Руководства, Инструкции, Бланки

Программа Улучшения Условий И Охраны Труда В Организации Образец img-1

Программа Улучшения Условий И Охраны Труда В Организации Образец

Рейтинг: 4.7/5.0 (1722 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Приказ об утверждении плана мероприятий по улучшению условий и охраны труда (образец)

Приказ об утверждении плана мероприятий по улучшению условий и охраны труда (образец)

Общество с ограниченной ответственностью "АБВ-плюс"

01 февраля 2013 г. N 0103

об утверждении плана мероприятий по улучшению условий и охраны труда

В целях реализации требований ст. 226 Трудового кодекса РФ, улучшения условий и охраны труда в организации

1. Утвердить и ввести в действие План мероприятий по улучшению условий и охраны труда (Приложение 1 к настоящему приказу) с 01 февраля 2013 года.

2. И. И. Иванову, инженеру по охране труда, ознакомить с настоящим приказом лиц, ответственных за проведение мероприятий по улучшению условий и охраны труда до 11 марта 2013 года под роспись.

3. Лицам, ответственным за проведение мероприятий по улучшению условий и охраны труда, руководствоваться настоящим приказом.

4. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.

Генеральный директор подпись А.С.Попов

Полный текст документа с приложением в прикрепленном файле.

Рубрики:

Другие статьи

Типовая программа улучшения условий и охраны труда в субъекте Российской Федерации

Типовая программа улучшения условий и охраны труда в субъекте Российской Федерации

Типовая программа
улучшения условий и охраны труда в субъекте Российской Федерации

Программа улучшения условий и охраны труда в субъекте Российской Федерации (далее - программа) содержит:

б) характеристику проблемы, решение которой осуществляется путем реализации программы, включая анализ причин ее возникновения, целесообразность и необходимость решения на уровне субъекта Российской Федерации;

г) описание ожидаемых результатов реализации программы и целевые индикаторы - измеряемые количественные показатели решения поставленных задач и хода реализации программы по годам;

д) перечень и описание программных мероприятий, включая состав мероприятий, информацию о необходимых ресурсах (с указанием направлений расходования средств и источников финансирования) и сроках реализации каждого мероприятия. При определении размера средств, выделяемых на реализацию мероприятий программы из бюджета субъекта Российской Федерации, учитывается необходимый для их осуществления объем финансирования в целом;

е) срок реализации программы;

ж) описание социально-экономических последствий реализации программы;

з) оценку эффективности расходования средств по годам в течение всего срока реализации программы, а при необходимости - и после ее реализации;

и) методику оценки эффективности программы (с учетом ее особенностей);

л) описание системы управления реализацией программы, включающей в себя распределение полномочий и ответственности между структурными подразделениями, отвечающими за ее реализацию.

Программа должна содержать (в указанной последовательности):

- титульный лист программы;

Паспорт
Программы улучшения условий и охраны труда в субъекте Российской Федерации

Важнейшие целевые индикаторы и показатели программы

Индикаторы (показатели) достижения программных целей и задач:

- численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более (чел.);

- удельная численность погибших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом в расчете на 1 тыс. работающих;

- удельная численность лиц с установленным в текущем году профессиональным заболеванием в расчёте на 10 тыс. работающих;

- удельная численность лиц, которым впервые установлена инвалидность по трудовому увечью в расчёте на 10 тыс. работающих;

- удельный вес работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам (% от общей численности занятых в экономике региона);

- удельный вес рабочих мест, на которых проведена аттестация рабочих мест по условиям труда (% от общего количества рабочих мест в субъекте Российской Федерации);

- удельный вес рабочих мест, на которых по результатам аттестации рабочих мест установлены вредные и опасные условия труда (% от общего количества рабочих мест в субъекте Российской Федерации);

- удельный вес работников, занятых на рабочих местах, аттестованных по условиям труда, от общего количества занятых в экономике региона;

- численность работников, охваченных периодическими медицинскими осмотрами;

- численность работников, которым впервые в отчетном году установлен диагноз профессионального заболевания, в том числе по результатам периодических медицинских осмотров и по результатам осмотров в центрах профпатологии;

- количество организаций, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, подавших в установленном порядке декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Объемы и источники финансирования мероприятий, определенных программой

- объем финансирования программы за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации - в тыс. рублей на весь срок ее реализации, в том числе по годам:

- объём финансирования за счёт других источников:

* При разработке программы в дополнение к указанным могут быть сформулированы цели и задачи, учитывающие особенности субъекта Российской Федерации

1. Характеристика проблемы, решение которой осуществляется путем реализации программы, включая анализ причин ее возникновения, целесообразность и необходимость ее решения на уровне субъекта Российской Федерации программным методом

Статистические данные свидетельствуют о том, что в течение последних лет уровень производственного травматизма, то есть численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более и со смертельным исходом в расчете на 1 тыс. работающих в субъекте Российской Федерации характеризуется следующими данными (таблица 1 ).

Уровень производственного травматизма
(в расчете на 1 тыс. работающих) в 2006-2010 годах
(по данным Росстата)

Важнейшим фактором, определяющим необходимость разработки и реализации программы на уровне субъекта Российской Федерации с учетом приоритетных направлений социальных и экономических реформ в Российской Федерации, Стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на период до 2020 года является социальная значимость данной проблемы в части повышения качества жизни и сохранения здоровья трудоспособного населения субъекта Российской Федерации.

В соответствии с вышеназванной Стратегией одним из приоритетных направлений деятельности в улучшении здоровья и сокращении смертности населения является принятие мер по улучшению условий и охраны труда работающего населения, профилактике и снижению профессионального риска, а также проведение диспансеризации и профилактических осмотров работающих.

2. Цель и задачи программы

Целью программы является улучшение условий и охраны труда в целях снижения профессиональных рисков работников организаций, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

внедрение механизмов управления профессиональными рисками в системы управления охраной труда в организациях, расположенных на территории субъекта Российской Федерации;

совершенствование нормативно-правовой базы охраны труда;

непрерывная подготовка работников по охране труда на основе современных технологий обучения;

информационное обеспечение и пропаганда охраны труда;

совершенствование лечебно-профилактического обслуживания работающего населения.

3. Ожидаемые результаты реализации программы и целевые индикаторы (показатели)

В результате реализации программы ожидается*.

Достижение цели и решение задач программы оценивается следующими целевыми индикаторами (показателями).

Целевые показатели Программы:

* Указать конкретные результаты реализации программы, в том числе по годам.

** Контрольный показатель, достигнутый на конец 2011 г.

Данные целевые индикаторы (показатели) представляют собой основные показатели охраны труда, которые ежегодно рассчитываются и представляются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области охраны труда, федеральными органами исполнительной власти, находящимися на территории субъекта Российской Федерации, территориальным органом Федеральной службы государственной статистики и Фонда социального страхования по субъекту Российской Федерации.

Динамика данных показателей свидетельствует об эффективности выполненных мероприятий.

4. Перечень программных мероприятий с указанием сроков их реализации, объемов финансирования, исполнителей

Система мероприятий программы определяется на основе всестороннего анализа состояния условий и охраны труда в городских округах и муниципальных районах субъекта Российской Федерации, статистической, аналитической информации и предложений, поступивших от органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципальных образований в субъекте Российской Федерации, органов государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства. работодателей, профессиональных союзов, научных учреждений и организаций, оказывающих услуги в сфере охраны труда.

Программой улучшения условий и охраны труда в субъекте Российской Федерации рекомендуется предусматривать реализацию скоординированных действий по следующим основным направлениям:

совершенствование системы охраны труда работников на производстве;

создание и развитие системы медико-профилактического обслуживания работников.

Срок реализации мероприятий программы - 2012-2015 годы.

Ответственным исполнителем программы является*.

Ответственный исполнитель проводит отбор исполнителей программных мероприятий на конкурсной основе в соответствии с действующим законодательством.

Исполнители программных мероприятий обеспечивают их своевременное выполнение, приобретают в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", оборудование и другие средства материального обеспечения, отвечают за эффективное и целевое использование выделяемых на реализацию программы финансовых средств.

Перечень программных мероприятий, сгруппированных в соответствии с задачами программы, с указанием объемов финансирования рекомендуется представить в Приложении к программе.

5. Описание социальных и экономических последствий реализации программы, планируемая общая оценка ее вклада в достижение соответствующей стратегической цели

При разработке мероприятий программы особое внимание должно быть уделено минимизации затрат на их реализацию при одновременной ориентации на достижение высокой социально-экономической эффективности в результате их реализации.

Социальный эффект от выполнения мероприятий программы выразится в:

снижении рисков несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

снижении смертности среди трудоспособного населения от предотвратимых причин;

обеспечении благоприятных условий труда работников организаций, расположенных на территории субъекта Российской Федерации;

улучшении демографической ситуации в регионе.

Экономический эффект, полученный в результате реализации мероприятий программы, может выразиться в снижении затрат на выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, снижении потерь валового регионального продукта вследствие потерь рабочего времени, обусловленных несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями и т.п** .

6. Методика оценки эффективности реализации программы с учетом ее особенностей

Оценка эффективности реализации Программы производится путем сравнения текущих значений показателей с их целевыми значениями. При этом результативность мероприятия Программы оценивается исходя из соответствия его ожидаемым результатам поставленной цели.

Оценка эффективности реализации программы осуществляется ежегодно в течение всего срока реализации программы и в целом по окончании ее реализации.

Оценка эффективности реализации Программы по направлениям определяется на основе расчетов по следующей формуле:

En - эффективность хода реализации отдельного направления Программы (в процентах);

- фактический индикатор, концентрирующий реализацию отдельного направления программы, достигнутый в ходе ее реализации;

Интегральная оценка эффективности реализации Программы определяется на основе расчетов по следующей формуле:

E - эффективность реализации программы (в процентах);

Tf - фактические индикаторы, достигнутые в ходе реализации Программы;

TN - нормативные индикаторы, утвержденные программой;

М - количество индикаторов программы.

Для расчета показателя интегральной оценки эффективности реализации программы Е используются все целевые индикаторы программы.

При значении интегрального показателя эффективности реализации программы - Е от 80% до 100% и более эффективность реализации программы признается высокой, при значении менее 80% - низкой.

7. Обоснование потребностей в необходимых ресурсах

Финансирование программы осуществляется субъектом Российской Федерации самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации в пределах общих объемов бюджетных ассигнований, предусмотренных в установленном порядке на соответствующий финансовый год законом субъекта Российской Федерации об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, а также за счёт других источников (средства регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, средства, выделяемые по линии соответствующих территориальных управлений федеральных органов государственной власти (Роспотребнадзора, Роструда, средства работодателей).

Объем финансирования мероприятий программы составляет***. руб.,

в том числе по годам:

Финансирование мероприятий программы осуществляется в форме бюджетных ассигнований на закупку товаров, работ и услуг для государственных нужд (за исключением бюджетных ассигнований для обеспечения выполнения функций бюджетных учреждений) в целях оказания государственных услуг физическим и юридическим лицам.

Объем финансовых средств, необходимых для реализации программы, определяется на основании смет расходов на выполнение программных мероприятий.

8. Механизм управления реализацией программы

Контроль за ходом реализации программы осуществляется ответственным исполнителем, который самостоятельно определяет формы и методы организации управления реализацией программы.

Ответственность за реализацию и достижение конечных результатов, рациональное использование средств, выделяемых на ее выполнение, несет ответственный исполнитель.

Ответственный исполнитель программы ежегодно в срок до 1 марта подготавливает информацию о ходе реализации программы за предыдущий год (отчетный период), включая оценку значений целевых индикаторов и показателей, а также показателей эффективности реализации программы (рассчитанных в соответствии с пунктом 6 ), и направляет ее в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

* Указывается орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственный за реализацию программы.

** Могут указываться иные источники достижения экономического эффекта, исходя из специфики субъекта Российской Федерации.

*** Указывается общий объем финансирования программы

Приложение
к Программе улучшения условий и
охраны труда в субъекте
Российской Федерации
на 2012-2015 гг.

Мероприятия
по реализации Программы улучшения
условий и охраны труда в ____________________________________________ на 2012-2015 годы

(наименование субъекта Российской Федерации)

*(1) Указываются мероприятия, направленные на принятие организациями, осуществляющими хозяйственную деятельность на территории субъекта Российской Федерации, политики в сфере управления профессиональными рисками, установление локальными актами работодателей целей и задач, направленных на внедрение на всех уровнях механизмов управления профессиональными рисками. Реализация мероприятий должна осуществляться в организациях всех форм собственности с широким привлечением сторон социального партнерства (региональных объединений работодателей и профсоюзов).

*(2) Предусматриваются мероприятия, направленные на организацию разработки и принятие законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации в области охраны труда в соответствии с федеральным законодательством и иными нормативными правовыми актами федерального уровня в сфере охраны труда.

*(3) Указываются мероприятия, направленные на: организацию и осуществление непрерывной подготовки работников организаций субъекта Российской Федерации в области охраны труда с учетом категорий обучающихся на базе аккредитованных в установленном порядке обучающих организаций; создание и оснащение учебно-методических центров по охране труда, ориентированных на обучение практическим методам и способам безопасного производства работ, полигонных площадок и т.п.; внедрение современных технологий обучения, в том числе дистанционного для предприятий малого бизнеса; издание и тиражирование видеокурсов, методических материалов по обучению в сфере охраны труда и т.д.

*(4) Могут планироваться мероприятия информационно-просветительского и пропагандистского характера в сфере охраны труда, направленные на создание мотивации у работодателей и работников к безопасному труду, семинары, совещания и смотры-конкурсы по вопросам охраны труда, тиражирование лучших практик в сфере охраны труда, создание региональных баз данных об условиях труда в субъекте Российской Федерации и т.п.

*(5) Предусматриваются мероприятия по улучшению качества проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников, материальному оснащению и кадровому укомплектованию медицинских организаций, центров профпатологии, профилактики профессиональных заболеваний и т.п.

