Руководства, Инструкции, Бланки

Инструкция По Энергосбережению В Образовательном Учреждении img-1

Инструкция По Энергосбережению В Образовательном Учреждении

Рейтинг: 4.4/5.0 (1473 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Приказ № Об энергосбережении в школе

Приказ № Об энергосбережении в школе


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Залипьевская основная общеобразовательная школа


10.10.2013 с. Залипье №__


Об энергосбережении в школе


Отсутствие контроля учителей, заведующих кабинетами, работников школы за рациональным использованием электроэнергии в помещениях школы привело к тому, что световые точки используются неэффективно, горят в световой день, ответственные за выключение света назначены формально. Отсутствует контроль со стороны дежурных учителей, администрации школы. Все выше перечисленное привело к перерасходу финансовых средств, выделенных на оплату электроэнергии. В целях экономии электроэнергии в школе, недопустимости неэффективного потребления электроэнергии

ПРИКАЗЫВАЮ:

  1. Завхоза Коршунову Миру Маратовну назначить ответственной за энергосбережение в школе.

  2. Назначить ответственных лиц, осуществляющих контроль за использованием световых приборов, электроприборов, своевременное выключение:

Учебные кабинеты - заведующие кабинетами и учителя, ведущие уроки в данных кабинетах.

Коридоры – дежурные уборщицы.

Учительская – заместитель директора по УВР

Столовая, складские помещения – завхоз

Кабинет психологической разгрузки – социальный педагог, психолог.

В ночное время – сторожа.

Мойка – подсобный рабочий.

Столовая – дежурная уборщица

Гардероб – дежурная уборщица

Комната для хранения уборочного инвентаря – дежурная уборщица

Мастерская – зав. мастерской

Кабинет воспитателей – воспитатели

Туалетные комнаты – дежурные уборщицы

Снарядная, спортзал – учителя физической культуры

  1. Всем ответственным лицам оформить таблички в кабинетах и закрепленных помещениях с указанием Ф.И.О. ответственных из числа взрослых за выключение световых точек.

  2. Дежурным уборщицам выключать световые точки в коридоре во время уроков.

  3. Дежурным уборщицам следить за световыми точками в кабинетах, освободившихся после занятий (кабинет математики и др.)

  4. За неэффективное использование электроэнергии, включенные световые точки в дневное время будут применяться меры дисциплинарного характера к ответственным лицам.

  5. Ночным сторожам отключать свет в помещении школы, кроме комнаты для дежурства.

  6. Контроль за выполнением приказа оставляю за собой.


Директор Т.А. Москалюк

Похожие:

Приказ №67 г. Адыгейск
Федеральным законом РФ от 23. 11. 2009 г. №261-фз «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений.

Готовность к школе и комплексный подход Определение готовности к школе
Готовность к школе следует рассматривать как разветвленную сеть связанного целого: она всегда зависит от условий в конкретной школе.

Протокол от № утверждено директор Тигусова Н. А. Приказ от №
Настоящее положение разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательной школе-интернате.

Приказ №6 от «15» 02 2011г. Согласовано согласовано
Моу «Гусиноляговская оош» (далее Совет) создаётся при школе для обеспечения согласованных действий в решении проблемных вопросов.

Программа энергосбережение и повышение энергетической эффективности в егорьевском районе алтайского края
Федеральный закон от 23 ноября 2009 года №261-фз «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений.

«цветы школе» мы решили участвовать в акции
«Подари цветок школе», так как нашей школе исполняется 25 лет. Нашими цветами украсили кабинет информатики

Школьникам Липецкой области расскажут об энергосбережении
Международный день энергосбережения. Решение о его проведении было принято участниками Международного школьного проекта по использованию.

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы

База данных защищена авторским правом ©vmeste.opredelim.com 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации

Другие статьи

Школа №4 - Об энергосбережении в школе

МОУ "Ряжская средняя школа №4" Рязанская область Об энергосбережении в школе

о т 01 сентября 2015 года «Об энергосбережении в школе»

В соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в целях организации работы по энергосбережению, повышению энергетической эффективности и соблюдению установленных лимитов потребления топливно– энергетических ресурсов в МОУ «Ряжская СШ №4»

1. Назначить ответственной за энергосбережение и соблюдение лимитов потребления топливно – энергетических ресурсов директора МОУ «Ряжская СШ №4» Гребешкову Н.И.

