Руководства, Инструкции, Бланки

Руководство По Контролю Источников Загрязнения Атмосферы Рнд 211.3.01.06-97

Рейтинг: 4.8/5.0 (371 проголосовавших)

Категория: Руководства

Описание

Онд-90 ОБЩЕСОЮЗНЫЙ НОРМАТИВНЫЙ ДОКУМЕНТ РУКОВОДСТВО ПО КОНТРОЛЮ ИСТОЧНИКОВ ЗАГРЯЗНЕНИЯ АТМОСФЕРЫ онд-90 Часть I - Руководство

ПО КОНТРОЛЮ ИСТОЧНИКОВ ЗАГРЯЗНЕНИЯ АТМОСФЕРЫ

Дата введения в действие 1991-01-01

РАЗРАБОТАН отделом контроля атмосферы Всесоюзного научно-исследовательского института охраны природы и заповедного дела Министерства природопользования и охраны окружающей среды СССР.

Исполнители: канд. физ.-мат. наук В.Б.Миляев (научный руководитель разработки); Б.М.Бевзюк, В.Д.Григорьев (разд.7, 9); Л.И.Давыдова (разд.2, 3); Ю.А.Дергунов (разд.3, 6, 10); канд. техн. наук В.С.Матвеев (разд.1, 5, 6, 9, 11); Б.К.Нурмеев (разд.5, 11); А.В.Оглоблин (разд.3, 6, 7, 11); канд. физ.-мат наук Н.И.Орлов (раздел 9); М.Ю.Прокофьев (разд.6, 8); Т.И.Самуйлова (разд.3, 7, 9, 12); канд. хим. наук Е.Н.Семенюк, Н.Н.Звягина (разд.6, 7, 12); Е.И.Соловьева (разд 10); канд. хим. наук С.В.Тимаков (раздел 3, 5, 7); Цибульский В.В. (раздел 6); канд. техн. наук А.Н.Ясенский (раздел 4); канд. техн. наук С.Т.Евдокимова, канд. техн. наук А.И.Алексеев

УТВЕРЖДЕН заместителем председателя Госкомприроды СССР В.Г.Соколовским. Постановление N 8 от 30 октября 1990 г.

Срок действия с 1 января 1991 г. по 1 января 1996 г.*

Настоящее Руководство предназначено для оказания практической помощи территориальным Государственным комитетам по охране природы в организации, техническом оснащении и методическом обеспечении государственного контроля за соблюдением нормативов предельно допустимых выбросов и проверке эффективности газоочистного оборудования. Руководство создано с целью установить единые требования к организационным основам, информационному обеспечению, техническому оснащению и методологии контроля источников загрязнения атмосферы.

Руководство является обязательным для всех территориальных Государственных комитетов по охране природы.

Важнейшим направлением атмосфероохранной деятельности является государственный контроль источников загрязнения атмосферного воздуха в целях получения объективной информации о выбросах вредных веществ в атмосферу промышленными предприятиями и транспортом и оценки соответствия фактических значений выбросов установленным нормативам.

Решение данной задачи возложено на городские, областные, краевые, региональные и республиканские Государственные комитеты по охране природы, в состав которых входят специализированные подразделения, обеспечивающие государственный контроль за соблюдением предприятиями норм предельно допустимых выбросов и выполнением мероприятий по снижению уровня выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.

Руководство состоит из 12 разделов.

В разделе 1 дана характеристика основных задач, решаемых в рамках государственного контроля за охраной атмосферного воздуха.

В разделе 2 приведены перечни и дана краткая характеристика основных документов, регламентирующих атмосфероохранную деятельность.

В разделе 3 приведены характеристики технологических процессов и данные по составу выбросов для ряда отраслей промышленности, вносящих наибольший вклад в общий баланс валовых выбросов в СССР.

В разделе 4 рассмотрены основные положения государственного учета источников загрязнения атмосферы, номенклатура и принципы заполнения отчетных документов, а также принципы формирования банков данных по выбросам загрязняющих веществ.

В разделе 5 рассмотрены основные задачи, решаемые в рамках государственного, ведомственного и производственного контроля источников загрязнения атмосферы и даны рекомендации по определению пространственно-временных параметров контроля, к выбору методов контроля.

В разделе 6 рассмотрены принципы действия, технические характеристики и устройство основных средств инструментального и инструментально-лабораторного контроля концентраций загрязняющих веществ и термодинамических характеристик газовых потоков в источниках загрязнения атмосферы промышленных предприятий и автотранспорта.

В разделе 7 приведены методические основы контроля концентраций загрязняющих веществ с применением инструментальных и инструментально-лабораторных методов в выбросах промышленных предприятий и автотранспорта.

В разделе 8 приведены методики контроля скорости, давления, температуры и влажности газовых потоков.

В разделе 9 рассмотрена методология определения массовых выбросов по результатам измерений концентраций загрязняющих веществ и параметров газовых потоков, приведены основные положения, связанные с расчетными методами определения массовых выбросов, и даны методические основы контроля неорганизованных источников загрязнения атмосферы.

В разделе 10 приведены основные сведения о типах газоочистного оборудования, рассмотрены методические основы контроля газоочистного оборудования с применением газоаналитических средств и даны рекомендации по применению различных методов снижения выбросов.

В разделе 11 даны рекомендации по оценке соблюдения нормативов выбросов при контроле промышленных предприятий и автотранспорта, а также приведены основные критерии принятия решений по результатам контроля.

В разделе 12 определен порядок расчета трудовых затрат для обеспечения контроля источников загрязнения атмосферы с использованием инструментальных и инструментально-лабораторных методов.

Приложения содержат перечни нормативных документов, технических средств, методических и справочных материалов, используемых при контроле источников загрязнения атмосферы.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Государственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляется Советом народных депутатов, их исполнительными и распорядительными органами и специально уполномоченными государственными органами:

- территориальными Комитетами по охране природы Госкомприроды СССР - в части соблюдения норм и правил по охране атмосферного воздуха, регулирования использования воздушного бассейна, оснащенности предприятий оборудованием для очистки и контроля выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;

- санитарно-эпидемиологической службой Минздрава СССР - в части соблюдения санитарно-гигиенических правил и норм по охране атмосферного воздуха;

- Государственной автомобильной инспекцией СССР - в части соблюдения нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, установленных для автотранспортных средств.

Координация работ по государственному контролю за охраной атмосферного воздуха осуществляется Госкомприродой СССР.

1.2. Государственные комитеты по охране природы осуществляют Государственный контроль:

- за выполнением планов и заданий по охране атмосферного воздуха;

- за соблюдением предприятиями, учреждениями и организациями, должностными лицами и гражданами приказов и инструкций, а также других правил, установленных законодательством по охране атмосферного воздуха;

- за соблюдением требований по охране атмосферного воздуха от загрязнения при размещении, проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию новых и реконструированных предприятий;

- за соблюдением нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (ПДВ);

- за выполнением плановых заданий по строительству и вводу в эксплуатацию сооружений, оборудования и аппаратуры для очистки выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.

1.3. Настоящее Руководство по контролю источников загрязнения атмосферы посвящено организации, техническим средствам и методологии государственного контроля за соблюдением нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.

1.4. Предельно допустимый выброс в граммах в секунду (тоннах в год) является научно-техническим нормативом, устанавливаемым для каждого конкретного источника загрязнения атмосферы, исходя из условия, что выбросы загрязняющих веществ от него и всей совокупности источников города или другого населенного пункта с учетом их рассеивания и превращения в атмосфере, а также перспектив развития предприятий не создадут приземных концентраций, превышающих установленные нормативы качества атмосферного воздуха (предельно допустимых концентраций).

1.5. Нормативы ПДВ, установленные для предприятий, пересматриваются в случае изменения мощности источников, технологии производства или режима работы предприятия не реже одного раза в пять лет.

1.6. Выброс загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками загрязнения допускается в каждом случае на основании разрешения, выдаваемого специально уполномоченными государственными органами (городскими, областными, краевыми, региональными и республиканскими комитетами по охране природы).

1.7. Предприятия, получившие разрешение на выброс, должны обеспечить соблюдение нормативов и организовать производственный контроль источников загрязнения атмосферы (ИЗА).

1.8. Соответствие величин фактических выбросов источника загрязнения атмосферы нормативным значениям надо проверять инструментальными или инструментально-лабораторными методами во всех случаях, когда для этого имеются технические возможности.

2. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ И НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

2.1. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

В настоящем разделе приведен перечень законодательных документов по контролю за охраной атмосферного воздуха от загрязнения, которые необходимо знать специалистам, осуществляющим контроль в части соблюдения правил и норм по охране атмосферного воздуха и регулирования использования воздушного бассейна городов и промышленных центров [6, 27].

2.1.1. Конституция (Основной Закон) СССР.

Ст.18. В интересах настоящего и будущих поколений в СССР принимаются необходимые меры для охраны и научно обоснованного, рационального использования Земли и ее недр, водных ресурсов, растительного и животного мира для сохранения в чистоте воздуха и воды, обеспечения воспроизводства природных богатств и окружающей человека среды.

Ст.67. Граждане СССР обязаны беречь природу, охранять ее богатства.

Ст.147. В пределах своих полномочий местные Советы народных депутатов обеспечивают комплексное экологическое и социальное развитие их территории, осуществляют контроль за соблюдением законодательства расположенными на этой территории предприятиями, учреждениями и организациями вышестоящего подчинения, координируют и контролируют их деятельность в области землепользования, охраны природы, строительства, использования трудовых ресурсов, производства товаров народного потребления, соцкультбытового и иного обслуживания населения.

2.1.2. #M12291 9003794Закон СССР "Об охране атмосферного воздуха"#S. Ведомости Верховного Совета СССР, 1980, N 27 (2049), с. 528-529.

2.1.3. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 19.08.82 г. "Об административной ответственности за нарушение законодательства об охране атмосферного воздуха". Ведомости Верховного Совета СССР, 1982, N 94 (2160), с. 635.

2.1.4. Постановление ЦК КПСС и Совмина СССР от 01.12.78 г. "О дополнительных мерах по усилению охраны природы и улучшению использования природных ресурсов". Собрание постановлений правительства СССР, 1979, N 1, с. 6.

2.1.5. Постановление Совета Министров СССР N 1203 от 06.12.84 г. "О дополнительных мерах по предотвращению загрязнения атмосферного воздуха городов, других населенных пунктов и промышленных центров". Сборник постановлений правительства СССР, 1985, N 23, с. 115.

2.1.6. Постановление Совмина СССР от 16.12.81 г. "О нормативах ПДВ загрязняющих веществ в атмосферу и вредных физических воздействий на нее". Сборник постановлений правительства СССР, 1982, N 4, с. 18.

2.1.7. #M12291 9003936Постановление Совмина СССР от 12.08.82 г. "Об утверждении положения о государственном учете вредных воздействий на атмосферный воздух"#S. Сборник постановлений правительства СССР, 1982, N 22, с. 115.

2.1.8. #M12293 0 9037819 1265885411 7715059 1687119237 3896485802 4 444332258 1687119237 1183472Уголовный кодекс РСФСР. Статья 223 "Загрязнение водоемов и воздуха"#S.

2.1.9. Постановление ЦК КПСС и Совмина СССР N 32 от 07.01.88 г. "О коренной перестройке дела охраны природы в стране". Собрание постановлений правительства СССР, 1988, N 6, с. 36.

2.2. НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

В настоящем разделе приведен перечень государственных отраслевых стандартов в области контроля источников загрязнения атмосферного воздуха [34].

2.2.1. #M12291 1200004383ГОСТ 17.2.1.01-76. Охрана природы. Атмосфера (СТ СЭВ 1366-78). Классификация выбросов по составу#S.

2.2.2. #M12291 1200009363ГОСТ 17.2.1.02-76. Охрана природы. Атмосфера (СТ СЭВ 1365-78). Выбросы двигателей автомобилей, тракторов, самоходных сельскохозяйственных машин. Термины и определения#S.

2.2.3. #M12291 1200004384ГОСТ 17.2.1.04-77. Охрана природы. Атмосфера. Meтеорологические аспекты загрязнения и промышленные выбросы. Основные термины и определения#S.

2.2.4. #M12291 1200005818ГОСТ 17.2.2.03-77. Охрана природы. Атмосфера. Содержание окиси углерода в отработанных газах автомобилей с бензиновыми двигателями. Нормы и методы определения#S.

2.2.5. #M12291 1200001355ГОСТ 17.2.3.02-78. Охрана природы. Атмосфера. Правила установления допустимых выбросов вредных веществ промышленными предприятиями#S.

2.2.6. #M12291 1200005825ГОСТ 21393-75. Автомобили с дизелями. Дымность отработанных газов. Нормы и методы измерений#S.

2.2.7. ГОСТ 8.010-72. Государственная система обеспечения единства измерений. Общие требования к стандартизации и аттестации методик выполнения измерений.

2.2.8. ГОСТ 8.316-78. Государственная система обеспечения единства измерений. Аттестация и утверждение государственных стандартных образцов.

2.2.9. ГОСТ 8.504-84. Требования к построению, содержанию и изложению документов, регламентирующих методики выполнения измерений содержаний компонентов проб веществ и материалов.

2.2.10. ГОСТ 8.505-84 Метрологическая аттестация методик выполнения измерений содержаний компонентов проб веществ и материалов.

2.2.11. РД 52.04.59-85. Охрана природы. Атмосфера. Требования к точности контроля промышленных выбросов. Методические указания.

2.2.12. Предельно допустимые концентрации и ориентировочные безопасные уровни воздействия загрязняющих веществ в атмосферном воздухе.

В соответствии с #M12291 9003794Законом СССР "Об охране атмосферного воздуха"#S установлены нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе. Нормативы ПДК утверждены Минздравом СССР и являются едиными для всей страны. В настоящее время используют максимально разовые (ПДК ) и среднесуточные (ПДК ) предельно допустимые концентрации для населенных мест и предельно допустимые концентрации для рабочей зоны (ПДК ). Вещества, для которых не определены ПДК у населенных мест, устанавливаются ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ). Списки ПДК и ОБУВ регулярно дополняет и изменяет Минздрав СССР.

#M12291 5200177Список ПДК за N 3086-84 утвержден 27.08.84 г#S. и содержит сведения о максимальных разовых и среднесуточных ПДК для 298 веществ. В дополнение N 1 N 3865-85 к списку 3086-84, утвержденному 08.05.85 г. внесены 28 веществ, в дополнение N 2 N 4256-87 внесены 22 вещества. Новый список ОБУВ N 4414-84 утвержден 28.07.87 г. и содержит сведения о 537 веществах.

2.2.13. Перечень отраслевых документов, используемых при контроле ИЗА, приведен в прил.1.

2.3. ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Основные термины и определения, используемые в настоящем Руководстве, приведены в табл.2 1.

Основные термины и определения контроля ИЗА

3. ХАРАКТЕРИСТИКИ ТИПОВЫХ ИЗА

3.1. ХАРАКТЕРИСТИКА ТИПОВЫХ ИСТОЧНИКОВ В ТЕПЛОЭНЕРГЕТИКЕ

Предприятия теплоэнергетики делятся по своему назначению на три основные группы:

- тепловые станции, предназначенные для выработки электрической энергии (ТЭС или ГРЭС);

- теплоэлектроцентрали (ТЭЦ), предназначенные для получения тепловой и электрической энергии;

- промышленные и бытовые котельные для выработки тепловой энергии.

ТЭС (ГРЭС), как правило, оснащены мощными котлоагрегатами с производительностью пара 100-1000 т/ч. ТЭЦ характеризуются наличием большого числа котлов средней мощности с производительностью пара 50-500 т/ч. На промышленных бытовых котельных устанавливаются паровые котлы с производительностью пара до 50 т/ч и водогрейные котлы мощностью до 60 Дж/ч (200 ккал/ч).

На предприятиях теплоэнергетики дымовые газы отводятся в атмосферу через сравнительно небольшое число дымовых труб. На ТЭЦ и ТЭС их число не превышает 10, а на промышленных и бытовых котельных - от 2 до 4 шт.

Высота труб на ТЭС и ГРЭС 180-400 м. На ТЭЦ, как правило, высота труб не более 180 м. Высота дымовых труб котельных 40-120 м в зависимости от суммарной производительности котлов.

Построенные к настоящему времени дымовые трубы на ТЭЦ и ТЭС не оснащены местами отбора проб для анализа, однако практически все газоходы, отводящие дымовые газы непосредственно от котлоагрегатов, оборудованы замерными сечениями. Фактическое значение выброса загрязняющих веществ (ЗВ) из дымовых труб определяется в этом случае суммированием выбросов, измеренных для каждого котлоагрегата. Контроль выбросов в газоходах позволяет определить влияние технологических параметров процесса горения на выделение загрязняющих веществ, выявить методы и пути снижения выбросов, определить причины превышения нормативных значений.

Отвод дымовых газов на котельных отличается от отвода на ТЭЦ и ГРЭС. Газоходы отдельных котлов объединяются в общий газоход до входа в дымовую трубу. В объединенном газоходе имеется ряд технологических отверстий, которые можно использовать для отбора проб.

Таким образом, массовые выбросы ИЗА на ТЭС и ТЭЦ целесообразно определять суммированием измеренных количеств вредных веществ, отходящих от отдельных работающих котлоагрегатов, а ИЗА котельных бытового и промышленного назначений контролировать непосредственно.

В табл.3.1 приведены ориентировочные концентрации SО , NО и СО в массовых выбросах основных типов котлоагрегатов малой производительности.

руководство по контролю источников загрязнения атмосферы рнд 211.3.01.06-97:

  • скачать
  • скачать
  • Другие статьи

    Руководство по контролю источников загрязнения атмосферы онд-90 Часть I дата введения в действие 1991-01-01


    ОБЩЕСОЮЗНЫЙ НОРМАТИВНЫЙ ДОКУМЕНТ

    ПО КОНТРОЛЮ ИСТОЧНИКОВ ЗАГРЯЗНЕНИЯ АТМОСФЕРЫ
    ОНД-90
    Часть I

    Дата введения в действие 1991-01-01

    РАЗРАБОТАН отделом контроля атмосферы Всесоюзного научно-исследовательского института охраны природы и заповедного дела Министерства природопользования и охраны окружающей среды СССР.
    Исполнители: канд. физ.-мат. наук В.Б.Миляев (научный руководитель разработки); Б.М.Бевзюк, В.Д.Григорьев (разд.7, 9); Л.И.Давыдова (разд.2, 3); Ю.А.Дергунов (разд.3, 6, 10); канд. техн. наук В.С.Матвеев (разд.1, 5, 6, 9, 11); Б.К.Нурмеев (разд.5, 11); А.В.Оглоблин (разд.3, 6, 7, 11); канд. физ.-мат наук Н.И.Орлов (раздел 9); М.Ю.Прокофьев (разд.6, 8); Т.И.Самуйлова (разд.3, 7, 9, 12); канд. хим. наук Е.Н.Семенюк, Н.Н.Звягина (разд.6, 7, 12); Е.И.Соловьева (разд 10); канд. хим. наук С.В.Тимаков (раздел 3, 5, 7); Цибульский В.В. (раздел 6); канд. техн. наук А.Н.Ясенский (раздел 4); канд. техн. наук С.Т.Евдокимова, канд. техн. наук А.И.Алексеев
    УТВЕРЖДЕН заместителем председателя Госкомприроды СССР В.Г.Соколовским. Постановление N 8 от 30 октября 1990 г.
    Срок действия с 1 января 1991 г. по 1 января 1996 г.*

    Настоящее Руководство предназначено для оказания практической помощи территориальным Государственным комитетам по охране природы в организации, техническом оснащении и методическом обеспечении государственного контроля за соблюдением нормативов предельно допустимых выбросов и проверке эффективности газоочистного оборудования. Руководство создано с целью установить единые требования к организационным основам, информационному обеспечению, техническому оснащению и методологии контроля источников загрязнения атмосферы.


    Руководство является обязательным для всех территориальных Государственных комитетов по охране природы.

    Важнейшим направлением атмосфероохранной деятельности является государственный контроль источников загрязнения атмосферного воздуха в целях получения объективной информации о выбросах вредных веществ в атмосферу промышленными предприятиями и транспортом и оценки соответствия фактических значений выбросов установленным нормативам.


    Решение данной задачи возложено на городские, областные, краевые, региональные и республиканские Государственные комитеты по охране природы, в состав которых входят специализированные подразделения, обеспечивающие государственный контроль за соблюдением предприятиями норм предельно допустимых выбросов и выполнением мероприятий по снижению уровня выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.
    Руководство состоит из 12 разделов.
    В разделе 1 дана характеристика основных задач, решаемых в рамках государственного контроля за охраной атмосферного воздуха.
    В разделе 2 приведены перечни и дана краткая характеристика основных документов, регламентирующих атмосфероохранную деятельность.
    В разделе 3 приведены характеристики технологических процессов и данные по составу выбросов для ряда отраслей промышленности, вносящих наибольший вклад в общий баланс валовых выбросов в СССР.
    В разделе 4 рассмотрены основные положения государственного учета источников загрязнения атмосферы, номенклатура и принципы заполнения отчетных документов, а также принципы формирования банков данных по выбросам загрязняющих веществ.
    В разделе 5 рассмотрены основные задачи, решаемые в рамках государственного, ведомственного и производственного контроля источников загрязнения атмосферы и даны рекомендации по определению пространственно-временных параметров контроля, к выбору методов контроля.
    В разделе 6 рассмотрены принципы действия, технические характеристики и устройство основных средств инструментального и инструментально-лабораторного контроля концентраций загрязняющих веществ и термодинамических характеристик газовых потоков в источниках загрязнения атмосферы промышленных предприятий и автотранспорта.
    В разделе 7 приведены методические основы контроля концентраций загрязняющих веществ с применением инструментальных и инструментально-лабораторных методов в выбросах промышленных предприятий и автотранспорта.
    В разделе 8 приведены методики контроля скорости, давления, температуры и влажности газовых потоков.
    В разделе 9 рассмотрена методология определения массовых выбросов по результатам измерений концентраций загрязняющих веществ и параметров газовых потоков, приведены основные положения, связанные с расчетными методами определения массовых выбросов, и даны методические основы контроля неорганизованных источников загрязнения атмосферы.
    В разделе 10 приведены основные сведения о типах газоочистного оборудования, рассмотрены методические основы контроля газоочистного оборудования с применением газоаналитических средств и даны рекомендации по применению различных методов снижения выбросов.
    В разделе 11 даны рекомендации по оценке соблюдения нормативов выбросов при контроле промышленных предприятий и автотранспорта, а также приведены основные критерии принятия решений по результатам контроля.
    В разделе 12 определен порядок расчета трудовых затрат для обеспечения контроля источников загрязнения атмосферы с использованием инструментальных и инструментально-лабораторных методов.
    Приложения содержат перечни нормативных документов, технических средств, методических и справочных материалов, используемых при контроле источников загрязнения атмосферы.


    1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    1.1. Государственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляется Советом народных депутатов, их исполнительными и распорядительными органами и специально уполномоченными государственными органами:


    - территориальными Комитетами по охране природы Госкомприроды СССР - в части соблюдения норм и правил по охране атмосферного воздуха, регулирования использования воздушного бассейна, оснащенности предприятий оборудованием для очистки и контроля выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;
    - санитарно-эпидемиологической службой Минздрава СССР - в части соблюдения санитарно-гигиенических правил и норм по охране атмосферного воздуха;
    - Государственной автомобильной инспекцией СССР - в части соблюдения нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, установленных для автотранспортных средств.
    Координация работ по государственному контролю за охраной атмосферного воздуха осуществляется Госкомприродой СССР.
    1.2. Государственные комитеты по охране природы осуществляют Государственный контроль:
    - за выполнением планов и заданий по охране атмосферного воздуха;
    - за соблюдением предприятиями, учреждениями и организациями, должностными лицами и гражданами приказов и инструкций, а также других правил, установленных законодательством по охране атмосферного воздуха;
    - за соблюдением требований по охране атмосферного воздуха от загрязнения при размещении, проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию новых и реконструированных предприятий;
    - за соблюдением нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (ПДВ);
    - за выполнением плановых заданий по строительству и вводу в эксплуатацию сооружений, оборудования и аппаратуры для очистки выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.
    1.3. Настоящее Руководство по контролю источников загрязнения атмосферы посвящено организации, техническим средствам и методологии государственного контроля за соблюдением нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.
    1.4. Предельно допустимый выброс в граммах в секунду (тоннах в год) является научно-техническим нормативом, устанавливаемым для каждого конкретного источника загрязнения атмосферы, исходя из условия, что выбросы загрязняющих веществ от него и всей совокупности источников города или другого населенного пункта с учетом их рассеивания и превращения в атмосфере, а также перспектив развития предприятий не создадут приземных концентраций, превышающих установленные нормативы качества атмосферного воздуха (предельно допустимых концентраций).
    1.5. Нормативы ПДВ, установленные для предприятий, пересматриваются в случае изменения мощности источников, технологии производства или режима работы предприятия не реже одного раза в пять лет.
    1.6. Выброс загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками загрязнения допускается в каждом случае на основании разрешения, выдаваемого специально уполномоченными государственными органами (городскими, областными, краевыми, региональными и республиканскими комитетами по охране природы).
    1.7. Предприятия, получившие разрешение на выброс, должны обеспечить соблюдение нормативов и организовать производственный контроль источников загрязнения атмосферы (ИЗА).
    1.8. Соответствие величин фактических выбросов источника загрязнения атмосферы нормативным значениям надо проверять инструментальными или инструментально-лабораторными методами во всех случаях, когда для этого имеются технические возможности.


    2. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ И НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

    2.1. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

    В настоящем разделе приведен перечень законодательных документов по контролю за охраной атмосферного воздуха от загрязнения, которые необходимо знать специалистам, осуществляющим контроль в части соблюдения правил и норм по охране атмосферного воздуха и регулирования использования воздушного бассейна городов и промышленных центров [6, 27].


    2.1.1. Конституция (Основной Закон) СССР.
    Ст.18. В интересах настоящего и будущих поколений в СССР принимаются необходимые меры для охраны и научно обоснованного, рационального использования Земли и ее недр, водных ресурсов, растительного и животного мира для сохранения в чистоте воздуха и воды, обеспечения воспроизводства природных богатств и окружающей человека среды.
    Ст.67. Граждане СССР обязаны беречь природу, охранять ее богатства.
    Ст.147. В пределах своих полномочий местные Советы народных депутатов обеспечивают комплексное экологическое и социальное развитие их территории, осуществляют контроль за соблюдением законодательства расположенными на этой территории предприятиями, учреждениями и организациями вышестоящего подчинения, координируют и контролируют их деятельность в области землепользования, охраны природы, строительства, использования трудовых ресурсов, производства товаров народного потребления, соцкультбытового и иного обслуживания населения.
    2.1.2. #M12291 9003794Закон СССР "Об охране атмосферного воздуха"#S. Ведомости Верховного Совета СССР, 1980, N 27 (2049), с. 528-529.
    2.1.3. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 19.08.82 г. "Об административной ответственности за нарушение законодательства об охране атмосферного воздуха". Ведомости Верховного Совета СССР, 1982, N 94 (2160), с. 635.
    2.1.4. Постановление ЦК КПСС и Совмина СССР от 01.12.78 г. "О дополнительных мерах по усилению охраны природы и улучшению использования природных ресурсов". Собрание постановлений правительства СССР, 1979, N 1, с. 6.
    2.1.5. Постановление Совета Министров СССР N 1203 от 06.12.84 г. "О дополнительных мерах по предотвращению загрязнения атмосферного воздуха городов, других населенных пунктов и промышленных центров". Сборник постановлений правительства СССР, 1985, N 23, с. 115.
    2.1.6. Постановление Совмина СССР от 16.12.81 г. "О нормативах ПДВ загрязняющих веществ в атмосферу и вредных физических воздействий на нее". Сборник постановлений правительства СССР, 1982, N 4, с. 18.
    2.1.7. #M12291 9003936Постановление Совмина СССР от 12.08.82 г. "Об утверждении положения о государственном учете вредных воздействий на атмосферный воздух"#S. Сборник постановлений правительства СССР, 1982, N 22, с. 115.
    2.1.8. #M12293 0 9037819 1265885411 7715059 1687119237 3896485802 4 444332258 1687119237 1183472Уголовный кодекс РСФСР. Статья 223 "Загрязнение водоемов и воздуха"#S.
    2.1.9. Постановление ЦК КПСС и Совмина СССР N 32 от 07.01.88 г. "О коренной перестройке дела охраны природы в стране". Собрание постановлений правительства СССР, 1988, N 6, с. 36.

    2.2. НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

    В настоящем разделе приведен перечень государственных отраслевых стандартов в области контроля источников загрязнения атмосферного воздуха [34].


    2.2.1. #M12291 1200004383ГОСТ 17.2.1.01-76. Охрана природы. Атмосфера (СТ СЭВ 1366-78). Классификация выбросов по составу#S.
    2.2.2. #M12291 1200009363ГОСТ 17.2.1.02-76. Охрана природы. Атмосфера (СТ СЭВ 1365-78). Выбросы двигателей автомобилей, тракторов, самоходных сельскохозяйственных машин. Термины и определения#S.
    2.2.3. #M12291 1200004384ГОСТ 17.2.1.04-77. Охрана природы. Атмосфера. Meтеорологические аспекты загрязнения и промышленные выбросы. Основные термины и определения#S.
    2.2.4. #M12291 1200005818ГОСТ 17.2.2.03-77. Охрана природы. Атмосфера. Содержание окиси углерода в отработанных газах автомобилей с бензиновыми двигателями. Нормы и методы определения#S.
    2.2.5. #M12291 1200001355ГОСТ 17.2.3.02-78. Охрана природы. Атмосфера. Правила установления допустимых выбросов вредных веществ промышленными предприятиями#S.
    2.2.6. #M12291 1200005825ГОСТ 21393-75. Автомобили с дизелями. Дымность отработанных газов. Нормы и методы измерений#S.
    2.2.7. ГОСТ 8.010-72. Государственная система обеспечения единства измерений. Общие требования к стандартизации и аттестации методик выполнения измерений.
    2.2.8. ГОСТ 8.316-78. Государственная система обеспечения единства измерений. Аттестация и утверждение государственных стандартных образцов.
    2.2.9. ГОСТ 8.504-84. Требования к построению, содержанию и изложению документов, регламентирующих методики выполнения измерений содержаний компонентов проб веществ и материалов.
    2.2.10. ГОСТ 8.505-84 Метрологическая аттестация методик выполнения измерений содержаний компонентов проб веществ и материалов.
    2.2.11. РД 52.04.59-85. Охрана природы. Атмосфера. Требования к точности контроля промышленных выбросов. Методические указания.
    2.2.12. Предельно допустимые концентрации и ориентировочные безопасные уровни воздействия загрязняющих веществ в атмосферном воздухе.
    В соответствии с #M12291 9003794Законом СССР "Об охране атмосферного воздуха"#S установлены нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе. Нормативы ПДК утверждены Минздравом СССР и являются едиными для всей страны. В настоящее время используют максимально разовые (ПДК ) и среднесуточные (ПДК ) предельно допустимые концентрации для населенных мест и предельно допустимые концентрации для рабочей зоны (ПДК ). Вещества, для которых не определены ПДК у населенных мест, устанавливаются ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ). Списки ПДК и ОБУВ регулярно дополняет и изменяет Минздрав СССР.
    #M12291 5200177Список ПДК за N 3086-84 утвержден 27.08.84 г#S. и содержит сведения о максимальных разовых и среднесуточных ПДК для 298 веществ. В дополнение N 1 N 3865-85 к списку 3086-84, утвержденному 08.05.85 г. внесены 28 веществ, в дополнение N 2 N 4256-87 внесены 22 вещества. Новый список ОБУВ N 4414-84 утвержден 28.07.87 г. и содержит сведения о 537 веществах.
    2.2.13. Перечень отраслевых документов, используемых при контроле ИЗА, приведен в прил.1.

    2.3. ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

    Основные термины и определения, используемые в настоящем Руководстве, приведены в табл.2 1.

    Основные термины и определения контроля ИЗА

    В табл.3.2 приведены ориентировочные концентрации SО и NО в отходящих газах 20 типов средней и высокой производительности котлоагрегатов, работающих с различными нагрузками на твердом, жидком и газообразном топливе.

    Руководство по контролю источников загрязнения атмосферы онд-90 Часть I дата введения в действие 1991-01-01

    3 Антропогенные источники загрязнения атмосферы

    Реферат на тему: Проблема загрязнения атмосферы и ее разрешение

    Програма курса «охрана воздушного и водного бассейна»

    I. о практической философии и необходимости введения института практических философов

    Лекция 3 2011г Химические процессы в атмосфере и их экологические последствия

    Руководство студией кино, фото- и видеотворчества, Руководство любительским театром

    Краткий обзор отчёта по оценке загрязнения атмосферного воздуха на территории города Нижневартовска

    Реферат на тему. Источники загрязнения реки Колышлей и методы очистки воды на очистных сооружениях водопровода р п. Колышлей

    Закон nr. 589 от 23. 05. 1991 о переименовании государства сср молдова в Республику Молдова

    Плиты перекрытий железобетонные многопустотные для зданий и сооружений. Технические условия

    СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

    СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

    1 Программа «Здоровая окружающая среда города Астаны на 2008- 2010годы».- Астана, 2007

    2 Новикова Н.В. Архитектура теплиц и оранжерей.- М. Архитектура-С, 2006

    3 Тетиор А.Н. Городская экология.- М. Строительство, 2007

    4 Архитектура и строительство России. №№ 5-2001, 1,4-2002

    5 Архидом, №№ 3-2007

    6 Зодчество мира. №№ 1-1997, 3-99, 1,2,4-2001, 3,4-2002

    7 Экология и жизнь, № 3-2007

    8 Сборник материалов Современный город: Архитектура и экология.-Алматы, 2008

    9 Боков В.А. Основы экологической безопасности.- Симферополь:

    10 Глазычев В.Л. Городская среда: технология развития.- М. Ладья, 1995

    11 Перцик Е.Н. Среда человека: предвидимое будущее.- М. Мысль, 1990

    12 Проблемы качества городской среды / под ред. Г.М. Лаппо и

    Т.В. Бочкаревой.- М. Наука, 1989

    13 Тетиор А.Н. Город и природа.- М. МГУП, 1996

    14 Тетиор А.Н. Город и природа.- М. МГУП, 1996

    15 Дятков С.В. Михеев А.П. Архитектура общественных зданий.- М.:

    изд.- во АСВ, 1998

    16 Маклакова Т.Г. Функция, конструкция, композиция в архитектуре.-

    М. Изд. Ассоциации Строительных Вузов, 2002

    17 Морозов А.П. и др. Общественные здания и пространственные

    конструкции.- Л. Изд-во ли-ры по строительству, 1972

    18 Полуй Б.М. Архитектура и градостроительство в суровом климате.-

    Л. Стройиздат, 1989

    19 Колодин К.И. Формообразование объектов загородной среды-

    М. Архитектура-С, 2004

    20 Штейнберг А.Я. Методы и инструменты архитектурного проектирования, М. Стройиздат, 1992

    21 СНИП, 2.08.02.85, Общественные здания и сооружения, М. Стройиздат, 1985

    22 Устелимова С.В. Ландшафтный дизайн, М. Вече, 2000

    23 Ефимов А.Ф. Формообразующее действие полихромии в архитектуре, М. Стройиздат, 1989

    24 Гельфонд А.Л. Архитектурное проектирование общественных зданий и сооружений, Москва 2007г

    25 СНиП РК 3.02-25-2004. Ощеобразовательные учреждения, Астана 2005

    26 СНиП РК 3.02-20-2004. Культурно-зрелищные сооружения, Астана2005

    27 СНиП РК 3.02-13-2003. Проектирование гостиниц, Астана 2003

    28 СНиП РК 3.02-04-2002. Административные и бытовые здания, Астана 2002

    29 СНиП РФ 2.08.02-89. Проектирование зданий Научно-Исследовательских институтов, М.:1989

    30 Байер А.Г. Справочник по проектированию лабораторий, М.:2006

    31 www.climate.kz/ Данные координационного центра по изменению климата

    32 Абдулин А.А. Геология и минеральные ресурсы Казахстана, Алмата «Гылым», 1994

    33 Археологическая карта Казахстана, Алмата, 1960

    34 Аубакиров С.А. Хамзин С.Х. Карантинные и зоонозные инфекции. Зоогеография Казахстана, Алмата, 1960

    35 Бекжанов Г.Р. и др. Геологическое строение Казахстана, Алматы, 2000

    36 Бочкарев В.П. и др. Опасные геодинамические процессы на территории Казахстана, Кокшетау, 2004

    37 Вислогузова А.И. и др. Рельеф Казахстана, Алматы, «Гылым», 1991

    38 Водный кодекс Республики Казахстан, 2003

    39 Вредные химические вещества. Углеводы. Справочник. Под редакцией Филатова, Ленинград, 1990

    40 Гинетические нормативы уровней шума и инфразвука в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки. Утверждено приказом МЗРК 03.12.04. № 841

    41 Гигиенические нормативы уровней шума на рабочих местах. Утверждено приказом МЗРК 24.03.2005 № 139

    42 ГОСТ 17.2.3.02-78 Охрана природы. Атмосфера. Правила установления допустимых выбросов вредных веществ промышленными предприятиями

    43Государственный водный кадастр. Многолетние данные о режиме и ресурсах поверхностных вод суши. Казахская ССР, том 5 Выпуск 3, Ленинград, «Гидрометеоиздат», 1987

    44 Данные Агенства Республики Казахстан по статистике. Электронная версия, 2006

    45 Долгушин И.А. Орнитогеоргафическое районирование Казахстана, «Львов», 1957

    46 Дончева А.В. Экологическое проектирование и экспертиза, М. Аспект Пресс, 2002

    47 Емельянов А.Ф. Предложения по классификации и номенклатуре ареалов. Энтомологический обозреватель, том 53 выпуск 3

    48 Крыжановский О.Л. Состав и происхождение наземной фауны Средней Азии. М.-Л. 1965

    49 Ермаков В.А. Казахстан в современном мире(эколого-географический очерк), Алматы, 1998

    49 Жеребцова Г.П. Покалов О.В. Оздоровление окружающей среды в городах средствами озеленения: обзорная информация, Москва, 1998

    50 Greenspace Master Plan. Strategies for Ottawa’s Urban Greenspaces, august,2006

    Земельный кодекс Республики Казахстан. Принят 20 июня 2003

    51 Инструкция по нормированию выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, № 516-П от 21.12.2000

    52 Инструкция по проведению оценки воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду при разработке предплановай, предпроектной и проектной документации, МООС РК, 2007

    53 Итоги обследования сельских населенных пунктов Республики Казахстан на основании индикаторов социальной и инженерной инфраструктуры, том 2, по состоянию на 1.01.04

    54 Казахстан и его регионы, ежеквартальный журнал. Агенство Республики Казахстан по статистике, Алматы, 2006

    55 Казахстан. Краткий энциклопедический словарь.Алматы, Издательство «Алматыкытап», 2005

    56 Климат Казахстана, ГИМИЗ.Л.1959

    57 Концепция создания и ведения единой государственной системы мониторинга окружающей среды и природных ресурсов на 2007-2015 годы. Утверждена приказами Министра ООС РК от 13 апреля 2006 года №112-п и других Министерств и Ведомств

    57 Литвинова Л.И. Левон Ф.М. Зеленые насаждения и охрана окружающей среды. Киев: Здоровье, 1986

    58 Луканин В.Н. Буслаев А.П. Яшина М.В.Автотранспортные потоки и окружающая среда-2, Москва, 2001

    59 Матюхин В.А. Разумов Н.А. Экологическая физиология человека и восстановительная медицина. М. ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 1999

    60 Межгосударственные строительные нормы МНС 2.04-01-98 «Строительная климатология»

    61 Методика расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий.

    62 Методологические положения по статистике,(под общей редакцией К. Абдиева). Агенство Республики Казахстан по статистике. Алматы, 2005

    63 Методические указания по расчету выбросов загрязняющих веществ в атмосферу предприятиями строительной индустрии. Алмата, 1992

    64 Национального плана действий по гигиене окружающей среды Республики Казахстан от 09.06.00 №878

    65 Нестеркина Н.В. и др. Гидрогеологические условия Казахстана. Алматы, 2004

    66 Николаевский В.С. Биологические основы газоустойчивости растений, Новосибирск, 1980

    67 Нормы радиационной безопасности НРБ-96. М. 1996

    68 Обзор. Окружающая среда и устойчивое развитие в Казахстанне. Серия публикаций ПРООН Казахстан №UNDPKAZ 06, Алматы, 2004

    69 Охрана окружающей среды и устойчивое развитие Казахстана, Статистический сборник, Аматы, 2005

    70 Оценка изменений гидрогеологических условий под влиянием произдвенной деятельности. Москва, «Недра», 1978

    71 Перечень и коды веществ загрязняющих атмосферный воздух. Санкт-Петербург, 2000

    72 Практическое пособие к СП 11-101-95 по разработке раздела «Оценка воздействия на окружающую среду» при обасновании инвестиций в строительство предприятий, знаний и сооружений, Госстрой России, Москва, 1998

    73 Проект «Комплекс по переработке твердых бытовых отходов в г. Астана», Астана, 2007. – Том 6 «Окружающая среда»

    74 Промышленная ботаника, Киев, 1980

    75 РД 52.04.186-89 «Руководство по контролю загрязнения атмосферы»

    76 Рекомендации по охране окружающей среды в районной планировке. ЦНИИП градостроительства Госгражданстроя.М. 1986

    77 РНД 211.2.01.01-97 Методика расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий.

    78 РНД 211.2.02.03-2004. Методика расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферу при сварочных работах. Астана, 2005

    79 РНД 211.2.02.04-2004. Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Санкт-Петербург, 2002

    80 РНД 211.02.06-2004. Методика расчетов выбросов загрязняющих веществ при механической обработке металлов, Астана, 2004

    81 РНД 211.2.02.09-2004. Методические указания по определению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу из резервуаров, Астана, 2005

    82 РНД 211.3.01-06-97 «Временное руководство по контролю источников загрязнения атмосферы», Алматы, 1997

    83 Санитарно-эпидемиологические требования к атмосферному воздуху. Приказ № 629 и.о. Министра здравоохранения РК от 18 августа 2004

    84 СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к атмосферному воздуху» Утверждено приказом и.о. Министра здравоохранения РК 18 августа 2004 №629

    85 СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям работы с источниками вибрации» Утверждено приказом и.о. Министра здравоохранения РК 29.06.05 № 310

    86 СанПиН «Санитарно-эпедиомелогические требования к условиям труда и бытового обслуживания на объектах нефтедобывающей промышленности» Утверждено Приказом МЗРК №3764 от 03.08.05от загрязнения

    87 СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования по охране поверхностных вод» Утверждены приказом и.о. Министра здравоохранения РК от 28 июня 2004г. №506

    88 СанПиН № 3792 «Санитарно-эпидемиологические требования к проектированию производственных объектов». Утверждено приказом и.о. Министра здравоохранения РК 08.07.05 №334

    89 СанПиН №3-01.002-96 «Санитарные правила и нормы защиты населения от воздействия электромагнитных полей, создаваемых радиотехническими объектами»

    90 Сборник «Об охране атмосферного воздуха» Том 1-3. Агенство РК по статистике, Алматы, 2006

    91 Сельское, лесное и рыбное хозяйство Казахстана в 2001-2005г. Статистический сборник. Агенство Республики Казахстан по статистике. Алматы, 2006

    92 Сидоренко Г.И. Кутепов Е.Н. Приорететные направления научных исследований по проблемам оценки и прогнозирования влияния факторов риска на здоровье населения/Гигиена и санитария, 1994

    93 Сит У.Х. Лес и атмосфера. Взаимодействие между лесными экосистемами и примесями атмосферного воздуха, Москва, 1985

    94 СНиП РК 3.01-01 Ас-2007. Планировка и застройка города. Комитет по делам строительства и жилищно-комунального хозяйства Министерства индустрии и торговли РК, Астана, 2008

    95 СНиП РК 3.01-07-2007. Инструкция о составе, порядке разработки, согласования и утверждения градостроительных проектов в РК. Комитет по делам строительства и жилищно-комунального хозяйства Министерства индустрии и торговли РК, Астана 2008

    96 СНиП РК 2.04.01-85 « Внутренний водопровод и канализация зданий»

    97 СНиП 2.04.03-85 «Канализация. Наружные сети и сооружения»

    98 СНиП 2.05.06-85 «Магистральные трубопроводы»

    99 СНиП 4.05-91 «Сборник сметных норм и расценок на строитнльные работы»

    100 СНиП III-42-80 «Строительные нормы и правила. Магистральные трубопроводы»

    101 СНиП №2.04-05-2002 «Естественное и искусственное освещение»

    102 СНиП РК 2.03-30-2006 «Строительство в сейсмических районах», Алматы 2006

    103 СНиП РК 4.01.02-2001 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения»

    104 Типовые правила ведения производственного мониторинга(утверждены Приказом Министра МООС РК от 02.02.2006 №45-п)

    105 Экологический кодекс РК от 09.01.2007 №212-III