Руководства, Инструкции, Бланки

Биография Образцов С.в. img-1

Биография Образцов С.в.

Рейтинг: 4.0/5.0 (1734 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Образцов Сергей Владимирович (1901–1992), русский актер, режиссер-кукольник

LiveInternet LiveInternet Образцов Сергей Владимирович (1901–1992), русский актер, режиссер-кукольник>

Образцов Сергей Владимирович (1901–1992), русский актер, режиссер-кукольник>>>>>


Образцов Сергей Владимирович (1901–1992), русский актер, режиссер-кукольник. Народный артист СССР (1954), Герой Социалистического Труда (1971), лауреат Ленинской (1984) и Государственной (1946) премий. Родился 22 июня (5 июля) 1901 в Москве, сын академика В.Н.Образцова.

После окончания реального училища поступил во Вхутемас (Высшие художественно-театральные мастерские) на живописный факультет. В 1922–1930 актер Музыкальной студии МХАТа (с 1926 – Музыкальный театр им. Немировича-Данченко), в 1930–1936 – МХАТа 2-го. В 1923 состоялось первое сольное выступление Образцова с куклами. До 1931 Образцов сочетал актерскую работу в музыкальном и драматическом театрах с концертной деятельностью.

Я не люблю приезжать в ваш антисемитский город. В мое время порядочные люди не пускали антисемита на порог. (руководителям Украины и Киева)
Образцов Сергей Владимирович.

В сентябре 1931 Образцов стал художественным руководителем вновь созданного Государственного центрального театра кукол. Первая премьера театра состоялась 17 апреля 1932 (спектакль Джим и Доллар по пьесе А.Глобы). Не сомневаясь в способности театра кукол быть нужным и полезным людям, Образцов верил, что драматургия нового театра должна рождаться вместе с театром, в процессе его поисков, экспериментов. За 60 лет работы в театре им было поставлено более 70 спектаклей для детей и взрослых.


Драматургия постановок была взрывной и не слишком утонченной: Образцов увлекался пародией, оживлявшей представления для взрослых, впрочем, в равной степени обращенных и к детям. Руководимый им театр давал спектакли более чем в 350 городах СССР и 90 городах зарубежных стран.

Первый короткометражный кукольный фильм Образцова Глядя на луч полярного заката появился в 1938. Затем последовали документальные фильмы В Лондоне (1956), Повесть о пингвинах (1958), Кинокамера обвиняет (1968), Невероятная правда (1970) и др. Образцов осуществил постановки спектаклей По щучьему велению (1936) Е.Тараховской, Ночь перед Рождеством (1941) Е.Сперанского по повести Н.Гоголя, Король-олень (1943) Сперанского по пьесе К.Гоцци, Необыкновенный концерт (1946) Образцова, Илья Муромец крестьянский сын (1951) В.Курдюмова, Божественная комедия (1961) и Ноев ковчег (1968) И.Штока и др.
Для тех, кому интересно - смотрите здесь.
http://www.liveinternet.ru/users/tatiana5/post154348566/
Первая часть необыкновенного спектакля
Вторая часть необыкновенного спектакля
Третья часть необыкновенного спектакля
Шехерезада Иванна! (Необыкновенный концерт)
Образцов Сергей Владимирович

Президент Международного союза кукольников (1976–1984, с 1984 – почетный президент), профессор ГИТИСа (с 1973), член Союза писателей СССР, автор широко известных книг по вопросам искусства и публицистического характера (Актер с куклой, 1938; Моя профессия, 1950; О том, что я увидел, узнал и понял во время двух поездок в Лондон, 1956; Театр китайского народа, 1957, и др.), Образцов ставил спектакли, вошедшие в Книгу рекордов Гиннесса, пел романсы, выступал с сольными концертами, вел культурные программы на телевидении.

Умер Образцов в Москве 8 мая 1992. С целью освоения его богатейшего творческого наследия в 1998 был создан фонд С.В.Образцова, учредителями которого стали члены семьи Образцовых, а также деятели культуры, науки, представители делового мира, ГАЦТК им. С.В.Образцова.



Вот только не надо словами меня благодарить.

Другие статьи

Образцов Сергей Владимирович Биография

Главная » Биографии фильмографии » Образцов Сергей Владимирович

О. СССР, Россия. Актеры


Выдающийся театральный деятель, актёр и режиссёр.

Народный артист РСФСР (1947). Народный артист СССР (1954). Герой социалистического Труда (1971), профессор Государственного института театрального искусства имени А.В. Луначарского (1973), Президент Международного союза кукольников — UNIMA (с 1976 года), Президент советского центра этой организации (с 1958 года), лауреат Государственной премии СССР (1946).

Родился (22 июня) 5 июля 1901 года в Москве.
Его отец — Владимир Николаевич Образцов — академик АН СССР (1939), лауреат Государственных премий СССР (1942, 1943), известный учёный, специалист по эксплуатации железнодорожного транспорта, его именем названа одна из центральных улиц Москвы, на которой находится Московскиий институт инженеров транспорта.

В 1918 году С.В. Образцов становится студентом Высших художественно-театральных мастерских ("Вхутемас"), учеником А.Е. Архипова и В.А. Фаворского, но через несколько лет поступает в Музыкальную Студию Московского Художественного театра, и с 1922 года, он, актёр МХАТа-2, постигает тайны актёрской профессии и режиссуры, играя рядом с Берсеневым, Гиацинтовой, Бирман. С середины 1930-х годов приобретает известность как артист эстрады, создатель пародийного жанра "романсов с куклами". Объектом его пародий становилась пошлость, характерная для исполнения некоторых эстрадных актеров, и обывательское мещанство ("Минуточка", "Мы только знакомы, как странно", "Налей бокал", "Мы сидели с тобой", "Хабанера" и др.

В 1931 году С.В. Образцов создал уникальный театр кукол и более шестидесяти лет был его бессменным руководителем. Он много сделал для разработки теории и методики театра кукол, определения его жанровых особенностей, изобретения новых систем кукол, вырастил и воспитал несколько поколений блистательных актёров, режиссёров, сценографов, художников и драматургов театра кукол, которые и сегодня работают в сотнях театров нашей страны, в десятках стран мира.

Актёр-кукловод в спектаклях, поставленных С.В. Образцовым, является отнюдь не подсобной фигурой, приводящей в движение куклу, а творцом сценического образа. Применяя действенный аназиз, метод физических действий, Образцов-режиссер убеждает в том, что сложный процесс создания актёром художественного образа имеет в театре кукол те же законы, что и в театре драматическом. Режиссёрское искусство Образцова отличает глубина анализа, поиски новых решений в конструкции щирмы и декораций, "анатомии" кукол.

Система режиссёрской, актёрской работы, изложенная С.В. Образцовым в его книгах "Актёр с куклой" (1938), "Моя профессия" (1950) — уникальный документ эпохи. Своё богатейшее литературно-теоретическое наследие он завещал нам также в кигах: "Эстафета искусств", "По ступенькам памяти", "Моя кунсткамера", "О том, что я увидел, узнал и понял во время двух поездок в Лондон" (1956), "Театр китайского народа" и др. Все эти книги хранятся в библиотеке театра.

С.В. Образцов — создатель жанра документального киномонолога, автор фильмов "Кинокамера обвиняет", "Удивительное рядом", "Невероятная правда", "Кому он нужен, этот Васька". Оригиналы фильмов хранятся в Музее театра.

Образцов был убеждён в том, что искусство — самый великий дипломат, способный сблизить интересы разных народов, разделённых тысячами километров. Он доказал это всей своей жизнью, являясь выдающимся общественным деятелем, видным учёным — членом-корреспондентом Берлинской Академии искусств (1955).

Творческий путь Образцова-режиссёра отмечен спектаклями, навсегда вошедшими в золотой фонд отечественного и мирового театрального искусства. Среди них: "По щучьему велению" (1936), "Кот в сапогах" (1937), "Волшебная лампа Аладдина" (1940), "Король-Олень" (1943), "Весёлые медвежата" (1945), "Необыкновенный концерт" (1946), "Божественная комедия" (1961), "Дон Жуан" (1975) и многие другие. Получившие зрительскую любовь и признание специалистов, они до настоящего времени не сходят с афиши театра.

Ушёл из жизни 8 мая 1992 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы.
призы и награды
Ленинская премия (1984) — за постановку спектаклей последних лет (Премия за произведения литературы и искусства для детей)

Сталинская премия второй степени (1946) — за выдающиеся достижения в области кукольного театра

Государственная премия РСФСР имени К. С. Станиславского (1967) — за постановку спектаклей для взрослых и детей

Три ордена Ленина (27.10.1967, 9.7.1971, 3.7.1981)

Два ордена Трудового Красного Знамени (2.2.1946, 11.7.1961)

Орден Улыбки (Польша)

роли в кино
1984 По щучьему велению (фильм-спектакль). главная роль
1977 Мистер-Твистер (фильм-спектакль). рассказчик
1976 Ноев ковчег (фильм-спектакль). вступительное слово
1975 Наша Чукоккала (фильм-спектакль). ведущий. главная роль
1974 Волшебная лампа Аладдина (фильм-спектакль). эпизод
1973 Божественная комедия (фильм-спектакль)
1971 Заячья школа (СССР, Болгария, фильм-спектакль). главная роль
1940 Концерт на экране (фильм-спектакль). исполнитель музыкального номера с куклами

участие в фильмах
1983 Любовь Орлова (документальный)
1979 Огневой вы человек! (документальный)
1977 Корней Чуковский (документальный)

Режиссер
1988 Дон Жуан (фильм-спектакль)
1985 Приключения Буратино (фильм-спектакль)
1984 По щучьему велению (фильм-спектакль)
1977 Петрушка - иностранец (фильм-спектакль)
1977 Мистер-Твистер (фильм-спектакль)
1976 Ноев ковчег (фильм-спектакль)
1975 Наша Чукоккала (фильм-спектакль)
1974 Волшебная лампа Аладдина (фильм-спектакль)
1973 Божественная комедия (фильм-спектакль)
1972 Необыкновенный концерт (фильм-спектакль)
1971 Заячья школа (СССР, Болгария, фильм-спектакль)
1956 Небесное созданье (анимационный)

Любовь Орлова

Сергей Владимирович Образцов

Дружба Любови Орловой и Сергея Владимировича Образцова началась еще в 1926 году. Молодой тенор входил в состав комиссии, которая принимала Любу в состав хора и кордебалета Музыкального театра под руководством Немировича-Данченко. С тех пор и до последних ее дней между ними сохранялись очень теплые отношения. Дача Образцова была недалеко от дачи Александрова и Орловой. Сергей Владимирович называл Орлову Любочкой, говорил ей «ты», и очень этим гордился. Обычная человеческая дружба, духовная общность творческих личностей, к тому же у них было много общих воспоминаний. Ведь они начинали в одном театре, играли в одном спектакле «Соломенная шляпка», вместе делали первые шаги в искусстве, а потом каждый пошел своим особенным путем, продолжая с неизменным интересом наблюдать за успехами другого.

