Руководства, Инструкции, Бланки

Руководство По Ремонту Дисс-15 img-1

Руководство По Ремонту Дисс-15

Рейтинг: 4.4/5.0 (1712 проголосовавших)

Категория: Руководства

Описание

Руководство по ремонту дисс-15 (2 mb)

Руководство по ремонту дисс-15


Одни за десять с небольшим лет Руководство по ремонту дисс-15 сумели создать солидные фирмы. Как предположил владелец одной из компаний, пожелавший остаться неизвестным, «до Руководство по ремонту дисс-15 трети наиболее успешных ремонтных фирм начинали свой бизнес именно с подобных махинаций, в основном обманывая своих работяг». Неофициально. М) Руководство по ремонту дисс-15. Сегодня, по сравнению с Руководство по ремонту дисс-15 тем, что творилось лет пять-шесть назад, строительный сектор можно назвать вполне цивилизованным. Налоговики по квартирам ходить не будут, а объем работ учесть никакой возможности нет. Все расчеты идут налом Руководство по ремонту дисс-15. Сколько сейчас ремонтно-строительных фирм Руководство по ремонту дисс-15 в России &ndash. По предположению Алексея Васькова, генерального директора фирмы «Ост-строй», только в Москве их не менее пяти тысяч. Но работы хватает всем Руководство по ремонту дисс-15. &ndash Руководство по ремонту дисс-15. – Это только после кризиса все хватались за любые заказы и по любым ценам. Кв Руководство по ремонту дисс-15. Но сейчас в Москве появляется столько новых домов, что ситуация Руководство по ремонту дисс-15 для нашего бизнеса крайне благоприятна. Национальные особенности стройплощадки Ежегодно в Москве возводится примерно 3,8 млн. Точно не берется подсчитать никто Руководство по ремонту дисс-15. Метров новостроек без отделки и около 1,4 млн. Мы отказываемся от недостаточно интересных предложений, – утверждает Алексей Сидоров, директор строительной компании Руководство по ремонту дисс-15 «Свеалл».

Метров социального жилья с простейшей Руководство по ремонту дисс-15 отделкой. Ежегодно меняют своих хозяев 40 тыс, кроме того. Кв Руководство по ремонту дисс-15. (средний метраж квартиры Руководство по ремонту дисс-15 &ndash. 30 кв. Впрочем, принципы работы фирм, имеющих лицензии, мало чем отличаются от тех, Руководство по ремонту дисс-15 у кого лицензии нет и никогда не будет. Конечно, некоторые Руководство по ремонту дисс-15 новоселы в целях экономии предпочитают делать ремонт самостоятельно или с помощью друзей и знакомых, но таких не больше 6%. Если учесть, что фонд оплаты труда составляет до 50% стоимости заказа, а платили гастарбайтерам не более 4%, то деньги таким образом удавалось экономить немалые. Момент расплаты с Руководство по ремонту дисс-15 ними постоянно оттягивался &ndash. Как признают в неофициальных беседах сами строители, бизнес этот как был черным, так и остался таковым в Руководство по ремонту дисс-15 70% случаев. Ниже всего стоимость «косметики». Было и примитивное «кидалово» Руководство по ремонту дисс-15. Три класса ремонта &ndash. В среднем $20 за Руководство по ремонту дисс-15 кв. Уже устарело, хотя до сих пор, Руководство по ремонту дисс-15 по привычке, используется в рекламе, – говорит Алексей Васьков. На стройку привозили бесправных молдаван, украинцев или таджиков, обещая золотые горы. Плюс работы ремонтным бригадам добавляет Руководство по ремонту дисс-15 «текущий ремонт», в котором раз в 7-10 лет нуждается каждая квартира. Лишь периодически рабочим Руководство по ремонту дисс-15 подбрасывали денег, чтобы те не умерли с голоду.

А после завершения стройки их вывозили за город, запугивали и отпускали. Как правило, люди покупают квартиру Руководство по ремонту дисс-15 не на последние деньги, закладывая определенные средства на ремонт и смену обстановки. (клиентов, партнеров и рабочих), и «развод» заказчиков на круглые Руководство по ремонту дисс-15 суммы. Понятие «евроремонт». Делалось это так Руководство по ремонту дисс-15. – Самый качественный ремонт называется Руководство по ремонту дисс-15 «люкс». Раньше в нем действовали законы бандитского капитализма. &ndash Руководство по ремонту дисс-15. А кто-то так и продолжает работать «по старинке» &ndash.

Поиск инструкции

Другие статьи

ПРИМЕНЕНИЕ ДИСС-15 В МАРШРУТНОМ ПОЛЕТЕ И ДЛЯ ЗАХОДА НА ПОСАДКУ - Студопедия

ПРИМЕНЕНИЕ ДИСС-15 В МАРШРУТНОМ ПОЛЕТЕ И ДЛЯ ЗАХОДА НА ПОСАДКУ

Аппаратура ДИСС-15 входит в навигационный комплекс вертолета Ми-8МТ и позволяет в маршрутном полете в любых метеорологических условиях определять угол сноса, путевую скорость, а также непрерывно осуществлять контроль пути по дальности и направлению с помощью индикатора координат. При этом точность измерения параметров полета значительно выше, чем при определении их другими способами. Текущие

значения угла сноса, путевой скорости и координат вертолета измеряются автоматически, используются в вычислительном устройстве аппаратуры ДИСС-15 для счисления пути по даль­ности и направлению и непрерывно выдаются на индикаторы, установленные на приборной доске летчика-штурмана. Все это дает возможность экипажу подбирать курс следования, контро­лировать и исправлять его, определять направление и скорость ветра и осуществлять выход на цель по месту и времени.

