Руководства, Инструкции, Бланки

Расположение Мест Для Курения В Инструкция img-1

Расположение Мест Для Курения В Инструкция

Рейтинг: 4.6/5.0 (1717 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Места для курения \ Консультант Плюс

Места для курения

Подборка наиболее важных документов по запросу Места для курения (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Нормативные акты. Места для курения

Федеральный закон от 23.02.2013 N 15-ФЗ
(ред. от 26.04.2016)
"Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" 2. На основании решения собственника имущества или иного лица, уполномоченного на то собственником имущества, допускается курение табака:

"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 06.07.2016)
(с изм. и доп. вступ. в силу с 01.09.2016) Статья 6.25. Несоблюдение требований к знаку о запрете курения, к выделению и оснащению специальных мест для курения табака либо неисполнение обязанностей по контролю за соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака

Статьи, комментарии, ответы на вопросы. Места для курения

Ситуация: Как бороться с курильщиками в доме?
("Электронный журнал "Азбука права", 2016) Курение табака в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов запрещено (п. 10 ч. 1 ст. 12 Закона от 23.02.2013 N 15-ФЗ). Нарушение установленного запрета на курение является административным правонарушением и влечет для граждан административную ответственность по ч. 1 ст. 6.24 КоАП РФ в виде штрафа в размере от 500 до 1500 руб.

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Путеводитель по налогам. Энциклопедия спорных ситуаций по налогу на прибыль Сотрудник Минфина России указывает, что в соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона от 10.07.2001 N 87-ФЗ "Об ограничении курения табака" на работодателя возлагается обязанность по оснащению специально отведенных мест для курения. Из этого следует, что налогоплательщик вправе учесть затраты по оснащению и эксплуатации курительных комнат.

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Формы документов. Места для курения

Форма: Приказ руководителя организации о выделении (создании) специального места для курения
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2016)

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Форма: Инструкция о мерах пожарной безопасности на территории, в зданиях и помещениях организации (образец заполнения)
("Сборник основных кадровых документов: Образцы заполнения и комментарии", "ГроссМедиа", "РОСБУХ", 2013) 6. Расположение мест для курения,

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Другие статьи

Требования к местам для курения

Требования к местам для курения

В настоящее время, особенно в свете принятия законов об ограничении курения в общественных местах (Федеральный закон от 23 февраля 2013 года № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия табачного дыма и последствий потребления табака»), имеют место обязательные требования к размещению и оборудованию мест для курения.

На основании решения собственника имущества или иного лица, уполномоченного на то собственником имущества,

допускается курение табака:

1) в специально выделенных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях, которые оборудованы системами вентиляции и организованы на судах, находящихся в дальнем плавании, при оказании услуг по перевозкам пассажиров;

2) в специально выделенных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях общего пользования многоквартирных домов, которые оборудованы системами вентиляции.

Требования к выделению и оснащению специальных мест на открытом воздухе для курения табака, к выделению и оборудованию изолированных помещений для курения табака определены Приказом от 31 июля 2013 года № 321 Министерства регионального развития Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации «Об утверждении Требований к выделению и оснащению специальных мест на открытом воздухе для курения табака, к выделению и оборудованию изолированных помещений для курения табака».

Места для курения не допускается размещать на территориях, в помещениях и на объектах, где курение табака запрещено.

Места для курения должны соответствовать гигиеническим нормативам содержания в атмосферном воздухе веществ, выделяемых в процессе потребления табачных изделий, установленным в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации.

2.Требования к местам для курения в помещениях.

Изолированные помещения для курения табака оборудуются:

а) дверью или аналогичным устройством, препятствующим проникновению загрязненного воздуха в смежные помещения, с внешней стороны которой размещен

в) искусственным освещением;

д) приточно-вытяжной системой вентиляции с механическим побуждением, обеспечивающей ассимиляцию загрязнений, выделяемых в процессе потребления табачных изделий, а также препятствующей проникновению загрязненного воздуха в смежные помещения;

е) информационными материалами о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма.

3.Требования к местам для курения на открытом воздухе.

Специальные места на открытом воздухе для курения табака оснащаются:

в) искусственным освещением (в темное время суток);

г) информационными материалами о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма.

Согласно требований ст.12 Федерального закона от 23 февраля 2013 года № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия табачного дыма и последствий потребления табака», запрещается курение табака:

1) на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг, услуг учреждениями культуры и учреждениями органов по делам молодежи, услуг в области физической культуры и спорта;

2) на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг

3) в поездах дальнего следования, на судах, находящихся в дальнем плавании, при оказании услуг по перевозкам пассажиров;

4) на воздушных судах, на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения (в том числе на судах при перевозках пассажиров по внутригородским и пригородным маршрутам), в местах на открытом воздухе на расстоянии менее чем пятнадцать метров от входов в помещения железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, станций метрополитенов, а также на станциях метрополитенов, в помещениях железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, предназначенных для оказания услуг по перевозкам пассажиров;

5) в помещениях, предназначенных для предоставления жилищных услуг, гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания;

6) в помещениях, предназначенных для предоставления бытовых услуг, услуг торговли, общественного питания, помещениях рынков, в нестационарных торговых объектах;

7) в помещениях социальных служб;

8) в помещениях, занятых органами государственной власти, органами местного самоуправления;

9) на рабочих местах и в рабочих зонах, организованных в помещениях;

10) в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов;

11) на детских площадках и в границах территорий, занятых пляжами;

12) на пассажирских платформах, используемых исключительно для посадки в поезда, высадки из поездов пассажиров при их перевозках в пригородном сообщении;

13) на автозаправочных станциях.

Для обозначения территорий, зданий и объектов, где курение табака запрещено, соответственно должен размещаться знак о запрете курения

Требования к знаку о запрете курения и к порядку его размещения

Данные требования устанавливаются Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России) от 12 мая 2014 г. N 214н г. Москва "Об утверждении требований к знаку о запрете курения и к порядку его размещения".

1. Знак о запрете курения выполняется в виде изображения определенной геометрической формы с использованием различных цветов, графических символов (цветографическое изображение) и представляет собой круг с каймой красного цвета (за исключением дополнительного знака о запрете курения, размещаемого в соответствии с пунктом 6 настоящих требований, изображение которого может отличаться и быть в ином цвете), ширина которой должна быть не менее 13,7 мм (приложение к настоящим требованиям). Диаметр круга должен составлять не менее 200 мм, включая кайму. В центре круга горизонтально размещается графическое изображение сигареты, представляющее из себя три прямоугольника черного цвета. Размер первого прямоугольника должен быть не менее 120 х 25 мм, второго и третьего - не менее 6,2 х 25 мм. Прямоугольники размещаются слева направо. Расстояние между первым и вторым прямоугольником должно составлять не менее 5 мм, между вторым и третьим - не менее 6,2 мм. Сверху второго и третьего прямоугольников размещаются волнистые линии шириной не менее 5 мм, изображающие дым. Сигарету пересекает красная поперечная полоса шириной не менее 17,5 мм. Красная поперечная полоса выполняется под углом 45 градусов к горизонтали с наклоном слева сверху от каймы направо вниз к кайме и не должна прерываться графическим символом знака (сигаретой).

2. Знак о запрете курения, размещаемый в транспортных средствах, а также знак о запрете курения, размещаемый в соответствии с пунктом 6 настоящих требований, может быть меньше размеров, установленных пунктом 1 настоящих требований.

3. Цветографическое изображение знака о запрете курения наносится с использованием различных технологий на поверхность материала-носителя, в том числе металла, пластика, силикатного или органического стекла, самоклеющейся полимерной пленки, самоклеющейся и печатной бумаги, картона.

4. Допускается сопровождать знак о запрете курения надписями "Не курить", "Курить запрещено" и (или) информацией о размере штрафов за курение.

5. Знак о запрете курения размещается у каждого входа на территории, в здания и объекты, где курение табака запрещено (у транспортных средств -на двери с внешней стороны), а также в местах общего пользования, в том числе туалетах.

В помещениях, предназначенных для предоставления гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания, знак о запрете курения дополнительно размещается возле места регистрации (службы приема).

6. Дополнительный знак о запрете курения размещается по решению собственника имущества или иного лица, уполномоченного на то собственником имущества, на территориях и в помещениях, используемых для осуществления деятельности, в том числе:

а) на двери номера или в номере (для помещений, предназначенных для предоставления гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания);

б) возле барной стойки, в залах, включая банкетные залы, кабины и кабинеты (для помещений, предназначенных для предоставления услуг торговли, общественного питания, помещений рынков);

в) в тамбуре (для поездов);

г) в салоне (для воздушных судов).

Приложение к Приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России) от 12 мая 2014 г. N 214н г. Москва "Об утверждении требований к знаку о запрете курения и к порядку его размещения":

Штрафы за курение

В случае нарушения требований закона, возможно применение административного наказания в виде штрафа:

  1. За курение в местах, запрещенных в соответствии с положениями антитабачного закона, предусмотрено наказание в виде штрафа в размере от 500 до 1500 рублей.
  2. За курение не просто в общественном месте, а на детской площадке, размер штрафа составит от 2000 до 3000 рублей.
  3. В случае вовлечения несовершеннолетнего в процесс курения, штраф составит от 1000 до 2000 рублей. Привлечь к ответственности по этому пункту можно лиц, которые приобретают табак для несовершеннолетних, угощают их сигаретами или пропагандируют среди них курение.
  4. За действия, описанные выше, совершаемые родителями несовершеннолетнего, штраф составит от 2000 до 3000 рублей.
Иные штрафы, предусмотренные антитабачным законодательством

Законом предусмотрена ответственность не только для самих курильщиков, но и для лиц, которые обязаны принимать меры для того, чтобы ограничить потребление табака или создать специальные условия для курящих лиц:

  1. В случае неисполнения юридическим лицом или должностными лицами обязанностей по размещению знаков, запрещающих курение, или нарушения ими порядка размещения таких знаков в отношении них могут быть применены санкции в виде штрафа на должностных лиц от 10 000 до 20 000 рублей, на юридических — от 30 000 до 60 000 рублей.
  2. Если юридическое лицо не исполнило свою обязанность по оснащению места для курения (как на открытом воздухе, так и в изолированных помещениях), то это может стать основанием для наложения штрафа на должностных лиц предприятия — от 20 000 30 000 рублей, на юридическое лицо — от 50 000 до 80 000 рублей.
  3. В случае если ИП или юридическое лицо не исполняет свою обязанность по осуществлению контроля над курением табака, тем самым не осуществляя защиту здоровья граждан от вредного воздействия табачного дыма на своих территориях, в отношении них также могут быть применены административные санкции в виде штрафов. Для ИП штраф от 30 000 до 40 000 рублей, а для юридических лиц — от 60 000 до 90 000 рублей.

Подготовка к пожарным проверкам

Место для курения

Место для курения

Выращивание табака

Еще в законе №87-ФЗ «Об ограничении курения табака» аж от 2001 г. указаны основные определения: «курение», «общественное место», «место для курения».
С 2013 года федеральные законодатели установили (ФЗ № 15-ФЗ), где отныне могут курить люди, а где нет.
Работодатель теперь может либо полностью отказать и запретить курение на территории предприятия либо ограничить курение, выделив и оснастив должным образом места для курения. Надо признать, что в большинстве организаций пошли не по пути жесткого запрета, но руководители берут на себя комплекс мер по созданию новых мест для курения (далее Место), правильному оснащению подходящих помещений, где могут встречаются курильщики.
Причем за нарушение данного положения позволительно привлекать работодателя к административной ответственности. Но об этом позже.

Место для курения

К Местам предъявляются определенные пожарные требования:
— расположение Места не вблизи легковоспламеняющихся объектов, изоляция «курилок» от рабочих и подсобных помещений;
— обязательна оснастка металлическими урнами, или урнами с емкостью с водой;
— наличие внутренней вентиляции (или расположение на улице/открытом воздухе);
— обязательное наличие знаков пожарной безопасности;
— обязательное оснащение «курилки» огнетушителем.

Так как на работодателя возлагается полная ответственность по организации Места, начинать рекомендуется с Приказа, где в первых строках «запрещается» курение в производственных, прилегающих помещениях. Далее устанавливается место для курения, меры по его оборудованию (урны, огнетушитель и пр.) перечень их, устанавливается ответственное лицо.
Место может быть специально оборудованной беседкой, павильонами, установленными на открытом воздухе вне зданий, помещений.

Место для курения

Разборность павильонов, а так же отсутствие фундамента (крепление осуществляется анкерными болтами на забетонированную поверхность) позволяет переносить их в зависимости от времени года или если этого требуют другие условия. Павильоны сборно — разборные, разработаны в разных размерах. Типы кровельного материала, цвета каркаса, количество сидений могут быть разными. Металлический каркас покрывается листами сотового поликарбоната или профнастила и металлочерепицы.

Все павильоны должны иметь техническую и конструкторскую документацию.
Для руководителя предприятия особенно важно, чтобы работниками, реализуемыми свое право на курение, не нарушалась трудовая дисциплина. Поэтому возможен еще и внутренний нормативный акт, где закреплен внутренний распорядок организации, перечислены временные промежутки перерывов. Знакомство с документом под роспись всех сотрудников дает возможность, в случае нарушения внутреннего распорядка, применить дисциплинарную ответственность (до увольнения). Данные правила могут быть внесены в трудовой договор, должностную инструкцию.

Место для курения,не без юмора

В свою очередь руководители предприятий, учреждений, организаций тоже могут привлекаться к ответственности за несоблюдение норм закона, может быть наложен штраф на организацию до 90 тысяч рублей, на должностное лицо до 30 тысяч рублей.

Требования пожарной безопасности к котельным

Безопасное обустройство котельных

Котельные снабжают теплом жилые, административные здания и производственные объекты. Существует централизованное (несколько объектов от одного источника) и автономное отопление. Котельные располагают в отдельно стоящих зданиях или встраивают в комплекс сооружений (центральные, автономные, крышные).

Цель комплекса противопожарных мер — обеспечение безопасности и здоровья людей, которые обслуживают котельное оборудование. Эти мероприятия должны охватывать все сферы деятельности котельной, должны предъявляться требования к зданию, строительным материалам, оборудованию, хранению топлива, эксплуатации и ремонтным работам.

Требования к зданиям и оборудованию

Противопожарные требования к зданию котельной обозначены в техническом задании на строительство. Перед возведением здания проект согласовывают в территориальном отделении МЧС.

Степень огнестойкости стен, перекрытий, полов, внутренних перегородок котельной должна соответствовать классу конструктивной пожарной опасности. Применяют материалы, которые не горят, не поддерживают горение, не выделяют ядовитые вещества при пожаре.

Двери, на выходе из помещения котельной, открываются наружу. Оконные проемы — легко сбрасываемые конструкции при взрыве газовоздушной смеси, должны соответствовать расчетной площади и конструктивному исполнению.

Расстояние перед фронтом котла должно обеспечивать безопасность оператора при розжиге горелки, и предоставлять возможность уклонения от бесконтрольного выброса пламени.

Газопровод на вводе в котельную оборудуют электромагнитным запорным клапаном, который перекрывает подачу топлива при срабатывании газоанализатора или отключении электричества.

Электроснабжение котельной выполняют в соответствии с требованиями взрыво- и пожаробезопасности. Защита исключает опасность возникновения пожара при коротком замыкании или перегрузках сети. В котельной предусматривают устройство аварийного освещения, молниезащиты и заземления (нефте- или газопроводов, в том числе).

Котельные относят к категории производства повышенной пожароопасности и оборудуют внутренним пожарным водопроводом. Пожарный шкаф (навесной, встроенный или приставной) устанавливают рядом с пожарными кранами и пломбируют. На дверце шкафа указывают: поясняющее буквенное обозначение, номер крана и телефон пожарной службы. Расположение пожарных кранов должно обеспечивать доступ двух струй (с заданным напором и расходом), в каждую точку помещения.

Безопасность при эксплуатации

Главный инженер организует работу и контролирует соблюдение утвержденных «Правил пожарной безопасности в РФ» на предприятии. Ответственный за пожарную безопасность объекта обязан проводить с сотрудниками вводные, первичные, повторные, целевые и внеплановые инструктажи на рабочем месте.

Занятия по пожарно-техническому минимуму организуют с работниками котельной регулярно. Плановые противопожарные тренировки проводят один раз в год, для выработки навыков и согласованных действий работников.

Регламент предприятия предписывает порядок действий работников при возникновении пожара. План эвакуации, таблички, с номерами экстренного вызова пожарных служб, и инструкцию по действиям персонала при пожаре, вывешивают на видных местах.

При эксплуатации котельной запрещается:

  • допускать к работе персонал без специального обучения и квалификационного удостоверения;
  • эксплуатировать оборудование с неисправными горелками и системой подачи топлива (газ, мазут);
  • работать при отключенной или неисправной автоматике КИП (контроль, регулировка);
  • подавать в топку топливо (газ, мазут) при потухшей горелке;
  • производить запуск котла без продувки;
  • использовать поверхности котлов и паропроводов для сушки вещей (спецодежды);
  • хранить баллоны с газом (пропан, кислород), бензин и другие, легко воспламеняющиеся жидкости;
  • курить на рабочем месте;
  • производить временные огневые работы без соблюдения регламента (наряд-допуск);
  • работать в промасленной спецодежде.

В котельной оборудуют и обозначают разрешенное место для курения.

Проходы в котельном зале обеспечивают доступ к технологическому оборудованию. Нельзя складировать в проходах легко воспламеняющиеся и прочие материалы, перекрывая пути эвакуации при пожаре.

Чистую и отработанную ветошь хранят в специально отведенных местах, в закрытых контейнерах. Использованный обтирочный материал удаляют из помещения котельной по окончании смены и утилизируют.

Дымовые трубы котельных, которые работают на угле или дровах, оборудуют искрогасителями. Легко воспламеняющиеся остатки продуктов горения очищают, чтобы не допустить возгорания дымоходов. Сажа, с поверхностей труб экономайзера, удаляется обдувкой паром.

Размещение сигнализации

Систему пожарной сигнализации устанавливают в котельных для своевременного обнаружения очага возгорания, оповещения об опасности, отключения оборудования и ликвидации пожара. Модульные котельные оборудуют системой автономной пожарной сигнализации на стадии производства. Выбор типа автономной пожарной сигнализации для стационарных промышленных котельных зависит от вида используемого в них топлива.

Датчики (дымовые, тепловые, световые, ионизированные, ручные и комбинированные) передают сигнал по шлейфу на контрольную панель или распределительную коробку. Располагают извещатели на потолке, в удалении от кондиционеров и вентиляции. При срабатывании прибора формируется тревожный звуковой сигнал.

Устройства пожарной сигнализации в котельной имеют бесперебойное электроснабжение (сеть 220В и резервные источники питания).

Использование инвентаря

Порядок применения противопожарного инвентаря зависит от типа возгорания. Например, порошковые и углекислотные огнетушители можно применять для тушения пожаров класса E. Горящий мазут забрасывают песком, перемещаясь от края к центру.

Места расположения первичных средств пожаротушения обозначают специальными знаками. Огнетушители (порошковые, пенные, углекислотные) располагают возле технологического оборудования котельной. Необходимое количество и тип огнетушителей определяют согласно требованиям, указанным в технической документации на оборудование. Каждому огнетушителю оформляют паспорт и присваивают порядковый номер.

Техническое обслуживание и перезарядку проводят организации, имеющие лицензию на данный вид деятельности. Запорную арматуру огнетушителя пломбируют. Асбестовое полотно, войлок, кошму хранят в металлических футлярах, в местах, где необходима защита оборудования от искр и открытого огня при пожаре.

Чистый просеянный песок хранят в закрытых ящиках из металла. Каждый ящик комплектуют парой железных лопат.

Комплект пожарного крана хранят в опломбированном шкафу и используют строго по назначению. Для уплотнения соединений используют резиновые прокладки.

В состав комплекта входят:

  • напорный пожарный рукав;
  • соединительная головка;
  • запорный клапан;
  • ручной пожарный ствол;
  • переносной огнетушитель.

Ящики и щиты для противопожарного инвентаря, черенки лопат обязательно окрашиваются в красный цвет.

Автор: Анна Сигова

Требования, которые предъявляются к местам для курения

Места для курения

Запрещается курение (потребление) табачных изделий, за исключением мест, специально оборудованных и обозначенных указателями «Место для курения», исключающих возникновение пожара:

• в учреждениях (организациях) здравоохранения, культуры, образования, спорта, на объектах торговли и бытового обслуживания населения;

• на объектах общественного питания, кроме объектов, реализующих табачные изделия и имеющих предназначенные для обслуживания граждан (потребителей) помещения с действующей системой вентиляции;

• в помещениях органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, организаций;

• на всех видах вокзалов, в аэропортах, подземных переходах, на станциях метрополитена;

• во всех видах общественного транспорта, вагонах поездов, на судах, в самолетах, за исключением поездов дальнего следования, пассажирских судов и самолетов, в которых предусмотрены места, специально предназначенные для курения (п.38 Положения о государственном регулировании производства, оборота и потребления табачного сырья и табачных изделий, утвержденного Декретом Президента РБ от 17.12.2002 № 28).

Неосторожность при курении на объекте - одна из причин пожаров. поэтому администрация должна определить и оборудовать специальное место для курения.

К специально предназначенным для курения местам предъявляются следующие требования:

• отделка ограждающих конструкций (полов, стен и перекрытий) в помещениях должна быть выполнена из негорючих материалов;

• не допускается размещать мягкую мебель;

• могут располагаться смежно с туалетными комнатами, залами ожидания и быть общими для мужчин и женщин, но не проходными;

• должны иметь отдельную систему вентиляции с кратностью воздухообмена 10 куб.м/ч и выводящую воздух за пределы здания без его рециркуляции;

• температура воздуха в холодный период года должна быть не ниже 16°C;

• должны обозначаться соответствующими знаками по СТБ 1392, оборудоваться урнами (пепельницами) из негорючих материалов, не менее чем на 1/3 заполненными водой, и обеспечиваться первичными средствами пожаротушения (огнетушитель или ящик с песком).