Биография

Образцов Сергей Владимирович русский актер, режиссер-кукольник. Создатель всемирно известного театра кукол. Народный артист СССР (1954), Герой Социалистического Труда (1971), лауреат Ленинской (1984) и Государственной (1946) премий.

Родился 22 июня (5 июля) 1901 года в Москве, в семье инженера-транспортника, академика Владимира Николаевича Образцова.

Окончил реальное училище. В 1918 году начал учебу в Высших художественных мастерских (ВХУТЕМАС), был учеником А.Е. Архипова и В.А. Фаворского. Через несколько лет поступил в Музыкальную студию Московского Художественного театра под руководством Немирович-Данченко, в котором постигал тайны актерской профессии и режиссуры, играл рядом с Берсеневым, Гиацинтовой, Бирман.

С середины 1930-х годов становится известным как артист эстрады, создатель пародийного жанра «романсов с куклами». «Минуточка», «Налей бокал», «Хабанера», «Мы сидели с тобой». В этих пародиях он высмеивал обывательское мещанство, пошлость.

В сентябре 1931 года Образцов создал уникальный театр кукол и более шестидесяти лет был его бессменным руководителем. За эти годы он поставил в театре более семидесяти спектаклей для взрослых и детей. Многие из них вошли в золотой фонд отечественного и мирового театрального искусства. «По щучьему велению» (1936), «Кот в сапогах» (1937), «Волшебная лампа Аладдина» (1940), «Король-Олень» (1943), «Веселые медвежата» (1945), «Необыкновенный концерт» (1946), «Божественная комедия» (1961), «Дон Жуан» (1975) и другие спектакли до сих пор не сходят с афиш театров. Он разработал теорию и методику театра кукол, вырастил и воспитал несколько поколений блистательных актеров, режиссеров, драматургов и художников театра кукол, которые и сейчас работают в сотнях театров нашей страны и в десятках стран мира.

Образцов изложил свою систему режиссерской и актерской работы в книгах «Актер с куклой» (1938) и «Моя профессия» (1950). Также он написал книги «Эстафета искусств», «По ступенькам памяти», «Моя кунсткамера», «О том, что я увидел, узнал и понял во время двух поездок в Лондон» (1956) и другие.

Образцов является создателем жанра документального киномонолога. Он создал фильмы «Кинокамера обвиняет», «Удивительное рядом», «Кому он нужен, этот Васька», «Невероятная правда». Он был убежден, что искусство — самый великий дипломат, который способен сблизить интересы разных народов, разделенных тысячами километров. Выдающийся общественный деятель, видный ученый, с 1955 года он стал членом-корреспондентом Берлинской академии искусств. Он принадлежал к тем гениям, пытавшимся очеловечить этот поистине «железный двадцатый век».

Должности: Вице-президент Международного союза кукольников (с 1957), президент Советского центра этой организации (с 1958). С 1935 (с перерывами) ведет педагогическую работу (с 1973 профессор в ГИТИСе), член Союза писателей.

Награды: Государственная премия СССР (1946), Государственная премия РСФСР им. К.С. Станиславского (1967). Награжден двумя орденами Ленина, двумя другими орденами, а также медалями.

Умер 8 мая 1992 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

В 1998 году был создан фонд С.В. Образцова, учредителями которого стали члены семьи Образцовых, а также деятели науки, культуры, ГАЦТК им. С.В. Образцова.

Биография Образцова Сергея Владимировича, основные даты и события его жизни, краткая биография

Образцов Сергей Владимирович - биография

Образцов Сергей Владимирович (1901–1992), русский актер, режиссер-кукольник. Народный артист СССР (1954), Герой Социалистического Труда (1971), лауреат Ленинской (1984) и Государственной (1946) премий. Родился 22 июня (5 июля) 1901 в Москве, сын академика В.Н.Образцова.

После окончания реального училища поступил во Вхутемас (Высшие художественно-театральные мастерские) на живописный факультет. В 1922–1930 актер Музыкальной студии МХАТа (с 1926 – Музыкальный театр им. Немировича-Данченко), в 1930–1936 – МХАТа 2-го. В 1923 состоялось первое сольное выступление Образцова с куклами. До 1931 Образцов сочетал актерскую работу в музыкальном и драматическом театрах с концертной деятельностью.

В сентябре 1931 Образцов стал художественным руководителем вновь созданного Государственного центрального театра кукол. Первая премьера театра состоялась 17 апреля 1932 (спектакль Джим и Доллар по пьесе А.Глобы). Не сомневаясь в способности театра кукол быть нужным и полезным людям, Образцов верил, что драматургия нового театра должна рождаться вместе с театром, в процессе его поисков, экспериментов. За 60 лет работы в театре им было поставлено более 70 спектаклей для детей и взрослых.

Драматургия постановок была взрывной и не слишком утонченной: Образцов увлекался пародией, оживлявшей представления для взрослых, впрочем, в равной степени обращенных и к детям. Руководимый им театр давал спектакли более чем в 350 городах СССР и 90 городах зарубежных стран.

Первый короткометражный кукольный фильм Образцова Глядя на луч полярного заката появился в 1938. Затем последовали документальные фильмы В Лондоне (1956), Повесть о пингвинах (1958), Кинокамера обвиняет (1968), Невероятная правда (1970) и др. Образцов осуществил постановки спектаклей По щучьему велению (1936) Е.Тараховской, Ночь перед Рождеством (1941) Е.Сперанского по повести Н.Гоголя, Король-олень (1943) Сперанского по пьесе К.Гоцци, Необыкновенный концерт (1946) Образцова, Илья Муромец крестьянский сын (1951) В.Курдюмова, Божественная комедия (1961) и Ноев ковчег (1968) И.Штока и др.

Президент Международного союза кукольников (1976–1984, с 1984 – почетный президент), профессор ГИТИСа (с 1973), член Союза писателей СССР, автор широко известных книг по вопросам искусства и публицистического характера (Актер с куклой, 1938; Моя профессия, 1950; О том, что я увидел, узнал и понял во время двух поездок в Лондон, 1956; Театр китайского народа, 1957, и др.), Образцов ставил спектакли, вошедшие в Книгу рекордов Гиннесса, пел романсы, выступал с сольными концертами, вел культурные программы на телевидении.

Умер Образцов в Москве 8 мая 1992. С целью освоения его богатейшего творческого наследия в 1998 был создан фонд С.В.Образцова, учредителями которого стали члены семьи Образцовых, а также деятели культуры, науки, представители делового мира, ГАЦТК им. С.В.Образцова.

Образцов Сергей Владимирович - Биография Образцова Сергея Владимировича, его фотография, портрет или фото, жизнеописание

Биография Образцова Сергея Владимировича

Образцов Сергей Владимирович (1901–1992), русский актер, режиссер-кукольник. Народный артист СССР (1954), Герой Социалистического Труда (1971), лауреат Ленинской (1984) и Государственной (1946) премий. Родился 22 июня (5 июля) 1901 в Москве, сын академика В.Н.Образцова.

После окончания реального училища поступил во Вхутемас (Высшие художественно-театральные мастерские) на живописный факультет. В 1922–1930 актер Музыкальной студии МХАТа (с 1926 – Музыкальный театр им. Немировича-Данченко), в 1930–1936 – МХАТа 2-го. В 1923 состоялось первое сольное выступление Образцова с куклами. До 1931 Образцов сочетал актерскую работу в музыкальном и драматическом театрах с концертной деятельностью.

Я не люблю приезжать в ваш антисемитский город. В мое время порядочные люди не пускали антисемита на порог. (руководителям Украины и Киева)

Образцов Сергей Владимирович

В сентябре 1931 Образцов стал художественным руководителем вновь созданного Государственного центрального театра кукол. Первая премьера театра состоялась 17 апреля 1932 (спектакль Джим и Доллар по пьесе А.Глобы). Не сомневаясь в способности театра кукол быть нужным и полезным людям, Образцов верил, что драматургия нового театра должна рождаться вместе с театром, в процессе его поисков, экспериментов. За 60 лет работы в театре им было поставлено более 70 спектаклей для детей и взрослых.

Драматургия постановок была взрывной и не слишком утонченной: Образцов увлекался пародией, оживлявшей представления для взрослых, впрочем, в равной степени обращенных и к детям. Руководимый им театр давал спектакли более чем в 350 городах СССР и 90 городах зарубежных стран.

Первый короткометражный кукольный фильм Образцова Глядя на луч полярного заката появился в 1938. Затем последовали документальные фильмы В Лондоне (1956), Повесть о пингвинах (1958), Кинокамера обвиняет (1968), Невероятная правда (1970) и др. Образцов осуществил постановки спектаклей По щучьему велению (1936) Е.Тараховской, Ночь перед Рождеством (1941) Е.Сперанского по повести Н.Гоголя, Король-олень (1943) Сперанского по пьесе К.Гоцци, Необыкновенный концерт (1946) Образцова, Илья Муромец крестьянский сын (1951) В.Курдюмова, Божественная комедия (1961) и Ноев ковчег (1968) И.Штока и др.

Президент Международного союза кукольников (1976–1984, с 1984 – почетный президент), профессор ГИТИСа (с 1973), член Союза писателей СССР, автор широко известных книг по вопросам искусства и публицистического характера (Актер с куклой, 1938; Моя профессия, 1950; О том, что я увидел, узнал и понял во время двух поездок в Лондон, 1956; Театр китайского народа, 1957, и др.), Образцов ставил спектакли, вошедшие в Книгу рекордов Гиннесса, пел романсы, выступал с сольными концертами, вел культурные программы на телевидении.

Умер Образцов в Москве 8 мая 1992. С целью освоения его богатейшего творческого наследия в 1998 был создан фонд С.В.Образцова, учредителями которого стали члены семьи Образцовых, а также деятели культуры, науки, представители делового мира, ГАЦТК им. С.В.Образцова.

Сергей Образцов: фото, биография, фильмография, новости - Вокруг ТВ

Сергей Образцов

Режиссер Государственного театра кукол, народный артист СССР.

Образцов Сергей Владимирович родился летом 1901 года в Москве, в семье потомственных дворян. Его отец был ученым, членом Академии наук СССР, дважды лауреатом Сталинской премии. Когда началась Великая Отечественная война, Владимир Образцов купил самолет ЯК-1 и подарил его герою Советского Союза Александру Лавренову. чем заслужил всероссийское признание.

Родители считали, что сын непременно должен окончить высшее учебное заведение, но Сергей целенаправленно поступил в училище, после чего стал студентом живописного факультета Высшей художественно-театральной мастерской.

Решение стать кукловодом Сергей принял еще в детстве, после того как мама купила ему первую куклу, одевающуюся на руку. Вместе с однокурсниками он начал изготавливать кукол и продавать их. При этом друзья замечали, что вокруг Образцова всегда собиралась целая толпа людей, и не было и дня, чтобы он не продал хотя бы одной игрушки.

Творческий путь Сергея Образцова

В 1923 году он должен был сыграть старика в спектакле Владимира Немировича-Данченко. но роль никак не удавалась ему. Тогда Образцов собственноручно сделал куклу старика и одел ее на руку – тут же появились нужные слова и интонации.

Сергей Образцов играл на сцене Музыкального театра Немировича-Данченко и Московского художественного академического театра вплоть до 1930 года, но за десять лет до этого он уже периодически выходил к зрителям с кукольными спектаклями.

Осенью 1931 года Сергей занял пост художественного руководителя Государственного академического центрального театра кукол. Из воспоминаний его внучки, Екатерины Михайловой:

– Дали ему тогда маленькую комнатку при доме эстетического воспитания детей. Он набрал несколько человек, но играть было нечего. А был такой потрясающий кукольник Иван Зайцев, иллюзионист, шпагоглотатель. Он вышел из бродячих артистов, и у него был настоящий балаган. Зайцев играл в разных стилях и системах – управлялся как с перчаточными куклами, так и с марионетками. И Сергей Владимирович попросил его немного поиграть под маркой своего театра. И Зайцев играл, а они в это время делали свой первый спектакль, который назывался «Джим и доллар». Именно с него идет отсчет театра Образцова, с 1931 года. Вокруг театра постепенно стали собираться люди. Пришел великолепный актер Евгений Сперанский, потом он начал писать и пьесы – знаменитый спектакль «И-го-го» его творение. Позже появились Семен Самодуров, Зиновий Гердт – все они стали народными. И вот вместе выдумывали спектакли – писали и делали кукол.

Более шестидесяти лет своей жизни Образцов посвятил театру. Используя опыт кукловодов со всего мира и изучая новые методики и теорию жанра, Сергей Владимирович представил более семидесяти спектаклей в России и за рубежом.

В 1973 году Образцов стал профессором ГИТИСа. Он также выступал в качестве кинорежиссера, на его счету такие документальные фильмы, как «Кинокамера обвиняет », «Необыкновенный концерт » и «Божественная комедия ».

В 1976 году Сергей Образцов возглавил Международный союз кукольников, а с 1984 года стал его почетным пожизненным президентом.

Режиссеру присвоено звание Героя Социалистического труда, лауреата Государственной премии СССР и Государственной премии РСФСР им. К.С. Станиславского.

8 мая 1992 года Сергей Образцов скончался на девяностом году жизни и был похоронен на Новодевичьем кладбище.

5 июля 2011 года в Москве открылась выставка «Пространство кукол», приуроченная к 110-летию со дня рождения кукловода.

Из воспоминаний внучки Екатерины Михайловой:

– Он был счастлив тем, что ему никогда не было скучно. Он никогда не показывал своего настроения. Его можно было оставить в пустой комнате, где ничего интересного нет. Он бы тогда рассматривал эти прожилки. Господи, ну что вы все говорите, что дождь идет и плохая погода. Ну возьмите зонтик. Холодно – оденьте шубу. Жарко – снимите шубу! Вот и все.

Фильмография Сергея Образцова (режиссер)
  • Дон Жуан (ТВ) (1988)
  • Мистер Твистер (ТВ) (1977), короткометражка
  • Волшебная лампа Аладдина (1974)
  • Необыкновенный концерт (1972)
  • Божественная комедия (1961)
Фильмография Сергея Образцова (актер)

Птицы над городом (1974)

Образцов: биографии, интервью, статьи

Образцов

Пятого июля Сергею Владимировичу Образцову исполнилось бы 100 лет, а Государственному академическому центральному театру кукол имени Сергея Образцова исполняется 70. О семье, традициях и театре рассказывает внучка Сергея Владимировича Екатерина

Статья: Настоящий кукловод

Сайт: Фигуры и лица

- Екатерина Михайловна, а с чего вообще все началось?

- Первую куклу, ее звали Би-Бо-Бу, подарила мама, купив в китайском магазинчике. Би-Бо-Бу, рассказывают, был в таком цветастом халатике, и головка надевалась на палец. Дедушке тогда было лет пять, и он тут же начал показывать сценки, вылезая отовсюду - из-за стула или дивана, чем очень пугал младшего брата.

- Есть замечательный фильм (он, правда, снят года два назад), который называется "Би-Бо-Бу". Может быть, это словосочетание имеет какое-то особое значение?

- Вряд ли дедушка это знал, но кукла стала для него знаковой. Ведь если бы ему ее тогда не подарили, неизвестно, стал бы он кукольником. Когда он учился во ВХУТЕМАСе, а вместе с ним - Борис Ефимов, Мария Артюхова, Андрей Гончаров, Александр Дейнека, от постоянного безденежья они придумали мастерить кукол и продавать их, чтобы не умереть с голоду. Но никто ничего почему-то не покупал, и тогда они стали показывать сценки. Одним из первых был номер со старухой и стариком, которые пели. Потом сделали кукол-негритят, тогда в моде были африканцы. Позже Сергей Владимирович поступил в студию Немировича-Данченко и получил там первую роль - должен был сыграть старика, но роль никак не получалась. Ему казалось стыдным корчить из себя что-то, изображать. И вот он сделал куклу-старика для руки, стал репетировать с ней и, наконец, нашел манеры, голос - тот образ, которому подходили слова из роли. Сыграл, так ему перестало быть стыдно.

- А где он показывал своих кукол?

- Во время НЭПа было очень модное кабаре на Большой Молчановке, где выступали самые популярные артисты. Там можно было увидеть всякие артистические новации. Вход для творческой интеллигенции был бесплатным, остальные платили. Как-то его пригласили туда показать номер - поющих романсы кукол. Выступление прошло удачно, и постепенно, как он сам потом вспоминал, его имя стали писать в афише наравне со всеми, а до того писали просто "и др.". Так от раза к разу, от придумки к придумке он становился эстрадником.

- Сергей Владимирович возглавил собственный театр, когда ему было 30. Наверное, нужно было быть уже некоей фигурой, чтобы такое получить?

- К тому времени он уже стал очень известным, часто выступал и в Георгиевском зале Кремля вместе с Руслановой и Утесовым. А дали ему тогда маленькую комнатку при доме эстетического воспитания детей. Он набрал несколько человек, но играть было нечего. А был такой потрясающий кукольник Иван Зайцев, иллюзионист, шпагоглотатель. Он вышел из бродячих артистов, и у него был настоящий балаган. Зайцев играл в разных стилях и системах - управлялся как с перчаточными куклами, так и с марионетками. В нашем музее театра есть и его куклы, они весьма почитаемы. И Сергей Владимирович попросил его немного поиграть под маркой своего театра. И Зайцев играл, а они в это время делали свой первый спектакль, который назывался "Джим и доллар". Именно с него идет отсчет театра Образцова, с 1931 года. Вокруг театра постепенно стали собираться люди. Пришел великолепный актер Евгений Сперанский, потом он начал писать и пьесы - знаменитый спектакль "И-го-го" его творение. Позже появились Семен Самодуров, Зиновий Гердт - все они стали народными. И вот вместе выдумывали спектакли - писали и делали кукол.

- Образцов - человек-легенда, с которой вы жили в одном доме.

- Он был такой хитрый, что при жизни рассказал о себе все и снял все фильмы сам. Всю жизнь он был очень любознательным. Его интересовало буквально все: птички, рыбки, газонокосилка на даче - все, что попадало в поле его зрения. Съездив в Китай, он даже написал книгу о китайском театре, что мне кажется непросто, но он изучил этот вопрос.

- А он сам писал своей рукой?

- Сам рукой. Тогда компьютеров не было, но были пишущие машинки. Потом, наверное, диктовал машинистке.

- Как вы думаете, в какой момент к театру Образцова и его руководителю пришла подлинно народная слава?

- Мне кажется, после войны со спектаклем "Необыкновенный концерт". Он, кстати, внесен в книгу рекордов Гиннесса как самый посещаемый в мире. Из комнатенки уже переехали в помещение на Маяковской, я помню, что еще сама туда ходила в детстве.

- Театр, который сейчас существует, открылся в 70-е годы. Когда его планировали архитекторы, Образцов лично принимал участие в проектных разработках?

- Не то что принимал, он здесь каждый угол облизывал. Все его называли хозяином, и даже таблички на мужском и женском туалетах - петушок и курочка - он нарисовал лично сам.

- То есть это такой его автограф. А кроме кукол были у него еще увлечения?

- Нравилось делать документальное кино. Его фильм "Кинокамера обвиняет", снятый в 70-е (меня маленькую даже не пустили смотреть, потому что страшно), мне кажется современнее, чем сейчас снимают о сегодняшних ужасах. Тогда он выдержал наибольшее количество прокатных дней в кинотеатре "Россия", туда невозможно было попасть. Начинался он словами: "Упал дом, погиб один человек. Но если этот человек ваш сын или брат, вы же не скажете, что жертв мало?" Но самый знаменитый его фильм - "Кому он нужен, этот Васька?". Есть идея смонтировать из дедушкиных картин новую ленту - "Образцов - назад в будущее". Мы собираемся показать и ретроспективу его документальных фильмов по телевидению.

- А часто ли Сергей Владимирович что-то предвидел?

- В свое время, когда все ругали телевидение, он написал доступную и понятную книгу "Эстафета искусств" - о переходе жанров одного в другой. Живопись, например, переходит в фотографию, которую тоже можно уже считать искусством. Он даже разработал план таких переходов. Предчувствовал он и развал Союза. Был у него пассаж о том, как трудно и неправильно жить в одиночку.

- А не было ли ощущения, когда вы с ним общались, что он давно уже все знает?

- Его, наоборот, все очень интересовало и удивляло, как в первый раз, как открытие. Он считал, что старый тот, кто лежит на диване и вспоминает о прошлом, а молодой - кто грезит будущим.

- Но документальное кино, книги - это все-таки было дело. А что радовало его душу?

- Коллекция механической игрушки, он собирал музыкальные шкатулки и шарманки. На даче держал разных животных, интересовался их жизнью и привычками. Любил играть с собаками. Привез как-то сенбернару сани, пытался запрячь, ничего не вышло. Сенбернар никого возить не хотел. Потом была, как он ее назвал, московская несторожевая. Все животные в доме становились тихими-тихими. Мечтал дедушка завести таких птиц, которые бы никуда никогда не улетали. Он построил голубятню, и это было самым большим развлечением.

- И что, он сидел на крыше и со свистом гонял голубей?

- Обязательно, и знал все про каждую птицу, а были целые истории, которые он рассказывал очень весело. Всегда в доме жили животные, и даже как-то поселились два крокодила. Их подарил в Америке сын Шаляпина, и они приехали оттуда маленькими в целлофановом пакете. Потом стали расти, и бассейн в театре рассчитан, кстати, именно на этих крокодилов. Но они и его переросли. И потом уже жили в большом бассейне во дворце пионеров. А сюда запустили рыбок.

- А как был организован быт в семье?

- Как такового его не было или, скажем, он был незаметен. В пище все было очень просто, и никто вообще на это не обращал внимания. Любимой дедушкиной едой была гречневая каша с молоком. С возрастом у него обнаружили диабет, но он не замечал и не признавал своих болезней. Когда же это случилось, ему вдруг очень понравилось есть сладкое и конфеты.

- Сергей Владимирович был очень занятым человеком. В какие моменты вы общались с ним и как это выглядело?

- Вечерами. Все мои друзья, кстати, обожали встречи с дедушкой и долго потом вспоминали о них. У нас с ним была невероятно трогательная дружба, но мы часто спорили. Он все время подговаривал меня бросить курить. И как-то сказал: "Ну что тебе подарить, дорогая, чтобы ты не курила?" Я ответила: "Машину". - "Кури", - сказал он.

- Часто ли в доме бывали гости?

- Каждое утро дедушка говорил моей маме: "Наталочка, что-то у нас давно никого не было". - "Ну что ты, вчера же были люди", - отвечала мама. "Вот я и говорю - вчера были". Сергей Владимирович очень любил свой дом и всегда показывал и рассказывал гостям о своих любимых ценностях.

- А кто был из близких-неродственников?

- Ленинградский искусствовед Семен Дрейден, мастер по куклам Олег Масинов, с которым они все чинили и ремонтировали - шарманки в первую очередь. Часто возились именно с восстановлением всякого старья. Дружил он и с Джульеттой Мазиной, и с Ивом Монтаном, которого первый привез в Россию.

- Екатерина Михайловна, а какое ваше первое воспоминание о дедушке?

- Был такой в семье праздник (раз в два месяца примерно), который назывался объезд родственников. Дедушка в один день заезжал ко всем, а потом они собирались вместе, а мне поручалось подготовить дом к приезду. Я вытирала пыль с пианино (мне доверяли) и очень этим гордилась.

- Я понимаю, что Сергей Владимирович был легким человеком, а любил ли он пошалить и как?

- Как-то с мужем мы решили отметить Рождество, хотя такой традиции в семье не было. Надели костюмы, изображая ряженых. Только вышли на лестничную площадку, приезжает дедушка с концерта, на лацкане пдижака Звезда Героя. Тут же повязал платочек и пошел с нами. У каждой двери он пел колядки. Все обрадовались и включились в праздник, а мы получили много подарков и сладостей. Потом соседи собрались в нашей квартире, принесли, кто что мог, и устроили настоящее Рождество. Праздник стал традицией для жильцов нашего подъезда. В этом году я решила ее возродить. Все с восторгом откликнулись, опять собрались в дедушкиной квартире и вспоминали, как было когда-то. Его квартира вообще не вызывает ощущение нежилой, там очень легко себя чувствуешь, в ней нет мемориальности и до сих пор много людей бывает. Скоро она станет музеем-квартирой Сергея Владимировича.

- А что вам нравится в его доме?

- Шкатулка "Обезьяний оркестр", она огромная и даже выставлялась в Музее изобразительных искусств. "Поющие соловьи", как были у китайского императора. Когда по всем комнатам заводишь все шарманки и они поют, удивительное и невероятное ощущение. Я там бываю почти каждый день.

- Екатерина Михайловна, как будет праздноваться юбилей? Дата ведь серьезная.

- День рождения Сергея Владимировича 5 июля. Во дворике театра соберутся люди. Представим сделанный диск с записями романсов в исполнении Сергея Владимировича. Покажем фрагменты из нового спектакля, который сейчас готовим. Пока у него рабочее название "Я - Образцов". Постановку делаем по дедушкиной книжке "По ступенькам памяти". Это жизнь, рассказанная куклами, которых задействовано, кстати, более сотни. Много там фрагментов из дедушкиных сольных концертов. В спектакле участвуют два актера. Один молодой, который только сочиняет. Второй уже пожилой, и он все случившееся как бы описывает. А третий образ меняет возраст. Это куклы: маленький мальчик, студент, взрослый человек. Мы покажем премьеру в сентябре на закрытии фестиваля, посвященного Сергею Образцову. Театральный смотр пройдет тоже в рамках юбилея. Он откроется 14 сентября. Приедут гости и участники из многих стран мира и бывших наших республик. Приглашен знаменитый вьетнамский театр на воде: артисты под водой дышат через трубочки и водят кукол, которые двигаются по воде. Я сама это необычное действо смотрела только на видео. Еще из Испании ждем забавного мастера, его и кукольником не назовешь - дрессировщик блох, которые показывают разные номера. На столе то задрожит малюсенький батутик - как бы блоха на него прыгнула, то вода в миниатюрном бассейне заплещется - блоха как бы нырнула. Правда, по-моему, во время представления под столом жена его сидит и что-то там делает. Но зрелище очень забавное.

- А кукольники мира хорошо знают Сергея Образцова?

- Меня поразило, что знают больше, чем многие люди у нас. Только что я была в Испании и Португалии, где молодые кукольники считают его театр школой для себя. И "Необыкновенный концерт" по-прежнему производит на зарубежную публику сногсшибательное впечатление.

- Екатерина Михайловна, а как праздновался день рождения Сергея Владимировича при жизни?

- Очень широко. Помню его 80-летие. В театре было огромное представление, называлось "День открытых дверей". Затем в ресторане "Националь" был устроен большущий прием для кукольников, которые приехали со всего мира поздравить. Поздно вечером домой были приглашены особо близкие друзья, среди которых англичанка, индианка, японка. Они к утру трогательно перемыли всю посуду. Сергей Владимирович особенно никогда не готовил сюрпризов для гостей, но всегда были искрометные экспромты. То он сочинял новый номер и на руках (с куклами) тут же его показывал. То просил кого-то подыграть на пианино и пел, пел, кстати, очень хорошо и будучи в весьма почтенном возрасте.

- А что в праздники было на столе?

- Что в какие годы бывало на столах у каждого из нас, то и у него было. Селедочку с картошкой очень все любили. Водка обязательно, он ее предпочитал и называл "утешительной". Бывало, спрашивал маму: "Наталочка, у нас не осталось ли утешительной?" Но я никогда не видела его пьяным, каждый раз он знал, сколько может выпить.

- А присутствует ли дедушка в театре сегодня?

- Мне кажется, присутствует. Лучшее, что идет на сцене, создано им. На гастролях, когда рукоплещет зал и приходит успех, мы всегда говорим: "Спасибо, Сергей Владимирович". Он до сих пор, кажется, нам помогает.

- А как получилось, что он избежал крайних сложностей в жизни?

- По семейным рассказам я знаю, что после войны был один очень страшный момент, когда стали ему сухари сушить. Известно и то, что Сталин очень любил его номер "Хабанера". Был эпизод, когда на концерте Сергей Владимирович уже сыграл этот номер, но Сталин пришел позже и потребовал повторения Образцова. И дедушке пришлось снова его показывать. Может быть, сыграла роль такая личная привязанность вождя. А может быть, куклам не придавалось особого значения, а кукольники считались людьми несерьезными. Я очень гордилась, что он был гражданином. В тяжелое сталинское время чуть ли не единственный подписал письмо в защиту Мейерхольда. А были страшные времена. При мне состоялся и один знаменитый телефонный разговор. Дедушка отказался подписывать что-то против дискриминации негров в России, потому что считал и сказал об этом в трубку, что у нас есть дискриминация евреев. Сейчас нам смешно, а тогда было не до смеха. Его просили также осудить Солженицына. И он нашел отличный ход - попросил прислать его произведения, которые были запрещены. А как можно сказать, что Солженицын плохой писатель, если ничего не читал?

- Был какой-то эпизод общения с дедушкой, который стал для вас самым значительным?

- Друзья всегда говорили мне: что же ты не записываешь? А зачем? Дедушка - он всегда под рукой. Он же всегда будет.

Образцов Сергей Владимирович - родился

Родились в этот день Игра в куклы по-взрослому

Образцов Сергей Владимирович
?5 июля 1901

Режиссер-новатор, он унаследовал всю мировую культуру, использовал все техники театра кукол: и марионеток, и тростевые куклы, и теневые

5 июля 1901 г. в дворянской семье родился Сергей Владимирович Образцов - главный режиссер Государственного театра кукол, народный артист СССР. После окончания реального училища в 1918 году поступил во ВХУТЕМАС (Высшие художественно-театральные мастерские) на живописный факультет. Был артистом Музыкального театра Немировича-Данченко, Московского художественного академического театра. Играл на сцене, исполнял острохарактерные роли, и… развлекал коллег своими выступлениями с куклами.
Позже стал с куклами выходить на эстраду – сначала с номером, потом – с отделением, а потом и с целой программой. К середине 1930-х годов Образцов становится популярным артистом эстрады. Известность получил как создатель пародийного жанра «романсов с куклами».
В сентябре 1931 года Образцов стал художественным руководителем только что созданного Государственного центрального театра кукол, которым руководил более 60-ти лет, до конца жизни. За 60 лет работы в театре им было поставлено более 70 спектаклей для детей и взрослых. Поставленные им спектакли: «Необыкновенный концерт», «Божественная комедия», «Дон Жуан», «По щучьему велению» и др. вошли в золотой фонд отечественного и мирового театрального искусства, до сих пор идут на сцене театра кукол. Вел педагогическую работу, был профессором ГИТИСа. Работал в кино как сценарист и режиссер, является создатель жанра документального киномонолога. Среди фильмов: «Удивительное рядом», «Кинокамера обвиняет», «Невероятная правда», «Кому он нужен, этот Васька!». Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 июля 1971 года за выдающиеся заслуги в развитии советского театрального искусства и в связи с 70-летием Образцову Сергею Владимировичу присвоено звание Героя Социалистического труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Имя Образцова присвоено Государственному академическому Центральному театру кукол. В 2006 году рядом с театром установлен памятник. В доме, где жил и работал С.В.Образцов открыт Музей-квартира. Сергей Образцов скончался 8 марта 1992 года.

Кликните на фото для просмотра Фото к статье: 2

Внимание,

для выполнения этого действия вам нужно войти или зарегистрироваться. В этом случае история ваших комментариев сохраняется в личном кабинете

Пройдя несложную регистрацию, Вы сможете самостоятельно размещать на портале свои фотографии, статьи, любимую музыку, коллекции, отправлять сообщения другим зарегистрированным пользователям, вести блог.

Пользователи всех стран, соединяйтесь!