Руководства, Инструкции, Бланки

Инструкция Тест Торренса img-1

Инструкция Тест Торренса

Рейтинг: 4.0/5.0 (1754 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Учебные материалы

Учебные материалы Предварительный просмотр:

Существует огромное количество различных методов психодиагностики творческих способностей человека. Наиболее популярный из них - тест Торренса.

Креативность по Торренсу (от лат. creatio - созидание) - это чувствительность к задачам, дефициту и пробелам знаний, стремление к объединению разноплановой информации; креативность выявляет связанные с дисгармонией элементов проблемы, ищет их решения, выдвигает предположения и гипотезы о возможности решений; проверяет и опровергает эти гипотезы, видоизменяет их, перепроверяет их, окончательно обосновывает результат.

Э. Торренс разработал 12 тестов, сгруппированных в вербальную, изобразительную и звуковую батарею. Невербальная часть данного теста, известная как «Фигурная форма теста творческого мышления Торренса» (Figural forms), была адаптирована в НИИ общей и педагогической психологии АПН в 1990 году. Другая часть теста - «Завершение картинок» (Complete Figures) была адаптирована в 1993-1994 годах в лаборатории диагностики способностей и ПВК Института психологии Российской академии наук.

Предлагаемый вашему вниманию фигурный тест Е. Торренса предназначен для взрослых, школьников и детей от 5 лет. Этот тест состоит из трех заданий. Ответы на все задания даются в виде рисунков и подписей к ним.

Время выполнения задания не ограничено, так как креативный процесс предполагает свободную организацию временного компонента творческой деятельности. Художественный уровень исполнения в рисунках не учитывается.

Тест креативности Торренса, диагностика творческого мышления:

Инструкция - описание к тесту Торренса, стимульный материал:

Субтест 1. «Нарисуйте картинку».

Нарисуйте картинку, при этом в качестве основы рисунка возьмите цветное овальное пятно, вырезанное из цветной бумаги. Цвет овала выбирается вами самостоятельно. Стимульная фигура имеет форму и размер обычного куриного яйца. Так же необходимо дать название своему рисунку.

Субтест 2. «Завершение фигуры».

Дорисуйте десять незаконченных стимульных фигур. А так же придумать название к каждому рисунку.

Субтест 3. «Повторяющиеся линии».

Стимульным материалом являются 30 пар параллельных вертикальных линий. На основе каждой пары линий необходимо создать какой-либо (не повторяющийся) рисунок.

Обработка результатов всего теста предполагает оценку пяти показателей: «беглость», «оригинальность», «разработанность», «сопротивление замыканию» и «абстрактность названий».

Ключ к тесту Торренса.

«Беглость» - характеризует творческую продуктивность человека. Оценивается только во 2 и 3 субтестах в соответствии со следующими правилами:

1. Для оценки необходимо подсчитать общее количество ответов (рисунков), данных тестируемым.

2. При подсчете показателя учитываются только адекватные ответы.

Если рисунок из-за своей неадекватности не получает балл по «беглости», то он исключается из всех дальнейших подсчетов.

Неадекватными признаются следующие рисунки:

• рисунки, при создание которых предложенный стимул (незаконченный рисунок или пара линий) не был использован как составная часть изображения.

• рисунки, представляющие собой бессмысленные абстракции, имеющие бессмысленное название.

• осмысленные, но повторяющиеся несколько раз рисунки считаются за один ответ.

3. Если две (или более) незаконченных фигур в субтесте 2 использованы при создании одной картинки, то начисляется количество баллов соответствующее числу используемых фигур, так как это необычный ответ.

4. Если две (или более) пары параллельных линий в субтесте 3 использованы при создании одной картинки, то начисляется только один балл, так как выражена одна идея.

«Оригинальность»- самый значимый показатель креативности. Степень оригинальности свидетельствует о самобытности, уникальности, специфичности творческого мышления тестируемого. Показатель «оригинальности» подсчитывается по всем трем субтестам в соответствии с правилами:

1. Оценка за «оригинальность» основывается на статистической редкости ответа. Обычные, часто встречающиеся ответы оцениваются в 0 баллов, все остальные в 1 балл.

2. Оценивается рисунок, а не название!

3. Общая оценка за оригинальность получается в результате сложения оценок по всем рисункам.

Список ответов на 0 баллов за «оригинальность»:

Примечание: Если в списке неоригинальных ответов приводится ответ «лицо человека» и соответствующая фигура превращена в лицо, то данный рисунок получает 0 баллов, но если эта же незаконченная фигура превращена в усы или губы, которые затем становятся частью лица, то ответ оценивается в 1 балл.

• Субтест 1 — оценивается только тот предмет, который был нарисован на основе цветной приклеенной фигуры, а не сюжет в целом — рыба, туча, облако, цветок, яйцо, звери (целиком, туловище, морда), озеро, лицо или фигура человека.

• Субтест 2. — обратите внимание, все незаконченные фигуры имеют свою нумерацию, слева-направо и сверху-вниз: 1, 2, 3. 10.

1. — цифра (цифры), буква (буквы), очки, лицо человека, птица (любая), яблоко.

2. — буква (буквы), дерево или его детали, лицо или фигура человека, метелка, рогатка, цветок, цифра (цифры).

3. — цифра (цифры), буква (буквы), звуковые волны (радиоволны), колесо (колеса), месяц (луна), лицо человека, парусный корабль, лодка, фрукт, ягоды.

4. — буква (буквы), волны, змея, знак вопроса, лицо или фигура человека, птица, улитка (червяк, гусеница), хвост животного, хобот слона, цифра (цифры).

5. — цифра (цифры), буква (буквы), губы, зонт, корабль, лодка, лицо человека, мяч (шар), посуда.

6. — ваза, молния, гроза, ступень, лестница, буква (буквы), цифра (цифры).

7. — цифра (цифры), буква (буквы), машина, ключ, молот, очки, серп, совок (ковш).

8. — цифра (цифры), буква (буквы), девочка, женщина, лицо или фигура человека, платье, ракета, цветок.

9. — цифра (цифры), буква (буквы), волны, горы, холмы, губы, уши животных.

10. — цифра (цифры), буква (буквы), елка, дерево, сучья, клюв птицы, лиса, лицо человека, мордочка животного.

• Субтест 3: книга, тетрадь, бытовая техника, гриб, дерево, дверь, дом, забор, карандаш, коробка, лицо или фигура человека, окно, мебель, посуда, ракета, цифры.

«Абстрактность названия» — выражает способность выделять главное, способность понимать суть проблемы, что связано с мыслительными процессами синтеза и обобщения. Этот показатель подсчитывается в субтестах 1 и 2. Оценка происходит по шкале от 0 до 3.

• 0 баллов: Очевидные названия, простые заголовки (наименования), констатирующие класс, к которому принадлежит нарисованный объект. Эти названия состоят из одного слова, например: «Сад», «Горы», «Булочка» и т.п.

• 1 балл: Простые описательные названия, описывающие конкретные свойства нарисованных объектов, которые выражают лишь то, что мы видим на рисунке, либо описывают то, что человек, животное или предмет делают на рисунке, или из которых легко выводятся наименования класса, к которому относится объект — «Мурка» (кошка), «Летящая чайка», «Новогодняя елка», «Саяны» (горы), «Мальчик болеет» и т.п.

• 2 балла: Образные описательные названия «Загадочная русалка», «SOS», названия описывающие чувства, мысли «Давай поиграем»…

• 3 балла: абстрактные, философские названия. Эти названия выражают суть рисунка, его глубинный смысл «Мой отзвук», «Зачем выходить от туда, куда ты вернешься вечером».

«Сопротивление замыканию» - отображает «способность длительное время оставаться открытым новизне и разнообразию идей, достаточно долго откладывать принятие окончательного решения для того, чтобы совершить мыслительный скачок и создать оригинальную идею». Подсчитывается только в субтесте 2. Оценка от 0 до 2 баллов.

• 0 баллов: фигура замыкается самым быстрым и простым способом: с помощью прямой или кривой линии, сплошной штриховки или закрашивания, буквы и цифры так же равно 0 баллов.

• 1 балл: Решение превосходит простое замыкание фигуры. Тестируемый быстро и просто замыкает фигуру, но после дополняет ее деталями снаружи. Если детали добавляются только внутри замкнутой фигуры, то ответ равен 0 баллов.

• 2 балла: стимульная фигура не замыкается вообще, оставаясь открытой частью рисунка или фигура замыкается с помощью сложной конфигурации. Два балла так же присваивается в случае, если стимульная фигура остается открытой частью закрытой фигуры. Буквы и цифры - соответственно 0 баллов.

«Разработанность » — отражает способность детально разрабатывать придуманные идеи. Оценивается во всех трех субтестах. Принципы оценки:

• 1. Один балл начисляется за каждую существенную деталь рисунка дополняющую исходную стимульную фигуру, при этом детали, относящиеся к одному и тому же классу, оцениваются только один раз, например, у цветка много лепестков — все лепестки считаем как одну деталь. Например: цветок имеет сердцевину (1 балл), 5 лепестков (+1 балл), стебель (+1), два листочка (+1), лепестки, сердцевина и листья заштрихованы (+1 балл) итого: 5 баллов за рисунок.

• 2. Если рисунок содержит несколько одинаковых предметов, то оценивается разработанность одного из них + еще один балл за идею нарисовать другие такие же предметы. Например: в саду может быть несколько одинаковых деревьев, в небе — одинаковые облака и т.п. По одному дополнительному баллу дается за каждую существенную деталь из цветков, деревьев, птиц и один балл за идею нарисовать таких же птиц, облака и т.п.

• 3. Если предметы повторяются, но каждый из них имеет отличительную деталь, то необходимо дать по одному баллу за каждую отличительную деталь. Например: цветов много, но у каждого свой цвет — по одному новому баллу за каждый цвет.

• 4. Очень примитивные изображения с минимальной «разработанностью» оцениваются в 0 баллов.

Интерпретация результатов теста Торренса.

Просуммируйте баллы, полученные при оценке всех пяти факторов («беглость», «оригинальность», «абстрактность названия», «сопротивление замыканию» и «разработанность») и поделите эту сумму на пять.

Полученный результат означает следующий уровень креативности по Торренсу:

30—34 — ниже нормы

35—39 — несколько ниже нормы

61—65 — несколько выше нормы

66—70 — выше нормы

знакомство с народным танцем.

  • формировать у обучающихся элементарные знания о народном танце;
  • разучить русские народные движения: ковырялочка с тройным притопом, моталочка, притопы с открытием рук.
  • развивать у обучающихся необходимые хореографические и музыкальные навыки: устойчивость, гибкость, чувство ритма;
  • развивать у обучающихся навыки пространственного ориентирования;
  • развивать образное мышление у обучающихся.
  • формировать интерес к народному танцу и в целом к хореографии посредством игры;
  • развивать чувство коллективизма.
  • игровой метод
  • словесный метод
  • метод соревнования
  • наглядно – слуховой
  • метод импровизации
  1. Вводная часть:
  • Вход под музыку, построение
  • Приветствие – поклон
  1. Основная часть:
  • Сообщение темы занятия
  • Новый теоретический материал по народному танцу
  • Первая остановка: «Лесная» (постановка корпуса, рук, головы)
  • Вторая остановка: «Страна маленьких человечков» (разминка)
  • Третья остановка: «Зоологическая» (пластика животных, игро-танец)
  • Четвёртая остановка: «Загадочная» (вопросы по теории, задание на образное мышление)
  • Пятая остановка: «Деревня» (музыкально – ритмические упражнения, новые движения)
  • Танец «Девичий перепляс» в исполнении средней группы.
  1. Заключительная часть :
  • Построение
  • Оценка работы учащихся
  • Подведение итога
  • Поклон – прощание.

Вход под музыку.

Построение в шахматном порядке.

Ребята, сегодня мы с вами будем путешествовать, а поедем мы в гости к бабушке – в деревню. Потому что именно в деревне зародился народный русский танец. Сегодня мы с вами поговорим о нём и выучим некоторые движения. От какого слова появилось это название – народный танец? Да, от слова – народ. А народ у нас различается по национальностям. А какие есть национальности? Молодцы. И у каждой национальности есть свои танцы, которые отличаются музыкой, манерой исполнения, движениями и даже хореографическим рисунком. У русского народа естественно тоже есть свои танцы. Русский танец – это душа народа, в нём человек отражает свою жизнь, свои чувства, настроение. Русский народный танец делится на два основных жанра - хоровод и пляску, которые в свою очередь состоят из различных видов, о которых мы поговорим на других уроках. Как вы думаете, какие основные рисунки используются в хороводе? Самым основным рисунком является круг, он символизирует солнышко. Так же используются два круга и больше, линии (одна, две и более), различного рода змейки, звёздочки, гребёнки, восьмёрки, улитки и другие рисунки, более сложные. А сегодня мы усвоим с вами такие рисунки как: змейка, две линии, круг, два круга. Итак, садимся на поезд и до первой остановки мы едем змейкой и выстраиваемся в две линии. Поехали.

1 остановка «Лесная». Выстраиваемся в две линии.

  • Ребята, какие здесь красивые деревья растут, особенно мне нравятся ёлочки, они такие стройные. Давайте мы с вами покажем, какие ёлочки стройные и красивые. Наша голова – это макушка ёлки, которая тянется вверх, к солнышку. Наши руки – это ветки, которые тянутся вниз, а за ними мы опускаем плечи. Наш корпус – это ствол ёлки, он ровный и стройный. Наши ноги – это корни ёлки, которые крепко сидят в земле. (Выполняется упражнение «Ёлочка» для постановки корпуса).
  • Откуда не возьмись, налетел ветер и принёс нам много, много шариков. А шарики какой формы? Правильно. Сейчас мы поднимаем шарик, показываем какой он круглый(1 позиция рук, поднимаем наверх (3 позиция рук) и отпускаем, сказав «шарик, лети» (руки опускаются во 2 позицию)- работа над постановкой рук.

А теперь мы едем дальше и выстраиваемся в круг.

2 остановка «Страна маленьких человечков – коротышек».

Едем дальше змейкой и выстраиваемся в шахматном порядке.

3 остановка « Зоологическая». Выполняется пластика животных и игро-танец.

  • Упражнения для развития устойчивости:
  • Упражнения для развития танцевального шага:
Предварительный просмотр:
  • Ознакомить детей с героями книги Редьяра Киплинга «Маугли».
  • Совершенствовать выполнение разученных танцевальных композиций.
  • Содействовать развитию ритмичности, музыкальности.
  • Способствовать развитню силы, ловкости, гибкости.
  1. Вход в зал под песню «Маугли» (поет Р. Газманов) Построение в шеренгу. Руководитель говорит ребятам, что есть очень интересная книжка Редьярда Киплинга «Маугли». В ней рассказывается о человеческом детеныше который рос и воспитывался в джунглях в волчьей став Попав в джунгли, Маугли начал знакомиться с их обитателями. Сегодня и мы отправимся в джунгли. Итак в путь!
  2. Упражнения в ходьбе:

«раздвигаем руками ветви деревьев» — руки в стороны;

«рубим лианы» — ходьба с наклоном вперед;

«перешагивание через кочки» — ходьба с высоким подниманием бедра;

«перелезание через валуны» (скамейку).

Встреча с друзьями Маугли:

«идем, как мишка Балу» — на внутреннем и внешне своде стопы;

«покажем, как ползает питон Каа» — упражнение « сеница»;

«бежим, как волк» — передвижение в упоре стоя, согнувшись;

«покажем, как тянется Багира» — упражнения на потягивание.

Впереди — озеро, там водятся крокодилы. Мы говорим им заклинание: «Мы братья одной крови — вы и я» — и спокойно переплываем озеро (ходьба с движениями рук, имитирующими «кроль на груди» и «брасс»)

3. В джунглях водится много разных птиц. Упражнение танцевально-ритмической гимнастики «Воробьиная дискотека».

4. Лучшие качели —
Гибкие лианы.
Это с колыбели
Знают обезьяны.

Джунгли кишат хитрыми и ловкими обезьянами Бандер-Логами. Однажды они утащили Маугли. Чтобы выручить мальчика из беды, на помощь к нему отправляются его верные друзья: пантера Багира, медведь Балу, удав Каа. Игра «Ловля обезьян» по типу игры «Пятнашки» (выбираются три водящих, остальные изображают друзей Маугли).

  1. Друзья выручили Маугли из беды, все очень рады. Мы тоже порадуемся вместе с ними. Танец «Макарена».
  2. Маугли был очень ловким мальчиком и вырос крепким, сильным юношей. Он постигал уроки мастерства у своих учителей Балу, Багиры, был внимательным и трудолюбивым, и мы постараемся тоже выполнить их задания.

Чтобы сильным быть и ловким,

Выходи на тренировку!

Игропластика. Задания мишки Балу: упражнения для развития силы мышц. Задания пантеры Багиры: упражнения для развития гибкости.

7. Подведение итогов урока. Организованный выход из зала под песню «Маугли».

Предварительный просмотр:

«На выручку карусельных лошадок»

  • Воссоздать в двигательной памяти знакомые танцевальные движения и закрепить их выполнение.
  • Учить выразительно двигаться в соответствии с характером музыки.
  • Содействовать развитию ловкости, ориентировки в пространстве, координации движений.

1. Построение в шеренгу. Сообщение задач урока:
«Сегодня мы с вами идем в городской парк кататься на' каруселях, на аттракцион „Карусельные лошадки"».

Упражнение танцевально-ритмической гимнастики «Карусельные лошадки». Педагог говорит, что карусельные лошадки очень грустные, им хочется на волю, травки пощипать, порезвиться, поэтому он предлагает детям пойти к Великому и Могучему волшебнику Гудвину в Изумрудный город, чтобы он отпустил лошадок погулять. Но путь впереди очень трудный, нужно всем быть смелыми, дружными и в дороге не отставать.

  1. Ребята под музыку «Песенка друзей» (И.Ефремов, И.Токмакова) выполняют упражнения в ходьбе и беге (ходьба «змейкой», «по диагонали», с подрезанием под гимнастические палки, через обручи и т.д.).
  2. Дети подходят к реке, а там Кот Леопольд рыбу ловит, они у него дорогу дальше узнают.

Упражнение танцевально-ритмической гимнастики «На крутом бережку».

4. Ходьба по скамейке (линии) — «речку переходим».
На зеленом ромашковом лугу корова Муренка пасется, у неё дети узнают дорогу дальше.

Упражнение танцевально-ритмической гимнастики «Песня Муренки».

  1. Ходьба под музыку «Песенка друзей» (с выполнением различных упражнений или с песней, с хлопками).
  2. Дети пришли на площадь перед дворцом; чтобы порота открылись, нужно выполнить танец — тогда волшебник Гудвин узнает, что пришли в гости хорошие, веселые ребята. Танец «Автостоп».
  3. Дети садятся на стульчики (они во дворце), закрывают глаза, отдыхают и слушают Гудвина.

Педагог проводит фрагмент аутогенной тренировки под спокойную музыку. Дети отдыхают и расслабляются. Затем открывают глаза и говорят волшебные слова, чтобы освободить карусельных лошадок:

«Шакли, пакли, выкли, пи!

Лошадь скачет к нам сюда!»

8. Дети повторяют волшебные слова, а затем играют в игру «Конники-спортсмены», или «Лошадки».

Стулья («стойла») стоят по кругу, их должно быть на I, 2, 3 меньше, чем играющих.

Играющие стоят по кругу правым (левым) боком к центру, за стульями, представляя собой лошадок. Инсценируется выездка спортивных лошадей. По команде «Шаг коня!» лошадки идут, высоко поднимая колени, доставая ими ладони рук, согнутых в локтях. Команда «Поворот!» — и лошадки поворачиваются кругом, продолжая движение в противоположном направлении. Команда «Рысью!» — лошадки бегут; «Шаг коня!» — снова идут. Так повторяется 2—3 раза. По команде «В стойла!» все бегут, стараясь занять обозначенное место. Оставшиеся без стойла проигрывают.

Участники игры снова становятся в круг, на этот раз другим боком к центру, и игра повторяется. Вместо команд можно использовать стихи:

Галоп, галоп, у лошадок нет хлопот.

Шире, шире, шире шаг!

Ветерок свистит в ушах,

Рысью побежали — цок, цок, цок.

Лошадки в стойла — стоп, стоп, стоп.

Предварительный просмотр:
  • Повторить изученный материал по танцевально-ритмической гимнастике.
  • Содействовать развитию ритмичности, музыкальности и выразительности движений.
  • Способствовать развитию внимания и ориентировки в пространстве.

1. Дети входят в зал под песню «В мире много сказок (Ю. Шаинский, Ю. Энтин). Педагог говорит, что сегодня необычный урок, волшебный, будет много интересные встреч и приключений — дети будут путешествовать по музыкальным сказкам. Но прежде, чем отправиться в путь, надо разбиться на три сказочных королевства, которые будут соревноваться друг с другом (перестроение в шеренги уступом).

Подготовка к путешествию. Игра «Музыкальные змейки» (королевства).

Королевство Бременских музыкантов (песня «Ничего на свете лучше нету»; Г.Гладков, Ю.Энтин).

Королевство Тарабарского короля (песня «Поле чудес»; А.Рыбников, Ю.Энтин).

Королевство кота Леопольда (песня «В доме 8/1 и Б.Савельев, А.Хаит).

Подведение итогов по командам проводится после каждого задания, игры, танца.

  1. Итак, все ребята пошли в путь. Звучит вступление к сказке (музыкальный отрывок из песни «В мире много сказок» (В.Шаинский, Ю.Энтин). И первое королевство, которое открывает нам свои двери, — это «Королевство Крокодила Гены». Упражнения танцевально-ритмической! гимнастики «Зарядка».
  2. Путешествие продолжается. Игра «Музыкальные змейки».
  3. «Королевство лилипутов». Игра на внимание « Гулливер и лилипуты» .
  4. Звучит отрывок песни «Лукоморье» (аудиокассета «Песни Лукоморья»). Встреча с ученым котом в королевстве «Лукоморье». Упражнения танцевально-ритмической гимнастики «Черный кот».
  5. Письмо от Бабы-Яги: «Я Баба-Яга — костяная нога! Здравствуйте, ребята! Как вам наша страна чудес! нравится? С непроходимыми лесами, с дикими болотами, с птицей невиданной, со зверем неслыханным? Ох, поводила бы я вас по моему лесу, ох, и чудес бы вам показала, да поссорилась я шибко с Кащеем Бессмертным, сижу я взаперти. Задумал он погубить вас, превратив всех в тараканов и сверчков. Ничем помочь не смогу, только подскажу вам, что от любого злого Колдовства всегда помогает песня, танец и доброе отношение друг к другу. А вы как думаете? С лесным приветом Бабка-Ежка!»

Упражнение танцевально-ритмической гимнастики. Четыре таракана и сверчок!».

  1. Путешествие продолжается. Игра «Музыкальные шейки».
  2. Прощание со сказочными героями. Упражнение танцевально-ритмической гимнастики «Приходи, сказка!» .
  3. Подведение итогов, выявляется самое лучшее и дружное королевство.
Предварительный просмотр:

Одной из основных задач обучения и воспитания в студии современного танца является выявление и развитие индивидуальных творческих способностей ребенка. Портфолио предназначено для учащегося и его родителей. Основные задачи ведения портфолио:

— создание ситуации успеха для каждого учащегося, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;
— максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка;
— развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;
— формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации творческого роста;
— формирование положительных нравственных качеств личности;
— приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями ("я реальный", "я идеальный");
Цель "Портфолио"для учащегося. посмотреть на себя со стороны, увидеть себя, рассказать о себе, чтобы стать лучше.
Задачи.
- ответить в процессе работы на вопросы: чего я хочу? что я умею? чему мне надо научиться?
- совместно с педагогом и родителями создать папку (дневник) – портфолио, где разместить информацию о себе, творческие работы и свои достижения (папка пополняется в процессе всего обучения ).

В набор портфолио входят:

  • титульный лист, на котором располагается основная информация (фамилия, имя, фото ребенка, школа, класс);
  • раздел «Мои документы», где размещаются все документы, необходимые для поступления в студию и документы первичного тестирования (копия заявления от родителей, копия сидетельства о рождении, медицинские справки, результаты тестирования);
  • раздел «Мой мир», где можно разместить все самое важное для ребенка (фото, рассказ о семье, о своем доме, городе, стране);
  • раздел «Моя общественная работа» посвящен всем мероприятиям, например участию в концерте, в благотворительных акциях, подготовке к празднику и т.д.; полезным делам, которые он сделал для себя, своих родных, друзей и окружающих;
  • раздел «Мои впечатления» - это рассказы о том, что удивило и поразило ребенка (экскурсии, музеи, поездки в кино и на концерты);
  • раздел «Мое творчество » - предназначен для работ, созданных ребенком (стихи, поделки, рисунки, эскизы костюмов);
  • раздел «Мои друзья» - это информация о друзьях из нашего коллектива и других объединений.
  • раздел «Мои достижения» - это своеобразная «страничка славы». Здесь размещаются грамоты, дипломы, благодарности.

Главное, выработать у учащихся привычку фиксировать новые успехи в своей жизни. Детям легче настроиться на успех, когда они замечают свой прогресс и отмечают свои новые достижения. При этом нет необходимости записывать только самые громкие достижения, любой, даже самый небольшой успех имеет значение.

Предварительный просмотр: Предварительный просмотр: Предварительный просмотр: Предварительный просмотр: Предварительный просмотр: Предварительный просмотр: Предварительный просмотр: Предварительный просмотр:

Другие статьи

Евгений Ильин - Психология творчества, креативности, одаренности - стр 109

Евгений Ильин - Психология творчества, креативности, одаренности

Инсайт – внезапное, интуитивное осознание решения проблемы, долгое время не поддававшееся человеку.

Интеллект – система высших психических функций, которая обеспечивает адаптацию человека к изменяющимся условиям среды и успешное решение возникающих перед ним проблем и задач; общая способность к познанию и решению проблем.

Интуиция – процесс мышления, при котором принятие решения происходит без длительных рассуждений и логического анализа; имеющиеся у нас знания, источник и способ получения которых мы не можем объяснить.

Конвергентное мышление – нахождение единственно правильного решения задачи при наличии многих условий.

Коэффициент интеллекта (IQ) – количественная мера интеллекта; определяется отношением умственного возраста к хронологическому; измеряется с помощью батареи тестов.

Креатив – творческий человек, склонный к нестандартным способам решения задач, нестандартным действиям, открытию нового, созданию уникальных продуктов.

Креативность – способность к творчеству, к преобразованию информации при отказе от стереотипных способов мышления; независимый фактор одаренности.

Метафоричность – один из показателей креативности: готовность работать в фантастическом, "невозможном" контексте, склонность использовать символические, ассоциативные средства для выражения своих мыслей, а также умение в простом видеть сложное и, напротив, в сложном – простое.

Мечта – предмет желаний, созданный путем представления или воображения.

Одаренность – то же, что талантливость (С. И. Ожегов); сочетание ряда способностей, обеспечивающих высокую успешность (уровень и своеобразие) выполнения какой-либо деятельности.

Одаренный ребенок – ребенок, выделяющийся своими достижениями в том или ином виде деятельности.

Озарение – см. инсайт.

Оригинальность – один из показателей дивергентного мышления: способность производить "редкие" идеи, отличающиеся от общепринятых, типичных ответов.

Склонность – предрасположенность, постоянное влечение к чему– или кому-нибудь.

Способность – ярко выраженное проявление какой-либо познавательной или психомоторной функции, обусловленное врожденными задатками.

Талант – выдающиеся врожденные (природные) качества, особые природные данные (С. И. Ожегов).

Творчество – создание новых по замыслу культурных, материальных ценностей (С. И. Ожегов).

Фантазия – способность к творческому воображению, измышлению; также – нечто надуманное, неправдоподобное, несбыточное.

Эвристика – быстрые, упрощенные по сравнению с рациональным обдумыванием способы (или правила) принятия решения.

Приложение Методики изучения креативности Тест творческого мышления П. Торренса [63]

Данный тест впервые предложен американским психологом П. Торренсом в 1962 г. Тест предназначен для диагностики креативности начиная с дошкольного возраста (5–6 лет). Усложненные варианты могут быть использованы и в других возрастных группах (до 1720 лет). Главная задача, которую ставил перед собой П. Торренс, – получить модель творческих процессов, отражающую их природную сложность.

В основе этого метода лежит способность к дивергентному мышлению (Д. Гилфорд), к преобразованиям и ассоциированию, способность порождать новые идеи и разрабатывать их.

Двенадцать тестов творческой продуктивности Торренса сгруппированы в вербальную, изобразительную и звуковую батареи. Первая обозначается как вербальное творческое мышление, вторая – образное творческое мышление, третья – словесно-звуковое творческое мышление.

Тест творческого мышления П. Торренса предполагает возможность различных вариантов и модификаций. В последнее время появилось множество различных адаптированных модификаций данного теста (А. М. Матюшкин, Н. В. Шумакова, Е. И. Шелбанова, Н. П. Щербо, В. Н. Козленко, Е. Е. Туник, А. Э. Симановский, Т. А. Барышева). Ниже приводится "классический вариант" теста П. Торренса.

Подготовка к тестированию

Перед предъявлением теста необходимо учитывать следующие аспекты работы.

1. Тесты не допускают никаких изменений и дополнений. Даже небольшие "импровизации" в инструкциях требуют повторной стандартизации и валидизации теста. Не следует также увеличивать время выполнения теста, так как нормативные данные, представленные в руководстве, соответствуют указанному лимиту времени.

2. Во время тестирования необходимо создать благоприятную эмоциональную атмосферу. Употребления слов "тест", "проверка", "экзамен" необходимо избегать, так как тревожная, напряженная обстановка блокирует свободу творческих проявлений. Тестирование проходит в форме увлекательной игры, интересных заданий, в обстановке поощрения воображения, любознательности детей, стимулирования поиска альтернативных ответов.

3. Оптимальный размер группы – 15–35 испытуемых. Для младших детей размер групп следует уменьшить до 10–15 человек, а для дошкольников предпочтительно индивидуальное тестирование.

4. Время выполнения фигурной формы теста – 30 минут. Учитывая подготовку, чтение инструкций, возможные вопросы, необходимо для тестирования отвести 45 минут.

5. Если инструкция вызовет вопросы детей, ответить на них повторением инструкции более понятными для них словами.

Необходимо избегать примеров и иллюстраций возможных ответов-образцов. Это приводит к уменьшению оригинальности и в некоторых случаях – количества ответов.

Вербальное творческое мышление

Инструкция. Предлагаю вам выполнить увлекательные задания. Все они потребуют от вас воображения, чтобы придумать новые идеи и скомбинировать их различным образом. При выполнении каждого задания старайтесь придумать что-то новое и необычное, чего никто больше не сможет придумать. Постарайтесь затем дополнить вашу идею так, чтобы получился интересный рассказ-картинка.

Время выполнения каждого задания ограничено, поэтому старайтесь хорошо его использовать. Работайте быстро, но не торопитесь. Старайтесь обдумывать идеи. Если вы успеете полностью выполнить задание до команды об истечении времени – сидите тихо и ждите, пока не будет дано разрешение всем приступить к следующему заданию. Если вы не успеваете выполнить задание в отведенный период времени, переходите к выполнению следующего по общей команде. Если у вас возникнут вопросы, молча поднимите руку, и я подойду к вам и дам необходимые разъяснения.

Первые три задания будут связаны с рисунком, который вы видите (рис. 1). Эти задания позволяют узнать, умеете ли вы задавать вопросы и строить догадки о некоторых событиях, их причинах и последствиях.

Посмотрите на картинку и подумайте: что произошло? Что можно с уверенностью сказать, глядя на эту картинку? Что нужно еще узнать, чтобы понять, что случилось, почему случилось и чем это может закончиться?

Методы психодиагностики творческих способностей человека

Педагогический опыт Методы психодиагностики творческих способностей человека Тест Торренса

Насколько вы креативный, творческий человек? Нет, не то что о вас думают окружающие вас люди или вы сами, а то что есть на самом деле.Хотя я не сомневаюсь ни на секунду, что в «Стране мастеров» живут только самые хорошие, талантливые и творческие люди, но все же предлагаю каждому проверить себя или кого-то из своего окружения.

В настоящее время существует огромное количество различных методов психодиагностики творческих способностей человека. Но лично мне после всех занятий по психологии творчества больше всего «запал в душу» тест Торренса — тест большой, точнее расшифровка у него большая, но оно того стоит.

Е. Торренс разработал 12 тестов, сгруппированных в вербальную, изобразительную и звуковую батарею. Он предпочитал не использовать в названиях своих методик термин «креативность», обозначив их как батареи на вербальное, изобразительное и словесно-звуковое творческое мышление. Для снятия тревожности и создания благоприятной творческой атмосферы Е. Торренс называл свои методики не тестами, а занятиями.

Лично мне больше всего нравится — Фигурный тест Е. Торренса. Тест предназначен для испытуемых от 5 лет. Этот тест состоит из трех субтестов. Ответы на все задания даются в виде рисунков и подписей к ним.

Примечание: общая инструкция для детей может выглядеть так «Сейчас вы немного порисуете. Рисовать — приятное занятие и постарайтесь делать это так чтобы ваш рисунок был интересным, необычным, особенным.» Объясняя как выполнять задания, нельзя приводить примеры возможных ответов, показывать рисунки выполненные кем-то другим. Перед выполнением каждого субтеста психологу или педагогу следует проговаривать содержание задания, уточнять что именно следует сделать.

На выполнение каждого субтеста дается 10 мин. но по мнению многих психологов, время выполнения задания можно не ограничивать, так как креативный процесс предполагает свободную организацию временного компонента творческой деятельности. Художественный уровень исполнения в рисунках не учитывается.

Субтест 1. «Нарисуйте картинку». Испытуемому предлагается нарисовать картинку, при этом в качестве основы рисунка используется цветное овальное пятно, вырезаемое из цветной бумаги. Цвет овала испытуемых выбирает самостоятельно из предложенных вариантов. Стимульная фигура имеет форму и размер обычного куриного яйца. Так же необходимо дать название своему рисунку.

Субтест 2. «Завершение фигуры». Испытуемому предлагается дорисовать десять незаконченных стимульных фигур — см. картинку ниже. А так же придумать название к каждому рисунку.

Субтест 3. «Повторяющиеся линии». Стимульным материалом являются 30 пар параллельных вертикальных линий — картинку не привожу, так как это нарисовать сможет каждый. На основе каждой пары линий необходимо создать какой-либо (неповторяющийся) рисунок.

Не читайте дальше если решили пройти тест сами читать можно только после окончания работы.

После выполнения всех занятий проводится обработка результатов. Обработка теста всего предполагает оценку пяти показателей: «беглость», «оригинальность», «разработанность», «сопротивление замыканию» и «абстрактность названий».

«Беглость» - характеризует творческую продуктивность человека. Оценивается только во 2 x 3 субтесте в соответствии со следующими правилами:

1. Для оценки необходимо подсчитать общее количество ответов (рисунков), данных тестируемым.

2. При подсчете показателя учитываются только адекватные ответы.

Если рисунок из-за своей неадекватности не получает балл по «беглости», то он исключается из всех дальнейших подсчетов.

Неадекватными признаются следующие рисунки:

  • рисунки, при создание которых предложенный стимул (незаконченный рисунок или пара линий) не был использован как составная часть изображения.
  • рисунки, представляющие собой бессмысленные абстракции, имеющие бессмысленное название.
  • осмысленные, но повторяющиеся несколько раз рисунки считаются за один ответ.

3. Если две (или более) незаконченных фигур в субтесте 2 использованы при создании одной картинки, то начисляется количество баллов соответствующее числу используемых фигур, так как это необычный ответ.

4. Если две (или более) пары параллельных линий в субтесте 3 использованы при создании одной картинки, то начисляется только один балл, так как выражена одна идея.

«Оригинальность» - самый значимый показатель креативности. Степень оригинальности свидетельствует о самобытности, нешаблонности, особенности творческого мышления испытуемого и его выраженной непохожести. Показатель «оригинальности» подсчитывается по всем трем субтестам в соответствии с правилами:

1. Оценка за «оригинальность» основывается на статистической редкости ответа. Обычные, часто встречающиеся ответы оцениваются в 0 баллов, все остальные в 1 балл.

2. Оценивается рисунок, а не название!

3. Общая оценка за оригинальность получается в результате сложения оценок по всем рисункам.

Список ответов на 0 баллов за «оригинальность»:

Примечание: если в списке неоригинальных ответов приводится ответ «лицо человека» и соответствующая фигура превращена в лицо, то данный рисунок получает 0 баллов, но если эта же незаконченная фигура превращена в усы или губы, которые затем становятся частью лица, то ответ оценивается в 1 балл.

Субтест 1 — оценивается только тот предмет, который был нарисован на основе цветной приклеенной фигуры, а не сюжет в целом — рыба, туча, облако, цветок, яйцо, звери (целиком, туловище, морда), озеро, лицо или фигура человека.

Субтест 2. — обратите внимание, все незаконченные фигуры имеют свою нумерацию, слева-направо и сверху-вниз:

1. — цифра (цифры), буква (буквы), очки, лицо человека, птица (любая), яблоко

2. — буква (буквы), дерево или его детали, лицо или фигура человека, метелка, рогатка, цветок, цифра (цифры)

3. — цифра (цифры), буква (буквы), звуковые волны (радиоволны), колесо (колеса), месяц (луна), лицо человека, парусный корабль, лодка, фрукт, ягоды

4. — буква (буквы), волны, змея, знак вопроса, лицо или фигура человека, птица, улитка (червяк, гусеница), хвост животного, хобот слона, цифра (цифры)

5. — цифра (цифры), буква (буквы), губы, зонт, корабль, лодка, лицо человека, мяч (шар), посуда

6. — ваза, молния, гроза, ступень, лестница, буква (буквы), цифра (цифры).

7. — цифра (цифры), буква (буквы), машина, ключ, молот, очки, серп, совок (ковш)

8. — цифра (цифры), буква (буквы), девочка, женщина, лицо или фигура человека, платье, ракета, цветок.

10. — цифра (цифры), буква (буквы), елка, дерево, сучья, клюв птицы, лиса, лицо человека, мордочка животного

Субтест 3: книга, тетрадь, бытовая техника, гриб, дерево, дверь, дом, забор, карандаш, коробка, лицо или фигура человека, окно, мебель, посуда, ракета, цифры.

«Абстрактность названия» — выражает способность выделять главное, способность понимать суть проблемы, что связано с мыслительными процессами синтеза и обобщения. Этот показатель подсчитывается в субтестах 1 х 2. Оценка происходит по шкале от 0 до 3.

0 баллов: Очевидные названия, простые заголовки (наименования), констатирующие класс, к которому принадлежит нарисованный объект. Эти названия состоят из одного слова, например: «Сад», «Горы», «Булочка» и т.п.

1 балл: Простые описательные названия, описывающие конкретные свойства нарисованных объектов, которые выражают лишь то, что мы видим на рисунке, либо описывают то, что человек, животное или предмет делают на рисунке, или из которых легко выводятся наименования класса, к которому относится объект — «Мурка» (кошка), «Летящая чайка», «Новогодняя елка», «Саяны» (горы), «Мальчик болеет» и т.п.

2 балла: Образные описательные названия «Загадочная русалка», «SOS», названия описывающие чувства, мысли «Давай поиграем»…

3 балла: абстрактные, философские названия. Эти названия выражают суть рисунка, его глубинный смысл «Мой отзвук», «Зачем выходить от туда, куда ты вернешься вечером».

«Сопротивление замыканию» - отображает «способность длительное время оставаться открытым новизне и разнообразию идей, достаточно долго откладывать принятие окончательного решения для того, чтобы совершить мыслительный скачок и создать оригинальную идею». Подсчитывается только в субтесте 2. Оценка от 0 до 2 баллов.

0 баллов: фигура замыкается самым быстрым и простым способом: с помощью прямой или кривой линии, сплошной штриховки или закрашивания, буквы и цифры так же = 0 баллов

1 балл: Решение превосходит простое замыкание фигуры. Тестируемый быстро и просто замыкает фигуру, но после дополняет ее деталями снаружи. Если детали добавляются только внутри замкнутой фигуры, то ответ = 0 баллов.

2 балла: стимульная фигура не замыкается вообще, оставаясь открытой частью рисунка или фигура замыкается с помощью сложной конфигурации. Два балла так же присваивается в случае, если стимульная фигура остается открытой частью закрытой фигуры. Буквы и цифры = 0 баллов.

«Разработанность» — отражает способность детально разрабатывать придуманные идеи. Оценивается во всех трех субтестах. Правила оценки:

1. Один балл начисляется за каждую существенную деталь рисунка дополняющую исходную стимульную фигуру, при этом детали, относящиеся к одному и тому же классу, оцениваются только один раз, например, у цветка много лепестков — все лепестки считаем как одну деталь. Например: цветок имеет сердцевину (1 балл), 5 лепестков (+1 балл), стебель (+1), два листочка (+1), лепестки, сердцевина и листья заштрихованы (+1 балл) итого: 5 баллов за рисунок.

2. Если рисунок содержит несколько одинаковых предметов, то оценивается разработанность одного из них + еще один балл за идею нарисовать другие такие же предметы. Например: в саду может быть несколько одинаковых деревьев, в небе — одинаковые облака и т.п. По одному дополнительному баллу дается за каждую существенную деталь из цветков, деревьев, птиц и один балл за идею нарисовать таких же птиц, облака и т.п.

3. Если предметы повторяются, но каждый из них имеет отличительную деталь, то необходимо дать по одному баллу за каждую отличительную деталь. Например: цветов много, но у каждого свой цвет — по одному новому баллу за каждый цвет.

4. очень примитивные изображения с минимальной «разработанностью» оцениваются в 0 баллов.

Итак, теперь мы все проанализировали, все подсчитали , вы думаете это все? Нет, пришла пора математики. Вспомнить значение понятия «средне-арифметическое значение»

Для получения окончательного результата надо: просуммировать все баллы полученные при оценке всех пяти факторов («беглость», «оригинальность», «абстрактность названия», «разработанность» и «замыкание») и поделить эту сумму на пять. А вот полученный результат имеет действительно значение:

<30 — очень плохо

30—34 — ниже нормы

35—39 — несколько ниже нормы

61—65 — несколько выше нормы

66—70 — выше нормы

Диагностика творческих способностей