2. Ответственность за энергосбережение и соблюдение лимитов потребления топливно-энергетических ресурсов возложить на:

- Кузнецову Т.Е. заведующую филиалом МОУ «Ряжская СШ №4» «Дегтянская ОШ»;

- Чудакова А.В. заведующего филиалом МОУ «Ряжская СШ №4» «Новоеголдаевская ОШ»;

- Тарасову Л.Л. заведующую филиалом МОУ «Ряжская СШ №4» «Петровская ОШ.

3. Возложить ответственность за осуществление контроля за использованием световых приборов, электроприборов, контроль за расходом воды на:

- учебные кабинеты - заведующие кабинетами и учителя, ведущие уроки в данных кабинетах.
- коридоры, туалетные комнаты – рабочие по комплексному обслуживанию здания;
- библиотека – библиотекарь
- учительская – заместитель директора по УВР
- столовая, кухня – повар;
- актовый зал – зам. директора по ВР;
- спортивный зал - учителя физической культуры

- Гардероб – гардеробщица, дежурная уборщица
4. Всем ответственным лицам оформить таблички в кабинетах и закрепленных помещениях с указанием Ф.И.О. ответственных из числа взрослых за выключение световых точек.

5. Дежурным уборщицам выключать световые точки в коридоре во время уроков.

6. За неэффективное использование электроэнергии, включенные световые точки в дневное время будут применяться меры дисциплинарного характера к ответственным лицам.

7. Ночным сторожам отключать свет в помещении школы, кроме комнаты для дежурства.

8. Утвердить Положение об энергосбережении в МОУ «Ряжская СШ №4»

9. Утвердить Положение о комиссии по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в МОУ «Ряжская СШ №4»

10. Утвердить состав комиссии по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в МОУ «Ряжская СШ №4»

11. Утвердить должностную инструкцию ответственного за проведение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в МОУ «Ряжская СШ №4». Ответственность за выполнение данной работы возложить на Максимова А.В. зам. директора по АХР.

12. Контроль за выполнением приказа оставляю за собой.

Директор МОУ «Ряжская СШ №4» Гребешкова Н.И.

Версия для слабовидящих

МБДОУ - ДС - Солнышко - п


ИНСТРУКЦИЯ
по энергосбережению


Энергосбережение стало одной из приоритетных задач человека из-за дефицита основных энергоресурсов, возрастающей стоимости их добычи, а также в связи с глобальными экологическими проблемами.

Это может сделать каждый.

1. Экономия электроэнергии:

1.1. Включайте освещение в рабочих кабинетах и местах общего пользования только то-гда, когда это необходимо. Не забывайте выключать освещение, выходя из помещения даже на непродолжительное время.
1.2. Максимально используйте естественное освещение в кабинетах и местах общего пользования - для этого достаточно в вечернее время раздвинуть шторы (жалюзи). Помните, что наличие крупных предметов на подоконниках является причиной снижения естественной освещенности помещений. Светлые шторы, обои и потолок, чистые окна, умеренное количество цветов на подоконниках могут увеличить освещенность квартиры и сократить количество светильников. Только запыленные окна снижают естественную освещенность на 30%;
1.3. Отключайте от сети электрооборудование, которое не используется в данное время.
1.4. Не оставляйте в нерабочее время оборудование в режиме «Stand Ву» (спящий ре-жим, режим ожидания) - используйте кнопки «On/Off> (включить/выключить) на самом оборудовании или выключайте приборы из розетки. Компьютер и телевизор в режиме ожидания потребляют около 10 кВт за месяц.
1.5. Не оставляйте включенными в сеть адаптеры для зарядки сотового телефона. Неотключенный адаптер потребляет около 0,5 кВт за месяц. При этом в среднем 95% электроэнергии используется вхолостую, при постоянном подключении устройства к розетке.
1.6. Следите за тем, чтобы работа бытовых кондиционеров осуществлялась при закрытых окнах и дверях помещений. Отключайте по окончании рабочего дня кондиционеры.
1.7. Устанавливайте холодильники как можно дальше от источников тепла, в самое холодное место кухни, желательно возле наружной стены. Устанавливайте терморегулятор холодильника в минимальное или среднее положение. Если поставить холодильник в помещении с температурой 30°С, то потребление электроэнергии удвоится. Обязательно следует размораживать морозильную камеру при образовании в ней льда. Толстый слой льда ухудшает охлаждение замороженных продуктов и увеличивает потребление электроэнергии;
1.8. Регулярно очищайте электрочайники от накипи, так как накипь обладает малой теплопроводностью.
1.9. Замените обычные лампы накаливания на энергосберегающие люминесцентные. Срок их службы в 6 раз больше лампы накаливания, потребление ниже в 4-5 раз. За время эксплуатации лампочка окупает себя 8 раз.
1.10. Применяйте стабилизаторы напряжения, с их помощью можно добиться снижения энергопотребления в два раза.
1.11. Применяйте посуду с плоским дном, которое равно диаметру конфорки или чуть его превосходит. При выборе посуды, которая не соответствует размерам конфорок элек-троплиты, теряется 5-10% энергии. Посуда с искривленным дном может привести к перерасходу электроэнергии 40-60%.
1.12. Не превышайте нормы загрузки белья при эксплуатации стиральных машин. Следует избегать и неполной загрузки: перерасход электроэнергии в этом случае может составить 10-15%. Рекомендуется каждый раз сортировать белье перед стиркой, и в случае слабой или средней степени загрязнения отказаться от предварительной стирки. При неправильной программе стирки перерасход электроэнергии может составлять до 30%.
1.13. При использовании пылесоса на треть заполненный мешок для сбора пыли ухудшает всасывание на 40%, соответственно, на эту же величину возрастает расход потребления электроэнергии.

2. Экономия теплоснабжения:

2.1. В период отопительного сезона открывайте форточки только для кратковременного проветривания помещения. Не оставляйте открытыми форточки и окна в нерабочее время.
2.2. Не закрывайте радиаторы отопления шторами и не загораживайте их мебелью, так как это снижает теплоотдачу на 10 - 12 %.
2.3.Заделывайте щели в оконных рамах и дверных проемах.
2.4. По возможности, установите новые пластиковые или деревянные окна с многокамерными стеклопакетами.
2.5. Замените радиаторы. Не редкость, когда есть проблема не с недостатком тепла, а с его избытком. При установке поквартирных теплосчетчиков это будет способствовать тому, что мы начнем регулировать температуру не форточкой, а вентилями-термостатами, установленными на радиаторы.

3. Экономия водоснабжения:

3.1. Не оставляйте открытыми смесители и водопроводные краны в помещениях общего пользования. Потери из-за течи одного крана могут составить до 144 литров в сутки.
3.2. При наличии сливных бачков с двумя режимами работы старайтесь использовать экономный режим слива воды.
3.3. Установите счетчик на воду. Данным способом экономится около 30 процентов денежных средств.
3.4. Проверьте на предмет утечки сантехнику, краны, стиральные, посудомоечные машины.
3.5. Замените устаревшую сантехнику на современную. Если приобрести бочок с двумя режимами смыва, то за год можно сэкономить около двадцати кубических метров воды.
3.6. Используйте посудомоечные машины. Они очищают посуду в разы лучше, чем вы бы это сделали вручную, ведь вода в них может нагреваться до девяноста градусов. Тем самым экономится время, вода и денежные средства. Правда, для максимальной экономии воды нужно заполнять посудомоечную машинку по полной. Если же покупка посудомоечной машины не возможна на данный момент, то значительно сэкономить воду поможет способ мытья посуды не в проточной воде, а в емкостях.

Экономьте и получайте от этого моральное и материальное удовлетворение!

Инструкция по энергосбережению в образовательном учреждении

энергосбережение в учреждениях образования

Энергосбережение и энергоэффектиность в образовательных учреждениях.

Нормативные акты на уровне администрации и управления образования городского округа Красноуральск.

Приказ управления образования "Об утверждении внутриведомтсвенной комиссии по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, Положения о внутриведомственной комиссии, Примерного типового положения о комиссии в образовательном учреждении". (скачать).

Приказ управления образования "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в муниципальных образовательных учреждениях" (скачать)

Примерная должностная инструкция ответственного за проведение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической энергоэффективности. (скачать)

Приказ управления образования "Об утверждении внутриведомственной программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности в муниципальных образовательных учреждениях городского округа Красноуральск на 2010-2011гг. " (скачать)

Нормативные документы Федерального и Регионального уровней.

Федеральный закон №261-ФЗ от 23 ноября 2009 года (скачать)

Постановление Правительства РФ от 20 февраля 2010 г. N 67
"О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам определения полномочий федеральных органов исполнительной власти в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности" (скачать)

План мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в Российской Федерации, направленных на реализацию Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (скачать)


Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2009 г. N 1225
"О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности" (скачать)


Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2009 г. N 1222
"О видах и характеристиках товаров, информация о классе энергетической эффективности которых должна содержаться в технической документации, прилагаемой к этим товарам, в их маркировке, на их этикетках, и принципах правил определения производителями, импортерами класса энергетической эффективности товара" (скачать)


Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2009 г. N 1221
"Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг, размещение заказов на которые осуществляется для государственных или муниципальных нужд" (скачать)

Российский портал по энергосбережению (ссылка)

Министерство энергетики Российской Федерации (ссылка)

Предложение компании "Полимер" по внедрению светильников нового поколения ЛСПО (скачать)

Программа Энергосбережения в Школе и Детском Саду

Программа энергосбережения в школе и детском саду

Программа энергосбережения для школы и детсада

Что такое программа энергосбережения школы

Программа энергосбережения школы это официальный документ, который состоит из трех частей:

  • Паспорт программы — в нем представлена общая информация о школе или ДОУ.
  • Мероприятия по энергосбережению — это перечень мероприятий, которые будут реализованы в последующие три-пять лет.
  • Целевые показатели — это цели по энергосбережению, которые будут выполнены во время действия программы.

Главная цель программы энергосбережения в школе или детском саду это

  • сокращение расходов на тепло, электричество и воду,
  • поддержание комфортного режима в помещениях,
  • оптимизация использования энергоресурсов и
  • выполнение требований ФЗ №261 «Об энергосбережении.»
Законодательная база

В соответствии со статьей 25 Федерального закона №261 «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» программа энергосбережения является обязательной для всех государственных и муниципальных образовательных организаций и учреждений, в том числе для

  • общеобразовательных школ,
  • детских садиков,
  • дошкольных образовательных учреждений,
  • университетов и коледжей,
  • музыкальных школ.

Программу энергосбережения для детского сада или школы необходимо составлять основываясь на форме утвержденной в Приказе Минэнерго №398 от 30.06.14.

Программа энергосбережения в школе и ДОУ, должна содержать следующие приложения:

  • Паспорт программы
  • Целевые показатели (цели) программы
  • Перечень мероприятий по энергосбережению

Программа энергосбережения для школы и детского садика — 7 000 рублей 8(495)763-50-69 Паспорт программы энергосбережения

Паспорт программы должен содержать следующие данные об организации:

  • Полное наименование организации.
  • Основание для разработки программы.
  • Полное наименование исполнителей и соисполнителей программы.
  • Полное наименование разработчиков программы.
  • Цели программы.
  • Задачи программы.
  • Целевые показатели программы.
  • Сроки реализации программы.
  • Источники и объемы финансового обеспечения реализации программы.
  • Планируемые результаты реализации программы.

Программа энергосбережения в ДОУ

Пример заполнения паспорта программы энергосбережения школы

Основание для разработки программы

Федеральный закон РФ № 261-ФЗ от 23.11.2009 г. «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»;

Распоряжение Правительства РФ от 01.12.2009г. № 1830-р, регламентирующее деятельность муниципальных учреждений в области энергосбережения и энергоэффективности;

п.1 приказа Министерства энергетики РФ от 30 июня 2014 г. № 398 «Об утверждении требований к форме программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства и муниципального образования, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, и отчетности о ходе их реализации»

Полное наименование исполнителей и (или) соисполнителей программы

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1»

Полное наименование разработчиков программы

Иванова И. О. директор Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1»

Повышение эффективности потребления энергетических ресурсов в Муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №1» предусматривающих достижение наиболее высоких целевых показателей энергосбережения и снижение финансовой нагрузки на бюджет учреждения за счет сокращения платежей за потребление воды, тепло- и электроэнергию.

1.Снижение удельных величин потребления организацией топливно-энергетических ресурсов (электроэнергии, тепловой энергии и холодной воды) при сохранении устойчивости функционирования учреждения, обеспечении соблюдения санитарно-гигиенических требований к организации образовательного процесса;

2.Снижение величины вложения финансовых средств на оплату потребления топливно-энергетических ресурсов (уменьшение количества постоянных издержек);

3.Снижение финансовой нагрузки на бюджет учреждения

4 Сокращение потерь топливно-энергетических ресурсов.

Целевые показатели программы

— снижение удельного веса расхода потребления энергоресурсов, в том числе: электрической энергии, тепловой энергии, холодной воды.

Мероприятия по энергосбережению в образовательных учреждениях

Мероприятия по энергосбережению в образовательных учреждениях

Далее следуют энергосберегающие мероприятия, которые можно использовать в программе энергосбережения.

Мероприятия по энергосбережению для детских садов и школ можно разбить на

  • типовые, низко-затратные мероприятия,
  • средне-затратные энергосберегающие мероприятия,
  • высокозатратные мероприятия.

Программа энергосбережения в детском саду и школе • Заказать 8(495)763-50-69 • Стоимость разработки программы энергосбережения 7 000 рублей

Типовые низко-затратные мероприятия по энергосбережению в детском саду и школе

Низко-затратные мероприятия по энергосбережению

  • назначение ответственного за энергосбережение,
  • инструктаж и обучение персонала,
  • установка приборов учета холодной и горячей воды, тепловой энергии,
  • замена устаревших светильников на энергосберегающие,
  • утепление оконных конструкций или, по возможности, замена старых окон на новые,
  • удаление зеленых насаждений, которые затемняют окна,
  • регулярная промывка и ремонт системы отопления с заменой теплоизолирующего слоя,
  • утепление или замена входных дверей, утепление чердачных и подвальных помещений,
  • установка теплоотражателей за батареями,
  • замена ветхой электропроводки (полностью или частично),
  • монтаж систем управления движением с датчиками присутствия,
  • регулярное отключение неиспользуемых приборов,
  • систематическая чистка светильников и окон,
  • отслеживание случаев использования энергии на нужды, не соответствующие деятельности детского сада.

Первое с чего необходимо начать любую программу энергосбережения это установка счетчиков. Без счетчиков мероприятия по энергосбережению теряют всякий смысл.

Учебному заведению по-прежнему будут выставлять счета на оплату, согласно прежним расчётам.

Установка одних только счетчиков тепла и воды может дать тридцати процентную экономию энергетических ресурсов.

Программа энергосбережения образовательного учреждения

Программа энергосбережения в школе и ДОУ — Средне-затратные мероприятия

1. Замена чугунных батарей на алюминивые или биметалические

Что касается отживших свой век чугунных батарей, то оптимальный вариант – это их замена на алюминиевые и биметаллические, потому, как промыть старые батареи практически невозможно.

Доказано, что эффективность теплопередачи у алюминиевых и биметаллических батарей в разы больше чем у чугунных батарей при том, что они прочны и долговечны.

Энергетический паспорт • Программа энергосбережения • Консультация • Энергоаудит Заключение

После того, как все три таблицы программы энергосбережения готовы —

  • паспорт программы,
  • целевые показатели и
  • мероприятия по энергосбережению,

вам необходимо распечатать программу энергосбережения, завизировать ее у руководителя и назначить ответственного за выполнение мероприятий по энергосбережению.

И не забудьте каждый год готовить отчетность о выполнении программы энергосбережения!

Нужна консультация? Звоните — 8(495)763-50-69. Ответим на любые вопросы.

Еще про энергопаспорт. энергоаудит и программу энергосбережения:

Программа энергосбережения в детском саду

  1. Разработка энергетического паспорта Разработка энергетического паспорта • Как составить энергетический паспорт • Инструкции и примеры заполнения •.
  2. Энергосбережение в школе и детском саду Энергосбережение в школе и ДОУ • Мероприятия, которые можно внедрить больших без больших финансовых.
  3. Разработка программы энергосбережения ?Как быстро и правильно разработать программу энергосбережения • Законодательная база • ФЗ №261 •.

ОЦЕНКА УРОВНЯ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ И ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ


ОЦЕНКА УРОВНЯ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ И ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ


Клеоновская Мария Викторовна


студент 3 курса, кафедра профессионально-экономического обучения РГППУ, РФ, г. Ектеринбург


Третьяков Анатолий Петрович


научный руководитель, доцент РГППУ, РФ, г. Екатеринбург


Вопрос совершенствования управления энергоэффективностью и энергосбережением был и остается одним из приоритетных направлений в экономике России. Актуален он на всех уровнях: в регионе, в муниципальном образовании, для отдельных промышленных предприятий и для бюджетных организаций. В данной работе рассматривается тема совершенствования управления энергоэффективностью и энергосбережением в отношении бюджетных организаций, в частности в образовательной сфере.


Актуальность темы обусловлена следующими основными факторами:


1. Большой потенциал экономии энергоресурсов в бюджетной сфере. Значительное превышение потребления энергоресурсов (энергоемкость услуг) в бюджетной сфере России в сравнении с западными странами (низкие показатели энергоэффективности в бюджетной сфере).


2. Достаточно высокий и постоянно растущий объем платежей за энергоресурсы в структуре расходов бюджетных организаций, в связи с ежегодным ростом тарифов на энергоресурсы.


3. Дефицит финансовых средств в бюджетах, как региона, так и муниципальных образований, соответственно недостаток средств при выполнении своих функций государственных и муниципальных учреждениях.


4. Снижение платежей за потребление энергоресурсов — источник дополнительных средств для увеличения других статей расхода бюджетных организаций, а также для повышения качества оказания услуг учреждениями.


Авторами было проведено исследование по данной теме в двух муниципальных образованиях Свердловской области (Талицкий городской округ и Полевской городской округ) на примере общеобразовательных организации (ОО).


В структуре расходов бюджета муниципальных образований, расходы на образование составляют значительную часть расходов, как правило, превышающую половину бюджетных средств. Соответственно и коммунальные платежи образовательных учреждений преобладают в структуре коммунальных расходов бюджета. Подавляющая часть коммунальных расходов — это затраты на топливно-энергетические ресурсы.


Для успешного выполнения поставленных задач указанных в нормативно-правовых документах по энергосбережению, требуется совершенствование или поиск новых механизмов, инструментов, методов по их реализации.


Для оценки энергоэффективности традиционно рассматриваются только количественные показатели (удельное потребление ТЭР на 1 м 2 площади и на 1 учащегося), которые не учитывают особенности деятельности образовательных организаций и не мотивируют выполнение целей и задач указанных в Федеральном законе № 261 об энергосбережении. Также отсутствует иерархический (регион, муниципалитет, образовательная организация) анализ энергоэффективности и энергосбережения ОО, что не позволяет сформировать эффективную систему управления энергоэффективностью и энергосбережением в регионе, муниципальном образовании. Не учитываются показатели активности организаций по реализации мероприятий энергосбережения, не учитывается уровень комфортности в помещениях, уровень управления процессами энергопотребления, наличие и состав объектов инфраструктуры в организации, а также ограничено учитывается техническое состояние помещений и энергетических сетей [2]


С целью совершенствования оценки и мониторинга энергоэффективности и энергосбережения в образовательных организаций, предлагается уникальная методика по определению рейтинга энергоэффективности образовательных учреждений в муниципальном образовании [3].


Целью данной работы является апробация предложенной методики, комплексная оценка уровня энергетической эффективности и энергосбережения, формирование рейтинга энергоэффективности школ в Талицком и Полевском городских округах.


Методика обеспечивает максимально возможное сочетание экономических, социальных, методологических, статистических и структурных подходов к формированию рейтинга энергоэффективности ОО с учетом предлагаемых Показателей для определения энергоэффективности в нормативно-правовых документах.


В предлагаемой методике вводится новое понятие социальная энергоэффективность, сформирована новая система ранжирования ОО по уровню энергоэффективности, с учетом показателей отражающих комплекс факторов имеющих социальную значимость и влияющих на качественную сторону образовательных услуг и позволяющих отойти от примитивного ранжирования по энергопотреблению только на 1 м 2 или на 1 учащегося. В методике вводятся социальные показатели характеризующие:


· условия нахождения людей в здании учреждения (комфортность).


· уровень энергоэффективности оборудования и технического состояния помещений организации.


· уровень состояния энергоменеджмента в организации.


· энергобезопасность и экологичность организации.


В результате исследования сформировались два блока наиболее важных характеристик для оценки энергоэффективности и энергосбережения (далее энергоэффективности) образовательной организации. Первый блок отражает экономическую (количественную) сторону энергоэффективности ОО. Второй блок отражает социальную (качественную) сторону энергоэффективности ОО.


Показатели, характеризующие экономическую энергоэффективность:


1. Удельный расход тепловой энергии, Гкал/м2.


2. Удельный расход электроэнергии, кВтч/м 2 .


3. Удельный расход холодной воды на, м 3 /чел.


4. Динамика потребления тепловой энергии к 2009 г. %.


5. Динамика потребления электроэнергии к 2009 г. %.


6. Динамика потребления холодной воды к 2009 г. %.


7. Объем финансовых средств на реализацию мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности, в расчете на 1 м 2 общей площади ОО в отчетном году, тыс. руб./м 2


Показатели, характеризующие социальную энергоэффективность:


1. Отсутствие отклонений (нарушений) от допустимых параметров микроклимата помещений в течении отчетного периода;


2. Наличие утвержденной программы по энергосбережению.


3. Наличие назначенного ответственного лица за реализацию программы;


4. Наличие в ОО автоматизированной системы управления энергопотреблением (АСУЭ);


5. Наличие системы мониторинга и анализа энергопотребления в ОО;


6. Наличие объектов инфраструктуры в ОУ, не характерных для большинства других ОО, потребляющих ТЭР (производственные мастерские, школа-интернат, бассейн,теплица, отапливаемый гараж и др.);


7. Наличие в ОО всех видов коммунальных услуг;


8. Полная оснащенность приборами учета потребления ТЭР;


9. Техническое состояние помещений, энергетических сетей ОО (год постройки здания или год проведения капремонта здания, после 2003 г.);


10.Отсутствие кредиторской задолженности за ТЭР;


11.Наличие заключенных энергосервисных контрактов;


12.Проведение энергоаудита в ОО;


13.Наличие положения о стимулировании работников за снижение потребления ТЭР;


14.Проведение обучения ответственных за энергосбережение, руководителей ОО;


15.Проведение конкурсов, специальных занятий по данной тематике среди учащихся;


16.Наличие в ОО наглядной агитации по энергосбережению;


17.Применение в учреждении возобновляемых (альтернативных) источников энергии (ВИЭ) [4].


Приведем некоторые результаты апробации по применению предложенной методологии определения рейтинга энергоэффективности применительно к школам Талицкого и Полевского ГО.


На территории Талицкого ГО функционирует 27 общеобразовательных учреждений. Число учащихся составляет около 5 тыс. человек. В 2013 году плановые расходы бюджета Талицкого городского округа на образование составили 431,1 млн. руб. это 63 % всех расходов бюджета. Значительную часть этих расходов (более 8 %) составляют затраты на оплату коммунальных услуг. А в структуре коммунальных расходов бюджета Талицкого ГО они составляют более 70 %. В Талицком ГО разработана муниципальная программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности Талицкого городского округа до 2020 года» основной целью программы является повышение энергоэффективности экономики муниципального образования, в. т.ч. снижения удельного энергопотребления в бюджетных организациях, сокращение бюджетных расходов на коммунальные услуги, наращивание темпов комплексного оснащения средствами инструментального учета, контроля и автоматического регулирования энергоносителей, стимулирование энергосбережения в бюджетной сфере [1].


В результате расчетов, в соответствии с вышеуказанной методикой, были получены значения экономического рейтинга энергоэффективности по каждой школе, благодаря которым стало возможным присвоение каждой школе места в экономическом блоке рейтинга от 1-го до 26-го. Ранжирование производилось по принципу: первые места — это школы с лучшими показателями по энергоэффективности, а последние места — это школы с худшими показателями. Минимальное значение при ранжировании было получено в школе села Вновь-Юрмытское, это свидетельствует о том, что данная школа лидирует по экономической энергоэффективности. Максимальное же значение у школы-интерната г. Талицы, следовательно, данная школа замыкает рейтинг экономической энергоэффективности и имеет наихудший результат.


Данные составления рейтинга представлены на диаграмме (рис. 1).


Рисунок 1. Рейтинг экономической энергоэффективности школ Талицкого ГО


Однако экономический блок рейтинга не является заключительным, потому что организация может иметь в рейтинге высокие количественные показатели энергоэффективности и низкие социальные показатели энергоэффективности. Поэтому для составления окончательного (итогового) рейтинга энергоэффективности необходимо рассматривать второй блок рейтинга: социальной энергоэффективности. При проведении исследования по Талицкому ГО всех показателей социальной энергоэффективности по всем школам собрать не удалось (на момент написания данной статьи) и рассчитать интегральный рейтинг в полном объеме по Талицкому ГО пока не получается. В результате полученных данных, при условии традиционного ранжировании (оценки) энергоэффективности школ исходя из удельного потребления энергоресурсов на 1 м 2 площади здания или на 1-го учащегося по школам Талицкого ГО, можно выявить тенденцию, что отдельные сельские школы, где отсутствуют хорошие комфортные условия для занятия, например, отсутствует горячая вода, централизованное отопление, здания школы старой постройки и требуют срочного ремонта, не имеющие развитой школьной инфраструктуры, требующей для содержания ее дополнительных энергоресурсов, оказались в лидерах по энергоэффективности.


Данную тенденцию подтверждают полученные результаты по определению рейтинга энергоэффективности в другом муниципальном образовании: Полевском городском округе.


В Полевском ГО насчитывается 17 школ, общая площадь зданий составляет 67,1 тыс. м 2. Численность учащихся в школах 6,7 тыс. человек [3].


Результаты рейтинга по всем школам и в полном объеме, с учетом промежуточных результатов по экономической и социальной энергоэффективности приведены в графическом виде на рис. 2.


Рисунок 2. Рейтинг энергоэффективности школ МО Полевской


По результатам традиционного мониторинга энергоэффективности, то есть исходя из удельного потребления ТЭР на 1 кв. метр площади зданий и на 1 учащегося, в Полевском ГО лучшие ОО: школа № 8, школа в пос. Полдневая. При детальном анализе выясняется, что школа № 8 имеет постоянные нарушения по энергопотреблению, школа в поселке Полдневая имеет старое здание, недостаточно комфортные условия, оснащена минимумом оборудования для оказания образовательных услуг.


Худшие ОО по традиционной оценке энергоэффективности: школа № 20, школа № 14.


При детальном рассмотрении, с учетом социальной оценки, школа № 20 имеет, в отличии от других школ, плавательный бассейн, школа № 14 имеет, в своем составе производственные мастерские с большим станочным парком.


В предлагаемом варианте методики, кроме традиционных показателей энергоэффективности, введены дополнительные показатели:


• «динамика потребления ТЭР к уровню 2009 г.», учитывающая активность школ по реализации вопросов энергосбережения и повышения энергоэффективности;


• микроклимат в здании, комфортность и качество обучения, уровень энергоменеджмента.


По показателю активности лучшие результаты получили старые школы, имеющие большой потенциал по энергосбережению: школа № 8, школа № 4, школа в п. Полдневая. Худший результат получен в новой школе № 21, т. к. потенциал энергосбережения в ней минимальный, в связи с тем, что при проектировании и строительстве школы уже были учтены современные требования по энергоэффективности.


По рейтингу социальной энергоэффективности лучшие результаты получили: школа № 21, школа № 20, школа № 14. Худшие результаты получили сельские школы, в т.ч. школа в поселке Полдневая.


В итоговом (интегральном) рейтинге лидирующее положение заняли школы, где наблюдается сочетание оптимального снижения удельного потребления ТЭР с наилучшими достижениями социальных факторов: школа № 21, школа № 4, школа № 13.


В итоге можно сказать, что представленные результаты исследования можно рассматривать в качестве первого опыта в рамках территориально-функциональных образований разработки системы мониторинга энергоэффективности ОО.


Предлагаемый вариант определения рейтинга энергоэффективности ОУ позволяет:


1. создать механизм для более эффективного распределения финансовых средств на модернизацию, получаемых в виде субсидий на региональном и местном уровне. Рейтинг дает возможность главным распределителям бюджетных средств (ГРБС) более детально и объективно рассмотреть распределение финансовых средств на приобретение оборудования, текущий и капитальный ремонт ОО в зависимости от места в рейтинге;


2. руководителям ОО, управлений образования на территории МО обратить, наконец, особое внимание на потребление ТЭР и предпринимать меры по управлению расходования ТЭР, что позволит выстроить механизм энергоменеджмента как в отдельном ОО, так и на уровне муниципалитета с внедрением его инструментов: планирования, учета, контроля, анализа, совершенствования, чего не было сделано в полном объеме раньше;


3. преодолеть проблему (противоречие) в оценке энергоэффективности ОО, когда приобретается дополнительное оборудование, вводятся мощности и объекты образовательной инфраструктуры для повышения качества обучения и комфорта учащихся, что приводит одновременно к увеличению потребления ТЭР;


4. оценить эффективность работы руководителей ОО, наряду с другими показателями эффективности ОО. В данном случае в отношении выполнения нормативно-правовых актов федерального, регионального и местного уровня, касающихся энергосбережения и повышения энергоэффективности.


1.Доклад главы администрации Талицкого городского округа Свердловской области «О достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления Талицкого городского округа за 2013 год и планируемых значениях на трехлетний период».


2.Муниципальная целевая программа «Энергосбережение в Талицком городском округе на 2010—2012 гг.».


3.Официальный сайт Администрации Полевского городского округа, [Электронный ресурс] — Ражим доступа. — URL:http: //polevsk.midural.ru/


4.Третьяков А.П. Федорова С.В. Методология определения рейтинга энергоэффективности образовательных организаций в рамках функционально-территориальных образований.