Разработана типовая программа улучшения условий и охраны труда в субъекте Федерации.

Задачи программы - внедрить механизмы управления профессиональными рисками в системы управления охраной труда в организациях, усовершенствовать нормативно-правовую базу региона в этой области. Речь идет и об улучшении лечебно-профилактического обслуживания работающего населения и др.

Срок реализации - 2012-2015 гг.

Социальный эффект от выполнения мероприятий программы должен выразиться в снижении рисков несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, смертности среди трудоспособного населения от предотвратимых причин. Речь идет и об обеспечении благоприятных условий труда работников, улучшении демографической ситуации в регионе.

Приведена методика оценки эффективности реализации программы с учетом ее особенностей.

Ответственный исполнитель программы ежегодно отчитывается перед Минздравсоцразвития России о ходе ее реализации за предыдущий год (отчетный период). Срок - до 1 марта.

Типовая программа улучшения условий и охраны труда в субъекте Российской Федерации

Текст Типовой программы размещен на сайте Минздравсоцразвития России в Internet (http://www.minzdravsoc.ru)

Получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня!

Перечень мероприятий по улучшению условий труда

Мероприятия по улучшению условий труда

Об утверждении Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков. Приказ зарегистрирован в Минюсте 19 марта 2012, № 23513.

В соответствии со статьей 226 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч. I), ст. 3; 2006, N 27, ст. 2878; 2011, N 30 (ч. I), ст. 4586) и подпунктом 5.2.65(6) Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 321 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2898; 2011, N 47, ст. 6659), приказываю:

Утвердить Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению профессиональных рисков согласно приложению.

Приложение
к приказу
Минздравсоцразвития России
от 1 марта 2012 г. N 181н

ТИПОВОЙ ПЕРЕЧЕНЬ
ЕЖЕГОДНО РЕАЛИЗУЕМЫХ РАБОТОДАТЕЛЕМ МЕРОПРИЯТИЙ ПО УЛУЧШЕНИЮ
УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА И СНИЖЕНИЮ УРОВНЕЙ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ РИСКОВ
  • Проведение в установленном порядке работ по аттестации рабочих мест по условиям труда, оценке уровней профессиональных рисков.
  • Реализация мероприятий по улучшению условий труда, в том числе разработанных по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, и оценки уровней профессиональных рисков.
  • Внедрение систем (устройств) автоматического и дистанционного управления и регулирования производственным оборудованием, технологическими процессами, подъемными и транспортными устройствами.
  • Приобретение и монтаж средств сигнализации о нарушении нормального функционирования производственного оборудования, средств аварийной остановки, а также устройств, позволяющих исключить возникновение опасных ситуаций при полном или частичном прекращении энергоснабжения и последующем его восстановлении.
  • Устройство ограждений элементов производственного оборудования от воздействия движущихся частей, а также разлетающихся предметов, включая наличие фиксаторов, блокировок, герметизирующих и других элементов.
  • Устройство новых и (или) модернизация имеющихся средств коллективной защиты работников от воздействия опасных и вредных производственных факторов.
  • Нанесение на производственное оборудование, органы управления и контроля, элементы конструкций, коммуникаций и на другие объекты сигнальных цветов и знаков безопасности.
  • Внедрение систем автоматического контроля уровней опасных и вредных производственных факторов на рабочих местах.
  • Внедрение и (или) модернизация технических устройств, обеспечивающих защиту работников от поражения электрическим током.
  • Установка предохранительных, защитных и сигнализирующих устройств (приспособлений) в целях обеспечения безопасной эксплуатации и аварийной защиты паровых, водяных, газовых, кислотных, щелочных, расплавных и других производственных коммуникаций, оборудования и сооружений.
  • Механизация и автоматизация технологических операций (процессов), связанных с хранением, перемещением (транспортированием), заполнением и опорожнением передвижных и стационарных резервуаров (сосудов) с ядовитыми, агрессивными, легковоспламеняющимися и горючими жидкостями, используемыми в производстве.
  • Механизация работ при складировании и транспортировании сырья, оптовой продукции и отходов производства.
  • Механизация уборки производственных помещений, своевременное удаление и обезвреживание отходов производства, являющихся источниками опасных и вредных производственных факторов, очистки воздуховодов и вентиляционных установок, осветительной арматуры, окон, фрамуг, световых фонарей.
  • Модернизация оборудования (его реконструкция, замена), а также технологических процессов на рабочих местах с целью снижения до допустимых уровней содержания вредных веществ в воздухе рабочей зоны, механических колебаний (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук) и излучений (ионизирующего, электромагнитного, лазерного, ультрафиолетового).
  • Устройство новых и реконструкция имеющихся отопительных и вентиляционных систем в производственных и бытовых помещениях, тепловых и воздушных завес, аспирационных и пылегазоулавливающих установок, установок кондиционирования воздуха с целью обеспечения нормального теплового режима и микроклимата, чистоты воздушной среды в рабочей и обслуживаемых зонах помещений.
  • Приведение уровней естественного и искусственного освещения на рабочих местах, в бытовых помещениях, местах прохода работников в соответствии с действующими нормами.
  • Устройство новых и (или) реконструкция имеющихся мест организованного отдыха, помещений и комнат релаксации, психологической разгрузки, мест обогрева работников, а также укрытий от солнечных лучей и атмосферных осадков при работах на открытом воздухе; расширение, реконструкция и оснащение санитарно-бытовых помещений.
  • Приобретение и монтаж установок (автоматов) для обеспечения работников питьевой водой.
  • Обеспечение в установленном порядке работников, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, производимых в особых температурных и климатических условиях или связанных с загрязнением, специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами.
  • Обеспечение хранения средств индивидуальной защиты (далее — СИЗ), а также ухода за ними (своевременная химчистка, стирка, дегазация, дезактивация, дезинфекция, обезвреживание, обеспыливание, сушка), проведение ремонта и замена СИЗ.
  • Приобретение стендов, тренажеров, наглядных материалов, научно-технической литературы для проведения инструктажей по охране труда, обучения безопасным приемам и методам выполнения работ, оснащение кабинетов (учебных классов) по охране труда компьютерами, теле-, видео-, аудиоаппаратурой, лицензионными обучающими и тестирующими программами, проведение выставок, конкурсов и смотров по охране труда.
  • Организация в установленном порядке обучения, инструктажа, проверки знаний по охране труда работников.
  • Организация обучения работников оказанию первой помощи пострадавшим на производстве.
  • Обучение лиц, ответственных за эксплуатацию опасных производственных объектов.
  • Проведение в установленном порядке обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований).
  • Оборудование по установленным нормам помещения для оказания медицинской помощи и (или) создание санитарных постов с аптечками, укомплектованными набором лекарственных средств и препаратов для оказания первой помощи.
  • Устройство тротуаров, переходов, тоннелей, галерей на территории организации в целях обеспечения безопасности работников.
  • Организация и проведение производственного контроля в порядке, установленном действующим законодательством.
  • Издание (тиражирование) инструкций по охране труда.
  • Перепланировка размещения производственного оборудования, организация рабочих мест с целью обеспечения безопасности работников.
  • Проектирование и обустройство учебно-тренировочных полигонов для отработки работниками практических навыков безопасного производства работ, в том числе на опасных производственных объектах.

