Руководства, Инструкции, Бланки

Кооперативное Руководство img-1

Кооперативное Руководство

Рейтинг: 4.6/5.0 (1741 проголосовавших)

Категория: Руководства

Описание

Должностная инструкция председателя кооператива (общества, коллективной формы и т

Должностная инструкция председателя кооператива (общества, коллективной формы и т. д.) Должностная инструкция председателя кооператива (общества, коллективной формы и т. д.)

Образец бланка (пример шаблона) инструкции:

____________________________
(название предприятия, учреждения, организации)

Должностная инструкция председателя кооператива (общества, коллективной формы и
т. д.)

Утверждаю
____________________________
(руководитель учреждения, организации, другое должностное лицо,
____________________________
уполномоченное утверждать
____________________________
должностную инструкцию)
________ ____________________
(подпись) (фамилия, инициалы)
"___" ____________ ____

1. Общие положения

1.1. Председатель кооператива относится к категории "Руководители".

1.2. Назначение на должность председателя кооператива и освобождается от должности решением общего собрания членов кооператива с соблюдением требований действующего законодательства о труде.

1.3. Председатель кооператива подотчетен общему собранию членов кооператива.

1.4. При отсутствии председателя кооператива его обязанности исполняет лицо, назначенное в установленном порядке, которое приобретает соответствующие права и несет ответственность за надлежащее исполнение возложенных на него обязанностей.

1.5. Председатель кооператива в своей деятельности руководствуется действующим законодательством Украины, уставом кооператива и положением о его деятельности, приказами и инструкциями соответствующих отраслевых министерств, настоящей должностной инструкцией и другими нормативными документами, утвержденными в установленном порядке.

1.6. Распоряжение председателя кооператива являются обязательными для выполнения работниками кооператива.

2. Должностные обязанности

2.1. Осуществляет ежедневное руководство делами кооператива.

2.2. Обеспечивает выполнение решений общего собрания.

2.3. Отвечает за производственно-финансовую деятельность кооператива.

2.4. Есть материально ответственным лицом за основные средства производства, оборотные средства, оборудование и все имущество кооператива.

2.5. Определяет формы организации и оплаты труда членов кооператива учитывая конкретные условия производства, распорядок рабочего дня, меры поощрения, повышения производительности труда и трудовой дисциплины.

2.6. Заключает договоры с поставщиками и потребителями продукции, с высшим руководством и другими кооперативами ассоциации, к которой относится кооператив.

2.7. Подписывает и утверждает вместе с бухгалтером денежно-расходные документы, баланс кооператива.

2.8. Обеспечивает проведение производственно-бухгалтерского учета в установленном порядке и отвечает за его правдивость согласно утвержденному положению и действующим законодательством.

2.9. Осуществляет формирование средств кооператива за счет его собственных доходов от реализации продукции и услуг, а также их использования для формирования фондов, возмещение расходов, обязательные платежи, оплаты труда, социальное страхование.

2.10. Подготовка и проводит общее собрание членов кооператива, ставя на них вопрос о численности работников и размер их заработной платы, размер отчислений от доходов на формирование фондов кооператива, мероприятия по социальному развитию и социального обеспечения, прекращение деятельности кооператива в установленном порядке при условии его убыточности и нарушения действующего законодательства.

2.11. Контролирует соблюдение работниками производственной и трудовой дисциплины, правил и норм охраны труда, производственной санитарии и противопожарной защиты.

2.12. Обеспечивает выполнение законодательства по охране окружающей природной среды.

Председатель кооператива имеет право:

3.1. Без доверенности действовать от имени кооператива.

3.2. Представлять интересы кооператива во взаимоотношениях с гражданами, юридическими лицами и органами государственной власти.

3.3. Распоряжаться имуществом кооператива с соблюдением требований, определенных законодательством, уставом кооператива, другими нормативными правовыми актами.

3.4. Открывать в банковских учреждениях расчетный и иные счета.

3.5. Заключать трудовые договоры с работниками.

3.6. В пределах своей компетенции подписывать и визировать документы.

3.7. Совершенствовать свою профессиональную квалификацию в установленном порядке.

3.8. Принимать управленческие решения в пределах своей компетенции.

Председатель кооператива несет ответственность

4.1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, а также за неиспользование или непосредственно своему прав, предусмотренных настоящей должностной инструкцией - в пределах, определенных действующим законодательством Украины и административным законодательством Украины.

4.2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Украины.

4.3. За причинение материального ущерба - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством о труде Украины.

5. Председатель кооператива должен знать:

5.1. Устав кооператива и положения о его деятельности.

5.2. Сроки подготовки и проведения общего собрания членов кооператива, заседание совета или правления кооператива.

5.3. Результаты производственно-финансовой и хозяйственной деятельности кооператива и выполнения договорных обязательств.

5.4. Организацию и технологию производства.

5.5. Требования к качеству сырья и продукции кооператива.

5.6. Действующие государственные стандарты и технические условия.

5.7. Системы, методы и средства технического контроля качества сырья.

5.8. Опыт передовых предприятий и основы рыночной экономики.

5.9. Производственные связи в рыночных условиях.

5.10. Трудовое законодательство.

5.11. Правила и нормы охраны труда, производственной санитарии и противопожарной защиты.

6. Квалификационные требования

6.1. Полное высшее образование соответствующего направления подготовки (магистр, специалист). Последипломное образование в области управления. Стаж работы в сельском хозяйстве на должностях руководителей низшего уровня - не менее 5 лет.

Руководитель
структурного подразделения
______
(подпись)
______________________
(фамилия, инициалы)
"___" __________ ____
СОГЛАСОВАНО:
Начальник юридического подразделения
______
(подпись)
______________________
(фамилия, инициалы)
"___" __________ ____
С инструкцией ознакомлен:
______
(подпись)
_____________________
(фамилия, инициалы)
"___" __________ ____

Другие статьи

Должностная инструкция председателя правления кооператива (товарищества) (рус

Должностная инструкция председателя правления кооператива (товарищества) (рус.)

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ПРАВЛЕНИЯ КООПЕРАТИВА (ТОВАРИЩЕСТВА)

  1. Председатель является выборным лицом, наделенным управленческими полномочиями.
  2. Председатель правления может избираться или переизбираться непосредственно на общем собрании или из числа членов правления путем голосования, на срок, установленный Уставом кооператива (товарищества), но не более чем на два года.
  3. Председатель руководит деятельностью правления.
  4. Председатель обеспечивает выполнение решений общего собрания и правления.
  5. Председатель действует и подписывает от имени товарищества платежные документы и совершает сделки, которые в соответствии с действующим законодательством, Уставом кооператива (товарищества) подлежат сначала обязательному утверждению правлением или общим собранием.
  6. Председатель разрабатывает и вносит на утверждение общего собрания правила внутреннего распорядка работы правления и обслуживающего персонала кооператива (товарищества), а также положение об оплате их труда.
  7. Председатель руководствуется в своей работе законодательными и нормативными актами, Уставом кооператива (товарищества), настоящей инструкцией, решениями общего собрания, правления и другими документами.
  8. Председатель правления является представителем кооператива (товарищества) без доверенности во всех исполнительных, представительных и судебных органах власти.
  9. Должен знать:
    - законодательные акты государства;
    - Устав кооператива (товарищества);
    - настоящую должностную инструкцию;
    - договоры на обслуживание и представление коммунальных и прочих услуг;
    - другие документы, относящиеся к деятельности кооператива (товарищества).
  10. _________________________________________________________________.
  11. _________________________________________________________________.

II. Должностные обязанности

  1. Организовывает деятельность правления в соответствии с действующим законодательством, требованиями Устава кооператива (товарищества) и решениями общего собрания и правления.
  2. Выполняет функции по организации обслуживания и ремонта строения, а также предоставления коммунальных и прочих услуг членам кооператива (товарищества).
  3. Контролирует предоставление жильцам дома коммунальных и других услуг установленного качества.
  4. Обеспечивает жильцам дома в установленном порядке перерасчет платежей при предоставлении коммунальных услуг низкого качества либо их непредоставлении.
  5. Добивается от обслуживающих организаций выполнения работ по ремонту, обслуживанию и санитарному содержанию строения, его инженерного оборудования (устройств) и придомовой территории в соответствии с условиями заключенных с ними договоров.
  6. Принимает меры по обеспечению бесперебойной работы санитарно-технического и инженерного оборудования помещений строения.
  7. Обеспечивает хранение ордеров, а также копий правоустанавливающих документов, подтверждающих права собственности жильцов на жилые и нежилые помещения.
  8. Обеспечивает учет и хранение хозяйственных договоров, соглашений о передаче прав по управлению, совместному владению строением и долевому участию в расходах по его содержанию, ремонту и управлению.
  9. Выдает, в пределах своих полномочий, жителям дома расчетные документы за предоставляемые услуги, справки, выписки, акты, копии лицевых счетов и другие документы.
  10. Представляет интересы кооператива (товарищества) в государственных и других учреждениях, связанные с управлением и эксплуатацией дома.
  11. Ведет соответствующую техническую документацию на дом, контролирует составление бухгалтерской, статистической и прочей отчетности, проводит банковские операции.
  12. Осуществляет контроль деятельности бухгалтерии и руководство ею.
  13. _________________________________________________________________.
  14. _________________________________________________________________.

Председатель правления имеет право:
  1. Давать указания и распоряжения всем должностным лицам кооператива (товарищества), которые для них обязательны.
  2. Заключать от имени кооператива (товарищества) с разрешения правления хозяйственные договоры с ресурсоснабжающими и обслуживающими организациями, а также с организациями, предоставляющими коммунальные и прочие услуги.
  3. Заключать от имени кооператива (товарищества) с разрешения правления соглашения о передаче прав по управлению, совместному владению строением и долевому участию в расходах по его содержанию, ремонту и управлению с собственниками жилья.
  4. _________________________________________________________________.
  5. _________________________________________________________________.

Председатель правления несет ответственность за:
  1. Организацию делопроизводства в правлении.
  2. Организацию учета и хранения документации.
  3. Правильность заключения договоров.
  4. Непринятие решений по содержанию и эксплуатации строения.
  5. Своевременность и полноту оплаты налогов.
  6. _________________________________________________________________.
  7. _________________________________________________________________.

© 2007-2016, Киев, ООО «Джобс Украина» Угода конфіденційності
Сайт по трудоустройству в Украине Jobs.ua поможет Вам найти работу и сотрудников в Киеве и других городах Украины, найти вакансии и резюме в любой сфере.
Все права защищены в соответствии с действующим законодательством Украины. При использовании материалов сайта www.Jobs.ua гиперссылка на данный ресурс обязательна. Администрация может не разделять точку зрения авторов информационных материалов и не несет ответственности за размещаемую пользователями информацию. Надеемся, что поиск работы в Киеве и Украине на Jobs.ua будет приятен и удобен для Вас!

Работа в Украине
вакансии, резюме

Реферат: Потребительские кооперативы понятие и виды

Реферат: Потребительские кооперативы понятие и виды

Выполнила: Беспалова Анастасия

студентка 3-го курса 6Т группы

Дисциплина: Правовое обеспечение профессиональной деятельности

Кооператив - основанное на членстве объединение людей и организаций, созданное для достижения общих экономических и социальных целей, связанных с удовлетворением материальных или иных потребностей членов, внесших долю (пай) в созданный для этого фонд, признающих участие в рисках и результатах организации и участвующих в её функционировании в качестве пайщиков, управляя ею демократическим путём.

Кооператив - экономическое предприятие, основанное на совместной деятельности и взаимопомощи членов кооператива. Кооператив имеет прямую связь с экономическими интересами своих членов. В основе деятельности кооператива лежат кооперативные принципы. Основной принцип: один пайщик кооператива - один голос, что в корне отлично от "власти" капитала в управлении хозяйственными обществами.

По своему типу кооперативы могут быть производственными (с обязательным трудовым участием членов) и потребительскими. где требуется обязательное участие членов в хозяйственной деятельности кооператива.

1. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ КООПЕРАТИВ

Потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.

Устав потребительского кооператива должен содержать помимо сведений, указанных в пункте 2 статьи 52 настоящего Кодекса, условия о размере паевых взносов членов кооператива; о составе и порядке внесения паевых взносов членами кооператива и об их ответственности за нарушение обязательства по внесению паевых взносов; о составе и компетенции органов управления кооперативом и порядке принятия ими решений, в том числе о вопросах, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов; о порядке покрытия членами кооператива понесенных им убытков.(п.2 ст. 116 ГКРФ)

Наименование потребительского кооператива должно содержать указание на основную цель его деятельности, а также или слово "кооператив", или слова "потребительский союз" либо "потребительское общество".(п.3 ст. 116 ГКРФ)

Члены потребительского кооператива обязаны в течение трех месяцев после утверждения ежегодного баланса покрыть образовавшиеся убытки путем дополнительных взносов. В случае невыполнения этой обязанности кооператив может быть ликвидирован в судебном порядке по требованию кредиторов. Члены потребительского кооператива солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам в пределах невнесенной части дополнительного взноса каждого из членов кооператива. (п.4 ст. 116 ГКРФ)

Доходы, полученные потребительским кооперативом от предпринимательской деятельности, осуществляемой кооперативом в соответствии с законом и уставом, распределяются между его членами. (п.5 ст. 116 ГКРФ)

2. ВИДЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ КООПЕРАТИВОВ

· Строительный кооператив создаётся для владения и эксплуатации строений или других объектов недвижимости.

· Жилищно-строительный кооператив представляет собой объединение граждан, целью которых является строительство конкретного многоквартирного дома и его последующее обслуживание (по окончании строительства выполняет функцию товарищества собственников жилья).

· Гаражно-строительный кооператив объединяет владельцев гаражей, расположенных на отдельной территории.

· Дачно-строительный кооператив объединяет владельцев дачных участков и домиков в садоводческом массиве.

· Жилищный накопительный кооператив объединяет граждан для совместного строительства или приобретения жилья.

· Потребительское общество одна из организационно-правовых форм потребительской кооперации со смешанным (физические и юридические лица) составом. В СССР получила распространение торгово-заготовительная сельская потребительская кооперация.

· Сельскохозяйственный кооператив - созданные сельскохозяйственными товаропроизводителями и (или) ведущими личное подсобное хозяйство гражданами при условии их обязательного участия в хозяйственной деятельности потребительского кооператива. В зависимости от вида их деятельности подразделяются на перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие, снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие и иные.

· Обслуживающие кооперативы осуществляют механизированные, агрохимические, мелиоративные, транспортные, ремонтные, строительные работы, а также услуги по страхованию (страховые кооперативы), научно-производственному, правовому и финансовому консультированию, электрификации, телефонизации, санаторно-курортному и медицинскому обслуживанию, выдаче займов и сбережению денежных средств (кредитные кооперативы) и другие работы и услуги (Федеральный закон 193-ФЗ О сельскохозяйственной кооперации).

· Кредитный потребительский кооператив создается с целью удовлетворения потребностей членов в финансовой взаимопомощи. Кооператив проводит следующие финансовые операции для своих членов: предоставляет займы, привлекает сбережения с начислением процентов.

3. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

· создание и развитие организаций торговли для обеспечения членов потребительских обществ товарами;

· закупка у граждан и юридических лиц сельскохозяйственных продукции и сырья, изделий и продукции личных подсобных хозяйств и промыслов, дикорастущих плодов, ягод и грибов, лекарственно - технического сырья с последующей их переработкой и реализацией;

· производство пищевых продуктов и непродовольственных товаров с последующей их реализацией через организации розничной торговли;

· оказание членам потребительских обществ производственных и бытовых услуг;

· пропаганда кооперативных идей, основанных на международных принципах кооперации, доведение их до каждого пайщика всех потребительских обществ, в том числе через средства массовой информации.

4. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИЕЙ

Кооперативное хозяйство развивается в различных сферах: в городе и на селе, в сельском хозяйстве, в промышленности, в торговле, в сфере обслуживания. По мере роста материального благосостояния населения круг его потребностей и интересов расширяется и быстро меняется. Государство в настоящее время не в состоянии полностью взять на себя функции их удовлетворения. Часть этих функций взяли кооперативные организации, которые более гибко приспособились к изменениям конъюнктуры рынка, вовлекли в оборот местные ресурсы.

Во многих сферах функционируют относительно небольшие предприятия, рассчитанные на ограниченный круг потребителей: жителей села, поселка, микрорайона. В таких случаях кооперация освобождает государство от ряда мелких хозяйственных забот и функций.

Труд на кооперативных предприятиях не только социально однотипен с трудом на государственных предприятиях, но в настоящее время имеет ряд преимуществ:

  • возможность работать неполный рабочий день;
  • иметь дополнительный заработок без оформления специального разрешения на совместительство;
  • являясь сохозяином предприятия, работник не может быть уволен в административном порядке по сокращению штатов;
  • доходы непосредственно зависят от экономических результатов.

Вопрос о численности работников кооператива решается его общим собранием. В силу своего демократического характера кооперация служит для её членов школой самоуправления на основе хозрасчета, самофинансирования и самоокупаемости, являющихся единственной формой существования.

Потребительский кооператив - одна из важнейших форм кооперативного движения, посредством которой устанавливаются связь и соответствие между производством и потреблением. По сравнению с другими видами кооперации (промысловой, сельскохозяйственной) он имеет ряд особенностей. Во-первых, в отличие от производственных видов, которые объединяют собственников или пользователей средств производства с целью производства продукции (услуг) и получения доходов, потребительский кооператив объединяет потребителей с целью удовлетворения их материальных и культурных потребностей. Во-вторых, он не требует от своих членов обязательного личного трудового участия в их деятельности. В-третьих, потребительские кооперативы включают в свой состав любого потребителя при условии признания им устава.

Экономический потенциал потребительского кооператива составляет базу развития его социального потенциала: количество отраслей, организаций, предприятий, видов хозяйственной деятельности; её объемами; размерами кооперативной собственности, ресурсов основных фондов, оборотных средств; величиной получаемых доходов и прибылей.

Потребительская кооперация имеет многоотраслевую структуру: торговля и питание, заготовка сельскохозяйственной продукции и дикорастущего сырья, промышленность, подсобное хозяйство, жилищно-коммунальное хозяйство. Кроме того, она имеет организации здравоохранения (поликлиники, дома отдыха и др.), организации образования, науки.

Общее количество кооперативных магазинов, предприятий общественного питания, перерабатывающих предприятий, торговых баз, предприятий жилищно-коммунального хозяйства, медицинских учреждений и т.п. составляет более полумиллиона, не считая объектов малого бизнеса.

Система управления кооперативным хозяйством - это комплекс подсистем, элементов управления и их отношений, закономерно связанных в единое целое, которое имеет свойства, отсутствующие у его частей.

Она характеризуется следующими признаками:

  • представляет собой целостный комплекс взаимосвязанных элементов (элемент - первичная относительно неделимая единица системы);
  • является подсистемой более сложной системы управления хозяйственным комплексом, способствуя выполнению функции установления планомерной связи потребителей с производством, учитывая конъюнктуру рынка и изыскания дополнительных товарных ресурсов путем производства товаров, заготовок и переработки сельскохозяйственного сырья;
  • находится в единстве с окружающей средой и, в то же время, относительно самостоятельна от нее;
  • имеет структуру, определяемую составом элементов, подсистем, их связей, и состоящую из ряда уровней управления;
  • обладает определенными устойчивыми свойствами.

Система управления включает цели, субъект, объект и их связи, принципы, функции, методы, информацию, процесс, технику и технологию. Цели формируются субъектом и направлены на объект управления.

Субъектом управления предприятия может быть как отдельное лицо, наделенное правами управления, так и группа лиц (общее собрание, правление кооператива, совет директоров и т.п.)

Применительно к потребительским кооперативам он включает совокупность органов самоуправления, контроля и аппарата управления: самоуправление членов потребительского кооператива (собрания пайщиков), собрания уполномоченных, ревизионные комиссии и т.п.

5. КРЕДИТНЫЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ КООПЕРАТИВЫ

7 августа 2001 года вступил в действие федеральный закон "О кредитных потребительских кооперативах граждан". Принятие указанного закона допускает пункт 6 статьи 116 ГК: «Правовое положение потребительских кооперативов, а также права и обязанности их членов определяются в соответствии с настоящим Кодексом законами о потребительских кооперативах».

По сравнению с другими потребительскими кооперативами указанная разновидность обладает определенными особенностями.

Особенности кредитных потребительских кооперативов обусловлены тем, что они призваны действовать в той сфере, в которой до последнего времени главными игроками были банки и иные кредитные учреждения. Но последние преследовали коммерческие цели и потому не хотели, а подчас и не могли удовлетворить простые нужды граждан - занять денег до зарплаты, отдать на хранение деньги на период отпуска и т.д.

Особый статус кредитного потребительского кооператива нашел свое выражение в подходе к членству в нем, в правовых формах осуществления им своей деятельности, в построении органов управления и, наконец, в специфических ограничениях, которые накладывает на него Закон "О кредитных потребительских кооперативах граждан" (в дальнейшем - "Закон").

Членами кредитного потребительского кооператива могут быть только физические лица. При этом число его членов не может быть менее 15 и более 2000 человек. Такого рода ограничения неизвестны положениям ГК о потребительских кооперативах. Столь высокий ценз обусловлен стремлением законодателя избежать создания "лжекооперативов", главная цель которых - осуществлять банковские операции без лицензии.

По своей природе кредитный потребительский кооператив представляет собой кассу финансовой взаимопомощи, "получателями" которой являются его члены. Данная финансовая помощь может осуществляться двумя основными способами. Во-первых, путем предоставления кооперативом своим членам как процентных, так и беспроцентных займов. Во-вторых, путем выплаты своим членам процентов на суммы, добровольные переданные кооперативу его членами с условием их возврата по истечении срока действия договора.

Указанные отношения, как первые, так и вторые, основываются на договорах и весьма напоминают отношения, существующие между кредитной организацией и ее клиентами. Применительно к банковской сфере первый из описанных договоров может быть охарактеризован как кредитный, а второй - как договор банковского вклада. Специальное правовое регулирование договоров кредита и банковского вклада обусловлено участием в качестве одной из сторон специального субъекта - кредитной организации. При этом по своей экономической природе указанные договоры опосредуют заемные отношения. В связи с этим рассмотренные отношения, существующие между кооперативом, не являющимся кредитной организацией, и гражданами регулируются положениями о договоре займа.

Необходимо заметить, что кредитный потребительский кооператив по характеру осуществляемых функций весьма напоминает кредитную организацию. Однако существуют два значительных отличия, которые не позволяют распространить на кредитные потребительские кооперативы правовой статус кредитных организаций.

Во-первых, потребительский кооператив относится к числу некоммерческих организаций и не преследует цели извлечения прибыли. Его основная задача - обеспечить интересы своих членов. Кредитному потребительскому кооперативу не нужно получать лицензию Центрального банка РФ на право осуществлять свою деятельность, выполнять резервные требования и т.д. При этом деятельность кооператива по вложению принадлежащих ему денежных средств существенно ограничена. Так, согласно ст. 19 Закона кооперативу запрещается: выдавать займы лицам, не являющимся членами кооператива; вносить имущество в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных товариществ и обществ; эмитировать собственные ценные бумаги; совершать операции на фондовом и финансовом рынках, за исключением хранения средств в банках и приобретения государственных или муниципальных ценных бумаг. Кредитная организация, напротив, является коммерческой организацией и создается с целью извлечения прибыли за счет грамотного использования любым не запрещенным законом способом привлеченных у третьих лиц средств.

Во-вторых, круг клиентов кооператива ограничен числом его членов. У кредитной организации, наоборот, число потенциальных клиентов никак не ограничивается. Кредитный потребительский кооператив вправе оказывать своим членам и так называемого услуги нефинансового характера. К их числу ст. 18 Закона относит заключение кооперативом от имени и по поручению своих членов договоров страхования, а также оказание консультационных услуг.

Имущество кредитного потребительского кооператива состоит преимущественно из фонда финансовой взаимопомощи, образуемого за счет паевых взносов, вносимых в качестве вклада при образовании кооператива, и личных сбережений членов кооператива, передаваемых кооперативу по договору займа.

Закон закрепляет гарантии против использования средств кооператива в интересах узкой группы лиц. В частности, п. 3 ст. 6 Закона устанавливает, что размер паевого взноса члена кредитного потребительского кооператива не может превышать десяти процентов от общей суммы паевых взносов. Далее, уставом кооператива в обязательном порядке должны быть предусмотрены ограничения в отношении размеров займов, выдаваемых члену кредитного потребительского кооператива граждан.

Управление кооперативом осуществляется общим собранием членов кооператива, правлением и директором. Высшим органом кредитного потребительского кооператива является общее собрание его членов. В целях обеспечения надежных гарантий их прав Закон устанавливает "повышенные требования" к кворуму общего собрания. Согласно ст. 22 правомочным признается собрание, в работе которого участвует не менее 70% членов кооператива. Для принятия решений требуется простое, а в некоторых случаях - квалифицированное большинство.

Правление осуществляет руководство кооперативом в периоды между общими собраниями. Правление и его председатель избираются на общем собрании. Исходя из смысла Закона, правление кооператива является неким наблюдательным и контрольным органом и потому не может рассматриваться в качестве исполнительного органа. В каком-то смысле, правление является аналогом совета директоров в акционерном обществе. Согласно ст. 26 Закона исполнительным органом кооператива является директор, который осуществляет текущее руководство деятельностью кооператива.

Помимо этого в кооперативе с числом членов более ста должен быть создан комитет по займам, на который Законом возложено принятие решение о выдаче займов и порядке их возврата. В иных кредитных потребительских кооперативах соответствующие функции могут осуществляться правлением.

Шпаргалка по Кооперации

/ Шпаргалка по Кооперации

Отличие российских потребительских кооперативов заключается в том, что в них хорошо развит элемент административного управления и поэтому ставится обратная задача: повышение уровня демократии в руководстве кооперативом и исключение, таким образом, фактического превращение кооператива в предпринимательское хозяйство.

Для российских условий предлагается сохранить достаточно эффективное административное управление и дополнить его демократическим членским контролем.

Для этого необходимо в документах, регламентирующих деятельность потребительских кооперативов выделить следующие позиции:

равенство фактических прав пайщика-руководителя и простого пайщика;

разделение руководящего фактора и фактора управления. Решения общих собраний пайщиков кооператива является волеизъявлением большинства, и обязательно к исполнению руководством кооператива. Решения руководства в приведенных выше рамках его компетенции является обязательным для работников кооператива;

подотчетность руководства пайщикам.

Руководство осуществляет административный контроль за производственной деятельностью кооператива. Пайщики осуществляют демократический членский контроль за деятельностью руководства, при этом подразумевается:

- постоянный контроль за руководством со стороны выборного контрольного органа;

- возможность любого пайщика проконтролировать по его желанию правильность использования вложенных им средств.

Вознаграждение труда руководства должно быть пропорционально вкладу в результаты и систематически корректироваться решениями общего собрания.

Итак, принятие этих предложений позволит объединить преимущества существующего ныне административного управления с ограничением демократическим членским контролем возможных действий руководства кооператива, направленных на решение задач, отличных от волеизъявления большинства пайщиков,

Эффективность таких мер доказана мировой кооперативной практикой и заключается в устойчивом достижении и сохранении кооперативных целей.

Создания Международного кооперативного Альянса, его цели, задачи, структура.

Идеи сотрудничества кооператоров разных стран зародились еще в первой половине XIX века, а первой попыткой создания международного кооперативного центра можно считать основанную в 1835 году в Лондоне Ассоциацию всех классов и наций, одной из задач которой ставилась пропаганда кооперативных идей в международном масштабе.

Следующая попытка была предпринята в 1860 г на конгрессе Английского кооперативного союза, когда был образован Международный комитет для учреждения международного кооперативного центра. Однако обе попытки оказались неудачными, поскольку маломощные кооперативы еще не были готовы к широкому международному сотрудничеству.

Затем кооператоры Англии и Франции в дни Всемирной промышленной выставки в Париже в 1867 г. задумали созвать первый международный кооперативный конгресс, однако правительство Наполеона III запретило созыв Конгресса.

В 1886 г. на британском кооперативном конгрессе в г. Плимут представитель французской кооперации де Буав вновь призвал к созданию Международного кооперативного центра. Однако дальше разговоров дело не пошло.

Первые практические шаги в области международного кооперативного сотрудничества были сделаны руководителями английской кооперации. В 1889 г. ими был создан инициативный комитет по организации Международного союза друзей кооперативного производства. Этот комитет обратился с воззванием к кооперативным союзам других стран учредить международный кооперативный центр со штаб- квартирой в г. Лондоне.

В 1892 г. в Лондоне состоялась международная конференция друзей кооперативного производства, которая рассмотрела и одобрила проект устава будущего международного кооперативного союза и решила созвать его первый конгресс в 1893 г. однако он не состоялся из-за малочисленности его участников. Лишь 19 августа 1895 г. в Лондоне по совместной инициативе временного комитета и Кооперативного союза Великобритании был созван I учредительный Международный кооперативный конгресс, в работе которого приняло участие 207 представителей различных кооперативных организаций из 14 стран. Из 207 делегатов 160 являлись английскими кооператорами.

В повестку дня конгресса были включены следующие вопросы:

Основание Международного кооперативного Альянса.

Организация международных торговых отношений между кооперативными организациями.

Кооперативное банковское дело.

Потребительская и сельскохозяйственная кооперация.

Конгресс обсудил проект Устава, принял решение о создании МКА, размещение его штаб-квартиры в Лондоне и проведении конгрессов один раз в три года.

Первый период становления и развития МКА продолжался около 20 лет. С 1895 г. до Первой мировой войны. За это время Альянс вырос в крупную, массовую общественную организацию, объединявшую около 20 млн. кооператоров из 23 стран. Был разработан Устав, определены цели и принципы МКА, налажено издание собственного бюллетеня, создана административная структура. За последующие десятилетия МКА превратился в крупную международную организацию тесно сотрудничавшую с ООН, ЮНЕСКО и рядом других международных организаций.

В настоящее время в МКА состоит 753 млн. индивидуальных членов объединенных в 207 национальных и 8 международных организаций из 90 стран.

Конкретно по регионам членство выглядит следующим образом:

Африка – 27 организаций, 16 стран, 13,6 млн. членов;

Америка – 30 организаций, 15 стран, 86,4 млн. членов;

Европа – 91 организация, 35 стран, 155,2 млн. членов;

Азия и Тихоокеанский регион – 59 организаций, 24 страны, 498, 5 млн. членов.

В соответствии с Уставом МКА является международной ассоциацией, состоящей из национальных союзов кооперативных обществ; национальных федераций кооперативных союзов; региональных федераций или союзов кооперативных обществ, кооперативных обществ, ассоциаций лиц или организаций, в цели которых входит содействие развитию кооперации.

МКА объединяет кооперативные организации различной социальной и политической ориентации и различных социально-экономических систем. Продолжая работу рочдельских пионеров в соответствии с кооперативными принципами, МКА стремится самостоятельно, а также в сотрудничестве с организациями, преследующими цели, важные для кооперации, заменить режим, базирующийся на прибыли, кооперативной системой, организованной в интересах всего общества и основанный на взаимопомощи.

Быть всемирным представителем кооперативных обществ всех типов, которые в своей практике соблюдают кооперативные принципы;

Пропагандировать во всем мире кооперативные принципы и методы;

Содействовать развитию кооперации во всех странах;

Охранять интересы кооперативного движения во всех его формах;

Поддерживать хорошие отношения между входящими в его состав организациями;

Содействовать развитию дружеских и экономических отношений между кооперативами всех типов, как в национальном, так и в международном масштабе;

Содействовать установлению прочного мира и безопасности;

Способствовать экономическому и социальному прогрессу трудящихся всех стран.

Высшим органом МКА является конгресс, созываемый один раз в 4 года. Между конгрессами деятельностью МКА руководит Центральный и Исполнительные комитеты. Заседания Центрального комитета проводятся не реже одного раза в год. Из состава Центрального комитета избирается Исполнительный комитет. Исполком состоит из Президента, двух вице-президентов и 13 других членов. На юбилейном конгрессе МКА состоявшемся в 1995 г. в г. Манчестере Президентом МКА был избран Грэхэм Мелмот. На сегодняшний день состоялся 31 конгресс МКА. Исполком собирается два раза в год. Штаб-квартира МКА первоначально находилась в г. Лондоне, а с 1982 г находится в г. Женеве (Швейцария).

МКА имеет 11 специализированных организаций:

Интеркооп – Международная организация потребительской кооперативной торговли;

КИКОПА – организация ответственная за связь между кооперативными организациями развитых и развивающихся стран.

ИКИФ – Международная кооперативная страховая федерация;

Комитет по туризму;

ИНКОТЕК - комитет по образованию и тренинговой политике;

МКА имеет Региональные бюро в Нью-Дели (Индия) обслуживающее кооперативные организации Юго-Восточной Азии, в г. Моши (Танзания), обслуживающее кооперативные организации Восточной и Центральной Африки, в г. Абиджане (Берег Слоновой Кости), обслуживающее кооперативные организации Западной Африки.

МКА издает журнал «Международное кооперативное обозрение» и ряд бюллетеней.

Участие российских кооперативных организаций в деятельности МКА.

Одним из важнейших событий, оказавших огромное экономическое, политическое и идеологическое влияние на международное кооперативное движение, явилось вступление в него кооперации Советского Союза. «Повсюду, ?писал историк Альянса В. Воткинс,?под влиянием революционного движения в России кооперативные общества трудящихся стремились к наступательным классовым действиям, порывая с союзами, которые строго придерживались политического нейтралитета. 1 »

С первых шагов своей деятельности в Альянсе, советская кооперация выступила с программой активной классовой борьбы за улучшение социально-экономического положения трудящихся-кооператоров, за союз с левыми силами в профсоюзном и социалистическом движениях, за демократию и мир. Так, например, советская делегация во время Гентского конгресса 1924 года направила приветствие с выражением солидарности бастующим горнякам Боринажа от своего имени (так как конгресс отклонил это предложение) вместе с сообщением о передаче 1000 ф. ст. в фонд помощи бастующим.

Конгресс в Генте значительно расширил сферу деятельности советской кооперации за рубежом. Членами Международного общества оптовых закупок стали Центросоюз, кооперативные союзы Украины, Грузии, Азербайджана и Армении 2. Большим успехом пользовался советский павильон на международной кооперативной выставке в Генте.

На Гентском конгрессе советская кооперация также значительно расширила свое представительство в Альянсе. На выборах в ЦК МКА из 60-ти членов от Советского Союза были избраны 14 человек, а председатель правления Центросоюза Л. Хинчук стал членом Исполкома МКА 3 .

В июне 1924г. по инициативе Кооперативной секции в Москве состоялась II международная конференция коммунистов-кооператоров.

В феврале 1924 г. в городе Галле левые кооперативы объединились в союз, который начал издавать «Кооперативную газету» 4 .

В разгар стачки английских горняков в июле 1926г. советские рабочие послали своим английским товарищам 11,5 млн. руб. что составило 61% всех сборов за стачку 5 .

При обсуждении в 1935г. в Праге экономической программы МКА советские кооператоры вновь заявили, что Альянс и входящие в него потребительские кооперативные организации при разработке своей будущей деятельности должны исходить из принципа международной солидарности трудящихся всего мира против наступления капитала, фашизма и в борьбе за мир. В результате активных действий представителей кооперации Советского Союза и кооперативов других республик руководство Альянса вынуждено было согласиться в принципе на сотрудничество с двумя международными центрами профсоюзного движения в Амстердаме и Москве.

В Брюсселе в 1936 г. состоялась гражданская манифестация сторонников мира, в которой приняли участие и советские делегаты, которые выдвинули лозунг: постоянное участие кооперативных организаций, кооперативных и женских гильдий всех стран в работе для дела мира.

В послевоенный период советские кооператоры продолжали вести настойчивую борьбу за сотрудничество кооперативов всех стран.

В 1946 г. на первом послевоенном конгрессе МКА, который проходил в Цюрихе, представитель Центросоюза, выступая по отчету ЦК МКА, заявил, что ЦК МКА не использовал всех возможностей кооперативного движения для борьбы за мир, за предотвращение войны, ЦК МКА включился в борьбу за мир с большим опозданием и его работа в этой области оказалась малоэффективной, в период войны ЦК МКА не имел связей с большинством членов, не осуществлял координации усилий национальных кооперативных организаций по скорейшему разгрому фашистских агрессоров и установлению мира.

На XVII конгрессе МКА в 1948г. (Прага) была принята внесенная Центросоюзом резолюция о мире. На этом же конгрессе было признано целесообразным сотрудничество МКА со Всемирной федерацией профсоюзов, а также по инициативе Центросоюза в Устав МКА был включен новый пункт, определяющий одной из целей Альянса – содействие установлению прочного мира и безопасности.

XIX конгресс МКА в 1954г. (Париж) принял резолюцию о мире, внесенную делегацией Центросоюза.

На ХХ конгрессе в 1957г. (Стокгольм) кооператоры СССР совместно с кооператорами Чехословакии, Японии и Италии внесли резолюцию, призывающую к немедленному прекращению работы по совершенствованию, изготовлению и испытанию атомного и водородного оружия, к уничтожению существующих запасов этого оружия и применению атомной энергии лишь в мирных целях. Резолюция была принята. По инициативе советских кооператоров ЦК МКА принимает решение, в котором нашла отражение идея всеобщего и полного разоружения.

XXII конгресс МКА в 1963 г. (Борнемут) по предложению Центросоюза принял резолюцию, в которой отмечалось, что одной из наиболее острых проблем современности является установление прочного мира и безопасности на земле, мира без оружия и войн.

По инициативе Центросоюза и кооперативных организаций стран — членов СЭВ (Совета экономической взаимопомощи) вопросы стратегии и тактики кооперативов в их борьбе с капиталистическими монополиями были выне­сены на XXV конгресс МКА, который состоялся в Варшаве в 1972г. После активной дискуссии XXV конгресс Международного кооперативного альянса принял специальную резолюцию «Коопе­ративы и наднациональные корпорации».

В 1967г. МКА подготовил доклад «Коопера­тивы и монополии», в котором одним из главных орудий коопера­тивов в их противодействии натиску монополий определялось со­трудничество между кооперативами на всех уровнях.

В 1972г. на XXV конгрессе МКА в Варшаве в докладе МКА «Многонациональные корпорации и международное кооперативное движение», на заседаниях Центрального комитета в 1973 г. в Будапеште и в 1974 г. в Вене в докладах «Сотрудничество между кооперативами» рассматривался опыт сотрудничества между кооперативами, в том числе в области создания совместных производ­ственных предприятий, международных кооперативных оптовых обществ, международной кооперативной торговли, совместных исследований с целью использования достижений научно-технического прогресса в деятельности кооперативов.

Центросоюз и кооперативные организации стран — членов СЭВ, учитывая актуальность вопроса сотрудничества между коо­перативами как фактора развития взаимопонимания между наро­дами и странами, как реального вклада кооператоров в дело мира и социального прогресса, внесли в Альянс предложение обсудить тему сотрудничества на очередном конгрессе МКА.

В 1974 г. в Вене было принято решение о создании рабочей группы в рамках МКА, которой было поручено обобщить, про­анализировать имеющийся опыт в сотрудничестве между коопе­ративами и выработать рекомендации по его усилению и расши­рению. Предложения рабочей группы были обсуждены на XXVI конгрессе МКА в Париже.

Выступая на XXVI конгрессе МКА, председатель правления Центросоюза СССР А. П. Климов подчеркнул, что важным фактором международного кооперативного сотрудни­чества является кооперативная внешняя торговля. Эта форма сотрудничества, являясь частью международных экономических и торговых отношений, содействует материализации разрядки, меж­дународному разделению труда и создает благоприятные предпо­сылки для улучшения взаимопонимания между народами и коо­ператорами, является вкладом в укрепление всеобщего мира. Кроме того, международная кооперативная торговля в значительной мере содействует усилению экономического потенциала коо­перативов, расширению ассортимента товаров, поступающих в кооперативные магазины, содействует укреплению конкурентоспособности кооперативов, решению проблемы занятости насе­ления.

Центросоюз неоднократно выступал инициатором постановки вопроса о развитии международной кооперативной торговли в ор­ганах МКА.

В 1973г. кооперативные организации социалистических стран внесли ряд конкретных предложений по усилению деятельности Альянса, направленных на развитие международной кооператив­ной торговли, намечена дальнейшая активизация деятельности Интеркоопа.

Накануне радикальных реформ в 1991 году Российская потребительская кооперация представляла собой мощную, экономически крепкую организацию с развитой материально-технической базой, квалифицированными кадрами, объединяющую более 22 млн. пайщиков.

Но изменение политического строя, всеобщий экономический кризис, охвативший страну, поворот страны к рыночной экономике вызвали огромные потери в потребкооперации, многие кооперативные организации оказались без собственных оборотных средств. Были нарушены налаженные хозяйственные связи. Накапливались огромные долги и убытки, объемы деятельности многократно сократились. Начавшаяся массовая приватизация, господство дикого рынка поставили систему на край гибели. Потребкооперация утратила более половины своей материальной собственности.

Существенную роль в деле сохранения потребкооперации сыграло принятие в 1992 году Закона «О потребительской кооперации в Российской Федерации», который при всех его недостатках, определив правовой и социально-экономический статус организаций потребительской кооперации, дал возможность сохранить систему.

В 1997 и 2000 годах вышли еще два закона о потребительской кооперации, направленные на укрепление ее правового положения, демократизацию, повышение роли пайщиков в управлении и контроле, усиление ответственности руководителей.

Всего за годы реформ принято более 30 решений государства по поддержке потребкооперации.

В январе 1994 года, по инициативе Центросоюза вышло всем известное постановление Правительства «Вопросы потребительской кооперации Российской Федерации», согласно которому кооперативные организации получили право создавать фонд развития потребительской кооперации, привлекать заемные средства обслуживаемого населения, строить свои взаимоотношения с органами власти на основе ежегодно заключаемых соглашений.

Наряду с этим было рекомендовано органам исполнительной власти оказывать организациям потребкооперации соответствующую поддержку, в том числе предоставлять льготы в налогообложении, оплате энергоресурсов, возмещать расходы по доставке товаров в отдаленные сельские магазины и т.д.

Создание Центросоюза – общероссийского кооперативного центра, было вызвано необходимостью защищать интересы российского кооперативного движения, укреплять авторитет и позиции российской кооперации как внутри страны, так и за рубежом.

Сегодня Центросоюз России стал признанным хозяйственным и идейным центром потребительской кооперации, активным членом Международного кооперативного альянса.

В 2003 г. Центросоюз Российской Федерации отметил два юбилея: 105-летие образования Центрального союза потребительских обществ России и 100-летие членства Центросоюза в Международном кооперативном альянсе. Эти этапные события знаменуют собой новый виток в развитии потребительской кооперации в России, ее неразрывную связь с мировым кооперативным движением.

Центросоюз РФ активно содействует развитию и укреплению кооперативного сообщества, стремится использовать опыт кооперативных организаций других стран, поддерживает партнерские отношения с большинством национальных кооперативных организаций-членов Международного кооперативного альянса.

Делегации российских кооперативов участвуют в международных форумах МКА, мероприятиях, проводимых национальными кооперативными организациями. В рамках МКА регулярно проводятся встречи и переговоры руководства Центросоюза РФ с Президентом МКА, Председателем Евросовета МКА, Генеральным директором и членами Правления МКА, другими руководителями по проблемам, представляющим взаимный интерес.

Представители российской потребкооперации избраны в руководящие органы МКА. Председатель Совета Центросоюза РФ — член Правления МКА и Комитета Правления МКА по вопросам развития. Председатель Правления Центросоюза РФ является членом Исполкома Европейского Совета МКА и вице-председателем Исполкома Международного комитета МКА по равенству полов.

Российские кооператоры принимают активное участие в работе специализированных комитетов МКА: Комитета по научным исследованиям, Комитета по вопросам развития человеческих ресурсов, Международной кооперативной медицинской организации, Международной потребительской организации и Комитета по коммуникациям.

Активная позиция Центросоюза РФ, существенный вклад российской кооперации в дело пропаганды кооперативных принципов и ценностей находит все большее признание в международном кооперативном движении, растет его авторитет и влияние. Это открывает новые возможности для реализации различных проектов в системе потребительской кооперации России при поддержке МКА, национальных кооперативных организаций других стран и международных фондов.

Для ознакомления с деятельностью российской потребительской кооперации, проведения переговоров о сотрудничестве, обсуждения и разработки совместных проектов Центросоюз РФ принимает иностранные делегации, организует международные кооперативные семинары и заседания различных органов МКА.

Российские кооператоры всегда занимали и занимают твердую и четкую позицию по развитию и укреплению международного кооперативного движения. Эту линию они будут неукоснительно проводить и впредь.

Региональные кооперативные организации, их роль в развитии национальных кооперативных организаций.

Развитие региональной системы кооперативных услуг отвечает требованиям, которые ставятся в федеральных программах и приоритетных национальных проектах. Для развития системы кооперативных услуг России имеются необходимые социально-экономические и юридические предпосылки, но необходимо дальнейшее совершенствование государственной поддержки кооперативного предпринимательства.

отребительские кооперативы могут быть как узкоспециализированными, предоставляющими своим членам один вид услуг, так и многофункциональными, предоставляющими несколько видов услуг. Ф ормирование и развитие системы потребительской кооперации как ядра региональной системы кооперативных услуг состоит в широком распространении в российских регионах положительного опыта деятельности потребительских кооперативов, привлечения государственных и иных ресурсов для стимулирования экономической активности населения, способствующей росту занятости и увеличению доходов.

Направления развития механизма экономического партнерства государства и кооперативных организаций регионов России.

Цель государственной поддержки кооперативов состоит в создании условий для формирования и эффективной деятельности кооперативного сектора экономики регионов. Государственная поддержка особенно важна в деле защиты прав членов и пайщиков кооперативов, развития малых форм хозяйствования, создания условий для повышения вклада личных подсобных хозяйств граждан в экономику регионов через кооперативы, решение проблем малых городов и миграции населения.

Состояние и темпы развития малого предпринимательства в России не удовлетворяют потребностям рыночной экономики, не соответствуют предпринимательскому потенциалу. Развитие местных сообществ и властных функций местного самоуправления неразрывно связано с открытыми производственными сообществами, в основе которых лежит малое предпринимательство, и которые способны обеспечить каждому проживающему на территории муниципалитета условия для реализации личной инициативы в использовании местных ресурсов для более полного удовлетворения собственных личных потребностей и роста качества жизни.

Основной причиной, сдерживающей развитие малых форм хозяйствования, является отсутствие у малых предприятий необходимой инфраструктуры товарного и кредитного обеспечения, сложности доступа на локальные рынки.

Модернизация и дальнейший рост производства в этом секторе невозможен без развития кооперации и существенной поддержки её со стороны государства. В диссертации предложены меры по стимулированию развития малых форм хозяйствования в регионах на основе государственной поддержки системы кредитных услуг.

Система кооперативных услуг оказывает влияние на конкурентоспособность экономики региона, уровень и качество жизни населения. Особое значение государственная поддержка системы кооперативных услуг имеет для сельских регионов.

Результаты исследования направлены на развитие региональной системы кооперативных услуг, способствующее повышению конкурентоспособности региона.

Государственная поддержка кооперативов осуществляется путем стимулирования их создания, выделения средств из региональных бюджетов на основании целевых программ, осуществления научного, кадрового и информационного обеспечения; привлечения кооперативов в комплекс производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение территориальных проблем; предоставления кооперативам в установленном законодательством порядке налоговых льгот.

В процессе реализации национальных проектов отмечен рост деловой активности представителей многоукладной сельской экономики и повышение инвестиционной привлекательности отрасли.