Руководства, Инструкции, Бланки

Заправщик Воздуха 5л94 Руководство По Эксплуатации img-1

Заправщик Воздуха 5л94 Руководство По Эксплуатации

Рейтинг: 4.1/5.0 (1692 проголосовавших)

Категория: Руководства

Описание

Инструкция по охране труда при работе на компрессорной установке по заправке воздухом баллонов СИЗОД

Настоящая инструкция по охране труда разработана специально для безопасной работы на компрессорной установке по заправке воздухом баллонов СИЗОД.

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

1.1. Компрессорные установки высокого давления фирмы «Auer» и «Drager» с приводом от электродвигателя предназначены для заполнения сжатым воздухом баллонов дыхательных аппаратов, применяемых при работе в непригодной для дыхания среде.
1.2. Максимальное допустимое рабочее давление в зависимости от марки установки не должно превышать 225 — 330 атм.
1.3. Дыхательный воздух, получаемый с помощью компрессорной установки, соответствует строгим стандартам качества. Несоблюдение инструкций по эксплуатации и техническому обслуживанию может привести к серьезному ущербу для здоровья работающего в СИЗОД, вплоть до смертельного исхода.
1.4. К работе и техническому обслуживанию компрессорной установки допускаются старшие мастера (мастера) ГДЗС обученные в учебных центрах ГПС по специальным программам безопасным приемам и методам работы на аппаратах и оборудовании с высоким давлением, изучившие устройство, принцип и особенности работы установки, указанные в паспорте по эксплуатации, прошедшие инструктаж по охране труда на рабочем месте, и имеющие группу по электробезопасности не ниже II.
1.5. Лица, исполняющие обязанности штатных мастеров ГДЗС в отсутствии их, должны иметь соответствующую подготовку. Допуск закончившего обучение сотрудника (работника) к выполнению обязанностей мастера ГДЗС по заправке баллонов оформляется приказом по подразделению.
1.6. Повторная проверка знаний работников, допущенных к работе на компрессорных установках, проводится постоянно действующей комиссией подразделения по проверке знаний правил охраны труда:
— периодически (не реже одного раза в 12 месяцев);
— при переводе на работу из другого подразделения.
1.7. Результаты проверки знаний работников оформляются записью в журнале инструктажей личного состава.
1.8. Внеплановый инструктаж проводят при изменении правил по охране труда, технологического процесса замене или модернизации оборудования, приспособлений и инструмента, нарушении работниками требований безопасности труда, которые привели или могут привести к травме, аварии, пожару, взрыву.
1.9. В качестве средств индивидуальной защиты используется хлопчатобумажный костюм (халат), ботинки, рукавицы комбинированные, наушники или «беруши», которые хранятся в специально отведенных местах с соблюдением правил хранения и применяются в исправном состоянии.
1.10. Основными опасными факторами при определенных обстоятельствах могут быть:
— узлы компрессорных установок;
— электроток;
— сосуды, работающие под давлением (компрессоры, трубопроводы, баллоны);
— повышенный шум и вибрация.
1.11. Работающий на компрессорной установке обязан:
— соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, установленные в подразделении;
— соблюдать требования настоящей инструкции, инструкции о мерах пожарной безопасности, инструкции по электробезопасности;
— соблюдать требования к эксплуатации оборудования;
— соблюдать интервалы проведения проверок, осмотров, технического обслуживания установки;
— использовать по назначению и бережно относиться к выданным средствам индивидуальной защиты.
1.12. Работающий на компрессорной установки должен:
— уметь оказывать первую помощь пострадавшему при несчастном случае;
— знать местоположение средств оказания первой помощи, первичных средств пожаротушения, главных и запасных выходов, путей эвакуации в случае аварии или пожара;
— выполнять только порученную работу и не передавать ее другим без разрешения непосредственного начальника;
— во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других, не допускать на рабочее место лиц, не имеющих отношения к работе;
— содержать рабочее место в чистоте и порядке.
1.13. Работник должен знать и соблюдать правила личной гигиены. Принимать пищу, курить, отдыхать только в специально отведенных для этого помещениях и местах. Пить воду только из специально предназначенных для этого установок. Курение в помещении заправки баллонов запрещено.
1.14. Эксплуатация электрической части установки должна соответствовать «Правилам технической эксплуатации электроустановок электропотребителей» и «Правилам по охране труда при эксплуатации электроустановок».
1.15. Двигатель установки должен быть надежно заземлен.
1.16. Неукоснительно соблюдать интервалы проведения проверок, осмотров, указанных в руководстве по эксплуатации установки и настоящей инструкции.
1.17. Ежедневно производить наружный осмотр компрессора на наличие неисправностей. При обнаружении неисправностей (в том числе при работе), немедленно сообщить руководителю подразделения. При выявлении сбоев на работающем компрессоре, сразу же остановить компрессор, обеспечить безопасность и устранить повреждение. Приступить к работе можно только с разрешения руководителя, после устранения всех недостатков.
1.18. Ремонтные и другие работы с установкой должны производится при выключенном коммутационном устройстве, оно должно быть защищено от неожиданного включения. Для этого используются предупреждающие знаки безопасности, вывешенные на основном выключателе.
1.19. Перед выполнением любых работ по техобслуживанию компрессора необходимо сбросить давление в системе и линиях высокого давления.
1.20. По окончании работы установки оставлять давление в системе и линиях высокого давления категорически запрещается.
1.21. Регулярно проверять все линии высокого давления, шланги и резьбовые соединения на предмет протечек и видимых повреждений. Немедленно устранять любое повреждение. Утечка воздуха под давлением может привести к травме.
1.22. При эксплуатации компрессорной установки соблюдать все требования техники безопасности и предупреждения, нанесенные на установке. Следить, чтобы все нанесенные требования были полными и доступными для чтения.
1.23. Запрещается вносить в установку какие-либо изменения, которые могут сказаться на безопасности. Использовать запасные части, рекомендованные только заводом-изготовителем.
1.24. Слив конденсата из сепаратора и патронной камеры необходимо производить:
— перед каждой заправкой баллона;
— каждые 15 минут во время заправки баллона;
— по окончании работы на компрессоре;
— перед заменой патрона.
1.25. При техническом обслуживании и ремонтах отработанное масло, масляные и воздушные фильтры и другие детали компрессора утилизировать в соответствии с действующими санитарными нормами.
1.26. Ремонт электрооборудования разрешается производить только электротехническому персоналу.
1.27. На рабочем месте у компрессорной установки должна быть вывешена инструкция по охране труда при работе на ней и безопасному обслуживанию сосудов, работающих под давлением, руководством по эксплуатации установки.
1.28. За невыполнение требований безопасности, изложенных в настоящей инструкции, работник несет ответственность согласно действующему законодательству.

2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

2.1. Осмотреть спецодежду и убедиться в ее исправности, надеть ее и застегнуть на все пуговицы, волосы убрать под головной убор. При необходимости надеть наушники или «беруши». Запрещается работать с длинными волосами, не убранными под головной убор, в «болтающейся» одежде, с ювелирными украшениями (цепи, кольца). Попадание их в оборудование может привести к травме.
2.2. Проверить свое рабочее место. Убедиться, что оно освещено и не загромождено посторонними предметами.
2.3. Перед запуском установки проверить:
— количество масла в компрессоре, при необходимости долить до верхней метки щупа. Запрещается работа компрессора при уровне масла, не доходящего до нижней метки щупа;
— произвести наружный осмотр компрессора, его электрическое оснащение на наличие неисправностей;
— все линии высокого давления, шланги и резьбовые соединения на предмет протечек и видимых повреждений;
— состояние и натяжение приводного клинового ремня, при необходимости отрегулировать натяжение;
— затяжку креплений всех соединений;
— заземление оборудования;
— состояние защитных ограждений;
— убедиться, что работающий компрессор не будет представлять опасности для окружающих.
2.4. Работа на установке можно только при наличии всего защитного оборудования: съемного защитного оборудования, устройства аварийного останова, звукоизоляции. Все оборудование должно быть в хорошем рабочем состоянии.
2.5. При запуске компрессорной установки необходимо убедиться в правильности вращения двигателя по стрелке, указывающей направление вращения.
2.6. Включить двигатель с помощью кнопки «Старт». При запуске компрессорной установки необходимо убедиться в нормальной работе всех систем, отсутствие постороннего шума или стука, несвойственного нормальной работе. При любом сбое выключить установку, найти и устранить неисправность.
2.7. Закрыть вентили слива конденсата и нарастить давление до конечного. Проверить предохранительный клапан конечного давления и показания манометра. При достижении конечного давления, когда сработает предохранительный клапан, открыть вентили слива конденсата и слить его. Компрессор готов к заправке баллонов.

3. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

3.1. Чтобы соблюдать нормы на максимальное содержание СО2 в баллонах со сжатым воздухом для дыхания, убедиться, что поступающий в компрессор воздух чистый и не содержит вредных газов, выхлопных газов и паров растворителей, помещение проветрено, вентиляция исправна.
3.2. Регулярно проводить отбор проб воздуха на содержание вредных веществ в помещении, где установлен компрессор.
3.3. Чтобы избежать повышенного содержания СО2 в сжатом воздухе для дыхания, рекомендуется до присоединения баллона продуть компрессорную установку в течение 1-2 минуты, т.е. выпустить воздух в атмосферу.
3.4. При заправке баллонов рекомендуется использовать впускной шланг. Наполнительные шланги должны быть в удовлетворительном состоянии с неповрежденными резьбами, отсутствии трещин. При наличии трещин на резине внутрь шланга может попасть влага и вызвать ржавчину на проволочной арматуре шланга, угрожая герметичности.
3.5. В процессе работы компрессора проводить регулярный наружный осмотр, следить за показаниями манометра, проверять герметичность соединений. При обнаружении показаний манометра, превышающие допустимые, утечки воздуха или масла, посторонний шум или стук, остановить компрессор и устранить причину неисправности.
3.6. На шкале манометра ответственным за эксплуатацию компрессорной установки должна быть нанесена красная черта, указывающая рабочее давление в сосуде. Взамен красной черты разрешается прикреплять к корпусу манометра металлическую пластину, окрашенную в красный цвет и плотно прилегающую к стеклу манометра.
3.7. Запрещается открывать наполнительные вентили (или отсечные клапаны) под давлением, когда к ним не подсоединен баллон. Свободно вытекающий сжатый воздух высокого давления может привести к серьезным травмам.
3.8. Запрещается присоединение к компрессору с давлением заправки 300 атм. баллонов, не рассчитанных на это рабочее давление. Максимальное давление проштамповано на горловине баллона.
3.9. Порядок заправки:
— подсоединить баллон к наполнительному вентилю;
— открыть наполнительный вентиль;
— открыть вентиль баллона;
— регулярно сливать конденсат в ходе заправки.
3.10. Нельзя прерывать заправку баллонов более, чем на 10 минут, чтобы избежать повышенного содержания СО2 в воздухе, которым заполняются баллоны.
3.11. По достижении конечного давления:
— закрыть вентиль баллона;
— затем закрыть наполнительный вентиль компрессора, повернув рукоятку в положение «закрыто»;
— отсоединить баллон со сжатым воздухом;
— убрать баллон на место хранения.
3.12. Пустые баллоны следует заполнять как можно быстрее, а заполненные баллоны сразу должны быть убраны на место хранения.
3.13. Пустые и полные баллоны не должны размещаться в проходах на путях эвакуации.
3.14. Баллоны должны заполняться только на расчетное давление.
3.15. Если при проверке баллона выявлена утечка сжатого воздуха, или выявлена любая неисправность баллона, то такой баллон необходимо обезопасить, стравив из него воздух.
3.16. Техническое освидетельствование баллона должно проводиться в соответствии с требованиями «Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением», т.е. сосуд, не подлежащий регистрации в органах Ростехнадзора, необходимо подвергнуть наружному и внутреннему осмотру ежемесячно, гидравлическое испытание проводится:
— 1 раз в 3 года — для металлокомпозитных баллонов;
— 1 раз в 5 лет – для стальных баллонов.
3.17. Техническое освидетельствование проводится на испытательных пунктах баз ГДЗС, других организациях, имеющих соответствующее разрешение органов Ростехнадзора.

4. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

4.1. В случае внезапного (полного или частичного) прекращения подачи электроэнергии, работающий обязан немедленно отключить вводной выключатель (рубильник) компрессорной установки.
4.2. При токовой перегрузке двигатель отключается автоматически с помощью защитного реле. После автоматического выключения двигатель можно включить снова, нажав пусковую кнопку, но не раньше чем через 1-2 минуты пока не остынет биметаллическая пластина реле.
4.3. Компрессор должен быть немедленно остановлен в случаях, если:
— манометр контроля воздуха показывают давление выше допустимого;
— слышны стуки, удары в компрессоре или двигателе или обнаружены их неисправности, которые могут привести к аварии;
— нарушена герметичность соединений;
— возник пожар;
— ощущается запах гари или дыма из компрессора или электродвигателя;
— заметно увеличение вибрации компрессора или двигателя.
4.4. После аварийной остановки компрессора, работающий на нем обязан сообщить об этом ответственному за его эксплуатацию или своему непосредственному начальнику.
4.5. Пуск компрессора может быть произведен с разрешения лица, ответственного за безопасную эксплуатацию компрессорной установки после устранения неисправностей.
4.6. При обнаружении загорания или в случае пожара:
— отключить оборудование;
— сообщить в пожарную охрану и руководителю подразделения;
— приступить к тушению пожара имеющимися на посту ГДЗС первичными средствами пожаротушения в соответствии с инструкцией по пожарной безопасности. При угрозе жизни — покинуть помещение.
4.7. При несчастном случае оказать пострадавшему первую помощь, немедленно сообщить о случившемся ответственному за эксплуатацию установки или непосредственному своему начальнику, принять меры к сохранению обстановки происшествия (состояние оборудования), если это не создает опасности для окружающих.

5. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

5.1. Остановить компрессор. Привести в порядок рабочее место. Приспособления и инструмент убрать в специально отведенное для этого место.
5.2. Стравить давление в компрессоре. Слить конденсат из сепаратора и патронной камеры.
5.3. Произвести очистку компрессорной установки от пыли и грязи. Промасленную ветошь во избежание самовозгорания убрать в металлический ящик с крышкой.
5.4. После очистки проверить все линии высокого давления на предмет протечек, слабых соединений, износа и повреждений, затяжку всех резьбовых соединений.
5.5. Обо всех имевших место недостатках в работе установки сообщить своему непосредственному начальнику и принять меры по устранению неисправностей.
5.6. Снять и убрать в специально отведенное место (шкаф) спецодежду.
5.7. Тщательно вымыть руки и лицо с мылом.

Выражаем благодарность Николаю, предоставившему эту инструкцию! =)

Другие статьи

Постановление Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от №42

Постановление Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 29.12.2003 №42 "Об утверждении Правил организации деятельности газодымозащитной службы в органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь"

(Текст с изменениями и дополнениями на декабрь 2013 года)

Для УИП. Объем баллонов - 7 литров, падение давления в баллонах при расходе воздуха 40 литров в минуту равно 6 кгс/кв.см в минуту, давление, расходуемое установкой при выстрелах (Рв), принимается 60 кгс/кв.см.

Приложение 14 к Правилам организации деятельности газодымозащитной службы в органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь

ОПИСАНИЕ ЛИЧНОГО ЖЕТОНА ГАЗОДЫМОЗАЩИТНИКА И ПОРЯДОК ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

Личный жетон выдается всем газодымозащитникам и должен отражать следующие данные:

1. Для КИП - фамилия и инициалы, номер изолирующего противогаза, наименование подразделения, давление в баллоне, время защитного действия РП-8.

2. Для АСВ - фамилия и инициалы, номер аппарата, наименование подразделения, давление в баллонах.

3. Жетон выполняется из органического стекла или другого материала, пригодного для ведения записи карандашом (данные по давлению и времени защитного действия РП-8). Имеет прямоугольную форму и размер 45 х 60 мм.

4. При постановке в боевой расчет и проведении проверки N 1 газодымозащитник обязан заполнить личный жетон.

5. Перед повторным включением в изолирующий противогаз газодымозащитник обязан откорректировать записи в жетоне с учетом изменения давления в баллоне и времени защитного действия РП-8.

6. Каждый газодымозащитник перед входом в непригодную для дыхания среду обязан сдать жетон постовому на посту безопасности, а при возвращении получить его.

7. Постовой на посту безопасности, собрав жетоны, сверяет записи с докладами газодымозащитников, производит расчет ожидаемого времени выхода (Твых) звена ГДЗС и переносит записи в журнал учета работающих звеньев ГДЗС. Жетоны закрепляются на рабочей доске постового на посту безопасности, верхним закрепляется жетон изолирующего противогаза с наименьшим защитным временем.

Приложение 15 к Правилам организации деятельности газодымозащитной службы в органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь

ОПИСАНИЕ СЦЕПКИ И НАПРАВЛЯЮЩЕГО ТРОСА. ПОРЯДОК ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ Сцепка для звена ГДЗС

*****НА БУМАЖНОМ НОСИТЕЛЕ

1. Сцепками обеспечиваются все звенья ГДЗС.

2. Сцепка изготавливается из тонкого металлического троса диаметром не менее 2 мм и длиной 3 - 7 м, зачаленного с двух сторон.

3. Перед входом в непригодную для дыхания среду командир звена и замыкающий закрепляются карабинами за концы сцепки, а остальные газодымозащитники - за сцепку между командиром и замыкающим. Если проложен направляющий трос, то командир звена закрепляется и за него.

4. Кольца на концах троса затесьмованы, внутренние кольца свободные.

5. Направляющими тросами обеспечивается каждое звено ГДЗС. Тросы вывозятся на аварийно-спасательной и пожарной технике (машине).

6. На катушку наматывается тонкий металлический трос длиной 50 - 100 м, диаметром не менее 3 мм, зачаленный с одного конца, с надетым карабином.

7. На катушке предусматривается стопорное устройство, рукоятка для сматывания троса и лямка для переноски (по аналогии с катушкой СПУ-3К).

8. При использовании направляющего троса звено ГДЗС перед входом в непригодную для дыхания среду закрепляет его у поста безопасности, а затем прокладывает его к месту работы и закрепляет его. Трос используется как ориентир. При следовании к месту работы и возвращении обратно командир звена закрепляется карабином за этот трос и следует первым. Замыкающим назначается наиболее опытный газодымозащитник. Убирается трос звеном, возвращающимся последним.

Для продвижения звеньев ГДЗС в другом направлении также используются направляющие тросы.

Приложение 16 к Правилам организации деятельности газодымозащитной службы в органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь

Сигналы управления при работе в непригодной для дыхания среде с помощью направляющего троса, спасательной веревки Требования, предъявляемые к ХП-И Количество воды, требуемое для увлажнения ХП-И Изменение расхода воздуха в зависимости от вида выполняемых работ

Приложение 17 к Правилам организации деятельности газодымозащитной службы в органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь

Дата выбраковки изолирующего противогаза "__" ______ 200_ г.

Изолирующий противогаз сдан на базу и списан по акту от "__" _________ 200_ г.

Порядок ведения учетной карточки на изолирующий противогаз:

1. Записи в учетной карточке производятся старшим мастером (мастером) ГДЗС.

2. Строка "Дата выбраковки изолирующего противогаза" заполняется только при окончательной выбраковке изолирующего противогаза.

3. При передаче изолирующего противогаза из одного органа (подразделения) в другое или для ремонта на базу учетная карточка пересылается вместе с изолирующим противогазом.

4. Учетная карточка без паспорта считается недействительной.

5. Эксплуатация изолирующего противогаза без учетной карточки не допускается.

6. Учетная карточка хранится вместе с заводским паспортом изолирующего противогаза.

Приложение 18 к Правилам организации деятельности газодымозащитной службы в органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь

ТАБЕЛЬ ПОЛОЖЕННОСТИ ОБОРУДОВАНИЯ, ИНСТРУМЕНТА И РЕМОНТНО-ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ БАЗЫ ГДЗС ПО РЕМОНТУ АСВ

Нормы расхода спирта для промывки манометров устанавливаются из расчета 0,008 литра на 1 манометр в год.

Размеры столов, шкафов, стеллажей, стендов и другого инвентаря определяются в зависимости от количества изолирующих противогазов, обслуживаемых базой ГДЗС.

Если база ГДЗС обслуживает АСВ и КИП, то нормы положенности оборудования и инструмента для ремонта и для контрольной проверки изолирующих противогазов осуществляются в соответствии с приложением 19.

Перечень расходных материалов для изолирующих противогазов импортного производства определяется в соответствии с инструкцией по эксплуатации изолирующего противогаза.

Вместо свинцового глета при монтаже зарядного штуцера и запорного вентиля допускается применение ленты ФУМ.

Нормы расхода спирта для проведения проверки N 3 и ремонта АСВ устанавливаются согласно нормам положенности инструкции по эксплуатации на конкретный тип и марку изолирующего противогаза.

Нормы расхода спирта для проведения регламентных работ на компрессорное оборудование и заправщики воздуха устанавливаются руководством по эксплуатации.

Приложение 19 к Правилам организации деятельности газодымозащитной службы в органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь

ТАБЕЛЬ ПОЛОЖЕННОСТИ ОБОРУДОВАНИЯ, ИНСТРУМЕНТА И РЕМОНТНО-ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ БАЗЫ ГДЗС ПО РЕМОНТУ КИП

1. Нормы расхода спирта для промывки манометров устанавливаются из расчета 0,008 литра на 1 манометр в год.

2. Нормы расхода спирта для технического обслуживания кислородных компрессоров устанавливаются из расчета 0,08 литра на 1 компрессор в квартал.

3. Размеры столов, шкафов, стеллажей, стендов и другого инвентаря определяются в зависимости от количества изолирующих противогазов, обслуживаемых базой ГДЗС.

Приложение 20 к Правилам организации деятельности газодымозащитной службы в органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь

ТАБЕЛЬ ПОЛОЖЕННОСТИ ОБОРУДОВАНИЯ И ИНСТРУМЕНТА ДЛЯ КОНТРОЛЬНОГО ПОСТА ГДЗС

Приложение 21 к Правилам организации деятельности газодымозащитной службы в органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь

ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ ПО ГДЗС

Все базы и контрольные посты ГДЗС обеспечиваются выписками из руководящих документов по охране труда и технике безопасности для органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, обслуживанию, ремонту изолирующих противогазов и инструкциями по работе на установленном оборудовании.

Приложение 22 к Правилам организации деятельности газодымозащитной службы в органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь

Повторный медицинский осмотр Повторный медицинский осмотр Работа в изолирующем противогазе

В графе 4 записывается номер резервного изолирующего противогаза.

Работа в изолирующем противогазе

В графе 4 записывается номер резервного изолирующего противогаза.

Приложение 23 к Правилам организации деятельности газодымозащитной службы в органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь

ЖУРНАЛ регистрации проверок N 1 аппаратов на сжатом воздухе

Начат _____________ Окончен ___________

Приложение 24 к Правилам организации деятельности газодымозащитной службы в органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь

ЖУРНАЛ регистрации проверок N 1 кислородных изолирующих противогазов

Начат _____________ Окончен ___________

Приложение 25 к Правилам организации деятельности газодымозащитной службы в органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь

ЖУРНАЛ регистрации проверок N 2 аппаратов на сжатом воздухе

Начат _____________ Окончен ___________

В журнале на каждый изолирующий противогаз отводится 1 - 2 листа. На первых трех листах журнала приводится список газодымозащитников.

Приложение 26 к Правилам организации деятельности газодымозащитной службы в органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь

ЖУРНАЛ регистрации проверок N 2 кислородных изолирующих противогазов

Начат _____________ Окончен ___________

В журнале на каждый изолирующий противогаз отводится 1 - 2 листа. На первых трех листах журнала приводится список газодымозащитников.

Приложение 27 к Правилам организации деятельности газодымозащитной службы в органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь

Технологическая схема проведения технического обслуживания изолирующих противогазов

***** НА БУМАЖНОМ НОСИТЕЛЕ

Приложение 28 к Правилам организации деятельности газодымозащитной службы в органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь

ЖУРНАЛ передачи и приема изолирующих противогазов, направленных на базу ГДЗС

Начат ______________ Окончен ____________

Журнал хранится в органе (подразделении) на контрольном посту ГДЗС.

Приложение 29 к Правилам организации деятельности газодымозащитной службы в органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь

ЖУРНАЛ учета наполнения транспортных баллонов

Начат ______________ Окончен ____________

1. Журнал ведется на базе ГДЗС старшим мастером (мастером), в органе (подразделении) - заправщиком из числа личного состава, прошедшим обучение и имеющим допуск.

2. Журнал пронумеровывается, прошнуровывается и опечатывается. Графы 1 - 6 заполняются после присоединения транспортного баллона к насосу (согласно данным паспорта на баллон).

3. Графы 8 - 11 заполняются после наполнения баллона.

Приложение 30 к Правилам организации деятельности газодымозащитной службы в органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь

ПОРЯДОК ЭКСПЛУАТАЦИИ ЗАПРАВЩИКА ВОЗДУХА 5Л 94

1. Порядок зарядки заправщика воздуха 5Л 94 (далее - заправщик):

установить заправщик по возможности ближе к компрессорной станции правой стороной, затормозить стояночным тормозом и отцепить от буксирующей машины;

открыть боковую правую и заднюю двери, включить освещение (если это необходимо);

открыть ящик с запасным инструментом и принадлежностями (далее - ЗИП) и достать необходимый инструмент для подсоединения шлангов высокого давления. Проверить, закрыты ли все вентили воздушных коммуникаций;

подсоединить набор шлангов компрессорной станции к штуцеру зарядки станции (или к двум штуцерам при зарядке одновременно от двух компрессорных станций);

продуть шланги воздухом от компрессорной станции;

подсоединить зарядный шланг к штуцеру "Зарядка 400" на колонке зарядки заправщика;

продуть магистраль зарядки, для этого: открыть вентиль выдачи на пульте компрессорной станции, открыть вентиль "Зарядка 400" на щите управления заправщика воздуха, открыть и закрыть вентиль "Дренаж зарядки" на щите управления заправщика. Закрыть вентиль "Зарядка 400" на щите управления заправщика;

открыть вентиль "Зарядка 400" на щите управления заправщика и следить по манометру "Зарядка 400" на щите управления за давлением в коллекторе;

открыть вентиль зарядки группы, которую предполагается заряжать;

по достижении в коллекторе заряжаемой группы давления больше, чем в баллоне, с которого предполагается начать зарядку, открыть вентиль баллона;

по достижении в заряжаемом баллоне давления воздуха 400 кгс/кв.см закрыть вентиль баллона и быстро открыть вентиль следующего баллона и так далее до полной зарядки всех баллонов группы;

после зарядки всех баллонов одной из групп приоткрыть дренажный вентиль "Дренаж зарядки" на щите управления, закрыть вентиль наполненной группы баллонов и быстро открыть вентиль зарядки следующей группы;

закрыть вентиль "Дренаж зарядки" на щите управления заправщика и следить по манометру "Зарядка 400" за давлением в коллекторе заполняемой группы;

дальнейшие операции по зарядке производятся аналогично, только при этом на зарядку подключается очередная группа баллонов;

после зарядки всех баллонов заправщика до давления 400 кгс/кв.см закрыть вентиль раздачи на компрессорной станции;

открыть вентиль "Дренаж зарядки" на щите управления заправщика и полностью стравить воздух из шлангов зарядки;

открыть все вентили зарядки и раздачи групп баллонов, дренажный вентиль "Дренаж коллектора" на щите управления и стравить воздух из коллектора;

отсоединить шланги от штуцера зарядки заправщика и передать их обслуживающему персоналу компрессорных станций;

закрыть все вентили на щите управления, уложить инструмент в ЗИП.

Баллоны заправщика следует заряжать до давления 400 кгс/кв.см по одному. Сначала наполнять баллоны с более высоким давлением, то есть стремиться иметь баллоны, наполненные до максимального давления.

2. Заправка изолирующих противогазов на сжатом воздухе от заправщика:

установить заправщик в безопасное место, затормозить стояночным тормозом и отцепить от буксирующей машины;

открыть двери, включить освещение (если это необходимо);

вынуть шланг для зарядки изолирующих противогазов и подсоединить его к раздаточной колонке;

открыть вентиль баллона, в котором минимальное давление и из которого предполагается начать раздачу;

открыть вентиль раздачи группы баллонов, из которой предполагается начать раздачу;

присоединенный шланг для зарядки изолирующих противогазов продуть струей воздуха, для этого необходимо открыть и закрыть вентиль "Раздача 200";

подсоединить изолирующий противогаз для заправки. Открыть вентиль "Раздача 200";

следить по манометру "Раздача 200" и манометру баллона, если давление недостаточно, закрыть вентиль баллона и открыть баллон с более высоким давлением. Для прекращения раздачи закрыть вентиль "Раздача 200";

открыть вентиль "Дренаж 200" на щите управления и полностью стравить воздух из шлангов и коммуникаций раздачи 200 кгс/кв.см;

отсоединить шланг раздачи от заряжаемого изолирующего противогаза;

подсоединить следующий изолирующий противогаз;

закрыть вентиль "Дренаж 200" и повторить действия;

по окончании заправки закрыть вентиль баллона, открыть вентиль "Раздача 200" и полностью стравить воздух из коммуникаций заправщика;

закрыть вентили раздачи групп баллонов, из которых производилась раздача. Закрыть вентиль "Дренаж коллектора";

заправка АСВ с баллонами на рабочее давление 300 кгс/кв.см производится аналогично, но только по линии "Раздача 400";

по окончании раздачи воздуха рабочую линию закрыть заглушкой, проверить, надежно ли закрыты баллонные вентили. Стравить воздух из всех коллекторов воздушной системы заправщика с помощью дренажных вентилей, чтобы ни один из трубопроводов не находился под давлением. Плотно закрыть все запорные и дренажные вентили, уложить инструмент в ящик ЗИП и закрыть.

3. Порядок технического обслуживания заправщика.

Технический персонал перед эксплуатацией заправщика должен изучить устройство основных узлов и порядок эксплуатации заправщика и иметь допуск к эксплуатации сосудов под высоким давлением.

Для лучшего сбережения заправщика предусматриваются специальные профилактические мероприятия.

Выполнение профилактических работ в установленные сроки и в полном объеме обязательно, независимо от технического состояния заправщика, времени года и условий размещения.

Запрещается сокращать объем работ, предусмотренных настоящими Правилами.

Профилактические мероприятия, проводимые при осмотрах заправщика, заключаются в выполнении отдельных работ по уходу за заправщиком и должны обеспечивать его постоянную техническую готовность, безопасность работы и своевременное устранение причин неисправности, поломки агрегатов заправщика.

Ежедневное техническое обслуживание проводится в конце каждого рабочего дня. При ежедневном техническом обслуживании:

очистить заправщик снаружи от грязи, при необходимости вымыть;

сухой ветошью стереть пыль со стекол манометров, защитного стекла на щите управления, арматуры, трубопроводов, ящиков и пола кузова;

при наличии коррозии ее необходимо удалить. Зачищенный участок загрунтовать и покрасить. Детали и участки, не подлежащие покраске, смазать смазкой ПВК или пушечной;

при необходимости подтянуть гайки крепления кузова, баллонов, стремянок подбаллонников, щита управления, запасного колеса, ящиков и так далее;

если при работе была замечена утечка воздуха в соединениях, принять меры к ее устранению. При невозможности устранения подать заявку на ремонт в специализированном предприятии;

проверить освещение. Лампочки включенных светильников должны освещать приборы в обычном режиме;

проверить пломбировку редукторов, предохранительных клапанов и манометров.

Техническое обслуживание N 1 проводится не реже одного раза в шесть месяцев. При техническом обслуживании N 1:

выполнить работы в объеме ежедневного технического обслуживания;

проверить регулировку редукторов, не снимая пломбы. Если показания давления воздуха выходят за пределы, указанные для проверяемого редуктора, подать заявку на регулировку редуктора;

проверить регулировку предохранительных клапанов;

смазать резьбы шпинделей у всех вентилей смазкой ЦИАТИМ-201;

проверить правильность показаний рабочих манометров по контрольным;

проверить герметичность всех соединений мыльной эмульсией. В случае обнаружения негерметичности и невозможности ее устранения подать заявку на ремонт в специализированной организации;

проверить целостность раздаточных шлангов по внешнему виду. Шланги с поврежденными поверхностями, смятые, с испорченной резьбой и другими дефектами, влияющими на безопасность работы, к эксплуатации не допускаются;

осмотреть электропроводку. Провода и резиновые трубки, имеющие повреждения, заменить или обмотать изоляционной лентой (провода из трубок не вынимать), соединения проводов подтянуть и при необходимости зачистить их;

смазать шарнирные соединения дверей кузова и ящиков;

проверить влажность воздуха в баллонах. В случае несоответствия влажности воздуха заданной осушить баллоны.

Все проверки проводить в соответствии с порядком эксплуатации заправщика.

О проделанной работе, проведенных регулировках и о снятии пломб сделать краткую запись в формуляре.

Техническое обслуживание N 2 проводится не реже одного раза в двенадцать месяцев. Рабочие, запасные и контрольные манометры один раз в год подлежат поверке. Поверка выполняется организациями, имеющими лицензию Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь на данный вид работ. Рекомендуется поверку манометров приурочивать ко времени проведения технического обслуживания N 2, причем выполнять поверку манометров до начала технического обслуживания N 2. При техническом обслуживании N 2 провести следующее:

выполнить работы в объеме технического обслуживания N 1;

проверить состояние полиамидных подушек запорных и баллонных вентилей и конусов у шпинделей дренажных вентилей. Резьбы шпинделей у всех вентилей смазать смазкой ЦИАТИМ-201;

испытать на прочность шланги. Шланги высокого давления испытать давлением 400 кгс/кв.см, среднего - 200 кгс/кв.см и низкого - 50 кгс/кв.см. Время выдержки шлангов под давлением - 3 минуты;

проверить гарантийные сроки годности баллонов по формуляру. В случае окончания гарантийного срока баллоны подвергнуть испытаниям на прочность гидравлическим давлением 600 кгс/кв.см и испытанию на герметичность воздушным давлением 400 кгс/кв.см. Испытания проводить в организациях, имеющих соответствующее разрешение на данный вид работ. На баллонах, выдержавших испытания, ставится клеймо с установлением нового гарантийного срока годности, а в формуляре делается об этом запись;

выправить помятые места обшивки кузова. Места с поврежденной краской зачистить наждачной бумагой, загрунтовать и покрасить. В случае, если поврежденных мест покраски много, а вся остальная поверхность также находится в плохом состоянии, рекомендуется провести полную покраску наружной поверхности заправщика;

керамические фильтры промыть чистым этиловым спиртом, продуть сжатым воздухом и просушить.

Для продувки воздух подвести к выходному штуцеру керамического фильтра.

Нормы расхода материалов, применяемых при техническом обслуживании заправщика, устанавливаются согласно техническому описанию по эксплуатации.

Проверка влажности выдаваемого воздуха:

воздух, выдаваемый заправщиком, должен по чистоте и влажности соответствовать воздуху, выдаваемому компрессорной станцией;

точка росы воздуха должна быть не выше 50 град. C при 1 кгс/кв.см на головке прибора 8Ш31. При этом имеется в виду, что компрессорная станция обеспечивает указанные требования к влажности воздуха, выдаваемого заправщику;

проверять влажность после первоначальной заправки баллонов заправщика, в дальнейшем через каждые три заполнения баллонов и после осушки баллонов;

при увлажнении воздуха немедленно прекратить раздачу и сообщить об этом потребителю, выпустить воздух из баллонов, осушить их сухим воздухом от компрессорной станции.

Осушка баллонов - трудоемкий процесс, требующий тщательного выполнения. При сушке баллонов необходимо:

осушить баллоны сухим воздухом от компрессорной станции с температурой точки росы не выше 60 град. C. Чтобы влага стекала в одно место, необходимо наехать задними колесами заправщика на брусок высотой около 10 см и затормозить заправщик стояночным тормозом. При таком положении влага стечет к дренажной трубке в переднюю часть баллона. Выпустить воздух из всех баллонов и коммуникаций заправщика. Снять люк кузова, закрывающий передние горловины баллонов. Вывинтить из всех баллонов заглушку в сборе. Подсоединить шланг от компрессорной станции к одному из штуцеров зарядки. Подать воздух от компрессорной станции. Открыть вентиль зарядки на щите управления, групповой и баллонный вентили осушаемого баллона. Капельная влага из этого баллона под давлением воздуха будет выходить по трубке в атмосферу. Периодически проверять влажность воздуха при помощи листа картона, поднесенного к отверстию в передней части горловины баллона. Поток воздуха не должен оставлять капель влаги на картоне. Каждый баллон заправщика сушить 20 - 30 минут. Зимой осушку производить в закрытом теплом помещении и увеличить время продувки каждого баллона до 30 - 40 минут;

после окончания просушки баллона завинтить болт в передней части горловины, тщательно продуть всю коммуникацию и шланги заправщика осушенным воздухом в течение 20 - 30 минут от компрессорной станции и только после этого можно приступить к заполнению баллонов заправщика;

после заполнения каждого баллона до 400 кгс/кв.см проверить влажность воздуха из баллонов заправщика;

в случае повышенной влажности выявить причину и устранить ее;

проверить влажность воздуха, выдаваемого компрессорной станцией, и добиться требуемой;

результаты замеров влажности заносятся в формуляр вместе с причиной, вызвавшей увлажнение, и указанием принятых мер;

влажность воздуха контролируется автоматическим фотоэлектронным индикатором влажности 8Ш31 (ДДН-1) из комплекта компрессорной станции;

воздух давлением 150 кгс/кв.см подается в индикатор от штуцера "Раздача 150" через шланг среднего давления и переходник к индикатору влажности;

перед подключением шланга заправщика к индикатору необходимо продуть шланг и коммуникации 10 - 15 минут;

операции по подключению, настройке и измерению прибором производить по методике, указанной в техническом описании и инструкции по эксплуатации и хранению автоматического фотоэлектронного индикатора влажности воздуха 8Г31;

воздух с температурой точки росы более 50 град. C при 1 кгс/кв.см на головке прибора 8Ш31 для заполнения баллонов изолирующих противогазов использовать запрещается.

Не допускается увлажнение баллонов (заполнение их неосушенным воздухом). Для этого систематически проверяется влажность воздуха, выдаваемого компрессорной станцией.

4. Порядок консервации заправщика.

При подготовке заправщика к длительному хранению произвести осмотр и работы в объеме ежедневного технического обслуживания. Кроме того, произвести следующие дополнительные работы:

стравить из баллонов воздух до остаточного давления 10 - 15 кгс/кв.см;

наборы шлангов разъединить, протереть тальком, наконечники законсервировать и уложить в ящики в вытянутом состоянии; консервирующая смазка - ПВК или пушечная, разогретая до 80 град. C. Не допускать попадания смазки внутрь шланга;

все неокрашенные металлические части и таблички очистить и смазать разогретой смазкой;

окрашенные части промыть водой и насухо протереть;

смазать шарнирные соединения дверей кузова и ящиков;

запасные части, принадлежности и инструмент проверить, очистить, смазать (кроме манометров, фильтров и резиновых деталей);

резиновые детали пересыпать тальком и обернуть в промасленную непромокаемую бумагу или материю; неисправный инструмент и приспособления отремонтировать, а недостающий пополнить.

Для разгрузки рессор при хранении заправщик ставится на колодки (в четырех точках).

Если заправщик остановлен на непродолжительное время (до десяти дней), можно подложить под шины сухие деревянные доски и защитить их от нагрева и солнечных лучей.

Для длительного хранения заправщик помещается в специальное помещение или ставится на отдельную площадку. При подготовке заправщика воздуха к кратковременному хранению (до десяти дней) проводится ежедневное техническое обслуживание.

