Руководства, Инструкции, Бланки

Инструкция 138-и П 6.9.4 img-1

Инструкция 138-и П 6.9.4

Рейтинг: 4.4/5.0 (1735 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Рекомендации участникам ВЭД

Рекомендации по порядку представления резидентами уполномоченному банку документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядку оформления паспортов сделок.

Валютные операции приобретают все большее значение в деятельности резидентов при расчетах с зарубежными партнерами, требуют внимания и знания тонкостей валютного законодательства. Ответственность резидентов за нарушения валютного законодательства предусмотрена ст. 25 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле".

Уголовная ответственность предусмотрена за невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте в крупном размере (ст. 193 УК РФ).

Административная ответственность установлена ст. 15.25 КоАП РФ.

При заключении экспортно-импортных сделок целесообразно руководствоваться "Рекомендациями по минимальным требованиям к обязательным реквизитам и форме внешнеторговых контрактов" (Письмо Банка России от 15.07.1996 г. № 300). призванными обеспечить защиту государственных интересов и интересов резидентов при осуществлении внешнеэкономической деятельности.

Во избежание нарушений валютного законодательства РФ используйте форму платежа, гарантирующую безусловное поступление валютной выручки при экспорте товаров, а также предоставление гарантий на возврат платежа, ранее переведенного в оплату импортируемых товаров, в случае их не поступления.

В условиях договора (контракта, счета) рекомендуем учитывать оплату резидентом комиссий банков-нерезидентов из суммы средств, причитающихся резиденту по контракту (кредитному договору), либо из сумм возвращаемых денежных средств, ранее переведенных нерезиденту по контракту (кредитному договору). При отсутствии такой формулировки факт удержания комиссии будет рассматриваться как не репатриация выручки на сумму банковской комиссии.

Порядок представления резидентами и нерезидентами (за исключением нерезидентов, являющихся физическими лицами) уполномоченному банку документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядок оформления резидентами паспортов сделок, а также порядок учета уполномоченным банком валютных операций и контроля за их проведением установлен Инструкцией Банка России от 04.06.2012 г. N 138-И (далее Инструкция 138-И ).

На основании пункта 3 части 1 статьи 23 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» уполномоченный банк вправе запросить и получить у резидента подтверждающие документы, установив в запросе, направляемом резиденту, срок представления запрашиваемых документов, в том числе по внешнеторговым контрактам, по которым не оформляется паспорт сделки не менее семи рабочих дней со дня подачи запроса .

Оформление паспорта сделки (далее по тексту ПС) распространяется на контракты (кредитные договоры), сумма обязательств по которым равна или превышает в эквиваленте 50 тыс. долларов США .

Сумма обязательств по контракту (кредитному договору) определяется на дату заключения контракта (кредитного договора) либо в случае изменения суммы обязательств по контракту (кредитному договору) на дату заключения последних изменений (дополнений) к контракту (кредитному договору), предусматривающих такие изменения, по официальному курсу иностранных валют по отношению к российскому рублю, установленному Банком России, или в случае если официальный курс иностранных валют по отношению к российскому рублю не устанавливается Банком России, по курсу иностранных валют, установленному иным способом, рекомендованным Банком России.

ПС оформляются по договорам (контрактам, соглашениям, предварительным договорам, предложениям о заключении таких договоров (соглашений), содержащим все существенные условия договора (оферта, публичная оферта), заключенным между резидентами и нерезидентами, проектам1 договоров (контрактов, соглашений) . которые предусматривают осуществление валютных операций, связанных с расчетами через счета резидентов, открытые в уполномоченном банке, и (или) через счета резидентов, открытые в банках-нерезидентах (далее - договоры):

1. договоры, в том числе агентские договоры, договоры комиссии, договоры поручения, предусматривающие при осуществлении внешнеторговой деятельности вывоз с территории Российской Федерации или ввоз на территорию Российской Федерации товаров, за исключением вывоза (ввоза) ценных бумаг в документарной форме;

2. договоры, предусматривающие продажу (приобретение) и (или) оказание услуг, связанных с продажей (приобретением) на территории Российской Федерации (за пределами территории Российской Федерации) горюче-смазочных материалов (бункерного топлива), продовольствия, материально-технических запасов и иных товаров (за исключением запасных частей и оборудования), необходимых для обеспечения эксплуатации и технического обслуживания транспортных средств независимо от их вида и назначения в пути следования или в пунктах промежуточной остановки либо стоянки;

3. договоры, в том числе агентские договоры, договоры комиссии, договоры поручения, за исключением договоров, указанных в подпунктах 1, 2 и 4, предусматривающие выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них;

4. договоры, предусматривающие передачу движимого и (или) недвижимого имущества по договору аренды, договоры финансовой аренды (лизинга);

5. договоры, предметом которых является получение или предоставление денежных средств в виде кредита (займа), возврат денежных средств по кредитному договору (договору займа), а также осуществление иных валютных операций, связанных с получением, предоставлением, возвратом денежных средств в виде кредита (займа) (за исключением договоров (контрактов (соглашений), признаваемых законодательством Российской Федерации разновидностью займа или приравненных к займу).

Резидент для оформления ПС в уполномоченном банке представляет заполненную форму ПС, документы и информацию, на основании которых заполнена указанная форма, в зависимости от того, какое из указанных ниже исполнений обязательств по контракту (кредитному договору) начнется раньше, включая срок их проверки уполномоченным банком, установленный пунктами 6.7 и 6.11 Инструкции 138-И, не позднее следующих сроков:

1. при зачислении иностранной валюты или валюты Российской Федерации по контракту (кредитному договору) от нерезидента на счет резидента, открытый в уполномоченном банке или в банке-нерезиденте, - не позднее срока, установленного Инструкцией 138-И для представления резидентом справки о валютных операциях;

2. при списании иностранной валюты или валюты Российской Федерации по контракту (кредитному договору) в пользу нерезидента со счета резидента, открытого в уполномоченном банке или в банке-нерезиденте, - не позднее срока, установленного Инструкцией 138-И для представления резидентом справки о валютных операциях;

3. при зачислении иностранной валюты или валюты Российской Федерации по контракту (кредитному договору) от нерезидента на счет резидента, открытый в уполномоченном банке или в банке-нерезиденте, а также при списании иностранной валюты или валюты Российской Федерации по контракту (кредитному договору) в пользу нерезидента со счета резидента, открытого в уполномоченном банке или в банке-нерезиденте, в котором не определена сумма обязательств, - не позднее срока, установленного Инструкцией 138-И для представления резидентом справки о валютных операциях при проведении той валютной операции, в результате которой сумма расчетов по контракту (кредитному договору) будет равна или превысит в эквиваленте 50 тыс. долларов США по курсу иностранных валют по отношению к рублю на дату заключения контракта (кредитного договора), либо в случае изменения суммы обязательств по контракту (кредитному договору) на дату заключения последних изменений (дополнений) к контракту (кредитному договору), предусматривающих такие изменения;

4. при исполнении обязательств по контракту посредством вывоза с территории Российской Федерации или ввоза на территорию Российской Федерации товаров в случае наличия в нормативных правовых актах в области таможенного дела требования о декларировании таможенным органам товаров - не позднее даты подачи декларации на товары, документа, используемого в качестве декларации на товары, заявления на условный выпуск (заявления на выпуск компонента вывозимого товара);

5. при исполнении обязательств по контракту посредством вывоза с территории Российской Федерации или ввоза на территорию Российской Федерации товаров в случае отсутствия в нормативных правовых актах в области таможенного дела требования о декларировании таможенным органам товаров - не позднее срока, установленного Инструкцией 138-И для представления резидентом справки о подтверждающих документах;

6. при исполнении обязательств по контракту посредством выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, - не позднее срока, установленного Инструкцией 138-И для представления резидентом справки о подтверждающих документах;

7. при исполнении обязательств по контракту (кредитному договору) способом, отличным от указанных в подпунктах 1 - 6, - не позднее срока, установленного Инструкцией 138-И для представления резидентом справки о подтверждающих документах.

Уполномоченный банк отказывает резиденту в принятии на обслуживание контракта (кредитного договора) и оформлении по нему ПС по следующим основаниям:

1. из-за несоответствия данных, указанных в заполненной форме ПС, сведениям и информации, которые содержатся в контракте (кредитном договоре) и (или) иных документах и информации, которые представлены резидентом, в том числе из-за отсутствия в них оснований для оформления ПС;

2. если форма ПС заполнена с нарушением требований, установленных Инструкцией 138-И;

3. из-за непредставления резидентом в уполномоченный банк документов и информации, указанных в пункте 6.6 Инструкции 138-И, в том числе представления неполного комплекта документов, неполной информации, недостоверных документов (информации);

4. при наличии предусмотренных правилами внутреннего контроля, разработанными в соответствии с требованиями Банка России, оснований предполагать, что валютные операции, которые будут проводиться по контракту (кредитному договору), могут осуществляться в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;

5. в соответствии с письмом Банка России от 17.04.2013 N 73-Т "О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов" резиденту для оформления паспорта сделки по внешнеторговому договору (контракту). стороной по которому выступает контрагент, не являющийся резидентом Республики Беларусь или Республики Казахстан, при этом ввоз товаров на территорию Российской Федерации будет осуществляться грузоотправителями-резидентами Республики Беларусь или Республики Казахстан. кроме документов и информации, необходимо представить сведения, в том числе регистрационные данные о контрагенте, об учредителях, участниках и руководителях юридического лица - нерезидента, с указанием официальных открытых источников информации государства, являющегося страной регистрации нерезидента. Факт несовпадения представленных резидентом сведений с информацией. полученной уполномоченным банком из официальных открытых источников информации государства, являющегося страной регистрации нерезидента, будет рассмотрен какнепредставление резидентом в уполномоченный банк соответствующих документов и информации (подпункт 6.9.3 пункта 6.9 Инструкции), будет являться основанием для отказа в осуществлении валютной операции согласно абзацу четвертому части 5 статьи 23 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле";

6. на основании пункта 6.9.4 Инструкции 138-И в случае непредставления клиентом информации о рыночной стоимости ввозимых на территорию РФ товаров со ссылкой на источник, если из представленных клиентом сведений следует, что рыночная стоимость импортируемых товаров существенно ниже стоимости товаров, предусмотренной в контракте (договоре), а также в случае, невозможности обоснованно доказать реальность указанной в контракте цены импортируемых товаров существенно превышающей рыночную.

Переоформление ПС осуществляется путем представления в уполномоченный банк Заявления, документов и информации с изменениями и (или) дополнениями в контракт (кредитный договор), которые затрагивают сведения, содержащиеся в оформленном ПС, либо изменения иной информации, указанной в оформленном ПС.

Во избежание нарушений валютного законодательства Российской Федерации необходимо строго соблюдать:

  • порядок заполнения и сроки представления документов и информации, связанных с проведением валютных операций (в т.ч. Справки о валютных операциях, Справки о подтверждающих документах, представляемых в уполномоченный банк в одном экземпляре),
  • порядок оформления паспортов сделок (ПС представляется в уполномоченный банк в одном экземпляре),
  • порядок заполнения резидентами и нерезидентами расчетных документов при осуществлении валютных операций в российских рублях,
  • максимальный ожидаемый срок исполнения нерезидентом обязательств по контракту в счет осуществляемого резидентом авансового платежа, который не может превышать даты завершения исполнения обязательств по контракту ,
  • максимальный срок получения от нерезидента денежных средств в счет предоставленного резидентом коммерческого кредита в виде отсрочки оплаты переданных нерезиденту товаров, выполненных для него работ, оказанных ему услуг, переданных ему информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, который не может превышать даты завершения исполнения обязательствпо контракту,
  • обязанность по представлению в таможенные органы и уполномоченный банк статистической формы учета перемещения товаров, установленной Правилами ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2015 N1329, (личный кабинет на сайте ФТС РФ http://edata.customs.ru/FtsPersonalCabinetWeb/ ).

