Руководства, Инструкции, Бланки

Приказы Инструкции Программы Обучения По Пожарной Безопасности img-1

Приказы Инструкции Программы Обучения По Пожарной Безопасности

Рейтинг: 4.9/5.0 (1751 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Программа инструктажа по пожарной безопасности локальный нормативный акт №25

ИНСТРУКТАЖА ПО ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ЛОКАЛЬНЫЙ НОРМАТИВНЫЙ АКТ № 25/ОТ

ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «ДЯДЯ ЛЁНЯ»

принят в соответствиис п.3.Постановления Правительства РФ от 25.04.2012 года № 390

«Правила противопожарного режима в Российской Федерации»

город Москва 2015 год

1. Вводный и первичный инструктаж на рабочем месте по пожарной безопасности проводиться со всеми вновь принятыми на работу, переведенными из одного подразделения в другое или на выполнение новой для них работы, прикомандированными, студентами, прибывшими на практику.

Первичный инструктаж на рабочем месте проводится до начала самостоятельной работы.

Кроме вводного и первичного инструктажа по пожарной безопасности, проводятся повторный, внеплановый и целевой инструктажи.

2. Инструктажи проводится лицом, назначенным приказом Генерального директора ответственным за пожарную безопасность.

3. Программы проведения инструктажей утверждается Генеральным директором.

Инструктажи проводят с каждым работником индивидуально с практическим показом безопасных приемов и методов труда. Инструктаж возможен с группой лиц в пределах общего для них рабочего места.

Первичный, повторный, внеплановый и целевой противопожарные инструктажи проводятся с учетом особенностей каждого рабочего места, а также подготовки инструктируемых и характера выполняемых ими работ. При инструктаже на рабочем месте изучают: пожарную опасность оборудования, его места, противопожарный режим, возможные причины возникновения пожаров и меры по их устранению.

О проведении противопожарного инструктажа делают запись в журнале «Регистрации инструктажей по охране труда».

4. Инструктаж завершается устной проверкой приобретенных работником знаний и навыков безопасных приемов работы лицом, проводившим инструктаж.

Работники допускаются к самостоятельной работе после инструктажа, проверки теоретических знаний и приобретенных навыков безопасных способов работы.

II. ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ ВОПРОСОВ ИНСТРУКТАЖА ПО ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Краткая характеристика пожарной опасности оборудования. Возможные причины возникновения пожара и меры по их предупреждению.

Пожароопасные свойства применяемого оборудования.

Пожароопасность технологического процесса.

Условия возникновения горения и пожара (на рабочем месте, в организации).

Правила (инструкции) пожарной безопасности, установленные для работников данного помещения.

Ознакомление по плану эвакуации с местами расположения первичных средств пожаротушения, гидрантов, эвакуационных путей и выходов (с обходом соответствующих помещений и территорий).

Виды и функции существующих систем противопожарной защиты (пожарной сигнализации и автоматического пожаротушения);

Виды огнетушителей и их применение в зависимости от класса пожара (вида горючего вещества, особенностей оборудования).

Способы применения имеющихся на участке средств пожаротушения и сигнализации, места их расположения.

Требования при тушении электроустановок и оборудования.

Поведение и действия инструктируемого при загорании и в условиях пожара, а также при сильном задымлении на путях эвакуации.

Действия работников при возникновении пожара.

Способы сообщения о пожаре.

Средства связи и место нахождения ближайшего телефона.

Порядок вызова пожарной охраны, оповещения людей, проведения эвакуации.

Ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Меры личной безопасности при возникновении пожара.

Способы оказания доврачебной помощи пострадавшим.

III. ПРОГРАММА ПРОВЕДЕНИЯ ИНСТРУКТАЖА ПО ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

1. Общие сведения об организации

Общество с ограниченной ответственностью «Дядя Лёня» (далее – Общество, работодатель или организация) занимается туроператорской и турагентской деятельностью. Трудовая деятельность работников Общества связана с исполнением обязанностей офисного работника, кассира, уборщика производственных помещений, а также с эксплуатацией персональных компьютеров, копировально-множительной, контрольно-кассовой и иной офисной электрической техники, а также легкового автомобиля.

Помещения, занимаемые Обществом (далее также – объект), характеризуются как объект с массовым пребыванием людей, на котором могут одновременно находиться более 50 человек. Объект находится в здании, которое оборудовано автоматической пожарной сигнализацией (с использованием ручных пожарных извещателей) и системой оповещения людей в случае пожара 3-го типа (звуковое оповещение). На каждом из этажей имеются первичные средства пожаротушения: огнетушители и краны внутреннего противопожарного водопровода, укомплектованные рукавами и стволами. С каждого этажа здания на случай чрезвычайной ситуации (пожара) предусмотрено два эвакуационных выхода.

На объекте имеются первичные средства пожаротушения – огнетушители, и предусмотрено два эвакуационных выхода.

2. Основные понятия, используемые в законодательстве о пожарной безопасности.

Пожарная безопасность – состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров;

пожар – неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства;

требования пожарной безопасности – специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом;

нарушение требований пожарной безопасности – невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности;

противопожарный режим – правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания помещений (территорий), обеспечивающие предупреждение нарушений требований пожарной безопасности и тушение пожаров;

меры пожарной безопасности – действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности;

пожарная охрана – совокупность созданных в установленном порядке органов управления, сил и средств, в том числе противопожарных формирований, предназначенных для организации предупреждения пожаров и их тушения, проведения связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ;

первоочередные аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров, - боевые действия пожарной охраны по спасению людей, имущества, оказанию первой доврачебной помощи пострадавшим при пожарах.

3. Правовые основы пожарной безопасности

Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»

Постановление Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390 «Правила противопожарного режима в Российской Федерации»

Нормы пожарной безопасности НПБ 105-03 «Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности», утв. приказом МЧС России от 18 июня 2003 года № 314

Нормы пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организации», утв. приказом МЧС России от 12.12.2007 года № 645.

4. Обязанности и ответственность работников за соблюдение требований пожарной безопасности

1. Генеральный директор Общества и лицо, назначенное Генеральным директором ответственным за противопожарную безопасность, обязаны:

организовать изучение и выполнение утвержденной в Обществе Инструкции по пожарной безопасности и других законодательных и локальных внутренних актов по данной проблематике;

организовать проведение противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму, проводить первичный, повторные и внеплановые инструктажи по пожарной безопасности с рабочими;

не допускать к работе лиц, не прошедших противопожарный инструктаж, а также показавших неудовлетворительные знания;

знать места расположения средств пожаротушения и средств пожарной связи, уметь использовать их по назначению, обеспечивать исправное содержание и постоянную готовность к действию;

периодически проверять состояние пожарной безопасности в помещениях Общества, наличие и исправность средств связи, пожарной сигнализации и технических средств борьбы с пожарами;

установить в помещениях Общества строгий противопожарный режим, постоянно контролировать его строжайшее соблюдение работниками;

следить за исправностью электроприборов, электроустановок, технического оборудования, отопления, вентиляции и принимать немедленно меры к устранению обнаруженных неисправностей, могущих привести к пожару;

следить за тем, чтобы перед окончанием работы проводилась тщательная уборка помещений и рабочих мест, а также, чтобы по окончании работ электросеть была обесточена;

в случае явной опасности возникновения пожара во время работы в помещениях учреждения, немедленно устранить эту опасность, не останавливаясь, если это необходимо перед временным прекращением работы;

при возникновении пожара немедленно вызвать пожарную команду по тел. 01 и, не ожидая её прибытия, приступить к ликвидации пожара имеющимися в наличии силами и средствами пожаротушения.

2. Каждый работник обязан четко знать, строго соблюдать и выполнять установленные в Обществе правила пожарной безопасности, не допускать действий, могущих привести к пожару или загоранию.

3. Лица, виновные в нарушении правил пожарной безопасности, в зависимости от характера нарушений и их последствий, несут ответственность в дисциплинарном, административном или судебном порядке.

5. Ознакомление с противопожарным режимом в Обществе

В соответствии с Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390, в Обществе установлен соответствующий пожарной опасности противопожарный режим, в том числе:

- курение во всех помещениях Общества, коридорах, проходах и лестничных клетках зданий, а также на территории, прилегающей к офису, запрещено;

- курение возможно только в специально отведенных для курения местах;

- запрещено разводить костры на территории, зданиях, сооружениях и помещениях, а также сжигать отходы и мусор;

- по окончанию рабочего дня должно отключаться все электрооборудование и приборы за исключением дежурного освещения и оборудования, функционально требующего постоянного режима «Включено»;

-запрещается пользоваться электроутюгами, электроплитами и другими электронагревательными приборами, не имеющими устройств тепловой защиты, без подставок из негорючих теплоизоляционных материалов, исключающих опасность возникновения пожара и вне специально выделенных помещений;

- запрещается применять нестандартные (самодельные) электронагревательные приборы;

- запрещается размещение рядом с электрощитами горючих и легковоспламеняющихся веществ и материалов;

- запрещается пользоваться поврежденными розетками, рубильниками, другими элетроустановочными изделиями.

6.Основные возможные причины возникновения пожара в помещениях Общества

Нарушение установленного противопожарного режима;

Неосторожное обращение с огнем;

Нарушение правил пользования инструментами и электронагревательными приборами.

7. Пожарная безопасность. Способы и средства предотвращения пожаров. Действие персонала при их возникновении.

7.1. Общие требования:

Все работники должны допускаться к работе только после прохождения пожарного инструктажа.

Все работники обязаны изучить план эвакуации на случай пожара, знать и строго выполнять правила пожарной безопасности, не допускать действий, которые могут привести к пожару.

Работники должны уметь пользоваться имеющимися огнетушителями.

Доступ к первичным средствам пожаротушения и электрощитам должен быть свободным.

Руководство обязано требовать от всех работников и посетителей соблюдения правил пожарной безопасности. Необходимо следить за правильной эксплуатацией электрооборудования, электроприборов и электроосвещения.

Территория помещения должна своевременно очищаться от горючих отходов, мусора и т.п. которые следует собирать на специально выделенной площадке в контейнеры, а затем вывозить.

Здания, помещения должны содержаться в чистоте. Курить допускается в специально оборудованных для этих целей местах. Все электрические розетки должны быть подписаны 220W, 380W.

Коридоры, лестничные клетки, пути эвакуации и эвакуационные выходы необходимо держать свободными. Запоры на дверях эвакуационных выходов должны свободно открываться изнутри без ключа.

Электроснабжение помещений по окончании рабочего дня обесточивается на электрощите.

Хранение лакокрасочных материалов осуществляется только в складском помещении.

Загрузка материалов, оборудования и выгрузка осуществляется только по путям, не связанным с эвакуационными выходами людей.

7.2. Работникам запрещается:

Загромождать пути эвакуации (проходы, коридоры, выходы).

Курить, использовать и разводить открытый огонь в помещениях Общества.

Хранить и применять взрывопожарные вещества и материалы.

Пользоваться поврежденными электророзетками, рубильниками, электрооборудованием и электроприборами.

Использовать электронагревательные приборы (электрообогреватели, электрочайники, электроплиты) кустарного производства.

Оставлять без присмотра включенные в электросеть электроприборы.

Допускать заполнение помещений людьми сверх установленной нормы.

7.3. Правила пользования первичными средствами тушения пожаров:

Пенные огнетушители в помещениях Общества применять ЗАПРЕЩАЕТСЯ .

Предназначены для тушения возгораний различных веществ, за исключением тех, горение которых происходит без доступа воздуха, а также электроустановок, находящихся под напряжением до 380 В.

Для приведения в действие углекислотных огнетушителей ОУ-2, ОРУ-5, ОУ-8 необходимо раструб направить на горящий предмет, повернуть маховичок вентиля влево до отказа. Переворачивать огнетушитель не требуется; держать, по возможности, вертикально.

Во избежание обмораживания нельзя касаться металлической части раструба оголенными частями тела.

Предназначены для тушения нефтепродуктов, электроустановок, находящихся под напряжением до 1000В, ценных материалов и возгораний на автомобильном транспорте.

Для приведения в действие порошкового огнетушителя ОП-10 необходимо нажать на пусковой рычаг и направить струю порошка на очаг горения через выкидную насадку.

7.4. Обязанности и действия персонала при возникновении пожара.

При обнаружении пожара немедленно сообщить в пожарную охрану по телефону «01»: адрес объекта; место и причину возникновения пожара; есть ли опасность для людей; телефон для связи; назвать свою фамилию.

Сообщить руководству, персоналу и посетителям о пожаре.

Принять меры по эвакуации людей.

При необходимости отключить электроэнергию.

Прекратить все работы, кроме ликвидации пожара.

При эвакуации из задымленных помещений обезопасить органы дыхания (закрыть влажным полотенцем или платком рот и нос) и пригнувшись ниже к полу покинуть задымленное помещение.

По возможности приступить к ликвидации пожара (огнетушителями и другими имеющимися средствами пожаротушения) и эвакуации материальных ценностей.

Встретить прибывшие пожарные подразделения и проводить их к месту пожара, предупредить об особенностях тушения пожара в данном помещении.

Каждый работник Общества обязан изучить и знать схему эвакуации при пожаре, уметь пользоваться огнетушителями.

Юрист ООО «Дядя Лёня» _____________ ____________

«12» марта 2015 года

Начальник юридического отдела

ООО «Дядя Лёня» __________

Руководитель службы охраны труда

ООО «Дядя Лёня» ___________

ответственный за пожарную безопасность

ООО «Дядя Лёня» ____________

Другие статьи

Приказ 764 «Об утверждении Инструкции о порядке согласования специальных программ обучения мерам пожарной безопасности работников организаций»

Все документы, представленные в каталоге, не являются их официальным изданием и предназначены исключительно для ознакомительных целей. Электронные копии этих документов могут распространяться без всяких ограничений. Вы можете размещать информацию с этого сайта на любом другом сайте.

Приказ МЧС РФ от 25 октября 2005 г. N 764

Об утверждении Инструкции о порядке согласования специальных программ обучения мерам пожарной безопасности работников организаций

В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3649; 1995, N 35, ст. 3503; 1996, N 17, ст. 1911; 1998, N 4, ст. 430; 2000, N 46, ст. 4537; 2001, N 1 (ч. I), ст. 2, N 33, ст. 3413; 2002, N 1 (ч. I), ст. 2, N 30, ст. 3033; 2003, N 2, ст. 167; 2004, N 19 (ч. I), ст. 1839; N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607) приказываю:

Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке согласования специальных программ обучения мерам пожарной безопасности работников организаций.

Министр С.К. Шойгу

Зарегистрировано в Минюсте РФ 23 ноября 2005 г.

Регистрационный N 7189

к приказу МЧС РФ

от 25 октября 2005 г. N 764

Инструкцияо порядке согласования специальных программ обучения мерам пожарной безопасности работников организаций

1.1. Настоящая Инструкция определяет порядок согласования Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) специальных программ обучения мерам пожарной безопасности работников организаций (далее - программа).

1.2. Заявителями программ являются федеральные органы исполнительной власти (далее - заявитель).

1.3. За согласование программ, а также за их переоформление, государственная пошлина в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах не взимается.

1.4. Программы представляются для согласования в МЧС России федеральными органами исполнительной власти, разработавшими и утвердившими программы.

1.5. Программы должны быть заверены печатью с изображением Государственного герба Российской Федерации соответствующего федерального органа исполнительной власти.

