Руководства, Инструкции, Бланки

Как Написать Сочинение 15.3 Огэ Образец img-1

Как Написать Сочинение 15.3 Огэ Образец

Рейтинг: 4.8/5.0 (1410 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему: Технология выполнения задания 15

Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему:
Технология выполнения задания 15.3 ОГЭ по русскому языку с примером ученического сочинения

Алгоритм написания сочинения

на морально- этическую тему (задание 15.3 ОГЭ)

Шаг 1. Внимательно прочитать текст. Понять, о чём в нём говорится

Шаг 2. Внимательно прочитать задание 15.3.

Шаг 3. Определить лексическое значение ключевого слова (написано заглавными буквами)

Шаг 4. Сформулировать тезис, перефразировав вопрос (заменить вопросительное слово КАК словом ТАК)

Шаг 5. (1 абзац из двух предложений (тезис) Написать на черновике вступление

Клише: Значение слова … я понимаю так: … - это…

Своё понимание значения слова … я раскрою на примере текста ( инициалы и фамилия автора автора)

Шаг 6. (2 абзац, 1-й пример-аргумент из текста)

Своими словами передать мыль автора, содержание той части текста, которая подтверждает тезис. Указать номера предложений

Клише: 1) Так герой (героиня)рассказа….

Шаг 7. (3 абз. 2-й пример-аргумент из жизни)

Продумать смысловой переход к примеру из жизни (из личного опыта, из истории, из литературы, из телевидения и кино).

(3 абз. 2 довод, пример из жизни)

Клише: 1) Примеры проявления … можно увидеть не только в литературе, но и в жизни.

2) Примеры проявления … можно увидеть и в произведениях других писателей. Так, герой книги «…» (инициалы, фамилия автора)

3) И в жизни нередко встречаются примеры проявления…( такие люди, как…)

Шаг 8. Сформулировать вывод (4 абз. возврат к понятию.)

Клише: Таким образом, … в жизни человека играет важную роль, ведь если каждый из нас будет …, то и общество в целом изменится в лучшую сторону.

Шаг 9. Проверить орфографию, пунктуацию, речь и грамматику. Сосчитать количество слов (объём сочинения: не менее 70 слов).

Шаг 10. Разборчивым почерком переписать на бланк.

Нечто положительное, светлое, хорошее, полезное, противоположное злу.

Читая биографию А.С Пушкина я узнала об одном из его лицейских друзей Виленьке Это настоящие друзья, готовые понять друг друга. Когда Пушкин в стихах написал обидные строки в адрес Виленьки, тот не обиделся, не стал упрекать друга, а воскликнул: «А если судишь меня строго, то ведь это потому, что ты знаешь, как высок долг поэта».

Близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

Я считаю, что самая преданная дружба это дружба человека и животного. Например, в фильме «Хатико» пес ждал своего хозяина даже после его смерти. Животные самые преданные и верные друзья,ведь мы для них единственные на этом свете

Достойный человека, отзывчивый, гуманный.

По-настоящему человек раскрывается лишь в экстремальных условиях. Так, сержант Фрэнк Прейтор во время Корейской войны кормил и ухаживал за котенком, мать которого погибла под обстрелом. Я считаю, что это яркий пример человечности, ведь даже в трудное время он остался добрым и хорошим человеком.

Воспитание самого себя.

Ярким примером самовоспитания служит Александр Васильевич Суворов. Он рос слабым, часто болел. Отец готовил его на гражданскую службу. Однако с детских лет Суворов проявил тягу к военному делу. Решив стать военным, Суворов стал закаляться и заниматься физическими упражнениями. В итоге он стал великим русским полководцем, имя которого известно до сих пор.

Жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем.

Одним из примеров сострадания служит жизнь девятилетней Бейквит Рейчел. Она была обычной американской девочкой, но всегда отличалась особой добротой. В 8 лет Бейквит создала свой благотворительный фонд, и её единственным желанием было собрать 300$, чтобы помочь людям, нуждающимся в питьевой воде. К сожалению, авария унесла её жизнь до того, как она осуществила свое дело, но даже после смерти она смогла помочь, став донором для тяжелобольного ребенка.

  1. Очень основательный, убедительный.
  2. Обладающий твердой волей, стойкий.
  3. Значительный ( по величине, степени ).
  4. Сведущий, талантливый.

Ник Вуйчич – человек, родившийся без рук и без ног. Он никогда не унывает и живет полной жизнью. В 7 лет Ник пошел в школу и был прилежным учеником В 19 лет он изучал финансовое планирование в университете, где однажды ему предложили выступить перед студентами. На речь отвели семь минут, но уже через три минуты зал хлюпал носами. Ник говорил о том, что у каждого человеческого существа есть ценность. Сейчас ему 32, он женат и воспитывает сына. Этот пример показывает, что главное не сдаваться и любить жизнь такой, какая она есть.

Всё красивое, прекрасное, все то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение.

Лиззи Веласкес, которую назвают самой страшной женщиной в мире, на самом деле можно было бы назвать самой жизнестойкой. Она родилась с очень редкой болезнью из-за которой её организм не может накапливать жир. Чтобы жить ей нужно есть каждые 20 минут. Несмотря на свою болезнь, девушка пишет книги о том, как принять себя. Книги Лиззи уже завоевали немалую популярность в США. А еще у нее много друзей, она регулярно выступает перед аудиторией и очень любит посещать. маникюрный салон. Это доказывает,что главное не внешность,а внутренний мир.

  1. Лицо, которое обучает чему-нибудь, преподаватель
  2. Глава учения, человек, который учит чему-нибудь.

В детстве учитель для ребенка служит примером, а иногда даже опорой и поддержкой. Так в произведении «Уроки французского» учительница Лидия Михайловна так хотела помочь Володе, что начала играть с ним на деньги. Её поймали и выгнали из школы, а Володя ещё долго вспоминал неравнодушную женщину,которая хотела помочь маленькому мальчику.

  1. Всё существующее во Вселенной.
  2. Весь органический и неорганический мир в его противопоставлении человеку.

Природа в жизни человека играет огромную роль. Так в произведении «Князь Игорь» природа на протяжении всего произведения сопровождает героя, подсказывает правильный путь и уберегает от опасности.

Предварительный просмотр:

Сочинение (ОГЭ 15.2) в. №2

Я понимаю финальное предложение текста так: Ленка показывает себя человеком мудрым, она намного взрослее своих сверстников по уму, за её слабой наружностью скрывается сильная личность

Во-первых, она была мудрее и добрее остальных ребят (предложения 35,36 ). Лене стало жалко Диму, и она не стала его бойкотировать, в отличие от всего класса.

Во-вторых, Лена – человек, умеющий прощать (предложения 51- 55). Несмотря на давление, она сумела проявить стойкость характера, не присущую характерам её сверстников.

Таким образом, мы поняли, что Ленка была очень добрая и умела прощать. Поэтому текст и заканчивается ее словами: «И никогда никого не буду травить. Хоть убейте!»

Хмелинина Анастасия 9-Б класс

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания В 1 ЕГЭ по русскому языку с ответами

Тематические тестовые задания В 1 помогут отработать с учащимися навыки определения способов образования слов и подготовить их к выполнению части В ЕГЭ по русскому языку.

Статья «Работа над средствами выразительности в процессе подготовки учащихся к выполнению задания В 8 ЕГЭ по русскому языку»

Методы и приемы работы, используемые при выполнении задания В8.

Статья «Работа над средствами выразительности в процессе подготовки учащихся к выполнению задания В 8 ЕГЭ по русскому языку»

Методы и приемы, используемые при выполнении задания В8 ЕГЭ по русскому языку.

Презентация состоит из двух частей. 1 часть - теоретический материал, необходимый для выполнения задания А 18. Он расположен в логической последовательности и содержит алгоритм применения. 2 час.

Интерактивный тренажёр по отработке выполнения задания А 4 ЕГЭ по русскому языку

Интегрированный урок на тему: «Практикум по подготовке к сдаче ОГЭ по русскому языку (с привлечением исторического материала об Александре Невском)»

Данный урок представляет собой подготовку при сдаче основного государственного экзамена в 9 классе.Рассчитан на 2 часа.

Пособие для подготовки к ОГЭ по русскому языку (с учетом изменений 2015 года)

Пообие содержит теоретический материал для подготовки к ОГЭ по русскому языку (для заданий 1, 3-11 и 15) и практический материал к заданиям (тесты, ученические тексты сочинений 15.2 и 15.3 и.

Другие статьи

Судебные шаблоны

Как писать сочинение-рассуждение 15.3?

Примерная формулировка задания (по демоверсии ФИПИ 2015):

Как Вы понимаете значение слова ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: Что такое человечность, взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй - из Вашего жизненного опыта.

Клише для сочинения 15.3. ОГЭ по русскому языку

Данные клише призваны лишь помочь Вам в формулировании мыслей, использовать именно это фразы вовсе не обязательно. Сочинение по заданию 15.3. может выглядеть и более творчески, обязательным условием является соблюдение структуры сочинения:

Человечность - это нравственное качество, которое предполагает уважение и сочувствие к людям, доброжелательность и терпимость. В современном мире и так достаточно зла, людям нужно быть внимательнее и добрее по отношению друг к другу.

Нельзя назвать человечным поведение двух девочек и мальчика из текста Б. Васильева. Они совершили кражу, воспользовавшись слепотой старой женщины. Письма с фронта были самым дорогим для Анны Федотовны. Бесчеловечный поступок ребят привёл к тому, что душа её ослепла и оглохла.

Ученики нашей школы оказывают посильную помощь ветеранам Великой Отечественной войны и вдовам ветеранов. Я думаю, это нужно не только им, но и нам. Помогая другим, человек проявляет свои лучшие качества, человечность - одно из них.

Добрые чувства должны формироваться с детства, усваиваться одновременно с познанием первых и важных истин. Без человечности невозможна душевная красота человека. (125 слов)

Как найти аргументы в тексте?

Самым трудным является поиск аргументов в тексте. Если Вы не очень хорошо разбираетесь в средствах художественной выразительности. то перед экзаменом их, конечно, лучше повторить. В задании 15.3. использовать их в качестве аргумента не обязательно, но умелое использование выразительных средств обязательно будет оценено проверяющим. На самом экзамене большим подспорьем Вам станет, как ни странно, сама экзаменационная работа. Аргумент № 1 Вы берете из прочитанного текста. Задумайтесь о проблеме, поднятой в тексте, о том, как разрешается данная проблема в тексте. Аргумент № 2 Вам подскажет собственный жизненный опыт. Задумайтесь о том, актуальна ли данная проблема в настоящее время? Как проявляется проблема в наши дни? И напишите об этом

Вот и все! Успехов на экзамене!

Много примеров хороших сочинений ОГЭ по русскому

Сочинение-рассуждение 15.3 на ОГЭ 2015 года (По тесту 11 сборника тестов И.П.Цыбулько. Вариант 2.)

По словам философа И.Канта, «человечность-это способность участвовать в судьбе других людей». Могу добавить от себя: « И животных, и птиц…» Об этом рассказывается в произведениях многих классиков.

Так, охотник, герой текста писателя Э. Сетон-Томпсона, все лето преследовал оленя-красавца с целью убить его. И вот долгожданная встреча! Олень и человек долго смотрят в глаза друг другу, после чего мысль об убийстве животного покажется охотнику невозможной (предложение 22). Яну как будто помешает что-то. Его внутренний голос будет приказывать стрелять, а доброе сердце подсказывать другой выход: опустить ружье. Охотник поступит по-человечески: участвуя в судьбе животного, он отпустит оленя Песчаных холмов!

Оказывается, чувство гуманности свойственно не только людям! Когда в августе 1996 года в одном из зоопарков США трёхлетний мальчик залезет на ограду и свалится с неё прямо в вольер с гориллами, он сильно ударится головой о землю и потеряет сознание. На помощь придет горилла по имени Бинти-Джуа. Она осторожно поднимет малыша, возьмет его на руки, покачивая, донесет до входа в вольер, где его уже будут ждать спасатели. Вот вам и обезьяна! Обезьяна, проявившая милосердие!

Итак, человечность-это способность проявлять доброту, участие, помощь не только людям, но и животным.

Сочинение-рассуждение 15.3 ОГЭ

Насколько полезным оказался материал?

Как Вы понимаете значение слова ЖЕСТОКОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение- рассуждение на тему: «Что такое жестокость». взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример- аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, тотакая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

1. Даём определение слова

Определение - логическая операция, раскрывающая содержание понятия.

  • установление смысла незнакомого слова с помощью слов знакомых и уже осмысленных в левую часть определения входит определяемый термин, а в правую - определяющее выражение, содержащее только знакомые слова
  • уточнение предмета рассмотрения, однозначная его характеристика.

    Дать определение слова - это значит подвести данное понятие под другое, более широкое.

  • Жесткость - равнодушие или пренебрежение чужими страданиями.
  • Жестокость – это бездушие, бесчувственность, бесчеловечность.
  • Жестокость - безразличное отношение к страданиям людей или сознательные действия, причиняющие эти страдания.
  • Жестокость – это осознанное причинение боли или страдания другому существу.
  • Жестокость - это свойство человека, основной чертой которого является причинение страданий людям или животным.
  • Жестокость – это нанесение физического и психологического вреда сильным человеком (или группой людей) менее сильному.
  • Жестокость – это своего рода вирус, уничтожающий в человеке человеческое.

    2. Комментируем определение

    Значение слова «комментировать» по Ожегову: Комментировать –давать комментарии, пояснения к чему-нибудь.

    Вопросы – подсказки к комментарию

  • Что мне ещё известно об этом слове (явлении, свойстве человека, черте его характера и т.п.)?
  • Какой дополнительной информацией я могу расширить данное мной определение?
  • Чем существенным я могу дополнить это определение?
  • Какое ключевое словосочетание в определении мне хотелось бы пояснить?
  • Какое значение ключевых слов мне хотелось бы уточнить? и др.

    Жестокость проявляется в злых насмешках, едких замечаниях, обидных и унижающих словах, в угнетении, притеснении, побоях, насилии, издевательствах, убийствах. Жестокость проявляется не только в нанесении каких-то физических страданий, но и в причинении страданий душевных, моральных, в глумлении над человеческим достоинством, в безразличии к человеку или живому существу в критической ситуации.

    3. Приводим аргументы — это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения, т.е. всё, что может подтвердить тезис.

    В сочинении- рассуждении 15.3 нужно привести 2 варианта аргументов.

    1.Один – из ТЕКСТА, а второй – из ЖИЗНЕННОГО ОПЫТА.

    2.Два аргумента из текста.

    Аргумент из жизненного опыта

    Жизненный опыт бывает:

  • опытом многих поколений (традиционно-историческим) — это пословицы, поговорки, нравственные заповеди, моральные нормы, сложившиеся традиции
  • опытом людей, компетентных в определенных областях, ученых, профессиональных сообществ
  • опытом близких, родных, знакомых людей
  • собственным жизненным опытом.

    Что такое преданность. Преданность - это готовность пожертвовать чем-то ради чего-либо, способность в любой ситуации сохранять верность чему-либо или кому-либо, будь то идея или человек. Попробую обосновать данное мною определение этого этического понятия.

    В качестве первого аргумента правильности высказанного тезиса можно привести предложение 15 из текста В.В Чаплиной. В нем описывается преданность росомахи материнскому долгу - защите своих детей. Как только её детёнышам стала угрожать опасность, она, несмотря ни на что, бросилась на защиту своего потомства.

    В качестве второго аргумента, подтверждающего мою точку зрения, приведу пример из своего жизненного опыта. Я знаю двух друзей. Они вместе служили во время войны в Чечне. Однажды во время отступления одного из товарищей ранили. Он не мог двигаться и остался прикрывать отход наших войск. Вдруг рядом ложится его приятель и говорит: Русские своих не бросают! Вот она, настоящая преданность: несмотря на угрозу собственной жизни, остаться верным другу, не бросить его в трудную минуту.

    Думаю, что приведя два аргумента, я доказал своё понимание слова преданность. Жалко, что она редко встречается в наши дни.

    Думаю, что дружба - это взаимоотношения между людьми, основанное на доверии, искренности, самопожертвовании. Докажу это с помощью предложенного нам для анализа текста и своего жизненного опыта.

    Например, в произведении Розы Госман речь идет о дружбе двух девушек: Ольги и Елены. Оля пишет стихи. Она сама понимает, что они не очень хорошие (1). Однако Лена их всегда хвалит (13). Но подруга неискренна: она льстит Оле, а за спиной смеется над ней (19-21). Поэтому, когда Оля узнает правду, девушки ссорятся. В этой ситуации Оля ведёт себя очень великодушно: она прощает Лену, а та, получив хороший урок, изменила отношение к увлечению Оли, и девушки возобновили дружбу (45-50).

    Кроме этого, я хочу привести пример из своей жизни. Моя подруга всегда мне помогает, хранит тайны и поддерживает меня во всех начинаниях. Я тоже стараюсь отвечать ей тем же. Поэтому я считаю ее настоящим другом.

    Таким образом, я доказала, что дружба строится на понимании и доверии. Роль дружбы огромна в нынешнем мире, ведь хорошо осознавать, что у тебя есть на кого положиться в трудную минуту.

    Я знаю, что дружба - это взаимоотношения между людьми, основанное на доверии, искренности, самопожертвовании. Докажу это с помощью исходного текста и своего жизненного опыта.

    В произведении А. Иванова приведен пример настоящей дружбы. Овечкин готов был пожертвовать собственной жизнью, чтобы спасти друзей. Он бесстрашно прыгнул на ствол дерева и стал рубить его (45-46). Овечкин знал, на какой риск он пошел, но не остановился, а завершил свое дело (48-57).

    Кроме того, я хочу привести пример из своей жизни, подтверждающий мою точку зрения. Когда у меня в жизни произошла неприятность, из-за которой я очень переживала, подруга все время была рядом, поддерживала и подбадривала меня. Я думала, что именно она помогла забыть то происшествие. Хочу выразить благодарность ей за это.

    Таким образом, я доказала, что дружба действительно играет большую роль в жизни человека, на ней держится весь мир.

    Дружба - это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. Это нечто бесценное, важное, необходимое, потому что в твоей жизни есть человек, который тебе очень дорог и на которого ты всегда можешь положиться. Попробуем разобраться в смысле этого этического понятия.

    В качестве первого аргумента правильности высказанного тезиса возьмём пример из текста Розы Госман. Предложения 45-50 показывают нам, что Ленке всё-таки было стыдно за своё поведение, так как в глаза Ольге она выражала своё восхищение стихами, а за спиной смеялась над её творчеством. Но Ольга, будучи характера очень мягкого и мирного, простила Ленку, и они остались замечательными подругами.

    В качестве второго аргумента, подтверждающего мою точку зрения, мне хотелось бы привести пример из жизни. Мой отец, когда ему было 15 лет, собрался с друзьями на речку порыбачить. Устанавливая удочки, он нечаянно уронил поплавок и, не умея плавать, бросился за ним. Когда ногами он уже не чувствовал дна, то понял, что начал тонуть. К счастью, в то время, когда остальные товарищи ушли в лес за дровами, неподалёку от берега разжигал костёр Гриша. Он, ни минуты не сомневаясь, кинулся на помощь. Мой отец был спасён, и до сегодняшнего дня они с Григорием остаются лучшими друзьями, готовыми помочь друг другу.

    Таким образом, нельзя не согласиться с тем, что дружба - святое, и очень важно иметь такого друга, который тебя всегда поддержит и не оставит в беде.

    Что такое дружба. Это радость! Огромная радость от общения! Радость от того, что рядом есть близкий тебе человек, который поможет советом, всегда выслушает и непременно поддержит во всем. Только ему можно полностью довериться. Только от него можно без обиды выслушать критику в свой адрес. Настоящая дружба, как и настоящая любовь, явление достаточно редкое. Но если она всё же есть, её надо беречь как зеницу ока. Ведь, теряя друга, мы теряем частицу себя. И всегда надо помнить, что потерять его легко, а вот найти безумно трудно. Чтобы подтвердить сказанное, проанализируем статью известной дрессировщицы Натальи Дуровой и читательский опыт.

    Обратимся к прочитанному тексту. Наталье Дуровой дороги слон и ослик-кроха, потому что они её самые настоящие и верные друзья. Ведь она проводила с ними очень много времени, не только отрабатывая какие-либо цирковые программы, но и просто играя с ними, доверяя свои секреты (3-5).

    Вспомним сказку А.Сент-Экзюпери Маленький принц. Я была тронута простотой и в то же бездонной философской глубиной произведения. Особое впечатление на меня произвёл тот эпизод, когда Маленький принц рассказывает лётчику, мечтавшему быть художником, о своей встрече с Лисом, которого он приручил, и о том, как они стали друзьями. Лис научил Маленького принца бережно относиться к близким людям, попросил не забывать о том, что тот в ответе за тех, кого приручил.

    Думаю, нельзя не согласиться с тем, что дружба - это душевная любовь, умение общаться сердцем и душой.

  • Как писать сочинение 15

    Как писать сочинение 15.3 ОГЭ

    Как писать сочинение-рассуждение 15.3?

    Примерная формулировка задания (по демоверсии ФИПИ 2015):
    Как Вы понимаете значение слова ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое человечность», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

    Как Вы уже поняли, один аргумент должен быть из прочитанного текста (Прочитать текст полностью ), а второй - из Вашего жизненного опыта. А это значительно упрощает задание

    Структура сочинения-рассуждения 15.3. ОГЭ по русскому языку:

    1. Тезис.
    2. Аргумент 1 + пример + комментарий.
    3. Аргумент 2 + пример + комментарий.
    4. Заключение (по тезису).

    Клише для сочинения 15.3. ОГЭ по русскому языку

    Клише (типовые схемы словосочетаний и предложений)

    На мой взгляд, человечность - это. (или)
    По моему мнению, человечность - это. (или)
    Мне кажется, что человечность - это. (или)
    Я думаю, что человечность - это. (или)
    Что такое человечность? Немногие над этим размышляют. Я считаю, что.

    Обратимся к тексту Б. Васильева, в котором говорится о. (или)

    В тексте Б.Васильев поднимает проблему.
    В предложении №. автор говорит о том, что.(или)

    Свое мнения я могу подтвердить примерами из жизненного опыта. (или)
    В жизни мы часто наблюдаем. (или)
    Однажды я был свидетелем события, которое. Как-то раз.

    Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что.(или)
    Таким образом, можно заключить, что.(или)
    В заключение я хочу сказать, что.


    Данные клише призваны лишь помочь Вам в формулировании мыслей, использовать именно эти фразы вовсе не обязательно. Сочинение по заданию 15.3. может выглядеть и более творчески, обязательным условием является соблюдение структуры сочинения:


    Человечность – это нравственное качество, которое предполагает уважение и сочувствие к людям, доброжелательность и терпимость. В современном мире и так достаточно зла, людям нужно быть внимательнее и добрее по отношению друг к другу.

    Нельзя назвать человечным поведение двух девочек и мальчика из текста Б. Васильева. Они совершили кражу, воспользовавшись слепотой старой женщины. Письма с фронта были самым дорогим для Анны Федотовны. Бесчеловечный поступок ребят привёл к тому, что душа её «ослепла и оглохла».

    Ученики нашей школы оказывают посильную помощь ветеранам Великой Отечественной войны и вдовам ветеранов. Я думаю, это нужно не только им, но и нам. Помогая другим, человек проявляет свои лучшие качества, человечность – одно из них.

    Добрые чувства должны формироваться с детства, усваиваться одновременно с познанием первых и важных истин. Без человечности невозможна душевная красота человека. (125 слов)

    Как найти аргументы в тексте?

    Самым трудным является поиск аргументов в тексте. Если Вы не очень хорошо разбираетесь в средствах художественной выразительности. то перед экзаменом их, конечно, лучше повторить. В задании 15.3. использовать их в качестве аргумента не обязательно, но умелое использование выразительных средств обязательно будет оценено проверяющим. На самом экзамене большим подспорьем Вам станет, как ни странно, сама экзаменационная работа. Аргумент № 1 Вы берете из прочитанного текста. Задумайтесь о проблеме, поднятой в тексте, о том, как разрешается данная проблема в тексте. Аргумент № 2 Вам подскажет собственный жизненный опыт. Задумайтесь о том, актуальна ли данная проблема в настоящее время? Как проявляется проблема в наши дни? И напишите об этом

    16+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-60625 от 20.01.2015.

    Лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 5201 от 20.05.2016.

    Адрес редакции: 214011, РФ,
    г. Смоленск, ул. Верхне-Сенная, 4.
    Контакты: info@infourok.ru

    Правообладатель товарного знака ИНФОУРОК: ООО «Инфоурок» (Свидетельство № 581999 )

    Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

    Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

    Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.

    Задание 15

    Как писать сочинение-рассуждение 15.3?

    Примерная формулировка задания (по демоверсии ФИПИ 2015):
    Как Вы понимаете значение слова ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое человечность», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

    Как Вы уже поняли, один аргумент должен быть из прочитанного текста (Прочитать текст полностью ), а второй - из Вашего жизненного опыта. А это значительно упрощает задание

    Структура сочинения-рассуждения 15.3. ОГЭ по русскому языку:

    Клише (типовые схемы словосочетаний и предложений)

    Клише для сочинения 15.3. ОГЭ по русскому языку

    На мой взгляд, человечность - это.(или)
    По моему мнению, человечность - это.(или)
    Мне кажется, что человечность - это.(или)
    Я думаю, что человечность - это.(или)
    Что такое человечность? Немногие над этим размышляют. Я считаю, что.

    Обратимся к тексту Б. Васильева, в котором говорится о. (или)

    В тексте Б.Васильев поднимает проблему.
    В предложении №. автор говорит о том, что.(или)

    Свое мнения я могу подтвердить примерами из жизненного опыта. (или)
    В жизни мы часто наблюдаем. (или)
    Однажды я был свидетелем события, которое. Как-то раз.

    Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что.(или)
    Таким образом, можно заключить, что.(или)
    В заключение я хочу сказать, что.


    Данные клише призваны лишь помочь Вам в формулировании мыслей, использовать именно эти фразы вовсе не обязательно. Сочинение по заданию 15.3. может выглядеть и более творчески, обязательным условием является соблюдение структуры сочинения:


    Человечность – это нравственное качество, которое предполагает уважение и сочувствие к людям, доброжелательность и терпимость. В современном мире и так достаточно зла, людям нужно быть внимательнее и добрее по отношению друг к другу.

    Нельзя назвать человечным поведение двух девочек и мальчика из текста Б. Васильева. Они совершили кражу, воспользовавшись слепотой старой женщины. Письма с фронта были самым дорогим для Анны Федотовны. Бесчеловечный поступок ребят привёл к тому, что душа её «ослепла и оглохла».

    Ученики нашей школы оказывают посильную помощь ветеранам Великой Отечественной войны и вдовам ветеранов. Я думаю, это нужно не только им, но и нам. Помогая другим, человек проявляет свои лучшие качества, человечность – одно из них.

    Добрые чувства должны формироваться с детства, усваиваться одновременно с познанием первых и важных истин. Без человечности невозможна душевная красота человека. (125 слов)

    Как найти аргументы в тексте?

    Самым трудным является поиск аргументов в тексте. Если Вы не очень хорошо разбираетесь в средствах художественной выразительности. то перед экзаменом их, конечно, лучше повторить. В задании 15.3. использовать их в качестве аргумента не обязательно, но умелое использование выразительных средств обязательно будет оценено проверяющим. На самом экзамене большим подспорьем Вам станет, как ни странно, сама экзаменационная работа. Аргумент № 1 Вы берете из прочитанного текста. Задумайтесь о проблеме, поднятой в тексте, о том, как разрешается данная проблема в тексте. Аргумент № 2 Вам подскажет собственный жизненный опыт. Задумайтесь о том, актуальна ли данная проблема в настоящее время? Как проявляется проблема в наши дни? И напишите об этом

    Добавьте ссылку на материал на страничку социальной сети:

    Сочинение ОГЭ по русскому языку 15

    Сочинение на ОГЭ по русскому языку: 15.2 и 15.3.

    В 2014/2015 учебном году в ОГЭ по русскому языку, помимо сочинения-рассуждения на лингвистическую тему ( задание 15.1) появились ещё 2 варианта тем – рассуждений на морально-этическую тему. В задании 15.2 содержится цитата из текста, смысл которой нужно объяснить, подкрепив свои рассуждения двумя примерами-аргументами из текста. В задании 15.3 приводится понятие, которому нужно дать определение своими словами и написать «Что такое…?» с двумя примерами-аргументами из приведённого текста и из жизненного опыта. Какой из этих двух вариантов предпочтительнее выбрать на экзамене?

    В начале прошлого учебного года я решила, что буду готовить девятиклассников к обеим темам ( 15.2 и 15.3), чтобы у них был выбор между ними на экзамене. Когда на первом занятии я спросила у каждого: «Какая тема для тебя легче?», то они ответили, что хотят взять 15.3. Действительно ли она легче?

    Рассмотрим специфику обеих заданий сочинений ОГЭ по русскому языку.

    В теме 15.2 нужно проанализировать цитату, соотнести её с идеей текста и написать, как ученик эту цитату понял. Это и будет тезисом данного сочинения. А в теме 15.3 нужно привести определение данного морально-этического понятия ( например, дружба, человечность, доброта и др.). Второе, несомненно, легче, так как требует от ученика только хорошей памяти, в отличие от первого – в нём, чтобы сформулировать тезис сочинения, нужно предварительно тщательно проанализировать весь текст, и если цитата будет понята учеником неверно, то за это будут снижены баллы.

    • 2) Основная часть – доказательства-аргументы.

    В теме 15.2 нужно найти номера предложений, подтверждающих исходный тезис. Работа эта требует от учащегося определённой кропотливости, так как примеры из текста должны точно соответствовать смыслу приведённой в задании цитаты, и объём фрагмента из текста, использованный в качестве примера, не должен быть слишком громоздким. Кроме того, необходимо привести своё микрорассуждение по поводу того, как этот пример соответствует цитате, что само по себе достаточно трудоёмко. В теме 15.3 всё проще: достаточно взять большой пример из данного текста или из жизненного опыта и объяснить только его самый общий смысл, не вдаваясь в детали. К слову, Сенина Н.А. в методических рекомендациях советует вместо примера из жизненного опыта брать пример из художественной литературы, что тоже значительно облегчает работу ученика, так как он оперирует готовым материалом, а не вынужден подбирать подходящий пример сам.

    В обеих темах сходен – необходимо обобщить сказанное, ещё раз вернувшись к главной мысли ( в 15.2) или к определению понятия ( в 15.3), и сделать окончательный вывод ( 15.2) или показать значение понятия не только для ученика, но и для людей вообще (15.3). И с тем, и с другим все ученики справляются более-менее одинаково.

    Итак. На первый взгляд, тема 15.3 легче, чем тема 15.2, так как больше ориентирована на общую эрудицию учащегося, а не на его аналитические способности. И тем не менее на экзамене мои ученики выбрали именно тему 15.2! Почему? Очень просто. Какой среднестатистический девятиклассник может запомнить ( и будет это делать) 20-30 определений морально-этических понятий из словаря?

    Ниже я привожу 2 сочинения ученицы, написанные накануне экзамена ОГЭ по русскому языку. Сам экзамен она сдала на 38 баллов из 39 возможных.

    Взят 3-й вариант из сборника «ОГЭ. Типовые экзаменационные варианты». Под ред. И.П. Цыбулько. 2015 г.

    В данном отрывке содержится главная мысль текста. Ее я понимаю так: Ольга, узнав о том, что ее близкая подруга обсуждает ее стихи и смеется над ними, пишет обличительное стихотворение, в котором Лена должна будет узнать себя. Это должно будет смутить ее и пристыдить. Лена, услышав этот стих, все понимает и чувствует страх, так как боится потерять Ольгу – свою лучшую подругу. Ей, безусловно, становится стыдно за то, что она смеялась над ее стихами и называла их «нелепыми».

    Первый пример, доказывающий мою мысль, можно найти в предложениях №24-33. В них Ольга, несмотря на свой мягкий характер, находит выход из сложившейся ситуации. Узнав о предательстве подруги, она понимает, что не сможет выяснить прямо у Лены, правда ли то, что она смеялась над ее стихами. Она решает написать разоблачающий стих и продекламировать его подруге.

    Второй пример, подтверждающий мою мысль, содержится в предложениях №40-46 и 52-53. Ольга читает свой стих Лене и наблюдает за ее реакцией. Она понимает, что все это правда и Лена смеялась над ее стихами, но, вместо того чтобы обидится на свою подругу и прекратить общение, Ольга прощает Лену. Она дает ей шанс сохранить их дружбу, она надеется на ее совесть, и Лене становится стыдно: она понимает, что была неправа. В результате мы наблюдаем счастливый финал: девушки на протяжении долгих лет остаются подругами и ценят дружбу друг друга.

    В заключение хотелось бы сказать о том, что дружба крайне необходима и важна для человека. Настоящие друзья нужны ему как пища и воздух. Главные достоинства настоящих друзей – умение поддержать, выслушать, искренне порадоваться успеху другу и умение прощать. Только умение прощать может сохранить истинную дружбу.

    • Сочинение 15.3 Что такое дружба?

    Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности и общности интересов. Друзья – люди, которые могут разделить твое горе и успех, простить тебя, если оступишься.

    Пример настоящей дружбы можно найти в данном тексте. Ольга смогла простить Лену и сохранить с ней дружбу на многие годы. Она не пошла на открытый конфликт, чтобы разоблачить Лену и ее предательство. Она положилась на совесть Лены, которая поняла, что поступала неправильно по отношению к подруге. Лицемерие Лены чуть было не разрушило их дружбу с Ольгой, но она вовремя все поняла, исправилась и сохранила дружбу с Ольгой.

    Второй пример настоящей дружбы можно найти в произведении А.Гайдара «Тимур и его команда». Отец Жени приезжает в Москву всего лишь на три часа, чтобы повидаться с дочерьми. Но в это время Женя находится на даче, она не успевает на последнюю электричку до Москвы. Она считает, что уже не увидит отца. И тут она встречает Тимура, которому и рассказывает все. Он, тринадцатилетний мальчишка, берет без спроса мотоцикл дяди и везет Женю в Москву. Они едва успевают увидеться с отцом Жени. Но даже за эти несколько минут, проведенных в обществе ее отца, она благодарна Тимуру. Он поддержал ее и помог ей в трудной ситуации, рискуя доверием дяди и даже жизнью, так как довольно небезопасно ехать на мотоцикле поздно вечером. Женя и Тимур – настоящие друзья, готовые на все ради друг друга.

    В заключение хотелось бы сказать о том, что дружба крайне необходима и важна для человека. Настоящие друзья нужны ему как пища и воздух. Чем больше у человека друзей, тем более уверенным он себя чувствует. Ведь когда тебя окружают люди, на которых человек может положиться, тем спокойнее его жизнь.

    Сочинение-рассуждение 15

    Как Вы понимаете значение слова ЖЕСТОКОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение- рассуждение на тему: «Что такое жестокость». взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

    Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример- аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

    Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

    Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, тотакая работа оценивается нулём баллов.

    Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

    1. Даём определение слова

    Определение - логическая операция, раскрывающая содержание понятия.

    • установление смысла незнакомого слова с помощью слов знакомых и уже осмысленных; влевую частьопределения входит определяемый термин, ав правую- определяющее выражение, содержащее только знакомые слова;
    • уточнение предмета рассмотрения, однозначная его характеристика.

    Дать определение слова - это значит подвести данное понятиепод другое, более широкое.

    • Жесткость - равнодушие или пренебрежение чужими страданиями.
    • Жестокость – это бездушие, бесчувственность, бесчеловечность.
    • Жестокость - безразличное отношение к страданиям людей или сознательные действия, причиняющие эти страдания.
    • Жестокость – это осознанное причинение боли или страдания другому существу.
    • Жестокость - это свойство человека, основной чертой которого является причинение страданий людям или животным.
    • Жестокость – это нанесение физического и психологического вреда сильным человеком (или группой людей) менее сильному.
    • Жестокость – это своего рода вирус, уничтожающий в человеке человеческое.

    2. Комментируем определение

    Значение слова «комментировать» по Ожегову: Комментировать –давать комментарии, пояснения к чему-нибудь.

    Вопросы – подсказки к комментарию

    • Что мне ещё известно об этом слове (явлении, свойстве человека, черте его характера и т.п.)?
    • Какой дополнительной информацией я могу расширить данное мной определение?
    • Чем существенным я могу дополнить это определение?
    • Какое ключевое словосочетание в определении мне хотелось бы пояснить?
    • Какое значение ключевых слов мне хотелось бы уточнить? и др.

    Жестокость проявляется в злых насмешках, едких замечаниях, обидных и унижающих словах, в угнетении, притеснении, побоях, насилии, издевательствах, убийствах. Жестокость проявляется не только в нанесении каких-то физических страданий, но и в причинении страданий душевных, моральных, в глумлении над человеческим достоинством, в безразличии к человеку или живому существу в критической ситуации.

    3. Приводим аргументы — это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения, т.е. всё, что может подтвердить тезис.

    В сочинении- рассуждении 15.3 нужно привести 2 варианта аргументов:

    1.Один – из ТЕКСТА, а второй – из ЖИЗНЕННОГО ОПЫТА.

    2.Два аргумента из текста.

    Аргумент из жизненного опыта

    Жизненный опыт бывает:

    • опытом многих поколений (традиционно-историческим) — это пословицы, поговорки, нравственные заповеди, моральные нормы, сложившиеся традиции;
    • опытом людей, компетентных в определенных областях, ученых, профессиональных сообществ;
    • опытом близких, родных, знакомых людей;
    • собственным жизненным опытом.