Категория: Инструкции
Обмен документами и информацией между резидентами нерезидентами и уполномоченными банками. Особенности учета уполномоченным банком валютных операций по аккредитивам при осуществлении расчетов по контракту, по которому оформлен паспорт сделки. Оформление паспорта сделки и особенности представления резидентами документов и информации при осуществлении валютных операций через счета резидента в банке-нерезиденте. Сведения о контроле исполнения требований статьи 19 федерального закона о валютном регулировании и валютном контроле. Порядок оформления, представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов, закрытия, формирования и ведения ведомости банковского контроля, переоформления паспорта сделки, перевода паспорта сделки в другой уполномоченный банк и особенности учета валютных операций по аккредитивам. Особенности оформления закрытия паспорта сделки и представления документов и информации при осуществлении валютных операций по отдельным контрактам кредитным договорам. Инструкция банка россии от 4 июня 2012 N 138-и, порядке оформления паспортов сделок, о порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, с изменениями и дополнениями, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением. Перевод паспорта сделки в связи с переводом контракта кредитного договора на обслуживание в другой уполномоченный банк. По контрактам, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, предусматривающим вывоз товаров с территории российской федерации выполнение резидентом работ. Хранение уполномоченным банком данных по валютным и иным операциям, проведенным резидентами и нерезидентами. Особенности перевода паспортов сделок в случае реорганизации банка пс или закрытия филиала уполномоченного банка, являющегося банком. Порядок представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов, на которые установлено требование об оформлении паспорта сделки, связанных с осуществлением валютных операций по договорам контрактам. Порядок обмена документами и информацией между резидентами нерезидентами и уполномоченными банками. Порядок представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций в валюте российской федерации.
Инструкция 138 и цб Инструкция 138 и цбПо результатам разъяснений представителей Банка России направляем Вам уточняющую информацию (к ранее направленному письму от 30.09.2013г.) по применению Инструкции Банка России № 138-И в редакции Указания Банка России № 3016-У, вступающих в силу с 01.10.2013г.
Уточнения и добавления содержатся в п.3, п.5. п.7, п.8, п.9, п.12, п.13, п.14, п.15, п.16 настоящего письма.
С 01.10.2013г. Указанием Банка России от 14 июня 2013г. № 3016-У вносятся изменения в Инструкцию Банка России от 04 июня 2012 года № 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их поведением» (Далее – Инструкция № 138-И).
Одними из существенных изменений, вносимых в Инструкцию № 138-И, являются:
Начиная с 01.10.2013г. резиденты не представляют в уполномоченные банки таможенные декларации в рамках оформленных ПС, в средней части справочного номера которых указана дата с 01.10.2013г. и более поздняя. Такие декларации с 01.10.2013г. Банком от клиентов приниматься не будут!
Обращаем внимание, что документы, перечисленные в п.9.1.1 Инструкции № 138-И не являются таможенными декларациями и должны представляться в уполномоченные банки одновременно со справками о подтверждающих документах в срок, указанный в п.9.2.1 Инструкции № 138-И – не позднее 15 рабочих дней после месяца, в котором такие документы были оформлены.
Порядок действий уполномоченных банков и резидентов по контрактам, предусматривающим декларирование товаров с оформлением таможенной декларации:в) для документов, не являющихся таможенными декларациями, порядок заполнения СПД не изменился, за исключением графы 6 «Сумма», которая заполняется в порядке, указанном в подпункте б) настоящего пункта.
Более подробная информация об изменениях, вносимых в Инструкцию № 138-И, содержится в самой Инструкции № 138-И. Рекомендуем ее внимательно изучить!
При возникновении вопросов, подразделения валютного контроля нашего Банка будут рады Вам на них ответить!
Настоящая информация будет размещена на сайте нашего Банка в разделе «Корпоративным клиентам / Валютный контроль / Информация для клиентов».
Благодарим Вас за сотрудничество с нашим Банком!
С уважением, Управление валютного контроля ОАО «МДМ Банк»
ИНСТРУКЦИЯ ЦБ РФ от 04.06.2012 N 138-И "О ПОРЯДКЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РЕЗИДЕНТАМИ И НЕРЕЗИДЕНТАМИ УПОЛНОМОЧЕННЫМ БАНКАМ ДОКУМЕНТОВ И ИНФОРМАЦИИ, СВЯЗАННЫХ С ПРОВЕДЕНИЕМ ВАЛЮТНЫХ ОПЕРАЦИЙ, ПОРЯДКЕ ОФОРМЛЕНИЯ ПАСПОРТОВ СДЕЛОК, А ТАКЖЕ ПОРЯДКЕ УЧЕТА УПОЛНОМОЧЕННЫМИ БАНКАМИ ВАЛЮТНЫХ ОПЕРАЦИЙ И КОНТРОЛЯ ЗА ИХ ПРОВЕДЕНИЕМ"
ИНСТРУКЦИЯ ЦБ РФ от 04.06.2012 N 138-И "О ПОРЯДКЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РЕЗИДЕНТАМИ И НЕРЕЗИДЕНТАМИ УПОЛНОМОЧЕННЫМ БАНКАМ ДОКУМЕНТОВ И ИНФОРМАЦИИ, СВЯЗАННЫХ С ПРОВЕДЕНИЕМ ВАЛЮТНЫХ ОПЕРАЦИЙ, ПОРЯДКЕ ОФОРМЛЕНИЯ ПАСПОРТОВ СДЕЛОК, А ТАКЖЕ ПОРЯДКЕ УЧЕТА УПОЛНОМОЧЕННЫМИ БАНКАМИ ВАЛЮТНЫХ ОПЕРАЦИЙ И КОНТРОЛЯ ЗА ИХ ПРОВЕДЕНИЕМ"
Глава 8. Порядок внесения изменений в паспорт сделки (переоформление паспорта сделки)
8.1. При внесении изменений и (или) дополнений в контракт (кредитный договор), которые затрагивают сведения, содержащиеся в оформленном ПС, либо изменения иной информации, указанной в оформленном ПС (за исключением изменения информации о банке ПС), резидент направляет в банк ПС заявление о переоформлении ПС.
8.2. В заявлении резидента о переоформлении ПС должны быть указаны:
сведения о резиденте - полное или сокращенное фирменное наименование юридического лица (его филиала) для коммерческих организаций, наименование юридического лица (его филиала) для некоммерческих организаций или фамилия, имя, отчество (при его наличии) физического лица - индивидуального предпринимателя, физического лица, занимающегося в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой. В написании наименования допускается использование общепринятых сокращений;
реквизиты ПС (номер и дата ПС), раздел ПС, в который вносятся изменения, и содержание указанных изменений;
указание на документы и информацию, которые являются основанием для переоформления ПС, и их реквизиты;
дата подписания резидентом заявления о переоформлении ПС и проставлена его подпись.
В одном заявлении о переоформлении ПС резидент может указать информацию о переоформлении нескольких ПС.
8.3. Одновременно с заявлением о переоформлении ПС резидент представляет в банк ПС документы и информацию, которые являются основанием внесения изменений в ПС, за исключением случая, установленного пунктом 8.8 настоящей Инструкции.
8.4. Документы и информация, которые указаны в пункте 8.3 настоящей Инструкции, представляются резидентом в срок не позднее 15 рабочих дней после даты оформления соответствующих документов, за исключением случаев, установленных абзацем третьим настоящего пункта, пунктами 7.10 и 8.8 настоящей Инструкции.
Датой оформления документа, указанного в пункте 8.3 настоящей Инструкции, является наиболее поздняя по сроку дата его подписания или дата вступления его в силу либо в случае отсутствия этих дат - дата его составления.
При изменении сведений о резиденте, указанных в ранее оформленном ПС, заявление о переоформлении ПС, документы и информация, которые необходимы для переоформления ПС, представляются резидентом в срок не позднее 30 рабочих дней после даты внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр юридических лиц, либо в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, либо в реестр государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой, либо в реестр адвокатов субъекта Российской Федерации.
8.5. Банк ПС в срок, не превышающий три рабочих дня после даты представления резидентом заявления о переоформлении ПС и документов и информации, которые необходимы для переоформления ПС, проверяет заявление о переоформлении, полноту представленных документов, наличие и соответствие оснований для переоформления ПС и принимает решение о переоформлении ПС либо об отказе в переоформлении ПС.
Заявление о переоформлении ПС, документы и информация, которые указаны в пункте 8.3 настоящей Инструкции, считаются представленными резидентом в срок, установленный пунктом 8.4 настоящей Инструкции, в случае если уполномоченным банком приняты представленные резидентом заявление о переоформлении ПС, документы и информация, которые необходимы для переоформления ПС, и ПС переоформлен в срок, не превышающий в совокупности сроки, установленные настоящим пунктом и пунктом 8.4 настоящей Инструкции.
8.6. Банк ПС отказывает резиденту в переоформлении ПС в случае непредставления резидентом документов и информации, которые необходимы для переоформления ПС, в том числе представления неполного комплекта документов и информации, несоответствия сведений и информации, которые содержатся в представленных документах и информации, заявлению о переоформлении ПС, в том числе отсутствия в них оснований для переоформления ПС.
В случае отказа в переоформлении ПС банк ПС не позднее срока, установленного абзацем первым пункта 8.5 настоящей Инструкции, возвращает резиденту заявление о переоформлении ПС, представленные документы и информацию и информирует резидента о причинах отказа в переоформлении ПС с указанием даты возврата представленных документов и информации.
В случае получения резидентом отказа банка ПС в переоформлении ПС резидент после устранения выявленных недостатков повторно представляет в банк ПС заявление о переоформлении ПС и необходимые документы и информацию.
8.7. При принятии заявления о переоформлении ПС, документов и информации, которые необходимы для переоформления ПС, банк ПС в установленный абзацем первым пункта 8.5 настоящей Инструкции срок вносит необходимые изменения в соответствующий раздел ранее оформленного ПС, который ведется в электронном виде, с сохранением номера ПС и всех иных реквизитов ПС в неизменном виде.
Переоформленный ПС подписывается ответственным лицом и не позднее двух рабочих дней после даты переоформления направляется банком ПС резиденту.
8.8. В случае если в контракте (кредитном договоре) содержатся условия о возможности его продления (пролонгации) без подписания дополнений и изменений к контракту (кредитному договору), резидент для переоформления ПС в связи с необходимостью указания иной даты завершения исполнения обязательств по контракту (кредитному договору) не позднее 15 рабочих дней после даты, указанной в графе 6 раздела 3 оформленного ПС, представляет в банк ПС только заявление о переоформлении ПС с указанием в нем новой даты завершения исполнения обязательств по контракту (кредитному договору).
8.9. При реорганизации банка ПС в форме преобразования (изменение наименования и (или) организационно-правовой формы) переоформление ПС осуществляется банком ПС самостоятельно без представления резидентом заявления о переоформлении ПС.
В этом случае новое наименование и (или) новая организационно-правовая форма банка ПС вносятся в ПС, который ведется в электронном виде, в установленные банком ПС сроки, но не позднее 60 календарных дней после даты внесения соответствующих изменений в Книгу государственной регистрации кредитных организаций или одновременно с переоформлением ПС по заявлению резидента, указанному в пункте 8.1 настоящей Инструкции, либо одновременно с закрытием ПС (без предварительного переоформления ПС), если эти события наступили раньше установленного банком ПС срока.
Внесение в ПС указанных в настоящем пункте изменений осуществляется банком ПС самостоятельно, такой ПС подписывается ответственным лицом и направляется резиденту. При отражении в ПС указанных в настоящем пункте изменений по заявлению резидента при очередном переоформлении резидентом ПС либо при закрытии ПС банк ПС направляет резиденту ПС с учетом сроков, установленных настоящей главой и главой 7 настоящей Инструкции.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОГО НАДЗОРА
от 5 октября 2012 г. N 43-01-06-25/4133
С 1 октября 2012 года вступила в силу инструкция Банка России от 04.06.2012 N 138-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением" (далее - Инструкция N 138-И).
Инструкция N 138-И заменила положение Банка России от 01.07.2004 N 258-П и инструкцию Банка России от 15.06.2004 N 117-И, а также указание Банка России от 10.12.2007 N 1950-У, которые с 01.10.2012 утратили силу.
Инструкция N 138-И устанавливает:
- порядок представления резидентами и нерезидентами в уполномоченные банки документов и информации, которые связаны с проведением валютных операций;
- порядок оформления паспортов сделок;
- порядок учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением.
Кроме того, Инструкцией N 138-И в порядок представления форм учета, подтверждающих документов и информации, оформления паспортов сделок вносится ряд нововведений, в том числе:
- в качестве форм учета по валютным операциям резидентов определены только справка о валютных операциях и справка о подтверждающих документах;
- при зачислении и списании валюты Российской Федерации предусмотрено представление единой справки о валютных операциях по договорам, по которым открыт паспорт сделки (справки о поступлении валюты Российской Федерации представляться не будут);
- при осуществлении валютных операций, связанных с расчетами по контракту (кредитному договору) через счета резидента, открытые в банке-нерезиденте, предусмотрено представление справок о валютных операциях по договорам, по которым открыт паспорт сделки (справки о расчетах через счета за рубежом представляться не будут);
- уточнено, что паспорт сделки оформляется, в том числе по агентским договорам, договорам комиссии и поручениям, а также договорам аренды и лизинга;
- установлена возможность оформления паспорта сделки по предварительным договорам, предложениям о заключении таких договоров (соглашений), содержащим все существенные условия договора (оферта, публичная оферта), проектам договоров (контрактов, соглашений);
- изменен порядок представления справки о валютных операциях при списании денежных средств с использованием банковской карты по контракту, по которому оформлен паспорт сделки;
- по кредитным договорам сумма, при которой оформляется паспорт сделки, повышена до 50 000 долларов США;
- установлен порядок представления форм учета, подтверждающих документов и информации, оформления паспортов сделки при уступке права требования, переводе долга и исполнении обязатель ств тр етьим лицом и др.
Инструкция N 138-И предусматривает возможность делегирования уполномоченному банку на основании представляемых резидентом документов и иной информации права заполнять справку о валютных операциях (п. п. 2.4, 2.9, 3.9, 3.15), справку о подтверждающих документах (п. п. 9.4, 9.7), паспорт сделки (п. п. 6.3, 6.11), что не освобождает резидента от ответственности за соблюдение установленных сроков исполнения соответствующих обязанностей, включая сроки представления необходимых документов.
Учитывая вносимые Инструкцией N 138-И изменения, сообщаем следующее.
I. О квалификации административных правонарушений.
1. В отношении нарушений акта органа валютного регулирования, после его вступления в силу, образующих составы административных правонарушений, резиденты подлежат привлечению к административной ответственности по ч. ч. 6, 6.1, 6.2, 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ в части форм учета по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций за.
- несоблюдение установленного порядка представления справки о валютных операциях (главы 2 - 3, 11 - 14, 16 - 18 и Приложение 1 к Инструкции N 138-И);
- нарушение установленных сроков представления справки о валютных операциях и (или) документов, связанных с проведением валютных операций, при зачислении на транзитный валютный счет резидента иностранной валюты, либо при зачислении на расчетный счет резидента в валюте Российской Федерации валюты Российской Федерации, поступившей от нерезидента (п. п. 2.3, 3.8 Инструкции N 138-И);
- нарушение установленных сроков представления справки о валютных операциях и (или) документов, связанных с проведением валютных операций, при осуществлении резидентом валютных операций, связанных со списанием иностранной валюты с расчетного счета в иностранной валюте либо со списанием валюты Российской Федерации с расчетного счета в валюте Российской Федерации с использованием банковской карты, по контракту, по которому оформлен паспорт сделки (далее - ПС) (п. п. 2.5, 3.10 Инструкции N 138-И);
- нарушение установленных сроков представления справки о валютных операциях и (или) копий выписок из счета при осуществлении резидентом валютных операций в иностранной валюте либо в валюте Российской Федерации по контракту (кредитному договору), по которому оформлен ПС, через счет, открытый в банке-нерезиденте (п. п. 2.6, 3.11, 11.5, 11.10 Инструкции N 138-И);
- нарушение установленных сроков представления справки о валютных операциях и (или) документов, связанных с проведением третьим лицом - резидентом валютных операций по контракту (кредитному договору), по которому оформлен ПС (п. п. 2.7, 3.12, 11.5, 11.10, 12.4 - 12.6 Инструкции N 138-И);
- нарушение установленных сроков представления справки о валютных операциях и (или) документов, связанных с проведением расчетов по аккредитиву, при осуществлении резидентом валютных операций в иностранной валюте либо в валюте Российской Федерации по контракту, по которому оформлен ПС (п. п. 2.8, 3.13, 16.3, 16.5 Инструкции N 138-И);
- нарушение установленных сроков представления корректирующей справки о валютных операциях и (или) документов, подтверждающих изменения в принятой уполномоченным банком справке о валютных операциях (п. п. 2.9, 3.15 Инструкции N 138-И), в том числе в случае внесения во внешнеторговые импортные контракты изменений (дополнений) в части сроков исполнения обязательств нерезидентами при наличии авансовых платежей со стороны резидента (п. 1 ч. 1.1 ст. 19 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", п. 11 Порядка заполнения справки о валютных операциях Приложения 1 к Инструкции N 138-И);
- нарушение установленных сроков представления справки о валютных операциях и документов, связанных с проведением валютных операций, при зачислении на расчетный счет резидента в валюте Российской Федерации валюты Российской Федерации, поступившей от нерезидента, в случае несогласия резидента с кодом вида валютной операции, указанным в поступившем от нерезидента расчетном документе по валютной операции, либо если в расчетном документе по валютной операции не был указан код вида валютной операции (п. п. 3.8, 3.14 Инструкции N 138-И);
- несоблюдение установленного порядка представления справки о подтверждающих документах и (или) нарушение установленного порядка представления подтверждающих документов (главы 9, 12 - 14, 18 и Приложение 5 к Инструкции N 138-И);
- непредставление при закрытии ПС документов, подтверждающих уступку требования по контракту (кредитному договору) другому лицу - резиденту либо перевод долга по контракту (кредитному договору) на другое лицо - резидента (п. 7.3 Инструкции N 138-И);
- непредставление при закрытии ПС справки о подтверждающих документах и документов, содержащих сведения, подтверждающие исполнение (прекращение) обязательств по контракту (кредитному договору) по иным, не указанным в подпунктах 7.1.2 - 7.1.4 пункта 7.1 Инструкции N 138-И, основаниям (п. 7.4 Инструкции N 138-И);
- нарушение установленных сроков представления справки о подтверждающих документах и (или) подтверждающих документов (п. 9.2 Инструкции N 138-И);
- нарушение установленных сроков представления корректирующей справки о подтверждающих документах и (или) документов, подтверждающих изменения в принятой уполномоченным банком справке о подтверждающих документах (п. 9.7 Инструкции N 138-И), в том числе в случае внесения изменений (дополнений) во внешнеторговые экспортные контракты в части сроков исполнения нерезидентами обязательств по оплате полученных товаров, работ, услуг, информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них при наличии предоставленного резидентом коммерческого кредита в виде отсрочки оплаты (п. 2 ч. 1.1 ст. 19 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", п. 10 Порядка заполнения справки о подтверждающих документах Приложения 5 к Инструкции N 138-И);
- непредставление при оформлении нового ПС справки о подтверждающих документах и подтверждающих документов и (или) справки о валютных операциях в случае, если в период между датой отзыва банковской лицензии и оформлением нового ПС в другом уполномоченном банке по контракту (кредитному договору) происходит исполнение обязательств, отличное от указанного в пункте 13.3 Инструкции N 138-И (п. 13.4 Инструкции N 138-И);
- непредставление при принятии на обслуживание ПС новым банком ПС справки о подтверждающих документах и подтверждающих документов и (или) справки о валютных операциях в случае, если в период между датой закрытия ПС и датой принятия ПС на обслуживание новым банком ПС наступает срок представления справки о подтверждающих документах и (или) справки о валютных операциях об исполнении обязательств по такому контракту (кредитному договору) способом, отличным от указанного в абзаце втором пункта 14.2 Инструкции N 138-И (п. 14.7 Инструкции N 138-И);
- нарушение установленного порядка и (или) сроков представления в уполномоченный банк справки о валютных операциях и (или) справки о подтверждающих документах и подтверждающих документов при переводе долга, уступке требования или исполнении обязатель ств тр етьим лицом (п. п. 12.4 - 12.9 Инструкции N 138-И).
Своевременное представление формы учета по валютной операции без соответствующих документов, а равно с ненадлежащими документами не освобождает лицо от административной ответственности за нарушение установленного порядка (сроков) представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций.
При квалификации деяний следует учитывать, что Инструкцией N 138-И сроки исполнения обязанностей по представлению форм учета, подтверждающих документов и информации установлены в рабочих днях.
2. В отношении нарушений акта органа валютного регулирования, после его вступления в силу, образующих составы административных правонарушений, резиденты подлежат привлечению к административной ответственности по ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ в части установленных правил оформления паспортов сделок за.
- нарушение установленных правил оформления паспортов сделок (главы 6, 8, 11 - 14, 17 и Приложение 4 к Инструкции N 138-И), в том числе:
- неисполнение обязанности по оформлению паспорта сделки и (или) непредставление резидентом уполномоченному банку документов для заполнения паспорта сделки (п. п. 6.1 - 6.3 Инструкции N 138-И);
- открытие резидентом более одного паспорта сделки по каждому контракту (кредитному договору), за исключением указанных в главе 12 Инструкции N 138-И случаев (п. 6.4 Инструкции N 138-И);
- нарушение сроков оформления паспорта сделки и (или) сроков представления резидентом уполномоченному банку документов для заполнения паспорта сделки (п. 6.5 Инструкции N 138-И);
- непредставление, а равно представление с нарушением установленных сроков контракта (кредитного договора), если паспорт сделки оформлен на основании проекта контракта (кредитного договора) (п. 6.12 Инструкции N 138-И);
- нарушение установленных порядка и (или) сроков внесения изменений в паспорт сделки (переоформления паспорта сделки) (п. п. 8.1 - 8.4, 8.8 Инструкции N 138-И);
- нарушение установленных порядка и (или) сроков оформления ПС резидентом при уступке требования или переводе долга (п. п. 12.2 - 12.3 Инструкции N 138-И);
- нарушение установленного порядка оформления ПС резидентом при наличии агентского соглашения (п. 12.12 Инструкции N 138-И);
- нарушение установленных порядка и (или) сроков оформления ПС резидентом в случае осуществления резидентом первой валютной операции, связанной с расчетами в пользу нерезидента с использованием банковской карты (п. 12.13 Инструкции N 138-И);
- нарушение установленных порядка и (или) сроков представления документов для оформления ПС в случае отзыва лицензии на осуществление банковских операций у уполномоченного банка, у которого в указанном банке был оформлен (находился на обслуживании) ПС (п. п. 13.1 - 13.3 Инструкции N 138-И);
- нарушение установленных порядка и (или) сроков представления документов для перевода ПС в связи с переводом контракта (кредитного договора) на обслуживание в новый банк ПС (п. п. 14.2, 14.8 Инструкции N 138-И).
При исчислении сроков исполнения обязанностей следует учитывать, что резидент обязан для оформления ПС представить соответствующие документы с учетом срока их проверки уполномоченным банком (п. п. 6.5, 6.7 и 6.11 Инструкции N 138-И). При представлении справки о валютных операциях, справки о подтверждающих документах и подтверждающих документов в срок исполнения обязанности резидентом срок их проверки уполномоченным банком не включается.
Приведенный перечень составов административных правонарушений не является окончательным и будет корректироваться с учетом правоприменительной практики.
II. О применении ст. 1.7 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
Согласно ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
В связи с этим при проведении проверочных мероприятий и производстве по делам об административных правонарушениях подлежит уточнению срок исполнения резидентом обязанности по представлению конкретной формы учета, подтверждающего документа или информации (далее - документы).
В случае. если Инструкцией N 138-И предусмотрены сроки исполнения обязанностей более длительные, чем те, которые резидент обязан был соблюдать на момент возникновения обязанности по представлению в уполномоченный банк соответствующих документов, квалифицировать действия (бездействие) резидента с 01.10.2012 следует с учетом новых требований. При сокращении сроков исполнения обязанностей (ухудшении положения резидента) либо неизменности таких сроков после 01.10.2012 (положение резидента не изменилось), действие (бездействие) резидента подлежит квалификации с учетом действовавших на момент его совершения требований.
В случае. если дело возбуждалось по одной части статьи 15.25 КоАП РФ, а с учетом вступивших в силу положении Инструкции N 138-И просрочка исполнения резидентом обязанности сократилась (что предполагает применение более низкой санкции), в постановлении по делу об административном правонарушении следует мотивированно переквалифицировать совершенное правонарушение с назначением санкции соответствующей части статьи 15.25 КоАП РФ. При неизменности подлежащей применению санкции в постановлении по делу об административном правонарушении указывается та же часть статьи 15.25 КоАП РФ.
Если на момент рассмотрения дела об административном правонарушении обязанность резидента упразднена, производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению с вынесением соответствующего постановления по делу об административном правонарушении (например, при нарушении правил оформления ПС по кредитным договорам на сумму до 50 тысяч долларов США). Кроме того, подлежит прекращению исполнение вынесенного ранее постановления о назначении административного наказания в порядке ст. ст. 31.7 и 31.8 КоАП РФ.
В случае. если на момент вступления в силу Инструкции N 138-И постановление о назначении административного наказания не исполнено, а с учетом новых требований санкция за такое правонарушение более низкая, постановление о прекращении исполнения постановления необходимо вынести в части неисполненной суммы назначенного ранее административного штрафа, подлежащего снижению с учетом требований ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ.
Следует отметить, что в части переходных положений Банком России установлены отдельные порядок и сроки исполнения резидентами обязанностей (глава 20 Инструкции N 138-И), в том числе в случае, если на дату вступления в силу Инструкции N 138-И в уполномоченном банке на проверке находятся справка о валютных операциях, расчетный документ по валютной операции, справка о поступлении валюты Российской Федерации, справки о расчетах через счета за рубежом, справка о подтверждающих документах (ст. 20.8 Инструкции N 138-И).
Указанные подходы согласуются с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (определения от 02.05.2012 N ВАС-2265/12, от 12.07.2012 N ВАС-8280/12; постановления Президиума от 24.07.2012 N 2522/12 по делу N А40-99688/11-148-888, от 24.04.2012 N 15230/11 по делу N А65-6649/2011, от 05.07.2011 N 2174/11 по делу N А36-5683/2009; постановление Пленума от 22.06.2012 N 37 "О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения").