Руководства, Инструкции, Бланки

Инструкция Банка России 138-и От 04.06.2012 С Изменениями

Рейтинг: 4.3/5.0 (34 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Инструкция 138 и цб > заявления и примеры для всего

Инструкция Банка России от 04.06.2012 N 138


Обмен документами и информацией между резидентами нерезидентами и уполномоченными банками. Особенности учета уполномоченным банком валютных операций по аккредитивам при осуществлении расчетов по контракту, по которому оформлен паспорт сделки. Оформление паспорта сделки и особенности представления резидентами документов и информации при осуществлении валютных операций через счета резидента в банке-нерезиденте. Сведения о контроле исполнения требований статьи 19 федерального закона о валютном регулировании и валютном контроле. Порядок оформления, представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов, закрытия, формирования и ведения ведомости банковского контроля, переоформления паспорта сделки, перевода паспорта сделки в другой уполномоченный банк и особенности учета валютных операций по аккредитивам. Особенности оформления закрытия паспорта сделки и представления документов и информации при осуществлении валютных операций по отдельным контрактам кредитным договорам. Инструкция банка россии от 4 июня 2012 N 138-и, порядке оформления паспортов сделок, о порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, с изменениями и дополнениями, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением. Перевод паспорта сделки в связи с переводом контракта кредитного договора на обслуживание в другой уполномоченный банк. По контрактам, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, предусматривающим вывоз товаров с территории российской федерации выполнение резидентом работ. Хранение уполномоченным банком данных по валютным и иным операциям, проведенным резидентами и нерезидентами. Особенности перевода паспортов сделок в случае реорганизации банка пс или закрытия филиала уполномоченного банка, являющегося банком. Порядок представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов, на которые установлено требование об оформлении паспорта сделки, связанных с осуществлением валютных операций по договорам контрактам. Порядок обмена документами и информацией между резидентами нерезидентами и уполномоченными банками. Порядок представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций в валюте российской федерации.

Инструкция 138 и цб Инструкция 138 и цб

Видео

инструкция банка россии 138-и от 04.06.2012 с изменениями:

  • скачать
  • скачать
  • Другие статьи

    О внесении изменений в Инструкцию ЦБ РФ от г

    О внесении изменений в Инструкцию ЦБ РФ от 04.06.2012г. № 138-И, вступающих в силу с 01.10.2013г.

    По результатам разъяснений представителей Банка России направляем Вам уточняющую информацию (к ранее направленному письму от 30.09.2013г.) по применению Инструкции Банка России № 138-И в редакции Указания Банка России № 3016-У, вступающих в силу с 01.10.2013г.

    Уточнения и добавления содержатся в п.3, п.5. п.7, п.8, п.9, п.12, п.13, п.14, п.15, п.16 настоящего письма.

    С 01.10.2013г. Указанием Банка России от 14 июня 2013г. № 3016-У вносятся изменения в Инструкцию Банка России от 04 июня 2012 года № 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их поведением» (Далее – Инструкция № 138-И).

    Одними из существенных изменений, вносимых в Инструкцию № 138-И, являются:

    1. В перечень договоров, требующих оформления ПС включены договора аренды движимого имущества (в.5.1.4 Инструкции № 138-И). Ранее, такие типы договоров не требовали оформления ПС.
    2. Изменена сумма контракта (кредитного договора), при которой требуется оформление ПС. В соответствии с п.5.2 Инструкции № 138-И, сумма договора, по которому оформляется ПС, должна равняться или превышать 50 тыс. долларов США в эквиваленте. Ранее, на контракты, сумма обязательств по которому была равна 50 тыс. долларов США, ПС не оформлялись. Если на 01.10.2013 в Банке находятся на обслуживании договора на сумму равную 50 тыс. долларов США (в эквиваленте), по которым ранее ПС не оформлялись и по которым до 01.10.2013г. осуществлялись операции или исполнялись обязательства, то после 01.10.2013г. по таким договорам операции продолжают проводиться без оформления ПС. Если до 01.10.2013г. по таким договорам операции не проводились и исполнение обязательств не осуществлялось, то начиная с 01.10.2013г. такие контракты (кредитные договора) требуют оформления ПС.
    3. Расширен перечень документов, представляемых резидентами для оформления ПС. С 01.10.2013г. помимо ПС и контракта для оформления ПС резидент обязан представить в банк:
      • информацию, связанную со сроками, указанными в части 1.1 статьи 19 Федерального закона № 173-ФЗ, если внешнеторговым контрактом предусмотрено коммерческое кредитование нерезидента резидентом: о сроках зачисления выручки на счета резидентов - при экспорте товаров/услуг вперед оплаты со стороны нерезидента; о сроках ввоза товаров/ оказания услуг после уплаты резидентом аванса – при импорте. Данная информация должна включаться в выписку из контракта, если для оформления ПС резидент представляет в Банк такую выписку, при условии, что контракт содержит указанную информацию. Если резидентом для оформления ПС представлен полный контракт/копия контракта, а не выписка из него, то представление резидентом в Банк указанной информации в виде отдельного письма не требуется.
      • уведомление налогового органа об открытии счетов в банках, расположенных за пределами РФ с отметкой о его принятии - в случае если условиями договора предусмотрены расчеты резидента через его счета, открытые в банках за рубежом.
      При непредставлении указанных в настоящем пункте документов и информации, либо в случае получения от ФНС РФ отрицательного заключения по результатам проверки достоверности представленного резидентом уведомления об открытии счета за рубежом, Банк будет вынужден отказать в оформлении ПС.
    При очередном переоформлении ПС, просим представлять указанную информацию и уведомление из налогового органа, если они ранее в Банк не предоставлялись.
  • Изменены сроки оформления ПС банком. По договорам, предусматривающим расчеты через счета резидента, открытые за рубежом, срок оформления ПС уполномоченным банком увеличен до 10 рабочих дней. По иным договорам, срок оформления ПС остался без изменений и составляет – 3 рабочих дня после представления резидентом полного комплекта документов.
  • Сокращен срок представления резидентом в банк подписанного договора, в случае оформления ПС по проекту договора: с 1 года до 6 месяцев после даты представления в Банк проекта договора. В случае очередного переоформления ПС до истечения указанного срока, одновременно с документами на переоформление ПС просим представлять подписанный (заключенный) договор.
  • При оформлении СВО/СПД/ПС Банком за клиента и несогласии резидента с вариантом СВО/СПД/ПС, заполненным Банком, Инструкцией № 138-И предусмотрена возможность представления резидентом в Банк корректирующей СВО/СПД/ корректировки ПС вместе с:
    • письмом резидента в свободном формате, с пояснением причин несогласия,
    • документами, подтверждающими скорректированную информацию (если имеются),
    • заявлением на переоформление ПС с указанием в нем информации, подлежащей корректировке (для случая корректировки ПС).
  • Существенно изменен порядок представления в банк резидентами подтверждающих документов в рамках оформленных ПС!

    Начиная с 01.10.2013г. резиденты не представляют в уполномоченные банки таможенные декларации в рамках оформленных ПС, в средней части справочного номера которых указана дата с 01.10.2013г. и более поздняя. Такие декларации с 01.10.2013г. Банком от клиентов приниматься не будут!

    Обращаем внимание, что документы, перечисленные в п.9.1.1 Инструкции № 138-И не являются таможенными декларациями и должны представляться в уполномоченные банки одновременно со справками о подтверждающих документах в срок, указанный в п.9.2.1 Инструкции № 138-И – не позднее 15 рабочих дней после месяца, в котором такие документы были оформлены.

    Порядок действий уполномоченных банков и резидентов по контрактам, предусматривающим декларирование товаров с оформлением таможенной декларации:
    • информация о таможенных декларациях будет отражаться в ведомостях банковского контроля по ПС в автоматическом режиме на основании данных, поступающих в банки из ФТС РФ в рамках таможенно-банковского обмена информацией о таможенных декларациях;
    • в соответствии с порядком обмена между ФТС РФ и уполномоченными банками, информация о таможенных декларациях поступает из ФТС РФ в банки в срок – 6 рабочих дней после даты выпуска товаров и загружается банками в ВБК по ПС в срок – 1 рабочий день после ее поступления. Таким образом, по истечении 7 рабочих дней от даты выпуска товаров, банки располагают информацией об оформленных ДТ в рамках каждого ПС;
    • при не поступлении из ФТС РФ информации о таможенных декларациях (не истекли 7 рабочих дней с даты выпуска товаров или ДТ совсем не поступила из ФТС РФ), при совершении резидентом платежей за товары (идентификации экспортной выручки) в СВО и (или) расчетном документе используются только коды, предусмотренные для авансовых платежей: для импорта товаров - 11100, 23100, 23110. для экспорта товаров – 10100, 22100, 22110.
    • в случае оплаты резидентом товаров с авансовыми кодами ввиду задержки поступления ДТ из ФТС РФ, после поступления из ФТС РФ таможенных деклараций, если дата, указанная в регистрационном номере ДТ (графа А) ранее даты платежа, то рекомендуем представлять в Банк корректирующую СВО с указанием кода оплаты по факту в сроки, установленные пунктами 2.9 и 3.15 Инструкции № 138-И – не позднее 15 рабочих дней после даты оформления ДТ. Также в указанном случае допускается представление в Банк справки о подтверждающих документах в соответствии с п.9.8 Инструкции № 138-И с проставлением в ней признака поставки – 3 (поставка в счет ранее выплаченного аванса) – в срок не позднее 15-ти рабочих дней после месяца, в котором зарегистрирована ДТ.
    • cроки представления в банки иных подтверждающих документов (кроме таможенных деклараций) в рамках оформленных ПС не изменились и составляют – 15 рабочих дней после месяца, в котором данные документы были оформлены.
    • обращаем внимание, что в случае отсутствия по контракту требования об оформлении ПС, при представлении резидентом в банк СВО/расчетного документа с кодом оплаты товаров/услуг по факту, одновременно с таким платежом резидент обязан предоставить в банк подтверждающие документы, включая таможенные декларации.
  • Установлен особый порядок представления СПД на таможенные декларации, поступающие из ФТС РФ.
    а) СПД по таможенным декларациям представляются резидентами в уполномоченные банки только для следующих видов таможенных деклараций:
    • для импортных ДТ - оплата которых осуществлена резидентом авансом (частично авансом);
    • для экспортных ДТ - поставка товаров по которым, осуществлена до получения резидентом полной оплаты от нерезидента.
    б) СПД, указанные в пункте а), заполняются с учетом следующих особенностей:
    • графа 3»Дата» не заполняется;
    • графы 7 и 8 (валюта контракта и сумма в валюте контракта) не заполняются;
    • в графе 9 «Признак поставки» может быть указан только признак 2 (для экспортных ДТ) и признак 3 (для импортных ДТ).
    • если часть товара оплачена авансом, а часть оплачивается после поставки, то графа 6 «Сумма» заполняется следующим образом: в левой части указывается общая сумма по ДТ, а в правой части через знак «/» указывается та часть, к которой имеет отношение признак поставки 2 или 3. Например: ДТ (импорт) на 1000$ была оплачена резидентом авансом в размере 300$. Графа 6 «Сумма» должна быть заполнена следующим образом: 1000,00/300,00.
    • если код поставки по подтверждающему документу, указанный в графе 9 «Признак поставки» относится целиком ко всей сумме ДТ (иного подтверждающего документа), то в графе 6 «Сумма» указывается сумма подтверждающего документа одной суммой без использования знака «/». Например: 1000,00.

    в) для документов, не являющихся таможенными декларациями, порядок заполнения СПД не изменился, за исключением графы 6 «Сумма», которая заполняется в порядке, указанном в подпункте б) настоящего пункта.

  • Изменены требования по заполнению информации об «Ожидаемом сроке» в СВО (графа 11) и СПД (гр.10): ожидаемый срок не может превышать дату завершения исполнения обязательств по контракту, указанному в графе 6 раздела 3 «Общие сведения о контракте» ПС. При наличии в контракте конкретных сроков поставки товаров после оплаты или сроков поступления выручки, при расчете ожидаемых сроков для целей заполнения справок, не рекомендуется указывать общий срок действия договора.
  • В СПД выделен отдельный код вида подтверждающего документа для отражения в ведомости банковского контроля информации о суммах банковских комиссий, удержанных иностранными банками из суммы зачисленной выручки – 16_3 «Об удержании банками банковских комиссий за перевод денежных средств, причитающихся резиденту». Для отражения Банком в ведомости банковского контроля информации об удержанных комиссиях резидент может предоставить в Банк СПД с кодом 16_3 или заявление свободной формы с просьбой отразить удержанную комиссию в ведомости банковского контроля по ПС. Обращаем внимание, что информация об удержанных из суммы выручки комиссиях иностранных банков отражается в ведомости банковского контроля только при наличии в контракте условий об отнесении данных комиссий за счет резидента (п.9.6 Инструкции № 138-И).
  • В случае представления резидентом в уполномоченный банк СПД по таможенной декларации либо в случае указания в СВО/расчетном документе кода оплаты по факту при условии, что информация о ДТ в уполномоченный банк из ФТС РФ не поступала, банки отказывают в принятии таких СВО/СПД/расчетного документа на основании п.18.6.4 Инструкции № 138-И.
  • Переходные положения:
    • таможенные декларации, оформленные до 01.10.2013г. срок представления которых в Банк на дату вступления изменений в Инструкцию № 138-И не наступил, представляются резидентами вместе с СПД в сроки и в порядке, установленные измененным нормативным актом;
    • если на 01.10.2013г. срок представления таможенных деклараций и СПД истек, то СПД заполняется и представляется вместе с таможенными декларациями в соответствии с ранее установленным порядком (установленным до 01.10.2013г.);
    • если в дате, указанной в регистрационном номере таможенной декларации (графа А) содержится дата – до 01.10.2013г. а дата выпуска товаров, указанная в графе С ДТ – после 01.10.2013г. то такие ДТ представляются в Банк вместе со справкой о подтверждающих документах в срок – не позднее 15 рабочего дня месяца, следующего за месяцем их оформления, т.е. до 22 ноября 2013г.
  • В случае вывоза (ввоза) товара с территории РФ (на территорию РФ) при отсутствии требования о декларировании товаров (перемещение товаров между территориями стран Таможенного союза – Россия, Казахстан, Беларусь), помимо документов, подтверждающих ввоз (вывоз) таких товаров, резиденты обязаны представлять в уполномоченные банки статистическую форму учета перемещения товаров. Данная статистическая форма учета перемещения товаров представляется в банки в любой срок до закрытия ПС. Если при закрытии ПС (по любому из оснований закрытия), в досье по ПС отсутствуют статистические формы перемещения товаров на ранее представленные в Банк подтверждающие документы, то Банк будет вынужден зафиксировать нарушение резидентом требований пункта 9.1.2 Инструкции № 138-И.
  • Обращаем внимание, что в случае внесения декларантом в ДТ ошибочной информации о номере ПС, валюте договора, сумме товара, ИНН и принятия таможней такой ДТ, информация о таких ДТ будет автоматически отбракована программным комплексом таможенно-банковского обмена, а при неверном указании ПС может автоматически загрузиться в ошибочную ведомость банковского контроля и привести к искажению данных по ПС. При выявлении в оформленной ДТ каких-либо из перечисленных расхождений, декларант должен самостоятельно обратиться на таможню для внесения корректировок в ранее оформленную ДТ. Сообщаем, что банки не вправе и не имеют технической возможности корректировать информацию в получаемых из таможни ДТ и перемещать ДТ из одного ПС в другой.
  • Если после представления резидентом в Банк справки о подтверждающих документах в соответствии с требованиями п.9.8 Инструкции № 138-И, декларантом были внесены изменения в сумму такой ДТ, то после получения уполномоченным банком из таможни скорректированной информации по ДТ, резидент обязан представить в Банк корректирующую справку о подтверждающих документах с указанием в ней новых данных по такой ДТ. В качестве документа - основания для корректировки ранее представленной справки о подтверждающих документах, резидент может предоставить в Банк копию заявления на корректировку ДТ, представленного на таможню.
  • При переводе ПС в другой уполномоченный Банк и в случае, если между датой закрытия ПС и открытия ПС в другом уполномоченном банке, у резидента наступает срок представления справки о подтверждающих документах, то такие справки вместе с подтверждающими документами (кроме таможенных деклараций) представляются в новый банк в срок – 3 рабочих дня после даты принятия ПС новым банком.
  • Более подробная информация об изменениях, вносимых в Инструкцию № 138-И, содержится в самой Инструкции № 138-И. Рекомендуем ее внимательно изучить!

    При возникновении вопросов, подразделения валютного контроля нашего Банка будут рады Вам на них ответить!

    Настоящая информация будет размещена на сайте нашего Банка в разделе «Корпоративным клиентам / Валютный контроль / Информация для клиентов».

    Благодарим Вас за сотрудничество с нашим Банком!

    С уважением, Управление валютного контроля ОАО «МДМ Банк»

    Глава 8

    Законодательная база Российской Федерации

    • Главная
    • ИНСТРУКЦИЯ ЦБ РФ от 04.06.2012 N 138-И "О ПОРЯДКЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РЕЗИДЕНТАМИ И НЕРЕЗИДЕНТАМИ УПОЛНОМОЧЕННЫМ БАНКАМ ДОКУМЕНТОВ И ИНФОРМАЦИИ, СВЯЗАННЫХ С ПРОВЕДЕНИЕМ ВАЛЮТНЫХ ОПЕРАЦИЙ, ПОРЯДКЕ ОФОРМЛЕНИЯ ПАСПОРТОВ СДЕЛОК, А ТАКЖЕ ПОРЯДКЕ УЧЕТА УПОЛНОМОЧЕННЫМИ БАНКАМИ ВАЛЮТНЫХ ОПЕРАЦИЙ И КОНТРОЛЯ ЗА ИХ ПРОВЕДЕНИЕМ"

    ИНСТРУКЦИЯ ЦБ РФ от 04.06.2012 N 138-И "О ПОРЯДКЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РЕЗИДЕНТАМИ И НЕРЕЗИДЕНТАМИ УПОЛНОМОЧЕННЫМ БАНКАМ ДОКУМЕНТОВ И ИНФОРМАЦИИ, СВЯЗАННЫХ С ПРОВЕДЕНИЕМ ВАЛЮТНЫХ ОПЕРАЦИЙ, ПОРЯДКЕ ОФОРМЛЕНИЯ ПАСПОРТОВ СДЕЛОК, А ТАКЖЕ ПОРЯДКЕ УЧЕТА УПОЛНОМОЧЕННЫМИ БАНКАМИ ВАЛЮТНЫХ ОПЕРАЦИЙ И КОНТРОЛЯ ЗА ИХ ПРОВЕДЕНИЕМ"

    ИНСТРУКЦИЯ ЦБ РФ от 04.06.2012 N 138-И "О ПОРЯДКЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РЕЗИДЕНТАМИ И НЕРЕЗИДЕНТАМИ УПОЛНОМОЧЕННЫМ БАНКАМ ДОКУМЕНТОВ И ИНФОРМАЦИИ, СВЯЗАННЫХ С ПРОВЕДЕНИЕМ ВАЛЮТНЫХ ОПЕРАЦИЙ, ПОРЯДКЕ ОФОРМЛЕНИЯ ПАСПОРТОВ СДЕЛОК, А ТАКЖЕ ПОРЯДКЕ УЧЕТА УПОЛНОМОЧЕННЫМИ БАНКАМИ ВАЛЮТНЫХ ОПЕРАЦИЙ И КОНТРОЛЯ ЗА ИХ ПРОВЕДЕНИЕМ"

    Глава 8. Порядок внесения изменений в паспорт сделки (переоформление паспорта сделки)

    8.1. При внесении изменений и (или) дополнений в контракт (кредитный договор), которые затрагивают сведения, содержащиеся в оформленном ПС, либо изменения иной информации, указанной в оформленном ПС (за исключением изменения информации о банке ПС), резидент направляет в банк ПС заявление о переоформлении ПС.

    8.2. В заявлении резидента о переоформлении ПС должны быть указаны:

    сведения о резиденте - полное или сокращенное фирменное наименование юридического лица (его филиала) для коммерческих организаций, наименование юридического лица (его филиала) для некоммерческих организаций или фамилия, имя, отчество (при его наличии) физического лица - индивидуального предпринимателя, физического лица, занимающегося в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой. В написании наименования допускается использование общепринятых сокращений;

    реквизиты ПС (номер и дата ПС), раздел ПС, в который вносятся изменения, и содержание указанных изменений;

    указание на документы и информацию, которые являются основанием для переоформления ПС, и их реквизиты;

    дата подписания резидентом заявления о переоформлении ПС и проставлена его подпись.

    В одном заявлении о переоформлении ПС резидент может указать информацию о переоформлении нескольких ПС.

    8.3. Одновременно с заявлением о переоформлении ПС резидент представляет в банк ПС документы и информацию, которые являются основанием внесения изменений в ПС, за исключением случая, установленного пунктом 8.8 настоящей Инструкции.

    8.4. Документы и информация, которые указаны в пункте 8.3 настоящей Инструкции, представляются резидентом в срок не позднее 15 рабочих дней после даты оформления соответствующих документов, за исключением случаев, установленных абзацем третьим настоящего пункта, пунктами 7.10 и 8.8 настоящей Инструкции.

    Датой оформления документа, указанного в пункте 8.3 настоящей Инструкции, является наиболее поздняя по сроку дата его подписания или дата вступления его в силу либо в случае отсутствия этих дат - дата его составления.

    При изменении сведений о резиденте, указанных в ранее оформленном ПС, заявление о переоформлении ПС, документы и информация, которые необходимы для переоформления ПС, представляются резидентом в срок не позднее 30 рабочих дней после даты внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр юридических лиц, либо в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, либо в реестр государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой, либо в реестр адвокатов субъекта Российской Федерации.

    8.5. Банк ПС в срок, не превышающий три рабочих дня после даты представления резидентом заявления о переоформлении ПС и документов и информации, которые необходимы для переоформления ПС, проверяет заявление о переоформлении, полноту представленных документов, наличие и соответствие оснований для переоформления ПС и принимает решение о переоформлении ПС либо об отказе в переоформлении ПС.

    Заявление о переоформлении ПС, документы и информация, которые указаны в пункте 8.3 настоящей Инструкции, считаются представленными резидентом в срок, установленный пунктом 8.4 настоящей Инструкции, в случае если уполномоченным банком приняты представленные резидентом заявление о переоформлении ПС, документы и информация, которые необходимы для переоформления ПС, и ПС переоформлен в срок, не превышающий в совокупности сроки, установленные настоящим пунктом и пунктом 8.4 настоящей Инструкции.

    8.6. Банк ПС отказывает резиденту в переоформлении ПС в случае непредставления резидентом документов и информации, которые необходимы для переоформления ПС, в том числе представления неполного комплекта документов и информации, несоответствия сведений и информации, которые содержатся в представленных документах и информации, заявлению о переоформлении ПС, в том числе отсутствия в них оснований для переоформления ПС.

    В случае отказа в переоформлении ПС банк ПС не позднее срока, установленного абзацем первым пункта 8.5 настоящей Инструкции, возвращает резиденту заявление о переоформлении ПС, представленные документы и информацию и информирует резидента о причинах отказа в переоформлении ПС с указанием даты возврата представленных документов и информации.

    В случае получения резидентом отказа банка ПС в переоформлении ПС резидент после устранения выявленных недостатков повторно представляет в банк ПС заявление о переоформлении ПС и необходимые документы и информацию.

    8.7. При принятии заявления о переоформлении ПС, документов и информации, которые необходимы для переоформления ПС, банк ПС в установленный абзацем первым пункта 8.5 настоящей Инструкции срок вносит необходимые изменения в соответствующий раздел ранее оформленного ПС, который ведется в электронном виде, с сохранением номера ПС и всех иных реквизитов ПС в неизменном виде.

    Переоформленный ПС подписывается ответственным лицом и не позднее двух рабочих дней после даты переоформления направляется банком ПС резиденту.

    8.8. В случае если в контракте (кредитном договоре) содержатся условия о возможности его продления (пролонгации) без подписания дополнений и изменений к контракту (кредитному договору), резидент для переоформления ПС в связи с необходимостью указания иной даты завершения исполнения обязательств по контракту (кредитному договору) не позднее 15 рабочих дней после даты, указанной в графе 6 раздела 3 оформленного ПС, представляет в банк ПС только заявление о переоформлении ПС с указанием в нем новой даты завершения исполнения обязательств по контракту (кредитному договору).

    8.9. При реорганизации банка ПС в форме преобразования (изменение наименования и (или) организационно-правовой формы) переоформление ПС осуществляется банком ПС самостоятельно без представления резидентом заявления о переоформлении ПС.

    В этом случае новое наименование и (или) новая организационно-правовая форма банка ПС вносятся в ПС, который ведется в электронном виде, в установленные банком ПС сроки, но не позднее 60 календарных дней после даты внесения соответствующих изменений в Книгу государственной регистрации кредитных организаций или одновременно с переоформлением ПС по заявлению резидента, указанному в пункте 8.1 настоящей Инструкции, либо одновременно с закрытием ПС (без предварительного переоформления ПС), если эти события наступили раньше установленного банком ПС срока.

    Внесение в ПС указанных в настоящем пункте изменений осуществляется банком ПС самостоятельно, такой ПС подписывается ответственным лицом и направляется резиденту. При отражении в ПС указанных в настоящем пункте изменений по заявлению резидента при очередном переоформлении резидентом ПС либо при закрытии ПС банк ПС направляет резиденту ПС с учетом сроков, установленных настоящей главой и главой 7 настоящей Инструкции.

    • Главная
    • ИНСТРУКЦИЯ ЦБ РФ от 04.06.2012 N 138-И "О ПОРЯДКЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РЕЗИДЕНТАМИ И НЕРЕЗИДЕНТАМИ УПОЛНОМОЧЕННЫМ БАНКАМ ДОКУМЕНТОВ И ИНФОРМАЦИИ, СВЯЗАННЫХ С ПРОВЕДЕНИЕМ ВАЛЮТНЫХ ОПЕРАЦИЙ, ПОРЯДКЕ ОФОРМЛЕНИЯ ПАСПОРТОВ СДЕЛОК, А ТАКЖЕ ПОРЯДКЕ УЧЕТА УПОЛНОМОЧЕННЫМИ БАНКАМИ ВАЛЮТНЫХ ОПЕРАЦИЙ И КОНТРОЛЯ ЗА ИХ ПРОВЕДЕНИЕМ"

    Письмо ФТС России от N 01-11

    Письмо ФТС России от 23.11.2012 N 01-11/58089"Об Инструкции Банка России от 04.06.2012 N 138-И"(вместе с Письмом& Росфиннадзора от 05.10.2012 N 43-01-06-25/4133)

    ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОГО НАДЗОРА

    от 5 октября 2012 г. N 43-01-06-25/4133

    С 1 октября 2012 года вступила в силу инструкция Банка России от 04.06.2012 N 138-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением" (далее - Инструкция N 138-И).

    Инструкция N 138-И заменила положение Банка России от 01.07.2004 N 258-П и инструкцию Банка России от 15.06.2004 N 117-И, а также указание Банка России от 10.12.2007 N 1950-У, которые с 01.10.2012 утратили силу.

    Инструкция N 138-И устанавливает:

    - порядок представления резидентами и нерезидентами в уполномоченные банки документов и информации, которые связаны с проведением валютных операций;

    - порядок оформления паспортов сделок;

    - порядок учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением.

    Кроме того, Инструкцией N 138-И в порядок представления форм учета, подтверждающих документов и информации, оформления паспортов сделок вносится ряд нововведений, в том числе:

    - в качестве форм учета по валютным операциям резидентов определены только справка о валютных операциях и справка о подтверждающих документах;

    - при зачислении и списании валюты Российской Федерации предусмотрено представление единой справки о валютных операциях по договорам, по которым открыт паспорт сделки (справки о поступлении валюты Российской Федерации представляться не будут);

    - при осуществлении валютных операций, связанных с расчетами по контракту (кредитному договору) через счета резидента, открытые в банке-нерезиденте, предусмотрено представление справок о валютных операциях по договорам, по которым открыт паспорт сделки (справки о расчетах через счета за рубежом представляться не будут);

    - уточнено, что паспорт сделки оформляется, в том числе по агентским договорам, договорам комиссии и поручениям, а также договорам аренды и лизинга;

    - установлена возможность оформления паспорта сделки по предварительным договорам, предложениям о заключении таких договоров (соглашений), содержащим все существенные условия договора (оферта, публичная оферта), проектам договоров (контрактов, соглашений);

    - изменен порядок представления справки о валютных операциях при списании денежных средств с использованием банковской карты по контракту, по которому оформлен паспорт сделки;

    - по кредитным договорам сумма, при которой оформляется паспорт сделки, повышена до 50 000 долларов США;

    - установлен порядок представления форм учета, подтверждающих документов и информации, оформления паспортов сделки при уступке права требования, переводе долга и исполнении обязатель ств тр етьим лицом и др.

    Инструкция N 138-И предусматривает возможность делегирования уполномоченному банку на основании представляемых резидентом документов и иной информации права заполнять справку о валютных операциях (п. п. 2.4, 2.9, 3.9, 3.15), справку о подтверждающих документах (п. п. 9.4, 9.7), паспорт сделки (п. п. 6.3, 6.11), что не освобождает резидента от ответственности за соблюдение установленных сроков исполнения соответствующих обязанностей, включая сроки представления необходимых документов.

    Учитывая вносимые Инструкцией N 138-И изменения, сообщаем следующее.

    I. О квалификации административных правонарушений.

    1. В отношении нарушений акта органа валютного регулирования, после его вступления в силу, образующих составы административных правонарушений, резиденты подлежат привлечению к административной ответственности по ч. ч. 6, 6.1, 6.2, 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ в части форм учета по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций за.

    - несоблюдение установленного порядка представления справки о валютных операциях (главы 2 - 3, 11 - 14, 16 - 18 и Приложение 1 к Инструкции N 138-И);

    - нарушение установленных сроков представления справки о валютных операциях и (или) документов, связанных с проведением валютных операций, при зачислении на транзитный валютный счет резидента иностранной валюты, либо при зачислении на расчетный счет резидента в валюте Российской Федерации валюты Российской Федерации, поступившей от нерезидента (п. п. 2.3, 3.8 Инструкции N 138-И);

    - нарушение установленных сроков представления справки о валютных операциях и (или) документов, связанных с проведением валютных операций, при осуществлении резидентом валютных операций, связанных со списанием иностранной валюты с расчетного счета в иностранной валюте либо со списанием валюты Российской Федерации с расчетного счета в валюте Российской Федерации с использованием банковской карты, по контракту, по которому оформлен паспорт сделки (далее - ПС) (п. п. 2.5, 3.10 Инструкции N 138-И);

    - нарушение установленных сроков представления справки о валютных операциях и (или) копий выписок из счета при осуществлении резидентом валютных операций в иностранной валюте либо в валюте Российской Федерации по контракту (кредитному договору), по которому оформлен ПС, через счет, открытый в банке-нерезиденте (п. п. 2.6, 3.11, 11.5, 11.10 Инструкции N 138-И);

    - нарушение установленных сроков представления справки о валютных операциях и (или) документов, связанных с проведением третьим лицом - резидентом валютных операций по контракту (кредитному договору), по которому оформлен ПС (п. п. 2.7, 3.12, 11.5, 11.10, 12.4 - 12.6 Инструкции N 138-И);

    - нарушение установленных сроков представления справки о валютных операциях и (или) документов, связанных с проведением расчетов по аккредитиву, при осуществлении резидентом валютных операций в иностранной валюте либо в валюте Российской Федерации по контракту, по которому оформлен ПС (п. п. 2.8, 3.13, 16.3, 16.5 Инструкции N 138-И);

    - нарушение установленных сроков представления корректирующей справки о валютных операциях и (или) документов, подтверждающих изменения в принятой уполномоченным банком справке о валютных операциях (п. п. 2.9, 3.15 Инструкции N 138-И), в том числе в случае внесения во внешнеторговые импортные контракты изменений (дополнений) в части сроков исполнения обязательств нерезидентами при наличии авансовых платежей со стороны резидента (п. 1 ч. 1.1 ст. 19 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", п. 11 Порядка заполнения справки о валютных операциях Приложения 1 к Инструкции N 138-И);

    - нарушение установленных сроков представления справки о валютных операциях и документов, связанных с проведением валютных операций, при зачислении на расчетный счет резидента в валюте Российской Федерации валюты Российской Федерации, поступившей от нерезидента, в случае несогласия резидента с кодом вида валютной операции, указанным в поступившем от нерезидента расчетном документе по валютной операции, либо если в расчетном документе по валютной операции не был указан код вида валютной операции (п. п. 3.8, 3.14 Инструкции N 138-И);

    - несоблюдение установленного порядка представления справки о подтверждающих документах и (или) нарушение установленного порядка представления подтверждающих документов (главы 9, 12 - 14, 18 и Приложение 5 к Инструкции N 138-И);

    - непредставление при закрытии ПС документов, подтверждающих уступку требования по контракту (кредитному договору) другому лицу - резиденту либо перевод долга по контракту (кредитному договору) на другое лицо - резидента (п. 7.3 Инструкции N 138-И);

    - непредставление при закрытии ПС справки о подтверждающих документах и документов, содержащих сведения, подтверждающие исполнение (прекращение) обязательств по контракту (кредитному договору) по иным, не указанным в подпунктах 7.1.2 - 7.1.4 пункта 7.1 Инструкции N 138-И, основаниям (п. 7.4 Инструкции N 138-И);

    - нарушение установленных сроков представления справки о подтверждающих документах и (или) подтверждающих документов (п. 9.2 Инструкции N 138-И);

    - нарушение установленных сроков представления корректирующей справки о подтверждающих документах и (или) документов, подтверждающих изменения в принятой уполномоченным банком справке о подтверждающих документах (п. 9.7 Инструкции N 138-И), в том числе в случае внесения изменений (дополнений) во внешнеторговые экспортные контракты в части сроков исполнения нерезидентами обязательств по оплате полученных товаров, работ, услуг, информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них при наличии предоставленного резидентом коммерческого кредита в виде отсрочки оплаты (п. 2 ч. 1.1 ст. 19 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", п. 10 Порядка заполнения справки о подтверждающих документах Приложения 5 к Инструкции N 138-И);

    - непредставление при оформлении нового ПС справки о подтверждающих документах и подтверждающих документов и (или) справки о валютных операциях в случае, если в период между датой отзыва банковской лицензии и оформлением нового ПС в другом уполномоченном банке по контракту (кредитному договору) происходит исполнение обязательств, отличное от указанного в пункте 13.3 Инструкции N 138-И (п. 13.4 Инструкции N 138-И);

    - непредставление при принятии на обслуживание ПС новым банком ПС справки о подтверждающих документах и подтверждающих документов и (или) справки о валютных операциях в случае, если в период между датой закрытия ПС и датой принятия ПС на обслуживание новым банком ПС наступает срок представления справки о подтверждающих документах и (или) справки о валютных операциях об исполнении обязательств по такому контракту (кредитному договору) способом, отличным от указанного в абзаце втором пункта 14.2 Инструкции N 138-И (п. 14.7 Инструкции N 138-И);

    - нарушение установленного порядка и (или) сроков представления в уполномоченный банк справки о валютных операциях и (или) справки о подтверждающих документах и подтверждающих документов при переводе долга, уступке требования или исполнении обязатель ств тр етьим лицом (п. п. 12.4 - 12.9 Инструкции N 138-И).

    Своевременное представление формы учета по валютной операции без соответствующих документов, а равно с ненадлежащими документами не освобождает лицо от административной ответственности за нарушение установленного порядка (сроков) представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций.

    При квалификации деяний следует учитывать, что Инструкцией N 138-И сроки исполнения обязанностей по представлению форм учета, подтверждающих документов и информации установлены в рабочих днях.

    2. В отношении нарушений акта органа валютного регулирования, после его вступления в силу, образующих составы административных правонарушений, резиденты подлежат привлечению к административной ответственности по ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ в части установленных правил оформления паспортов сделок за.

    - нарушение установленных правил оформления паспортов сделок (главы 6, 8, 11 - 14, 17 и Приложение 4 к Инструкции N 138-И), в том числе:

    - неисполнение обязанности по оформлению паспорта сделки и (или) непредставление резидентом уполномоченному банку документов для заполнения паспорта сделки (п. п. 6.1 - 6.3 Инструкции N 138-И);

    - открытие резидентом более одного паспорта сделки по каждому контракту (кредитному договору), за исключением указанных в главе 12 Инструкции N 138-И случаев (п. 6.4 Инструкции N 138-И);

    - нарушение сроков оформления паспорта сделки и (или) сроков представления резидентом уполномоченному банку документов для заполнения паспорта сделки (п. 6.5 Инструкции N 138-И);

    - непредставление, а равно представление с нарушением установленных сроков контракта (кредитного договора), если паспорт сделки оформлен на основании проекта контракта (кредитного договора) (п. 6.12 Инструкции N 138-И);

    - нарушение установленных порядка и (или) сроков внесения изменений в паспорт сделки (переоформления паспорта сделки) (п. п. 8.1 - 8.4, 8.8 Инструкции N 138-И);

    - нарушение установленных порядка и (или) сроков оформления ПС резидентом при уступке требования или переводе долга (п. п. 12.2 - 12.3 Инструкции N 138-И);

    - нарушение установленного порядка оформления ПС резидентом при наличии агентского соглашения (п. 12.12 Инструкции N 138-И);

    - нарушение установленных порядка и (или) сроков оформления ПС резидентом в случае осуществления резидентом первой валютной операции, связанной с расчетами в пользу нерезидента с использованием банковской карты (п. 12.13 Инструкции N 138-И);

    - нарушение установленных порядка и (или) сроков представления документов для оформления ПС в случае отзыва лицензии на осуществление банковских операций у уполномоченного банка, у которого в указанном банке был оформлен (находился на обслуживании) ПС (п. п. 13.1 - 13.3 Инструкции N 138-И);

    - нарушение установленных порядка и (или) сроков представления документов для перевода ПС в связи с переводом контракта (кредитного договора) на обслуживание в новый банк ПС (п. п. 14.2, 14.8 Инструкции N 138-И).

    При исчислении сроков исполнения обязанностей следует учитывать, что резидент обязан для оформления ПС представить соответствующие документы с учетом срока их проверки уполномоченным банком (п. п. 6.5, 6.7 и 6.11 Инструкции N 138-И). При представлении справки о валютных операциях, справки о подтверждающих документах и подтверждающих документов в срок исполнения обязанности резидентом срок их проверки уполномоченным банком не включается.

    Приведенный перечень составов административных правонарушений не является окончательным и будет корректироваться с учетом правоприменительной практики.

    II. О применении ст. 1.7 КоАП РФ.

    В соответствии с ч. 1 ст. 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

    Согласно ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

    В связи с этим при проведении проверочных мероприятий и производстве по делам об административных правонарушениях подлежит уточнению срок исполнения резидентом обязанности по представлению конкретной формы учета, подтверждающего документа или информации (далее - документы).

    В случае. если Инструкцией N 138-И предусмотрены сроки исполнения обязанностей более длительные, чем те, которые резидент обязан был соблюдать на момент возникновения обязанности по представлению в уполномоченный банк соответствующих документов, квалифицировать действия (бездействие) резидента с 01.10.2012 следует с учетом новых требований. При сокращении сроков исполнения обязанностей (ухудшении положения резидента) либо неизменности таких сроков после 01.10.2012 (положение резидента не изменилось), действие (бездействие) резидента подлежит квалификации с учетом действовавших на момент его совершения требований.

    В случае. если дело возбуждалось по одной части статьи 15.25 КоАП РФ, а с учетом вступивших в силу положении Инструкции N 138-И просрочка исполнения резидентом обязанности сократилась (что предполагает применение более низкой санкции), в постановлении по делу об административном правонарушении следует мотивированно переквалифицировать совершенное правонарушение с назначением санкции соответствующей части статьи 15.25 КоАП РФ. При неизменности подлежащей применению санкции в постановлении по делу об административном правонарушении указывается та же часть статьи 15.25 КоАП РФ.

    Если на момент рассмотрения дела об административном правонарушении обязанность резидента упразднена, производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению с вынесением соответствующего постановления по делу об административном правонарушении (например, при нарушении правил оформления ПС по кредитным договорам на сумму до 50 тысяч долларов США). Кроме того, подлежит прекращению исполнение вынесенного ранее постановления о назначении административного наказания в порядке ст. ст. 31.7 и 31.8 КоАП РФ.

    В случае. если на момент вступления в силу Инструкции N 138-И постановление о назначении административного наказания не исполнено, а с учетом новых требований санкция за такое правонарушение более низкая, постановление о прекращении исполнения постановления необходимо вынести в части неисполненной суммы назначенного ранее административного штрафа, подлежащего снижению с учетом требований ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ.

    Следует отметить, что в части переходных положений Банком России установлены отдельные порядок и сроки исполнения резидентами обязанностей (глава 20 Инструкции N 138-И), в том числе в случае, если на дату вступления в силу Инструкции N 138-И в уполномоченном банке на проверке находятся справка о валютных операциях, расчетный документ по валютной операции, справка о поступлении валюты Российской Федерации, справки о расчетах через счета за рубежом, справка о подтверждающих документах (ст. 20.8 Инструкции N 138-И).

    Указанные подходы согласуются с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (определения от 02.05.2012 N ВАС-2265/12, от 12.07.2012 N ВАС-8280/12; постановления Президиума от 24.07.2012 N 2522/12 по делу N А40-99688/11-148-888, от 24.04.2012 N 15230/11 по делу N А65-6649/2011, от 05.07.2011 N 2174/11 по делу N А36-5683/2009; постановление Пленума от 22.06.2012 N 37 "О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения").