Руководства, Инструкции, Бланки

Как Сделать Трамвай Своими Руками Инструкция img-1

Как Сделать Трамвай Своими Руками Инструкция

Рейтинг: 4.4/5.0 (1717 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Как нарисовать трамвай

Как нарисовать трамвай

Изображение должно быть объемным, поэтому рисуйте его с ракурса, когда видно две его стороны – бок и перед. Перед будет правильной прямоугольной формы с меньшим основанием. Определите точку схода, она у вас будет смещена в сторону. Для этого вам будет необходимо определить направление рельсов трамвая, то есть траекторию, по которой он двигается и угол наклона по отношению к нарисованному прямоугольнику.

Проведите луч от нижнего левого угла фигуры под углом. Посмотрите на рисунок и поставьте точку на уровне, где вам кажется ваш уровень глаз. Проведите горизонтальную прямую и на пересечении с лучом поставьте точку. Это точка схода. Теперь от верхнего левого угла прямоугольника проведите отрезок в точку схода. Вы обозначили направление кабины трамвая.

Начертите прямую вертикальную линию, которая обозначит длину вагона. Разделите тело заготовки ровно пополам. В конце боковой части от центра в обе стороны нарисуйте отрезки под углом 20-30 градусов для создания естественной формы вагона. Острые углы уберите.

Так же нарисуйте и переднюю часть – кабину. Не делайте угол слишком большим, это исказит трамвай. Срез внешней стороны кабины должен зайти в зону прямоугольника, а ближний к вам зайдет в зону тела трамвая. На трамвае появились ребра жесткости.

Отступив немного сверху, прорисуйте прямую линию, параллельную крыше вагона. Это линия окон. Ребро жесткости обозначит низ окна. Горизонтальными линиями поставьте разметку для трех дверей трамвая. Их высота равна уровню окон. Обозначьте двери четче и на оставшихся поверхностях обведите окна. Округлите углы небольшими выгнутыми линиями. Между дверьми нарисуйте квадратные выемки для колес – всего два. Прорисуйте колеса.

В районе крыши, ближе к кабине, нарисуйте два параллельно стоящих ромба с утопленным острием внутрь трамвая. Это пантограф.

Наведите декор на полученном наброске. Впереди подрисуйте фары, обозначьте бампер. По окончании рисунка уберите все вспомогательные линии.

Другие статьи

Как сделать пакет? Инструкция с фото

Красивые упаковочные пакеты теперь можно делать своими руками! С помощью нашей инструкции, Вы узнаете, как можно делать простые, но в, то, же время красивые бумажные пакетики для подарков. Крафт-бумага уже давно занимает первое место в создании похожих вещей, поделок ручной работы, поэтому мы и будем использовать её.

Как сделать пакет своими руками?

Сделать подарочный пакет будет нелегко, придется хорошенько потрудиться, быть очень аккуратным и внимательным. Помимо этих качеств, нужно ещё приготовить такие материалы:

• Крафт бумага, лист прямоугольной формы.

• Двухсторонний скотч

• Дырокол и лента для застежки.

1. Берем нашу бумагу и кладем её перед собой. Теперь нам нужно подогнуть одну из меньших сторон примерно на 1 сантиметр. А сверху на неё нам нужно наклеить полоску двустороннего скотча, как это показано на фото.

2. Сгибаем наш лист пополам, выравниваем, чтобы меньше стороны листа хорошо сошлись, после чего линию сгиба проглаживаем пальцами.

3. Можем зафиксировать их с помощью двустороннего скотча, который мы наклеили заранее. Этот процесс мы делаем в два шага (2 и 3 пункт) для того, чтобы избежать неровностей.

4. Теперь нам нужно определиться с шириной пакета, и сделать следующие движения. Раскрываем заготовку, и делаем сгибы, параллельно боковым линиям. Расстояние между старыми сгибами и новыми – будет равно ширине пакета.

Таким образом, мы предали нужную форму нашему будущему пакету.

5. Боковые стороны сгибаем вовнутрь, тем самым соединив вертикальные сгибы. Полученные внутренние сгибы не обязательно проглаживать.

Получиться должно вот так:

6. Сформируем дно пакета. Один из краев заготовки, нижний, подгибаем вверх, на расстояние примерно как боковые части. Хорошо проходим сгибы, чтобы все было ровно, особенно края.

7. Разгибаем только что согнутое дно, и начнем его фиксировать и устанавливать на место. Для начала, загибаем боковые стороны в середину, чтобы сформировать изгибы, а так же уголки дна. Создаем наши уголки во всех 4-х сторонах, как это показано на фото.

8. Загибаем боковые стороны в середину и прикрепляем двухсторонний скотч к одной из сторон.

9. Освобождаем скотч и прикрепляем одну часть ко дну. Чтобы она лучше прилипла, можем расплавить пакет, и одну руку засунуть в него.

10. Одна сторона приклеена, займемся второй. Здесь двусторонний скотч нужно клеить не на двух гранях, а на трех. После чего, можно приклеить ту сторону ко дну.

11. Чтобы дно было более крепким, мы вырезаем из такой же бумаги, прямоугольник размером на несколько миллиметров меньше, нежели дно. Наклеиваем на одну из сторон двусторонний скотч и перемещаем эту бумажку на дно пакета с внутренней стороны, скотчем донизу.

Вот мы и получили наш пакетик!

С помощью дырокола и ленточки, можем сделать вот такое:

Украсив такой пакет фирменной наклейкой, можем использовать его в магазинах, или же просто в повседневной жизни.

ВИДЕО. Как сделать подарочный пакет?

Как сделать качели своими руками: пошаговая инструкция

Как сделать качели своими руками: пошаговая инструкция

Мы отправляемся на дачу отдохнуть и поработать. Мы мечтаем полежать в гамаке, попить чайку на свежем воздухе, но ребенку этого мало. Его энергия требует разумного применения, и в наших силах создать правильные условия для этого. Простой и практичный способ – сделать качели своими руками.

  • 15 досок 25 ?100 мм длиной 2,5 м.
  • 1 доска 50 ?150 мм длиной 2,5 м.
  • 30 (примерно) саморезов 4,5 ? 80 для древесины, золотистого цвета.
  • 180 (примерно) саморезов 3,5 ? 51 мм для древесины, золотистого цвета.
  • 2 оцинкованных винта типа DIN 444 или с кольцом для строительных лесов 12?100 мм. С шайбами и гайками.
  • 2 оцинкованных винта типа DIN 444 или с кольцом для строительных лесов 12?80 мм. С шайбами и гайками.
  • Цепь сварная диаметром 5 мм необходимой длины и 6 карабинов.
  • Электро- и ручные инструменты, описанные в шагах проекта.

1. Определитесь с размерами качелей

Рассчитайте, насколько велики должны быть качели и учтите их расположение на участке. Если они располагаются на видном месте, то слишком громоздкая конструкция затмит общий пейзаж.

Подумайте, насколько широким и глубоким должно быть сиденье, определитесь с высотой спинки. Исходите в первую очередь из собственных предпочтений - Вам должно быть удобно.

2. Выберите материалы

В нашем примере садовые качели выполняются из сосны, но порода дерева принципиальной роли не играет, поскольку и береза, и ель, экзотический кипарис, редкий кедр и даже можжевельник хороши, если они имеют достаточную толщину и способны выдержать Ваш вес (а также еще пары-тройки Ваших друзей, которым несомненной захочется опробовать качели).

3. Подготовьте инструменты и материалы

На этом этапе необходимо проверить готовность и наличие необходимых инструментов, крепежа и материала. Предлагаем Вам свериться со следующим списком:

Инструменты: циркулярная пила, ножовка, молоток, рулетка, угольник и дрель со сверлами.

Крепеж: саморезы, винты.

Пиломатериалы: 15 досок 25?100 мм длиной 2,5 метра.

4. Подготовьте рабочее место

На фото рабочим местом мастера являются металлические козлы с листом фанеры в качестве подвижного стола, но в принципе для работы вполне подойдет любая плоская поверхность, размещенная на удобной для Вас высоте.

5. Подготовьте доски нужной длины

Для этого возьмите 7 досок 25?100 мм, отмерьте на них требуемую длину (в нашем примере это полтора метра). Аккуратно отпилите доски по выбранной метке, стараясь делать все углы прямыми (90 градусов).

6. Установите упоры на столе для поддержки досок

Прикрепите фиксатор для того, чтобы доски не соскальзывали, пока Вы будете подгонять их по ширине. Толщина планок сиденья 20 мм, спинки (удерживающих меньший вес) - 12,5 мм. Для сиденья глубиной 500 мм потребуется около 17 планок, а для спинки высотой 450 мм - 15 штук.

7. Отпилите необходимое количество планок

Число требуемых планок определяется, исходя из выбранной высоты спинки и ширины сиденья. На фото качели глубиной 480 мм и высотой 430 мм, удобные для довольно высокого человека.

8. Просверлите каждую планку

Сверление необходимо для того, чтобы саморезы не расщепили дерево. Стоит взять тонкое сверло, а отверстие сделать глубиной 25 мм.

9. Наметьте рисунок изгиба

Фигурный элемент качелей изготавливается из доски 50?150 мм. Изгиб делаем округленной формы, угол зависит от Ваших предпочтений, но сиденье и спинку вполне можно сделать прямыми.

10. Поработайте ножовкой

Аккуратно выпилите 6 одинаковых частей рамы для качелей. Узкий конец лучше оставить достаточно длинным, так будет удобнее соединять сиденье и спинку.

11. Отпилите концы рамы спинки и сиденья

Спинка и сиденье должны соединяться под правильным углом. Вы можете начать с 45 градусов на каждую часть, затем прикладывать их друг к другу и постепенно выбрать нужную Вам величину угла.

Пометьте угол, отметив на каждой части показатель предыдущего отреза. Длина двух углов возможно будет и не одинаковой, но это не имеет критического значения, т.к. все сочленения располагаются внизу качелей, вне поля зрения.

12. Просверлите направляющие отверстия для саморезов

При соединении сиденья и спинки используйте саморезы 4,5 х 80 мм (для древесины и лучше золотистого цвета). Это очень важное соединение, поскольку саморезы – единственная поддержка в этом сочленении, и они несут на себе хорошую нагрузку. В зависимости от длины соединения, используйте не меньше двух саморезов.

13. Уложите планки на раму

Установите три законченных фрагмента рамы (соединенных сиденья и спинки) на верстак и приступите к укладке планок, подготовленных ранее. Привинтите концы планки к внешним рамам, потом середину – к центральной.

14. Убедитесь, что все углы прямые

Используйте угольник, чтобы проверить, насколько ровными получились углы, поправьте планки, если это потребуется. Расположите планки с интервалом 5 до 10 мм. Вы можете временно закрепить их или привинтить на постоянной основе, но в дальнейшем возможно придется поправлять некоторые из них. Имейте в виду, что более толстые планки 20 мм идут на сиденье, а 12,5 мм – на спинку.

15. Сделайте подлокотники

Выпилите клин длиной около 330 мм из доски 50?150 мм. В широкой части его ширина составляет 70 мм, а в узкой - 20. Это будет опора для подлоконтиков. Затем выпилите по доске длиной 550 мм, шириной с одного края 50 мм, с другой – 255 мм, для каждого подлокотника. В целом, подлокотник будет около 200 мм в высоту и около 200 мм в длину.

16. Прикрепите подлокотник

Расположите подлокотник на требуемой Вам высоте на задней раме, а опору на нижней части сиденья. Прикрепите их саморезами 4,5 х 80 мм. Закрепите верх подлокотника на опоре двумя дополнительными саморезами.

17. Сделайте крепеж для цепи

Просверлите отверстие в нижней части опоры подлокотника и раму в верхней части сиденья для винтов с кольцом. К ним будет крепиться подвесная цепь. Вставьте винты, используя шайбы для предотвращения вдавливания гаек в дерево, затяните их гаечным ключом.

Вставьте болты с кольцами в балку, отмерьте необходимую длину цепей. Отрегулируйте цепи для нужного наклона качелей, наиболее удобного. Закрепите цепь к кольцам с помощью карабинов и подвесьте качели. Готово!

  • Тщательно ошкуривайте все края - занозы смогут испортить настроение и в самый приятный вечер.
  • Следите за тем, чтобы доски были без сучков, поскольку они делают древесину слабее.
  • Сглаживайте края и углы, о которые могут удариться дети.
  • Покрасьте качели, это сделает их не только более красивыми, но и прочными.
  • Используйте оцинкованные или крашеные крепежи для предотвращения ржавчины (однако оцинкованные метизы не рекомендуются для кедра).
  • Для планок стоит купить доски длиной 2,5 м, оставшиеся части будут достаточно велики, чтобы использовать их для других проектов.

Это Вам будет интересно:

Как сделать ветрогенератор своими руками: подробная инструкция по сборке вертикального ветряка

Как сделать ветрогенератор своими руками: инструкция по сборке и монтажу

Если раньше ветряки можно было встретить не часто, то сегодня эта сфера активно развивается и опыт по созданию приобрели многие.

Область применения устройств разнообразна: они обеспечивают электричеством дома, качают воду, напрямую к ним подключают сельскохозяйственное оборудование (например, дробилки) и нагревают ёмкости с водой, которые могут стать аккумуляторами тепла для жилища.

Промышленные модели всем хороши, кроме стоимости, поэтому рассмотрим, как сделать ветрогенератор (ветряк) для частного дома своими руками и что для этого потребуется.

Ветряки для дома своими руками, механика ветрогенератора

Суть работы ветрогенератора – превращение кинетической энергии ветра в электрическую. Каждый элемент системы выполняет свою функцию:

  • Ветряное колесо, лопасти. Улавливают движение воздушных масс, вращаются и приводят в движение вал.
  • На валу может быть сразу установлен генератор, а может быть угловой редуктор, который передаст движение вниз на кардан. Благодаря использованию редуктора можно добиться повышения оборотов (мультипликатор).
  • Генератор – преобразует вращательную энергию в электрическую. Если генератор выдаёт стабильный ток, то его цепляют к аккумуляторам. Если нет – промежуточно устанавливается реле-регулятор напряжения.
  • Аккумуляторов в системе может и не быть, но с ними работа более стабильна – они используют ветреные часы для подзарядки и расходуют накопленный потенциал, когда ветер стихает.
  • Инвертор – служит для преобразования напряжения в нужную величину, например, в 220V. Нужен для удобства, поскольку большинство приборов рассчитаны на такое напряжение. Но назначение ветряка может быть различным, поэтому не в каждую схему включают инвертор.
  • Анемоскоп – прибор, который используют для мощных ветроустановок. Он собирает данные о скорости и направлении ветра. В самодельных конструкциях практически не встречается. Обычно делают небольшой флюгер и поворотный механизм.
  • Мачта – или опора, на которой будет закреплён пропеллер. На высоте больше шансов поймать стабильный и сильный ветер, поэтому важно уделить внимание мачте, которая должна выдерживать нагрузки.

Ветряки могут быть горизонтальными (с классическим воздушным винтом) и вертикальными (роторные). Горизонтальные установки имеют наибольший КПД, поэтому их чаще всего воспроизводят при самостоятельном изготовлении.

Генератор вертикального типа

Но такие ветряки нужно поворачивать навстречу ветру, поскольку при боковом потоке он перестаёт работать. А роторный ветрогенератор, сделанный своими руками, тоже имеет свои преимущества.

Конструкция вертикальных систем может сильно отличаться, но есть у них общие особенности.

  • Вертикально расположенные турбины поймают ветер, откуда бы он ни дул (горизонтальные модели нужно оснащать направляющей), что очень удобно, если ветер в конкретной местности не стабильный, переменный.
  • Такую конструкцию можно расположить прямо на земле (конечно, если там будет достаточно ветра).
  • Сделать установку проще, чем горизонтальную.

Единственный минус – относительно невысокий КПД.

Мощность устройства

Во-первых, нужно определить, какой мощности ветряк требуется, с какими задачами и нагрузками он должен справляться.

Обычно альтернативные источники энергии устанавливают, как дополнительный, который только помогает основному энергоснабжению.

И агрегаты мощностью от 500 Вт – это уже неплохо.

Для отопления небольшого дома понадобится около 2-3 кВт.

Но мощность ветряка зависит от 2 факторов:

  1. Диаметра лопастей.
  2. Скорости ветра.

Желаемое соотношение можно определить по таблице для горизонтальных устройств (на пересечении скорости ветра и диаметра лопастей – мощность в ваттах).

Скорость ветра/Диаметр лопастей

Например, если чаще всего дуют ветра от 5 до 8 м/с, а нам нужно, чтобы ветряк выдавал 1,5 — 2 кВт, то нужно рассматривать конструкции диаметром от 6 м.

Лопасти

По форме лопасти могут быть:

Парусные – плоские, это менее продуктивная схема. Они не учитывают аэродинамические силы, а вращаются только под напором ветряного потока.

Только 10 % энергии ветра будет преобразована в электрическую.

У крыльчатого типа наружные и внутренние поверхности различаются по площади. Также важно расположить лопасти под углом 6-10 ° к ветру.

Какой материал использовать на лопасти

На старинных мельницах изготавливался тонкий деревянный каркас из жердей с перемычками, на который натягивались полотняные «крылья». Когда ткань ветшала, её заменяли. Как вариант, можно использовать плотные материалы, такие, как брезент.

  • Для небольшого пропеллера можно сделать пластиковые лопасти, разрезав на части трубу ПВХ.
  • «Паруса» вырезают из фанеры.
  • Крупный агрегат можно снабдить лопастями из деревянных досок (не важно, что каждая лопасть будет тяжёлой, главное, чтобы они уравновешивали друг друга).
  • Можно использовать лёгкий металл, например дюралюминий.

Если ветер в местности порывистый, предпочтительнее делать увесистые лопасти, тогда система будет работать более стабильно.

Диаметр используемой трубы должен ровняться пятой части её длины. Отрезок разрезается вдоль на 4 части, в основании вырезается квадрат 5х5 (это будет место крепления), а затем делается косой срез, заужающий лопасть от основания к концу. Рваный край обрабатывается наждаком.

Для тех, кто любит путешествовать, ходить в походы или на рыбалку, такое устройство как электрогенератор на дровах будет просто незаменимым. Что это такое и как изготовить такой генератор своими руками, читайте далее.

Как организовать отопление без газа и дров, читайте тут .

Наверняка, вы слышали, что в военные времена выпускали автомобили, которые ездили на дровах. В чем состоит актуальность газогенератора в наше время, читайте в этой теме: http://microklimat.pro/otopitelnoe-oborudovanie/otopitelnye-pribory/gazogenerator-svoimi-rukami.html. А также вы найдете инструкцию по изготовлению агрегата своими руками.

Вертикальный ветрогенератор своими руками Используемые материалы и оборудование

Габариты турбины могут быть выбраны произвольно – чем больше, тем мощнее. В примере диаметр изделия – 60 см.

  1. Труба O 60 см (желательно из нержавеющей стали – оцинковка, дюраль и т.д.).
  2. Прочный пластик (два диска диаметром 60 см).
  3. Уголочки для крепления лопастей (по 6 шт. на каждую) – 36 шт.
  4. Для основы – ступица автомобильная.
  5. Гайки, шайбы винты для крепления.

Оборудование и инструмент:

Для балансировки лопастей можно использовать небольшую металлическую пластину, магниты, а при небольшом дисбалансе можно просто просверлить отверстия.

Чертеж ветрогенератора

Чертеж устройства ветрогенератора

Изготовление вертикального ветряка
  1. Металлическая труба разрезается вдоль так, чтобы получилось 6 одинаковых лопастей.
  2. Из пластика вырезается две одинаковых окружности (диаметр 60 см). Это будет верхняя и нижняя опора турбины.
  3. Чтобы немного облегчить конструкцию, можно вырезать в верхней опоре по центру круг O 30 см.
  4. В зависимости от того, сколько на автомобильной ступице отверстий, размечаются по ним точно такие же отверстия для крепления в нижней пластиковой опоре. Просверливаются дрелью.
  5. По шаблону нужно разметить расположение лопастей (два треугольника, образующих звезду). Отмечаются места крепления уголков. На двух опорах должно получиться идентично.
  6. Лопасти обрезать лучше не по одной, а все сразу (используется болгарка).
  7. Места креплений уголков нужно отметить и на лопастях. Затем просверлить отверстия.
  8. При помощи уголков лопасти крепятся к кругам-основаниям болтами и гайками через шайбы.

Чем длиннее лопасти, тем мощнее будет агрегат, но тем труднее его будет отбалансировать, в сильный ветер конструкцию «разболтает».

Генератор своими руками

Для ветряка нужно подбирать самовозбуждающийся генератор на постоянных магнитах (такие использовались в тракторах Т-4, МТЗ, т-16, т-25).

Если поставить обычный автомобильный генератор, у них обмотка напряжения работает от аккумулятора, то есть: нет напряжения – нет возбуждения.

Значит, если установить автогенератор + аккумулятор, и долгое время будет слабый ветер, аккумулятор просто разрядится и когда ветер появится вновь, система не запустится.

Либо изготовить ветрогенератор на неодимовых магнитах своими руками. Выдавать такой агрегат будет при слабом ветре 1,5 кВт, максимально, при сильном ветре 3,5 кВт. Инструкция по шагам:

Делаются два металлических блина, диаметром по 50 см.

На них по периметру на супер-клей крепятся по 12 неодимовых магнитов на каждой (размером примерно 50 х 25 х 1,2 мм). Магниты чередуются: «север» — «юг».

Блины размещаются друг напротив друга, полюса тоже ориентируются «север» — «юг».

Между ними размещается самодельный статор. Это 9 катушек медной проволоки сечением 3 мм. По 70 витков в каждой. Между собой они соединяются по схеме «звезда» и заливаются полимерной смолой. Катушки наматываются в одну сторону. Для удобства начало и конец обмотки нужно пометить (например, изолентой разных цветов).

Самодельный генератор для ветряка из неодимовых магнитов

Толщина статора около 15 — 20 мм. При его изготовлении нужно предусмотреть выходы обмоток с катушек через болты с гайками. С них будет идти питание генератора.

Расстояние между статором и ротором – 2 мм.

Суть работы в том, что север и юг магнитов меняются местами, что заставляет электрический ток «бегать» через катушку.

Магниты роторов будут очень сильно притягиваться. Чтобы соединить детали плавно, нужно просверлить в них отверстия и нарезать резьбу для шпилек. Роторы сразу выравниваются относительно друг друга и, постепенно, при помощи ключей, опускается верхний на нижний. После всего временные шпильки убираются.

Этот генератор можно использовать как на вертикальную, так и на горизонтальную модель.

Процесс сборки
  • На мачте устанавливается кронштейн для крепления статора (он может быть трёх или шести лопастной).
  • Над ним закрепляется гайками ступица.
  • В ступице 4 шпильки. На них закручивается генератор.
  • Статор генератора соединяется с кронштейном, неподвижно закреплённым на мачте.
  • На вторую пластину ротора закрепляется лопастная турбина.
  • От статора провода клеммами подключаются на регулятор напряжения.
Монтаж установки, которая превратит ветер в энергию

Чтобы установить собранную конструкцию на длинной мачте (а она будет довольно тяжёлой), нужно сделать следующее:

  1. В земле бетонируется надёжное основание.
  2. Во время заливки, в него вливают шпильки для крепления мощного шарнира (легко делается своими руками).
  3. После полного затвердевания, шарнир одевается на шпильки и закрепляется гайками.
  4. Мачта крепится к подвижной половине шарнира.
  5. В верхней части мачты при помощи фланца (приваривается), крепятся три — четыре растяжки. Понадобится стальной трос.
  6. За один из тросов мачта на шарнире поднимается (можно тянуть автомобилем).
  7. Растяжки фиксируют строго вертикальное положение мачты.

Ветряк из тракторного генератора

Место установки

От правильно подобранного места расположения ветряка будет зависеть эффективность его работы. Нужно найти место, где лопастям будет доступно максимальное количество ветра.

Это должно быть открытое пространство, возвышенность или крыша строения – подальше от деревьев и домов. И дело не только в помехах, но и в том, что устройство производит во время работы некоторый шум, а значит, может мешать спокойной жизни соседей.

Иногда на некотором удалении от жилого дома строят небольшой домик, в котором можно разместить оборудование и аккумуляторы, а на его крыше закрепляют ветрогенератор, можно даже в паре с солнечными батареями.

Сейчас все больше людей проявляют интерес к альтернативным источникам энергии. И частный дом — отличное поле для экспериментов. Альтернативная энергия своими руками. использование ветра, геотермальной энергии, биогаз и другие варианты, их плюсы и минусы.

Как утеплить трубы в земле своими руками, читайте в этой рубрике .

Видео на тему

Шары ньютона своими руками

как сделать из лего трамвай

Одни и те же ответы. Вот ребят,вы не видите мальчик ещё не взрослый,да и тем более сделайте что-либо на подобии этого,я также.

Делаем микроволновую печь из lego. legobricksamodelki. кость сделай обзор дома michel и как сделать крышу. Read moreShow less.

как сделать из лего трамвай

Делаем трамвай из Lego инструкция. Делаем мультфильмы как сделать лего мультик лего ходьба · Видеоинструкция как сделать дополнительную.

Мк по изготовлению торта для ребенка Делаем микроволновую печь из lego. legobricksamodelki. кость сделай обзор дома michel и как сделать крышу. Read moreShow less.

Делаем трамвай из Lego инструкция. Делаем мультфильмы как сделать лего мультик лего ходьба · Видеоинструкция как сделать дополнительную. Jul 24, 2013 - Класный трамвай, обязательно сделаю такой же. Jan 19, 2014 - Костя сделай обзор.как сделать лего ПРОТИВОГАЗ. please.- ?.


Несколько преимуществ покупки элитного алкоголя Во многих ситуациях алкоголь будет.

гекалюк м с тесты по биологии 7 класс ответы


Как приготовить Наполни хайбол кубиками льда доверху; Налей серебряную текилу 50 мл и апельсиновый сок 150 мл; Добавь гренадин 10 мл.

как приготовить винт


Коктейль Текила Санрайз готов! Надеемся, что наш рецепт помог вам и теперь вы знаете, как приготовить коктейль Текила Санрайз у себе дома!

собрать шкаф на балконе своими руками видео

Должностная инструкция водителя трамвая

Должностная инструкция водителя трамвая

4 Общие требования безопасности

5 Водителю трамвая запрещается

6 Водитель трамвая имеет право

7 Ответственность водителя трамвая

8 Оценка работы водителя

9 Перечень приложений

Приложение 1. Подготовка и повышение квалификации водителей

Приложение 2. Обязательство

Приложение 3. Инструкция по эксплуатации трамвая

Приложение 4. Перечень обязательных объявлений при работе с микрофоном

Приложение 5. Памятка водителю по работе с автоинформатором

Приложение 6. Инструкция водителя при работе на подвижном составе, оборудованном автоматизированной системой контроля проезда (АСКП)

Приложение 7. Инструкция по сцепке и буксировке трамвайных вагонов

Приложение 8. Правила пользования наземным городским пассажирским транспортом общего пользования (трамваями, троллейбусами, автобусами) в городе Москве

Приложение 9. Правила по охране труда на городском электротранспорте

Приложение 10. Типовая инструкция по охране труда для водителя трамвая, работающего на регулярных городских линиях

Приложение 11. Инструкция по контролю за работой водителя на линии, учету и оценке рейсов

Приложение 12. Памятка водителю транспортного средства ГУП "Мосгортранс" по предупреждению террористических актов на подвижном составе

Приложение 13. Порядок действий при возникновении дорожно-транспортного происшествия

Приложение 14. Правила проезда стрелочных переводов трамвая

Приложение 15. Рекомендации по рациональному расходованию электроэнергии

Приложение 16. Рекомендации по отоплению салона

Приложение 17. Требования по противопожарной безопасности

Приложение 18. Правила медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, и оформления его результатов

Приложение 19. Инструкция о проведении предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств

Дата добавления в базу:

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет права и обязанности водителя трамвая.

1.2. В должностной инструкции используются следующие понятия и сокращения:

1.2.1. "Трамвай", "Трамвайный вагон": - транспортное средство, передвигающееся по рельсовым путям, приводимое в движение тяговыми электрическими двигателями, получающими электроэнергию через специальный токоприемник от контактного провода, предназначенное для перевозки пассажиров.

1.2.2. "Трамвайный маршрут" - установленный в процессе организации перевозок пассажиров путь следования трамвая между начальным и конечным пунктами.

1.2.3. "Опасные участки" - участки трамвайного пути, проезд на которых сопряжен с повышенным риском вовлечения в дорожно-транспортные происшествия, либо повышенной тяжестью их последствий: участки, движение по которым связано с существенным изменением режимов движения; участки, на которых установлены или должны быть установлены предупреждающие дорожные знаки или проведены иные организационно-технические мероприятия.

1.2.4. "Культура обслуживания пассажиров" - состояние и экипировка салона, работа с микрофоном, реагирование водителя на обращение к нему пассажиров, внешний вид водителя и т.п.

1.2.5. "Работодатель" - юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником.

1.2.6. "Работники администрации" - руководящий персонал предприятия.

1.2.7. "Линейный работник ГУП "Мосгортранс" - работник государственного унитарного предприятия "Мосгортранс" по должностной инструкции связанный с организацией и осуществлением безопасного движения подвижного состава на маршрутах автобуса, трамвая, троллейбуса.

1.2.8. "Линейный работник Службы движения" - работник Службы движения ГУП "Мосгортранс", контролирующий соблюдение установленных правил безопасности эксплуатации подвижного состава.

1.2.9. "Нулевой рейс" - пробег трамвая от депо до конечной станции маршрута или от конечной станции до депо.

1.2.10. "Оборотный рейс" - пробег вагона (поезда) от одной конечной станции маршрута до другой и обратно.

1.2.11. "Экипировка" - обеспечение выпускаемого на линию подвижного состава съемным оборудованием, запасными частями, инструментом, материалами и документацией.

1.2.12. ПТЭ - правила технической эксплуатации.

1.2.13. ПТЭЭП - правила технической эксплуатации электроустановок потребителей.

1.2.14. ПБ - межотраслевые правила по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок;

1.2.15. ЦДП - центральный диспетчерский пункт.

1.2.16. ПДД - правила дорожного движения.

1.2.17. ЦУП - центр управления производством.

1.2.18. ДТП - дорожно транспортное происшествие.

1.2.19. АСКП - автоматизированная система контроля проезда.

1.3. Основной задачей водителя трамвая, работающего на регулярных городских маршрутах, является перевозка пассажиров с соблюдением графика движения в соответствии с расписанием и обеспечение безопасной перевозки пассажиров.

Основным рабочим местом водителя при работе на линии является трамвай.

При работе на линии водитель трамвая обязан, учитывая состояние трамвайного пути, условия движения и необходимость выполнения графика движения, применять способы и приемы вождения, способствующие безопасности движения, сохранности подвижного состава, обеспечению необходимого уровня удобств и комфортабельности проезда для пассажиров.

1.4. К работе водителем трамвая допускаются лица не моложе 20 лет, имеющие водительское удостоверение на право управления трамваем, группу электробезопасности не ниже 3, признанные медицинской комиссией годными для работы на трамвае и прошедшие стажировку на пассажирском трамвае в установленном объеме (Приложение 1 ). Стажировка производится при наличии у стажера временного водительского удостоверения, выданного ГАИ МВД.

Для управления трамвайным поездом необходима специальная подготовка (стажировка с оформлением допуска).

1.5. Приём на работу, перемещение и увольнение водителя, поощрения за труд и дисциплинарные взыскания производятся работодателем.

1.6. Водитель трамвая при поступлении на работу проходит вводный инструктаж и первичный инструктаж на рабочем месте по охране труда, а повторный инструктаж по охране труда не реже одного раза в три месяца.

1.7. Водитель трамвая подчиняется непосредственно начальнику маршрута (узла), выполняет требования директора, его заместителя по перевозкам, начальника отдела эксплуатации, диспетчера парка, заместителя начальника маршрута (узла), руководителя ремонтной зоны, участка, а при работе на линии - водителя-наставника, диспетчера конечной станции, работников Службы движения, ревизоров по безопасности движения, сотрудников милиции.

1.8. Водитель проходит ежедневные медицинские осмотры. Водитель, не прошедший в установленный срок медицинского обследования, к работе на линии не допускается. Водитель трамвая обязан пройти обучение и проверку знаний по "ПТЭЭП и ПБ при эксплуатации электроустановок напряжением до 1000 В".

1.9. Водитель допускается к самостоятельной работе на линии после стажировки, длительность которой зависит от типа трамвая и стажа его работы. (Приложение 1 ).

1.10. Молодой водитель приказом по депо закрепляется за определенным маршрутом сроком на двенадцать месяцев, а по окончании этого срока может быть переведен на другой маршрут депо.

1.11. Режим рабочего времени и времени отдыха водителя трамвая определяется месячным графиком и суточным нарядом по выпуску трамваев на линию и не может превышать нормы, установленной Правительством Российской Федерации.

1.12. Водитель, с его согласия, может привлекаться для участия в ремонте закреплённого за ним трамвая в соответствии с приказом работодателя.

1.13. Водитель обязан в соответствии с учебными планами предприятия и в целях совершенствования своих знаний и навыков посещать инструктивные технические занятия и курсы повышения квалификации. Для работы на новой модели трамвая проходит дополнительное обучение.

1.14. Работа водителя на линии контролируется диспетчером конечной станции, диспетчером по организации движения, контролером пассажирского транспорта, водителем - наставником, начальником узла (маршрута) и его заместителем, работниками отделов эксплуатации и безопасности движения ГУП «Мосгортранс».

Водитель при работе на линии должен иметь при себе и предъявлять для контроля работникам администрации (или их уполномоченным), работникам ГАИ и представителям Московского отделения Ространсинспекции:

- удостоверение на право управления транспортным средством;

- полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства;

- путевой лист установленной формы с отметками о допуске транспортного средства и водителя к работе, времени начала и окончания работы, наименования маршрута и др.;

1.15. При поступлении на работу водителю выдается на руки настоящая инструкция, и он подписывает обязательство о её выполнении (Приложение 2 ).

1.16. Основные требования и особенности работы водителя трамвая изложены как в последующих разделах инструкции, так и в приложениях, которые являются неотъемлемой частью настоящей должностной инструкции (приложения перечислены в разделе 9 ). Ссылки на приложения приводятся в тексте инструкции.

1.17. Дополнения и изменения инструкции во время её действия вносятся приказом по ГУП "Мосгортранс" и доводятся до сведения водителей.

2. Водитель должен знать:

2.1. Устройство и ПТЭ трамвая, технические характеристики трамвая, нормы расхода смазочных материалов, запасных частей, принцип работы основных агрегатов и систем трамвая, способы определения и устранения неисправностей в объёме работ, указанных в разделе 2 "Инструкции по эксплуатации трамвайного вагона" (Приложение 3 ).

2.3. Технику управления трамвайным вагоном.

2.4. Трассы маршрутов депо, профиль трамвайного пути, особенности и опасные участки маршрута, расположения конечных станций, обслуживающих маршруты депо.

2.5. Места с интенсивным движением транспорта и пешеходов, расположение светофоров, пешеходных переходов, дорожных знаков и дорожной разметки, расположение спецчастей и криволинейных участков трамвайного пути и контактной сети, порядок их проезда, состояние трамвайного пути.

2.6. Способы обнаружения и устранения неисправностей трамвая, возникающих во время его эксплуатации (по установленному перечню).

2.7. Порядок вызова техпомощи, подачи заявки на ремонт и оформления возврата трамвая в депо по техническим отказам.

2.8. Порядок работы с микрофоном, перечень обязательных объявлений (Приложение 4 ).

2.9. Порядок работы с диктофоном - автоинформатором и информационной системой оповещения пассажиров (Приложение 5 ).

2.10. Порядок работы на подвижном составе, оборудованном автоматизированной системой контроля проезда (АСКП) (Приложение 6 ).

2.11. Порядок сцепки и буксировки трамвайных вагонов (Приложение 7 ).

2.12. Действующие формы оплаты проезда в наземном городском пассажирском транспорте общего пользования в г. Москве.

2.13. Способы связи с оперативным персоналом управления движением и работниками депо (устанавливается депо) (тел. №№ _____________________).

2.14. Порядок оформления путевых листов, билетно-учетных документов.

2.15. Особенности эксплуатации трамвая в осенне-зимних условиях.

2.16. Правила пользования наземным городским пассажирским транспортом общего пользования (трамваями, троллейбусами, автобусами) в городе Москве (Приложение 8 ).

2.17. Основные требования "Правил по охране труда на городском электротранспорте" (Приложение 9 ), а также типовую инструкцию по охране труда для водителя трамвая (Приложение 10 ).

2.18. Инструкцию по контролю за работой водителя на линии, учёту и оценки рейсов (Приложение 11 ).

2.19. Порядок действий при ликвидации задержек движения на маршрутах электротранспорта.

2.20. Памятку водителю транспортного средства ГУП "Мосгортранс" по предупреждению террористических актов на подвижном составе (Приложение 12 ).

2.21. Порядок действий при ДТП (Приложение 13 ).

2.22. Водителю, работающему на трамвае модели КТМ - тормозные режимы вагонов 71-608К, 71-608КМ.

2.23. Правила проезда стрелочных переводов трамвая (Приложение 14 ).

2.24. Инструкцию по охране труда при маневровых работах на территории депо.

2.25. Рекомендации водителю трамвая по рациональному расходованию электроэнергии (Приложение 15 ) и инструкцию по отоплению салона (Приложение 16 ).

2.26. Правила внутреннего трудового распорядка.

2.27. Приказы и указания по трамвайному депо и ГУП "Мосгортранс", относящиеся к работе водителя и доведенные до него.

2.28. Рекомендации по противопожарной безопасности (Приложение 17 ).

2.29. Правила медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством и оформления его результатов (Приложение 18 ).

2.30. Инструкцию о проведении предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств (Приложение 19 ).

2.31. Порядок подготовки и повышения квалификации водителей городского пассажирского транспорта (Приложение 1 ).

2.32. Расположение постов и отделений милиции в районах прохождения маршрута (Приложение 20). (Вклеивается в депо).

2.33. Местонахождение лечебных учреждений (травмопунктов, поликлиник, родильных домов, больниц) ближайших к прохождению маршрута (Приложение 21). (Вклеивается в депо).

2.34. Настоящую должностную инструкцию.

3. Обязанности

3.1. Прибыть на работу в трамвайное депо или на конечную станцию к указанному в наряде сроку одетым опрятно и по погоде, имея при себе служебное и водительское удостоверения, книжку водителя, удостоверение о проверке знаний ПТЭЭП и ПБ при эксплуатации электроустановок с напряжением до 1000 В, а работающих по медицинским показателям в очках - иметь очки, а водитель со стажем до 1-го года - книжку молодого водителя.

В случае невозможности выйти на работу водитель обязан заблаговременно предупредить диспетчера депо или начальника маршрута.

3.2. Получить у диспетчера депо путевой лист, расписание движения по маршруту, другие путевые документы, проверить наличие подписей диспетчера и мастера по выпуску, расписаться в регистрационном журнале.

3.3. Пройти в соответствии с установленным порядком на предприятии предрейсовый медицинский осмотр, получить в путевом листе отметку о допуске к работе.

3.4. Получить инструмент, посадочные талоны, диктофон и фонограмму на соответствующий маршрут. Записать номера посадочных талонов в билетно-учётный лист. При работе трамвая с АСКП руководствоваться Приложением 6 .

3.5. Проверить работу освещения, громкоговорящей связи, компостеров, турникета и валидатора, экипировку трамвая.

3.6. Проверить комплектность и исправность инструмента, состояние салона, внешний вид и техническое состояние трамвая (Приложение 3 ).

3.7. Расписаться (при отсутствии неисправностей) в путевом листе о приемке трамвая в технически исправном состоянии, предъявить путевой лист охране и выехать из депо.

3.8. В случае неисправности трамвая сообщить об этом дежурному по выпуску или начальнику смены ЦУП, диспетчеру и сделать заявку на ремонт. В дальнейшем выполнять распоряжения диспетчера или ответственного за организацию выпуска трамваев.

3.9. На 1-м км "нулевого рейса" обратить внимание на работу агрегатов и систем трамвая согласно инструкции по эксплуатации трамвая. При выявлении неполадок устранить их с соблюдением требований охраны труда самому, не нарушая расписания, или вызвать техническую помощь. Сообщить диспетчеру депо и действовать по его указанию.

3.10. При возврате в депо по технической неисправности (с разрешения механика техпомощи или бригадира маршрута, начальника ЦУП) поставить трамвай на запасной путь и представить его в отдел технического контроля, оформить заявку в ЦУП и поступить в распоряжение мастера заявочного ремонта.

В случае, если ремонт трамвая производится без участия водителя, после оформления заявки на ремонт поступить в оперативное распоряжение диспетчера предприятия и по его указанию продолжить работу на линии на другом технически исправном трамвае.

3.11. Движение "нулевым рейсом" осуществлять в соответствии с расписанием и схемой маршрута. При следовании "нулевым рейсом" производить посадку и высадку пассажиров на всех остановочных пунктах маршрута, если это предусмотрено расписанием.

3.12. Поддерживать скорость движения по маршруту согласно расписанию в соответствии с состоянием трамвайных путей и проезжей части, погодными условиями, не нарушая ПДД.

3.13. При движении по маршруту производить остановку трамвая для высадки и посадки пассажиров на всех остановочных пунктах, указанных в схеме маршрута.

3.14. Снизить скорость движения при подъезде к остановочному пункту с таким расчетом, чтобы остановка трамвая была произведена плавно.

3.15. Если остановочный трафарет размещен на мачте или на тросе - остановить трамвай не доезжая 2-х м. до него; если на остановочном павильоне - остановиться серединой кузова против павильона (поезд, работающий по системе - серединой первого вагона); если на здании - серединой кузова первого вагона против указателя.

3.16. Открывать при посадке и высадке пассажиров все двери. Следить за посадкой и высадкой. Обеспечить вход через передние двери пассажиров с детьми, детей в возрасте до 10 лет, беременных женщин, инвалидов, престарелых. При работе трамвая с АСКП руководствоваться Приложением 6 .

3.17. Иметь в наличии в течение всей рабочей смены посадочные талоны и производить их продажу на остановочных пунктах в количестве, требуемом пассажирами.

3.18. При организованной очереди на остановке посадку производить через задние двери, а при работе с АСКП - только через переднюю.

3.19. Объявлять перед отправлением трамвая по микрофону название следующей остановки, а при подъезде к ней - повторить ее название. При работе диктофона включать его при подъезде к остановке.

3.20. Начинать движение трамвая от остановки, убедившись, что высадка и посадка пассажиров закончена, и двери трамвая закрыты.

3.21. Вести себя с пассажирами вежливо и предупредительно, требовать от пассажиров соблюдения "Правил пользования наземным городским пассажирским транспортом общего пользования (трамваями, троллейбусами и автобусами) в г. Москве" (Приложение 8 ).

3.22. При длительной вынужденной остановке трамвая вне остановочного пункта по требованию пассажиров обеспечить их безопасный выход из трамвая через переднюю дверь, руководствуясь при этом разделом 12 "Остановка и стоянка" ПДД.

3.23. При конфликте с пассажиром обратиться к работнику милиции или линейному работнику ГУП "Мосгортранс".

3.24. Напоминать пассажирам по микрофону о своевременном приобретении и компостировании посадочных талонов, о необходимости не забывать свои вещи и сообщать водителю об обнаруженных в салоне оставленных и подозрительных предметах, руководствуясь перечнем обязательных объявлений при работе с микрофоном (Приложение 4 ).

3.25. Остановить трамвай при неисправности трамвайного пути, контактной сети и сообщить диспетчеру конечной станции. Предупредить водителя следующего за ним трамвая. Опустить (оттянуть) токоприемник. Выяснить причину остановки встречного или впереди идущего трамвая. Если последует просьба водителя, оказать помощь.

Отбуксировать, при необходимости, неисправный вагон на ближайший запасной путь с соблюдением требований инструкции по сцепке и буксировке трамвайных вагонов (Приложение 7 ).

3.26. Произвести остановку трамвая: при поступлении сигнала из салона от пассажиров или кондуктора (один звонок-остановка по требованию, несколько звонков - экстренная остановка); при переходе трамвайного пути слепыми и подаче сигнала тростью; по требованию работников милиции, ГАИ, линейных работников ГУП "Мосгортранс"; в случаях, предусмотренных ПДД.

3.27. Предъявлять по требованию работников, перечисленных в п. 3.26 (при предъявлении ими своего служебного удостоверения) свое удостоверение на право управления транспортным средством, книжку водителя, лицензионную карточку, график движения, билетно-учетный лист, полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства, путевой лист.

3.28. Допускать нахождение в кабине водителя во время движения трамвая: водителя-наставника, начальника маршрута (узла) или его заместителя, стажера (если он вписан в путевой лист).

3.29. Останавливать трамвай при внезапном толчке и стуке по корпусу, резком колебании контактных проводов, срабатывании сигнала отрыва токоприемника от контактного провода. В случаях, угрожающих безопасности движения или жизни людей, применять экстренное торможение.

3.30. Включать полностью освещение салона трамвая в вечернее и ночное время, при плохой видимости. Соблюдать в холодное время тепловой режим в салоне при работе на линии, предусмотренный инструкцией (Приложение 16 ).

3.31. Сообщить о вынужденной длительной остановке на линии диспетчеру конечной станции, диспетчеру депо, линейным работникам Службы движения ГУП "Мосгортранс":

- о характере неисправности и техническом состоянии трамвая;

- о скоплении транспорта, дорожно-транспортном происшествии, аварийной ситуации, несчастном случае и т.п.;

- о повреждении трамвайного пути или контактной сети, в том числе и по его вине, сообщить время, место (адрес), номер маршрута и вагона;

- об отсутствии напряжения в сети;

- о внезапном заболевании.

При прибытии на конечную станцию написать объяснение о причине задержки.

3.32. Осмотреть после каждого оборотного рейса салон и технологические отсеки трамвая с целью выявления посторонних предметов. Проверить состояние колесных пар, тормозной системы, сцепных приборов, токоприемника, наличие песка в песочнице, исправность компостеров. При необходимости очистить маршрутные указатели и подножки от грязи, снега и льда.

При выявлении неисправности, нарушающей безопасность движения, поставить трамвай на запасной путь, доложить диспетчеру, вызвать слесаря или техническую помощь.

При обнаружении подозрительных предметов действовать согласно "Памятке водителя транспортного средства ГУП "Мосгортранс" по предупреждению террористических актов на подвижном составе" (Приложение 12 ).

3.33. Обнаруженные в салоне забытые вещи пассажиров, не представляющие опасности, сдать диспетчеру конечной станции, подписав акт на их прием.

3.34. В случае оставления трамвая при длительной стоянке на линии принять меры, исключающие использование трамвая посторонними лицами, взять с собой сумку с посадочными талонами и выручкой от их продажи.

3.35. При оперативном переключении трамвая для работы на другом маршруте установить соответствующие маршрутные указатели.

3.36. При внезапном заболевании сдать диспетчеру конечной станции путевой лист, выручку от продажи посадочных талонов, не реализованные посадочные талоны, другую путевую документацию. Поставить трамвай на разворотном круге. Направиться в лечебное учреждение.

3.37. По окончании работы на линии получить отметку диспетчера конечной станции в путевом листе об отправлении трамвая в депо.

3.38. При смене на линии:

3.38.1. Смена водителей производится только на конечной станции, под контролем диспетчера конечной станции, с отметкой в путевом листе. В исключительных случаях на одном из контрольных пунктов маршрута в присутствии и под контролем ответственного лица, назначенного приказом директора депо по согласованию со Службой движения ГУП "Мосгортранс".

3.38.2. Запрещается передавать трамвай водителю, находящемуся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения или с признаками сильной усталости (определяемыми визуально), а также водителю, Ф.И.О. и таб. № которого не вписаны в путевой лист (об этом сдающий смену водитель обязан немедленно доложить диспетчеру станции и начальнику маршрута (узла) или наставнику).

3.38.3. Водитель, пришедший на смену, предъявляет диспетчеру водительское удостоверение, удостоверение о проверке знаний ПТЭЭП и ПБ при эксплуатации электроустановок с напряжением до 1000 В, книжку водителя. Водитель со стажем работы до одного года - книжку молодого водителя.

3.38.4. При приемке и сдаче смены водители проходят обязательный медицинский осмотр у лица, назначенного приказом директора предприятия и имеющего соответствующее разрешение на право медицинского освидетельствования, с отметкой в путевом листе.

3.38.5. Водитель, сдающий трамвай, независимо от записи в бортовом журнале, обязан устно сообщить сменщику замеченные неисправности и повреждения подвижного состава, отмеченные в течение смены, о состоянии пути и контактной сети на маршруте, о работе громкоговорящей установки, компостеров, освещения и отопления салона (в зимний период), о полученных им распоряжениях, в частности, по режиму вождения, расписаться в путевом листе о сдаче смены.

3.38.6. При обнаружении неисправностей на трамвае водителю воспрещается откладывать устранение их до передачи смены.

3.38.7. Неисправности, обнаруженные при смене, должны быть устранены сдающим и принимающим смену водителями с соблюдением требований Инструкции по охране труда и технике безопасности, должностной инструкции.

3.38.8. Если неисправности силами водителей устранить нельзя, то водитель, принимающий смену, должен сообщить об этом диспетчеру станции, обратиться к линейному слесарю или вызвать техническую помощь.

3.38.9. Водитель, принимающий смену, обязан получить от водителя, сдающего смену, путевой лист, бортовой журнал, билетно-учетный лист и сумку с выручкой и остатками посадочных талонов, полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства, лицензионную карточку, сделав соответствующие записи в каждом документе о приемке трамвая, расписание и закрепленный за подвижным составом инструмент.

3.38.10. Запрещается производить смену в пути без разрешения уполномоченных на это должностных лиц (п. 3.38.1 ).

3.38.11. При отсутствии смены водитель обязан заявить об этом диспетчеру станции и по его требованию сделать дополнительный оборотный рейс.

3.39. При обнаружении в пути неисправности трамвая принять меры к ее ликвидации. При этом выполнять только тот объем работ по ремонту, который предусмотрен инструкцией по эксплуатации трамвая (Приложение 3 ). В случае невозможности устранить неисправность собственными силами вызвать техническую помощь.

Если неисправность не угрожает безопасности движения и не повлечет дальнейшего повреждения трамвая, возвратиться в депо самостоятельно, получив подпись слесаря или диспетчера конечной станции в путевом листе.

3.40. При задержке движения, вызванной неисправностью контактной сети, сообщить диспетчеру конечной станции или электродиспетчеру.

3.41. Перед въездом в депо остановить трамвай и вместе с работником охраны убедиться в отсутствии в салоне вагона посторонних лиц, забытых вещей и подозрительных предметов. Проверить громкоговорящую установку, турникет, компостеры и очистить их.

3.42. После прибытия в депо предъявить трамвай для осмотра и приемки его на хранение мастеру, получить его роспись в путевом листе и расписаться самому о сдаче трамвая, пройти послерейсовый медицинский осмотр. При наличии неисправностей сделать запись в бортовом журнале, сдать инструмент, микрофон и диктофон, бортовой журнал, путевой лист, расписание, другие путевые документы диспетчеру.

3.43. После смены сдать кассиру отдела сборов выручки сумму денег от реализации посадочных талонов по установленной форме.

- отключить питание и снять УКПБ;

- подсчитать денежную выручку от продажи посадочных талонов;

- сдать диспетчеру под роспись УКПБ и БСК выхода, а кассиру службы доходов денежную выручку от продажи посадочных талонов и остатки посадочных талонов.

3.45. Присутствовать в обязательном порядке при пересчете сданной выручки.

3.46. При ДТП сообщить диспетчеру конечной станции и трамвайного депо. Действовать в соответствии с Приложением 13. Явиться в парк для разбора причин ДТП в день происшествия или на следующий день утром.

3.47. Поддерживать чистоту в кабине водителя. При загрязнении, очищать маршрутные указатели и государственные номерные знаки.

3.48. Выбирать наиболее экономичный и эффективный режим вождения трамвая, отвечающий грамотной технической эксплуатации. Руководствоваться "Рекомендациями по рациональному расходованию электроэнергии" (Приложения 15 ).

3.49. Находясь по наряду в резерве, руководствоваться указаниями диспетчера.

3.50. В холодное время года соблюдать инструкцию по отоплению салона (Приложение 16 ).

3.51. Принимать участие в подготовке закрепленного трамвая к работе в осенне-зимний период.

3.52. Во время стажировки молодого водителя руководствоваться Приложением 1 .

4. Общие требования безопасности

4.1. Соблюдать нормы, правила и инструкции по охране труда.

4.2. Применять правильно коллективные и индивидуальные средства защиты от неблагоприятных условий труда.

4.3. При несчастном случае на производстве, признаках заболевания и ситуации, при которой создается угроза жизни и здоровью людей, сообщать непосредственному начальнику.

4.4. Соблюдать "Правила охраны труда на городском электротранспорте" (Приложение 9 ) и требования, непосредственно связанные со спецификой работы водителя трамвая.

4.5. При работе на линии:

4.5.1. В темное время суток и в условиях недостаточной видимости должны быть включены фары дальнего или ближнего света, освещение салона.

4.5.2. При возникновении загорания на трамвае, руководствоваться "Рекомендациями по противопожарной безопасности" (Приложение 17 ).

4.6. Находясь в ремонтной зоне действовать по указаниям бригадира, соблюдать трудовую дисциплину и требования охраны труда.

5. Водителю трамвая запрещается:

5.1. Управлять трамваем в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения.

5.2. Движение по территории депо и на линии с открытыми дверями.

5.3. Во время движения продавать посадочные талоны, курить и принимать пищу.

5.4. Приближаться на остановке к впереди стоящему трамваю на ровном участке ближе 15 метров, на подъёме и спуске - ближе 60 метров.

5.5. Во время движения допускать в кабину посторонних лиц, разговаривать во время движения с посторонними лицами.

5.6. Производить высадку и посадку пассажиров вне зоны остановки, за исключением случая, предусмотренного п. 3.22 .

5.7. Производить смену на линии без разрешения уполномоченных на это должностных лиц.

5.8. Вывешивать и устанавливать в кабине постороннюю информацию и предметы, не предусмотренные заводом изготовителем и парком. Во время движения пользоваться радиоприемником, магнитофоном и сотовым телефоном, не оборудованным устройством "ХЭНДЗ-ФРИ".

5.9. Курить на территории депо и в производственных помещениях, кроме специально отведенных для этого мест.

6. Водитель трамвая имеет право:

6.1. Настаивать на отмене распоряжений, противоречащих правилам дорожного движения. охраны труда и пожарной безопасности.

6.2. Требовать при привлечении к ремонту трамвая ознакомления с безопасными приемами труда и инструктирования по охране труда.

6.3. Закончить работу, если продолжительность смены, исключая время перерывов, более установленной трудовым законодательством нормы.

6.4. Требовать ознакомления с особенностями и условиями работы при переводе на новый маршрут.

6.5. Ограничивать вход пассажиров в трамвай в связи с его переполнением. (Предупреждением по микрофону, закрытием дверей).

6.6. Проверять оплату проезда пассажирами на конечном пункте. (При закрытых дверях, кроме передней).

6.7. Требовать выдачи на руки экземпляра настоящей должностной инструкции.

7. Ответственность водителя трамвая

7.1. Водитель несёт ответственность:

7.1.1. За не обеспечение по его вине, при работе на линии:

- безопасности пассажиров трамвая и пешеходов, находящихся на пути движения управляемого им трамвая;

- выполнения рейсов, предусмотренных расписанием;

- исправности и сохранности закреплённого трамвая, инвентаря, диктофона и другого имущества, инструмента и документации;

- сохранности выручки, посадочных талонов.

7.1.2. За несоблюдение трудовой дисциплины.

7.1.3. За перерасход по его вине электроэнергии.

7.1.4. За невыполнение требований безопасности, изложенных в разделе 4 настоящей должностной инструкции.

7.1.5. За утерю служебного и водительского удостоверения.

7.1.6. За несвоевременную сдачу путевого листа, полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства, другой путевой документации.

7.1.7. За самовольный возврат технически исправного трамвая с линии в депо.

7.1.8. За использование трамвая не по назначению.

7.1.9. За невыполнение или не надлежащее выполнение своей должностной инструкции.

8. Оценка работы водителя

8.1. Качество работы водителя трамвая оценивается следующими критериями:

- соблюдением расписания движения;

- отсутствием брака в работе на линии;

- состоянием трудовой и линейно-транспортной дисциплины;

- отсутствием нарушений должностной инструкции;

- уровнем выполнения задания по продаже посадочных талонов (при его наличии);

- культурой обслуживания пассажиров;

- содержанием закрепленного трамвая и его сохранностью при работе на линии.

8.2. Движение считается регулярным и рейсы не бракуются, если отклонение по времени при выполнении рейса не превышает 2-х минут нагона и 2-х минут опоздания (Приложение 11 ).

8.3. Браком в работе водителя трамвая являются потери линейного времени по причине опоздания прибытия из депо на конечную станцию более 6-и минут, простоя трамвая на линии более 10-и минут, возврат в депо с выбытием из движения.

8.4. Состояние трудовой и линейно-транспортной дисциплины считается оптимальным при соблюдении водителем правил внутреннего трудового распорядка, требованиями должностной инструкции, отсутствием ДТП, претензий сотрудников милиции, замечаний линейных работников ГУП "Мосгортранс", соблюдением сохранности и правил содержания трамвая и закрепленного имущества.

8.5. Выполнение установленного задания оценивается соответствием размера фактически сданной выручки от продажи пассажирам посадочных талонов к размеру установленного задания, наличием экономии электроэнергии (Приложение 15 ).

8.6. Содержание и сохранность закрепленного трамвая определяется умелым вождением, грамотной технической эксплуатацией и бережным к нему отношением.

9. Перечень приложений

1. Подготовка и повышение квалификации водителей.

2. Форма обязательства.

3. Инструкция по эксплуатации трамвая.

4. Перечень обязательных объявлений при работе с микрофоном.

5. Памятка водителю по управлению автоинформатором.

6. Инструкция водителя при работе на подвижном составе, оборудованном автоматизированной системой контроля проезда (АСКП).

7. Инструкция по сцепке и буксировке трамвайных вагонов.

8. Правила пользования наземным городским пассажирским транспортом общего пользования (трамваями, троллейбусами, автобусами) в г. Москве.

9. Правила по охране труда на городском электротранспорте.

10. Типовая инструкция по охране труда для водителя трамвая, работающего на регулярных городских линиях.

11. Инструкция по контролю за работой водителя на линии, учету и оценке рейсов.

12. Памятка водителю транспортного средства ГУП "Мосгортранс" по предупреждению террористических актов на подвижном составе.

13. Порядок действий при возникновении дорожно-транспортного происшествия.

14. Правила проезда стрелочных переводов трамвая.

15. Рекомендации по рациональному расходованию электроэнергии.

16. Рекомендации по отоплению салона.

17. Требования по противопожарной безопасности.

18. Правила медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством и оформления его результатов.

19. Инструкция о проведении предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств.

Приложение 1

к должностной инструкции
водителя трамвая

Подготовка и повышение квалификации водителей

(Извлечения из «Положения по подготовке, переподготовке и повышению
квалификации водителей городского пассажирского транспорта»,
утв. приказом по ГУП «Мосгортранс», № 152 от 08.04.97).

1. Общая часть

1.1. Водители трамвая по окончании обучения сдают экзамены в ГАИ МВД на право получения водительского удостоверения, после чего проводится стажировка.

1.2. Стажировка - совместная работа установленной продолжительности опытного водителя (в дальнейшем тексте - наставник, шеф) и молодого водителя на городских регулярных пассажирских линиях (в дальнейшем тексте - ученик, стажер, подшефный), проводимая в депо.

1.3. К работе с учеником допускаются наиболее опытные и дисциплинированные водители.

1.4. Молодой водитель закрепляется для стажировки за определенным водителем и маршрутом приказом по депо, о чем он (стажер) уведомляется. Наставник, стажирующий молодого водителя, несет при работе со стажером полную ответственность за соблюдение правил безопасности вождения и за сохранность трамвая.

1.5. Стажировка проводится на учебных трамваях, на той марке, на которой молодой водитель в дальнейшем будет работать самостоятельно.

1.6. Стажировка осуществляется на учебном трамвае, оборудованном двойным управлением, а также зеркалами заднего вида ученика и стажирующего водителя. На учебном трамвае должны быть установлены опознавательные знаки спереди и сзади в виде равностороннего треугольника белого цвета (сторона 300 мм) с каймой красного цвета (ширина каймы 30 мм), в которой вписана буква «У» черного цвета.

1.7. Стажеру выдается «Карточка молодого водителя». При отсутствии у него карточки или водительского удостоверения он к работе в этот день не допускается.

2. Продолжительность стажировки

2.1. Молодые водители трамвая стажируются 246 часов.

2.2. Водители трамвая, имеющие удостоверение, но не работавшие в качестве водителей более одного года, допускаются к управлению после подтверждения в аттестационной комиссии предприятия теоретических знаний и практических навыков вождения в объеме требований квалификационной характеристики по ранее присвоенной квалификации. Водители трамвая стажируются на маршруте в течение 70 - 140 часов.

(Конкретная продолжительность стажировки устанавливается аттестационной комиссией в зависимости от стажа работы и срока перерыва в работе по специальности).

2.3. Первые 5 смен работы в часы «пик» с 7 до 9 час. 30 мин. и с 16 до 20 час. управлять подвижным составом должен наставник. Указанные часы не входят в общее время стажировки молодого водителя.

2.4. Последние 5 смен из установленного периода стажировки осуществляются по выходам и расписанию. (При этом рейсы за опоздание не бракуются).

3. Проведение стажировки

3.1. Наставник допускает стажера к работе, если он указан в наряде на данный день и при нем имеется соответствующее удостоверение и табель с указанием маршрута и фамилии стажирующего водителя. Стажер должен начинать и заканчивать работу одновременно с наставником и беспрекословно выполнять все его распоряжения по работе.

3.2. Фамилия стажера вносится в путевой лист, выдаваемый наставнику. В путевом листе проставляется по нарастающей количество отработанных смен. Рейсы за опоздание не бракуются. Продолжительность смены стажера определяется графиком работы стажирующего, который отмечает ежедневно начало и окончание работы своего подшефного. Путевой лист заверяется также подписями диспетчеров конечной станции или депо в зависимости от окончания работы.

3.3. Шеф на маршруте постоянно наблюдает за работой стажера, подсказывая ему правильные решения при осложнении дорожной обстановки. Он обязан взять на себя управление подвижным составом при появлении угрозы возникновения аварии или несчастного случая.

3.4. Наставник ежемесячно вносит фактически отработанное время на линии в «карточку работы молодого водителя» или в «удостоверение стажера-водителя» и отвечает за правильное их ведение.

3.5. Качество работы проверяется начальником узла, водителем-наставником, общественным водителем-наставником, работником БД.

3.6. По окончании срока стажировки наставник даёт письменное заключение в «карточке работы молодого водителя» или «удостоверении стажера-водителя» о готовности его к самостоятельной работе на линии.

4. Работа на линии

4.1. Молодые водители после окончания учебного комбината закрепляются за одним маршрутом на 12 месяцев.

4.2. За 5 смен до истечения срока закрепления молодой водитель под руководством водителя-наставника стажируется на всех маршрутах узла.

4.3. Молодые водители закрепляются за определенным технически исправным трамваем. В путевом листе на время закрепления ставится штамп «закреплен за маршрутом».

4.4. Для ознакомления с маршрутом делается 1 - 3 оборотных рейса. В путевом листе делается запись, что молодой водитель направляется на стажировку для ознакомления с маршрутами.

4.5. Первые 5 смен самостоятельной работы молодому водителю рейсы не бракуются.

4.6. В целях обеспечения безопасности движения и быстрейшего приобретения молодыми водителями опыта самостоятельной работы запрещается:

- переключать с маршрута на маршрут в течение времени, указанного в п. 4.1 ;

- закреплять за пригородными маршрутами;

- привлекать к сверхурочной работе в течение первых 6-ти месяцев.

5. Повышение квалификации

5.1. Переподготовка водителей проводится только в учебно - курсовом комбинате ГУП «Мосгортранс». Повышение профессионального мастерства водителей осуществляется не реже одного раза в год по существующим учебным планам и программам ежегодных занятий с водителями. Сведения о прохождении курса занятий и сдаче зачетов заносятся в личное дело водителя.

Водитель, не сдавший зачет, не допускается к самостоятельной работе на линии и переводится с его согласия на другие работы. При невозможности перевода он подлежит увольнению в соответствии с действующим законодательством о труде.

5.2. Снижение и восстановление квалификации водителя решается в каждом отдельном случае директором депо по представлению квалификационной комиссии (в зависимости от знаний водителя, его линейной и трудовой дисциплины, срока лишения прав, времени предыдущей переподготовки и т.д.).

Приложение 2

к должностной инструкции
водителя трамвая

Приложение 3 Приложение 4 Приложение 5 Приложение 6 Приложение 7 Приложение 8 Приложение 9 Приложение 10 Приложение 11 Приложение 12 Приложение 13 Приложение 14 Приложение 15 Приложение 16 Приложение 17 Приложение 18 Приложение 19