Приказ Минздравсоцразвития России №181н от 1 марта 2012 «Об утверждении Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков» (зарегистрирован в Минюсте 19 марта 2012, № 23513).

Статья 226. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда
  • Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, внебюджетных источников в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
    (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
  • Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда может осуществляться также за счет добровольных взносов организаций и физических лиц.
    (часть вторая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
  • Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг). Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем за счет указанных средств мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
    (в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 18.07.2011 N 238-ФЗ)
  • В отраслях экономики, субъектах Российской Федерации, на территориях, а также у работодателей могут создаваться фонды охраны труда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Работник не несет расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

Понравилась статья? Поделитесь ссылкой с друзьями:

Программа улучшения условий и охраны труда в организации образец

2.4.4. Планирование мероприятий по охране труда и разработка программ по улучшению условий и охраны труда в организации

2.4.4. Планирование мероприятий по охране труда и разработка программ по улучшению условий и охраны труда в организации

Планирование работ по охране труда – это организационный управленческий процесс, осуществляемый с целью обеспечения безопасных условий труда работников на основе эффективного использования средств, выделяемых на улучшение условий и охраны труда.
Планирование работ по охране труда осуществляют на основе:
- перспективных комплексных планов (программ) улучшения условий охраны труда и санитарно-оздоровительных мероприятий, являющихся составной частью программ (если они есть) развития предприятия;
- текущих (годовых) планов мероприятий по охране труда, включаемых в соглашения по охране труда коллективного договора;
- оперативных (квартальных, месячных) планов по подразделениям (например, по цехам и участкам).
Помимо мероприятий по охране труда коллективного договора и соглашения по охране труда разрабатываются:
- ежемесячные планы работы по охране труда в подразделении;
- планы мероприятий работодателя по снижению производственного травматизма, профзаболеваний на производстве.
Текущее планирование улучшения и оздоровления условий труда, снижения производственного травматизма и профессиональных заболеваний предусматривает разработку ежегодных планов работы или мероприятий.
В данный план включаются организационные, технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, социально-экономические и иные мероприятия, выполняемые в соответствии с нормативными правовыми актами по промышленной безопасности и охране труда.
Текущие (годовые) планы оформляются ежегодным приказом № 1 по предприятию и соглашениями по охране труда подразделений с указанием сроков выполнения и ответственных лиц. В соглашения включаются наиболее важные мероприятия, обеспеченные (подтвержденные соответствующими планово-экономическими документами) материальными и финансовыми ресурсами, необходимыми для их реализации.
Мероприятия, включаемые в упомянутые выше планы, должны иметь соответствующую проектно-конструкторскую и технологическую документацию, а также обеспечены материальными и техническими ресурсами.
Годовой план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда подразделения и структурного подразделения составляется руководителем подразделения и представляется в отдел охраны труда, в срок до 1 декабря года, предшествовавшего плановому.
Годовой план улучшения и оздоровления условий труда, снижение травматизма на уровне предприятия формируется отделом охраны труда на основе направляемых в его адрес проектов годовых планов подразделений и структурных подразделений.
Отдел охраны труда до 25 декабря года, предшествовавшего плановому, формирует и представляет на согласование главному инженеру/техническому директору проект годового плана улучшения и оздоровления условий труда, снижения травматизма по предприятию с разбивкой этого плана по кварталам и указанием ответственных исполнителей.
Скорректированный и согласованный годовой план улучшения и оздоровления условий труда, снижения травматизма утверждается генеральным директором в ежегодном приказе № 1.
Оперативные (квартальные) планы разрабатываются для решения вновь возникающих задач по обеспечению безопасности труда по результатам текущего контроля состояния условий и охраны труда на уровне подразделений и структурных подразделений, предписаний органов государственного надзора и общественного контроля за соблюдением требований охраны труда и других мероприятий по созданию безопасных условий труда, материалов расследования несчастных случаев на производстве, аварий и т.п.
Оперативное планирование является продолжением и развитием текущего планирования.
Планирование работ по промышленной безопасности и охране труда на предприятии предусматривает:
- работы по строительству, реконструкции, техническому перевооружению и планово-предупредительному ремонту действующих производств и оборудования с целью повышения их безопасности и противоаварийной устойчивости, улучшения условий труда;
- освидетельствование и испытание сосудов, работающих под давлением, грузоподъемных машин и механизмов, приспособлений к грузоподъемным механизмам, диэлектрических защитных средств и т. п.;
- своевременное выполнение условий, касающихся охраны труда, действия лицензий на осуществляемые виды деятельности;
- своевременное выполнение мероприятий, предусмотренных целевыми программами и соглашением по охране труда;
- проведение проверок соблюдения правил выполнения работ повышенной опасности (наличие наряда-допуска, разрешения);
- своевременное и качественное обучение (в т.ч. повышение квалификации работников), проведение проверок знаний;
- организацию проверки знаний по охране труда у председателей и членов постоянно действующих экзаменационных комиссий;
- своевременное поступление и выдачу средств индивидуальной защиты;
- своевременное проведение предварительных (при приеме на работу) и периодических медицинских осмотров работников;
- выполнение мероприятий по предупреждению аварий и несчастных случаев, по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте;
- страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- страхование ответственности за причинение вреда третьим лицам при эксплуатации опасного производственного объекта;
- проведение совещаний по профилактике травматизма, заболеваемости и предупреждению ЧС с отчетами руководителей и специалистов о состоянии охраны труда, а также о выполнении запланированных на этот период мероприятиях;
- организацию работы постоянно действующих комиссий по охране труда и планирование сроков проведения проверок выполнения в подразделениях и структурных подразделениях предписаний органов государственного надзора и контроля, общественного контроля, приказов и распоряжений по предприятию;
- проведение в подразделениях и структурных подразделениях целевых и комплексных проверок состояния охраны труда в подразделениях и структурных подразделениях, организацию работы по учету, анализу и оценке состояния охраны труда (на рабочем месте, на участке, в цехе, в подразделении);
- разработку и внедрение мероприятий по результатам проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;
- своевременное исполнение установленной отчетности по охране труда, подготовку статистических отчетов и аналитических записок о состоянии условий труда в подразделениях и структурных подразделениях, составление сводного годового отчета о результатах работы по охране труда;
- своевременное обеспечение всех подразделений и структурных подразделений нормативными документами, справочными и учебно-методическими пособиями, плакатами, знаками безопасности и др.;
- организацию и проведение мероприятий по пропаганде охраны труда, в т.ч. лекций, семинаров, бесед и т. д.;
- обмен опытом работы по охране труда, планирование работ по внедрению передового опыта по охране труда.
При планировании затрат на обеспечение работ охране труда в составе квартальных и годовых финансовых планов для подразделений и структурных подразделений необходимо предусматривать:
- проведение планово-предупредительного ремонта оборудования;
- проведение текущих и капитальных ремонтов зданий и сооружений;
- профилактику и испытание грузоподъемных машин и механизмов, приспособлений к грузоподъемным механизмам, сосудов, работающих под давлением, других объектов Госгортехнадзора (согласно действующим положениям и срокам освидетельствования);
- испытание диэлектрических защитных средств;
- обучение работников подразделения вопросам охраны труда (проведение всех видов инструктажей на рабочем месте, обучения и проверки знаний по охране труда, повышение квалификации и т. п.), очередных и внеочередных проверок знаний;
- обеспечение работников средствами индивидуальной защиты, молоком, спецпитанием, мылом и моющими средствами;
- проведение периодических медицинских осмотров работающих;
- участие в проведении аттестации рабочих мест;
- пересмотр и разработка положений, инструкций по охране труда по профессиям и видам работ и других распорядительных документов по промышленной безопасности и охране труда;
- организацию и участие в комиссии соответствующего уровня контроля за состоянием охраны труда;
- ежеквартальную проверку хода выполнения мероприятий соглашения по охране труда, материалов расследования несчастных случаев на производстве, материалов проверок и обследований предприятия по обеспечению охраны труда, предписаний контролирующих органов.
При планировании работ по охране труда и промышленной безопасности необходимо учитывать рекомендуемый перечень типовых мероприятий по промышленной безопасности и охране труда.
По усмотрению работодателя и уполномоченных работниками представительных органов (профсоюз) в мероприятия по охране труда могут включаться и другие работы, направленные на оздоровление работников и улучшение условий их труда.

Типовые мероприятия по планированию работ
по охране труда

Организация обучения, инструктажа, проверки знаний по охране труда работников предприятия – в соответствии с требованиями ГОСТ 12.0.004-90.

Мероприятия, связанные с обеспечением работников, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, производимых в особых температурных и климатических условиях или связанных с загрязнением, специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами в соответствии с установленными нормами.

Организация кабинетов, уголков по охране труда, передвижных лабораторий, приобретение для них необходимых приборов, наглядных пособий, демонстрационной аппаратуры и т.п. проведение выставок по охране труда.

Разработка, издание (размножение) инструкций по охране труда, а также приобретение других нормативных правовых актов и литературы в области охраны труда.

Организация проведения сертификации работ по охране труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда.

Внедрение систем (устройств) автоматического и дистанционного управления и регулирования производственным оборудованием, технологическими процессами, подъемными и транспортными устройствами, применение промышленных роботов в опасных и вредных производствах с целью обеспечения безопасности работников в соответствии с требованиями ГОСТ 12.2.049-80, ГОСТ 12.2.061-81, ГОСТ 12.2.062-81, ГОСТ 12.2.064-81, ГОСТ 12.2.072-98, ГОСТ 12.3.002-75, ГОСТ 12.4.026-01

Совершенствование технологических процессов в целях устранения воздействия на работников опасных и вредных производственных факторов в соответствии с требованиями ГОСТ 12.2.003-91, ГОСТ 12.1.007-76, ГОСТ 12.3.002-75.

Внедрение систем автоматического контроля и сигнализации о наличии и возникновении опасных и вредных производственных факторов, а также блокирующих устройств, обеспечивающих аварийное отклонение технологического и энергетического оборудования в случаях его неисправности в соответствии с требованиями ГОСТ 12.1.001-89, ГОСТ 12.1.002-84, ГОСТ 12.1.003-83, ГОСТ 12.1.006-84, ГОСТ 12.1.008-76, ГОСТ 12.1.012-90, ГОСТ 12.1.019-79, ГОСТ 12.1.031-81, ГОСТ 12.1.045-84, ГОСТ 12.1.047-85, ГОСТ 12.1.048-85, ГОСТ 12.4.012-83.

Внедрение технических устройств, обеспечивающих защиту работающих от поражения электрическим током, в соответствии с требованиями ГОСТ 12.1.018-93, ГОСТ 12.1.019-79, ГОСТ 12.1.030-81, ГОСТ 12.1.038-82, ГОСТ 12.1.045-84, ГОСТ 12.2.007.0-75, ГОСТ 12.2.007.14-75, РД 153-34.0-03.150-00.

Установка предохранительных, защитных и сигнализирующих устройств (приспособлений) в целях обеспечения безопасной эксплуатации и аварийной защиты паровых, водяных, газовых, кислотных и других производственных коммуникаций и сооружений в соответствии с требованиями ГОСТ 12.2.016-81, ГОСТ 12.2.052-81, ГОСТ 12.2.063-81, ГОСТ 12.2.085-82, ГОСТ 12.3.001-85.

Механизация и автоматизация технологических операций (процессов), связанных с хранением, перемещением (транспортированием), заполнением и опорожнением передвижных и стационарных резервуаров (сосудов) ядовитыми, агрессивными, легковоспламеняющимися и горючими жидкостями, используемыми в производстве, в соответствии с требованиями ГОСТ 12.1.004-91, ГОСТ 12.1.007-76, ГОСТ 12.1.010-76, ГОСТ 12.2.022-80, ГОСТ 12.3.020-80, ГОСТ 12.4.026-01, СНиП 2.05.07-91 (1996).

Снижение до регламентированных уровней вредных веществ в воздухе рабочей зоны, неблагоприятно действующих механических колебаний (шум, вибрация, ультразвук и др.) и излучений (ионизирующего, электромагнитного, лазерного, ультрафиолетового и др.) на рабочих местах в соответствии с требованиями ГОСТ 12.1.001-89, ГОСТ 12.1.003-83, ГОСТ 12.1.005-88, ГОСТ 12.1.006-84, ГОСТ 12.1.012-90, ГОСТ 12.1.040-83, ГОСТ 12.1.045-84.

Устройство новых и совершенствование имеющихся средств коллективной защиты работников от воздействия опасных и вредных производственных факторов в соответствии с требованиями ГОСТ 12.4.011-89, ГОСТ 12.4.120-83, ГОСТ 12.4.125-83.

Устройство новых и реконструкция имеющихся отопительных и вентиляционных систем в производственных и бытовых помещениях, тепловых и воздушных завес, аспирационных и пылегазоулавливающих установок с целью обеспечения нормального теплового режима и микроклимата, чистоты воздушной среды в рабочей и обслуживаемых зонах помещений в соответствии с требованиями ГОСТ 12.1.005-88, ГОСТ 12.2.028-84, СНиП 2.04.05-91 (2000).

Приведение естественного и искусственного освещения на рабочих местах, в цехах, бытовых помещениях, местах массового перехода людей, на территории к нормам СНиП 23-05-95.

Перепланировка размещения производственного оборудования, организация рабочих мест с целью обеспечения безопасности работников в соответствии с требованиями ГОСТ 12.3.002-75, СНиП 3.05.06-85, ГОСТ 12.2.032-86, ГОСТ 12.2.033-86.

Нанесение на производственное оборудование (органы управления и контроля, элементы конструкции), коммуникации и на другие объекты сигнальных цветов и знаков безопасности в соответствии с требованиями ГОСТ 12.4.026-01, ГОСТ 12.4.040-78, ГОСТ 14202-69.

Механизация работ при складировании и транспортировании сырья, оптовой продукции и отходов производства в соответствии с требованиями ГОСТ 12.2.022-80, ГОСТ 12.3.009-76, ГОСТ 12.3.020-80.

Механизация уборки производственных помещений, своевременное удаление и обезвреживание отходов производства, являющихся источниками опасных и вредных производственных факторов, очистки воздуховодов и вентиляционных установок, осветительной арматуры, окон, фрамуг, световых фонарей в соответствии с требованиями СНиП 2.04.05-91 (2000), СНиП 23-05-95.

Приведение зданий (производственных, административных, бытовых, общественных, складских), сооружений, помещений, строительных и промышленных площадок к нормам в соответствии с требованиями СНиП 2.08.02-89 (2001), СНиП 2.09.02-85, СНиП 2.09.04-87 (1995), СНиП 12-03-2001.

Устройство тротуаров, переходов, тоннелей, галерей на территории предприятия (цеха), строительной площадки в целях обеспечения безопасности работников, внедрение системы мер по профилактике дорожно-транспортного травматизма.

Проведение экспертизы условий труда в проектной и технологической документации при строительстве новых и реконструкции действующих предприятий, зданий, сооружений, объектов производственного назначения.

Санитарно-бытовые и лечебно-профилактические мероприятия

Расширение, реконструкция и оснащение санитарно-бытовых помещений (гардеробных, душевых, умывальных, уборных, мест для размещения полудушей, помещений для личной гигиены женщин, помещений для обогрева или охлаждения, обработки, хранения и выдачи специальной одежды и др.) в соответствии с требованиями СНиП 2.09.04-87 (1995).

Приобретение и монтаж сатураторных установок (автоматов) для приготовления газированной воды, устройство централизованной подачи к рабочим местам питьевой и газированной воды, чая и других тонизирующих напитков в соответствии с требованиями СНиП 2.09.04-87 (1995).

Устройство на действующих объектах новых и реконструкция имеющихся мест организованного отдыха, помещений и комнат релаксации, психологической разгрузки, помещений фельдшерских и врачебных здравпунктов, мест обогрева работников, а также укрытий от солнечных лучей и атмосферных осадков при работах на открытом воздухе – в соответствии с требованиями СНиП 2.09.04-87 (1995).

Оборудование мест в цехах для производственной гимнастики, приобретение для этих целей необходимого спортивного инвентаря, оплата инструкторов-методистов по производственной гимнастике и физкультурно-оздоровительной работе.