Руководства, Инструкции, Бланки

Инструкция По Эксплуатации Трактора Мтз-80 img-1

Инструкция По Эксплуатации Трактора Мтз-80

Рейтинг: 4.7/5.0 (1803 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Скачать Руководство по ремонту трактора МТЗ-80 и МТЗ-82 1984, PDF, DjVu, DOC, RUS бесплатно

Скачать Руководство по ремонту трактора МТЗ-80 и МТЗ-82 [1984, PDF, DjVu, DOC, RUS] бесплатно.


В учебном пособии рассмотрены принципы работы, устройство и взаимодействие механизмов, агрегатов и систем тракторов МТЗ-80 и МТЗ-82, изложены основные правила их эксплуатации, даны рекомендации по техническому обслуживанию, регулировкам, выявлению и устранению неисправностей, технике безопасности. Второе (первое вышло в 1975 г.) издание отражает изменения, внесенные в конструкцию тракторов за истекший период.
Для подготовки трактористов-машинистов в средних СПТУ, а также может быть использовано при профессиональном обучении рабочих на производстве.
В книге даётся описание конструкции и правила эксплуатации наиболее массовых в нашей стране тракторов МТЗ-80 и МТЗ-82.

Год выпуска: 1984
Автор: под ред. Ксеневич И.П.
Жанр: Учебное пособие
Издательство: «Колос»
Формат: PDF/DjVu/DOC(полностью распознан)
Качество: Распознанный текст(OCR)
Количество страниц: 257
Язык: Русский
Размер: 76 MB

Введение 3
Глава I. Общие технические характеристики тракторов МТЗ-80 и МТЗ-82 5
§ 1. Основные сведения 5
§ 2. Технические характеристики тракторов МТЗ-80 и МТЗ-82. 8
Глава 2. Двигатель 13
§ 1. Общее устройство двигателя 13
§ 2. Блок цилиндров, головка цилиндров, картер 15
§ 3. Кривошипно-шатунный механизм 18
§ 4. Механизм газораспределения 22
§ 5. Смазочная система 28
§ 6. Система охлаждения 32
§ 7. Система питания 37
§ 8. Система пуска 52
Глава III. Трансмиссия 61
§ 1. Сцепление. привод заднего вала отбора мощности. понижающей редуктор 61
§ 2. Коробка передач 67
§ 3. Задний мост 72
§ 4. Задний вал отбора мощности 80
§ 5. Привод переднего ведущего моста трактора МТЗ-82 84
§ 6. Передний ведущий мост трактора МТЗ-82 94
Глава IV. Ходовая часть и рулевое управление 105
§ 1. Остов 105
§ 2. Передний мост 105
§ 3. Колеса и шины 107
§ 4. Рулевое управление 112
§ 5. Углы установки передних колес 124
§ 6. Регулировка колеи 125
Глава V. Гидравлическая навесная система 128
§ 1. Основные сведения 128
§ 2. Гидравлический насос 129
§ 3. Распределитель гидравлической системы 135
§ 4. Гидроувеличитель сцепного веса с гидроаккумулятором 142
§ 5. Силовое (позиционное) регулирование положения навесного орудия 149
§6. Силовые цилиндры 155
§ 7. Масляный бак и фильтр 158
§ 8. Запорное устройство и разрывная муфта 160
§ 9. Навесное устройство 162
§10. Механизм фиксации навесных машин 165
§11. Автоматическая сцепка СА-1 166
§ 12. Гидрофицированный прицепной крюк 168
| 13. Техническое обслуживание гидронавесной системы и механизма навески 170
Глава VI. Электрическое оборудование 172
§ 1. Основные сведения 172
§ 2. Аккумуляторная батарея 172
§ 3. Генератор 178
§ 4. Реле-регулятор 180
§ 5. Стартер 185
§6. Электрофакельный подогреватель дизеля Д-240 191
§ 7. Система зажигания пускового двигателя 192
§ 8. Приборы освещения, сигнализации, защиты, контроля и измерения. Электрическая проводка 196
Глава VII. Кабина, рабочее место, органы управления, оперение 206
§ 1. Кабина и рабочее место 206
§ 2. Органы управления и контрольные приборы 209
§ 3. Блок отопления и охлаждения кабины 210
§ 4. Оперение 212
Глава VIII. Основное и дополнительное рабочее оборудование 213
§ 1. Пневматическая система привода тормозов прицепов 213
§ 2. Буксирное устройство 224
§ 3. Ходоуменьшитель 225
§ 4. Боковой вал отбора мощности 227
§ 5. Приводной шкив 228
§ 6. Балластные грузы 229
§ 7. Полугусеничный ход 230
Глава IX. Эксплуатация трактора 232
§ 1. Обкатка трактора 232
§ 2. Пуск и остановка дизеля и трактора 233
§ 3. Техническое обслуживание тракторов 235
§ 4. Смазывание трактора 238
§ 5. Агрегатирование трактора с сельскохозяйственными машинами 242
§ 6. Основные правила техники безопасности при работе на тракторе 250

Скачать Тракторы МТЗ-80 и МТЗ-82 [1984, PDF, DjVu, DOC, RUS]

Другие статьи

МТЗ-80: технические характеристики

МТЗ-80: технические характеристики

Продукция, выпускаемая Минским Тракторным Заводом, на территории бывшего Советского Союза, уже не одно десятилетие является лидирующей на рынке различной сельскохозяйственной техники. Но неоспоримым флагманом и локомотивом на протяжении многих лет, остается универсально пропашной, легендарный трактор МТЗ-80 и его многочисленные модификации.

Чем же эта машина заслужила такую популярность? Ответ прост — это универсальность, невысокая стоимость, простота в обслуживании и ремонтопригодность. Именно совокупность этих факторов делает этот трактор столь привлекательным как для крупных, так и небольших фермерских хозяйств.

1. История создания МТЗ-80

Постановление о строительстве Минского тракторного завода подписал лично И. В. Сталин в 1946 году. На начальном этапе это должно было быть предприятие способное выпускать 50 машин на гусеничном ходу в сутки с дизелями мощностью 37 л. с. Начать производство планировалось в 1948 г.

Гусеничный КД-35 на МТЗ выпускался всего 9 месяцев, так как в том же 1948 г. минские конструкторы работали уже над своим первым универсально – пропашным колесным трактором. И вот 18 июля 1949 года, в торжественной обстановке из ворот цеха вышел первый, опытный колесный трактор, полностью заводской конструкции. В этом же году было выпущено еще несколько образцов, которые были подвергнуты длительным испытаниям.

Но решающей для завода стала дата 14 октября 1953 года, после испытаний и доработок с главного конвейера сошли первые МТЗ-1 и МТЗ-2 «Беларус». Это событие определило дальнейшую судьбу и основную специализацию завода.
Шли годы, завод совершенствовал существующие и разрабатывал новые модели. В 50-х годах выполнял правительственное задание по разработке и производству гусеничных трелевочных машин. Но работа над колесными тракторами не прекращалась.

МТЗ шел в ногу со временем и когда появлялась нужда в новой: более мощной, маневренной, более приспособленной под те или иные условия модели, завод тут же реагировал. Так, на свет появилась обширная линейка универсальных пропашных тракторов:

А в 1972 году завершились испытания МТЗ-80, этот трактор был разработан путем глубокой модернизации «пятидесятки» и стал по сути абсолютно новой машиной. Трактор получил новый дизель 80 л. с. а также массу других конструктивных изменений и доработок. Количество прицепного и навесного оборудования к трактору выросло до 230-и наименований, а транспортная скорость возросла до 35 км/ч.
В своей современной версии трактор МТЗ-80.1 выпускается и по сей день, спустя четыре десятка лет, на том же самом Минском тракторном заводе!

2. Технические характеристики трактора МТЗ-80:
    • Модель двигателя – Д-240
    • Тяговый класс — 1,4 т.
    • Мощность (Дизель) – 59 (80) кВт/л. с.
    • Количество передач вперед/назад – 18/4
    • Габариты трактора длина/ ширина/ высота – 3815/1970/2470 мм.
    • Колея по передним/задним колесам – 1200–1800/1350–2100 мм.
    • Масса — 3160 кг.
    • Диапазон скоростей – от 1,3 до 35 км/ч.
    • Агротехнический просвет – 470 мм.
    • Радиус поворота – 4,1 м.
2.1 Двигатель трактора МТЗ-80


Дизель Д-240. четырехтактный, четырехцилиндровый двигатель с водяным охлаждением, производства Минского тракторного завода. Рабочий объем цилиндров составил 4,75 л. При номинальной частоте вращения 2200 об. мин. этот двигатель развивает мощность в 80 л.с. Камера сгорания полураздельного типа.

Масса дизеля составляет 430 кг. Некоторые модификации предусматривают установку предпускового подогревателя ПЖБ-200Б.

Существует два варианта пуска двигателя: электростартерный, или с помощью пускового карбюраторного двигателя. Имеется блокировка пуска, на случай если трактор стоит на скорости.

Для того чтобы этот надежный двигатель вас не подводил и работал как часы, необходимо проводить технический осмотр и обслуживание каждые: 60, 240 и 960 моточасов. Полный перечень работ каждого ТО описан в инструкции по эксплуатации.

2.2 Коробка передач трактора МТЗ-80

Коробка передач на «Беларус» устанавливается механическая, девятиступенчатая с понижающим редуктором, это дает нам вместе с пониженными скоростями 18 передач вперед и 4 назад. Опционально устанавливается ходоуменьшитель, если того требуют условия выполняемых работ.

Если при работе коробки слышны стуки, которые исчезают на других передачах, это прямое свидетельство выкрашивания зубьев или усталостного разрушения отдельных шестерен.

Часть тракторов, старше 1985 года выпуска оснащались гидроупровляемой КПП с возможностью переключения скоростей под нагрузкой. На тракторах с такой коробкой можно включать любую из четырех передач, в пределах одного из 4-х диапазонов, не выключая при этом муфту сцепления. Задний мост снабжен функцией блокировки дифференциала. На тракторах старых моделей управление дифференциалом механическое, при помощи педали. На более свежих модификациях гидравлическое, с переключателем режимов на приборной панели.

Посторонние шумы в КПП и нагрев корпуса в отдельных участках, говорит о неисправности подшипников валов.

2.3 Инструкция по эксплуатации и техническому обслуживанию трактора МТЗ-80 3. Ходовая часть и управление трактором

Передний мост балансирный, имеет полужесткую подвеску, благодаря балансиру способен повторять неровности поверхности независимо от положения заднего моста и остова трактора. Задняя подвеска жесткая, колеса крепятся клеммовыми соединениями на ведущих осях, это позволяет менять ширину колеи бесступенчато, в диапазоне 1400–2100 мм. Передняя колея регулируется ступенчато, шаг составляет 100 мм. Тормоза дисковые.

«Беларус», в помощь водителю, оснащен гидравлическим усилителем руля. Принцип его работы примерно одинаков с работой ГУР любого автомобиля. Масляный насос создает в системе давление, а гидрораспределитель, получая сигнал от рулевого колеса при помощи карданных валов, направляет масло в одну из полостей гидроцилиндра

4. Кабина трактора МТЗ-80: обзор

Кабина на МТЗ-80 сварная, из тонколистовой стали. Внутренняя обшивка специальными материалами утепляет и шумоизалирует рабочее место тракториста. К остову трактора кабина крепится на четыре резиновых амортизатора, существенно смягчающих тряску и вибрацию.

Обзорность обеспечена хорошая, для очистки переднего и заднего окон в непогоду установлены стеклоочистители. Для естественного притока воздуха, крыша и заднее окно могут открываться и фиксироваться в открытом положении.

Для удобства, с обеих сторон кабины есть поручень и две ступеньки. Рулевая колонка имеет возможность регулирования в двух плоскостях. Наличие отопления делает кабину пригодной для круглогодичной работы. В современных моделях, опционально может быть установлен кондиционер.

Перед сиденьем находятся приборная панель и органы управления. Расположение органов управления принципиально не отличается от других тракторов. Классическое расположение педалей с раздельным тормозом, рычаги управления гидравликой справа от рулевой колонки, справа от сиденья рычаг включения ВОМ.

Для тракториста предусмотрено комфортное мягкое сиденье, с гидравлическим амортизатором либо торсионной подвеской. Регулируется сиденье в вертикальной и горизонтальной плоскости, а также можно менять наклон спинки и жесткость амортизатора.

В настоящее время в трактора данной модели устанавливаются более комфортные сиденья на пневмоподвеске, с современным дизайном.

5. Система навесного оборудования

«Беларус» оснащен трехточечной системой задней навески, классической компоновки, с двумя продольными и одной центральной тягами, раскосами и силовым цилиндром для подъема и опускания навески с оборудованием.

Для управления навеской, а также гидравликой навесного и прицепного оборудования трактор оснащен раздельно–агрегатной системой гидравлики, состоящей из шестеренчатого масляного насоса НШ-32 с приводом от двигателя, трехсекционного гидрораспределителя, одного или нескольких гидроцилиндров.

Существует огромное количество различного оборудования для тракторов этой модели, их перечисление займет уйму времени, так как еще в 70–80 годах количество наименований перевалило далеко за 200.

6. Модификации трактора МТЗ-80:

За долгие годы модернизаций, «Беларус» научили работать в самых разных сферах, с самыми разными, как навесными, так и прицепными агрегатами и оборудованием. Он стал в доску своим для фермеров, строителей, дорожников и коммунальщиков.

Рассмотрим некоторые модификации:

  • МТЗ-80 – базовая модель, с малой кабиной и задним приводом.
  • МТЗ-80.1 – задний привод и увеличенная кабина.
  • МТЗ-82/82.1 – полноприводная модель с малой/большой кабиной.
  • МТЗ-80Х/80ХМ – трехколесная модель, для возделывания хлопка, имел повышенный клиренс 650 мм. и дизелем Д-240Т мощностью 100 л.с.
  • МТЗ-80Л – лесохозяйственная модификация, работал на трелевке и восстановлении леса, противопожарных работах, отличался дизелем Д-243Л мощностью 60 л. с. немного сдвинутым вперед.
  • МТЗ-82К – полный привод, гидравлическая автоматическая система выравнивания и стабилизации остова трактора. В систему навески добавлены гидроцилиндры, для стабилизации навесного оборудования. Мог работать на крутых склонах, уклон, которых мог достигать 20 градусов.

Трактор МТЗ 80.1

7. Опыт эксплуатации трактора МТЗ-80 «Беларус»

По эксплуатации трактора «Беларус» накоплен колоссальный опыт практически все знаменитые модели тракторов советского периода, как, например Т-40 давно прекратил свое существование хоть и встречается повсеместно, по сути доживает свой век. А на Минском заводе сумели не только сохранить, но и продолжить развитие этого замечательного трактора, благодаря чему он и сегодня живее всех живых.

Рассмотрим плюсы и минусы тракторов МТЗ-80.

К явным достоинствам можно отнести:

  • Ремонтопригодность и обширную инфраструктурную сеть на всей территории СССР, а местами и за его пределами, с дилерскими центрами, фирменными магазинами запчастей. Поэтому у вас вряд ли будут проблемы с наличием запчастей или гарантийным обслуживанием.
  • Абсолютно все механизаторы знакомы с этой техникой, а значит проблем с кадрами не возникнет.
  • Огромный выбор навесного и прицепного оборудования.
  • Приемлемая цена в сравнении с конкурентами.
  • Тесная кабина на базовой модели, но эта проблема решена на МТЗ-80.1
  • Уступает в комфорте большинству иностранных аналогов, условия работы на «Беларусе» считаются спартанскими, не щадящими водителя. Но и в этом направлении в последние годы завод ведет интенсивную работу.

Но у каждого свой взгляд на вещи, разные приоритеты и требования, лучше почитаем что говорят об этом тракторе сами трактористы:

«Довелось отработать сезон в совхозе на этом тракторе, необходимых прав в наличии не было, собственно их никто и не спрашивал. Агрегат зверь, не едет – прет! Трогается в легкую с любой передачи. Запросто справляется с погрузчиком.

Трактор был стареньким, так что о комфорте не было и речи, на сиденье старого образца иной раз подкидывало так, что чуть не вылетал в окна которые полностью отсутствовали. Если говорить о «ломучести», машина переживет любой мерседес, а ремонтируется на раз-два на коленке, с помощью молотка и такой-то матери. В общем настоящий советский трактор!

Сколько работал горя не знал, в управлении легок, маневренный. На нем хоть в поле, хоть по лесу, ведет себя достойно. В обслуживании экономичный и донельзя простой. Довести бы до ума кабину и кондиционер поставить цены бы ему не было, а так в кабине пекло в жаркую погоду. Кто работал знает.»

«Свой трактор собрали с отцом буквально из металлолома! На все про все ушло чуть больше месяца. Трактор очень универсален, хорошо себя показал на самых разных работах. По мелочи ломается часто, что греха таить, но запчасти доступные и недорогие. На свой трактор поставили пневматическое сиденье, стартер на 24 в. чтобы зимой бодрее крутил. Установили магнитолу. В общем, машина огонь!»

8. Заключение

МТЗ-80 и его модификации стал самым массовым трактором в СССР, а позже на территории России и стран СНГ. В России доля рынка МТЗ в 2010–2013 предкризисных годах превышал 90% рынка! Хочется еще раз сказать спасибо Белоруссии и конкретно заводу МТЗ, за то, что в тяжелые времена сумели сохранить эту замечательную машину!

Купить «Беларус» как б/у, так и новый не составит труда, благо предложений хватает и цены вполне доступные.

Трактор 1985–1995 года выпуска в зависимости от состояния обойдется примерно 200–500 т.р.

Свежие 2014–2015 года МТЗ-82 в рублях будут стоить приблизительно 900 000–1 200 000.

Купить Книга Трактор МТЗ-80

Эти простые и надежные тракторы широко применялись еще в период советского сельского хозяйства, но, как ни удивительно, в наше динамичное время, когда колхозы давно сменились частными фермерствами, эта машина продолжает быть востребованной и нужной для выполнения самых разных сельскохозяйственных работ. Действительно, по сравнению с зарубежными аналогами наш трактор производства Минского тракторного завода отличается более демократичной стоимостью, он проверен десятилетиями, за время которых успел усовершенствоваться, так что вряд ли кто-то жалел о приобретении этой «рабочей лошадки». Конечно же, чтобы трактор работал безотказно и эффективно, а его водителю не приходилось переживать из-за вынужденных остановки вследствие неисправностей, лучше всего иметь под рукой хороший технический справочник по этой модели машин. Единственным и самым лучшим вариантом станет новое руководство по ремонту тракторов МТЗ-80/82 (Беларусь) от издательства «Украгрозапчасть» авторы которого как раз и специализируются на технике данного завода. Такая книга будет полезна и вызовет интерес как у профессиональных мастеров, занимающихся сельскохозяйственной техникой, так и у тех, кто каждый день «общается» с тракторами в процессе ведения собственного хозяйства.

Предлагаемое руководство по ремонту тракторов МТЗ-80/82 (Беларусь) представляет собой классический мануал, не уступающий по своему качеству даже таким крупным издательствам, как «За рулем» или «Легион-Автодата». Авторы книги прекрасно разбираются в своей теме, поэтому и для пользователя освоение всех 588 страниц (именно таков объем пособия) не пропадет даром. На страницах мануала вы увидите исчерпывающие сведения не только по починке сельскохозяйственных отечественных тракторов, но также информацию по правильному использованию, техническому обслуживанию и диагностике этих машин. Каждое важное замечание, положение или инструкция имеют наглядную опору в виде многочисленных рисунков и схем, за счет чего даже начинающий фермер сможет разобраться в данной модели и самостоятельно выполнять прикладные работы. Из этого пособия становится ясно, каковы правила техники безопасности при ремонте и управлении данным трактором, авторы приводят немало полезных советов для всех, кто сталкивается этой техникой напрямую. Не пропустите рассказ о том, как устроена машина, из каких элементов состоит трактор и как они взаимосвязаны между собой. Это поможет лучше понять и запомнить все, что предлагает нам инструкция по эксплуатации тракторов МТЗ-80/82 (Беларусь). Кроме того, в данном руководстве имеются данные по техобслуживанию тракторов, так что каждый рабочий выезд не будет сопровождаться какими-либо неожиданностями, трактор непременно справится со своими задачами.

Есть в предлагаемом пособии и все электросхемы тракторов МТЗ-80/82 (Беларусь) в несокращенном виде, что в разы облегчит работы с электроникой этих автомашин. И, пожалуй, главное достоинство этого справочника в том, что все вопросы ремонта на его страницах рассмотрены последовательно, четко, наглядно, так что любая неисправность трактора будет поправима даже вне мастерской, если у водителя есть при себе стандартные инструменты и этот справочник, следуя которому можно починить технику без лишних усилий.

Нормативные документы по эксплуатации трактора МТЗ 80 - ЖЕЛЕЗНЫЙ КОНЬ - портал о сельскохозяйственной технике, машинах и агрегатах

Нормативные документы по эксплуатации трактора МТЗ 80

Нормативные документы по эксплуатации трактора МТЗ 80

Указания по гигиене.

5.10.1. Кабину необходимо содержать в чистоте, наличие в кабине посторонних предметов недопустимо.

5.10.2. Ежедневно следует заполнять термос свежей чистой водой.

5.10.3. При минусовых и повышенных температурах необходимо использовать блок отопления и охлаждения воздуха кабины.

5.10.4. В аптечке трактора, помещённой в кабине, должны быть стерильные бинты, ватно-марлевый бинт (для бинтования при переломах и вывихах), йодная настойка, нашатырный спирт, борный вазелин, сода, валидол и анальгин в стандартной упаковке.

5.10.5. Сиденье должно быть отрегулировано в соответствии с весом и ростом тракториста и находиться в исправном состоянии.

__________________
Почётная профессия колхозный тракторист

Меры безопасности при хранении.

Меры безопасности при хранении.

5.9.1. При постановке тракторов на хранение, при осмотре и техническом обслуживании в период хранения и при снятии с хранения должно быть обеспечено выполнение соответствующих подразделов настоящего раздела 5 и раздела 12.

5.9.2. При хранении должны бьть приняты меры, предотвращающие опрокидывание и самопроизвольное смещение трактора. Трактор должен быть установлен на прочные, специально изготовленные подставки или козлы.

5.9.3. При мойке тракторов, нанесении антикоррозийных смазок, рабочие должны быть обеспечены фартуками, рукавицами и защитными очками, а также должны выполняться требования техники безопасности по ГОСТ 13168—69.

5.9.4. В местах хранения запрещается курение, разведение костров и выполнение работ, связанных с применением открытого огня.

__________________
Почётная профессия колхозный тракторист

Требования пожарной безопасности.

Требования пожарной безопасности.

5.8.1. Трактор должен быть оборудован противопожарным инвентарем: лопатой и огнетушителем ОУБ-3.

5.8.2. Места стоянки тракторов, хранения ГСМ должны быть опаханы полосой шириной не менее 3 м и обеспечены средствами пожаротушения. Курение в этих местах запрещается.

5.8.3. Заправка тракторов ГСМ должна производиться механизированным способом.

5.8.4. При необходимости проведения ремонта в полевых условиях с применением электрогазосварки детали и сборочные единицы должны быть предварительно очищены и промыты водой от растительных остатков.

5.8.5. Нельзя допускать загрязнения коллектора и глушителя пылью, топливом, соломой, сёном и т.д.

5.8.6. Не допускается наматывание соломы на вращающиеся части агрегатируемых с трактором машин.

5.8.7. Во время заправки ГСМ нельзя курить и пользоваться открытым огнем.

5.8.8. При промывке деталей и сборочных единиц керосином или бензином, необходимо принять меры, исключающие воспламенение паров промывочной жидкости.

5.8.9. Запрещается работа трактора без искрогасителя в пожароопасных местах.

5.8.10. Запрещается эксплуатация трактора в пожароопасных местах при снятом щитке на коллекторе и других защитных устройств с нагретых частей двигателя.

5.8.11. Запрещается пользоваться открытым пламенем для подогрева масла в поддоне двигателя и при заправке топливного бака.

5.8.12. В случае появления очага пламени, засыпьте его песком или накройте брезентом, мешковиной или другой плотной тканью. Используйте углекислотный огнетушитель. Не заливайте горящее топливо водой.

5.8.13. Следите за тем, чтобы во время работы двигателя вблизи выпускного коллектора и глушителя не было легковоспламеняющихся материалов.

5.8.14. При длительной стоянке должен быть выключен включатель «массы».

5.8.15. Выполняйте требования подраздела 5.3.5.

__________________
Почётная профессия колхозный тракторист

Общие положения по технике безопасности.

Общие положения по технике безопасности.

5.1.1. Строгое выполнение указаний мер безопасности обеспечивает полную безопасность работы на тракторе, а также повышает его надёжность и долговечность.

5.1.2. К работе на тракторе допускаются лица не моложе 17 лет, имеющие удостоверение на право управления трактором и прошедшие инструктаж по технике безопасности.

5.1.3. Работать разрешается на тракторе, только закрепленном за трактористом, временная работа на другом тракторе разрешается при соответствующем письменном разрешении.

5.1.4. Запрещается двухсменная непрерывная работа.

5.1.5. Запрещается работать на тракторе в состоянии хотя бы легкого опьянения.

5.2.1. При транспортировании трактора должны выполняться требования, изложенные в разделе 11 настоящего ТО.

5.2.2. При расконсервации трактора и узлов дополнительного оборудования выполняйте следующие требования: а) помещения, где производится расконсервация, должны быть оборудованы приточно-вытяжной вентиляцией и иметь в наличии необходимые средства пожаротушения; б) ванны для растворителей должны иметь плотно закрываемые крышки; в) использованную обтирочную ветошь, а также снятую промасленную бумагу складывать в металлические ящики с крышкой. В конце смены бумагу и ветошь уносить в специально отведенные места; г) в местах, где производится расконсервация, хранение и прием пищи запрещаются.

5.4.1. Изучите настоящее ТО по устройству и эксплуатации трактора.

5.4.2. Строго выполняйте указания, изложенные в разделе.

5.4.3. Подготовка трактора к работе, а также проведение операций по техническому обслуживанию, устранению неисправностей, очистке от грязи должна выполняться только при неработающем двигателе, а педали тормозов установлены на защёлку горного тормоза в заторможенном состоянии.

__________________
Почётная профессия колхозный тракторист

Требования к техническому состоянию трактора.

Требования к техническому состоянию трактора.

5.3.1. Трактор должен пройти обкатку согласно требованиям подраздела 6.11.

5.3.2. Трактор должен быть комплектным и технически исправным.

5.3.3. Левый и правый тормоз должны тормозить одновременно и обеспечивать полную остановку и неподвижность. Тормозная система должна обеспечивать остановку на сухой бетонированной дороге при торможении от начальной скорости 20 км/ч на пути: 6 м — без прицепа, 6,5 м — с одним прицепом.

5.3.4. Покрышки не должны иметь сквозных трещин и разрывов, а также полного износа рисунка протектора. Давление должно быть установлено согласно рекомендациям.

5.3.5. Электрооборудование должно быть исправным, а также исключать возможность искрообразования и утечек тока в проводах и клеммах, особенно вблизи нагретых частей и в местах, где возможно попадание на них масла и топлива.

5.3.6. Аккумуляторные батареи должны быть надёжно закреплены, закрыты крышкой и не иметь течи электролита.

5.3.7. Рычаги управления должны надёжно фиксироваться в соответствующих положениях.

5.3.8. Муфта сцепления должна обеспечивать полное выключение, плавное включение и при работе не пробуксовывать.

5.3.9. Рулевое управление должно быть в исправном состоянии: люфт рулевого колеса — не более 20° (при работающем двигателе), поворот рулевого колеса должен быть плавным при повороте от одного упора до другого.

5.3.10. Сходимость направляющих колес должна быть равной 4—8 мм, а ширина колеи установлена в соответствии с рекомендациями.

5.3.11. Стекла кабины не должны иметь трещин и затемнений, ухудшающих видимость.

5.3.12. Стеклоочистители должны обеспечить полную очистку стекла.

5.3.13. Замки дверей должны быть исправными.

5.3.14. Щиток контрольно-измерительных приборов должен быть освещён.

5.3.15. На полу кабины должен быть резиновый коврик.

5.3.16. В топливной системе не должно быть подтека топлива, а в других местах масла и воды.

5.3.17. Пусковой шнур для ручного запуска пускового двигателя должен иметь рукоятку. Нельзя наматывать шнур на руку.

5.3.18. Механизм задней навески и гидросистема должны быть исправны и отрегулированы в соответствии с требованиями. Самопроизвольное опускание механизма навески не допускается. Отверстия в прицепной серьге не должны быть овальными. Прицепная вилка должна крепиться в поперечине двумя штырями. Штыри и шкворень должны быть надёжно зашплинтованы.

5.3.19. Карданные валы должны быть ограждены защитными кожухами.

5.3.20. Проверка технического состояния тракторов и контрольно-измерительных приборов должна производиться своевременно при проведении ТО.

__________________
Почётная профессия колхозный тракторист

Меры безопасности при работе трактора.

Меры безопасности при работе трактора.

5.5.1. Перед запуском двигателя рычаг КПП установите в нейтральное положение. Муфта сцепления должна быть выключена.

5.5.2. Во время запуска не должно быть людей под трактором (и под агрегатируемой с ним машиной), а также сзади и впереди от них, между трактором и соединённой с ним машиной.

5.5.3. Перед началом движения подать сигнал и только после этого плавно начать движение.

5.5.4. Наличие в кабине постороннего лица при работе трактора категорически запрещается.

5.5.5. Следите за показаниями контрольных приборов и их исправностью. Не рекомендуется работать на тракторе с неисправными приборами.

5.5.6. Не допускается дымление двигателя и значительное падение оборотов от перегрузки.

5.5.7. В случае аварии или чрезмерного увеличения частоты вращения коленвала двигателя следует немедленно выключить подачу топлива и потянуть на себя кнопку аварийной остановки двигателя.

5.5.8. Не прикладывайте больших усилий при пользовании рычагом переключения передач. Передачи включайте при полностью выключенной муфте сцепления и пониженных оборотах двигателя лёгким толчком.

5.5.9. Независимый привод заднего ВОМ необходимо включать при неработающем двигателе или на минимальных оборотах, синхронный привод — при выключенной муфте сцепления.

5.5.10. При работе трактора без использования заднего ВОМ поводок включения привода и рычаг управления должны быть установлены соответственно в нейтральное и выключенное положения.

5.5.11. Для предотвращения поломок хвостовика ВОМ после отсоединения прицепной или навесной сельскохозяйственной машины, работающей от ВОМ, карданный вал привода должен быть снят, а хвостовик ВОМ закрыт защитным колпаком.

5.5.12. Запрещается устанавливать рычаг распределителя в положение «принудительное опускание» для опускания орудий.

5.5.13. При переездах с орудием, поднятым в транспортное положение, не допускайте опускания орудия. Для устранения опускания необходимо рукоятку ГСВ устанавливать в положение «заперто», если этого недостаточно, следует ослабить накидную гайку запорного устройства основного цилиндра.

5.5.14. По условиям безопасности движение трактора (а также трактора в агрегате с навешенными или прицепленными машинами) по скользким дорогам с включенной автоматической блокировкой дифференциала не допускается на скорости, превышающей 10 км/ч (2,778 м/с).

5.5.15. Прицепка к трактору и навеска сельскохозяйственных машин и орудий на трактор должны производиться лицами, обслуживающими данную машину. Прицепщик, навешивающий машину, должен стоять в стороне до полной остановки трактора и начать сцепку (навеску) только после сигнала тракториста.

5.5.16. С наступлением темноты включить освещение, работать без освещения или с неисправным освещением запрещается.

5.5.17. Запрещается производить очистку, смазку, ремонт и регулировку машин во время движения трактора, с включенным ВОМ и работающим двигателем.

5.5.18. При поднятой навешенной машине повороты должны выполняться плавно. В пределах досягаемости навесной машины не должно быть людей и различных препятствий.

5.5.19. Опускать навесную машину в рабочее положение можно после того, когда закончен поворот тракторного агрегата; поднимать машину в транспортное положение можно только при прямолинейном движении.

5.5.20. При выполнении работ транспортными агрегатами колонной интервал между ними должен быть не менее 30—40 метров.

5.5.21. Переезд через канавы, бугры и другие препятствия выполняйте под прямым углом на малой скорости.

5.5.22. При временном отсутствии тракториста трактор надо остановить, рычаг КПП перевести в нейтральное положение, муфту оставить во включенном состоянии, сблокированные тормоза затормозить и поставить на защёлку горного тормоза.

5.5.23. Перед началом работы выявите наличие на поле валунов, ям и других препятствий, которые могут привести к опрокидыванию трактора.

5.5.24. Допускается работа трактора на участках, крутизна которых не превышает 8—9°, при большей крутизне трактор должен быть дооборудован специальными приспособлениями. Работа на гористых участках с крутыми склонами в ночное время не допускается.

5.5.25. На участках полей и дорог, над которыми проходят электрические провода, работа и проезд тракторных агрегатов разрешаются в том случае, если расстояние от наивысшей точки тракторного агрегата или груза на транспортных средствах до проводов равно или более следующих значений:

5.5.26. При появлении неисправности трактор должен быть немедленно остановлен до устранения неисправности.

5.5.27. При работе трактора в агрегате с различными по назначению машинами и орудиями следует дополнительно соблюдать специфические условия техники безопасности, изложенные в инструкции по эксплуатации этих машин и орудий.

__________________
Почётная профессия колхозный тракторист

Меры безопасности при выполнении транспортных работ.

Меры безопасности при выполнении транспортных работ.

5.6.1. При выполнении транспортных работ необходимо строго соблюдать «Правила дорожного движения», устанавливающие порядок дорожного движения на территории России.

5.6.2. Использовать тракторы на транспортных работах разрешается трактористам, имеющим стаж работы на тракторе не менее двух лет и сдавшим экзамены по «Правилам дорожного движения».

5.6.3. Агрегатируемые с трактором прицепы должны иметь исправную тормозную систему, обеспечивающую: а) торможение прицепа на ходу; б) включение тормоза при отрыве прицепа от трактора; в) удержание прицепа при стоянке на склонах; г) предупреждение толкающего действия прицепа на трактор при резком изменении скорости движения. Прицеп должен быть соединён с трактором страховой цепью.

5.6.4. Перевозка людей на прицепах запрещена.

5.6.5. При работе трактора с гидрофицированным прицепным крюком во избежание расцепки трактора с прицепом или поломок, ось крюка должна быть зафиксирована механическим захватом.

5.6.6. Перед началом работы необходимо включить компрессор и проверить состояние пневматического привода к тормозам, давление воздуха в системе. При обнаружении неисправностей устранить их.

5.6.7. Система освещения, сигнализации и техническое состояние трактора и прицепа должны быть исправны, педали тормозов должны быть сблокированы.

5.6.8. Скорость движения на поворотах дорог не должна превышать 5 км/ч, а при скользкой дороге 2—3 км/ч. Съезд с горы производится только на I или II передачах. Нельзя переключать передачи на крутых подъемах и спусках. Скорость движения на подъездных путях и проездах должна быть не более 10 км/ч, а в производственных помещениях не более 2 км/ч.

5.6.9. Ширина колеи должна быть равной 1800 мм.

5.6.10. При нагрузке (разгрузке) прицепа трактор должен быть надёжно заторможен, сблокированные тормоза заторможены и установлены на защёлку горного тормоза. В зимних условиях двигатель можно не глушить, но при этом должна быть обеспечена невозможность самопроизвольного перемещения трактора и прицепа.

5.6.11. Преодоление водной переправы вброд должно производиться только после тщательной подготовки и проверки маршрута движения. Допускается преодоление брода глубиной до 0,85 метра.

5.6.12. Место переправы по льду должно быть обследовано, иметь удобные и пологие спуски на лед, хорошее сопряжение льда с берегом, иметь ровный и надёжный по прочности ледяной покров. Трасса должна быть обозначена вехами. Толщина льда должна быть выбрана согласно действующим нормам. Скорость движения на ледяной переправе должна быть не выше 10 км/ч. На тракторе может быть только водитель. Водитель должен ехать с открытыми дверцами кабины.

__________________
Почётная профессия колхозный тракторист

Меры безопасности при техническом обслуживании.

Меры безопасности при техническом обслуживании.

5.7.1. Операции технического обслуживания должны выполняться только при неработающем двигателе и выключенном ВОМ, навешенные машины и орудия должны быть опущены, педали тормозов установлены на защёлку горного тормоза в заторможенном состоянии.

5.7.2. При подъёме трактора надо пользоваться надёжными домкратами и после подъема под ось переднего моста, полуоси задних колес или базовые детали остова трактора необходимо подставить подкладки и упоры, исключающие падение и перекатывание трактора.

5.7.3. Необходимо строго соблюдать требования по технике безопасности при пользовании подъёмно-транспортными устройствами.

5.7.4. При осмотре объектов контроля и регулирования используют переносную лампу напряжением не более 36 В. Лампа должна быть защищена проволочной сеткой.

5.7.5. Инструмент и приспособления для технического обслуживания должны быть исправными, соответствовать своему назначению и обеспечить безопасность выполнения работ.

5.7.6. Накачивать шины без периодической проверки давления в процессе накачки запрещается.

5.7.7. При техническом обслуживании аккумуляторных батарей необходимо: а) избегать попадания на руки электролита; б) батареи очищать в рукавицах обтирочным материалом, смоченным в растворе аммиака (нашатырного спирта); в) при недостатке в аккумуляторах электролита доливать в них только дистиллированную воду; г) запрещается проверку степени заряженности батарей производить путем короткого замыкания клемм; д) запрещается пользоваться открытым огнем при проверке уровня электролита.

5.7.8. Во избежание ожогов необходимо соблюдать осторожность при открывании пробки водяного радиатора и при спуске горячей воды из системы охлаждения и масла из картера двигателя.

5.7.9. При установке пружины механизма управления задним ВОМ, во избежание травмирования необходимо строго выполнять указания. Монтаж и демонтаж двигателя необходимо производить при помощи троса, закреплённого к имеющимся на двигателе рым-болтам.

5.7.11. Необходимо проявлять осторожность при разборке гидроаккумулятора, так как при сборке пружина гидроаккумулятора предварительно сжата усилием 200 кгс (2000 Н).

5.7.12. Все ремонтные работы, связанные с применением электросварки непосредственно на тракторе, необходимо выполнять при выключенном включателе «массы».

www.tractor-center.ru (URL на модерации)

__________________
Почётная профессия колхозный тракторист