Руководства, Инструкции, Бланки

Бр 5 280 Мм Мортира Образца 1939 Года

Рейтинг: 4.3/5.0 (39 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

280-мм мортира образца 1939 года (Бр-5)

LiveInternet LiveInternet

Пушкин в творчестве Айвазовского: два гения в вопросах и ответах https://img-fotki.yandex.

"Запорожец" или нет?) В 1961 году западногерманская фирма NSU Motorenwerke AG выпустила необычный.

В Японии нашли клад древнеримских монет В древнем японском замке археологи нашли клад древнерим.

Ностальгическое Радиоприёмники "Алмаз Т-7", "Рубин Т-7" и "Рубин-2". Изготовитель: Сарапульский.

Добрый друг заговрил о бронепоездах. и так. '' Воины железных дорог '' Бронепоезда вышли на п.

- Поиск по дневнику - Подписка по e-mail - Статистика

Создан: 26.03.2012
Записей: 9488
Комментариев: 4743
Написано: 17571

280-мм мортира образца 1939 года (Бр-5)

Cообщение скрыто для удобства комментирования.
Прочитать сообщение

Наведите сюда мышку, чтобы узнать, как сделать работу с сайтом еще удобнее

бр 5 280 мм мортира образца 1939 года:

  • скачать
  • скачать
  • Другие статьи

    280-мм мортира образца 1939 года (Бр-5)

    Alvinalasova.ru

    280-мм мортира образца 1939 года (Бр-5 ) — советская мортира большой мощности калибра 280 мм периода Второй мировой войны. Эта артиллерийская система была самым крупнокалиберным серийно производившимся советским артиллерийским орудием. Мортира отличалась оригинальной компоновкой — использовался гусеничный лафет. единый для ещё двух мощных артиллерийских систем. Несмотря на небольшое количество произведённых орудий и ряд недостатков, мортира приняла участие в Великой Отечественной войне. была модернизирована после её окончания и долгое время состояла на вооружении Советской армии .

    Содержание История создания

    280 мм мортира Шнейдера в варшавском форте

    Советская артиллерия большой мощности унаследовала от Русской Императорской армии два образца особо мощных артсистем — 280-мм мортиру Шнейдера обр. 1914/15 гг. (25 орудий) и 305-мм гаубицу обр. 1915 г. (31 орудие). К середине 1930-х годов данные орудия устарели как морально, так и физически, кроме того, их количество оценивалось как недостаточное (в частности, с учётом мобилизационного запаса в 1941 году необходимо было иметь не менее 66 шт. 280-мм мортир) [1]. Возникла необходимость в создании и запуске в серийное производство новых образцов особо мощных орудий, в том числе и 280-мм мортир. Калибр новой артсистемы определялся стремлением использовать имеющиеся запасы боеприпасов. Поскольку в 1931 году была принята на вооружение 203-мм гаубица Б-4. а также велась разработка проекта 152-мм дальнобойной пушки. было решено создать триплекс — три различные артиллерийские системы, использующие одинаковый лафет. что значительно упрощало производство и эксплуатацию орудий. Как и в случае с 152-мм дальнобойной пушкой, созданием 280-мм мортиры занялись конкурирующие конструкторские бюро заводов «Большевик » и «Баррикады » [2] .

    Проект мортиры завода «Большевик» получил индекс Б-33, руководство проектом осуществлял инженер Крупчатников. Ствол мортиры был изготовлен в 1935 году. на заводские испытания мортира была отправлена 1 февраля 1936 года. Особенностями конструкции орудия были скреплённый ствол из трубы, кожуха и казённика. а также поршневой затвор от мортиры Шнейдера. Ствол устанавливался на лафете гаубицы Б-4 без уравновешивающего механизма, поскольку он был уравновешен добавлением груза на казённик. На полигонные испытания мортира была отправлена 17 апреля 1936 года, в целом они завершились успешно и по их итогам было рекомендовано направить мортиру на войсковые испытания после устранения выявленных недостатков [2] .

    На заводе «Баррикады» проектом 280-мм мортиры, получившей индекс Бр-5, руководил И. И. Иванов. Заводские испытания мортира прошла в декабре 1936 года. Полигонные испытания мортиры начались в апреле 1937 года. согласно заключению комиссии Бр-5 испытания не выдержала. Тем не менее, в серийное производство была запущена именно Бр-5 под официальным названием 280-мм мортира обр. 1939 г.. причём первый заказ на изготовление мортир был выдан ещё до окончания полигонных испытаний, в мае 1937 года. Причины выбора Бр-5 вместо Б-33 неизвестны, на испытаниях последняя показывала лучшие результаты, в частности бо?льшую кучность и более высокую скорострельность, а также была менее массивной по сравнению с первой. Историк А. Б. Широкорад полагает, что выбор носил волюнтаристский характер. Опытный образец Б-33 использовался в интересах программы Бр-5, а в марте 1939 года был передан на завод «Баррикады» для изучения [2] .

    Производство

    Первый заказ на 8 мортир Бр-5 был выдан заводу «Баррикады» в мае 1937 года. Позже, ввиду недоработанности системы, число заказанных на 1937 год орудий уменьшили до двух, однако ни в том, ни в последующем году изготовить их не удалось. Эти две опытные мортиры были поданы на полигон в июне 1939 года и отличались друг от друга способом заряжания. По результатам испытаний был выбран способ заряжания, аналогичный применённому в гаубице Б-4. Кроме этих двух опытных образцов, в 1939 году было изготовлено ещё 20 мортир, а в 1940 году — последние 25 орудий, на чём их серийное производство было прекращено [2] .

    Модернизации

    Неудачная конструкция лафета орудий триплекса стала основанием для инициирования работ по разработке нового колёсного лафета, лишённого недостатков исходной гусеничной конструкции. В 1938 году Главное артиллерийское управление утвердило тактико-технические требования к новому колёсному лафету для дуплекса большой мощности (152-мм пушка Бр-2 и 203-мм гаубица Б-4), в 1940 году данный лафет предлагалось разработать и для Бр-5. Исполнителем задания стало КБ завода № 172 (Пермский завод ) под руководством Ф. Ф. Петрова. Лафет получил индекс М-50, но работы по нему шли крайне медленно из-за большой загруженности КБ работами по другим системам. В итоге к началу войны всё ограничилось разработкой проекта, после чего все работы были прекращены [2] .

    В 1955 году Бр-5 (наряду с другими орудиями триплекса Б-4 и Бр-2) прошли капитальную модернизацию, для этих мортир был разработан новый колёсный лафет (главный конструктор проекта — Г. И. Сергеев). Возка орудия стала нераздельной, а её скорость существенно возросла — до 35 км/ч по шоссе. Модернизированная мортира получила индекс Бр-5М [2] .

    Дальнейшие работы по 280-мм мортирам

    В 1944 году в ЦАКБ под руководством В. Г. Грабина были начаты работы по созданию дуплекса из 180-мм пушки и 210-мм гаубицы на едином лафете, в 1945 году дуплекс превратился в триплекс — добавилась 280-мм мортира. В 1947 году в системе появилась ещё и 203-мм пушка-гаубица. Проект был завершён в 1953 году. в 1955 году завод «Баррикады» сдал семь 180-мм пушек С-23. одну 203-мм гаубицу С-33 и одну 280-мм мортиру С-43. На этом работы над системой были прекращены, а изготовленные орудия были отправлены в Московский военный округ. В 1970-х годах производство С-23 было восстановлено [2] .

    В 1954 —1955 годах в ЦНИИ-58 был разработан проект триплекса на самоходном лафете, включавшего в себя 210-мм пушку С-110А, 280-мм пушку-гаубицу С-111А и 305-мм гаубицу. Детальная информация о судьбе этого проекта отсутствует [2] .

    Описание конструкции Ствол

    Ствол мортиры скреплённый, двухслойный, состоит из трубы, кожуха и казённика. Труба состоит из нарезной части и каморы. в ствольной части труба имеет утолщение для уравновешивания ствола. Нарезная часть имеет 88 нарезов постоянной крутизны, ширина нарезов 6,97 мм, ширина поля 3 мм, глубина нарезов 3,4 мм. Камора состоит из двух конических и одной цилиндрической частей. Длина каморы 521,4 мм, объём каморы 18,159 дм? (при бетонобойном снаряде ). Кожух надет на трубу в горячем состоянии с натягом до 0,4 мм в замок, что исключает смещение трубы относительно кожуха. Казённик представляет собой стальную поковку, навинченную на конец кожуха, устройство казённика в целом аналогично таковому гаубицы Б-4. Затвор поршневой, типа Шнейдера, запирается в два такта, аналогичен по конструкции затвору гаубицы Б-4, но больше по габаритам [3] .

    Противооткатные устройства

    Противооткатные устройства воздушно-гидравлические. Цилиндры тормоза отката и накатника установлены в муфтах. закреплённых гужонами на люльке. Люлька цапфами лежит в цапфенных гнёздах верхнего станка и своим сектором связана подвижно с шестернёй главного вала. Тормоз отката гидравлический, содержит 41 л веретённого масла. Накатник гидропневматический, содержит 63 л веретённого масла, давление воздуха — 40 атм. Откат при углах возвышения от 0 до 30° длинный (1300—1410 мм), при углах возвышения от 30 до 42° переменный (850—1410 мм), при углах возвышения от 42 до 60° короткий (850—880 мм). Противооткатные устройства при откате неподвижны. В отличие от лафета гаубицы Б-4 и пушки Бр-2, тормоз отката лафета гаубицы Бр-5 имеет шпонки переменного сечения, что делало возможным перестановку стволов разных орудий на один и тот же лафет только в заводских условиях (необходима замена тормоза отката) [3] .

    Лафет

    Лафет гусеничный. состоит из верхнего станка, нижнего станка и ходовой части. Верхний станок представляет собой клёпаную конструкцию, опирающуюся тремя роликами на опорную поверхность нижнего станка и перемещающуюся при помощи поворотного механизма на боевом штыре в горизонтальной плоскости. Нижний станок в лобовой части скреплён с боевой осью круглого сечения, концы которой подвижно соединены с гусеничным ходом. Хоботовая часть нижнего станка имеет два сошника — постоянный для твёрдого грунта и откидной для мягкого грунта. Нижний станок Бр-5 по сравнению с ранним станком гаубицы Б-4 дополнительно усилен приклёпанными боковинами и утолщением верхнего листа. Ходовая часть включает в себя гусеничный ход, тормозное устройство. подрессоривание. лебёдку для разворота гаубицы [3] .

    Механизмы наведения и прицельные приспособления

    Подъёмный и поворотный механизмы секторного типа. Имеется специальный механизм приведения на заряжание, обеспечивающий быстрое приведение ствола в горизонтальное положение. Прицельное приспособление состоит из прицела. панорамы и привода прицела с кронштейном [3] .

    Приспособление для заряжания

    Приспособление для заряжания состоит из крана с лебёдкой, кокора. механизма стопорения вала приведения к углу заряжания, стеллажа с брезентом и снарядной тележки. Заряжание орудия происходило следующим образом: снаряды достаются из погребка и укладываются на деревянный помост. Снаряд, подготовленный для перевозки к мортире, устанавливается вертикально. Далее боец из расчёта подкатывает снарядную тележку к снаряду и охватывает снаряд при помощи захватов. Затем снаряд укладывается на тележку и закрепляется на ней, после чего подвозится на тележке к стеллажу и ставится на брезент. Стеллаж устанавливается у лафета под краном, кокор опускается в гнездо стеллажа и очередной снаряд, лежащий в стеллаже, укладывается в кокор. Мортира приводится к углу заряжания, после чего вал механизма приведения к заряжанию стопорится. Кокор навешивается на два крюка, находящихся на казённой части ствола орудия. После навешивания кокора трос несколько ослабляется, при этом лапы рычагов кокора освобождают снаряд, который досылается в канал ствола усилиями четырёх бойцов [3] .

    Передок и орудийная повозка

    Возка орудия на большие расстояния осуществляется раздельно (ствол отдельно от лафета). На небольшие расстояния (до 5 км) допускается нераздельная возка орудия с оттянутым стволом при скорости не более 5—8 км/ч. Для транспортировки механической тягой орудие имело передок весом 1300 кг со сцепным устройством. При раздельной возке, ствол перевозился на подрессоренной орудийной колёсной повозке Бр-10 (вес повозки со стволом 11 300 кг, без ствола 5400 кг) со скоростью до 25 км/ч. Переход орудия из боевого положения в походное при раздельной возке занимал от 45 минут до 2 часов, в зависимости от времени года и типа грунта. Буксировалось орудие гусеничными тягачами «Ворошиловец », ствольные повозки — менее мощными гусеничными тягачами «Коминтерн » [3] .

    Организационно-штатная структура

    Мортиры Бр-5 входили в состав отдельных гаубичных артиллерийских дивизионов особой мощности, по шесть мортир в каждом. В каждом дивизионе было три батареи. по две мортиры в каждой. Всего в 1941—1945 годах было 8 таких дивизионов с мортирами Бр-5 и Шнейдера [4] .

    Служба и боевое применение

    Мортиры Бр-5 были предназначены для [3] :

    • разрушения особо прочных бетонных. железобетонных и броневых сооружений;
    • борьбы с крупнокалиберной или укрытой прочными сооружениями артиллерией противника.

    Мортиры Бр-5 приняли участие в советско-финской войне. четыре таких мортиры с ноября 1939 года входили в состав 40-го отдельного артиллерийского дивизиона большой мощности. Мортиры приняли участие в прорыве линии Маннергейма. разрушая финские ДОТы. Всего в ходе этой войны мортирами Бр-5 было выпущено 414 снарядов [2] .

    О применении Бр-5 в ходе Великой Отечественной войны информации мало. Известно об использовании орудий этого типа в составе 32-го отдельного артиллерийского дивизиона особой мощности в марте 1945 года при штурме Нейштадта (часть Кюстрина ) [5]. а также при штурме Кёнигсберга. В мемуарах начальника штаба артиллерии 1-го Белорусского фронта Надысева Г.С. есть упоминание о применении 280-мм гаубиц при штурме Познани, вероятно имелись ввиду Бр-5. По информации военного историка А. В. Исаева. расход снарядов 280-мм мортир в 1942 и 1943 годах не фиксировался [6] [7]. в 1944 году было израсходовано 3322 снаряда, в 1945 году — 7363 снаряда [8]. Перед войной в наличии имелось около 7000 единиц снарядов для 280-мм мортир (или 97 на орудие), что оценивалось как недостаточное количество [1]. В 1941 году было потеряно девять 280-мм мортир [9] .

    В 1950-х годах мортиры Бр-5 были модернизированы и находились на вооружении как минимум до 1970-х годов .

    Боеприпасы и баллистика

    Мортира Бр-5 имела картузное заряжание. Шкала зарядов индивидуальна для каждого из используемых снарядов. К снаряду Г-675 использовались полный переменный заряд З-675Б (5 зарядов) и уменьшенный переменный З-675БУ (6 зарядов), к снаряду Ф-674К — полный переменный заряд З-675 (2 заряда) и уменьшенный переменный заряд З-675У (3 заряда), к снаряду Ф-674 — полный переменный заряд З-675А (3 заряда), к снаряду Ф-674Ф — полный переменный заряд З-675Ф (4 заряда) [3]. Ассортимент снарядов включал в себя три типа фугасных снарядов и один тип бетонобойных снарядов. Фугасные снаряды в советское время не производились, использовались запасы снарядов от 280-мм мортир Шнейдера, созданные до революции. Бетонобойный снаряд использовался с 1942 года [2] .

    Стрельба из мортиры при углах возвышения менее 15° ввиду слабой устойчивости системы на малых углах возвышения допускалась только в исключительных случаях.

    Оценка проекта

    Среди советских артиллерийских систем Бр-5 занимает особое место, являясь самым крупнокалиберным из разработанных в СССР и серийно производившихся орудий. Большинство преимуществ и недостатков орудия связаны с его лафетом, общим для всех орудий «триплекса большой мощности». С одной стороны, использование гусеничного лафета обеспечило в теории возможность достаточно быстрой смены огневой позиции и значительно уменьшило время перехода из походного положения в боевое по сравнению с полустационарными орудиями типа 280-мм мортиры Шнейдера. С другой стороны, конструкция лафета оказалась неудачной — орудие в сборе с трудом перемещалось самыми мощными тягачами, в условиях же плохой проходимости (распутица. гололёд ) данная система фактически теряла подвижность. Возможности манёвра огнём были сильно ограничены углом горизонтальной наводки (ГН) всего лишь в 8°. Для поворота пушки силами расчёта за пределы угла ГН требовалось не менее 25 минут. Проведённая в послевоенные годы замена лафета позволила избавиться от перечисленных проблем [10] .

    240-мм гаубица M1 «Black dragon»

    Сравнение с иностранными орудиями затруднено отсутствием полных аналогов. Кроме Красной армии, орудия калибра 280 мм стояли на вооружении только германских вооружённых сил. но и там орудия такого калибра были представлены либо железнодорожными пушками. либо старыми, времён Первой мировой войны. полустационарными гаубицами 28 cm HL/12   (англ.) русск.. Последние при одинаковой максимальной дальности стрельбы существенно уступали Бр-5 в подвижности [10]. Также в немецкой армии использовались трофейные чехословацкие мортиры 30,5 cm Mrs.(t)   (англ.) русск. и гаубицы 24 cm H.39/40   (англ.) русск.. оба орудия представляли собой полустационарные системы, требовавшие для установки рытья котлована и перевозившиеся на трёх повозках. Французские тяжёлые мортиры были представлены всё теми же 280-мм мортирами Шнейдера [10]. Крупнейшими британскими осадными орудиями были 234-мм гаубица Ordnance BL 9,2 inch howitzer   (англ.) русск.. также полустационарной конструкции, вес снаряда которой (131,5 кг) был несопоставим с весом снаряда Бр-5, и 305-мм гаубица Ordnance BL 12 inch howitzer   (англ.) русск.. представляющая собой увеличенный вариант предыдущей; сами англичане считали эти орудия, запущенные в производство в 1914 году. безнадёжно устаревшими. В США в 1942 году была принята на вооружение гаубица 240 mm howitzer M1   (англ.) русск. «Black Dragon» («чёрный дракон»); это орудие, превосходя более чем вдвое Бр-5 в максимальной дальности стрельбы (23 км), столь же существенно уступало по массе снаряда (163 кг) [11]. Как и советская мортира, «Чёрный дракон» перемещался в разобранном виде на двух повозках, но его лафет с раздвижными станинами позволял обстреливать цели в существенно большем секторе (45° [12] против 8° у Бр-5). Наконец, аналогичная по баллистике (200 кг, 400 м/с, 10 км) японская 240-мм гаубица Тип 45   (англ.) русск. была вдвое тяжелее и имела стационарный лафет. [источник не указан 667 дней ]

    Сохранившиеся экземпляры Примечания Литература
    • Главное артиллерийское управление РККА. 203-мм гаубица обр. 1931 г. (Б-4), 280-мм мортира обр. 1939 г. (Бр-5), 152-мм пушка обр. 1935 г. (Бр-2). Руководство службы. — М. Воениздат НКО, 1942.
    • Широкорад А. Б. Энциклопедия отечественной артиллерии. — Мн. Харвест, 2000. — 1156 с. — ISBN 985-433-703-0
    • Широкорад А. Б. Бог войны Третьего рейха. — М. АСТ, 2002. — 576 с. — ISBN 5-17-015302-3
    • Иванов А. Артиллерия СССР во Второй мировой войне. — СПб. Нева, 2003. — 64 с. — ISBN 5-7654-2731-6
    Ссылки
    • Бр-5 на сайте игр серии «Противостояние» (Sudden Strike). Архивировано из первоисточника 14 августа 2011.

    280-мм мортира образца 1939 года (Бр-5)

    biceps-spb.ru

    280-мм мортира образца 1939 года (Бр-5 ) — советская мортира большой мощности калибра 280 мм периода Второй мировой войны. Эта артиллерийская система была самым крупнокалиберным серийно производившимся советским артиллерийским орудием. Мортира отличалась оригинальной компоновкой — использовался гусеничный лафет. единый для ещё двух мощных артиллерийских систем. Несмотря на небольшое количество произведённых орудий и ряд недостатков, мортира приняла участие в Великой Отечественной войне. была модернизирована после её окончания и долгое время состояла на вооружении Советской армии .

    Содержание История создания

    280 мм мортира Шнейдера в варшавском форте

    Советская артиллерия большой мощности унаследовала от Русской Императорской армии два образца особо мощных артсистем — 280-мм мортиру Шнейдера обр. 1914/15 гг. (25 орудий) и 305-мм гаубицу обр. 1915 г. (31 орудие). К середине 1930-х годов данные орудия устарели как морально, так и физически, кроме того, их количество оценивалось как недостаточное (в частности, с учётом мобилизационного запаса в 1941 году необходимо было иметь не менее 66 шт. 280-мм мортир) [1]. Возникла необходимость в создании и запуске в серийное производство новых образцов особо мощных орудий, в том числе и 280-мм мортир. Калибр новой артсистемы определялся стремлением использовать имеющиеся запасы боеприпасов. Поскольку в 1931 году была принята на вооружение 203-мм гаубица Б-4. а также велась разработка проекта 152-мм дальнобойной пушки. было решено создать триплекс — три различные артиллерийские системы, использующие одинаковый лафет. что значительно упрощало производство и эксплуатацию орудий. Как и в случае с 152-мм дальнобойной пушкой, созданием 280-мм мортиры занялись конкурирующие конструкторские бюро заводов «Большевик » и «Баррикады » [2] .

    Проект мортиры завода «Большевик» получил индекс Б-33, руководство проектом осуществлял инженер Крупчатников. Ствол мортиры был изготовлен в 1935 году. на заводские испытания мортира была отправлена 1 февраля 1936 года. Особенностями конструкции орудия были скреплённый ствол из трубы, кожуха и казённика. а также поршневой затвор от мортиры Шнейдера. Ствол устанавливался на лафете гаубицы Б-4 без уравновешивающего механизма, поскольку он был уравновешен добавлением груза на казённик. На полигонные испытания мортира была отправлена 17 апреля 1936 года, в целом они завершились успешно и по их итогам было рекомендовано направить мортиру на войсковые испытания после устранения выявленных недостатков [2] .

    На заводе «Баррикады» проектом 280-мм мортиры, получившей индекс Бр-5, руководил И. И. Иванов. Заводские испытания мортира прошла в декабре 1936 года. Полигонные испытания мортиры начались в апреле 1937 года. согласно заключению комиссии Бр-5 испытания не выдержала. Тем не менее, в серийное производство была запущена именно Бр-5 под официальным названием 280-мм мортира обр. 1939 г.. причём первый заказ на изготовление мортир был выдан ещё до окончания полигонных испытаний, в мае 1937 года. Причины выбора Бр-5 вместо Б-33 неизвестны, на испытаниях последняя показывала лучшие результаты, в частности бо?льшую кучность и более высокую скорострельность, а также была менее массивной по сравнению с первой. Историк А. Б. Широкорад полагает, что выбор носил волюнтаристский характер. Опытный образец Б-33 использовался в интересах программы Бр-5, а в марте 1939 года был передан на завод «Баррикады» для изучения [2] .

    Производство

    Первый заказ на 8 мортир Бр-5 был выдан заводу «Баррикады» в мае 1937 года. Позже, ввиду недоработанности системы, число заказанных на 1937 год орудий уменьшили до двух, однако ни в том, ни в последующем году изготовить их не удалось. Эти две опытные мортиры были поданы на полигон в июне 1939 года и отличались друг от друга способом заряжания. По результатам испытаний был выбран способ заряжания, аналогичный применённому в гаубице Б-4. Кроме этих двух опытных образцов, в 1939 году было изготовлено ещё 20 мортир, а в 1940 году — последние 25 орудий, на чём их серийное производство было прекращено [2] .

    Модернизации

    Неудачная конструкция лафета орудий триплекса стала основанием для инициирования работ по разработке нового колёсного лафета, лишённого недостатков исходной гусеничной конструкции. В 1938 году Главное артиллерийское управление утвердило тактико-технические требования к новому колёсному лафету для дуплекса большой мощности (152-мм пушка Бр-2 и 203-мм гаубица Б-4), в 1940 году данный лафет предлагалось разработать и для Бр-5. Исполнителем задания стало КБ завода № 172 (Пермский завод ) под руководством Ф. Ф. Петрова. Лафет получил индекс М-50, но работы по нему шли крайне медленно из-за большой загруженности КБ работами по другим системам. В итоге к началу войны всё ограничилось разработкой проекта, после чего все работы были прекращены [2] .

    В 1955 году Бр-5 (наряду с другими орудиями триплекса Б-4 и Бр-2) прошли капитальную модернизацию, для этих мортир был разработан новый колёсный лафет (главный конструктор проекта — Г. И. Сергеев). Возка орудия стала нераздельной, а её скорость существенно возросла — до 35 км/ч по шоссе. Модернизированная мортира получила индекс Бр-5М [2] .

    Дальнейшие работы по 280-мм мортирам

    В 1944 году в ЦАКБ под руководством В. Г. Грабина были начаты работы по созданию дуплекса из 180-мм пушки и 210-мм гаубицы на едином лафете, в 1945 году дуплекс превратился в триплекс — добавилась 280-мм мортира. В 1947 году в системе появилась ещё и 203-мм пушка-гаубица. Проект был завершён в 1953 году. в 1955 году завод «Баррикады» сдал семь 180-мм пушек С-23. одну 203-мм гаубицу С-33 и одну 280-мм мортиру С-43. На этом работы над системой были прекращены, а изготовленные орудия были отправлены в Московский военный округ. В 1970-х годах производство С-23 было восстановлено [2] .

    В 1954 —1955 годах в ЦНИИ-58 был разработан проект триплекса на самоходном лафете, включавшего в себя 210-мм пушку С-110А, 280-мм пушку-гаубицу С-111А и 305-мм гаубицу. Детальная информация о судьбе этого проекта отсутствует [2] .

    Описание конструкции Ствол

    Ствол мортиры скреплённый, двухслойный, состоит из трубы, кожуха и казённика. Труба состоит из нарезной части и каморы. в ствольной части труба имеет утолщение для уравновешивания ствола. Нарезная часть имеет 88 нарезов постоянной крутизны, ширина нарезов 6,97 мм, ширина поля 3 мм, глубина нарезов 3,4 мм. Камора состоит из двух конических и одной цилиндрической частей. Длина каморы 521,4 мм, объём каморы 18,159 дм? (при бетонобойном снаряде ). Кожух надет на трубу в горячем состоянии с натягом до 0,4 мм в замок, что исключает смещение трубы относительно кожуха. Казённик представляет собой стальную поковку, навинченную на конец кожуха, устройство казённика в целом аналогично таковому гаубицы Б-4. Затвор поршневой, типа Шнейдера, запирается в два такта, аналогичен по конструкции затвору гаубицы Б-4, но больше по габаритам [3] .

    Противооткатные устройства

    Противооткатные устройства воздушно-гидравлические. Цилиндры тормоза отката и накатника установлены в муфтах. закреплённых гужонами на люльке. Люлька цапфами лежит в цапфенных гнёздах верхнего станка и своим сектором связана подвижно с шестернёй главного вала. Тормоз отката гидравлический, содержит 41 л веретённого масла. Накатник гидропневматический, содержит 63 л веретённого масла, давление воздуха — 40 атм. Откат при углах возвышения от 0 до 30° длинный (1300—1410 мм), при углах возвышения от 30 до 42° переменный (850—1410 мм), при углах возвышения от 42 до 60° короткий (850—880 мм). Противооткатные устройства при откате неподвижны. В отличие от лафета гаубицы Б-4 и пушки Бр-2, тормоз отката лафета гаубицы Бр-5 имеет шпонки переменного сечения, что делало возможным перестановку стволов разных орудий на один и тот же лафет только в заводских условиях (необходима замена тормоза отката) [3] .

    Лафет

    Лафет гусеничный. состоит из верхнего станка, нижнего станка и ходовой части. Верхний станок представляет собой клёпаную конструкцию, опирающуюся тремя роликами на опорную поверхность нижнего станка и перемещающуюся при помощи поворотного механизма на боевом штыре в горизонтальной плоскости. Нижний станок в лобовой части скреплён с боевой осью круглого сечения, концы которой подвижно соединены с гусеничным ходом. Хоботовая часть нижнего станка имеет два сошника — постоянный для твёрдого грунта и откидной для мягкого грунта. Нижний станок Бр-5 по сравнению с ранним станком гаубицы Б-4 дополнительно усилен приклёпанными боковинами и утолщением верхнего листа. Ходовая часть включает в себя гусеничный ход, тормозное устройство. подрессоривание. лебёдку для разворота гаубицы [3] .

    Механизмы наведения и прицельные приспособления

    Подъёмный и поворотный механизмы секторного типа. Имеется специальный механизм приведения на заряжание, обеспечивающий быстрое приведение ствола в горизонтальное положение. Прицельное приспособление состоит из прицела. панорамы и привода прицела с кронштейном [3] .

    Приспособление для заряжания

    Приспособление для заряжания состоит из крана с лебёдкой, кокора. механизма стопорения вала приведения к углу заряжания, стеллажа с брезентом и снарядной тележки. Заряжание орудия происходило следующим образом: снаряды достаются из погребка и укладываются на деревянный помост. Снаряд, подготовленный для перевозки к мортире, устанавливается вертикально. Далее боец из расчёта подкатывает снарядную тележку к снаряду и охватывает снаряд при помощи захватов. Затем снаряд укладывается на тележку и закрепляется на ней, после чего подвозится на тележке к стеллажу и ставится на брезент. Стеллаж устанавливается у лафета под краном, кокор опускается в гнездо стеллажа и очередной снаряд, лежащий в стеллаже, укладывается в кокор. Мортира приводится к углу заряжания, после чего вал механизма приведения к заряжанию стопорится. Кокор навешивается на два крюка, находящихся на казённой части ствола орудия. После навешивания кокора трос несколько ослабляется, при этом лапы рычагов кокора освобождают снаряд, который досылается в канал ствола усилиями четырёх бойцов [3] .

    Передок и орудийная повозка

    Возка орудия на большие расстояния осуществляется раздельно (ствол отдельно от лафета). На небольшие расстояния (до 5 км) допускается нераздельная возка орудия с оттянутым стволом при скорости не более 5—8 км/ч. Для транспортировки механической тягой орудие имело передок весом 1300 кг со сцепным устройством. При раздельной возке, ствол перевозился на подрессоренной орудийной колёсной повозке Бр-10 (вес повозки со стволом 11 300 кг, без ствола 5400 кг) со скоростью до 25 км/ч. Переход орудия из боевого положения в походное при раздельной возке занимал от 45 минут до 2 часов, в зависимости от времени года и типа грунта. Буксировалось орудие гусеничными тягачами «Ворошиловец », ствольные повозки — менее мощными гусеничными тягачами «Коминтерн » [3] .

    Организационно-штатная структура

    Мортиры Бр-5 входили в состав отдельных гаубичных артиллерийских дивизионов особой мощности, по шесть мортир в каждом. В каждом дивизионе было три батареи. по две мортиры в каждой. Всего в 1941—1945 годах было 8 таких дивизионов с мортирами Бр-5 и Шнейдера [4] .

    Служба и боевое применение

    Мортиры Бр-5 были предназначены для [3] :

    • разрушения особо прочных бетонных. железобетонных и броневых сооружений;
    • борьбы с крупнокалиберной или укрытой прочными сооружениями артиллерией противника.

    Мортиры Бр-5 приняли участие в советско-финской войне. четыре таких мортиры с ноября 1939 года входили в состав 40-го отдельного артиллерийского дивизиона большой мощности. Мортиры приняли участие в прорыве линии Маннергейма. разрушая финские ДОТы. Всего в ходе этой войны мортирами Бр-5 было выпущено 414 снарядов [2] .

    О применении Бр-5 в ходе Великой Отечественной войны информации мало. Известно об использовании орудий этого типа в составе 32-го отдельного артиллерийского дивизиона особой мощности в марте 1945 года при штурме Нейштадта (часть Кюстрина ) [5]. а также при штурме Кёнигсберга. В мемуарах начальника штаба артиллерии 1-го Белорусского фронта Надысева Г.С. есть упоминание о применении 280-мм гаубиц при штурме Познани, вероятно имелись ввиду Бр-5. По информации военного историка А. В. Исаева. расход снарядов 280-мм мортир в 1942 и 1943 годах не фиксировался [6] [7]. в 1944 году было израсходовано 3322 снаряда, в 1945 году — 7363 снаряда [8]. Перед войной в наличии имелось около 7000 единиц снарядов для 280-мм мортир (или 97 на орудие), что оценивалось как недостаточное количество [1]. В 1941 году было потеряно девять 280-мм мортир [9] .

    В 1950-х годах мортиры Бр-5 были модернизированы и находились на вооружении как минимум до 1970-х годов .

    Боеприпасы и баллистика

    Мортира Бр-5 имела картузное заряжание. Шкала зарядов индивидуальна для каждого из используемых снарядов. К снаряду Г-675 использовались полный переменный заряд З-675Б (5 зарядов) и уменьшенный переменный З-675БУ (6 зарядов), к снаряду Ф-674К — полный переменный заряд З-675 (2 заряда) и уменьшенный переменный заряд З-675У (3 заряда), к снаряду Ф-674 — полный переменный заряд З-675А (3 заряда), к снаряду Ф-674Ф — полный переменный заряд З-675Ф (4 заряда) [3]. Ассортимент снарядов включал в себя три типа фугасных снарядов и один тип бетонобойных снарядов. Фугасные снаряды в советское время не производились, использовались запасы снарядов от 280-мм мортир Шнейдера, созданные до революции. Бетонобойный снаряд использовался с 1942 года [2] .

    Стрельба из мортиры при углах возвышения менее 15° ввиду слабой устойчивости системы на малых углах возвышения допускалась только в исключительных случаях.

    Оценка проекта

    Среди советских артиллерийских систем Бр-5 занимает особое место, являясь самым крупнокалиберным из разработанных в СССР и серийно производившихся орудий. Большинство преимуществ и недостатков орудия связаны с его лафетом, общим для всех орудий «триплекса большой мощности». С одной стороны, использование гусеничного лафета обеспечило в теории возможность достаточно быстрой смены огневой позиции и значительно уменьшило время перехода из походного положения в боевое по сравнению с полустационарными орудиями типа 280-мм мортиры Шнейдера. С другой стороны, конструкция лафета оказалась неудачной — орудие в сборе с трудом перемещалось самыми мощными тягачами, в условиях же плохой проходимости (распутица. гололёд ) данная система фактически теряла подвижность. Возможности манёвра огнём были сильно ограничены углом горизонтальной наводки (ГН) всего лишь в 8°. Для поворота пушки силами расчёта за пределы угла ГН требовалось не менее 25 минут. Проведённая в послевоенные годы замена лафета позволила избавиться от перечисленных проблем [10] .

    240-мм гаубица M1 «Black dragon»

    Сравнение с иностранными орудиями затруднено отсутствием полных аналогов. Кроме Красной армии, орудия калибра 280 мм стояли на вооружении только германских вооружённых сил. но и там орудия такого калибра были представлены либо железнодорожными пушками. либо старыми, времён Первой мировой войны. полустационарными гаубицами 28 cm HL/12   (англ.) русск.. Последние при одинаковой максимальной дальности стрельбы существенно уступали Бр-5 в подвижности [10]. Также в немецкой армии использовались трофейные чехословацкие мортиры 30,5 cm Mrs.(t)   (англ.) русск. и гаубицы 24 cm H.39/40   (англ.) русск.. оба орудия представляли собой полустационарные системы, требовавшие для установки рытья котлована и перевозившиеся на трёх повозках. Французские тяжёлые мортиры были представлены всё теми же 280-мм мортирами Шнейдера [10]. Крупнейшими британскими осадными орудиями были 234-мм гаубица Ordnance BL 9,2 inch howitzer   (англ.) русск.. также полустационарной конструкции, вес снаряда которой (131,5 кг) был несопоставим с весом снаряда Бр-5, и 305-мм гаубица Ordnance BL 12 inch howitzer   (англ.) русск.. представляющая собой увеличенный вариант предыдущей; сами англичане считали эти орудия, запущенные в производство в 1914 году. безнадёжно устаревшими. В США в 1942 году была принята на вооружение гаубица 240 mm howitzer M1   (англ.) русск. «Black Dragon» («чёрный дракон»); это орудие, превосходя более чем вдвое Бр-5 в максимальной дальности стрельбы (23 км), столь же существенно уступало по массе снаряда (163 кг) [11]. Как и советская мортира, «Чёрный дракон» перемещался в разобранном виде на двух повозках, но его лафет с раздвижными станинами позволял обстреливать цели в существенно большем секторе (45° [12] против 8° у Бр-5). Наконец, аналогичная по баллистике (200 кг, 400 м/с, 10 км) японская 240-мм гаубица Тип 45   (англ.) русск. была вдвое тяжелее и имела стационарный лафет. [источник не указан 667 дней ]

    Сохранившиеся экземпляры Примечания Литература
    • Главное артиллерийское управление РККА. 203-мм гаубица обр. 1931 г. (Б-4), 280-мм мортира обр. 1939 г. (Бр-5), 152-мм пушка обр. 1935 г. (Бр-2). Руководство службы. — М. Воениздат НКО, 1942.
    • Широкорад А. Б. Энциклопедия отечественной артиллерии. — Мн. Харвест, 2000. — 1156 с. — ISBN 985-433-703-0
    • Широкорад А. Б. Бог войны Третьего рейха. — М. АСТ, 2002. — 576 с. — ISBN 5-17-015302-3
    • Иванов А. Артиллерия СССР во Второй мировой войне. — СПб. Нева, 2003. — 64 с. — ISBN 5-7654-2731-6
    Ссылки
    • Бр-5 на сайте игр серии «Противостояние» (Sudden Strike). Архивировано из первоисточника 14 августа 2011.

    280-мм мортира образца 1939 года (Бр-5)

    Guf-zm-nation.ru

    280-мм мортира образца 1939 года (Бр-5 ) — советская мортира большой мощности калибра 280 мм периода Второй мировой войны. Эта артиллерийская система была самым крупнокалиберным серийно производившимся советским артиллерийским орудием. Мортира отличалась оригинальной компоновкой — использовался гусеничный лафет. единый для ещё двух мощных артиллерийских систем. Несмотря на небольшое количество произведённых орудий и ряд недостатков, мортира приняла участие в Великой Отечественной войне. была модернизирована после её окончания и долгое время состояла на вооружении Советской армии .

    Содержание История создания

    280 мм мортира Шнейдера в варшавском форте

    Советская артиллерия большой мощности унаследовала от Русской Императорской армии два образца особо мощных артсистем — 280-мм мортиру Шнейдера обр. 1914/15 гг. (25 орудий) и 305-мм гаубицу обр. 1915 г. (31 орудие). К середине 1930-х годов данные орудия устарели как морально, так и физически, кроме того, их количество оценивалось как недостаточное (в частности, с учётом мобилизационного запаса в 1941 году необходимо было иметь не менее 66 шт. 280-мм мортир) [1]. Возникла необходимость в создании и запуске в серийное производство новых образцов особо мощных орудий, в том числе и 280-мм мортир. Калибр новой артсистемы определялся стремлением использовать имеющиеся запасы боеприпасов. Поскольку в 1931 году была принята на вооружение 203-мм гаубица Б-4. а также велась разработка проекта 152-мм дальнобойной пушки. было решено создать триплекс — три различные артиллерийские системы, использующие одинаковый лафет. что значительно упрощало производство и эксплуатацию орудий. Как и в случае с 152-мм дальнобойной пушкой, созданием 280-мм мортиры занялись конкурирующие конструкторские бюро заводов «Большевик » и «Баррикады » [2] .

    Проект мортиры завода «Большевик» получил индекс Б-33, руководство проектом осуществлял инженер Крупчатников. Ствол мортиры был изготовлен в 1935 году. на заводские испытания мортира была отправлена 1 февраля 1936 года. Особенностями конструкции орудия были скреплённый ствол из трубы, кожуха и казённика. а также поршневой затвор от мортиры Шнейдера. Ствол устанавливался на лафете гаубицы Б-4 без уравновешивающего механизма, поскольку он был уравновешен добавлением груза на казённик. На полигонные испытания мортира была отправлена 17 апреля 1936 года, в целом они завершились успешно и по их итогам было рекомендовано направить мортиру на войсковые испытания после устранения выявленных недостатков [2] .

    На заводе «Баррикады» проектом 280-мм мортиры, получившей индекс Бр-5, руководил И. И. Иванов. Заводские испытания мортира прошла в декабре 1936 года. Полигонные испытания мортиры начались в апреле 1937 года. согласно заключению комиссии Бр-5 испытания не выдержала. Тем не менее, в серийное производство была запущена именно Бр-5 под официальным названием 280-мм мортира обр. 1939 г.. причём первый заказ на изготовление мортир был выдан ещё до окончания полигонных испытаний, в мае 1937 года. Причины выбора Бр-5 вместо Б-33 неизвестны, на испытаниях последняя показывала лучшие результаты, в частности бо?льшую кучность и более высокую скорострельность, а также была менее массивной по сравнению с первой. Историк А. Б. Широкорад полагает, что выбор носил волюнтаристский характер. Опытный образец Б-33 использовался в интересах программы Бр-5, а в марте 1939 года был передан на завод «Баррикады» для изучения [2] .

    Производство

    Первый заказ на 8 мортир Бр-5 был выдан заводу «Баррикады» в мае 1937 года. Позже, ввиду недоработанности системы, число заказанных на 1937 год орудий уменьшили до двух, однако ни в том, ни в последующем году изготовить их не удалось. Эти две опытные мортиры были поданы на полигон в июне 1939 года и отличались друг от друга способом заряжания. По результатам испытаний был выбран способ заряжания, аналогичный применённому в гаубице Б-4. Кроме этих двух опытных образцов, в 1939 году было изготовлено ещё 20 мортир, а в 1940 году — последние 25 орудий, на чём их серийное производство было прекращено [2] .

