Руководства, Инструкции, Бланки

Постановление Об Изъятии Земельного Участка Для Муниципальных Нужд Образец

Рейтинг: 4.7/5.0 (26 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

ЗК РФ, Статья 56

Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп. вступ. в силу с 01.09.2016)

ЗК РФ, Статья 56.6. Решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд

1. Решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд (далее также - решение об изъятии) может быть принято в отношении одного или нескольких земельных участков, в том числе земельного участка или земельных участков, подлежащих образованию.

2. Решение об изъятии принимается в отношении всех объектов недвижимого имущества, расположенных на земельных участках, подлежащих изъятию, за исключением сооружений (в том числе сооружений, строительство которых не завершено), размещение которых на изымаемых для государственных или муниципальных нужд земельных участках не противоречит цели изъятия.

3. Решение об изъятии может быть принято в отношении всех или некоторых земельных участков, расположенных в границах зоны планируемого размещения объекта федерального значения, объекта регионального значения или объекта местного значения, для строительства, реконструкции которых осуществляется такое изъятие.

4. В решении об изъятии должны быть указаны изымаемые земельные участки, в том числе земельные участки, подлежащие образованию, и расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества, а также цель изъятия земельных участков, реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется изъятие. В случае, если решение об изъятии принимается на основании ходатайства, поданного лицом, указанным в статье 56.4 настоящего Кодекса, в решении об изъятии указывается это лицо. В решении об изъятии указываются сооружения, изъятие которых в соответствии с гражданским законодательством не осуществляется, а также сервитуты, которые установлены в отношении изымаемых земельных участков и которые сохраняются.

5. К решению об изъятии прилагается схема расположения земельного участка, если подлежащие изъятию земельные участки предстоит образовать и отсутствует утвержденный проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование таких земельных участков. В этом случае решение об изъятии должно содержать указание на утверждение схемы расположения земельного участка.

6. Орган местного самоуправления или орган исполнительной власти, принявшие решение об изъятии, в том числе по результатам выявления правообладателей изымаемой недвижимости и (или) переговоров с ними об изъятии земельных участков, по согласованию с лицом, подавшим ходатайство об изъятии земельных участков (при его наличии), вправе утвердить иной вариант схемы расположения земельного участка.

7. Решение об изъятии не может быть принято в случае, если:

1) земельные участки являются выморочным имуществом и на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимого имущества, являющиеся частной собственностью или находящиеся в пользовании третьих лиц;

2) земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности, не обременены правами третьих лиц и на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимого имущества, являющиеся частной собственностью или находящиеся в пользовании третьих лиц;

3) земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности, не обременены правами третьих лиц и на таких земельных участках расположены объекты недвижимого имущества, которые являются выморочным или бесхозяйным имуществом.

С 1 января 2017 года Федеральным законом от 03.07.2016 N 361-ФЗ в пункт 8 статьи 56.6 вносятся изменения. См. текст в будущей редакции.

8. Отсутствие в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о зарегистрированных правах на земельные участки, подлежащие изъятию, и (или) на расположенные на них объекты недвижимого имущества, а также отсутствие в государственном кадастре недвижимости кадастровых сведений о координатах характерных точек границ таких земельных участков или сведений об указанных объектах недвижимого имущества либо пересечение одной из границ земельного участка, подлежащего изъятию, и одной из границ другого земельного участка в соответствии с кадастровыми сведениями о последнем, наличие споров о правах на такие земельные участки и (или) на расположенные на них объекты недвижимого имущества не являются препятствием для принятия решения об изъятии.

9. Переход прав на земельные участки, подлежащие изъятию, и (или) на расположенные на них объекты недвижимого имущества, а также образование из таких земельных участков или иных объектов недвижимого имущества новых земельных участков или объектов недвижимого имущества не влечет за собой необходимость принятия нового решения об изъятии земельных участков или о внесении изменений в ранее принятое решение об изъятии.

10. В течение десяти дней со дня принятия решения об изъятии уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение:

1) осуществляют размещение решения об изъятии на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

2) обеспечивают опубликование решения об изъятии (за исключением приложений к нему) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа (муниципального района в случае, если земельные участки, подлежащие изъятию, расположены на межселенной территории) по месту нахождения земельных участков, подлежащих изъятию;

С 1 января 2017 года Федеральным законом от 03.07.2016 N 361-ФЗ в подпункт 3 пункта 10 статьи 56.6 вносятся изменения. См. текст в будущей редакции.

3) направляют копию решения об изъятии правообладателям изымаемой недвижимости письмом с уведомлением о вручении по почтовым адресам, указанным в заявлениях об учете прав на недвижимость, либо в случае отсутствия указанных адресов по почтовым адресам, указанным в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а при отсутствии указанных адресов по почтовым адресам правообладателей изымаемой недвижимости, указанным в государственном кадастре недвижимости. В случае, если в связи с изъятием земельных участков изъятию подлежат расположенные на них здания, сооружения, находящиеся в них помещения, копия решения об изъятии направляется также по месту нахождения таких зданий, сооружений, помещений. Если правообладатель изымаемой недвижимости сообщил адрес для связи в виде электронной почты, ему также отправляется копия решения об изъятии в электронной форме. В отсутствие сведений об адресах, указанных в настоящем пункте, копия решения об изъятии по указанным адресам не направляется;

С 1 января 2017 года Федеральным законом от 03.07.2016 N 361-ФЗ в подпункт 4 пункта 10 статьи 56.6 вносятся изменения. См. текст в будущей редакции.

4) направляют копию решения об изъятии в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

5) направляют организации, подавшей ходатайство об изъятии, на основании которого осуществляется изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд (при наличии такого ходатайства), копию решения об изъятии, сведения о лицах, подавших заявления об учете их прав на недвижимость, и способах связи с ними, о лицах, являющихся правообладателями земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости, сведения о которых получены на основании предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 56.5 настоящего Кодекса запросов, а также копии документов, подтверждающих права указанных лиц на изымаемые земельные участки и (или) на расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества.

11. Правообладатель изымаемой недвижимости считается уведомленным о принятом решении об изъятии со дня получения копии решения об изъятии или со дня возврата отправителю в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 176-ФЗ "О почтовой связи" (далее - Федеральный закон "О почтовой связи") предусмотренного подпунктом 3 пункта 10 настоящей статьи заказного письма.

В случае отсутствия предусмотренных подпунктом 3 пункта 10 настоящей статьи сведений о почтовом адресе правообладателя изымаемой недвижимости и отправки ему копии решения об изъятии в электронной форме на адрес электронной почты правообладатель изымаемой недвижимости считается уведомленным в день отправления указанной копии.

В случае отсутствия предусмотренных подпунктом 3 пункта 10 настоящей статьи сведений о почтовом адресе и об адресе электронной почты правообладателя изымаемой недвижимости данный правообладатель считается уведомленным со дня опубликования решения об изъятии в порядке, установленном подпунктом 2 пункта 10 настоящей статьи.

12. После уведомления правообладателя изымаемой недвижимости он вправе направить в орган, принявший решение об изъятии, сведения о почтовом адресе для направления данному правообладателю проекта соглашения об изъятии земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.

13. Решение об изъятии действует в течение трех лет со дня его принятия.

14. Решение об изъятии может быть обжаловано в суд.

Видео

постановление об изъятии земельного участка для муниципальных нужд образец:

  • скачать
  • скачать
  • Другие статьи

    Постановление об изъятии земельного участка для муниципальных нужд образец

    uristinfo.net

    Страница 1 из 2

    Изъятие земельных участков, в том числе и тех, которые находятся в частной собственности, является одним из правовых инструментов, дающих возможность органам государственного управления земельными ресурсами принудительно отчуждать земельные участки для использования их в публичных интересах.

    Одной из форм изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд признается выкуп. Признавая необходимость изъятия земель для государственных и муниципальных нужд, законодатель указывает на исключительность такого рода случаев. При этом необходимо учитывать принцип сочетания интересов общества и законных интересов граждан, а также принцип сохранения гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование, распоряжение принадлежащим ему земельным участком.

    Изъятие, в том числе путем выкупа для государственных и муниципальных нужд, осуществляется согласно ст. 49 ЗК РФ в исключительных случаях, связанных с:

    выполнением международных обязательств Российской Федерации;

    размещением объектов государственного и муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов;

    иными обстоятельствами, установленными федеральным законодательством.

    Также земельное законодательство предусматривает случаи ограничения изъятия земельных участков, в том числе путем выкупа:

    такие ограничения изъятия земельных участков устанавливаются с целью охраны земель сельскохозяйственного назначения;

    земельные участки в городских и иных поселениях могут быть изъяты или выкуплены для государственных или муниципальных нужд под застройку только в соответствии с генеральными планами и правилами землепользования и застройки (п. 3 ст. 83 ЗК РФ);

    земли особо охраняемых природных территорий имеют особый правовой режим, поэтому использование указанных земель для иных целей ограничивается или запрещается (ст. 94 ЗК РФ);

    в интересах охраны земель, занятых лесами первой группы, - только в исключительных случаях (п. 3 ст. 101 ЗК РФ).

    Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд производится по решению исполнительных органов власти. Такие решения принимаются либо федеральными органами исполнительной власти, либо органами исполнительной власти субъектов Федерации. Отсюда вытекает, что если земельный участок необходим для федеральных нужд, то решение о его изъятии (выкупе) принимается федеральным органом исполнительной власти. Если земельный участок необходим для нужд субъектов Федерации и муниципальных образований, то решение принимается исполнительным органом власти субъекта Федерации. Органы местного самоуправления не имеют права выносить решения об изъятии (выкупе) земельных участков для муниципальных нужд. Следовательно, при необходимости изъятия земельного участка для муниципальных нужд органы местного самоуправления должны обращаться в государственный орган исполнительной власти субъекта РФ о принятии соответствующего решения.

    Как правило, изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд производится одновременно с его предоставлением соответствующему лицу. Земельное законодательство регламентирует процедуру по изъятию и предоставлению земельных участков.

    Изъятие земельных участков с целью их последующего предоставления для строительства проходит две стадии: стадию предварительного согласования места размещения объекта и стадию непосредственного изъятия земельного участка.

    На стадии предварительного согласования обязательное участие принимают собственники земельных участков. В случае несогласия собственника земельного участка с решением о предварительном согласовании, принимаемым в соответствии с земельным законодательством, он может обратиться в суд. Таким образом, при решении вопроса об изъятии земельного участка собственник может искать защиты в суде в первую очередь на стадии предварительного согласования места размещения объекта, т.е. до принятия окончательного решения об изъятии (выкупе) земельного участка.

    В качестве одной из важных гарантий прав собственника земельного участка является его письменное уведомление об этом органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп земельного участка до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника.

    С учетом такого порядка изъятия земельного участка это практически означает, что земельный участок может быть изъят у собственника только через год после принятия соответствующего решения. Однако в соответствии с действующим порядком собственник практически уведомляется об этом раньше принятия решения об изъятии земельного участка, а именно на стадии предварительного согласования. В связи с этим принципиальное правило о том, что изъятие земельного участка у собственника может иметь место не ранее чем через год после его уведомления, следует увязать со стадией предварительного согласования места размещения объекта.

    Земельное законодательство предусматривает регистрацию решения об изъятии земельного участка в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок, которая должна производиться в соответствии с Законом о государственной регистрации прав на недвижимость.

    Изъятие части земельного участка допускается только с согласия его собственника. Следовательно, при отсутствии такого согласия соответствующий орган даже не вправе обратиться в суд. Таким образом, если собственник не согласен с изъятием части его участка, которая крайне необходима для государственных и муниципальных нужд, может быть поставлен вопрос об изъятии всего земельного участка по изложенной процедуре, включая и судебное рассмотрение спора.

    У собственника, чей участок подлежит изъятию для государственных или муниципальных нужд, сохраняется в течение определенного времени право владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению и производить необходимые затраты, обеспечивающие использование данного участка по целевому назначению.

    При этом собственник несет риск при определении выкупной цены земельного участка затрат и убытков, связанных с новым строительством, расширением и реконструкцией зданий и сооружений на земельном участке в указанный период.

    Основное условие, при котором допускается изъятие участка как у собственников, так и у землевладельцев, землепользователей и арендаторов, -это предварительное и равноценное возмещение. Выкупная цена при изъятии (выкупе) земельного участка у собственника для государственных нужд, а также условия такого выкупа устанавливаются соглашением, заключаемым с собственником земельного участка. Действующее законодательство не устанавливает формы данного соглашения, а также его другую сторону (помимо собственника участка), возлагая лишь обязанность на Российскую Федерацию, субъекты РФ или муниципальное образование уплатить выкупную цену. Второй стороной соглашения должен быть орган, осуществляющий от имени РФ, ее субъектов и муниципальных образований право собственности на землю, ибо при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд у их собственников они переходят соответственно в федеральную, региональную либо в муниципальную собственность. Формой такого соглашения должен быть договор о выкупе земель для государственных или муниципальных нужд. Содержание и форму такого договора целесообразно утвердить специальным постановлением Правительства РФ.

    В выкупную цену включаются рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все иные убытки, включая упущенную выгоду. При этом специально упоминаются также убытки, которые собственник несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами. Таким образом, здесь различаются рыночная стоимость земельного участка и причиненные собственнику убытки как две составляющие выкупной цены земельного участка при его изъятии для государственных и муниципальных нужд.

