Руководства, Инструкции, Бланки

Как Понять Акварель Руководство Для Тех Кто Хочет Стать Мастером img-1

Как Понять Акварель Руководство Для Тех Кто Хочет Стать Мастером

Рейтинг: 4.8/5.0 (1811 проголосовавших)

Категория: Руководства

Описание

Универсальная электронная библиотека

В книге «Как понять акварель» известный художник и опытный преподаватель Том Хоффманн раскрывает тайны акварельной живописи. Автор делится профессиональными хитростями, подробно освещая взаимосвязь между цветом, тоном, влажностью и композицией. Это пособие поможет и новичкам, и опытным художникам усовершенствовать свою технику и найти баланс между осторожностью и риском. Ведь именно это – самые важные навыки акварелиста и признак мастерства.

На русском языке публикуется впервые.

С акварели часто начинают те, кто берет в руки кисть впервые. Причин тому несколько. Акварельные рисунки выглядят спонтанными, и кажется, что писать их несложно. Все принадлежности для акварельной живописи гораздо проще собрать и взять с собой, чем, скажем, полный набор инструментов для акрила или масла. Наконец, сама краска – просто чудо: богатая на оттенки, полупрозрачная, передающая игру света. Кроме того, она быстро высыхает: раз – и рисунок готов! Все это делает акварель крайне привлекательной. Неудивительно, что практически каждый однажды попробовал свои силы в акварельной живописи.

Тогда почему же столь многие потенциальные акварелисты через какое-то время сдаются и переходят на рисование непрозрачными красками, такими как акрил и масло?

Ответ заключается в том, что те же свойства, благодаря которым акварель стала столь популярной, в то же время делают ее непредсказуемой и нетерпимой к ошибкам. Начинающий художник вскоре обнаруживает, что быстро высыхающая прозрачная краска ничего не скрывает. Неуверенные мазки и попытки что-либо исправить всегда будут видны. То, что на первый взгляд казалось столь простым и непринужденным, на самом деле требует тщательного планирования или фантастического везения.

При работе с непрозрачной краской вы можете в любой момент сделать мазок «на пробу», чтобы посмотреть, как это будет выглядеть. Если не понравится – можно соскоблить краску и положить ее как-то иначе. С акварелью все обстоит ровно наоборот: обратного пути нет. Неудивительно, что многих это отпугивает. Но не забывайте, что у художника, пишущего маслом или акрилом, тоже далеко не все получается с первого раза. Под каждой законченной картиной скрывается шесть-семь неудачных попыток. Единственное отличие для нас, акварелистов, состоит в том, что для каждой попытки нужен новый лист бумаги. Страшно ли это? Смиритесь с тем, что вам придется использовать много бумаги и, раз уж об этом зашла речь, качественной бумаги. На правильной бумаге вы гораздо быстрее добьетесь хороших результатов.

Другие статьи

Том Хоффманн

Том Хоффманн | Как понять акварель. Руководство для тех, кто хочет стать мастером (2016) [EPUB] Автор: Том Хоффманн
Издательство: Манн, Иванов и Фербер
ISBN: 978-5-00100-183-6
Серия: МИФ. Творчество
Жанр: Живопись
Формат: EPUB
Качество: Изначально электронное (ebook)
Иллюстрации: Цветные и черно-белые

Описание:
Красота акварельной живописи - в просвечивающих слоях, в легкости мазка и прозрачной размывке. Бывает трудно добиться на практике того, что дает акварельным рисункам их неповторимую красоту.

В этом пособии известный художник и опытный преподаватель Том Хоффманн раскрывает тайны акварельной живописи и делится профессиональными хитростями, подробно освещая взаимосвязь между цветом, тоном, влажностью и композицией. Эти знания помогут вам усовершенствовать собственную технику.

Хоффманн учит писать акварелью, используя проверенную временем методологию и уникальный авторский прием постановки вопросов. Опираясь на этот метод, вы научитесь в нужные моменты ставить правильные вопросы и находить на них ответы. Книга "Акварельная живопись" служит для развития базовых навыков.

Распознавать то, что не следует рисовать;

Понимать и контролировать влажность;

Использовать возможности цвета;

Интуитивно намечать композицию;

Предугадывать, что произойдет, когда кисть коснется листа;

Понимать, когда картина закончена.

Хоффманн предлагает подробные инструкции и пошаговые иллюстрации процесса создания акварельного рисунка. В качестве примеров приведены вдохновляющие картины художников разных времен, таких как Джон Сингер Сарджент, Огден Плейсснер, Джордж Пост, Эмиль Коса-мл. Мэри Уайт, Трэвор Чемберлен, Ларс Лерин, Торгейр Шельберг, Пит Лап, Лесли Фронц и Альваро Кастаньет. Эта книга поможет и новичкам, и опытным мастерам найти баланс между осторожностью и риском, а это и есть самое важное для акварелиста.

От автора
В магазинах полно книг про акварельную живопись, отвечающих на вопрос "как это сделать?" и сосредоточенных в основном на технике письма. После 40 лет работы с акварелью я убежден, что техника - не самое сложное. Настоящее мастерство заключается в том, чтобы понимать, что и в какой момент времени нужно сделать.

Для того чтобы написать акварель, нужно интерпретировать реальность в контексте отмывок и мазков. В процессе работы эта интерпретация развивается и вы принимаете определенные решения относительно тона, влажности, композиции и цвета. Акварель прозрачна, и конечная работа станет визуальной фиксацией ваших решений. Поэтому очень важно принимать их осознанно.

Перед тем, как отправиться на пленэр, я должен убедиться, что взял все необходимые материалы: бумагу, кисти, воду, краски, доску для рисования. Проверяем! Аналогичным образом перед тем, как кисть коснется бумаги, я пробегаюсь по списку с вопросами. По каждой из четырех акварельных переменных есть вопросы, на которые нужно ответить заранее. Тень от ствола дерева получится достаточно правдоподобной, если я заранее решил, какого она будет цвета, насколько темная, какой у нее характер границ и где я хочу ее разместить. Цвет, тон, влажность и композиция. Проверяем!

Если я не знаю ответы на базовые вопросы, мои мазки кистью будут слишком осторожными, и это помешает текучей и прозрачной краске полностью раскрыть свой потенциал. А для меня нет ничего более важного, чем красота краски как таковой. Развитие осознанного подхода в работе приведет к уверенному наложению краски, что станет основой для бесстрашной работы с акварелью.

Для кого эта книга
Всем, кому интересна непослушная, но такая завораживающая, богатая на оттенки, полупрозрачная, передающая игру света акварель.


Время раздачи: C 13:00 до 21:00 (до появления первых 3-5 скачавших)

Том Хоффманн - Как понять акварель

Мы рады Вас приветствовать на нашем сайте! Электронная библиотека современного книголюба содержит десятки тысяч книг, многие из которых мечтает иметь в своей домашней библиотеке каждый книголюб. Они пробудят воспоминания далекого детства и унесут Вас в сказочный мир фантастических приключений. Некоторые произведения давно не переиздавались и найти их в бумажном варианте довольно сложно. К счастью электронные книги и планшетные компьютеры уже давно перестали быть диковинкой. Вы всегда можете воспользоваться нашим сайтом, найти и скачать нужные Вам электронные книги бесплатно и без регистрации введя автора, название книги или имя полюбившегося героя в строку поиска. На нашем сайте для ознакомления можнобесплатно скачатькниги в электронных форматах fb2, epub, pdf, rtf, txt, читать онлайн или купить лицензионные электронные книги. Наш сайт постоянно развивается и пополняется. Надеюсь, Вы станете нашим постоянным посетителем.

В книге «Как понять акварель» известный художник и опытный преподаватель Том Хоффманн раскрывает тайны акварельной живописи. Автор делится профессиональными хитростями, подробно освещая взаимосвязь между цветом, тоном, влажностью и композицией. Это пособие поможет и новичкам, и опытным художникам усовершенствовать свою технику и найти баланс между осторожностью и риском. Ведь именно это – самые важные навыки акварелиста и признак мастерства.

С этой книгой читают:

Оставьте свой комментарий Комментарии
  • Комментарии не найдены
Закрепленные Понравившиеся

Том Хоффманн - Как понять акварель. Руководство для тех, кто хочет стать мастером в формате fb2 или прочитать эту книгу онлайн можно здесь.

Читать книгу Как понять акварель

Текст книги "Как понять акварель. Руководство для тех, кто хочет стать мастером - Том Хоффманн "

АКВАРЕЛЬ НА БУМАГЕ

Идея создать пособие по акварельной живописи возникла благодаря моим ученикам. И они же меня вдохновляли на осуществление этого замысла. Спасибо вам за то, что вы всегда готовы дерзнуть и открыть что-то новое.

Спасибо моим учителям – Дугласу Джонсу и Карлу Шмальцу. Сорок лет назад вы снарядили меня в путь, который в итоге привел к публикации этой книги.

Спасибо Синтии Хиббард, талантливому акварелисту и вдумчивому читателю, за бесценные советы, которые помогли убрать лишнюю «воду».

Спасибо Гэри Фэйгину и Памеле Белия, которые постоянно поддерживали идею этого проекта. Спасибо за то, что создали в Художественной школе Гейдж благоприятные условия для появления общества акварелистов.

