Категория: Инструкции
Делая ремонт транспортного средства, слесарь использует большое количество инструментов. А в некоторых ситуациях необходимым становится использование такого специального приспособления, как рассухариватель клапанов. Его главная задача ясна уже из названия — помощь специалисту в снятии сухаря клапана.
Что такое рассухариватель клапанов?Поэтому в первую очередь будем разбираться, что представляет собой сухарь, где именно он располагается на клапанах и почему его съем можно сделать только с помощью специального инструмента.
Итак, как известно, основная задача выпускного и впускного клапанов заключается в плотном закрывании окна цилиндра двигателя, а также в открывании его в нужный момент.
Реализация данного процесса осуществима благодаря двум возвратным пружинам: они давят на тарелку, которая в свою очередь соединена со стержнем при помощи сухариков. Они-то, вместе с усилием пружин, и удерживают клапан при выполнении своей главной функции прочно в седле.
Выглядят эти сухарики как цилиндр небольшого размера, разделенный на две половины. Внутри его поверхности располагается шип, входящий в паз клапана. Наружный диаметр сухарей больше внутреннего диаметра тарелки. Следовательно, они очень надежно и сильно удерживаются – настолько сильно, что снять их можно только рассухаривателем.
Последний, кстати, является довольно простым сооружением, который можно соорудить самостоятельно. Для этого понадобится лишь 3 элемента: рычаг, кронштейн для нажатия на тарелку и удерживающий кронштейн.
Первый можно изготовить из металлической трубы (ее длина не должна превышать пол метра), диаметром от полутора до трех сантиметров, а два последних — создать по одной схеме, только у одного должно быть отверстие для крепления его на шпильке головки, а у второй – упорная шайба с внутренним диаметром меньше тарелки клапана, но превышающим его внутреннее отверстие.
Как рассухаривать клапана правильно?По сути, технология демонтажа цилиндров сухарей является несложной задачей, с которой может справиться любой непрофессионал. Для этого нужно лишь заручиться технологической картой и рассухаривателем.
Итак, для того, чтобы сделать рассухаривание, потребуется выполнить следующие действия. В первую очередь необходимо кронштейн рассухаривателя с отверстием закрутить на шпильке головки с помощью гайки либо прикрутить болтом. А второй кронштейн установить на тарелку клапана и делать аккуратный нажим на конец рычага. Таким образом, двигаясь по клапану вниз, тарелка высвободит сухарики, которые после аккуратно снимаются. Далее за ними можно уже произвести снятие пружины и клапана.
Конечно, снять сухарики можно и любым другим подручным инструментом, но вот установить их обратно на свое место без специального приспособления у вас вряд ли получится. Поэтому перед началом ремонта необходимо подготовиться, то есть приобрести либо самостоятельно изготовить рассухариватель.
Как неправильно снимать сухари?Многие для того, чтобы демонтировать сухарики, применяют отрезки трубы либо свечной ключ: один конец трубки ставят на тарелку клапана, а по второму делаются сильные удары молотком. В результате ударов происходит освобождение сухариков от тарелки, и они выскакивают со своих посадочных мест.
Однако иногда во время данного процесса может происходит залипание, в результате которого можно получить согнутую тарелку либо стержень клапана. Следовательно, если не хотите «нарваться» на лишние финансовые затраты, не испытывайте судьбу – используйте рассухариватель клапанов.
Рекомендую прочитать:Вопрос, где взять рассухариватель клапанов, возникает перед автолюбителем после того как он решит отремонтировать головку блока или поменять маслосъемные колпачки своими руками. Сделать такой ремонт без этого приспособления не представляется возможным.
Для чего нужно это приспособлениеРассухариватель клапанов нужен для сжатия клапанных пружин при разборке, а также при последующей сборке газораспределительного механизма.
Виды рассухаривателейРассухариватели бывают двух видов:
Рассухариватель клапанов для ремонта снятой головки напоминает струбцину для сжатия толстых деталей, которая своими упорами нажимает с одной стороны на тарелку, накрывающую пружины, а с другой стороны на клапан. Этот инструмент, конечно, намного удобнее универсального рассухаривателя, так как после сжатия пружин оставляет руки свободными и не мешает вынимать сухари из гнезда. Но использовать его можно только когда головка снята, а ведь не станешь же снимать головку блока только для того, чтобы поменять маслосъемные колпачки. Поэтому автолюбители обычно обходятся универсальным.
Универсальный рассухаривательТакое приспособление состоит из рычага и двух кронштейнов, шарнирно прикрепленных к нему при помощи винтов с гайками или заклепок. Кронштейн, находящийся на краю рычага, служит для крепления устройства к головке. Он чаще всего оканчивается толстой стальной шайбой с отверстием диаметром около 8 мм. Для приведения рассухаривателя в рабочее состояние ее надевают на шпильку крепления постели распредвала и закрепляют гайкой. Кронштейн, располагающийся посередине рычага, оканчивается шайбой диаметром чуть больше тарелки прикрывающей пружины и служит для надавливания на нее.
При наличии желания и необходимых инструментов это приспособление можно легко сделать своими руками. Вот список инструментов необходимых для его изготовления:
Не беда если у вас нет полуавтомата, так как в этой конструкции нужно сделать всего четыре сварочных шва длиною по 1 см каждый.
Чтобы сделать своими руками это приспособление вам нужно запасти следующие материалы и крепежные изделия:
Для того чтобы можно было начать сборку приспособления, нужно из шайб и стальных полос сделать кронштейны. Для этого положите упорную шайбу выемкой вниз, а на ее края поставьте диаметрально противоположно стальные полосы и приварите их. Второй узел делается также, разница лишь в том, что шайба кладется произвольно. После того как сварка остынет нужно в каждой полосе просверлить по отверстию O 6,5 мм. Они должны располагаться на расстояние 0,3–0,4 см от неприваренных краев.
После этого тем же сверлом просверлите два отверстия в отрезке трубы. Одно из них на расстоянии полсантиметра от края, другое посередине. Теперь можно собирать наше устройство. При помощи винтов и гаек прикрепите кронштейн с ровной шайбой к краю рычага, а другой посередине. После окончания крепления устройство готово к эксплуатации.
Как пользоваться приспособлениемПосле снятия распредвала наденьте крайний кронштейн на шпильку, которая удерживала постель, и наверните на нее гайку. Фигурную шайбу другого кронштейна установите на тарелку, накрывающую пружины клапана и нажмите рукой на рычаг. Наружная поверхность двух сухарей сложенных вместе является усеченным конусом, так же как и посадочное место под них в тарелке. Поэтому иногда тарелка при нажатии на нее удерживается сухарями на стержне клапана. В этом случае нужно слегка ударить сверху по середине рычага молотком. Когда пружины сожмутся, а тарелка опустится вниз по стержню клапана, свободной рукой возьмите пинцет и выньте им сухари из гнезда. Снимете обе пружины вместе с остальными деталями со штока и переставляйте устройство на следующую шпильку.
У вашей машины двигатель потребляет слишком много масла? Расход мотора более чем 1 литр на 1000 км? Из выхлопной трубы появился синий дым? Данные признаки появляются, когда двигатель стал плохо работать. О капитальном ремонте рано думать до того момента, пока динамические характеристики не снижены, а расход топлива остается на том же уровне. Легкий ремонт двигателя, замена маслосъемных колпачков поможет решить все эти проблемы. Масляные колпачки можно поменять и своими руками, не обязательно сразу обращаться в автосервис. Для этого нам понадобятся инструменты (самый нужный из которых – это съемник сухарей клапанов) и гараж. Все инструменты без труда можно найти в любом магазине.
Для начала хотелось бы поговорить, для чего вообще нужен маслосъемный колпачок. Предназначение его – не давать выйти излишку моторного масла. Он должен очень хорошо прилегать к клапану, и пропускать только немного масла, которое необходимо для смазывания деталей. Такие колпачки производятся из специальной резины. В течение времени масляной колпачок будет разрушаться, резина теряет свою прежнюю эластичность, стареет, начинает отслаиваться на основании. Все это приведет к тому, что колпачок начнет пропускать больше масла. Следовательно, потребление масла увеличится. Зачастую маслосъемные колпачки на автомобилях отечественного производства надо менять каждые 20 000 км. На иномарках такой период может быть увеличен в несколько раз.
Признаки того, что колпачок изношен:
Сложный случай, когда дымит двигатель своеобразным сизым цветом, особенно когда вы увеличиваете газ.
Не сложный случай. когда расход масла будет приличным, после того как вы тормозили двигателем на 4-й больше при скорости свыше 110 км/ч – опять выжимаете газ и в зеркале заднего вида можно увидеть небольшое сизое облако.
Ключи 8, 10 (трубчатый 10/8 подойдет идеально), 17, 13. Оправка для установки. Съемник колпачков - с цанговым захватом. Рассухариватель клапанов для классики (он чуть-чуть отличается для зубилки).
Крышку клапанов надо снять – выставить двигатель, когда и на распредвале и на коленвале совпадают, ослабить цепь или приоткрутить колпачок, отжать монтажкой башмак и снова затянуть колпачок, просто открутиа две гайки натяжителя. Разогнуть стопор, который не дает открутить болт крепления звездочки распредвала (он может треснуть или сломаться - так что неплохо бы иметь новый стопор). Открутить болт на 17, делать это надо аккуратно, чтобы ничего не упало вниз. Стопорную шайбу, болт, простую шайбу – снять. Теперь надо приготовить кусок проволоки, на который повесим шестерню распредвала с цепью. После чего снимаем шестерню и вешаем на эту же проволоку. Откручиваем и снимаем распределительный вал. (По инструкции вообще-то нужно "отпустить" все клапана регулировочными болтами и только после этого снимать – однако нет особого смысла с этим возиться). В процессе снятия распределительного вала вас встретят те же проблемы, что и с крышкой – будет мешать жгут на стенке капота, его тоже следует приподнять.Пришло время снять рокеры с пружинками и сложить в таком порядке, как они стояли. После чего можно начать менять колпачки. Кстати, свечи тоже надо вывинтить - при рассухаривании клапана придется придерживать изнутри.Тут надо найти что-либо для поддержания клапанов. Для этой цели хорошо подойдет прутик в 8мм или большая отвертка.Рассухариватель - установить, при небольшом нажатии клапан он должен поддаться. Засовываем отвертку в соседний цилиндр, и нащупываем тарелку клапана. Упираемся отверткой и небольшим рывком пытаемся сорвать крышку клапана. После того, как это удастся мы увидим, что пружины сжаты, а стержень клапана останется на месте. Удерживая рассухариватель в нажатом состоянии, аккуратно извлекаем оба «сухарика». Далее сняв и отпустив рассухариватель надо снять нижнюю тарелочку и две пружины клапана. Отвертку из цилиндра стоит извлечь так как будет лучше, если клапан уйдет вниз.Самое интересное. Проверяем люфт клапана направляющей, если больше 0.5 - 1 мм по концу ножки, можно готовиться менять направляющую и снимать головку. Менять сальники бесполезно, при настолько большом люфте ничего не поможет.Итак, снимем старый, устанавливаем цангу, чтобы ее ободок слегка залазил на ободок колпачка, пристукиваем, чтобы захватило и зажало, постукиваниями пробуем снять. Обычно это получается с 2-3 раз. В критических случаях можно сорвать ее отверткой, однако так имеется большая вероятность расколоть направляющую. Мажем стержень маслом, надеваем что-нибудь для предохранения кромки сальника от острых кромок клапана. Новый колпачок надеть, приставить к оправке и легкими ударами вгоним на место, пока звук не станет звонким. Ставим пружины, верхнюю тарелочку, нижнюю тарелочку, снова упираем изнутри цилиндра клапан и ставим рассухариватель. Сжимаем, удерживая сжатой пружину, вкладываем «сухарики» - потом легонько отпускаем - смотрим чтобы все нормально закусилось - с этим клапаном все. Такую работу надо повторить еще 7 раз. Когда закончили с заменой колпачков, еще раз проверили, надеваем постель распредвала, опять ставим в том порядке как были рокеры, только проследим, чтобы метка была там, где надо и протягиваем ее крепеж от центра к краям. Можно это делать динамометрическим ключом, если он у вас имеется. Ставим звездочку с цепью на место, следим, чтобы выступы стопора попали в нужные места, затягиваем болт и стопорим. Отпускает колпачок натяжителя, и натягиваем цепь так, как это нужно по инструкции. Отрегулировать клапаны, перед этим полезно немного покрутить стартером, для установки рокеров.
Ремонтировать двигатель, заменяя маслосъемные колпачки лучше всего самому, однако для этого вам нужен опыт и необходимый инструмент. Если у вас нет уверенности и хотя бы минимальных знаний по ремонту, то за данную работу лучше не браться вообще. Цена ошибки в данной операции достаточно велика, поэтому целесообразным будет доверить эту работу действительно знающим людям.
20-12-2010, 14:42 | Владимир Зинченко
Читайте также:Есть такого рода загрязнения кузова машины, с которыми посредством обычных авто-шампуней не справиться, однако средства для
Не так давно в одной из статей был вопрос, точнее предложение о публикации статьи по замене маслосъемных колпачков, или как их еще называют — сальников клапанов. Так вот, сегодня выдалась возможно сделать такую инструкцию. Делал все это на снятом двигателе, но весь принцип работы от этого не меняется. Итак, сначала об инструментах, которые понадобятся для выполнения этого ремонта:
Значит, первым делом необходимо снять клапанную крышку. а затем распределительный вал и рокера. После чего можно приступать к выполнению работы. Выкручиваем свечи из цилиндров, и устанавливаем поршень первого цилиндра в ВМТ.
Далее берем трубку из мягкого металла, слегка изогнутую и вставляем ее в свечное отверстие первого цилиндра, чтобы ее конец попал между клапаном и поршнем:
Затем накручиваем на шпильку крепления распредвала гайку, чтобы можно было сделать упор рассухаривателю:
Надавливаем на рычаг до тех пор, пока пружина клапана не сожмется до необходимого предела, чтобы можно было вытащить сухари. Более наглядно это представлено на фото ниже:
И в этот момент необходимо магнитной рукояткой или длинногубцами вытащить сухари:
Затем убираем рассухариватель и снимаем тарелку клапана и пружины:
Теперь нам понадобится съемник колпачков. Надеваем его на сальник, чтобы он плотно его обхватывал. Придавливаем сверху грузиком и с усилием пытаемся его снять с клапана:
В результате сальник должен сняться с клапана, но делать это стоит осторожно, чтобы не поцарапать поверхность:
Теперь берем новые колпачки, предварительно окунаем в моторное масло. Чтобы не поцарапать поверхность клапана во время напрессовки, с ними в комплекте продаются специальные защитные колпачки из пластика. Так вот, сначала нужно надеть защитный колпачок, а затем напрессовывать сальник. Делается это тем же устройством, что и при снятии, только обратной его стороной.
После установки проводим аналогичную работу с остальными клапанами ВАЗ 2106 и устанавливаем все снятые детали в обратной последовательности.
Маслоотражательные колпачки заменяем в случае появлении сизого дыма из выхлопной трубы при пуске двигателя и в момент перехода двигателя с режима работы под нагрузкой в режим принудительного холостого хода (торможение двигателем), а также при повышенном расходе масла в двигателе, когда видимых снаружи течей нет.
Замену колпачков проводим на снятой с двигателя головке блока цилиндров.
Вынимаем из гнезд головки блока цилиндров гидротолкатели (см. «Снятие распределительных валов и замена гидротолкателей клапанов» ).
Устанавливаем головку блока цилиндров на верстак камерами сгорания вниз. Чтобы стержень клапана не перемещался при его рассухаривании…
…подкладываем клиновидный деревянный брусок под тарелку клапана, на котором заменяем колпачок.
Подпятник рассухаривателя устанавливаем на тарелку пружины клапана, а зацепной рычаг заводим за головку болта, ввернутого в отверстие головки блока цилиндров, которое предназначено для крепления корпуса подшипников распределительных валов.
Надавливая на рычаг рассухаривателя, сжимаем пружину клапана до момента выхода сухарей из тарелки…
…и извлекаем пинцетом сухари клапана.
Сняв рассухариватель…
…вынимаем тарелку пружины…
Вынимаем клапан из головки блока цилиндров.
Снимаем опорную шайбу пружины.
Для снятия маслоотражательных колпачков…
…используем приспособление с цанговым зажимом.
Надеваем цанговый зажим приспособления на колпачок…
…и, нанося удары грузом по верхнему ограничителю приспособления…
…снимаем маслоотражательный колпачок с направляющей втулки клапана.
Вынимаем маслоотражательный колпачок из цангового зажима.
Перед сборкой очищаем металлической щеткой клапан от нагара, смазываем стержень клапана моторным маслом и вставляем его в направляющую втулку клапана.
Для запрессовки маслоотражательных колпачков лучше использовать специальную оправку. При ее отсутствии…
…можно воспользоваться высокой двенадцатигранной инструментальной головкой подходящего размера.
Аккуратно, чтобы не повредить рабочую кромку сальника колпачка, надеваем новый колпачок на стержень клапана и насаживаем колпачок на кромку направляющей втулки.
Легкими ударами молотка по оправке напрессовываем маслоотражательный колпачок на направляющую втулку клапана.
Собираем клапанный механизм в обратной последовательности.
После сборки клапанного механизма молотком через металлический стержень наносим легкий удар по торцу клапана, с тем чтобы сухари были правильно отцентрованы в проточке стержня клапана.
Аналогично заменяем маслоотражательные колпачки остальных клапанов.
Рассухаривание клапанов ваз 2109 специальным съемником
О том, что необходима замена сальников ваз 21093, сигнализирует постепенно возрастающий расход масла, дымление при холодном пуске двигателя, замасливание нижней части резьбы свечей зажигания. Сальники клапанов (они же маслосъемные колпачки) предназначены для уплотнения зазора между стержнями клапанов и направляющими втулками и не позволяют маслу попадать в цилиндры.
Выполнить замену колпачков своими руками сможет каждый, прочитав эту статью.
Рассмотрим, из чего они изготовлены:
Симптомы выхода колпачков из строя:
Однако все они лишь свидетельствуют о попадании смазки в цилиндры двигателя, чтобы убедиться, что это именно сальники клапанов необходимо:
Чем грозит выход из строя сальников:
Прежде чем начать выполнение операции по замене маслоотражателей необходимо заранее купить новый комплект, будьте внимательны:
Замена сальника ваз 21093 требует следующего инструмента:
Наша инструкция поможет вам, делайте все по порядку:
Вставляем оправку из мягкого материала в свечное отверстие
Воспользуемся съемником для разсухаривания клапанов 1-го и 4-го цилиндров:
Сжимаем пружины клапана и пинцетом можем вынимать сухари
Воспользовавшись цанговым съемником, снимаем старые колпачки:
Спрессовываем колпачок с направляющей втулки съемником
Предупреждение: Действуя отвертками, не прилагайте больших и резких усилий, т. к. направляющие выполнены из металлокерамики, и могут треснуть.
Снятие колпачка двумя плоскими отвертками
Теперь вам понятно как выполняется замена сальника на ваз 21093, дополнительно рекомендуем посмотреть видео материал по этой теме.
Поменял гидрики, так как троил двигатель муссинг:-) 1 и 4 цилиндр были открыты клапаны и при снятии свечи на заведенном двигателе эти цилиндры не глохли, кстати хороший проверенный метод выяснить в чем же дело. )) После замены гидриков, а меня я все их и при прокрутке не на заведенном двигле в ручную распредвала слышно было как зработали все клапана с характерным выпуском воздуха, словно задышала ксюша всей грудью.:-) пыш пыш, примерно такой звук.:-) двигатель на моей 8- ми клапанной полной комплектации, а машина 2006 года проехал 350 тыс. Км. что согласитесь без кап рем, что весьма очень даже весомый показатель!.) Автору респект.
Менял гидрокомпенсаторы, так как двигатель троил муссинг типа.:-) и абсолютная потеря мощности, как оказалось гидрокомпенсаторы чувствительны конечно же к качеству масла, но имеют свой запас устойчивости, в чем надо отдатьдолжное им, вместо свечного ключа использовал головочный ключ на 17, он идеально подходит под размеры посадочно-сьемного места нажимая на пружину клапана и удерживая чашечку ножки рокера, автор правда не представил как снимать сам рокер, а это и есть самое геморное.:-) а потом еще и поставить надо, т.ч. нажимаете и крючком поддев з шляпку рокера снимаете его с головки гидрика и потом резким, но не сильным рывком сдергиваете и только так, меняете гидрик лучше углозубцами, пицентом врятли получится или пальцами, т.к. его маслянным вакуумом присасывает и держит, а ставить нужно после смены гидрика надавив до упора пружину клапана и ножку рокера поставить на край пружины, дальше двумя пальцами надавив на гидрик через шляпку рокера удерживая положение самого рокера, нажмая-отпуская слегка рассухариватель придвигаем ножку рокера в посадочное седло чашечки и вот, немного сноровки опыта на первых двух гидриках и рокерах и дальше все у вас пойдет как по маслу, оно так и будет:-) а все остальное за 6 секунд.:-) удачи вам всем на дорогах и берегите Ксюшу, Она ну очень хорошая, универсальная нерихотливая, всеядная сортов бензы и газа, а другие тачки капризны, поэтому их меняют после свадьбы каждые три года.:-) :-) :-)
Рассухаривал всегда так:трубку с тряпкой с наружи и с затычкой внутри ставлю на тарелку,и молотком резко бью.Всё!сухари в трубке.а собрать как и все.
Речь идет не о рассухаривании клапана, а о нажатии его.
цитата: "Медленно сдвигаем звездочку с распредвала, продеваем через нее проволоку и завязываем ее сильно, чтобы не сместился ремень относительно звездочки. Звездочку необходимо снять для того, чтобы можно было проворачивать распредвал и кулачки. Конечно, можно и не снимать звездочку, просто на скорости машину подталкивать и распредвал проворачивать потихоньку, но в таком случае тяжело "ловить" положение распредвала".
Второй вариант предпочтительнее. И кстати, на скорости двигать не обязательно - надо за шкив коленвала помогая при этом узким ключом за гайку распредвала (в районе первого кулачка есть грани для ключа)- просто и эффективно - никаких сложностей с улавливанием положения.
А второй вариант предпочтительнее потому, что ремень натягивается роликом и поставить звездочку обратно, попав при этом на шпонку распредвала достаточно сложно. Был случай, когда при установке шкив не точно попал на шпонку, а чуть-чуть с перекосом. В итоге шпонка была задавлена в распредвал (торчал малюсенький кусочек), а шкив был смещен относительно нормативного положения на пол миллиметра, а на радиусе шкива это дало градусов 5-7. Итогом всего этого явилась неправильная работа двигателя (заводится-то он заводился, но творил что зря).
И второй совет по поводу вот этого:
"ВНИМАНИЕ! будьте осторожны, чтобы зуб на звездочке не перескочил!"
Для исключения всякого рода неожиданностей перед снятием (если снимаете) шкива не поленитесь - маркером (не стираемым, белый отлично подходит) просто поставьте две метки - одну на ремне, а вторую напротив первой на шкиве. После этого шкив вообще можно убрать, ничего не завязывать и без проблем его назад потом вернуть, просто совместив метки.
А снизу как, если нет натяжения он там может свободно перескочить.
Спасибо за материал.
Ребят подскажите,когда на улице морозы -25,30 градусов,с утра завожу минуты полторы стучит какой то гидрокомпенсатор,как определить какой именно?ведь их там восемь,и насколько это страшно и как может сказаться на двигателе,когда на улице не очень холодно к примеру -15 то всё нормально,заводится и не чего не стучит.
Попробуй сначала антифрикционную присадку для гидриков. Например ликвимоливскую
само прошло) я масла чуток долил и все норм
Всем спасибо за совет о гидриках,делали двоём эта работа проделывается за 40 минут не снимая кроме крышки клапанной ничего по сути даже ключ свечной уничтожать ненадо !
Сегодня на холодную застучал гидрик крайний справа(звук оттуда шёл)потом звук исчез.Пробег 128, не знаю, если у официалов делать во сколько это встанет? и вообще если немного долить масла, то звук должен исчезнуть?
Попробуй сначала антифрикционную присадку для гидриков. Например ликвимоливскую
Сегодня на холодную застучал гидрик крайний справа(звук оттуда шёл)потом звук исчез.Пробег 128, не знаю, если у официалов делать во сколько это встанет? и вообще если немного долить масла, то звук должен исчезнуть?
Рассухаривал всегда так:трубку с тряпкой с наружи и с затычкой внутри ставлю на тарелку,и молотком резко бью.Всё!сухари в трубке.а собрать как и все.
цитата: "Медленно сдвигаем звездочку с распредвала, продеваем через нее проволоку и завязываем ее сильно, чтобы не сместился ремень относительно звездочки. Звездочку необходимо снять для того, чтобы можно было проворачивать распредвал и кулачки. Конечно, можно и не снимать звездочку, просто на скорости машину подталкивать и распредвал проворачивать потихоньку, но в таком случае тяжело "ловить" положение распредвала".
Второй вариант предпочтительнее. И кстати, на скорости двигать не обязательно - надо за шкив коленвала помогая при этом узким ключом за гайку распредвала (в районе первого кулачка есть грани для ключа)- просто и эффективно - никаких сложностей с улавливанием положения.
А второй вариант предпочтительнее потому, что ремень натягивается роликом и поставить звездочку обратно, попав при этом на шпонку распредвала достаточно сложно. Был случай, когда при установке шкив не точно попал на шпонку, а чуть-чуть с перекосом. В итоге шпонка была задавлена в распредвал (торчал малюсенький кусочек), а шкив был смещен относительно нормативного положения на пол миллиметра, а на радиусе шкива это дало градусов 5-7. Итогом всего этого явилась неправильная работа двигателя (заводится-то он заводился, но творил что зря).
И второй совет по поводу вот этого:
"ВНИМАНИЕ! будьте осторожны, чтобы зуб на звездочке не перескочил!"
Для исключения всякого рода неожиданностей перед снятием (если снимаете) шкива не поленитесь - маркером (не стираемым, белый отлично подходит) просто поставьте две метки - одну на ремне, а вторую напротив первой на шкиве. После этого шкив вообще можно убрать, ничего не завязывать и без проблем его назад потом вернуть, просто совместив метки.