Специально предназначенные для курения места запрещено размещать:

• в туалетных комнатах;

• в помещениях категорий по взрывопожарной и пожарной опасности А, Б, В1-В4 и ближе 30 м от наружных установок категорий по взрывопожарной и пожарной опасности Ан, Бн, Вн согласно ТКП 474-2013;

• во взрыво- и пожароопасных зонах согласно ПУЭ;

• на путях эвакуации (лестничных клетках, коридорах) из зданий (сооружений);

• на территориях, в зданиях (сооружениях) организаций, в которых курение и проведение огневых работ не допускается требованиями ТНПА системы противопожарного нормирования и стандартизации Республики Беларусь. В указанных местах должны быть вывешены соответствующие запрещающие знаки по СТБ 1392.

Поделиться "Требования, которые предъявляются к местам для курения"

О требованиях к оборудованию мест для курения

В целях реализации ч.3 ст.12 Федерального закона от 23.02.2013 №15 «Об охране здоровья граждан от воздействия табачного дыма и последствий потребления табака» Управление Роспотребнадзора по Республике Алтай информирует организации, индивидуальных предпринимателей и население о требованиях к оснащению специальных мест и изолированных помещений для курения табака.

Специальные места на открытом воздухе для курения табака оснащаются:

- знаком "Место для курения";

- искусственным освещением (в темное время суток).

- информационными материалами о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма;

Изолированные помещения для курения табака оборудуются:

-дверью или аналогичным устройством, препятствующим проникновению загрязненного воздуха в смежные помещения, с внешней стороны которой размещен знак "Место для курения";

- приточно-вытяжной системой вентиляции с механическим побуждением, обеспечивающей ассимиляцию загрязнений, выделяемых в процессе потребления табачных изделий, а также препятствующей проникновению загрязненного воздуха в смежные помещения;

- информационными материалами о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма.

Данные требования отражены в совместном приказе Министерства регионального развития и Министерства здравоохранения России.

Федеральный закон № 15-ФЗ обязывает организации и индивидуальных предпринимателей контролировать соблюдение его норм на территориях и в помещениях, которые используются указанными лицами для осуществления деятельности.

Напоминаем руководителям предприятий, организаций, учреждений, что несоблюдение требований к выделению и оснащению мест для курения влечет за собой наложение штрафа в размере до 80 тыс. руб.

Курение на работе: новые обязанности работодателя

Курение на работе: новые обязанности работодателя

"Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2013, N 8

КУРЕНИЕ НА РАБОТЕ: НОВЫЕ ОБЯЗАННОСТИ РАБОТОДАТЕЛЯ

Курение на работе не приветствуется, но зачастую позволяется. Однако новые изменения в законодательстве заставляют многих работодателей иначе взглянуть на проблему.

Вступивший с 01.06.2013 в законную силу (за исключением некоторых положений) Федеральный закон от 23.02.2013 N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" (далее - Закон N 15-ФЗ) ввел много новых запретов и требований, в том числе и для работодателей. Рассмотрим принципиальные отличия, которые их коснулись <1>.

<1> Ранее действовал Федеральный закон от 10.07.2001 N 87-ФЗ "Об ограничении курения табака", который утратил силу с 01.06.2013.

Примечание. О том, как распознать сотрудников с вредными привычками, читайте на с. 82.

В ч. 2 ст. 10 Закона N 15-ФЗ для работодателя (индивидуального предпринимателя или юридического лица) установлен целый спектр обязанностей, связанных с охраной здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака:

- соблюдать нормы законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака (нормы о запрете курения);

- осуществлять контроль за соблюдением норм о запрете курения на территориях и в помещениях, используемых для осуществления своей деятельности;

- обеспечивать права работников на благоприятную среду жизнедеятельности без окружающего табачного дыма и охрану их здоровья от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

- предоставлять гражданам информацию о мероприятиях, направленных на реализацию норм о запрете курения.

Теперь в законодательстве прописан перечень объектов, на которых запрещено курение табака (ст. 12 Закона N 15-ФЗ):

1) территории и помещения, предназначенные для оказания образовательных услуг, услуг учреждениями культуры и учреждениями органов по делам молодежи, услуг в области физической культуры и спорта;

2) территории и помещения, предназначенные для оказания медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг;

3) поезда дальнего следования, суда, находящиеся в дальнем плавании, при оказании услуг по перевозкам пассажиров (данное положение вступает в силу с 01.06.2014);

4) воздушные суда, все виды общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения (в том числе суда при перевозках пассажиров по внутригородским и пригородным маршрутам), места на открытом воздухе на расстоянии менее чем пятнадцать метров от входов в помещения железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, станций метрополитенов, а также станции метрополитенов, помещения железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, предназначенные для оказания услуг по перевозкам пассажиров;

5) помещения, предназначенные для предоставления жилищных услуг, гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания (данное положение вступает в силу с 01.06.2014);

6) помещения, предназначенные для предоставления бытовых услуг, услуг торговли, общественного питания, помещения рынков, нестационарные торговые объекты (данное положение вступает в силу с 01.06.2014);

7) помещения социальных служб;

8) помещения, занятые органами государственной власти, органами местного самоуправления;

9) рабочие места и рабочие зоны, организованные в помещениях;

10) лифты и помещения общего пользования многоквартирных домов;

11) детские площадки и границы территорий, занятых пляжами;

12) пассажирские платформы, используемые исключительно для посадки в поезда, высадки из поездов пассажиров при их перевозках в пригородном сообщении (данное положение вступает в силу с 01.06.2014);

13) автозаправочные станции.

Вопрос в тему. Куда: kadry@delo -press. ru.

Тема: Бесплатные консультации для подписчиков.