Огромное спасибо моим коллегам Митчеллу Альбале и Сюзанне Брукер, которые помогали мне с подготовкой рукописи.

Спасибо Элисон Хагге, моему чуткому и терпеливому редактору.

Также благодарю всех художников, чьи работы обогатили эту книгу. Я остаюсь в тени вашего таланта.

Особая благодарность – моей жене Эйлин, которая всегда была мостиком, соединяющим меня с остальным миром; и нашим сыновьям Гасу и Кэлу, которые верят в меня и честно говорят то, что думают.

ТОМ ХОФФМАНН. НОВЫЙ ГОД (фрагмент). 2010

АКВАРЕЛЬ НА БУМАГЕ

Введение
Учимся понимать акварель

ТОМ ХОФФМАНН. БЕЗ НАС. 2010

АКВАРЕЛЬ НА БУМАГЕ ГОРЯЧЕГО ПРЕССОВАНИЯ ARCHES

Заливка и мазки краски становятся самостоятельным предметом изображения, поэтому акварель заставляет художника искать баланс между формой и содержанием.

С акварели часто начинают те, кто берет в руки кисть впервые. Причин тому несколько. Акварельные рисунки выглядят спонтанными, и кажется, что писать их несложно. Все принадлежности для акварельной живописи гораздо проще собрать и взять с собой, чем, скажем, полный набор инструментов для акрила или масла. Наконец, сама краска – просто чудо: богатая на оттенки, полупрозрачная, передающая игру света. Кроме того, она быстро высыхает: раз – и рисунок готов! Все это делает акварель крайне привлекательной. Неудивительно, что практически каждый однажды попробовал свои силы в акварельной живописи.

Тогда почему же столь многие потенциальные акварелисты через какое-то время сдаются и переходят на рисование непрозрачными красками, такими как акрил и масло?

Ответ заключается в том, что те же свойства, благодаря которым акварель стала столь популярной, в то же время делают ее непредсказуемой и нетерпимой к ошибкам. Начинающий художник вскоре обнаруживает, что быстро высыхающая прозрачная краска ничего не скрывает. Неуверенные мазки и попытки что-либо исправить всегда будут видны. То, что на первый взгляд казалось столь простым и непринужденным, на самом деле требует тщательного планирования или фантастического везения.

При работе с непрозрачной краской вы можете в любой момент сделать мазок «на пробу», чтобы посмотреть, как это будет выглядеть. Если не понравится – можно соскоблить краску и положить ее как-то иначе. С акварелью все обстоит ровно наоборот: обратного пути нет. Неудивительно, что многих это отпугивает. Но не забывайте, что у художника, пишущего маслом или акрилом, тоже далеко не все получается с первого раза. Под каждой законченной картиной скрывается шесть-семь неудачных попыток. Единственное отличие для нас, акварелистов, состоит в том, что для каждой попытки нужен новый лист бумаги. Страшно ли это? Смиритесь с тем, что вам придется использовать много бумаги и, раз уж об этом зашла речь, качественной бумаги. На правильной бумаге вы гораздо быстрее добьетесь хороших результатов.

Эта книга научит вас извлекать уроки из своих ошибок. То, что они будут, подразумевается с самого начала. Воспринимайте их как новые возможности – и будете совершенствоваться гораздо быстрей. Научиться рассматривать поставленную задачу относительно акварельных переменных – лишь полдороги к ее решению. Чтобы продвигаться дальше, придется рисковать.

Преодолеть страх перед акварелью можно благодаря пониманию (в определенных пределах) того, что произойдет, когда кисть коснется бумаги. Чем шире пределы приемлемых для вас результатов, тем свободнее кисть. Конечно, бывает, что удачная картина «написалась сама». Однако гораздо чаще за смелым, летящим мазком стоят долгая практика и четкий замысел.

Хорошая новость: вам не придется каждый раз начинать с нуля. Навыки постепенно закрепляются, и через некоторое время вы начнете применять их автоматически. Например, ограничение тонального ряда на рисунке «Без нас» отделило фон от среднего плана. После того как вы несколько раз успешно примените эту стратегию, она станет одним из ваших привычных инструментов.

Накопите достаточное количество отработанных приемов – и вскоре большинство решений вы будете принимать до того, как коснетесь кистью листа. Может показаться, что опытный художник пишет как бог на душу положит, однако на самом деле его творческий процесс – это цепочка решений, основанных на долгих годах вдумчивой работы.

Распространенное заблуждение о том, что сияющая акварель должна течь свободно, как река вдохновения, на деле приводит к разочарованиям и раздражению. Музыкант-виртуоз по-прежнему должен каждый день играть гаммы. Неожиданные удачи случаются, но не стоит на них рассчитывать. Пишите с размахом, но не давайте маху.

На картинах, которые восхищают меня больше всего, текучая природа акварели раскрывается в полной мере. Работая над ними, художник не контролировал каждый миллиметр, однако это решение он принял заранее. Каждый мазок был сделан сознательно и не потребовал исправлений. Вдумчивый подход придает уверенности руке, а это, в свою очередь, создает то самое ощущение легкости и простоты акварельных рисунков.

В процессе рисования приходится постоянно перебирать возможные варианты: какую кисть использовать, в каком направлении делать мазки, насколько насыщенным сделать цвет и насколько размыть края, передать ли предмет единым контуром и так далее. Список может показаться бесконечным, но в действительности он сводится к четырем основным переменным: тон, влажность, цвет и композиция. Практически любая проблема выбора касается одной из них. Четыре – это не так много. Вы можете изучить варианты, которые дает каждая переменная, по отдельности. Ваш рисунок вовсе не обязательно получится либо строгим и формальным, либо текучим и бесформенным. Художник может сознательно делать выбор и использовать основной инструментарий без потери сочности акварельных рисунков.

ТОМ ХОФФМАНН. ДВОРИК ДЖИММИ. 2007

АКВАРЕЛЬ НА БУМАГЕ ГОРЯЧЕГО ПРЕССОВАНИЯ ARCHES

В этом городском пейзаже все четыре переменные – тон, влажность, цвет и композиция – работают на то, чтобы разграничить фон и средний план.

Проанализируем пространство на картине «Дворик Джимми». Фон – мешанина очертаний, которые легко бы могли вторгнуться на средний план. Рассмотрим каждую из четырех переменных и определим, как она помогает удержать фон на заднем плане.

ТОН. Очертания на заднем плане относительно светлые по сравнению со всем, что находится перед ними: автомобилями, столбом, листьями и зданием.

ВЛАЖНОСТЬ. Края силуэтов, составляющих фон, довольно сильно размыты, они сливаются, тогда как контур предметов на среднем плане обозначен четко.

ЦВЕТ. Весь фон объединяет светло-голубая отмывка, сделанная первым слоем.

КОМПОЗИЦИЯ. Столб и темный автомобиль на среднем плане создают своего рода барьер между фоном и передним планом. Листья и фиолетовое здание перекрывают фон, не оставляя сомнений в расположении предметов.

Технические навыки, позволяющие «подчинить» акварель, описаны во многих хороших учебниках. В этой книге упор делается не на технику, а на осознание и понимание работы с материалом. Безусловно, художник должен знать, как создать нейтральную, теплую или градуированную отмывку. Однако он также должен уметь определить, когда она будет уместна, а для этого нужны иные навыки.

Вы выбираете предмет изображения и располагаетесь перед ним со всем инструментарием. Но с чего начать? Следует ли написать сначала первый план, а затем фон или наоборот? Или же стоит в первую очередь изобразить то, что больше всего привлекло вас в этой сцене? Но как тогда расставить акценты, если остальное еще не написано? Когда у вас столько возможностей, а с мольберта смотрит чистый лист довольно дорогой бумаги, возникает соблазн бросить все и пойти вздремнуть.

Художнику не следует писать наугад. Началу работы должны предшествовать несколько подготовительных шагов, которые позволят понять базовую структуру изображения и четко наметить для себя то, что должно оставаться неизменным вне зависимости от того, куда заведет вас ваша манера письма. Лишь тогда вы сможете передать желаемый образ посредством языка акварели.

Чтобы разобраться в том, что нужно изобразить обязательно, а что можно опустить, мы опираемся на логику перехода от общего к частному. Например, кирпичная стена – это в первую очередь красный прямоугольник. Имея в своем распоряжении этот базовый элемент, мы можем решать, в какой степени хотим дополнить его видимыми нам деталями (прорисовать отдельные кирпичи). Таким образом, крупные элементы, из которых складывается цельная картина, можно наметить на первом слое в виде простых, примерных силуэтов. Фактуры и детали усложняют изображение, их лучше добавить в последующих слоях.

Когда мы видим, как кто-то действует по-настоящему уверенно, будь то спортсмен на соревнованиях или художник в студии, нам кажется, что исполнение дается им легко. И действительно, если все вопросы о каждом движении были сняты заранее, приходит легкость. Сложность состоит в том, чтобы вовремя ставить эти вопросы.

Эта книга предлагает серию вопросов, которые помогут научиться следующему:

• переводить образ на язык акварели;

• распознавать то, что не следует рисовать;

• использовать возможности цвета;

• интуитивно намечать композицию;

• стать собственным учителем.

Привычка принимать взвешенные решения невероятно важна в любом творческом процессе. Однако она не может снять все риски при письме акварелью. В работе с текучей краской всегда будет элемент неожиданности, и это прекрасно. По мере того как развивается ваша техника и понимание процесса, вы будете все дальше выходить за рамки, позволяя краске вести себя так, как ей хочется. При этом все чаще результат будет вас радовать. Я называю это «расширением стандартов»: по мере того как художник находит общий язык с краской, определение «совершенства» становится все более гибким.

ДЖОЗЕФИЯ ЛЕМОН. УТРЕННИЙ СВЕТ В КАМЕРРЕЕ. 2010

АКВАРЕЛЬ НА БУМАГЕ

По сравнению со средним и особенно с первым планом на заднем плане уменьшается разрыв между самым темным и самым светлым пятном (иными словами, сужается тональный ряд). Так создается иллюзия большого открытого пространства.

ТОМ ХОФФМАНН. МЫС УОТМОУ. 2011

АКВАРЕЛЬ НА БУМАГЕ ГОРЯЧЕГО ПРЕССОВАНИЯ ARCHES

Летним днем, в половине четвертого пополудни игра света и тени на отвесной скале кажется физически осязаемой. Я решил отойти от скрупулезной точности и написал этот пейзаж простыми мазками, чтобы с первого взгляда можно было получить о нем представление.

Глава 1
Переводим натуру на язык акварели

ЛАРС ЛЕРИН. ОПЕРА. 2010

АКВАРЕЛЬ НА БУМАГЕ

Оперный театр кисти Ларса Лерина выглядит по-настоящему грандиозным. Парадокс заключается в том, что ощущения роскоши и величия Лерин добивается, сознательно ограничивая почти все акварельные переменные: композиция симметрична, в палитре всего три цвета, большинство очертаний – четкие. Однако же в том, что касается тона, художник дает себе волю. Самые темные участки никогда не черные – они остаются полными цвета. Светлых пятен совсем немного, и весь зал кажется раззолоченной пещерой, озаренной одним слабым светильником.

Многие начинающие художники в первую очередь задаются вопросом «что нарисовать?». Иногда на меня находит желание что-то написать, но предмет изображения еще не выбран. Тогда я могу отправиться в знакомое место, например на рыбацкий причал, где что-то наверняка меня «зацепит». Но, пока я не увижу будущий предмет изображения своими глазами, я не пойму, что хочу написать именно его.

Зачастую такие целенаправленные прогулки не менее приятны, чем то, что за ними следует: собственно процесс нанесения краски на бумагу. Поиски предмета изображения – это переход от повседневной жизни, привычного мира «содержания» к более богатому миру «чистых форм». Процесс рисования – это постоянное движение между этими двумя мирами, а готовая картина, если она удалась, – соединяющий их мостик.

Далеко не все, что мы видим, подходит для художественной реализации. Однако если я буду слишком много над этим думать, то отвергну один предмет как слишком традиционный, другой – как слишком сложный, третий – как слишком красивый или слишком уродливый и так далее. Такая избирательность вскоре приведет к отравляющей мысли, что выбирать нужно то, что будет хорошо продаваться. И если я подумал об этом – все, конец, можно собираться и ехать домой. Гораздо лучше наслаждаться прогулкой и верить в то, что хороший предмет для изображения найдется сам.

Пытаясь уловить то, что просится быть нарисованным, я становлюсь менее зашоренным и «слушаю глазами». Если я задамся целью написать картину, которая победит на выставке, то наверняка нарисую то, что мне уже хорошо удается. Это по-своему ценный опыт, однако гораздо лучше, когда природа сама мне подсказывает, что написать в тот или иной день.

Живопись, как я понял со временем, – лучшая связь с окружающим миром. Для того чтобы суметь изящно рассказать о каком-либо месте на языке мазков и цветовых пятен, мы должны как следует его изучить. Это чувство уюта в ранее незнакомой обстановке – на мой взгляд, самое ценное в живописи. Поэтому я так легко вверяю себя воле окружающего мира и надеюсь, что впоследствии кто-то захочет посмотреть на результат. Живопись – нечто большее, чем способ подзаработать, иначе я занимался бы чем-то другим.

ТОМ ХОФФМАНН. МОКРАЯ ДОРОГА. 2008

АКВАРЕЛЬ НА БУМАГЕ ГОРЯЧЕГО ПРЕССОВАНИЯ ARCHES

В тот день мы собирались поехать на этюды. Дождь спутал наши планы, однако я уже успел переключиться с восприятия содержания на восприятие формы. В результате эта повседневная сцена оказалась достойным предметом изображения.

Сосредоточьтесь на предмете изображения

Выбрав предмет изображения, спросите себя: «Что именно в нем меня привлекает?» Разобраться в причинах – первое, что следует сделать перед тем, как приступить к работе. Перед тем как принимать решения о том, как писать, нужно сосредоточиться на том, почему я хочу это сделать. Подумайте об этом – и тогда то, что привлекло вас изначально, гарантированно станет частью готовой работы.

Ключевые составляющие объекта для рисования могут быть как визуальными, так и эмоциональными. Например, когда я решил написать женский монастырь в Оахаке мне сразу стало ясно, что контраст света и тени, а также соседство непритязательного здания с богато украшенным – ключевые визуальные элементы сюжета. Однако меня также поразило спокойствие и достоинство, которыми веяло от пейзажа, и поэтому нужно было найти способ запечатлеть и эти нематериальные аспекты.

Изучите формальные и эмоциональные аспекты предмета изображения

Здесь основные формальные аспекты – контраст темных и светлых фигур, гладкой стены и изысканной архитектуры арки. Также меня привлекла основательность старых монастырских построек. Эту эмоциональную составляющую трудно объяснить с точки зрения формы. Являются ли эмоции неотъемлемым элементом композиции? И как сделать так, чтобы они стали частью картины?

Мы на удивление легко забываем даже то, что бросается в глаза. Чтобы удержать в голове главное, можно произнести это вслух или записать. Акварель слишком непредсказуема для нашего мозга. Я рекомендую сопровождать эскизы заметками.

Определив освещение как ключевой элемент будущей картины, я подумал, что конвертация фотографии в черно-белую поможет лучше понять роль тона. Хотя цвет помогает передать игру света, хорошую иллюзию создает именно тон.

Определите соотношение тона основных фигур

Перевод цветной фотографии в черно-белую помогает определить разницу в тоне. Небо темнее освещенного солнцем здания, но светлее остающегося в тени. А что можно сказать о тенях на освещенном здании? Что светлее них? Что темнее?

На нашем изображении лишь несколько основных форм, и тонов для создания правдоподобного освещения потребуется также немного. Посмотрите на эскиз ниже. Тональная схема здесь упрощена до трех составляющих: белого, среднего серого и черного. Это позволяет определить, где нужна детализация и нужна ли она вообще.

Разберите освещение на эскизе в трех тонах

Что думаете? Даже по этому примитивному рисунку можно сказать, что светит солнце. Я успокоился, когда понял, насколько легко оказалось передать яркий свет. Дальше я писал с уверенностью, что сумею добиться нужного освещения без необходимости корпеть над мелкими деталями на изукрашенной арке.

Я с облегчением понял, что относительно точный тональный строй поможет мне добиться нужного эффекта на готовой картине.

Мне также стало ясно, что другой контраст – противопоставление простого и сложного – сохранится, если не вырисовывать темное здание слишком детально или светлое – слишком схематично. Я увидел, что намеченное одной только заливкой темное здание уже имеет искомую простоту, зрителю будет достаточно лишь скользнуть по нему взглядом, не «собирая» его по частям.

Я решил, что будет достаточно объединяющей заливки (фиолетовой) и смягчения контуров элементов внутри крупной формы. Завершенная картина представлена ниже.

ТОМ ХОФФМАНН. ПРАЧЕЧНАЯ. 2010

АКВАРЕЛЬ НА БУМАГЕ ГОРЯЧЕГО ПРЕССОВАНИЯ ARCHES

Контраст, которого я хотел добиться, получается благодаря большой темной тени. Ее тон и более холодный цвет противопоставлены ярко освещенной арке, простота формы сохраняется за счет размытости контура. Поразмыслив, я понял, что для усиления атмосферы спокойствия следовало четче обрисовать место действия: например, показать землю, на которой стоят здания. Наверное, надо снова там побывать!

Сопоставляем результат с замыслом

Что должно быть реализовано на картине? Именно то, что изначально вас заинтересовало и привлекло к тому или иному объекту.

Я хотел запечатлеть глубокий контраст между светлыми и темными архитектурными элементами. В затененном здании нет ничего ярче, чем светлые пятна первого плана, точно так же в освещенной солнцем постройке нет ничего, что было бы темнее фона. В этом смысле я достиг своей цели. Но я также хотел передать контраст от соседства простой постройки с декорированной. Я мог бы более тщательно прорисовать архитектурные детали здания на первом плане, но рассказанная история уже показалась мне цельной.

Я позаботился и о нематериальном – о спокойствии и достоинстве. Мне гораздо больше нравится работать с натуры, чем по фотографии, – так я вернее передам на картине свои впечатления. Кроме того, работать на свежем воздухе гораздо приятней, чем в студии.

Я вовсе не утверждаю, что написанные в студии работы в принципе не могут передать атмосферу места. То, что мы чувствуем, можно до определенной степени осмыслить и понять с точки зрения акварельных переменных. Цвет, тон, влажность и композиция, безусловно, повлияют на настроение картины. Вы можете перебрать множество возможных вариантов, делая быстрые эскизы или зарисовки. Некоторые сочетания можно прикинуть в уме. Например, подумать о том, как вертикальное или горизонтальное расположение листа повлияет на впечатление от картины.

В целом, однако, я считаю, что особую атмосферу места невозможно передать умышленно. Ни планирование, ни анализ не помогут художнику добиться того эффекта, чтобы при взгляде на картину зрители переносились в миры, на ней изображенные. Это происходит лишь тогда, когда сам художник в процессе творчества полностью погружается в создаваемые им миры и не отвлекается ни на что иное.

Может быть, именно поэтому меня так раздражает слово «поймать» в применении к живописи. Наверняка вы слышали что-то вроде «В своей акварели художник поймал этот момент…», «Ускользающий свет навечно пойман…», «Несколькими штрихами художник поймал характер человека». Неужели мы – пираты, которые только и могут, что поймать, пытать, продать за выкуп? Мне гораздо больше импонирует мысль о живописи как о воплощении. Воплощение – намного более цивилизованное занятие.

Представленный фрагмент произведения размещен по согласованию с распространителем легального контента ООО "ЛитРес" (не более 20% исходного текста). Если вы считаете, что размещение материала нарушает ваши или чьи-либо права, то сообщите нам об этом .

Читаешь книги? Зарабатывай на этом!

Пиши комментарии, отзывы на книги и получай по 7 рублей за комментарий.

1. Комментарии/отзывы длиной не менее 30 слов.
2. Текст должен быть уникальным. Проверять можно приложением или в онлайн сервисах .
Уникальность должна быть от 85% и выше.
3. В тексте не должно быть нецензурной лексики и грамматических ошибок.
4. Оставлять более трех комментариев подряд к одной и той же книге запрещается.
5. Комментарии нужно оставлять на странице книги в форме для комментариев (для этого нужно будет зарегистрироваться на сайте SV Kament или войти с помощью одного из своих профилей в соц. сетях).

1. Оплата после 10 комментариев.
2. Оплата производится на кошельки Webmoney, Яндекс.Деньги, счет мобильного телефона.
3. Подсчет количества Ваших комментариев производится нашими администраторами (вы сообщаете нам ваш ник или имя, под которым публикуете комментарии).

1. Комментируйте новые книги (2015/2016 года издания).
2. Постоянные и активные комментаторы будут поощряться дополнительными выплатами.
3. Общение по всем возникающим вопросам, заказ выплат и подсчет кол-ва ваших комментариев будет происходить в нашей VK группе iknigi_net

Пишите администратору группы - Сергею Макарову - написать

Том Хоффманн: Как понять акварель

Том Хоффманн:
Как понять акварель. Руководство для тех, кто хочет стать мастером

Обложка книги. Твёрдый переплёт.

Красота акварельной живописи знакома нам всем - это лёгкие просвечивающие слои, воздушность, особое настроение. Книги с акварельными иллюстрациями мы все любим с детства. Так рисовать - настоящая мечта практически у всех, кто так или иначе рисует. Но писать акварелью могут немногие, она с трудом поддаётся пониманию, и добиться на практике того, что придаёт акварельным рисункам их неповторимую красоту, трудно.

Представляем вашему вниманию одну из лучших книг по акварели. которая поможет вам начать и совершенствоваться. Том Хоффманн: Как понять акварель. Руководство для тех, кто хочет стать мастером. Эта книга может стать вашим единственным руководством по акварели: другие книги после неё на данную тему вам, скорее всего, уже не понадобятся.

Процессы, описанные в книге, помогут вам начать рисовать акварелью "уверенными мазками" - это суть обучения Тома. Даже если основные ваши материалы - масло и пастель, эта книга окажется очень полезной в плане всего, что касается вопросов нанесения любой краски на поверхность .

Это провокационный, немного дерзкий, вдумчивый и вдохновенный рассказ об акварели. Книга наполнена красивыми картинами автора и других замечательных художников-акварелистов, которые наглядно иллюстрируют каждую тему. Голос автора повествует достаточно неформально, словно сидишь с ним за чашкой кофе, но он строг в том, что касается художественных вопросов: он заставит вас стать лучше. Это книга, которую можно читать снова и снова. потому что каждый раз вы будете открывать ещё один слой, которого не увидели сразу; вы сможете посмотреть на своё искусство ясными глазами и определить, куда двигаться дальше. Это прекрасное руководство для любого художника. Эта книга стоит вашего времени и денег.

Учимся понимать акварель.

Иронический юмор Хоффманна и личный тон, не нравоучительный, делают эту книгу очень приятной для чтения. Он пишет из опыта своего собственного обучения и никоим образом не подразумевает, что он лучше, чем кто-либо другой - важно только то, что он имеет большой опыт в живописи и преподавании. Например, он включает и примеры своих неудачных акварелей, чтобы показать, что ему знакомы все те же проблемы, что и любому из нас. Он ведёт читателя по пути познания, не предполагая, что это легко.

Это не книга с ответами и пошаговыми рецептами. Это больше похоже на книгу вопросов: какие важные решения художники могут принять, чтобы помочь себе начать рисовать? Суть заключается в том, что человек должен знать ответы на эти вопросы до того. как кисть коснётся бумаги.

Хоффманн прекрасно описывает процесс создания предварительных эскизов и повторное тестирование. Эти упражнения позволяют художнику пройти сквозь обычные проблемы. Делая осознанный выбор, вы уменьшаете риск переутомления и вероятность успеха повышается - вы учитесь наносить уверенные штрихи. которые дают пути для самоутверждения в живописи естественно и красиво.

Книга поможет вам стать своим собственным учителем. предлагая список вопросов, которые можно использовать, чтобы запомнить ключевые моменты на всех этапах рисования. И в итоге мы сами будем экспертами своего собственного успеха.

Эту книгу, в отличие от большинства пособий по рисованию, приятно прочитать от корки до корки. Каждая страница предлагает важные маленькие решения, идеи, тонкости, ключевые моменты живописи, с мягким "едким" юмором. Хоффманн помогает увидеть работы в разных стилях, которые впечатляют очень по-разному, хотя все они - акварельные.

Простой формулы, как нарисовать хорошую картину, вы здесь не найдёте. Эта книга задаёт вопросы, исследует возможные ответы, и ожидает, что вы поставите свои вопросы сами найдёте свои ответы. Он не ведёт вас за руку, но книга даёт прекрасную основу для хорошо спланированной и продуманной акварели. Язык и примеры просты, поддерживается интересный рассказ, который ведёт сразу к делу, без лишних слов.

Эту книгу рекомендуется иметь каждому серьёзному акварелисту, а также тем, кто хочет улучшить свою работу путём тщательного рассмотрения каждого мазка, и начинающим. кто только задумывается об акварели. Она прекрасно подходит также и для подростков. кто учится рисованию в художественных школах: она действительно помогает. Книга написана так, что все тонкости легко понять, а заодно автор помогает нам также понять и самих себя .

Эта книга со временем станет настоящей классикой, она очень полезна.

Книга в России вышла в издательстве Манн, Иванов и Фербер летом 2016 года. Издание подарочного качества. Твёрдый переплёт, мелованная бумага, большой формат. Шёлковая ленточка-закладка.

  • Видеть слоями;
  • Определять тон;
  • Распознавать то, что не следует рисовать;
  • Понимать и контролировать влажность;
  • Использовать возможности цвета;
  • Интуитивно намечать композицию;
  • Предугадывать, что произойдёт, когда кисть коснется листа;
  • Понимать, когда картина закончена.

Техника, как говорит автор, не самое сложное. Настоящее мастерство заключается в том, чтобы понимать, что и в какой момент времени нужно сделать. Трудности у большинства начинающих акварелистов - в психологии, и её автор тоже касается.

Приготовьте материалы: бумагу, кисти, воду, краски (профессиональные. конечно), доску для рисования. Берите книгу - читайте и работайте. Перед тем, как кисть коснётся бумаги, пробегитесь по списку с вопросами, с которыми вы познакомитесь из этой книги. Тень от ствола дерева получится достаточно правдоподобной, если заранее решить, какого она будет цвета, насколько тёмная, какой у неё характер границ и где вы хотите её разместить. Цвет, тон, влажность и композиция. Проверяем!

Слишком осторожные мазки кисти мешают акварели - текучей и прозрачной краске - полностью раскрыть свой потенциал. В акварели же красота краски как таковой - самое главное. Со временем развитие осознанного подхода в работе приведёт к уверенному наложению краски. станет основой для смелой работы акварелью.

Непослушная, но такая завораживающая, богатая на оттенки, полупрозрачная, передающая игру света акварель стоит того, чтобы научиться ею владеть!

Об авторе

Том Хоффманн - художник и преподаватель живописи, работает с акварелью уже более 40 лет. Он получил степень бакалавра в Амхерстском колледже в США и окончил магистратуру Лондонского университета по специальности "Преподавание искусства". Его картины выставляются в Музее искусств Сиэтла, Художественном музее Фрай, Художественном музее Такома, Музее изящных искусств в Бостоне и в Арсенале Нью-Йорка.

Хоффманн ведёт три курса акварельной живописи в Художественной школе Гейдж в Сиэтле.

Смотрите страницы книги на фото .

Как научиться рисовать акварелью

Москва, МИФ, 2016.