В вычислительном устройстве аппаратуры ДИСС произво­дится счисление пути по дальности и направлению путем интегрирования составляющих путевой скорости Wу и Wх по осям ортодромической системы координат, которая из-за небольшой дальности полета вертолета заменена плоской прямоугольной, что позволяет вести счисление пути без учета сферичности землипо упрощенным формулам:

Где Sy0 и Sx0 – начальные координаты вертолета;

Sy и Sx - текущие координаты вертолета;

Wy и Wx – проекции путевой скорости на оси координат;

t - время полета с момента начала счисления координат.

Проекции Wy и в вычислителе ДИСС определяются по данным, поступающим с курсовой системы и преобразователя координат.

Система координат, используемая в вычислителе аппаратуры ДИСС-15, ориентируется в азимуте относительно условного (опорного) меридиана, за который, как правило, принимается северное направление магнитного меридиана аэродрома вылета или цели, а также любое условное направление. Ось У в орто­дромической системе координат называется главной орто­дромией.

Угол поворота оси У относительно опорного меридиана на­зывается углом карты. Угол карты отсчитывается по часо­вой стрелке. Порядок отсчета углов в ортодромической системе координат показан на рис. 68.

В полете место вертолета определяется двумя ортодромическими координатами х и y, текущие значения которых выдаются в виде показаний цифровых счетчиков в километрах от точки начала координат:

у— путь вперед и назад;

х— боковое уклонение вправо и влево.

Методика контроля пути с помощью ДИСС зависит от ориен­тирования координатных осей и выбора точки начала координат с учетом маршрута и района полетов.

Рис. 68. Отсчет углов в ортодромической системе координат

Контроль пути с помощью ДИСС может выполняться:

— в общей ортодромической системе координат для района полетов;

— в общей ортодромической системе координат для марш­рута полета;

— в этапно-ортодромической системе координат. В зависимости от способа применения ДИСС для контроля пути подготовка исходных данных включает:

— выбор направления главной ортодромии и точки начала отсчета координат;

— прокладку на карте осейу и х (точка пересеченияосейдолжна совпадать с точкой начала отсчета координат);

— расчет угла карты ;

— определение ортодромических координат основных точек маршрута;

— расчет данных для выхода в район цели;

— расчет данных для захода на посадку на площадке.

Определение угла карты и ортодромических координат ре­комендуется производитьна карте масштаба 1:200000или 1:100000.

Применять аппаратуру ДИСС для счисления пути в орто­дромической системе координат для района полетов (рис. 69) рекомендуется при выполнении полетов по замкнутому маршруту и в районе аэродрома. В этом случае начало координат следует совмещать с аэродромом вылета

(центром полосы), а главную ортодромию—с магнитным кур­сом взлета.

Главная ортодромия может быть также ориентирована в на­правлении истинного (магнитного) меридиана или вертикальной линии километровой сетки карты масштаба 1. 200 000.

При ориентировании главной ортодромии в направлении маг­нитного курса посадки на коррекционном механизме курсовой системы устанавливается магнитное склонение, равное нулю, а на индикаторе координат—угол карты, равный магнитному курсу посадки. При ориентировании главной ортодромии в на­правлении магнитного меридиана угол карты на индикаторе координат устанавливается равным нулю. Если главная орто­дромия ориентируется в направлении истинного меридиана, то на индикаторе координат устанавливается угол карты, равный значению магнитного склонения в районе аэродрома с противо­положным знаком. Так, при ΔМ=+8° на индикаторе координат необходимо выставить значение = 352°.

При ориентировании главной ортодромии в направлении вер­тикальной линии километровой сетки карты масштаба 1:200000 на индикаторе координат следует выставить поправку направ­ления (угол между вертикальной линией сетки и магнитным меридианом). Величина и знак этого угла указаны на нижнем поле листа карты. Там же указана величина годового измене­ния магнитного склонения. Определив поправку к склонению за время, прошедшее после издания карты, необходимо исправить на эту величину поправку направления. Поправку к склонению необходимо учитывать при определении всех магнитных углов, снимаемых с карты. При расположении маршрута на двух соседних листах карты масштаба 1:200000 ориентирование глав­ной ортодромии в направлении вертикальной линии километро­вой сетки карты не рекомендуется, так как для соседних листов поправка в направлении неодинакова по величине.

Угол карты рекомендуется измерять и выставлять на инди­каторе координат с точностью до 20'.

