Категория: Бланки/Образцы
Стрелковые войска РККА, «Перед началом наступления», Солдаты читают боевой листок перед началом наступления, 3 сентября 1943 года. видны различные шлемы .
СШ-36 (также известная под наименованием «халхинголка» [1] [2] ) — стальной шлем образца 1936 года. Первый стальной шлем советского производства, принятый на вооружение РККА .
Носился как и все остальные шлемы с подшлемником.
ИсторияВ 1920—1930-х годах в РККА использовались шлемы типа «Каска Адриана », появившиеся ещё в Русской армии в 1916 году. а также шлемы типа М17 — в относительно небольших количествах. Разработанный в 1929 году шлем М29, а также М30 — 1930 года, так и не пошли в производство.
В середине 1934 года наркомат обороны СССР выдал задание на разработку стального шлема для РККА, соответствующего условиям современного общевойскового боя.
В 1935 году на Ленинградском металлургическом заводе началось производство шлема нового образца, разработанного Шварцем, принятого на вооружение в 1936 году [2] и получившего обозначение СШ-36.
Новый шлем получил оригинальную полусферическую форму с выдающимся вперёд козырьком и боковыми полями-скатами. Его силуэт походил на немецкий стальной шлем.
СШ-36 стал первым шлемом, разработанным и запущенным в массовое производство в СССР. Боевое крещение СШ-36 получил во время войны в Испании. куда его поставляли республиканцам и интербригадам .
Летом 1938 года стальные шлемы использовались в ходе боевых действий у озера Хасан. По результатам анализа ранений, полученных военнослужащими РККА в ходе боевых действий у озера Хасан, было установлено, что наличие каски позволило снизить смертность военнослужащих РККА от ранений черепа до 5,8% (при этом во время первой мировой войны, смертность от ранений черепа военнослужащих царской армии, не имевших металлических шлемов, составляла 50%) [3] .
В дальнейшем он активно применялся Красной Армией в боях на Халхин-Голе, где получил прозвище «халхинголка» [4]. а также в Зимней войне и в Польском походе в 1939 году. Однако в ходе его применения было выявлено значительное количество недостатков. Так, широкие поля создавали «эффект паруса» и затрудняли передвижения солдата. а большой козырёк уменьшал обзор. Именно по этим и другим причинам в 1939 году началась работа над следующим шлемом, который в дальнейшем получил наименование СШ-39, далее СШ-40 [4]. Начиная с 1940 года в РККА началась постепенная замена СШ-36 на шлемы новой модели, однако начавшаяся Великая Отечественная война отодвинула эту замену, ввиду чего СШ-36 применялся вперемешку с СШ-40 советскими солдатами примерно до 1943 года .
ТипыСШ-36 был по форме — круглый, овальный и вытянутый и имел три размера по величине, в каждой форме:
См. также
Экспериментальный шлем М 1929 (М 29)
В сентябре 1929 года во время больших маневров под Бобруйском в экипировке солдат Красной армии появился новый стальной шлем. Шлем был вполне оригинальный по форме, однако в нем просматривалась некоторая схожесть со шлемом М 17 Sohlberg. Это был шлем экспериментальной модели 1929 года - М 29, который стал прародителем большинства советских шлемов, созданных в последующем периоде.
Шлем имел оригинальную форму, впоследствии взятую за основу в польском шлеме Wz. 31. Шлем изготавливался из стали. Его вес составлял 1250 грамм, толщина стали 1,1 мм. В верхней части шлем имел вентиляционное отверстие, прикрытое накладкой, схожей по форме с накладкой на шлеме М 17 Sohlberg, прикрепленной к шлему винтами. Подшлемник, установленный на шлеме был так же оригинален - он состоял из шести отдельных лепестков, каждый из которых крепился к металлической пластине, которые в свою очередь соединялись между собой в верхней части и крепились к шлему с помощью тех же винтов что и накладка на вентиляционном отверстии. С обратной стороны к лепесткам подшлемника крепились амортизационные мешочки, набитые ватой. В верхней части лепестки подшлемника скреплялись веревкой. Изготовление подшлемника такого типа было достаточно трудоемким, однако можно говорить о том, что такая модель подшлемника обеспечивала хорошую амортизацию при ударах, а так же предполагала хорошую вентиляцию. Подбородочный ремень изготавливался из кожи, и крепился с помощью прямоугольных колец к специальным держателям, припаянным к поверхности шлема. Его длинна, регулировалась с помощью небольшой квадратной пряжки.
Окрашивался шлем в оливковый цвет или в цвет хаки. Однако о стабильности и единстве применения каких либо красок говорить не приходится, так как данная модель шлема была экспериментальной и выпуск ограничился несколькими тысячами единиц. В больших количествах изготовление шлемов этой модели было проблематичным в связи с большой трудоемкостью процесса производства.
СШ-36
Политическая ситуация возникшая в Европе в начале 30-х годов вынуждала советское военное руководство ускорить процесс создания собственного стального шлема, который смог бы придти на замену устаревшим каскам Адриана и М 17 (Sohlberg). В 1934 начинается разработка нового стального шлема Красной армии и в 1935 году на Ленинградском металлургическом заводе уже было начато производство шлемов. Новый шлем получил маркировку "Стальной шлем 1936" или "СШ-36" по году начала поставки шлема в армию.
Это был первый оригинальный шлем, созданный в России и распределенный в армейских подразделениях в большом количестве. Шлем имел оригинальную полусферическую форму, с выдающимся вперед козырьком и боковыми полями-скатами. Шлем придавал силуэту советского солдата узнаваемость. Несмотря на оригинальность, шлем, теме не менее, имел некоторые элементы, унаследованные от предыдущих моделей. Так в частности вентиляционное отверстие располагалось в верхней части купола шлема и прикрывалось накладкой напоминающей гребень, традиционный для касок Адриана, только значительного меньшего размера. Шлем изготавливался из стали, его вес составлял 1200-1300 грамм, в зависимости от размера (всего было три размера). Толщина стали 1,1 мм. Подшлемник изготавливался из ткани, обрамленной в нижней части полоской кожи или кожзаменителя и имел купольную форму. Размер подшлемника регулировался с помощью шнура, расположенного в верхней части купола. Крепление подшлемника осуществлялось с помощью трех небольших клепок, расположенных на поверхности шлема. Еще один элемент СШ-36, связывающий его с предыдущими моделями русских шлемов - это гофрированные алюминиевые полосы, установленные между шлемом и подшлемником для обеспечения вентиляции, а так же выполняющие амортизационные функции. Подбородочный ремень изготавливался из ткани или кожи. Длинна подбородочного ремня регулировалась с помощью квадратной пряжки. Окрашивался шлем в темно-зеленый цвет или в цвет хаки. Во фронтальной части шлема наносился контур пятиконечной звезды.
Первое боевое крещение СШ-36 получили во время гражданской войны в Испании, затем были испытания в боях на озере Хасан в 1938 году, во время боев у реки Халхин-Гол в 1939 году и во время Зимней войны с Финляндией в 1939-1940 году. В результате испытаний у шлема был выявлен ряд недостатков, в частности широкие поля, сделанные по инициативе С.М. Буденного для большей защиты солдат от ударов шашки, создавали эффект паруса и затрудняли передвижение солдата, а большой козырек уменьшал обзор, кроме того защитные характеристики шлема оставляли желать лучшего. В небольших количествах шлемы этой модели поставлялись в Испанию во время гражданской войны 1936-1939 года в качестве военной помощи республиканцам. К началу войны СШ-36 постепенно заменялся шлемом новой модели - СШ-40. В начале войны в связи с нехваткой экипировки солдатам выдавались шлемы СШ-36, в том числе собранные с полей сражений при этом шлемы реставрировались, в частности мог быть установлен подшлемник более позднего образца.
СШ-40
Недостатки СШ-36 были слишком очевидны и необходимо было произвести дополнительные исследования для создания лучшего шлема. Снова было протестировано множество шлемов созданных в западных странах. В 1937-38 несколько экспериментальных моделей было создано и протестировано на Ржевском полигоне. В 1938 году был сделан окончательный выбор. Характерный гребешок был снят со шлема и контур шлема приобрел новые очертания. Этот шлем известен как СШ-40, по дате, когда он планировался к передаче в войска, однако фактически первые поставки шлемов СШ-40 был произведены в1939 году. Силуэт русского солдата в шлеме СШ-40 стал образом воина-победителя на многие годы.
Форма нового советского шлема напоминала стальной итальянский шлем М 33. Вероятнее всего именно эта модель была взята за основу при создании шлема. Шлем изготавливался из стали намного лучшего качества, чем та, из которой изготавливался СШ-36, его вес составлял 1250 грамм, толщина стенок 1,9 мм. Подшлемник, установленный на шлемах выпущенных до 1942 года имел купольную форму, изготавливался, как правило, из ткани (так же подшлемник мог быть изготовлен из кожи, кожзаменителя или вощеной ткани), обрамленной в нижней части полоской кожи или кожзаменителя и имел купольную форму. Под тканью устанавливалась подкладка из сукна или фетра. Размер подшлемника регулировался с помощью шнура, расположенного в верхней части купола. Крепление тканевой основы осуществлялось к стальному обручу, который в свою очередь с помощью держателей крепился к поверхности шлема тремя клепками, таким образом, предотвращая соприкосновение подшлемника со стенками шлема, обеспечивая тем самым вентиляцию и выполняя амортизационные функции. На шлемах изготовленных примерно с 1942 года устанавливался новый тип подшлемника, который представлял собой три лепестка, из искусственной кожи или вощеной ткани. С обратной стороны к лепесткам подшлемника крепились амортизационные подушечки, набитые ватой. Каждый из лепестков крепился к поверхности шлема с помощью двух клепок. В верхней части лепестки подшлемника скреплялись шнуром. Замена подшлемника была вызвана невозможностью использовать шлем с купольным подшлемником в зимнее время, так как его конструкция не позволяла надевать шлем на теплый головной убор.
Подбородочный ремень, устанавливаемый на шлеме этой модели изготавливался из ткани защитного цвета, так же мог быть установлен подбородочный ремень, изготовленный из кожи. Длинна подбородочного ремня регулировалась с помощью квадратной пряжки. Шлем окрашивался в оливковый цвет или в цвет хаки, иногда на фронтальной части шлема изображался контур пятиконечной звезды. С внутренней стороны шлема, в затылочной части около нижней кромки на советских шлемах проставлялся штамп завода-изготовителя, а так же штамп с указанием размера шлема.
СШ-40 используется Российской армией до настоящего времени наравне с другими моделями шлемов созданных в послевоенный период. Кроме Советского Союза СШ-40 использовался странами Варшавского договора, а так же многочисленными повстанческими армиями в африканских, азиатских и других стран.
Шлем ПВО
В конце 30-х годов Советский Союз осуществлял подготовку к большой войне в связи с чем, возникла необходимость в создании и экипировке сил гражданской защиты и частей ПВО. Для экипировки сил гражданской защиты, а так же частей противовоздушной обороны требовался стальной шлем. Для решения этой задачи в Ленинграде на Ленинградском металлургическом заводе стали производить такие шлемы. Наравне с частями ПВО в условиях нехватки экипировки шлем данной модели использовался и ополченцами, защищавшими Ленинград.
Внешне шлем имел сходство с английским шлемом Brodie, и По-сути был упрощенным вариантом британской модели. Шлем получил неофициальную маркировку М 38. Шлем изготавливался из стали. Вес шлема составлял 1200 грамм, толщина стали 1,8 мм, ширина полей 35 мм. Подшлемник изготавливался из ткани и имел купольную форму. Размер подшлемника регулировался с помощью веревки, расположенной в верхней части купола. Крепление подшлемника было не надежным, он крепился с помощью двух клепок, расположенных во фронтальной и задней части шлема. Подбородочный ремень изготавливался из ткани и крепился с помощью прямоугольных колец к специальным держателям, припаянным к шлему. Размер подбородочного ремня регулировался с помощью маленькой квадратной пряжки.
Шлемы данной модели окрашивались в цвет хаки. Иногда на шлем наносилась эмблема, представляющая собой схематичное изображение пятиконечной звезды, зенитки перекрещенной с лучем прожектора, в свете которого изображался силуэт самолета, и противогазной маски, расположенной между двумя нижними лучами звезды.
Стальной шлем (каска) образца 1928 года
Появление огнестрельного стрелкового оружия положило начало кризису защитного индивидуального снаряжения. В течение многих столетий для изготовления средств индивидуальной бронезащиты использовались естественные природные материалы: кожа буйволов, крепкое дерево, кость, прочные ткани и т. д. Применение этих материалов обеспечивало надежную защиту от оружия с низким уровнем энергии воздействия. Но еще более пяти тысяч лет назад началось производство средств индивидуальной бронезащиты из металлических материалов: сначала из бронзы, а затем из железа и стали. Металлические материалы характеризовались высокой технологичностью, стабильностью свойств, а изделия из металла обеспечивали необходимый уровень защиты. По мере совершенствования средств поражения доспехи становились крайне тяжелыми и значительно ограничивали подвижность. Стремительное совершенствование стрелкового оружия в XIX века, связанное с изобретением бездымного пороха, нарезного стрелкового оружия и оболочечных пуль с высокой начальной скоростью и энергией, обладавших значительным пробивным действием, окончательно вытеснило последние образцы защитного снаряжения (латы, кирасы, нагрудники) и надолго определило скептическое отношение к средствам защиты тела от ранящих снарядов.
Металлические латы и шлемы на поле боя в полном смысле слова «убила» артиллерия! Именно она с начала XVII столетия определила тактику, структуру армий и общие требования к вооружению. Доспехи не выдерживали тяжелой картечной пули. Холодное рубящее оружие осталось только у кавалерии, которая чем дальше, тем больше отходила на второй план, а главная роль на поле боя переходила к пехоте. Для нее первостепенным был фактор подвижности; защитное снаряжение должно было приспосабливаться к этому требованию. Постепенно вслед за изменением тактики и унификацией пехотного оружия оно выходило из употребления. Дольше всего продержались на вооружении кираса и металлический шлем - в середине XIХ века они еще входили в снаряжение тяжелой кавалерии - кирасирских полков.
В начале ХХ столетия динамичное поступательное развитие получили новые достижения технического прогресса, что способствовало бурному росту исследований в научных и промышленных отраслях знаний, что, в свою очередь, привело к качественному рывку в области военного дела и в военной технике. Это было обусловлено введением бездымных порохов, появлением многозарядного, в том числе и автоматического стрелкового оружия (пулеметов), осколочно-фугасных (бризантных) снарядов (гранат), скорострельных орудий, а также улучшением прицельных приспособлений. Все это вместе взятое резко повлияло на повышение эффективности воздействия стрелкового оружия и артиллерии на противника. Так, фундаментальное открытие французских конструкторов-оружейников в области артиллерийского вооружения - гидропневматическая система отката, сконструированная при создании 75-мм полевой пушки М 97, позволило повысить практическую скорострельность артиллерийских орудий от 3 до 5 раз. Бризантные взрывчатые вещества, заменившие черный порох, при разрыве снаряда, давали большее количество осколков с увеличенной убойной силой, чем при прежнем наполнении артиллерийских снарядов.
В те годы шло постоянное наращивание эффективности наступательных вооружений, в ущерб разработке защитного вооружения. Хотя еще в 1900 году в Германии были проведены опытные стрельбы по животным, на головы которых были надеты кожаные шлемы разных конструкций, наглядно доказавшие, что даже самые маленькие осколки снарядов пробивают не только кожаные шлемы, но и черепа их носителей. Однако этому не было придано никакого значения.
1 августа 1914 года началась Первая мировая война. Ее боевые широкомасштабные действия вывели военную технику и вооружения на новую ступень развития. Однако ни в одной армии не было введено защитное вооружение, противостоящее возможностям новейшего оружия. Все еще продолжали руководствоваться опытом франко-прусской войны 1870-1871 годов, когда самое большое количество ранений было вызвано прицельным огнем из стрелкового оружия, т. е. огневым воздействием на близком расстоянии, и только 8,5% ранений было получено от артиллерийского огня. Это соотношение резко изменилось в Первую мировую войну. В условиях позиционной войны, при дальнейшем развитии артиллерии, и использовании новых убойных элементов многократно возросло число человеческих жертв. Так, по данным департамента медицины Германии, за время со 2 августа 1914 года по 31 января 1917 года потери кайзеровской армии составили 39,1% от огня стрелкового оружия, 54,7% от артиллерийского огня; 1,3% от ручных гранат, 0,28% от холодного оружия и 4,6% от других видов оружия. Причем из 100 убитых 47 умерло от ранений в голову. Именно необходимость защиты одного из жизненно важных центров - головы от осколков вызвало появление стальных шлемов (касок).
В начальный период войны во многих воюющих странах была выработана концепция стального шлема (каски) - защитного головного убора, предохраняющего голову воина от осколков снарядов и пуль, ударов холодного оружия, а также возможных повреждений камнями, обломками каменных и деревянных строений. Разработка стального шлема начались одновременно во Франции, Германии, Бельгии, Италии, Великобритании в 1915 году. Во Франции еще в конце 1914 года появился пepвый защитный головной убор, массой 250 г. Он представлял собой стальной колпак овальной формы с двумя отверстиями для шнура, которым он крепился под кепи. Но новый головной убор из-за плохой непродуманной формы не пользовался у солдат популярностью. Весной 1915 года французский офицер интендантской службы Адриан разработал новый стальной шлем (каску), причем за основу он взял старый кавалерийский шлем. Стальной шлем М 15 состоял из трех частей - стального купола и прикрепленных к нему в нижней части двух полей: козырька и назатыльника. Сверху на куполе крепился продольно расположенный гребень, закрывающий вентиляционное отверстие. На 4 заклепках крепилось подтулейное устройство. Над козырьком спереди крепилась эмблема того или иного рода войск. Шлем окрашивался в серо-голубой цвет. Масса стального шлема - 720-760 г.
В России на снабжение войск поступила переданная союзниками по Антанте французская каска М.15, но окрашенная в матовый светло-серый цвет и с закрепленной на лобной части кокардой в виде герба Российской империи - двуглавого орла. В 1916 году появляется новая русская каска образца 1916 года, paзpaбoтанная на базе М.15, но с цельнотянутым куполом. Кроме того, она получила вместо гребня, закрывающего вентиляционное отверстие, небольшой конусоидально-тупенчатый шишак. Подобных касок было изготовлено для русской армии в 1916-1917 годах несколько десятков тысяч штук и они достаточно широко использовались на Германском фронте, а затем в годы Гражданской войны армиями обеих воюющих сторон - как белыми, так и красными.
Военинтендант I ранга
А.А. Шварц в своей каске
2-го опытного образца.
1936 год
После Октябрьской революции Рабоче-Крестьянская Красная Армия получила в наследство от царской армии некоторое количество стальных шлемов (касок) М. 15 образца 1916 года, которые состояли на снабжении РККА вплоть до конца 1920-х годов. Наряду с ними использовались также и небольшие запасы трофейных германских стальных шлемов (касок) М.16. Ими вооружались части 1-й Московской пролетарской стрелковой дивизии. И только в конце 1920-х годов, когда разрушенное народное хозяйство в СССР было в основном восстановлено, появилась возможность вплотную заняться модернизацией вооружения, военной техники и снаряжения, а также созданием новых, перспективных образцов, в том числе и защитного вооружения. Так, первоначально в Советском Союзе было налажено производство касок французского образца М 15, получивших обозначение «стальной шлем (каска) образца 1928 года». Они были практически полностью идентичны французскому образцу, отличаясь от него только немного измененными формами козырька и назатыльника. Окрашивались новые советские каски в темный оливково-зеленый цвет. На лобовой части каски в некоторых воинских частях крепились большие красные звезды с серпом и молотом, хотя в боевой обстановке подобная яркая большая звезда являлась отличной мишенью для прицеливания.
Но уже к концу 1920-х годов этот образец устарел как морально, так и конструктивно. Уже на Всесоюзных маневрах 1929 года работала специальная комиссия Штаба РККА по испытанию опытных образцов вооружения, которая отрабатывала в числе других и предложения по созданию новых вариантов стальных шлемов (касок).
Они должны были соответствовать требованиям технического задания, составленного научно-техническим комитетом ГАУ, в том числе:
- надежно защищать голову бойца от действия шрапнельных пуль, осколков снарядов, мерзлых комьев земли и винтовочных пуль на больших дистанциях;
- в то же время каска должна быть удобной в пользовании, т. е. при ходьбе, езде верхом, на повозке, в автомобиле и т. п. сидеть плотно на голове, не болтаться, не сползать на лоб или шею, не давить на лоб, затылок и виски; при стрельбе лежа не должна сползать на глаза, должна допускать наблюдение за небом, допускать прикладывание телефонной трубки к уху, обеспечивать вентиляцию в подкупольном пространстве;
- конструкция вентиляции каски должна обеспечить отсутствие свиста во время ветра или быстрого движения;
- подтулейное устройство должно обеспечивать возможность ношения каски летом без дополнительного головного упора, а зимой - с соответствующим зимним подшлемником, причем подтулейное устройство должно обеспечивать подгонку каски к голове не только по глубине, но и по окружности головы бойца. Кроме того, оно должно быть достаточно мягким и эластичным, т. е. не давить на голову, не натирать голову и смягчать действие массы каски (амортизировать) при ударе по каске пули или холодного оружия.
Стальной шлем (каска) СШ-37 образца 1937 года
Уже вскоре один из старших офицеров Интендантского управления Наркомата обороны военинтендант I ранга А. А. Шварц представил комиссии несколько вариантов новых стальных шлемов. Предлагаемая конструкция стальных шлемов Шварца отвечала практически всем вышеперечисленным требованиям. Каски Шварца имели цельноштампованный корпус, купол которого представлял эллипс (в плане), а сбоку (в профиль) - кривую поверхность, являющуюся сопряжением двух радиусов. Вид спереди также представлял собой сочетание двух радиусов, причем они были подобраны так, чтобы создать поверхность наиболее выгодную при воздействии на нее пуль и осколков. Снизу каска имела удлиненный козырек и поля по бокам. Причем размеры каски являлись оптимальными с точки зрения защитных свойств и необходимости иметь каски одного размера. Предполагалось, что все каски будут штамповаться одного размера и проблему подгонки касок к голове конкретного бойца можно будет решить за счет новой конструкции подтулейного устройства.
Подтулейное устройство состояло из алюминиевого обруча, закрепленного к корпусу каски заклепками. К обручу системой пружин крепилась разъемная стальная лента, которая могла раздвигаться для придания по окружности желаемой величины в зависимости от размеров головы. Система ленточных пружин удерживала ленту прочно на обруче и придавала ей форму эллипса. К ленте крепилось 8 кожаных лопастей, допускающих регулировку подтулейного устройства по глубине. Таким образом, подтулейное устройство данной конструкции позволяло регулировку как по окружности, так и по глубине. Плотность посадки подтулейного устройства на голове обеспечивалось тем, что ленту можно было раздвинуть до желаемого размера. Специальный замок надежно удерживал ленту в зафиксированном положении, а пластинчатые пружины амортизировали подтулейное устройство.
Однако А. А. Шварцу не удалось завершить свою работу над новой каской. В 1937 году он был репрессирован, но несмотря на это его каска, в немного измененном виде, все же была принята на снабжение РККА под индексом СШ-37. Причем в окончательном варианте в ее конструкцию были внесены уже явно устаревшие к тому времени требования, предъявленные к этому виду защитного вооружения генеральным инспектором кавалерии Красной Армии, Маршалом Советского Союза С. М. Буденным. Он полагал, что в предстоящей войне основную роль, как и прежде, будет играть такой высокоманевренный род войск, как кавалерия, что и вызывало специфические требования к новым образцам защитного вооружения. Так, по его настоянию в каске был сохранен явно ненужный гребень, закрывавший вентиляционное отверстие, и полям колпака каски была придана более пологая форма. По его замыслу - подобная форма полей каски служила дополнительной защитой при ударе саблей противника по голове нашего солдата, тогда клинок сабли противника должен был соскальзывать с гребня и уводиться от плеч советского воина. Поэтому стальной шлем (каска) образца 1937 года имела очень необычные формы: неглубокий купол с очень длинным козырьком и низко опущенными боковыми полями, закрывавшими уши, с большими углами наклона в наружную сторону. Сверху гребень прикрывал вентиляционное отверстие. Подтулейное устройство крепилось к колпаку каски тремя заклепками, а подбородочный ремень - к подтулейному устройству. Подтулейное устройство состояло из алюминиевого обруча, на котором был закреплен тканевый колпак, допускающий регулировку шнуром по объему головы. Система ленточных пружин удерживала ленту прочно на обруче и придавала ей форму эллипса. Окрашивалась каска СШ-37 образца 1937 года в зелено-песочный цвет. Масса - 960 г. Эти каски активно использовались военнослужащими РККА в боевых действиях на Хасане, Халхин-Голе, во время советско-финской войны и в начальный период Великой Отечественной войны.
Командующий советско-
монгольской группой войск
Г.К. Жуков рассматривает
пробитый стальной шлем СШ-37.
Халхин-Гол. Лето 1939 года.
Но уже вскоре проявились многочисленные недостатки этого стального шлема. С учетом этого создается ее усовершенствованный вариант - СШ-39, который вобрал в себя все лучшие черты своей предшественницы.
Новая каска была цельнотянутая, с куполом, равномерно закругленным, с отогнутыми полями, вытянутыми по бокам для защиты ушей. Рационально выбранные углы наклона сторон купола придали ему хорошую защиту. Поля шириной 5 мм отогнутые наружу, спереди переходили в немного удлиненный козырек. Подтулейное устройство, состоявшее из алюминиевого обруча, на котором был закреплен тканевый колпак, допускающий регулировку шнуром по объему головы, крепилось на пружинах к колпаку тремя заклепками, а подбородочный ремень - к подтулейному устройству. Несколько десятков тысяч подобных касок были использованы в советско-финской войне 1939-1940 годов.
В ходе ведения боевых действий в суровых условиях северной зимы вновь выявились отдельные недостатки нового стального шлема, и в первую очередь - неглубокая посадка каски на голове бойца, одетого в зимнюю шапку-ушанку. Уже вскоре в конструкцию каски были внесены изменения, и она была принята на снабжение Красной Армии под обозначением «стальной шлем (каска) образца 1940 года». Новое подтулейное устройство состояло теперь не из алюминиевого обруча, а из трех пружин, крепившихся к колпаку шестью заклепками, при этом подбородочный ремень крепился к двум из пружин подтулейного устройства. На пружинах крепились три лопасти подкладки из кожезаменителя, также допускающие регулировку шнуром по объему головы. Окраска - оливково-коричневая (краска ХВ 518). Масса - 1270 г. В подобном виде каска СШ-40 поступила на снабжение Красной Армии и с честью прошла все тяготы и невзгоды Великой Отечественной войны. В годы войны советские солдаты получили от оборонной промышленности несколько миллионов подобных касок.
С середины 1950-х годов удобное крепление и надежная фиксация каски СШ-40 на голове стали обеспечиваться специальной трехточечной удерживающей системой. Основной ремень крепился по бокам шлема. Вспомогательный ремень охватывал подбородок снизу и замыкался сзади, предохраняя шлем от смещения на лицо. Соединенные в единую систему ремни надежно фиксировали куску, не мешая в ношении.
В 1960 году стальной шлем СШ-40 вновь подвергся модернизации - подтулейное устройство теперь состояло из 4 пружин, которые были перенесены немного выше и крепились соответственно 4 заклепками, в верхней части купола, а подбородочный ремень теперь крепился заклепками к стенкам купола. Этот вариант получил обозначение СШ-60.
Советский офицер в стальном
шлеме СШ-40 со специальной
трехточечной удерживающей
системой
В 1968 году на снабжение Советских Вооруженных сил была введена новая каска СШ-68, отличающаяся от СШ-60 только большим наклоном передней (лобовой) стенки купола и укороченными бортиками, отогнутыми наружу. Ее подтулейное устройство было идентично каске СШ-60. Масса - 1300 г. Стальной шлем СШ-68 также окрашивался в темно-зеленый цвет. В настоящее время СШ-68 продолжает состоять на снабжении Вооруженных сил Российской Федерации, а также армий большинства стран СНГ.
Почти все двадцатое столетие огнестрельное оружие занимало доминирующее положение в противоборстве средств нападения и защиты. При этом соотношение убитых и раненых на поле боя, как правило, сопоставляется с вероятностью поражения жизненно важных органов, повреждение которых исключает возможность сохранения жизни раненого. Голова и шея занимают всего 12% общей проекции площади человека, однако второе место по вероятности смертельных ранений после грудной проекции человеческого тела занимала именно область головы и шеи. Частота смертельных ранений в голову составляет 43,5% (усредненные данные, включающие статистику ранений по Первой и Второй мировым войнам, войнам в Корее, Вьетнаме и Афганистане).
Причина указанного несоответствия кроется в том, что в реальной боевой обстановке положение тела весьма изменчиво, часть его может быть укрыта в окопе, военной технике, и только голова и верхняя часть грудной клетки остаются открытыми. Согласно статистике ранений личного состава, в первом чеченском вооруженном конфликте 1994-1996 годов число смертельных ранений в голову и шею составило 37%.
При определении требований к защите головы наряду с требованиями по исключению пробития шлема (каски) существенно возрастает роль защитных свойств по заброневому ударному действию. Создание современных шлемов обусловлено жесткими ограничениями по массе, высокими требованиями по пулестойкости, противоосколочной стойкости, амортизации ударной нагрузки, а также необходимостью выполнить медико-биологические требования и обеспечить сочетаемость с остальной экипировкой.
Защитные шлемы должны удовлетворять следующим требованиям:
- обеспечивать заданные защитные свойства;
- иметь максимальную массу шлема не более 2-2,5 кг;
- иметь вентиляционную систему с целью обеспечения хорошего микроклимата под шлемом;
- обеспечивать плотное прилегание к голове;
- сохранять оптимальное поле зрения;
- не являться акустической преградой в речевом диапазоне частот или быть оснащенными специальным переговорным устройством;
- обеспечивать возможность совмещения шлема с остальными предметами экипировки;
- обеспечивать ведение огня из стрелкового оружия из любых положений.
Стальной шлем (каска) СШ-60
образца 1960 года
Увеличение пулестойкости шлема приводит к повышению его массы, а как показывают результаты исследований, увеличение массы более чем на 1,5 кг снижает маневренность военнослужащих, при массе более 2,5 кг допустимое время использования шлема измеряется минутами. Такие шлемы называют штурмовыми и используют только при проведении скоротечных специальных операций.
По своему назначению выделяют следующие типы защитных шлемов для военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов: пехотные, десантные, для экипажей танков и бронемашин, для экипажей самолетов и вертолетов, для милиции, для специальных подразделений.
Так, в правоохранительных органах (милиции и внутренних войсках) используются противоударные и противопульные защитные шлемы. Противоударные шлемы предназначены для защиты от ударов различными тупыми и острыми предметами (камнями, палками и т. д.). Бронешлемы наряду с требованиями по защите к ударным воздействиям должны обеспечивать и баллистическую защиту. Все отечественные бронешлемы предусматривают защиту различного уровня от пуль короткоствольного оружия, высокоскоростных осколков и ударного воздействия тупых и острых предметов. Защиту от винтовочных и автоматных пуль существующие шлемы не обеспечивают. Однако применение бронешлема может сохранить жизнь при обстреле из длинноствольного оружия на значительном расстоянии и ударе пули по касательной.
Надо отметить, что до последнего времени бронешлемы сравнительно редко использовались в практике правоохранительных органов в нашей стране. Однако в Российской армии был накоплен большой опыт боевого применения стальных шлемов (касок). Стальные шлемы для личного состава мотострелковых подразделений до конца 1980-х годов оставались практически единственным и основным образцом для всех родов войск Советской армии. До сих пор на снабжении в Российской армии остается стальной шлем СШ-68, являющаяся модификацией каски образца 1940 года, которая используется и подразделениями МВД.
Действия мотострелковых войск сопряжены с большими нагрузками, требуют высокой мобильности и предусматривают наличие штатной экипировки массой от 20 до 40 кг. Поэтому основными требованиями, предъявляемыми к шлему, являются: легкость, надежность конструкции, хорошая совместимость с предметами экипировки, приемлемые габариты и удобство при ведении прицельного огня.
К стальным шлемам воздушно-десантных войск предъявляются более жесткие требования. Основное внимание уделяется массе шлема.
Требования, предъявляемые к шлему танкиста, определяются условиями ограниченного внутреннего пространства или рабочего объема боевой машины. Дополнительными специальными условиями являются их сочетание с приемно-передающим устройством и огнестойкость. Требования к шлему по защите у танкистов невысокие, так как необходима в основном защита головы от ударов о внутреннее оборудование машины.
Шлемы экипажей самолетов и вертолетов отличаются большим разнообразием в зависимости от условий работы. Из-за конкретного предназначения к ним предъявляется ряд специфических требований. Ранее от летных шлемов не требовалось защитных свойств. Однако большое количество ранений осколками доказали необходимость введения защиты.
Шлемы для правоохранительных органов имеют различные уровни защиты в зависимости от назначения, начиная с защиты от ударов камнями, палками и заканчивая защитой от пуль. Конструкция шлемов также отличается большим разнообразием. На нее влияют условия эксплуатации и конкретные требования. Поскольку специальные полицейские операции, как правило, скоротечны, эксплуатация бронешлемов не сопровождается чрезмерным утомлением. В связи с этим основное требование, предъявляемое к шлему для сотрудников милиции и военнослужащих внутренних войск, - это повышенная защищенность (за счет увеличения площади и уровня защиты), даже, возможно, за счет небольшого увеличения массы и снижения удобства ношения.
Наиболее специфичны требования к штурмовому шлему для спецподразделений. Как правило, спецоперации характеризуются скоротечностью, а бойцы обладают высокой выносливостью и хорошо физически подготовлены. Поэтому при создании штурмовых шлемов основное внимание уделяется защите в ущерб показателям эргономики. В связи с тем, что повышение массы позволяет увеличить энергоемкость шлема, его масса (с пулестойким забралом) может достигать 5 кг, а время непрерывного использования может быть ограничено до нескольких десятков минут. Обычно такие шлемы имеют специальный подголовник для улучшения балансировки массы и уменьшения нагрузки на мышцы шеи.
(Начало. Окончание в статье
«От каски к стальному шлему (Часть II)»)
Сергей Монетчиков
Фото Владимира Николайчука
и из архива автора
Братишка 06-2009
Добавил: Mercenary | Просмотров: 9753 | Рейтинг: 5.0 / 2 | Оценка:
A-stra Гений (78225), закрыт 9 лет назад
Nau Просветленный (23424) 9 лет назад
Не только у советских.
Здесь можно посмоьреть и на другие каски.
Чтобы не пораниться случайно о края. Чтобы нос не отрубила. Это каска СШ-39.
Читайте здесь, все дело в технологичности изготовления
Каска СШ-36 (Стальной шлем образца 1936 года ) в народе "Халхинголка". К созданию каски приложил руку сам Семен Буденный. Он лично испытывал новый шлем и пришел к выводу, что каске нового образца просто необходимы широкие поля, козырек и небольшой гребень сверху, чтобы при ударе шашка ненароком не съехала вниз и не рубанула по плечу. В результате излишней озабоченности Буденного судьбами кавалерии шлем стал весить 1200-1300 граммов (в зависимости от размера) при толщине стали 1,1 миллиметра. Cвоё название она получила по месту первого боевого применения этих касок – в боях у озер Халхингол и Хасан в 1939 г. Оказалось, что поля, на которых настаивал военачальник, создавали большую парусность, из-за чего каска часто съезжала набок. Кстати, больше всего страдала от этого как раз кавалерия.
На вооружении Красной армии стояла с 1936 по 1940 г. до появления касок СШ-39 и СШ-40, после чего была снята с производства. Каска СШ -36 использовалась в войсках до 1944 г.
Кстати в конфликте на Холхинголе и Хасане, так же как и в Афганистане, в качестве головного убора использовали панамы .
fetz Мастер (1899) 9 лет назад
Чтоб вода за шиворот не капала
dAnte Мастер (1086) 9 лет назад
Когда и принимали на вооружение сначала загибов не было. Буденый рубанул по каске катаной своей - она соскользнула и попала по манекену, ну вот он и предложил загнуть края для защиты от сабель всяких.