2.1. Программы направляются на рассмотрение в структурное подразделение МЧС России, уполномоченное на решение задач в области пожарной безопасности, и после проработки представляются главному государственному инспектору Российской Федерации по пожарному надзору.

2.1.1. Главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору принимает решение о согласовании или об отказе в согласовании программ.

2.1.2. Рассмотрение и согласование программ осуществляется в 30-дневный срок со дня их получения.

2.2. МЧС России вправе осуществлять проверки достоверности сведений, содержащихся в программах, представленных на согласование.

2.3. Основаниями для отказа в согласовании программ являются:

наличие в программах, представленных заявителями, недостоверной или искаженной информации;

несоответствие программ, представленных заявителями, требованиям законодательства Российской Федерации в сфере обеспечения пожарной безопасности.

2.4. При необходимости дополнительной проработки программы возвращаются МЧС России заявителям программ.

2.5. Датой согласования программ является дата принятия решения МЧС России о согласовании программ.

2.6. МЧС России письменно уведомляет заявителей программ о принятии решения о согласовании программ или об отказе в согласовании программ в течение 5 дней после принятия такого решения.

2.7. В случае отказа в согласовании программ, заявители дорабатывают программы в срок не превышающий 30 дней.

2.8. При дополнительном рассмотрении вновь представленных программ срок принятия решения о согласовании может быть продлен, но не более чем на 10 дней с даты представления доработанных программ.

2.9. Согласованные главным государственным инспектором Российской Федерации по пожарному надзору программы заверяются печатью МЧС России с изображением Государственного герба Российской Федерации.

3.1. МЧС России формирует и ведет реестр согласованных программ.

3.2. В реестре указываются:

сведения о заявителях программ (полное наименование, место нахождения, почтовый адрес, номера контактных телефонов, основной государственный регистрационный номер заявителя, идентификационный номер налогоплательщика, фамилия, имя, отчество должностного лица федерального органа исполнительной власти, ответственного за соблюдение выполнения соответствия порядка обучения работников мерам пожарной безопасности по специальным программам).

сведения о согласованных программах (номер, дата принятия решения о согласовании и срок действия программ, дата возобновления и дата аннулирования программ).

Приказ 764 - Об утверждении Инструкции о порядке согласования специальных программ обучения мерам пожарной безопасности работников организаций

Приказ 764. Об утверждении Инструкции о порядке согласования специальных программ обучения мерам пожарной безопасности работников организаций

Об утверждении Инструкции о порядке согласования специальных программ обучения мерам пожарной безопасности работников организаций

Настоящая Инструкция определяет порядок согласования Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий специальных программ обучения мерам пожарной безопасности работников организаций.

I. Общие положения
II. Процедура рассмотрения и согласования программ в МЧС России
III. Ведение реестра программ

Дата актуализации текста:

Приказ МЧС РФ от 25 октября 2005 г. N 764

Об утверждении Инструкции о порядке согласования специальных программ обучения мерам пожарной безопасности работников организаций

В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3649; 1995, N 35, ст. 3503; 1996, N 17, ст. 1911; 1998, N 4, ст. 430; 2000, N 46, ст. 4537; 2001, N 1 (ч. I), ст. 2, N 33, ст. 3413; 2002, N 1 (ч. I), ст. 2, N 30, ст. 3033; 2003, N 2, ст. 167; 2004, N 19 (ч. I), ст. 1839; N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607) приказываю:

Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке согласования специальных программ обучения мерам пожарной безопасности работников организаций.

Министр С.К. Шойгу

Зарегистрировано в Минюсте РФ 23 ноября 2005 г.

Регистрационный N 7189

к приказу МЧС РФ

от 25 октября 2005 г. N 764

Инструкцияо порядке согласования специальных программ обучения мерам пожарной безопасности работников организаций

1.1. Настоящая Инструкция определяет порядок согласования Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) специальных программ обучения мерам пожарной безопасности работников организаций (далее - программа).

1.2. Заявителями программ являются федеральные органы исполнительной власти (далее - заявитель).

1.3. За согласование программ, а также за их переоформление, государственная пошлина в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах не взимается.

1.4. Программы представляются для согласования в МЧС России федеральными органами исполнительной власти, разработавшими и утвердившими программы.

1.5. Программы должны быть заверены печатью с изображением Государственного герба Российской Федерации соответствующего федерального органа исполнительной власти.

2.1. Программы направляются на рассмотрение в структурное подразделение МЧС России, уполномоченное на решение задач в области пожарной безопасности, и после проработки представляются главному государственному инспектору Российской Федерации по пожарному надзору.

2.1.1. Главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору принимает решение о согласовании или об отказе в согласовании программ.

2.1.2. Рассмотрение и согласование программ осуществляется в 30-дневный срок со дня их получения.

2.2. МЧС России вправе осуществлять проверки достоверности сведений, содержащихся в программах, представленных на согласование.

2.3. Основаниями для отказа в согласовании программ являются:

наличие в программах, представленных заявителями, недостоверной или искаженной информации;

несоответствие программ, представленных заявителями, требованиям законодательства Российской Федерации в сфере обеспечения пожарной безопасности.

2.4. При необходимости дополнительной проработки программы возвращаются МЧС России заявителям программ.

2.5. Датой согласования программ является дата принятия решения МЧС России о согласовании программ.

2.6. МЧС России письменно уведомляет заявителей программ о принятии решения о согласовании программ или об отказе в согласовании программ в течение 5 дней после принятия такого решения.

2.7. В случае отказа в согласовании программ, заявители дорабатывают программы в срок не превышающий 30 дней.

2.8. При дополнительном рассмотрении вновь представленных программ срок принятия решения о согласовании может быть продлен, но не более чем на 10 дней с даты представления доработанных программ.

2.9. Согласованные главным государственным инспектором Российской Федерации по пожарному надзору программы заверяются печатью МЧС России с изображением Государственного герба Российской Федерации.

3.1. МЧС России формирует и ведет реестр согласованных программ.

3.2. В реестре указываются:

сведения о заявителях программ (полное наименование, место нахождения, почтовый адрес, номера контактных телефонов, основной государственный регистрационный номер заявителя, идентификационный номер налогоплательщика, фамилия, имя, отчество должностного лица федерального органа исполнительной власти, ответственного за соблюдение выполнения соответствия порядка обучения работников мерам пожарной безопасности по специальным программам).

сведения о согласованных программах (номер, дата принятия решения о согласовании и срок действия программ, дата возобновления и дата аннулирования программ).

× Помните!
Вся полученная прибыль с сайта идет на развитие проекта, оплату услуг хостинг-провайдера, еженедельные обновления базы данных СНИПов, улучшение предоставлямых сервисов и услуг портала.
Скачайте «Приказ 764. Об утверждении Инструкции о порядке согласования специальных программ обучения мерам пожарной безопасности работников организаций» и внесите свой малый вклад в развитие сайта!

© СНИПОВ.нет 2016. Все права защищены.
Перепечатка материалов сайта только с разрешения правообладателей.

Программа и график проведения инструктажей по пожарной безопасности для работников образовательных учреждений, школ, лицеев, колледжей, училищ, гимназ

Инструкции по пожарной безопасности 2016 с учетом требований Правил противопожарного режима в РФ к составлению инструкций.

• Доступ открыт в любое время дня и ночи, без выходных и праздников • Удобная навигация по сайту •Большой ассортимент актуальных документов •Постоянно обновляемые разделы в соответствии с изменениями законодательства по пожарной безопасности • Немедленное получение документов • Это основные причины, по которым обращаются именно к нам.

© ООО "Пожарная безопасность" Документация по ПБ, Приказы, Инструкции, Программы инструктажей, Журналы. Планы эвакуации ЛИЦЕНЗИЯ №54-Б/ 00251 Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС РФ)

Программа проведения инструктажей по ПБ для работников образовательных учреждений. 2015 - 2016г.

Для оплаты с расчетного счета перейдите по кнопке "Платежным поручением". введите данные Вашей организации или ИП, нажмите кнопку "Сформировать счет" и сохраните счет у себя на ПК. Документы отправляются на эл.почту, указанную в счете, после поступления средств или после получения копии платежного поручения с отметкой банка.

Для оплаты через отделения Сбербанка или другие банки скачайте заполненную квитанцию, оплатите в банке или отделении, отсканируйте квитанцию с отметкой банка или чек и отправьте по электронной почте info@pojarnayabezopasnost-gov.ru. Документы отправляются в течении 1-2 часов.

Для оплаты через Сбербанк онлайн скачайте инструкцию по оплате, оплатите документы, отсканируйте чек из личного кабинета и отправьте по электронной почте info@pojarnayabezopasnost-gov.ru . Документы отправляются в течении 1-2 часов.

Организация Обучения Мерам Пожарной Безопасности! Блог Инженера 2016 © ОХРАНА ТРУДА

Организация Обучения Мерам Пожарной Безопасности!

Приветствую, уважаемые друзья! Как мы все знаем, основой основ в области обучения по пожарной безопасности являются Нормы пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций», утверждённые Приказом МЧС РФ от 12 декабря 2007 года № 645.

Данный документ, к сожалению, в некоторых местах читается двусмысленно. Но никто не запрещает в дополнение к нему сделать локальный нормативный акт в виде положения, в котором бы руководитель организации расставил все точки над «Е».

О том, как организовать при помощи таких локальных нормативных актов обучение по пожарной безопасности, рассказала, а точнее поделилась собственными наработками наша коллега и моя помощница-консультант по социальной группе ВКонтакте Светлана Подберезина (Борисевич).

Здесь и сейчас вы можете ознакомиться с комплектом документов по пожарной безопасности, которые регламентируют обучение по пожарной безопасности в организации.

Но прежде чем переходить к просмотру и скачиванию документов, хочу обратить ваше внимание на то, что данные формы документов являются примером «рыбой», и не заявляются их автором как истинна в последней инстанции или как священный грааль для обучения мерам пожарной безопасности.

Итак, структура комплекта:

1. Приказ об организации обучения мерам пожарной безопасности
2. Положение о порядке обучения и проверки знаний по пожарной безопасности работниками
3. Тематический план и учебная программа пожарно-технического минимума для руководителей, лиц, ответственных за пожарную безопасность пожароопасных производств
4. Тематический план и учебная программа пожарно-технического минимума для рабочих, осуществляющих пожароопасные работы
5. Положение о комиссии по проверке знаний в области пожарной безопасности
6. Тесты по пожарно-техническому минимуму
7. Форма протокола заседания комиссии по проверке знаний пожарно-технического минимума
8. Программа вводного противопожарного инструктажа
9. Программа противопожарного инструктажа на рабочем месте

На этом у меня всё. До новых заметок!

Получайте анонсы новых заметок сразу на свой E-MAIL

Нормативные документы, регламентирующие вопросы обучения и проверки знаний

Нормативные документы, регламентирующие вопросы обучения и проверки знаний МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ И РАБОТНИКОВ
ОРГАНИЗАЦИЙ
ПРОТИВОПОЖАРНЫЙ ИНСТРУКТАЖ И ПОЖАРНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ МИНИМУМ

Рекомендованы Управлением государственного пожарного надзора МЧС России для практического использования.

Рекомендации подготовлены при участии ЦС ВДПО, представителей федеральных органов исполнительной власти, утверждающих программы обучения работников организаций в области пожарной безопасности, а также сотрудников органов государственного пожарного надзора.

Введение

В Российской Федерации большинство пожаров возникает в результате безответственного отношения отдельных граждан к правилам пожарной безопасности, незнания опасности и непредвидения последствий этого разрушающего бедствия.

Сегодня почти каждый второй пожар происходит из-за неосторожного обращения с огнем, каждый четвертый - несоблюдения требований правил устройства и эксплуатации электрооборудования и бытовых приборов. В целом по стране по вине граждан, не знающих основы пожаробезопасного поведения, происходит более 70% пожаров. Приведенные данные свидетельствуют: решение проблемы пожарной безопасности во многом зависит от повышения уровня противопожарных знаний.

В нашей стране на протяжении многих десятилетий работает система организации обучения в области пожарной безопасности, охватывающая практически все слои населения. Тем не менее, эта система нуждается в повышении эффективности отдачи. Это одна из важнейших задач органов государственной власти субъектов Российской Федерации и государственного пожарного надзора, предназначенного активизировать работу в важном, если не ведущем, направлении снижения количества пожаров.

Организация обучения населения в области пожарной безопасности регламентируется Федеральным законом "О пожарной безопасности" N 69-ФЗ (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ), Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ 01-03 (далее - ППБ 01-03). В указанных руководящих документах прописано, что организация обучения населения мерам пожарной безопасности относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 18 Федерального закона N 69-ФЗ, п. 11 ППБ 01-03). В организациях обучение мерам пожарной безопасности проводится администрацией (собственниками) организаций (ст. 25 Федерального закона N 69-ФЗ). При этом отмечается, что "все работники организаций должны допускаться к работе только после прохождения противопожарного инструктажа, а при изменении специфики работы проходить дополнительное обучение по предупреждению и тушению возможных пожаров в порядке, установленном руководителем" (п. 7 ППБ 01-03).

Как видим, в руководящих документах прослеживается четкая и последовательная структура системы обучения в организациях, согласно которой противопожарные знания доводятся до каждого работника. В чем же резерв повышения эффективности данной системы?

В настоящее время отсутствует единая система обучения работающего населения. Такое положение негативно сказывается на уровне подготовки руководителей и работников организаций, так как единых требований к обучающим программам не существует и качество обучения не контролируется.

С введением поправки в ст. 25 Федерального закона N 69-ФЗ обучение работников организаций осуществляется по специальным (учебным) программам, согласованным в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности. С целью предъявления единых требований к уровню подготовки работающего населения и контроля за качеством осуществления обучения в области пожарной безопасности согласующим органом должны предъявляться единые требования к обучающим программам и, соответственно, к качеству подготовки работников организаций в области пожарной безопасности.

Кроме того, на руководителей организаций возлагаются обязанность по соблюдению требований пожарной безопасности (ст. 37 Федерального закона N 69-ФЗ) и ответственность за их нарушение (ст. 38 Федерального закона N 69-ФЗ), в соответствии с которыми должна осуществляться подготовка данного контингента специалистов (с учетом их обязательств обучения работников организаций мерам пожарной безопасности).

Настоящие Методические рекомендации разработаны в помощь руководителям и специалистам организаций, отвечающим за проведение обучения работников мерам пожарной безопасности, разработчикам программ обучения мерам пожарной безопасности в рамках противопожарного инструктажа и пожарно-технического минимума, а также представителям федеральных органов исполнительной власти, утверждающим программы обучения работников организаций в области пожарной безопасности.

Методические рекомендации разработаны на основании опыта обучения руководителей и работников организаций в субъектах Российской Федерации, учитывая оперативные данные о ситуации с пожарами.

1. Термины и определения

Пожар - неконтролируемое горение вне специального очага, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.

Пожарная безопасность (ПБ) - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Является составной частью общей системы обеспечения безопасности граждан Российской Федерации.

Система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами.

Требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, в целях обеспечения пожарной безопасности установленные законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

Противопожарный режим - правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания помещений (территорий), обеспечивающие предупреждение нарушений требований пожарной безопасности и тушение пожаров.

Меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности.

Нормы пожарной безопасности (НПБ) - нормативный документ по пожарной безопасности, устанавливающий общие принципы, количественные и качественные критерии обеспечения пожарной безопасности, требования пожарной безопасности к группам однородных объектов защиты на стадиях их проектирования, строительства, реконструкции и изготовления, а также к пожарно-технической продукции, системам и средствам обеспечения пожарной безопасности, видам деятельности (работам, услугам) и методам испытаний в этой области.

Нормативные документы по пожарной безопасности - технические регламенты и стандарты, а также действующие до вступления в силу технических регламентов и вновь разрабатываемых норм пожарной безопасности правила пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие обязательные и рекомендательные требования пожарной безопасности.

Правила пожарной безопасности (ППБ): 1) комплекс положений, устанавливающих порядок соблюдения требований и норм ПБ при строительстве и эксплуатации объекта; 2) вид нормативного документа по ПБ, регламентирующего для группы однородных объектов защиты или видов деятельности требования ПБ, которые устанавливают правила поведения людей, порядок организации производства, выполнения работ (услуг) и (или) содержания помещений, зданий (сооружений) и территорий, обеспечивающие безопасность людей, предупреждение и тушение пожара.

Первичные меры пожарной безопасности - реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров, являющихся частью комплекса мероприятий по организации пожаротушения.

Пожарная охрана - совокупность созданных в установленном порядке органов управления, подразделений и организаций, предназначенных для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенных на них аварийно-спасательных работ.

Государственная противопожарная служба (ГПС) - составная часть сил обеспечения безопасности личности, общества и государства. Координирует деятельность других видов пожарной охраны.

Государственный пожарный надзор (ГПН) - деятельность по проверке соблюдения организациями и гражданами требований пожарной безопасности и принятию мер по результатам проверки, осуществляемая в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Профилактика пожаров - совокупность превентивных мер, направленных на исключение возможности возникновения пожаров и ограничение их последствий.

Обучение мерам пожарной безопасности - информирование общества и граждан о требованиях пожарной безопасности, в том числе о мерах по предупреждению пожаров, организации тушения загораний и пожаров, а также о действиях по спасению жизни и имущества при возникновении пожаров.

ГГ - горючий газ;

ГЖ - горючая жидкость;

ГОСТ - государственный стандарт;

ГПН - Государственный пожарный надзор;

ДПД - добровольная пожарная дружина;

ДУ - домовое управление;

ДЮП - дружина юных пожарных;

ЖКХ - жилищно-коммунальное хозяйство;

ЛВЖ - легковоспламеняющаяся жидкость;

МГСН - московские городские строительные нормы;

НПБ - нормы пожарной безопасности;

НТД - научно-техническая документация;

ОБЖ - основы безопасности жизнедеятельности;

ОСТ - отраслевой стандарт;

БЖД - безопасность жизнедеятельности;

ПБ - пожарная безопасность;

ПО - предел огнестойкости;

ППБ - правила пожарной безопасности;

ПРО - предел распространения огня;

ПУЭ - правила устройства электроустановок;

СНиП - строительные нормы и правила;

УЗО - устройство защитного отключения.

2. Цели и задачи обучения руководителей и работников организаций в области пожарной безопасности

Целью обучения руководителей и работников организаций в области пожарной безопасности является повышение противопожарной культуры работающего населения, способствующей стабилизации обстановки в Российской Федерации в области пожарной безопасности на производстве и в быту.

Основными задачами обучения работающего населения являются:

- приобретение знаний в области пожарной безопасности;

- овладение приемами и способами действий при возникновении пожара;

- выработка умений и навыков по спасению жизни, здоровья и имущества при пожаре.

3. Виды обучения

Основные виды обучения в организациях - противопожарный инструктаж и пожарно-технический минимум.

3.1. Противопожарный инструктаж

Противопожарный инструктаж - доведение до работников организаций основных требований пожарной безопасности, изучение пожарной опасности технологических процессов производства, оборудования, средств противопожарной защиты и действий в случае возникновения пожара. Проводится со всеми работниками организаций по утвержденным программам и в порядке, определяемом руководителем (собственником). При проведении инструктажей по пожарной безопасности следует учитывать специфику деятельности организации.

По характеру и времени проведения противопожарный инструктаж подразделяется на вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый, целевой.

Вводный противопожарный инструктаж проводится:

- со всеми работниками, вновь принимаемыми на работу, независимо от их образования, стажа работы по данной профессии и (или) должности;

- с временными работниками;

- с учащимися и студентами, прибывшими на производственное обучение или практику.

Вводный инструктаж проводит инженер по охране труда или лицо, на которое приказом по организации возложены эти обязанности.

О проведении вводного инструктажа делается запись в журнале учета проведения инструктажей по пожарной безопасности (форма журнала приведена в Приложении N 1), с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего.

Лица, не прошедшие вводный инструктаж, к исполнению служебных обязанностей не допускаются.

Первичный противопожарный инструктаж на рабочем месте проводится:

- со всеми вновь принятыми на работу;

- с переводимыми в другое подразделение данной организации;

- с работниками, выполняющими новую для них работу;

- с временными работниками;

- со строителями, выполняющими строительно-монтажные работы на территории организации;

- со студентами и учащимися, прибывшими на производственное обучение или практику.

Проведение инструктажа осуществляется лицом, ответственным за обеспечение пожарной безопасности в подразделении.

Инструктаж проводят с каждым работником или учащимся индивидуально, с практическим показом действий по предупреждению и тушению пожара. Первичный инструктаж возможен с группой лиц, обслуживающих однотипное оборудование в пределах общего рабочего места.

Все работники, в том числе выпускники профтехучилищ и учебно-производственных (курсовых) комбинатов, после первичного противопожарного инструктажа на рабочем месте должны в течение первых 2 - 14 смен (в зависимости от характера работы и квалификации) пройти стажировку под руководством лиц, назначенных приказом (распоряжением, решением) по данному подразделению.

От стажировки на рабочем месте могут освобождаться работники, имеющие стаж работы по специальности не менее трех лет, переходящие из одного цеха в другой, если характер их работы и тип оборудования, на котором они работали ранее, не меняются.

Работники допускаются к самостоятельной работе после стажировки, проверки теоретических знаний и приобретенных навыков в области пожарной безопасности.

Первичный противопожарный инструктаж проводится также с гражданами (в том числе иностранными) перед их заселением в гостиницы, общежития, жилые дома.

Первичный инструктаж с жильцами (перед их заселением) проводится руководителями соответствующих жилищно-эксплуатационных участков (организаций) или председателями товариществ собственников жилья.

Инструктажи с жильцами и членами садоводческих товариществ могут также проводиться инспекторами государственного пожарного надзора в ходе проведения мероприятий по контролю за пожарной безопасностью, на собраниях, сельских сходах.

Повторный противопожарный инструктаж проводится со всеми работниками организаций, независимо от квалификации, образования, стажа, характера выполняемой работы, и не реже одного раза в полугодие, индивидуально или с группой работников, обслуживающих однотипное оборудование в пределах общего рабочего места, по программе первичного противопожарного инструктажа на рабочем месте.

В ходе повторного инструктажа проверяются знания правил и инструкций по пожарной безопасности.

Повторный инструктаж с жильцами и членами садоводческих товариществ проводится по мере необходимости, по инициативе органов местного самоуправления, руководителей жилищно-эксплуатационных участков, общежитий, а также по требованию органов государственного пожарного надзора.

Внеплановый противопожарный инструктаж проводится:

- при введении в действие новых или переработанных правил пожарной безопасности, норм пожарной безопасности, иных нормативных правовых документов в области пожарной безопасности;

- при изменении технологического процесса производства, замене или модернизации оборудования, инструмента, исходного сырья, материалов и изменении других факторов, влияющих на противопожарное состояние объекта;

- при нарушении работниками организации требований пожарной безопасности, которые могли привести или привели к пожару;

- для дополнительного изучения мер пожарной безопасности по требованию органов государственного пожарного надзора при выявлении ими недостаточных знаний у работников организации;

- при перерывах в работе: для работ, к которым предъявляются дополнительные требования пожарной безопасности, - более чем 30 календарных дней, для остальных работ - 60 дней;

- при поступлении информационных материалов об авариях, пожарах, происшедших на аналогичных производствах;

- при установлении фактов неудовлетворительного знания работниками организаций требований пожарной безопасности.

Внеплановый противопожарный инструктаж проводится непосредственно руководителем работ (мастером, инженером) индивидуально или с группой работников одной профессии. Объем и содержание противопожарного инструктажа определяются в каждом конкретном случае в зависимости от причин и обстоятельств, вызвавших необходимость его проведения.

Целевой противопожарный инструктаж проводится:

- при выполнении разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями работника по специальности;

- при ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и катастроф;

- при производстве работ, на которые оформляются наряд-допуск, разрешение и другие документы;

- при проведении экскурсий, массовых мероприятий с учащимися на территории организации.

Целевой инструктаж проводится непосредственно руководителем работ и фиксируется в журнале инструктажей, а в установленных правилами пожарной безопасности случаях - в наряде-допуске на выполнение работ.

С жильцами целевой инструктаж проводится по мере необходимости. Председатели садоводческих товариществ целевой инструктаж проводят в начале сезонных работ.

Примерный перечень основных вопросов противопожарного инструктажа приведен в Приложении N 2.

3.2. Пожарно-технический минимум

Пожарно-технический минимум - основной вид обучения руководителей и работников организаций мерам пожарной безопасности, целью которого является повышение противопожарной культуры работающего населения, овладение приемами и способами действий при возникновении пожара как на производстве, так и в быту, выработка практических навыков по спасению жизни, здоровья и имущества при пожаре.

При организации обучения работающего населения следует обращать внимание на контингент обучаемых. Так, при обучении руководителей организаций и ответственных за пожарную безопасность необходимо обратить особое внимание на их персональную ответственность за соблюдение мер пожарной безопасности, пожарную опасность конкретных производств.

При обучении работников разных специальностей следует выделять темы по профессиональной направленности, уделив особое внимание практической составляющей (умение пользоваться первичными средствами пожаротушения, правила поведения при пожаре в конкретных ситуациях, действия по эвакуации из объекта и т.д.), избегая сложностей при изложении материала. При проверке полученных знаний необходимо убедиться в правильности действий при возникновении пожара.

Обучение пожарно-техническому минимуму руководителей организаций и лиц, ответственных за пожарную безопасность, а также проведение противопожарного инструктажа председателей пожарно-технических комиссий, руководителей первичных организаций ДПО, руководителей детских выездных учреждений, работников, выполняющих газоэлектросварочные и другие огневые работы, мотористов пожарных автомобилей и мотопомп детских оздоровительных учреждений проводятся с отрывом от производства в учебных образовательных учреждениях пожарно-технического профиля, в учебно-методических центрах, территориальных подразделениях ГПС МЧС России, учебных комбинатах ВДПО либо иными юридическими и физическими лицами, имеющими лицензию на данный вид деятельности.

По программам пожарно-технического минимума непосредственно в организациях обучаются:

- лица, ответственные за обеспечение пожарной безопасности в подразделениях;

- воспитатели дошкольных учреждений;

- сотрудники, осуществляющие круглосуточную охрану организаций;

- члены добровольных пожарных дружин и добровольных пожарных команд.

Обучение проводится лицом, назначенным приказом руководителя организации. Периодичность обучения - три года.

Педагоги, преподаватели образовательных учреждений, должностные лица организаций, осуществляющие в пределах своих полномочий обучение мерам пожарной безопасности, должны пройти соответствующее обучение в специализированных образовательных учреждениях в сфере пожарной безопасности (см. табл.).

РЕКОМЕНДУЕМОЕ МИНИМАЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ОБУЧЕНИЯ

Руководители и ответственные за пожарную безопасность в учреждениях (офисах)

Примерные типовые программы пожарно-технического минимума для разных категорий обучаемых приведены в Приложении N 3.

Для проверки знаний по программе пожарно-технического минимума в организациях приказом (распоряжением) руководителя создается комиссия (одна или несколько) в составе не менее трех человек. Проверка знаний проводится в соответствии с графиком, утвержденным руководителем. Лица, проходящие проверку знаний, должны быть заранее ознакомлены с графиком.

В состав комиссии по проверке знаний включаются руководители, главные специалисты и лица, ответственные за пожарную безопасность в организации, а также представители органов государственного пожарного надзора и учебных комбинатов (по согласованию с ними). Состав, порядок и форму проведения работы комиссии определяют руководители организаций.

Перечень контрольных вопросов для проверки знаний работников организаций федеральных органов исполнительной власти разрабатывается соответствующими министерствами и ведомствами с учетом специфики производственной деятельности. Для иных организаций перечень контрольных вопросов разрабатывается руководителями (собственниками) организаций или лицами, ответственными за пожарную безопасность, и согласуется с территориальным органом государственного пожарного надзора.

При проверке знаний на базе персональных компьютеров (ПК) разработанная программа должна обеспечивать возможность использования ее в двух режимах: обучения (при предварительном ознакомлении с контрольными вопросами) и тестирования.

Результаты обучения и проверки знаний по пожарной безопасности в объеме пожарно-технического минимума оформляются протоколом (форма дана в Приложении N 4), который подписывается председателем и членами квалификационной комиссии.

Лицам, успешно прошедшим проверку знаний, выдается квалификационное удостоверение (Приложение N 5) за подписью председателя и членов комиссии, заверенное печатью организации, выдавшей удостоверение, и указывается дата следующей аттестации.

К квалификационному удостоверению по пожарной безопасности работников, выполняющих пожароопасные работы, прилагается талон предупреждений (форма дана в Приложении N 6), который является неотъемлемой частью удостоверения.

В случае грубого или неоднократного нарушения требований пожарной безопасности талон предупреждений может быть изъят сотрудниками государственного пожарного надзора или иными лицами, уполномоченными приказом руководителя организации.

Работники, не прошедшие проверку знаний из-за неудовлетворительной подготовки, обязаны в срок не позднее одного месяца пройти повторную проверку. Допуск к выполнению служебных обязанностей работников, не прошедших повторную проверку знаний, решается руководителем в установленном порядке.

Лица, допустившие утрату талона предупреждений или квалификационного удостоверения, допускаются к выполнению пожароопасных работ только после повторной проверки знаний в области пожарной безопасности.

Контроль за своевременным проведением проверки знаний работников осуществляется должностными лицами государственного пожарного надзора.

4. Учебные (специальные) программы обучения в области пожарной безопасности

Учебные (специальные) программы обучения руководителей и работников организаций в области пожарной безопасности (далее - учебные программы) - учебные издания, определяющие содержание, объем, а также порядок прохождения руководителями и работниками организаций противопожарного инструктажа и пожарно-технического минимума.

Учебные программы разрабатываются юридическими и физическими лицами.

Утверждение учебных программ для организаций федеральных органов исполнительной власти осуществляется руководителями данных органов после согласования в установленном порядке с главным государственным инспектором Российской Федерации по пожарному надзору. Инструкция о порядке согласования обучающих программ приведена в Приложении N 7.

Согласование учебных программ иных организаций осуществляется территориальными органами государственного пожарного надзора с учетом настоящих Методических рекомендаций.

Учебные программы составляются для каждой категории обучаемых с учетом специфики профессиональной деятельности, особенностей исполнения обязанностей по должности и положений отраслевых документов.

При подготовке учебных программ следует уделять особое внимание практической составляющей обучения: умению пользоваться первичными средствами пожаротушения, действиям при возникновении пожара, правилам эвакуации и помощи пострадавшим.

5. Правила изложения учебных программ и нормативно-техническая литература

Содержание программ должно соответствовать требованиям нормативных правовых документов в области пожарной безопасности.

При создании программ соблюдаются основные принципы обучения.

В тексте программы не допускается:

- применять для одного и того же понятия различные термины, близкие по смыслу (синонимы), а также иностранные слова и термины при наличии равнозначных слов и терминов в русском языке;

- применять обороты разговорной речи;

- применять произвольные словообразования (например, госпожнадзор, вентоборудование);

- применять сокращение слов, кроме установленных правилами русской орфографии;

- применять условные сокращения стандартов (ГОСТ, ОСТ) без регистрационного номера;

- применять аббревиатуры без их пояснения (расшифровки).

В тексте программы допускаются ссылки на нормативные правовые акты и нормативные документы. При ссылках на нормы пожарной безопасности, стандарты или строительные нормы и правила указывают только обозначение либо шифр документа без наименования. При ссылках на другие документы указывают название документа и наименование утвердившей его организации. Ссылаться следует на документ в целом или на его разделы и приложения (обязательные и рекомендуемые); ссылки на подразделы, пункты, таблицы и иллюстрации не допускаются.

Отдельный текст программы может быть дан в виде обязательных, рекомендуемых и справочных приложений.

Основные документы в области пожарной безопасности, которыми необходимо руководствоваться при разработке программ обучения мерам пожарной безопасности и осуществлении обучения работников организаций в области пожарной безопасности:

- Федеральный закон "О пожарной безопасности" от 22.12.94 N 69-ФЗ;

- Правила пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ 01-03;

- нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности;

- нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находится организация;

- отраслевые стандарты, нормы и правила;

- распорядительные документы руководителя организации;

- настоящие Методические рекомендации.

При этом необходимо учитывать, что в законодательных и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации запрещено устанавливать более низкие требования пожарной безопасности, чем предусмотрено в вышеуказанном Федеральном законе.

6. Методические указания по организации деятельности государственного пожарного надзора в области организации обучения населения мерам пожарной безопасности и противопожарной пропаганды

1. Проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности являются основными функциями системы обеспечения пожарной безопасности.

2. Контроль за деятельностью в области организации обучения населения мерам пожарной безопасности и противопожарной пропаганды осуществляется государственными инспекторами по пожарному надзору в пределах своих полномочий.

2.1. Государственные инспекторы городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору в пределах предоставленных им полномочий контролируют организацию обучения граждан мерам пожарной безопасности и осуществляют проверку деятельности:

- организаций, имеющих лицензию на право обучения в области пожарной безопасности;

- дошкольных, учебных общеобразовательных учреждений и высших учебных заведений;

2.1.1. При проверке организаций, имеющих лицензию на право обучения в области пожарной безопасности, государственные инспекторы по пожарному надзору контролируют:

- наличие лицензий на право обучения в области пожарной безопасности;

- наличие обучающих программ;

- соответствие обучающего персонала квалификационным требованиям;

- качество материально-технической базы;

- количество граждан, обученных по годам (с периода действия лицензии);

- соответствие категорий должностных лиц, прошедших обучение в рамках пожарно-технического минимума;

- соответствие выдаваемых по окончании обучения документов (удостоверение, свидетельство, диплом) установленным образцам.

2.1.2. При проверке организаций (производств) государственные инспекторы по пожарному надзору контролируют:

- наличие (в организациях федерального подчинения) специальных программ обучения мерам пожарной безопасности работников, согласованных МЧС России и утвержденных руководителями соответствующих федеральных органов исполнительной власти;

- наличие в прочих организациях специальных программ обучения мерам пожарной безопасности работников, согласованных с территориальными органами ГПН;

- прохождение руководителями организаций, должностными лицами и работниками пожаровзрывоопасных производств обучения по программе пожарно-технического минимума (с отрывом от производства);

- наличие приказов о назначении лиц, ответственных за пожарную безопасность, проведение противопожарного инструктажа, пожарно-технического минимума и порядок проведения противопожарных работ;

- соответствие квалификации лиц, ответственных за пожарную безопасность;

- наличие и содержание общей инструкции о мерах пожарной безопасности;

- наличие и содержание инструкций по обеспечению пожарной безопасности участков, цехов, технологических процессов;

- прохождение работниками противопожарного инструктажа и соответствующими категориями работников - пожарно-технического минимума (в организации, без отрыва от производства);

- наличие журнала учета обучения мерам пожарной безопасности и правильность его ведения;

- проведение внепланового противопожарного инструктажа при нарушении работниками требований пожарной безопасности;

- наличие планов и графиков обучения работников пожарно-техническому минимуму;

- соответствие периодичности обучения персонала по программам пожарно-технического минимума (раз в три года);

- уровень противопожарной подготовки должностных лиц и персонала и готовность к действиям в случае возникновения пожара;

- наличие планов эвакуации персонала, их соответствие утвержденным нормативным документам;

- наличие помещений, оборудованных для проведения занятий по пожарной безопасности, их обеспеченность дидактическим и методическим материалом, плакатами, наглядными пособиями;

- наличие уголков пожарной безопасности.

2.1.3. При проверке дошкольных, учебных общеобразовательных учреждений и высших учебных заведений государственные инспекторы по пожарному надзору контролируют:

- наличие приказов о назначении ответственных за пожарную безопасность;

- прохождение ответственными за пожарную безопасность пожарно-технического минимума (наличие удостоверений установленного образца);

- наличие инструкций по обеспечению пожарной безопасности в кабинетах, классах, аудиториях и их соответствие требованиям пожарной безопасности;

- уровень противопожарных знаний персонала, дошкольников, учащихся (студентов) и степень их готовности к действиям при возникновении пожара;

- наличие в учебном плане общеобразовательных учебных учреждений предмета ОБЖ и тем по пожарной безопасности;

- соответствие записей в классных журналах требованиям учебной программы ОБЖ, касающихся вопросов пожарной безопасности;

- наличие в кабинетах ОБЖ, БЖД (высшие и средние учебные заведения) методических материалов и наглядных пособий на противопожарную тематику;

- проведение в дошкольных и общеобразовательных учреждениях специальных мероприятий, направленных на популяризацию пожаробезопасного поведения (конкурсы, викторины, игры и т.д.).

2.1.4. При проверке жилищных организаций государственные инспекторы по пожарному надзору контролируют:

- соответствие проводимого противопожарного инструктажа требованиям пожарной безопасности;

- наличие списков ответственных квартиросъемщиков, прошедших противопожарный инструктаж;

- системность обучения мерам пожарной безопасности;

- наличие адресных списков неработающего населения, подлежащего обучению;

- степень подготовки (квалификацию) лиц, проводящих противопожарный инструктаж;

- наличие методических материалов и наглядных пособий для проведения занятий;

- количество буклетов, брошюр, листовок, распространенных среди жильцов;

- отчеты о работе, включая противопожарную пропаганду.

2.2. Главные государственные инспекторы городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору и их заместители, государственные инспекторы субъектов Российской Федерации по пожарному надзору пользуются предоставленными им в установленном порядке правами (указаны в пунктах 2.1.1 - 2.1.4 настоящих Методических указаний) и контролируют:

- выполнение органами местного самоуправления организации обучения населения мерам пожарной безопасности;

- деятельность государственных инспекторов городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору, в том числе в области обучения населения мерам пожарной безопасности и противопожарной пропаганды.

2.3. Главные государственные инспекторы субъектов Российской Федерации по пожарному надзору и их заместители пользуются предоставленными им в установленном порядке правами (указаны в пунктах 2.1 - 2.2 настоящих Методических указаний) и контролируют:

- организацию обучения и проведения противопожарной пропаганды органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

- деятельность органов государственного пожарного надзора городов (районов) в области обучения населения мерам пожарной безопасности и противопожарной пропаганды.

