Руководства, Инструкции, Бланки

Карл Бланк Архитектор img-1

Карл Бланк Архитектор

Рейтинг: 4.2/5.0 (1740 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Бланк, Карл Иванович

Бланк, Карл Иванович

Карл Иванович Бланк (1728—1793) — московский архитектор и инженер-строитель, один из последних мастеров барокко и первый по времени архитектор раннего классицизма. Известен храмовыми постройками (храмы Троицы в Серебряниках, Николы в Звонарях ) и зданием Воспитательного дома на Москворецкой набережной. Сын архитектора И. Я. Бланка .

Биография

Происходит из рода французских гугенотов. некогда бежавших в Германию. Дед архитектора, Яков — кузнец, приехавший на Олонецкий завод при Петре I. Отец, Иван Яковлевич. начинал переводчиком при немецких архитекторах, приглашённых в Петербург, а впоследствии сам стал архитектором, помощником П. М. Еропкина. В 1740 Еропкин был казнён по делу А. П. Волынского. а И. Я. Бланк «отделался» поркой кнутом и вечной ссылке в Сибирь со всей семьёй. Мать Карла умерла по дороге. Вскоре после прибытия ссыльных в Тобольск в Петербурге произошёл переворот, и семье было дозволено вернуться в Москву. В Тобольске Карл познакомился со своим сверстником А. Ф. Кокориновым. который оказался способным учеником И. Я. Бланка и отправился вместе с Бланками в Москву.

Иван Яковлевич умер вскоре после возвращения; Карл Бланк и Александр Кокоринов продолжали работать в строительных командах И. К. Коробова и П. Обухова, а в 1749 Карл Бланк сдал экзамен на звание архитектуры гезеля самому Растрелли и был прикомандирован в помощники к А. П. Евлашеву. По инициативе Растрелли Бланк работал над проектом восстановления Воскресенского собора Новоиерусалимского монастыря. но этот первый проект не был реализован, и только в 1756 —1759 Бланк лично возглавил реконструкцию Нового Иерусалима. Самостоятельные практические работы Бланка ранних лет, такие, как московский Анненгоф. не сохранились.

Расцвет творчества Бланка — 1760-е годы. Большим личным успехом стало оформление города для коронации Екатерины II. В Москве, архитектор жил на Рождественке во владениях графа И. Л. Воронцова и фактически стал его домашним архитектором. Во владениях Воронцовых Бланк построил московский храм Николая Чудотворца в Звонарях (Рождественка, 15/8) и Спасскую церковь в подмосковном Воронове. В Москве Бланк также строил

Некоторые авторы также приписывают Бланку проект усадебной церкви в имении Троицкое-Кайнарджи. ныне г. Железнодорожный. Мнение основано на упоминании фамилии Бланка в семейной переписке графов Румянцевых. однако Бланк мог быть занят на постройке и как архитектор, и как управляющий, и просто как консультант.

В 1764 —1781 Бланк строит свой крупнейший проект — московский Воспитательный дом (западный и центральный корпуса; восточный был выстроен только в 1940-е гг.). Это здание, рассчитанное на 8 тысяч воспитанников, — эпоха в московской архитектуре, точка поворота от барокко к классицизму. Для своего времени его строгие фасады казались скупыми, аскетичными, и лишь через четверть века классический стиль стал господствующим в российской архитектуре.

В те же годы Бланк, как наиболее опытный московский архитектор, приглашался на управление крупными строительными проектами, такими, как Екатерининский дворец и Сенатский дворец в Кремле. Однако именно от проектирования Сената он был отстранён в первый же год работ — проект был передан М. Ф. Казакову. До конца жизни Бланк был востребован частными заказчиками — и как архитектор, и как «консультант по изяществу». В частности, консультировал П. Б. Шереметева на постройке Кусковского дворца. и сам выстроил в Кусково оранжерею, «Эрмитаж» и «Голландский домик».

Литература
  • Владимир Чивилихин, «Память», кн.2 гл.2 [1]
  • Крашенинников А. Ф.. К. Бланк // Зодчие Москвы . — М. Московский рабочий, 1981. — С. 147—152. — 302 с.
Ссылки

Другие статьи

Карл Бланк - арусский архитектор, представитель барокко и раннего классицизма - биография, фото, видео, новости

Карл Бланк

арусский архитектор, представитель барокко и раннего классицизма

Сын петербургского архитектора И. Бланка, сосланного с семьей по делу Волынского. Первоначально учился у отца, затем, по возвращении в Москву, у И. К. Коробова и В. Обухова. С 1748 г. - гезель, с 1754 г. - заархитектор, с 1755 г. - архитектор. Восстанавливал шатер Воскресенского собора Новоиерусалимского монастыря под Москвой по проекту Б. Ф. Растрелли. Представитель "елизаветинского барокко", перешедший позднее к более строгому стилю, близкому к классицизму.

Опытный инженер и строитель, вел многочисленные постройки по проектам других авторов. Работал в Москве и Подмосковье. Основные работы: церковь Никиты Великомученика в Звонарях, церковь Екатерины Мученицы на Б. Ордынке, Воспитательный дом, храм Бориса и Глеба на Арбатской площади (снесен в 30е гг. XX в.).

В 1760-х - начале 70-х гг. был ведущим московским архитектором. Владея всеми приемами зрелого русского барокко, Бланк одновременно прокладывал путь раннему классицизму, добиваясь строгого равновесия масс, изящества декоративных деталей.

В 1762-81 выстроил в усадьбе графа И. Л. Воронцова на улице Рождественке церковь Николая Чудотворца в Звонарях.

В 1761-64 по заказу А. П. Бестужева-Рюмина построил в ярких формах барокко церковь Бориса и Глеба на Арбатской площади (разрушена в 1930), по заказу Екатерины II - церковь Кира и Иоанна на улице Солянке (1764-68) и церковь Екатерины на улице Большая Ордынка (1766-75).

В храмовом строительстве Бланк соединил классическую основу с русскими традициями, сочетая компактную купольную композицию с крестообразным внутренним пространством. Знаток строительной техники. он выполнил конструкции перекрытий Пречистенского дворца (1774-75, арх. М. Ф. Казаков; не сохранился), в 1760-х гг. раз работал и частично осуществил свой крупнейший проект - Воспитательный дом на набережной реки Москвы, знаменовавший поворот к формам классицизма в московской архитектуре. Выступал в роли "консультанта по изяществу" у П. Б. Шереметева при строительстве его усадьбы в Кускове. Высказывались предположения, что он является автором дома 22 на Покровке.

Бланк справедливо почитался опытнейшим строителем, отчетливо знающим особенности московской строительной техники, и в качестве такового пользовался веским авторитетом даже после того, как перестал считаться законодателем архитектурной моды. Характерно, что именно Бланку поручали наблюдение за строительством крупнейших московских сооружений, возводимых по проектам других архитекторов. Так, он вел строительство здания Присутственных мест в Кремле (ныне здание Верховного Совета СССР), Екатерининского дворца (ныне здание Бронетанковой академии имени Маршала СССР Р. Я. Малиновского) и др.

Скажи!

Бланк Карл Иванович

Бланк Карл Иванович

К. И. Бланк (1728-1793) – известный московский архитектор, инженер-строитель, мастер барокко и раннего классицизма. Основная заслуга - соединение классических общеевропейских основ архитектуры с исконно русскими традициями. Сын архитектора И. Я. Бланка.

Учился в Архитектурной школе князя Д. В. Ухтомского в Москве. Работал в строительных командах И. К. Коробова и П. Обухова. В 1749 году сдал экзамен на звание архитектуры гезеля Б. Ф. Растрелли и был прикомандирован в помощники к А.

П. Евлашеву. С 1762 года Бланк - главный московский архитектор. Оформлял город для коронации Екатерины II.

В Москве, архитектор жил на Рождественке во владениях графа И. Л. Воронцова и фактически был его домашним архитектором.

Им выстроены церкви Бориса и Глеба у Арбатских ворот (1763, не сохр.), Кира и Иоанна на Солянке (1764-1765, не сохр.), великомученицы Екатерины на Всполье (1764-1767), Николы-в-Звонарях на Рождественке (1765-1768), Храм Троицы в Серебряниках. По инициативе Растрелли Бланк работал над проектом восстановления Воскресенского собора Новоиерусалимского монастыря (1756-1759).

Ключевая работа: здание Воспитательного дома на Москворецкой набережной (1763-1767, западный и центральный корпуса).

Как наиболее опытного московского архитектора, К. Бланка приглашали на управление крупными строительными проектами: Екатериниский дворец, Сенатский дворец в Кремле.

Бланк всегда был востребован частными заказчиками. Много строил в Подмосковье. Консультировал П. Б. Шереметева на постройке Кусковского дворца, и сам выстроил в Кусково оранжерею, «Эрмитаж» и «Голландский домик».

31 августа 2009 г.

Бланк, Карл Иванович - это

Бланк, Карл Иванович это:

Карл Иванович Бланк (1728—1793) — московский архитектор и инженер-строитель, один из последних мастеров барокко и первый по времени архитектор раннего классицизма. Известен храмовыми постройками (храмы Троицы в Серебряниках, Николы в Звонарях ) и зданием Воспитательного дома на Москворецкой набережной. Сын архитектора И. Я. Бланка .

Биография

Происходит из рода французских гугенотов. некогда бежавших в Германию. Дед архитектора, Яков — кузнец, приехавший на Олонецкий завод при Петре I. Отец, Иван Яковлевич. начинал переводчиком при немецких архитекторах, приглашённых в Петербург, а впоследствии сам стал архитектором, помощником П. М. Еропкина. В 1740 Еропкин был казнён по делу А. П. Волынского. а И. Я. Бланк «отделался» поркой кнутом и вечной ссылке в Сибирь со всей семьёй. Мать Карла умерла по дороге. Вскоре после прибытия ссыльных в Тобольск в Петербурге произошёл переворот, и семье было дозволено вернуться в Москву. В Тобольске Карл познакомился со своим сверстником А. Ф. Кокориновым. который оказался способным учеником И. Я. Бланка и отправился вместе с Бланками в Москву.

Иван Яковлевич умер вскоре после возвращения; Карл Бланк и Александр Кокоринов продолжали работать в строительных командах И. К. Коробова и П. Обухова, а в 1749 Карл Бланк сдал экзамен на звание архитектуры гезеля самому Растрелли и был прикомандирован в помощники к А. П. Евлашеву. По инициативе Растрелли Бланк работал над проектом восстановления Воскресенского собора Новоиерусалимского монастыря. но этот первый проект не был реализован, и только в 1756 —1759 Бланк лично возглавил реконструкцию Нового Иерусалима. Самостоятельные практические работы Бланка ранних лет, такие, как московский Анненгоф. не сохранились.

Храм Николая Чудотворца в Звонарях

Храм Екатерины на Всполье

Храм Троицы в Серебряниках

Расцвет творчества Бланка — 1760-е годы. Большим личным успехом стало оформление города для коронации Екатерины II. В Москве, архитектор жил на Рождественке во владениях графа И. Л. Воронцова и фактически стал его домашним архитектором. Во владениях Воронцовых Бланк построил московский храм Николая Чудотворца в Звонарях (Рождественка, 15/8) и Спасскую церковь в подмосковном Воронове. В Москве Бланк также строил

Некоторые авторы также приписывают Бланку проект Троицкой церкви в с. Павлино, ныне г. Железнодорожный. Мнение основано на упоминании фамилии Бланка в семейной переписке гр. Румянцевых. однако Бланк мог быть занят на постройке и как архитектор, и как управляющий, и просто как консультант.

В 1764 —1781 Бланк строит свой крупнейший проект — московский Воспитательный дом (западный и центральный корпуса; восточный был выстроен только в 1940-е гг.). Это здание, рассчитанное на 8 тысяч воспитанников, — эпоха в московской архитектуре, точка поворота от барокко к классицизму. Для своего времени его строгие фасады казались скупыми, аскетичными, и лишь через четверть века классический стиль стал господствующим в российской архитектуре.

В те же годы Бланк, как наиболее опытный московский архитектор, приглашался на управление крупными строительными проектами, такими, как Екатерининский дворец и Сенатский дворец в Кремле. Однако именно от проектирования Сената он был отстранён в первый же год работ — проект был передан М. Ф. Казакову. До конца жизни Бланк был востребован частными заказчиками — и как архитектор, и как «консультант по изяществу». В частности, консультировал П. Б. Шереметева на постройке Кусковского дворца. и сам выстроил в Кусково оранжерею, «Эрмитаж» и «Голландский домик».

Литература

Ссылки Категории:
  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся в 1728 году
  • Умершие в 1793 году
  • Архитекторы по алфавиту
  • Реставраторы по алфавиту
  • Архитекторы Российской империи
  • Архитекторы Москвы
  • Ссыльные в Тобольске
Смотреть что такое "Бланк, Карл Иванович" в других словарях:

Бланк Карл Иванович — (1728 1793), российский архитектор, мастер барокко и раннего классицизма. Участвовал в перестройке собора Новоиерусалимского монастыря (1747 60), строительстве Воспитательного дома (1764 70) в Москве и усадьбы Кусково (1760 80 е гг.). * * * БЛАНК … Энциклопедический словарь

Бланк Карл Иванович — (1728, Петербург — 1793, Москва), архитектор и строительный инженер. С 1741 жил в Москве, учился в «команде» И.К. Коробова (усвоив его рациональные архитектурные приёмы) и сменившего его В.С. Обухова, в 1749 определён в архитектурную команду … Москва (энциклопедия)

Бланк Карл Иванович — (1728 1793), русский архитектор и инженер. Представитель барокко и раннего классицизма. С 1745 учился и работал в команде архитектора В. С. Обухова: с 1749 помощник Д. В. Ухтомского. Участвовал в перестройке Воскресенского собора… … Художественная энциклопедия

БЛАНК Карл Иванович — (1728 93) российский архитектор, представитель барокко и раннего классицизма. Участвовал в перестройке собора Новоиерусалимского монастыря (1747 60), строительстве Воспитательного дома (1764 70) в Москве и усадьбы Кусково (1760 80 е гг.) … Большой Энциклопедический словарь

Бланк Карл Иванович — [1728 ? 26.10(6.11).1793], русский архитектор, представитель барокко и раннего классицизма. Жил в Москве. Учился в «команде» В. С. Обухова (1745?49) и у Д. В. Ухтомского (с 1749). Участвовал в перестройке Воскресенского собора Новоиерусалимского… … Большая советская энциклопедия

Бланк, Карл Иванович — архитектор в Москве XVIII в. сын И. Я. Бланка (см.) <Половцов>  Бланк, Карл Иванович (1728 1793) московский архитектор. Сын архитектора, Б. учился в Архитектурной школе кн. Д. В. Ухтомского в Москве, с 1747 60 Б. заново перестроил собор… … Большая биографическая энциклопедия

Бланк Карл Иванович — Карл Иванович Бланк Воспитательный дом, 1764 1781 Годы жизни Гражданство Россия Дата рождения 1728 Дата смерти … Википедия

Карл Иванович Бланк — Воспитательный дом, 1764 1781 Годы жизни Гражданство Россия Дата рождения 1728 Дата смерти … Википедия

Бланк, Карл — Карл Иванович Бланк Воспитательный дом, 1764 1781 Годы жизни Гражданство Россия Дата рождения 1728 Дата смерти … Википедия

Бланк Карл — Карл Иванович Бланк Воспитательный дом, 1764 1781 Годы жизни Гражданство Россия Дата рождения 1728 Дата смерти … Википедия

Бланк Карл Иванович

Бланк Карл Иванович

Карл Иванович Бланк (1728—1793) — московский архитектор и инженер-строитель, один из последних мастеров барокко и первый по времени архитектор раннего классицизма. Известен храмовыми постройками (храмы Троицы в Серебряниках, Николы в Звонарях) и зданием Воспитательного дома на Москворецкой набережной. Сын архитектора И. Я. Бланка.

Предки Бланков — французские гугеноты — бежали от религиозных преследований в Германию. Родоначальник их русской ветви Яков был приглашен Петром I из Саксонии на Олонецкий завод, где служил “молотовым мастером” — выковывал стальные брусы. Сын его Иван (Иоганн) Яковлевич уже настолько обрусел, что начал свою службу с должности переводчика при архитекторах Н. Гербеле и И. Маттарнови, прибывших в Россию из Саксонии. Одновременно он обучался у них архитектуре и со второй половины 1730-х годов стал довольно известным петербургским архитектором. И. Я. Бланк был близок к выдающемуся градостроителю П. М. Еропкину, который вместе с Артемием Волынским пытался бороться против засилия иностранцев в послепетровской России. Волынский и Еропкин пали жертвами в этой борьбе и были казнены. И. Я. Бланку уготовили меньшую кару —его приговорили к битью кнутом “нещадно” и к ссылке в Сибирь навечно. Двенадцатилетний сын Ивана Карл, две его сестры и мать были отправлены вместе с отцом под конвоем в далекий и тяжкий путь, полный горестей и лишений, от которых где-то под Казанью скончалась мать несчастных детей. Более четырех месяцев продолжался скорбный путь. Только в ноябре 1740 г. они прибыли в Тобольск, и конвойный сержант, сопровождаемый тремя солдатами, сдал под расписку в Сибирскую губернскую канцелярию ссыльного и его детей.

В том же ноябре в Петербурге произошел дворцовый переворот, свергнувший Бирона с поста регента. Одним из результатов атого переворота было решение вернуть Бланка с семьей из ссылки, но не в Петербург, а в Москву. Так юный Карл вместе с отцом оказался в Москве. В Тобольске, где Бланки пробыли шесть месяцев, Карл познакомился и подружился со своим сверстником Александром Кокориновым, вместе с которым занимался архитектурой у отца. Затем они все вместе отправились в Москву, где Иван Яковлевич получил под свое начало архитектурную команду, а ребята продолжали учиться у него. Кокоринов, впрочем, вскоре поступил на государственную службу, а Карл продолжал заниматься у отца. После его смерти он стал учеником команды И. К. Коробова, ведавшей "городовым строением", т. е. стенами и башнями Кремля, Китай-города и Белого города, а также всеми казенными зданиями и сооружениями, кроме дворцов и церквей.

После смерти Коробова команду возглавил заархитектор В. Обухов. В сентябре 1748 г. он вместе с известными зодчими А. П. Евлашевым и И. Я. Шумахером устроил экзамен ученикам — К. Бланку и А. Кокоринову, "которые подлежащие принципы архитектуры обучали и при казенных работах на практиках всегда бывают неотменно и себя держат порядочно и по экзаминации в теории и практике по заданным им вопросам о регулах (т. е. правилах.—А. К.) архитектуры, о расположении покоев и об укреплении фундаментов с ясными доказательствами явились весьма достойными награждения быть гезелями". Решение вопроса задержалось, так как архитектор Д. В. Ухтомский представил к званию гезеля также двух своих учеников. В мае следующего года работы всех претендентов смотрел сам обер-архитектор Б. Растрелли, бывший тогда в Москве. Он особо отметил мастерство Карла Бланка как искусного рисовальщика и "инвентора" (сочинителя) деталей. В августе Сенат утвердил всех четырех в звании гезеля, с жалованьем по 250 рублей в год.

Так закончились ученические годы Карла Бланка. Следует подчеркнуть, что до сих пор в литературе господствовало ошибочное мнение, будто Карл Бланк был учеником Ухтомского. На самом деле он не имел никакого отношения к этому архитектору. Истоки мастерства он воспринял у своего отца и И. К. Коробова. Рационалистическая направленность творчества последнего, несомненно, повлияла на становление Карла Бланка как мастера архитектуры раннего классицизма.

Бланк был направлен в команду Евлашева, который ведал строительством императорских дворцов. Это назначение принято, вероятно, под влиянием Растрелли, так как Евлашев был доверенным исполнителем всех его замыслов в Москве.

Как раз тогда Растрелли поручили восстановление шатра Воскресенского собора в Новоиерусалимском монастыре под Москвой. Обер-архитектор побывал на месте, ознакомился с проектом И. Ф. Мичурина по воссозданию собора, отверг его декоративную концепцию и набросал собственный эскиз внутреннего убранства шатра. Объем восстановительных работ был грандиозен, и, не желая забираться надолго в московское захолустье, Растрелли рекомендовал поручить руководство осуществлением декоративной части по его эскизу молодому, но очень приглянувшемуся ему гезелю Карлу Бланку.

По совершенно не зависящим от КарлаБланка обстоятельствам восстановление храма было отложено на несколько лет, и тем временем Евлашев подключил нового гезеля к расширению дворца в Братовщине, перестройкам в Анненгофе и другим работам, в которых тот проявил мастерство и богатую выдумку.

Звание гезеля было первой ступенью самостоятельного творческого пути: теперь Карл Бланк имел право предлагать собственные проекты, принимать частные заказы. О выдающемся таланте Карла Бланка свидетельствует стремительная служебная карьера этого совсем еще молодого человека: в двадцать один год он становится гезелем, через несколько месяцев получает офицерский ранг поручика, в мае 1753 г.— звание заархитектора, в марте 1754 г.— чин капитана, в конце этого же года — секунд-майора. Наконец, в апреле 1755 г. Бланку присваивают звание архитектора.

В 1756 г. началось восстановление шатра новоиерусалимского храма. Для облегчения конструкции его возвели из дерева, а не из камня. Внутри Карл Бланк создал типичную декорацию середины XVIII века. Смелый молодой зодчий, ощутив самостоятельность, мало считался с эскизом Растрелли и предельно насытил интерьер собора архитектурными украшениями. Перегрузка самой разнообразной орнаментикой создала, по мнению И. Э. Грабаря, "впечатление несогласованного набора мотивов". И все же, несмотря на дробность бесчисленных украшений, они производили впечатление своеобразной сказочной красоты, особенно благодаря яркому сочетанию белого и бирюзового цветов.

Законченный в 1759 г. Воскресенский собор стал местом паломничества. Все любовались невиданным богатством украшений, беспредельной фантазией архитектора. Карл Иванович Бланк, и до того уже пользовавшийся известностью, сразу стал очень знаменит и был завален казенными и частными заказами.

Зодчий жил тогда на Рождественке (улица Жданова) в собственном доме; по просьбе одного из своих вельможных соседей— графа И. Л. Воронцова — он приступил к сооружению для него усадебной церкви. Усадьба Воронцова занимала обширную территорию между Рождественкой, Кузнецким мостом и Петровкой.

Церковь Николы в Звонарях (ныне улица Жданова, 15) была построена Бланком в 1760—1762 гг. в традиционном для первой половины XVIII века типе "восьмерик на четверике", но с обработкой декоративными формами середины того же столетия. На вытянутый по оси север — юг прямоугольник основания поставлен высокий стройный восьмигранный барабан, завершенный красиво прорисованным куполом с фонариком, увенчанным небольшой главкой. Высокие арочные окна главного объема и барабана дополнены круглыми проемами второго света и люкарнами купола. Все это создает изящное разнообразие фасадного рисунка, однако при этом не теряются единство и компактность общей композиции.

Трапезная и колокольня появились позднее, в начале XIX века, когда усадьба Воронцова распалась и храм стал обычной приходской церковью.

Для того же Воронцова, Карл Бланк построил в подмосковной усадьбе Вороново Спасскую церковь. Барабан и купол ее отчасти напоминают храм Николы в Звонарях, но основной объем резко отличается. Сложной форме плана (квадрат с закругленными углами, портиками со всех четырех сторон, с разорванными фронтонами и крепован-пыми антаблементами) отвечает и многообразие декоративных украшений. Архитектура барокко проявляется здесь особенно выразительно. Несколько позднее Бланк построил в этой же усадьбе ряд зданий, из которых до настоящего времени уцелел Голландский домик — двухэтажное сооружение у пруда, стилизованное под голландское национальное зодчество, а по сути дела, типичное для романтического направления архитектуры классицизма, использовавшей элементы национальных приемов с целью оживления сухих канонов строгой классики.

Вслед за церковью Николы в Звонарях Карл Бланк строит по заказу А. П. Бестужева-Рюмина храм Бориса и Глеба на Арбатской площади, плановая композиция которого отличалась ярко выраженными чертами барокко. В 1930-х годах в связи с реконструкцией Арбатской площади здание было снесено.

1760-е годы были наивысшим расцветом деятельности Бланка. Во время коронации Екатерины II он был представлен ей в качестве главного архитектора Москвы и с тех пор пользовался ее благоволением. В 1764 году Карл Иванович Бланк назначается главным архитектором Московского Синода.

По заказу императрицы зодчий создал проекты церквей Кира и Иоанна на Солянке (1764) и Екатерины Мученицы на Большой Ордынке (1765). Во второй половине 1760-х годов оба проекта были им осуществлены. Храм Кира и Иоанна не сохранился, а церковь Екатерины существует и поныне вместе с окружающими ее оградой и воротами, возведенными тогда же.

Заслугой К. И. Бланка, как и ряда его московских сотоварищей, является соединение классических общеевропейских основ архитектуры с исконно русскими традициями.

Большая часть церквей, построенных по проектам Карла Ивановича Бланка, отличается единой замкнутой формой, увенчанной большим куполом. Боковые части примыкают к центральному объему по направлениям стран света; образуется привычное крестообразное подкупольное пространство с четырьмя ветвями. Эти боковые части могут иметь прямые или закругленные углы, но они всегда тесно примыкают к центральному ядру и этим создают компактность общей композиции.

Крупнейшим сооружением, задуманным и частично осуществленным Карлом Бланком, является Воспитательный дом на набережной Москвы-реки близ Кремля. Воспитательный дом должен был представлять собой сложное, многофункциональное общественное сооружение, не имевшее в России прототипов. Поэтому перед архитектором встали многочисленные вопросы. Бланк тщательно разрабатывал не только архитектурную, но и функциональную сторону проекта.

Воспитательный дом, рассчитанный на 8 тысяч детей, должен был состоять из центрального четырехэтажного здания, увенчанного куполом, и двух боковых, квадратных в плане корпусов, охватывающих замкнутые дворы. Перед главным фасадом, выходящим на реку, предполагалось разбить регулярный партерный сад. Вокруг главных сооружений располагались дворы, обрамленные двухэтажными корпусами со складами, хозяйственными и жилыми помещениями для обслуживающего персонала. Проект не получил полного осуществления, но сохранилась гравюра, изображающая замысел Карла Бланка.

Архитектура Воспитательного дома знаменует начало решительного поворота русского зодчества к новым для России того времени формам классицизма. В отличие от пышных декоративных приемов обработки зданий середины XVIII столетия стены Воспитательного дома обработаны, весьма скромно. Фасад здания разделен сильно подчеркнутыми горизонталями цокольного и венчающего карнизов. Несущая роль цоколя выделена рустовкой. Парадность верхнего яруса подчеркнута большей высотой этажей, изящными пропорциями окон и наличников. Центр парадного яруса предполагалось выделить портиком. Этими деталями, весьма скромными по сравнению с тем, что применяли Ухтомский и другие мастера барокко, ограничивается архитектурное убранство Воспитательного дома. Главная красота его проявляется в ясности объемной композиции и соразмерности пропорций.

Воспитательный дом должен был занять вдоль набережной Москвы-реки участок протяженностью почти 400 м. В 1770 г. питомцы Воспитательного дома переселились наконец из временных деревянных построек в законченный к тому времени западный квадратный корпус. Это было грандиозное по объему здание, отличавшееся ровной гладкостью однообразно желтых стен с четким ритмом окон, одинаковых на всех необычайно протяженных фасадах, сугубо подчеркнутой симметричностью и упорядоченностью всей композиции. Его архитектура произвела на современников впечатление некоторой отчужденности, замкнутости, холодности. Лишь зодчие следующего поколения, продолжавшие идти по пути классицизма, смогли убедить своих современников в неоспоримых достоинствах этого стиля архитектуры. Тогда и здание Воспитательного дома стадо заметной художественной вехой 1760-х годов.

Бланк смог возвести только западный и центральный корпуса. На завершение строительства не хватало средств. Лишь в советское время к зданию был пристроен восточный корпус; для него характерны значительное упрощение архитектуры фасадов и современная планировка помещений.

В 1760-х годах К. Бланк почитался в Москве за первого архитектора. Он удачно сочетал в своих работах привычную для московских заказчиков броскость отлично прорисованных деталей с некоторой, очень умеренной, новомодной сухостью стиля. И хотя во второй половине 1770-х годов положение Бланка в иерархии зодчих того времени изменилось — В. И. Баженов и М. Ф. Казаков стали получать все главные официальные заказы,— все же творчество его продолжало пользоваться успехом и он имел много частных заказов. Для одних он создавал проекты новых построек, для других — перестраивал уже существующие здания, придавая им более современный вид, для третьих — являлся своеобразным magister elegantiarum — консультантом по изяществу. Именно в этой роли выступал Карл Иванович Бланк у известного магната П. Б. Шереметева, который ежегодно выплачивал зодчему 200 рублей.

Один из современных исследователей считает, что нет возможности указать конкретно на какое-либо сооружение, возведенное Карлом Бланком в Кускове, но вместе с тем большинство построек того времени в имении Шереметева возведено под художественным руководством этого архитектора.

Бланк справедливо почитался опытнейшим строителем, отчетливо знающим особенности московской строительной техники, и в качестве такового пользовался веским авторитетом даже после того, как перестал считаться законодателем архитектурной моды. Характерно, что именно Бланку поручали наблюдение за строительством крупнейших московских сооружений, возводимых по проектам других архитекторов. Так, он вел строительство здания Присутственных мест в Кремле, Екатерининского дворца (ныне здание Бронетанковой академии имени Маршала СССР Р. Я. Малиновского) и др.

В Москве Карл Иванович Бланк также строил:

  • Храм Троицы в Серебряниках, Серебрянический переулок, 3
  • Храм великомученицы Екатерины на Всполье, Большая Ордынка, 60/2
  • Храм Бориса и Глеба на Арбатской площади (не сохранился)
  • Храм Кира и Иоанна на Солянке (не сохранился)

    Карл Иванович Бланк имел пятерых детей, один из них Борис Карлович Бланк, помещик деревни Праслово близ Уваровки. Среди его потомков так же декабрист Н. В. Басаргин (внук) и П. П. Семёнов-Тянь-Шанский

    Карл Иванович Бланк скончался 26 октября 1793 г. на 66-м году жизни.

    А. Ф. Крашенинников

  • Карл Бланк

    Карл Бланк биография

    Биография Карл Иванович Бланк

    Сын петербургского архитектора И. Бланка, сосланного с семьей по делу Волынского. Первоначально учился у отца, далее, по возвращении в Москву, у И. К. Коробова и В. Обухова. С 1748 г. - гезель, с 1754 г. - заархитектор, с 1755 г. - архитектор. Восстанавливал шатер Воскресенского собора Новоиерусалимского монастыря под Москвой по проекту Б. Ф. Растрелли. Представитель "елизаветинского барокко", перешедший позднее к больше строгому стилю, близкому к классицизму.

    Опытный инженер и строитель, вел несчетные постройки по проектам других авторов. Работал в Москве и Подмосковье. Основные работы: церковь Никиты Великомученика в Звонарях, церковь Екатерины Мученицы на Б. Ордынке, Воспитательный жилище, собор Бориса и Глеба на Арбатской площади (снесен в 30е гг. XX в.).

    В 1760-х - начале 70-х гг. был ведущим московским архитектором. Владея всеми приемами зрелого русского барокко, Бланк вместе с тем прокладывал дорога раннему классицизму, добиваясь строгого равновесия масс, изящества декоративных деталей.

    В 1762-81 выстроил в усадьбе графа И. Л. Воронцова на улице Рождественке церковь Николая Чудотворца в Звонарях.

    В 1761-64 по заказу А. П. Бестужева-Рюмина построил в ярких формах барокко церковь Бориса и Глеба на Арбатской площади (разрушена в 1930), по заказу Екатерины II - церковь Кира и Иоанна на улице Солянке (1764-68) и церковь Екатерины на улице Большая Ордынка (1766-75).

    В храмовом строительстве Бланк соединил классическую основу с русскими традициями, сочетая компактную купольную композицию с крестообразным внутренним пространством. Знаток строительной техники, он выполнил конструкции перекрытий Пречистенского дворца (1774-75, арх. М. Ф. Казаков; не сохранился), в 1760-х гг. разработал и частично осуществил свой крупнейший план - Воспитательный обитель на набережной реки Москвы, знаменовавший разворот к формам классицизма в московской архитектуре. Выступал в роли "консультанта по изяществу" у П. Б. Шереметева при строительстве его усадьбы в Кускове. Высказывались предположения, что он является автором дома 22 на Покровке.

    Бланк справедливо почитался опытнейшим строителем, явственно знающим особенности московской строительной техники, и в качестве такового пользовался веским авторитетом более того потом того, как перестал считаться законодателем архитектурной моды. Характерно, что как раз Бланку поручали слежение за строительством крупнейших московских сооружений, возводимых по проектам других архитекторов. Так, он вел сооружение здания Присутственных мест в Кремле (сейчас сооружение Верховного Совета СССР), Екатерининского дворца (в настоящий момент сооружение Бронетанковой академии имени Маршала СССР Р. Я. Малиновского) и др.

    Карл Бланк - биография, фотографии

    Карл Бланк

    Карл Бланк Karl Blank Карьера: Архитектор
    Рождение: Россия» Москва, 26.10.1793
    ланк справедливо почитался опытнейшим строителем, отчетливо знающим особенности московской строительной техники, и в качестве такового пользовался веским авторитетом даже после того, как перестал считаться законодателем архитектурной моды. Характерно, что именно Бланку поручали наблюдение за строительством крупнейших московских сооружений, возводимых по проектам других архитекторов.

    Сын петербургского архитектора И. Бланка, сосланного с семьей по делу Волынского. Первоначально учился у отца, далее, по возвращении в Москву, у И. К. Коробова и В. Обухова. С 1748 г. - гезель, с 1754 г. - заархитектор, с 1755 г. - архитектор. Восстанавливал шатер Воскресенского собора Новоиерусалимского монастыря под Москвой по проекту Б. Ф. Растрелли. Представитель "елизаветинского барокко", перешедший позднее к больше строгому стилю, близкому к классицизму.

    Опытный инженер и строитель, вел несчетные постройки по проектам других авторов. Работал в Москве и Подмосковье. Основные работы: церковь Никиты Великомученика в Звонарях, церковь Екатерины Мученицы на Б. Ордынке, Воспитательный жилище, собор Бориса и Глеба на Арбатской площади (снесен в 30е гг. XX в.).

    В 1760-х - начале 70-х гг. был ведущим московским архитектором. Владея всеми приемами зрелого русского барокко, Бланк вместе с тем прокладывал дорога раннему классицизму, добиваясь строгого равновесия масс, изящества декоративных деталей.

    В 1762-81 выстроил в усадьбе графа И. Л. Воронцова на улице Рождественке церковь Николая Чудотворца в Звонарях.

    В 1761-64 по заказу А. П. Бестужева-Рюмина построил в ярких формах барокко церковь Бориса и Глеба на Арбатской площади (разрушена в 1930), по заказу Екатерины II - церковь Кира и Иоанна на улице Солянке (1764-68) и церковь Екатерины на улице Большая Ордынка (1766-75).

    В храмовом строительстве Бланк соединил классическую основу с русскими традициями, сочетая компактную купольную композицию с крестообразным внутренним пространством. Знаток строительной техники, он выполнил конструкции перекрытий Пречистенского дворца (1774-75, арх. М. Ф. Казаков; не сохранился), в 1760-х гг. разработал и частично осуществил свой крупнейший план - Воспитательный обитель на набережной реки Москвы, знаменовавший разворот к формам классицизма в московской архитектуре. Выступал в роли "консультанта по изяществу" у П. Б. Шереметева при строительстве его усадьбы в Кускове. Высказывались предположения, что он является автором дома 22 на Покровке.

    Бланк справедливо почитался опытнейшим строителем, явственно знающим особенности московской строительной техники, и в качестве такового пользовался веским авторитетом более того потом того, как перестал считаться законодателем архитектурной моды. Характерно, что как раз Бланку поручали слежение за строительством крупнейших московских сооружений, возводимых по проектам других архитекторов. Так, он вел сооружение здания Присутственных мест в Кремле (сейчас сооружение Верховного Совета СССР), Екатерининского дворца (в настоящий момент сооружение Бронетанковой академии имени Маршала СССР Р. Я. Малиновского) и др.

    Так же читайте биографии известных людей:
    Карл Росси Karl Rossi

    Архитектор (создал ансамбли в Санкт-Петербурге: Русский музей, площадь Искусств, Дворцовая площадь).
    читать далее >

    Карл Андре Carl Andre

    Он является одним из первых представителей минималистского направления в скульптуре. В его картинах преобладают простейшие геометрические фигуры.
    читать далее >

    Карл Краус Karl Kraus

    Австрийский писатель-сатирик, поэт. Родился 28 апреля 1874 в Гичине (Чехия, тогда в составе Австро-Венгерской империи). Б льшую часть жизни провел в..
    читать далее >

    Карл Барт Carl Barth

    Швейцарский теолог, родился в семье реформатского пастора и профессора церковной истории. Учился в университетах Берна, Берлина, Тюбингена и..
    читать далее >

    Ваши комментарии Имена подходящие к отчеству

    Выбирая имя своему ребенку, многие руководствуются отчеством. Одно из самых главных правил подбора имени – его сочетаемость с отчеством и фамилией. Чтобы выбрать имя достаточно проанализировать имя отца. Если вы хотите грамотно выбрать имя ребенку по отчеству, следует учитывать Закон Благозвучности. При произнесении имени и отчества речь не должна разрываться, замедляться из-за слишком сложных словосочетаний.

    Имена по временам года

    Как известно, многие обладатели одинаковых имен похожи друг на друга — это позволило вывести их типичную характеристику. Ее могут принять к сведению родители, которые еще только «примеряют» своему ребенку нравящиеся мужские или женские имена. Пригодится она и тем, кто решил согласовать выбор имени с временем года. Нужно внимательно изучить значение того или иного имени и сопоставить ее с «портретом» человека, родившегося в тот или иной сезон.

    Как назвать ребенка?

    На протяжении всей жизни нет ни одного слова, которое человек слышал бы чаще, чем собственное имя. Звучание имени воздействует и на его хозяина, и на людей, окружающих его. Одни имена звучат жестко и твердо (например, Анатолий, Дмитрий, Екатерина, Жанна), другие – мягко (Наталья, Светлана, Алексей, Сергей), третьи – нейтрально (Артем, Роман, Анна, Ольга). Нужно выбирать такое имя, которое будет хорошо произноситься и выговариваться как отдельно, так и с отчеством.

    Значение имён Подбор имени О проекте Тайна имени Связь с нами

    Бланк, Карл Иванович

    Бланк, Карл Иванович Материал из RestoreWiki

    Внимание: данная статья является копией статьи с сайта wikipedia.com. Это значит, что материал является поверхностным и не доделанным, в то время как статьи в Энциклопедии Реставратора должны иметь уклон именно на вопросы реставрации и предназначены для аккумулирования знаний реставраторов. Если вы реставратор и хотите помочь доделать статью, нажмите "Правка" и приступайте. Спасибо!

    Шаблон:Архитектор Карл Иванович Бланк (1728—1793) — московский архитектор и инженер-строитель, один из последних мастеров барокко и первый по времени архитектор раннего классицизма. Известен храмовыми постройками (храмы Троицы в Серебряниках, Николы в Звонарях ) и зданием Воспитательного дома на Москворецкой набережной. Сын архитектора И. Я. Бланка.

    Биография

    Происходит из рода французских гугенотов. некогда бежавших в Германию. Дед архитектора, Яков — кузнец, приехавший на Олонецкий завод при Петре II. Отец, Иван Яковлевич. начинал переводчиком при немецких архитекторах, приглашённых в Петербург, а впоследствии сам стал архитектором, помощником П. М. Еропкина. В 1740 Еропкин был казнён по делу А. П. Волынского. а И. Я. Бланк «отделался» поркой кнутом и вечной ссылке в Сибирь со всей семьёй. Мать Карла умерла по дороге. Вскоре после прибытия ссыльных в Тобольск в Петербурге произошёл переворот, и семье было дозволено вернуться в Москву. В Тобольске Карл познакомился со своим сверстником А. Ф. Кокориновым. который оказался способным учеником И. Я. Бланка и отправился вместе с Бланками в Москву.

    Иван Яковлевич умер вскоре после возвращения; Карл Бланк и Александр Кокоринов продолжали работать в строительных командах И. К. Коробова и П. Обухова. а в 1749 Карл Бланк сдал экзамен на звание архитектуры гезеля самому Растрелли и был прикомандирован в помощники к А. П. Евлашеву. По инициативе Растрелли Бланк работал над проектом восстановления Воскресенского собора Новоиерусалимского монастыря. но этот первый проект не был реализован, и только в 1756 —1759 Бланк лично возглавил реконструкцию Нового Иерусалима. Самостоятельные практические работы Бланка ранних лет, такие, как московский Анненгоф. не сохранились.

    Moscow, Rozhdestvenka, St.Nicholas v Zvonaryakh.jpg