Руководства, Инструкции, Бланки

Образец Дорожной Карты В Строительстве img-1

Образец Дорожной Карты В Строительстве

Рейтинг: 4.7/5.0 (1808 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Дорожная карта инвестора - Инвестиционный портал Ростовской области

Дорожная карта инвестора

1.2. Ресурсный потенциал Ростовской области.

1.3. Экономический потенциал Ростовской области.

1.4. Приоритеты экономического развития Ростовской области

2.1. Конкурентные преимущества Ростовской области.

2.2. Информация о формах государственной поддержки инвестиционной деятельности в Ростовской области и нормативно-правовых актах, регулирующих поддержку инвесторов.

3.1. Общие положения

3.2. Индивидуальные предприниматели

3.3. Юридические лица

3.3.1. Хозяйственные товарищества.

3.3.2. Хозяйственные общества.

3.3.3. Производственные кооперативы (артели)

3.3. Определение местонахождения юридического лица и вид первоначального имущества

3.4. Определение местонахождения юридического лица и вид первоначального имущества

3.5. Критерии признания предприятий и предпринимателей субъектами малого предпринимательства

3.6. Положительные и отрицательные стороны организационно-правовых форм

3.6.1. Общие положения

3.6.2. Индивидуальный предприниматель

3.6.3. Общество с ограниченной ответственностью

3.6.4. Закрытое акционерное общество

3.6.5. Открытое акционерное общество

4.1. Общие положения

4.2. Порядок регистрации индивидуальных предпринимателей

4.3. Порядок регистрации юридических лиц

4.4. Регистрация юридического лица с иностранными инвестициями

6.1. Структура бизнес-плана инвестиционного проекта.

6.2. Структура обоснования инвестиций в реализацию проекта.

7.1. Порядок отвода земельного участка для реализации инвестиционного проекта.

7.1.1. Общие положения.

7.1.2. Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

7.1.2.1. Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

7.1.3. Блок-схема действий при предоставлении земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности

7.2. Выбор земельных участков для строительства.

7.3. Принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства

7.4. Перевод земельного участка из категории в категорию.

7.4.1. Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов.

7.4.2. Перевод земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в другую.

7.4.3. Блок-схема действий по переводу земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в другую

8.1. Общие положения

8.2. Блок-схема действий по подготовке проектно-сметной документации

8.3. Состав проектной документации

8.4. Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства

8.4.1. Общие положения

8.4.2. Виды работ по инженерным изысканиям

8.4.3. Виды работ по подготовке проектной документации

9.1. Общие положения

9.2. Выдача разрешений на строительство в Ростовской области.

9.2.1. Общие положения.

9.2.2. Органы, осуществляющие выдачу разрешений на строительство.

9.2.3. Оформление разрешений на строительство.

9.2.4. Ведение региональной базы данных объектов капитального строительства.

9.2.5. Форма разрешения на строительство

10.1. Общие положения

10.2. Документы, необходимые для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

10.3. Основания для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

10.4. Выдача разрешений на ввод объектов в эксплуатацию на строительство в Ростовской области.

10.4.1. Общие положения.

10.4.2. Органы, осуществляющие выдачу разрешений на ввод объекта в эксплуатацию.

10.4.3. Оформление разрешений на ввод объекта в эксплуатацию.

10.4.4. Ведение региональной базы данных объектов капитального строительства

10.4.5. Форма разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

11.1. Порядок подключения организаций к электросетям.

11.1.1. Общие положения

11.1.2. Подача заявки на технологическое присоединение

11.1.3. Заключение договора на технологическое присоединение

11.1.4. Мероприятия по технологическому присоединению

11.2. Порядок подключения организаций к газораспределительным сетям.

11.2.1. Общие положения

11.2.2. Порядок подключение объекта капитального строительства к газораспределительным сетям на территории Ростовской области

11.2.3. Порядок получения разрешения на использование газа.

11.2.4. Получение ходатайства в Министерство экономического развития РФ о выдаче разрешения на использование газа в качестве основного вида топлива.

11.2.5. Блок-схема действий для подключения организаций к газораспределительным сетям

12.1. Общие положения

12.2. Порядок приема документов на государственную регистрацию прав и требования к представляемым документам.

12.3. Порядок приостановления государственной регистрации.

12.4. Порядок отказа в государственной регистрации и прекращения государственной регистрации.

12.5. Внесение записей в Единый государственный реестр прав, удостоверение проведенной государственной регистрации, выдача документов, подтверждающих государственную регистрацию.

13.1. Общие положения

13.2. Единый налог на вмененный доход

13.3. Упрощенная система налогообложения

13.4. Традиционный режим налогообложения (общая система налогообложения, ОСНО).

13.5. Патентная система налогообложения или УСН на основе патента.

15.1. Общие положения

15.2. Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность иностранных инвесторов.

15.3. Последовательность процедур и действий иностранного инвестора.

15.3.1. Требования при создании объекта стратегического назначения.

15.3.2. Получение исходно-разрешительной документации на строительство.

15.3.3. Прохождение государственной экспертизы проектной документации и инженерных изысканий

15.3.4. Прохождение экспертизы сметной части проекта.

15.3.5. Прохождение экологической экспертизы проекта.

15.3.6. Проверка экономической эффективности проекта.

15.3.7. Получение разрешения на строительство.

15.3.8. Получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

16.1. Нормативные документы обязательного применения при разработке проектной документации.

17.1. Совет по инвестициям при Губернаторе Ростовской области

17.2. Отраслевые рабочие группы, созданные для обеспечения реализации целей Совета по инвестициям при Губернаторе Ростовской области.

17.3. Департамент инвестиций и предпринимательства Ростовской области

17.4. Агентство инвестиционного развития Ростовской области.

17.5. Советы по инвестициям в муниципальных образованиях Ростовской области.

18.2. Водоснабжение и водоотведение

Другие статьи

Примеры дорожных карт, Причины использования дорожных карт - Стратегический менеджмент - Учебные материалы для студентов

Примеры дорожных карт

Диапазон использования дорожных карт достаточно широк и охватывает не только сферу бизнеса, но и другие виды управленческой деятельности, в том числе государственное управление. Дорожная карта может также служить наглядным способом представления результатов Форсайта. На рис. 6.1 приведены примеры продуктовой и технологической дорожных карт.

Продуктовая дорожная карта (см. рис. 6.1, а) служит графическим представлением этапов создания различных вариантов изделия во времени. На эту карту могут наноситься также информация об организационных мероприятиях, необходимых для производства, развития и реализации продукта, аннотации, мнения, фиксироваться открытые вопросы. Технологическая дорожная карта (см. рис. 6.1, б) - это, как правило, наглядное представление функционирования и программы развития отдельной технологии или группы технологий. На технологической дорожной карте начальные и конечные, как правило, представ

Рис. 6.1.Примеры продуктовой (а) и технологической (б) дорожных карт

ляют моменты, в которых технология будет реализована в виде, пригодном для использования. В ряде случаев, как уже говорилось, продукт, рынок, исследования и разработки, технологии и ресурсы на дорожной карте рассматриваются не в отдельности, а в комплексе, где наглядно представлено изменение во времени каждой из составляющих производственный процесс бизнес-единицы.

Дорожные карты не только позволяют наглядно представить информацию о вероятных альтернативах развития объекта управления, но и дают возможность оценить и переосмыслить его потенциал развития, обнаружить "узкие места", угрозы и точки роста, определить потребности в ресурсном обеспечении и т.д. С помощью дорожных карт проводится анализ на базе многоаспектного экспертного оценивания путей развития объекта управления специалистами различных профилей.

Причины использования дорожных карт

Перечислим причины, по которым использование инструментария дорожного картирования оправданно.

1. Создание дорожной карты позволяет осуществить планирование всех областей и факторов, участвующих в развитии продуктовой линии.

2. Дорожные карты включают такую характеристику, как время, что позволяет руководителю убедиться, что в нужный момент они будут обладать технологиями и мощностями, необходимыми для выполнения намеченных планов.

3. Дорожные карты — связующее звено между стратегией развития, планом, данными о рынке сбыта и управленческим решением.

4. Использование дорожных карт помогает обнаружить недочеты в стратегическом планировании компании, что позволяет осуществлять упреждающий контроль, предупреждая возникновение возможных проблем в будущем.

5. Дорожные карты способствуют постановке более реалистичных целей. Они на каждом этапе создания дорожной карты выявляют наиболее значимые аспекты, такие как реальные потребности покупателей, тенденции и динамика их изменения, инновационные прорывы и т.д. Это позволяет повысить эффективность использования имеющихся технологий, ресурсов, времени.

6. При профессиональном использовании дорожные карты становятся своеобразным "путеводителем" для руководителя, позволяя оценивать промежуточные результаты, своевременно и адекватно корректировать направления деятельности.

7. Совместное использование нескольких дорожных карт, представляющих основные направления деятельности компании, позволяет более рационально использовать технологии и ресурсы, которыми она располагает.

8. Дорожные карты становятся эффективным способом разъяснения персоналу, инвесторам, акционерам, стратегии и приоритетов развития компании. Создание дорожных карт подразумевает активный обмен информацией между ними.

9. Процесс разработки дорожной карты позволяет выработать более четкое и верное видение управленческой ситуации и более эффективно осуществлять стратегическое управление развитием объекта управления.

Дорожные карты используются как при стратегическом планировании и управлении развитием компании, производящей товары или оказывающей услуги, так и при формировании основных направлений инновационной деятельности, в том числе научно-исследовательских разработок. Дорожные карты позволяют наглядно представить ожидаемые результаты и основные этапы получения и реализации инновационного проекта, помогая сформировать и реализовать всю инновационную цепочку. Они помогают снизить риски при производстве и внедрении инновационного продукта или услуг, а также убедить потенциального инвестора или заказчика, в том числе государственного и муниципального, в целесообразности поддержки инвестиционного проекта.

Дорожное картирование начинает находить также все более широкое применение при государственном стратегическом управлении, помогая взаимно увязать во времени мероприятия и имеющиеся ресурсы в процессе достижения поставленных целей. К наиболее значимым преимуществам дорожного картирования следует отнести, помимо наглядности, его прозрачность, гибкость и вариативность.

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter

Новая редакция «дорожной карты» в строительстве, на сайте правительства

Правительство опубликовало новую редакцию «дорожной карты» в строительстве

В настоящее время работа федеральных органов исполнительной власти по внесению изменений в законодательство, направленных на ликвидацию административных барьеров в строительстве, улучшение инвестиционного климата и совершенствование контрольно-надзорных и разрешительных функций, осуществляется на основе плана мероприятий («дорожной карты») «Улучшение предпринимательского климата в сфере строительства», утверждённого распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2012 года №1487-р. В процессе реализации данного плана была выявлена необходимость корректировки содержания и сроков исполнения ряда мероприятий, их ожидаемых результатов и ответственных исполнителей, написано в справке к документу.

Во исполнение указанных поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации была подготовлена новая редакция «дорожной карты», при этом уточнено её название.

Вновь утверждённая «дорожная карта» включает мероприятия, направленные на совершенствование правового регулирования градостроительной деятельности в целях формирования благоприятного делового климата в Российской Федерации, и предусматривает разработку соответствующих проектов нормативных правовых актов.

Целями «дорожной карты» являются:

- упрощение градостроительной подготовки земельных участков;
- cовершенствование регуляторной среды;
- сокращение количества процедур, совокупного времени и расходов на их прохождение, связанных с реализацией инвестиционно-строительных проектов.

Реализация «дорожной карты» призвана упростить процесс осуществления строительства от стадии подготовки градостроительной документации до ввода объектов в эксплуатацию.

Разработка «дорожной карты» осуществлялась с участием АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов», национальных объединений саморегулируемых организаций в строительной сфере. Проект «дорожной карты» обсуждался с научным бизнес-сообществом.

В качестве контрольных показателей определены позиции в рейтинге Всемирного Банка Doing Business по показателю «Получение разрешения на строительство».

Распечатано с портала ЗаНоСтрой.РФ (zanostroy.ru) Правительство опубликовало новую редакцию «дорожной карты» в строительстве

В настоящее время работа федеральных органов исполнительной власти по внесению изменений в законодательство, направленных на ликвидацию административных барьеров в строительстве, улучшение инвестиционного климата и совершенствование контрольно-надзорных и разрешительных функций, осуществляется на основе плана мероприятий («дорожной карты») «Улучшение предпринимательского климата в сфере строительства», утверждённого распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2012 года №1487-р. В процессе реализации данного плана была выявлена необходимость корректировки содержания и сроков исполнения ряда мероприятий, их ожидаемых результатов и ответственных исполнителей, написано в справке к документу.

Во исполнение указанных поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации была подготовлена новая редакция «дорожной карты», при этом уточнено её название.

Вновь утверждённая «дорожная карта» включает мероприятия, направленные на совершенствование правового регулирования градостроительной деятельности в целях формирования благоприятного делового климата в Российской Федерации, и предусматривает разработку соответствующих проектов нормативных правовых актов.

Целями «дорожной карты» являются:

- упрощение градостроительной подготовки земельных участков;
- cовершенствование регуляторной среды;
- сокращение количества процедур, совокупного времени и расходов на их прохождение, связанных с реализацией инвестиционно-строительных проектов.

Реализация «дорожной карты» призвана упростить процесс осуществления строительства от стадии подготовки градостроительной документации до ввода объектов в эксплуатацию.

Разработка «дорожной карты» осуществлялась с участием АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов», национальных объединений саморегулируемых организаций в строительной сфере. Проект «дорожной карты» обсуждался с научным бизнес-сообществом.

В качестве контрольных показателей определены позиции в рейтинге Всемирного Банка Doing Business по показателю «Получение разрешения на строительство».

© СИПСО ЗаноСтрой.РФ 2016 - Средство информации для профессионалов строительной отрасли "ЗаНоСтрой.РФ" - "ZaNoStroy.ru" 2012 - 2016. Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. Любое использование текстовых, фото, аудио и видеоматериалов возможно только с согласия правообладателя. При частичном копировании обратная, активная ссылка обязательна.
2012 -2016 © ЗаНоСтрой.РФ - Саморегулирование

Просмотр события

Дорожная карта

Дорожная карта

Составление «дорожной карты», или поэтапного плана действий, помогает формировать общее видение бизнеса в компании. Это процесс, при помощи которого эксперты прогнозируют, какими будут будущие технологии и как будут развиваться рынки, а также определяют последствия такого развития событий для отдельных компаний. Модель такой «дорожной карты» дает описание того, каким образом можно структурировать процессы развития.

При составлении «дорожной карты» необходимо уточнить будущие цели (сформулированные главным образом на основе мнений экспертов о том, как будут развиваться технологии) и предложить мути их достижения. Руководствуясь результатами такого анализа, можно определить тот вклад, который может внести в такое развитие отдельная компания, или как эта компания может реагировать на происходящие изменения. Для объяснения указанного процесса мы воспользуемся «дорожной картой» с координатами «продукты» и «технологии».

В последние десятилетия было создано множество различных «дорожных карт». При изучении таких «карт», где ставка сделана на технологии, можно выделить четыре их вида.

  • Отраслевые «дорожные карты». К этому виду относятся карты, в которых указано направление ожидаемого развития отрасли. Процесс, отраженный на такой карте, показывает способ, при выборе которого отдельные компании минимизируют свой риск, что достигается за счет участия разных заинтересованных сторон в принятии решений о приоритетах будущего развития технологии. В ходе этого обсуждения определяется вклад в исследование, который должна внести каждая из сторон. Отраслевой «дорожной картой» также можно воспользоваться для того, чтобы получить финансирование (как частное, так и государственное).
  • Корпоративные «дорожные карты». Они разрабатываются для того, чтобы помочь отдельным компаниям сделать стратегический выбор, и могут основываться на отраслевых «дорожных картах». В таких «картах» описываются комбинации продуктов и рынков.
  • Продуктово-технологические «дорожные карты». Это одна из разновидностей рыночного анализа, оценки продукта и изучения технологий, которые объединены для разработки плана внутренних НИОКР и последовательности шагов, которые надо сделать при выведении на рынок новых продуктов. Модель, рассмотренная далее, относится к «дорожным картам» именно этого вида.
  • Компетентностно-исследовательские «дорожные карты».

При составлении «дорожных карт» этого вида основное внимание уделяется компетенциям и исследованиям, необходимым для создания какой-либо технологии или ее части. Такие «карты» либо составляются по отдельности, либо, как показано на рис. 1, объединяются с другими в единую «карту».

Когда следует применять модель

Продуктово-технологические «дорожные карты» могут применяться для того, чтобы задать более точные ориентиры для будущих действий. Они полезны для проведения более глубокого анализа профессионалами, которые занимаются разработкой новых рынков, особенно с технологической ориентацией. Для выживания на таких рынках важно разрабатывать новые продукты, что обусловлено постоянным сокращением жизненных циклов продуктов. Поэтому составление «дорожных карт» является очень полезной стратегией для компаний, постоянно ищущих возможности для создания новых товаров и услуг. Благодаря этой модели можно структурно определить новые рынки, продукты и технологии.

«Дорожные карты», как правило, включают в себя следующие описания:

  • появление на рынке. описание продукта и требуемых для его создания исследований;
  • предназначение. результаты анализа рынка, продукта и технологии;
  • временные параметры. критический путь и сроки появления продукта на рынке;
  • ресурсы. деньги, люди и технологии, требующиеся для создания новых товаров и услуг.

Благодаря применению «дорожных карт» обеспечивается ряд преимуществ.

  • Участвующая в составлении «дорожной карты» компания получает ценную стратегическую информацию.
  • В основе долгосрочного стратегического планирования лежит сбор хорошо структурированной информации, благодаря чему компания может принять более обоснованные решения, относящиеся к будущим товарам, услугам и технологиям.
  • На карту можно нанести как внутренние данные, так и внешние, что помогает прийти к хорошо структурированному видению меняющихся рыночных факторов, потребительских запросов, технологий, факторов окружающей среды и поставщиков.
  • Достижение более полного и точного согласования затрат на НИОКР и разработку продуктов, чему способствует выявление возможностей по объединению новых технологий с новыми продуктами.
  • «Дорожные карты » могут быть источником появления новых вариантов использования уже применяемых технологий (прежних технологий для новых товаров и услуг).
  • Результаты, получаемые при помощи таких «карт», помогают выявлять долгосрочные стратегически важные узкие места, разрывы и неопределенности, связанные с продуктами и технологиями.
  • «Дорожные карты» являются мощным инструментом привязки всей компании к новой стратегии развития и процессам разработки новых продуктов. С их помощью проектные команды могут быстро адаптироваться к изменениям стратегического характера.
  • Такие карты помогают выявить потенциал синергии между поставщиками и покупателями, а также между конкурентами.
Как следует пользоваться моделью

Продуктово-технологическая «дорожная карта» строится по результатам:

  • анализа рынка;
  • изучения технологий;
  • оценки продукта.

Анализ рынка проводится по принципу «снаружи внутрь» и предназначен для выявления новых и долгосрочных по своей природе запросов потребителей. Его результаты показывают, какими будут новые потребности и ценность, добавленная компанией (компаниями). Изучение технологий имеет другую направленность — «изнутри наружу». В ходе этого изучения портфель продуктов сравнивается с другими возможными товарами и услугами. Изучение технологий в сочетании с оценкой продукта помогает определить различия и возможности новых продуктов.

На следующем этапе результаты, полученные при помощи «дорожной карты», обсуждаются в ходе «мозгового штурма». Предлагаемые новые идеи продуктов оцениваются с точки зрения потенциальных выигрышей, которые можно получить, выраженных такими показателями, как уникальное торговое предложение (unique selling points, USP) и прибыль на инвестированный капитал (return on investment, ROI); а также с позиции сопровождающих этот вариант рисков (технологической и рыночной готовности); требуемых ресурсов (инвестиций). Естественно, наиболее ценными новыми продуктами являются предложения с самой высокой доходностью и с самыми низкими рисками и потребностями в ресурсах. По результатам такого анализа уже можно составлять план внутренних НИОКР, в основе которого лежат исследования, требуемые для того, чтобы запустить в производство новый продукт. Кроме того, после этого уже можно разработать и план действий по выходу с новым товаром / новой услугой на рынок.

Хотя анализ рынка, изучение технологий и оценку продукта могут провести руководители компании (скорее всего, с привлечением внешней консалтинговой фирмы), наиболее полные и точные «дорожные карты» появляются на свет в тех случаях, когда в их разработке участвуют представители различных организаций и университетов. Одним из важнейших факторов, в значительной степени способствующих высокому качеству «дорожной карты», является привлечение к его разработке «чемпионов». Этим термином в данном случае называют уважаемых и очень хорошо известных экспертов из конкретной (технологической) сферы. Если отраслевой эксперт высказывается в поддержку предлагаемого варианта «дорожной карты», остальные специалисты принимают ее гораздо охотнее.

Существуют и другие факторы, способствующие успеху при применении этой модели. Вот некоторые из них.

  • Составлением «дорожных карт» должны заниматься ведущие специалисты, являющиеся признанными экспертами, которые отлично разбираются в особенностях конкретной отрасли.
  • Если руководители хотят, чтобы «дорожная карта» на самом деле оказала положительное влияние на их компанию, они должны сами активно участвовать в ее составлении.
  • «Дорожные карты» надо регулярно обновлять, чтобы уточнять постоянно происходящие изменения, связанные с продуктом, рынком и технологиями.
  • Помочь с процессом составления «дорожной карты» и проведением собеседований с заинтересованными в ней лицами может специалист из внешней компании (например, консультант).
  • Чтобы коммуникации, относящиеся к «дорожной карте», были эффективными и чтобы все такие «карты» были хорошо согласованы друг с другом, очень важно при их составлении использовать унифицированный подход.
  • «Дорожную карту» следует рассматривать как инструмент долгосрочного применения, используемый для стратегического развития. Если стратегическое видение охватывает период менее двух лет, для составления «дорожной карты» оно не подходит.
Выводы

Составление «дорожной карты» — это метод, помогающий добиваться в компании общего видения будущего; при этом считается, что создание общего видения мира так же важно, как и подготовка окончательного варианта «дорожной карты». Поэтому составление таких «карт» может не обеспечить успеха тем компаниям, видение мира которых отличается от доминирующего (у тех компаний, которые вовлечены в данный бизнес).

Основное предназначение такой «дорожной карты» — стимулировать деятельность персонала за счет лучшего понимания перспектив и способов улучшения положения дел. Но, хотя в «дорожной карте» описываются конкретные виды деятельности и проекты, будущее остается неизвестным и далеко не всегда предсказуемым. Поэтому ее следует рассматривать как способ визуализации будущего. Однако несмотря на то, что такая «карта» составляется на основе рыночных данных, она ни в коей мере не носит прогнозный характер. Чтобы вносить в «запланированное» видение будущего текущие события, связанные с развитием, «дорожную карту» следует достаточно часто обновлять.

Также Вам будет интересно:

Дорожные карты» в госсекторе: план мероприятий или инструмент стратегического управления

«Дорожные карты» в госсекторе: план мероприятий или инструмент стратегического управления

О методологии дорожного картирования

Под «дорожной картой» обычно понимают наглядный документ, который содержит пошаговый сценарий достижения цели или решения задачи (проблемы) в рамках развития бизнеса, компании, группы компаний, холдинга (в рыночном секторе экономики) или отрасли экономики и социальной сферы, органа государственного управления, сети бюджетных организаций (в государственном секторе экономики).
В зависимости от объекта, для развития которого предназначен данный документ, различают продуктовые, технологические, корпоративные, ведомственные и региональные «дорожные карты». Необходимо подчеркнуть, что наибольшее развитие получили именно корпоративные «дорожные карты» в связи со стремлением бизнеса укрепить и обезопасить свои позиции в условиях конкуренции и растущей неопределенности перспектив дальнейшего экономического развития.

В свою очередь сам процесс составления «дорожных карт» именуют дорожным картированием. Картирование предоставляет возможности увязать стратегические цели и тактические задачи развития группы объектов, оценить гипотетические риски и предусмотреть альтернативные пути развития, организовать взаимодействие достаточно большого количества экономических объектов, заинтересованных в достижении определенной цели или решении задачи (проблемы), запланировать последовательные, взаимосвязанные и альтернативные действия этих объектов в рамках реализации единого пошагового сценария. Наглядный вид «дорожной карты» (краткий текст, таблицы с показателями и перечнем мероприятий и главное — инфографика) позволяет не только визуально представить информацию, но и облегчить формирование единого понимания у всех участников планово го процесса и обосновать необходимые и возможные управленческие решения. Составление «дорожных карт» базируется на результатах анализа и оценки потенциала, имеющихся и необходимых ресурсов объекта картирования, препятствий при развитии и возможных рисков изменения внешней среды.

Как правило, «дорожная карта» разрабатывается на средне- и долгосрочные периоды, хотя с увеличением планового периода возрастает непредсказуемость возможных рисков, растет возможность появления принципиально новых рисков, в результате осложняется разработка альтернативных путей развития. Предпочтительным периодом реализации «дорожной карты» считается среднесрочный период (три года) с условием ежегодной оценки достигнутых результатов и при необходимости корректировки основных мероприятий или включения альтернативных мероприятий.

Следует особо отметить, что до настоящего времени не существует общепринятой методологии и единого алгоритма создания «дорожных карт». Вместе с тем все дорожные карты основываются на общих методологических подходах к их составлению, а именно:
  • выборе периода реализации «дорожной карты» и составлении временного графика ее реализации;
  • четкой формулировке ожидаемых результатов,
  • обеспечении логических связей между стратегическими целями и тактическими задачами и ожидаемыми результатами;
  • разработке системы контрольных показателей для мониторинга достижения целей и решения задач;
  • оценке развития на перспективный период в зависимости от имеющихся и доступных ресурсов;
  • оценке рисков, проблем и препятствий, которые существуют или могут возникнуть при реализации «дорожной карты», для формирования альтернативных путей развития;
  • определении комплекса обоснованных мероприятий по ключевым направлениям (разделам «дорожной карты»), расписанным за основными участниками для закрепления персональной ответственности.

При соблюдении этих требований «дорожная карта» представляет важный инструмент стратегического управления. При этом главной особенностью «дорожных» карт в отличие от традиционных, привычных по форме и содержанию планов мероприятий является то, что они должны предусматривать вариативность путей развития в зависимости от природы рисков, неизбежно возникающих при дальнейшем развитии объектов картирования.

Российская практика составления «дорожных карт»

Пристального внимания заслуживает сложившаяся практика разработки «дорожных карт» в секторе государственного управления, которая после 2009 года (первой волны мирового экономического кризиса) получила распространение в министерствах, службах и агентствах РФ. Следует признать, что в российском бизнесе уже успешно используются «дорожные карты» как инструменты стратегического планирования, соответствующие формальным признакам технологии дорожного картирования и имеющие в основном закрытый (для служебного пользования) характер.

В последние годы Правительством РФ был принят ряд распоряжений по утверждению «дорожных карт» практически во всех федеральных органах исполнительной власти, в частности:
  • план мероприятий («дорожная карта») «Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта» — для Минэкономразвития России;
  • план мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения» — для Минздрава России;
  • план мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» — для Минобрнауки России;
  • план мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры» — для Минкультуры России;
  • план мероприятий («дорожная карта») «Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» —для Росреестра;
  • план мероприятий («дорожная карта») «Совершенствование таможенного администрирования» — для ФТС России;
  • план мероприятий («дорожная карта») «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики» — для ФАС России.

Минфин России совместно с федеральными органами исполнительной власти, ответственными за реализацию плана, при подготовке проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период должен учитывать мероприятия, предусмотренные утвержденными «дорожными картами». Следует отметить, что отсутствует единый порядок мониторинга и контроля реализации «дорожных карт».
Так, Минэкономразвития России должно ежеквартально представлять в Правительство РФ доклад о ходе реализации плана, а Минкультуры России один раз в полугодие — в Минтруд России.

Проведенный анализ структуры и содержания этих и других документов позволил выявить общие и характерные положения для большинства разработанных «дорожных карт»:
  • сама формулировка названия документа предполагает синонимичность понятий «план мероприятий» и «дорожная карта», то есть в них не учитывается важнейшее различие между традиционным планом мероприятий и «дорожной картой» как инструмента стратегического управления;
  • «дорожные карты», как правило, составляются на период до пяти лет;
  • «дорожные карты» включают два раздела — общее описание и план мероприятий.

В описании проанализированных «дорожных карт» представлены цели создания «дорожной карты» (в различных картах присутствуют от 3 до 6 целей) и набор контрольных показателей (от 4 до 30 показателей), при этом контрольные показатели, входящие в набор, могут быть различными:
  • рейтинговые показатели (например, позиция в рейтинге Doing business по показателю «Международная торговля», позиция РФ в рейтинге по индексу развития конкурентной среды на рынках товаров и услуг, позиция РФ в рейтинге по показателю государственной регистрации прав);
  • количественные показатели непосредственных результатов (например, количество разработанных профессиональных стандартов);
  • количественные показатели конечных результатов (например, совокупность времени прохождения всех стадий процедур получения разрешения на строительство в днях);
  • индексы (например, индекс роста числа организаций-экспортеров);
  • показатели результатов социологических исследований (например, доля лиц, положительно оценивающих качество работы регистрационных органов, в общем количестве лиц, обращающихся за государственными услугами, в процентах).

В большинстве случаев план мероприятий (в различных картах насчитывается от 10 до 40 мероприятий) представляет собой таблицу, состоящую из четырех граф, а именно:
1) мероприятие (то, что должно обеспечить положительный результат деятельности государственного органа власти);
2) ожидаемый результат (качественное изменение в деятельности государственного органа, к которому он должен стремиться в соответствии с принятым планом мероприятий);
3) срок реализации (обычно указание квартала и года, когда мероприятие должно быть выполнено);
4) ответственные исполнители (органы исполнительной власти, ответственные за выполнение мероприятий).

Результаты проведенного анализа позволяют сформулировать принципиальный вывод: «дорожные карты» российского сектора государственного управления, подготовленные по единому образцу, можно считать таковыми лишь условно. Они, как правило, представляют традиционные планы мероприятий, отличаясь от них лишь наличием набора контрольных показателей, который по своему составу носит дискуссионный характер. Эти документы лишены такого важнейшего формального признака «дорожных карт», как оценка рисков и наличие альтернативных мероприятий, которые должны заменить отдельные мероприятия в случае возникновения рисков, проблем и препятствий для дальнейшего развития. В связи с этим следует предположить, что существующие и предполагаемые — а практика составления «дорожных карт» получает все большее распространение в субъектах РФ — «дорожные карты» нуждаются в реструктуризации для восстановления самой идеи и методологии дорожного картирования.

Необходимость учета рисков в «дорожных картах»

Для того чтобы обосновать и обеспечить качественное отличие «дорожной карты» от традиционного плана мероприятий, основополагающим моментом ее разработки должны стать идентификация, классификация и описание потенциальных угроз и рисков для потребителей. Прежде всего следует определить само понятие угрозы. В обобщенном виде в русском языке под угрозой понимается явление, заключающее в себе намерение причинить кому-либо или чему-либо тот или иной ущерб, вред. В российском законодательстве понятие «угроза» не установлено, как и его соотношение с близкими понятиями (опасность, риск, вызов и др.), равно как и не существует общепризнанных и научно обоснованных понятий в литературе и словарях.