2.4. Заместители главного государственного инспектора Российской Федерации по пожарному надзору, государственные инспекторы Российской Федерации по пожарному надзору пользуются предоставленными им в установленном порядке правами (указаны в пунктах 2.1 - 2.3 настоящих Методических указаний) и контролируют:

- организацию обучения и проведения противопожарной пропаганды федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации;

- деятельность органов государственного пожарного надзора субъектов Российской Федерации в области обучения населения мерам пожарной безопасности и противопожарной пропаганды.

2.5. Главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору наделен правами, установленными законодательством Российской Федерации, в полном объеме, в том числе согласовывает специальные программы обучения мерам пожарной безопасности работников организаций, утвержденные соответствующими руководителями федеральных органов исполнительной власти.

2.6. При осуществлении пожарного надзора федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления государственный инспектор по пожарному надзору контролирует:

- наличие обучающих программ для работников организаций, согласованных МЧС России и утвержденных соответствующим руководителем федерального органа исполнительной власти;

- прохождение должностными лицами пожарно-технического минимума, наличие соответствующих документов (приказы, распоряжения, планы, графики и т.д.);

- количество обученных граждан мерам пожарной безопасности;

- количество организованных мероприятий по противопожарной пропаганде, направленных на предотвращение пожаров, гибели и травмирования людей.

3. Государственные инспекторы по пожарному надзору всех уровней в пределах своих полномочий в области организации обучения и проведения противопожарной пропаганды обязаны:

- своевременно информировать соответствующие органы о некачественной работе подконтрольных организаций и органов государственной власти;

- вести контрольно-наблюдательное делопроизводство по обучению и противопожарной пропаганде, в котором должны быть:

- сведения о количестве обученного населения;

- подготовленные тексты радиовыступлений, информационные материалы для телестудий;

- материалы по проведению мероприятий в области противопожарной пропаганды и по обучению населения мерам пожарной безопасности;

- информационные материалы, направленные в органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, по улучшению работы в области обучения населения мерам пожарной безопасности и проведения противопожарной пропаганды;

- образцы выпускаемой наглядно-изобразительной продукции;

- документы по работе с общественностью;

- отчеты о проделанной работе;

- руководящие документы, информационные, аналитические и справочные материалы по организации обучения мерам пожарной безопасности и противопожарной пропаганде;

- назначать кураторов по направлению "Обучение мерам пожарной безопасности и противопожарная пропаганда";

- требовать от кураторов представления в установленный срок сведений об организации обучения и проведения противопожарной пропаганды (форма и содержание отчетного материала в Приложении N 8) и представлять обобщенные материалы в вышестоящие органы ГПН;

- проводить в средствах массовой информации работу по предупреждению пожаров от наиболее распространенных причин и гибели людей;

- принимать участие в организации обучения населения мерам пожарной безопасности и проведении противопожарной пропаганды;

- обобщать материалы по обучению мерам пожарной безопасности и предоставлять в вышестоящие органы ГПН предложения по их совершенствованию;

- вносить предложения по совершенствованию системы организации обучения в области пожарной безопасности и проведения противопожарной пропаганды;

- проводить организационно-методические занятия с лицами, ответственными за противопожарный инструктаж и обеспечение пожарной безопасности в организациях, учебных заведениях, жилом секторе;

- участвовать в обучении мерам пожарной безопасности (лекции, беседы, тематические вечера и т.д.) на обслуживаемой территории (на безвозмездной основе);

- взаимодействовать со средствами массовой информации по освещению работы органов ГПН, информировать население о мерах пожарной безопасности;

- содействовать публикации в средствах массовой информации (на безвозмездной основе) оперативной информации по вопросам пожарной безопасности;

- оказывать помощь органам государственной власти и органам местного самоуправления в информировании населения о принятых ими решениях по обеспечению пожарной безопасности, а также в распространении пожарно-технических знаний;

- осуществлять учет работы по обучению населения мерам пожарной безопасности и противопожарной пропаганде.

4. Государственные инспекторы по пожарному надзору участвуют в распространении противопожарных знаний через:

- публикации материалов в печатных СМИ;

- организацию показа видео-, кино- и телефильмов по противопожарной тематике;

- содействие в издании и распространении пожарно-технической литературы и рекламной продукции на противопожарную тематику (плакаты, альбомы, буклеты, листовки, сувениры и др.);

- проведение тематических выставок, лекций, бесед, консультаций, инструктажей, а также выступлений в СМИ;

- организацию в центрах противопожарной пропаганды и общественных связей конкурсов и дней открытых дверей по вопросам пожарной безопасности;

- подготовку с ВДПО и другими общественными организациями совместных мероприятий, направленных на повышение пожарной безопасности.

Статистические показатели подразделений ГПН субъектов Российской Федерации по осуществлению противопожарной пропаганды и обучения населения мерам пожарной безопасности приведены в Приложении N 8.

ЖУРНАЛ N ___
учета проведения инструктажей по пожарной безопасности

Наименование организации ________________________________________________________
(где проводится инструктаж)

Вид инструктажа ____________________________________________________________

Причина проведения внепланового инструктажа ________________________________________

Дата проведения инструктажа "___" _____ 20__ г.

Инструктаж провел ____________________________________________
(фамилия, имя, отчество, должность (профессия))

Фамилия, имя,
отчество

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА
ПРОТИВОПОЖАРНОГО ИНСТРУКТАЖА
Вводный противопожарный инструктаж

1. Общие сведения о специфике и особенностях организации (производства) по условиям пожаро- и взрывоопасности.

2. Обязанности работников и их ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

3. Ознакомление с противопожарным режимом в организации.

4. Ознакомление с приказами по соблюдению противопожарного режима; с объектовыми и цеховыми инструкциями по пожарной безопасности; с основными причинами пожаров, которые могут быть или были в цехе, на участке, рабочем месте, в жилых помещениях.

5. Общие меры по пожарной профилактике и тушению пожара:

а) для руководителей структурных подразделений, цехов, участков (сроки проверки и испытания гидрантов, зарядки огнетушителей, автоматических средств пожаротушения и сигнализации, ознакомление с программой первичного инструктажа персонала цеха или участка, обеспечение личной и коллективной безопасности и др.);

б) для работников (действия при загорании или пожаре, сообщение о пожаре в пожарную часть и непосредственному руководителю, приемы и средства тушения загорания или пожара, средства и меры личной и коллективной безопасности).

Первичный противопожарный инструктаж на рабочем месте

Ознакомление (по плану эвакуации) с местами расположения первичных средств пожаротушения, гидрантов, запасов воды и песка, эвакуационных путей и выходов. Обход соответствующих помещений и территорий.

Условия возникновения горения и пожара (на рабочем месте, в организации).

Пожароопасные свойства применяемого сырья, материалов и изготавливаемой продукции. Пожароопасность технологического процесса. Ответственность за соблюдение требований ПБ.

Виды огнетушителей и их применение в зависимости от класса пожара (вида горючего вещества, особенностей оборудования).

Требования при тушении электроустановок и производственного оборудования. Поведение и действия инструктируемого при загорании, пожаре и сильном задымлении на путях эвакуации.

Способы сообщения о пожаре. Меры личной безопасности при возникновении пожара. Способы оказания первой помощи пострадавшим.

ПОЖАРНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ МИНИМУМ ПОЖАРНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ МИНИМУМ ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОРГАНИЗАЦИЙ
И ЛИЦ, ОТВЕТСТВЕННЫХ ЗА ПОЖАРНУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ, И ПРОВЕДЕНИЕ
ПРОТИВОПОЖАРНОГО ИНСТРУКТАЖА ПОЖАРООПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВ
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И ТИПОВАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА