Категория: Бланки/Образцы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ПЕТРУШИХИНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
С целью исполнения Поручения заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Голодец О.Ю. от 28.05.2014 № ОГ-П8-3898 о реализации комплексной программы повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций, на основании приказа Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края от 18.03.2015 № 524 «О реализации мероприятий по повышению профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций Алтайского края», приказа комитета по образованию от 20.04.2015г. № 125«О реализации мероприятий по повышению профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций Кытмановского района»
1. Утвердить план мероприятий по повышению профессионального уровня педагогических работников МКОУ Петрушихинская ООШ на 2015 год (Приложение 1).
2. Возложить ответственность за реализацию плана мероприятий по повышению профессионального уровня педагогических работников :
- внедрение профессионального стандарта «Педагог» - Сохореву Н.В. заместителя директора по УВР;
- обеспечение перехода к системе эффективного контракта педагогических работников Кретинину С.А. главного бухгалтера школы; Головизину Д.С. директора школы;
3. Администрации школы обеспечить выполнение плана мероприятий по повышению профессионального уровня педагогических работников общеобразовательной организации.
4.Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя директора Сохореву Н.В.
Директор Головизина Д.С.
С приказом ознакомлены: Сохорева Н.В.
План мероприятий по повышению профессионального уровня педагогических работников МКОУ Петрушихинская ООШ на 2015 год
План мероприятий по повышению профессионального уровня педагогических работников МКОУ Петрушихинская ООШ разработан в соответствии с планом мероприятий по повышению профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций Кытмановского района и Алтайского края на 2015 год.
Комплексная программа включает три направления:
1. Внедрение профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (далее - «профессиональный стандарт»);
2. Переход к эффективному контракту;
3. Повышение престижа профессии педагога.
I. Внедрение профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»
Цель: Обеспечение перехода образовательной организации общего образования на работу в условиях действия профессионального стандарта.
организация переподготовки и повышения квалификации педагогических работников общего образования в соответствии с требованиями профессионального стандарта;
формирование системы аттестации педагогических работников общего образования на основе профессионального стандарта.
доля педагогических работников прошедших повышение квалификации в соответствии с профессиональным стандартом 98,8%;
аттестация педагогических работников общего образования на основе требований профессионального стандарта 100%.
Профессиональный стандарт призван повысить мотивацию педагогических работников к повышению качества профессиональной деятельности. Профессиональный стандарт является инструментом повышения качества образования как объективный измеритель квалификации педагога. Одна из основных задач профессионального стандарта - обеспечить ориентиры и перспективы профессионального развития педагогов.
В сравнении с действующим (до введения профессионального стандарта) «Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих» (утверждён приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 № -761н) в профессиональном стандарте выделена основная цель вида профессиональной деятельности; обозначены особые условия допуска к работе; описаны обобщенные трудовые функции (А, В) и соответствующий им уровень квалификации; конкретизированы квалификационные требования представленные в разрезе специализации педагогических работников.
Профессиональный стандарт предназначен для установления единых требований к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности, для оценки уровня квалификации педагогов при приёме на работу и при аттестации, планирования карьеры; для формирования должностных инструкций и разработки федеральных государственных образовательных стандартов педагогического образования.
Внедрение профессионального стандарта приведет к изменению проведения процедуры аттестации педагогических работников, повышению их квалификации, корректировке нормативных правовых актов; должностной инструкции педагогических работников, трудовых договоров и др. документов.
В 2014 году в муниципалитете проведены мероприятия информационного сопровождения (обсуждение профессионального стандарта в рамках августовской конференции, заседаниях муниципальных профессиональных объединений педагогов, в рамках участия педагогов района в краевой V научно-практической конференции краевых профессиональных объединений педагогов и VI научно-практической конференции «От качества образования - качеству жизни», проведено самообследование педагогов по вопросу знания стандарта и владение компетенциями в соответствии со стандартом, сформирован запрос в области повышения квалификации педагогических работников муниципальных дошкольных образовательных и общеобразовательных организаций района, организованы мероприятия по выявлению, изучению и распространению опыта эффективной профессиональной деятельности педагогических работников в том числе посредством мастер- классов, семинаров.
II Переход к эффективному контракту
Цель: реализация в школе эффективной кадровой политики, основывающейся на эффективном контракте с педагогическими работниками, обеспечивающей сбалансированные расходы в сфере общего образования в средне- и долгосрочном периоде (в рамках подушевого финансирования и с учетом увеличения численности обучающихся).
организация курсовой подготовки для руководителей образовательных организаций по вопросам разработки и реализации эффективной кадровой политики на основе эффективного контракта.
заключение эффективных контрактов (дополнительных соглащений) с руководящими и педагогическими
выполнение мероприятий муниципальной «дорожной карты» в части перехода на эффективный контракт;
обеспечение методического сопровождения перехода на эффективный контракт в организации с участием представителей Профсоюза работников народного образования и науки;
доля заключенных эффективных контрактов (дополнительных соглащений) с руководящими и педагогическими
Поэтапное совершенствование системы оплаты труда в школе происходит в период с 2014 по 2018 годы.
2014-2015 годы. Актуализация показателей эффективности деятельности работников учреждения для обеспечения связи оплаты труда с повышением качества предоставления образовательных услуг. Заключение трудовых договоров (дополнительных соглашений) с работниками образовательных учреждений в связи с введением эффективного контракта.
2016-2018 годы. Завершение заключения трудовых договоров (дополнительных соглашений) с работниками в связи с введением эффективного контракта.
Оценка эффективности деятельности педагогических работников проводится согласно Положению об оценке эффективности и качества профессиональной деятельности педагогических работников образовательных организаций Алтайского края (утвержденного приказом Главного управления № 3780 от 29.08.2013).
Оценка эффективности деятельности руководителей образовательных организаций проводится согласно целевым показателям эффективности деятельности руководителя муниципальных образовательных организаций, утвержденных соответствующими нормативными актами муниципальных органов управления образованием.
Участие в конкурсах профессионального мастерства для разных категорий педагогических работников
Цель; разработка и внедрение мер эффективной поддержки профессиональных конкурсов, как инструментов повышения социального статуса педагога для разных категорий педагогических работников, в том числе для педагогов, обеспечивающих инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями
Организация участия педагогов школы в конкурсе лучших учителей на получение денежного в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование»
Стимулирование педагогов образовательных организаций к эффективной образовательной деятельности, выявление и распространение успешного педагогического опыта. Повышение привлекательности профессии ОО
Участие в муниципальных конкурсах профессионального мастерства («Учитель года», «Педагогический дебют», «Воспитатель года», «Самый классный классный», и т.д.)
Стимулирование педагогов организаций к эффективной образовательной деятельности, выявление и распространение успешного педагогического опыта. Повышение привлекательности профессии
Организация мероприятий, направленных на популяризацию деятельности педагогов- победителей конкурсов профессионального мастерства
Разработка и реализация комплекса мероприятий социальной рекламы
Цель: повышение социального статуса педагога, формирование уважительного отношения со стороны общества к профессиональной деятельности педагога
Организация участия молодежи в возрасте до 30 лет в краевом конкурсе социальной рекламы
Повышение престижа профессии учитель в среде молодого учительства
участие школьников в краевом конкурсе сочинений ко Дню учителя «Расскажи о своем учителе» в рамках Года литературы
На обязательность применения профстандартов указывает ст. 195.3 ТК РФ, гласящая, что использовать профстандарт необходимо, если требования к определенной квалификации установлены законами, нормативными актами.
Яркими примерами могут служить:
Кроме того, ст. 57 ТК РФ устанавливает, что применение профстандартов или справочников ЕКС, ЕКТС обязательно, если на занимающих определенную должность лиц распространяются льготы, компенсации, ограничения. При этом наименование должности должно соответствовать указанному в трудовом договоре, трудовой книжке и иных бумагах, оформляемых на работника.
Во всех остальных случаях работодатель имеет право использовать профстандарты в качестве рекомендаций, основы для установления требований при приеме сотрудников на работу (п. 5 письма Минтруда России от 04.04.2016 № 14-0/10/В-2253).
Введение профстандартаВнедрение на предприятии профстандарта подразумевает целый ряд мероприятий:
При введении профстандарта необходимо предпринять следующие шаги:
Приведение названий должностей в соответствие с профстандартом осуществляется путем перевода работников на новые должности, поскольку переименование уже занимаемых должностей законодательством не предусмотрено.