    В случае изъятия земельного участка к акту выбора земельного участка прилагаются расчеты убытков собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, потерь сельскохозяйственного производства и потерь лесного хозяйства. При расчетах размеров возмещения убытки указанных лиц определяются с учетом стоимости их имущества на день, предшествующий принятию решения об изъятии земельных участков. В соответствии со ст. 57 ЗК РФ порядок возмещения убытков данным лицам, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением их прав или ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, устанавливается Правительством РФ. В соответствии с Положением о порядке возмещения убытков собственникам земли, землевладельцам, землепользователям, арендаторам и потерь сельскохозяйственного производства, утв. Постановлением Совета Министров -Правительства РФ от 28 января 1993 г. N 77 <1>, при выкупе земельных участков убытки, включая упущенную выгоду, учитываются в стоимости (цене) выкупаемого участка. Данный нормативный правовой акт необходимо пересматривать с учетом принятого Земельного кодекса и экономических требований развития земельных отношений.

    В состав убытков, которые собственник несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, может включаться упущенная выгода, т.е. те доходы, которые он должен был получить, но не получил в связи с изъятием земельного участка. К ним относятся в первую очередь арендная плата, плата за передачу земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, а также указанные платежи за иную недвижимость, переданную в аренду или постоянное (бессрочное) пользование собственником земельного участка. К указанным убыткам могут быть отнесены также убытки арендатора либо постоянного пользователя, которые им должен возместить собственник земельного участка.

    Выплата стоимости земельного участка должна производиться за счет средств соответствующего бюджета, поскольку здесь имеет место смена собственника земельного участка: из собственности юридического или физического лица она переходит в собственность РФ, субъекта РФ, муниципального образования. Что касается возмещения убытков, то в соответствии с Положением о порядке возмещения убытков оно производится предприятиями, организациями и учреждениями, которым отводятся изымаемые земельные участки. Иными словами, если земельные участки изымаются у их собственников для государственных или муниципальных нужд и одновременно предоставляются государственным или муниципальным предприятиям, то последние и возмещают убытки собственникам земельных участков.

    Изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд: основания, порядок, условия - ЮРКОМ 74

    Земельное законодательство определяет следующие виды изъятия земельных участков :
      1. и зъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд;
      2. изъятие земельного участка ввиду его ненадлежащего использования;
      3. конфискация (безвозмездное изъятие за совершенное правонарушение);
      4. реквизиция (при чрезвычайных обстоятельствах).
    Основания изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд

    Ст. 49 ЗК РФ устанавливает, что и зъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществл яется в исключительных случаях по основаниям, связанным с:

    1) выполнением международных договоров РФ;

    2) строительством, реконструкцией объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов:

    • объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения;
    • объекты использования атомной энергии;
    • объекты обороны страны и безопасности государства, в том числе инженерно-технические сооружения, линии связи и коммуникации, возведенные в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации;
    • объекты федерального транспорта, объекты связи федерального значения, а также объекты транспорта, объекты связи регионального значения, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;
    • объекты, обеспечивающие космическую деятельность;
    • линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий;
    • объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения;
    • автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.

    3) иными основаниями, предусмотренными федеральными законами.

    Ст. 15 Федерального закона от 1 декабря 2007 года N 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

    П. 10 ст. 32 Жилищного кодека Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ.

    П. 9,10 ст. 95 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ.

    Ст. 25.2 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах".

    Порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд

    Ст. 279 ГК РФ устанавливает, что изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством. Однако, уже в с т. 282 ГК РФ вводится уточнение: "Если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд".

    ИМХО: Введение в ГК РФ ст. 282 в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 499-ФЗ противоречит ст. 8 Конституции РФ, нарушая принцип равной защиты всех форм собственности в РФ: ни физическое, ни юридическое лицо не имеют права подать иск о принудительном изъятии земельного участка у государства или муниципалитета, даже в случае его нецелевого использования.

    При этом з а земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение ( ст. 281 ГК РФ). С роки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости.

    Порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд установлен Гл. VII.1 ЗК РФ.

    Органы, принимающие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд:
    1. уполномоченный федеральных органов исполнительной власти - для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд), в том числе в связи с осуществлением недропользования (за исключением недр местного значения);
    2. уполномоченные исполнительные органы государственной власти субъекта РФ - для государственных нужд субъекта Российской Федерации (региональных нужд), в том числе для размещения объектов регионального значения, а также для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения;
    3. органы местного самоуправления - в случае изъятия земельных участков для муниципальных нужд, в том числе для размещения объектов местного значения.
    Изъятие земельных участков осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, которые принимаются:
      • по их собственной инициативе ;
      • на основании ходатайства об изъятии земельных участков, поданного организацией, указанной в п. 1 ст. 56.4 ЗК РФ (естественные монополии; недропользователи; уполномоченные на это договорами или имеющие лицензии).
    С ходатайством об изъятии земельного участка вправе обратиться:
    1. организации. имеющие право на обращение с ходатайствами об изъятии земельных участков для федеральных нужд (см. Постановление Правительства РФ от 06.05.2015 N 442 "Об утверждении перечня организаций, имеющих право на обращение с ходатайствами об изъятии земельных участков для федеральных нужд" );
    2. орган государственной власти в случаях изъятия земельного участка.
      • изъятия земельного участка для выполнения международного договора;
      • для строительства, реконструкции объекта федерального значения или объекта регионального значения (за счет бюджетных средств - полностью или частично);
    3. государственное унитарное предприятие, государственное учреждение в случаях изъятия земельного участка для размещения объекта федерального значения или объекта регионального значения, предусмотренных адресной инвестиционной программой.

    Требования к форме и содержанию ходатайства об изъятии, состав прилагаемых к нему документов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

    Ходатайство об изъятии земельного участка:
    1. может быть подано в отношении одного или нескольких земельных участков;
    2. должно содержать цель изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд;
    3. может быть подано или направлено заявителем по его выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
    Уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, в срок не более чем 5 рабочих дней со дня поступления ходатайства об изъятии возвращают его без рассмотрения с указанием причины принятого решения при наличии следующих обстоятельств:
    1. данные уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления не вправе принимать решение об изъятии земельного участка для целей, указанных в ходатайстве об изъятии;
    2. заявитель не является правомочным лицом (предусмотренным п. 1-3 ст. 56.4 ЗК РФ);
    3. не представлена схема расположения земельного участка и отсутствует утвержденный проект межевания территории, предусматривающий образование такого земельного участка;
    4. ходатайство об изъятии по содержанию или форме не соответствует установленным требованиям.
    Условия изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд Условия изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд установлены ст. 56.3 ЗК РФ, и включают:
    1. Изъ ятие земельных участков в целях строительства, реконструкции объектов федерального, регионального или местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории.
    2. Решение об изъятии земельных участков для строительства, реконструкции объектов федерального, регионального или местного значения может быть принято не позднее чем в течение 3 лет со дня утверждения проекта планировки территории, предусматривающего размещение таких объектов.
    3. Принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях, не предусмотренных п. 1, должно быть обосновано.
      • решением о создании или расширении особо охраняемой природной территории;
      • международным договором РФ;
      • лицензией на пользование недрами;
      • решением о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
    4. Изъятие земельных участков осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, которые принимаются:
      • по их собственной инициативе ;
      • на основании ходатайства об изъятии земельных участков, поданного организацией, указанной в п. 1 ст. 56.4 ЗК РФ (естественные монополии; недропользователи; уполномоченные на это договорами или имеющие лицензии).
    5. Изъятие земельных участков, в результате которого прекращаются право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного наследуемого владения, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или право безвозмездного пользования таким земельным участком, может осуществляться независимо от формы собственности на такой земельный участок.
    6. Допускается изъятие земельных участков, расположенных на территории одного субъекта Российской Федерации, для государственных нужд другого субъекта РФ в случае, если это изъятие предусмотрено документами территориального планирования субъекта РФ, на территории которого расположены такие земельные участки.

    Запрещается изъятие для государственных или муниципальных нужд земельных участков, предоставленных федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление особо охраняемыми природными территориями федерального значения, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

    Изъятие земельного участка для государственных и муниципальных нужд: разбираемся в правомочности

    Принудительное изъятие земельного участка: порядок, причины, основания

    Если вы обладаете участком, за которым осуществляете надлежащий уход – то у вас достаточно гарантий чтобы извлекать полезные свойства, получать прибыль от обработки земли. Но существует ряд причин, определяющих возможность его изъятия. В контексте их реализации, права на него будут утрачены. Чтобы этого не произошло, надлежит соблюдать регламент и нормативы, предъявленные для землепользования. Однако запрещение землепользования имеет право произойти по инициативе хозяйствующего субъекта, для потребностей федеральных или региональных систем планирования.

    Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

    Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 703-47-72. Это быстро и бесплатно !

    Определение понятия

    Это процесс, прерывающий разрешение на эксплуатацию земельного участка. При его посредстве земли отчуждаются от владельца путём передачи правопреемства в ведение государственных или региональных форм владения.

    Изъятие производится для муниципальных или государственных потребностей, с ориентацией на положения статьи 55 ЗК РФ, а в соотношении со статьёй 51 ЗК РФ, имеет право производиться их реквизиция. В соответствии с п.1 статьи 49 Земельного кодекса. изъятие осуществляется путём выкупа, но исключительно тогда, когда ситуация приобретает глобальные масштабы, требующие задействования огромных территорий для проведения деятельности международного значения.

