Руководства, Инструкции, Бланки

Албан Инструкция img-1

Албан Инструкция

Рейтинг: 4.0/5.0 (1752 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Доктор Албан Бест Скачать

Думаю этого исполнителя представлять не нужно. Конечно, всем, кто помнит те шальные 90-е, когда «рухнул» железный занавес и в нашу страну повалили не только импортные товары, но и в большом количестве разная импортная музыка — сей альбом посвящается. Желающие могут немного поностальгировать, потому что музыка и песни этого шведского певца нигерийского происхождения была тогда очень популярной. Dr. Alban — The Best 2 CD Конечно же Доктора Албана знают в России многие.

Скачайте любой из 584 треков Dr. Alban бесплатно в mp3! 65 альбомов исполнителя для скачивания или прослушивания онлайн.

  • Dr. Alban — The Best 2 CD. Конечно же Доктора Албана знают в России многие. Но не многие знают например, что приставку Доктор к.
  • Док. Албан ( Dr. Alban, наст. имя Албан Нвапа) — шведский музыкант Самые популярные песни Dr. Alban. Скачать. 03:47 | 320 Кб/с. 8,66 Мб. It'S My Life.
  • Альбом "Look Who's Talking" ( Dr. Alban). Скачать песни в mp3 из альбома " Look Who's Talking" и слушать онлайн.
  • Исполнитель: Dr. Alban, Песня: Hurricane (Raggaton Mix), Формат: mp3 Бест -Музон Скачать mp3 Dr. Alban - Hurricane (Raggaton Mix).
  • Dr. Alban - One Love: нажмите, чтобы скачать клип бесплатно и без регистрации. Смотреть видео онлайн в хорошем качестве, скачать в HD формате.

Dr. Alban. It's My Life, Let the Beat Go On, One Love и другие. Открывайте новую музыку каждый день. Лента с персональными рекомендациями и.

Leave a Reply. Author

Write something about yourself. No need to be fancy, just an overview.

Archives Categories

Created with Weebly

Другие статьи

Скачать - Дискография (1990-2008) MP3 торрент

Dr.Alban - Дискография (1990-2008) MP3

Dr.Alban - Дискография
Год выпуска диска: 1990-2008
Жанр: Eurodance, Hip-hop, Reggae
Формат/Кодек: MP3
Битрейт аудио: 320 kbps
Продолжительность: 6:59:56

Dr.Alban - Hello Afrika - The Album (1990) (50:43)
1. Dr. Alban - Intro (0:17)
2. Dr. Alban - No Coke (6:43)
3. Dr. Alban - Groove Machine II (2:10)
4. Dr. Alban - Sweet Reggae Music (5:28)
5. Dr. Alban - China Man (5:06)
6. Dr. Alban - The Alban Prelude (1:36)
7. Dr. Alban - Hello Afrika (5:46)
8. Dr. Alban - Proud! (To Be Afrikan) (4:19)
9. Dr. Alban - Our Father (Pater Noster) (4:45)
10. Dr. Alban - U & Mi (3:48)
11. Dr. Alban - Hello Afrika (42 Street Mix) (6:23)
12. Dr. Alban - Thank You (4:22)

Dr.Alban - One Love - The Album (1992) (50:47)
1. Dr. Alban - Introduction (1:45)
2. Dr. Alban - It's My Life (4:03)
3. Dr. Alban - Sing Hallelujah! (Short) (4:02)
4. Dr. Alban - Groove Machine 4 (3:44)
5. Dr. Alban - Reggae Gone Ragga (4:04)
6. Dr. Alban - Cash Money (3:39)
7. Dr. Alban - One Love (5:30)
8. Dr. Alban - Om We Rembwe Ike (4:50)
9. Dr. Alban - Groove Machine 5 (4:48)
10. Dr. Alban - Mata Oh A Eh (4:32)
11. Dr. Alban - Roll Down Di Rubber Man (5:42)
12. Dr. Alban - It's My Life (Club Edit) (4:08)

Dr.Alban - Look Whos Talking - The Album (1994) (51:59)
1. Dr. Alban - Hard Pan Di Drums (6:24)
2. Dr. Alban - Look Who's Talking (3:16)
3. Dr. Alban - Free Up Soweto (3:26)
4. Dr. Alban - Away From Home (3:49)
5. Dr. Alban - Gimme Dat Lovin (4:09)
6. Dr. Alban - Let The Beat Go On (3:57)
7. Dr. Alban - Fire (3:45)
8. Dr. Alban - Home Sweet Home (3:15)
9. Dr. Alban - Go See The Dentist (4:40)
10. Dr. Alban - Sweet Little Girl (3:09)
11. Dr. Alban - Plastic Smile (3:46)
12. Dr. Alban - Awillawillawillahey (4:15)
13. Dr. Alban - Look Who's Talking (Stone's Radio) (4:08)

Dr.Alban - Born In Africa (1996) (54:56)
1. Dr. Alban - Born In Africa [Original Radio Version] (3:31)
2. Dr. Alban - Riddle Of Live (2:43)
3. Dr. Alban - Alabalaba [Woman's Sexy] (3:21)
4. Dr. Alban - Hallelujah Day (3:18)
5. Dr. Alban - Rock Steady [Pupulala] (4:18)
6. Dr. Alban - I Feel The Music (3:17)
7. Dr. Alban - Then I Fell In Love (3:11)
8. Dr. Alban - I Said It Once (4:07)
9. Dr. Alban - Rich Man/Poor Man (3:12)
10. Dr. Alban - This Time I'm Free (3:50)
11. Dr. Alban - So Long (3:40)
12. Dr. Alban - Feel Like Making Love (5:02)
13. Dr. Alban - Rock The Woman/Shake It [Todd Terry Mix] (3:31)
14. Dr. Alban - This Time I'm Free [Todd Terry Remix Edit] (4:17)
15. Dr. Alban - Born In Africa [Pierre J's Radio Remix] (3:40)

Dr.Alban - I Believe (1997) (59:00)
1. Dr. Alban - Intro (3:43)
2. Dr. Alban - Guess Who's Coming To Dinner (3:44)
3. Dr. Alban - Mr. DJ (3:40)
4. Dr. Alban - Soon Come (3:35)
5. Dr. Alban - Feel The Rhythm (4:20)
6. Dr. Alban - Enemies (3:35)
7. Dr. Alban - Long Time Ago (3:29)
8. Dr. Alban - I Believe (3:49)
9. Dr. Alban - Oh Baby (3:16)
10. Dr. Alban - Show Me (3:38)
11. Dr. Alban - Mountains (3:21)
12. Dr. Alban - Humpty Dumpty (2:35)
13. Dr. Alban - Love Affair (2:55)
14. Dr. Alban - Honey Bunny (3:20)
15. Dr. Alban - Ain't No Stopping (3:13)
16. Dr. Alban - Raggamuffin Girl (3:35)
17. Dr. Alban - Oh Baby (Sly & Robbie Mix) (3:12)

Dr.Alban - The Very Best Of 1990-1997 (1997) (1:11:30)
1. Dr. Alban - Hello Africa (Fast Blast Club Mix) (5:38)
2. Dr. Alban - Stop The Pollution (Album Version) (3:43)
3. Dr. Alban - U & Mi (Album Version) (3:47)
4. Dr. Alban - No Coke (7'' Mix) (3:44)
5. Dr. Alban - One Love (Radio Version) (4:14)
6. Dr. Alban - Sing Hallelujah! (Short) (4:02)
7. Dr. Alban - It's My Life (Radio Edit) (4:02)
8. Dr. Alban - Look Who's Talking (Long) (5:23)
9. Dr. Alban - Let The Beat Go On (Short) (4:05)
10. Dr. Alban - Away From Home (Short) (3:19)
11. Dr. Alban - This Time I'm Free (Credibility Mix) (3:51)
12. Dr. Alban - Hallelujah Day (Radio) (3:39)
13. Dr. Alban - Born In Africa (Original Radio Version) (3:30)
14. Dr. Alban - It's My Life (Sash! RMX) (3:50)
15. Dr. Alban - Sing Hallelujah! (DJ Steve Steve's Pizzi Edit) (4:09)
16. Dr. Alban - Hello Africa ('97 RMX) (6:39)
17. Dr. Alban - No Coke (Klanghouse RMX) (3:55)

Dr.Alban - Preion (2000) (39:15)
1. Dr. Alban - Because Of You (3:07)
2. Dr. Alban - What Do I Do (3:25)
3. Dr. Alban - I Like To Know (3:12)
4. Dr. Alban - Looking For Something (3:31)
5. Dr. Alban - Beautiful Day (3:13)
6. Dr. Alban - Talk About Love (3:29)
7. Dr. Alban - Rebel (3:37)
8. Dr. Alban - Born A Winner (2:52)
9. Dr. Alban - Telephone Love (2:52)
10. Dr. Alban - Get Up (3:04)
11. Dr. Alban - Fuel 4 Love (3:16)
12. Dr. Alban - The Answer (3:37)

Dr.Alban - Back To Basics (2008) (41:44)
1. Dr. Alban - Don't Joke With Fire (3:00)
2. Dr. Alban - Push It (3:14)
3. Dr. Alban - I Wanna Know (Feat. Efti) (3:06)
4. Dr. Alban - Work Work (3:07)
5. Dr. Alban - Give Me Lovin (3:06)
6. Dr. Alban - Single Searching (3:21)
7. Dr. Alban - The One (3:01)
8. Dr. Alban - Habibi (Melissa Feat. Dr. Alban) (3:30)
9. Dr. Alban - Music In Me (3:11)
10. Dr. Alban - Don't Joke With Fire (Alternative Mix) (3:09)
11. Dr. Alban - Push It (Ragga Dub Mix) (3:12)
12. Dr. Alban - Work Work (Africa Recall Mix) (2:57)
13. Dr. Alban - Work Work (Moos Power Remix) (3:50)

Dr.Alban - Дискография (1990-2008) MP3

Албан инструкция

Dr. Alban

Hello Afrika - 1990


01. Intro
02. No Coke
03. Groove Machine II
04. Sweet Reggae Music
05. China Man
06. The Alban Prelude
07. Hello Afrika
08. Proud! (To Be Afrikan)
09. Our Father (Pater Noster)
10. U & Mi
11. Hello Afrika (42 Street Mix)
12. Thank You
Продолжительность: 00:50:47


01. Introduction
02. It's My Life
06. Sing Hallelujah! (Short)
04. Groove Machine 4
05. Reggae Gone Ragga
06. Cash Money
07. One Love
08. Om We Rembwe Ike
09. Groove Machine 5
10. Mata Oh A Eh
11. Roll Down Di Rubber Man
12. It's My Life (Club Edit)
Продолжительность: 00:50:50

Look Whos Talking – 1994


01. Hard Pan Di Drums
02. Look Who's Talking
03. Free Up Soweto
04. Away From Home
05. Gimme Dat Lovin
06. Let The Beat Go On
07. Fire
08. Home Sweet Home
09. Go See The Dentist
10. Sweet Little Girl
11. Plastic Smile
12. Awillawillawillahey
13. Look Who's Talking (Stone's Radio)
Продолжительность: 00:52:07

Born In Africa – 1996


01. Born In Africa [Original Radio Version]
02. Riddle Of Live
03. Alabalaba [Woman's Sexy]
04. Hallelujah Day
05. Rock Steady [Pupulala]
06. I Feel The Music
07. Then I Fell In Love
08. I Said It Once
09. Rich Man/Poor Man
10. This Time I'm Free
11. So Long
12. Feel Like Making Love
13. Rock The Woman/Shake It [Todd Terry Mix]
14. This Time I'm Free [Todd Terry Remix Edit]
15. Born In Africa [Pierre J's Radio Remix]
Продолжительность: 00:55:03

I Believe – 1997


01. Intro
02. Guess Who's Coming To Dinner
03. Mr. DJ
04. Soon Come
05. Feel The Rhythm
06. Enemies
07. Long Time Ago
08. I Believe
09. Oh Baby
10. Show Me
11. Mountains
12. Humpty Dumpty
13. Love Affair
14. Honey Bunny
15. Ain't No Stopping
16. Raggamuffin Girl
17. Oh Baby (Sly & Robbie Mix)
Продолжительность: 00:59:07

The Very Best Of 1990-1997 – 1997


01. Hello Africa (Fast Blast Club Mix)
02. Stop The Pollution (Album Version)
03. U & Mi (Album Version)
04. No Coke (7'' Mix)
05. One Love (Radio Version)
06. Sing Hallelujah! (Short)
07. It's My Life (Radio Edit)
08. Look Who's Talking (Long)
09. Let The Beat Go On (Short)
10. Away From Home (Short)
11. This Time I'm Free (Credibility Mix)
12. Hallelujah Day (Radio)
13. Born In Africa (Original Radio Version)
14. It's My Life (Sash! RMX)
15. Sing Hallelujah! (DJ Steve Steve's Pizzi Edit)
16. Hello Africa ('97 RMX)
17. No Coke (Klanghouse RMX)
Продолжительность: 01:11:38


01. Because Of You
02. What Do I Do
03. I Like To Know
04. Looking For Something
05. Beautiful Day
06. Talk About Love
07. Rebel
08. Born A Winner
09. Telephone Love
10. Get Up
11. Fuel 4 Love
12. The Answer
Продолжительность: 00:39:21

Back To Basics – 2008


01. Don't Joke With Fire
02. Push It
03. I Wanna Know (Feat. Efti)
04. Work Work
05. Give Me Lovin
06. Single Searching
07. The One
08. Habibi (Melissa Feat. Dr. Alban)
09. Music In Me
10. Don't Joke With Fire (Alternative Mix)
11. Push It (Ragga Dub Mix)
12. Work Work (Africa Recall Mix)
13. Work Work (Moos Power Remix)
Продолжительность: 00:41:51

Аудио: MP3, 320kbps
Продолжительность: 07:00:49

Скоро на сайте

Фантастические твари и где они обитают 2016 [Художественные Фильмы]

Вселенная Гарри Поттера ещё не поведала о некоторых исторических личностях, повлиявших на магическую историю. Пришло время посмотреть на страницы истории и узнать автора приключенческой книги, обретав

Джек Ричер 2: Никогда не возвращайся 2016 [Художественные Фильмы]

Джек Ричер принимает решение вновь посетить Вирджинию и, пользуясь, случаем, выразить благодарность коллеге Сьюзан Тернер, которая однажды спасла его от серьезных проблем. Но даже в этом тихом местеч

Доктор Стрэндж 2016 [Художественные Фильмы]

Страшная автокатастрофа унесла не только жизнь беременной жены талантливого хирурга Стефана Стрэнджа, но и лишила его уникального дара. Руки врача утратили чувствительность, что сделало проведение опе

© katushka.net 2007-2016
Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц моложе 18 лет
Page generated in 0.009900 seconds with 6 queries (80.01% PHP / 19.99% MySQL)

Святой Албан Веруламский

Святой Албан Веруламский

Через 284 года после воплощения Иисуса Христа язычник Диоклетиан был избран императором всей Римской империи. В течение 20 лет он правил как жестокий тиран, убивал и приказывал убивать христиан везде, где их только можно было найти. Наиболее жестокими были гонения 303-305 годов. Свирепые гонения на христиан прокатились по всей территории Римской империи, достигнув и далекой Англии. К тому времени в других землях уже многие мученики отдали свои жизни за исповедание Христа.

Первым в Британии положил жизнь свою за Господа славный мученик Албан (память 22 июня / 5 июля). Одним из первых святого Албана упоминает святитель Венанций Фортунат из Пуатье († 605) в своей «Похвале девам», где перечисляет мучеников, пришедших к Господу со всего света: «Славный Албан, плодородной Британии житель». О широком почитании святого Албана в Галлии свидетельствует именно упоминание у святого Венанция Фортуната, ведь имени этого мученика нет ни в первой италийской, ни во второй галльской редакциях Мартиролога блаженного Иеронима. О мученичестве святого Албана подробно и наиболее достоверно повествуют великий английский святой, историк и ученый преподобный Беда Достопочтенный (673-735, память 25 мая / 7 июня) в своей книге «Церковная история английского народа», написанной в 731 году, а также церковный писатель аббат Эльфрик Эйншемский (955-1020) в сочинении под названием «Страдания святого Албана, первомученика Британии», написанной в 1000 году. Существовали также «Страсти святого Албана», приписываемые святому Гильдасу Мудрому (VI в.). Эльфрик, чьи творения являются вполне авторитетными, в своем повествовании, в основном, ориентировался на труд преподобного Беды. Уже есть перевод с латыни на современный английский язык версии жития святого Албана, написанного Эльфриком.

Вот что пишут о страданиях святого Албана преподобный Беда и Эльфрик.

Примерно к 305 году кровавые гонения нечестивого императора Диоклетиана достигли Британии, и убийцы с неистовой жестокостью ловили и хватали христиан повсюду, где только могли. Одному священнику удалось убежать от гонителей. На своем пути он увидел дом, в котором жил человек по имени Албан, и постучал в дверь, надеясь получить убежище от жестоких преследователей. Хотя Албан тогда еще не был просвещен святым крещением, он впустил священника к себе в дом и позволил ему остаться. Мы знаем о жизни Албана до его страданий только то, что он был воином и, скорее всего, кельтом, хотя некоторые ученые предполагают, что он был римлянином (его имя происходит от латинского слова albus - белый).

Спасенный священник ежедневно вычитывал все службы, пел церковные песнопения, молился день и ночь и строго постился. Он регулярно наставлял Албана в истинной вере и рассказывал ему о Боге, пока тот, просвещенный благодатью Божией, не отверг тьму язычества и не уверовал во Христа, приняв крещение и став преданным христианином.

Недолго прожил этот клирик у святого мученика. Вскоре до нечестивого правителя той области дошел слух, что христианский священник нашел приют в доме Албана. Разгневавшись, правитель велел своим людям тотчас привести к себе служителя Христова и подвергнуть казни. Как только посланники подошли к дому Албана, он переоделся в одежды священника, не желая предавать его в руки гонителей, и вышел им навстречу, выдавая себя за него. Албана тут же связали и повели к злобному судье, который именно в тот момент возносил жертвы своим «богам», то есть демонам.

Увидев храброго мученика, судья пришел в бешенство, так как понял, что его соотечественник прятал у себя дома сбежавшего от казни священника, да еще и сам решил принять смерть вместо него. Судья приказал, чтобы Албана подвели к изображениям языческих идолов, а когда это выполнили, предупредил святого мученика, что тот понесет суровое наказание вместо священника, которого прятал у себя дома, если немедленно не отречется от своей веры и не поклонится языческим богам. Однако мученик, вооруженный с помощью Божией на духовную брань, не убоялся этих угроз. Он ответил, что не собирается ни исполнять приказания судьи, ни кланяться бездушным идолам. Судья спросил у него: «Из какой ты семьи, и каково твое положение в обществе?» Албан ответил нечестивцу: «Какое тебе дело до того, из какой я семьи? Если хочешь узнать правду, то скажу тебе, что я христианин и всегда буду служить одному Христу - единому истинному Богу». - «Скажи мне, наконец, свое имя», - потребовал судья. Храбрый воин Христов ответил ему: «Мое имя Албан, и я верую в Христа и Спасителя - истинного Бога, создавшего весь мир и все, что в нем есть. Ему я молюсь и Его буду превозносить вовек». Судья сказал святому мученику: «Если ты хочешь иметь блаженство вечной жизни, то немедленно принеси жертву нашим великим богам». На это Албан ответил: «Твои жертвы приносятся не богам, а настоящим демонам, и они никогда не помогут тебе. Но в качестве воздаяния за жертвы демонам ты получишь вечное наказание в геенне огненной». Услышав такой ответ, судья пришел в ярость и велел бичевать святого, думая, что тот ослабеет, потеряет твердость духа и обратится к языческой вере. Но мученик Христов, укрепляемый Господом, переносил удары терпеливо, как будто это происходило не с ним, и благодарил Бога за то, что Он удостоил его пострадать за Него. Судья понял, что не сможет силой заставить Албана отречься от Христа, и повелел казнить мученика.

Язычники повели святого к месту казни, чтобы обезглавить. Но когда они проходили мост через реку, то вынуждены были остановиться, так как великое множество людей - мужчин и женщин, пришедших по промыслу Божию посмотреть на дивного мученика Албана, - заполнило мост. Нечестивый и кровожадный судья остался один в городе до самого вечера, не имея ни слуг, ни помощников, постясь против своей воли.

Желая скорее пострадать за Христа, святой Албан, не имея возможности перейти мост, спустился к реке и обратил свой взор к небу в молитве. Внезапно воды реки расступились, обнажив дно, и перед Албаном появилась дорога на другой берег, о чем он и просил Господа. Палач, который должен был обезглавить Албана, был так поражен увиденным чудом, что немедленно бросил меч. Он побежал вслед за Албаном и, как только они перешли реку, пал к его ногам и признался, что хотел бы скорее умереть вместе с ним, чем предавать его смерти. Теперь бывшего палача и мученика, которого он должен был обезглавить, объединяла святая вера.

Неподалеку находился пологий холм, украшенный дивными цветами. По словам преподобного Беды, «давно он готовил свою красу к тому, чтобы принять кровь блаженного мученика». Беда Достопочтенный подробно описывает эту возвышенность, и из его описания видно, что это был, скорее всего, существующий и поныне Холмхерст-Хилл. Святой Албан быстро на него поднялся и в молитве попросил у Господа послать на этот холм воду. Тотчас источник брызнул у самых ног святого и потек вниз с холма, так что удивленный народ понял, что это чудо совершилось силой Божией по молитве Албана и что даже стихии слушаются угодников Божиих. Этот источник существовал долгое время и обладал целительной силой.

Святой Албан был обезглавлен на этом холме и получил мученический венец на небесах. Но палачу, исполнившему приговор, не довелось увидеть мертвое тело Албана, потому что его глаза вывалились из глазниц и упали на землю в один миг со святой главой мученика. Кстати, с тех пор этот эпизод часто изображался и изображается до сих пор многими живописцами.

Затем был убит и тот палач, который отказался казнить мученика. Имя его не сохранилось. Его тело упало рядом с телом святого Албана; этот бывший палач умер, уверовав в Бога и приняв крещение собственной кровью, душа его вознеслась в рай. Подобным образом в древней Церкви приняли крещение в собственной крови десятки тысяч мучеников.

Когда палачи возвратились к своему правителю, то рассказали ему о дивных чудесах, совершенных по молитвам святого Албана. Вскоре он прекратил преследования и впредь с уважением отзывался о пострадавших от его же рук святых мучениках, которых он так и не смог обратить в язычество никакими пытками. Что же касается нечестивого императора Диоклетиана, то он в 305 году оставил власть и, как свидетельствуют историки, покончил жизнь самоубийством около 313 года, не найдя в ней смысла.

Как пишет Эльфрик, «в период того же гонения, помимо святого мученика Албана, пострадали также святые мученики Юлий, Аарон и многие другие жены и мужи, претерпев многочисленные страдания и пытки за веру Христову». И добавляет, что мучениками за веру стали христиане из всех районов и концов Англии. «Когда гонения прекратились, - продолжает Эльфрик, - христиане вышли из лесов и других убежищ, где им приходилось прятаться. Они начали жить среди людей и постепенно возродили христианство: заново выстроили разрушенные церкви и жили в полном мире со всеми, пребывая в истинной вере. Они также построили на месте мучений святого Албана подобающую столь великому мученику церковь». О последнем свидетельствует и преподобный Беда: «Блаженный Албан пострадал… около города Верулам, который англы называют Верламакастир. Здесь, когда вернулись для христиан времена мира, была выстроена церковь дивной красоты в память о его мученичестве. И по сей день в том месте исцеляются больные и не перестают совершаться всяческие чудеса во славу Божию». Беда Достопочтенный упоминает, что место, на котором пострадал святой Албан, называлось Верулам (Verulamium). Это был крупный город, построенный римлянами, и Албан был его жителем. Так город назывался до 948 года, когда его переименовали в Сент-Олбанс - в честь святого Албана. Он носит это название и по сей день. Сент-Олбанс находится недалеко от Лондона, на западе графства Хертфордшир.

Эльфрик добавляет к своему повествованию ценный комментарий: «Это (основание церкви святого Албана. - Д.Л.) было до того, как предводители Хенгест и Хорза во время кровавой битвы разгромили бриттов. После этого христианская Церковь снова пришла в упадок, пока святой епископ Августин, ученик святого папы Григория Великого, не возродил ее». Действительно, Хенгест и Хорза помогали языческим германским племенам в завоевании Англии в 449 году, позже Церковь пришла в крайний упадок, и была в таком состоянии до тех пор, пока святитель Григорий Двоеслов, папа Римский, составитель литургии Преждеосвященных даров (540-604, память 12/25 марта), не организовал миссию из римских монахов во главе со святителем Августином Кентерберийским для просвещения страны в 597 году.

Некоторые ученые подвергают сомнению время, когда святой Албан принял мученическую смерть. Предполагают, что это могло случиться в период гонений императора Декия (249-251) или же Септимия Севера (ок. 210). Однако дата 305 год является традиционной, и до сих пор никому не удалось убедительно ее опровергнуть. Такие наиболее авторитетные историки, как святой Беда и святой Гильдас, называют именно 305 год.

Как уже упоминалось, мученик Албан был похоронен рядом с городом Веруламом, и на его могиле происходило много чудес и исцелений. Ко времени преподобного Беды над могилой мученика стояла большая церковь в память о нем. С раннего времени уже существовал и монастырь святого Албана в этом городе (точная дата и даже век, когда был основан первый монастырь, неизвестны). Предполагают, что святой Оффа, король Эссекса († 709, память 15 декабря), учредил или возобновил на этом месте бенедиктинский монастырь. История о том, что во время Оффы рака с мощами святого Албана таинственным образом пропала, а потом вдруг снова появилась (это будто бы и побудило короля основать монастырь), является не более чем легендой. Аббатство святого Албана было одним из самых состоятельных и известных в стране. После завоевания Англии норманнами в 1066 году и насильственного перевода страны в католицизм популярность монастыря святого Албана и раки с его мощами оставалась прежней. Только после Реформации XVI века монастырь закрыли, а монастырский собор-приорат стал англиканским кафедральным собором. Вскоре после Реформации и упразднения Генрихом VIII всех английских монастырей мощи святого Албана были увезены в Германию. Таким образом, необычайно красивая рака святого долгое время пустовала, но в 2002 году по милости Божией часть мощей святого Албана была привезена обратно в Сент-Олбанс из города Кёльна (где мощи хранились в течение нескольких столетий) и положена в раку. Сегодня англиканский собор и церковь аббатства в Сент-Олбансе являются центром активного паломничества.

А вот что пишет об аббатстве святого Албана современный автор и путешественник Дэрри Брэббс, изучающий английские монастыри и соборы: «Святой Албан был первым христианским мучеником в Англии, казненным римлянами за веру в начале IV века. Строений ранних монастырей, возведенных на месте мученичества святого Албана, не сохранилось, а внушительных размеров монастырская церковь, вокруг которой вырос город Сент-Олбанс, была основана первым норманнским аббатом Павлом Канским. Поскольку рядом не было источника для каменного материала, строители использовали кирпич от расположенного поблизости разрушенного римского города Верулама. Сент-Олбанс занимал высочайшее положение среди средневековых аббатств, и папа Адриан IV в 1154 году в своем постановлении провозгласил, что аббат монастыря Сент-Олбанс должен считаться старшим аббатом, носящим митру. Это понятно, потому что именно этот понтифик был единственным папой-англичанином за всю историю - его настоящее имя Николай Брейкспир, и он родился в 1100 году как раз в районе Сент-Олбанс. Церковь имеет длинный неф с двенадцатью пролетами, некоторые колонны нефа украшены недавно отреставрированной средневековой настенной живописью, помогающей смягчить норманнскую строгость. Средневековые изображения были перекрашены на деревянном потолке алтаря, они были отменным фоном для изящной каменной перегородки внизу. Реставрация XIX века во многом не пощадила первоначального облика здания… Работа великодушно финансировалась лордом Гримторпом, викторианским архитектором и юристом, но, к сожалению, он настоял на своих планах восстановительных работ аббатства».

Девять древних храмов в Англии были освящены в честь святого Албана. Фактически почитание мученика официально прекратилось только после закрытия монастырей Генрихом VIII около 1540 года. Святой Албан едва ли не единственный святой, являющийся видимым связующим звеном между Англией начала IV века и ранним святоотеческим периодом на континенте, а также временем позднеримской империи.

Спорным является мнение о том, что часть мощей святого Албана в XI веке была перенесена в город Эли при аббате Фредерике. Но в этом городе до сих пор существует праздник перенесения его мощей из Сент-Олбанса (15 мая). В Сент-Олбансе всегда отрицали подлинность этого события.

Епископ Джеффри из Монмутшира (на севере Уэльса), живший в первой половине XII века и в своих письменных творениях разбавлявший историю порой чересчур фантастическими мифами и легендами, и не получивший признания абсолютного большинства историков и ученых, писал, что будто бы священника, которого скрывал святой Албан у себя дома, звали Амфибал. Вскоре после смерти Джеффри, в 1178 году, в Редбурне были найдены чьи-то останки, которые чуть было не признали «святыми мощами Амфибала». Но впоследствии было доказано, что перевод слова «амфибал» - ошибка переписчика, слово это означает не имя, а одежду священника, в которую переоделся святой Албан, встречая посланников правителя.

Гораздо более правдоподобным является мнение, что святители Герман Оксеррский и Луп Труаский в 429 году посещали церковь святого Албана в Веруламе. Они забрали с собой в Галлию небольшие частицы мощей святого Албана, а взамен оставили много маленьких частиц мощей апостолов и мучеников. Именно с 429 года и фиксируется документально официальное церковное почитание святого Албана.

Мученичество святого Албана вдохновляло потомков на создание многих шедевров искусства в аббатстве Сент-Олбанс. К таковым относятся, например, замечательное иллюстрированное житие святого Албана, написанное Матфеем Парижским в XIII веке, многочисленные его иконы и витражи, а также великолепная рака, которая почти полностью сохранилась. После Первой мировой войны святого Албана стали часто изображать в виде солдата.

Эта традиция возродилась у англикан, не почитающих икон, в XX веке, так как на православных иконах святой Албан изображался римским воином с мечом или крестом в руке (как например в «Псалтири Албана» в германском Хильдесхайме или на витраже в английском Уорике).

Особо почитали святого Албана не только по всей Англии, но и во Франции и Дании, где монастырь в городе Оденсе, возможно, хранит частицы его мощей. Со временем, почитание его распространилось по всей Европе. Примечательно, что святой Албан едва ли не единственный из ранних британских мучеников, почитание которого сохранилось после англо-саксонского завоевания Британии в V веке. До сих пор не ясно, святому Албану Британскому или святому Албану Майнцскому (V в. память 21 июня) посвящен ряд ранних храмов во Франции, да это, наверное, уже невозможно установить.

Мощи славного мученика теперь, слава Богу, вновь почивают на месте мученической кончины святого, вселяя надежду на духовное возрождение Англии. И дай Бог, чтобы это исполнилось по молитвам святого Албана, мученическая кровь которого стала семенем Церкви в Англии, процветавшей в течение нескольких столетий.

Что касается дня памяти святого Албана, то с древних времен память ему совершалась 22 июня, позднее стала совершаться 20 июня у современных католиков, и 17 июня у современных англикан. Православные же до сих пор придерживаются даты 22 июня (5 июля по новому стилю). Кроме уже упоминавшегося нами местного почитания в Эли (15 мая) есть еще праздник перенесения его мощей в 1129 году в новый норманнский собор Сент-Олбанса (2 августа).

В конце XX века святому Албану была составлена православная служба на английском языке. В настоящее время снова пишутся православные иконы святого Албана.

Далее мы приводим интересное мнение о святом Албане и его эпохе в сравнении с нашим временем протоиерея Андрея Филлипса (из книги «Orthodox Christianity and English tradition», перевод с английского).

Некогда жил человек по имени Албан. Он жил много лет назад в период кризиса, подобно нам. Это была эпоха упадка, порочности и безнравственности, ибо люди тогда не знали, что такое нравственность. Это был мир, порабощенный лжи, где господствовали несправедливость и тирания, а свободой была лишь «свобода» поклоняться чему угодно, но не истине. Люди поклонялись всевозможным ложным «богам» и, в первую очередь, римскому императору. Они не имели свободы поклоняться христианскому Богу, так как если они выбирали служение истинному Богу, то уже не служили бы ложным «богам». Вот почему христиан убивали, бросали диким зверям, расправлялись с ними на аренах и других общественных местах римской империи. Христиане поистине изменили основу того развращенного и злого общества.

Албан понял, что все те «боги» были ложными, а точнее, идолами, демонами. Общество, в котором жил Албан, было мертвым, ибо оно жило во лжи; а всё, что ложно, является духовно мертвым, не имея в себе внутренней действительности или внутренней жизни. То общество потеряло свой путь, будучи основанным на ложных ценностях, на лжи; оно доверяло само себе, а не истине и жизни, так как ее Творец - Христос - есть путь, истина и жизнь.

Албана арестовали власти за то, что он скрывал у себя дома христианского священника, которым был обучен в вере, а также за смелую попытку спасти этого священника, переодевшись в его одежды и выдав себя за него. Перед тем, как его осудили, Албан произнес от всего сердца: «Нет, я отвергаю ваших богов, так как они ложные. Я поклоняюсь истинному и живому Богу, Творцу всяческих».

Исповедуя свою веру, святой Албан пошел против обычаев своего времени, отказался молчать среди молчащего большинства, которому было удобно плыть по течению. Албан исповедал истину и тем самым принес в жертву свою жизнь. Своим подвигом он обратил ко Христу судью и палача. Благодаря ему на острове Британия прекратились убийства и пытки христиан. В обществе начался духовный подъем, и народ смог сбросить с себя духовное и моральное безразличие, стать новой Британией. Что касается святого Албана, то православные христиане верят, что он находится вместе с другими святыми в царстве Христовом, в котором пребывают красота и мудрость. На земле все эти годы святого Албана почитают как первомученика Британии, первым отдавшего жизнь за Христа на этих островах, донося до нас духовное благоухание Богочеловека Христа - первого Мученика Иерусалимского.

Святой Албан сегодня имеет для нас особое значение, так как мы тоже ищем возрождения нашего общества - новую Британию. Ибо мы, как и он, отказываемся плыть по течению. Мы тоже отвергаем смерть, потому что в ней нет истины. Мы отвергаем мудрость человеческую, как и святой Албан, видя в ней только идолов и демонов. Мы тоже, подобно святому Албану, гонимы Римом, но не тем Римом, в период которого жил мученик, а людьми, старающимися плыть по течению и следовать древнему Риму. Мы, как и святой Албан, принадлежим меньшинству, окруженные апатией и отчаянием. Перед нами встает вопрос: куда мы отсюда пойдем? Как преодолеть апатию и отчаяние? Святой Албан дает нам ответ на этот вопрос. Мы преодолеем все это, как и он, с помощью жертвы, вспоминая, что слово «sacrifice» в переводе с латыни означает «сделать святым». Именно благодаря жертвенности святого Албана современное ему общество смогло возродиться. Если мы хотим увидеть духовный подъем в нашем обществе, то должны помнить, что это возможно только через жертву. Великие нации всегда начинают с жертвы, а вымирают только когда никто уже не стремится к жертвенности, когда все уже теряют веру и становятся циничными и уставшими от жизни.

Поэтому мы вполне можем назвать святого Албана нашим победителем. Зная, что имя Албан означает «белый», мы вспоминаем, что древнее название нашего острова - Альбион - имеет много общего со святым Албаном. Наш остров прозвали Альбионом из-за белых утесов - это было всё, что в древности знали о нас люди из других стран, так как могли видеть наши красивые утесы из-за морей, смотреть на их белизну и восхищаться. Итак, само имя Албан является символом нашего острова Альбион, которым мы так дорожим.

Да защищает святой Албан этот Альбион своими святыми молитвами сегодня, всегда и во веки веков. Святой мученик Албан, моли Бога о нас!Через 284 года после воплощения Иисуса Христа язычник Диоклетиан был избран императором всей Римской империи. В течение 20 лет он правил как жестокий тиран, убивал и приказывал убивать христиан везде, где их только можно было найти. Наиболее жестокими были гонения 303-305 годов. Свирепые гонения на христиан прокатились по всей территории Римской империи, достигнув и далекой Англии. К тому времени в других землях уже многие мученики отдали свои жизни за исповедание Христа.

Первым в Британии положил жизнь свою за Господа славный мученик Албан (память 22 июня / 5 июля). Одним из первых святого Албана упоминает святитель Венанций Фортунат из Пуатье († 605) в своей «Похвале девам», где перечисляет мучеников, пришедших к Господу со всего света: «Славный Албан, плодородной Британии житель». О широком почитании святого Албана в Галлии свидетельствует именно упоминание у святого Венанция Фортуната, ведь имени этого мученика нет ни в первой италийской, ни во второй галльской редакциях Мартиролога блаженного Иеронима. О мученичестве святого Албана подробно и наиболее достоверно повествуют великий английский святой, историк и ученый преподобный Беда Достопочтенный (673-735, память 25 мая / 7 июня) в своей книге «Церковная история английского народа», написанной в 731 году, а также церковный писатель аббат Эльфрик Эйншемский (955-1020) в сочинении под названием «Страдания святого Албана, первомученика Британии», написанной в 1000 году. Существовали также «Страсти святого Албана», приписываемые святому Гильдасу Мудрому (VI в.). Эльфрик, чьи творения являются вполне авторитетными, в своем повествовании, в основном, ориентировался на труд преподобного Беды. Уже есть перевод с латыни на современный английский язык версии жития святого Албана, написанного Эльфриком.

Вот что пишут о страданиях святого Албана преподобный Беда и Эльфрик.

Примерно к 305 году кровавые гонения нечестивого императора Диоклетиана достигли Британии, и убийцы с неистовой жестокостью ловили и хватали христиан повсюду, где только могли. Одному священнику удалось убежать от гонителей. На своем пути он увидел дом, в котором жил человек по имени Албан, и постучал в дверь, надеясь получить убежище от жестоких преследователей. Хотя Албан тогда еще не был просвещен святым крещением, он впустил священника к себе в дом и позволил ему остаться. Мы знаем о жизни Албана до его страданий только то, что он был воином и, скорее всего, кельтом, хотя некоторые ученые предполагают, что он был римлянином (его имя происходит от латинского слова albus - белый).

Спасенный священник ежедневно вычитывал все службы, пел церковные песнопения, молился день и ночь и строго постился. Он регулярно наставлял Албана в истинной вере и рассказывал ему о Боге, пока тот, просвещенный благодатью Божией, не отверг тьму язычества и не уверовал во Христа, приняв крещение и став преданным христианином.

Недолго прожил этот клирик у святого мученика. Вскоре до нечестивого правителя той области дошел слух, что христианский священник нашел приют в доме Албана. Разгневавшись, правитель велел своим людям тотчас привести к себе служителя Христова и подвергнуть казни. Как только посланники подошли к дому Албана, он переоделся в одежды священника, не желая предавать его в руки гонителей, и вышел им навстречу, выдавая себя за него. Албана тут же связали и повели к злобному судье, который именно в тот момент возносил жертвы своим «богам», то есть демонам.

Увидев храброго мученика, судья пришел в бешенство, так как понял, что его соотечественник прятал у себя дома сбежавшего от казни священника, да еще и сам решил принять смерть вместо него. Судья приказал, чтобы Албана подвели к изображениям языческих идолов, а когда это выполнили, предупредил святого мученика, что тот понесет суровое наказание вместо священника, которого прятал у себя дома, если немедленно не отречется от своей веры и не поклонится языческим богам. Однако мученик, вооруженный с помощью Божией на духовную брань, не убоялся этих угроз. Он ответил, что не собирается ни исполнять приказания судьи, ни кланяться бездушным идолам. Судья спросил у него: «Из какой ты семьи, и каково твое положение в обществе?» Албан ответил нечестивцу: «Какое тебе дело до того, из какой я семьи? Если хочешь узнать правду, то скажу тебе, что я христианин и всегда буду служить одному Христу - единому истинному Богу». - «Скажи мне, наконец, свое имя», - потребовал судья. Храбрый воин Христов ответил ему: «Мое имя Албан, и я верую в Христа и Спасителя - истинного Бога, создавшего весь мир и все, что в нем есть. Ему я молюсь и Его буду превозносить вовек». Судья сказал святому мученику: «Если ты хочешь иметь блаженство вечной жизни, то немедленно принеси жертву нашим великим богам». На это Албан ответил: «Твои жертвы приносятся не богам, а настоящим демонам, и они никогда не помогут тебе. Но в качестве воздаяния за жертвы демонам ты получишь вечное наказание в геенне огненной». Услышав такой ответ, судья пришел в ярость и велел бичевать святого, думая, что тот ослабеет, потеряет твердость духа и обратится к языческой вере. Но мученик Христов, укрепляемый Господом, переносил удары терпеливо, как будто это происходило не с ним, и благодарил Бога за то, что Он удостоил его пострадать за Него. Судья понял, что не сможет силой заставить Албана отречься от Христа, и повелел казнить мученика.

Язычники повели святого к месту казни, чтобы обезглавить. Но когда они проходили мост через реку, то вынуждены были остановиться, так как великое множество людей - мужчин и женщин, пришедших по промыслу Божию посмотреть на дивного мученика Албана, - заполнило мост. Нечестивый и кровожадный судья остался один в городе до самого вечера, не имея ни слуг, ни помощников, постясь против своей воли.

Желая скорее пострадать за Христа, святой Албан, не имея возможности перейти мост, спустился к реке и обратил свой взор к небу в молитве. Внезапно воды реки расступились, обнажив дно, и перед Албаном появилась дорога на другой берег, о чем он и просил Господа. Палач, который должен был обезглавить Албана, был так поражен увиденным чудом, что немедленно бросил меч. Он побежал вслед за Албаном и, как только они перешли реку, пал к его ногам и признался, что хотел бы скорее умереть вместе с ним, чем предавать его смерти. Теперь бывшего палача и мученика, которого он должен был обезглавить, объединяла святая вера.

Неподалеку находился пологий холм, украшенный дивными цветами. По словам преподобного Беды, «давно он готовил свою красу к тому, чтобы принять кровь блаженного мученика». Беда Достопочтенный подробно описывает эту возвышенность, и из его описания видно, что это был, скорее всего, существующий и поныне Холмхерст-Хилл. Святой Албан быстро на него поднялся и в молитве попросил у Господа послать на этот холм воду. Тотчас источник брызнул у самых ног святого и потек вниз с холма, так что удивленный народ понял, что это чудо совершилось силой Божией по молитве Албана и что даже стихии слушаются угодников Божиих. Этот источник существовал долгое время и обладал целительной силой.

Святой Албан был обезглавлен на этом холме и получил мученический венец на небесах. Но палачу, исполнившему приговор, не довелось увидеть мертвое тело Албана, потому что его глаза вывалились из глазниц и упали на землю в один миг со святой главой мученика. Кстати, с тех пор этот эпизод часто изображался и изображается до сих пор многими живописцами.

Затем был убит и тот палач, который отказался казнить мученика. Имя его не сохранилось. Его тело упало рядом с телом святого Албана; этот бывший палач умер, уверовав в Бога и приняв крещение собственной кровью, душа его вознеслась в рай. Подобным образом в древней Церкви приняли крещение в собственной крови десятки тысяч мучеников.

Когда палачи возвратились к своему правителю, то рассказали ему о дивных чудесах, совершенных по молитвам святого Албана. Вскоре он прекратил преследования и впредь с уважением отзывался о пострадавших от его же рук святых мучениках, которых он так и не смог обратить в язычество никакими пытками. Что же касается нечестивого императора Диоклетиана, то он в 305 году оставил власть и, как свидетельствуют историки, покончил жизнь самоубийством около 313 года, не найдя в ней смысла.

Как пишет Эльфрик, «в период того же гонения, помимо святого мученика Албана, пострадали также святые мученики Юлий, Аарон и многие другие жены и мужи, претерпев многочисленные страдания и пытки за веру Христову». И добавляет, что мучениками за веру стали христиане из всех районов и концов Англии. «Когда гонения прекратились, - продолжает Эльфрик, - христиане вышли из лесов и других убежищ, где им приходилось прятаться. Они начали жить среди людей и постепенно возродили христианство: заново выстроили разрушенные церкви и жили в полном мире со всеми, пребывая в истинной вере. Они также построили на месте мучений святого Албана подобающую столь великому мученику церковь». О последнем свидетельствует и преподобный Беда: «Блаженный Албан пострадал… около города Верулам, который англы называют Верламакастир. Здесь, когда вернулись для христиан времена мира, была выстроена церковь дивной красоты в память о его мученичестве. И по сей день в том месте исцеляются больные и не перестают совершаться всяческие чудеса во славу Божию». Беда Достопочтенный упоминает, что место, на котором пострадал святой Албан, называлось Верулам (Verulamium). Это был крупный город, построенный римлянами, и Албан был его жителем. Так город назывался до 948 года, когда его переименовали в Сент-Олбанс - в честь святого Албана. Он носит это название и по сей день. Сент-Олбанс находится недалеко от Лондона, на западе графства Хертфордшир.

Эльфрик добавляет к своему повествованию ценный комментарий: «Это (основание церкви святого Албана. - Д.Л.) было до того, как предводители Хенгест и Хорза во время кровавой битвы разгромили бриттов. После этого христианская Церковь снова пришла в упадок, пока святой епископ Августин, ученик святого папы Григория Великого, не возродил ее». Действительно, Хенгест и Хорза помогали языческим германским племенам в завоевании Англии в 449 году, позже Церковь пришла в крайний упадок, и была в таком состоянии до тех пор, пока святитель Григорий Двоеслов, папа Римский, составитель литургии Преждеосвященных даров (540-604, память 12/25 марта), не организовал миссию из римских монахов во главе со святителем Августином Кентерберийским для просвещения страны в 597 году.

Некоторые ученые подвергают сомнению время, когда святой Албан принял мученическую смерть. Предполагают, что это могло случиться в период гонений императора Декия (249-251) или же Септимия Севера (ок. 210). Однако дата 305 год является традиционной, и до сих пор никому не удалось убедительно ее опровергнуть. Такие наиболее авторитетные историки, как святой Беда и святой Гильдас, называют именно 305 год.

Как уже упоминалось, мученик Албан был похоронен рядом с городом Веруламом, и на его могиле происходило много чудес и исцелений. Ко времени преподобного Беды над могилой мученика стояла большая церковь в память о нем. С раннего времени уже существовал и монастырь святого Албана в этом городе (точная дата и даже век, когда был основан первый монастырь, неизвестны). Предполагают, что святой Оффа, король Эссекса († 709, память 15 декабря), учредил или возобновил на этом месте бенедиктинский монастырь. История о том, что во время Оффы рака с мощами святого Албана таинственным образом пропала, а потом вдруг снова появилась (это будто бы и побудило короля основать монастырь), является не более чем легендой. Аббатство святого Албана было одним из самых состоятельных и известных в стране. После завоевания Англии норманнами в 1066 году и насильственного перевода страны в католицизм популярность монастыря святого Албана и раки с его мощами оставалась прежней. Только после Реформации XVI века монастырь закрыли, а монастырский собор-приорат стал англиканским кафедральным собором. Вскоре после Реформации и упразднения Генрихом VIII всех английских монастырей мощи святого Албана были увезены в Германию. Таким образом, необычайно красивая рака святого долгое время пустовала, но в 2002 году по милости Божией часть мощей святого Албана была привезена обратно в Сент-Олбанс из города Кёльна (где мощи хранились в течение нескольких столетий) и положена в раку. Сегодня англиканский собор и церковь аббатства в Сент-Олбансе являются центром активного паломничества.

А вот что пишет об аббатстве святого Албана современный автор и путешественник Дэрри Брэббс, изучающий английские монастыри и соборы: «Святой Албан был первым христианским мучеником в Англии, казненным римлянами за веру в начале IV века. Строений ранних монастырей, возведенных на месте мученичества святого Албана, не сохранилось, а внушительных размеров монастырская церковь, вокруг которой вырос город Сент-Олбанс, была основана первым норманнским аббатом Павлом Канским. Поскольку рядом не было источника для каменного материала, строители использовали кирпич от расположенного поблизости разрушенного римского города Верулама. Сент-Олбанс занимал высочайшее положение среди средневековых аббатств, и папа Адриан IV в 1154 году в своем постановлении провозгласил, что аббат монастыря Сент-Олбанс должен считаться старшим аббатом, носящим митру. Это понятно, потому что именно этот понтифик был единственным папой-англичанином за всю историю - его настоящее имя Николай Брейкспир, и он родился в 1100 году как раз в районе Сент-Олбанс. Церковь имеет длинный неф с двенадцатью пролетами, некоторые колонны нефа украшены недавно отреставрированной средневековой настенной живописью, помогающей смягчить норманнскую строгость. Средневековые изображения были перекрашены на деревянном потолке алтаря, они были отменным фоном для изящной каменной перегородки внизу. Реставрация XIX века во многом не пощадила первоначального облика здания… Работа великодушно финансировалась лордом Гримторпом, викторианским архитектором и юристом, но, к сожалению, он настоял на своих планах восстановительных работ аббатства».

Девять древних храмов в Англии были освящены в честь святого Албана. Фактически почитание мученика официально прекратилось только после закрытия монастырей Генрихом VIII около 1540 года. Святой Албан едва ли не единственный святой, являющийся видимым связующим звеном между Англией начала IV века и ранним святоотеческим периодом на континенте, а также временем позднеримской империи.

Спорным является мнение о том, что часть мощей святого Албана в XI веке была перенесена в город Эли при аббате Фредерике. Но в этом городе до сих пор существует праздник перенесения его мощей из Сент-Олбанса (15 мая). В Сент-Олбансе всегда отрицали подлинность этого события.

Епископ Джеффри из Монмутшира (на севере Уэльса), живший в первой половине XII века и в своих письменных творениях разбавлявший историю порой чересчур фантастическими мифами и легендами, и не получивший признания абсолютного большинства историков и ученых, писал, что будто бы священника, которого скрывал святой Албан у себя дома, звали Амфибал. Вскоре после смерти Джеффри, в 1178 году, в Редбурне были найдены чьи-то останки, которые чуть было не признали «святыми мощами Амфибала». Но впоследствии было доказано, что перевод слова «амфибал» - ошибка переписчика, слово это означает не имя, а одежду священника, в которую переоделся святой Албан, встречая посланников правителя.

Гораздо более правдоподобным является мнение, что святители Герман Оксеррский и Луп Труаский в 429 году посещали церковь святого Албана в Веруламе. Они забрали с собой в Галлию небольшие частицы мощей святого Албана, а взамен оставили много маленьких частиц мощей апостолов и мучеников. Именно с 429 года и фиксируется документально официальное церковное почитание святого Албана.

Мученичество святого Албана вдохновляло потомков на создание многих шедевров искусства в аббатстве Сент-Олбанс. К таковым относятся, например, замечательное иллюстрированное житие святого Албана, написанное Матфеем Парижским в XIII веке, многочисленные его иконы и витражи, а также великолепная рака, которая почти полностью сохранилась. После Первой мировой войны святого Албана стали часто изображать в виде солдата.

Эта традиция возродилась у англикан, не почитающих икон, в XX веке, так как на православных иконах святой Албан изображался римским воином с мечом или крестом в руке (как например в «Псалтири Албана» в германском Хильдесхайме или на витраже в английском Уорике).

Особо почитали святого Албана не только по всей Англии, но и во Франции и Дании, где монастырь в городе Оденсе, возможно, хранит частицы его мощей. Со временем, почитание его распространилось по всей Европе. Примечательно, что святой Албан едва ли не единственный из ранних британских мучеников, почитание которого сохранилось после англо-саксонского завоевания Британии в V веке. До сих пор не ясно, святому Албану Британскому или святому Албану Майнцскому (V в. память 21 июня) посвящен ряд ранних храмов во Франции, да это, наверное, уже невозможно установить.

Мощи славного мученика теперь, слава Богу, вновь почивают на месте мученической кончины святого, вселяя надежду на духовное возрождение Англии. И дай Бог, чтобы это исполнилось по молитвам святого Албана, мученическая кровь которого стала семенем Церкви в Англии, процветавшей в течение нескольких столетий.

Что касается дня памяти святого Албана, то с древних времен память ему совершалась 22 июня, позднее стала совершаться 20 июня у современных католиков, и 17 июня у современных англикан. Православные же до сих пор придерживаются даты 22 июня (5 июля по новому стилю). Кроме уже упоминавшегося нами местного почитания в Эли (15 мая) есть еще праздник перенесения его мощей в 1129 году в новый норманнский собор Сент-Олбанса (2 августа).

В конце XX века святому Албану была составлена православная служба на английском языке. В настоящее время снова пишутся православные иконы святого Албана.

Далее мы приводим интересное мнение о святом Албане и его эпохе в сравнении с нашим временем протоиерея Андрея Филлипса (из книги «Orthodox Christianity and English tradition», перевод с английского).

Некогда жил человек по имени Албан. Он жил много лет назад в период кризиса, подобно нам. Это была эпоха упадка, порочности и безнравственности, ибо люди тогда не знали, что такое нравственность. Это был мир, порабощенный лжи, где господствовали несправедливость и тирания, а свободой была лишь «свобода» поклоняться чему угодно, но не истине. Люди поклонялись всевозможным ложным «богам» и, в первую очередь, римскому императору. Они не имели свободы поклоняться христианскому Богу, так как если они выбирали служение истинному Богу, то уже не служили бы ложным «богам». Вот почему христиан убивали, бросали диким зверям, расправлялись с ними на аренах и других общественных местах римской империи. Христиане поистине изменили основу того развращенного и злого общества.

Албан понял, что все те «боги» были ложными, а точнее, идолами, демонами. Общество, в котором жил Албан, было мертвым, ибо оно жило во лжи; а всё, что ложно, является духовно мертвым, не имея в себе внутренней действительности или внутренней жизни. То общество потеряло свой путь, будучи основанным на ложных ценностях, на лжи; оно доверяло само себе, а не истине и жизни, так как ее Творец - Христос - есть путь, истина и жизнь.

Албана арестовали власти за то, что он скрывал у себя дома христианского священника, которым был обучен в вере, а также за смелую попытку спасти этого священника, переодевшись в его одежды и выдав себя за него. Перед тем, как его осудили, Албан произнес от всего сердца: «Нет, я отвергаю ваших богов, так как они ложные. Я поклоняюсь истинному и живому Богу, Творцу всяческих».

Исповедуя свою веру, святой Албан пошел против обычаев своего времени, отказался молчать среди молчащего большинства, которому было удобно плыть по течению. Албан исповедал истину и тем самым принес в жертву свою жизнь. Своим подвигом он обратил ко Христу судью и палача. Благодаря ему на острове Британия прекратились убийства и пытки христиан. В обществе начался духовный подъем, и народ смог сбросить с себя духовное и моральное безразличие, стать новой Британией. Что касается святого Албана, то православные христиане верят, что он находится вместе с другими святыми в царстве Христовом, в котором пребывают красота и мудрость. На земле все эти годы святого Албана почитают как первомученика Британии, первым отдавшего жизнь за Христа на этих островах, донося до нас духовное благоухание Богочеловека Христа - первого Мученика Иерусалимского.

Святой Албан сегодня имеет для нас особое значение, так как мы тоже ищем возрождения нашего общества - новую Британию. Ибо мы, как и он, отказываемся плыть по течению. Мы тоже отвергаем смерть, потому что в ней нет истины. Мы отвергаем мудрость человеческую, как и святой Албан, видя в ней только идолов и демонов. Мы тоже, подобно святому Албану, гонимы Римом, но не тем Римом, в период которого жил мученик, а людьми, старающимися плыть по течению и следовать древнему Риму. Мы, как и святой Албан, принадлежим меньшинству, окруженные апатией и отчаянием. Перед нами встает вопрос: куда мы отсюда пойдем? Как преодолеть апатию и отчаяние? Святой Албан дает нам ответ на этот вопрос. Мы преодолеем все это, как и он, с помощью жертвы, вспоминая, что слово «sacrifice» в переводе с латыни означает «сделать святым». Именно благодаря жертвенности святого Албана современное ему общество смогло возродиться. Если мы хотим увидеть духовный подъем в нашем обществе, то должны помнить, что это возможно только через жертву. Великие нации всегда начинают с жертвы, а вымирают только когда никто уже не стремится к жертвенности, когда все уже теряют веру и становятся циничными и уставшими от жизни.

Поэтому мы вполне можем назвать святого Албана нашим победителем. Зная, что имя Албан означает «белый», мы вспоминаем, что древнее название нашего острова - Альбион - имеет много общего со святым Албаном. Наш остров прозвали Альбионом из-за белых утесов - это было всё, что в древности знали о нас люди из других стран, так как могли видеть наши красивые утесы из-за морей, смотреть на их белизну и восхищаться. Итак, само имя Албан является символом нашего острова Альбион, которым мы так дорожим.

Да защищает святой Албан этот Альбион своими святыми молитвами сегодня, всегда и во веки веков. Святой мученик Албан, моли Бога о нас!