Руководства, Инструкции, Бланки

Презентация Руководство По Качеству img-1

Презентация Руководство По Качеству

Рейтинг: 4.6/5.0 (1590 проголосовавших)

Категория: Руководства

Описание

Руководство по качеству ИСО

Руководство по качеству ИСО 1. Общие положения

Настоящий документ описывает структуру Руководства по качеству (РК) предприятия.

Руководство по качеству — это документ, описывающий систему менеджмента качества предприятия.

Руководство по качеству должно содержать или ссылаться на документированные процедуры системы менеджмента качества, предназначенные для общего планирования и управления деятельностью, влияющей на качество внутри предприятия.

Руководство по качеству может быть разработано и применяться предприятием для следующих целей:

  • изложения политики в области качества, процедур и требований;
  • описания системы менеджмента качества;
  • обеспечение улучшения управления процедурами и облегчения деятельности в области качества;
  • обеспечение документированной базы для проведения проверок (аудита) системы менеджмента качества;
  • обеспечение непрерывности функционирования системы менеджмента качества и реализация ее требований в ходе меняющихся условий;
  • подготовка персонала в области требований системы менеджмента качества и методов ее реализации;
  • презентация системы менеджмента качества предприятия для внешних целей, таких, как демонстрация соответствия требованиям стандарта ИСО 9001:2000 г.;
  • демонстрация соответствия системы менеджмента качества требованиям к качеству при заключении контракта.

Руководство по качеству состоит из следующих разделов:

  • наименование, область распространения, сфера применения;
  • оглавление;
  • вводная часть;
  • политика в области качества и цели предприятия;
  • описание структуры предприятия, ответственности и полномочий;
  • описание требований системы менеджмента качества;
  • определения;
  • путеводитель по РК;
  • приложения, содержащие вспомогательную информацию.

Система бизнес-моделирования Business Studio
Copyright © 2004-2016, Группа компаний "Современные технологии управления"

Телефон: +7 (846) 202-19-00

Быстрые ссылки


Демо-версия
Начните описывать свои бизнес-процессы прямо сейчас


Примеры моделей
бизнес-процессов

Другие статьи

Презентация - Управление качеством

Презентация - Управление качеством Похожие презентации


Управление качеством Модель системы управления качеством образования в МОУ СОШ № 31 п. Ксеньевка Управление развитием школы Планирование мероприятий повседневной деятельности органами управления ГО и РСЧС Эффективный контракт - стимулирование качества Мониторинг качества процесса обучения в деятельности учителя-предметника Система высшего и центрального управления в первой половине XIX века (схема)

Слайды и текст этой презентации Слайд 1

«Управление качеством»
Л.А. Магальник

Слайд 2

Качество – общенаучная категория.
Понятие «качество» формировалось под воздействием историко-производственных обстоятельств. Каждое общественное производство имело свои объективные требования к качеству продукции, начиная с отдельных параметров (точность, прочность, надежность) и переходя к комплексным. Понятие «качество продукта» с позиций его соответствия требованиям потребителя сложилось именно в условиях рыночной экономики. Под качеством понимается соответствие предмета как результата труда некоторым заданным нормативам. Возникла специальная наука – квалиметрия – о способах измерения и количественной оценки качества продукции и услуг.

Слайд 3

История вопроса
В 1946 году была создана неправительственная организация ISO (International Standard Organization). Целью ISO стало содействие стандартизации в мировом масштабе для обеспечения международного товарообмена и взаимопомощи, расширения сотрудничества в области интеллектуальной, научной, технической и экономической деятельности. В России существует государственный комитет по стандартизации – национальный орган по стандартизации, основная функция которого – разработка, утверждение и принятие стандартов, которые доступны заинтересованному кругу потребителей. Семейство стандартов ИСО 9000 определяют требования к системам управления качеством, выполнение которых позволяет гарантировать качество продукции и услуг, необходимых потребителю. Таким образом, ИСО жестко ориентировано на потребителя.

Слайд 4

Стандарты серии ИСО 9000 включают 5 наименований: -МС 9000 – «Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества. Руководящие указания по выбору и применению» -МС 9001 – «Система качества. Модель для обеспечения качества при проектировании и (или) разработке, производстве, монтаже и обслуживании». -МС 9002 – «Система качества. Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже". -МС 9003 – «Система качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях». -МС 9004 – «Общее руководство и элементы системы качества. Руководящие указания» В 90-х годах появляются ИСО 14000, устанавливающие требования к системам менеджмента с точки зрения защиты окружающей среды и безопасности продукции

Слайд 5

до 50-х годов после 50-х годов
1.Увеличение производства товара (материальное изделие, услуги, идеи). (Потребитель покупает то, что производится) 1.Увеличение производства того товара, который покупается. Объем производства зависит от потребностей. V производства = f (потребности)
2. Качественное улучшение товара на взгляд производителя. 2. Качество товара зависит от потребности Качество товара = f (потребности)
3. В основе теории продвижения товара – агрессивная реклама В основе теории продвижения товара – мягкая реклама, стимулирование, средства маркетинговой коммуникации, общественные связи (public relation).
Мировая экономика

Слайд 6

Терминология
Международной организацией по стандартизации (ИСО, русский вариант МОС – международная организация по стандартизации) было введено для всех отраслей бизнеса и промышленности следующее определения качества:
КАЧЕСТВО – совокупность существенных признаков, свойств, особенностей, отличающих предмет или явление от других и придающих ему определенность КАЧЕСТВО – совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности КАЧЕСТВО – определенная совокупность свойств продукции или услуги потенциально или реально способных в той или иной мере удовлетворять требуемым потребностям при их использовании по назначению, включая утилизацию или уничтожение

Слайд 7

Терминология
Продукция – совокупность всего многообразия материальных ценностей, выступающих в виде существенного результата хозяйственной деятельности и предназначенных для удовлетворения определенных потребностей. Здесь продукция является обобщенным материальным понятием и включает изделия, продукты, технологии.
Услуги – результат взаимодействия поставщиков (исполнителей, изготовителей) и их средств труда с потребителями по удовлетворению потребностей последних. К видам услуг можно отнести, например, транспортные, информационные, телекоммуникационные и др. (Мишин В.М.).

Слайд 8

Терминология
ОЦЕНКА УРОВНЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ, УСЛУГИ – совокупность операций, включающая выбор номенклатуры показателей качества оцениваемой продукции, определение значений этих показателей и сопоставление их с базовыми.
УРОВЕНЬ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ, УСЛУГИ – мера соответствия качества оцениваемого объекта качеству объекта, принятого за эталон сравнения.
ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ КАЧЕСТВА – основные направления, цели и задачи предприятия в области повышения качества, сформулированные и принятые его руководством.
ОБРАЗОВАННОСТЬ – мера достижения выпускником уровня развития отдельных свойств личности, который в наибольшей степени отвечает как потребностям его дальнейшего совершенствования и самореализации, так и сферам профессиональной подготовки и использования

Слайд 9

Качество образовательной услуги – это мера соответствия образовательного результата (трудового потенциала) и образовательного процесса (содержание, технологии, стиль общения, другие условия) - требованиям государства (минимум), обучающихся и родителей, работодателей и других заинтересованных сторон общества.

Слайд 10

Жизненный цикл продукции отрасли ОО: разработка требований к трудовому потенциалу выпускников и процессу обучения; процесс обучения; реализация и использование трудового потенциала выпускника

Слайд 11

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ – что это такое. 1- «соотношение цели и результата, мера достижения цели»; - «социальная категория, отражающая состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям общества в развитии и формировании гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности». (Шишов С.Е. Кальней В.А. Мониторинг качества образования в школе. – М. 1999); 2. КО определяется совокупностью аспектов учебной деятельности ОУ: содержание образования, формы и методы обучения, материально-техническую базу, кадровый состав и др. - интегральная характеристика образовательного процесса и его результатов, выражающая меру их соответствия распространенным в обществе представлениям о том, каким должен быть образовательный процесс и каким целям он должен служить; - характеристика способности системы образования обеспечить достижение гармонии интересов личности, общества и государства (А.В. Курбатов. Н/сиб.конф.,с.77).
Терминология

Слайд 12

Образование как товар
В рыночных отношениях образование приняло форму товара, который может покупаться и продаваться, и является доступным всем. Но ни в одной стране мира образование не было реально приведено в соответствие с идеей рынка. Образование, наука и культура выведены за пределы рыночных отношений благодаря государственному контролю. Специфика образования как товара заключается в том, что выгоду от него получает и тот человек, который потребляет этот товар, и общество в целом и конкретные предприятия. Сегодня на образование влияют несколько сил: с одной стороны, государство и общество и, с другой – рынок и демократия, задающие тенденцию к расширению сфер образовательных услуг, придания массового характера образованию

Слайд 13

Рынок образовательных услуг имеет свою специфику. Государство и общество заинтересованы в предоставлении части образовательных услуг населению за счет бюджетных средств, т.к. образование относится к правам человека и уже этим отличается от других товаров. Образование как товар носит двойственный характер: до определенного уровня - это государственный товар, бесплатная услуга, на других уровнях – это государственно-частный товар и платная услуга. Конкуренция – это движение к качеству и эффективности, но и государство, сохраняя определенную часть образовательных услуг как базовую для дальнейшего образования, лишает ее главного стержневого качества, предоставляя эти услуги бесплатно. Но именно бесплатные услуги в силу их базового характера являются определяющим фактором качества образования на всех его этапах непрерывного осуществления.
Образование как товар

Слайд 14

Особенности сферы образования (В.П. Панасюк)
Потребители образовательных услуг (учащиеся) являются активными участниками образовательной деятельности. От их активности, позиции, мотивации и усилий во многом зависит конечный результат Удовлетворенность обучаемых качеством полученного в школе образования субъективна и не является единственным критерием его оценки Объективная проверка качества подготовки выпускников школы осуществляется за ее пределами, по критериям и показателям, принятым в системе профессионального образования и профессиональной деятельности Результирующей стороной образовательного процесса выступает сложный, нематериальный, информационный, индивидуально неповторимый продукт в виде образованности. Факторы школьного образования не являются единственными. Полный цикл оказания услуги продолжительный и имеет тенденцию к постоянным изменениям. Наличие факторов, не поддающихся полному учету (гуманизация, индивидуализация, раскрытие личностных качеств и др.) Фактор личности учителя

Слайд 15

ФИЛОСОФИЯ 1. КАЧЕСТВО – степень приближения к идеалу (Поташник, Моисеев, Тубельский, Ямбург) – административное управление. Построение идеала, эталона, желаемой цели. (Гармонично развитая личность, учитель высшей категории?)
ФИЛОСОФИЯ 2 КАЧЕСТВО - мера соответствия предъявляемым требованиям. Требования предъявляет общество через конституцию, законы, стандарты, образовательные программы др.
Что выбрать?

Слайд 16

Повышение качества образования как рост удовлетворенности заказчика результатами и условиями образовательного процесса. (И.Н. Никитин, Б.М. Чарный ,Н.сиб. с.229). Заказчики: Государство – заинтересовано в обеспечении им задаваемых стандартов и социализации ребенка; Общество – в сопряжении идеи стандартов с идеей регионализации образования в образовательной системе как эффективной «камере хранения» для ребенка; Семья и ребенок – заинтересованы в том, чтобы деятельность ребенка в образовательном процессе протекала в комфортных условиях, чтобы максимально учитывались индивидуальные и личностные особенности ребенка, чтобы образовательные задачи решались с учетом их видения будущего ребенка в профессиональном и личностном планах. Семья, общество и государство заинтересованы в достижении высокой результативности образовательной системы с наименьшими капиталовложениями.

Слайд 17

Качество образования
Сложная категория и многоаспектная проблема: свойства структура система количество эффективность оценка управление и др.

Слайд 18

Специфика моделирования системы качества в образовании
требование обеспечения единства образовательного пространства по вертикали (преемственность, непрерывность) и горизонтали (совместимость, взаимодополняемость образовательных программ);
Образовательные системы уровня школы, регионального, федерального уровня характеризуются общностью ряда своих элементов (кадры, образовательные стандарты, обслуживающая инфраструктура, нормативно-правовая база), нарушение которой делает невозможным функционирование сферы образования как жизнеобеспечивающей отрасли народного хозяйства
Особенности обеспечения качества, заключающиеся в том, оно осуществляется с помощью комплекса мер на федеральном, региональном уровнях и уровне образовательного учреждения;

Слайд 19

ресурсы
Организационные структуры
Уровень ОУ
Уровень образовательной программы
процессы
Процедуры (методики)
Федеральный
Элементы системы качества
Уровни системы качества
Региональный

Слайд 20

Организационные структуры
ресурсы
процессы
Процедуры (методики)
Динамичная система. образованная в результате возложения на отдельных представителей педагогического сообщества обязанностей по выполнению функций управления качеством
Информационные, кадровые, финансовые, материально-технические, нормативно-правовые, научно-методические
Оценка качества педагогических процессов и объектов, квалиметрический мониторинг качества образовательного процесса; Самообследование школы по качеству обеспечиваемого ею образования; Выбор и принятие управленческих решений по ресурсному обеспечению образовательного процесса
Образовательный, инновационный, финансовый, хозяйственный, управленческий и др.

Слайд 21

Качество школьного образования
Качество основных видов деятельности. Возможности и ресурсы. Качество результатов деятельности
Качество образования по уровням управления Качество образования по ступеням непрерывного образования Качество образования по принадлежности ОУ к государственному или частному секторам; Качество текущего функционирования и качество развития (Модель мониторинга качества образования в России)

Слайд 22

Качество результатов деятельности
Главный результат образовательного процесса – образованность
Другие результирующие характеристики качества образования: личностные достижения обучающихся и педагогов; результататы совершенствования образовательной системы школы, образовательного процесса; выполнение учебного плана, запланированных мероприятий, полнота реализации целевых и долгострочных программ; достижения школы; уровень ее влияния на общество, другие образовательные системы; социальная эффективность деятельности школы и ее звеньев.

Слайд 23

Составляющие качества образования (В.П. Панасюк)
Объем, структура и полнота реализации школой потенциалов и ресурсов
Динамика процессов развития школы, совершенствование всех ее структур как педагогической системы (целевой, нормативной, критериальной, организационной, содержательной, мотивационно-стимулирующей)
Позитивное восприятие ее обществом, участниками образовательного процесса
Способность школы выполнять на определенном уровне свои функции и задачи

Слайд 24

Составляющие качества образования
Ее общая роль и значимость как социокультурного института формирования духовности, воспроизводства интеллектуальных ресурсов
Связи школы с учреждениями культуры, др. учреждениями образования (дополнительного, профессионального и др.)
Достижения школы, педагогов, обучаемых; подготовленность и конкурентоспособность ее выпускников
Развитие школы как социальной системы
Совершенство подходов, технологий и процедур обеспечения качества образовательного процесса и его результатов

Слайд 25

Составляющие КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Качество целей, ценностей, норм
Качество условий
Качество образовательного процесса
Качество конечных результатов

Слайд 26

Качество целей, ценностей, норм Госзаказ, региональный, внутренней (муниципальной и нормой ОУ), концепция, Устав ОУ заказ социума (социальная польза). Критерии безопасности, полезности
Качество образовательного процесса -условия образовательного процесса: тип и вид школы, уровень мастерства педагогических кадров, контингент учащихся, учебно-методическое обеспечение, нормативно-правовая база, материально-техническое обеспечение, финансовое обеспечение и др. -ЗУНы, воспитание, содержание образования. (ЗУНы. Нормы заданы стандартами (ГОСТы в образовании), образовательными программами, ЕГЭ.) Качества личности.(Напр. умение в любой момент переучиться, быстро освоить новое предметное содержание, умение безопасного поведения.

Слайд 27

Качество услуг Это не то, что есть в школе, а какой доле детей это досталось? Совокупное ученическое место.
Качество условий Нормативно-правовое обеспечение, учебно-методическое обеспечение, кадровое обеспечение, материально-техническое и информационное обеспечение образовательного процесса, санитарно-гигиенические условия) Нормы заданы СанПИНами. Ч/з механизмы лицензирования, аттестации и др.

Слайд 28

Качество конечных результатов Например, поведение выпускника, объем проблем (здоровье, поведение, нравственность и др.); качество подготовки выпускников, физическое, психическое и нравственное здоровье, удовлетворенность учебным процессом всех участников образовательного процесса
Качество конечного результата Качество подготовки выпускников, физическое, психическое и нравственное здоровье, удовлетворенность учебным процессом всех участников образовательного процесса). Результаты образовательного процесса: итоги аттестации, творческие достижения учащихся, обеспечение продолжения образования, состояние здоровья, удовлетворенность образовательного заказа учащихся и родителей и др.

Слайд 29

Качество ресурсов? РЕСУРСЫ (Т.И. Шамова, материалы Н-сиб. конференции, с.39): Социальные – полиструктурны (образование, культура, здравоохранение и др.). Развитие среды жизнедеятельности для учащихся и учителей: равные возможности при получении образования, создание гуманной среды для реализации ребенком, учителем, руководителем права на деятельность в условиях свободного выбора; гуманные межличностные отношения; обеспечение здорового образа жизни в условиях образовательного учреждения; культурологическая поддержка; реабилитационная поддержка. Экономический ресурс предполагает развитие учебно-материальной базы: выбор и обеспечение школы качественными учебниками и методическими пособиями, комплектование библиотек, учебных кабинетов наглядными пособиями, учебной техникой, компьютерами, мультимедиа-средствами, выход в Интернет и др. Правовые ресурсы. Их развитие связано, во первых, с достижением решения Конвенции о ребенке, указывающей на то, что он имеет право на жизнь, развитие и свое мнение. И, во вторых, разработка и реализация внутренних локальных актов, направленных на дальнейшее развитие других компонентов ресурсной базы. Кадровые ресурсы. Информационные ресурсы.

Слайд 30

Рынок образования в России Рынок оснащения образовательного процесса (мебель, учебно-методические пособия). Борьба за госзаказ (самое богатое предприятие – государство). Образовательные услуги (государственные и частичные) признаны Законом РФ «Об образовании». Конкуренция (в высшей школе – образовательном учреждении) Рынок педагогического труда (Повышение квалификации) Проблемы: 1.Несоответствие ПК требованиям. Кто отвечает в ОУ – директор!1 раз в 5 лет – мало, надо постоянно. Подготовка профессионала занимает 10-15 лет. Сейчас основная масса учителей – 45-50 лет, через 10-15 лет – истощение учительских ресурсов.

Слайд 31

Концепция качества школы (Н-сиб. С.242) Обеспечение здоровья и здорового образа жизни; Нравственное, духовное, моральное воспитание на основе общечеловеческих и национальных ценностей; Обеспечение образования на основе государственного стандарта и евростандарта; Обеспечение готовности к жизни в семье и обществе в новых социокультурных реалиях (адаптации и социализации школьника и учителя); Обеспеченность готовности к продолжению образования и труду в рыночных реалиях; обеспечение адаптивной образовательной среды для удовлетворения образовательских потребительских способностей личности.