5. Для обеспечения нормальной работы заправщика воздуха, а также для предохранения от коррозии узлы, детали и ЗИП необходимо смазывать:

запорную арматуру (баллонные, запорные, дренажные вентили, редукторы, предохранительные клапаны) смазками ЦИАТИМ-201, ЦИАТИМ-203;

шарнирные соединения дверей, крышек ящиков смазками солидол "С" или пресс-солидол "С";

при консервации смазками ПВК или пушечной;

перед смазкой из всей системы, в том числе и из баллонов, выпустить воздух;

все места, подлежащие смазке, насухо протереть чистой ветошью;

при разборке редукторов, предохранительных клапанов и вентилей независимо от срока их работы смазку производить обязательно;

запрещается смазывать каналы для прохода воздуха.

6. Уход за шлангами, ЗИП и вспомогательным оборудованием:

для предохранения от попадания внутрь шлангов влаги, пыли и грязи по окончании работы они обтираются мокрой ветошью, вытираются насухо и немедленно укладываются в ящик для хранения. Последний шланг комплекта закрывается заглушкой. Попадание смазки внутрь шлангов недопустимо;

при хранении заправщика под открытым небом или в неотапливаемом помещении (зимой) шланги из ящиков вынимаются, укладываются в деревянный ящик и помещаются в отапливаемое помещение с температурой от 10 до 25 град. C не ближе 1 м от теплоизлучающих приборов;

складские помещения, в которых хранятся шланги, должны быть защищены от проникновения воды, паров, разъедающих веществ;

перед выдачей в эксплуатацию шланги после их двухлетнего хранения (3% от партии, но не менее 3 штук) подвергаются испытанию на прочность (давление испытаний указано в разделе "Техническое обслуживание N 2" и формуляре изделия).

Для сбережения ЗИП необходимо следить за его состоянием, периодически осматривать и принимать все необходимые меры против попадания влаги и при необходимости переконсервировать. Сроки действия консервации ЗИП шесть месяцев.

Запасные и контрольные манометры должны находиться в ящике на своем месте. Ящик необходимо оберегать от ударов, толчков.

Ящик с запасными шлангами, ЗИП хранятся на складах пожарных частей. При транспортировке заправщика ЗИП можно размещать в кузове буксирующей машины.

7. Неисправности заправщика:

утечка воздуха через разъемные и сварные соединения, коммуникации, запорную арматуру, через неплотности в шлангах. Утечку можно обнаружить на слух (по шипению воздуха), по падению давления на манометрах и появлению пузырьков воздуха при обмыливании мест соединений;

нарушение регулировки редукторов и предохранительных клапанов определяется с помощью манометров по падению давления, когда редукторы и предохранительные клапаны закрыты.

8. Особенности работы заправщика в различное время года и различных климатических условиях:

эксплуатацию прицепа производить в соответствии с руководством по уходу и эксплуатации автомобильных двухосных низкорамных прицепов 2ПН-4 моделей 810 и 810А;

необходимо тщательно следить за чистотой машины, чтобы на рабочие поверхности шлангов не попали разъедающие жидкости, влага и грязь;

в сырую погоду необходимо тщательно продувать шланги и просушивать их соединительные детали;

для защиты обслуживающего персонала от дождя и снега рекомендуется ставить машину против ветра;

летом рекомендуется открыть все двери, чтобы ветер охлаждал воздух в баллонах. При высокой температуре, если машина не защищена от прямых солнечных лучей, рекомендуется поливать крышу и боковые стенки водой;

если все эти меры не снижают температурного нарастания давления в баллонах, сбросить избыток воздуха в атмосферу так, чтобы давление в баллонах не превышало 400 кгс/кв.см;

при приближении грозы поставить заправщик против ветра и заземлить;

зимой необходимо очищать машину от снега, а в оттепель - от намерзаний. Двери заправщика открывать только при необходимости;

аккумуляторные батареи проверить и при подготовке к зиме залить новым электролитом.

9. Для подготовки заправщика к транспортировке необходимо:

проверить давление в шинах (4,5 кгс/кв.см) и исправность покрышек;

надеть серьгу дышла на крюк автомобиля и зашплинтовать фиксатор крюка, вставить штепсельную вилку прицепа в штепсельную розетку автомобиля;

соединительную головку пневмотормозов заправщика плотно соединить с соединительной головкой автомобиля;

тягу крана управления пневмотормозами прицепа подать до отказа внутрь прицепа, отпустить стояночный тормоз (растормозить).

Перед выездом необходимо проверить состояние ходовой части, крепление баллонов, кузова, щита управления, запасного колеса, ящика ЗИП, а также осмотреть шланги, манометры и проверить световую сигнализацию.

Для буксировки заправщика используется автомобиль, способный буксировать прицепы весом не менее 6400 кг и имеющий пневмотормоза с соединительной головкой типа А.

По грунтовым дорогам скорость движения не должна превышать более 30 км/ч. Максимально допустимая скорость на дорогах с твердым покрытием 50 км/ч.

Во время буксировки проверять: не перегреваются ли тормозные барабаны, в случае нагрева отрегулировать затяжку подшипников и проверить регулировку тормозов.

При транспортировке заправщик должен следовать по направлению тягового автомобиля, в случае отклонения отрегулировать привод управления передними колесами.

Остальные особенности транспортировки заправщика в различное время суток, года и в различных климатических условиях соответствуют особенностям буксирующей машины при движении с прицепом.

При длительной буксировке заправщика давление в баллонах должно быть не более 10 - 25 кгс/кв.см.

В исключительных случаях (зарядка заправщика за чертой города, следование к месту пожара или ликвидации последствий аварий, при передислокации заправщика из одного гарнизона в другой для зарядки АСВ) допускается транспортировка заправщика с давлением в баллонах 400 кгс/кв.см. При этом необходимо контролировать давление в баллонах и не допускать повышения давления выше 400 кгс/кв.см.

По прибытии заправщика в расположение необходимо:

затормозить заправщик стояночным тормозом;

вынуть штепсельную вилку прицепа из штепсельной розетки автомобиля;