В соответствии с письмом Банка России от 03.10.2014 N 168-Т "О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов" при осуществлении расчетов российскими резидентами в рамках выполнения внешнеторговых договоров (контрактов), по которым ввоз товаров на территорию Российской Федерации осуществляется с территории Республики Казахстан и денежные средства переводятся на счета резидентов Республики Казахстан в банках, находящихся на территории Республики Казахстан. резидент должен представлять в Банк заявление о ввозе товаров с отметками налогового органа о его принятии и документ, подтверждающий фактическую уплату косвенных налогов по импортированным товарам (при отсутствии информации об уплате косвенных налогов в Банке). Осуществить проверку Заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов можно на сайте https://service.nalog.ru/blr1.do .

В случае непредставления резидентом в Банк указанных документов по истечении двух месяцев с даты ввоза товаров на территорию Российской Федерации Банк вправе отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции по переводу денежных средств согласно пункту 11 ст. 7, Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

1Подписанные и должным образом заверенные договоры (контракты, соглашения) должны быть представлены в уполномоченный банк в течение шести месяцев с даты представления проекта контракта (кредитного договора), по которому оформлен ПС.

Другие статьи

Нормативные документы по валютному контролю

информер курс2.рф информер курс2.укр

18.08.2014 | Автор: Наталья

С этой статьи, наверное, следовало начать:-)

Хотя нижеприведенные нормативные документы по валютному контролю и написаны достаточно непонятным языком, но, всё же это законодательные документы, поэтому знакомство с ними обязательно. Лично я знакомлюсь с ними вот здесь .

Главный документ, я бы сказала, Азбука любого работника валютного уонтроля — это Инструкция Банка России от 04.06.2012 N 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением» (в редакции Указаний 06.11.2014 года №3438-У, которые вступили в силу 23.02.2015 ).

В этой Инструкции есть все основные формы документов валютного контроля, инструкции по их заполнению и срокам предоставления и ещё много много чего интересного.

Далее я указала нормативные документы по валютному контролю, с которыми встречалась:

Справочник кодов видов валютных операций (Приложение №2 к Инструкции 138-И)

Приказ ФТС России от 20.07.2012 N 1470 «О непредставлении паспорта сделки при таможенном декларировании товаров»

Инструкция Банка России от 30 марта 2004 г. №111-И Об использовании транзитного валютного счета при осуществлении операций в иностранной валюте

Форма уведомления в налоговую инспекцию об открытии (закрытии), об изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации, и о наличии счета в банке за пределами территории Российской Федерации.

Федеральный Закон 173-ФЗ от 10 декабря 2003 г. «О валютном регулировании и валютном контроле» (с изменениями и дополнениями).

Перечень документов, подтверждающих выполнение работ, предоставление услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности при совершении внешнеторговых сделок

Ответы из Информационного письма Банка России от 28 марта 2013 года № 42 «Вопросы по применению Инструкции Банка России от 04.06.2012 г. № 138-И

Банком России даны ответы на вопросы:

1.О лицах, подписывающих документы на бумажных носителях от имени Резидента (вопрос 2)

2.Об оформлении ПС на агентские договоры без расчетов за комиссионное вознаграждение (вопрос 3)

3.О сумме, указываемой в ПС формы 2 по договору займа (вопрос 4)

4.Об учете платежей, не относящихся к обязательствам по контракту (вопрос 5)

5.Какие платежи следует считать периодическими фиксированными для целей применения п.9.5 Инструкции № 138-И (вопрос 6)

Если вы знаете ещё какие-то нормативные документы по валютному контролю. буду признательна за дополнения в комментариях.

Правовые акты министерств и ведомств

Об утверждении формата данных сведений о застрахованных лицах (форма СЗВ-М)

О внесении изменений в Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 28 июля 2010 года № 81н «О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения»

Об утверждении форм акта совместной сверки расчетов суммы экологического сбора, заявления о проведении совместной сверки расчетов суммы экологического сбора, заявления о зачете суммы излишне уплаченного (взысканного) экологического сбора, решения о зачете суммы излишне уплаченного (взысканного) экологического сбора, заявления о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного) экологического сбора, решения об отказе в возврате суммы излишне уплаченного (взысканного) экологического сбора, решения о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного) экологического сбора

Об утверждении Порядка формирования и использования резерва на полное восстановление состава объектов особо ценного движимого имущества, необходимого для общехозяйственных нужд

Об утверждении Порядка осуществления контроля за выполнением участниками свободной экономической зоны условий договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне

О внесении изменений в профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)», утвержденный Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 года № 544н

Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью в сфере образования, науки, инноваций и информационных технологий

Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за рыночными услугами, туризмом, административными правонарушениями в сфере экономики и оборотом розничной торговли

Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью в сфере транспорта

Об изменении валютного законодательства РФ с г

Об изменении валютного законодательства РФ с 23.02.2015г. (Указание ЦБ РФ № 3438-У)

Сообщаем Вам, что с 23.02.2015г. вступает в силу Указание Банка России от 06.11.2014г. № 3438-У «О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 4 июня 2012 года N 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением».

Основные изменения, предусмотренные Указанием № 3438-У, касаются следующего:

  1. В форму паспорта сделки по внешнеторговым и кредитным договорам (Форма 1 и Форма 2) добавлен дополнительный реквизит — п.1.4. Дата внесения записи в государственный реестр. Указанный пункт заполняется с учетом следующих особенностей:

а) для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных до 01.07.2002г. в п.1.4 ПС в формате ДД.ММ.ГГГГ указывается 01.07.2002 .
б) для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных после 01.07.2002г.. в п.1.4 ПС в формате ДД.ММ.ГГГГ указывается дата внесения записи в единые государственные реестры юридических лиц и физических лиц — индивидуальных предпринимателей основного государственного регистрационного номера юридического лица или физического лица — индивидуального предпринимателя (т.е. дата внесения записи, указанная в Свидетельстве о государственной регистрации).
в) для нотариусов или адвокатов. в пункте 1.4 ПС в формате ДД.ММ.ГГГГ указывается дата приказа о наделении нотариуса полномочиями, указанная в графе 3 реестра государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой, либо дата распоряжения территориального органа Федеральной регистрационной службы о внесении сведений об адвокате в реестр, указанная в графе 4 реестра адвокатов субъекта Российской Федерации.

  • Установлено дополнительное основание для отказа банком в принятии на обслуживание от резидента внешнеторгового (кредитного) договора и оформлении по нему ПС (п.6.9.4 Инструкции № 138-И), а также в принятии на обслуживание внешнеторгового (кредитного) договора, переведенного из другого уполномоченного банка (п.14.5 Инструкции № 138-И) — в случае если у банка имеются основания полагать, что валютные операции могут совершаться в целях легализации «преступных» доходов.
  • Уточняется порядок закрытия паспорта сделки в случае исполнения нерезидентом обязательств по внешнеторговому договору посредством передачи резиденту ценных бумаг. включая векселя, а именно: ПС закрывается только после получения от нерезидента денежных средств в качестве оплаты таких ценных бумаг, либо передачи по их индоссаменту или в связи с уступкой права требования. При этом следует обратить внимание на следующие важные моменты:

    а) рекомендуем в счет исполнения обязательств по внешнеторговым договорам, по которым оформлен ПС, принимать от нерезидентов ценные бумаги, по которым предполагается поступление платежа исключительно от нерезидента (ценные бумаги, выпущенные нерезидентами). Данное требование связано с содержащейся в части 1 статьи 19 Федерального закона № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» обязанностью для резидентов: обеспечить получение от нерезидентов на свои банковские счета денежных средств, причитающихся по внешнеторговым договорам.
    б) также для исключения случаев нарушения части 1 статьи 19 Федерального закона № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», в случае получения от нерезидента векселя с длительной отсрочкой платежа, выходящей за рамки срока действия внешнеторгового договора и ПС, рекомендуем заключать с нерезидентом дополнительное соглашение о продлении срока оплаты по договору и переоформлять ПС с указанием новой даты в графе 6 «Дата завершения исполнения обязательств по договору», учитывающей срок получения оплаты по ценной бумаге.
    в) для отражения в ведомости банковского контроля по ПС информации об исполнении обязательств нерезидента путем передачи ценных бумаг резиденту, резидент представляет в банк ПС:
    — СПД с кодом вида подтверждающего документа 10_3;
    — документы, подтверждающие передачу нерезидентом резиденту ценных бумаг.
    — документы, подтверждающие факт оплаты ценных бумаг или их передачи по индоссаменту и (или) в связи с уступкой требования. Данные документы представляются после получения резидентом от нерезидента оплаты по переданным ценным бумагам или передачи их по индоссаменту (до закрытия или одновременно с заявлением на закрытие ПС). Информация о поступившей на счет резидента оплате будет внесена в ВБК банком самостоятельно.

  • Уточняется порядок представления резидентом в банк ПС документов в случае полной или частичной уступки прав требования резидентом третьему лицу — нерезиденту или возложения обязательств резидентом на третье лицо-нерезидента по внешнеторговому (кредитному) договору, по которому оформлен ПС:

    а) в случае возложения резидентом на третье лицо-нерезидента обязательств по внешнеторговому (кредитному) договору и исполнении третьим лицом — нерезидентом обязательств за резидента, резидент представляет в банк ПС следующие документы:
    — СПД;
    — документы, подтверждающие исполнение обязательств третьим лицом-нерезидентом, на основании которых заполнена СПД;
    — документ о возложении резидентом обязательств на третье лицо-нерезидента.
    б) в случае частичной уступки резидентом третьему лицу-нерезиденту своих прав требования по внешнеторговому (кредитному) договору, резидент представляет в банк ПС документы после исполнения перед ним третьим лицом-нерезидентом обязательств по договору уступки, а именно:
    — СВО (на сумму, поступившую от нерезидента в счет исполнения обязательств по договору уступки с кодом ВО 32010 и указанием в графе 8 номера ПС, по которому произведена уступка прав требования);
    — СПД (если в рамках договора уступки нерезидент исполнил свои обязательства перед резидентом иным способом отличном от расчетов) ;
    — документы, подтверждающие исполнение обязательств нерезидентом, на основании которых заполнена СПД;
    — договор частичной уступки нерезиденту (частичном переводе долга).
    в) в случае полной уступки резидентом нерезиденту прав требования по внешнеторговому (кредитному) договору, резидент вправе закрыть ПС только после получения от нерезидента исполнения обязательств по договору уступки и представления в банк ПС документов, предусмотренных п.4.(б) настоящего письма.

  • Скорректирован порядок отражения в справке о валютных операциях информации о платежах в оплату товаров, работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности, а именно: коды видов валютных операций из 22 и 23 группы Перечня кодов (приложение 2 к Инструкции № 138-И) применяются только при невозможности разделения платежа на товары и услуги. В остальных случаях в расчетном документе и (или) в СВО следует указывать коды вида валютных операций раздельно для товаров (группы кодов 10 и 11) и услуг (группы кодов 20, 21).
  • Изменен срок для представления резидентом в новый банк документов для оформления ПС в случае отзыва лицензии у старого банка ПС. Данный срок учитывает срок на проверку банком документов, представленных для оформления ПС.
  • Благодарим Вас за сотрудничество с нашим Банком!
    Мы стремимся к тому, чтобы обслуживание по валютному контролю в нашем Банке было для Вас удобным и комфортным!

    С уважением, Управление валютного контроля ПАО «МДМ Банк»

    Новые документы по валютным операциям

    Новые документы по валютным операциям

    Успешное ведение организациями внешнеторговой деятельности (международной торговли и обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности) невозможно без знания и соблюдения валютного законодательства Российской Федерации. В статье Л.П. Фомичева, аттестованный аудитор Минфина России, комментирует значимые изменения, произошедшие в валютном регулировании и валютном контроле РФ, а также в порядке оформления паспортов сделок, представления подтверждающих документов и информации по валютным операциям.

    Изменения в валютном регулировании и валютном контроле

    С 5 июня 2012 года вступили в силу изменения в Федеральном законе от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Закон № 173-ФЗ ), которые были внесены Федеральным законом от 06.12.2011 № 406-ФЗ. Прежде всего, речь идет об изменениях, касающиеся репатриации резидентами иностранной валюты, валюты РФ и паспорта сделки (ПС).

    В соответствии с новой редакцией части статьи 19 Закона № 173-ФЗ. резиденты при осуществлении внешнеторговой деятельности обязаны представлять уполномоченным банкам информацию:

    1. Об ожидаемых в соответствии с условиями договоров (контрактов) максимальных сроках получения от нерезидентов на свои счета в уполномоченных банках иностранной валюты и (или) валюты РФ за исполнение обязательств по договорам (контрактам) путем передачи нерезидентам товаров, выполнения для них работ, оказания им услуг, передачи результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них.

    2. Об ожидаемых в соответствии с условиями договоров (контрактов) максимальных сроках исполнения нерезидентами обязательств по указанным договорам (контрактам) путем передачи резидентам товаров, выполнения для них работ, оказания им услуг, передачи им информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, в счет осуществленных резидентами авансовых платежей.

    Такая информация должна отражаться уполномоченными банками в Ведомости банковского контроля по Паспорту сделки. Порядок представления информации и последующего ее отражения банками в ведомостях банковского контроля должен был установить ЦБ РФ.

    Изменение было введено с целью пресечения одной из самых применяемых в нашей стране схем вывода капитала за рубеж. Напомним, что в соответствии с международными правовыми нормами срок исполнения договора во внешнеторговых контрактах может определяться как указанием на фиксированную дату, так и наступлением определенного события. Например, «Конвенция Организации Объединенных Наций о договорах международной купли-продажи товаров » (далее - Конвенция), заключенная в Вене 11.04.1980 позволяет участникам внешнеторгового оборота определять срок исполнения договора различными способами. В статье 33 Конвенции указано, что товары по договору должны быть поставлены либо в срок, указанный в договоре, либо в течение определенного периода времени, либо в разумный срок после заключения договора. Кроме того, согласно статьям 47 и 63 Конвенции как продавец, так и покупатель вправе в одностороннем порядке установить для другой стороны договора дополнительный срок для исполнения обязательств, если обязательства не исполнены в срок.

    Суть схемы вывода валюты за рубеж была проста: заключается внешнеторговый контракт с авансовой формой расчетов, в котором не оговорены условия поставки товара и возврата авансового платежа нерезидентом в случае непоставки товара, невыполнения работ, неоказания услуг, непередачи результатов интеллектуальной деятельности. Контракт вступает в силу с момента его подписания и действует до полного исполнения обязательств сторонами, т. е. конкретная дата исполнения обязательств не определена. Эта схема обеспечивала безвозвратный вывод денежных средств. При этом у агентов валютного контроля не было оснований для фиксирования нарушения статьи 19 Закона № 173-ФЗ. в которой ранее было указано, что резиденты обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговым договором, обеспечить возврат авансового платежа при невыполнении нерезидентом своих обязательств. Поскольку рассматриваемые сроки отсутствовали, у резидента не было обязанности обеспечить возврат денежных средств. Изменение призвано устранить «бессрочные» внешнеторговые контракты и обязывает резидентов указывать максимальный срок получения экспортной выручки или товара/оказания им услуг вне зависимости от того, что оговорено или не оговорено во внешнеторговом договоре.

    При выявлении нарушений уполномоченные банки (как агенты валютного контроля) обязаны передавать ведомости банковского контроля органу валютного контроля - ЦБ РФ. Последний уже имеет право применять санкции к нарушителям валютного законодательства.

    Впрочем, у нововведений была еще одна цель - упрощение документооборота. Представление указанной информации освобождало резидентов от обязанности переоформлять паспорт сделки, если в ходе исполнения внешнеторгового контракта изменились какие-либо его условия, указанные в паспорте. В подобных случаях инструктивными материалами было предписано делать переоформление паспорта сделки.

    В новой редакции статьи 20 Закона № 173-ФЗ прямо указано, какие реквизиты (обязательную информацию) должен содержать паспорт сделки:

    1. Номер и дату оформления паспорта сделки.

    2. Сведения о резиденте и его иностранном контрагенте.

    3. Общие сведения о внешнеторговой сделке (дата договора, номер договора (если имеется), общая сумма сделки (если имеется) и валюта цены сделки, дата завершения исполнения обязательств по сделке).

    4. Сведения об уполномоченном банке, в котором оформляется паспорт сделки и через счета в котором осуществляются расчеты по сделке.

    5. Сведения о переоформлении и об основаниях для закрытия паспорта сделки.

    Уполномоченные банки передают оформленные паспорта сделок в электронном виде органам и агентам валютного контроля в порядке, установленном ЦБ РФ. Срок передачи не может превышать три рабочих дня с даты оформления паспорта сделки в уполномоченном банке.

    Ранее требования к содержанию паспорта сделки в законе не устанавливались. В приложении № 4 к Инструкции Банка России от 15.06.2004 № 117-И была утверждена только форма паспорта, но она содержала указанные реквизиты.

    В связи с внесением изменений в Закон №173-ФЗ Банк России Инструкцией от 04.06.2012 № 138-И (далее - Инструкция № 138-И) установил новый порядок представления в уполномоченные банки информации о валютных операциях, а также порядок оформления (закрытия, переоформления) паспорта сделки. Документ вступил в силу с 1 октября 2012 года. Зарегистрирован в Минюсте РФ 3 августа 2012 года (№ 25103).

    Со дня вступления в силу Инструкции № 138-И утрачивают силу Положение Банка России от 01.06.2004 № 258-П. Инструкция Банка России от 15.06.2004 № 117-И (далее - Инструкция № 117-И) и указания, вносившие в нее изменения, а также Указание Банка России от 10.12.2007 № 1950-У.

    Инструкция касается нерезидентов и резидентов, являющихся юрлицами (кроме кредитных организаций и Внешэкономбанка). Она не распространяется на валютные операции по счетам, открытым в ЦБР, на случаи частичной передачи резидентом своих прав по кредитному договору, по которому оформлен ПС, путем уступки требования другому лицу, а также на осуществление валютных операций федеральными органами исполнительной власти, специально уполномоченными Правительством РФ на осуществление валютных операций.

    В новой инструкции особо оговаривается, что под ее действие кроме прочих подпадают физические лица, занимающиеся частной практикой, и не подпадают нерезиденты - физические лица.

    Инструкция также определяет порядок хранения уполномоченным банком данных по операциям, проведенным резидентами и нерезидентами (глава 4), регламентирует осуществление уполномоченными банками контроля при представлении документов и информации (глава 10, 18, 19).

    Рассмотрим нововведения детальнее.

    Информация по валютным операциям

    Разделом I Инструкции № 138-И установлен порядок представления резидентами и нерезидентами в уполномоченные банки документов и информации, которые связаны с проведением валютных операций, в том числе об ожидаемых максимальных сроках поступления валютной выручки (исполнения нерезидентами обязательств в счет осуществленных резидентами авансовых платежей).

    Валютными могут считаться в установленных Законом № 173-ФЗ случаях операции, которые осуществляются в иностранной валюте и в рублях.

    Если в Инструкции № 117-И операции в иностранной валюте и рублях, относимые к валютным операциям, были приведены в одном разделе, то теперь для каждого типа операций выделены отдельные главы.

    Глава 2 Инструкции № 138-И регулирует порядок представления их резидентами при осуществлении валютных операций в иностранной валюте.

    Основным представляемым документом является, как и ранее, Справка о валютных операциях (далее - Справка). Ее форма приведена в Приложении № 1 к Инструкции № 138-И. Ранее данный документ в Инструкции № 117-И именовался Справкой об идентификации по видам валютных операций средств в иностранной валюте, поступивших на банковский счет или списываемых с банковского счета резидента, открытого в уполномоченном банке. Хотя сам документ назывался Справкой о валютных операциях.

    Справку следует оформлять в одном экземпляре. По поручению резидента Справку может оформлять и уполномоченный банк, если это предусмотрено договором банковского обслуживания (п. 2.4 Инструкции № 138-И ).

    Как и ранее, к Справке прилагаются документы, служащие основанием для проведения указанных в ней операций.

    Справка следует оформлять в сроки, указанные в пункте 2.3 Инструкции № 138-И.

    • при зачислении иностранной валюты на транзитный валютный счет - не позднее 15 рабочих дней после даты ее зачисления, указанной в уведомлении о ее зачислении на транзитный валютный счет;
    • при списании иностранной валюты с расчетного счета в иностранной валюте - одновременно с распоряжением о переводе иностранной валюты.

    Ее не следует оформлять при акцептном списании средств, при операциях между резидентом и уполномоченным банком, при переводе резидентом средств на собственные счета в иных банках, взыскании средств по исполнительным документам и в иных случаях, перечисленных в пункте 2.4 Инструкции № 138-И.

    При операциях с банковскими картами Справка и документы не представляются, за исключением операций по контракту, по которому оформлен ПС. В последнем случае их нужно представить не позднее 15 рабочих дней после месяца, в котором была осуществлена валютная операция с использованием банковской карты.

    Если изменяются сведения, которые ранее были поданы в уполномоченный банк, то не позднее 15 рабочих дней после даты оформления документов, подтверждающих такие изменения, нужно представить новую справку о валютных операциях, корректирующую ранее представленные сведения (п. 2.9 Инструкции № 138-И ).

    Форма Справки претерпела незначительные изменения. Например, введено поле для указания признака корректировки. Нужно указывать номер ПС или реквизиты контракта и ожидаемый срок операции.

    Перечень кодов вида валютных операций значительно расширен и приведен в Приложении № 2 к Инструкции № 138-И. Например, по коду группы 20 «Расчеты между резидентами и нерезидентами при осуществлении внешнеторговой деятельности, связанной с выполнением резидентами работ, оказанием резидентами услуг, передачей резидентами информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них» расширения имели всего 7 позиций с кодом 010-070. Новыми положениями предусмотрено кодирование от цифр 100 до 800. Но сущность некоторых кодов не поменялась. Например, 20100 - кодируется авансовый платеж, а ранее он указывался кодом 20010.

    Порядок заполнения каждого реквизита Справки подробно описан в Приложении № 1 к Инструкции № 138-И для каждого вида валютных операций - при аккредитивных формах расчетов, по кредитным договорам, контрактам и др. Некоторые показатели кодируются, например, страна банка-нерезидента в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира (ОКСМ).

    Информация об ожидаемом максимальном сроке исполнения нерезидентом обязательств по контракту, по которому оформлен ПС, в счет которого направляется аванс, отражается резидентом в графе 11 Справки. Срок определяется из условий контракта и (или) в соответствии с обычаями делового оборота. Он может следовать из иных документов, связанных с проведением валютных операций. Например, могут учитываться сроки выпуска (условного выпуска) товаров таможенными органами, сроки для оформления документов, подтверждающих исполнение нерезидентом обязательств путем передачи резиденту товаров, выполнения для него работ, оказания ему услуг, передачи ему информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них. Срок устанавливается в случае передачи резиденту товаров, выполнения работ, оказания услуг, передачи ему информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, в счет авансового платежа резидента (коды видов валютных операций 11100, 21100, 23100, 23110). В иных случаях графа 11 Справки не заполняется.

    Глава 3 Инструкции № 138-И регулирует порядок представления нерезидентами и резидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций в рублях.

    При валютной операции, связанной со списанием рублей в пользу нерезидента РФ, клиент представляет в банк расчетный документ и подтверждающие документы. Ранее в расчетном документе перед текстовой частью «Назначение платежа» указывали в фигурных скобках код вида валютной операции и номер паспорта сделки, если он оформлялся. Теперь требуется указать лишь код валютной сделки из Приложения № 2 (п.п.3.2 и 3.4 Инструкции № 138-И ).

    В пунктах 3.3 и 3.4 Инструкции № 138-И определен перечень операций, при проведении которых расчетный документ не представляется. Например, при осуществлении резидентом валютных операций с использованием банковских карт; при расчетах по аккредитиву и др.

    Если на счет резидентов поступают денежные средства от нерезидентов, то в банк следует также представить Справку о валютных операциях и обосновывающие документы. Справка о валютных операциях при зачислении и списании валюты РФ оформляется аналогично Справке по операциям с иностранной валютой (см. п.п. 2.3. 3.8 Инструкции № 138-И ). Банк вправе самостоятельно оформить справку на основании представленных резидентом документов, если это предусмотрено договором банковского обслуживания (п. 3.9 Инструкции № 138-И ).

    При изменении сведений, содержащихся в справке, не позднее 15 рабочих дней после даты оформления документов, подтверждающих такие изменения, необходимо представить в банк корректирующую справку о валютных операциях и приложить к ней подтверждающие изменения документы (п. 3.15 Инструкции № 138-И ).

    Паспорт сделки и подтверждающие документы

    Раздел II Инструкции № 138-И описывает порядок работы с паспортом сделки. В пункте 5.1 приведен перечень видов договоров, для которых предусмотрено оформление паспорта сделки и в отношении которых банк ведет ведомость банковского контроля.

    В главе 6 описаны правила оформления паспорта сделки, перечень сведений, подлежащих отражению в нем.

    Увеличено ограничение по сумме кредитного договора с 5 000 долларов до 50 000 долларов США, ниже которой оформлять ПС не требуется. Этот порог был поднят с 27.02.2011 Указаниями ЦБ РФ от 29.12.2010 № 2556-У по иным контрактам, за исключением кредитных.

    При оформлении паспорта сделки резидент направляет в банк (п. 6.6 Инструкции № 138-И ) паспорт, контракт (кредитный договор) либо выписку из него; иные документы, содержащие необходимые для оформления паспорта сведения (включая сведения, определенные (рассчитанные) резидентом самостоятельно).

    Сроки оформления ПС указаны в пункте 6.5 Инструкции № 138-И в зависимости от типа операций. Например, при движении денежных средств в иностранной валюте и валюте РФ паспорт следует оформить не позднее срока, установленного для представления справки о валютных операциях (п. 6.5.2 Инструкции № 138-И ):

    • при зачислении на счет резидента в уполномоченном банке или в банке-нерезиденте средств по контракту (кредитному договору) от нерезидента;
    • при списании денежных средств по контракту (кредитному договору) в пользу нерезидента со счета резидента, открытого в уполномоченном банке или в банке-нерезиденте.

    Если в контракте (кредитном договоре) не определена сумма обязательств, то ПС оформляется не позднее срока, установленного для представления резидентом справки о валютных операциях. Но только если происходит валютная операция, по которой сумма расчетов превысит установленный предел для оформления паспорта - в эквиваленте 50 тыс. долларов США по курсу иностранных валют по отношению к рублю на дату заключения контракта (кредитного договора), либо в случае изменения суммы обязательств по контракту (кредитному договору) на дату заключения последних изменений (дополнений) к контракту (кредитному договору), предусматривающих такие изменения (п. 6.5.3 Инструкции № 138-И ).

    При вывозе и ввозе товаров через таможенную территорию РФ при условии их декларирования паспорт следует оформить не позднее даты подачи таможенной декларации, если речь идет о Таможенном союзе (п. 6.5.4 Инструкции № 138-И ).

    Если декларирование перемещения товаров не требуется, то резидент оформляет ПС не позднее представления справки о подтверждающих документах (п. 6.5.5 Инструкции № 138-И ). Аналогично следует действовать и при выполнении работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, а также при неденежных расчетах (п.п.6.5.6 и 6.5.7 Инструкции № 138-И ).

    Если резидент имеет на руках только проект контракта или кредитного договора, то паспорт оформляется по этому документу (п. 6.12 Инструкции № 138-И ) в течение 15 дней либо с даты вступления документа в силу, либо с даты составления или подписания. При этом оформленный контракт в окончательном виде следует представить в банк. Если это не сделать в течение года, то банк обязан проинформировать об этом ЦБ РФ.

    Паспорт сделки оформлен, когда ему в банке присваивается номер и проставляется дата оформления и подпись ответственного лица. Не позднее двух рабочих дней после даты оформления банк направляет резиденту оформленный ПС (п. 6.8 Инструкции № 138-И ).

    Какие изменения по сравнению с ранее действовавшей формой, ждут резидентов и нерезидентов в связи с выходом Инструкции № 138-И.

    Как и ранее паспорта сделки различаются по форме в зависимости от типа контракта - торговый (форма 1) или кредитный (форма 2). Формы приведены в Приложении № 4 к Инструкции № 138-И. там же описан порядок оформления их реквизитов. Что касается формы паспорта, то она изменилась не существенно. В форме 1 в разделе 3 «Общие сведения о контракте» в связи с изменениями валютного законодательства, о которых мы говорили выше, следует в графе 6 указывать «Дату завершения исполнения обязательств по контракту». Дата может быть указана в контракте или быть рассчитана резидентом самостоятельно исходя из условий контракта (кредитного договора), и (или) в соответствии с обычаями делового оборота. Отметим, что эта дата указывалась и ранее в этой графе.

    Остальные графы 7-10 особых условий старой формы паспорта теперь исключены.

    Упразднены за ненадобностью разделы 4 «Информация о разрешениях» и 5 «Справочная информация».

    Сведения об оформлении, закрытии и переоформлении или переводе паспорта разнесены по разным разделам 4-6. В новом разделе 7 «Справочная информации» указывается способ обмена информацией между банком и клиентом.

    Что касается формы 2 паспорта, который оформляется по кредитному договору, то изменений еще меньше. В разделе 3 сведения о контракте разбиты на два подраздела. В подразделе 3.1 «Общие сведения о кредитном договоре» не указывается теперь валютная оговорка. Информация о предоставлении кредита траншами вынесена в отдельный подраздел 3.2 «Сведения о сумме и сроках привлечения (предоставления) траншей по кредитному договору». В таблице указываются наименование и код валюты договора, сумма транша, код срока его предоставления и ожидаемый срок поступления.

    Упразднен, как и в форме 1, раздел 4 «Информация о разрешениях». Вместо него в разделах 4-6 приводятся детальные сведения об оформлении, переводе, переоформлении и закрытии паспорта сделки.

    Специальные сведения о кредитном договоре, ранее указываемые в разделе 6 формы 2 - процентная ставка, график платежей и др. - перенесены в раздел 8 и 9. В подразделе 8.1 показываются процентные платежи (за исключением погашения основного долга), а в 8.2 - иные платежи (за исключением погашения основного долга и процентных платежей), если такие предусмотрены договором. Основной долг отражается в подразделе 8.3.

    Графики платежей и иная информация (предоставление залога, кредит на синдицированной (консорциональной) основе) отражается в разделе 9.

    Главой 20 Инструкции № 138-И установлены переходные положения. Если контракт был оформлен до 01.10.2012, он действует до его закрытия или внесения изменений. Переоформлять его не требуется. Номер паспорта не меняется. Но клиент вправе привести его в соответствие с новыми требованиями, согласовав действии с банком.

    В связи с изменением порога оформления паспортов клиент вправе после вступлении в силу Инструкции № 138-И закрыть паспорт сделки, ранее оформленный по кредитному договору, общая сумма обязательств которого на 01.10.2012 не превышает в эквиваленте 50 тыс. долларов США по курсу иностранных валют по отношению к рублю на дату заключения кредитного договора. В случае изменения суммы обязательств кредитного договора, эквивалент считается на дату заключения последних изменений (дополнений). Но банк может сделать это и самостоятельно, но не ранее чем по истечении 180 календарных дней после 01.10.2012.

    Если обмен информацией и документами с банком осуществлялся в электронном виде, переоформление договора делать не нужно.

    Порядок закрытия паспорта сделки описан в главе 7, а внесения изменений - в главе 8.

    Отметим, что банк может самостоятельно закрыть паспорт сделки (п. 7.9 Инструкции № 138-И ) по истечении 180 календарных дней, следующих за датой, указанной в графе 6 раздела 3 паспорта, при наличии достаточной информации в следующих случаях:

    • при исполнении (прекращении)обязательств по контракту (кредитному договору) даже при отсутствии заявления клиента;
    • при неисполнении контракта им непредставлении документов клиентом.

    При этом банк может информировать резидента о закрытии паспорта в течение двух рабочих дней.

    Порядок представления документов по паспорту регламентируется главой 9.

    При исполнении (изменении, прекращении) обязательств по контракту (кредитному договору), по которому оформлен паспорт сделки, резидент представляет в банк справку о подтверждающих документах. Ее образец приведен в Приложении № 5 к Инструкции № 138-И. Справку оформляют в одном экземпляре и прикладывают к ней документы, подтверждающие изменение или неденежное исполнение обязательств. В зависимости от вида операций в пункте 9.1 определен перечень прилагаемых подтверждающих документов. Например, при вывозе (ввозе) товара с территории (на территорию) РФ таким документом в случае декларирования товаров является таможенная декларация либо документы, аналогичные ей. Если товар не декларируется, например, в рамках ЕврАзЭС, то представляют транспортные (перевозочные, товаросопроводительные), коммерческие документы, статистическую форму учета перемещения товаров, и (или) иные документы.

    Если объектом являются работы, услуги, передача информации или результаты интеллектуальной деятельности, клиент может представлять акты приема-передачи, счета, счета-фактуры и (или) иные коммерческие документы, оформленные в рамках контракта и (или) в соответствии с обычаями делового оборота и т. д.

    Установлены сроки представления Справки и подтверждающих документов. Например, при движении товаров - не позднее 15 рабочих дней после даты, указанной во второй части регистрационного номера таможенной декларации, или даты выпуска (условного выпуска) товаров, проставляемых должностным лицом таможенных органов в таможенной декларации, в зависимости от того, какая из дат является наиболее поздней. При наличии в таможенной декларации нескольких отметок должностного лица таможенных органов о разных датах выпуска (условного выпуска) товаров срок исчисляется от наиболее поздней даты.

    Если представленные сведения необходимо изменить, представляется корректирующая справка о подтверждающих документах с приложением документов, подтверждающих такие изменения (п. 9.7 Инструкции № 138-И ).

    Порядок ведения ведомости банковского контроля банками описывается в главе 10.

    В главе 11 описаны особенности оформление паспорта сделки и особенности представления резидентами документов и информации при осуществлении валютных операций через счета резидента в банке-нерезиденте.

    В главе 12 Инструкции № 138-И изложены особенности оформления (закрытия) ПС и представления документов и информации при осуществлении валютных операций по отдельным контрактам (кредитным договорам). Например, если договор содержит элементы одновременно контракта и кредитного договора, то следует оформить два ПС по разным формам (п. 12.1). Установлены особенности оформления паспорта при переуступке договора другому юридическому лицу (п.п.12.2 и 12.3), при неденежных расчетах (п. 12.4), при многосторонних контрактах, при посреднических договорах и др.

    В главе 13 указано, как действовать клиенту при отзыве лицензии на осуществление банковских операций у уполномоченного банка. В главе 14 описана процедура перевода паспорта сделки в связи с переводом контракта (кредитного договора) на обслуживание в другой уполномоченный банк.

    Особенности перевода паспорта при реорганизации банка или при закрытии его филиала регулируются главой 15 Инструкции. При оформлении паспорта сделки с аккредитивной формой расчета следует руководствоваться главой 16 Инструкции № 138-И .

    Подробно прописывается, на какие договоры распространяется требование оформлять паспорт сделки - на контракты, соглашения, предварительные договоры, содержащие оферту, на агентские договоры, договоры комиссии, предусматривающие импорт или экспорт товаров, на договоры аренды (лизинга), на кредитные договоры и т. п. В частности, оформляется паспорт сделки при передаче недвижимости по договору аренды, вывозе из России или ввозе в нее товаров (кроме ценных бумаг в документарной форме), продаже (приобретении) продукции (кроме запчастей и оборудования) для обеспечения эксплуатации и техобслуживания транспорта.

    Хранение банком данных по валютным операциям

    Порядок хранения банками представленной клиентами информации по валютным операциям регулируется главой 4 раздела I Инструкции № 138-И.

    Резиденты и нерезиденты могут обмениваться с уполномоченными банками информацией в электронном или бумажном виде. Способ обмена определяется в соглашении сторон.

    Детально процедура каждого вида обмена регламентируется в главе 17 Инструкции № 138-И. Документом также утверждены форматы электронных сообщений для контрактов и кредитных договоров (Приложения № 8 и № 9).

    Уполномоченный банк хранит в электронном виде данные о валютных операциях. Порядок хранения определяется банком самостоятельно.

    Информация, содержащая данные по валютной операции, хранится не менее трех лет после даты ее проведения (п. 4.4 Инструкции № 138-И ). Если оформлялся паспорт сделки, то срок хранения также составляет не менее трех лет после даты его закрытия.

    В заключение представляется важным напомнить организациям о соблюдении сроков представления документов, указанных в инструкции, т. к. при их нарушении банк информирует об этом органы валютного контроля, поэтому впоследствии возможны налоговые проверки.

    Новые документы по валютным операциям