Руководства, Инструкции, Бланки

Сочинение По Литературе В 10 Классе В 2016 Году Как Писать Образец

Рейтинг: 5.0/5.0 (208 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Сочинения по литературе 10 класс странник

Сочинения по литературе 10 класс странник

Консультация по литературе (10 класс) на тему: Как написать сочинение по литературе 10 класс. Зарубежная литература древних эпох (и 14 школьных сочинений по Ахматовой). Сочинение 10 класс на тему Павел Петрович Кирсанов и Евгений Базаров в романе Тургенева Отцы. Наиболее популярные сочинения по литературе для учеников 10 класса средней школы. Сборник содержит сочинения по русской литературе xix века на темы, связанные с творчеством А. Бесплатные уроки, тесты и тренажёры по литературе за 10 класс по школьной программе. Сочинения по русской литературе, зарубежной литературе и на свободную тему для учеников 10. Собрание сочинений по русской литературе xix века на темы, связанные с творчеством А. Сочинение 10 класс на тему: Идеальный женский характер в представлении И. Представленный сборник содержит сочинения по русской литературе xix века на темы, связанные. Все учащиеся 10 - х классов школ Санкт - Петербурга сегодня написали сочинение по литературе. Литература 10 класс: учебники, анализ произведений Учебники по литературе 10 класс. Categories: сочинение по литературе 10 класс, сочинение о великой отечественной войне, готовые. Школьные сочинения по русской литературе 10 класс для подготовки домашних упражнений не потеряв ни секунды. 2011, 17:00: На данной странице К тому же Вы сможете разыскать Сочинения по литературе за 10 класс стремительно.

Сочинения по литературе 10 класс странник

Сочинения по литературе 10 класс странник

2016-09-28, 22:57, 08:43

Группа: Пользователь
Сообщений: 17
Регистрация: 05.03.2014
Пользователь №: 18692
Спасибо сказали: 3 раз(а)

Сочинения по литературе 10 класс странник

сочинение по литературе в 10 классе в 2016 году как писать образец:

  • скачать
  • скачать
  • Другие статьи

    Темы итогового сочинения по литературе в 10 классе

    Темы итогового сочинения по литературе в 10 классе

    Испытывали итоговое сочинение на учениках 10-ых классов в мае 2014г.

    С темами вы можете ознакомиться ниже.

    Москва
    1. Книга, без которой я был бы совсем другим.
    2. Жизнь – это череда выборов.
    3. Для чего людям знать о тех, кто давно уже умер (исторические личности) или вообще никогда не существовал (литературные герои)?
    4. Значимое и незначительное. «Главное в физике – умение пренебрегать!» (Л.Д. Ландау).
    5. Зачем планировать? Как планы влияют на нашу жизнь.
    6. «Перемены – это постоянная величина» (А. Дидон).

    Санкт-Петербург
    1. «Город пышный, город бедный…» (по произведениям А.С.Пушкина и Н.В.Гоголя).
    2. Родион Раскольников и Соня Мармеладова как два полюса души Петербурга (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»).
    3. Почему вступление к поэме А.С. Пушкина «Медный всадник» стало восприниматься жителями Петербурга как гимн великому городу?
    4. Мой любимый уголок Петербурга.
    5. «Притворившись нотной тетрадкой, знаменитая ленинградка возвращалась в родной эфир…». «Знаменитой ленинградкой» А.А. Ахматова назвала 7-ю симфонию Д.Д. Шостаковича. Как я понимаю смысл этого олицетворения?
    6. «И жизнью смерть была побеждена…». Какие уроки может вынести наш современник из истории блокадного Ленинграда?

    Череповец Вологодской области
    1. Философские мотивы лирики М.Ю.Лермонтова.
    2. Проблема нравственного выбора личности в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
    3. Какую роль в жизни человека играет мечта?
    4. «А что есть чтение – как не разгадывание, толкование, извлечение тайного, оставшегося за строками, пределом слов…» (М.И. Цветаева).
    5. Военная агрессия – преступление против человека и человечества.

    Итоговое сочинение (изложение)

    Итоговое сочинение (изложение)

    2016-2017 учебный год

    Особенности формулировок тем итогового сочинения 2016/17 учебного года

    Итоговое сочинение, с одной стороны, носит надпредметный характер, то есть нацелено на проверку общих речевых компетенций обучающегося, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения выпускника рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию. С другой стороны, оно является литературоцентричным, так как содержит требование построения аргументации с обязательной опорой на литературный материал.

    Совет по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Н.Д. Солженицыной, президента Русского общественного фонда Александра Солженицына, разработал и утвердил следующие открытые тематические направления для итогового сочинения 2016/17 учебного года (протокол от 05.07.2016 г.):

    Каждое тематическое направление включает два понятия, по преимуществу полярных. Такой подход позволяет создавать разнообразные формулировки конкретных тем сочинений и расширяет возможности выпускников в выборе литературного материала для построения аргументации.

    В соответствии с указанными тематическими направлениями Рособрнадзор организует разработку закрытого перечня тем итогового сочинений 2016/17 учебного года и проводит их комплектацию по часовым поясам. Комплект будет включать 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого общего тематического направления).

    Ниже дается краткий комментарий к открытым тематическим направлениям, подготовленный специалистами ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» и одобренный Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах.

    1. «Разум и чувство». Направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности.
    Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума.

    2. «Честь и бесчестие». В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия.
    Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения личности.

    3. «Победа и поражение». Направление позволяет размышлять о победе и поражении в разных аспектах: социально-историческом, нравственно-философском, психологическом. Рассуждение может быть связано как с внешними конфликтными событиями в жизни человека, страны, мира, так и с внутренней борьбой человека с самим собой, ее причинами и результатами.
    В литературных произведениях нередко показана неоднозначность и относительность понятий «победа» и «поражение» в разных исторических условиях и жизненных ситуациях.

    4. «Опыт и ошибки». В рамках направления возможны рассуждения о ценности духовного и практического опыта отдельной личности, народа, человечества в целом, о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта.
    Литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок: об опыте, предотвращающем ошибки, об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути, и об ошибках непоправимых, трагических.

    5. «Дружба и вражда». Направление нацеливает на рассуждение о ценности человеческой дружбы, о путях достижения взаимопонимания между отдельными людьми, их сообществами и даже целыми народами, а также об истоках и последствиях вражды между ними.
    Содержание многих литературных произведений связано с теплотой человеческих отношений или неприязнью людей, с перерастанием дружбы во вражду или наоборот, с изображением человека, способного или не способного ценить дружбу, умеющего преодолевать конфликты или сеющего вражду.

    При составлении тем для итогового сочинения соблюдаются следующие требования:

    • соответствие открытым тематическим направлениям;
    • обеспечение надпредметного характера итогового сочинения (темы не должны нацеливать на литературоведческий анализ конкретного произведения);
    • обеспечение литературоцентричного характера итогового сочинения (темы должны давать возможность широкого выбора литературного материала для аргументации);
    • нацеленность на рассуждение (наличие проблемы в формулировке);
    • соответствие возрастным особенностям выпускников, времени, отведенному на написание сочинения (3 ч 55 мин.);
    • ясность, грамотность и разнообразие формулировок тем сочинений.

    Методические материалы по проведению итогового сочинения (изложения) - 2015-2016 учебный год

    Итоговое сочинение (изложение) как допуск к ЕГЭ выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования, впервые введено в 2014-2015 учебном году.

    Изложение вправе писать следующие категории лиц:

    • обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья или дети-инвалиды и инвалиды;
    • обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
    • обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.

    Итоговое сочинение по желанию могут писать и выпускники прошлых лет для представления его результатов при поступлении в вузы.

    Время написания – 3 часа 55 минут.

    Экзаменационный комплект включает 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого открытого тематического направления).

    Сами темы сочинений станут известны выпускникам за 15 минут до начала экзамена. Результатом итогового сочинения (изложения) будет «зачет» или «незачет», однако к сдаче единого государственного экзамена и государственного выпускного экзамена допустят только выпускников, получивших «зачет».

    Темы, как и в прошлом году, будут сформированы по часовым поясам.

    Сочинение оценивается по пяти критериям: соответствие теме; аргументация, привлечение литературного материала; композиция; качество речи; грамотность.

    Проверяют сочинения (изложения) Комиссии образовательных организаций или экспертные комиссии, созданные на муниципальном/региональном уровне.

    Тематические направления итоговых сочинений 2015-2016 учебного года

    Итоговое сочинение в 2014-2015 учебном году

    Учебно-методический материал по русскому языку (10 класс) на тему: Итоговое сочинение

    Учебно-методический материал по русскому языку (10 класс) на тему:
    Итоговое сочинение
    Предварительный просмотр:

    Итоговое сочинение в 10 классе за 2015-2016 учебный год

    Результатом итогового сочинения является «зачёт» или «незачёт».
    Рекомендуемый объём сочинения – 200-250 слов. Если в сочинении менее 200 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной. Максимальное число слов в сочинении не устанавливается.
    Время написания сочинения – 90 минут.
    Ученику разрешается пользоваться орфографическим словарём. выдаваемым членами комиссии.
    Работа выполняется чёрной гелевой, капиллярной или перьевой ручкой.

    Темы сочинений будут разрабатываться в рамках следующих направлений:

    1. «Время» – направление ориентировано на широкое осмысление времени как исторической и философской категории, воспринимаемой во взаимодействии сиюминутного и вечного, реального и воображаемого, личного и всеобщего, прошлого и будущего. В центре рассуждения – человек и время, общество и эпоха.
    2. «Дом» – направление нацелено на размышление о доме как важнейшей ценности бытия, уходящей корнями в далёкое прошлое и продолжающей оставаться нравственной опорой в жизни сегодняшней. Многозначное понятие «дом» позволяет говорить о единстве малого и большого, соотношении материального и духовного, внешнего и внутреннего.
    3. «Любовь» – направление даёт возможность посмотреть на любовь с различных позиций: родителей и детей, мужчины и женщины, человека и окружающего его мира. Речь пойдет о любви как явлении высоком, облагораживающем и возвышающем человека, о её светлых и трагических сторонах.
    4. «Путь» – направление актуализирует конкретное и символическое значение понятия «путь», нацеливая на нравственное и философское его осмысление. Диапазон размышлений широк: от дорожных впечатлений к раздумьям о судьбе человека, образе его жизни, выборе цели и средств ее достижения.

    Сочинение будет оцениваться по пяти критериям:
    1. Соответствие теме.
    Выпускник должен откликнуться на предложенную задачу, избежать её подмены, выбрать свой путь рассуждения, сформулировав тезисы, которые предстоит аргументировано раскрыть.
    Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).
    «Незачёт» ставится только при условии, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла (во всех остальных случаях выставляется «зачёт»).
    2. Аргументация и привлечение литературного материала.
    Приводя примеры конкретных работ школьников, эксперты дают понять, что не слишком приветствуется схематичность трактовки образов, упрощенность, важно понимание и осмысление учеником произведения. Литературный материал не должен быть привлечен лишь формально, с его помощью нужно действительно аргументировать тезис.
    Опора на художественное произведение при написании сочинения подразумевает не просто ссылку на тот или иной художественный текст, но и обращение к нему на уровне аргументации, использования примеров, связанных с тематикой и проблематикой произведения, системой действующих лиц и т.д.
    Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику) для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции.
    Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; при этом он может показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.
    «Незачёт» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения (во всех остальных случаях выставляется «зачёт»).
    3. Композиция и логика рассуждения.
    Здесь важна стройность и целостность композиции: вступление, тезисно-доказательная часть, заключение. Не стоит отклоняться от заявленной темы.
    Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Учащийся аргументирует высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.
    «Незачёт» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть (во всех остальных случаях выставляется «зачёт»).
    4. Качество письменной речи.
    Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения. Учащийся точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов.
    «Незачёт» ставится при условии, если низкое качество речи, в том числе речевые ошибки, существенно затрудняют понимание смысла сочинения (во всех остальных случаях выставляется «зачёт»).
    5. Грамотность.
    Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника. Приветствуется богатство лексики, разнообразие синтаксических конструкций, стоит избегать неудачных словоупотреблений, избыточных усложнений фразы, однотипных конструкций, речевых штампов и т.п. и, конечно, грамматических и орфографических ошибок.
    «Незачёт» ставится, если грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).


    Для получения зачёта по сочинению необходимо, чтобы сочинение соответствовало трём критериям, причем первым двум обязательно. Также сочинение должно содержать не менее 200 слов, а текст работы должен быть оригинален не менее чем на 50%.

    Критерии №1 и №2 являются основными. Если при проверке сочинения по критерию №1 или №2 поставлено 0 баллов, то сочинение дальше не проверяется. по всем остальным критериям выставляется 0 баллов. Если в сочинении менее 200 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.

    К1. Соответствие теме

    Выпускник в той или иной форме рассуждает на предложенную тему, выбрав убедительный путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.), коммуникативный замысел сочинения выражен ясно.

    Выпускник поверхностно рассуждает на предложенную тему, коммуникативный замысел сочинения прослеживается.

    Сочинение не соответствует теме, и/или коммуникативный замысел сочинения не прослеживается.

    К2. Привлечение литературного материала

    Выпускник при раскрытии темы сочинения строит рассуждение на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по собственному выбору, определяя свой путь использования литературного материала; показывает разный уровень его осмысления: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа художественного текста в единстве формы и содержания; допущено не более 1 фактической ошибки, связанной со знанием литературного материала (ошибка в написании автора и названия произведения, имен персонажей и топонимов произведения, в изложении сюжетной линии, литературных и исторических фактов и т.п.)

    Выпускник строит рассуждение с опорой на литературный материал, но ограничивается общими высказываниями по поводу художественного произведения;
    и/или ограничивается простым пересказом художественного произведения;
    и/или допущены 2-4 фактические ошибки, связанные со знанием литературного материала.

    Сочинение написано без привлечения литературного материала,
    или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения,
    и/или сочинение содержит 5 и более фактических ошибок.

    1. «Время – ткань, из которой состоит жизнь». (Б. Франклин)
    2. «Время – это простор для развития способностей»
    3. Потерянное время
    4. Влияет ли время на судьбу человека?
    5. Мы все дети своего времени
    6. История – ключ к пониманию народа
    7.Проблема времени в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

    8. «Родительский дом – начало всех начал…» (Ю. Антонов)
    9. «Человека человеком делают не деньги, а его семья»
    10. «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»
    11. «Дом – это место, где тебя всегда ждут»; «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» (Л.Н. Толстой)
    12. «Дом – основа человеческого бытия»
    13. Какую роль семья играет в становлении личности?
    14. Тема дома и семьи в русской литературе XIX века
    15. Образ родного Дома в творчестве русских классиков

    16. В семейной жизни самый важный винт – любовь
    17. «От любви к женщине родилось всё прекрасное на земле» (М. Горький)
    18. «Любовь – прекрасное чувство»
    19. «Любовь к профессии и к семье – источник счастья человека»
    20. Что важнее: любить или быть любимым?
    21. Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит
    22. Любовь, какая она. (по произведениям А. Куприна)
    23. Любовь, о которой мечтает каждый
    24. Любовь в жизни героев Л.Н. Толстого
    25. Рассуждение о любви

    26. «Люди все живут, как щепки по реке плывут»
    27. Легко ли найти свой путь в жизни?
    28. Долгая дорога к себе: духовные искания литературных героев
    29. Дорога без начала и конца
    30. Мотив пути в русской литературе
    31. Образ дороги в русской литературе
    32. «Духовность — это собственное стремление человека к высокому» (С. Соловейчик)
    33. «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать. »
    34. В чём смысл жизни?

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Признайтесь, коллеги, многие из нас устали от неграмотных и откровенно слабых сочинений по литературе. А ещё больше мы устали от тех, что подчистую "содраны" с интеренет-просторов (такое сразу видно.

    Итоговое сочинение по литературе

    Уважаемые родители выпускников! Предлагаю Вам познакомиться с некоторыми подробностями, касающимися итогового сочинения по литературе.

    Об итоговом сочинении в 11 классе

    Данный материал содержит информацию о направлениях, по которым выпускникам будут предложены темы для написания сочинения.

    Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения)

    Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования.

    Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения)

    Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования.

    Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению для участников итогового сочинения

    Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования.

    В докладе приводятся этапы и способы подготовки учащихся к итоговому сочинению в 9 классе.

    Всё-всё-всё об итоговом зимнем сочинении

    Всё-всё-всё об итоговом зимнем сочинении

    С 2014—2015 учебного года в школах проводится сочинение. Его называют итоговым, выпускным, зимним, декабрьским, сочинением по литературе, итоговым сочинением по литературе.

    Всё об итоговом зимнем сочинении Статус работы?

    Это выпускное сочинение. Экзамен обязателен для всех выпускников: окончить школу без него нельзя. Для тех, кто собирается поступать на гуманитарные факультеты, это и вступительная работа: она должна быть представлена в вуз, который сам организует проверку и выставит баллы от 0 до 10. 10 баллов — это очень много. Значит, итоговое зимнее сочинение может в ситуации конкурса стать решающим. Так к нему и нужно отнестись.

    ФИПИ разработал «Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими программы высшего образования». Проект опубликован. Но делается оговорка: вузы имеют право разработать собственные критерии. Это значит, что ориентироваться на данный документ можно лишь отчасти.


    Зачёт — незачёт

    В школе за экзамен баллы выставляться не будут. Для окончания школы нужно получить за работу зачёт. Только зачёт за сочинение будет пропуском к остальным экзаменам. Кто не справится с сочинением, к другим экзаменам не допускается.


    А если незачёт?

    Тем, кто не сможет получить зачёт, предоставят возможность пересдачи. Позднее. Весной.


    Кто будет проверять сочинения?

    Ваши учителя. Поэтому они и будут главными вашими советчиками при подготовке.
    Если вы поступаете на гуманитарные факультеты, работу проверят еще раз преподаватели вуза, в который вы подадите документы.


    Сколько времени отведено на экзамен?

    Это полноценный экзамен. Он будет длиться три часа пятьдесят пять минут (235 минут).


    Предполагаемый объём работы?

    Рекомендуемый объём сочинения — 350 слов (считаются все слова, даже маленькие: предлоги, союзы, частицы и проч.). За работы объёмом менее 250 слов ставится незачёт.


    Идея сочинения: что оно проверяет

    Сочинение должно выявить уровень речевой культуры выпускника, его начитанность, личностную зрелость и умение рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме. Таким образом, назначение итогового сочинения – прежде всего, проверка речевых компетенций и умения обращаться к литературному материалу, выбрать наиболее соответствующее проблематике сочинения произведение (произведения) для раскрытия темы (Проект ФИПИ).

    В вашем сочинении обязательна опора на произведения русской и(или) мировой литературы.

    Опора на художественное произведение при написании сочинения подразумевает не просто ссылку на тот или иной художественный текст, но и обращение к нему на уровне аргументации, использования примеров, связанных с проблематикой и тематикой произведений, системой действующих лиц и т.д.

    Чтобы обеспечить ясность предъявляемых требований к сочинению (параметры оценки), в том числе обязательность опоры на произведения отечественной и мировой литературы, каждый комплект сопровождается следующей инструкцией для выпускников, размещаемой на экзаменационном листе.

    Выберите только ОДНУ из предложенных ниже тем сочинений, а затем напишите сочинение на эту тему (рекомендуемый объём не менее 350 слов (примерно 2-2,5 листа размера А4).

    Сформулируйте свою точку зрения и аргументируйте свою позицию, выстраивая рассуждение в рамках заявленной темы на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по Вашему выбору (количество привлеченных произведений не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал).

    Продумайте композицию сочинения. Обращайте внимание на речевое оформление и соблюдение норм грамотности.

    Сочинение пишите чётко и разборчиво.

    При оценке сочинения в первую очередь учитывается соответствие выбранной теме и аргументированное привлечение литературных произведений.


    Какими будут темы?

    Ответ на этот вопрос вы получите только на экзамене. Конечный список утвердит Рособрнадзор. Комплекты тем будут различаться по часовым поясам.

    При составлении тем сочинений не используются узко заданные формулировки и осуществляется опора на следующие принципы: посильность, ясность и четкость постановки проблемы. Темы позволят выпускнику выбирать литературный материал, на который он будет опираться в своих рассуждениях. В качестве примера ниже приведены несколько формулировок тем. Важно: темы сочинений не будут прямо соответствовать открытым тематическим направлениям. Тематические направления объявляются заранее ( в 2014 г. их объявили к началу учебного года).


    Примеры формулировок

    На какие жизненные вопросы может помочь тебе ответить литература?

    Почему люди пишут стихи?

    Мечта уводит от жизни или ведёт по жизненному пути?


    Что будет известно заранее? Тематические направления!

    Вот тематические направления 2014 года.

    Они были разработаны специальной комиссией под руководством Н. Д. Солженицыной. Комментарий к ним подготовил ФИПИ.

    К2. Аргументация. Привлечение литературного материала

    Выпускник при раскрытии темы сочинения строит рассуждение на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по собственному выбору, определяя свой путь использования литературного материала; показывает разный уровень его осмысления: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа художественного текста в единстве формы и содержания;

    допущено не более 1 фактической ошибки, связанной со знанием литературного материала (ошибка в написании автора и названия произведения, имен персонажей и топонимов произведения, в изложении сюжетной линии, литературных и исторических фактов и т.п.)

    Выпускник строит рассуждение с опорой на литературный материал, но ограничивается общими высказываниями по поводу художественного произведения;

    и/или ограничивается простым пересказом художественного произведения;

    и/или допущены 2-4 фактические ошибки, связанные со знанием литературного материала.

    сочинение написано без привлечения литературного материала,

    или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения,

    и/или сочинение содержит 5 и более фактических ошибок.

    Выпускное сочинение по литературе 2015

    Выпускное сочинение по литературе 2015/2016 Результаты итогового сочинения-2015

    Около 95% старшеклассников получили «зачёт». Наиболее популярным в 2015 году стало направление «Любовь» – его выбрали более половины выпускников. 16% отдали предпочтение темам направления «Путь». Еще 15,5% выпускников писали о доме. 12,5% выбрали «Год литературы». Более 5% выпускников привлекла тематика направления «Время».

    Всего писали итоговое сочинение 688 699 человек (из них 674 432 выпускника текущего года). Изложение писали 15 889 человек, (из них 15 770 выпускников текущего года). Число выпускников текущего года, получивших «незачет» за сочинение, составило 2 563 человека, за изложение – 368 человек.

    Стали известны направления, по которым будут составлены темы сочинений для выпускников. Что выбрать для аргументации – «Войну и мир» или «Пятьдесят оттенков серого», разбирались с экспертами. Тематические направления для «начальников» озвучили. Для «начальников» – потому что сами выпускники узнают конкретные темы за 15 минут до экзамена, а всего их обещают напридумывать более 300.

    В качестве первых четырех тематических направлений выбраны ключевые слова «Время», «Дом», «Любовь», «Путь». Пятое направление – «Год литературы». Сами темы сочинений станут известны выпускникам за 15 минут до начала экзамена. Результатом итогового сочинения (изложения) будет «зачет» или «незачет», однако к сдаче единого государственного экзамена и государственного выпускного экзамена допустят только выпускников, получивших «зачет».

    Сочинение оценивается по пяти критериям: соответствие теме; аргументация, привлечение литературного материала; композиция; качество речи; грамотность. В ФИПИ оставили комментарии к каждому направлению. Они, по словам ученого секретаря Института, составлялись так, чтобы ученик не смог догадаться, какая же именно тема сочинений попадется ему, когда он возьмет билет. Но подтолкнуть в верном направлении эти комментарии всё-таки смогут. Итак, что же писать?

    1 Направление выпускного сочинения - Время (темы)

    «Время» – направление ориентировано на широкое осмысление времени как исторической и философской категории, воспринимаемой во взаимодействии сиюминутного и вечного, реального и воображаемого, личного и всеобщего, прошлого и будущего. В центре рассуждения – человек и время, общество и эпоха.

    Не стоит писать о том, чем ты занимаешь свое свободное от учебы время, скорее важно, ценишь ли ты это время и почему. Время в твоем сочинении – штука глобальная, это нужно помнить. В качестве примера можно привести произведение И. А. Бунина «Темные аллеи», где главный герой размышляет о быстротечности времени. Другой вариант – пьеса Максима Горького «На дне», в которой тема времени коснулась актера.

    Почти вся литература пропитана чувством времени, почти в каждом произведении (и в поэтическом, и в прозаическом, и в драматическом) мы обнаруживаем знаки времени. Какие знаки времени есть в произведении? Обращаем внимание на образы, соответствующую лексику, соединение различных глагольных форм.

    Все временные эпохи человеческого бытия в литературе текучи, разомкнуты одна в другую: прошлое соединяется с настоящим и будущим. Во многих текстах тема движущегося времени становится определяющей. Время всегда связано с раздумьем человека о жизни, о смерти, о судьбе.

    Время (темы на 3 февраля 2016):
  • 121. Какие проблемы ставит перед человеком военное время?
  • 122. История и современность: нужен ли взгляд назад?
  • 123. Почему время называют лучшим лекарем?
  • 124. Когда человек забывает о времени?
  • 125. Какая историческая эпоха Вам особенно интересна и почему?
  • 126. Что такое нравственные уроки истории?
  • 127. Что нужно, чтобы стать героем времени?
  • 128. Существует ли что-то, неподвластное времени?
  • 130. Временное и вечное в нашей жизни.
  • 131. Забвение прошлого губительно для человека?
  • 132. Что такое «связь времён»?
    2 Направление выпускного сочинения - Дом (темы)

    «Дом» – направление нацелено на размышление о доме как важнейшей ценности бытия, уходящей корнями в далекое прошлое и продолжающей оставаться нравственной опорой в жизни сегодняшней. Многозначное понятие «дом» позволяет говорить о единстве малого и большого, соотношении материального и духовного, внешнего и внутреннего.

    «Дом» – это такая тема, при которой у каждого обязательно возникают свои личные ассоциации и эмоции, а уж произведений с такой подоплекой очень много. Например, «Вишневый сад» А. П. Чехова, где герои пытались сохранить свое имение, или же «Война и мир» Л. Н. Толстого. Там дом находит свое отражение в семье. Идеал Толстого – семья, взаимоотношения в которой построены на добре и правде. Болконские, Ростовы. Это не просто семьи, это целые жизненные уклады, основанные на национальных традициях.

    Несколько слов на тему «ЧТО ТАКОЕ ДОМ?»

    ДОМ - слово многозначное… Это семейный очаг. Это символ надёжности и безопасности, уюта и тепла. В родительском доме мы появились на свет, здесь живут наши близкие и любимые люди, здесь прошло наше детство, здесь мы повзрослели… Тёплые воспоминания о прожитых родительском доме мы храним всю жизнь. В родном доме мы получаем первые уроки нравственности… Не зря его зовут колыбелью, причалом, пристанью… В родном доме раскрывается истинное "Я" человека, именно здесь он сбрасывает все свои маски, за которыми скрывается в обществе. Дома нет смысла притворяться, потому что в нем тебе ничто не угрожает.

    Это малая родина. В родном городе или посёлке мы открываем для себя мир, мы учимся любить природу, познаём людей… Это Родина. Большой дом для всего народа. Именно Родина-мать зовёт на помощь своих сыновей и дочерей в страшные годы войны… Это пристанище души, потому что красота и тепло дома тесно связаны с красотой души его хозяев. Это духовное начало наших помыслов… Это Земля, и каждый уголок её – частичка большой и прекрасной планеты, которую мы должны любить так же, как родительский дом.

    Дом (темы на 3 февраля 2016):
  • 221. Какое значение в жизни человека имеют домашние традиции?
  • 222. Устарело ли понятие «домашнего очага»?
  • 223. Что такое чувство дома?
  • 224. Когда Дом становится нравственной опорой человека?
  • 226. Прав ли Л. Н. Толстой, сказавший: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему»?
  • 227. Почему говорят: «в гостях хорошо, а дома лучше»?
  • 228. Почему в поисках лучшей доли человек часто возвращается домой?
  • 229. «Мой дом – моя крепость»? 230. Когда Дом нуждается в защите?
  • 232. Когда жилище становится Домом?
  • 233. Почему так важна связь человека с семьёй и домом?
    3 Направление выпускного сочинения - Любовь (темы)

    «Любовь» – направление дает возможность посмотреть на любовь с различных позиций: родителей и детей, мужчины и женщины, человека и окружающего его мира. Речь пойдет о любви как явлении высоком, облагораживающем и возвышающем человека, о её светлых и трагических сторонах.

    Любовь – это действительно многогранное понятие. Но к нему надо подходить очень аккуратно. Как сказала Наталья Солженицына, не стоит брать для аргументов «Лолиту» или «50 оттенков серого», ведь слишком рискованно писать о произведении с маркировкой 18+. Да и зачем? Ведь русскими классиками написано столько произведений на эту тему, что выбрать одно или два очень сложно. Вспомните хотя бы лирику Пушкина.

    НЕСКОЛЬКО СЛОВ О ЛЮБВИ. Человек не может жить без любви! Взаимной и неразделенной, к людям и к себе, к родителям и детям, к Родине и природе, к окружающему миру и профессии. Всё его жизненное пространство – это пространство любви! Но любовь может быть разной. Существует, к сожалению, и любовь, разрушающая душу. Это гипертрофированная любовь к себе, к деньгам, к карьерному росту. Давайте разберёмся, как в литературе раскрываются все эти проявления любви. Предлагаем Вам темы для сочинения, небольшие тексты для размышления и два образца сочинений.

    Любовь (темы на 3 февраля 2016):
  • 321. Требует ли любовь от человека работы над собой?
  • 322. Опасен ли эгоизм для любви?
  • 323. По каким признакам можно узнать настоящую любовь?
  • 325. В чём разница между любовью и влюблённостью?
  • 326. Всегда ли поступки, совершённые во имя любви, благородны?
  • 327. В чём проявляется любовь к Родине?
  • 329. Когда любовь становится испытанием?
  • 330. В чём проявляется любовь к жизни?
  • 331. Любовь – это счастье или страдание?
  • 332. Согласны ли Вы с утверждением А. Камю: «Не быть любимым – это всего лишь неудача, не любить – вот несчастье»?
  • 333. Помогает ли любовь понять себя?
    4 Направление выпускного сочинения - Путь (темы)

    «Путь» – направление актуализирует конкретное и символическое значение понятия «путь», нацеливая на нравственное и философское его осмысление. Диапазон размышлений широк: от дорожных впечатлений к раздумьям о судьбе человека, образе его жизни, выборе цели и средств ее достижения.

    Для такой темы подходят стихотворения великих русских классиков. Можно взять «Странника» А. С. Пушкина и на этом примере раскрыть свою мысль. Проблема выбора жизненного пути поднимается в «Евгении Онегине», где главный герой пытается найти свой путь в жизни.

    Каждая национальная литература имеет свой привычный круг тем, традиционные образы, устойчивые мотивы. Для русских писателей и поэтов одним из основных тем становится тема дороги (пути). По словам А.Блока, « первым признаком самобытности русского художника является чувство пути, дороги».

    Дорога - это древний образ-символ, поэтому его можно встретить как в фольклоре, так и в творчестве многих писателей-классиков, таких, как А.С.Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь, Н.А. Некрасов.

    Путь (темы на 3 февраля 2016):
  • 421. Путь к самому себе: взлёты и падения.
  • 422. Почему важно осмысление пройденного пути?
  • 424. Любовь как путь самопознания.
  • 425. Согласны ли Вы с утверждением, что безвыходных положений не бывает?
  • 426. Каким может быть путь к познанию самого себя?
  • 427. Что значит «идти по жизни своим путём»?
  • 428. Выбор пути как жизненная проблема.
  • 429. Необходимо ли ошибаться, чтобы найти верный путь?
  • 430. Каким путём человек идёт к самому себе?
  • 431. Чем путешествия обогащают личность?
  • 433. Какие спасительные ориентиры помогают человеку не заблудиться на жизненном пути?
    5 Направление выпускного сочинения - Год литературы (темы)

    «Год литературы» – направление. с одной стороны, связано с проводимым в 2015 году в России чествованием литературы как величайшего культурного феномена, с другой – обращено к читателю, проживающему очередной год своей жизни с книгой в руках. Широта данной тематики требует от выпускника наличия определенного читательского кругозора и умения рассуждать о большой литературе.

    Направление "Год литературы в России" предполагает написание сочинений по темам: «Моя любимая книга», «Роль книги в моей жизни», «Кто для Вас идеальный герой литературы?», «Кого из литературных героев вы понимаете, но не принимаете?», «Можно ли обойтись без книг?», «Можно ли испытать радость, читая книгу?», «Какие вопросы задает человеку литература?» и т.д.

    Юбилейные даты «Года литературы в России» нацеливают нас на написание сочинений по темам: «Какие проблемы, поднимаемые А.А.Фетом ( А.А.Блоком, С.А.Есениным, А.И.Куприным), прошли сквозь время и актуальны сегодня?», «А.А.Фет (А.А.Блок, С.А.Есенин, А.И.Куприн) в Вашем читательском опыте», «Мой А.А.Фет (А.А.Блок, С.А.Есенин, А.И.Куприн)» и т.д.

    Год литературы (темы на 3 февраля 2016):
  • 522. Как история отражается в литературном произведении?
  • 523. Согласны ли Вы с утверждением о том, что чтение учит думать?
  • 524. Какие темы художественной литературы не теряют своей актуальности с течением времени?
  • 525. «Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная» (А.С. Пушкин)
  • 526. Какие книги Вы читаете с удовольствием?
  • 528. Помогает ли литература сформировать жизненный идеал?
  • 529. Книга, которую я прочту своим детям.
  • 530. Какую книгу я бы посоветовал прочитать другу?
  • 531. Какие проблемы, поднимаемые писателями, Вы считаете актуальными?
  • 532. Какие общечеловеческие ценности утверждаются в классической литературе?
  • 533. Кто из современных писателей Вам особенно близок?

    Ну, а здесь всё зависит только от тебя и твоей начитанности, поэтому вооружайся книгами, пока не поздно (и желательно, с маркировками 12+). Удачи!

    «Выпускное сочинение 2015-2016 | Направления и темы » / Ноябрь 2015 | Источник

    Советы и рекомендации по написанию выпускного сочинения
  • суммарный объем введения и заключения не должен превышать одной трети всего сочинения;
  • на выбор темы тратить не более 15 минут; в случае затруднения с выбором темы можно пользоваться методом исключения;
  • не менять тему в процессе написания сочинения;
  • на черновике составить план (переносить в чистовик не надо);
  • удобнее писать на одной стороне черновика, чтобы текст сочинения полностью был перед глазами; с полями, оставляя место для перестановок, вставок и т.д.;
  • нумеровать страницы черновика;
  • строго придерживаться избранной темы; сочинение должно быть логичным, представлять собой развернутый ответ на основной вопрос-тезис;
  • не сбиваться на пересказ текста;
  • не увлекаться длинными цитатами и не увеличивать тем самым искусственно объём сочинения;
  • если не помнишь автора критической работы или ее название, можно сделать косвенную ссылку на критику («Чернышевский по этому поводу писал…»: «критика встретила произведение восторженно…» и т.п.);
  • то же относится к именам героев, датам и т.п. всегда можно выйти из положения, указав примерную дату («в начале века…», «относится к ранней лирике…»), заменив забытое имя словами «один из героев Толстого…»; «антипод главного героя» и т.п.;
  • главное умение проникнуть в суть произведения, раскрыть тему, четко следовать логике изложения, избегая различного рода ошибок, выразить собственное мнение, отношение к тому, о чем пишешь; при этом не желательно пользоваться штампами («По моему мнению, Блок великий поэт»; «Я считаю, что Гоголю удалось создать образ «маленького человека…») это не выражение собственного мнения, а лишь его беспомощная имитация, которая только испортит впечатление от сочинения;
  • удобно пользоваться приемами риторики: ставить вопросы, приводить разные варианты ответов;
  • привлекать материал из других произведений, из истории, из жизни, таким образом обнаруживая свою эрудицию и умение сопоставлять;
  • рассчитать время, оставив его для редактирования, проверки и переписывания на чистовик. Не забыть о членении текста: разделить сочинение на абзацы.
  • С чего начать? Речевые клише

    Клише для вступления или для оформления тезиса Передо мной тема сочинения «…», которая заинтересовала меня тем, что…
    Могу предположить, что …(тезис)
    Позволю себе высказать свою точку зрения

    Переход к основной части В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература.
    Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема.
    Правильность своей точки зрения могу доказать, обратившись к …
    Обратимся к произведениям художественной литературы
    За примерами давайте обратимся к произведениям художественной литературы
    Размышляя о …, я не могу не обратиться к произведению ФИО, в котором…

    Внутри основной части (переход от одного аргумента к другому)

    Можно вспомнить и другое произведение, в котором тоже говорится (поднимается вопрос) о том, что…
    Можно привести и другой пример.
    В качестве второго аргумента обратимся к произведению…
    Эта же тема рассматривается и в произведении…

    Заключение К какому же выводу я пришёл, размышляя над темой «…»? Думаю, надо…
    И в заключение мне хотелось бы сказать, что…
    Все приведенные мной аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что…
    Приведенных аргументов, как мне кажется, уже достаточно для того, чтобы утверждать:
    Заканчивая рассуждение на тему «…», нельзя не сказать, что люди должны…
    Обобщая сказанное, хочу сказать, что…

    «Выпускное сочинение 2015-2016 | Направления и темы » / Ноябрь 2015 | Источник