    Статья 51. Реквизиция земельного участка

    1. В случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, земельный участок может быть временно изъят у его собственника уполномоченными исполнительными органами государственной власти в целях защиты жизненно важных интересов граждан, общества и государства от возникающих в связи с этими чрезвычайными обстоятельствами угроз с возмещением собственнику земельного участка причиненных убытков (реквизиция) и выдачей ему документа о реквизиции.
    2. Реквизицией не является изъятие земельных участков, осуществляемое в порядке изъятия для государственных или муниципальных нужд на условиях и в порядке, которые установлены главой VII.1 настоящего Кодекса.
    3. В случае невозможности возврата реквизированного земельного участка его собственнику возмещается рыночная стоимость этого земельного участка, устанавливаемая в соответствии со статьей 66 настоящего Кодекса, или по его желанию предоставляется равноценный земельный участок.
    4. Собственник земельного участка, у которого реквизирован земельный участок, вправе при прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми осуществлена реквизиция, требовать возврата ему реквизированного земельного участка в судебном порядке.
    5. В случае наступления обстоятельств, указанных в пункте 1 настоящей статьи, при отсутствии необходимости реквизиции земельного участка он может быть временно, на период действия этих обстоятельств, занят для использования в целях, указанных в пункте 1 настоящей статьи, с возмещением собственнику земельного участка убытков, причиненных в связи с временным ограничением его прав.
    6. Оценка, в соответствии с которой собственнику земельного участка компенсируются стоимость реквизированного земельного участка, убытки, причиненные в связи с его реквизицией или временным ограничением его прав, может быть оспорена собственником земельного участка в судебном порядке.

    Обозначенный процесс изъятия (выкупа) земель сопровождается его регистрацией. Только после её проведения, муниципалитет или государство, получают возможность отделения и законного присвоения отчуждённых участков. Ориентируясь на эти положения, закреплённые в п.2, статьи 8 ГК РФ, возникают различия между правилами изъятия арендуемых земель и участков, являющихся частной собственностью.

    Земельные участки, что муниципалитеты предают в аренду, являются собственностью регионального хозяйствующего субъекта. Соответственно, договор аренды просто расторгается, с объяснением причины этого инцидента, после чего регистрируется расторжение договора. Его расторжение практически не может оспариваться – закон всегда на стороне собственника. Но если земли находятся в личной собственности – при их изымании, требуется договорная основа с собственником, что определит обязательства сторон.

    По сути, земельный ресурс, являющийся личным достоянием, имеет значительное преимущество в сравнении с иными формами эксплуатации земель. которые не защищены конституционными правами.

    Различие в регистрации следующее:

    1. Данный объект приходится заново ставить на кадастровый учёт.
    2. Составлять новые документы на установление права собственности.
    3. Присваивать новый кадастровый номер.

    Основания и причины изъятия, классифицируются по следующим характеристикам:

    1. Применение участка, не совпадающее с установленной категорией земель.
    2. Неиспользование в течение обозначенного договором, времени.
    3. Искажение норм пользования, за счёт чего происходит понижение качества почвы или экологической обстановки.
    4. Пагубное влияние, хотя оно, возможно, не имеет прямого умысла, а происходит в соответствии с небрежным уходом за почвой, вследствие употребления ядохимикатов и прочих токсичных средств.
    5. Изъятие для муниципальных или государственных потребностей или реквизиция земель.

    Изъятие в связи с неиспользованием, совершается в соответствии с положением, которое, предоставило земли в пользование. Приобретение земли (аренда), подразумевало некоторое влияние на статус преобразуемых земель со стороны лица, взявшего на себя ответственность за их уходом и обеспечением работ на территории участка.

    Но, если вменённые землепользователю действия не были выполнены, что характеризуется отсутствием начала или продолжения работ по обработке земель, уходу, строительству жилых или нежилых объектов и т.п. – это говорит о невыполнении поставленных условий. Такие земли переходят в категорию бесхозных участков, и изымаются у несостоявшегося, нерадивого хозяина.

    Для начала планируемых работ, муниципалитет даёт срок в 3 года. Если в течение этого времени уход за участком не производился – земли имеют право изъять. Некоторые регионы, богатые неиспользуемыми землями, продляют этот период, по усмотрению администрации.

    Изъятие в связи с использованием не по назначению, опирается на иную причину. Участки начинают эксплуатировать, но нарушая их целевое предназначение. Все земли характеризуются по их причастности к категории. Этот общепринятый норматив применения земли, не вправе подвергаться произвольному изменению. Его нужно принимать как данность. Категории земель следующие:

    1. Сельскохозяйственного назначения.
    2. Городские, районные, сельские населённые пункты.
    3. Используемые территории: министерствами, ведомствами, крупными промышленными предприятиями.
    4. Особо охраняемые территории.
    5. Лесной фонд.
    6. Водный фонд.
    7. Земли запаса.

    Информация о категории отражается в записях кадастрового учёта и становится причиной для применения земли определённой категории исключительно в соотношении с разрешённым применением. Например, территории лесной зоны, нельзя подготовить под постройки комплекса зданий, вырубая для этой цели лесные массивы. В условиях городского типа запрещено разбивать участки для огорода, разведения домашнего скота.

    Каждый земельный участок обретает своё предназначение. определённое целесообразным и целенаправленным применением, в контексте аналогичных земель. По причине объективно грубого нарушения целевого назначения, земельный участок может изыматься.

    Кроме этого, изъятие будет производиться, если технология обработки и эксплуатации верхнего слоя почв, будет проводиться противоправным образом, наносящим ей непосредственный вред.

    По преимуществу это касается предприятий, которые не обеспечивают соответствующей очистки отходов, сливая их на плодородные почвы или загрязняя водный земельный фонд.

    Таким безответственным землепользователям будет вменено исправить нарушение, а в случае неисполнения, земли могут изъять, а предприятию запретить функционирование. Те же условия предъявляются к любому землепользователю, будь то физическое или юридическое лицо.

    Особым и неоспоримым прецедентом для изъятия участков, будут причины, государственной важности. Этот тип отчуждения, находится в числе приоритетных оснований.

    Правила и условия изъятия

    Если земли изымаются для масштабных работ, учитываются права собственника на землю. Соответственно, изъятие земель у собственников – это крайняя мера, которая применяется при исключительной необходимости. Чтобы этот процесс имел прочную юридическую основу и не стал поводом для самодеятельности муниципальных образований – он опирается исключительно на положения федерального законодательства.

    Принудительное изъятие земель представляет целенаправленную деятельность, согласованную на федеральном уровне. Кроме этого, федеральное законодательство разработало исчерпывающий перечень условий, в связи с которыми производится изъятие земель. В его контексте разработан упорядочивающий изъятие земель, алгоритм, он определён порядком:

    1. Выкупа земельного участка.
    2. Определения выкупной цены.
    3. Прекращения права владения и пользования.
    4. Другие значимые вопросы, касающиеся обозначенной проблемы.

    Алгоритм выстроен с учётом предусматриваемых процедур, они потребуют пошаговых действий с соблюдением взаимных интересов сторон.

    Принятие решения об изъятии практически не регламентированное действие. участки могут изыматься в связи с различными причинами, основанными на планируемых действиях разных ведомств, отвечающих за выполнение и реализацию планов. Однозначно то, что решение принимается взвешенно, при рассмотрении плана реализации строительного или иного мероприятия государственной важности.

    Для этого разработан ряд соответствующих норм, закреплённых в статье 31 и 32 Земельного Кодекса РФ. Они определяют правила и условия изъятия, а также тщательно подготавливают все действия по процедуре изъятия. Первичное решение об изъятии земельных участков в пользу государства, принимается на федеральном уровне.

    После выхода постановления о реализации этой процедуры, принятие решения о конкретных шагах и организации этой деятельности, вменяется муниципальным образованиям.

    Порядок и процедура

    Постановление об изъятии земельного участка становится началом производства процедуры перехода земель в ведение государственного распоряжения. Никакие сверхважные государственные проекты не нарушают процедуру землепользования. В частности, постановление составляется с учётом категории земель и разрешением на их использование. Постановление обязано содержать мотивирующие причины изъятия.

    Они в подробном виде, излагаются в соответствии с планируемым государством процессом деятельности. который требует изъятия земель определённой категории. Постановление имеет резолютивный статус и не подлежит обсуждению со стороны муниципального образования, которому оно вменяется в ответственность при исполнении. После выдачи постановления, региональный орган самоуправления, изучает его, согласовывает возможности его исполнения и определяет стратегию претворения этого плана, в жизнь.

    Муниципалитет обязан рассмотреть варианты проведения процесса с разных точек зрения и с учётом всех возможных нюансов. На основании федерального постановления, муниципалитет готовит проект изъятия участков, с обязательным указанием их кадастровых данных.

    Извещение об изъятии становится новым шагом в проведении обозначенного процесса. По положению, землевладельцы информируются о планируемом проекте, троекратно:

    1. На самом раннем этапе, пока проведение работ только планируется, и соответствующий участок рассматривается как претендент на изъятие. Эта процедура обязательна не во всех случаях, так как включает в себя максимум возможностей, не все из них будут реализованы.
    2. После принятия решения о достоверном планировании проводимых работ и определения точного места, которое задействует изъятые участки.
    3. Последнее предупреждение перед началом работ.