    Модернизации

    Неудачная конструкция лафета орудий триплекса стала основанием для инициирования работ по разработке нового колёсного лафета, лишённого недостатков исходной гусеничной конструкции. В 1938 году Главное артиллерийское управление утвердило тактико-технические требования к новому колёсному лафету для дуплекса большой мощности (152-мм пушка Бр-2 и 203-мм гаубица Б-4), в 1940 году данный лафет предлагалось разработать и для Бр-5. Исполнителем задания стало КБ завода № 172 (Пермский завод ) под руководством Ф. Ф. Петрова. Лафет получил индекс М-50, но работы по нему шли крайне медленно из-за большой загруженности КБ работами по другим системам. В итоге к началу войны всё ограничилось разработкой проекта, после чего все работы были прекращены [2] .

    В 1955 году Бр-5 (наряду с другими орудиями триплекса Б-4 и Бр-2) прошли капитальную модернизацию, для этих мортир был разработан новый колёсный лафет (главный конструктор проекта — Г. И. Сергеев). Возка орудия стала нераздельной, а её скорость существенно возросла — до 35 км/ч по шоссе. Модернизированная мортира получила индекс Бр-5М [2] .

    Дальнейшие работы по 280-мм мортирам

    В 1944 году в ЦАКБ под руководством В. Г. Грабина были начаты работы по созданию дуплекса из 180-мм пушки и 210-мм гаубицы на едином лафете, в 1945 году дуплекс превратился в триплекс — добавилась 280-мм мортира. В 1947 году в системе появилась ещё и 203-мм пушка-гаубица. Проект был завершён в 1953 году. в 1955 году завод «Баррикады» сдал семь 180-мм пушек С-23. одну 203-мм гаубицу С-33 и одну 280-мм мортиру С-43. На этом работы над системой были прекращены, а изготовленные орудия были отправлены в Московский военный округ. В 1970-х годах производство С-23 было восстановлено [2] .

    В 1954 —1955 годах в ЦНИИ-58 был разработан проект триплекса на самоходном лафете, включавшего в себя 210-мм пушку С-110А, 280-мм пушку-гаубицу С-111А и 305-мм гаубицу. Детальная информация о судьбе этого проекта отсутствует [2] .

    Описание конструкции Ствол

    Ствол мортиры скреплённый, двухслойный, состоит из трубы, кожуха и казённика. Труба состоит из нарезной части и каморы. в ствольной части труба имеет утолщение для уравновешивания ствола. Нарезная часть имеет 88 нарезов постоянной крутизны, ширина нарезов 6,97 мм, ширина поля 3 мм, глубина нарезов 3,4 мм. Камора состоит из двух конических и одной цилиндрической частей. Длина каморы 521,4 мм, объём каморы 18,159 дм? (при бетонобойном снаряде ). Кожух надет на трубу в горячем состоянии с натягом до 0,4 мм в замок, что исключает смещение трубы относительно кожуха. Казённик представляет собой стальную поковку, навинченную на конец кожуха, устройство казённика в целом аналогично таковому гаубицы Б-4. Затвор поршневой, типа Шнейдера, запирается в два такта, аналогичен по конструкции затвору гаубицы Б-4, но больше по габаритам [3] .

    Противооткатные устройства

    Противооткатные устройства воздушно-гидравлические. Цилиндры тормоза отката и накатника установлены в муфтах. закреплённых гужонами на люльке. Люлька цапфами лежит в цапфенных гнёздах верхнего станка и своим сектором связана подвижно с шестернёй главного вала. Тормоз отката гидравлический, содержит 41 л веретённого масла. Накатник гидропневматический, содержит 63 л веретённого масла, давление воздуха — 40 атм. Откат при углах возвышения от 0 до 30° длинный (1300—1410 мм), при углах возвышения от 30 до 42° переменный (850—1410 мм), при углах возвышения от 42 до 60° короткий (850—880 мм). Противооткатные устройства при откате неподвижны. В отличие от лафета гаубицы Б-4 и пушки Бр-2, тормоз отката лафета гаубицы Бр-5 имеет шпонки переменного сечения, что делало возможным перестановку стволов разных орудий на один и тот же лафет только в заводских условиях (необходима замена тормоза отката) [3] .

    Лафет

    Лафет гусеничный. состоит из верхнего станка, нижнего станка и ходовой части. Верхний станок представляет собой клёпаную конструкцию, опирающуюся тремя роликами на опорную поверхность нижнего станка и перемещающуюся при помощи поворотного механизма на боевом штыре в горизонтальной плоскости. Нижний станок в лобовой части скреплён с боевой осью круглого сечения, концы которой подвижно соединены с гусеничным ходом. Хоботовая часть нижнего станка имеет два сошника — постоянный для твёрдого грунта и откидной для мягкого грунта. Нижний станок Бр-5 по сравнению с ранним станком гаубицы Б-4 дополнительно усилен приклёпанными боковинами и утолщением верхнего листа. Ходовая часть включает в себя гусеничный ход, тормозное устройство. подрессоривание. лебёдку для разворота гаубицы [3] .

    Механизмы наведения и прицельные приспособления

    Подъёмный и поворотный механизмы секторного типа. Имеется специальный механизм приведения на заряжание, обеспечивающий быстрое приведение ствола в горизонтальное положение. Прицельное приспособление состоит из прицела. панорамы и привода прицела с кронштейном [3] .

    Приспособление для заряжания

    Приспособление для заряжания состоит из крана с лебёдкой, кокора. механизма стопорения вала приведения к углу заряжания, стеллажа с брезентом и снарядной тележки. Заряжание орудия происходило следующим образом: снаряды достаются из погребка и укладываются на деревянный помост. Снаряд, подготовленный для перевозки к мортире, устанавливается вертикально. Далее боец из расчёта подкатывает снарядную тележку к снаряду и охватывает снаряд при помощи захватов. Затем снаряд укладывается на тележку и закрепляется на ней, после чего подвозится на тележке к стеллажу и ставится на брезент. Стеллаж устанавливается у лафета под краном, кокор опускается в гнездо стеллажа и очередной снаряд, лежащий в стеллаже, укладывается в кокор. Мортира приводится к углу заряжания, после чего вал механизма приведения к заряжанию стопорится. Кокор навешивается на два крюка, находящихся на казённой части ствола орудия. После навешивания кокора трос несколько ослабляется, при этом лапы рычагов кокора освобождают снаряд, который досылается в канал ствола усилиями четырёх бойцов [3] .

    Передок и орудийная повозка

    Возка орудия на большие расстояния осуществляется раздельно (ствол отдельно от лафета). На небольшие расстояния (до 5 км) допускается нераздельная возка орудия с оттянутым стволом при скорости не более 5—8 км/ч. Для транспортировки механической тягой орудие имело передок весом 1300 кг со сцепным устройством. При раздельной возке, ствол перевозился на подрессоренной орудийной колёсной повозке Бр-10 (вес повозки со стволом 11 300 кг, без ствола 5400 кг) со скоростью до 25 км/ч. Переход орудия из боевого положения в походное при раздельной возке занимал от 45 минут до 2 часов, в зависимости от времени года и типа грунта. Буксировалось орудие гусеничными тягачами «Ворошиловец », ствольные повозки — менее мощными гусеничными тягачами «Коминтерн » [3] .

    Организационно-штатная структура

    Мортиры Бр-5 входили в состав отдельных гаубичных артиллерийских дивизионов особой мощности, по шесть мортир в каждом. В каждом дивизионе было три батареи. по две мортиры в каждой. Всего в 1941—1945 годах было 8 таких дивизионов с мортирами Бр-5 и Шнейдера [4] .

    Служба и боевое применение

    Мортиры Бр-5 были предназначены для [3] :

    • разрушения особо прочных бетонных. железобетонных и броневых сооружений;
    • борьбы с крупнокалиберной или укрытой прочными сооружениями артиллерией противника.

    Мортиры Бр-5 приняли участие в советско-финской войне. четыре таких мортиры с ноября 1939 года входили в состав 40-го отдельного артиллерийского дивизиона большой мощности. Мортиры приняли участие в прорыве линии Маннергейма. разрушая финские ДОТы. Всего в ходе этой войны мортирами Бр-5 было выпущено 414 снарядов [2] .

    О применении Бр-5 в ходе Великой Отечественной войны информации мало. Известно об использовании орудий этого типа в составе 32-го отдельного артиллерийского дивизиона особой мощности в марте 1945 года при штурме Нейштадта (часть Кюстрина ) [5]. а также при штурме Кёнигсберга. В мемуарах начальника штаба артиллерии 1-го Белорусского фронта Надысева Г.С. есть упоминание о применении 280-мм гаубиц при штурме Познани, вероятно имелись ввиду Бр-5. По информации военного историка А. В. Исаева. расход снарядов 280-мм мортир в 1942 и 1943 годах не фиксировался [6] [7]. в 1944 году было израсходовано 3322 снаряда, в 1945 году — 7363 снаряда [8]. Перед войной в наличии имелось около 7000 единиц снарядов для 280-мм мортир (или 97 на орудие), что оценивалось как недостаточное количество [1]. В 1941 году было потеряно девять 280-мм мортир [9] .

    В 1950-х годах мортиры Бр-5 были модернизированы и находились на вооружении как минимум до 1970-х годов .

    Боеприпасы и баллистика

    Мортира Бр-5 имела картузное заряжание. Шкала зарядов индивидуальна для каждого из используемых снарядов. К снаряду Г-675 использовались полный переменный заряд З-675Б (5 зарядов) и уменьшенный переменный З-675БУ (6 зарядов), к снаряду Ф-674К — полный переменный заряд З-675 (2 заряда) и уменьшенный переменный заряд З-675У (3 заряда), к снаряду Ф-674 — полный переменный заряд З-675А (3 заряда), к снаряду Ф-674Ф — полный переменный заряд З-675Ф (4 заряда) [3]. Ассортимент снарядов включал в себя три типа фугасных снарядов и один тип бетонобойных снарядов. Фугасные снаряды в советское время не производились, использовались запасы снарядов от 280-мм мортир Шнейдера, созданные до революции. Бетонобойный снаряд использовался с 1942 года [2] .

    Стрельба из мортиры при углах возвышения менее 15° ввиду слабой устойчивости системы на малых углах возвышения допускалась только в исключительных случаях.

    Оценка проекта

    Среди советских артиллерийских систем Бр-5 занимает особое место, являясь самым крупнокалиберным из разработанных в СССР и серийно производившихся орудий. Большинство преимуществ и недостатков орудия связаны с его лафетом, общим для всех орудий «триплекса большой мощности». С одной стороны, использование гусеничного лафета обеспечило в теории возможность достаточно быстрой смены огневой позиции и значительно уменьшило время перехода из походного положения в боевое по сравнению с полустационарными орудиями типа 280-мм мортиры Шнейдера. С другой стороны, конструкция лафета оказалась неудачной — орудие в сборе с трудом перемещалось самыми мощными тягачами, в условиях же плохой проходимости (распутица. гололёд ) данная система фактически теряла подвижность. Возможности манёвра огнём были сильно ограничены углом горизонтальной наводки (ГН) всего лишь в 8°. Для поворота пушки силами расчёта за пределы угла ГН требовалось не менее 25 минут. Проведённая в послевоенные годы замена лафета позволила избавиться от перечисленных проблем [10] .

    240-мм гаубица M1 «Black dragon»

    Сравнение с иностранными орудиями затруднено отсутствием полных аналогов. Кроме Красной армии, орудия калибра 280 мм стояли на вооружении только германских вооружённых сил. но и там орудия такого калибра были представлены либо железнодорожными пушками. либо старыми, времён Первой мировой войны. полустационарными гаубицами 28 cm HL/12   (англ.) русск.. Последние при одинаковой максимальной дальности стрельбы существенно уступали Бр-5 в подвижности [10]. Также в немецкой армии использовались трофейные чехословацкие мортиры 30,5 cm Mrs.(t)   (англ.) русск. и гаубицы 24 cm H.39/40   (англ.) русск.. оба орудия представляли собой полустационарные системы, требовавшие для установки рытья котлована и перевозившиеся на трёх повозках. Французские тяжёлые мортиры были представлены всё теми же 280-мм мортирами Шнейдера [10]. Крупнейшими британскими осадными орудиями были 234-мм гаубица Ordnance BL 9,2 inch howitzer   (англ.) русск.. также полустационарной конструкции, вес снаряда которой (131,5 кг) был несопоставим с весом снаряда Бр-5, и 305-мм гаубица Ordnance BL 12 inch howitzer   (англ.) русск.. представляющая собой увеличенный вариант предыдущей; сами англичане считали эти орудия, запущенные в производство в 1914 году. безнадёжно устаревшими. В США в 1942 году была принята на вооружение гаубица 240 mm howitzer M1   (англ.) русск. «Black Dragon» («чёрный дракон»); это орудие, превосходя более чем вдвое Бр-5 в максимальной дальности стрельбы (23 км), столь же существенно уступало по массе снаряда (163 кг) [11]. Как и советская мортира, «Чёрный дракон» перемещался в разобранном виде на двух повозках, но его лафет с раздвижными станинами позволял обстреливать цели в существенно большем секторе (45° [12] против 8° у Бр-5). Наконец, аналогичная по баллистике (200 кг, 400 м/с, 10 км) японская 240-мм гаубица Тип 45   (англ.) русск. была вдвое тяжелее и имела стационарный лафет. [источник не указан 667 дней ]

    Сохранившиеся экземпляры Примечания Литература
    • Главное артиллерийское управление РККА. 203-мм гаубица обр. 1931 г. (Б-4), 280-мм мортира обр. 1939 г. (Бр-5), 152-мм пушка обр. 1935 г. (Бр-2). Руководство службы. — М. Воениздат НКО, 1942.
    • Широкорад А. Б. Энциклопедия отечественной артиллерии. — Мн. Харвест, 2000. — 1156 с. — ISBN 985-433-703-0
    • Широкорад А. Б. Бог войны Третьего рейха. — М. АСТ, 2002. — 576 с. — ISBN 5-17-015302-3
    • Иванов А. Артиллерия СССР во Второй мировой войне. — СПб. Нева, 2003. — 64 с. — ISBN 5-7654-2731-6
    Ссылки
    • Бр-5 на сайте игр серии «Противостояние» (Sudden Strike). Архивировано из первоисточника 14 августа 2011.