Означает ли новый Закон полный запрет на курение на территории работодателя? Действительно ли работодатель не вправе разрешить своим работникам курить на своей территории?

Часть 2 ст. 12 Закона N 15-ФЗ допускает по решению собственника имущества или иного лица, уполномоченного на то собственником имущества, курение табака:

1) в специально выделенных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях, которые оборудованы системами вентиляции и организованы на судах, находящихся в дальнем плавании, при оказании услуг по перевозкам пассажиров;

2) в специально выделенных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях общего пользования многоквартирных домов, которые оборудованы системами вентиляции.

Таким образом, работодатель, если он является собственником здания, помещения, вправе разрешить курение сотрудникам, но только в специально выделенных местах.

Здесь, пожалуй, у работодателя возникает новый вопрос: "Где такое место найти и как оно должно быть оборудовано?". Требования к выделению и оснащению специальных мест на открытом воздухе или изолированных помещений для курения табака устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (ч. 3 ст. 12 Закона N 15-ФЗ). В настоящее время (очевидно, по причине недавнего вступления в силу самих новых запретов) нормативные акты, устанавливающие подобные правила, еще не приняты.

Отметим, что в Законе сделана оговорка: требования к выделению и оснащению специальных мест на открытом воздухе для курения табака должны обеспечивать соблюдение установленных в соответствии с санитарным законодательством РФ гигиенических нормативов содержания в атмосферном воздухе веществ, выделяемых в процессе потребления табачных изделий. Однако данных норм так много, и они имеют такой специфический характер, что работодатель в период отсутствия нормативного регулирования требований к оснащению мест для курения и в случае, если его должностные лица не имеют специального образования в сфере медицины и эпидемиологии, не сможет самостоятельно и полно обеспечить выполнение всех СанПиНов.

Таким образом, поскольку нормативного регулирования требований к оснащению мест для курения не имеется, работодатель, выделяя и оснащая место для курения на открытом воздухе, должен обеспечить соблюдение всех существующих санитарных правил и норм, которые устанавливают критерии безопасности и (или) безвредности для человека атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, в том числе предельно допустимые концентрации (уровни) химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздухе (ст. 20 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").

Вопрос в тему. Куда: kadry@delo -press. ru.

Тема: Бесплатные консультации для подписчиков.

Что делать, если работодатель не является собственником здания и помещений? Вправе ли он разрешить своим сотрудникам курить в специально выделенном месте?

Право выделить место на открытом воздухе для курения имеет только собственник имущества (в нашем случае - недвижимого). Если у работодателя помещения находятся в аренде, но им не получено решение собственника на оборудование специального места для курения или на разрешение всем сотрудникам арендаторов курить в уже выделенном самим собственником месте, позволить сотрудникам курить на арендуемой территории работодатель не вправе.

Пример 1. Банк по договору долгосрочной аренды арендует офисные помещения у ФГУП, владеющего зданием на праве хозяйственного ведения. От лица собственника выступает (и подписал договор аренды) комитет по управлению имуществом. Рядом с крыльцом здания у заднего входа на огороженной территории ранее самим банком было оборудовано место для курения с металлической урной, освещением, знаком, обозначающим место для курения. Со вступлением в силу Закона N 15-ФЗ для сохранения права пользования уже оборудованным местом для курения банк должен запросить соответствующее разрешение у собственника, то есть в нашем случае - распоряжение/решение комитета по управлению имуществом. До получения данного решения работодатель обязан запретить своим сотрудникам использовать вышеописанное место для курения. На практике от комитета по управлению имуществом такое разрешение получить весьма непросто, так как общая политика государственных органов и структур в настоящее время состоит в активной реализации цели снижения популярности курения среди населения.

На деле же требования Закона уже начали реализовываться на местах.

Пример 2. Распоряжением администрации муниципального района "Печора" (МР "Печора") от 31.05.2013 N 470-р "О запрете курения табака в помещениях администрации МР "Печора" запрещено с 01.06.2013 курение табака в помещениях, находящихся в здании администрации муниципального района "Печора", с одновременным разрешением курения табака в специально выделенных местах на открытом воздухе. Руководителям отраслевых органов администрации муниципального района "Печора" дано распоряжение принять локальные акты о запрете курения табака в помещениях подведомственных зданий и учреждений. С распоряжением администрации подлежали ознакомлению не только сотрудники секторов администрации, но и руководители служб арендуемых помещений в здании администрации района. То есть собственник высказал мнение о разрешении курения в специальных местах и распространил свое разрешение в том числе на арендаторов помещений.

Работодатель имеет право

Статья 10 Закона N 15-ФЗ предоставляет индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам право устанавливать запрет курения табака на территориях и в помещениях, используемых для осуществления своей деятельности, а также с соблюдением трудового законодательства применять меры стимулирующего характера, направленные на прекращение потребления табака работниками.

Как видите, работодатель вправе полностью запретить курение на своей территории.

Варианты реализации положений Закона

Теперь положение курящих работников полностью зависит от работодателя, а потому возможны два варианта реализации положений нового Закона.

Вариант 1. Работодатель полностью запрещает курение

Поскольку не все работники являются просвещенными в правовой сфере гражданами, для доведения до коллектива своего решения, основанного на праве, предоставленном ему Законом N 15-ФЗ, о введении полного запрета на курение в здании работодатель должен:

- издать соответствующий приказ/распоряжение о полном запрете курения;

- ознакомить с ним под личную подпись всех сотрудников (и курящих, и некурящих);

- провести мониторинг состояния должностных инструкций, правил внутреннего трудового распорядка и прочих документов на предмет наличия в них отсылочной нормы об обязанности работника исполнять локальные нормативные акты, распоряжения и приказы;

- обозначить территорию, здание и объекты, где курение табака запрещено, размещением знака о запрете курения (ч. 5 ст. 12 Федерального закона N 15-ФЗ);

- при выявлении факта нарушения запрета - наказывать в пределах мер ответственности, предусмотренных ст. 192 ТК РФ (замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям).

В распоряжении работодателя есть и ряд мер воздействия рублем:

- в случае привлечения работника к дисциплинарной ответственности и наличия на предприятии системы премирования возможна невыплата нарушителю премии. Для применения такого вида воздействия в соответствующих локальных нормативных актах работодателя, регулирующих порядок премирования, должны быть предусмотрены порядок уменьшения премии или ее невыплата вовсе (например, в случае наличия неснятых дисциплинарных взысканий за отчетный период начисления премии);

- чтобы соблюсти баланс "кнута и пряника", при реализации полного запрета курения на территории работодателя можно ввести систему доплат для некурящих, тем самым стимулируя курящего сотрудника бросить курить и примкнуть к счастливым некурящим получателям доплаты. Для введения системы доплат необходимо будет не только увеличить фонд оплаты труда, но и внести соответствующие изменения в порядок оплаты труда, премирования, выплаты надбавок и пр.

Вопрос в тему. Куда: kadry@delo -press. ru.

Тема: Бесплатные консультации для подписчиков.

В ситуации полного запрета на курение курящие работники стали каждый час выбегать на улицу за угол здания, чтобы покурить. Может ли работодатель наказать их за это, если они избрали стихийным местом для курения угол соседнего здания?

Несмотря на то что работники избрали местом для курения территорию на открытом воздухе, специальным оснащенным местом для курения она не является, если место не относится ни к одному из объектов, перечисленных в ст. 12 Закона N 15-ФЗ. Работники Закон не нарушают и к административной ответственности привлечены быть не могут. Если работники курят за углом здания, принадлежащего работодателю, и все еще на его территории (прилегающей к зданию территории), то он вправе привлечь их к дисциплинарной ответственности за нарушение приказа о запрете курения, должностных инструкций и пр.

Если же работники курят не на территории работодателя, их наказать также можно, но уже за отсутствие на рабочем месте. Однако, даже если работник будет отсутствовать на рабочем месте по 10 минут каждый час, состава прогула такое отсутствие хоть и не сформирует, но квалифицироваться как неисполнение своих должностных обязанностей уже может. Безусловно, уволить такого работника за подобное нарушение сразу будет нельзя, но, если он накопит определенное количество взысканий за пару месяцев, с работником можно будет расстаться по основанию, предусмотренному п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ (за неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание).

Вариант 2. Работодатель хочет разрешить работникам курить

Для реализации данной задачи работодателю придется предпринять намного больше действий, чем при наложении полного запрета на курение, в том числе:

- испросить разрешение у собственника здания, помещений (если работодатель не является собственником) о выделении места для курения. Независимо от решения на здании следует установить знак о запрете курения (ч. 5 ст. 12 Федерального закона N 15-ФЗ);

- после получения разрешения собственника - выделить и оснастить место для курения на открытом воздухе: повесить табличку, обозначающую данную территорию как место для курения, поставить урну и пр. При получении отказа собственника выделить место для курения становится невозможно;

- издать приказ о запрете курения на всей территории работодателя, кроме специальных мест (перечислить их расположение), предупредить работников об ответственности за нарушение приказа;

- ознакомить всех работников с приказом под личную подпись;

- применять наказания к тем сотрудникам, кто курит в неположенном месте. В данном случае дисциплинарная ответственность будет наступать только за нарушение запретов, установленных организационно-распорядительными документами работодателя (а именно приказом о выделении специальных мест для курения и должностной инструкцией конкретного работника, предусматривающей обязанность работника выполнять приказы и распоряжения руководства).

Вопрос в тему. Куда: kadry@delo -press. ru.

Тема: Бесплатные консультации для подписчиков.

Здание работодателя расположено в центральной части города, главный вход находится со стороны большой площади, задний ход имеется, но закрывается в целях безопасности от незаконного проникновения. Вправе ли работодатель, следуя требованиям Закона N 15-ФЗ, выделить место на крыльце своего здания прямо перед входом?

Анализ норм Закона приводит к отрицательному ответу на поставленный вопрос по следующим основаниям. Да, место на крыльце находится на свежем воздухе. Однако, учитывая вход в здание основного потока граждан именно через центральный вход, выделение здесь места для курения не будет соответствовать цели данного Закона - ограждению граждан от вредного воздействия табачного дыма. То есть вопреки обязанности, возложенной на работодателя Законом N 15-ФЗ, он не сможет обеспечить права работников на благоприятную среду жизнедеятельности без окружающего табачного дыма и охрану их здоровья от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака. Следовательно, крыльцо не может стать специальным местом для курения. Как альтернатива таким местом может оказаться, например, территория в 10 - 15 м от крыльца (при условии ненарушения остальных требований).

Статьей 23 Закона N 15-ФЗ перечислены виды ответственности, которые могут последовать за нарушение нового Закона об ограничении курения:

Дисциплинарная ответственность может быть предусмотрена только для самих работников организаций. Для обеспечения возможности привлечения к дисциплинарной ответственности в локальных актах работодателя, с которыми должны быть ознакомлены все работники (в том числе нарушители), должно быть указано о полном запрете курения на территории работодателя или разрешении курения в специально выделенном месте. При этом данное место к моменту издания указанного приказа должно быть уже фактически выделено и оснащено.

Гражданско-правовая ответственность подразумевает возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина. Однако вероятность наступления такого вида ответственности как для работодателя (за разрешение курения), так и для его работников (непосредственно за само курение) крайне мала.

Для граждан административная ответственность установлена только за курение в вагонах (в том числе в тамбурах) пригородного поезда, в не установленных для курения местах в поезде местного или дальнего сообщения, либо на судне морского или внутреннего водного транспорта, либо на воздушном судне при продолжительности полета менее трех часов. Поскольку указанные транспортные средства могут являться местом работы для очень ограниченной категории лиц (машиниста, проводника, капитана судна, пилота, стюардессы и пр.), только эти лица как работники могут быть привлечены к ответственности по ст. 11.17 КоАП РФ. На практике же в числе нарушителей чаще всего оказываются граждане - пассажиры. Однако, учитывая размер установленного штрафа - всего 100 руб. такая ответственность мало кого пугает.

Статья 5.27 КоАП РФ предусматривает общую ответственность работодателя за нарушение законодательства о труде и об охране труда. Так, за данное нарушение нарушителей ждет штраф:

- должностных лиц - в размере от 1000 до 5000 руб. (повторное аналогичное правонарушение уже повлечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет);

- предпринимателей - от 1000 до 5000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;

- юридических лиц - от 30 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Применение указанной статьи за нарушение работодателем запретов Закона N 15-ФЗ пока сомнительно в силу того, что в ТК РФ не было внесено никаких поправок (например, в разд. 10 (ст. 212 ТК РФ) в области регулирования вопросов охраны труда) относительно обязанности работодателя не только обеспечить безопасные и здоровые условия труда, но и ограждать работников от воздействия табачного дыма и т. д. Хотя отсутствие в КоАП РФ иных норм об ответственности работодателя в сфере организации труда предполагает ответственность только по ст. 5.27 КоАП РФ. Таким образом, теоретическая вероятность привлечения работодателя за ненадлежащую реализацию требований Закона о запрете курения все же есть.

Учитывая "молодость" рассматриваемого нормативного акта, практики привлечения кого бы то ни было к ответственности за его нарушение еще не сложилось.

Нельзя не отметить, что сейчас наступило время "безответственности", как это обычно бывает при принятии актов, вводящих новые запреты или ужесточенные требования: запрет уже действует, а ответственность за его нарушение либо не предусмотрена вовсе, либо слишком мала, либо слишком общая и требует детализации на законодательном уровне. Так, в настоящее время КоАП РФ не содержит норм об административной ответственности гражданина за курение в местах, где это запрещено. Ответственность установлена только за курение в транспорте. Да и то сумма штрафа не выполняет даже функции устрашения, сравнима со стоимостью проезда на самом транспорте (некоторых его видах).

Не установлена также ответственность работодателя за нарушение требований именно Закона N 15-ФЗ, а привлечение работодателя к ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ за ненадлежащую организацию мест для курения сотрудников сомнительно <2>.

<2> Мы не рассматриваем санитарные или противопожарные нормы (ст. ст. 6.3 и 20.4 КоАП РФ).

Таким образом, для полной реализации норм Закона N 15-ФЗ необходимо не только установить и детализировать ответственность работника и работодателя, но и весьма ужесточить санкции. Например, установить ответственность гражданина (в том числе как работника) за курение в неположенном месте на уровне 2000 - 3000 руб. А ответственность работодателя за отсутствие знака о запрете курения в здании, за разрешение курения на всей своей территории, а не в отведенных местах установить на уровне 50 000 руб. или даже выше.

Только в этом случае можно будет достичь приемлемого уровня выполнения требований и запретов нового Закона. В настоящее время в прессе уже встречаются упоминания о различных законопроектах (пока не рассматриваемых) в области детализации правонарушений и усиления санкций в сфере действия нового Закона о запрете курения.

Подводя итог рассмотренному вопросу о новых запретах и требованиях в области употребления табака, можно выделить несколько отличий старого Закона "Об ограничении курения табака" и нового "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" (см. таблицу).

Таблица. Отличия двух Законов для работодателей

Старый Закон (утратил силу с

наказать и работодателя за нарушение

законодательства о труде и об охране

труда по ст. 5.27 КоАП РФ

Теперь работодатель вправе полностью запретить курение на своей территории. Причем только собственнику здания, помещений позволено разрешать курение на своей территории. Работодатель, не будучи собственником здания, помещения, может организовать место для курения на территории, где он осуществляет свою деятельность, исключительно с разрешения собственника.

Разрешать курение на территории можно, лишь выделив для этого специальное место, оно должно быть на свежем воздухе или в специально отведенном помещении. Особых требований к оснащению места для курения пока не установлено, но оно должно соответствовать санитарным правилам и нормам. Исходя из анализа всех норм Закона N 15-ФЗ можно сделать следующий вывод: место для курения должно быть расположено на свежем воздухе таким образом, чтобы дым от курения не оказывал вредного воздействия на некурящих, то есть должно быть достаточно удалено от входа в здание, окон здания.

Пока меры ответственности за нарушение нового Закона слишком мягки, чтобы все работодатели начали точно и немедленно реализовывать нормы данного Закона.

Работнику за курение почти ничего не грозит со стороны государства: штраф в 100 руб. незаметен и налагается только за курение в транспорте. Дисциплинарная ответственность может применяться вплоть до увольнения, если работника за курение накажут несколько раз подряд.

Пока не сложилась практика привлечения к ответственности за нарушение требований нового Закона, говорить о наступившей реакции работодателей на него еще рано.

Работодателю, учитывая сложные, во многом непонятные требования по оснащению места для курения, проще полностью запретить курение на своей территории, чем организовывать места для курения, а потом содержать их в надлежащем санитарном состоянии.

по трудовому праву

консалтинговой компании "Советникъ"

Подписано в печать 22.07.2013