В американских официальных документах1 под угрозой (threat) понимается возможность какой-либо страны, группы государств или явлений угрожать, под вызовом (challenge) — возможность противодействовать, а под риском (risk) — возможность мешать достижению целей. Как правило, считается, что вызов, опасность и угроза есть различные степени риска причинения конкретного ущерба интересам безопасности государства, общества и личности, то есть выступают в качестве вторичных факторов. В этой связи для составления «дорожных карт» более корректным представляется использование понятия «риск».

По нашему мнению, описание потенциальных рисков и их группировка с присвоением определенных кодов должны быть выделены в специальный раздел «дорожной карты». Оценка вероятности этих рисков может описываться в таких терминах, как почти невозможные, маловероятные, вероятные, крайне вероятные и почти возможные. А оценка значимости потенциальных рисков — некритические, несущественные, умеренные, существенные и критические.

Учет возможных рисков при реализации «дорожной карты» выражается в разработке альтернативных мероприятий, направленных на демпфирование негативного воздействия рисков на развитие объекта, и включении их в состав основных мероприятий. При ежегодном анализе результатов реализации «дорожной карты» (а данная процедура должна стать обязательной и регламентированной в управленческом процессе) необходимо проводить оценку возможных (макроэкономических, бюджетных, управленческих и др.) рисков и принимать оперативные решения о сохранении основных мероприятия, их корректировке или переходу к уже разработанным альтернативным мероприятиям.

Перспективы применения «дорожных карт»

В новейшей истории развития государственного управления России происходили и продолжают происходить активные поиски наилучшей формы планирования деятельности органов государственного управления. В различные периоды времени повышенное внимание уделялось ведомственным целевым программам, докладам о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования, государственным программам. В настоящее время центр внимания государственных органов исполнительной власти начинает смещаться к составлению и исполнению «дорожных карт» (планов мероприятий).

По результатам заседания Государственного совета «О повышении инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации и создании благоприятных условий для развития бизнеса» (27 декабря 2012 года) в российских регионах под эгидой Минрегиона России и Агентства стратегических инициатив активно внедряется региональный инвестиционный стандарт, включающий 15 лучших российских инвестиционных практик. При этом одним из главных инструментов обеспечения этого процесса считается «дорожная карта» по внедрению стандарта в субъекте РФ. Вне всяких сомнений, региональный инвестиционный стандарт и «дорожная карта» по его внедрению крайне необходимы для улучшения национального инвестиционного климата. Но, на наш взгляд, «дорожная карта» нуждается в дальнейшем совершенствовании как по составу требований (например, перечень лучших практик является закрытым, но неисчерпывающим и отсутствует важное требование об улучшении инвестиционного имиджа), так и по содержанию отдельных требований (например, недостаточно иметь в регионе специализированную организацию по привлечению инвестиций, но и важно обеспечить условия ее эффективной работы). Особо следует подчеркнуть, что и в этой «дорожной карте» отсутствует специальный раздел по оценке возможных рисков и разработке альтернативных путей развития.

Таким образом, перспективы внедрения «дорожных карт» в российской практике государственного управления определяются тем, в какой степени будет обеспечена методология дорожного картирования (что отнюдь не исключает ее дальнейшего развития и адаптацию к конкретным условиям). При рассмотрении и принятии высказанных предложений по учету предполагаемых рисков «дорожные карты» могут приобрести необходимые качества для их трансформации в важный инструмент стратегического управления и быть успешно внедрены в практику органов и организаций не только в рыночном секторе экономики, но и в секторе государственного управления.

© ФБК 2001 - 2016.
“Грант Торнтон” относится к бренду, под которым фирмы-члены Грант Торнтон предоставляют аудиторские, налоговые и консультационные услуги клиентам, и/или к одной или более фирмам-членам, в зависимости от контекста. ФБК является фирмой-членом Грант Торнтон Интернешнл Лтд (ГТИЛ). ГТИЛ и фирмы-члены не образуют международного партнерства. ГТИЛ и каждая фирма-член являются самостоятельным юридическим лицом. Услуги предоставляются фирмами-членами сети. ГТИЛ не предоставляет услуги клиентам. ГТИЛ и ее фирмы-члены не являются агентами друг друга, не несут обязательств друг перед другом, а также не отвечают за действия или бездействия других фирм-членов.