Руководства, Инструкции, Бланки

Тони Этвуд Полное Руководство По Синдрому Аспергера img-1

Тони Этвуд Полное Руководство По Синдрому Аспергера

Рейтинг: 4.4/5.0 (1679 проголосовавших)

Категория: Руководства

Описание

Тони Этвуд «Движения и координация при синдроме Аспергера»

Тони Этвуд «Движения и координация при синдроме Аспергера»

«Неуклюжесть была особенно наглядной во время уроков физкультуры. Он никогда не попадал в ритм всей группы. Его движения никогда не казались естественным или спонтанным (и потому приятным) результатом правильной координации моторной системы», - Ганс Аспергер (1944).
Люди с синдромом Аспергера не только по-другому думают, они двигаются иначе. Во время ходьбы или бега координация движений ребенка может казаться незрелой, а у взрослых с синдромом Аспергера часто развивается странная, иногда уникальная походка, которой недостает плавности и эффективности движений. При внимательном наблюдении можно заметить у людей с синдромом Аспергера недостаточную синхронность движений рук и ног, особенно во время бега (Gillberg 1989; Hallett et al. 1993). Родители таких детей часто сообщают, что у ребенка была задержка в овладении ходьбой на один-два месяца (Eisenmajer et al. 1996; Manjiviona and Prior 1995), а также что ребенку нужна дополнительная помощь в овладении навыками, требующими мелкой моторики рук – завязывании шнурков, одевании и использовании столовых приборов (Szatmari, Bartolucci and Bremner 1989a). Учителя также могут обращать внимание на проблемы с мелкой моторикой, например, неспособность писать от руки или пользоваться ножницами. Часто встречаются трудности с деятельностью, требующей навыков координации движений и равновесия, например, ездой на велосипеде, скейте или скутере. Дети, а иногда и взрослые с синдромом Аспергера, могут с трудом осознавать положение своего тела в пространстве, из-за чего они могут часто спотыкаться, натыкаться на разные предметы и проливать напитки. В целом они производят впечатление неуклюжих людей.
Проблемы с движением и координацией могут быть наиболее очевидны для учителя физкультуры и других детей во время уроков физкультуры и занятий спортом, а также игр на детской площадке, например, если это игра с мячом. У ребенка с синдромом Аспергера может быть отставание в способности ловить, бросать и пинать мяч (Tantam 1991). Когда нужно поймать мяч обеими руками, то движения рук могут быть плохо скоординированы между собой, т. е. руки совершают одинаковые движения не сразу, а на долю секунды позже. Ребенок слишком долго обдумывает свои движения. Если нужно бросить мяч, то ребенок с синдромом Аспергера часто вообще не смотрит на мишень перед тем, как совершить бросок, в результате чего промахивается (Manjiviona and Prior 1995).

Одним из последствий неудач в играх с мячом может быть исключение ребенка из социальных игр на детской площадке. Такие дети часто начинают активно избегать таких занятий, поскольку они понимают, что их способности к ним гораздо хуже, чем у сверстников. Тем не менее, даже если они отважно пытаются присоединиться к игре, другие дети могут намеренно исключать их как слишком плохих игроков для команды. Таким образом, у детей с синдромом Аспергера меньше возможностей улучшить навыки игры с мячом в кругу ровесников.

С раннего возраста родителям детей с синдромом Аспергера нужно предоставлять им дополнительное обучение и возможность практиковаться в навыках игры с мячом. Не для того, чтобы ребенок стал выдающимся спортсменом, а для того, чтобы он или она смогли играть в популярные командные игры с другими детьми.

С другой стороны, очень интересно, что у некоторых детей с синдромом Асперегера наблюдается гораздо большая координация и плавность движений во время плавания, они могут развить большую любовь к прыжкам с трамплина, а также быстро развивают координацию движений в одиночных видах спорта, например, в гольфе, что может стать их специальным интересом. Часто такие дети получают удовольствие от таких занятий как езда верхом. В этих областях их двигательные навыки могут стать выше, чем у их ровесников.

Двигательные особенности можно оценить во время наблюдения и с помощью стандартизированных тестов, которые измеряют конкретные двигательные навыки. Наивному обозревателю может показаться, что большинство детей с синдромом Аспергера просто неуклюжи, но несколько исследований со стандартизированными методиками оценки показали, что у почти всех детей с синдромом Аспергера есть специфические двигательные нарушения (Ghaziuddin et al. 1994; Gillberg 1989; Gowen and Miall 2005; Green et al. 2002; Hippler and Klicpera 2004; Klin et al. 1995;Manjiviona and Prior 1995;Miyahara et al. 1997).

Именно поэтому Кристофер Гиллберг включил моторную неуклюжесть в свои шесть критериев для данного диагноза (Gillberg and Gillberg 1989). С другой стороны, Питер Сзатмари и его коллеги в своих критериях синдрома Аспергера для DSM-IV Американской психиатрической ассоциации и МКБ -10 Всемирной организации здравоохранения вообще не упоминают двигательные способности. Однако в DSM-IV есть список особенностей, связанных с синдромом Аспергера, включающих моторную неловкость и неуклюжесть, которые слабо выражены, но могут способствовать дальнейшему отвержению со стороны сверстников и социальной изоляции.

Профиль двигательных способностей

Профиль двигательных способностей при синдроме Аспергера может включать нарушения в ловкости рук (Gunter, Ghaziuddin and Ellis 2002; Manjiviona and Prior 1995; Miyahara et al. 1997), нарушения координации, равновесия, хватательного рефлекса и мышечного тонуса (Nass and Gutman 1997), а также низкую скорость выполнения заданий, требующих сложных движений рук (Nass and Gutman 1997; Szatmari et al. 1989a). Могут наблюдаться проблемы с равновесием, что выявляется в таких тестах как стояние на одной ноге с закрытыми глазами, ходьба «по канату» (задание пройтись по прямой, как будто человек идет по канату) (Iwanaga, Kawasaki and Tsuchida 2000;Manjiviona and Prior 1995; Tantam 1991). Темпл Грандин описывает, как она была «неспособна сохранить равновесие, если нужно было ставить одну ногу прямо перед другой (ходьба по канату)» (Grandin 1984). Нита Джексон так описывает свои проблемы с ходьбой:

«Труднее всего было ходить. Мне в голову не приходило помогать себе руками, вся верхняя половина тела оставалась зажатой и неподвижной, как будто руки были пришиты к бокам. Оказалось, что ходьба по канату (когда одну ногу ставишь сразу после другой, как будто идешь по натянутой веревке) была для меня вообще невозможна, так что у меня развилась эта причудливая походка – вперевалочку как утка или человек, у которого большие проблемы с мочевым пузырем. Это одна из многих причин, из-за которых другие дети травили меня» (N. Jackson 2002, p.87).

Эти особенности могут помешать ребенку пользоваться оборудованием на детской площадке, а также выполнять некоторые упражнения в спортзале. Они также повышают риск того, что ребенка будут дразнить другие дети.

Ганс Аспергер отмечал, что у некоторых детей, которых он наблюдал, была необычная мимика. У одного ребенка, по его описанию, «выражения лица редко менялись и были застывшими» (Asperger [1944] 1991, p.57). Может наблюдаться недостаток вариаций в мимике для выражения мыслей и чувств. «Плоское» выражение лица без полутонов и эмоциональных движений может создавать впечатление, что человеку постоянно грустно. Кристофер Гиллберг также включает в свои диагностические критерии синдрома Аспергера неуклюжий и зажатый язык тела (Gillberg and Gillberg 1989).По моим наблюдениям, их язык тела обычно не включает синхронного «танца» с партнером по разговору.

Хотя было проведено значительное число исследований по социальным, эмоциональным, языковым и когнитивным способностям людей с синдромом Аспергера, мы очень мало знаем об их двигательных способностях (Smith 2000). В течение следующих десяти лет можно прогнозировать рост числа исследований о данном аспекте синдрома Аспергера, что приведет к разработке дополнительных стратегий по улучшению движений и координации.

Ранняя диагностика двигательных нарушений

Недавние исследования указывают на то, что аномальные двигательные паттерны обнаруживаются у детей, у которых впоследствии появляются признаки синдрома Аспергера, еще в возрасте до одного года. Оснат Тейтелбаум и его коллеги проанализировали домашние видеозаписи ранних лет жизни 16 детей с синдромом Аспергера (Teitelbaum et al. 2004). Двигательные паттерны и рефлексы детей очень детально анализировались, и авторы исследования определили, что у таких детей слишком долго сохранялись примитивные рефлексы – то есть рефлексы, которые должны исчезнуть в определенном возрасте. Для них была характерна необычная форма рта – рот мебиуса – с нависающей верхней губой и плоской нижней губой. Были выявлены признаки необычной ассиметрии, когда дети лежали на спине, играли с игрушками или тянулись к ним (например, ребенок пользовался только одной рукой) и отличия в движениях при переворачивании, т. е. когда ребенок переворачивается на живот, лежа на спине. Иногда наблюдалась задержка в способности сидеть на несколько месяцев, а во время ползанья не развивались характерные диагональные движения противостоящих конечностей. Анализ попыток ходить у таких детей выявил проблемы с падением, например, тенденцию падать на один бок и отсутствие защитных рефлексов при падении.

Другим рефлексом, который развивался с задержкой, была способность поворачивать голову и сохранять вертикальное положение головы при изменении положения тела. В возрасте от шести до восьми месяцев большинство детей можно держать в воздухе за туловище и медленно наклонять их тело на 45 градусов в одну сторону, потом снова в вертикальное положение, а потом в другую сторону, в результате чего дети совершают компенсаторные движения головы, чтобы сохранить ее вертикальное положение. Это называется «тест наклона головы», и задержка в развитии такого рефлекса была характерна для младенцев, у которых впоследствии проявились признаки синдрома Аспергера.

Необходимы дальнейшие исследования, чтобы подтвердить и описать необычные двигательные паттерны и задержки в развитии рефлексов в младенческом возрасте, которые могут быть связаны с синдромом Аспергера. Для родителей важны новые методы оценки, которые позволят определить признаки синдрома Аспергера на самой ранней стадии развития ребенка, а педиатры смогут разработать систему ранней диагностики, чтобы определить тех младенцев, которые нуждаются в тщательном наблюдении на предмет возможных признаков этого синдрома.

Мысленное планирование и координация движений

Можно говорить о наличии у человека такого состояния как апраксия, когда у него есть выраженные проблемы с концептуализацией и планированием собственных движений, так что его действия не так эффективны и скоординированы, как можно было бы ожидать. Исследования указывают, что дети с синдромом Аспергера имеют проблемы с мысленной подготовкой и планированием движений при относительной сохранности самих моторных путей (Minshew, Goldstein and Siegel 1997; Rinehart et al. 2001; Rogers et al. 1996; Smith and Bryson 1998; Weimer et al. 2001). Плохо спланированные движения и медленная скорость обдумывания движений – это более точное определение моторных проблем при синдроме Аспергера, чем простая «неуклюжесть».

Бен так описывает свой опыт «отсрочки» и отсутствия связи между мыслью и действием:

«Я всегда чувствовал, что между моим телом и мозгом нарушена связь. Иногда создается ощущение, что у меня вообще нет тела. Мое тело подводит меня. Я падаю, когда просто пытаюсь повернуться. У меня проблемы с тем, чтобы видеть вещи. Я не могу ни на чем сосредоточиться. Я не могу заставить мои руки двигаться так, как мне бы хотелось» (LaSalle 2003, p.47).

Также возможны проблемы с проприоцепцией – интеграцией информации о положении и движениях тела в пространстве (Weimer et al. 2001) и способностью сохранять осанку и равновесие (Gepner and Mestre 2002; Molloy, Dietrich, and Bhattacharya 2003). Эти навыки часто используются детьми для того, чтобы лезть наверх или преодолевать препятствия. Может наблюдаться тенденция падать со шведской стенки и большой риск падения и травмы при попытках забраться на дерево. Ребенок с синдромом Аспергера может, опять же, избегать подобных занятий с ровесниками и друзьями.

Я знал нескольких детей с синдромом Аспергера, которым очень нравилось висеть вниз головой. Эти дети могли смотреть телевизор со стула, положив ноги на спинку стула, и касаясь головой пола.

При анализе общих двигательных способностей детей с синдромом Аспергера можно наблюдать признаки атаксии, то есть менее упорядоченной мышечной координации и аномальные паттерны движений. Это может включать движения, которые выполняются с неверной силой, ритмом и точностью или неустойчивую походку. Наблюдения за ходьбой и бегом, подъемом по лестнице, прыжками и прикосновением к заданной точке (тест «палец к носу») детей с синдромом Аспергера выявляют признаки атаксии (Ahsgren et al. 2005). Трудотерапевты, физиотерапевты и медицинские специалисты по нарушениям двигательного развития должны учитывать возможность наличия синдрома Аспергера, когда к ним направляют детей с подобными проблемами (Ahsgren et al. 2005).

Одно из двигательных нарушений, связанных с синдромом Аспергера – это слабые суставы (Tantam, Evered andHersov 1990). Мы не знаем, является ли эта проблема структурной аномалией, или это следствие низкого мышечного тона, но в своей автобиографии Дэвид Медзяник описывает ее следующим образом:

«Я помню, как в детском саду мы играли в разные игры, а они учили нас писать. И в детском саду, и в начальной школе мне говорили, что я неправильно держу ручку. Мне до сих пор трудно держать ручку, так что мой почерк всегда был плохим. Я думаю, что причина, по которой я так плохо держу ручку в том, что суставы моих пальцев гнутся в обе стороны, и я могу загнуть пальцы назад» (Miedzianik 1986, p.4).

Если возникают проблемы со слабыми суставами или незрелым или необычным держанием предметов, ребенка могут направить к физиотерапевту для обследования и дополнительных занятий. Для маленьких детей это должно стать приоритетом, поскольку учеба в школе требует умения пользоваться карандашом или ручкой.

Когда Аспергер впервые определил особенности этого синдрома, он описал проблемы с чувством ритма. Эта проблема была описана в одной из автобиографических статей Темпл Грандин:

«В детстве и во взрослом возрасте мне было трудно держать ритм. Если на концерте люди аплодировали в такт музыке, то мне нужно было копировать движения человека, сидящего рядом со мной. Я могу поддерживать свой собственный ритм довольно хорошо, но мне очень трудно синхронизировать ритмические движения с другими людьми или музыкальным аккомпанементом» (Grandin 1984, p.165).

Это объясняет особенность, которая знакома тем, кто ходил рядом с людьми с синдромом Аспергера. Когда двое людей идут бок о бок, они синхронизируют движения конечностей, наподобие солдат на параде: их движения подчиняются одинаковому ритму. Человек с синдромом Аспергера словно шагает под марш какого-то другого барабана.

Непроизвольные движения или тики

Клинический опыт и наблюдения за детьми и подростками с синдромом Аспергера указывают на то, что среди них могут встречаться непроизвольные движения или тики. Исследования показывают, что тики развиваются у 20-60% детей с синдромом Аспергера (Gadow and DeVincent 2005; Hippler and Klicpera 2004; Kerbeshian and Burd 1986, 1996;Marriage et al. 1993; Nass and Gutman 1997; Sverd 1991). Тики могут варьироваться от мгновенных «подергиваний» до очень сложных движений. Иногда это невольно издаваемые звуки или слова.

Непроизвольные движения или звуки неожиданны и не преследуют какой-либо цели. Если у ребенка с синдромом Аспергера развиваются тики, то их первые проявления можно заметить еще в раннем детстве и со временем частота и сложность тиков возрастает, пик непроизвольных движений, как правило, приходится на возраст от 10 до 12 лет. В позднем подростковом возрасте частота тиков снижается, и около 40% детей полностью освобождаются от тиков к возрасту 19 лет (Burd et al. 2001).

«Словарь» тиков ребенка может меняться с течением времени, новые тики могут появляться и исчезать, в промежутках у ребенка может практически не наблюдаться тиков в течение месяцев. Тики могут исчезать, когда ребенок сосредоточился на каком-то занятии, или возрастать во время определенных занятий, например, когда ребенку задают открытые вопросы (Nass and Gutman 1997). Непроизвольные движения могут возобновляться, когда ребенок расслабляется, например, когда он смотрит телевизор. Хотя стресс не является непосредственной причиной тиков, частота тиков может возрастать во время переживания стрессов.

Тики – это не только непроизвольные движения и звуки. Я знал подростков с синдромом Аспергера и тиками, которые жаловались на «иррациональные мысли, которые все время всплывают в голове». Я называю это эмоциональными или мыслительными тиками. Мысли, действия или чувства в этих случаях никак не связаны с ситуацией. Иногда это мысли о каких-то неприемлемых или постыдных действиях. Эмоциональными тиками могут быть внезапные и интенсивные переживания грусти, злости или тревоги. Эти чувства длятся не дольше нескольких секунд, но они доставляют беспокойство, поскольку многократно повторяются в течение дня.

Мы знаем, что тики развиваются из-за расстройства связи между корой головного мозга и двигательных центров мозга, а также активности таких нейротрансмиттеров как допамин и норэпинефрин (Kutscher 2005). Медицинское лечение тиков основано на снижении уровня допамина. Родителям нужно принимать во внимание, что стимулирующие препараты для лечения синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) повышают уровень допамина и могут увеличить частоту тиков.

Поскольку движение является непроизвольным, ребенок не осознает, когда проявится тик, и ему крайне сложно подавить это движение или звук. К сожалению, такие действия могут раздражать членов семьи и приводить к насмешкам со стороны ровесников в школе. Очень важно, чтобы члены семьи, учителя и ровесники не критиковали и не высмеивали ребенка за непроизвольные движения или звуки. Иногда самая лучшая стратегия – игнорировать тики, а родителям нужно сочувствовать и оказывать эмоциональную поддержку ребенку, если тот страдает из-за реакции окружающих на тики.

Тики могут мешать учебе в классе, когда ребенку требуется больше времени для выполнения заданий, поскольку непроизвольные движения отвлекают его, а порою и других детей. Учитель может показать остальному классу пример, демонстрируя понимание в отношении тиков. Если это необходимо, учитель должен предоставить ребенку дополнительное время на выполнение задания и поощрять других детей игнорировать необычные движения или звуки.

Клинические психологи и психиатры беспокоятся о развитии тиков, так как клинический опыт и недавние исследования показывают, что у некоторых детей с синдромом Аспергера могут развиться симптомы трех других нарушений развития.
Во-первых, это синдром Туретта, который диагностируется у ребенка, если у него есть как минимум два моторных тика и как минимум один вокальный тик, и все эти тики продолжаются не менее года. Дети с комбинацией синдрома Аспергера и синдрома Туретта также подвержены повышенному риску СДВГ и тревожных расстройств, особенно обсессивно-компульсивного расстройства (Epstein and Saltzman-Benaiah 2005; Gadow and DeVincent 2005).

Таким образом, хотя развитие тиков считается относительно безобидным, клинические специалисты должны проводить обследование на СДВГ, если у ребенка есть тики. Они также должны допускать возможность, что у ребенка появятся признаки обсессивно-компульсивного расстройства. Им также нужно понимать, как такое сочетание расстройств повлияет на повседневную жизнь ребенка, и знать, какие виды лечения и адаптаций в образовании могут ему понадобиться.

Утрата двигательных способностей

В научно-исследовательской литературе описывались случаи, когда у подростков с синдромом Аспергера начинается медленное и стабильное ухудшение двигательных навыков (Dhossche 1998; Ghaziuddin, Quinlan and Ghaziuddin 2005; Hare andMalone 2004; Realmuto and August 1991; Wing and Attwood 1987; Wing and Shah 2000). Подобные случаи крайне редки.

Паттерн утраты навыков выражается в постепенном замедлении движений и речевых ответов. Человеку становится все труднее начинать и завершать движения, он все больше полагается на физическое руководство и вербальные подсказки во время повседневных дел, таких как уборка кровати или одевание. Иногда человек внезапно «застывает» посередине дела, иногда у него наблюдается тремор в состоянии покоя, медленная и подволакивающая походка, мышечная ригидность и застывшее, похожее на маску лицо.

Такие проявления напоминают двигательные симптомы кататонии и болезни Паркинсона. Двигательные ухудшения, как правило, начинаются в период от 10 до 19 лет. Они наиболее характерны для подростков с аутизмом и редко встречаются при синдроме Аспергера, то есть, обычно это наблюдается у подростков со значительными нарушениями в обучении и речи. Тем не менее, было зафиксировано несколько случаев таких ухудшений у подростков именно с синдромом Аспергера.

Особенности двигательных ухудшений только напоминают нашу концептуализацию кататонии и болезни Паркинсона, но их нельзя сравнивать напрямую, так что нам следует использовать новый термин: аутистическая кататония (Hare and Malone 2004). Мы не знаем, является ли ухудшение двигательных навыков специфическим неврологическим расстройством, необычным проявлением психомоторного отставания, потерей мотивации, характерной для клинической депрессии или значительным ухудшением когнитивной способности планировать свои движения и реагировать на ситуацию, т. е. человек теряет способность преобразовывать мысли в действия.

По счастью, сейчас мы исследуем различные варианты лечения этой проблемы (Dhossche 1998; Ghaziuddin et al. 2005; Hare and Malone 2004). Если у человека появились симптомы аутистической кататонии, очень важно направить ее или его к невропатологу или нейропсихиатру для детального обследования двигательных навыков. Препараты и другие терапевтические техники могут уменьшить проявления этого редкого двигательного расстройства. Существуют также простые техники, с помощью которых родители могут помочь ребенку инициировать или возобновлять движения. Например, другой человек может прикасаться к ноге или руке, которая должна двигаться, и это уже оказывает большую помощь, либо можно работать рядом с этим человеком с аналогичным оборудованием – этого достаточно, чтобы он тоже начал такие же движения. Слушание музыки иногда помогает сохранять цепь движений. Физиотерапевты также разработали занятия для людей с болезнью Паркинсона, которые можно применять для подростков с синдромом Аспергера и аутистической кататонией.

Достижения в двигательных занятиях

Хотя мы знаем, что синдром Аспергера может быть связан с нарушениями двигательных способностей, я лично знал многих детей и взрослых с этим синдромом, которые добились огромных успехов в двигательных навыках, даже принимали участие в международных и национальных чемпионатах по разным видам спорта. Двигательные нарушения, похоже, не влияют на некоторые виды спорта, такие как плавание, прыжки с трамплина, гольф и верховая езда. Все это занятия, которые позволяют тренировки в одиночестве.

Из-за относительной успешности в таких занятиях у ребенка с синдромом Аспергера может развиться специальный интерес к этому виду спорта. Это выражается в многочасовых и очень упорных тренировках, что позволяет достичь очень высоких стандартов.
Кроме того, у таких детей могут быть способности к тем видам спорта, которые требуют очень длительной нагрузки, например, к бегу на марафонские дистанции. Как только человек с синдромом Аспергера осваивает эффективную технику бега, он может начать демонстрировать удивительную терпимость к физическому дискомфорту во время очень длительного забега.

Некоторые виды спорта, например, фехтование, доставляют огромное удовольствие детям с синдромом Аспергера. Участники носят маски (никакого контакта глазами с соперником) и есть набор движений и реакций, который нужно освоить. Боевые искусства тоже могут быть привлекательны для некоторых детей, особенно если во время обучения демонстрируются медленные движения для нападения и защиты. Культура и история, связанные с традициями боевых искусств, могут стимулировать интеллектуальный интерес ребенка с синдромом Аспергера. Такие игры как бильярд требуют большой точности движений, но в них ребенку с синдромом Аспергера может помочь естественное понимание геометрии движений шаров.

Хотя Джерри Ньюпорт, мужчина с синдромом Аспергера, сказал мне однажды: «У меня никогда не было естественной грации», дети с синдромом Аспергера действительно обладают потенциалом для того, чтобы участвовать и получать удовольствие от физической активности и даже преуспеть в определенном виде спорта.

Другие статьи

Болезнь аспергера

/ болезнь аспергера

Тони Эттвуд «Синдром Аспергера и его лечение у детей»

Рубрика: Рекомендации для родителей

теги: дети, переход ко взрослой жизни, рекомендации родителям, симптомы и проявления, специнтересы и фиксации, Тони Эттвуд

По книге Tony Attwood «Asperger’s Syndrome: A Guide for Parents and Professionals»

Адаптация к своему отличию от других людей

Ребенок с расстройством развития, таким как синдром Аспергера, по определению отличается от остальных детей. С течением времени, родители и специалисты научились определять этот диагностический термин, который описывает очень необычный профиль способностей. Тем не менее, сам ребенок с синдромом Аспергера тоже замечает, что он или она отличается от других детей. Некоторые дети с синдромом Аспергера интернализируют свои эмоциональные реакции на отличие от других, в то время как другие дети экстернализируют свои эмоциональные реакции.

Интернализация мыслей и чувств

Дети с синдромом Аспергера не могут понять интуитивно, как играть или взаимодействовать со своими сверстниками. В результате, они могут стать мишенью издевок, насмешек и остракизма, что разрушает их самооценку. Социальная компетентность и способность к дружбе очень ценятся среди типичных детей, и отсутствие успеха в этих навыках может привести к тому, что некоторые дети с синдромом Аспергера интернализируют свои мысли и чувства в форме постоянной самокритики и растущей социальной самоизоляции. Иногда уже в возрасте шести лет у таких детей наблюдается реактивная депрессия, которая наступает в результате осознания своей непохожести на других.

Более конструктивной интернализацией мыслей и чувств может стать бегство в мир воображения. Ребенок культивирует очень яркий и сложный воображаемый мир, иногда у него появляются и воображаемые друзья. В этом мире фантазий ребенка ждет социальный и академический успех, которого у него нет в реальной жизни. В некоторых случаях такое развитое воображение может вызвать сильный интерес к чтению и написанию художественных произведений.

Бегство в мир воображения может быть психологически конструктивной адаптацией. Однако существует риск, что в подростковом возрасте поглощенность собственными фантазиями может привести к отказу от другой деятельности, а также к тому, что другие люди будут неправильно интерпретировать намерения и настроение подростка.

Экстернализация мыслей и чувств

Злость и высокомерие

Альтернативный способ справиться с негативными мыслями и чувствами по поводу своей непохожести на других людей – это их экстернализация. «Это не моя вина, это твоя вина». У ребенка может появиться сверхкомпенсация низкой компетентности в социальных ситуациях с помощью полного отрицания проблем и высокомерия, а также злости по отношению к окружающим людям.

В этом случае любые предложения дополнительных программ или психотерапии яростно отвергаются. Ребенок становится высокомерным, что приводит к поведенческим проблемам. К сожалению, одним из возможных последствий высокомерия, отрицания и незрелости эмпатии, связанной с синдромом Аспергера, может стать физическая агрессия в отместку за социальное унижение.

Более психологически конструктивный способ экстернализации мыслей и чувств – это наблюдение и имитация поведения социально успешных сверстников. Ребенок учится, как «играть роль» в социальных ситуациях, в буквальном смысле становясь другим ребенком.

Некоторые дети с синдромом Аспергера обладают способностью к на редкость точным наблюдениям, они могут прекрасно копировать жесты, тон голоса и чужие манеры. Это может стать конструктивным способом добиться социального включения, если, конечно, такой ребенок найдет достойный пример для подражания. К сожалению, некоторые подростки с синдромом Аспергера начинают копировать самых популярных ровесников, которые также оказываются «плохими ребятами».

Нужно ли объяснять ребенку его диагноз?

Ответ на этот вопрос однозначен – «да». Клинический опыт показывает, что чрезвычайно важно объяснить ребенку с синдромом Аспергера его диагноз. Это поможет предотвратить развитие неподходящих компенсаторных механизмов, о которых говорилось выше. Кроме того, это мотивирует ребенка принимать активное участие в программах лечения.

Упражнение на особенности

Упражнение на особенности, которое я разработал – это составление вместе с ребенком списка его «Качеств» и «Трудностей». Оно используется для разъяснения диагноза ребенку и членам его семьи. Специалист собирает вместе членов семьи, включая самого человека, у которого недавно был диагностирован синдром Аспергера.

В первую очередь, на стену вешаются два больших листа бумаги. Вместо них можно использовать две больших белых доски. Понадобятся разноцветные маркеры. Каждый лист бумаги делится на две колонки: «Качества» и «Трудности».

Я всегда предлагаю сначала провести это упражнение с другим членом семьи – прошу его или ее назвать свои личные качества и трудности. Это может включать практические навыки, знания, характер, способы выражения и управления эмоциями. После того, как специалист записал мнение члена семьи, все другие члены семьи делают свои добавления. Специалист должен следить, чтобы упражнение оставалось позитивным и приятным занятием, и чтобы было указано больше качеств, чем трудностей. Ребенок с синдромом Аспергера обычно наблюдает и участвует в этом упражнении – это позволяет ему понять, чего ожидать, когда придет его или ее очередь.

Затем семья составляет список "Качеств" и "Трудностей" ребенка при его активном участии. Специалист комментирует каждое качество или трудность, которые обозначаются для данного ребенка с синдромом Аспергера. После этого специалист объясняет, что ученые привыкли во всем искать определенные закономерности. Когда они находят устойчивую закономерность, они дают ей название. Обычно после этого упоминается Ганс Аспергер, который, 60 лет назад, наблюдал в своей клинике в Венне множество детей, у которых были общие особенности. Он опубликовал научную статью об этом, и теперь эти особенности называются синдромом Аспергера.

Специалист обычно говорит ребенку: «Поздравляю, у тебя синдром Аспергера». После этого он объясняет ребенку, что это не делает его сумасшедшим, плохим или неполноценным, это просто значит, что он иначе думает. После этого продолжается дискуссия, во время которой специалист объясняет, как некоторые из перечисленных способностей или качеств данного ребенка связаны с синдромом Аспергера. Например, его способность впечатлять других людей своими знаниями о Титанике, умение рисовать с фотографическим реализмом, внимание к деталям и одаренность в математике. Это нужно, чтобы сначала представить преимущества синдрома Аспергера.

Следующая стадия – это обсуждение трудностей и стратегий, которые понадобятся для улучшения отдельных навыков дома и в школе. Здесь можно рассказать про преимущества руководства и консультирования по социальным навыкам, когнитивно-бихевиоральной психотерапии или лекарственных препаратов, которые применяются для улучшения контроля над эмоциями, а также помощи в поиске друзей.

Специалист еще раз перечисляет качества и трудности ребенка, которые непосредственно связаны с синдромом Аспергера. Он упоминает людей, которые добились больших успехов в науке, информационных технологиях, политике и искусстве, и у которых были типичные признаки синдрома Аспергера – например, Эйнштейна, Томаса Джефферсона и Моцарта.

Я завершаю это упражнение, делясь своими личными мыслями по поводу синдрома Аспергера. Это люди, у которых другие приоритеты, восприятие мира и образ мышления. Их мозг устроен немного иначе, но он не является дефективным. Для такого человека на первом месте стоят стремление к знаниям, совершенству, правде и пониманию физического мира, а чувства и межличностные отношения для него не так важны. Это может привести к развитию очень ценных талантов, но также это связано с большой уязвимостью в социальном мире.

Как заводить друзей: мотивация и поощрение

Пять стадий дружбы

После наблюдения за социальным развитием более тысячи детей и взрослых с синдромом Аспергера, я выделил пять стадий в мотивации и опыте дружбы и отношений.

- Интерес к физическому миру.

- Желание играть с друзьями.

- Поддержание партнерских отношений.

Интерес к физическому миру

В раннем возрасте дети с синдромом Аспергера могут не проявлять никакого интереса к своим сверстникам. Обычно их гораздо больше интересует физический мир, а не социальный мир. Ребенок с синдромом Аспергера скорее пойдет на школьную игровую площадку, чтобы получше изучить школьную систему дренажа или поискать каких-нибудь насекомых. Социальные занятия со сверстниками кажутся такому ребенку скучными, подчиненными непостижимым социальным правилам. Ребенок вполне доволен, находясь в полном одиночестве.

Желание играть с друзьями

В младших классах дети с синдромом Аспергера обычно осознают, что другим детям весело общаться друг с другом, они хотят присоединиться к социальным занятиям. Тем не менее, несмотря на свои интеллектуальные способности, их уровень социальной зрелости обычно как минимум на два года отстает от их сверстников, и у них могут быть особые трудности с играми, которые требуют взаимных действий и сотрудничества.

Ребенок с синдромом Аспергера может мечтать о социальных контактах, социальных успехах и друзьях. Именно в этот момент ребенок, как правило, осознает свою непохожесть на ровесников, и ему могут понадобиться стратегии адаптации, о которых говорилось выше.

В средних классах у ребенка могут появиться настоящие друзья. Дружеские отношения с типичными детьми могут быть непрочными, что частично связано с тенденцией детей с синдромом Аспергера быть слишком доминантными и придерживаться слишком жестких взглядов на дружбу. Некоторые типичные дети, которые отличаются добротой, пониманием и «материнскими инстинктами» могут стать их настоящими друзьями. Иногда это дружба с похожими, социально изолированными детьми, которые разделяют схожие интересы.

В конце подросткового возраста молодые люди с синдромом Аспергера могут стремиться к большему, чем платоническая дружба с тем, кто разделяет их взгляды, и выражают стремление найти партнера. Их могут смущать новые аспекты подростковой дружбы, особенно те, что связаны с близостью и сексуальностью. Подростки с синдромом Аспергера начинают остро ощущать свои отличия от сверстников и потребность в партнере, а не только в друге. Партнер, о котором они мечтают – это человек, который их понимает, предоставляет им эмоциональную поддержку и руководство в социальном мире, кто-то, кто сможет играть «материнскую» роль в отношениях с ними.

Поддержание партнерских отношений

Впоследствии, вероятно, по мере эмоционального и социального созревания, взрослый человек с синдромом Аспергера может найти спутника жизни. Тем не менее, обоим партнерам может понадобиться семейное консультирование, чтобы помочь им в адаптации к этим нестандартным отношениям. Теперь у нас есть и книги, и программы консультирования для пар, в которых у одного из партнеров есть синдром Аспергера.

Мы только начинаем разрабатывать психотерапевтические программы для поощрения навыков дружбы. Родители могут обеспечивать определенную поддержку дома, но школы должны осознать, что им может понадобиться специальный учебный план по социальным навыкам для ребенка с синдромом Аспергера, в котором делается акцент на навыках дружбы, а также необходимое обучение преподавателей и ресурсы.

Можно предложить следующие виды терапии на различных стадиях развития дружбы.

Возраст от 3 до 6 лет

Взрослый, который играет роль друга

Маленькие дети с синдромом Аспергера предпочитают взаимодействовать и играть скорее со взрослыми, чем с ровесниками. Очень важно, чтобы взрослые, особенно родители, наблюдали за естественной игрой ровесников ребенка, отмечая их игры, предпочитаемые игрушки, правила и язык. Они могут практиковать аналогичные игры с ребенком, когда взрослый «играет роль» ее или его друга-сверстника.

Это включает «детскую речь», когда взрослый подражает речи ребенка, а не взрослого человека. Очень важно, чтобы взрослый при этом отыгрывал роль хорошего друга, подавая ребенку пример. Кроме того, надо отыграть ролевые игры таких явлений как недружественные поступки, разногласия и подтрунивание. Можно воспроизводить адекватные и неадекватные реакции, чтобы познакомить ребенка со всем спектром реакций в таких ситуациях.

Как только ребенок отрепетировал игру со взрослым, который готов подстраиваться под темп ребенка и давать нужный объем инструкций, он или она может попрактиковаться в игре с другим ребенком. Это может быть старший брат или сестра, который будет вести себя как друг, позволяя ребенку отработать навыки до контакта с группой ровесников.

В дошкольном возрасте хороший друг – это тот, кто умеет делиться, играть по очереди и помогать. Очень важно чтобы, когда взрослый будет играть с ребенком, эти занятия включали равный уровень способностей и вклада в игру. Все игры должны быть основаны на сотрудничестве, лучше избегать соревновательных игр. Игра по очереди должна быть ключевой характеристикой игры. Например, вы можете по очереди складывать головоломку-паззл. Для поощрения сотрудничества взрослый может притворяться, что испытывает затруднения, и просить ребенка о помощи, подчеркивая, что хорошие друзья всегда помогают друг другу.

Используйте видеокамеру, чтобы снять короткие и интересные видео о повседневном социальном опыте ребенка. Например, можно снять, как ребенок играет со своими ровесниками в песочнице или участвует в социальных играх, таких как салки или прятки. Можно использовать паузу или повтор, чтобы обратить внимание ребенка на конкретные социальные подсказки и реакции в той или иной ситуации. Многие маленькие дети с синдромом Аспергера очень любят смотреть видео и телевизор. Это упражнение можно использовать, чтобы улучшить их навыки дружбы.

Благодійна організація - ШКОЛА-СХОДИНКИ - м

Tony Attwood. "Аспергер синдром" - 1

Tony Attwood. "Аспергер синдром" (пересказ выдержек из книги Натальи Опилатовой)

Стаття доступна також на нашому новому сайті.

1. Игры с другими детьми. Дети с синдромом не любят находиться с другими вместе, если детей заставлять находиться в группе они могут этого бояться. Маленькие дети не знают, как обращаться со своими сверстниками, да и не имеют особого желания это делать, они довольны тем, когда занимаются сами с собой.
А-С дети хотят всё контролировать они эгоцентрики. Некоторые наблюдают со стороны или предпочитают дружить с детьми младше или же старше их. Если. А-С ребёнок принимает участие в игре, он будет терпеть этот социальный контакт, пока другие дети в игре подчиняются его правилам. Иногда. А-С дети совсем отказываются от игр с другими не потому, что не могут, а потому что хотят иметь полный контроль над всем, что происходит в игре. Пускание других детей в игру означает ,что она может пойти в другом направлении или будет другая концовка, не предусмотренная ребёнком с А-С.
А-С ребенка не интересует, чем любят заниматься его сверстники и у него нет желания объяснять, чем он занимается сам. Эти дети бывают очень недовольны, если кто-то вмешивается к ним в игру, А-С ребёнок может в этот момент быть очень агрессивным, лишь бы его оставили в покое.
В школе можно встретить таких детей в обеденное время одиноко сидящим подальше от всех иногда они разговаривают сами с собой, или сидят в библиотеке и читают. Когда их спрашивают, почему они не общаются со своими школьными товарищами, они отвечают: "Спасибо, мне это не надо. «А-С дети предпочитают разговоры с взрослыми людьми, так как эти разговоры познавательней и интересней находят.
Эти дети не читают себя участниками каких-то школьных групп или группировок у них свои интересы.
Во время баскетбольного матча ребёнок с. А-С, как все в команде, умел прекрасно подавать мяч, при попадании в кольцо участники команды начали кричать и радоваться, ребёнок с. А-С в это время не показывал никакого возбуждения, так как был отвлечён мимо пролетающей бабочкой. У него абсолютно не было интереса в победе команды. Юноша с А-С говорит, что он совсем не может понять и почувствовать победу в командной игре, так как он не понимает как можно получить удовольствие от того, что другая команда чувствует себя побеждённой.
Молодых людей с А-С редко приглашают на вечеринки и у них очень мало друзей. Маленькие дети довольны, что могут играть одни или с братьями или сёстрами. Старшие дети с А-С с определённого времени начинают понимать, что сами себя изолировали от мира и начинают пытаться навести контакты с сверстниками. И очень часто им отказывают в дружбе. Это всё наблюдать для родителей очень печально.
2 Регулировка аномального поведения.
Для ребёнка с. А-С все не писаные правила поведения непонятны, и он делает или говорит часто вещи, которые других людей могут разозлить и оскорбить. Например, подросток с А-С неожиданно в разговоре очень громко высказался по поводу кривых зубов собеседника. Даже если это так, его высказывание не внесёт гармонию в разговор. Другой ребёнок любитель компьютеров услышал разговор родителей, что соседи купили новый компьютер, тут же идёт к ним в гости испытать его, но уже 11 часов вечера и соседи уже спят и не очень рады гостю.
Но как только такому ребёнку объяснили правила, могут случаться неловкие ситуации. В этом случае ребёнок становится "полицаем" в классе и замечает и рассказывает любую провинность одноклассников, хотя такое поведение нарушает все правила (кодекс чести) подростков. На знакомый вопрос учителя: "Кто это сделал?", ребёнок с А-С единственный "предаёт" товарища. То, что другие смотрят на него с неодобрением, он даже и не понял.
Очень часто А-С дети выглядят грубыми. Так молодой человек хотел привлечь внимание своей мамы, которая разговаривает с подругой, обращается к ней "Хэлло, ты!" Импульсивно и не понимая последствий, он говорит первое, что приходит ему в голову. Со стороны можно подумать, что он плохо воспитанный "испорченный" ребёнок; вы бросаете на родителей убийственный взгляд и принимаете такое поведение как результат родительской некомпетентности. Возможно, вы бросаете фразу "Если бы этот ребёнок пожил у меня недельку, я бы его научила как себя вести. «Поэтому очень важно, что бы другие люди понимали, что ребёнок не грубый, просто не может тактично себя вести и не понимает, какое впечатление его поведение производит на людей.
Carol Gray придумала специальные "учебные рассказы " и они показали себя очень эффективными, расширяют возможность детей понимать определённые сигналы и действия в конкретной социальной ситуации. Также эта техника помогает другим людям, понять, почему социальное поведение ребёнка является такое наивное, эксцентричное или "мятежное". К этому относится сочинение короткой истории, которая описывает определённую ситуацию, в которой предлагаются соответствующие действия и реакции.
Один пример: Учителю доложили, что ребёнок в очереди за обедом напирал и пробирался вперёд без очереди. Первое объяснение ребёнок агрессивный и грубый. Может быть, это объяснение подходит для каких-то детей, у нас первая фаза техники (учебной истории) состоит в том, что эту ситуацию рассмотреть со стороны ребёнка с А-С. Разговор про это происшествие покажет, возможно, ребёнок не понимает, почему при раздаче обеда он должен вставать в очередь, где он должен вставать и как он должен себя вести во время ожидания в очереди. Это знание у других детей появляется автоматически, но не у А-С ребёнка, но он может научиться как себя вести, если ему понятно объяснить. Из чего должна состоять история?
Для составления короткой истории надо придумать ситуацию, в которой есть соответствующие социальные сигналы, ожидаемые действия и информация, почему надо делать именно так, а не по-другому.
Истории пишутся по специальным правилам:
1 Описание. Напишите объективно, где происходит ситуация, кто там находится, что эти люди там делают и почему.
2 Перспектива. Опишите и объясните (если нужно) реакции и чувства других в этой ситуации.
3 Директива. Здесь надо точно описать, что требуется ребёнку в этой ситуации сказать и сделать.
4 Контроль. Надо придумать стратегию, которая поможет ребёнку вспомнить, что он должен делать в этой ситуации и понимать эту ситуацию. Ребёнка тоже можно привлечь, дети часто делают свои предложения в написании истории.
Gray предлагает, что между этими четырьмя типами предложений должен существовать баланс, надо обеспечить, чтобы было не очень много директивных предложений и немало описаний и перспектив. Все слова должны соответствовать возрасту
Пример социальной истории.
В моей школе много комнат. (описание) Одна из комнат - столовая. (описание) Там дети обедают. (описание)
Дети слышат звонок. (перспектива) Если звонок зазвенел это значит, что надо подойти к двери столовой и встать в очередь. (перспектива) Все кто подходит последними становятся в конце очереди.(директива) Если я подойду к очереди, то постараюсь встать в конце. (директива). Все дети голодные. И все хотят кушать. (перспектива) Я буду спокойно стаять и ждать, до того как подойдёт моя очередь и смогу купить обед. (директива). Очереди и ЧЕРЕПАХИ обе очень медлительны. (Контроль). Иногда они двигаются, а иногда останавливаются. (Контроль). Мой учитель будет очень рад, если я буду спокойно стоять в очереди.(перспектива)Эта история написана на определённого ребёнка, он сильно интересуется рептилиями ,и поэтому слово ЧЕРЕПАХА имеет смысл. Слово "постараюсь встать в очередь" означает, что мы не ожидаем каждодневного беспрекословного выполнения. Такие слова как "иногда", "наверное" можно тоже применять.
Потихоньку ребёнок с А-С учит социальные отношения - больше через рациональное анализирование и попытки соответствовать в ситуации, чем через интуицию. Он должен всегда мгновенно анализировать, что может делать в этой ситуации, а что нет. И действительно можно наблюдать как ребёнок с А-С медленней реагирует в ситуации когда надо ответить или что-нибудь сделать, в отличие от других детей.

Необходимые развивающие программы.
Что могут делать родители
.
Очень нужно и необходимо наблюдать во что играют, чем занимаются дети такого же возраста, что и дети с А-С для того что бы репетировать и тренироваться дома. Если в школе любимая игра у детей догонялки, игра с мячом, машинками вы должны играть дома в эти игры. Цель: не только ребёнок будет уверенней, но и вы покажете ему, что он должен сказать и сделать, как можно задействовать в игру школьных товарищей. Иногда вы должны объяснять правила, что мяч надо отдавать только товарищам по команде даже если противники напирают и толкаются. Это очень важно объяснение основных правил и специфических моментов в игре.
Конечно другие дети не такие терпимые и осторожные, поэтому вы родители должны быть лучшим другом своему ребёнку и играть с ним как будто вы ребёнок это очень важно! Идите на детскую площадку, "пеките" тортики из песка, играйте в догонялки. у вас много ТЕРПЕНИЯ и ПОНИМАНИЯ помочь вашему сыну или дочери научится, что они должны делать той или иной ситуации.
Следующий этап: вы наблюдаете, когда ваш ребёнок играет с другими детьми, и записываете, какие способности в игре отсутствует у вашего ребёнка, чему ещё нужно научится.
Это может быть:
а) как начинать игру, вести и заканчивать.
Возможно, ребёнку надо научиться, как спросить» Можно мне играть с вами?" или говорить " Сейчас я хочу играть один". Потому, что может возникнуть опасность, что ребёнок скажет такую фразу "Ты не хочешь делать, что я приказываю, тогда я с тобой больше не играю!" А-С ребёнок просто не понимает, что такие комментарии уничтожают дружбу.
б) гибкость, сотрудничество умение делиться.
Ребёнок с А-С в игре хочет, скорее всего, полностью контролировать игру и не принимает предложения по игре от других детей или не хочет принимать в игру других детей. Очень важно ему объяснять, что игра будет ещё лучше, если игра идёт не только по плану, (который придумал А-С ребёнок) что лучшие результаты, когда дети обмениваются идеями между собой.
с) как ребёнок выходит из игры.
Если ребёнок хочет играть один, его надо научить отвечать в вежливой манере. Очень часто ребёнок ПРОСТО НЕ понимает, если он отвечает грубо "Отстаньте ", то в следующий раз с ним не будут играть и приглашать в игру.
д) Объясняйте вашему ребёнку, что он должен делать.
Ошибки в социальном общении происходят из-за многих факторов. Тем более что ребёнок не понимает влияния его поведения на чувства других и ему абсолютно не понятно, что же он должен делать или он не знает лучшей возможности своего поведения. Очень редко стоит за таким поведением, какие-то действительно плохие намерения. Объясняйте своему ребёнку постоянно, что он должен делать.
е) Приглашайте друзей ребёнка.
Приглашайте потенциальных друзей. Сделайте все, что бы это посещение прошло успешно - может надо организовать выход в зоопарк или в парк, принимайте участие в играх детей так, чтобы не были видны ограниченные социальные возможности вашего ребёнка. Возможно, в следующий раз будет приглашён ваш ребёнок.
ё) Запишите своего ребёнка в кружок или секцию.
Преимущество такой деятельности, что ребёнок под присмотром и организован. Но родители должны рассказать тренеру или руководителю кружка проблемы ребёнка, разработайте с ним успешную стратегию пребывания ребёнка в секции.

Что могут учителя.
Школьный класс даёт преимущество ребёнку с А-С учиться социальному общению.
СТРАТЕГИЯ:
а) " Используем" других детей для помощи
Используем других детей как модели поведения, они показывают ребёнку с А-С как надо себя вести.
Скорее всего, мешает и останавливает ребёнка с А-С "хорошо себя вести" только незнание правил поведения в классе. Скажите ребенку, что бы он наблюдал за другими детьми и повторял, что они делают. (Тихо сидеть, спокойно работать или спокойно стоять в очереди)
б) Стимулирование совместных игр.
Имеются множество игр, в которых принимают участие небольшое количества детей. Ребёнку с А-С конечно требуется помощь, инструкции, если надо меняться местами в игре или с детьми. Проблема может быть в том, что ребёнок с А-С хочет быть первым в соревнованиях не из желания переиграть всех детей, это может быть желание "вписаться" в группу и узнать в группе своё место. Так же это может быть и желание получить удовольствие от победы.
Попробуйте быть примером.
Покажите пример как с таким ребёнком можно дружить и эту дружбу поддерживать. Часто одноклассники не знают как им реагировать на такое не обычное социальное поведение, и они смотрят на учителя который им должен показывать пример. Очень важно, что бы учитель УЧИЛ терпеливости (толерантности), потому, что дети копируют поведение учителя. Надо обязательно хвалить, когда одноклассники помогают и поддерживают ребёнка с А-С.
г) Показывайте ребёнку другие пути и возможности.
Объясните ребёнку, где ещё он может получить помощь. Для маленького ребёнка, учитель единственный человек у которого он может получить информацию и помощь. Это важно ему объяснить, если возникнут проблемы, он может, обратится к детям за помощью.
д) Развивайте дружбу с другими детьми.
Каждый ребёнок в классе единственный и неповторимый и надо время, чтобы ребёнок с А-С понял, как с каждым обходиться, или дружить. Сначала помогают игры и занятия с небольшим количеством детей, которые в спокойных условиях могут показать ребёнку с А-С, как надо играть. В этой фазе всё равно кто друзья мальчики или девочки. Если учитель видит, с кем может развиться дружба, этому надо помогать в классе и на школьном дворе. Эти новые друзья могут защитить ребёнка с А-С, если его начнут обижать дети из другого класса. Товарищи также нужны для интеграции А-С ребёнка в игры, для помощи в тех ситуациях, когда учителя рядом нет и возникла какая-то особая ситуация.
Следите и помогайте ребёнку с А-С на переменках.
Для детей любимое время в школе это перемена на школьном дворе. Совсем другое у А-С детей. На перемене эти дети уязвимей, так как часто не знают, как обходиться в разных ситуациях. Учителя и люди, которые присматривают за детьми на переменах, должны знать какие проблемы у ребёнка, помогать его участию в играх других детей и уважать желание ребенка, если он хочет побыть один. Может так быть что этому ребёнку нужен сопровождающий в школу и после школы домой
Dr.Jekyll и Mr. Hyde.
Ребёнок понимает, что в школе ему надо подчиняться определённым правилам, он старается не выделяться и вести себя как все дети в классе. Это давление быть постоянно как другие, подстраиваться, ведёт к напряжению, которое ослабляется по приходу домой. Дома поведение ребёнка меняется; это как у Dr. Jekyll и Mr.Hyde. Это переменчивое поведение можно видеть у многих детей с А-С и означает не обязательно, что родители не способны справиться с ребёнком. Было бы хорошей помощью для ребёнка и родителей, если по приходу домой, ребёнок получит время расслабиться, чтобы напряжение, полученное в течение школьного дня, ушло.
Помощь соц-педагога.
Многое, что было в главе "Что могут учителя" в действительности не входит в план учителя, поэтому очень важно, чтобы ребёнка консультировал и вёл педагог. Педагог на занятиях с ребёнком и в работе в маленьких группах показывает, как можно улучшить социальное поведение.
Возможна помощь старшеклассника(цы) который помогает ребёнку с А-С.


Учёба в тренировочных группах.
Такие группы дают возможность учить и тренировать, весь спектр социальных навыков. Эти группы могут быть в школе при театральных кружках и риторики или открыть специальный кружок, который должен вести специалист по аутизму. Самый лучший вариант, если группа состоит из детей с А-С, которые посещают разные школы и здоровых детей. Группа должна быть не большая, что бы был порядок и индивидуальный подход к каждому ребёнку.
В начале каждого заседания дети рассказывают и подсчитывают происходившие дома и в школе "жизненные" ситуации, в которых у них были положительные социальные контакты и навыки. Таким образом, можно создать "профиль" каждого участника его слабые и сильные стороны. Каждого ребёнка надо отдельно расспросить о его восприятии ситуации и интерпретации социальных контактов - мотивы, сигналы, предлагающиеся альтернативные ситуации. Люди с А-С не всегда понимают мысли и чувства других людей в социальном смысле, но и мы не всегда понимаем чувства других.
Дальше я опишу, какие игры и задания можно использовать в группах.
1. Проиграть ситуации, которые случились с участниками группы.
Проигрывайте последовательно последние случившиеся ситуации. если ребёнок не уверен, что правильно поступал или отвечал не по ситуации или вообще не понял посланные ему сигналы. Пробуем правильные альтернативы, которые предлагают ребята в группе.
2. Неправильное поведение - показывать и объяснять.
Проиграйте неправильное поведение и просите детей в группе показать, где были ошибки. Руководитель рассказывает о ком-нибудь из группы, кто в последнее время был не очень хорош в соцконтактах и просит группу найти в рассказе, какие ошибки сделал их товарищ. Со временем ошибок будет меньше и меньше. Для лучшего понимания можно смотреть фильмы; например Mr Bean (Мистер Бин) очень подходит, также проигрывание сцен того, что делать нельзя, но приносит удовольствие участникам.
3. Стихи и жизненные истории в группах.
Стихи и автобиографии о людях с А-С показывают, что все испытывают в одинаковые чувства и попадают приблизительно в одинаковые ситуации, при чтении автобиографии есть возможность, почувствовать себя на месте другого. В группах так же можно писать собственные стихи и жизненные истории. Очень часто встречающаяся тема построение, наведение мостов как в стихотворении у Jim.
(я не могла это стихотворение не перевести, мой свободный перевод*)
Jim. Построить мост.
Я строю мост
из ничего через ни что
и спрашиваю, есть ли что-нибудь на той стороне.
Я строю мост
из тумана - через темноту
и надеюсь, что есть СВЕТ на другой стороне.
Я строю мост
из разочарования - через потерянность
и знаю, есть НАДЕЖДА на другой стороне.
Я строю мост
из Ада через хаос
и надеюсь на СИЛУ на другой стороне.
Я строю мост
из Ада через террор
и это хороший мост, прочный мост, красивый мост.
Этот мост я сам построил, своими руками
и моей единственной поддержкой была моя НАСТОЙЧИВОСТЬ.
Моей ВЕРОЙ стала арка этого моста и опоры этого моста из моей крови.
Я построил мост и перешёл через него,
но там не было никого, кто бы меня ждал.
4.Убираем чувство вины у детей с А-С.
Иногда очень важно объяснять детям с А-С, что трудные ситуации, в которые они попадают, не всегда возникают по их вине.
Запись в дневнике у одного участника группы.
Сегодня вечером мы тренируем социальные навыки. У нас был хороший разговор о понимании "языка тела" у других людей. Очень не просто понять, о чём думают люди, не зная, о чём они думают; это как будто ты знаешь, что у кого-то стресс, но не знаешь, почему у них стресс. Это поведение очень похоже на моё.
5.Учимся понимать "язык тела".
Давайте подробные инструкции о "языке тела", надо объяснять каждое выражение (позицию) тела. Из этого можно сделать игру "Отгадай сообщение тела."
6.Тренируем и учим поведение в ситуациях.
Тренируемся как надо вести себя в определённых ситуациях, например когда "пристают", обзывают кого нибудь или приглашение на танец или приглашение на свидание.
7. Упражнения и тренинг записываем на видео.
Видеокамера и видеомагнитофон помогают участникам группы увидеть их тренировки. Учитель же должен, все комментарии и обсуждения к видео вести только в положительном ключе. Но не забывайте, чтобы дети не отвлекались на "технику". (камера, магнитофон)
8. Выученное переносим в жизнь.
Даже если участник группы научился возможному поведению на примерах в группе, то перенести это в жизнь и всё обобщить может быть проблематично. Это значит, что человек с А-С теоретически знает, как себя вести, но не может сделать первый шаг, не видит сигналов, поэтому очень важно применять свои знания. Учителя и родители должны быть информированные о новых выученных способностях, что бы их можно было применять в различных ситуациях. Поэтому важно, когда в группе нормальные дети, которые могут вмешаться в ситуацию, в тех местах, куда нет доступа учителям и родителям.
9. Сделайте из ребёнка с А-С - героя.
Напишите рассказ или придумайте пьесу, которую можно поставить, где можно показать преимущество отдельных черт характера детей с А-С. Они герои. Преимущество может быть, например, очень хорошая память, также кристальная честность, многосторонние знания. (привязав к ситуации)
10.Тренируем сдержанность.
Тренируйте ситуации по ролям, где дети с А-С учатся в определённых ситуациях очевидные вещи (например, кривые зубы у собеседника) не высказывать, так как для других людей это может быть оскорбительным. В некоторых случаях лучше молчать.
11. Описывать других людей.
Делайте упражнения в которых, дети с А-С описывают важных людей в их жизни. При этом описывать надо не только особенности тела и лица, но и характер описываемого человека и что они в них любят, а что нет.
Группы, где тренируют социальные навыки, могут так же, взять упражнения, которые повышают способность вести беседу, улучшает понимание и выражение эмоций. Такие группы могут иметь воспитательный или развлекательный характер. Время занятий в группе зависит от возможностей и прогресса участников группы. С каждым разом будут улучшаться, и развиваться возможности детей. В это время родители, учителя, терапевты могут объединить свои знания и фантазию, для создания возможного "профиля" каждого ребёнка, создания индивидуальных методик для изучения социальных навыков.
Учим дружить.
Во время взросления дети с А-С часто меняют мнение о дружбе и друзьях. Sue Roffey и её коллеги описали четыре фазы сложного взаимодействия между интеллектуальным и моральным взрослением.
1фаза: Дошкольный возраст.
В это время (дошкольный возраст) обычно меняется поведение детей во время игры. Постепенно дети начинают играть не рядом друг с другом, а вместе с друг с другом. Они учатся, что некоторые игры и занятия только тогда можно играть, когда делятся определённые вещи (игрушки) и меняться местами в игре. Также дети уже могут по-другому вести себя в конфликтных ситуациях, они ведут себя не так эгоцентрично и эгоистично, что касается игрушек. Самыми популярными детьми считаются те, которые берут инициативу в свои руки и, например, говорят: «Давайте поиграем в. " Объяснения детей, почему тот дружит с этим ребёнком, имеет под собой простой факт, например: живут не далеко друг от друга.
ВАЖНО!
Это очень важно, детей с А-С учить, наставлять, что бы они делились игрушками, что бы они умели приглашать в игру других детей, что бы проявляли положительные инициативы по отношению к другим детям.
2 фаза: 5-8 лет
Следующая естественная фаза лежит между пятым и восьмым годами. Дети начинают понимать, что взаимопонимание нужна для поддержки дружбы. Понимание, что друг это тот, на кого всегда можно положиться, можно занять или попросить на время "нужные вещи". Популярны среди однолеток не жадные и дружественные дети. Как важна дружба показывают слова ребёнка: "Друг всегда делает так, что я чувствую себя хорошо. Друг всегда делится со мной своими вещами".
ВАЖНО!
Ребёнок с А-С находящийся во второй фазе должен учиться, уступать друзьям. Показывать своё внимание и интерес, помогать другим в практических вещах и мероприятиях в школе.
3 фаза: с 9 - 13 лет (преадолесцентная)
В это время происходит деление по половым признакам; дружба основывается на общих интересах, эмоциональной поддержки, всё повышающейся уверенности в себе. Дружба в это время "неразлучна".
" Друг это тот с кем можно обо всём говорить, он тебя всегда выслушает и не когда на тебя не накричит".
ВАЖНО!
Дружба в этой фазе базируется на взаимопонимании. В это время необходимо помогать детям с А-С знакомиться с детьми, с которыми у них могут быть общие интересы, здесь имеет значение для детей с А-С учиться самовыражаться и слушать, пытаться научиться понимать чувства и мысли других детей. К сожалению, случается так, что если к этой дружбе хочет присоединиться кто-то ещё из детей, дружба может быть разбита и для А-С ребёнка тяжёлое испытание.
4. фаза (адолесцентная)
В четвёртой фазе дружба базируется на доверии, на более большем признании личности каждого. Имеется тенденция от двоих друзей к группам друзей по интересам.
ВАЖНО!
Подросткам с А-С тяжелее, чем другим детям открыть сокровенные мысли и чувства, они предпочитают платоническую дружбу. Им требуется помощь и совет, во время всегда меняющихся нужд и потребностей в развитии дружбы. В группе ребёнок с А-С, чувствует себя свободнее, чем в дружбе на двоих. "Идеалы" детей с А-С отличаются от детей, и больше напоминают идеалы взрослых людей, это создаёт трудности в дружбе.
Что понимают под дружбой дети с А-С.
Маленьким детям с А-С всё равно или почти всё равно, что у них нет друзей. Если их попросить объяснить, что они понимают под дружбой, получим ответ, который свидетельствует о возрастной незрелости. Подростки и молодые люди часто тоже не знают, что такое дружба. Один молодой человек так ответил на вопрос, что такое друг: « Тот, кто вещи для меня носит, и деньги мне занимает." Другое и не пришло ему в голову. Если спросить этого ребенка, если у него друзья в школе и дома он ответит "да". Но разговоры с родителями и учителями показывают, что это только мечта или ребёнок вообще не понимает, что такое дружба и у него только случайные знакомые.
Учиться дружбе.
Имеются книги и мероприятия, которые поддерживают детей с А-С, их мысли, что такое друг. Очень важно показывать на примерах: "это был сейчас дружеский жест" или спросить "Что должен в этой ситуации сделать друг?"
Учитель может сделать рабочие листы, в которых раскрываются свойства дружбы.
Упражнения для детей.
+Каждому нравится. и каждый хочет быть её другом, потому что она. такая.
+Напиши как. помогает своим друзьям.
+Зарисуй, как выглядит твоё лицо, когда ты видишь своих друзей и хочешь сделать им приятное. Напиши к рисунку комментарий.
+Твой лучший друг лежит в больнице Что ты можешь можешь сказать ему и сделать для друга?
+Как ты себя чувствуешь когда ты вдвоём с другом.
+Что ты хочешь сделать хорошего для друга.
Имеются упражнения для группы. Например, с детьми дискутировать, как определить, что кто-то кому-то нравится, что приятного можно сделать друзьям.
Выбирайте друзей вместе.
Иногда дети с А-С выбирают себе в друзья, детей не с очень хорошим поведением и манерами. Понятно такие друзья хорошему не научат. Предлагайте ребёнку другие варианты, указывайте ребёнку на фальшивых друзей.
Наивность.
Может возникнуть проблемы, дети могут воспользоваться наивностью ребёнка с А-С, некоторым из них приносит удовольствие поставить его в неловкое положение, например перед учителями. Учителя должны знать, что за таким поведением часто не стоит злонамеренность. Надо обязательно расспросить ребёнка, кто его подговорил, прежде чем наказывать.
Отсутствие интереса к противоположному полу.
Любовь к одиночеству детей с А - С и неуклюжие попытки навести контакты, часто понимаются не правильно подростками. Если дети с А-С не показывают интереса к другому полу, им ставят штамп маргинала и даже "делают предположения" они гомосексуалы. Такие высказывания могут сильно ранить ребёнка с А-С. Нормальный подросток может расспросить и поговорить на тему секса с друзьями, у ребёнка с А-С ( к сожалению, чаще всего) нет таких друзей.
Помогайте и если надо утешайте ребёнка с А-С.
Родители, братья и сёстры могут быть таки близкими друзьями ( в том случае если с друзьям из класса не чего не получается), поддерживать подростка с А-С и обсуждать все эмоционально пережитое за день. Это наверно будет не сразу после прихода из школы, а возможно только вечером когда ребёнок отдохнул и "отошёл" от школьных переживаний и может уже воспринимать сказанное вами и сам говорить. РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ СОСТОИТ В ПОДДЕРЖКЕ И УТЕШЕНИИ В ВОССТАНОВЛЕНИИ САМОУВАЖЕНИЯ.
Помогайте детям с А-С правильно определять эмоции других людей.
Может создаться впечатление, что дети с А-С не чувствуют сострадания. Это не значит, что ребёнок не заботится о других. Дети с А-С часто "запутываются" в чувствах других людей и выражение своих чувств вызывает у них трудности. Во время игры или разговора, очень часто лицо ребёнка выглядит "бесчувственным". То же самое можно сказать о "языке тела".
Родители и учителя часто рассказывают, что,"язык их тела", тон голоса, мимика должны быть преувеличены, чтобы дети понимали их чувства. Например, мама ребёнка с А-С раздражена и в этот момент между бровями у неё появляются две вертикальные морщинки, а ребёнок смотрит на неё и, смеясь, произносит: «У тебя на лбу цифра 11».