Руководства, Инструкции, Бланки

Образец Самоанализа Для Аттестации img-1

Образец Самоанализа Для Аттестации

Рейтинг: 4.5/5.0 (1698 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Материал по теме: Самоанализ деятельности педагога допобразования

Материал по теме:
Самоанализ деятельности педагога допобразования

Самоанализ профессиональной деятельности

педагога дополнительного образования Рейзинг Натальи Валерьевны.

Я, Рейзинг Наталья Валерьевна, работаю педагогом дополнительного образования. Имею высшее педагогическое образование, окончила Экибастузский высший педагогический колледж Павлодарского госуниверситета, учитель начальных классов в основной общеобразовательной школе.

Работая педагогом дополнительного образования, разработала образовательную программу «Волшебный сундучок» на пять лет.

В программе выделяю основные программные направления развития ребенка:

1. художественно-эстетическое развитие

Создание условий для:

Формирования у детей эстетического отношения к миру и художественному развитию ребенка средствами искусства.

Формирования умений понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы.

Развития художественных способностей ребенка.

Развития детского творчества в различных видах деятельности.

Формирования умений интегрировать различные виды деятельности.

2. познавательное развитие

Создание условий для:

Формирования умений обобщать способы и средства своей деятельности.

Развития конструктивного мышления через конструирование из бумаги, природного материала и т.д.

Формирования интереса к ознакомлению культуры русского народа и культурных ценностей России.

3. социальное развитие

Создание условий для:

Формирования у детей навыков культуры общения и разрешения проблемных ситуаций.

Свободы выбора ребенком разных видов деятельности, для самореализации и ситуации успеха для каждого ребенка.

Создание условий для:

-развития личности ребенка, формирования его духовной культуры через нравственно-эстетическое воспитание;

-развития творческих способностей, образного мышления, воображения.

Достижение целей планируется при решении ряда задач.

-формирование у детей умения и потребности самостоятельно пополнять свои знания, умения, навыки;

-приобретение навыков самостоятельной работы; умение работать сообща, помогая друг другу;

-приобретение различных трудовых навыков;

-сообщение и закрепление знаний по декоративно-прикладному искусству;

-умение воспринимать прекрасное в жизни, природе, искусстве.

Цели и задачи реализуются в процессе разнообразных видов деятельности: рисование пластилином, лепка из соленого теста, шитье мягких игрушек, вышивка, изготовление изделий из кожи, природного материала, бумаги и т.п.

Для достижения целей программы первостепенное значение имеют:

Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и всестороннем развитии каждого ребенка.

Создание благоприятных условий жизнедеятельности детей в коллективе.

Обеспечение развития и самореализации способностей детей в процессе воспитания и обучения.

Вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка.

Поддержка талантливых детей.

Учет интересов и потребностей детей.

Организация игровой деятельности.

Основные принципы построения и реализации образовательной программы:

Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, социальных условий обучающихся.

Системность в отборе преподавании материала, интеграции задачи и интеллектуально-познавательного, художественно-эстетического, социального развития ребенка, обогащение содержания образования.

Деятельный подход к организации образования, включение познавательного компонента в разнообразные виды и формы организации деятельности.

Сочетание наглядных и эмоциональных технологий обучения.

Межпредметность – связь с другими направлениями обучения (музыка, ИЗО, труд, физкультура, литература, история, экология).

Процесс изучения материала от простого к сложному.

Миссия педагога в современном дополнительном образовании – особая, я должна дать ребенку не только разнообразную информацию, я должна включить его в значимую деятельность. Нашему сегодняшнему обществу необходимы образованные, творчески мыслящие, способные не растеряться в жизненных условиях, личности. Сегодня основными задачами творческой деятельности в дополнительном образовании является, прежде всего, обучение детей навыкам создания пространства для своего культурного развития, формирование культуры общения, творческого самоопределения.

Для эффективного решения поставленной целевой задачи я организую свою педагогическую деятельность на системной основе. Система строится в соответствии со следующими принципами педагогики: добровольности, синтеза познания, а также взаимодействия и сотворчества.

В работе выделяю ряд существенных положений образовательного процесса:

1. Необходимо и обязательно сформировать у детей положительную мотивацию к творческой деятельности;

2. Дать новые знания при решении конкретных практических задач;

3. Обогатить чувственным опытом, опытом мыслительной и практической деятельности не только в ходе учебной работы, но и во внеурочное время, в условиях межличностного общения.

4. Сформировать трудовые умения и навыки без принуждения.

За много веков русский народ создал замечательные виды декоративного искусства. Жители нашей страны украшали свою одежду и предметы быта вышивкой, аппликацией, кружевом…

Украшая свой быт, труд или игру ребенка, человек старался привить любовь к прекрасному, развить художественный вкус детей, одновременно включая их в художественную деятельность.

И моя задача не просто познакомить школьников с экспонатами народных умельцев, но и привить любовь к народным промыслам, гордость за талант нашего народа. Для этого необходимо научить воспринимать, понимать и ценить прекрасное в любом его проявлении; помочь каждому ребенку попробовать свои силы в преобразовании окружающей действительности средствами народных промыслов; стимулировать эту деятельность; поощрять любой, даже самый малый успех работы каждого ребенка.

Воспитывать в детях потребность к созданию красивых вещей – дело важное. Если их приучать к этому с раннего возраста, то впоследствии, став взрослыми, они всегда будут стремиться к красоте.

В настоящее время большое внимание уделяется эстетике в строительстве, технике и других областях производства. Поэтому будущие специалисты должны обладать художественным вкусом и чувством ритма. И чем раньше будут знакомиться дети с народным творчеством, тем свободнее они смогут применять элементы декоративного оформления в своих работах.

Каждое занятие в объединении не возникает случайно, а является запланированным и представляет собой цепочку одного связующего звена образовательной программы. Занятие является наиболее систематической и динамичной формой как индивидуальной, так и групповой работы. Представленный в программе материал, является актуальным, поскольку является вариативным, комплексным. Основная линия программы - декоративно-прикладное творчество, выступает важнейшим средством развития личности ребенка. Каждое занятие спланировано так, чтобы в конце ребенок видел результаты своего труда. Чтобы не возникало трудностей в реализации образовательной программы, иногда приходиться вносить корректировки в учебно-тематический план.

Значимым моментом при работе с детьми является воспитательная работа. Главным звеном этой работы является создание и укрепление коллектива. Этому способствуют общие занятия, подготовка и проведение общих праздников, совместные посещения выставок прикладного творчества, знакомство с памятниками архитектуры, особенно в родном крае.

Очень важны отношения детей в коллективе. Коллективная работа способствует не только всестороннему эстетическому развитию, но и формированию нравственных качеств ребят. Одна из моих задач – создание комфортного микроклимата. Дружный творческий коллектив не только помогает детям обогащать себя знаниями и умениями, но и чувствовать себя единым целым.

Похвала педагога за самостоятельное решение вопроса, постоянные поручения, беседы, а также помощь младшим товарищам дают уверенность в себе и чувство удовлетворения. Важно, чтобы старшие участники чувствовали ответственность за себя и за младших, а младшие – уважали старших, видя в них защитников и помощников в деятельности.

При углублении знаний о фольклоре, при проведении физминуток, во время перерывов использую игры. В игре нередко возникают сложные ситуации, требующие от детей нравственных решений и действий. Выполнять правила игры обязаны все, и ребята чувствуют, что победа победе – рознь. В игре недопустимы оскорбления друг друга, грубость, нечестность. Они всегда ценят взаимопомощь, доброту, честность, поддержку, внимание и чуткость. Воспитательное значение игры трудно переоценить. Другая функция игры – физическое развитие, в игре совершенствуются двигательные навыки.

Эффективность учебно-воспитательного процесса зависит от педагогических заповедей, которые я использую в работе:

1. Принимать ребенка таким, каков он есть. Все дети талантливы, только талант у каждого свой, и его надо найти. И, поэтому, моя исходная позиция, как педагога, в этом вопросе – доверие, опора на имеющийся у ученика потенциал, поиск и развитие его дарований, способностей; стимулирование внутренних сил, чтобы на этом фундаменте ребенок смог заняться самосовершенствованием.

2. Быть справедливым и последовательным в воспитании и обучении. Справедливость для педагога – критерий профессионализма. Для ребенка справедливость – условие защищенности, гуманная сущность окружающей среды. Быть справедливым – это, значит, увидеть победу, пусть самую маленькую, даже простое старание ребенка. Если победу не над другими, то над самим собой – вчерашним. Педагогу очень важно уметь видеть, удивляться, восхищаться, приходить в восторг от способностей своих детей.

3. Быть примером для детей в воспитании любви к декоративно-прикладному творчеству, увлеченности этим творчеством. Главное на этом пути – педагогическая интуиция: думать о своих учениках и желание помочь ребенку, зная его конкретные проблемы. Уметь сопереживать их успехам и неудачам, нести за них ответственность. Любить.

В своей работе я использую педагогическую технологию поддержки детских и юношеских инициатив, предметом которой является процесс совместного с ребенком определения его интересов, конкретизации целей, возможностей и путей преодоления препятствий и проблем, мешающих проявлению самостоятельности в достижении результатов в общении и саморазвитии.

Все вышесказанное заставило меня искать эффективные средства активизации образовательного процесса, творчески подходить к выбору и расположению материала, поиску новых методов работы. Мною разработаны мультимедийные материалы для проведения занятий и мероприятий, оформлены презентации Power Point.

В образовательном процессе, на начальном этапе обучения, я внедряю в педагогическую практику объяснительно-иллюстративный метод (предлагается образец, который дети рассматривают, анализируют и работают над его изготовлением). Это позволяет добиться технологической точности в изготовлении изделия.

Позже, на моих занятиях, происходит ориентация детей на творческий подход к заданиям, что дает возможность им найти свой стиль. На этой стадии применяются элементы проектно-конструкторского метода. На всех этапах этого метода я осуществляю консультативную помощь ученикам.

Этот метод я считаю наиболее показательным в своем опыте. Моей целью при организации такой деятельности является приобретение учащимися основных исследовательских навыков: умение формировать и вычленять проблему исследования, производить и описывать изделие, обеспечивать получение надежных результатов, подводить итоги. Данный метод позволяет формировать исследовательские навыки учащихся, активизировать их мыслительную деятельность, применять полученные ими знания, умения, навыки на практике. Исследовательская деятельность способствует дисциплинированности мышления, самостоятельной организации познавательной деятельности в соответствии с поставленными задачами разного уровня сложности. В современных условиях, когда объем необходимых для человека знаний резко возрастает, уже недостаточно только их усвоение, а важно привить детям умение самостоятельно пополнять знания, ориентироваться в стремительном потоке научной информации, перерабатывать ее, что является важным условием для самоопределения и самореализации человека в будущем.

В работе с детьми я вариативно использую комплекс методов: беседа, диалог, импровизация, равноправный духовный контакт, соревнование, игра, создание проблемных воспитывающих ситуаций, ситуаций творческого поиска.

Основой всей моей педагогической деятельности стала необходимость в постоянном самосовершенствовании и самообразовании. Я постоянно работаю над собой. В течение последних лет занимаюсь освоением и применением программ Microsoft Office (Word, Publisher, Power Point, Excel), осваиваю сеть Интернет. Через периодические издания методической литературы, Интернет-ресурсы знакомлюсь с педагогическими новинками, освещающими образование, изучаю новые книги по технологии различных видов деятельности и потом использую их в своей работе. В 2010 году принимала участие в районном конкурсе «Учитель года», где заняла 3 место. Каждые пять лет прохожу курсы профессионального мастерства. Когда ребенок видит перед собой успешного, оптимистического, любящего свое дело, уважаемого детьми наставника, то вероятность успеха возрастает. Стиль и манеры педагога, внешний вид, умение вести себя – тоже играют большую роль в воспитании обучающихся.

Своим ученикам я стараюсь создать все условия для успешного творчества, пополнять кабинет всеми необходимыми для работы материалами и инструментами. Ведущую роль в моей деятельности занимает позиция руководства. Моя работа сопряжена с постоянным участием в ней администрации нашей школы. По поводу моей работы высказываются пожелания, отмечаются положительные и отрицательные моменты работы моего объединения, оказывается моральная и материальная поддержка. Для более плодотворной деятельности - активно сотрудничаю и привлекаю родителей.

В сегодняшней жизни родители много времени уделяют решению социально-бытовых проблем и не всегда интересуются успехами детей в школе, а тем более в творческих объединениях.

Однако я на родительских собраниях и при личных встречах говорю о том, что занятие в объединении дают возможность стать успешным в школе, приобрести опыт общения, трудовые и специальные навыки и как следствие – стать успешным в жизни.

Одаренность, талантливость ребенка, как и отдельные его способности, не бывает заложена от природы в готовом виде. Врожденные задатки – только одно из условий очень сложного процесса формирования индивидуально–психологических особенностей, в огромной степени зависящих от окружающей среды, от характера деятельности. Развитию способностей детей содействует творческое объединение.

Ребенок может быть неуспешным в учебной деятельности, но успешным в досуговой деятельности может быть каждый.

Здесь необходимы совместные усилия семьи и школы. Так как сформировать устойчивый интерес и поддерживать его непросто. Это связано с тем, что у детей гораздо в меньшей степени, чем у взрослых, развиты воля и сознательность. Для организации сотрудничества с семьей я стараюсь привлечь родителей к мероприятиям, способствующим совместной деятельности родителей и детей. Родители приглашаются на выставки. Они привлекаются к подготовке и проведению праздников, выступлений. Такая работа способствует формированию общности интересов детей и родителей, служит эмоциональной и духовной близости.

К сожалению, в моей работе есть проблемы: отсутствие средств на пополнение материальной базы кабинета. Кризис в стране затронул многие социальные слои населения. Некоторые дети не в состоянии приобрести материал для работы на занятиях. Приходится работать с материалом, бывшим в употреблении, и бросовым материалом. Есть проблема и родительского плана. Некоторые родители не понимают важность посещения объединения. Решаю эту проблему путем разъяснительных бесед и консультаций.

При работе с детьми я всегда имею в виду принцип постепенного продвижения в развитии личности. При этом успехи, достижения ребенка сравниваются не со стандартом, как в основном образовании, а с исходными возможностями.

Результаты работы подтверждают, что избранные формы и методы работы оптимально раскрывают творческие способности ребенка, дают ему возможность попробовать себя (свои силы) в творческой деятельности и, что немаловажно, создают для детей ситуацию успеха.

Другие статьи

Образец самоанализа для аттестации

/ самоанализ

Методические рекомендации к составлению самоанализа результатов профессиональной деятельности педагогических работников

К составлению самоанализа надо приступать задолго до начала аттестации и представлять в качестве приложения к заявлению на аттестацию. Самоанализ – самостоятельная, творческая работа педагога, основанная на результатах профессиональной деятельности в межаттестационный период. Аттестуемый может сосредоточить свое внимание на результатах, полученныхза последние три года.

Приложением к самоанализу может являться портфолио, куда входят копии наградных документов, документов о повышении квалификации, отзывы, методические разработки, другие материалы, подтверждающие содержание самоанализа, также можно приложить представление администрации образовательного учреждения или методических служб.

Самоанализ позволяет ответить на следующие вопросы: «За счет чего достигнуты (или не достигнуты) запланированные результаты педагогической деятельности? Какие задачи и как решались для достижения данных результатов? Какие компетентности педагога были усовершенствованы?» и др.

Самоанализ – это основной источник информации о личности педагога и направлениях его деятельности для осуществления экспертной оценки

В процессе изучения представленных материалов эксперты обращают внимание на следующие моменты:

степень понимания аттестуемым педагогом основных позиций государственной политики в области образования (современные тенденции, идеалы, ценностные ориентиры, мировоззренческие позиции)

уровень профессионального мышления педагога (готовность принимать решения и нести ответственность за полученный результат)

вклад аттестуемого педагога в формирование положительного имиджа образовательного учреждения

саморазвитие педагога как путь к вершинам профессионального мастерства (повышение квалификации, самостоятельное изучение современной научно-методической литературы, работа над темой по самообразованию)

творческий портрет педагога (индивидуальный методический почерк, педагогическая культура, творческий потенциал, кругозор и эрудиция)

уровень профессиональной компетентности (владение современными технологиями)

логика и стиль изложения (последовательность, четкость, ясная формулировка, наличие выводов)

соответствие содержания предъявляемым требованиям

уровень достижений (результаты обучения, участие в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях)

Титульный лист – оформляется на отдельной странице (Приложение 1).

Частые ошибки: отсутствие титульного листа, неправильное или неполное наименование образовательного учреждения, излишняя информация.

Информационная справка или визитная карточка педагога, которая может включать:

сведения об образовании,

стаж работы аттестуемого,

специфика образовательного учреждения,

характеристика контингента учащихся, воспитанников,

объем учебной нагрузки,

а также девизы, педагогическое кредо,

поощрения и награды.

Основная часть, при составлении которой следует руководствоваться требованиями, предъявляемыми к первой или высшей квалификационной категории (п.30-31 Порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 марта 2011года № 209).

Владение современными образовательными технологиями и методиками и эффективное применение их в практической профессиональной деятельности

Особенности программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса:

необходимо обосновать свой выбор учебно-методического комплекса

раскрыть целесообразность использования в работе модифицированной или авторской программы (для педагогов дополнительного образования, педагогов-коррекционников, социальных педагогов, педагогов-психологов)

использование авторских методик

б) Современные образовательные технологии как основа эффективной практической деятельности педагога:

раскрыть приемы отдельных образовательных технологий на конкретных примерах

проанализировать результаты применения

Частые ошибки: простое перечисление технологий, отсутствие примеров и анализа полученных результатов.

Личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания

а) Методическая деятельность:

наличие собственных методических разработок, работа по созданию дидактических материалов, учебных пособий, репертуарных сборников, сценариев

собственное сочинение стихов, музыки, танцевальных номеров, используемых в учебном процессе

б) Инновационная деятельность:

апробация и внедрение новых программ, технологий, участие в проектной деятельности, ведение исследовательской деятельности, работа с одаренными детьми

в) Непрерывное саморазвитие как важнейшее условие совершенствования мастерства педагога:

самостоятельное изучение современной научно-методической литературы (указать источники)

обращение к ресурсам Интернет

работа над темой по самообразованию (формулировка темы и ее актуальность, этапы освоения, полученные результаты)

г) Распространение собственного педагогического опыта:

участие в научно-практических конференциях, семинарах, мастер-классах

участие в конкурсах профессионального мастерства

представление опыта перед слушателями курсов повышения квалификации

наставническая деятельность (руководство педагогической практикой, творческой группой, руководство методическим объединением)

д) Взаимодействие с другими образовательными учреждениями, учреждениями культуры, общественными организациями, социальными службами:

ДОУ, СОШ, ДМШ, педколледжем, педакадемией, библиотеками, музеями, творческими союзами, концертными организациями, художественными коллективами (осветить целесообразность и результаты взаимодействия).

Наличие стабильных результатов освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте РФ, с учетом результатов участия в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях.

Представленные результаты в виде таблиц, диаграмм необходимо дополнить комментариями и пояснениями, провести анализ.

Педагогические работники, у которых результаты работы не могут быть представлены в конкретных цифрах, процентах, могут предоставить планы мероприятий и отчеты (социальный педагог), а также использовать метод описания (музыкальный руководитель в детском доме), либо приложить результаты диагностических исследований с пояснениями.

Типичные ошибки, которые может допустить педагог при подготовке и написании самоанализа деятельности

При подготовке самоанализа следует помнить: самоанализ – это не статистический отчет! Предмет самоанализа – не данные статистики, а аналитические индикаторы и показатели, содержательно характеризующие деятельность педагога. Содержание самоанализа – это не представление имеющихся данных за определенный период, аанализ и интерпретация собственной деятельности.

1. Педагог пишет только о том, что им сделано за отчетный период.

Для самоанализа первостепенно важно не то, что сделано педагогом за определенный период времени, а то, какая задача им решается, почему именно эта задача является для него актуальной, что делается педагогом для решения этой задачи, и каков результат его деятельности. То есть сначала формулируется проблема, а только потом говорится о шагах, способствующих ее решению.

Зачастую в самоанализе педагог указывает огромное количество фактов и цифр, которые не несут никакой содержательной информации и никак не участвуют ни в оценке ситуации, ни в планируемых педагогом видах деятельности. Для самоанализа важно, прежде всего, то, для чегопедагогом применялись те или иные методы, приемы и технологии,почемуименно их использовал педагог в своей деятельности,каких использование повлияло на конечный результат.

3. Педагог не указывает, с какими трудностями он сталкивается в процессе своей профессиональной деятельности.

Среди педагогов (особенно среди аттестующихся на высшую квалификационную категорию) бытует мнение, что у них не должно быть никаких трудностей, иначе о каком соответствии той или иной категории может идти речь.

При подготовке самоанализа следует помнить, что практика становится источником профессионального роста педагога лишь в той мере, в какой она является объектом структурированного анализа: неотрефлексированная практика бесполезна и со временем ведет не к развитию, а к профессиональной стагнации педагога. Педагогическая рефлексия в деятельность – это процесс последовательных действий от затруднения (сомнения) к его обсуждению с самим собой и к поиску выхода из него. Умение видеть существующие в профессиональной деятельности проблемы, планировать выход из сложившейся ситуации характерны только для сложившегося педагога-профессионала. С помощью рефлексивных способностей, которые включают в себя ряд основных интеллектуальных умений, можно управлять собственной профессиональной деятельностью.

Помните: написание самоанализа – это аналитическая деятельность, требующая глубокого осмысления собственного опыта и перспектив развития.

Аттестация на первую или высшую квалификационные категории

Методические рекомендации к составлению самоанализа результатов профессиональной деятельности педагогических работников

Образец титульного листа Приложение 1.

Наименование образовательного учреждения по уставу

Самоанализ результатов профессиональной деятельности учителя (указать предмет), педагога дополнительного образования (указать профиль, например, педагога-хормейстера), тренера-преподавателя (указать вид спорта) и т.д .

Город, район, год

Презентация на тему: Самоанализ профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования в подготовке к аттестации Схема первичного сбора и

Самоанализ профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования в подготовке к аттестации Схема первичного сбора информации для подготовки. - презентация Презентация на тему: " Самоанализ профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования в подготовке к аттестации Схема первичного сбора информации для подготовки." — Транскрипт:

1 Самоанализ профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования в подготовке к аттестации Схема первичного сбора информации для подготовки самоанализа; Схема первичного сбора информации для подготовки самоанализа; Примерная структурная схема самоанализа; Примерная структурная схема самоанализа; портфолио педагога и его роль в самоанализе. портфолио педагога и его роль в самоанализе.

2 Схема первичного сбора информации для подготовки самоанализа профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования Тема над которой работали педагоги (обусловленная задачами деятельности учреждения образования на данный период) Тема над которой работали педагоги (обусловленная задачами деятельности учреждения образования на данный период)________________________________________________________________ Фактическая информация, свидетельствующая об инициативах, делах и достижениях педагога Фактическая информация, свидетельствующая об инициативах, делах и достижениях педагога__________________________________________________________________ Первичный педагогический анализ. Как деятельность педагога повлияла на совершенствование воспитательно-образовательного процесса и собственный профессиональный рост: Первичный педагогический анализ. Как деятельность педагога повлияла на совершенствование воспитательно-образовательного процесса и собственный профессиональный рост: - Разработаны планы-конспекты занятий и дидактическое обеспечение к ним; - Написаны методические рекомендации и рефераты; выступления на семинарах и конференциях; - работа в методическом объединении; - Знакомство с каким-либо педагогическим опытом; - Учеба на курсах повышения квалификации; - Другое.

3 Примерная структурная схема самоанализа Теоретические основания Вашего профессионального опыта - Ведущие принципы Вашей работы. Какие воспитательно-образова- тельные идеи лежат в основе Вашего опыта? Выведены ли эти идеи (методические, психологические, педагогические) из практики или имеют связь с какими-либо концепциями, теориями, методиками или технологиями ( отечественных или зарубежных) ученых? Менялись ли эти идеи на протяжении последних пяти лет вашей работы с детьми? Если «да», то почему? - Этически корректный сравнительно-сопоставительный анализ своего профессионального опыта с опытом коллег. В чем специфика Ваших профессиональных взглядов и убеждений, реализуемых на практике? Где обсуждался Ваш методический опыт? Выступали ли Вы с его обсуждением на методических объединениях, семинарах, на научно- практических конференциях, странницах прессы?

4 Краткая аналитическая характеристика содержания, наработанного за прошедшие пять лет профессионального опыта Наиболее показательные для существа Вашего опыта ме- тоды, приемы, технологии воспитания или обучения; наиболее часто применяемые формы работы; целенаправ- ленная деятельность по созданию оптимальных психолого - педагогических условий для обучения, воспитания и развития детей; общепризнанные (либо персонально Вами обоснованные) критерии оценки результативности обуче- ния и воспитания; используемые диагностические методи- ки (есть ли среди них авторские, самостоятельно Вами разработанные и регулярно используемые анкеты, опросники, проверочные листы, творческие задания и др.). Наиболее показательные для существа Вашего опыта ме- тоды, приемы, технологии воспитания или обучения; наиболее часто применяемые формы работы; целенаправ- ленная деятельность по созданию оптимальных психолого - педагогических условий для обучения, воспитания и развития детей; общепризнанные (либо персонально Вами обоснованные) критерии оценки результативности обуче- ния и воспитания; используемые диагностические методи- ки (есть ли среди них авторские, самостоятельно Вами разработанные и регулярно используемые анкеты, опросники, проверочные листы, творческие задания и др.).

5 Анализ и обобщение результатов воспитательно- образовательного процесса - Воплощенный в ценностных отношениях, знаниях, умениях, навыках, опыте творческой деятельности обучающихся результаты именно Вашей работы. Соотнесенность таких результатов с программой развития учреждения. Подтверждается ли собранными Вами фактами положительная динамика развития познавательных умений и способности детей, конструктивное изменение их ценностных отношений? Если «да», то какими и, соответственно, почему? - Дополнительные аргументы в пользу конструктивности наработанного Вами профессионального опыта (грамоты, дипломы Ваших воспитанников, Ваши собственные выступления перед коллегами, участие в мастер-классах и др.). Другая важная, дополнительная информация - Какие психологические, методические и дидактические проблемы Вы успешно решали в аттестационный период (перечислить в порядке значи- мости); - Особо сильные стороны Вашего профессионального опыта, а так же критически осмысленные слабые стороны, существующие недоработки; - Планируемые меры по их устранению; - Перспективы совершенствования себя как специалиста профессионала и т.д.

6 Определение «портфолио» «Portfolio» с итальянского языка переводится как «портфель»; с англ. - «портфель», «папка для важных документов». В французском языке (porter - излагать, формулировать и folio – лист, страница) значение его – досье, собрание достижений. В французском языке (porter - излагать, формулировать и folio – лист, страница) значение его – досье, собрание достижений. В педагогическом смысле «портфолио» – это не материальный предмет, а форма и процесс организации, оценки педагогической деятельности, в ходе которой происходит отбор и анализ неких собственных достижений. В педагогическом смысле «портфолио» – это не материальный предмет, а форма и процесс организации, оценки педагогической деятельности, в ходе которой происходит отбор и анализ неких собственных достижений. Таким образом, портфолио рассматривается как инструмент самооценки собственной педагогической деятельности и ее рефлексия. Таким образом, портфолио рассматривается как инструмент самооценки собственной педагогической деятельности и ее рефлексия.

7 Портфолио педагога дополнительного образования – вариант «аутентичных» или истинных индивидуализированных оценок, ориентированных в большей степени на самооценку результатов и достижений Перед составлением портфолио следует ответить на несколько вопросов: - Какова Ваша главная цель при создании портфолио? - Каковы Ваши основные достижения педагогической деятельности, которые Вы можете подтвердить документами? - Для кого предназначен создаваемый Вами профессиональный портфолио? - Что Вы знаете о тех, кто будет знакомиться с материалами портфолио? - Какие доказательства эффективности деятельности педагогов будут самыми убедительными для экспертов? - Какие доказательства они смогут найти в Вашем портфолио? Требования к оформлению портфолио 1. Системность самомониторинга. 2. Достоверность и объективность 3. Нацеленность автора на самосовершенствование. 4. Структуризация материалов, логичность и лаконичность всех письменных пояснений. 5. Аккуратность и эстетичность оформления. 6. Целостность, тематическая завершенность представленных материалов. 7. Наглядность результатов работы. 8. Технологичность.

8 Возможные разделы портфолио 1. Общие сведения о педагоге: ФИО, год рождения; ФИО, год рождения; Образование (что и когда окончил, полученная специальность и квалификация по диплому); Образование (что и когда окончил, полученная специальность и квалификация по диплому); Трудовой и педагогический стаж работы в данном ОУ; Трудовой и педагогический стаж работы в данном ОУ; Повышение квалификации (название структуры, где прослушаны курсы, год, месяц проблематика курсов); Повышение квалификации (название структуры, где прослушаны курсы, год, месяц проблематика курсов); Копии документов, подтверждающих наличие ученых степеней и почетных званий; Копии документов, подтверждающих наличие ученых степеней и почетных званий; Наиболее значимые правительственные награды, грамоты, благодарст- венные письма; Наиболее значимые правительственные награды, грамоты, благодарст- венные письма; Дипломы различных конкурсов; Дипломы различных конкурсов; Другие документы по усмотрению аттестуемого. Другие документы по усмотрению аттестуемого. 2. Результаты педагогической деятельности: Материалы о результатах освоения обучающимися образовательных программ и сформированности у них ключевых компетентностей; Материалы о результатах освоения обучающимися образовательных программ и сформированности у них ключевых компетентностей; Сравнительный анализ деятельности педагогического работника на основании участия воспитанников в конкурсах и соревнованиях; Сравнительный анализ деятельности педагогического работника на основании участия воспитанников в конкурсах и соревнованиях; Результаты мониторинга работы по дополнительной образовательной программе; Результаты мониторинга работы по дополнительной образовательной программе; Другое. Другое.

9 3. Научно-методическая деятельность педагогов дополнительного образования Обоснование выбора аттестуемым и используемых им образовательных технологий методик, форм и методов работы; Обоснование выбора аттестуемым и используемых им образовательных технологий методик, форм и методов работы; Обоснование применения педагогом в своей практике тех или иных средств педагогической диагностики для оценки образовательных, воспитательных и результатов развития личности ребенка; Обоснование применения педагогом в своей практике тех или иных средств педагогической диагностики для оценки образовательных, воспитательных и результатов развития личности ребенка; Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе, технологий обучения одаренных детей или детей с ограниченными возможностями здоровья и т.д.; Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе, технологий обучения одаренных детей или детей с ограниченными возможностями здоровья и т.д.; Работа в методическом объединении, сотрудничество с КРИПК и ПРО, вузами и другими учреждениями; Работа в методическом объединении, сотрудничество с КРИПК и ПРО, вузами и другими учреждениями; Участие в профессиональных и творческих педагогических конкурсах; Участие в профессиональных и творческих педагогических конкурсах; Проведение семинаров, мастер-классов и др. форм повышения профессионального мастерства педагогов; Проведение семинаров, мастер-классов и др. форм повышения профессионального мастерства педагогов; Участие в инновационной и исследовательская деятельность педагога; Участие в инновационной и исследовательская деятельность педагога; Разработка авторских материалов (программ, рекомендаций, пособий и т.д.); Разработка авторских материалов (программ, рекомендаций, пособий и т.д.); Подготовка творческого отчета, доклада, статьи; Подготовка творческого отчета, доклада, статьи; Другое. Другое.

10 4. Совершенствование учебно-методического комплекса (УМК) Пополнение справочной литературой; Пополнение справочной литературой; Список дидактических материалов, изготовленных педагогом за последние 5 лет; Список дидактических материалов, изготовленных педагогом за последние 5 лет; пополнение техническими средствами обучения и включение их в образовательный процесс; пополнение техническими средствами обучения и включение их в образовательный процесс; Изготовление аудио- и видео пособий; Изготовление аудио- и видео пособий; Разработка дидактических материалов; Разработка дидактических материалов; Методические материалы, созданные педагогом в аттестационный период; Методические материалы, созданные педагогом в аттестационный период; Измерители качества результатов обучения по дополнительной образовательной программе; Измерители качества результатов обучения по дополнительной образовательной программе; Другое. Другое.

11 5. «Тетрадь успеха» педагогов (готовность к инновационной работе) п/п п/п Аспекты деятельности педагога Степень овладения Очень высокая высокаясредняя отсутст вует 123 Знание возрастной психологии, умение учитывать ее при организации обучения. Знание и понимание проблем современного образования. Знание и умение использовать методы исследования: - Изучение литературы; - метод наблюдения; - метод устных опросов и т.д. Умения: - Управление деятельностью обучающихся; - Отбор и структурирование учебного материала и т.д.

12 Виды портфолио «портфолио документов» «портфолио работ»«портфолио отзывов» Дипломы и сертификаты, подтверждающие результаты участия педагога в профессио- нальных конкурсах (конкурс «Педагог дополнительного образования», конкурс авторс- ких программ). Свидетельства о повышении квалификации. Результаты участия детей в конкурсах, выставках, фести- валях и др. соревнованиях, подтвержденные дипломами. Конкурсы: - городские, областные, региональные, Российские, Международные: - победитель, - лауреат. Иные сертификаты. Собственная творческая работа, представленная на выставках, конкурсах или соревнованиях различного уровня. Тезисы и публикации статей. Статьи, опубликованные в СМИ о любой деятельности. Видеоматериал о какой-либо выполненной работе или деятельности обучающихся в детском объединении. Созданный педагогом УМК: дидактические материалы; методические материалы; наглядные пособия; учебно-методические пособия и т.д. Заключение администрации о профессиональном уровне педагога. Рецензия на образователь- ную программу или другие виды методической продукции, созданной педагогом. Отзыв о работе детей данного творческого объединения, о выступлении на конкурсах или соревнованиях. Резюме самого педагога с оценкой собственного продвижения в повышении профессионального мастерства.

13 Список литературы 1 1. Голуб, Г.Б. Чуракова, О.В. Портфолио в системе педагогической диагностики // Школьные технологии. – 2005. - 4. С.181-195. 2. Загвоздкин, В.К. Портфель индивидуальных учебных достижений- нечто большее, чем просто альтернативный способ оценки // Школьные технологии. – 2004. - 3. С.179-185. 3. Идиатуллина, Э.Д. Портфолио педагога //Справочник руководителя образовательного учреждения. – 2004. - 6. - С. 43-49. 3. Лобода, Ю.А. Метод портфолио как метод оценивания результатов обучения // Педагогическая диагностика. – 2005. 4. – С.71-79. 4. Лизинский, В.М. Портфолио как учет и портфолио как средство воспитания //Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. – 2005.- 3. – С. 87-89. 5. Макарова, Т.Н. Макаров В.А. Презентация портфолио как альтернативная форма аттестации учителя //Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. – 2005.- 3. – С. 73-80.

14 6. Новикова, Т.Г. Зарубежный опыт использования портфолио // Народное образование. – 2005.- 9. – С.151-154. 7. Новикова, Т.Г. и др. Использование портфолио в практике российской школы //Педагогическая техника. -2006. -3. – С. 109-128. 8. Новикова, Т.Г. Инновационные подходы к оцениванию с помощью портфолио // Педагогическая диагностика.- 2006.- 2. С. 59-72. 9. Новикова, Т.Г. Прутченков, А.С. Предупреждение ошибок при использовании портфолио // Профильная школа. - 2006.- 3. С. 27-32. 10. Портфолио и будущее ученика //Управление школой. – 2005. - 10. – С.24-25. 11. Портфолио в школе [ Текст] /авт.-сост. Л.В. Волкова. Минск. Красико-Принт. – 2007.- 128 с. – (Деятельность классного руководителя). 12. Сулейманова, З.Г. Портфолио учителя //Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. – 2005.- 3. – С. 80-84. 13. Федотова, Е.Е. Зарубежный опыт использования портфолио //Методист. – 2005. -5. – С. 27-33. 14. Шацкова, Т.Н, Никулина, Т.В. Система оценивания учебных достижений школьников в области правовой подготовки через создание рефлексивного портфолио //Образование в современной школе. – 2005. - 5. – С. 21-28. 15. Шитикова, О.И. Положение о портфолио достижений учащихся // Практика административной работы школы. – 2006. – 2. – С. 14-17.