Слайд 32

Терминология
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ – методы и виды деятельности оперативного характера, используемые для выполнения требований к качеству. Это аспект функции управления, определяющей политику в области качества. Включает: ответственность руководства, планирование качества, распределение ресурсов, проведение работ, оценку и др. Управление качеством должно: 1 – соответствовать интересам и потребностям предприятия-изготовителя, 2 – удовлетворять запросам потребителей продукции и услуг.

Слайд 33

Петля качества – концептуальная модель взаимосвязанных видов деятельности, влияющих на качество на различных стадиях от определения потребностей до оценки их удовлетворения.

Слайд 34

Петля качества процесса предоставления образовательных услуг
1. Изучение социально-экономических прогнозов и определение потребностей рынков труда и образовательных услуг. 2. Разработка требований к трудовому потенциалу выпускников (уровню их знаний, умений и навыков). 3. Формирование программ и методов обучения. 4. Определение требований к уровню знаний и умений абитуриентов. 5. Обеспечение процесса обучения людскими ресурсами (преподавательскими, административными и учебно-вспомогательными кадрами). 6. Обеспечение процесса обучения материальными ресурсами. 7. Процесс обучения. 8. Присвоение квалификации выпускникам. 9. Мониторинг трудоустройства и профессиональной деятельности выпускников.

Слайд 35

Концепция тотального управления качеством базируется на принципах:
Ориентация организации на потребителя Роль руководства Вовлечение персонала в деятельность по управлению качеством Процессный подход к производственной деятельности Системный подход к управлению Постоянное совершенствование Принятие решений, основанных на достоверных данных Установление взаимовыгодных отношений с социальными партнерами

Слайд 36

Проектирование эталонных требований к качеству включает:
определение политики в области качества;
выработку стратегии осуществления политики качества;
разработку организационных принципов управления качеством;
разработку требований к нормативам качества и инструментам его оценки и измерения.

Слайд 37

Управление качеством Ко У= N ---------------К М Кс У – управление качеством; N – нормативы (ориентиры, описание перспектив). В СССР – устанавливались во внешней среде, тотальное регламентирование, В РФ – появились потребители: ученик, родитель, социальный заказ. К – контроль; Кс – контроль-слежение; Ко – контроль-оценка; М – мониторинг (Зеленова Л.П.).

Слайд 38

Мониторинг качества
Проектирование качества
Обеспечение качества
Стадии непрерывного цикла управления качеством

Слайд 39

Мониторинг качества – процесс оценки достигнутого уровня качества и сравнение с заданным уровнем качества, осуществление обратной связи с потребителями и всеми заинтересованными сторонами, внесение коррективов в производственную деятельность (педагогический процесс) и в систему управления качеством с целью её непрерывного совершенствования.

Слайд 40

Проектирование эталонных требований к качеству включает:
определение политики в области качества;
выработку стратегии осуществления политики качества;
разработку организационных принципов управления качеством;
разработку требований к нормативам качества и инструментам его оценки и измерения.

Слайд 41

Обеспечение качества – процесс, направленный на достижение требуемого уровня качества, совокупность систематических действий, создающих условия для достижения требуемых показателей качества на каждом этапе петли качества.

Слайд 42

Выбор стратегии построения системы управления качеством:
Что конкретно является объектом управления качеством? Кто конкретно организует и осуществляет процесс управления качеством? Как будет обеспечиваться качество избранного объекта (объектов) управления?

Слайд 43

Что?
Объектом управления качеством может быть любой элемент (процесс и результат) или группа элементов на петле качества. Наряду с процессом и результатом обучения объектом управления качеством может быть и управленческий процесс (управленческая надстройка).

Слайд 44

1 группа:
элементы, определяемые и устанавливаемые руководством
политика в области качества;
организационная структура;
оценка системы качества;
поддержание контактов с аттестующими и аккредитующими организациями.

Слайд 45

2 группа:
элементы, связанные с самой системой управления качеством, с материальными и человеческими ресурсами, с оценкой качества результатов обучения
Ведение записей по качеству; Контроль документации по качеству; Процедуры рассмотрения жалоб и апелляций; Правовое и организационное обеспечение образовательной деятельности; Финансовое обеспечение; Материально-техническое обеспечение; Социально-бытовое обеспечение; Кадровое обеспечение; Контроль результатов обучения (входной, текущий, рубежный, итоговый).

Слайд 46

3 группа:
элементы, связанные с планированием, содержанием и организацией процесса обучения:
Учебные планы; Учебные программы; Формы, методы и технологии бучения; Производственная практика; Внеучебная деятельность.

Слайд 47

Кто?
Субъекты управления - организационно-управленческие структуры разных уровней.
общее руководство качеством; проектирование качества; обеспечение качества; мониторинг качества; улучшение системы управления качеством.
Распределение прав, обязанностей функций в организационно-управленческих структурах:

Слайд 48

Как?
Ответственность за виды и результаты деятельности, влияющие на качество документально фиксируется в документах:
должностных инструкциях и положениях о подразделениях;
документах, устанавливающих порядок выполнения функций и работ по качеству (процедуры управления качеством).

Слайд 49

Как?
Методы управления качеством связаны с тремя стадиями управления: проектированием, обеспечением и мониторингом. На каждой стадии могут быть свои методы и инструменты.
Главные инструменты – это нормы и нормативы качества, нормативные акты и инструкции. К инструментам относятся выделенные (желательно документально зафиксированные) процессы и процедуры управления качеством. Инструментами являются и разного рода сертификаты.

Слайд 50

Система управления качеством общего образования
Подсистема управления качеством процесса обучения
Подсистема управления качеством результатов обучения

Слайд 51

Сегодня во всем мире качество является главным фактором, обеспечивающим преимущество любой системы, в том числе и системы образования. Качество превратилось в новый источник роста инновационного богатства, а управление качеством становится основой методологического осмысления теории и технологии управления, качества управления

Слайд 52

Эффективная политика управления качеством в современных социально-экономических условиях общественного развития в числе своих приоритетов имеет ориентацию на потребителя. Традиционно эффективное управление опирается на точное выполнение норм и нормативных указаний. Таким образом, важно: 1 - установить нормы и механизмы их формирования, т.е. соответствие качества продукции или услуг стандарту, 2 – установить соответствие качества продукции или услуг фактическим требованиям рынка и потребителя .

Слайд 53

Эффективность всеобщего управления качеством зависит от трех главных условий: За повышение качества энергично выступает руководитель предприятия; 2. Инвестиции вкладываются не в оборудование, а в людей; 3. Организационные структуры преобразуются или создаются специально под всеобщее управление качеством. Можно выделить несколько составляющих достижения более высокого качества продукции и услуг: если считать, что качественной является та продукция или услуга, которая соответствует стандарту, то следует начать: с разработки требований, утверждения стандартов, инструкций и процедур, с проверки качества продукции;

Слайд 54

Презентация концепции системы менеджмента качества

Презентация концепции системы менеджмента качества.

ОАО "Корпорация "ФАЗОТРОН-НИИР": "Новый взгляд на качество - выход из кризиса". Москва. 2003 год.

КАЧЕСТВО - лучшая гарантия лояльности потребителя, наша сильнейшая оборонительная линия в конкуренции с иностранными производителями и единственный способ поддержания устойчивого роста
и высоких доходов.
Джон Уэлч
Председатель совета директоров компании General Electric

Пришел новый век. Началось новое тысячелетие. Но мир начал меняться, не дожидаясь наступления торжественных дат. Он, собственно, меняется всегда. Мы вступаем в полосу перемен не совсем обычных. Необычность, собственно, появляется тогда, когда объединяются несколько вполне обычных обстоятельств и это приводит к резкому ускорению процесса перемен. Вот и появление новой версии международных стандартов на системы качества серии ИСО 9000:2000 можно рассматривать как одно из проявлений этого глобального процесса перемен, связанного с формированием новой парадигмы. Рассмотрим каждый из принципов в отдельности и попытаемся понять, как изменилось мироощущение в области качества.

Вспомним имена мировых гуру внесших неоценимый вклад в дело становления качества, возрождение экономики целых государств, способствовавших переходу к эпохе TQM (Total Quality Management - Всеобщее управление на основе качества)

Уолтер Шухарт, Эдвард Деминг, Джозеф Джуран, Филипп Кросби, Арманд Фейгенбаум, Каору Исикава, Генити Тагути.

Несколько слов необходимо сказать и о достижениях Советского Союза в области качества. Три из них, безусловно мирового уровня:

1) развитие системного подхода, выразившееся в инициативном создании серии систем управления качеством: саратовские БИП (бездефектное изготовление продукции), СБТ (система бездефектного труда), ярославская НОРМ (научная организация работ по увеличению моторесурса), горьковская КАНАРСПИ (качество, надежность, ресурс с первого предъявления), КСУКП (комплексная система управления качеством продукции).

Особо следует отметить КАНАРСПИ, где отчетливо была выделена роль знаний и информации. Это была в полной мере система управления качеством. К сожалению, инициатива предприятий была мягко задушена в объятиях партийной "заботы" о качестве;

2) создание в оборонных отраслях институтов главных конструкторов - руководителей предприятий. Это была уступка мастерству, ибо главный конструктор, особенно в 50-60-е годы в СССР был фигурой, наиболее близкой к мастеру. Королев, Туполев, Илюшин, Челомей и много других великих людей, имена которых стали основой неофициальных названий их мастерских: королевская фирма, туполевская и т. п.;

3) создание института военной приемки, где представитель заказчика осуществлял процессное управление качеством. И хотя здесь было много бюрократии, и производственники шутили: "Дадим заказчику то, что ему нужно, а не то, что он просит" . процессный подход был налицо.

Начиная свой доклад, хочу сразу определится с понятиями и терминологией.

Необходимо понять и принять, система менеджмента качества это система менеджмента организации на основе всеобщего качества. а не система менеджмента качества (СМК) отрезанная от организации, служб, отделов, высшего руководства, за которую отвечает один отдел управления качеством и больше она никому не нужна и только мешает "делать дело", интересно, какое такое дело может быть важнее чем КАЧЕСТВО?

При таком понимании и подходе становится понятным, что СМК является ядром системы управления предприятия и на предприятии нет ни одного человека от Генерального директора до вахтера и уборщицы не влияющих на качество.

Также необходимо разобраться с понятием "менеджмент качества". это словосочетание проходит ключевой нитью через всю концепцию.

Менеджмент качества: Скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией применительно к качеству.

Понятие менеджмент включает в себя четыре составляющих:

планирование качества. управление качеством. обеспечение качества и улучшение качества.

Построение системы является важным концептуальным шагом на пути развития организационной культуры. Эти шаги могут стать ценными лишь в случае обретения работниками предприятия знаний необходимых для значительного повышения их компетентности в области современного системного менеджмента. Компетентность - ресурс, которого всегда не хватает.

Предвижу скепсис некоторых, если не большинства, руководителей различных уровней. "Это у них, там… У нас здесь другие условия, другая культура. Мы не японцы и не американцы". Конечно, можно сидеть и ждать, что все наладится само собой, а можно, засучив рукава, мобилизовав все ресурсы (внутренние, человеческие), взяться за эту сложную работу.

Часто неудачи в менеджменте случаются из-за того, что планируемые изменения не приводят к ожидаемому результату. Такова судьба многих нововведений, инноваций, к которым можно отнести подход к управлению организацией, основанный на принципах TQM. Одна из причин неудач - фундаментальная психология организации, сложившаяся корпоративная (организационная) культура, на которые оказывают влияние различные социальные факторы. Без изменения первых нельзя провести серьезных изменений в организации.

Семейство стандартов ИСО 9000, было разработано для того, чтобы помочь организациям всех видов и размеров внедрить и обеспечивать функционирование эффективных систем менеджмента качества:

- ГОСТ Р ИСО 9000-2001 описывает основные положения систем менеджмента качества и устанавливает терминологию для систем менеджмента качества;

- ГОСТ Р ИСО 9001-2001 определяет требования к системам менеджмента качества для тех случаев, когда организации необходимо продемонстрировать свою способность предоставлять продукцию, отвечающую требованиям потребителей и установленным к ней обязательным требованиям, и направлен на повышение удовлетворенности потребителей;

- ГОСТ Р ИСО 9004-2001 содержит рекомендации, рассматривающие как результативность, так и эффективность системы менеджмента качества. Целью этого стандарта является улучшение деятельности организации и удовлетворенность потребителей и других заинтересованных сторон;

- ГОСТ Р ИСО 19011 - содержит методические указания по аудиту (проверке) систем менеджмента качества и охраны окружающей среды. Вместе они образуют согласованный комплекс стандартов на системы менеджмента качества, содействующий взаимопониманию в национальной и международной торговле.

Эти четыре новых документа образуют согласованный комплекс стандартов на системы менеджмента качества, содействующий достижению взаимопонимания в национальной и международной торговле.

Напомню принципиальные отличия новой версии стандартов ИСО:

• На переднем плане находятся вопросы определения ожиданий клиента и удовлетворенность клиента.

• В большей степени подчеркивается ответственность руководства.

3. Стандарт направлен на реальные процессы в деятельности предприятия.

4. Улучшена возможность интеграции с другими системами (например, с системой управления охраной окружающей среды в соответствии со стандартом ИСО 14001 ).

5. Улучшена возможность применения стандартов любыми компаниями, независимо от их размеров, отрасли или продукции.

6. Появилось требование измерения удовлетворенности клиента.

7. Выдвинуты новые требования, касающиеся управления ресурсами.

8. Устранена путаница с применением некоторых терминов. В новых стандартах термин "поставщик" заменен на "организацию", "субподрядчик" на "поставщика", "получатель продукта" (по-старому потребитель) назван "заказчиком", под которым подразумеваются потребитель, конечный пользователь или розничный торговец.

Пересмотренный стандарт ИСО 9001:2000 заменяет стандарты ИСО 9001, ИСО 9002, ИСО 9003 версии 1994г. Полностью изменилась структура стандарта: вместо жесткого деления требований на 20 элементов введены 5 основных разделов. Система менеджмента качества, Ответственность руководства, Менеджмент ресурсов, Процессы жизненного цикла продукции, Измерение, анализ и улучшение.

В приложении к стандарту ИСО 9001:2000 приведены таблицы соответствия разделов ИСО 9001:1994 и ИСО 9001:2000. Данные таблицы удобны при пересмотре документации системы менеджмента качества, т.к. позволяют переработать Руководство по качеству без выполнения двойной работы.

Версия стандарта ИСО 9001:2000 позволяет организации более гибко подходить к изменениям в документации системы менеджмента качества и разрабатывать минимальное количество документов, необходимых для демонстрации эффективного планирования, процессов и контроля за процессами, выполнения и улучшения системы менеджмента качеством.

Обязательным является документирование шести процедур:

Сертификаты, выданные на соответствие систем качества требованиям ИСО 9001. ИСО 9002 или ИСО 9003 издания 1994 г. (ГОСТ Р ИСО 9001, 9002, 9003 версии 1996 г.), имеют окончание срока действия 15 декабря 2003 г. и здесь нам надо быть предельно внимательными и расторопными. К работе по подготовке к ресертификации мы еще не приступали.

Хотелось бы отметить, что внедряя стандарты ИСО серии 9000 версии 1994 г. (ГОСТ Р 1996г.) мы следовали "букве" этих стандартов, не задумываясь над тем, что составляет их "дух". Главным для нас было не эффективное функционирование, развитие и совершенствование системы менеджмента качества, а ее сертификация.

Поэтому результативность внедрения стандартов ИСО оказалась не той, на которую можно было рассчитывать, а про эффективность речь вообще не идет. Сегодня, когда стандарт сыграл ту роль, для которой мы его внедряли (без сертификата было невозможно заключение договоров, участие в тендерах и т.п.) у нас появилась отличная возможность разумно, не спеша начать строить эффективную СМК. Важно, что мы говорим именно о создании эффективнодействующей СМК, а не о получении очередного сертификата на систему. Опыт предыдущих действий по построению системы с 1999 года и до августа 2001 года показал полную неэффективность таких действий. Сертификат на стенке, а системы как не было, так и нет.

И прежде чем начать работу по ресертификации, с одновременным проведением "мягких" изменений по построению новой, эффективной СМК нашего предприятия мы все должны проникнутся этим духом. Иначе освоение стандартов ИСО серии 9000:2000 приведет нас к так называемому "бумажному" качеству - куче неработающих документов, на вершине которой расположен "бумажный тигр" - сертификат. Наверное, самое главное здесь осознание постулата: ИСО не догма, а способ организации мышления.

  • ИСО не догма, а способ организации мышления. (ИСО 9000 – серия международных стандартов, разработанных Международной организацией по стандартизации ISO. В этих стандартах установлены требования )
  • Ориентация (или фокус) на клиента (потребителя ). (Понятие «ориентация на клиента (потребителя)» относится не только к поведению менеджеров, которые вступают в непосредственный контакт с клиентом / потребителем.)
  • Лидерство. (- неотъемлемый элемент СМК. Руководство – это частный случай управления, совокупность процессов взаимодействия между руководителем и подчиненным.)
  • Вовлечение персонала. (вовлечение персонала в управление фирмой; развитие чувства сопричастности у сотрудников с целью повышения заинтересованности в результатах общей работы)
  • Процессный подход. (Процессный подход был впервые предложен приверженцами школы административного управления, которые пытались определить функции менеджмента. )
  • Системный подход к менеджменту. (Применение теории систем в управлении в конце 50-х годов явилось важнейшим вкладом школы науки управления. Системный подход - это не есть набор каких-то. )
  • Постоянное улучшение (или непрерывное совершенствование). (Непрерывное совершенствование управления. «Парадигма всеобщего менеджмента качества предполагает. Это «непрерывное совершенствование», по-японски «кайдзен».)
  • Принятие решений на основе фактов. (Принятие решений при традиционном менеджменте основывается на изучении прошлого опыта. При системном менеджменте принятие решений основывается на основе фактов. )
  • Создание взаимовыгодных отношений с поставщиками. (важный принцип, который можно использовать для улучшения отношений с поставщиками.)
  • PDCA -цикл (концепция постоянного улучшения) (Цикл Деминга (цикл PDCA) (Глава 9 из книги Генри Нива «Пространство доктора Деминга». Он известен еще и как "Цикл Шухарта", "PDCA цикл" или "PDSA цикл". )
  • Схематическое представление процесса (В рамках функциональной модели для представления процесса используется понятие. На рисунке приведен пример представления процесса.)
  • Схематичное представление типичных процессов СМК (Известно, что цели процессов организации должны быть измеряемыми, а основной показатель оценки качества процессов СМК - результативность определяется в стандарте.)
  • Сеть взаимодействующих процессов (Мы уже рассмотрели несколько форм взаимодействия процессов. В данном разделе описываются другие формы взаимодействия процессов. Некоторые важные процессы могут не иметь взаимодействия с внешним потребителем .)

По вопросам размещения рекламы. klubok@klubok.net