Для этого необходимо выполнить следующие шаги:
Современное трудовое законодательство не содержит отдельной статьи, посвященной уведомлению о вводимых профстандартах.
При внедрении профстандарта могут произойти следующие изменения правоотношений между работником и работодателем:
Иными словами, эти действия будут считаться изменением существенных условий трудового соглашения. Делать это в одностороннем порядке работодатель не имеет права, это допустимо только с согласия работника.
В силу новизны правил о профстандартах пока сложно сказать, подлежит ли применению в ситуации их введения ст. 74 ТК РФ. Она позволяет менять условия трудового договора, уведомив работника за 2 месяца. В случае отказа сотрудника от работы на изменившихся условиях он может перейти на другую вакантную должность или уволиться по п. 7 ст. 81 ТК РФ.
Соответственно, неясно, будет ли уведомление о смене наименования должности в связи с переходом на профстандарт обязательно влечь за собой увольнение отказавшегося работника либо придется решать вопрос путем переговоров, проведения аттестации.
ВАЖНО! Закон не содержит такого основания для увольнения, как несоответствие профстандарту. Однако с целью его введения можно провести аттестацию. О ее начале, необходимости, сроках проведения, месте работодатель обязан уведомить соответствующих сотрудников. В результате работников, чьи деловые качества не соответствуют требующимся, можно будет уволить по п. 3 ст. 81 ТК РФ.
Составляем уведомление о переходе на профстандартПоскольку унифицированной формы уведомления о переходе на профстандарт на предприятии нет, допускается его оформление в свободной форме, но с соблюдением общих правил документооборота (ГОСТ Р 6.30-2003):
Возможны несколько вариантов вручения уведомления работнику:
ВАЖНО! Вручить уведомление необходимо не позднее чем за 2 месяца до даты предполагаемых изменений.
Уведомляем о разработке профстандартаСоставление уведомления также необходимо при разработке профстандарта.
Согласно приказу Минтруда России «Об утверждении методических рекомендаций по разработке профессионального стандарта» от 29.04.2013 № 170н при составлении проекта профстандарта, уведомление о его разработке вместе с рекомендациями необходимо направить в Министерство труда и социального развития РФ. Образец документа приведен в приложении 1 к методическим рекомендациям.
При этом разработчиками этого документа могут выступать различные организации:
Форма уведомления о разработке профессионального стандарта содержит следующие сведения:
В качестве приложений к уведомлению выступают следующие документы:
Уведомление подписывается руководителем предприятия, заявляющим о необходимости принятия и утверждения профстандарта.
Уведомление о профстандартах — это письменное извещение работодателем своих сотрудников о том, что в скором времени на предприятии будут введены в действие профстандарты. Указанный документ должен содержать основания, перечень необходимых изменений, а также последствия, которые наступят ввиду принятия или непринятия работником нововведений.
Уведомление необходимо и при самостоятельной разработке профстандарта. В данном случае оно составляется по утвержденной форме и отсылается в Минтруд России.
Татьяна Бахтина. эксперт «МЦФЭР Госфинансы»
В мае 2015 года были опубликованы поправки в Трудовой кодекс РФ, согласно которым применение профессиональных стандартов для работодателей в ряде случаев станет обязательным. Новая норма вступает в силу лишь в июле 2016 года. Организациям даётся год, чтобы привести локальные акты, в т. ч. положения об оплате труда в соответствие с новыми нормами.
Условия применения профстандартовКак известно, Программа совершенствования системы оплаты труда находится в прямой зависимости от наличия и грамотного распределения соответствующего финансового обеспечения государственных и муниципальных учреждений. Кроме того, изначально акцент (об этом мы говорили выше) делался на повышении качества государственных (муниципальных) услуг. Таким образом, логичным представляется намерение чиновников сделать профстандарты обязательными для учреждений госсектора.
Это, в частности, выразилось в проекте Федерального закона № 537948-6 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”».
Согласно ему предполагалось дополнить ст. 195.1 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ ) частью третьей следующего содержания: «Профессиональные стандарты подлежат обязательному применению организациями, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иные государственные органы, органы местного самоуправления, а также государственными корпорациями, государственными компаниями, хозяйственными обществами и иными организациями, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования превышает пятьдесят процентов».
Однако в процессе согласования законопроекта данная формулировка была признана неправильной. Дело в том, что ряд действующих норм ТК РФ уже содержал требования об обязательном применении профессиональных стандартов (абз. 3 ч. 2 ст. 57, ч. 8 и 9 ст. 143, ч. 1 ст. 302.2), а в соответствии с ч. 3 ст. 11 ТК РФ все работодатели (физические и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
Таким образом, поскольку закон един для всех, его нормы (в т. ч. касающиеся профстандартов) должны применяться всеми работодателями, а не только бюджетниками. Проект был отправлен на доработку, и весной 2015 г. преобразован в Федеральный закон от 02.05.2015 № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон № 122-ФЗ), который в настоящий момент утверждён и подписан Президентом РФ.
Основные требования, предъявляемые к главному бухгалтеру, в соответствии с профессиональным стандартом вы можете найти в Электронной системе "Госфинансы"
В данном документе требования к применению профстандартов сформулированы намного мягче. Работодатели обязаны использовать их в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определённой трудовой функции, если эти требования установлены законодательством или нормативно-правовыми актами РФ.
В остальной части профстандарты будут применяться работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учётом особенностей выполняемых ими трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда. То есть если к квалификации работника специальных требований нет, то руководствоваться стандартами можно, но вовсе не обязательно.
При этом Правительство РФ сохранило за собой право устанавливать особенности применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами РФ, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более 50% акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной или муниципальной собственности.
Разрабатывая такие особенности, чиновники обязаны учитывать мнение Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Поправки внесены и в Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Так, принятые профстандарты должны учитываться при формировании федерального государственного образовательного стандарта и определении продолжительности профессионального обучения.
Введение профстандартов в учрежденииИсходя из п. 25 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утверждённых постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 № 23 (далее – Правила № 23), профессиональные стандарты используются работодателем:
Отметим также, что согласно ч. 2 ст. 57 ТК РФ в трудовом договоре обязательно указывается трудовая функция – работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы.
И если федеральными законами или иными нормативно-правовыми актами установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения трудовой функции, то наименования соответствующих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать профессиональным стандартам.
В остальных случаях наименование должности (профессии, специальности) указывается согласно утверждённому штатному расписанию организации. Так или иначе, учреждениям следует скорректировать: •положения о системе оплаты труда; •должностные инструкции (вплоть до изменения наименования должности).
Необходимо организовать переобучение сотрудников (на эти цели планируется выделить дополнительные бюджетные средства). По итогам переобучения (повышения квалификации) возможно проведение аттестации с целью установления соответствия работника занимаемой должности и сдачи профессионального экзамена.
Времени на это достаточно – положения Закона № 122-ФЗ вступают в силу с 1 июля 2016 года.
Рекомендуйте статью коллегам:Законопроект "О профилактике семейно-бытового насилия" разработан в целях совершенствования законодательства в сфере создания правового механизма реализации предпринимаемых государством экономических, социальных и политических мер в области борьбы с насилием в семейно-бытовой сфере. Его правовой оснойвой является Конституция РФ, а также Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин.
С целью расширения возможностей депутатов, избранных по одномандатным округам законопроектом "О внесении изменений в статью 37 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" предусматривается рост числа работающих на общественных началах помощников депутатов, избранных в одномандатных округах. Законопроектом предлагается увеличение их численности до 60 человек.
Законопроектом "О внесении изменения в статью 16 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" предлагается распределить ответственность по обязательствам проведения капитального ремонта домов между всеми собственниками данного жилищного фонда (наймодателями) пропорционально времени нахождения дома в соответствующем ведении.
Дата размещения статьи: 29.09.2016
Выгоды и трудности перехода на профстандарты (Панина Д.Ю.)Согласно п. 1 Указа Президента РФ N 597 <1> к 2015 г. будет разработано и утверждено не менее 800 профессиональных стандартов. Система профстандартов должна прийти на смену системе справочников, в рамках которой насчитывается сейчас свыше 7,5 тыс. описаний работ, профессий, должностей. Профстандарты включают более укрупненные характеристики квалификационных требований по сравнению с теми, что используются в Справочниках, поэтому более универсальны. Устаревшие позиции будут исключены, требования к существующим модернизированы, на профессии низкого уровня сложности профстандарты разрабатываться не будут.
--------------------------------
<1> Указ Президента РФ от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики".
В 2012 г. в ТК РФ внесены соответствующие изменения <2>, вводящие институт профессионального стандарта в трудовые отношения. Статья 195.1 ТК РФ определяет понятия квалификации работника и профессионального стандарта.
--------------------------------
<2> Федеральный закон от 03.12.2012 N 236-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона "О техническом регулировании" (изменения внесены в ст. ст. 57, 143, 144 ТК РФ, введена ст. 195.1 ТК РФ).
Распоряжением Правительства РФ от 31.03.2014 N 487-р утвержден Комплексный план мероприятий по разработке профессиональных стандартов, их независимой профессионально-общественной экспертизе и применению на 2014 - 2016 годы. На данном этапе идет внедрение базовых профстандартов, которые станут основой для разработки отраслевых и корпоративных профстандартов.
Зачем нужны профессиональные стандарты?
Действующие Квалификационные справочники уже устарели. Появилось много профессий, в них не включенных. А требования к тем, что прописаны, зачастую не соответствуют действительности. Однако кадровики вынуждены работать по этим Справочникам.
Справочники переформатировать сложно, да и малоэффективно - профстандарты должны заменить их. Универсальность нововведения в том, что профстандарт детализированно описывает деятельность специалиста, связывая с ее содержанием требования тех или иных знаний и умений. Данная привязка позволяет решить множество проблем, например с определением льгот и надбавок. Когда профстандарты начнут действовать, льготы уже будут зависеть не от названия должности, а от функционала сотрудника, его профессионализма. Предполагается, что для адаптации под требования рынка труда профстандарты будут дополняться каждые три года (по некоторым позициям - каждые пять лет).
Еще одной целью введения системы профстандартов является соотнесение российских специальностей и международных требований.
Профстандарты определят набор необходимых и достаточных требований к квалификации, нужной для осуществления конкретной профессиональной деятельности в должностной иерархии. Описывая требования к трудовым функциям и качеству их выполнения, они позволяют структурировать профессиональную деятельность работника, исключить дублирование трудовых функций по должностям. Поэтому профстандарт должен стать эффективным инструментом управления персоналом.
Профстандарт напрямую связан с качеством, продуктивностью и безопасностью выполняемых работ, поскольку включает обязательные требования к профессии по квалификационным уровням с учетом обеспечения. Таким образом, работодатели получают качественные критерии для оценки персонала, с помощью которых они смогут контролировать профессионализм работников, повышать качество их работы, ее эффективность и безопасность.
Предполагается, что введение системы профстандартов позволит решить проблему кадрового дефицита. За последние годы рынок труда сильно модифицировался: появились новые отрасли, новые специальности, выросли требования к квалификации работников. Специалистов не хватает, а выпускники долгое время не могут найти работу. Одна из причин - разрыв между требованиями работодателей и уровнем профподготовки. Стандарты признаны "настроить" систему образования под требования рынка труда.
Введение профстандарта выгодно и для трудового коллектива. Профстандарты унифицируют трудовые функции - работник будет лучше знать круг своих задач и обязанностей. Анализируя объективную оценку уровня своих знаний, умений и навыков, можно разработать план повышения профессиональной компетенции для дальнейшего карьерного роста. А подтверждение соответствия профстандарту станет действенной рекомендацией при устройстве на работу.
Как следует из Правил профстандартов <3>, существуют три большие группы пользователей профессиональных стандартов: работодатели, образовательные организации, разработчики образовательных стандартов профобразования.
--------------------------------
<3> Правила разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утв. Постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 N 23.
Работодатели применяют профстандарты при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления.
Образовательные организации профессионального образования применяют профстандарты при разработке профессиональных образовательных программ.
Профстандарты также необходимы при разработке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.
В обязанности Минтруда входит разъяснительная работа по вопросам применения Правил профстандартов.
Что такое профессиональные стандарты?
Как следует из ст. 195.1 ТК РФ:
- профессиональный стандарт - характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности;
- квалификация работника - уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.
Профстандарты раскрывают профессиональную деятельность специалистов, находящихся на различных квалификационных уровнях и связанных общей технологической задачей (исследования, производства, проектирования, обслуживания). При этом описание требований к специалисту носит комплексный характер с использованием более современной конструкции в виде сочетания требований к знаниям, умениям и компетенциям, профессиональному опыту.
Кроме общих сведений (например, наименование и основная цель вида профессиональной деятельности), профстандарт включает описание обобщенных трудовых функций, их расшифровку, характеристику (в частности, в данном разделе указываются возможные наименования должностей, требования к образованию, опыту работы, условия допуска к работе), трудовые функции (в том числе необходимые умения и знания) <4>.
--------------------------------
<4> Макет профессионального стандарта, утв. Приказом Минтруда России от 12.04.2013 N 147н в соответствии с п. 6 Правил профстандартов.
Например, обобщенная трудовая функция Профстандарта "Педагог" <5> - это педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, в которую входят трудовые функции "Общепедагогическая функция. Обучение", "Воспитательная деятельность", "Развивающая деятельность".
--------------------------------
<5> Утвержден Приказом Минтруда России от 18.10.2013 N 544н.
При характеристике обобщенных трудовых функций разработчик дает ссылки на уже существующие общероссийские классификаторы и справочники, такие как Общероссийский классификатор занятий ОК 010-93 (ОКЗ) <6>, Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД) <7>.
--------------------------------
<6> Утвержден Постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 N 298.
<7> Утвержден Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 N 329-ст.
Для описания трудовых функций, требований к образованию и обучению работников применяются Уровни квалификации <8>. Уровни квалификации содержат описание показателей "Полномочия и ответственность", "Характер умений", "Характер знаний", "Основные пути достижения уровня квалификации". Установлено девять уровней квалификации, определяющих требования к умениям, знаниям, уровню квалификации в зависимости от полномочий и ответственности работника. Первый уровень - самый низкий (предполагает в основном несложный физический труд), девятый - наивысший (решение стратегических задач). Например, Профстандарт "Педагог" включает два уровня квалификации - 5 и 6, а Профстандарт "Специалист по социальной работе" <9> требует соответствие работника уровням 6 и 7.
--------------------------------
<8> Уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов, утв. Приказом Минтруда России от 12.04.2013 N 148н.
<9> Утвержден Приказом Минтруда России от 22.10.2013 N 571н.
Для подтверждения своей квалификации работник будет сдавать профессиональный экзамен в центре независимой оценки профессионального уровня квалификации работников. В центр сможет обратиться как сам работник, так и его работодатель. Таким образом, организация получает возможность проверить квалификацию потенциального сотрудника, а сам сотрудник - ее подтвердить выданным удостоверением соответствия.
Подготовка нормативной правовой базы по формированию и функционированию таких сертификационных центров должна завершиться во II квартале 2015 г.
Кто разрабатывает профстандарты?
За счет федерального бюджета будут разрабатываться профстандарты для социальной сферы (образование, соцзащита, здравоохранение, культура, спорт) и приоритетных направлений экономического развития страны. Эти проекты профстандартов входят в перечень, утвержденный Минтрудом. Указанный перечень формируется с учетом приоритетных направлений развития экономики и предложений Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям. Разработчики таких профстандартов определяются путем заключения госконтракта. Аукционы по разработке профессиональных стандартов проводит Минтруд. Например, профстандарт "Инженер по охране и защите леса" разрабатывается ФГБОУ ВПО "Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет имени С.М. Кирова", а "Работник по обслуживанию и ремонту устройств железнодорожной автоматики и телемеханики" - ОООР "Союз машиностроителей России".
Разработчики имеют право создавать профстандарты в инициативном порядке за счет собственных средств. Проекты профессиональных стандартов могут разрабатываться как самими работодателями, так и их объединениями, профессиональными сообществами, саморегулируемыми и иными некоммерческими организациями с участием профобразовательных и других заинтересованных организаций (п. 3 Правил профстандартов). Координационную деятельность по разработке профессиональных стандартов осуществляет Минтруд.
Как разрабатывают профстандарты?
Минтруд утвердил Методические рекомендации по разработке профессионального стандарта <10> (далее - Методические рекомендации). Разработка проектов профессиональных стандартов осуществляется в соответствии с Макетом профстандарта и Уровнями квалификаций.
--------------------------------
<10> Приказ Минтруда России от 29.04.2013 N 170н.
Разработчик обсуждает проект профстандарта с представителями работодателей, профессиональных сообществ, профессиональных союзов (их объединений) и других заинтересованных организаций. Затем данный проект вместе с пояснительной запиской, сведениями об организациях, принявших участие в разработке и согласовании стандарта, информацией о результатах обсуждения проекта представляется в Минтруд. Если представленный пакет документов полный и проект соответствует Методическим рекомендациям, то Минтруд принимает его к рассмотрению, размещает на своем сайте (www.regulation.gov.ru) для проведения общественного обсуждения. Одновременно проект направляется для рассмотрения в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности. Затем информация о результатах обсуждения и рассмотрения проекта направляется разработчику.
Минтруд направляет проект профстандарта, информацию о результатах его обсуждения и рассмотрения в Национальный совет для проведения экспертизы. Если результаты экспертного заключения положительные, то Минтруд проект утверждает. Сведения о новом профессиональном стандарте Минтруд вносит в реестр профессиональных стандартов.
Информация об утвержденных профстандартах направляется в Минобрнауки - она будет нужна при формировании федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.
Где можно узнать о разработанных профстандартах?
Для информирования всех заинтересованных организаций и граждан о реализации плана разработки профстандартов создан программно-аппаратный комплекс "Профессиональные стандарты" (http://profstandart.rosmintrud.ru). На данной интернет-площадке размещается актуальная информация о ходе реализации плана, результатах, общественном обсуждении, утверждении, регистрации и применении профессиональных стандартов. Посетители могут ознакомиться с Национальным реестром профессиональных стандартов, в который включены реестры:
- разработчиков профессиональных стандартов;
- профессиональных стандартов;
- областей и видов профессиональной деятельности;
- трудовых функций.
Программно-аппаратный комплекс также позволяет работать с действующими Справочниками и Классификаторами, отслеживать обсуждения готовящихся профстандартов, скачать программу оформления проекта профстандарта, подавать уведомление о разработке профстандарта.
Перспективы развития системы профстандартов
Согласно изменениям в ст. 195.1 ТК РФ по готовящемуся законопроекту профессиональные стандарты подлежат обязательному применению организациями, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, иные государственные органы, органы местного самоуправления.
Когда система профессиональных стандартов будет работать в полную силу, инспекторы по труду получат право предъявлять требования о соответствии квалификации работников этим профессиональным стандартам. В силу ст. 57 ТК РФ должность (профессия), указанная в трудовом договоре, должна соответствовать классификаторам профессий и должностей и (или) профессиональным стандартам в случае установления льгот, гарантий и ограничений. Работодателю следует обратить особое внимание не только на порядок установления льгот, но и на ограничения, к которым могут быть отнесены и минимальные требования к уровню образования, прописанные в профстандартах.
После того как запланированные профстандарты будут внедрены и утверждены квалификационные уровни, законодательно определится минимальная заработная плата для всех уровней квалификации.
Освоение системы профстандартов потребует от руководителей организаций определенных усилий, впрочем, как любое нововведение. Существует алгоритм, помогающий быстрее адаптироваться на первом этапе - при донесении положений стандарта до сотрудников:
1. Предоставление полной информации о профстандарте под подпись, поскольку это нормативный документ, обязательный к исполнению.
2. Обсуждение путей реализации профстандарта в профессиональных сообществах.
3. Информирование клиентов и других заинтересованных лиц о переходе на профстандарты.
Следует также помнить, что введение профстандарта потребует изменения локальных нормативных актов организации - устава, должностных инструкций, трудовых договоров, коллективного договора, правил внутреннего трудового распорядка, положений об оплате труда, о стимулирующих выплатах и т.д. Руководителю придется позаботиться и об оказании помощи сотрудникам в доведении их квалификации до требуемого уровня - организовать обучение.