Руководства, Инструкции, Бланки

Образец Письма Экономический Смысл Проводимых Операций По Расчетному Счету img-1

Образец Письма Экономический Смысл Проводимых Операций По Расчетному Счету

Рейтинг: 4.1/5.0 (1804 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Договор займа

IP/Host: 95.28.143.---
Дата регистрации: 08.07.2010
Сообщений: 220

Re: Договор займа. Банк требует объяснений.

Волкова С.С. Пишет:
>
> Не соглашусь. ФСФМ такие организации как раз
> интересны, т.к. данная сделка носит необычный
> характер, не имеет очевидного экономического
> смысла или очевидной законной цели (абз. 5 ст. 7
> вышеуказ.ФЗ).
> Как раз этим НПА такое требование и
> регламентировано. Кредитная организация в данном
> случае разбирается, что это за сделка, не по
> отмыванию ли преступных денег она.


Банк пусть разбирается сколько ему угодно, но самостоятельно, без истребования каких-либо объяснений.
я не говорю об экономическом смысле или критериях оценки сделки, а говорю о полномочиях банка требовать какие-либо объяснения, таких полномочий НЕТ!

вот, кстати, нашел неплохой комментаий по подобному вопросу, чтоб попусту не тереть


Вопрос: ООО в течение двух дней перечислило на расчетный счет своего участника - российского гражданина денежные средства в сумме 500 000 руб. по одному основанию - договору займа.
Вправе ли банк, обслуживающий ООО, в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", направить в уполномоченный орган сведения о таких операциях (в отношении участника ООО отсутствуют сведения о его причастности к экстремистской деятельности или терроризму)?

Ответ: Согласно ст. 5 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон N 115-ФЗ) к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся, в частности, кредитные организации.
Операции с денежными средствами или иным имуществом, подлежащие обязательному контролю, указаны в ст. 6 Закона N 115-ФЗ.
При этом такие операции, как перечисление организацией в течение двух дней на расчетный счет своего участника - российского гражданина денежных средств в сумме 500 000 руб. по одному основанию - договору займа, не указаны.
В соответствии с п. 2 ст. 7 Закона N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, включающие порядок документального фиксирования необходимой информации, порядок обеспечения конфиденциальности информации, квалификационные требования к подготовке и обучению кадров, а также критерии выявления и признаки необычных (подозрительных) сделок с учетом особенностей деятельности этой организации.
Критерии выявления и признаки необычных сделок приведены в том числе в Приложении 2 к Приложению к Письму Банка России от 13.07.2005 N 99-Т "О методических рекомендациях по разработке кредитными организациями правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
На основании п. 3 ст. 7 Закона N 115-ФЗ в случае, если у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, на основании реализации указанных в п. 2 ст. 7 Закона N 115-ФЗ программ осуществления внутреннего контроля возникают подозрения, что какие-либо операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, эта организация не позднее рабочего дня, следующего за днем выявления таких операций, обязана направлять в уполномоченный орган сведения о таких операциях независимо от того, относятся или не относятся они к операциям, подлежащим обязательному контролю.
Как разъяснено в Информационном письме Банка России от 31.03.2010 N 17 "Обобщение практики применения Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России", формулировка Закона N 115-ФЗ относительно критериев выявления и признаков необычных сделок носит общий характер. Под данную формулировку подпадают любые сделки, в том числе расчетные операции.
Если кредитная организация выявила какую-либо сделку, соответствующую критериям необычных сделок, изложенным в правилах внутреннего контроля, и по результатам анализа представленных клиентом документов приняла решение об отнесении данной сделки к категории подозрительных, то вне зависимости от факта осуществления расчетной операции по указанной сделке у нее возникает обязанность по направлению сведений в уполномоченный орган в срок, установленный Законом N 115-ФЗ. При этом решение об отнесении той или иной сделки к категории подозрительных принимается кредитной организацией самостоятельно в каждом конкретном случае.
Учитывая данные разъяснения Банка России, банк, обслуживающий ООО, вправе посчитать, что рассматриваемые договоры займа носят подозрительный характер.
Таким образом, банк в рассматриваемой ситуации вправе направить в уполномоченный орган сведения о таких операциях.

Д.В.Комаров
Счетная палата
Российской Федерации
11.04.2011

Re: Договор займа. Банк требует объяснений.

"ничего не представляйте и не объясняйте, подобной обязанности нет"
"Банк пусть разбирается сколько ему угодно, но самостоятельно, без истребования каких-либо объяснений.
я не говорю об экономическом смысле или критериях оценки сделки, а говорю о полномочиях банка требовать какие-либо объяснения, таких полномочий НЕТ!"
Увы=) Банк может даже приостановить операции по счету, пока клиент не объяснит, что это он там творит.
11 пункт статьи 7 115-ФЗ. Или отрубить клиент-банк.

В договоре обычно написано, что клиент обязан предоставить по требованию банка необходимую информацию.
Банк заставляют требовать копии документов, являющихся основанием для совершения подозрительных платежей (заем - подозрительный по-умолчанию, так как выяснить - какая ставка по займу, Банк по назначению платежа не может. А дальше тонкий момент. Банк не должен гоняться за клиентами и требовать от них документы. Но если в досье клиента не будет копий договоров займа - значит работа по идентификации платежей клиента завалена).

Никак не комментируя отсутствие обязанности банков запрашивать у клиентов всю информацию по всем платежам, Московское ГТУ Банка России определило срок предоставления документов по запросу в банк - не более 7 дней со дня операции. Не успели в срок - банк сообщает в КФМ. Отказ от предоставления в свете указаний Банка России расценивается как нежелание доказывать, что клиент не верблюд, и вплоть до применения мер экономического характера, делающих невыгодным сотрудничество.


"Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, коем является банк, должны проверять операции с ден. средствами и др. имуществом на сумму 600 000 или более рублей. В вашем случае - это меньше 600 000 р." - неверно.
Кроме закона 115-фз, существует большое количество информационных писем Банка России.
Банки вынуждены заниматься анализом и "черти чем" выясняя, выявляя и т. д. операции клиентов.

Любая операция, даже никоим образом не похожая на страшную в Вашем представлении, может показаться банку подозрительной. Да. Есть 115-фз, где указаны операции, на которые банки будут "стучать", но не забывайте, что "кредитная организация выявила какую-либо сделку, соответствующую критериям необычных сделок, изложенным в правилах внутреннего контроля, и по результатам анализа представленных клиентом документов приняла решение об отнесении данной сделки к категории "подозрительных". то вне зависимости от факта осуществления расчетной операции по указанной сделке у нее возникает обязанность по направлению сведений в уполномоченный орган в срок, установленный Федеральным законом. При этом решение об отнесении той или иной сделки к категории "подозрительных" принимается кредитной организацией самостоятельно в каждом конкретном случае"
"Подозрительная сделка", "Сомнительная операция" - это термины. Посмотрите 99-Т. Вы удивитесь=)

С уважением,
SOEV

IP/Host: 188.65.107.---
Дата регистрации: 24.10.2011
Сообщений: 4,191

Re: Договор займа. Банк требует объяснений.

КФМ давно нет, есть Росфинмониторинг

Сегодня праздник у девчат, сегоооодня будут танцы

IP/Host: 188.186.148.---
Дата регистрации: 03.06.2010
Сообщений: 8,132

Re: Договор займа. Банк требует объяснений.

Следует отправить запрос банка лесом- он не имеет права у вас что-либо запрашивать, да хоть беспроцентный займ.
Если у банка ПВК таковы, что лезет к вам обслуга с подобными вопросами-уходите в другой банк, в этом явно что-то нечисто,ИМХО, но убеждена. такова практика-с.
У банка есть обязанность сообщить в финмон. и росфиннадз.- но банк НЕ имеет права сообщать о своих сомнениях клиенту. А данный запрос-и есть сомнение, т.е. налицо полная профнепригодность банка.

Я не собираюсь вам ничего доказывать. Общение с людьми, отрицающими объективную действительность, не входит в список моих добродетелей. Для этого есть психиатры.

Извините, только зарегистрированные пользователи могут оставлять сообщения на этом форуме.

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС-УНИВЕРСИТЕТ", 2016.

Получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня!

Другие статьи

Банк: поясните экономический смысл произведенных операций!

Банк: поясните экономический смысл произведенных операций!

25.03.2011, Газета "Учет. Налоги. Право"

"…Из банка пришло письмо, где от нас требуют в недельный срок "пояснить экономический смысл совершенных операций". В частности обосновать для чего наша компания снимала с расчетного счета крупную денежную сумму. Позвонила в банк, там решили, что последнее время мы подозрительно много снимаем наличных, поэтому и требуют объяснений. Но я не пойму, что собственно пояснять, если в чеке и так написано, что деньги сняты на хозяйственные нужды. Обязаны ли мы выполнять требование банка и как это сделать. "

Заместитель генерального директора

Повышенный интерес банка часто вызывают операции по снятию с банковского счета сумм, превышающих 600 000 рублей в наличной форме. Информацию по ним банк обязан передать для контроля в Росфинмониторинг. Такой порядок прописан в пункте 1 статьи 6 закона № 115-ФЗ. Если снимаемая сумма превышает пороговое значение, то чтобы сделать вывод об обязанности направлять сведения об этой операции в Росфинмониторинг, банку необходимо установить, какую цель преследует компания. На мой взгляд, безопаснее просьбу удовлетворить.

Другие комментарии Виктории Смирновой:

Требуют документы - Юридический форум - Бизнес форум

lumen 28 Oct 2011

Здравствуйте, я ИП на УСН 6%
с банка пришлось письмо:
"На основании ФЗ №115-Фз "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. " просим Вас предоставить письменное объяснение экономического смысла операций, проводимых по счету №. а так же следующие документы
-копии договоров
-копии счетов/счета фактур
-копии налоговых деклараций за 2010.2011 год
- расчетные выписки по расчетным счетам, открытым в других банках"


при этом объяснение экономического смысла требуют расписать все до копейки и предоставить чеки за все

договора счета и декларации все это есть, а вот с чеками проблема, чеков по моим расходов нет вообще

что делать и законно ли их требование?

YuriVikCenter 28 Oct 2011

Здравствуйте, я ИП на УСН 6%
с банка пришлось письмо:
"На основании ФЗ №115-Фз "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. " просим Вас предоставить письменное объяснение экономического смысла операций, проводимых по счету №. а так же следующие документы
-копии договоров
-копии счетов/счета фактур
-копии налоговых деклараций за 2010.2011 год
- расчетные выписки по расчетным счетам, открытым в других банках"


при этом объяснение экономического смысла требуют расписать все до копейки и предоставить чеки за все

договора счета и декларации все это есть, а вот с чеками проблема, чеков по моим расходов нет вообще

что делать и законно ли их требование?

И да, и нет. По закону банк в праве принимать меры по противодействию, с другой они просят слишком многое.

Я бы на Вашем месте выслал официальный ответ:
"Запрашиваемая Вами информация является коммерческой тайной. Просим Вас уточнить набор требуемой информации и обоснования к передаче этой информации Вам."

Далее по обстоятельствам.

EugeneDamer 31 Oct 2011

Здравствуйте, я ИП на УСН 6%
с банка пришлось письмо:
"На основании ФЗ №115-Фз "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. " просим Вас предоставить письменное объяснение экономического смысла операций, проводимых по счету №. а так же следующие документы
-копии договоров
-копии счетов/счета фактур
-копии налоговых деклараций за 2010.2011 год
- расчетные выписки по расчетным счетам, открытым в других банках"


при этом объяснение экономического смысла требуют расписать все до копейки и предоставить чеки за все

договора счета и декларации все это есть, а вот с чеками проблема, чеков по моим расходов нет вообще

что делать и законно ли их требование?

Я бы представил копии договоров и счетов-фактур. На мой взгляд, это с определенной натяжкой банк вправе потребовать.
С коммерческой тайной не прокатит, разве что у Вас действительно введен режим КТ в отношении соответствующих договоров.
В отношении деклараций, выписок по счетам в других банках сошлитесь на налоговую тайну.
Чеки не всегда требуются при расчетах.

А что Вы такого сделали? Перечислили лимон баксов в Науру?

Экономический смысл переводов по картам

Экономический смысл переводов по картам

Здравствуйте. Банк запрашивает экономический смысл денежных переводов на пластиковые карты третьих лиц и причастность этих лиц ко мне. Как мне правильно письменно им это написать?

Эти переводы совершаются для оплаты оказанных мне услуг: за создания сайта, дизайна сайта, работа по программированию, реклама в интернете, так же обычные переводы, где-то родителям перевел, где-то другу перевод сделал и т.п

Морозов Игорь Владимирович (03.08.2015 в 12:59:41)

Пишите простую объяснительную с указанием о том, что Вы фрилансер.

Пока обратное не докажут, счёт Ваш не заблокируют.

Татьяна (03.08.2015 в 15:11:17)

Здравствуйте, Дмитрий. В соответствии с ФЗ № 115 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» банк имеет право запрашивать документы, поясняющие экономический смысл проводимых по счетам клиентов операций, а также документы, подтверждающие легальность/целесообразность отраженных по счетам транзакций. Если владелец счета часто расходует довольно крупные суммы (снимает наличные или переводит в пользу третьих лиц), то банк может у него попросить объяснить экономический смысл таких операций. В этом случае, возможно, написать простое письмо, где вы коротко поясните крупные семейные расходы. Бывает, что расходы связаны с расширением бизнеса, выдачей или возвратом займа или открытием вклада в другом кредитном учреждении и др. К этим операциям тоже можно приложить документы, помимо пояснения в простой письменной форме.

Попробуйте воспользоваться устными разъяснениями своих действий уполномоченному от банка лицу, если такая возможность допускается. В доверительной беседе менеджер подскажет конкретный набор подтверждающих документов, если ему станет понятно, что вы не скрываете свои истинные намерения и владеете вполне честным доходом.

Зубков Сергей Васильевич (03.08.2015 в 15:31:32)

Уважаемый Дмитрий. Запрос банка об экономическом смысле денежных переводов относится к контролю движения денежных средств. Это в какой-то степени нарушает принцип банковской тайны. Но согласно ФЗ от 07.08.2001г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» банк обязан проводить мероприятия по идентификации своих клиентов и обновлению информации об их деятельности и причастных к ним третьих лиц.

Иными словами, любопытство по вопросу куда вы направляете деньги и как хотите ими воспользоваться. Не на финансирование ли терроризма и другие нехорошие дела? Если вы не мальчик-плохишь, то вам ничем это не грозит. Напишите банку так, как указали в вопросе. Это произвольная форма. Удовлетворите любопытство банка (он немножко имеет право на такой запрос), опишите, кто, сколько, за что вам перечисляет деньги на пластиковую карту. Следует иметь ввиду, что банк категорически не имеет права передавать ваши секреты другим лицам, даже подругам в обеденный перерыв. Предъявите ему счёт за разглашение, если это произойдёт. Банк может отказать в проведении операции, если вдруг в чём-то засомневается. Это несвойственная банку функция, вызывающая споры, но ему также навязали это делать. Борьба с нехорошими делами!

Удачи. Мой ответ - ваш отзыв.

Муравьёв Дмитрий Николаевич (03.08.2015 в 16:31:58)

Законодательство обязывает банки контролировать направление движения денежных средств по счетам клиентов. Именно этой обязанностью и вызван запрос к Вам.

В пояснении Вы можете так и написать, что денежные средства получаете за оказаннные услуги, выполненные работы. А расход средств осуществляете для оказания материальной поддержки родным, знакомым. То есть Вам необходимо объяснить банку законность прихода-расхода денежных средств на Вашем счету.

Отмечу, что есть вероятность, что получение регулярных платежей за оказанные услуги может быть расценено как предпринимательская деятельность. Но банк не вправе сообщить данную информацию гос.органам.

С уважением, Дмитрий Муравьёв.

Багалова Татьяна Константиновна (03.08.2015 в 18:29:23)

Добрый вечер, Дмитрий!

Вы должны задать себе вопрос по каким основаниям у банка возник к Вам вопрос. Каждый банк старается обезопасить себя от недобросовестного клиента, который может нанести банку непоправимый ущерб своей деятельностью. Следовательно у банка есть основания полагать, что Вы занимаетесь незаконной предпринимательской деятельностью. В Ваших интересах представить банку информацию о движении денежных средств, и объяснить что Вы не нарушаете нормы действующего законодательства.

А также Вам для информации:

С 1 января 2015 г. изложен в новой редакции п. 3 ст. 76 НК РФ, в котором установлено право налогового органа, заблокировать счет налогоплательщика, а также приостановить переводы его электронных денежных средств, в случае непредставления налоговой декларации в течение 10 дней после окончания срока, предусмотренного для ее подачи.

Начиная с 1 января 2015 г. налоговый орган также может приостанавливать операции по счетам налогоплательщика в банке, а также переводы его электронных денежных средств, в случае, если не исполнена обязанность по передаче налоговому органу квитанции о приеме какого-либо из следующих документов:

- требования о представлении документов (п. 1 ст. 93 НК РФ, п. п. 2, 4 ст. 93.1 НК РФ);

- требования о представлении пояснений (п. 3 ст. 88 НК РФ);

- уведомления о вызове в налоговый орган (пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ).

Только зная указанную выше информацию можно дать Вам ответ.

Удачи Вам! С уважением, Татьяна

Что делать, если банк просит у вкладчика подтверждающие документы

Как реагировать вкладчику на запрос банка подтверждающих документов?

Что делать, если банк просит подтвердить источник происхождения средств на вкладе? Не торопитесь на него обижаться, тем более не нужно бояться таких запросов и спешить закрывать счета. Внимание службы банковского контроля носит законный, вполне миролюбивый, а в большинстве случаев даже формальный характер. На законных основаниях звучит и просьба пояснить экономический смысл некоторых приходных или расходных операций по счетам частных клиентов.

Закон в борьбе с легализацией преступных доходов

Запрашивая подтверждающие документы, банк следует Закону № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», принятому Госдумой 7 августа 2001г. Его нормы вступили в действие на территории РФ более десяти лет назад в начале 2002 года. В народе этот закон называют еще антиотмывочным. В серьезных кредитных учреждениях, конечно, понимают, что большинство людей, которым адресованы их вопросы, не имеют преступных доходов и не связаны с террористами. Но некоторые официальные процедуры применяются ко всем без исключения клиентам для выявления среди них сомнительных. Для справедливости отметим, что у банков нет единого подхода к решению деликатных вопросов с вкладчиками. Внутри каждого учреждения употребляются свои особенные меры, если речь идет о категории подозрительных операций. К единому стандарту приведено лишь фиксирование некоторых крупных операций, которое Законом определяется как обязательный контроль.

Излишним будет объяснять, что банковские операции тех, кто отмывает деньги, абсолютно похожи на действия вполне законопослушных людей. Их вклады, переводы, безналичные покупки или наличные расходы ничем не отличаются от обычных. Поэтому многослойные меры финансового мониторинга позволяют банкирам находить и избавляться от неблагонадежных клиентов. Не только ради сохранения собственной деловой репутации они пытаются исключить «черные» деньги из оборота своего ведомства. Закон защищает права и финансовые интересы всех добропорядочных вкладчиков. Процесс протекает намного эффективнее, когда все стороны (государство, гражданин и его банк) достигают взаимопонимания в вопросах законности происхождения частного капитала.

Приведем известный пример с крупнейшим британским банком BCCI, который когда-то значился шестым банком в мире по величине активов, и через который отмывались преступные деньги много лет. Деятельность BCCI была внезапно прекращена в начале 90-х годов. А ведь среди его многомиллионной армии клиентов в 73-х странах мира подавляющее большинство было ни в чем не повинные люди. Но все они понесли значительные убытки в результате действий недобросовестных банкиров. Или другой пример с Дойче банком, который здравствует и поныне, но однажды чуть не обанкротился. Ему пришлось выплатить Соединенным Штатам более полумиллиарда долларов за содействие американским гражданам в уклонении он налогов. Другими словами немецкие банкиры намеренно «закрывали глаза» на операции некоторых своих клиентов.

Для любого правового государства сегодня актуальной остается проблема борьбы с коррупцией, финансированием терроризма, отмыванием денег наркодельцов и других преступников. В этом Россия, как член мирового сообщества, следует рекомендациям компетентных международных организаций. Крупнейшей из таких является FATF (группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег), членом которой Российская Федерация является с 2003 года. Её участники просто обязаны не только принимать на своей территории антиотмывочные законы, но и строго следовать им. Из других уважаемых межнациональных организаций, с которыми сотрудничает наша страна, можно назвать Парламент Европы, сеть по борьбе с финансовыми преступлениями США, группу по борьбе с отмыванием денег в Великобритании и Швейцарии. За основу Российского Закона 115-ФЗ приняты нормы и рецепты именно этих почтенных ведомств.

Обратим внимание, что Закон по борьбе с легализацией совсем непрост для понимания даже юристам и банковским специалистам, не говоря уже о простых людях. Существует множество других нормативов, неоднократно разъясняющих действие некоторых его положений. Однако, законопослушные граждане должны понимать основную цель, преследуемую 115-ФЗ: организация мер по противодействию отмыванию и предупреждение легализации преступных доходов. Если в двух словах пересказать Федеральный закон, то банки обязаны анализировать операции своих клиентов, запрашивать документы, поясняющие их экономический смысл и при наличии достаточных оснований (в том числе отказ клиентов предоставить пояснения) предпринимать другие меры в рамках ФЗ.

Вопреки распространенному мнению российских граждан, что банки в вопросах легализации сотрудничают с налоговой инспекцией, все же за мерами против отмывания «черных» денег наблюдают совсем другие государственные организации: Федеральная служба по финансовому мониторингу и его уполномоченный орган — Банк России. Согласно иному Закону о тайне вклада, а также Закону о банках и банковской деятельности, сведения об операциях клиентов никогда не передаются в ИФНС. Банки могут лишь засвидетельствовать налоговикам факт наличия в кредитной организации счета физического или юридического лица. Поэтому неверно думать, что информацию о величине вклада, размерах и содержанию финансовых операций или конфиденциальные документы будут доведены до сведения налоговых органов. Банки самостоятельно анализируют движения клиентских финансов. Хотя во всем мире неуплата налогов и квалифицируется как экономическое преступление, но все же Закон 115-ФЗ лишь противодействует получению и отмыванию преступных доходов. Банки не контролируют налоги, как это делают фискальные органы, и не выносят решений о виновности лиц, скрывающих свои истинные доходы, как это делают правоохранительные органы. Кредитно-финансовым учреждениям в этой системе отведена совсем другая роль заградительного щита, осложняющего жизнь преступным деньгам.

Требования Федерального Закона распространяются не только на банки, но и на другие организации, совершающие операции с денежными средствами и иным имуществом. Например, деятельность ломбардов, почты, брокерских и букмекерских контор, управляющих ценными бумагами компаний, агентов по приему платежей, агентств по недвижимости, страховых компаний и даже казино тоже регулируется противолегализационным Законом. И эти учреждения контролируют операции своих клиентов и сотрудничают с ФСФМ. Правда, за антиотмывочными действиями именно банков ведется более жесткий надзор со стороны Центробанка. В этом смысле государственный регулятор заставляет своих подопечных не только вести наблюдения за некоторыми операциям клиентов, выявлять среди них сомнительные, но и избавляться от неблагонадежных лиц, если они таковыми были признаны в результате внутреннего расследования. Ненадлежащее исполнение требований ЦБ карается не только крупными штрафами в адрес должностных лиц кредитных учреждений, но и отзывом банковских лицензий, как это уже случалось неоднократно.

Основные принципы, оправдывающие «любопытство» банков к доходам своих клиентов, изложены в небезызвестном письме ЦБ № 92-Т, опубликованном еще в 2005 году. В нем изложены обязательные для исполнения рекомендации Центробанка применять внутри каждой кредитной организации так называемую политику «Знай своего клиента». Изложенные в нем тезисы обосновывают мониторинг клиентских финансов, как необходимый элемент управления правовыми банковскими рисками и риском потери деловой репутации.

Стоит заметить, что вокруг запросов подтверждающих документов в рамках антиотмывочного закона имеется ряд домыслов и даже недовольств со стороны вкладчиков. Происходит это по многим причинам. Одной из них назовем необходимость не разглашать конкретные меры, принимаемые банками. Абсолютная конфиденциальность мероприятий прямо диктуется все тем же Законом. Однако, со слов банковских клерков, большинство клиентов все же с пониманием относятся к вопросам соблюдения законодательства и предоставляют необходимые документы на запрос о правомерности источника их дохода. Тем более что квалифицированные банковские менеджеры, не желая терять хороших клиентов, идут на контакт с заинтересованными лицами категории VIP, дают грамотные консультации в приватных беседах, не нарушая правил.

Много недопониманий вызывают банковские запросы в адрес граждан, чьи операции намного меньше суммы 600 тысяч рублей, которая озвучена в ст. 6 Закона 115-ФЗ. Дело в том, что в шестой статье речь ведется лишь о мерах обязательного контроля. А в ст.7 уже появляются такие понятия, как необычный или запутанный характер сделки, смысл которых «дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных ФЗ». Бывает, что контрагент клиента при списании или зачислении небольших денег попал под подозрение банка. Минимальная сумма необычных операций (в отличие от размера при обязательном контроле) уже не регламентируется. Поэтому банки оставляют за собой право предварительно квалифицировать определенные сделки как сомнительные до начала расследования.

Критерии сомнительности определяются на основании рекомендаций уполномоченных органов от государства и закрепляются во внутренних правилах (пункт 2 статьи 7 Закона). Поскольку правила внутреннего контроля пишутся банками самостоятельно, то их содержание и нормы несколько различаются друг от друга. Возможно, поэтому схожие клиентские операции в одной кредитной организации вызывают вопросы, а в другой нет. Та же седьмая статья дает банкам право запрашивать у клиентов дополнительную информацию и документально ее фиксировать. За строгим соблюдением внутренних правил следит государственный регулятор в лице ЦБ.

Если говорить о крайних мерах, к которым банкиры иногда прибегают в результате расследования и мониторинга клиентских операций, то назовем несколько самых распространенных. Например, временная блокировка расходных операций по счету до выяснения обстоятельств. При этом зачисления на счет происходят в обычном режиме. Или такая мера, как приостановка использования дистанционной системы интернет-банкинг, когда клиент вынужден самостоятельно приходить в банк и делать письменные распоряжения на управление счетом. Такие жесткие мероприятия осуществляются в том случае, когда невозможно определить законный источник дохода или расследование подтвердило сомнения в подозрительности клиентских операций. Но чаще всего так случается, когда клиент без объяснения причин просто отказывает банку предоставить необходимые документы. Кстати, в этом случае в тарифах некоторых учреждений предусмотрены даже санкции в виде денежных штрафов. Поскольку у банка нет законных оснований «указать на дверь», то он всячески пытается избавиться от клиента другими «тихими» методами.

Как вкладчику реагировать

Вообще, говоря о нежелании клиентов идти на взаимный диалог с банком в вопросах происхождения собственных средств, можно напомнить, что нынче любой договор банковского счета (вклада) включает в себя условие о предоставлении подтверждающих документов. И клиент, подписывая договор, соглашается выполнять и этот пункт. Однако некоторые граждане в нужный момент оставляют за собой право по-своему трактовать свои права и обязанности перед банком и законом. Не говоря уже о том, что редко кто полностью и досконально читает письменные соглашения, тем более договор вклада.

К особенностям контроля операций по депозитам частных лиц отнесем мониторинг взносов вкладчиков в крупных или небольших размерах, если это регулярные пополнения, каждое из которых даже меньше 600 тысяч рублей. Вопросы могут вызвать как наличные, так и безналичные поступления. В этом случае банк интересует источник происхождения сбережений, чтобы исключить нелегальные «черные» деньги. Чтобы понять правовой статус денежных средств, могут быть рассмотрены, например, клиентские документы, подтверждающие получение зарплаты, дивиденды от коммерческой деятельности или договоры купли-продажи имущества. Естественно, что размер дохода, указанный в документах, должен соответствовать размеру банковских операций в общем объеме.

Если вкладчик получает заработную плату, то в качестве подтверждающего документа могут быть предоставлены справки 2НДФЛ. Предприниматели могут принести годовые налоговые декларации в виде 3НДФЛ. Иногда, чтобы проверить правомочность деклараций дополнительно банки просят платежные документы о переводе в бюджет налогов (на дивиденды, продажу ценных бумаг, ЕНВД или др.), если они были самостоятельно оплачены из другой кредитной организации физическим лицом или предпринимателем. Очень часто граждане размещают на депозите денежные средства от продажи собственной (или принадлежащей близкому родственнику) недвижимости. В этом случае источник средств может быть проверен через договор купли-продажи квартиры. Возможно, придется подтвердить и близкое родство с человеком, указанным как продавец. Подойдут и договоры дарения, если такие имеют место быть. Естественно, что все бумажные копии должны быть заверены живой подписью клиента, подтверждающей подлинность документа.

Если владелец счета часто расходует довольно крупные суммы (снимает наличные или переводит в пользу третьих лиц), то у него могут попросить объяснить экономическую целесообразность таких операций. В этом случае, возможно, написать простое письмо, где клиент коротко пояснит крупные семейные расходы при наличии известной деловой репутации состоятельного человека. Бывает, что расходы связаны с расширением бизнеса, выдачей или возвратом займа или открытием вклада в другом кредитном учреждении. К этим операциям тоже можно приложить документы, помимо пояснения в простой письменной форме.

Также посоветуем вкладчикам воспользоваться устными разъяснениями своих действий уполномоченному от банка лицу, если такая возможность допускается. В доверительной беседе менеджер подскажет конкретный набор подтверждающих документов, если ему станет понятно, что клиент не скрывает свои истинные намерения и владеет вполне честным доходом. Обычно после таких искренних собеседований банк больше никогда клиента не тревожит запросами, считая, что достаточно его знает и уже имеет доказательства безупречной финансовой репутации.

Зарубежная банковская практика

Если кому-то кажется, что российские банки слишком придираются к своим клиентам, то приведем в пример законодательство США, где обязательному контролю в борьбе с легализацией подвергаются наличные и безналичные операции свыше 10 тысяч долларов. А это уже в два раза меньше, чем прописано в российском законе. К тому же, американское законодательство просто обязывает и юридические, и гражданские лица отчитываться перед государством о некоторых операциях более 10 000 долларов США. Пороговое значение для контроля в европейских странах определено размером всего 8 000 Евро, что тоже намного меньше наших 600 000 рублей.

Пожалуй, особенностью зарубежной банковской практики в противодействии преступным доходам назовем более тщательную, чем у нас, проверку клиента на входе. То есть, еще до открытия банковского счета проверяется возможная причастность гражданина к преступным сообществам или исключаются подозрения в явном уклонении от уплаты налогов. И уж тем более повышенному вниманию подвергается изучение источника частного капитала. Даже партнерские связи потенциального вкладчика изучаются службой банковской безопасности.

И здесь, чем солиднее банк, тем серьезнее проверка. Не исключение и надежные швейцарские банки. Они-то могут запросить даже такой экзотический документ, как квитанцию о квартплате, не говоря уже об обычных в таких случаях платежках по уплате налогов или бизнес договоров с контрагентами потенциального клиента. Если он «не понравился» банкирам или источник дохода невозможно проверить, то человеку никогда не отказывают напрямую. Его просто доводят запросами дополнительных документов до того состояния, когда вкладчик сам отказывается от своих намерений.

Справедливости ради заметим, что российский Федеральный закон много и жестко требует от банков в части соблюдения контрольных функций, однако оставляет за их клиентами право хранить свои финансовые тайны и не отвечать на запросы. Впрочем, каждый гражданин по-разному решает для себя дилемму: насколько глубоки его секреты, соответствуют ли они букве закона и продолжать ли сотрудничество с «любопытным» банком. Сами банкиры признаются, что не все вкладчики охотно идут на контакт по щекотливым вопросам происхождения капитала, даже если это вполне легальные доходы с оплаченным налогом. Но и среди крупных состоятельных бизнесменов все больше находится людей, которые с пониманием относятся к необходимости адекватных мер, направленных против легализации преступных доходов.

Оксана Лукьянец, эксперт сайта vkladvbanke.ru
10.01.2013

Экономический смысл операций - последние новости

Экономический смысл операций

При покупке задолженности экспортеров бывает трудно определить платежеспособность импортера, находящегося в другой стране. Однако в данном случае, предполагает опрошенный газетой представитель неназванной финансовой компании, целью этих операций было отмывание или вывод капитала. Рынок b2c Возможные места применения факторинговых операций: "Производитель - Дилер", "Дилер - Розничная сеть". Продавец передает фактор-компании список своих покупателей с примерным объемом поставок. Закупка материалов может происходить с отсрочкой платежа продавцу, а продажа продукции может происходить с отсрочкой платежа покупателем. Компания проверяет их платежеспособность и сообщает поставщику кредитные лимиты по каждому покупателю. Например, ОАО "Российские железные дороги" РЖД. расплачиваясь за услуги векселями, в подавляющем большинстве случаев погашает их предоставляемым тарифом. Предприятия с оборотом менее 10 млн долл. В этом случае факт оплаты не будет зависеть от желания покупателя, и остается только риск достаточного количества средств на счете, который должен покрываться банком покупателя с помощью автоматически открываемого кредита при возникающем кассовом разрыве. Поскольку экономический смысл манипулирования — изменение котировок с целью получить прибыль в результате операций с бумагами, указанная схема манипулированием не является, отмечает издание. В ту же секунду сделка была заключена. Центральный банк уменьшил лимит сомнительных операций, при котором банк считается непричастным к отмыванию средств или выводу активов. Для поставщиков - монополистов факторинг является своего рода досрочным учетом тех же векселей. Факт их использования в последующем налоговом периоде для вычета значения не имеет. В мировой практике взаимоотношения факторинговой фирмы и поставщика продукции обычно складываются следующим образом.

Скачать файл Экономический смысл операций по расчетному счету пример

Банк осуществляет перечисление средств от продажи ценных бумаг на расчетный счет клиента не позднее дня, следующего за днем исполнения поручения. Банкиры считают, что критерии слишком размыты: под них могут попасть и вполне законные операции крупных банков. Зарплаты или в контрактах, трудовых соглашениях, договорах подряда и т. Проверка Русского земельного банка потерял лицензию 18 марта обнаружила, что 95% всех кредитов невозвратные, что также говорит о выводе активов из банка. Также существует перечень обстоятельств, которые сами по себе не свидетельствуют о намерении незаконно получить вычет: организация создана незадолго до совершения хозяйственной операции; взаимозависимость участников сделок; неритмичный характер хозяйственных операций; нарушение налогового законодательства в прошлом; разовый характер операции; операция осуществлена не по месту нахождения налогоплательщика; расчеты с контрагентом производились через один банк; осуществление транзитных платежей между участниками взаимосвязанных хозяйственных операций; использование посредников при совершении хозяйственных операций. По мнению автора, широкое распространение факторинга имеется в виду внутренний российский факторинг будет возможно, когда расходы на него будут сравнимы со стоимостью кредита.

Помимо процентов за фактический кредит предоплата по договорам. предприятие оплачивает факторинговую комиссию и несет затраты по поддержанию инфраструктуры.

Когда вслед за ними и на их основе осуществляются платежи.