Руководства, Инструкции, Бланки

Руководство По Техническому Обслуживанию Космических Средств img-1

Руководство По Техническому Обслуживанию Космических Средств

Рейтинг: 4.5/5.0 (1708 проголосовавших)

Категория: Руководства

Описание

Основы эксплуатации космических средств, Александров Е

Основы эксплуатации космических средств, Александров Е.С.

Материал, изложенный в учебнике "Основы эксплуатации космических средств" является обобщением богатого теоретического наследия советских и российских ученых в области космонавтики и ракетной техники, уникального опыта эксплуатации космических средств, накопленного специалистами космодромов Байконур и Плесецк.
В учебнике дано последовательное и достаточно полное освещение основных положений по системе эксплуатации космических средств, управлению эксплуатацией космических средств, организации эксплуатации космических средств, эксплуатации космических средств за пределами назначенных показателей ресурса и срока службы.
Учебник предназначен для студентов вузов, обучающихся по специальностям частей запуска космических аппаратов, а также для специалистов по эксплуатации космических средств космодромов.

Найти и купить книги на Ozon.ru

Найти и купить Основы эксплуатации космических средств, Александров Е.С. на Ozon.ru с доставкой. Уважаемые гости и пользователи, приобретая бумажные варианты книг, вы помогаете не только авторам и издательствам, но и способствуете развитию ресурса Techliter.ru, что позволяет нам расширять ассортимент представленных на сайте книг, чертежей и другой информации, необходимой для решения образовательных и профессиональных задач.

Скачать Основы эксплуатации космических средств, Александров Е.С.

Комментарии к Основы эксплуатации космических средств, Александров Е.С.


Представленный материал Основы эксплуатации космических средств, Александров Е.С. имеет размер: 27,4 Мб, был просмотрен 2496 раз(а) и скачан 187 раз(а).

Другие статьи

Приказ Минздравсоцразвития России от N 328н Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, ра

Текст документа в некоммерческой интернет-версии КонсультантПлюс

Приказ Минздравсоцразвития России от 10.04.2012 N 328н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников организаций ракетно-космической промышленности" (Зарегистрировано в Минюсте России 21.05.2012 N 24271)

в данный момент недоступен.

Вы можете сейчас
бесплатно получить текст
на электронную почту

Документ недоступен на сайте

Данный документ доступен в коммерческой версии системы КонсультантПлюс. Вы можете купить систему или заказать ее бесплатную демонстрацию .

Для ознакомления с текстом данного документа можно обратиться в региональный информационный центр (РИЦ) Сети КонсультантПлюс. расположенный в Вашем городе/регионе.

Дополнительная информация к документу

Дополнительная информация к документу или его части по значку i (разъяснения, комментарии, судебная практика) представлена в коммерческой версии системы КонсультантПлюс.

На сайте возможность недоступна.

В коммерческой версии системы КонсультантПлюс представлены все редакции документа (в том числе с изменениями, не вступившими в силу):

- указан период действия редакции

- можно найти редакцию на определённую дату

- можно сравнить редакции друг с другом

На сайте не представлены редакции документа

Работа органов Военного управления по организации эксплуатации космических систем

Работа органов Военного управления по организации эксплуатации космических систем Доклад Председателя Совета межрегиональной общественной организации «Ветераны космоса», действительного члена Академии космонавтики имени К.Э. Циолковского, Заслуженного испытателя космической техники, генерал-лейтенанта Власюка В.М. на военно-научной конференции «Военный аспект Космической эры»

Объявленная тема доклада по своему составу и содержанию определяет объемный курс лекций в учебном заведении. Существует достаточно монографий и учебников по эксплуатации космических систем. Поэтому в своем коротком докладе позволю напомнить, как проходила работа по созданию системы эксплуатации космических средств, а также отмечу причины и проблемы, возникавшие в эти периоды, большинство из которых не потеряли актуальность и сегодня. Поэтому заранее прошу прощения за возможную шероховатость при сравнительном анализе ряда вопросов.

Строго говоря, эксплуатация ВВТ есть один из основных процессов технического обеспечения действий войск (слайд 1), а с другой стороны, применение по назначению – это один из этапов эксплуатации ВВТ, т.е. для таких войск, как Космические войска, это действия по решению своей основной задачи, для которой они созданы (слайд 2).

Вот такой дуализм и такой философский круг возникает вокруг, казалось бы, простого понятия «эксплуатация». Ну, а если сюда добавить романтические слова 50-60-ых годов «НИИР» (научно-исследовательская испытательная работа), то можно уже очень долго ходить в этих уже трех соснах и определять, чем же мы занимаемся: ведем ли систематические обеспечивающие или боевые действия, обеспечиваем ли их, эксплуатируем космические системы или занимаемся научно-исследовательской работой. Ведь даже сегодня, по прошествии многих лет, нет строгих ответов на эти вопросы. А правильные ответы очень нужны, т. к. они должны лежать в основе создания и функционирования соответствующих организационных структур.

Наглядным примером поиска истины «в трех соснах» было недавнее опрометчивое слияние ВКС и РКО с РВСН. И Вы помните, чем это кончилось. Результат: четыре потерянных года. Вроде бы все успокоились. Второй раз наступать на грабли не надо. Но продолжают идти дальше. И это на фоне новых форм войн, воистину космических, осуществляемых нашими коллегами из США и НАТО.

Теперь уже авиацию хотят породнить с Космическими войсками – создать воздушно-космические соединения. Пора бы понять, что только сфера применения и характеристика оружия определяет тактику его применения, а по поводу оперативного искусства надо просто изучить этот вопрос по сообщениям прессы о войнах «наших коллег» - как они для их ведения оперативно создают специализированные центры управления войсками и командуют ими функционально, без линейного переподчинения.

Сложная ситуация складывалась и в начале создания войсковых органов по эксплуатации космических средств. На первом этапе развития службы вооружения частей, полигонов, центров управления спонтанно занимались хранением, транспортированием, техническим обслуживанием и другими вопросами эксплуатации отдельных космических средств. В это время даже слово «эксплуатация» было чем-то инородным для такого понятия, как «космическая деятельность». Это происходило по целому ряду причин. Здесь и естественное желание определиться в целях и задачах нового космического направления. Здесь была и неосознанная и несформулированная объективная разница между системами эксплуатации ракетного и космического вооружения, которая заключалась в том, что космическая система - это постоянно-действующая система получения космического продукта (связи, метео, видео, навигации) с другой – боевая ракетная система РВСН, которую требуется только поддерживать в готовности для практически однократного применения. Но противоречия рождают истину и создавают необходимые условия для правильного организационного оформления органов управления вновь создаваемой системы эксплуатации космических средств.

Необходимо отметить, что в это время усилиями служб вооружения, испытательных управлений космических частей и эксплуатационных подразделений ГУКОС был создан ряд нормативно-технических и директивных документов, таких, как «Руководство по … (РК-75)», «Руководство по эксплуатации КСр (РЭКОС), «Руководство по техническому обслуживанию» (РТОКС), которые легли в основу всей системы документов по созданию, разработке, эксплуатации и ремонту КСр.

В это время создаются Управление эксплуатации НКС, управление эксплуатации 50 ЦНИИКС МО, отделы эксплуатации на полигонах, КИКах. И вполне логично, в лексикон войск и директивные документы командования входят новые и ранее игнорируемые термины:

- ремонт на орбите;

- категория космического аппарата;

- ракета космического назначения ;

- космическая система (см. слайд 3);

- орбитальная система и др.

Сейчас это понятные термины, но тогда стоило больших усилий объяснить, как проводить ремонт на расстоянии 36 тыс. км и чем отличается РКН от РН. Особенно это было трудно объяснить своим же коллегам, которые стали работать во вновь созданных оперативных подразделениях штабов. Дело доходило до рассмотрения функций, которые выполняются отдельными агрегатами сегодняшнего сложного комплекса вооружения (боевая доставка, боевая транспортировка, боевое поражение). И вот когда все поняли, что ракета-носитель только доставляет КА на орбиту, а сам КА выполняет функции только боевой транспортировки полезной нагрузки, тогда все согласились с тем, что РН и РКН – это разные по своим функциям, устройства, объединенные и используемые в едином комплексе вооружения.

По требованию офицеров Управления эксплуатации, работавших в государственных комиссиях, разработчики вынуждены были создавать эксплуатационную документацию даже на такие организационно-технические комплексы, как КК, РКК, НКУ и др. Вся эта работа проходила в достаточно сложных условиях. Новые понятия и новые взгляды требовали постоянного их отстаивания в высоких кабинетах, на многочисленных совещаниях и закрепления в многочисленных государственных стандартах. Созданная в то время база стандартов – это фундамент сегодняшнего здания. Вершиной этого нормативно-технического процесса стала разработка отдельных томов эскизного проекта «Система эксплуатации МКС «Энергия-Буран», необходимость разработки которой после долгих споров признали и представители промышленности.

Было бы интересно понять, насколько твердо прижился этот элемент в проектах, разрабатываемых сегодня. Но, по-моему, состояние этого фундамента искажается проблемой технических регламентов. И во всей стране, а не только в КВ, не знают, что с ними делать, как использовать существующие стандарты и как логично замкнуть всю систему технических регламентов в сфере техники высоких технологий.

Сложным и трудным был процесс организации рекламационной и военно-экономической работы. Однако, постоянный контроль, автоматизированный учет и регулярные сверки с войсковыми частями сделали свое дело: в течение последних пяти лет существования Военно-космических сил они признавались лучшими в Вооруженных силах СССР по этим вопросам. Конечно, сегодня нет СССР, нет «Основных условий поставки для военных организаций…», но зато появился ряд очень интересных экономических аспектов этой работы. А для сегодняшних скептиков расскажу очень интересный случай из практики того времени:

«По результатам рекламационной работы Военно-космических сил, НПО «Южмаш» был вынужден оплатить расходы Минобороны, связанные с поставкой некачественных КА. Гневу руководства НПО «Южмаш» не было предела. И пошла в Правительство не просто жалоба, а требование о наказании офицера-руководителя, позволившего себе такую жесткость. Но Министр обороны, получив обращение с поручением Правительства, написал на нем: «Ругается промышленность – значит, хороший офицер». Что было дальше, Вам понятно. Все осталось на своих местах, и ущерб Минобороны был компенсирован.

Для устранения подобных случаев в ВКС постоянно велась работа по совершенствованию экономических основ деятельности воинских частей. Так, благодаря предложениям УНКС в 1988-89 гг. были введены дополнения к «Основным условиям поставки вооружения и военной техники» (ПС-89), суть которых состояла в том, что, если отказы ВВТ наказываются штрафными санкциями, то за изделия, которые качественно работают и выполняют задачи за пределами назначенного ресурса, предприятия должны получать соответствующее вознаграждение, и, кроме того, денежное вознаграждение получал и личный состав эксплуатирующих воинских частей, так как благодаря их бережному, правильному и аккуратному использованию ВВТ ее ресурс значительно увеличивался.

Однако в этом документе не были реализованы предложения ВКС по периодическому повышению и закреплению в документации предприятием-изготовителем назначенного ресурса по результатам работы серии образцов.

Не были реализованы и предложения ВКС по учету обязательств поставщика по сроку службы всей орбитальной системы, а также количества КА, которыми за указанный период системой были решены оперативные задачи. То есть, чем меньше КА менялось в орбитальной системе за установленный период существования, тем больший экономический эффект получил бы ее заказчик (государство). Очевидно, что и сейчас подобный подход должен представлять определенный интерес. Тем более, что пример Космических войск по оплате эксплуатантов за качественное поддержание и применение DDN хорошо прижился в ВМФ и авиации. А ведь в КВ цена работы личного состава неизмеримо выше.

Ну и, конечно, наиболее значимым результатом явилось то, что, начиная с 1991 года, ВКС добились права рассчитываться с заказчиками гражданских запусков за оказанные услуги. В результате этих внебюджетных добавок ВКС удалось выжить в тяжелые 90-е годы и даже открыть новый космодром. Все действия ВКС в этот период были экономически счетны: стоимость орбитальной группировки, любого элемента наземной группировки отслеживались благодаря комплексной НИР, которую вел 50 ЦНИИ КС МО. Думается, что сегодня такой мониторинг был бы для КВ тоже нелишним.

Очевидно, что любая система, в том числе и космическая (см. слайд 3), должна начинаться с базы данных, а база данных – это учет всего, начиная с элементной базы изделий и кончая космическим аппаратом и другими сложными изделиями. Так вот, я не ошибусь, если скажу, что сегодняшний учет, впрочем, как и вчерашний, оставляет желать лучшего. Но мало кто сегодня знает, что в архивах 4 ЦНИИ МО должна пылиться практически полная база данных для каталогизации и учета оборудования космических систем, которую сделали в 90-е годы, и представляет она из себя комплект «Схем деления космических систем» различного назначения (связь, метео, разведка и т.п.), которые должны были лечь в основу Системы учета КСр. Однако в силу ряда причин, в том числе и дважды объявляемая Минобороны инвентаризация ВВТ завели этот вопрос в тупик. И найти выход из него теперь очень сложно, но, наверное, необходимо. И в первую очередь, восстанавливая систему, надо восстановить систему информации о качестве и надежности КК, ГОСТ на которую очень помогал работе. Ведь как сказал кто-то из великих, бардак, даже автоматизированный, все равно будет автоматизированный бардак. Без четко спланированных производственных мощностей, запаса материальных ресурсов РН и КА нельзя говорить о стабильной плановой эксплуатации орбитальной системы.

Но это все дела давно минувших лет. А вот проблему сегодняшнего ГЛОНАССа вряд ли можно считать вчерашней. Сегодня, впрочем, как и вчера, нет обоснованного ответа на простые вопросы: с какой периодичностью и сколько необходимо вводить в орбитальную систему КА, и какой минимально необходимый назначенный ресурс они должны иметь? Без ответа на эти вопросы эксплуатирующих войсковых частей, без плановой работы производственных мощностей промышленности, обеспечивающих в том числе и некий оперативный запас РН и КА, эксплуатация системы будет осуществляется в вероятностном режиме, т.е. «работает – не работает». Ну а виноватые будут всегда. Кто? Правильно – военные.

Кстати, о планах. В период устойчивого и зрелого этапа функционирования системы эксплуатации КСр (а мы имеем полное право говорить об устойчивом и зрелом функционировании системы, производившей в год 114-116 пусков РКН (1986-87 гг.) и управлявшей орбитальной группировкой из более чем 200 КА), такая работа без хорошо отлаженного планирования была бы просто невозможна. В то время (1982-1997гг.) планирование представляло собой достаточно серьезный аналитический процесс. Была разработана система показателей и критериев, по которым ежегодно подводились итоги и обосновывалась их величина на следующий год. Затем для достижения необходимого уровня этих критериев разрабатывались соответствующие мероприятия, которые одновременно учитывали и задачи, которые перед системой эксплуатации ставило оперативное применение. Ну а для того, чтобы снизить неожиданность внешних возмущений на систему эксплуатации была принята и ежегодно корректировалась «Концепция эксплуатации КСр», которая отдельным документом входила в перспективные планы строительства ВКС. Кстати, ехидные насмешки и остроты над этим невиданным в войсках документом прекратились, когда через год после создания указанной «Концепции..» Генеральный штаб в директивном порядке предложил видам и родам войск разработать подобные Концепции. И очевидно, что, сегодня, имея такие документы по определению долгосрочной перспективы, был бы более эффективно демпфирован шок от расформирования космодрома «Свободный» А сегодняшним органам планирования создания космодрома «Восточный» нелишне было бы еще раз напомнить слова маршала Советского Союза Г.К.Жукова на заседании Правительства по созданию командно-измерительного комплекса по управлению КА: «Эту работу никто, кроме военных, не выполнит». Этот тезис и сегодня еще очень актуален.

На этом разрешите закончить свое выступление об организации работы военных органов при проведении эксплуатации космических средств. Выступая сегодня, я априори надеялся, что мое выступление не пройдет даром, если вызовет определенный интерес в определенных головах, и если это случилось, я считаю свою задачу полностью выполненной.

Руководство по техническому обслуживанию космических средств

Обеспечивает действия войск подразделяется на:

Техническое обеспечение – это комплекс мероприятий по поддержанию войск в боеспособном состоянии, по накоплению в них до установленных норм запасов ВВП, Ракет, боеприпасов вссех видов, средств измерений и т.п.

Виды технического обеспечения :

3.техническое обеспечение РХБЗ

4.Техническое обеспечение средств связи

ТОС и А – это комплекс мероприятий по укомплектованию войск техникой связи и автоматизации, поддержанию ее в постоянной готовности к применению, эффективному использованию по назначению, быстрому восстановлению и возвращению в строй при повреждении и эксплуатационном отказе.

1.Укомплектованность войск техникой связи и А

2.поддерживание ВТС и А в заданной степени боевой готовности к применению

3.Восстановить вышедшую из строя ВТС и А

2.Содержание ТОС и АСУ (цель, задачи и мероприятия).

1.Укомплектованность войск техникой связи и А

2.поддерживание ВТС и А в заданной степени боевой готовности к применению

3.Восстановить вышедшую из строя ВТС и А

1.Снабжение войск ТОС и А – является видом обеспечения материальными средствами ВС РФ, организуемого и осуществляемого органами технического обеспечения связи, с целью своевременного удовлетворения штатных потребностей войск.

2.Техническая эксплуатация ТОС и А – комплекс работ по сбережению, поддержанию в исправном состоянии, восстановление работоспособности и ресурса ТС, выполняемые в период использования по назначению, хранения, транспортирования, приведения в установленную степень готовности и поддержанию в этой степени готовности.

3.Техническая разведка и эксплуатация -комплекс мероприятий по определению технического состояния ТС в ходе ведения боевых действий.

К эксплуатации относится стадия жизненного цикла ТС и АСУ с момента принятия ее воинскуюю часть от заводов изготовителей или ремонтных предприятий до списания.

Мероприятия технической эксплуатации техники связи и АСУ:

1.Ввод в эксплуатацию

2.Техническое обслуживание – комплекс операций по поддержанию работоспособности и направленности образца ВТС при использовании по назначению, хранении и транспортировки.

3.Ремонт – восстановление исправности или работоспособности, а также восстановление ресурса.

4.Хранение – содержание ТС и АСУ в установленных местах с применением средств и методов защиты от воздействий окружающей среды.

5.Планирование и учет эксплуатации и ремонта – взаимосвязь по времени, силам и средствам всех мероприятий ТОС и АСУ.

6.Сбор и обобщение данных о надежности –выработка рекомендаций для промышленности по совершенствованию надежности выпускаемой ТС.

7.Рекламационная работа, гарантированный и авторский надзор – выявляются и устраняются причины возникновения дефектов и повышение ответственности поставщиков за качество поставляемой техники, а в частности за соблюдения условий эксплуатации и хранения.

8.Списание – после выработки ресурса, если техника связи по своему техническому состоянию непригодна для дальнейшего использования по назначению

9.Контроль технического состояния – определение степени готовности ТС к использованию по назначению, оценка организации ТОС, своевременность принятия мер по устранению выявленных недостатков.

3.Снабжение войск техникой связи, АСУ и ВТИ.

Снабжение техникой связи и АСУ является видом обеспечения материальными средствами войск. Оно подразделяется на снабжение техникой связи и АСУ и снабжение военно-техническим имуществом.

К основным мероприятиям обеспечения (снабжения) войск техникой связи и АСУ относятся:

-определение потребности войск в обеспечении техникой и имуществом связи и АСУ;

-формирование заявок на заказ техники и ВТИ связи и АСУ в промышленности;

-распределение поставок техники связи и АСУ между органами обеспечения, объединениями, -соединениями и воинскими частями;

-планирование перевозок техники связи и АСУ;

-создание, размещение, освежение, пополнение запасов техники и ВТИ связи и АСУ;

-выдача и доставка техники связи и АСУ войскам в соответствии с принятой схемой снабжения;

-ведение учета и представление отчетности о наличии, состоянии и движении техники связи и АСУ.

Еще раз следует подчеркнуть, что выполнение мероприятий снабжения призвано обеспечить количественную укомплектованность частей и подразделений техникой связи и АСУ, а также военно-техническим имуществом для обеспечения эксплуатации этой техники.

К мероприятиям технической эксплуатации, направленным на поддержание техники связи и АСУ в работоспособном (исправном) состоянии в установленной степени готовности, относятся:

-ввод в эксплуатацию;

-текущий и средний ремонт;

-контроль технического состояния;

-создание (поддержание) условий хранения техники связи и АСУ, обеспечивающих ее длительную -сохранность и готовность к использованию по назначению;

-контроль и оценка состояния каждого конкретного образца ТС и АСУ и их совокупности;

-сбор и обобщение данных о надежности;

-выполнение доработок по бюллетеням;

-гарантийный и авторский надзор;

-Ведение учетной и эксплуатационной документации;

-списание техники связи и АСУ с последующей утилизацией;

-другие работы, направленные на обеспечение поддержания техники связи и АСУ в исправном состоянии, устранение недостатков, принятие мер по улучшению ее качества и надежности.

4.Состав и предназначение комплектов ЗИП.

Запасные части, инструмент, принадлежности и материалы (ЗИП) – некоторая совокупность запасов материальных средств, сформированная в зависимости от назначения и особенностей использования технического устройства и предназначенная для обеспечения его эксплуатации и ремонта. В общем случае в состав ЗИП входят: запасные части; инструменты; приспособления; принадлежности; контрольно-измерительная аппаратура; специальное технологическое оборудование для технического обслуживания и ремонта; материалы; эксплуатационная документация.

К основным видам комплектов ЗИП относятся:

одиночный комплект ЗИП (ЗИП-О);

групповой комплект ЗИП (ЗИП-Г);

ремонтный комплект ЗИП (ЗИП-Р);

Все основные виды комплектов ЗИП разрабатываются, как правило, для изделий одного наименования. Однако допускается разрабатывать ЗИП-Г и ЗИП-Р для обеспечения эксплуатации изделий нескольких наименований.

К специальным видам комплектов ЗИП относятся:

подвижный групповой комплект ЗИП (ЗИП-Пг);

подвижный ремонтный комплект ЗИП (ЗИП-Пр);

монтажный комплект ЗИП (ЗИП-М);

Одиночный комплект ЗИП (ЗИП-О) предназначен для обеспечения замены отказавших и поврежденных составных частей изделия, выполнения технологических операций и проведения ТО силами штатных расчетов. ЗИП-О придается каждому агрегату (системе) технологического оборудования и поставляется вместе с ним. Комплект ЗИП-О подвижных агрегатов размещается во встроенных отсеках или нишах, а стационарных – рядом с ними в специальных шкафах или ящиках. Для РН, КА и РБ одиночный комплект ЗИП не разрабатывается.

Групповой комплект ЗИП (ЗИП-Г) предназначен для обеспечения устранения отказов и неисправностей изделий, для замены составных частей с ограниченным ресурсом (ограниченным сроком службы) в условиях эксплуатирующей организации (не обязательно штатными расчетами), для проведения технических обслуживаний изделий и пополнения одиночных комплектов ЗИП. Разрабатывается ЗИП-Г для группы однотипных изделий (технологического оборудования, РН, КА, РБ), одновременно находящихся в эксплуатации. Если агрегат (система) эксплуатируется в единственном экземпляре, то комплект ЗИП-Г на него не разрабатывается. В этом случае комплект ЗИП-О выполняет также функции комплекта ЗИП-Г и рассчитывается на срок, задаваемый для ЗИП-Г. Размещается групповой комплект на складах эксплуатирующих организаций или на базах хранения.

Ремонтный комплект ЗИП (ЗИП-Р) предназначен для восстановления изделий с использованием составных частей, не включенных в другие комплекты ЗИП, либо для пополнения комплектов ЗИП-Г. Размещается ремонтный комплект на базах хранения или в ремонтных органах. ЗИП россыпью предназначен для непосредственного использования при эксплуатации, ремонте космических средств и для пополнения ЗИП-О. К ЗИП россыпью относятся запасные элементы, поставляемые для пополнения других комплектов ЗИП космических средств, а также запасные элементы космических средств, для которых комплекты ЗИП-Г и ЗИП-Р не разрабатываются. Взаимосвязь между комплектами ЗИП представлена на рисунке 4.1. Поставка составных частей комплектов ЗИП производится следующим образом: ЗИП-О поставляет предприятие-изготовитель вместе с изделием; ЗИП-Г и ЗИП-Р поставляются по указанию заказчика предприятиями-поставщиками изделий.

5.Классификация систем технического обслуживания ВТС и АСУ их, характеристика.

Техническое обслуживание есть комплекс работ, проводимых с целью поддержания техники связи и АСУ в исправном или работоспособном состоянии при хранении, транспортировании, подготовке к использованию и использовании по назначению.

К основным задачам технического обслуживания относятся:

-Предупреждение преждевременного износа механических элементов и ухода электрических параметров аппаратуры за пределы установленных норм;

-Выявление и устранение неисправностей и причин их возникновения;

-Доведение параметров и характеристик "до норм";

-Продление межремонтных ресурсов (сроков) и сроков службы.

Техническое обслуживание проводится комплексно по единой планово-предупредительной системе, основанной на обязательном совмещении по месту и времени работ на составных частях техники связи и АСУ. Вид технического обслуживания каждой составной части определяется в зависимости от величины наработки (пробега) или календарных сроков с учетом условий эксплуатации, а также фактического состояния.

Техническое обслуживание техники связи и АСУ, входящей в комплект вооружения и военной техники других родов войск, осуществляется одновременно с обслуживанием основной составной части образца вооружения и военной техники.

Для техники связи и АСУ текущего обеспечения предусматриваются следующие виды технического обслуживания:

-Контрольный осмотр (КО);

-Ежедневное техническое обслуживание (ЕТО);

-Техническое обслуживание № 1 (ТО-1);

-Техническое обслуживание № 2 (ТО-2);

-Сезонное техническое обслуживание (СО);

-Регламентированное техническое обслуживание (РТО).

Для техники связи и АСУ, находящейся на длительном хранении, системой предусматривается:

-Техническое обслуживание №1 при хранении (ТО-1х);

-Техническое обслуживание № 2 при хранении (ТО-2х);

-Регламентированное техническое обслуживание (РТО).

6.Цели, содержание и виды технического обслуживания ВТС и АСУ.

Техническое обслуживание есть комплекс работ, проводимых с целью поддержания техники связи и АСУ в исправном или работоспособном состоянии при хранении, транспортировании, подготовке к использованию и использовании по назначению.

К основным задачам технического обслуживания относятся:
-Предупреждение преждевременного износа механических элементов и ухода электрических параметров аппаратуры за пределы установленных норм;
-Выявление и устранение неисправностей и причин их возникновения;
-Доведение параметров и характеристик "до норм";
-Продление межремонтных ресурсов (сроков) и сроков службы.

Техническое обслуживание проводится комплексно по единой планово-предупредительной системе, основанной на обязательном совмещении по месту и времени работ на составных частях техники связи и АСУ. Вид технического обслуживания каждой составной части определяется в зависимости от величины наработки (пробега) или календарных сроков с учетом условий эксплуатации, а также фактического состояния.

Техническое обслуживание техники связи и АСУ, входящей в комплект вооружения и военной техники других родов войск, осуществляется одновременно с обслуживанием основной составной части образца вооружения и военной техники.

Для техники связи и АСУ текущего обеспечения предусматриваются следующие

виды технического обслуживания:
-Контрольный осмотр (КО);
-Ежедневное техническое обслуживание (ЕТО);
-Техническое обслуживание № 1 (ТО-1);
-Техническое обслуживание № 2 (ТО-2);
-Сезонное техническое обслуживание (СО);
-Регламентированное техническое обслуживание (РТО).

Для техники связи и АСУ, находящейся на длительном хранении, системой предусматривается:
-Техническое обслуживание №1 при хранении (ТО-1х);
-Техническое обслуживание № 2 при хранении (ТО-2х);
-Регламентированное техническое обслуживание (РТО).

7.Особенности построения системы технического обслуживания ВТС и АСУ.

Система ТО и войскового ремонта – совокупность взаимосвязанных образцов ВВТ, средств

технического диагностирования, технического обслуживания и войскового ремонта, исполнителей и документации, взаимодействие которых происходит в соответствии с задачами эксплуатации и ремонта в войсковых условиях.

Принципами построения и функционирования системы технического обслуживания и ремонта ВВТ являются:

- поддержание требуемого уровня обеспеченности воинских частей исправными образцами ВВТ на основе эффективного функционирования сил и средств воинских частей, ремонтно-восстановительных органов звеньев войск во взаимодействии с предприятиями промышленности, ремонтными предприятиями и сервисными центрами;

- обеспечение рационального распределения объемов работ видов сервисного обслуживания образцов ВВТ между ремонтно-восстановительными органами звеньев войск и предприятиями промышленности, ремонтными предприятиями и сервисными центрами, а также взаимодействие между ними;

- создание в рамках систем сервисного обслуживания ВВТ региональных сегментов, обеспечивающих восстановление исправного (работоспособного) состояния ВВТ воинских частей (по месту их дислокации) различной видовой принадлежности в составе группировок войск;

- обеспечение непрерывности и комплексности проведения мероприятий по поддержанию исправного (работоспособного) состояния ВВТ, осуществляемых на основе мониторинга технического состояния ВВТ по эксплуатационным параметрам для выявления неисправностей на образцах ВВТ и прогнозирования их технического состояния на определенный период эксплуатации;

- адаптация формируемой системы сервисного обслуживания ВВТ к обеспечению готовности ВВТ воинских частей при повседневной деятельности войск в мирное время, в условиях нарастания угрозы агрессии и в военное время заключается в замещении по решению Министра обороны Российской Федерации ремонтными предприятиями и сервисными центрами функций ремонтно-восстановительных органов в полном объеме или частично;

- осуществление перехода воинских частей на современные электронные информационные технологии обеспечения мониторинга технического состояния, технического обслуживания и войскового ремонта в первую очередь основной номенклатуры ВВТ в воинских частях;

- установление гарантийных обязательств на все выполненные работы по государственному контракту, обеспечивающие поддержание (восстановление) исправного или работоспособного состояния ВВТ выездными ремонтными бригадами предприятий промышленности, ремонтных предприятий и сервисных центров;

- реализация механизмов обоснования и контроля показателей стоимости, полноты, своевременности и качества выполнения сервисного обслуживания ВВТ.

8.Организация технического обслуживания ТС и АСУ в войсках связи.

Техническое обслуживание техники связи и АСУ – это комплекс операций или операция по поддержанию работоспособного или исправного состояния образца ТС и АСУ при использовании по назначению, при поддержании его в установленной степени готовности, хранении и транспортировании.

Из определения видно, что основной целью ТО является поддержание образца техники связи и АСУ в исправном и работоспособном состоянии при подготовке к применению и при использовании по назначению, при поддержании его в установленной степени готовности, хранении и транспортировании.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

предупреждение преждевременного износа механических элементов и ухода параметров, характеристик и показателей за пределы допусков и норм;

выявление и устранение неисправностей и причин их возникновения в аппаратуре;

доведение электрических параметров и характеристик до норм;

продление межремонтных ресурсов (сроков) и сроков службы.

Целесообразность проведения ТО определяется тем, что в ходе его проведения исключается (предупреждается) определенная доля отказов и тем самым увеличивается наработка на отказ средств связи.

Система ТО и ремонта является планово-предупредительной с периодическим контролем технического состояния образца перед началом его обслуживания и ремонта.

Организация ТОС и АСУ - это процесс, включающий в себя создание системы, определение порядка и правил функционирования ее элементов, управление ими в ходе выполнения задач.

Организация проведения технического обслуживания в войсках связи.

Перед проведением ТО-1 и ТО-2 проводятcя подготовительные мероприятия, которые включают:
-планирование выполнения работ;
-организацию взаимодействия между подразделениями и специалистами различных служб, участвующих в выполнении работ;
-проведение политико-воспитательной работы;
-разработку мероприятий по обеспечению непрерывности связи при техническом обслуживании конкретных образцов средств связи, непрерывно используемых по назначению;
-подготовку материальной базы для выполнения работ технического обслуживания;
-проведение занятий с личным составом, участвующим в работах;
-подготовку специализированных рабочих мест по обслуживанию;
-проверку готовности подразделений и техники к проведению технического обслуживания.
Непосредственную подготовку личного состава, привлекаемого к проведению технического обслуживания, организуют командиры подразделений. Подготовка включает проведение занятий и инструктажей по изучению объема и технологии выполнения работ, правил и мер электро- и пожарной безопасности, практическую отработку навыков в выполнении отдельных операций, входящих в содержание видов технического обслуживания.

Должностные лица, осуществляющие руководство проведением технического обслуживания, обязаны:

в ходе подготовки:
-уточнить наличие техники связи и АСУ, подлежащей техническому обслуживанию;
-уточнить силы и средства, выделяемые для выполнения работ, и спланировать наиболее целесообразное их использование;
-подать заблаговременно заявки на необходимое военно-техническое имущество, организовать его получение и доставку к местам обслуживания техники;
-провести занятия и инструктажи личного состава согласно правилам и мерам безопасности, поставить конкретные задачи каждому исполнителю, указать порядок и сроки выполнения работ, их материальное обеспечение;
в ходе проведения работ:
-осуществлять руководство работами, не допускать отрыва личного состава от решения задач технического обслуживания;
-оказывать помощь инженерно-техническому составу, специалистам ремонтных подразделений в эффективном использовании их рабочего времени;
-контролировать полноту и качество выполнения требуемого объёма операций технического обслуживания;
следить за соблюдением личным составом правил и мер безопасности;
по окончании работ:
-проверить и принять выполненные работы;
-обеспечить документальное оформление проведения соответствующего вида технического обслуживания;
-Подвести итоги технического обслуживания;
-поставить задачи по устранению выявленных недостатков и организовать их устранение;
-доложить по команде о наличии неисправной техники.

При проведении технического обслуживания запрещается
-изменять технологию выполнения работ, установленную эксплуатационной документацией;
-использовать неисправный инструмент, средства защиты и неповеренные в установленные сроки средства измерений;
-оставлять по окончании работ неисправную и не приведенную в готовность к использованию технику;
-вскрывать опломбированные приборы и блоки до окончания гарантийного срока.

Техническое обслуживание техники связи и АСУ в объеме TО-1 проводится, как правило, в парково-хозяйственные дни. Техническое обслуживание техники связи и АСУ в объеме ТО-2 (годовое техническое обслуживание) в соединениях (частях) проводится в сроки, определяемые директивой штаба объединения.
Для организации и контроля качества проведения ТО-2 в соединениях (частях) связи приказом командира назначается комиссия.
Результаты работы комиссии но проведению ТО-2 оформляются актом и объявляются приказом по соединению (части) связи. Акт утверждается командиром соединения (части) и хранится в течение очередного календарного года. Один экземпляр акта высылается в довольствующий орган.
Для проведения ТО-2 в частях (подразделениях), не имеющих сил и средств для качественного выполнения сложных работ, распоряжением начальника войск связи объединения (начальника связи соединения) создаются специальные бригады (группы) технического обслуживания техники связи и АСУ.

9.Особенности планирования и проведения технического обслуживания техники связи и АСУ на СУС.

Задачи организации планирования

планирование связь оперативность

1.Выбор способов планирования.

Существует 2 способа планирования:

-централизованный - основан на проведении планирования в вышестоящих штабах

-иерархический (децентрализованный) - основан на распределении функций планирования между органами управления различных уровней иерархии

2. Выбор методов планирования.

Существует 3 метода планирования:

-параллельный. Заключается в том, что в каждой инстанции планирование осуществляется после завершения всей работы по планированию в вышестоящем штабе и получение от него соответствующих распоряжений.

-последовательный. Сущность метода заключается в том, что принятие решения и разработка документов в нижестоящих инстанциях начинается сразу после принятия решения и постановки задач старшим ДЛ, а при ограниченных сроках, после выработки им только основного элемента решения, замысла на основе получения от него дополнительных распоряжений.

-распорядительной работы - является частным случаем метода параллельной работы.

Сущность метода заключается в том, что старший начальник приняв в остро динамичной обстановке решение по назревшим вопросам стремится в самый короткий срок довести до исполнителей боевые задачи и незамедлительно включить в работу всю систему управления.

Содержание планирования эксплуатации и ремонта

техники связи и АСУ

Рассмотрим содержание основных форм планирования (из числа указанных в табл. 1.), характерных для организации эксплуатационной деятельности в частях и на СУС. Планирующие документы, приведенные в табл. 5.6, можно разделить на отдельные группы, отличающиеся как широтой задач планирования, так и

предназначением. Наиболее емким по широте задач является план эксплуатации и ремонта техники связи и АСУ. В других документах прогнозируются задачи только отдельных составляющих эксплуатации. Дальнейший порядок рассмотрения планирующих документов определяется указанными признаками.

Планирование технического обслуживания.

При планированиитехнического обслуживания решается задача рационального распределения сил и средств для проведения работ по предупреждению отказов. Основными видами технического обслуживания техники связи и АСУ являются ежедневное (ЕТО), месячное (TО-1), сезонное (СО), годовое (ТО-2) и регламентированное (РTO). Назначение объема работ по обслуживанию производится в зависимости от состояния аппаратуры в соответствии с эксплуатационной документацией, в которой приводятся перечень, последовательность и методика выполнения технологических операций обслуживания. Конкретные сроки выполнения работ, и, как следствие, формы планирования определяются принципами организации технического обслуживания.

План подготовки и проведения годового технического обслуживания техники связи и АСУ разрабатывается в соединениях (частях) и на стационарных узлах связи на период, определяемый директивой штаба объединения для выполнения ТО-2. План разрабатывается под руководством заместителя командира по вооружению (технической части) с привлечением всех служб, подписывается им и начальником штаба, после чего утверждается командиром части. Доведение плана до подразделений и конкретных исполнителей производится тем же порядком, что и в предыдущем случае, не позднее чем за 5 дней до начала работ по

обслуживанию. В процессе планирования отрабатываются три раздела:

I. Подготовительные мероприятия.

II. Проведение технического обслуживания средств связи и АСУ.

III. Мероприятия контроля.

Планирование ремонта.Основная задача планирования ремонта в частях и на стационарных узлах связи сводится к определению последовательности вывода в ремонт техники связи и АСУ при условии выработки ею установленного ресурса или потери работоспособности.

10.Особенности технического обслуживания техники связи и АСУ на длительном хранении, учениях в полевых условиях и в период ведения боевых действий.

Сроки проведения ТО техники связи и АСУ, находящейся на длительном хранении, отражаются в плане-графике (приложение 23), который охватывает период в 5-8 лет. В соединениях и частях связи план-график разрабатывается заместителем командира соединения (части) по вооружению, согласовывается со службами, в ведении которых находятся отдельные составные части образцов техники связи и АСУ, подписывается заместителем командира соединения (части) по вооружению и утверждается командиром соединения (части). На складах (базах) связи план-график разрабатывается помощником начальника склада (базы) по хранению и утверждается начальником склада (базы). План-график должен корректироваться по мере освежения техники, при проведении внеплановых технических обслуживании, проверок и мероприятий, связанных с использованием техники.
В плане-графике указывается:
-наименование техники связи и АСУ;
-Заводской номер техники, номер шасси, двигателя;
-Год выпуска. постановки на хранение;
-Дата проведение предыдушегоТО-2х техники связи и АСУ;
-Условия хранения;
-Виды Т.О.(опробования, освежения) и сроки их проведения;
-Дата и номер приказа о снятии с хранения;
-Примечание.