Руководства, Инструкции, Бланки

Инструкция По Шпалам img-1

Инструкция По Шпалам

Рейтинг: 4.2/5.0 (1707 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Инструкция По Шпалам

Инструкция По Шпалам

Инструкция По Шпалам Average ratng: 4,5/5 6207 reviews

ЦПТ 1. 7 «Технические указания по ведению шпального хозяйства с железобетонными шпалами»МИНИСТЕРСТВОПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ СССРГЛАВНОЕУПРАВЛЕНИЕ ПУТИ№ ЦПТ- 1. Утверждаю: Начальник Главногоуправления пути МПСН. Ф. Митин 1. 7 июля 1. ТЕХНИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯПО ВЕДЕНИЮ ШПАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВАС ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫМИ ШПАЛАМИМОСКВА "ТРАНСПОРТ" 1. СОДЕРЖАНИЕ1. 2. Железобетонные шпалыследует применять в бесстыковом пути.

Применение железобетонных шпал взвеньевом пути может допускаться на станционных и подъездных путях, а такжекратковременно на главных путях в период до замены инвентарных рельсовбесстыковыми рельсовыми, плетями. Типовые железобетонныешпалы предназначены для применения с рельсами типов Р7. Р6. 5 и Р5. 0 на прямыхучастках пути и в кривых радиусом не менее 3. На железобетонных шпалахдолжны применяться рельсовые скрепления, конструкция, детали и сферы применениякоторых утверждены Главным управлением пути МПС. Рельсовые скрепления могут быть сметаллическими подкладками (КБ, К2), без подкладок (ЖБ), а также комбинированными(БПУ), т. Конструкция рельсового скрепления должнавключать упругие прижимные элементы (пружинные клеммы, шайбы), амортизирующие ивиброизолирующие подрельсовые и (или) нашпальные прокладки, электроизолирующиедетали, обеспечивающие работу рельсовых цепей автоблокировки.

Железнодорожные шпалы следуетукладывать на щебеночном или асбестовом балласте. Щебень должен быть из природного камняфракций 2. И2. 0 и по сопротивлению удару - У7. Ленинградское Шоссе Налоговая Инструкция на этой странице.

  • Указания по ведению учета и отчетности по железобетонным шпалам. Применение железобетонных шпал взвеньевом пути может допускаться на .
  • Рекомендациям данной "Инструкции по монтажу и эксплуатации универсального. в местах, оборудованных для переезда, и не двигаться по шпалам.
  • Инструкция по текущему содержанию железнодорожного пути, утверждённая МПС РФ № 774 от 01.07.2000. Железобетонные шпалы. Колея 1520 мм. Прямые и кривые радиуса 350 м и более..
  • Шпалы деревянные для железных дорог широкой колеи. Технические условия. на шпалопропиточных заводах и инструкции по содержанию деревянных шпал, переводных и.
  • Работы по шпалам - Инструкция по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ ЦП-485, изд.
  • 9. инструкция по содержанию и ремонту деревянных шпал и брусьев, утвержденная мпс СССР 08.05.81 n..

Допускается применение щебня марки поистираемости И4. У5. 0. Применение щебня с болеенизкими показателями по истираемости и прочности может допускаться только какисключение с разрешения Главного управления пути МПС. На участках пути, подвергающихсяинтенсивному засорению перевозимыми сыпучими грузами (уголь, руда, торф и; др.), - железобетонные шпалы рекомендуется укладывать на асбестовом балласте. На главных путях линийгрузонапряженностью до 1. На станционных путях (кромеглавных в пределах станций и приемоотправочных с безостановочным пропускомпоездов) железобетонные шпалы следует укладывать на щебеночном балласте фракции. На погрузочно- выгрузочных, вытяжных, деповских и прочих станционных путях, атакже на подъездных путях допускается укладывать железобетонные шпалы также награвийном и гравийно- песчаном балластах. Все балластные материалы должныудовлетворять требованиям соответствующих стандартов на них.

Конструкция балластной призмы итолщина балластного слоя под железобетонными шпалами должны соответствоватьутвержденным поперечным профилям железнодорожного пути. Железобетонные шпалы не должныприменяться на участках с нестабилизировавшимся или больным земляным полотном. Перед укладкой железобетонных шпал земляное полотно должно быть обследовано иобнаруженные больные места (пучины, просадки и др.) оздоровлены. Система ведения хозяйства сжелезобетонными шпалами должна предусматривать наиболее полное использованиеповышенной долговечности железобетонных шпал многократным повторным применениемих в главных и станционных путях.

Отклонен и я в ши рине колеи на прямых и кри вых участках пути при сдаче в эксплуатацию всех линий на деревянн ых и ли железобетонных шпалах не . Ведомственные строительные нормы инструкция по устройству верхнего строения конце шпалы, кроме стыковых, четырьмя костылями, из которых два основных.

Железобетонные шпалы, выпускаемыепромышленностью, должны отвечать требованиям государственных стандратов илитехнических условий утвержденных в установленном порядке. Конструкция и размеры железобетонныхшпал марок Ш1- 1, Ш1- 2 к Ш2- 1 по ГОСТ1. Шпалы железобетонные предварительно напряженные для железныхдорог колеи 1.

Технические условия» представлены на рис. I1. I1- 2,Ш2- 1: 1 - проволочная арматура; 2 - закладная шайба'2. Марка шпалы состоит издвух буквенно- цифровых групп, разделенных дефисом.

Первая группа содержит обозначение типашпалы в зависимости от конструкции рельсового скрепления: Ш1- для раздельного клеммно- болтовогоскрепления КБ с болтовым прикреплением подкладки к шпале; Ш2- для нераздельного клеммно- болтовогоскрепления БПУ с болтовым прикреплением подкладки или рельса к шпале. Вторая группа указывает вариантисполнения подрельсовой площадки шпалы в соответствии с табл. Форма и размеры шпалдолжны соответствовать указанным в табл. Марка шпалы. Расстояние между упорными кромками разных кондов шпалы (а), мм. Расстояние между упорными кромками одного конца шпалы (а. Расстояние между осями отверстий для болтов (а. Расстояние между осью отверстия и упорной кромкой (а.

Угол наклона упорных кромок, град. Направление большей стороны отверстия для болта относительно продольной оси шпалы.

Ш1- 1 2. 01. 2 4. Поперечное Ш1- 2 2. То же Ш2- 1 2. 01. Продольное На кромках, примыкающих кподошве и торцам шпалы, допускаются фаски шириной не более 1.

По согласованию изготовителя спотребителем допускается изготовлять шпалы, у которых расположение и размерыуглублений на подошве отличаются от указанных на рис. Конструкции и размеры допускаемыхк применению железобетонных шпал, изготовленных по ранее действовавшим стандартами техническим условиям, даны в приложении. Железобетонные шпалы взависимости от трещиностойкости, точности геометрических размеров и качествабетонных поверхностей подразделяют на два сорта: первый и второй. Шпалы второго сорта предназначеныдля укладки на малодеятельных линиях, станционных и подъездных путях. Поставкашпал второго сорта производится только с согласия потребителя. Шпалы должны изготовляться изтяжелого бетона класса по прочности на сжатие В4.

ГОСТ2. 66. 33- 8. В качестве арматуры шпал(рис. Вр диаметром 3 мм. Номинальное число проволок - 4.

Предельные отклонения по числу проволок - 2шт. Для обеспечения проектного расположенияпроволок применяются разделительные проставки, которые могут оставаться вбетоне на торцах шпал.

Отклонения размеров шпалне должны превышать предельных значений, указанных в табл. Отклонение отпрямолинейности профиля подрельсовых площадок на всей длине или ширине недолжно быть более 1 мм. Уклон подрельсовыхплощадок к продольной оси шпалы в вертикальной плоскости, проходящей через ось(подуклонка), должен быть в пределах от 1: 1. Разница уклоновподрельсовых площадок разных концов шпалы в поперечном к оси шпалы направлении(пропеллерность) не должна превышать 1: 8. Отклонения толщинызащитного слоя бетона до верхнего ряда арматуры не должны превышать: для шпалпервого сорта +7, - 5 мм,для шпал второго сорта + 1. Рис. 5. Размещение арматуры на торце (а) и в среднем сечении (б) шпалы.

Размеры раковин на бетонныхповерхностях и околов ребер у шпал недолжны превышать значений, указанных в табл. В новых шпалах не допускаются: наплывы бетона в каналах для закладныхболтов, препятствующие свободной установке и повороту этих болтов в рабочееположение; местные наплывы бетона на подрельсовыхплощадках; провертывание закладных болтов рельсовогоскрепления в каналах шпалы при завинчивании гаек; трещины в бетоне. Наименование размера. Предельное отклонение, мм, для шпалпервого сортавторого сорта. Расстояние а± 2 + 3, - 2 Расстояние а. Расстояния а. 2 и а.

Глубина заделки в бетон закладной шайбы + 6, - 2 + 6, - 2 Длина шпалы ± 1. Ширина шпалы Высота шпалы + 1. Таблица 3. Участки поверхности шпалы. Предельные размеры, ммраковиноколов ребер. Глубина. Диаметр (наибольший размер)Глубина. Длина по ребру. Подрельсовые площадки.

Упорные кромки подрельсовых площадок. Щ**/1. 5**1. 5/3. Верхняя поверхность средней части шпалы. Прочие участки верхней поверхности. Не регламентируются. Боковые и торцовые поверхности.

Не регламентируются* Не более трех раковин на одной площадке.** Не более одной раковины. Примечание. В числителе - данные для шпалпервого сорта, в знаменателе - для второго.

На верхней поверхности шпалштампованием при формовании должны быть нанесены товарный знак или краткоенаименование предприятия- изготовителя (на каждой шпале) и год изготовлениядвумя последними цифрами (не менее чем у 2. В концевой части шпал краской наносятштамп ОТК и номер партии.

Места нанесения маркировочных надписей указаны нарис. На обоих концах шпалы второго сортананосится краской поперечная полоса шириной 1. Сдачу готовых железобетонных шпалжелезным дорогам производит отдел технического контроляпредприятия- изготовителя, а техническую приемку шпал осуществляетинспектор- приемщик МПС. Каждая отгружаемая партия шпалдолжна сопровождаться документом (паспортом) установленной формы о качествешпал и соответствии их требованиям стандарта или технических условий. Вдокументе указывается: номер документа и дата; наименование и адреспредприятия- изготовителя; марка и сорт шпал; количество отгруженных шпал в партии; обозначение стандарта или технических условий. Документ (паспорт) подписываютответственный представитель предприятия- изготовителя и инспектор- приемщик МПС.

Предприятие- изготовитель должногарантировать соответствие отгруженных шпал требованиям стандарта присоблюдении потребителем правил их эксплуатации, транспортирования и хранения. Гарантийный срок эксплуатации шпал, в течение которого изготовитель обязанустранить обнаруженные потребителем скрытые дефекты или заменить негодныешпалы, составляет 3 года со дня укладки их в путь. Исчисление гарантийногосрока начинается не позже 9 мес. Шпалы транспортируют в открытыхполувагонах или автомобилях. Транспортирование шпал разных марок и сортов водном полувагоне или автомобиле не допускается. Шпалы при транспортировании ихранении должны укладываться горизонтальными рядами в рабочем положении(подошвой вниз). Между рядами шпал должны укладываться деревянные прокладкисечением не менее 5.

По соглашению изготовителя с потребителемдопускается применять деревянные прокладки сечением не менее 4. Погрузку шпал в полувагоны и ихвыгрузку следует производить пакетами по 1. Шпалы в пакетах должны размещаться в соответствии суказаниями п. Торцы шпал должны лежать в одной вертикальной плоскости. Воизбежание нарушения пакетного расположения шпал в пути следования междупакетами устанавливают вертикальные стойки диаметром 1. При погрузке и выгрузке шпал следуетпринимать меры предосторожности против их повреждений: не ударять по нимметаллическими предметами, не допускать удары шпал друг о друга, не сбрасыватьшпалы с полувагона, не выгружать шпалы рядами с помощью троса, так как при этомпроисходит повреждение кромок шпал. Оксфордский Учебник Латыни здесь. Шпалы должны храниться в штабеляхрасположенными по маркам и сортам с соблюдением требований п.

Другие статьи

Скачать ЦП-410

ЦП-410. Инструкция по содержанию деревянных шпал, переводных и мостовых брусьев железных дорог колеи 1520 мм

Общие положения.
Конструкция, размеры и типы деревянных шпал. переводных и мостовых брусьев. Технические требования, предъявляемые к ним.
Правила транспортировки, погрузки, выгрузки и хранения деревянных шпал. переводных и мостовых брусьев.
Причины повреждения (дефектности) деревянных шпал. переводных и мостовых брусьев.
Продление срока службы деревянных шпал, переводных и мостовых брусьев, особенности их текущего содержания.
Ремонт деревянных шпал и переводных брусьев после изъятия из пути и их повторное использование.
Порядок ведения шпального хозяйства. Учет и отчетность по деревянным шпалам, переводным и мостовым брусьям.
Анализ состояния шпального хозяйства и планирование ремонтно-профилактических работ.

Размер: 357.50Kb
Формат: DOC

Инструкция по шпалам

Технические требования предъявляемые к шпалам.

1. Деревянные шпалы

1.1. Деревянные шпалы должны соответствовать Государственному стандарту "Шпалы деревянные для железных дорог колеи 1520 мм" (ГОСТ 78-89).

1.2. Конструкция и размеры деревянных шпал представлены на рис.2.1. и табл.2.1.

По форме поперечного сечения деревянные шпалы подразделяются на три вида: обрезные - рис.2.1, a, полуобрезные - рис.2.1, б и необрезные - рис.2.1, в.

Рис. 2.1 Формы поперечных сечений деревянных шпал

Шпалы по их назначению подразделяются на три типа:

I - для главных путей 1-го и 2-го класса (Классификация путей и виды ремонтов пути указаны в соответствии с приказом МПС России от 16.08.94 № 12Ц.), а также для путей 3-го класса при грузонапряженности более 50 млн. т*км брутто/км в год или скоростях движения поездов более 100 км/ч;

II - для главных путей 3-го и 4-го класса, подъездных путей с интенсивной работой, приемоотправочных и сортировочных путей на станциях;

III - для любых путей 5-го класса, в том числе станционных, малодеятельных подъездных и прочих путей с маневрово-вывозным характером движения.

1.3. Размеры деревянных шпал установлены для древесины с влажностью не более 22 %. При большей влажности древесины шпалы должны иметь по толщине и ширине припуски на усушку для хвойных пород по ГОСТ 6782.1-75, а для лиственных пород-по ГОСТ 6782.2-75.

2. Составные деревянные шпалы

2.1. Составные деревянные шпалы должны соответствовать Техническим условиям "Шпалы деревянные составные" (ТУ 13-0273685-401-89).

2.2. Конструкция и размеры составных деревянных шпал представлены на рис.2.2.

2.3. Составные деревянные шпалы по их назначению изготавливаются одного типа. Они предназначаются для укладки в малодеятельные станционные и подъездные пути, и в подъездные пути промышленных предприятий.

2.4. Размеры поперечных сечений составных деревянных шпал установлены для древесины с влажностью не более 22 %. При большей влажности древесины составные деревянные шпалы должны иметь по толщине и ширине припуски на усушку древесины для хвойных пород по ГОСТ 6782.1-75, а для лиственных пород - по ГОСТ 6782.2-75.

2.5. Отклонения от установленных размеров составных деревянных шпал допускаются, мм:

по ширине верхней пласти -10, + до ширины нижней пласти

по высоте пропиленных боковых сторон минимальный размер 140, максимальный - до толщины шпалы

по горизонтальному расстоянию между болтами, а также концом шпалы и болтом ±10

по вертикальному отклонению болтов от оси шпалы ±5

3. Переводные брусья

3.1. Переводные брусья должны соответствовать Государственному стандарту "Брусья деревянные для стрелочных переводов железных дорог широкой колеи" (ГОСТ 8816-70).

3.2. Конструкция и размеры переводных брусьев представлены на рис.2.3 и в табл.2.2.

Переводные брусья по их назначению подразделяются на три типа:

I для главных путей 1-го и 2-го класса, а также для путей 3-го класса при грузонапряженности более 50 млн. т*км брутто/км в год при скоростях более 100 км/ч;

II - для главных путей 2, 3 и 4-го класса, подъездных путей с интенсивной работой, приемоотправочных и сортировочных путей на станциях;

III - для любых путей 5-го класса, в том числе станционных, малодеятельных подъездных и прочих путей с маневрово-вывозным характером движения.

3.3. Размеры поперечных сечений переводных брусьев установлены для древесины с влажностью не более 22 %. При большей влажности древесины переводные брусья хвойных пород должны изготавливаться с припуском на усушку - по ГОСТ 6782.1-75, для переводных брусьев лиственных пород - по ГОСТ 6782.2-75.

3.4. Длина переводных брусьев должна быть от 3,0 до 5,5 м с градацией 0,25 м с предельными отклонениями ±20 мм.

3.5. Переводные брусья изготавливают комплектами в зависимости от назначения путей, типа рельсов и марки стрелочных переводов. Число переводных брусьев в комплекте установлено ГОСТ 8816-70.

3.6. Во всех путях 3-5-го классов могут применяться клееные переводные брусья по ГОСТ 9371-90 "Брусья переводные деревянные клееные для железных дорог широкой колеи".

3.7. Стрелочные переводы на переводных брусьях, составленных из деревянных шпал, могут укладываться в станционные, подъездные, сортировочные пути и приемоотправочные пути грузового движения.

Конструкция соединения деревянных шпал в таких брусьях приведена на рис.2.4.

Расположение соединений, длина переводных брусьев, составленных из деревянных шпал, их расположение в стрелочном переводе выполняются согласно утвержденным Департаментом пути и сооружений МПС России эпюрам укладки стрелочных переводов типов Р65 и Р50 марок 1/11,1/9 и 1/6 колеи 1520 мм на шпалах.

4. Мостовые брусья

4.1. Мостовые брусья должны соответствовать ГОСТ 28450-90 "Брусья мостовые деревянные".

4.2. Форма поперечного сечения мостовых брусьев должна быть прямоугольной.

4.3. Размеры мостовых брусьев представлены в табл.2.3. По требованию заказчика изготавливают мостовые брусья сечением 220 х 280 и 240 х 300 мм, а также длиной 4,2 м.

4.4. Размеры мостовых брусьев установлены для древесины с влажностью не более 20 %. При большей влажности мостовые брусья должны иметь по толщине и ширине припуски на усушку древесины по ГОСТ 6782.1-75.

5. Технические требования к непропитанным деревянным шпалам, переводным и мостовым брусьям.

5.1. Деревянные шпалы изготавливаются из древесины сосны, кедра, ели, пихты, лиственницы и березы.

Нормы ограничения пороков древесины при изготовлении шпал установлены ГОСТ 78-89 и ГОСТ 2140-81.

5.2. Переводные брусья изготавливаются из древесины сосны, ели, пихты, лиственницы и березы (ГОСТ 8816-70).

Нормы ограничения пороков древесины при изготовлении переводных брусьев приведены в ГОСТ 8816-70.

5.3. Мостовые брусья изготавливаются из древесины сосны и лиственницы. Изготовление брусьев из древесины ели и других хвойных пород допускается по согласованию с заказчиком.

Нормы пороков древесины допускаемых при изготовлении мостовых брусьев приведены в ГОСТ 28450-90.

5.4. Глубокая наколка деревянных шпал производится в соответствии с ТУ 13-06-23-1-87. Допускаются по согласованию с заказчиком не наколотые шпалы.

5.6. Непропитанные деревянные шпалы, переводные и мостовые брусья должны рассортировываться по породам: сосновые и кедровые - вместе; еловые и пихтовые - вместе; лиственничные и березовые - отдельно.

5.7. Учет деревянных шпал ведется в штуках, переводных брусьев - в комплектах, а мостовых брусьев - в штуках или кубических метрах.

5.8. Один комплект переводных брусьев должен состоять из брусьев одной породы.

6. Технические требования к пропитанным деревянным шпалам, переводным и мостовым брусьям.

6.1. Деревянные шпалы, переводные и мостовые брусья до укладки в путь должны быть пропитаны на заводах маслянистыми защитными средствами по ГОСТ 20022.5-93 или другими антисептиками, установленными МПС России. Укладка непропитанных деревянных шпал, переводных и мостовых брусьев в путь не допускается.

6.2. Отверстия под костыли и шурупы, просверленные в уже пропитанных деревянных шпалах, переводных и мостовых брусьях, должны быть смазаны маслянистыми защитными антисептическими средствами по ГОСТ 20022.5-93.

6.3. Качество пропитки деревянных шпал, переводных и мостовых брусьев маслянистыми защитными антисептическими средствами регламентировано ГОСТ 20022.5-93 "Защита древесины. Автоклавная пропитка маслянистыми защитными средствами" и "Технологическими процессами пропитки древесины на шпалопропиточных заводах".

6.4. Механическая обработка деревянных шпал, переводных и мостовых брусьев должна проводиться до пропитки. Допускается механическая обработка деревянных шпал, переводных и мостовых брусьев после пропитки с последующим трехкратным нанесением маслянистого защитного антисептического средства на обнажившиеся непропитанные поверхности древесины.

6.5. Глубина пропитки деревянных шпал, переводных и мостовых брусьев должна соответствовать требованиям ГОСТ 20022.0-93 и "Технологическим процессам пропитки древесины на шпалопропиточных заводах".

Глубина пропитки сосновых и кедровых лесоматериалов по заболони не должна быть менее 85 % ее ширины, а по обнаженной ядровой древесине - не менее 5 мм. Заболонь шириной до 20 мм должна быть пропитана полностью.

Глубина пропитки еловых, пихтовых и лиственничных лесоматериалов по заболони не должна быть менее 5 мм, а по обнаженной ядровой древесине - не менее 2 мм.

Глубина пропитки наколотых сосновых, еловых и пихтовых шпал в зоне расположения сеток наколов должна быть не менее 60 мм, наколотых шпал лиственных пород деревьев - не менее 50 мм.

6.6. Глубину пропитки определяют отбором проб пустотелым буром внутренним диаметром 5 мм. Места взятия проб не должны иметь трещин, сучков и отверстий.

От каждого отобранного изделия отбирают пробы на расстоянии:

• 0,8 м от торца - для не наколотых деревянных шпал, переводных и мостовых брусьев;

• 0,9 м от торца и 60 мм от нижней пласти - для наколотых шпал.

Распоряжение ОАО РЖД от N 380р

Распоряжение ОАО РЖД от 12.02.2014 N 380р

ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ИНСТРУКЦИИ ПО ВЕДЕНИЮ ШПАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА С ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫМИ ШПАЛАМИ

С целью реализации современных требований к устройству, ремонту и содержанию железнодорожного пути с железобетонными шпалами:
1. Утвердить и ввести в действие с 17 февраля 2014 г. прилагаемую Инструкцию по ведению шпального хозяйства с железобетонными шпалами.
2. Начальнику Центральной дирекции инфраструктуры Супруну В.Н. начальнику Центральной дирекции по ремонту пути Пименову И.Я. руководителям причастных филиалов и структурных подразделений ОАО "РЖД" обеспечить изучение и выполнение Инструкции, утвержденной настоящим распоряжением, причастными работниками.
3. Признать утратившими силу в системе ОАО "РЖД" с 10 февраля 2014 г. Технические указания по ведению шпального хозяйства с железобетонными шпалами, утвержденные Департаментом пути и сооружений ОАО "РЖД" 17 декабря 2004 г.

Вице-президент ОАО "РЖД"
А.В.Целько

УТВЕРЖДЕНА
распоряжением ОАО "РЖД"
от 12.02.2014 г. N 380р

ИНСТРУКЦИЯ
ПО ВЕДЕНИЮ ШПАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА С ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫМИ ШПАЛАМИ

1. Общие положения

Настоящая "Инструкция по ведению шпального хозяйства с железобетонными шпалами" (далее - Инструкция) разработана взамен "Технических указаний по ведению шпального хозяйства с железобетонными шпалами", утвержденных Департаментом пути и сооружений ОАО "РЖД" 17 декабря 2004 г.
В Инструкции отражены изменения в ведении шпального хозяйства, разделение железобетонных шпал по типам, новые конструкции железобетонных шпал (далее - шпал) с различными типами рельсовых скреплений (ЖБР-65, АРС-4, КБ-65 и др.).

2. Типы и конструкции железобетонных шпал

2.1. Шпалы в зависимости от типа рельсового скрепления подразделяют на:
- тип I - для раздельного рельсового скрепления с резьбовым прикреплением рельса и подкладки к шпале;
- тип II - для нераздельного анкерного рельсового скрепления с безрезьбовым прикреплением рельса к шпале;
- тип III - для нераздельного рельсового скрепления с резьбовым и шурупно-дюбельным прикреплением рельса к шпале.
Схемы шпал типов I, II и III представлены на рисунках 1-3.

См. Рисунок 1 - схема шпал типа I
См. Рисунок 2 - схема шпал типа II
См. Рисунок 3 - схема шпал типа III

2.2. Конструкция и основные размеры типовых шпал, подрельсовых площадок и расположение в них закладных деталей, используемых для крепления рельсов приведены на чертежах 1-3 приложения N 1 к настоящей Инструкции. На чертежах указаны размеры шпал, подлежащие контролю при их приемке.

3. Указания по применению железобетонных шпал

3.1. Железобетонные шпалы предназначены для применения на железнодорожных путях всех классов, установленных Положением о системе ведения путевого хозяйства на железных дорогах Российской Федерации (далее - Положением).
3.2. Порядок применения новых железобетонных шпал первого и второго сорта, старогодных шпал, повторно используемых в пути того или иного класса, группы и категории определяются "Техническими условиями на работы по реконструкции (модернизации) и ремонту железнодорожного пути", утвержденными распоряжением ОАО "РЖД" от 18.01.2013 г. N 75р.
3.3. Для применения на участках железнодорожного пути, требующих установки охранных приспособлений (контруголков), для всех типов шпал должны быть предусмотрены специальные конструкции, именуемые "мостовыми" и "челноковыми".
На мостах с ездой на балласте следует применять специальные железобетонные шпалы с индексом Ч (челноковые) или М (мостовые), конструкция которых позволяет крепить контруголки с постоянным или переменным расстоянием между ними.
3.4. По применимости в прямых и кривых участках железнодорожного пути разного радиуса шпалы всех типов относят к двум видам:
- для прямых и кривых участков железнодорожного пути радиусом 350 м и более;
- для кривых малого радиуса (349 м и менее) и переходных кривых.
3.5. Для подтипов шпал, предназначенных к укладке в кривых малого радиуса и в переходных кривых, ширина рельсовой колеи включает поправку Дельта А, учитывающую нормируемое уширение рельсовой колеи на участках железнодорожного пути в зависимости от их радиуса. Величину поправки Дельта А необходимо принимать по таблице 1. Для разных подтипов шпал величину поправки Дельта А устанавливают в технической документации.

Таблица 1 - Значения поправки (Дельта А) к расстоянию А для шпал, укладываемых в кривых участках железнодорожного пути

Участок железнодорожного
пути

Ширина рельсовой колеи 1520
мм

Примечание - В таблице используют следующие условные обозначения:
S - номинальная ширина рельсовой колеи, мм;
К - обозначение поправки на шпале;
А - расстояние между двумя фиксированными точками на подрельсовых площадках
разных концов шпалы, которое измеряют по продольной оси шпалы, мм;
Дельта А - поправка к расстоянию А, мм.

3.6. Для шпал типа II подтипа ШС-АРС-К установлен один типоразмер шпал, отвод ширины колеи в переходной кривой выполняют регулировочными изоляторами в соответствии с утвержденной нормативно-технической документацией.
3.7. Конструкция железобетонных шпал предусматривает установку на них рельсовых скреплений, допущенных к применению на путях соответствующих классов и категорий, включающих упругие прижимные элементы (клеммы, шайбы), амортизирующие нашпальные и подрельсовые прокладки, электроизолирующие втулки или уголки, и другие детали.
3.8. Железобетонные шпалы следует укладывать на щебеночном или гравийно-песчаном балласте.
Конструкция балластной призмы и толщина балластного слоя на путях с железобетонными шпалами должна соответствовать типовым поперечным профилям балластной призмы.
3.9. Земляное полотно перед укладкой железобетонных шпал необходимо обследовать и обнаруженные больные места (пучины, просадки и др.) оздоровить.
3.10. Система ведения хозяйства с железобетонными шпалами должна предусматривать наиболее полное использование их ресурса за счет многократного повторного применения в главных и станционных путях.

4. Технические требования к железобетонным шпалам

4.1. Форма и размеры шпал должны соответствовать утвержденным чертежам.
4.2. Действительные отклонения в размерах не должны превышать предельных значений, указанных в чертежах и в таблице 2.

Таблица 2 - Допустимые отклонения размеров шпалы

Обозначения
размеров
шпал

Шпалы в зависимости от величины отклонений в размерах подразделяют на два сорта: первый и второй.
4.3. Подуклонка подрельсовых площадок шпал первого сорта должна быть в пределах от 1/18 до 1/22, для шпал второго сорта - от 1/16 до 1/24.
4.4. Пропеллерность расположения подрельсовых площадок по длине шпалы не должна превышать 1/80.
4.5. Отклонения от прямолинейности в плоскости подрельсовых площадок шпалы по всей длине и ширине не должны превышать 1 мм для шпал первого сорта и 2 мм - для шпал второго сорта.
4.6. Угол наклона Бетта упорных плоскостей углублений к плоскости подрельсовых площадок должен составлять:
- для шпал типа I - 55°;
- для шпал типа III - 60°.
4.7. Толщина защитного слоя бетона от верхней поверхности шпалы до крайнего ряда рабочей арматуры должна быть не менее 25 мм и от нижней поверхности - не менее 30 мм.
4.8. На бетонной поверхности шпал не допускаются:
- трещины, за исключением усадочных, с раскрытием не более 0,1 мм по ГОСТ Р 54747-2011;
- местные наплывы бетона на подрельсовых площадках, вокруг головок анкеров, в каналах для закладных болтов и в отверстиях дюбелей;
- раковины (на бетонных поверхностях и вокруг головок анкеров) и околы кромок бетона с размерами и глубиной, превышающими указанные в таблице 3.

Таблица 3 - Предельные размеры раковин и околов бетона для шпал первого сорта

Вид поверхности шпалы

Предельный размер, мм

длина по кромке

Кромки упорных плоскостей
подрельсовых площадок

Подрельсовые площадки и верхняя
поверхность шпалы между
подрельсовыми площадками

Прочие участки верхней, боковой
и торцевой поверхностей

Для шпал второго сорта размеры раковин и околов бетона допускаются в два раза больше указанных в таблице 3.
Допускается заделка раковин и околов бетона на шпалах с целью перевода их в первый сорт.
4.9. В каналах для закладных болтов шпал типа 1 должны быть установлены вкладыши из полимерного материала, обеспечивающие геометрические размеры канала и электрическое сопротивление шпал. Для шпал типа III должны быть установлены пластмассовые дюбели.
4.10. В каналах для болтов и шурупов не допускаются наплывы бетона, препятствующие установке закладных болтов и путевых шурупов в рабочее положение.
4.11. Электрическое сопротивление шпалы типа III, измеренное между парами прикрепителей, установленных на разных концах шпалы в сухом состоянии, в зависимости от температуры воздуха должно быть не менее указанного в таблице 4.

Таблица 4 - Нормативные значения электрического сопротивления шпал

Температура воздуха при измерении,

Минимальное электрическое
сопротивление, кОм

4.12. Глубина заложения дюбеля в шпале относительно уровня подрельсовой площадки не должна превышать 3 мм.
4.13. Нижняя поверхность шпал должна быть шероховатой, образованной выступающими из бетона частицами заполнителя.
4.14. Маркировка шпал должна быть выполнена в соответствии с требованиями ГОСТ 54747-2011. Допускается маркировка шпал, применяемая ранее (до ввода ГОСТ 54747-2011), до полного износа формооснастки.

См. Рисунок 4 - Схема маркировки шпал

4.14.1. На скосе верхней поверхности одного конца шпалы всех типов штампованием в бетоне при формировании должно быть нанесено обозначение типа шпалы:
- цифрой I - для шпал типа 1;
- цифрой II - для шпал типа II;
- цифрой III - для шпал типа III.
Рекомендуется дополнительно наносить номер шпальной формы и ячейки.
4.14.2. В необходимых случаях к обозначению типа шпалы может быть добавлена характеристика подтипа шпалы одной - тремя буквами. Допускается в дополнение к обозначению типа шпалы или вместо него наносить условное обозначение подтипа шпалы.
4.14.3. На скосе одного конца шпалы, предназначенной для кривых малых радиусов и для переходных кривых, штампованием в бетоне при формовании должны быть нанесены буква К и две последние цифры ширины рельсовой колеи на этой шпале в соответствии с таблицей 1 или маркировка в соответствии с утвержденными техническими условиями.
4.14.4. На скосах верхней поверхности в средней части шпалы штампованием в бетоне наносят:
- товарный знак предприятия-изготовителя;
- год изготовления, две последние цифры, не менее чем у 20 % шпал каждой партии.
4.14.5. На верхней поверхности в средней части шпалы штампованием в бетоне наносят единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза.
Допускается единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза наносить несмываемой краской.
4.14.6. В концевой части каждой шпалы на верхней или боковой поверхности несмываемой краской наносят штамп ОТК и номер партии.
4.14.7. Маркировочные надписи наносят шрифтом высотой не менее 50 мм.
4.14.8. На обоих концах шпал второго сорта несмываемой краской наносят поперечную полосу шириной от 15 до 20 мм.
4.14.9. На обоих концах шпал, признанных несоответствующими требованиям ГОСТ Р 54547-2011, наносят несмываемой краской две поперечные полосы шириной от 15 до 20 мм.

5. Правила транспортирования и складирования шпал

5.1. Каждую партию шпал должен сопровождать документ (паспорт) установленной формы о качестве шпал и соответствии их требованиям стандарта или технических условий.
В паспорте качества на шпалу указывают:
- его номер и дату;
- предприятие-изготовитель шпал и его адрес;
- грузополучателя;
- станцию назначения, железную дорогу;
- номера вагонов;
- наименование изделий;
- нормативную документацию (ГОСТ, ТУ);
- сорт;
- класс бетона по прочности;
- номер партии;
- число изделий, шт.;
- дату изготовления;
- данные по сертификации (номер сертификата, срок действия).
При комплектовании шпал скреплениями дополнительно выдается паспорт на сборочную продукцию (приложением), в котором указывают:
- наименование скрепления;
- наименование элементов рельсовых скреплений;
- техническую документацию на них (ГОСТ, ТУ, номер чертежа и т.д.);
- материала;
- данные по сертификации (номер сертификата, срок действия).
Документ (паспорт) подписывают ответственный представитель предприятия-изготовителя или инспектор-приемщик ОАО "РЖД" (при наличии инспекции на предприятии).
5.2. Транспортирование и хранение шпал следует производить в соответствии с требованиями ГОСТ 13015-2012 (п. п. с 8.1 по 8.5).
5.3. Шпалы при складировании должны быть уложены в рабочем положении (подошвой вниз).
5.4. Штабели шпал для хранения следует укладывать на деревянных брусьях сечением 150x200 мм или на некондиционных шпалах, или на других подштабельных основаниях. Между рядами шпал типов I и III должны быть уложены деревянные прокладки толщиной не менее 40 мм, для шпал типа И - не менее 90 мм.
5.5. При хранении одних шпал, а также укомплектованных узлами скрепления, в штабелях по высоте должно быть не более 16 рядов. Расстояния между штабелями должны быть не менее одного метра.
5.6. Шпалы разных типов и подтипов, а также первого и второго сорта, транспортируют и складируют отдельно.
5.7. При выполнении погрузочно-разгрузочных работ с железобетонными шпалами следует выполнять требования ГОСТ 12.3.009.
5.8. Шпалы транспортируют в полувагонах или грузовых автомобилях. Транспортирование шпал разных типов и сортов в одном полувагоне или автомобиле не допускается.
5.9. Для шпал, укомплектованных узлами скреплений, которые должны быть закреплены в монтажном положении, необходимо применять деревянные прокладки сечением, обеспечивающим транспортирование и сохранность узлов этих скреплений на шпале без повреждений, располагая их в зоне подрельсовых площадок.

6. Входной контроль качества шпал

6.1. Каждая партия железобетонных шпал, поставляемая грузополучателю, например - на производственную базу ПМС, сопровождается документом (паспортом) установленной формы (см. п. 4.1).
6.2. При выгрузке и штабелировании поступивших шпал необходимо визуально обследовать их качество по внешним показателям (п. 4.8), а также элементы скреплений, которыми они укомплектованы. Шпалы и элементы скреплений с дефектами отбраковать.
6.3. Входной контроль шпал и элементов скреплений осуществляется в соответствии с "Положением о входном контроле материалов верхнего строения пути на производственных базах рельсосварочных поездов и путевых машинных станций и дистанциях пути" N ЦПТ-11/101, утвержденным ОАО "РЖД" 20.12.2010 г.
6.4. До выполнения операций по сборке звеньев путевой решетки проводят выборочную проверку качества полученных шпал внешнему виду и по геометрическим параметрам, влияющим на ширину колеи:
- внешний вид шпал для всех типов должен соответствовать п. 4.8 настоящей инструкции;
- геометрические показатели:
- для шпал I типа: размеры А, а1;.
- для шпал II типа: размеры A, hг,
- для шпал III типа: размеры А, а1.
6.5. Основные параметры шпал измеряют способами и инструментами, указанными в ГОСТ 54747-2011 и утвержденных технических условиях на шпалы, или аттестованными автоматизированными приборами.
6.6. Из партии шпал в количестве до 240 шт. (1 вагон) вначале берется первая выборка в количестве 3 шпал.
Партию шпал принимают, если в первой выборке нет шпал с отступлениями, превышающими допуски.
6.7. При наличии в выборке шпал с отступлениями, превышающими допуски хотя бы по одному параметру, берется вторая выборка в удвоенном количестве - шесть шпал.
Партию шпал принимают, если во второй выборке не обнаружено шпал с отступлениями, превышающими допуск.
6.8. При неудовлетворительном результате двухступенчатого контроля принимают решение о дальнейшем использовании этой партии, например, путем поштучного контроля их, сортировки на шпалы для прямых участков пути, переходных и круговых кривых.
6.9. На шпалы, не прошедшие входной контроль, составляется акт, а поставщику этих шпал предъявляется претензия в установленном порядке.

7. Особенности сборки, укладки и текущего содержания пути с железобетонными шпалами

7.1. Особенности сборки, укладки и текущего содержания пути в зависимости от типа железобетонных шпал и скреплений приведены в "Инструкции по устройству, укладке, содержанию и ремонту бесстыкового пути", утвержденной распоряжением ОАО "РЖД" от 29.12.2012 г. N 2788р, "Инструкции на сборку, укладку и эксплуатацию пути с различными модификациями рельсового скрепления ЖБР", утвержденной распоряжением ОАО "РЖД" от 23 августа 2013 г. N 1815р, "Инструкции на сборку, укладку, эксплуатацию и ремонт пути с бесподкладочным рельсовым скреплением АРС на железобетонных шпалах", утвержденной распоряжением ОАО "РЖД" от 31.12.2013 г. N 2986р, "Инструкции на сборку, укладку и эксплуатацию пути с промежуточным рельсовым скреплением типа W30 на железобетонных шпалах", утвержденной распоряжением ОАО "РЖД" от 31.01.2014 г. N 225р, "Инструкции на сборку, укладку и эксплуатацию пути с анкерным рельсовым скреплением Пандрол-350 на железобетонных шпалах", утвержденных распоряжением ОАО "РЖД" от 12.11.2012 г. N 2270р.
7.2. При применении железобетонных шпал на мостах с ездой на балласте следует выполнять требования, предусмотренные Указаниями по устройству и конструкции мостового полотна на железнодорожных мостах (утвержденными МПС 28.07.87 г.), а также Инструкцией по содержанию искусственных сооружений (N ЦП-628).
7.3. При сборке рельсовых звеньев должна быть измерена ширина рельсовой колеи и при наличии отступлений, выходящих за пределы допусков, проведена ее корректировка путем замены отдельных деталей рельсовых скреплений или шпал.
7.4. В целях контроля правильности сборки и качества электроизолирующих деталей следует периодически проводить выборочную (у 5 % звеньев) проверку электрического сопротивления собранных звеньев путевой решетки прибором, прошедшим поверку в установленном порядке. Электрическое сопротивление между двумя рельсами одного звена длиной 25 м должно быть не менее значений, указанных в таблице 5.
Электрическое сопротивление каждого звена измеряют дважды. Второе измерение производят сразу после первого. При втором измерении проводник, подключавшийся ранее к правому рельсу, подключают к левому. Результаты первого и второго измерений складывают и делят пополам.
Если у собранного звена электрическое сопротивление меньше значения, указанного в таблице 5 для данных погодных условий, то на этом звене следует снять один из рельсов и измерить на каждой шпале электрическое сопротивление между двумя подкладками или прикрепителями (закладные болты, шурупы). На тех шпалах, у которых электрическое сопротивление меньше нормативного для одной шпалы (таблица 4), необходимо тщательно обследовать состояние всех электроизолирующих деталей (втулок, прокладок), проверить правильность сборки скреплений и устранить причины пониженного сопротивления (заменить негодные шпалы или изолирующие детали скрепления).

Таблица 5 - Нормативные значения электрического сопротивления собранного звена путевой решетки

Температура воздуха, °С

Минимальное электрическое сопротивление
звена, Ом

от 0 до +5
от +6 до +10
от +11 до +15
от +16 и выше

7.5. Звенья путевой решетки с железобетонными шпалами следует укладывать на спланированную поверхность балластного слоя.
7.5.1. При укладке шпал между их подошвой в средней части и спланированной поверхностью балластного слоя следует обеспечивать зазор высотой до 4-5 см и длиной не более чем по 25-30 см в обе стороны от оси колеи.
7.6. Выправку пути с железобетонными шпалами по высоте производят подбивкой или укладкой регулировочных прокладок между рельсом и подрельсовой прокладкой.

8. Дефекты и повреждения железобетонных шпал

8.1. В приложении N 2 к настоящей Инструкции дана классификация дефектов и повреждений, встречающихся в железобетонных шпалах. В этом приложении каждому дефекту присвоен определенный код и схематическое его изображение при двух степенях развития, указаны основные причины возникновения дефекта.
8.1.1. Цифровое обозначение (код) дефекта включает номер группы дефектов и, после точки, степень развития дефекта (первая или вторая). Установлены следующие группы дефектов: 1 - поперечные трещины и изломы, 2 - продольные трещины и расколы, 3 - околы и износ бетона, 4 -разрушение структуры бетона, 5 - износ и повреждения закладных деталей в шпале.
8.2. Причиной дефектов могут быть как скрытые недостатки изготовления шпал, не обнаруженные при их приемке, так и действие на шпалы в пути эксплуатационных и климатических факторов.
8.2.1. При установлении причин возникновения других дефектов шпал принимают во внимание возможные недостатки эксплуатации шпал, указанные в приложении N 2 к настоящей Инструкции.
8.3. Оценку состояния шпал следует производить визуально после удаления с поверхности шпал загрязнений или балласта.
8.3.1. При оценке состояния шпал по трещинам принимают во внимание только видимые невооруженным глазом трещины в бетоне с раскрытием до 1-2 мм, ориентированные поперек и вдоль шпалы.
Беспорядочно расположенные усадочные трещины в бетоне не учитывают.
8.3.2. Глубину выработки бетона на подрельсовой площадке шпалы определяют измерением наибольшего зазора между поверхностью площадки и ребром приложенной к ней линейки.
8.3.3. При оценке шпалы следует отличать разрушение бетона от его окола. При околе бетон плотный, края окола резко очерчены. При разрушении бетона в начальной стадии его поверхность покрыта сеткой мелких беспорядочных трещин или множеством раковин. В дальнейшем бетон рассыпается на отдельные его составляющие - щебень, куски цементного камня. Края зоны разрушения бетона резко не очерчены.
8.3.4. Смятие дюбеля оценивают визуально после снятия элементов скрепления и вывинчивания шурупа из дюбеля. О разрушении материала и резьбы дюбеля судят также по проворачиванию шурупа при его завинчивании в дюбель.
8.4. В главных путях шпалы с дефектами первой степени допускается оставлять до очередного капитального ремонта пути. В станционных и подъездных путях шпалы с дефектами первой степени замене не подлежат.
8.4.1. Шпалы с дефектами второй степени, лежащие по две и более подряд, следует заменять при текущем содержании пути в возможно короткие сроки. Допускается одиночно лежащие шпалы с дефектами второй степени оставлять в пути до очередного среднего ремонта пути, при котором такие шпалы подлежат замене.

9. Повторное применение железобетонных шпал

9.1. Железобетонные шпалы, лежащие в пути по дефектности, подразделяют на две группы: первая и вторая. К шпалам первой группы относят шпалы, не имеющие дефектов и повреждений. К шпалам второй группы относят шпалы с дефектами первой степени развития, указанными в приложении N 2 к настоящей Инструкции.
9.2. К негодным шпалам относят все шпалы с дефектами второй степени развития.
9.3. Железобетонные шпалы первой группы дополнительной маркировке не подлежат. Железобетонные шпалы второй группы обозначают поперечной полосой, наносимой красной краской в средней части шпалы. Негодные шпалы обозначают двумя поперечными полосами, наносимыми черной краской в средней части шпалы.
9.4. Негодные шпалы изымаются из пути в первоочередном порядке и определяется причина появления дефекта.
9.5. При выявлении причины возникновения дефекта из-за отступления при производстве шпал составляется акт и поставщику направляется претензия.
При спорных вопросах возникновения дефектов причины определяются комиссионно с участием производителя, эксплуатирующей организации, ОАО "ВНИИЖТ" и ПТКБ ЦП.
9.6. Все железобетонные шпалы, снимаемые с пути при его капитальном или других видах ремонта, необходимо обследовать и в зависимости от их состояния относить либо к годным для повторного применения, либо к негодным согласно "Инструкции по применению старогодных материалов верхнего строения пути" (таблица 3.1), утвержденной распоряжением ОАО "РЖД" от 10.02.2012 г. N 272р.
9.7. Оценка технического состояния и сортировка старогодных железобетонных шпал и брусьев на годные и негодные для повторного использования производится после удаления с поверхности шпал загрязнений согласно п. 3.1.3.1. "Инструкции по применению старогодных материалов верхнего строения пути" визуально и с применением измерительных инструментов - штангенциркуля, металлической линейки.
9.8. Годные для применения старогодные железобетонные шпалы и брусья могут быть использованы для укладки в пути 3-5 классов при капитальном ремонте на старогодных материалах, а также всех классов пути при усиленном среднем и среднем ремонте, планово-предупредительной выправке и при текущем содержании пути.
9.9. Для выполнения капитального ремонта пути 3 класса ранее снятая с пути рельсошпальная решетка с железобетонными шпалами на базе ПМС должна быть полностью разобрана, проведена оценка технического состояния и сортировка шпал по годности и только после этого производится сборка новой решетки со шпалами годными для повторного использования.
9.10. Негодные для повторного использования шпалы (брусья) укладке в действующие пути не подлежат, а могут использоваться для железнодорожных обустройств, реализовываться по ценам, установленным на дороге, для нужд дистанций пути, ПМС и других организаций или направляться на утилизацию.

Конструкции и основные размеры подрельсовых частей типовых железобетонных шпал

См. Чертеж 1 - Подрельсовая часть шпал типа I с болтовым скреплением
См. Чертеж 2 - Подрельсовая часть шпал типа III
См. Чертеж 3 - Подрельсовая часть шпал типа II

Дефекты железобетонных шпал и причины их возникновения