После прокладки осей ортодромических координат на полет­ной карте целесообразно построить прямоугольную сетку, оцифровать и обозначить направление координатных осей. В услови­ях дефицита времени можно ограничиться только построением и оцифровкой координатных осей. Место вертолета в полете будет определяться координатой у по счетчику ПУТЬ и координатой х— по счетчику БОКОВОЕ УКЛОНЕНИЕ. Перед вылетом необ­ходимо убедиться, что на индикаторе координат установлен угол карты, соответствующий выбранному направлению глав­ной ортодромии, а на счетчиках координат (ПУТЬ и БОКОВОЕ УКЛОНЕНИЕ) нулевые значения дальностей или значения координат точки, в которой предполагается включить в работу вычислитель координат (точка взлета, ИПМ). При этом следует помнить, что задатчик угла карты имеет механический упор на 0° и переход от 360° через 0° невозможен. Показания счетчи­ков после нажатия соответствующих клавиш на индикаторе из­меняются в течение 2 с с малой скоростью, после чего скорость резко возрастает. Поэтому при установке счетчиков в требуемое положение уточнять их показания следует кратковременными нажатиями на соответствующие клавиши.

Счисление координат начинается с момента нажатия кла­виши ВКЛ. на индикаторе координат в момент взлета или в намеченной точке. Над ИПМ, если это необходимо, следует уточнить показания счетчиков координат нажатием соответ­ствующих клавиш.

Контроль пути в полете осуществляется по показаниям счет­чиков ПУТЬ и БОКОВОЕ УКЛОНЕНИЕ. Место вертолета на карте определяется по координатной сетке или по расстоянию от координатных осей с использованием линейки или специально размеченного для этой цели треугольника (рис. 69).

Выход на ППМ осуществляется по показаниям счетчиков координат. Угол карты над поворотными пунктами и в процессе всего полета не изменяется.

У контрольных ориентиров и ППМ, определив место верто­лета визуально или одним из известных способов, следует скор­ректировать показания счетчиков координат. Координаты КО и ППМ должныбыть известны заранее и нанесены на полетную карту.

Для облегчения выхода на цель, контроля пути по даль­ности и направлению аппаратуру ДИСС рекомендуется исполь­зовать в общей ортодромической системе коор­динат для маршрута полета (рис. 70).

В этом случае за начало координат принимается цель (центр площадки высадки), а за главную ортодромию—участок марш­рута от исходного ориентира до цели. Над исходным ориенти­ром и в процессе полета от ИО до цели координата у (ПУТЬ) будет указывать оставшееся расстояние до цели, а координа­та х (БОКОВОЕ УКЛОНЕНИЕ)—удаление от направления захода. Полетная карта готовится по тем же правилам, что и для использования ДИСС в общей ортодромической системе координат для района полетов.На индикаторе координат устанавливается угол карты, равный ЗМПУ, от исходного ориентира до площадки и в полете не переставляется. Перед полетом на индикаторе координат устанавливаются значения Хо и места взлета (аэродрома, площадки) или точки начала счисления ко­ординат относительно точки пересечения координатных осей (целей, площадки). Полет по маршруту выполняется тем же способом, что и при использовании аппаратуры в общей ортодромической системе координат. После выхода на исходный ориентир необходимо развернуть вертолет на расчетный курс о учетом ветра и выдерживать его таким образом, чтобы счетчик БОКОВОЕ УКЛОНЕНИЕ все время показывал нулевые значе­ния. Счетчик ПУТЬ при этом будет указывать оставшееся рас­стояние до цели (площадки). В момент выхода на цель (пло­щадку) обе координаты должны показывать на счетчиках нуле­вые значения. Этот способ рекомендуется применять при полете по маршруту с выходом на цель (посадкой на площадку) в про­стых и сложных метеорологических условиях. В частном случае он может быть использован и при полете по замкнутому марш­руту с посадкой на аэродроме вылета.

В простых метеорологических условиях при полетах по марш­руту с одним - двумя изломами и при перелетах аппаратура ДИСС-15 может использоваться в этапно-ортодромиче­ской системе координат (рис. 71). В этом случае угол карты, равный ЗМПУ, устанавливается летчиком-штурманом для каждого участка маршрута последовательно, т. е. ось У совмещается с ЛЗП.

На индикаторе координат при этом индицируется пройден­ное (оставшееся) расстояние по оси У и боковое уклонениеот нее по оси X. В полете при проходе точки начала счисления ко­ординат, которой могут быть ИПМ, ППМ, КО и ИО, летчику-штурману необходимо установить угол карты, равный ЗМПУ этапа, и включить индикатор ортодромических координат кла­вишей ВКЛ. Контроль пути осуществляется по показаниям счет­чиков ПУТЬ и БОКОВОЕ УКЛОНЕНИЕ. Если оси координат совмещаются с началом этапа (как показано на рис. 71), то счетчик ПУТЬ будет показывать пройденное расстояние ВПЕРЕД (координата У). При совмещении координатных осей с концом этапа на счетчике ПУТЬ перед включением индика­тора необходимо установить расстояние НАЗАД, равное длине этапа. В этом случае счетчик ПУТЬ будет показывать текущее оставшееся расстояние до поворотного пункта или любого дру­гого намеченного ориентира. Зная пройденное или оставшееся расстояние и путевую скорость, можно определить время выхода на поворотный пункт маршрута.

Счетчик БОКОВОЕ УКЛОНЕНИЕ покажет величину и сто­рону отклонения (ВПРАВО или ВЛЕВО) вертолета от линии заданного пути (текущее значение координаты X). Для выхода на линию заданного пути необходимо доворотами вертолета в сторону, противоположную отклонению, добиться положения, когда координата Х станет равной нулю.

Над характерным ориентиром показания координат места вертолета следует корректировать.

При проходе точки излома маршрута изменить значение угла карты (установить равным ЗМПУ участка маршрута) и обнулить счетчики координат БОКОВОЕ УКЛОНЕНИЕ и ПУТЬ. Эту операцию можно выполнять до разворота сразу пос­ле обнаружения ППМ. Индикатор координат в этом случае должен быть выключен до разворота на новый курс.

Для установки угла карты и координат в точкахизломамаршрута требуется 1—2 мин, что является большим недостат­ком данного способа использования ДИСС.

Если маршрут полета имеет только один излом, то в целях сокращения времени установки исходных данных над ППМ целесообразно совместить оси координат с концом первого этапа. В этом случае при полете ППМ остается изменить угол карты, а обнуление счетчиков не требуется. Счетчик ПУТЬ бу­дет показывать на первом участке оставшееся до ППМ, а на втором — пройденное от ППМ расстояние.

Глава 9

/ Глава 9

Рис 61. Выход на площадку полетом от исходного ориентира по курсу и времени при встречном и встречно-боковом ветре

начала снижения (ТНС). Проход исходного ориентира следует производить с расчетным курсом. Момент выхода в ТНС определить визуально с контролем по времени полета от ИО (tгп) или по достижении расчетной даль­ности до площадки, определяемой с помощью ДИСС-15. При проходе ТНС командир экипажа по команде летчика-штурмана переводит вертолет на снижение. После обнаружения площадки заход на нее производится визуально. Во время полета от ИО до посадки командиру экипажа строго выдерживать режим по­лета, а летчику-штурману помогать ему в отыскании посадочной площадки и вести наблюдение за воздушной обстановкой в це­лях обеспечения безопасности полета.

При выполнении захода на посадку и посадки следует уточ­нять направление и скорость ветра по местным признакам (на­правление перемещения дыма и пыли, наклон деревьев, направ­ление движения волн в водоемах), чтобы не допустить призем­ления с попутным ветром, превышающим по скорости ограниче­ния, установленные инструкцией экипажу.

При выходе на площадку с боковым и попутно-боковым вет­ром у земли, превышающим установленные для вертолета огра­ничения, заход на площадку может осуществляться с примене­нием следующих маневров:

— выход в точку начала разворота на посадочный курс;

— заход на посадку по малой коробочке;

— заход на посадку отворотом на расчетный угол.

Выход в точку начала разворота на посадоч­ный курс (рис. 62) применяется в том случае, когда до условиям навигационной обстановки имеется ограниченное коли­чество исходных ориентиров, а посадка с ходу невозможна вследствие сильного бокового ветра у земли.

Рис. 62. Выход на площадку от исходного ориентира в точку начала раз­ворота на посадочный курс при встречно-боковом ветре

точку начала снижения (А) на крупномасштабной карте, отложив от центра площадки величину Sсн в направле­нии ветра. Затем от этой точки отложить радиус разворота и нанести полуокружность (АВЕ). От исходного ориентира провести прямую, касательную к полуокружности. После этого их точки В в направлении, обратном направлению ветра, отложить отрезок ВС=VtУр, на который вертолет будет снесен ветром от штилевой линии пути за время разворота. Точка С является точ­кой начала разворота на посадочный курс. Соединив линией, ис­ходный ориентир с точкой начала разворота (ТНР), измерить магнитный путевой угол и расстояние до нее. Затем по извест­ному ветру рассчитать магнитный курс и время полета (tтнр ).

В полете над исходным ориентиром включить секундомер и взять расчетный курс. Скорость полета от ИО до ТНР 150 км/ч. По истечении времени tтнр выполнить разворот на по­садочный курс. Режим полета и распределение внимания на сни­жении такие же, как и при посадке с ходу.

Заход на посадку по малой коробочке ( рис. 63) рекомендуется выполнять, когда боковой ветер у земли превышает установленные для вертолета ограничения, а по условиям навигационной обстановки нет возможности выполнить маневр с выходом в точку начала снижения полетом от исходного ориен­тира или требуется обязательный проход над центром площад­ки. Этот маневр занимает больше времени, что необходимо учи­тывать при расчете времени посадки на площадку. Маневр свя­зан с предварительным проходом центра площадки.

Выход на центр площадки осуществляется на скорости 150 км/ч от исходного ориентира по расчетному времени по­лета с расчетным курсом или с использованием радиотехни­ческих средств (ДИСС-15, АРК-9, АРК-У2 или АРК-УД), а за­тем строится маневр для посадки. При боковом ветре у земли необходимо после прохода центра площадки включить секундо­мер и выполнить полет без изменения курса в течение 50 с. По. истечении этого времени выполнить разворот влево (при ветре справа) или вправо (при ветре слева) на курс, обратный поса­дочному, с учетом угла сноса. Второй разворот определяется по месту и времени полета.

Время полета от начала первого до начала второго разво­рота определяется по формуле

По истечении времени t1, определив точку разворота визуально или по ДИСС-15, выполняется разворот на курс, обратный первоначальному курсу полета от исходного ориентира к площадке, с учетом угла сноса. Третий разворот выполняется за 15" до подхода к траверзу площадки. Время полета от начала вто­рого до начала третьего разворота определяется по формуле

Точку третьего разворота можно определить, используя ап­паратуру ДИСС-15. После выполнения третьего разворота сни­жение и заход на посадку выполняются в той же последователь­ности, что и при посадке с ходу.

Заход на посадку по малой коробочке при встречном ветре у земли (рис. 64) выполняется по обычной схеме. Курсы и время полета рассчитываются в полете с учетом ветра. Этот способ захода целесообразно применять при полетах целесообразно применять при полетах в сложных метео­рологических условиях и в тех случаях, когда посадка с ходу не может быть выполнена то той или иной причине.

Заход и расчет на посадку отворотом на рас­четный угол рекомендуется выполнять при выходе

на площадку с попутно-боковым ветром у земли, скорость кото­рого превышает установленные для вертолета ограничения.

Расчетные углы, расстояния и время горизонтального полета при заходе на посадку этим способом в штилевых условиях при­ведены в табл. 8.

Для захода на посадку этим методом необходимо выйти на центр площадки на скорости 150 км/ч, развернуть вертолет на расчетный курс (РУ) и продолжать горизонтальный полет на скорости 150 км/ч в течение времени /гп, взятого из таблицы. Расчетный курс и время горизонтального полета рассчитыва­ются с учетом ветра. По истечении /гп выполнить разворот на посадочный курс. Режим полета и действия экипажа на сниже­нии такие же, как и при заходе на посадку с ходу.

Выход на центр площадки для выполнения одного извыше­перечисленных маневров в условиях ограниченной видимости может осуществляться с помощью радиотехнических средств АРК-У2, АРК-УД АРК-9. РЛС и с помощью аппаратуры ДИСС-15.

Выход на площадку с помощью АРК-У2 или АРК-УД осуществляется в том случае, если на площадке уста­новлена аварийная радиостанция Р-855УМ. Для этого необхо­димо при подходе к площадке до исходного ориентира включить АРК-У2 или АРК-УД, на пульте управления установить пере­ключатель КОМПАС—АНТЕННА в положение АНТЕННА, а переключатель Б—М в положение Б. После входа в зону дей­ствия Р-855УМ летчику-штурману установить переключатель рода работы на абонентском аппарате в положение РК-2, а переключатель СПУ-РАДИО — в положение РАДИО. Прослу­шать позывные радиостанции. Включить, если это необходимо, переключатель БЛОКИРОВКА—АРК-УД. Переключатель ре­жимов работы на пульте управления АРК-УД на больших дальностях должен быть поставлен в положение УП, а при прибли­жении к площадке—в положение ШП. Вывести вертолет на радиостанцию по показаниям стрелки АРК-У2 или АРК-УД. При приближении к радиостанции переключить переключатель Б—М в положение М. Момент пролета определяется по изме­нению показаний стрелки КУР на 180°. В момент разворота стрелки КУР на 90—270° включить секундомер и выполнить за­ход на посадку одним из вышеперечисленных способов. При установке Р-855УМ в районе исходного ориентира выход на нее осуществляется тем же способом.

Выход на площадку или в точку начала сни­жения с использованием наземных радиолока­ционных станций может производиться наведением с земли и самостоятельно по данным радиолокационной станции, передаваемым экипажу по радио.

Вывод вертолета на площадку (цель) с помощью наземных радиолокационных станций применим в любых метеоусловиях днем и ночью. При выводе вертолета на площадку (цель) наве­дением с земли оператор РЛС систематически ведет наблюде­ние за вертолетом, определяет координаты (азимут и даль­ность) и сообщает их на КП (штурману наведения). Штурман наведения наносит отметки места вертолета на планшет и вы­дает экипажу курс или поправку в курс для выхода на пло­щадку. Одновременно он выдает экипажу и координаты места вертолета относительно РЛС наведения. При подходе верто­лета к точке начала снижения или к площадке штурман наведе­ния сообщает экипажу оставшееся расстояние до площадки (цели). Контроль за вертолетом продолжается до уверенного опознавания экипажем площадки (цели). При выводе вертолета на центр площадки заход на посадку выполняется по командам с земли одним из перечисленных способов (по коробочке, отво­ротом на расчетный угол).

Выход на площадку (цель) самостоятельно экипажу реко­мендуется производить по заранее подготовленной карте для использования наземных РЛС (рис. 66). После выхода на исходный ориентир взять расчетный курс и периодически запрашивать место вертолета у оператора на­земной РЛС. Получая от него свои координаты (азимут и даль­ность), определять свое место и на основе полученных данных по­правку в курс для выхода в ТНС или центр площадки. После выхода вертолета в ТНС или центр площадки экипажу необхо­димо построить один из вышеуказанных маневров для захода на посадку самостоятельно.

Рис. 66. Подготовка карты для использования наземных радиолокационных станций

Вывод вертолета на площадку с помощью двух РНТ (рис. 67) осуществляется только в тех случаях, когда ни один из вышеперечисленных способов осуществить не­возможно. В этом случае одна из РНТ (радиостанция или радио­пеленгатор) берется на линии пути (она же ИПМ), а вторая— в стороне от линии пути, так чтобы угол пересечения МПР с ЛЗП в точке начала снижения был близок к 90°. Удаление РНТ от площадки не должно превышать 50—60 км. На ЛЗП для контрольных и исходного ориентиров, а также ТНС заранее из­меряются и наносятся магнитные пеленги боковой радиостанции.

Перед взлетом летчику-штурману настроить АРК-9 на обе выбранные радиостанции. После взлета вывести вертолет в ИПМ. Стрелку у задатчика курса при проходе радиостанции установить на значение ЗМПУ и сохранять заданное направле­ние полета к площадке, удерживая стрелку АРК совмещенной с курсозадатчиком.

Через 8—10 мин полета от радиостанции переключить АРК-9 на боковую радиостанцию, измерить МПР1 определить место вертолета, пройденное расстояние и путевую скорость. В случае необходимости выхода на площадку в заданное время выпол­нить маневр скоростью. За 3—4 мин до расчетного времени вы­хода в ТНС необходимо заметить курс и выдерживать его в дальнейшем полете, а радиокомпас переключить на боковую радиостанцию и следить за показанием стрелки радиокомпаса по шкале УГР-4УК. Когда острый конец стрелки покажет значе­ние МПР, равное заданному для ТНС, приступить к поиску пло­щадки (цели) и выполнению маневра для посадки или атаки цели. В том случае, когда вдоль линии пути от ИО до цели (площадки) расположен радиопеленгатор, контроль пути по направлению осуществлять периодическим запросом радиопеленгов.

П осле выполнения задачи экипажу в соответствии со штур­манским планом полета вывести вертолет на ИПОМ и осу­ществлять полет к КПМ и аэродрому посадки.

Вертолетовождение по участкам маршрута следует осуществ­лять согласно штурманскому плану полета. Необдуманное от­ступление от штурманского плана полета усложнит полет и мо­жет привести к потере ориентировки и невыполнению постав­ленной задачи.

ПРИМЕНЕНИЕ ДИСС-15 В МАРШРУТНОМ ПОЛЕТЕ И ДЛЯ ЗАХОДА НА ПОСАДКУ

Аппаратура ДИСС-15 входит в навигационный комплекс вертолета Ми-8МТ и позволяет в маршрутном полете в любых метеорологических условиях определять угол сноса, путевую скорость, а также непрерывно осуществлять контроль пути по дальности и направлению с помощью индикатора координат. При этом точность измерения параметров полета значительно выше, чем при определении их другими способами. Текущие

значения угла сноса, путевой скорости и координат вертолета измеряются автоматически, используются в вычислительном устройстве аппаратуры ДИСС-15 для счисления пути по даль­ности и направлению и непрерывно выдаются на индикаторы, установленные на приборной доске летчика-штурмана. Все это дает возможность экипажу подбирать курс следования, контро­лировать и исправлять его, определять направление и скорость ветра и осуществлять выход на цель по месту и времени.

В вычислительном устройстве аппаратуры ДИСС произво­дится счисление пути по дальности и направлению путем интегрирования составляющих путевой скорости Wу и Wх по осям ортодромической системы координат, которая из-за небольшой дальности полета вертолета заменена плоской прямоугольной, что позволяет вести счисление пути без учета сферичности земли поупрощенным формулам:

Где Sy0 иSx0 – начальные координаты вертолета;

Sy иSx - текущие координаты вертолета;

t- время полета с момента начала счисления координат.

Проекции Wy и в вычислителе ДИСС определяются по данным, поступающим с курсовой системы и преобразователя координат.

Система координат, используемая в вычислителе аппаратуры ДИСС-15, ориентируется в азимуте относительно условного (опорного) меридиана, за который, как правило, принимается северное направление магнитного меридиана аэродрома вылета или цели, а также любое условное направление. Ось У в орто­дромической системе координат называется главной орто­дромией.

Угол поворота оси У относительно опорного меридиана на­зывается углом карты. Угол карты отсчитывается по часо­вой стрелке. Порядок отсчета углов в ортодромической системе координат показан на рис. 68.

В полете место вертолета определяется двумя ортодромическими координатами х и y, текущие значения которых выдаются в виде показаний цифровых счетчиков в километрах от точки начала координат:

у— путь вперед и назад;

х— боковое уклонение вправо и влево.

Методика контроля пути с помощью ДИСС зависит от ориен­тирования координатных осей и выбора точки начала координат с учетом маршрута и района полетов.

Рис. 68. Отсчет углов в ортодромической системе координат

Контроль пути с помощью ДИСС может выполняться:

— в общей ортодромической системе координат для района полетов;

— в общей ортодромической системе координат для марш­рута полета;

— в этапно-ортодромической системе координат. В зависимости от способа применения ДИСС для контроля пути подготовка исходных данных включает:

— выбор направления главной ортодромии и точки начала отсчета координат;

— прокладку на карте осей у и х (точкапересечения осей должна совпадать с точкой начала отсчета координат);

— расчет угла карты ;

— определение ортодромических координат основных точек маршрута;

— расчет данных для выхода в район цели;

— расчет данных для захода на посадку на площадке.

Определение угла карты и ортодромических координат ре­комендуется производить на картемасштаба 1:200000 или 1:100000.

Применять аппаратуру ДИСС для счисления пути в орто­дромической системе координат для района полетов (рис. 69) рекомендуется при выполнении полетов по замкнутому маршруту и в районе аэродрома. В этом случае начало координат следует совмещать с аэродромом вылета

(центром полосы), а главную ортодромию—с магнитным кур­сом взлета.

Главная ортодромия может быть также ориентирована в на­правлении истинного (магнитного) меридиана или вертикальной линии километровой сетки карты масштаба 1. 200 000.

При ориентировании главной ортодромии в направлении маг­нитного курса посадки на коррекционном механизме курсовой системы устанавливается магнитное склонение, равное нулю, а на индикаторе координат—угол карты, равный магнитному курсу посадки. При ориентировании главной ортодромии в на­правлении магнитного меридиана угол карты на индикаторе координат устанавливается равным нулю. Если главная орто­дромия ориентируется в направлении истинного меридиана, то на индикаторе координат устанавливается угол карты, равный значению магнитного склонения в районе аэродрома с противо­положным знаком. Так, при ?М=+8° на индикаторе координат необходимо выставить значение = 352°.

При ориентировании главной ортодромии в направлении вер­тикальной линии километровой сетки карты масштаба 1:200000 на индикаторе координат следует выставить поправку направ­ления (угол между вертикальной линией сетки и магнитным меридианом). Величина и знак этого угла указаны на нижнем поле листа карты. Там же указана величина годового измене­ния магнитного склонения. Определив поправку к склонению за время, прошедшее после издания карты, необходимо исправить на эту величину поправку направления. Поправку к склонению необходимо учитывать при определении всех магнитных углов, снимаемых с карты. При расположении маршрута на двух соседних листах карты масштаба 1:200000 ориентирование глав­ной ортодромии в направлении вертикальной линии километро­вой сетки карты не рекомендуется, так как для соседних листов поправка в направлении неодинакова по величине.

Угол карты рекомендуется измерять и выставлять на инди­каторе координат с точностью до 20'.

После прокладки осей ортодромических координат на полет­ной карте целесообразно построить прямоугольную сетку, оцифровать и обозначить направление координатных осей. В услови­ях дефицита времени можно ограничиться только построением и оцифровкой координатных осей. Место вертолета в полете будет определяться координатой у по счетчику ПУТЬ и координатойх— по счетчику БОКОВОЕ УКЛОНЕНИЕ. Перед вылетом необ­ходимо убедиться, что на индикаторе координат установлен угол карты, соответствующий выбранному направлению глав­ной ортодромии, а на счетчиках координат (ПУТЬ и БОКОВОЕ УКЛОНЕНИЕ) нулевые значения дальностей или значения координат точки, в которой предполагается включить в работу вычислитель координат (точка взлета, ИПМ). При этом следует помнить, что задатчик угла карты имеет механический упор на 0° и переход от 360° через 0° невозможен. Показания счетчи­ков после нажатия соответствующих клавиш на индикаторе из­меняются в течение 2 с с малой скоростью, после чего скорость резко возрастает. Поэтому при установке счетчиков в требуемое положение уточнять их показания следует кратковременными нажатиями на соответствующие клавиши.

Счисление координат начинается с момента нажатия кла­виши ВКЛ. на индикаторе координат в момент взлета или в намеченной точке. Над ИПМ, если это необходимо, следует уточнить показания счетчиков координат нажатием соответ­ствующих клавиш.

Контроль пути в полете осуществляется по показаниям счет­чиков ПУТЬ и БОКОВОЕ УКЛОНЕНИЕ. Место вертолета на карте определяется по координатной сетке или по расстоянию откоординатных осей с использованием линейки или специально размеченного для этой цели треугольника (рис. 69).

Выход на ППМ осуществляется по показаниям счетчиков координат. Угол карты над поворотными пунктами и в процессе всего полета не изменяется.

У контрольных ориентиров и ППМ, определив место верто­лета визуально или одним из известных способов, следует скор­ректировать показания счетчиков координат. Координаты КО и ППМ должны быть известны заранее и нанесены на полетную карту.

Для облегчения выхода на цель, контроля пути по даль­ности и направлению аппаратуру ДИСС рекомендуется исполь­зовать в общей ортодромической системе коор­динат для маршрута полета (рис. 70).

В этом случае за начало координат принимается цель (центр площадки высадки), а за главную ортодромию—участок марш­рута от исходного ориентира до цели. Над исходным ориенти­ром и в процессе полета от ИО до цели координата у (ПУТЬ) будет указывать оставшееся расстояние до цели, а координа­тах (БОКОВОЕ УКЛОНЕНИЕ)—удаление от направления захода. Полетная карта готовится по тем же правилам, что и для использования ДИСС в общей ортодромической системе координат для района полетов. Наиндикаторе координат устанавливается угол карты, равный ЗМПУ, от исходного ориентира до площадки и в полете не переставляется. Перед полетом на индикаторе координат устанавливаются значенияХо и места взлета (аэродрома, площадки) или точки начала счисления ко­ординат относительно точки пересечения координатных осей (целей, площадки). Полет по маршруту выполняется тем же способом, что и при использовании аппаратуры в общей ортодромической системе координат. После выхода на исходный ориентир необходимо развернуть вертолет на расчетный курс о учетом ветра и выдерживать его таким образом, чтобы счетчик БОКОВОЕ УКЛОНЕНИЕ все время показывал нулевые значе­ния. Счетчик ПУТЬ при этом будет указывать оставшееся рас­стояние до цели (площадки). В момент выхода на цель (пло­щадку) обе координаты должны показывать на счетчиках нуле­вые значения. Этот способ рекомендуется применять при полете по маршруту с выходом на цель (посадкой на площадку) в про­стых и сложных метеорологических условиях. В частном случае он может быть использован и при полете по замкнутому марш­руту с посадкой на аэродроме вылета.

В простых метеорологических условиях при полетах по марш­руту с одним - двумя изломами и при перелетах аппаратура ДИСС-15 может использоваться в этапно-ортодромиче­ской системе координат (рис. 71). В этом случае угол карты, равный ЗМПУ, устанавливается летчиком-штурманом для каждого участка маршрута последовательно, т. е. ось У совмещается с ЛЗП.

На индикаторе координат при этом индицируется пройден­ное (оставшееся) расстояние по оси У и боковое уклонение от нее по осиX. В полете при проходе точки начала счисления ко­ординат, которой могут быть ИПМ, ППМ, КО и ИО, летчику-штурману необходимо установить угол карты, равный ЗМПУ этапа, и включить индикатор ортодромических координат кла­вишей ВКЛ. Контроль пути осуществляется по показаниям счет­чиков ПУТЬ и БОКОВОЕ УКЛОНЕНИЕ. Если оси координат совмещаются с началом этапа (как показано на рис. 71), то счетчик ПУТЬ будет показывать пройденное расстояние ВПЕРЕД (координатаУ). При совмещении координатных осей с концом этапа на счетчике ПУТЬ перед включением индика­тора необходимо установить расстояние НАЗАД, равное длине этапа. В этом случае счетчик ПУТЬ будет показывать текущее оставшееся расстояние до поворотного пункта или любого дру­гого намеченного ориентира. Зная пройденное или оставшееся расстояние и путевую скорость, можно определить время выхода на поворотный пункт маршрута.

Счетчик БОКОВОЕ УКЛОНЕНИЕ покажет величину и сто­рону отклонения (ВПРАВО или ВЛЕВО) вертолета от линии заданного пути (текущее значение координаты X). Для выхода на линию заданного пути необходимо доворотами вертолета в сторону, противоположную отклонению, добиться положения, когда координатаХ станет равной нулю.

Над характерным ориентиром показания координат места вертолета следует корректировать.

При проходе точки излома маршрута изменить значение угла карты (установить равным ЗМПУ участка маршрута) и обнулить счетчики координат БОКОВОЕ УКЛОНЕНИЕ и ПУТЬ. Эту операцию можно выполнять до разворота сразу пос­ле обнаружения ППМ. Индикатор координат в этом случае должен быть выключен до разворота на новый курс.

Для установки угла карты и координат в точках излома маршрута требуется 1—2 мин, что является большим недостат­ком данного способа использования ДИСС.

Если маршрут полета имеет только один излом, то в целях сокращения времени установки исходных данных над ППМ целесообразно совместить оси координат с концом первого этапа. В этом случае при полете ППМ остается изменить угол карты, а обнуление счетчиков не требуется. Счетчик ПУТЬ бу­дет показывать на первом участке оставшееся до ППМ, а на втором — пройденное от ППМ расстояние.

ОСОБЕННОСТИ ВЕРТОЛЕТОВОЖДЕНИЯ НА ПРЕДЕЛЬНО МАЛЫХ ВЫСОТАХ

Вертолетовождение на предельно малых высотах имеет ряд особенностей, связанных с трудностью ведения визуальной ориентировки, уменьшением дальности действия радиотехниче­ских средств, а также с большим влиянием подстилающей по­верхности на скорость и направление ветра, что затрудняет пилотирование вертолета.

На равнинной местности в полете на предельно малой высоте крупные населенные пункты и ориентиры, имеющие вертикальные размеры, видны с удаления не более 8 км. Средние и мел­кие населенные пункты, площадные и линейные ориентиры видны с удаления не более 3—4 км.

В полете над холмистой и сильно пересеченной местностью дальность обнаружения ориентиров заметно сокращается и мо­жет составлять не более 2—3 км независимо от характера объекта.

Дальность видимости ориентиров зависит от метеорологиче­ских условий, характера и размеров наблюдаемого объекта, а также от условий освещения и направления наблюдения отно­сительно солнца (луны). Следовательно, в полете на предельно малой высоте экипаж может использовать ориентиры, располо­женные в радиусе 3—4 км. Поэтому, если учесть то, что даже в густонаселенных районах населенные пункты расположены на удалении 4—5 км друг от друга, условия ведения визуальной ориентировки значительно усложняются. В полете на предельно малой высоте сужается сектор обзора и нет времени для рас­познавания ориентиров, появляющихся в поле зрения под углом 70° и более относительно продольной оси вертолета. Умень­шается количество просматриваемых объектов, а ориентиры, расположенные в лощинах, оврагах, лесу, на противоположных склонах холмов и гор, не видны совсем и могут просматриваться только при непосредственном пролете над ними. Ориентиры наблюдаются не в плане, а в перспективе, поэтому невозможно использовать их характерные очертания (конфигурацию пло­щадного или изгибы линейного ориентира).