Категория: Бланки/Образцы
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госстроя РФ от 17-12-99 81 (ред от 16-01-2001) ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ПО РАЗРАБОТКЕ СМЕТНЫХ НОРМ И. Актуально в 2016 году
4.8. Затраты на перебазировку машин с одной строительной площадки (базы механизации) на другую строительную площадку (базу механизации)Нормативные показатели затрат на перебазировку определяются по следующим схемам:
4.8.1. Перебазировка своим ходом, в которой занята машина, подлежащая перебазировке (кран на автомобильном ходу, автогудронатор, автобетононасос и т.п.). Формула исчисления сметного нормативного показателя затрат на перебазировку строительных машин своим ходом (Зт.см) имеет следующий вид:
(Зп + Зэ.тр + Зсм) х В
Зп - оплата труда машиниста перебазируемой машины данной типоразмерной группы, руб./маш.-ч (см. раздел 4.4);
Зэ.тр - затраты на энергоноситель при работе машины в транспортном режиме, руб./маш.-ч. Величина этого показателя может отличаться от показателя Зэ, отражающего затраты на энергоноситель при работе машины в технологическом режиме, порядок определения которого приведен в разделе 4.5. Показатель Зэ.тр. определяется по формуле:
Нл х Дэ х Гп х (Цэ + Здэ)
Нл - среднегодовая линейная норма расхода энергоносителя для машины данной типоразмерной группы (марки машины), л/100 км пробега. Показатель Нл принимается (в порядке очередности применения) по паспортным данным, по установленным нормативам или, при их отсутствии, - по среднему фактически сложившемуся расходу;
Дэ - плотность энергоносителя данного вида, кг/л;
Гп - годовой пробег строительной машины данной типоразмерной группы, 100 км/год;
Цэ - цена приобретения энергоносителя данного вида (бензина или дизельного топлива), руб./кг;
Здэ - затраты на доставку энергоносителя данного вида до заправляемой машины, руб./кг;
Т - годовой режим работы перебазируемой машины, маш.-ч/год;
Зсм - затраты на смазочные материалы, руб./маш.-ч (см. раздел 4.6);
В - время перебазирования машины, маш.-ч/день (сутки). Показатель В отражает затраты времени на перемещение машины с базы механизации на строительную площадку и со строительной площадки на базу механизации. Как правило, перечисленные выше машины каждый день (сутки) возвращаются на базу механизации;
Тп - время работы машины на одной строительной площадке, маш.-ч. Для машин, которые перемещаются своим ходом, показатель Тп ограничивается рамками одного дня (суток) и определяется по формуле:
Тп = Крс х Кс, (31)
Крс - нормативная продолжительность рабочей смены, маш.-ч/смена;
Кс - коэффициент сменности работы машины, смена/день (сутки).
4.8.2. Перебазировка на буксире (передвижная компрессорная станция, передвижная электростанция, кран на пневмоколесном ходу и т.п.) с использованием тягача и, в случае необходимости, машины сопровождения. Формула исчисления сметного нормативного показателя затрат на перебазировку строительных машин по этой схеме (Зт.б) имеет следующий вид:
(Рт + Рмс + Зп) х В
Рт - сметная расценка на эксплуатацию тягача, руб./маш.-ч;
Рмс - сметная расценка на эксплуатацию машины сопровождения, руб./маш.-ч;
Зп - оплата труда машиниста перебазируемой машины, руб./маш.-ч (см. раздел 4.4);
В - время перебазировки машины, маш.-ч. Показатель В отражает затраты времени на перемещение машины с базы механизации на строительную площадку и со строительной площадки на базу механизации или с одной строительной площадки на другую строительную площадку;
Тп - время работы машины на одной строительной площадке, маш.-ч. Показатель Тп ограничивается временными рамками периода между двумя перебазировками строительной машины и определяется по формуле:
Т - годовой режим работы перебазируемой машины, маш.-ч/год;
Кпер - количество перебазировок машин данной типоразмерной группы в год, раз/год. Принимается по фактически сложившейся частоте перебазировок.
4.8.3. Перебазировка строительной машины на прицепе (полуприцепе, прицепе - тяжеловесе и т.п.) без ее демонтажа и последующего монтажа, с погрузкой на прицеп своим ходом или с помощью лебедки (или иного приспособления, оборудованного на транспортном средстве). По этому варианту в перебазировке заняты: машина, подлежащая перебазировке (бульдозеры, трубоукладчики, экскаваторы на гусеничном ходу и т.п.), тягач, прицеп (полуприцеп, прицеп - тяжеловес и т.п.) и автомобиль сопровождения. Формула исчисления сметного нормативного показателя затрат на перебазировку строительных машин по этой схеме (Зт.т) имеет следующий вид:
(Рт + Рмс + Рпр + Зп) х В
Рт - сметная расценка на эксплуатацию тягача, руб./маш.-ч;
Рмс - сметная расценка на эксплуатацию машины сопровождения, руб./маш.-ч;
Рпр - сметная расценка на эксплуатацию прицепа (полуприцепа, прицепа - тяжеловеса), руб./маш.-ч;
Зп - оплата труда машиниста (машинистов) перебазируемой машины, руб./маш.-ч (см. раздел 4.4);
В - время перебазировки машины, маш.-ч. Показатель В отражает затраты времени на перемещение машины с базы механизации на строительную площадку и со строительной площадки на базу механизации или с одной строительной площадки на другую строительную площадку. Принимается по средней фактически сложившейся продолжительности перебазировок;
Тп - время работы машины на одной строительной площадке, маш.-ч. Показатель Тп ограничивается временными рамками периода между двумя перебазировками строительной машины и определяется по формуле 33.
4.8.4. Перебазировка строительной машины на прицепе (полуприцепе, прицепе - тяжеловесе и т.п.) с ее демонтажем и последующим монтажом, с погрузкой (и последующей разгрузкой) на транспортное средство с применением погрузо - разгрузочного оборудования (как правило, кранов на автомобильном ходу или кранов на спецшасси автомобильного типа). По этому варианту в перебазировке заняты: машина, подлежащая перебазировке (краны башенные, краны на гусеничном ходу, сваебойная техника и т.п.), погрузо - разгрузочное оборудование, тягач, прицеп (полуприцеп, прицеп - тяжеловес и т.п.) и автомобиль сопровождения. Формула исчисления сметного нормативного показателя затрат на перебазировку строительных машин по этой схеме (Зт.к) имеет следующий вид:
(Рт + Рмс + Рпр) х Втр + Ркр х Вр + Ззв х Взв
Рт - сметная расценка на эксплуатацию тягача, руб./маш.-ч;
Рмс - сметная расценка на эксплуатацию машины сопровождения, руб./маш.-ч;
Рпр - сметная расценка на эксплуатацию прицепа (полуприцепа, прицепа - тяжеловеса), руб./маш.-ч;
Втр - время эксплуатации транспортных средств, обеспечивающих перебазировку строительной машины данной типоразмерной группы, маш.-ч. Показатель Втр отражает затраты времени на погрузку, перемещение и разгрузку машины;
Ркр - сметная расценка на эксплуатацию погрузо - разгрузочного оборудования, руб./маш.-ч;
Вкр - время эксплуатации погрузо - разгрузочного оборудования в процессе монтажа, демонтажа и перевозки строительной машины, маш.-ч;
Ззв - оплата труда звена рабочих, занятых на монтаже, демонтаже и перевозке строительной машины, включая ее машиниста (машинистов), руб./маш.-ч (см. раздел 4.4);
Взв - календарное время работы звена рабочих по перебазировке (монтажу, демонтажу и перевозке) машины данной типоразмерной группы, маш.-ч;
Тп - время работы машины на одной строительной площадке, маш.-ч. Показатель Тп ограничивается временными рамками периода между двумя перебазировками строительной машины и определяется по формуле 33.
4.9. В приложении 6 приведен перечень машин, затраты на перебазировку которых в сметные расценки не включаются и учитываются в сметах отдельной строкой в соответствии с фактическими условиями выполнения соответствующих работ, связанных с их перебазировкой.
Эффективность использования машин определяется временем, в течение которого машина выполняет работу при номинальных режимах нагрузки. Чем больше это время, тем лучше используется машина и выше качество ее эксплуатации.
Оценка качества использования машины производится сравнением фактического времени, отработанного машиной, с расчетной нормой времени, определить которую можно, проведя расчет годового режима работы машины.
Важно не только установить факт выполнения или невыполнения расчетного годового режима работы машины, но и наметить мероприятия по улучшению ее использования.
В настоящем документе дана методика определения годовых режимов работы строительных машин и приводятся исходные данные для анализа режимов их работы.
Определенные расчетом годовые режимы работы машин могут применяться не только для оценки качества эксплуатации строительных машин, но и для сметных расчетов.
Настоящий документ подготовлен ЦНИИОМПТ (КолосковВ .Н. ГутаревЮ .А. КорытовЮ .А .) и Управлением государственной строительной политики Госстроя России (МолотковаЛ .Н. СимоновС .Н .).
Настоящий документ распространяется на эксплуатацию строительных машин в части определения годовых режимов их работы.
Документ устанавливает правила определения годовых режимов работы строительных машин, содержит исходные данные для расчетов и типовые годовые режимы работы строительных машин.
Документ предназначен для использования во всех организациях, занимающихся проектированием, изготовлением и эксплуатацией строительных машин.
В настоящем документе использованы ссылки на следующие документы.
ГОСТ 2.601-95 ЕСКД. Эксплуатационные документы.
ГОСТ 25646-95. Эксплуатация строительных машин. Общие требования.
ГОСТ 25866-83. Эксплуатация техники. Термины и определения
СП 12-102-2001. Механизация строительства. Расчет расхода топлива на работу строительных и дорожных машин.
МДС 12-8.2000. Рекомендации по организации технического обслуживания и ремонта строительных машин.
Годовой режим работы строительной машины - продолжительность рабочего времени и перерывов в работе в течение года.
Суточный режим работы строительной машины - продолжительность рабочего времени и перерывов в работе в течение суток.
Коэффициент внутрисменного использования строительной машины - отношение времени использования машины по назначению к продолжительности сменного рабочего времени.
Эксплуатация строительной машины и условия эксплуатации машины - по ГОСТ 25866.
4.1. Режим работы строительных машин определяется продолжительностью времени работы машины и перерывов в работе машин за соответствующий период календарного времени.
Рабочее время машин включает продолжительность выполнения операций технологического процесса работ (передвижения машины по фронту работ в пределах одного строительного объекта), технологических перерывов в работе машин, подготовки машины к работе в начале смены и сдачи ее в конце смены, технического обслуживания машин в течение смены (ЕО).
4.2. В основном режимы работы машин подразделяются на годовые и суточные, но могут разрабатываться и на другие периоды календарного времени года.
4.3. Определение годового режима работы машин предусматривает получение данных по распределению календарного времени на рабочее время и время, когда машина по тем или иным причинам не работает: техническое обслуживание, за исключением ежесменного, ремонт, перемещение с одного объекта на другой, монтаж или демонтаж и др. В годовом режиме учитываются только целосменные перерывы в работе машин.
Годовой режим работы может определяться как на каждую машину, так и на среднесписочную машину по каждой группе.
4.4. Суточный режим определяет количество смен работы машин в течение суток. Количество смен работы при этом определяется как средняя величина.
5.1. Годовые режимы работы строительных машин должны разрабатываться применительно к конкретным условиям их эксплуатации, организованной согласно требованиям ГОСТ 25646.
5.2. Годовой режим работы машин может быть определен в сутках, сменах и часах рабочего времени.
Расчет годового режима работы машин заключается в определении количества суток, смен, часов;
времени работы машины в году;
перерывов в работе машины в результате перебазировок, выходных дней, метеоусловий, ремонта и др.
5.3. Количество рабочих суток машины в году Д определяется путем исключения из календарного времени года числа суток перерывов в работе машины по всем причинам, т.е.
где Дв - праздничные и выходные дни;
Дпр - время, затрачиваемое на перебазировку машин (время на демонтаж, перевозку и монтаж машин на новом месте работы);
Дм - перерывы в работе, связанные с неблагоприятными метеорологическими условиями, при которых машины не могут работать;
Дн - непредвиденные перерывы в работе машин;
До - время, затрачиваемое на доставку машин на ремонтное предприятие и обратно, а также время ожидания ремонта;
Дрем - время нахождения машин в техническом обслуживании и ремонте.
Количество смен работы машины в году Дсм определяется исходя из количества смен работы машины в сутки, с учетом требований технологии производства работ и фактически достигнутой сменности, учитывающей конкретные условия эксплуатации машин в организации, для которой разрабатываются годовые режимы работы
где Ксм - количество смен работы машины в сутки.
Для группы (вида) машин Ксм рассчитывается исходя из данных о количестве машин, работавших с различной сменностью в сутки соответствующего календарного периода времени по следующей формуле
где Ксм.м - количество смен работы отдельных машин в сутки;
Мк - среднесписочное количество машин, работавших со сменностью, равной соответствующей величине Ксм.м ;
Тк - количество суток работы данной группы машин с одинаковой сменностью;
М - общее среднесписочное количество работавших машин;
Т - количество суток, отработанных машинами в соответствующем периоде.
Количество часов рабочего времени машины в течение года Дч при продолжительности смены в часах согласно режиму, установленному для данной организации и в соответствии с действующим законодательством, определяется как
где Псм - продолжительность рабочей смены, ч.
5.4. Количество праздничных и выходных дней Дв принимается по календарю, а при работе машинистов по скользящему графику - на основании графиков, принятых в данной организации.
5.5. Количество суток, затрачиваемых на перебазировку машин в течение года Дпр. определяется на основании данных о количестве и территориальном размещении строящихся объектов, продолжительности их строительства. При этом учитываются намечаемые на планируемый период изменения структуры работ, количества и размещения объектов и мероприятия, сокращающие продолжительность перебазировки. При определении продолжительности перебазировок машин могут быть использованы данные, приведенные в прил. 1 (табл. 1 - 5 ).
При расчете режимов использования самоходных колесных машин, которые имеют постоянную стоянку на эксплуатационной базе строительной организации, время, затрачиваемое ежедневно на переезды к месту работы и обратно (при расстояниях не более 25 - 30 км), учитывают в составе сменного рабочего времени и в затраты времени на перебазировку не включают.
5.6. Перерывы в работе машин, связанные с неблагоприятными метеорологическими условиями, определяются на основании данных соответствующих районных управлений гидрометеослужбы с учетом типа машины.
Данные гидрометеослужбы по отдельным географическим пунктам о количестве дней в году с неблагоприятными метеорологическими условиями, влияющими на продолжительность рабочего времени машин, приведены в прил. 1 (табл. 6 ).
5.7. При расчете годового режима может быть предусмотрено время на перерывы в работе машин по непредвиденным причинам и резерва времени машин Дн. продолжительность которых принимается 3 % календарного времени за вычетом праздничных и выходных дней.
5.8. Время, затрачиваемое на доставку машин на ремонтное предприятие и обратно, а также время ожидания ремонта определяются на основании расчетов и данных о фактических затратах времени (прил. 2 ).
5.9. Время нахождения машины в техническом обслуживании и ремонте Дрем (в сутках) определяется по формуле
где Дп = Дв + Дпр + Дм + Дн + До - перерывы в работе машин по всем причинам, кроме перерывов для технического обслуживания и ремонта;
Ксм - количество смен работы в сутки;
Псм - продолжительность смены, ч;
Рч - количество дней нахождения машин в техническом обслуживании и ремонте в расчете на 1 ч сменного рабочего времени машины.
5.10. При наличии счетчика моточасов время нахождения машины в техническом обслуживании и ремонте (в сутках) можно определить из выражения
где Тм.ч - наработка машины в моточасах.
5.11. Величина Рч принимается на основании показателей, содержащихся в эксплуатационной документации, по ГОСТ 2.601. заводов-изготовителей и фактических сведений по аналогичным машинам.
Если эти данные отсутствуют, то Рч определяется по формуле
где Ктор - количество технических обслуживаний и ремонтов каждого вида машин за один ремонтный цикл;
Пр - продолжительность одного технического обслуживания и ремонта соответствующего вида машин в рабочих сутках;
Цм - продолжительность ремонтного цикла в моточасах;
Кп - коэффициент отношения наработки машины в моточасах к сменному рабочему времени, за которое она получена.
Значения величины Пр принимаются поданным МДС 12-8.2000. Коэффициент Кп определяется по каждой организации, для которой рассчитывают режимы работы машин.
5.12. Для упрощения расчетов Рч при отсутствии фактических данных о наработке машин можно пользоваться усредненными значениями коэффициента Кп. приведенными в табл. 7 прил. 1. При определении режимов работы для парка менее 15 одноименных машин затраты времени на ремонты рекомендуется определять для каждой машины с учетом фактически отработанного количества часов.
5.13. При определении продолжительности перерывов в работе машин по различным причинам рекомендуется учитывать возможность сокращения их за счет совмещения перерывов во времени. Так, сутки с неблагоприятными метеорологическими условиями могут совпадать с выходными и праздничными днями. Продолжительность перерывов в работе машин в связи с выходными днями может быть уменьшена за счет введения скользящего графика работы машинистов. Перерывы в работе для технического обслуживания машин могут быть сокращены за счет организации проведения его в выходные дни или в нерабочие смены.
6.1. Годовая эксплуатационная производительность (выработка) машины П определяется на основании данных годового режима работы машины и ее эксплуатационной производительности
где Тч - количество часов рабочего времени в году;
Пэ - эксплуатационная производительность машины.
6.2. Эксплуатационная производительность машины определяется на основании данных о фактическом количестве часов рабочего времени и выполненном объеме работ за расчетный период.
Эксплуатационная производительность Пэ может быть подсчитана по формулам технической производительности Пт с учетом коэффициента внутрисменного использования рабочего времени Kв. т.е.
6.3. Коэффициент использования внутрисменного времени Кв определяется на основании данных систематических наблюдений о внутрисменных потерях рабочего времени.
Если эти данные отсутствуют, можно использовать значения Кв. приведенные в СП 12-134-2001.
7.1. Для оценки использования строительных машин по времени и производительности следует применять следующие показатели:
коэффициент использования машины по времени в году;
коэффициент использования внутрисменного времени;
показатель использования машины по производительности в году.
7.2. Коэффициент использования машины по времени в году Кг определяется
где Дф - фактическое количество суток, отработанное машиной в течение года.
7.3. Коэффициент использования внутрисменного времени Кв определяется
где Псм ф - фактическое время работы машины в смену.
7.4. Показатель использования машины по производительности в году Р определяется
где Пф - фактическая годовая эксплуатационная производительность (выработка) машины.
7.5. Дополнительными показателями оценки использования машин могут служить данные анализа режимов работы, полученные путем сравнения фактических затрат времени на перебазировку машин, техническое обслуживание и ремонт машин, потерь рабочего времени в связи с неблагоприятными метеорологическими условиями и непредвиденными причинами с затратами времени, предусмотренными в режимах работы.
Эти данные используют при расчете режимов работы на последующий планируемый период и разработке мероприятий по улучшению использования машин.
8.1. Типовые годовые режимы работы строительных машин приведены в табл. 1 - 9 и могут быть использованы:
для практических целей планирования и анализа фактического использования машин, если исходные данные, принятые для расчета режимов, соответствуют условиям работы организаций, использующих эти режимы;
в качестве методического пособия для разработки режимов при различии исходных данных соответствующей строительной организации и принятых в типовых режимах.
8.2. За основу расчета режимов работы машин приняты:
двухсменная работа машин при пятидневной рабочей неделе;
продолжительность смены 8,2 ч;
количество выходных и праздничных дней - по календарю;
затраты времени на перебазировку машин - по фактическим данным ряда строительных организаций.
При расчете режимов перерывы в работе машин по метеорологическим причинам приняты не в среднем по зоне, а применительно к конкретным пунктам. Для экскаваторов, погрузчиков, бульдозеров, кранов стреловых приняты следующие пункты: I зона - Краснодар, II зона - Петербург, III зона - Москва, IV зона - Хабаровск, V зона - Чита, VI зона - Бодайбо; для тракторов с навесным экскаваторным оборудованием вместимостью 0,25 м 3. скреперов, автогрейдеров: I зона - Краснодар, II зона - Воронеж, III зона - Волгоград, IV зона - Казань. V зона - Иркутск; для кранов башенных: I зона - Краснодар, II зона - Минск, III зона - Москва, IV зона - Вятка, V зона - Кемерово.
Продолжительность пребывания машин в ремонте и техническом обслуживании определена на основе данных, приведенных в МДС 12-8.2000.
Техническое обслуживание машин частично производят во внесменное время, поэтому время, необходимое для технического обслуживания, уменьшено на 5 - 10 %.
Для землеройных машин, учитывая сезонный характер их использования и возможность проведения ремонтов в межсезонный период, в режимах указана лишь продолжительность технических обслуживаний. По этой же причине в режимах не предусмотрено время на доставку этих машин в ремонт и обратно и ожидание ремонта. Среднесуточное время работы принято 16,4 ч.
ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ ДЛЯ РАСЧЕТА РЕЖИМОВ РАБОТЫ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН ПРИМЕР РАСЧЕТА ГОДОВОГО РЕЖИМА РАБОТЫ И ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ОДНОКОВШОВЫХ ЭКСКАВАТОРОВСостав парка: экскаваторы - 8 шт. третьей размерной группы, универсальные, гидравлические, на гусеничном ходу, оборудованные обратной лопатой с ковшом вместимостью 0,65 м 3.
В планируемом году пройдут капитальный ремонт 2 экскаватора.
Температурная зона, для которой рассчитывается режим работы, - III (Волгоград).
Фактическое число перебазировок экскаваторов за прошедший год составило 96, или 96/8 = 12 перебазировок на один среднесписочный экскаватор при среднем времени на одну перебазировку 7 ч.
Экскаваторы работают в 1,5 смены, продолжительность смены 8,2 ч при пятидневной рабочей неделе.
Расчет годового режима
1. Количество выходных и праздничных дней в году - 115. Для повышения выработки машин на летние месяцы (июнь, июль, август) следует организовать скользящий график работы машинистов и за счет этого уменьшить простои в выходные и праздничные дни.
Количество выходных и праздничных дней Дв в этом случае составит:
Дв = 115 - 27 = 88 дней, где 27 - количество выходных дней в июне - августе.
2. Затраты времени на перебазировку машин. В планируемом году, для которого определяют режим работы экскаваторов, увеличивается число строящихся объектов, причем средняя величина объема земляных работ, приходящаяся на один объект, уменьшается на 8 % и составит по отношению к базовому году 0,92.
В результате среднее количество перебазировок на одну машину изменится следующим образом
Затраты времени на перебазировку экскаватора составят:
13 × 7 = 91 ч.
При организации работ по перебазировке машин в две смены затраты Дпр в сутках составят:
3. Перерывы в работе экскаваторов в связи с неблагоприятными метеорологическими условиями.
В соответствии с прил. 1 (табл. 6 ) для III зоны (Волгоград) число суток с неблагоприятными условиями Дм (с дождем) составляет 7,9 » 8.
4. Перерывы в работе машин по непредвиденным причинам. Величину перерывов по непредвиденным причинам определяют на основании рассмотрения фактических данных о перерывах в работе машин за отчетный (базовый) период.
Для данного примера принимается продолжительность непредвиденных перерывов Дн в размере 3 % количества календарных суток, за исключением праздничных и выходных дней, т.е.
5. Время, затрачиваемое на перевозку машин в ремонт и из ремонта и на ожидание ремонта, До определяют расчетом из условия, что перевозка в капитальный ремонт осуществляется на трайлере на расстояние L = 100 км по дорогам первой группы со скоростью V = 15 км/ч (прил. 1. табл. 1 ), затраты времени на погрузку и разгрузку на объекте и ремонтном предприятии t = 2 ч (прил. 1. табл. 4 ), сдача машин в ремонт и приемка из ремонта занимают tп = 3 суток и ожидание ремонта t0 = 4 суток.
Таким образом, время, затрачиваемое на транспортировку в ремонт и из ремонта и ожидание ремонта, составит
где 12 - продолжительность движения трайлера и погрузочно-разгрузочных работ, ч/сут.
На одну среднесписочную машину рассматриваемого парка величина До составляет где 8 - количество машин в парке, из которых 2 подвергаются капитальному ремонту.
6. Затраты времени на техническое обслуживание и ремонт экскаваторов определяются по формуле (2 ).
Общая величина перерывов в работе Дп равна
Количество суток нахождения машин в техническом обслуживании и ремонте в расчете на 1 ч сменного времени Рч определяется по данным прил. 1 (табл. 7 )
Количество суток нахождения экскаваторов в техническом обслуживании и ремонте Дрем составит
7. Годовой режим работы экскаваторов характеризуется следующими данными:
Количество нерабочих суток в году. 135
праздничные и выходные дни. 88
перебазировка машин. 6
метеорологические причины. 8
непредвиденные причины. 8
техническое обслуживание и ремонт. 23
доставка в ремонт, из ремонта и ожидание ремонта. 2
Количество суток работы в году. 221
Среднесуточное время работы, ч. 16,4
Количество часов рабочего времени в году. 3624
8. Годовая эксплуатационная производительность (выработка) составит
где Пт = 36 м 3 /ч - техническая производительность экскаватора;
Кв = 0,8 - коэффициент использования внутрисменного времени для данной организации при работе в грунтах 1 группы в отвал.
© 2007 ООО «МЦК» Независимая строительная экспертиза недвижимости: обследование зданий, контроль качества строительства, техническое проектирование домов в Москве и регионах России. Энергетическое обследование зданий и энергоаудит предприятий.
Нл - среднегодовая линейная норма расхода энергоносителя для машины данной типоразмерной группы (марки машины), л/100 км пробега. Показатель Нл принимается (в порядке очередности применения) по паспортным данным, по установленным нормативам или, при их отсутствии, - по среднему фактически сложившемуся расходу;
Дэ - плотность энергоносителя данного вида, кг/л;
Гп - годовой пробег строительной машины данной типоразмерной группы, 100 км/год;
Цэ - цена приобретения энергоносителя данного вида (бензина или дизельного топлива), руб./кг;
Здэ - затраты на доставку энергоносителя данного вида до заправляемой машины, руб./кг;
Т - годовой режим работы перебазируемой машины, маш.-ч/год;
Зсм - затраты на смазочные материалы, руб./маш.-ч (см. раздел 4.6);
В - время перебазирования машины, маш.-ч/день (сутки). Показатель В отражает затраты времени на перемещение машины с базы механизации на строительную площадку и со строительной площадки на базу механизации. Как правило, перечисленные выше машины каждый день (сутки) возвращаются на базу механизации;
Тп - время работы машины на одной строительной площадке, маш.-ч. Для машин, которые перемещаются своим ходом, показатель Тп ограничивается рамками одного дня (суток) и определяется по формуле:
Тп = Крс х Кс, (31)
Крс - нормативная продолжительность рабочей смены, маш.-ч/смена;
Кс - коэффициент сменности работы машины, смена/день (сутки).
4.8.2. Перебазировка на буксире (передвижная компрессорная станция, передвижная электростанция, кран на пневмоколесном ходу и т.п.) с использованием тягача и, в случае необходимости, машины сопровождения. Формула исчисления сметного нормативного показателя затрат на перебазировку строительных машин по этой схеме (Зт.б) имеет следующий вид:
(Рт + Рмс + Зп) х В
Рт - сметная расценка на эксплуатацию тягача, руб./маш.-ч;
Рмс - сметная расценка на эксплуатацию машины сопровождения, руб./маш.-ч;
Зп - оплата труда машиниста перебазируемой машины, руб./маш.-ч (см. раздел 4.4);
В - время перебазировки машины, маш.-ч. Показатель В отражает затраты времени на перемещение машины с базы механизации на строительную площадку и со строительной площадки на базу механизации или с одной строительной площадки на другую строительную площадку;
Тп - время работы машины на одной строительной площадке, маш.-ч. Показатель Тп ограничивается временными рамками периода между двумя перебазировками строительной машины и определяется по формуле:
Т - годовой режим работы перебазируемой машины, маш.-ч/год;
Кпер - количество перебазировок машин данной типоразмерной группы в год, раз/год. Принимается по фактически сложившейся частоте перебазировок.
4.8.3. Перебазировка строительной машины на прицепе (полуприцепе, прицепе - тяжеловесе и т.п.) без ее демонтажа и последующего монтажа, с погрузкой на прицеп своим ходом или с помощью лебедки (или иного приспособления, оборудованного на транспортном средстве). По этому варианту в перебазировке заняты: машина, подлежащая перебазировке (бульдозеры, трубоукладчики, экскаваторы на гусеничном ходу и т.п.), тягач, прицеп (полуприцеп, прицеп - тяжеловес и т.п.) и автомобиль сопровождения. Формула исчисления сметного нормативного показателя затрат на перебазировку строительных машин по этой схеме (Зт.т) имеет следующий вид:
(Рт + Рмс + Рпр + Зп) х В
Рт - сметная расценка на эксплуатацию тягача, руб./маш.-ч;
Рмс - сметная расценка на эксплуатацию машины сопровождения, руб./маш.-ч;
Рпр - сметная расценка на эксплуатацию прицепа (полуприцепа, прицепа - тяжеловеса), руб./маш.-ч;
Зп - оплата труда машиниста (машинистов) перебазируемой машины, руб./маш.-ч (см. раздел 4.4);
В - время перебазировки машины, маш.-ч. Показатель В отражает затраты времени на перемещение машины с базы механизации на строительную площадку и со строительной площадки на базу механизации или с одной строительной площадки на другую строительную площадку. Принимается по средней фактически сложившейся продолжительности перебазировок;
Тп - время работы машины на одной строительной площадке, маш.-ч. Показатель Тп ограничивается временными рамками периода между двумя перебазировками строительной машины и определяется по формуле 33.
4.8.4. Перебазировка строительной машины на прицепе (полуприцепе, прицепе - тяжеловесе и т.п.) с ее демонтажем и последующим монтажом, с погрузкой (и последующей разгрузкой) на транспортное средство с применением погрузо - разгрузочного оборудования (как правило, кранов на автомобильном ходу или кранов на спецшасси автомобильного типа). По этому варианту в перебазировке заняты: машина, подлежащая перебазировке (краны башенные, краны на гусеничном ходу, сваебойная техника и т.п.), погрузо - разгрузочное оборудование, тягач, прицеп (полуприцеп, прицеп - тяжеловес и т.п.) и автомобиль сопровождения. Формула исчисления сметного нормативного показателя затрат на перебазировку строительных машин по этой схеме (Зт.к) имеет следующий вид:
(Рт + Рмс + Рпр) х Втр + Ркр х Вр + Ззв х Взв
Рт - сметная расценка на эксплуатацию тягача, руб./маш.-ч;
Рмс - сметная расценка на эксплуатацию машины сопровождения, руб./маш.-ч;
Рпр - сметная расценка на эксплуатацию прицепа (полуприцепа, прицепа - тяжеловеса), руб./маш.-ч;
Втр - время эксплуатации транспортных средств, обеспечивающих перебазировку строительной машины данной типоразмерной группы, маш.-ч. Показатель Втр отражает затраты времени на погрузку, перемещение и разгрузку машины;
Ркр - сметная расценка на эксплуатацию погрузо - разгрузочного оборудования, руб./маш.-ч;
Вкр - время эксплуатации погрузо - разгрузочного оборудования в процессе монтажа, демонтажа и перевозки строительной машины, маш.-ч;
Ззв - оплата труда звена рабочих, занятых на монтаже, демонтаже и перевозке строительной машины, включая ее машиниста (машинистов), руб./маш.-ч (см. раздел 4.4);
Взв - календарное время работы звена рабочих по перебазировке (монтажу, демонтажу и перевозке) машины данной типоразмерной группы, маш.-ч;
Тп - время работы машины на одной строительной площадке, маш.-ч. Показатель Тп ограничивается временными рамками периода между двумя перебазировками строительной машины и определяется по формуле 33.
4.9. В приложении 6 приведен перечень машин, затраты на перебазировку которых в сметные расценки не включаются и учитываются в сметах отдельной строкой в соответствии с фактическими условиями выполнения соответствующих работ, связанных с их перебазировкой.
Затраты на перебазировку приведённых ниже машин не учтены в стоимости маш.-ч. в Сборнике сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств:
базы трубосварочные, нулевые, полустационарные;
бульдозеры мощностью двигателя 400 л,с. (294 кВт) и более;
комплекты асфальто- и бетоноукладочные;
конвейеры ленточные: забойные, передаточные, отвальные; копры универсальные;
краны: башенные, консольно-шлюзовые, на гусеничном ходу, на пневмо-колесном ходу, для возведения оболочек градирен;
машины для тоннелепроходческих работ (щиты, щитовые механизированные комплексы, блоко- и тюбингоукладчики и др.);
машины и оборудование для судовозных путей, слипов и стапелей; машины и оборудование для горно-вскрышных работ (большегрузные автомобили-самосвалы); отвалообразователи; перегружатели ;
подъёмники грузовые и грузопассажирские;
скреперы колесные с ковшом вместимостью более 15м3;
снаряды землесосные и гидромонитор н о-эжекторные;
тепловозы; трубоукладчики грузоподъемностью 50 т и более;
установки асфальтобетонные производительностью 50 т/ч и более;
экскаваторы вскрышные электрические: карьерные, шагающие, роторные.
Затраты на перебазировку указанных машин следует учитывать непосредственно в локальной смете отдельной строкой.
В затратах на перебазировку машин и механизмов учитываются накладные расходы и сметная прибыль, начисляемые на оплату труда машинистов, участвующих в перебазировке.
В случаях, если фактические затраты на перебазировку строительных машин отличаются от нормативных показателей, приведённых в Федеральном сборнике сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств более, чем на 10 процентов, дополнительные затраты учитываются непосредственно в локальном смете отдельной строкой.
Затраты на пусконаладочные работы, имеющие место при перебазировке строительных машин с одной строительной площадки (базы механизации) на другую строительную площадку (базу механизации), если это связано с демонтажом и последующим монтажом строительных машин (кранов башенных, кранов на гусеничном ходу, сваебойной техники и др.), учитываются в сметных нормах и расценках на эксплуатацию соответствующих строительных машин.
При строительстве транспортных объектов с ответственными монолитными конструкциями, если проектом организации строительства и проектом производства работ предусмотрено при их бетонировании применение резервных бетононасосов, то затраты на их эксплуатацию следует учитывать в локальных сметах (локальных сметных расчётах).
В том случае, когда проектом организации строительства предусмотрена перестановка на объекте башенного крана с одних подкрановых путей на другие, то затраты по демонтажу, монтажу и перемещению на данном объекте башенного крана следует учитывать дополнительно.
4 МАРТА 2014 Г |Перебазировка
При осуществлении Подрядчиком строительно-монтажных работ (СМР) отдаленно от основного места дислокации его строительной техники, неизбежно возникают затраты на перебазирование (или, так называемую, перебазировку ) необходимых для строительства машин и механизмов. Естественно, такие затраты должен полностью компенсировать Заказчик. но только при включении стоимости перебазировки в смету.
Здесь-то и возникает главный вопрос:как рассчитать стоимость перебазировки задействованной техники, чтобы учесть ее в сметной документации?
Для одних видов строительной техники дела обстоят довольно просто: затраты на их перебазирования уже учтены в ФСН/ТСН, соответственно, и автоматически просчитываются в базовых и текущих ценах при составлении сметы, скажем, в сметном программном модуле «Адепт: Смета». Но есть такие механизмы, для которых подобные нормативы отсутствуют. Что делать в этом случае?
Найти ответ довольно сложно, поскольку информации по данному вопросу существует немного. Тем не менее, эта задача выполнима. Необходимо лишь внимательно изучить соответствующие методические указания и нормативную документацию.
Так, методы определения стоимости 1 маш-ч эксплуатации строительных машин кратко изложены в Приложении 3МДС 81-35.2004 (Методика определения стоимости строительной продукции на территории РФ). В Пункте 6 данного приложения особо отмечается, что при разработке нормативов на перебазирование машин,на которые эти нормативы отсутствуют в Сборнике сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств, а также при разработке индивидуальных сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машинучитываются дополнительные условия выполнения работ по перебазированию, такие как:
Также в данном пункте отмечается, что в случаях, когда фактические затраты на перебазировку строительных машин отличаются от нормативных показателей, приводимых в указанном Сборнике, более чем на 10%, нормативные показатели опять же корректируются в локальных сметах отдельной строкой.
Это основные случаи, при которых для расчета затрат на перебазирование строительной техники нам необходимо дополнительно произвести определенные калькуляции. В этом контексте интересен будет такой документ, как МДС 81-3.99 (Методические указания о разработке сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств). Несмотря на то, что МДС 81-3.99 утратил свою силу, в нем, тем не менее, очень подробно изложены способы расчета перебазировки строительных механизмов. К примеру, в Приложении 6 имеется примерный список машин, затраты на перебазировку которых учитываются в сметах отдельной строкой.
- базы трубосварочные, полевые, полустационарные; - бульдозеры мощностью двигателя 400 л.с. (294 кВт) и более; - комплекты асфальто- и бетоноукладочные; - конвейеры ленточные: забойные, передаточные, отвальные; - копры универсальные; - краны: башенные, консольно-шлюзовые, на гусеничном ходу, на пневмоколесном ходу, для возведения оболочек градирен; - машины для тоннелепроходческих работ (щиты, щитовые механизированные комплексы, блоко- и тюбингоукладчики и др.); - машины и оборудование для судовозных путей, слипов и стапелей; - машины и оборудование для горно-вскрышных работ (большегрузные автомобили-самосвалы); - отвало-образователи; - перегружатели; - подъемники грузовые и грузопассажирские; - скреперы колесные с ковшом вместимостью более 15 м 3 ; - снаряды землесосные и гидромониторно-эжекторные; - тепловозы; - трубоукладчики грузоподъемностью 50 т и более; - установки асфальтобетонные производительностью 50 т/ч и более; - экскаваторы вскрышные электрические: карьерные, шагающие, роторные; - электровозы; - и т. д.
Отметим также, что в Пункте 4.8 Приложения 6 данного методического указания содержитсяпорядок расчета затрат на перебазировку машин с одной строительной площадки (базы механизации) на другую в виде точных формул, при этом нормативные показателизатрат на перебазировку определяются почетырем главным схемам:своим ходом, на буксире, на прицепе без демонтажа, на прицепе с демонтажом и последующим монтажом. От того, какая схема перебазировки используется в работе, зависит выбираемый метод калькуляции затрат.В Пункте 4.6МДС 81-3.99 приводится схема расчета затрат на смазочные материалы механизмов, которые так же необходимо знать для определения конечной стоимости перебазирования.А в Приложении 4МДС 81-3.99 перечислены рекомендуемые показатели годового режима работы строительных машин и автотранспортных средств (Т) и поправочные коэффициенты.
Подобные данные по годовому режиму работы есть и в действующем МДС 12-13.2003 (Механизация строительства. Годовые режимы работы строительных машин) в таблицах 1-9. Именно они, к примеру, используются в программном модуле для расчета стоимости перебазирования строительной техники «Адепт: Перебазировка». В данном методическом указании содержится еще несколько важных моментов. Например, перечень части зон, от которых зависит расчет перерывов в режимах работы машин по метеорологическим причинам. Перерывы приняты здесь не в среднем по зонам, а применительно к конкретным пунктам: для экскаваторов, погрузчиков, бульдозеров, кранов стреловых приняты следующие пункты: I зона - Краснодар, II зона - Петербург, III зона - Москва, IV зона - Хабаровск, V зона - Чита, VI зона - Бодайбо; для тракторов с навесным экскаваторным оборудованием вместимостью 0,25 м, скреперов, автогрейдеров: I зона - Краснодар, II зона - Воронеж, III зона - Волгоград, IV зона - Казань, V зона - Иркутск; для кранов башенных: I зона - Краснодар, II зона - Минск, III зона - Москва, IV зона - Вятка, V зона - Кемерово. Также в МДС 12-13.2003 приводится сводка таблиц со средними скоростями перевозки. которые не менее важно понимать, поскольку они тоже участвуют в расчетах.
Таким образом, мы рассказали вам об основных моментах, которые необходимо учитывать при расчете стоимости перебазировки строительных средств для включения ее в сметную документацию, а также о соответствующих методических указаниях и нормативной документации, в которых можно найти информацию по данной теме и ознакомиться с нюансами расчета более подробно. О самих же методах подсчета стоимости перебазировки строительных механизмов, а также о том, как произвести необходимые расчеты в программном модуле «Адепт: Перебазировка», мы поговорим с вами в наших следующих постах, посвященных данному вопросу.
Оставьте свой комментарий: