заведений художественно-культурного направления, кафедра дизайна и дпи является единственной специализирующейся в направлении текстильного дизайна (дневная форма обучения) и графического дизайна (заочная форма обучения). Кроме того, предполагается развитие других направлений прикладного характера, так как контингент педагогов позволяет вести подготовку этих специалистов. Эта уникальная в своем роде специализация позволяет соприкоснуться с изучением и освоением, как основ академического художественного образования, так и с основами информационной и компьютерной технологии и компьютерной графики, а также предметами специализации, в том числе необходимое дизайнеру знание свойств и работа с материалами.

Учебная программа, научная и практическая деятельность кафедры дизайна и декоративно-прикладного искусства направлена на воспитание и подготовку специалиста, понимающего ценности культурного наследия, умеющего грамотно распорядиться полученными знаниями и умениями. Подготовленность будущего специалиста позволяет ему выступить в роли:

- специалиста в области дизайна и декоративно-прикладного искусства;

- организатора творческо-производственного коллектива;

Кафедра за последние 3 года пополнилась молодыми специалистами из состава выпускников КГАСА – 4 человека, из состава выпускников КазГУКИ 3 человека (что составляет 50% от численного состава педагогов). Изменения, произошедшие на кафедре, положительным образом повлияли на деятельность кафедры: разница возраста дает толчок к конкуренции, а значит требовательности к себе как педагогу, повышается ответственность за свою деятельность. Повысилось количество аспирантов, а значит новых тем научной деятельности на кафедре: статьи, методические рекомендации.

Творческий экзамен профиль «Руководство студией декоративно-прикладного творчества»

Абитуриенту

Программа вступительного творческого экзамена для абитуриентов, поступающих на направление 071500.62 « Народная художественная культура » профиль «Руководство студией декоративно-прикладного творчества»

Вступительный творческий экзамен проводится предметной экзаменационной комиссией, которая утверждается приказом председателя приемной комиссии – ректора университета на основании «Положения о вступительных экзаменах в Новосибирский государственный педагогический университет». Состав предметной комиссии (председатель и члены комиссии) формируется на основе предложений кафедры народной художественной культуры и музыкального образования из числа ведущих преподавателей кафедры и специалистов.

Порядок проведения экзамена
  1. Экзамен проводится в сроки, утвержденные приемной комиссией
  2. Продолжительность экзамена – 4 астрономических часа с момента выдачи задания
  3. Вступительный творческий экзамен состоит из двух этапов:
    I этап – собеседование и просмотр домашних работ
    II этап – экзаменационное задание по композиции
  4. На экзамен абитуриенты должны принести:
    • творческие работы (не более 10): рисунок, живопись, изделия, выполненные в любом художественном материале: текстиль, керамика, кожа, стекло, дерево и т.д.
    • материалы для выполнения задания по композиции по выбору: акварель, гуашь, темпера, тушь, гелевые ручки, простые карандаши; инструменты: кисти, циркуль, линейка, угольник
  5. Абитуриент берет экзаменационный билет с заданием и номером места в аудитории
  6. Абитуриент оформляет титульный лист письменной работы
  7. На оборотной стороне бумаги проставляется номер экзаменационного листа абитуриента и ставится печать приемной комиссии. Для выполнения задания по композиции каждому абитуриенту может быть выделено не более одного листа формата А3
  8. В случае необходимости, по заявлению абитуриента может быть произведена замена испорченного листа; при этом испорченный лист изымается и уничтожается, новый лист маркируется, а время на выполнение задания не увеличивается, о чем абитуриент предупреждается заранее
  9. На титульном листе делается соответствующая запись с указанием времени, даты и подписей абитуриента и члена предметной комиссии
  10. Абитуриенту запрещается подписывать выполненную работу, ставить какие-либо знаки, пометки
  11. Работы, содержащие подписи, посторонние знаки, пометки, оцениваются оценкой «неудовлетворительно» или «не зачтено» без рассмотрения предметной комиссией
  12. Шифр абитуриента проставляется на лицевой стороне листа и на титульном листе
  13. Для проверки домашние и выполненные на экзамене работы развешиваются в аудитории (мастерской) и оцениваются предметной комиссией по 100-балльной системе согласно установленным критериям
  14. Итоговая оценка является суммой баллов за два этапа
  15. Оценка с указанием количества баллов выставляется прописью на лицевой стороне экзаменационной работы
  16. Предметной комиссией заполняется протокол оценки с обязательным указанием шифра работы и критериев, за которые по работе были снижены баллы; протокол подписывается всеми членами предметной комиссии, производившими оценку работы
  17. Работа расшифровывается, оценка проставляется в экзаменационную ведомость и экзаменационный лист, после чего результаты экзамена объявляются абитуриентам
  18. Председатель предметной экзаменационной комиссии дополнительно оценивает экзаменационные работы с неудовлетворительной оценкой и отличной оценкой, а также 5 % остальных работ и удостоверяет своей подписью правильность выставленных оценок
  19. Проверенные работы остаются в этой же аудитории для проведения апелляции
  20. Экзаменационная работа не возвращается
  21. За день до экзамена проводится 2-х часовая консультация, и даются рекомендации для абитуриентов, не посещавших подготовительные курсы
  • Содержание экзамена I этап – просмотр домашних работ

    Собеседование с предоставлением творческих работ (рисунок, живопись, изделия, выполненные в любом художественном материале: текстиль, керамика, кожа, стекло, дерево и т.д.)

    II этап – экзаменационное задание

    Разработка в цвете эскиза орнаментальной композиции (для гобелена, мозаики, батика, витража и т. д.) заданной темы: во фризе (полосе), круге, квадрате и т.д.Работа выполняется на бумаге формата АЗ гуашью, акварелью, темперой, мягкими графическими материалами и т.д. (по выбору абитуриента). В композиции могут быть использованы орнаментально-декоративные и стилизованные элементы животного и растительного мира, фигуры человека.

    Цель экзамена

    В процессе творческого конкурса проверяются и выявляются творческие возможности абитуриентов в разработке орнаментальной композиции и уровень подготовки абитуриентов.

    Общие требования, предъявляемые к экзамену
    • Полное выполнение необходимого объема экзаменационного задания
    • Соответствие критериям оценивания качества вступительного экзамена
  • Порядок оценки экзаменационных работ
    1. Оценка работ производится всеми членами предметной экзаменационной комиссии по 100-балльной системе на основе визуального и графоаналитического метода
    2. Оценка работ производится по системе критериев каждым членом предметной комиссии, после чего председателем комиссии выводится средний балл
    Критерии оценивания качества творческого экзамена
    1. Полнота выполнения задания (изображение поисковых эскизов в карандаше и одного в цвете, наличие и законченность итогового варианта в цвете). 0-10 баллов
    2. Соответствие теме. 0-10 баллов
    3. Органическая связь эскиза с самим предметом (материалом), его назначением, формой, текстурой; 0-10 баллов
    4. Соответствие орнаментальной композиции заданной форме. 0-10 баллов
    5. Оригинальность композиционного решения. 0-10 баллов
    6. Схематичность и плоскостное решение. 0-10 баллов
    7. Колористическая гармония. 0-10 баллов
    8. Стилизация. 0-10 баллов
    9. Правильный выбор изобразительного материала в соответствии с поставленной задачей. 0-10 баллов
    10. Качество выполнения. 0-10 баллов
    Творческий характер работы обуславливает более широкий и свободный выбор художественных материалов: тонированные бумага, картон. Смешанная техника: темпера, акварель, гуашь, цветные карандаши, пастель, тушь и т.д.Абитуриент должен максимально продемонстрировать возможности владения живописной техникой.
  • На основании вышеприведенных оценок выводится итоговая оценка в баллах (0–100 баллов)
  • Примерные композиции творческого экзамена

    Уважаемые студенты! 16 Декабря состоится открытая лекция Ирины Ивановны Шульга "Педагогические парадоксы XXI века!" Начало в 14:00 в IV поточной аудитории
    Уважаемые преподаватели и студенты НГПУ! Институт культуры и молодежной политики приглашает вас 25 октября на открытую лекцию « Киевская Русь - наследница византийской духовной культуры».
    В пятницу, 23 января, в 10.00 часов, в зале заседаний Ученого Совета НГПУ состоится конференция сотрудников и студентов Института культуры и молодежной политики по выборам состава ученого совета ИКиМП.
    Тайный Дед Мороз
    Приглашаем к участию в открытой областной выставке-конкурсе "Матрёшка".
    Уважаемые студенты!

    Авторская программа студии декоративно-прикладного творчества - Берегиня

    Авторская программа студии декоративно-прикладного творчества "Берегиня"

    Посещая и участвуя в выставках, студийцы имеют возможность проводить сравнительный анализ своих работ. Развивают свой творческий потенциал.

    Развитие творческих способностей учащихся начальной школы посредством декоративно – прикладного творчества.

    • познакомить детей с миром оберегов – сувениров;
    • научить различным техникам изготовления поделок– сувениров;
    • привить детям основы этики поведения, в том числе и в ситуациях дарения и принятия подарков;
    • развить у детей внимание и творческие способности,
    • организовывать участие детей в выставках, конкурсах, фестивалях детского творчества;

    Организация образовательного процесса:

    Программа работы студии «БЕРЕГИНЯ» рассчитана на один год обучения. Возраст детей 10 -11 лет. На реализацию работы студии декоративно-прикладного творчества «БЕРЕГИНЯ» в 4 классе отводится 102 часа в год (3 часа в неделю).

    Деятельность педагога и детей включает в себя следующие направления:
    • освоение техники безопасности при работе ребенка в объединении;
    • знакомство с историй и развитием различных техник прикладного творчества;
    • знакомство с культурой, обычаями и историей русского народа;
    • ознакомление с технологическими операциями, при помощи которых можно сделать поделки из различных материалов;
    • изготовление самих поделок и подарков, сувениров, украшений и вещей интерьера, выставочных образцов;
    • участие в создании коллективных композиций;
    • изучение этикета, этики поведения в ситуациях дарения и принятия подарка;
    • освоение навыков грамотного и экономного использования различных материалов.

    Форма проведения занятий: индивидуальные практические работы, беседы, мастер-классы, коллективные творческие работы, экскурсии и участие в выставках.

    Материальное обеспечение программы:
    • картон, цветная и бархатная бумага, обрезки картинок из журналов;
    • карандаши, фломастеры, линейка, ластик, краски и кисточка;
    • клей ПВА;
    • рамочки деревянные;
    • ножницы с тупыми концами, иголки, наперсток;
    • различные кусочки ткани, мешковины, кожи, пряжи, синтепон, вата или ветошь, нитки;
    • мука, соль;
    • тесьма, бисер, бижутерия;
    • основа для мыла, красители. отдушки, масла;
    • растительные сухие материалы;
    • крупа и макароны;
    • салфетки разных цветов.

    Формирование групп, принятие правил работы в группе. Знакомство с целями и задачами кружка. Правила техники безопасности и санитарно – гигиенические требования.

    2. Панно, в мозаичной технике с использованием крупяных и макаронных изделий, салфеток и кусочков рваной бумаги, яичной скорлупы и др.
    Понятия панно, интерьер жилища. Композиция. История мозаики. Мини-панно «Вкусные истории», выполненная из круп и сухофруктов. Панно-мозаика «Мой любимый мультяшка».
    Коллективная творческая работа.

    3. Работа с природным материалом.

    Икэбана – искусство составления букетов. Букеты из осенних листьев, ягод и цветов. Розы из кленовых листьев. Изготовление танцующей куклы из лыка. Коллективная творческая работа.

    Понятие о декоре. Основные приемы декупажа. Инструменты, материалы. Декупаж банки под крупы.

    Аппликация. Понятие о композиции, знакомство с цветовым кругом. Правила техники безопасности при работе с ножницами. Приемы работы с ножницами. Творческие работы.
    Вытынанка. Понятие о вытынанке. История поздравительной открытки. Приемы вырезания. Изготовление новогодних открыток и украшений для новогоднего интерьера. Творческие работы.
    Оригами. Что такое оригами. Создание образа. Изготовление открытки «Мой ласковый и нежный зверь». Коллективная работа «Аквариум».
    Модульное оригами. Знакомство с технологической картой. Изготовление модуля. Основы конструирования. Изготовление сердца. Изготовление цветов.
    Квиллинг. История появления квиллинга. Основные инструменты и материалы. Приемы и элементы квиллинга. Изготовление сережек. Изготовление коллективного панно.

    6. Работа с соленым тестом

    Рецепты соленого теста. История появлений изделий из соленого теста. Приемы лепки. Изготовление оберега «Подкова» и сувенира «Рыбка».

    Основные материалы для изготовления мыла и дополнительные компоненты. Правила т. б. при мыловарении. Изготовление простого одноцветного мыла. Правила и изготовление сложного многоцветного мыла.

    8. Народная тряпичная кукла

    История тряпичной куклы. Народный кукольный календарь. Изготовление кукол «Столбушка», «Травница», «Северная берегиня», «Крупеничка», «Кукла на счастье», «Покосница».

    9. Изготовление мягкой игрушки

    Основные виды швов. Правила т.б. при ручных работах. Кофейные игрушки – изготовление сердца с декупажем. Изготовление брелока – совушка. Изготовленеи игрушки – «Зверики». Изготовление оберега «Домовенок». Игрушка Тильда. Изготовление «Тильды – улитки».

    Экскурсии в музей тверского быта, экспозиция народного творчества. Посещение сменной экспозиции народного творчество в музее им. Лизы Чайкиной, участие в школьной и городской выставке детского прикладного творчества.

    Список используемой литературы:

    1. Д.В. Григорьев, П.В. Степанов «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор», М. Просвещение
    2. Гомозова Ю. Б. Гомозова С. А. Праздник своими руками. Поделки к осенним и зимним праздникам. – Ярославль: Академия развития, К Академия Холдинг, 2001. – 144 с.
    3. Лазарева Л.А. Большая энциклопедия поделок. – М. Росмэн, 2005. – 255 с.
    4. Лыкова И. Коротеева Е. и др. Большая книга детского творчества. – М. Олма Медиа Групп, 2007. – 288 с.
    5. Силаева К. Михайлова И. Соленое тесто. – М. Издательство Эксмо, 2004. – 224 с.
    6. Чибрикова А. Забавные подарки по поводу и без. – М. Издательство Эксмо, 2006. – 64 с.
    7. Интенет-ресурсы (Страна мастеров http://stranamasterov.ru