    Сроки изъятия земельного участка определяются в 1 год с момента последнего предупреждения. Это обязательное требование, его нецелесообразно нарушать. В противном случае, землевладелец имеет полное право признать действия незаконными и оспорить их в суде, опираясь на несоблюдение сроков. Срок в 1 год определяется, чтобы стороны успели адекватно сориентироваться в своих возможностях, на счёт предстоящего обустройства и взвесить все возможные варианты.

    Решение об изъятии может быть оспорено в суде в срок 10 дней с момента получения извещения.

    Соглашение об изъятии земельного участка составляется с собственником или арендатором земель при условии его согласия на изъятие земель и при отсутствии претензий по процедуре изъятия, с его стороны. Оно должно быть составлено не позднее 1 года после последнего уведомления. Соглашение составляется в свободной, не регламентированной форме, но с условиями соблюдения всех важнейших норм, придающий этому документу, важный юридический статус.

    По своей сути соглашение – это своего рода актуальная договорённость об изымании земель. где рассмотрены все нюансы процесса, методично внедряемого в реализацию. Постановление об изымании адекватно анализирует все грани процесса, что даёт при составлении соглашения юридическую правомочность и экономическую стабильность сторонам.

    При возникновении претензий или в случае несогласия на изъятие, собственник имеет право оспорить необходимость изъятия его участка в суде.

    Особенности «Нового порядка» изъятия участков, которые были приняты с 1 апреля 2015 года, определяют, более чёткие и структурные положения по обозначенному вопросу, в следующих направлениях:

    1. Собственники, арендаторы и иные землепользователи объединены в категорию правообладатели.
    2. Уточнены основания изъятия для государственных и муниципальных нужд.
    3. Установлены особенности кадастрового учёта при проведении процедуры.
    4. Определён порядок прекращения пользования и компенсации за изъятие земель.

    В соответствии с новыми положениями, при изъятии не играет роли, форма собственности участка. Общая тенденция опирается на государственные или муниципальные нужды, в соответствии с которыми участки изымаются, и наступает прекращение пользования ими, со стороны граждан или юридических лиц. Однако форма собственности играет ключевую роль в определении компенсации, которая предоставляется правообладателю на аналогичных условиях.

    Решение об изъятии подлежит регистрации. После регистрации лицо, которое путём соглашения или иным путём не способствовало отчуждению участка, может попасть под риск несения расходов за создание препятствий для проводимых государственных или муниципальных работ. Стоимость проводимых работ может существенно превышать стоимость земли.

    Временное изъятие и последующее предоставление земли осуществляется в качестве ограничения или обременения в том случае, если обе стороны видят возможность временного использования земельного участка, с полным его изъятием и последующим возвращением, после завершения работ. Решение подобного рода принимается органами юстиции.

    Специально разработанной программы для временного изъятия земли не существует. Поэтому оно осуществляется в соответствии с чётко разработанным алгоритмом публичного сервитута, который устанавливается на 100 % задействования земель, с последующим возвращением.

    Гарантии возмещения убытков

    В соответствии с п.1, ст. 62 ЗК РФ. изъятие земель для государственных нужд может производиться исключительно, на основании равноценного возмещения причиненных убытков. Постановление о возмещении убытков и компенсации за изъятие земель может приниматься:

    1. Федеральным законодательным актом.
    2. Муниципальным органом.
    3. Органом местного самоуправления.

    Основной гарантией возмещения убытков является составленное соглашение, которое определяет условия выкупа земель и указывает сумму, предоставляемую в виде компенсации за земельный участок. Если собственник отказался от заключения соглашения, органы власти изымают земельный участок в судебном порядке, с представлением суду, предложения по возмещению ущерба. Решение суда, вынесенное по этому поводу, может быть оспорено только судом следующей инстанции.

    Для определения суммы компенсации. в расчёт берётся рыночная стоимость земель, а также – рыночная стоимость недвижимого имущества, находящегося на участке, стоимость надворных построек, насаждений, работ по ландшафтному дизайну.

    Ниже вы видите текст статьи из 9 главы ЗК РФ:

    Статья 62. Возмещение убытков

    1. Убытки, причиненные нарушением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, подлежат возмещению в полном объеме, в том числе упущенная выгода, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
    2. На основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооружений или сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств).
    Заключение

    Как видно, условия изъятия земель принципиально отличаются по результату, в соответствии с причиной изъятия. Если при ненадлежащем подходе к уходу за плодородием участка или при нарушении норм использования (не использовании), хозяин участка может его просто потерять, — то при изъятии земель для государственных нужд, картина складывается совершенно иначе. Государство или хозяйствующий субъект возместят все убытки по закону и в полном объёме.

    Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:

    +7 (499) 703-47-72 (Москва)
    +7 (812) 309-93-81 (Санкт-Петербург)

    Это быстро и бесплатно !