Руководства, Инструкции, Бланки

Синоптофор. Инструкция По Применению img-1

Синоптофор. Инструкция По Применению

Рейтинг: 4.9/5.0 (1685 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Занятия на синоптофоре - Деточка: Форум для родителей


Группа: Новичок
Сообщений: 2
Регистрация: Tue,·29·03·11
На форуме: Mon,·04·04·11
Рейтинг: 0


Здравствуйте!
Вам врачи объясняли, с какой конкретной целью назначают вам эти упражнения?Какого конкретно улучшения ожидают.

врач особенно не распинается, не то что мне, даже ребенку толком не объясняет, что от нее требуется. Я набираюсь опыта в интернете и объясняю дочке на понятном ей языке.

Сейчас, после операций чисто косметически - косоглазие сильно заметно?

мы постоянно носим заклейку, когда снимаем, глаза почти ровные, но надолго снимать нельзя, по незнанию снимали на утреннике ВОСПИТАТЕЛИ в СПЕЦ. САДУ, ей было дискомфортно, один глаз щурила, а вообще небо и земля как косили глаза раньше и сейчас.

Острота зрения, прогноз по остроте сильно страдает?

острота не падает.

Если совсем честно, то я, исходя из личного опыта в занятия на синоптофоре при уже отсутствуещем бинокулярном зрении не верю.

я. кстати, тоже. потому и написала письмо на эл. адрес в Красноярскую офтальмологическую детскую больницу, нашла по отзывам, что там хорошие специалисты и уровень обследования и лечения от нашего далеко ушел (мы на периферии).


По себе скажу - косоглазие мне выправили тремя операциями до нормального косметического эффекта, очки ношу постоянно,но они мне не мешают.Острота зрения вполне приличная,ни в чём себя ущемлённой не чувствую.Единственное - не воспринимаю трёхмерные картинки и т.д. но мне это ничуть и никак не мешает.
Кстати - не знаю, может вы в курсе, но людям с нарушенным бинокулярным зрением противопоказано новомодное трёхмерное кино!
И езё напоследок - один мой врач когда - то высказал такое мнение, что ведь картинка "снимается" глазами, но совмещается в мозгу.Так вот по его мнению, если мозг в силу каких-то причин с рождения не обучен эти картинки совмещать - то даже если глаза научатся "снимать" их одновременно, то мозг совместить их всё равно не сможет.Знаю,что это спорное мнение и масса врачей считают иначе.

Спасибо за отклик, наша врач сказала, что синоптофор это нам пожизненно, значит толк какой от него? Одни мучения и отрицательные эмоции. Еще раз спасибо!

Цитата(mamiya @ Mon, 04·04·11, 5:47)

я. кстати, тоже. потому и написала письмо на эл. адрес в Красноярскую офтальмологическую детскую больницу, нашла по отзывам, что там хорошие специалисты и уровень обследования и лечения от нашего далеко ушел

вот это по-моему очень хорошая идея, и желательно и как-то на очную консультацию к хорошему специалисту попасть.есть на мой взгляд в том,что говорит ваш врач некоторые странности. во-первых,эти окклюдоры - наклейки носят обычно определённое количество часов в день, но не постоянно!Я правильно понимаю, вы поочереди заклеиваете то один глаз, то другой?Вопрос -почему?Насколько опять же помню,заклеивают как правило(возможно,бывают исключения) один глаз - "ленивый",тот который при незаклеенном более сильном автоматически отключается.Честно говоря,по-моему если ребёнок уже с незаклеенным глазом чувствует дискомфорт и прищуривает один глаз - это уже показатель явного перебора .
Пожизненные занятия на синоптофоре - тоже по-моему ерунда.Как минимум должно быть сформулировано - какое улучшение эти занятия дают и какое ухудшение должно наступить при отмене. Насколько я понимаю - к остроте зрения это всё отношения не имеет, а только к бинокулярности и её тренировке.

А теперь совместите первый пункт со вторым:если у вашего ребёнка отсутствует бинокулярное зрение,значит от фокусирует только одним глазом,но при этом второй всё равно видит периферийную картинку,боковое зрение вполне работает и т.д.Это тоже как бы умение мозга - картинки существуют как бы несколько поотдельности, но друг другу не мешают и человек как бы этого и не замечает.Занятия на синоптофоре по идее призваны научиться фокусировать обоими глазами одновременно,то есть заставить оба глаза одновременно фокусировать одно и то же.Сколько вы занимаетесь - по часу пару раз в неделю?
А теперь противопоставьте этим занятиям тот факт,что у ребёнка постоянно заклеен один из глаз,о каком развитии бинокулярности вообще может быть речь?Так недолго и здоровые глаза от бинокулярности отучить.И то ,что ребёнок щурится и ощущает дискомфорт при незаклеенном глазе уже показатель того,что, видимо, начинает мешать периферийная картинка нефокусирующего глаза.ИМХО - это похуже, чем отсутствующая бинокулярность.То есть эффект обратный желаемому.

так что ИМХО - надо срочно искать другого врача и по-моему синоптофор при таком раскладе не главная ваша проблема.по-моему важнее сейчас пруичиться опять (после консультации с врачом)нормально чувствовать себя без наклеек.
Я советовать вам что-то конкретное не в праве,потому что не врач, но лично я бы эти наклейки бы ещё до консультации с врачом(если на неё не так легко попасть)начала бы на время снимать,уж больно нехорошо,что ребёнку без них уже неудобно.Заодно последите, будет ли ленивый глаз сильно "уползать".

Сообщение отредактировал Сакура - Monday, 04·04·2011, 13:33

Другие статьи

Синоптофор СИНФ-1(диагностика и лечение косоглазия)

Синоптофор СИНФ-1(диагностика и лечение косоглазия)

  • Описание
  • Технические характеристики

Синоптофор СИНФ-1 предназначен для диагностики и лечения косоглазия.

Синоптофор СИНФ-1 используется для определения объективного и субъективного углов косоглазия, состояния корреспонденции сетчаток, способности к бинокулярному слиянию, фузионных резервов, наличия или отсутствия функциональной скотомы, наличия нефовеального слияния.

С помощью синоптофора СИНФ-1 можно проводить лечебные ортоптические упражнения: устранение функциональной скотомы, асимметричного бинокулярного зрения, развитие нормальной фузионной способности (бифовеального слияния, фузионных резервов), подвижности глаз, стабилизацию бинокулярного зрения.

Синоптофор СИНФ-1 применяется в глазных клиниках. поликлиниках и в кабинетах охраны зрения детей.

Современное оборудование врачей – офтальмологов – синоптофор

Синоптофор представляет собой прибор, с помощью которого диагностируют и проводят лечебные процедуры различных нарушений двигательных функций глаз, возникающих при таких проблемах со зрением, как косоглазие или бинокулярная неустойчивость.

Это оборудование нашло широкое применение в специализированных больницах, районных и частных поликлиниках, а также у специалистов – офтальмологов, работающих с детьми.

Использование данного оборудования дает возможность восстановления и стабилизации бинокулярного зрения, до изобретения данного прибора в аналогичных случаях применялся менее совершенный амбилиоскоп.

Сегодня оборудование используется не только с целью лечения, но и в качестве профилактических мер по предотвращению косоглазия. Благодаря синоптофору, определяются углы косоглазия (как субъективные, так и объективные), нефовеальное слияния, бинокулярное слияние, фузионные резервы и т.д.

Активно применяется синоптофор и в проведении различных ортопедических упражнений. Не всегда необходимо оперативное вмешательство, а иногда оно просто противопоказано, здесь и приходят на помощь врачам офтальмологам и их пациентам аппаратные методики лечения.

Все упражнения проводятся с целью развития подвижных функций глаз, стабилизации бинокулярного зрения, устранения функциональной скотомы и т.д.

Синоптофор в основе своего конструктивного решения имеет пару подвижных труб, с одного конца они оснащены окулярами с зеркалами и линзами, а с противоположного конца – гнездами, куда вставляются так называемые объекты для наблюдения, а именно – парные рисунки.

Гнездо оснащено своей лампочкой, с помощью которой эти объекты освещаются. С помощью автоматического устройства или вручную лампочки попеременно включаются и выключаются.

Различные объекты для наблюдения, их еще называют тест – объекты, предназначены для определенных целей - совмещения, слияния и стреоскопии. Каждый глаз получает лишь половину одного и того же объекта. Таким образом, можно выяснить многие проблемы со зрением, в частности, наличие или отсутствие косоглазия, и в случае наличия – степень косоглазия.

Эти аппараты сегодня очень востребованы у современных врачей офтальмологов. В компании “Эльфи – мед” можно приобрести приборы по весьма заманчивой стоимости, а также получить исчерпывающую информацию относительно их применения.

Диапазон показаний шкалы горизонтальных углов, град 0. ±45

Диапазон показаний шкалы вертикальных углов, град 0. ±10

Скажите пожалуйста, что такое СИНОПТОФОР?

Скажите пожалуйста, что такое СИНОПТОФОР?

Елена Казакова Высший разум (121264) 8 лет назад

Предназначен для диагностики и лечения косоглазия.
Используется для определения объективного и субъективного углов косоглазия, состояния корреспонденции сетчаток, способности к бинокулярному слиянию, фузионных резервов, наличия или отсутствия функциональной скотомы, наличия нефовеального слияния.
С помощью синоптофора можно проводить лечебные ортопедические упражнения: устранение функциональной скотомы, асимметричного бинокулярного зрения, развитие нормальной фузионной способности (бифовеального слияния, фузионных резервов). подвижности глаз, стабилизацию бинокулярного зрения.

Синоптофор применяется в глазных клиниках, поликлиниках и в кабинетах охраны зрения детей. Комплектуется двадцатью парными объектами.
Технические характеристики
Диапазон показаний шкалы горизонтальных углов, град 0±45
Диапазон показаний шкалы вертикальных углов, срад 0±10
Угол поворота каждой оптической головки при симметричных разворотах обеих головок, град. в направлении: схождения оптических осей окуляров головок - не менее 45; расхождения оптических осей окуляров головок - не менее 25
Угол поворота оптических головок при совместных односторонних разворотах, град, не менее 32
Поворот объектов относительно оптической оси в обе стороны от нуля, град, не менее 15
Расстояние между осями окуляров оптических головок изменяется в пределах, мм 50-70
Увеличение оптической системы, крат 2
Частота совместных и раздельных автоматических миганий и колебаний в 1 секунду в пределах 2-8
Питание от сети переменного тока, напряжением, В 220±22
Потребляемая мощность, ВА, не более 30
Габаритные размеры, мм 445x297x1377
Масса, кг, не более синоптофора - 15; в полном комплекте поставки - 18

Эци-Пэци Просветленный (22403) 8 лет назад

Даа!
Спасибо, а я думал этот прибор как то связан с прогнозированием погоды.

Елена Казакова Высший разум (121264) 8 лет назад

Наверное, название от "носитель синхронной оптики"

Синоптофор СИНФ 1» - лечебно-диагностический аппарат - лечение, назначение прибора, принцип действия, цена

Лечебно-диагностический аппарат «Синоптофор СИНФ 1»

«Синоптофор СИНФ 1» представляет собой медицинский прибор для офтальмологической диагностики и лечения. Его действие направлено на постепенное устранение функциональной патологии глазодвигательных мышц, которая обуславливает косоглазие.

Предшественником этого аппарата был прибор «Амблиоскоп», который по сей день используется во многих частных и государственных офтальмологических центрах, а также офтальмологами в поликлиниках. «Синоптофор СИНФ 1» – более совершенный и многофункциональный прибор, отвечающий требованиям современной офтальмологии.

«Синоптофор» предназначен для восстановления бинокулярного зрения при косоглазии, после его оперативного лечения, на фоне консервативной терапии, а также используется для предупреждения развития вторичного косоглазия (как следствия других заболеваний зрительной системы). В ряде случаев, когда невозможно проведение оперативного лечения и использование иных методов медицинской помощи, аппаратное лечение становится для пациентов с косоглазием единственным путём к восстановлению и поддержанию приемлемой остроты и качества зрения.

Назначение прибора

«Синоптофор СИНФ 1» охватывает как диагностику, так и лечение косоглазия. Это стационарное устройство, его использование возможно лишь в офтальмологическом кабинете под контролем врача или офтальмологической медицинской сестры, обладающей опытом работы с прибором. Анализ полученных данных и диагностический выводы делает врач, он же назначает последующее лечение, включающее тренировки на «Синоптофоре».

Диагностика позволяет определить:

  1. возможности бинокулярного слияния;
  2. объективный и субъективный углы косоглазия;
  3. состояние корреспонденции сетчатки глаза;
  4. фузионные резервы;
  5. возможное наличие нефовеального слияния и функциональной скотомы.

Лечебный эффект от тренировок на «Синоптофоре» достигается за счёт выполнения ортоптических упражнений, направленных на укрепление глазодвигательных мышц, повышение их скоординированности и восстановление функций мозговых анализаторов, отвечающих за восприятие объёмного изображения.

Принцип действия

Конструкция «Синоптофора СИНФ 1» представляет собой пару подвижных трубок. Каждая из них имеет на одном конце окуляры и линзы, на другом – гнездо, в которое устанавливаются объекты наблюдения. Этими объектами служат парные изображения (рисунки). Гнездо, содержащее объект, оснащено лампочкой. В процессе диагностики и тренировок лампы в трубах попеременно включаются и выключаются автоматически или вручную. Возникает необходимость фокусировки то одного глаза, то другого, что создаёт дозированную нагрузку на зрительный аппарат.

За счёт того, что каждый глаз при таких упражнениях получает только свою часть изображения, возникает возможность диагностики косоглазия. По отклонению зрачка от своего положения оценивается степень скошенности. Полученные данные используются для назначения адекватного лечения, в том числе курса тренировок на «Синоптофоре».

Видео доктора о лечении на аппарате Технические характеристики

В состав «Синоптофора СИНФ 1» включены двадцать пар объектов для наблюдения.

Габаритные размеры прибора: 445х297х377 мм.

Электропитание осуществляется от стационарной сети переменного тока 220 V.

Стоимость лечения

Лечение и обследование на «Синоптофоре СИНФ 1» проводится пациентам с четырёхлетнего летнего возраста. Офтальмологический центр «МГК-Диагностик» предлагает полный комплекс диагностики зрительных функций и обследование структур глаза на самом современном оборудовании. Наши специалисты имеют большой опыт выявления заболеваний глаз на самых ранних стадиях. По результатам диагностики пациент получает не только лечебную схему коррекции существующей патологии, но и рекомендации по профилактике заболеваний, к которым имеется предрасположенность.

Стоимость комплексного офтальмологического обследования ребёнка с использованием «Синоптофора СИНФ 1» – 3500 рублей. Сюда включено:

  • оценка остроты зрения;
  • авторефрактометрия;
  • диагностика бинокулярного зрения;
  • определение рефракции в условиях циклоплегии;
  • биомикроскопия;
  • осмотр глазного дна под мидриазом.

Цена одной процедуры аппаратного лечения с применением «Синоптофора СИНФ 1» (при косоглазии, амблиопии, близорукости, дальнозоркости, астигматизме) – 700 рублей. Стоимость курса из 10 процедур –7 -00 рублей, 15 процедур – 10 500 рублей.

Ортоптические аппараты и упражнения

Ортоптические аппараты и упражнения. Синоптофор, хейроскоп, бивизиотренер, стереоскоп.

1) Синоптофор (рис. 34). Вот уже более полувека лидирующим среди всех ортоптических приборов является синоптофор. Он предназначен для диагностики и лечения косоглазия. С помощью его можно определить объективный и субъективный угол косоглазия, характер зрения, состояние корреспонденции сетчаток, наличие функциональной скотомы, величину фузионных резервов.

Лечебные ортоптические упражнения на этом приборе позволяют подавить функциональную скотому, выработать одновременное зрение, бифовеальное слияние, развить фузионные резервы, улучшить подвижность глаз.

Лечение на синоптофоре следует начинать с подавления функциональной скотомы. Без устранения ее невозможно достигнуть формирования одновременного и затем - бинокулярного зрения. Лечение проводится в корригирующих очках.

В кассеты синоптофора помещаем неидентичные объекты (на совмещение, рис. 35), например цыпленок и яйцо, в положении объективного угла косоглазия, когда при выключении глаза нажатием кнопки прекращаются установочные движения глаз.

На лучший глаз ставим меньший объект (цыпленок) и даем минимальное освещение. На худший глаз ставим больший объект (яйцо), даем максимальное освещение и включаем автоматическое мигание. Побуждаем пациента, чтобы он увидел одновременно и цыпленка и яйцо. Постепенно уменьшаем частоту миганий (с 8 до 2 в 1 сек) и освещенность худшего глаза, добиваемся одновременного восприятия объектов обоими глазами.

Рис. 35.0бъекты на совмещение, стереоскопическое восприятие, контроль

Для закрепления одновременного восприятия включаем попеременные, а затем совместные световые мигания на оба глаза, что вызывает раздражения центральных ямок сетчатки и соответствующих им ретинокортикальных элементов и побуждает их к совместной деятельности. Завершаем упражнения включением одновременных колебаний. При этом больной должен сохранять одновременное восприятие объектов.

С применением других объектов на совмещение упражнения многократно повторяются. Так вырабатывается одновременное зрение.
Если исследование на цветотесте подтверждает наличие у больного одновременного зрения и в очках отмечается ортотропия (симметричное положение глаз), то можно приступать к следующему этапу лечения - формированию бинокулярного зрения.

Для этого нужно добиться бифовеального слияния в нулевом положении оптических головок синоптофора и максимального развития фузионных резервов.

Для выработки бинокулярного зрения применяются объекты на слияние с подобными контурами и различными деталями (рис. 36).

Рис.36. Объекты на слияние.

Т.П.Кащенко (1965) рекомендует проводить ортоптические упражнения в такой последовательности: их следует начинать с более крупных, горизонтально расположенных объектов и при меньшей яркости фона, а затем применять вертикально расположенные объекты меньшего размера при большей яркости фона.

Ставим объекты в кассеты под объективным углом косоглазия, когда включение одного и второго глаза не вызывает установочных движений глаз. Шкалу межзрачкового расстояния устанавливаем на деление, соответствующее межзрачковому расстоянию пациента. Включаем автоматическое мигание или колебание и добиваемся слияния изображений объектов одного и второго глаза.

Продолжая такое воздействие на оба глаза, стремимся постепенно перевести оптические головки в нулевое положение и также получить слияние объектов обоих глаз.

После этого приступаем к выработке фузионных резервов: при сходящемся косоглазии отрицательных (путем разведения оптических головок кнаружи), при расходящемся косоглазии - положительных (путем сведения оптических головок кнутри). Нормальными величинами фузионных резервов считаются: положительные - 35-40 пр. дптр. (18-20°), отрицательные - 6-8 пр. дптр. (3-4°), вертикальные - 4 пр. дптр. (2°).

При проведении упражнений больному предлагают раздваивать и сливать изображения и стремиться удержать их слитыми.

Указанные величины фузионных резервов не являются предельными и у многих лиц могут быть получены большие. Нужно иметь в виду, что недостаточные фузионные резервы могут явиться причиной рецидива сходящегося косоглазия или появления расходящегося, если своевременно не ослаблена коррекция.
С применением различных объектов уменьшающейся величины упражнения многократно повторяются.

Тренировки на синоптофоре проводятся по 15 -20 минут ежедневно или через день. На курс лечения рекомендуется 20 - 30 сеансов.

2) Хейроскоп (рис.37) — прибор для восстановления бинокулярного слияния и улучшения остроты зрения косящего глаза при амблиопии легкой степени.

Рис. 37. Хейроскоп.

Он состоит из оптической системы, зеркала, приспособления для установки рисунка напротив зеркала, основания, на котором помещается рисовальная бумага, закрепляемая специальной зажимной пластинкой.

В оптическую систему прибора введены положительные линзы (+) 7,0, (+) 8.0 Д (для исключения напряжения аккомодации). Прибор содержит комплект рисунков.

Напротив зеркала помещается рисунок. На основание прибора кладется и закрепляется лист белой бумаги. Оптические линзы устанавливаются по межзрачковому расстоянию пациента.

Больной в корригирующих очках смотрит через оптическую систему. Лучшим глазом он видит в зеркале изображение рисунка, которое проецируется на основание прибора и воспринимается худшим (косящим) глазом как действительное. Контуры его больной обводит карандашом. Это побуждает глаза к совместной деятельности.
В приборе предусмотрена возможность предъявления объекта (рисунка) как правому, так и левому глазу.

Аналогичным хейроскопу является прибор бивизиотренер. Устройство и принцип работы такие же. В оптическую систему бивизиотренера при необходимости могут быть введены призмы. Набор от 2 до 8 призменных диоптрий прилагается к прибору.

3) Складной стереоскоп с зеркалом - прибор старого поколения, но может быть применен для ортоптического лечения и в настоящее время. С его помощью можно проводить упражнения в формировании одновременного и бинокулярного зрения, а также развитие фузионных резервов.

Стереоскоп с зеркалом состоит из двух плоскостей, соединенных между собой, и разделительной перегородки. На обеих плоскостях нанесены сантиметровые деления. На разделительной перегородке укреплено зеркало, закрывающееся чехлом. На ребре перегородки находятся два штифта. Перегородка удерживается в нужном положении шнуром, кольцо которого одевается на один из штифтов. Прибор окрашен в черный цвет.
К прибору прилагаются:
1) черная палочка с белым объектом на конце;
2) рисунок лица девочки с открытым ртом и цветка с темным центром;
3) красные и желтые квадраты различных размеров;
4) изображение подковы желтого цвета на черном фоне (различного размера);
5) пюпитр.

Стереоскопом можно пользоваться в двух позициях (положениях).
При первой позиции рис. 38 плоскости стереоскопа находятся в горизонтальном положении, разделительная плоскость стоит вертикально под углом 90°, зеркало закрыто. В этой позиции устраняется функциональная скотома и вырабатывается одновременное зрение.

Для этого по обе стороны разделительной перегородки на равном расстоянии от нее ставятся объекты - цветные квадраты, поначалу самые крупные. На косящий глаз рекомендуется ставить квадраты желтого цвета, как более раздражающие; на фиксирующий глаз - красные. Больной упирается лбом в перегородку, периодически закрывая лучший глаз, стремится увидеть одновременно оба квадрата. Через некоторое время это удается - и красный и желтый квадрат воспринимаются одновременно, функциональная скотома подавлена, устранена.

Рис. 38. Стереоскоп в 1-й позиции.

Постепенно сложность упражнений увеличивается. Вначале уменьшается размер объектов на фиксирующем глазу, затем и на косящем. Упражнения завершаются одновременным восприятием желтого и красного квадратов самого маленького размера (1 см). Это соответствует достижению одновременного макулярного зрения. Дальнейшее усложнение достигается введением в упражнение черных квадратов с изображением фигуры желтого цвета в форме подковы.

Во 2-й позиции (рис. 39) плоскости стереоскопа стоят под углом 135 градусов друг к другу. Угол между перегородкой и каждой плоскостью составляет 67,5 градуса. Зеркало на перегородке открыто. Стереоскоп устанавливается на пюпитр. На горизонтальную плоскость стереоскопа в 15 см от перегородки устанавливается объект фиксации - девочка с открытым ртом или цветок с темным центром. Больной упирается лбом в перегородку. Косящий глаз его смотрит в центр объекта (открытый рот девочки), фиксирующий - в зеркало. Черной палочкой с белым объектом на конце больной ведет по плоскости напротив зеркала. Это движение отражается в зеркале и воспринимается фиксирующим глазом.

Рис. 39. Стереоскоп во 2-й позиции.

Рис. 40 Объекты для стереоскопа с зеркалом (для 2-ой позиции).

Задача больного - совместить белый движущийся объект с центром видимой косящим глазом картинки, то есть попасть палочкой в рот девочки или центр цветка. Достижение этого означает, что высшие отделы зрительного анализатора способны к бифовеальному слиянию. При многократном повторении упражнения идет формирование бинокулярного зрения.
Направление движения палочки с белым объектом при сходящемся косоглазии должно быть с периферии плоскости кнутри, при расходящемся - изнутри кнаружи.

При этом больной должен отметить, на каком делении находился белый объект палочки при слиянии изображений, и перемещать его при сходящемся косоглазии кнутри, при расходящемся - кнаружи вначале на 1 деление и в этом положении добиться слияния белого объекта со ртом девочки, затем еще на 1, 2 и т.д. делений, пока не будет удерживаться слияние. При сходящемся косоглазии слияние удается на делениях 11,10, 9; при расходящемся - на 20, 21, 22 и т.д.

Достоинством стереоскопа с зеркалом является то, что он может быть применен в домашних условиях.
В своей практике мы чаще применяем его при расходящемся косоглазии. При сходящемся косоглазии мы опасаемся, что упражнения во 2-й позиции могут вызвать нежелательное напряжение аккомодации - конвергенции и назначаем эти упражнения тем больным, которые пользуются бифокальными очками, очками для легкой или альтернирующей пенализации с более сильной плюсовой коррекцией для близи, ослабляющей или исключающей аккомодацию - конвергенцию.

4) Разделитель полей зрения (рис. 41) состоит из фигурной планки размером 30x7 см, разделяющей поле зрения одного и второго глаза, и поперечной рамки размером 10x7 см для объектов. Рамка имеет два круглых отверстия и лазы для вставления парных рисунков и изменения расстояния между ними от 40 до 60 мм.

Рис. 41 Разделитель полей зрения

Разделитель полей зрения применяется для выработки одновременного зрения и для формирования бинокулярного.

В первом случае больной должен стремиться к достижению одновременного восприятия двух объектов, расположенных по обе стороны разделительной плоскости, во втором — к слиянию их в единое изображение.
В приборе имеется набор парных картинок. Некоторые пары имеют различные контуры и предназначены для совмещения (рыбка и аквариум, птичка и клетка, часы и стрелки и др.). Часть парных картинок имеют общие контуры и различные детали, эти картинки требуют слияния (поросенок, ослик, лопата с деталями и др.).

Упражнения нужно начинать без картинок. Объектами в этих случаях будут два круглые отверстия в планке для объектов. Больной берет ручку прибора и концом разделительной плоскости упирается в переносицу.
При сходящемся косоглазии голову и прибор следует слегка приподнять и стараться смотреть поверх прибора вдаль и немного вверх (на небо, в бесконечность). В этом положении взгляда нужно добиться, чтобы и правый и левый глаз видели круглые отверстия, затем с помощью «умственного усилия» соединить их в одно и в слитом положении удерживать их по возможности дольше.

После этого вставляем в пазы парные картинки с учетом того, что на худший глаз нужно ставить большую по размерам картинку (например аквариум), а на лучший глаз - меньшую (рыбку) и предлагаем больному проводить упражнения так же, как он делал с отверстиями, то - есть вначале увидеть две картинки, а затем совместить их в одну и стараться удерживать слитой подольше. Слияние картинок и их раздельное видение нужно повторять несколько раз. В таком положении (при взгляде на небо, в бесконечность) нужно добиться слияния всех парных картинок.

Известно, что при сходящемся косоглазии бинокулярное зрение для дали формируется раньше, а для близи - значительно позже. С учетом этого, расстояние, на которое устанавливается взгляд во время дальнейших упражнений, постепенно уменьшается. Больной смотрит на какой-нибудь объект (настенные часы, картина, цветок или др.), расположенные на расстоянии 5м, 4м, Зм, 2м, 1м и в таком положении тренируется в слиянии парных картинок, то есть идет формирование бинокулярного зрения на различных расстояниях.

При расходящемся косоглазии, наоборот, формирование бинокулярного зрения вблизи происходит раньше, чем на далеком расстоянии. Поэтому упражнения нужно начинать с расстояния 30 см, когда больной смотрит прямо на отверстия или картинки в пазах прибора и в этом положении добивается одновременного, а затем слитого восприятия. Если это удается, то расстояние, на котором фиксируется взгляд и происходит тренировка в слиянии парных картинок, постепенно увеличивается до 1 - 5 м.

Продолжительность упражнений от 10 до 20 мин в зависимости от возраста и усидчивости ребенка. Тренировки следует проводить ежедневно в течение 1,5-2 месяцев в домашних условиях. Родители должны быть хорошо проинструктированы и обеспечить контроль за правильным выполнением упражнений. Врачебный контроль осуществляется каждые 15 дней. В зависимости от достигнутых результатов врач дает указания по изменению дистанции, на которой будет проводиться тренировка.

Конструкция прибора позволяет в небольшой степени развивать фузионные резервы путем сдвигания объектов при сходящемся косоглазии и раздвигания их при расходящемся. Делается это на заключительном этапе упражнений.

5) Комплект для восстановления бинокулярного зрения «Радуга» (рис. 26) предназначен для проведения тренировочных упражнений при восстановлении бинокулярного зрения и для повышения остроты зрения амблиопичного глаза.
Комплект содержит альбом красно-синих рисунков и красно-синие очки. Действие прибора основано на частичном разделении полей зрения правого и левого глаза. В ходе тренировки пациент должен добиваться совмещения полей зрения.

Лучше видящим глазом больной смотрит через синий фильтр и видит все изображение рисунка. Амблиопичным глазом он смотрит через красный фильтр и видит только синюю часть рисунка и в процессе упражнения дорисовывает и раскрашивает недостающие фрагменты рисунка.
Эта современная методика применяется при восстановлении бинокулярного зрения у детей всех возрастных групп.

Синоптофор аппарат для для коррекции зрения - показания и принцип действия

Синоптофор СИНФ-1

«Синоптофор» – медицинский офтальмологический прибор, при помощи которого проводят диагностику и/или лечебные процедуры, направленные на устранение нарушений двигательных функций органа зрения, которые сопровождают такое заболевание, как косоглазие .

Аппарат пришел на смену применявшегося ранее, менее совершенного прибора амбилиоскоп. Сегодня это оборудование широко используется в специализированных больницах, а также районных или частных поликлиниках, в кабинетах офтальмологов специалистов, работающих с детьми.

Применение «Синоптофора» дает возможность восстановить и стабилизировать бинокулярное зрение. Данное устройство используется и с целью лечения, и для предупреждения возникновения косоглазия. Ведь в лечении этого заболевания, оперативное вмешательство показано не всегда, а иногда оно просто невозможно. Тогда для пациентов настоящим спасением становятся аппаратные методики лечения.

Назначение прибора

«Синоптофор СИНФ-1» – стационарное устройство клинического применения для диагностики косоглазия и его лечения. Прибор используют для выявления объективного и субъективного углов при косоглазии, состояния корреспонденции сетчаток, возможности бинокулярного слияния, фузионных резервов, возможного наличия функциональной скотомы и нефовеального слияния.

«Синоптофор» предназначен для проведения лечебных ортоптические упражнений, направленных на устранение физиологических расстройств зрительных функций, присущих косоглазию. С его помощью, можно бороться с функциональной скотомой, несимметричностью бинокулярного зрения, развивать нормальной фузионной способности и подвижность глаз, стабилизировать бинокулярное зрения.

Устройство предназначено для применения в специализированных медицинских учреждениях: глазных клиниках, кабинетах врачей-офтальмологов.

Принцип действия

В основу конструкции «Синоптофора» положена пара подвижных труб, оснащенных с одного конца окулярами и зеркалами с линзами, а с другого конца – гнездами. В эти гнезда необходимо вставлять так называемые объекты наблюдения, которые представляют собой обычные парные рисунки.

Такие тест–объекты, предназначаются для неких целей, определяемых как совмещение, слияние и стреоскопия. Гнезда прибора оснащены лампочками, освещающими объекты наблюдения. Посредством автоматического устройства либо вручную, лампочки попеременно включают и выключают, что вызывает возникновение определенных нагрузок на зрительный аппарат.

В процессе упражнений, каждый глаз получает только половину одного объекта. Таким образом, выявляются многие зрительные проблемы, в частности, наличие либо отсутствие косоглазия, его степень.

  • «Синоптофор СИНФ-1» укомплектован двадцатью парными объектами.
  • Имеет габаритные размеры 445х297х377 мм
  • Питание от стационарной сет переменного тока.
Стоимость лечения

Стоимость комплексного обследования ребенка (определение остроты зрения, авторефрактометрия, определение рефракции в условиях циклоплегии, определение бинокулярного зрения, биомикроскопия. осмотр глазного дна под мидриазом ) составляет 3500 рублей. Стоимость терапевтического (аппаратного) лечения амблиопии. косоглазия, близорукости. дальнозоркости. астигматизма с применением аппарата Синоптофор: 1 процедура 700 рублей, 10 процедур 7 000 рублей, 15 процедур 10 500 рублей.

В Московской Глазной Клинике можно пройти полное диагностическое обследование на самой современной аппаратуре и с применением новейших методов диагностики заболеваний глаз. В клинике проводится лечение глазных заболеваний у взрослых и детей старше 4 лет. Нашими специалистами разработаны и применяются эффективные схемы лечения патологий зрения. Стоимость различных диагностических процедур, а так же лечения можно посмотреть здесь .

Записаться на прием и задать уточняющие вопросы нашим специалистам Вы можете по многоканальному телефону 8(800)777-38-81 (бесплатно для мобильных и регионов РФ), ежедневно с 9:00 до 21:00 по Москве или с помощью формы обратной связи на сайте.

Отзывы

Если Вы (или Ваш ребенок) прошел курс из процедур на аппарате "Синоптофор СИНФ-1" (в нашей или другой офтальмологической клинике) Вы можете оставить свои отзывы об эффективности процедур ниже.

Отзывы

# мама Таня 24.10.2015 22:23

Хочу поделиться своим опытом лечения на аппарате синоптофор. Заниматься на нем нужно каждому ребенку с косоглазием, очень правильный аппарат! Но - есть ограничения: маленькому или просто очень непоседливому ребенку будет тяжело высидеть перед аппаратом положенное время. И еще - перед каждым сеансом врач должен настроить этот аппарат под глазки конкретно вашего ребенка, тогда и результат будет тот что надо! Именно так делают в МГК, за что докторам отдельное спасибо!

Синоптофор. инструкция по применению

/ косоглазие-лечение

этого необходимо дополнительно подсвечивать экран лампой, расположенной за спиной ребенка так, чтобы свет от нее падал на экран. Лампа должна иметь достаточную яркость. Применяется либо обыч- ная лампочка в 150 Вт (на расстоянии 2—2,5 м от экрана), либо проектор типа «Свет», создающий большую яркость осветительного фона. Если ребенок понимает поставленную перед ним задачу, то выключатель лампочки можно дать ему в руки. Как только последовательный образ «начинает затухать», т. е. становится плохо видимым, ребенок включает свет на 2—3 с, после чего последовательный образ «оживляется» и ребенок снова его видит на экране; при новом его затухании он опять включает лампочку на 2—3 с и так до тех пор, пока после очередного включения последовательный образ уже не появляется. После исчезновения последовательного образа повторяют засвет сетчатки с затемнением ее центральной ямки и вновь вызывают последовательный образ. За один сеанс эта процедура проводится трижды. При проведении исследования у маленьких детей выключатель лампочки, освещающий экран для оживления последовательного образа, берет в руки медицинская сестра или мать ребенка и проводит подсвет экрана, если ребенок говорит ей, что последовательный образ стал хуже виден («кружочек растаял»); если ребенок неуверенно определяет затухание последовательного образа, можно проводить периодический подсвет экрана по 2 с (с перерывом по 1 с). В течение 1 сеанса засвет сетчатки амблиопичного глаза с затемнением ее центральной ямки проводят 3—4 раза. Сеансы проводят ежедневно или через день. Курс лечения включает до 30 сеансов.

Дополнительными процедурами для лечения амблиопии являются упражнения в локализации. Их целесообразно проводить после того, как в процессе лечения достигнута центральная фиксация, а также при амблиопии с неустойчивой фиксацией. В первом случае эти упражнения способствуют восстановлению правильной монокулярной пространственной локализации и закрепляют тем самым центральную фиксацию, во втором — придают фиксации более устойчивый характер.

Локализатор-корректор представляет собой плоский ящик с рядом отверстий в крышке. Отверстия попеременно освещаются с помощью кнопочного устройства. Лучше видящий глаз больного закрыт. Ребенок должен, пользуясь одним амблиопичным глазом, закрывать освещенное отверстие кончиком указательного пальца (локализация). В таком виде прибор действует как локализатор. Для использования прибора в качестве корректора нужно закрыть поверхность локализатора специально приложенными к нему пластинами,

на поверхности которых изоляционным лаком нанесены контурные рисунки. Ребенок должен обвести контуры рисунка электродомкарандашом. Если электрод сходит с линии рисунка, раздается звуковой зуммер, что позволяет ребенку скорректировать свои действия. Задача состоит в том, чтобы в процессе длительных упражнений добиться безошибочного обведения рисунка. Упражнения на локализаторе-корректоре проводят ежедневно по 15 минут, всего 20—30 упражнений на курс лечения.

Для лечения амблиопии используется также макулотестер. Прибор предназначен для исследования состояния желтого пятна сетчатки (фовеолы) и для лечения амблиопии. Действие прибора основано на использовании поляризационных свойств нервных волокон, радиально покрывающих сетчатку в области желтого пятна. Поляризационными свойствами указанной области сетчатки вызывается явление, названное феноменом Гайдингера. Суть явления заключается в том, что при рассматривании равномерно светящейся поверхности через поляризационный фильтр пациент замечает световую фигуру, имеющую форму двух размытых треугольников (это возможно только при условии отсутстия органических изменений в области фовеолы). Острые углы треугольников сходятся в точке, которую глаз фиксирует. Эту фигуру называют «щетками» или «кисточками» Гайдингера. Методика лечения амблиопии с применением феномена Гайдингера позволяет вырабатывать устойчивую правильную (центральную) зрительную фиксацию амблиопичного глаза.

Методика лечения с применением макулотестера. Ребенок смотрит амблиопичным глазом через окуляр прибора. При этом он может заметить и описать словами световую фигуру, имеющую форму двух размытых треугольников. В приборе есть рисунки (самолетик, циферблат часов). Ребенок должен описать, что он видит (пропеллер самолета или стрелки часов), указать цвет и направление вращения «щеток» (треугольников). В процессе упражнений нужно добиваться, чтобы ребенок мог совместить фигуру «щеток» с центром рисунка (например, циферблата) и удерживать ее в данном положении 5—10 мин. Сеансы проводят ежедневно до 30 на курс лечения.

Хейроскоп (амблиотренер) — устройство для лечения амблиопии слабой и средней степени. Может применяться для ежедневных 15—20 минутных сеансов в том числе и при лечении дома. В этом устройстве размещается несложный рисунок, установленный так, что он с помощью зеркала виден одним (неамблиопичным) глазом. Перед другим (амблиопичным) глазом помещен чистый лист бумаги, на котором с помощью ручки или карандаша ребенок воспроизводит контуры рисунка.

Рефлексотерапия, чрескожная электростимуляция зрительного анализатора по специально разработанным методикам так же входят в комплекс лечения амблиопии в качестве дополнительных методов, особенно у детей младшего возраста, а так же в случаях противопоказаний к применению интенсивной световой стимуляции сетчатки у детей с невротическими реакциями.

Следующий этап лечения — ортоптика — объединяет комплекс мер по развитию бинокулярного зрения. Цель ортоптики — восстановить совместную деятельность фовеальных ретино-кортикальных элементов обоих глаз, задачи — ликвидировать функциональную скотому, т. е. устранить подавление одного из монокулярных изображений, выработать в зрительной коре способность к бифовеальному слиянию (фузия), а при наличии такой способности — развить резервы слияния (фузионные резервы).

Основные ортоптические упражнения возможны только при стойком повышении остроты зрения каждого глаза (с коррекцией) минимум до 0,3 и, поскольку они требуют от ребенка определенных навыков и понимания поставленных перед ним задач, то назначаются, как правило, детям с 3—4-летнего возраста после первого этапа плеоптического лечения. Они проводятся на специальном приборе для развития бинокулярного зрения — синоптофоре, принцип действия которого основан на разделении полей зрения каждого глаза (гаплоскопия). Аппарат состоит из двух труб с окулярами, через которые каждому глазу в отдельности предъявляют рисунок, причем установить эти окуляры можно под разными углами, направив изображение непосредственно в центр макулярной области глазного дна (т.е. в фовеолу) независимо от угла косоглазия при условии отсутствия нистагма или других расстройств зрительной фиксации. Синоптофор применяется с диагностическими и лечебными целями: с его помощью можно определить величину субъективного и объективного углов косоглазия, способность к бифовеальному слиянию изображений, наличие фузионных резервов и величину функциональной скотомы. С лечебной целью синоптофор применяется для устранения функциональной скотомы, развития бифовеального слияния изображений, фузионных резервов и подвижности глаз.

Методика работы на синоптофоре. При работе с синоптофором ребенка (в очках !) необходимо усадить перед аппаратом. На определенной шкале прибора устанавливается деление, соответствующие межзрачковому расстоянию обследуемого, измеренному непосредственно перед лечением. В кассеты прибора вставляют соответствующие рисунки (объекты). В наборе синоптофора есть объекты трех типов — на зрительное совмещение (рисунки машинки и гаража,

цыпленка и яйца), объекты на слияние (рисунки кошки с ушками и кошки с хвостиком) и объекты для стереоскопии.

Для определения угла косоглазия с помощью синоптофора пользуются объектами на совмещение. После включения прибора (одновременно двух объектов) ребенку предлагается установить трубы синоптофора так, чтобы рисунки совместились, например так, чтобы машинка «въехала» в гараж. Для этого ребенок может либо сам перемещать окуляры прибора, либо следить за перемещением объектов врачом (медицинской сестрой) и сообщать об их совмещении. На шкале деления правой и левой труб синоптофора определяют отклонение каждой трубы (каждого окуляра) и, сложив их, получают субъективный угол косоглазия. Для определения объективного угла косоглазия освещение этих объектов попеременно включается и выключается и ребенка просят поочередно фиксировать их взглядом, ведя зрительный контроль за положением глаз ребенка. Неподвижное положение глаз при попеременном включении то правого, то левого объекта свидетельствует о том. что на каждый из объектов направлена зрительная ось соответствующего глаза, а по сумме углов положения труб на правой и левой шкалах синоптофора можно подсчитать объективный угол косоглазия. При несовпадении зрительных осей глаз с положением окуляра появляются так называемые установочные движения глаза — к носу, виску, вверх, вниз). При наличии установочных движений, продолжая попеременно включать на ручном режиме то правый, то левый окуляр, исследователь медленно передвигает трубы синоптофора, сводя их при сходящемся косоглазии или разводя при расходящемся. Передвижение труб нужно проводить незаметно для ребенка в момент выключения света в данной трубе. Когда установочные движения глаз прекратятся, по сумме положения правой и левой труб синоптофора определяют объективный угол косоглазия. Если есть установочные движения кверху и вниз, то объекты перемещают по вертикали, угол косоглазия определяют также по вертикальной шкале синоптофора. После определения субъективного и объективного углов косоглазия переходят к определению способности к слиянию объектов. Для этого в окуляры синоптофора вводят объекты на слияние. Если ребенок смотрит в окуляры, установленные под объективным углом косоглазия, двумя глазами, а видит только одно из предъявленных ему изображений, т.е. один из объектов исчезает, значит у него имеется функциональная скотома под объективным углом косоглазия. На протяжении всего исследования с объектами на слияние у ребенка постоянно спрашивают, не исчезла ли одна из кошек, сколько кошек он видит, какую именно — с ушами или хвостом. Как правило, при наличии функциональной скотомы объекты «перескакивают» один через другой. Место

«перескока» и отмечается как субъективный угол косоглазия, и у ребенка диагностируется наличие функциональной скотомы. Если ребенок увидел один слившийся объект, то определяются резервы слияния, т. е. резервы фузии (фузионные резервы). Это делается подсчетом делений на шкале прибора при смещении окуляров. Ребенка нужно предупредить, чтобы он старался удерживать объекты слитыми и сказал, когда они начинают раздваиваться. Определяются положительные (при сведении труб синоптофора) и отрицательные (при разведении труб синоптофора) фузионные резервы.

С лечебной целью синоптофор применяется для устранения функциональной скотомы. Для такого лечения ребенка в очках усаживают перед аппаратом, установив правильное межзрачковое расстояние, и выставляют трубы синоптофора под объективым углом косоглазия, определенным у данного ребенка по установочным движениям глаз. Прибор включается на режим «автомат» и производится переменное световое раздражение центральных ямок сетчатки. Сеанс длится 10—15 мин. Упражнения нужно проводить один или два раза в день. Курс состоит из 15—20 сеансов. Если эти упражнения не устраняют функциональной скотомы, то методику изменяют: обоим глазам под объективным углом косоглазия одновременно предъявляют те же объекты в состоянии осцилляции. По мере восстановления способности сливать монокулярные изображения крупных объектов, переходит к объектам меньшего размера. При появлении неустойчивого бифовеального слияния назначают упражнения, во время которых осуществляется одновременное автомати- ческое мигание обоих объектов. Всего проводят 20—40 и более таких упражнений по 10—15 минут ежедневно или через день.

Упражнения по развитию фузионных резервов проводятся с объектами на слияние. Ребенку прелагают удержать объекты слитыми и постепенно проводят сведение или разведение труб синоптофора до раздвоения объекта, затем трубы возвращают в прежнее положение (в котором объект ребенком воспринимается слитым) и вновь проводят разведение или сведение труб. Ребенок должен стараться удерживать объекты слитыми. Для развития подвижности глаз на синоптофоре трубы синоптофора закрепляют так, чтобы они передвигались одновременно в одном направлении, и начинают смещать их в положении слившегося объекта, а ребенок должен следить за изображением обоими глазами.

В комплекс ортоптических упражнений целесообразно вводить модифицированный метод бинокулярных последовательных зрительных образов (Т.П. Кащенко, 1966), для этого в аппарат ББО-58 (большой безрефлексный офтальмоскоп) или его аналог — МБС

(монобиноскоп) вводят шарик диаметром 3 мм с боковым, горизонтально расположенным стержнем длиной 3 мм. Голову больного фиксируют на подставке прибора, один глаз прикрывают заслонкой. Для получения достаточно отчетливой картины глазного дна просят больного смотреть на шарик так, чтобы тень от последнего проецировалась на центральную ямку сетчатки. В течение 15—20 с при максимальной яркости лампы прибора производят общий засвет заднего полюса глаза. Аналогичную процедуру затем проводят на втором глазу (при закрытии первого). Причем, при раздражении правого глаза горизонтальный стержень шарика направлен в правую сторону, а при раздражении левого глаза — в левую. После этого действуют так же, как при лечении амблиопии с применением отрицательного последовательного образа по Кюпперсу: пациент переводит взор на белый экран и наблюдает одновременно два последовательных образа (правого и левого глаза) при прерывистом освещении экрана.

Перед пациентом ставят задачу добиться слияния двух монокулярных изображений в один последовательный образ (шарик с двумя боковыми стержнями, направленными вправо и влево). После исчезновения последовательных образов аналогичную процедуру повторяют еще 2 раза. Всего проводят 20—30 таких упражнений ежедневно или через день.

Хорошего эффекта можно добиться при проведении ортопти- ческих упражнений с помощью игровых интерактивных программ, предъявляемых компьютером на экране монитора: лечебно-диагно- стические программы «Окулист» ООО «Астроинформ СПЕ», программы Института проблем передачи информации РАН для лечения косоглазия и амблиопии. При этом выработка бифовеального слияния проводится с применением гаплоскопии разной «жесткости» (используются светофильтры разной интенсивности или поляроидные очки). Обязательным условием для применения компьютеризированных упражнений является симметричное положение глаз (при угле косоглазия близком к нулю), достигнутое предварительным терапевтическим, хирургическим лечением или искусственно созданное, для чего назначается призматическая коррекция косоглазия, т.е. призматические стекла или пластиковые призмы (призмы Френеля), которые легко наклеиваются на обычные стекла очков. Призмы подбираются в зависимости от угла косоглазия так, чтобы в них изображение предмета проецировалось на фовеальную область сетчатки. При этом основание призмы должно располагаться на стороне, противоположной отклонению глаза (например, при сходящемся косоглазии — на височной стороне стекла).

Следует отметить, что ортоптика развивает не истинное бинокулярное зрение, а зрение в условиях гаплоскопии (разделения полей зрения), этого недостатка лишен новый метод лечения косоглазия — диплоптика (Э.С. Аветисов, Т.П. Кащенко, 1975), цель которой — вызвать у больного с содружественным косоглазием феномен двоения, выработать (если не было) или «оживить» подсознательный рефлекс преодолевать двоение за свет установки глаз, т.е. оптомоторный фузионный рефлекс и развить (если его не было) или восстановить саму основу нормального бинокулярного зрения — саморегулирующийся механизм бификсации. Диплоптические упражнения возможны у детей с 2—3-летнего возраста и позволяют восстановить бинокулярное зрение в среднем у 45—75% детей против 25—30% по результатам ортоптического лечения.

Обязательным условием для применения диплоптики является симметричное положение глаз (при угле косоглазия близком к нулю), достигнутое предварительным терапевтическим, хирургическим лечением или искусственно созданное назначением призмати- ческих очков. Диплоптическое лечение является заключительным этапом лечения косоглазия. Принцип диплоптики заключается в том, чтобы вызвать у больного в естественных условиях ощущение двоения предмета, рассматриваемого двумя глазами. Двоение (диплопия) служит стимулом для фузии — бифовеального слияния изображений. Задача диплоптики — развить у пациента способность преодолеть ощущаемое им двоение за счет восстановления механизма бинокулярной зрительной фиксации (бификсации), лежащей в основе нормального бинокулярного зрения человека.

Благоприятными, но не обязательными условиями для проведения диплоптического лечения являются наличие одновременного зрения и бифовеального слияния, определенных аппаратными методами. При их отсутствии диплоптике должны предшествовать курсы лечения на синоптофоре или методом бинокулярных последовательных зрительных образов, который можно считать одним из вариантов диплоптических упражнений, так как при его применении у больного вначале добиваются ощущения двоения последовательного образа, а затем — его слияния в одно изображение.

Система мер по лечению методом двоения (диплоптика) вклю- чает упражнения по развитию рефлекса бификсации, по разобщению аккомодации и конвергенции, по развитию фузионных резервов и укреплению устойчивости фузии.

Упражнения по развитию (восстановлению) рефлекса бификсации (Э.С. Австисов, Т.П. Кащенко. 1976). Упражнения заключаются в возбуждении у больного двоения в естественных условиях путем

раздражения различных диспарантных участков сетчаток и развития способности к слиянию раздвоенного изображения за счет перевода его проекции на глазном дне на корреспондирующие участки. Условиями для применения упражнений служат: достаточно высокая острота зрения (не менее 0,4) косящего глаза, содружественное неаккомодационное или частично-аккомодационное косоглазие, симметричное или близкое к нему (до 7 градусов по Гиршбергу) положение глаз. Способ реализуется ритмичным установлением призмы перед одним из двух открытых глаз, когда осуществляется фиксация двумя глазами какого-либо изображения (тест-объекта). При этом в ходе лечения периодически меняются сила призмы, частота ее предъявления и направление ее основания.

Методика проведения упражнений по развитию рефлекса бификсации. Упражнения могут проводиться в медицинском учреждении или в домашних условиях с применением продающихся в специализированных магазинах наборов призм («Диплоптик П») и тест-объектов («Диплоптик Т»). Пациента усаживают на расстоянии 1—2 метров от объекта фиксации, находящегося на уровне его глаз (на стене, экране, листе бумаги и др.). Тест-объектом может быть любой рисунок или предмет, интересный для ребенка размером 1—3 см. Чем меньше и контрастнее тест, тем легче возникает двоение. Поэтому в начале упражнений используются более мелкие и яркие цветные (красные, зеленые) тесты. Можно в качестве тест-объекта применять светящийся круг или фонарик. Пациента просят смотреть двумя глазами на тест-объект и перед одним глазом располагают призму (на специальной ручке или в очковой оправе). Условно можно выделить три этапа упражнений: на первом этапе нужно добиться четкого ощущения раздвоения изображения при приставлении призмы, на втором — слияния раздвоенного изображения в одно, на третьем — закрепления рефлекса бификсации. Для возбуждения двоения лучше применить сильную призму в 8—10 призменных дптр и ставить ее вначале основанием к носу перед чаще фиксирующим глазом. Призма ставится перед одним и тем же глазом многократно на 2—3 с и интервалом в 1—2 с. Сеанс длится до 5 мин, затем призму вновь ставят перед тем же глазом, но поворачивают основанием к виску и цикл упражнений повторяют. Аналогичные упражнения в ходе того же сеанса проводят при установке призмы перед другим глазом. Как только пациент явно отмечает ощущения двоения тест-объекта, переходят к этапу развития бификсации. На этом этапе нужно добиться слияния раздвоенного изображения. Для этого используют более слабые призмы (начиная с 2 призменных дптр и постепенно увеличивая их силу), показывают более крупные

тест-объекты (3—6 см в диаметре) и увеличивают время предъявления призмы до 5—10 с, а интервал до 3—5 с. Режима предъявления призм по длительности процедуры, силе призм, частоте предъявления очень индивидуален и зависит от того, как быстро пациент обучиться сливать раздвоенное призмой изображение тест-объекта. На третьем этапе лечения осуществляют постепенное усиление нагрузки увеличивая силу призмы, уменьшая размер тест-объекта и увеличивая расстояние между ним и пациентом.

Упражнения по развитию фузионных резервов (Т.П. Кащенко, 1977) проводят на заключительном этапе лечения косоглазия при условии симметричного положения глаз и наличия бифовеального слияния. Упражнения проводят с помощью бипризм Гершеля или специального офтальмологического призменного компенсатора, который позволяет постепенно увеличивать силу призм. Эти упражнения назначают при ограниченном запасе фузионных резервов.

Методика упражнения. На специальном штативе на расстоянии 30—50 см от больного находится объект — круг диаметром 10 или 20 мм. Перед одним глазом больного помещают бипризму Гершеля. Поворот диска призмы основанием к виску вызывает конвергенцию зрительных осей и используется для развития положительных фузионных резервов. При повороте диска основанием к носу возникает дивергенция зрительных осей и развивается отрицательная ширина фузии. Больному предлагают сливать два изображения объекта, возникающие после легкого поворота диска призмы в нужную сторону и удерживать их слившимися. Силу призмы постепенно увеличивают до тех пор, пока слияние уже становится невозможным. Тогда диск призмы возвращают в исходное положение и процедуру повторяют. При отсутствии слияния вследствие подавления зрительного образа одного глаза двоения объекта не возникает, а наблюдается только перемещение его в сторону. Всего проводят 20—30 упражнений по 10—15 минут ежедневно или через день.

Для развития фузионных резервов по описанной методике вместо бипризмы Гершеля можно использовать офтальмокомпенсатор призменный (КПО-1), который вставляют в гнездо пробной очковой оправы. Валик компенсатора устанавливают вертикально (при развитии горизонтальных резервов) или горизонтально (при тренировке вертикальных резервов).

При развитии положительной ширины фузии валик компенсатора вращают основанием к виску, при развитии отрицательной ширины фузии — основанием к носу. Объект можно помещать на расстоянии 1 м, 2 м, 3 м от больного, постепенно каждые 3—5 упражнений увеличивая это расстояние.

Упражнения по разобщению аккомодации и конвергенции (Э.С. Аветисов, Т.П. Кащенко, 1977) или способ диссоциации аккомодации и конвергенции в системе диплоптики применяется при аккомодационном сходящемся косоглазии для попытки уменьшить или устранить очковую коррекцию в тех случаях, когда в условиях оптической коррекции сохраняется симметричное положение глаз и есть бинокулярное зрение, острота зрения каждого глаза без очков и в очках одинаково высокая, т. е. по остроте зрения пациент в очках не нуждается, но при попытке снять очки возникает косоглазие.

Методика упражнений. Для их проведения используют аппарат исследования зрительных функций для близи (ПОЗБ-1), с помощью которого предъявляется в качестве объекта четырехточечный цветотест с расстояния 25 или 33 см. Вначале упражнения проводятся с более близкого расстояния в условиях оптимальной для данного пациента очковой коррекции (стекла с пробной очковой оправе), поверх которой в ту же оправу пациенту надевают красно-зеленые светофильтры. При неустойчивом бинокулярном зрении белый кружок цветотеста, на который смотрит пациент, раздваивается и задача пациента — слить раздвоенное изображение. При появлении слияния в оправу перед обоими глазами пациента последовательно устанавливают отрицательные линзы возрастающей величины (на- чинают с 0,5 дптр и прибавляют по 0,5 дптр). В каждой новой паре линз пациент смотрит на цветотест по 2—4 мин. преодолевая возникшее двоение. При появлении непреодолимого двоения упражнения повторяют, начиная с минимальной силы в 0,5 дптр и так 3—4 раза. Задача — постепенно увеличивать силу максимальной отрицательной линзы, в которой удается преодолеть двоение, а затем добиваться того же при неполной оптической коррекции аметропии пациента и совсем без коррекции. По мере восстановления бинокулярного зрения упражнения назначают уже с расстояния 33 см. Сеансы продолжительностью по 20—25 мин. Проводят 1—2 раза в день до 20—25 упражнений на курс. Если у больного в очках наблюдается симметричное положение глаз, но отсутствует устойчи- вое бинокулярное зрение, то упражнения целесообразно начать не с предъявления нагрузочных минусовых линз, а с облегчающих слияние плюсовых линз, силой в 3—5 дптр. При достижении бинокулярного слияния с этими линзами последовательно (по 0,5 дптр) уменьшают силу положительных линз до 0 и переходят к лечению основным способом с нагрузкой минусовыми линзами.

Упражнения по развитию устойчивости фузии (Э.С. Аветисов, Т.П. Кащенко, 1977) применяются на заключительном этапе лечения косоглазия. Возрастания устойчивости (прочности) фузии добива-