Руководства, Инструкции, Бланки

Инструкция По Зарядке Аккумуляторных Батареек img-1

Инструкция По Зарядке Аккумуляторных Батареек

Рейтинг: 4.2/5.0 (1776 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Эксплуатация и зарядка аккумуляторных батарей

В процессе эксплуатации батарея находится последовательно в режимах зарядки и разрядки.

Подготовка батареи к действию производится в следующем порядке: проверяется количество аккумуляторных элементов и деталей по прилагаемой к батарее спецификации, приготавливается электролит, подготовляются аккумуляторные элементы, производится монтаж батареи (только для щелочных батарей, монтаж которых производится на месте);' после этого батарея проверяется в условиях эксплуатации.

Подготовка незаряженной кислотной аккумуляторной батареи к первой зарядке. Перед зарядкой производится осмотр и проверка исправности батареи (целостность аккумуляторных сосудов, состояние заливки банок мастикой и надежность соединений элементов). Если не обнаружено неисправностей, батарея заливается электролитом.

Электролит готовится в специальном помещении, имеющем хорошую вентиляцию. Электролит приготавливается из аккумуляторной серной кислоты (ГОСТ 667—41, сорт А или Б — см. приложение VII) и дистиллированной воды. Применение других сортов серной кислоты и обычной воды недопустимо. Аккумуляторная кислота должна иметь удельный вес (плотность) 1,84 гсмэ.

Аккумуляторная серная кислота представляет собой маслянистую бесцветную тяжелую жидкость, жадно соединяющуюся с влагой воздуха, поэтому она должна храниться в стеклянной плотно закрывающейся бутыли, помещенной в деревянную обрешетку. Приготовление и хранение электролита должно производиться в чистой стеклянной, эбонитовой или выложенной свинцом деревянной посуде (применение для этой цели стальной, медной или цинковой посуды недопустимо).

Работа с аккумуляторной кислотой требует осторожности, так как попадание ее на кожу человека вызывает тяжелые ожоги.

При попадании капель кислоты или электролита на руки, лицо или одежду надо немедленно смыть водой, а затем посыпать содой, — это нейтрализует действие кислоты и предохранит от ожогов (или ослабит их). Во время приготовления электролита кислота тонкой струйкой льется в воду (а не наоборот, что опасно, так как приводит к разбрызгиванию кислоты). Реакция растворения кислоты в воде сопровождается сильным выделением тепла, поэтому надо все время следить за температурой сосуда, в котором производится приготовление электролита (это особенно важно при использовании стеклянных сосудов, которые при сильном и резком нагреве могут растрескаться).

Полученный раствор охлаждается до температуры 30° С, после чего производится корректировка его плотности добавлением кислоты (если плотность мала) или воды (если плотность велика).

Заливка аккумуляторов батарей производится электролитом, имеющим температуру не выше 25° С, при помощи резиновой груши. Через 6 ч после заливки уровень электролита должен быть на 15—20 мм выше предохранительного щитка (высота уровня электролита приводится в инструкции по уходу за аккумуляторной батареей).

Контроль уровня производится ареометром следующим образом ( 55): в отверстие элемента опускается до упора в предохранительный щиток открытая с обеих сторон стеклянная трубка. После этого верхний конец трубки зажимается плотно пальцем и

трубка вынимается. В трубке будет находиться электролит на уровне, соответствующем уровню электролита в элементе.

Количество электролита, необходимого для заливки элементов батареи, приводится в ее паспорте.

Зарядка кислотных аккумуляторных батарей. Величины зарядных токов и режимы зарядки приводятся в инструкциях по уходу за батареей. Для примера рассмотрим режимы зарядки кислотной батареи электропогрузчика.

Первая зарядка в две ступени. На первой ступени батарея заряжается током 30 а в течение 25—30 ч. В конце этого времени зарядки напряжение на зажимах большинства элементов батареи должно быть равно 2,4—2,45 в. На второй ступени батарея заряжается током 15 а в течение 45—50 ч и напряжение на зажимах каждого элемента должно быть равно 2,55—2,60 в. Общая продолжительность зарядки 80—90 ч.

Признаками окончания зарядки являются: неизменяющееся в течение последних 2 ч зарядки напряжение, равное 2,55—2,6 в на каждом элементе, и плотность электролита, равная 1,28± ±0,005 г/см3, сильное газовыделение (электролит «кипит»). Если установившаяся плотность электролита в конце зарядки отличается от этой величины, то производят исправление ее добавлением кислоты удельным весом 1,4 или добавлением дистиллированной воды, не прерывая зарядки. Для лучшего перемешивания электролита после исправления плотности зарядку продолжают около 30 мин. По окончании зарядки батареи с целью уменьшения ее саморазряда поверхность батареи вытирают насухо влажной тряпкой до полного удаления следов кислоты, а штыри и гайки смазывают техническим вазелином. Пробки заворачиваются после окончания выделения газа, но не раньше чем через 2 ч после окончания зарядки.

Заряженная в таком режиме батарея включается на первый разряд и должна работать на неполную мощность. После первого разряда производится вторая (нормальная) зарядка и батарея сдается в эксплуатацию.

Нормальная зарядка производится также в две ступени.

На первой ступени зарядка производится током в 70 а в течение приблизительно 5 ч. Напряжение на каждом элементе должно быть равно 2,4—2,45 в, на второй ступени — в течение 10 ч током в 35 а.

В течение последних 2 ч зарядки напряжение на зажимах и плотность электролита каждого элемента будут оставаться неизменными (2,55—2,6 в), плотность 1,28±0,005 г/см3. Общая продолжительность зарядки около 15 ч. Исправление плотности и уровня электролита производится таким же путем, как и при первой зарядке.

Памятка по эксплуатации свинцовых аккумуляторных батарей

1. Во время работы батареи все аккумуляторы должны быть закрыты пробками, а батарея — крышкой.

2. Верхние части аккумуляторов следует тщательно протирать от влаги и загрязнений, а контакты очищать от окислов и смазывать вазелином.

3. Батарею необходимо оберегать от резких толчков и ударов, а также от коротких замыканий.

4. Не допускается снижение разрядного напряжения ниже чем 1,8 б на элемент, а также оставление батареи в разряженном состоянии на длительное время.

5. Если батарея долго бездействует в заряженном состоянии, то следует регулярно проверять напряжение иа ее зажимах и раз в месяц производить новую зарядку.

Памятка монтеру, заряжающему аккумуляторы

1. Следи за чистотой кислоты и воды, идущей на приготовление электролита!

Горлышко бутыли с кислотой должно иметь бирку, на которой указываются:

завод-изготовитель, наименование продукта (кислота серная аккумуляторная), сорт, вес брутто и нетто и ГОСТ.

2. При приготовлении электролита допускается наливать только кислоту в воду тонкой струей.

Будь осторожен в обращении с кислотой!

3. При каждой зарядке проверяй надежность контактов.

4. В помещении, где производится зарядка аккумуляторов, нельзя курить, разводить огонь, а также производить какие-либо переключения и отключения под током аккумуляторных батарей. Нарушение этого правила может привести к взрыву, так как при зарядке аккумуляторов выделяются газы, являющиеся взрывчатой смесью.

5. Регулярно следи за уровнем электролита в элементах и не реже одного раза в неделю проверяй плотность электролита в действующих элементах.

6. Для приведения всех элементов к одинаковому состоянию по емкости и плотности электролита один раз в месяц проводи уравнительную зарядку.

Уравнительная зарядка состоит из нормальной зарядки, после окончания которой батарея оставляется в покое иа 1—2 ч. После этого заряжают батарею пониженным током (величина его указывается в инструкциях по уходу за батареей) в течение часа, затем опять делается перерыв на 1—2 ч, и т. д. до тех пор, пока при одном из включений тока сразу же не будет наблюдаться обильного газовыделения.

7. Следи за температурой электролита во время зарядки. Если оиа превышает 43° С, зарядку прекращай, а батарее дай остыть до температуры 20—25° С, после чего вновь продолжай зарядку.

При буриом «кипении» электролита также надо прерывать зарядку до успокоения «кипения», после чего зарядку можно продолжать.

8. Следи за правильностью подключения батареи к источнику тока при зарядке (плюс — к плюсу, минус — к минусу). Переполюсовка (неправильное включение полюсов) ведет к гибели батареи.

9. При появлении следов сульфатации проведи несколько повторных зарядов и разрядов батареи. Зарядный ток должен составлять 0,25 номинального, а по окончании заряда заряжай батарею еще в течение 4 ч током, равным 15— 20% номинального до тех пор, пока напряжение на элементах и плотность электролита не достигнут нормы.

10. В зимнее время заряжай батарею немедленно после окончания разряда во избежание замерзания электролита.

11. Ежемесячно проверяй напряжение отдельных элементов.

12. Содержи батарею в чистоте. Промой дистиллированной водой батарею, если появился осадок на дне элементов.

13. Своевременно устраняй короткие замыкания в элементах.

14. При снижении мощности батареи проверь — нет ли сульфатации.

15. Не производи в одном и том же помещении совместную зарядку свинцовых и щелочных аккумуляторов, их хранение и приготовление электролита для них.

Запомните, что только при соблюдении указанных правил батарея будет нормально работать в течение гарантированного в паспорте срока службы!

Подготовка незаряженной щелочной батареи к эксплуатации.

Подготовка незаряженной щелочной батареи к эксплуатации предусматривает: проверку количества аккумуляторов и деталей по спецификации, которая дается в паспорте батареи, приготовление электролита, подготовку аккумуляторных элементов, монтаж батареи, проверку батареи в условиях эксплуатации.

Подготовка аккумуляторов. После проверки комплектности батареи аккумуляторные элементы осматриваются для обнаружения внешних дефектов. Поверхность их очищается от пыли и солей, а следы ржавчины оттираются ветошью, смоченной в керосине. После этого вольтметром на 3 б производится измерение напряжения незалитых элементов; если имеется много батарей, то желательно отобрать элементы с возможно большим напряжением (0,7—1,2 в) в отдельные группы, что в дальнейшем сократит время их тренировки (такие элементы приводятся в действие через 2—3 цикла, тогда как элементы с более низким начальным напряжением требуют 4—5 циклов). Для удобства наблюдения за ходом тренировки аккумуляторы с меньшим напряжением должны ставиться группой в конце цепи. После этого готовится электролит.

Приготовление электролита. Электролит приготавливают в деревянном ящике, обитом внутри резиновым мешком, или в стальных баках. Ящики и баки должны иметь плотно закрывающиеся крышки. Желательно иметь у дна баков краны для слива осветленной щелочи и скопившегося внизу осадка. Запрещается пользоваться оцинкованной, луженой, алюминиевой, медной, свинцовой и керамиковой посудой, а также посудой, служащей для приготовления электролита кислотных аккумуляторов, так как даже небольшая примесь кислоты в электролите щелочного аккумулятора приводит его к гибели.

Для приготовления электролита можно применять кроме дистиллированной дождевую чистую воду, чистый снег, конденсат (допустимо в крайнем случае применять и воду, годную для питья, за исключением минеральной).

Перед приготовлением электролита всякая вода подщелачивается растворением от 5 до 10 г/л воды твердой щелочи или 25— 50 см3/л воды электролита плотностью 1,19—1,20 г/см3. 88

После этой операции вода отстаивается в течение суток, и осветленная часть отстоя может быть использована для доливки аккумуляторов или приготовления электролита.

Электролит из твердых щелочей приготавливается в следующих соотношениях:

а) для получения раствора электролита едкого натрия плотностью 1,17—1,19 г/см3 берется 1 вес. ч. твердого едкого натрия на 5 вес. ч. приготовленной для электролита воды;

б) для получения раствора едкого калия плотностью 1,19— 1,21 г/см3 1 вес. ч. твердого едкого калия на 3 вес. ч.;

в) для получения раствора едкого калия плотностью 1,25— 1,27 г/см3 1 вес. ч. твердого едкого калия на 2 вес. ч. воды.

Требуемое для приготовления электролита количество воды наливают в приготовленный сосуд, после чего туда же небольшими кусками кладут твердую щелочь и перемешивают раствор стальным веслом для ускорения процесса. Если применяют жидкую щелочь, то ее разбавляют водой до получения необходимой плотности; плотность следует измерять отдельным ареометром (применение общего ареометра для кислотных и щелочных электролитов запрещается).

Моногидрат лития добавляется к раствору в указанном выше количестве также при тщательном перемешивании стальным веслом. Сосуды для твердых щелочей и моногидрата лития должны закрываться герметически.

Приготовленный электролит отстаивается до полного осветления в течение 6—12 ч, а плотность его проверяется ареометром, после чего он пригоден для заливки в аккумуляторы.

Электролит должен храниться в плотно закрытом сосуде во избежание поглощения углекислого газа из воздуха. Заливать аккумуляторные элементы можно электролитом, имеющим температуру не выше 30° С.

Твердая щелочь и электролит разъедают кожу, одежду и обувь, поэтому необходимо соблюдать осторожность (надо одевать защитные очки, резиновые перчатки и фартук). Если щелочь попала на одежду или кожу человека, то это место следует смыть трехпроцентным раствором борной кислоты или струей воды до полного удаления признаков щелочи. Электролит заливается в аккумуляторы с таким расчетом, чтобы его уровень находился на высоте не менее 15 мм и не более 30 мм над верхним краем пластин. Уровень измеряется с помощью стеклянной трубки диаметром 5—6 мм с метками на высоте 15 и 30 мм по способу, описанному ранее (см. 54).

Плановая смена электролита производится один раз в год, перед этим батарея должна быть разряжена до минимально допустимого напряжения. После заливки-аккумуляторные элементы ставятся на сухие доски (без резиновых чехлов), покрытые бумагой, для проверки течи. Проверка производится 20—24 ч. Если

сосуды протекают, то течь можно устранить пропаикои поврежденных мест кадмием. Исправные аккумуляторы ставятся на изолирующие подставки, соединяются в батарею последовательно при помощи железных перемычек, после чего производится их тренировка.

Так как обычно монтируется несколько батарей, то необходимо подобрать в каждую батарею аккумуляторы с одинаковыми характеристиками, что и осуществляется так называемой тренировкой. Тренировка аккумуляторов заключается в зарядке и разрядке батареи на сопротивление. После нескольких циклов зарядки- разрядки измеряют напряжение на каждом отдельном аккумуляторе и собирают батарею из наиболее подходящих по напряжению элементов. Например, группа аккумуляторов с напряжением 1,1—1,2 в может комплектоваться в одну батарею; группа с напряжением 0,9—1,0 в комплектуется в другую.

Если тренировку не делать и монтировать батарею произвольно, то может получиться, что в батарее 1—2 или более аккумуляторов будут «отставать», их необходимо будет заряжать более продолжительное время, а сделать это отдельно от батареи уже невозможно.

Аккумуляторы, имеющие напряжение менее 1,0 в, ставят еще на два тренировочных цикла. После проведения тренировочных циклов батарея 24ТЖ.Н-500 заряжается током 125 а в течение 10 ч, после чего она пригодна к работе. Бадарея из элементов ТЖ.Н-250 после тренировки заряжается током 63 а в течение 10 ч.

Средний разрядный ток для батарей ТЖН-250 не должен превышать 50 а, а для батарей ТЖ.Н-500 — 100 а.

Более подробные данные о режимах зарядки и разрядки батарей приводятся в заводских инструкциях по эксплуатации. Монтаж батарей. Аккумуляторные элементы, отобранные для монтажа, обмываются снаружи от щелочи и вытираются насухо. Во избежание разбрызгивания щелочи откидные крышки закрываются. Затем аккумуляторные элементы устанавливаются в крепкие и сухие резиновые чехлы (для облегчения надевания чехлов поверхность аккумуляторных элементов и внутренняя поверхность чехлов натираются тальком).

Порядок монтажа следующий: вставляются щиты, которые должны быть покрыты щелочестойким лаком; проводятся посадка аккумуляторных элементов со строгим соблюдением полярности и с осторожностью во избежание повреждения резиновых чехлов; стягиваются секции — плотно вставляются клинья между щитами и батарейным ящиком; производятся межэлементные соединения — плотно затягиваются соединительные перемычки гайками и смазываются тонким слоем вазелина, свободного от кислот; присоединяются выводные концы батареи. Концевой плюсовой полюс батареи соединяют с проводом батарейного ящика, идущим к розетке со знаком плюс, а минусовый полюс батареи — с контактом розетки со знаком минус.

Для проверки правильности монтажа после этих операций еще раз вольтметром со шкалой 0—3 в проверяется напряжение каждого элемента и вольтметром со шкалой 150 в — напряжение всей батареи. После монтажа батарей производится измерение сопротивления между выводными полюсами аккумуляторных элементов и стальным ящиком батареи.

Измерения сопротивления изоляции батареи производится после первой зарядки и в процессе эксплуатации после каждой десятой зарядки.

Обязанности обслуживающего персонала. В обязанности производящего зарядку персонала входит: контроль степени разрядки батарей во время их работы на электрокаре, подготовка батарей к зарядке, зарядка батарей, подготовка батарей к работе.

При возвращении электрокара в гараж водитель сообщает обслуживающему персоналу сведения о работе батареи. Контроль

степени разрядки и зарядки батарей производится в строгом соответствии с инструкциями по уходу за батареями.

По окончании зарядки батарея отключается от источника питания и охлаждается в течение 2—3 ч, протираются влажной тряпкои насухо крышки, перемычки, контактные болты и крышки горловин, после этого крышки закрываются и проверяется сопротивление между выводными полюсами батареи и батарейным ящиком с помощью вольтметра на 150 б указанным способом. Все данные о работе батареи должны заноситься в специальный журнал.

При эксплуатации аккумуляторных батарей категорически запрещается производить совместную зарядку щелочных и кислотных аккумуляторных батарей и пользоваться для приготовления электролита общей посудой и помещением, а также общим ареометром.

Другие статьи

Как правильно зарядить литий-ионный аккумулятор: инструкция по эксплуатации

Как правильно зарядить литий-ионный аккумулятор: инструкция по эксплуатации

Как правильно зарядить литий-ионный аккумулятор и зачем это вообще нужно? Наши современные устройства работают благодаря наличию источников автономного питания. И не важно, что это за приспособления: электрические дрели, шуруповерты, смартфоны или ноутбуки. Именно поэтому так важно знать ответ на вопрос о том, как правильно зарядить литий-ионный аккумулятор.

Немного о том, что такое аккумулятор литиево-ионного типа

Источники автономного питания, которые применяются в современных смартфонах и других устройствах, принято подразделять на несколько разных групп. Их достаточно много. Взять те же литиево-полимерные аккумуляторы. Но именно в портативной технике, то есть в смартфонах и ноутбуках, чаще всего устанавливают батареи литиево-ионного типа (английское обозначение Li-Ion). Причины, которые привели к этому, имеют разную природу.

Плюсы этих видов аккумуляторов

В первую очередь следует отметить то, насколько просто и дешево обходится производство этих источников энергии. Дополнительными преимуществами их являются превосходные характеристики эксплуатации. Саморазрядные потери составляют очень малый показатель, и это тоже сыграло свою роль. А вот запас циклов для зарядки и разрядки очень и очень большой. Вкупе все это делает литиево-ионные аккумуляторы лидерами среди остальных аналогичных устройств именно в сфере применения их в смартфонах и ноутбуках. Хотя исключения из правил существуют, они составляют порядка 10 процентов от общего числа случаев. Именно поэтому множество пользователей задает вопрос о том, как правильно зарядить литий-ионный аккумулятор.

Важные и интересные факты

Аккумулятор для смартфона имеет свои специфические особенности. Поэтому нужно знать определенные правила и быть ознакомленным с соответствующими инструкциями еще до того, как начинать заниматься процессом принудительной зарядки или разрядки. Следует отметить в первую очередь, что большинство аккумуляторов такого типа специально оснащают дополнительным устройством контроля. Его применение обусловлено необходимостью удержания заряда на определенном уровне (который также называют критическим). Таким образом, устройство контроля, встроенное, в том числе, и в аккумулятор для смартфона, не дает нам переступить ту роковую черту, после которой батарея просто-напросто “сдохнет”, как любят выражаться специалисты-сервисники. С точки зрения физики, все выглядит следующим образом: при обратном процессе (критическая разрядка) напряжение литий-ионного аккумулятора просто падает к нулю. Параллельно блокируется поступление тока.

Как правильно заряжать цифровую технику на основе этого источника автономной работы

Если ваш смартфон работает за счет литиево-ионного аккумулятора, то само устройство необходимо ставить на зарядку, когда показатель батареи высветит примерно такие цифры: 10-20 процентов. То же самое справедливо и для фаблетов, и для планшетных компьютеров. Это есть краткий ответ на вопрос о том, как правильно зарядить литий-ионный аккумулятор. Следует добавить, что даже при достижении 100-процентного номинального заряда устройство нужно держать подключенным к электрической сети в течение еще одного-двух часов. Дело в том, что аппараты неверно интерпретируют зарядку, и 100 процентов, которое выдает смартфон или планшет, по факту есть не более 70-80 процентов.

Полезные советы для владельцев цифровой техники

Если ваш аппарат оснащен литиево-ионным аккумулятором, вы должны знать некоторые тонкости его работы. Это будет очень полезно в будущем, поскольку, следуя им, вы сможете продлить срок службы не только этого элемента, но и всего устройства в целом. Так вот, запомните, один раз в три месяца нужно проводить полную разрядку аппарата. Делается это в профилактических целях.

А вот о том, как заряжать разряженный аккумулятор, мы поговорим позднее. Сейчас же просто укажем, что стационарный компьютер и ноутбук не способны обеспечить достаточно высокое напряжение при подключении мобильного аппарата к этим чудесам техники посредством порта стандарта USB. Соответственно, для того чтобы полностью зарядить аппарат от этих источников, потребуется большее количество времени. Интересно то, что срок службы литиево-ионного аккумулятора может продлить одна методика. Она заключается в чередовании циклов зарядки. То есть, один раз вы заряжаете устройство полностью, на все 100 процентов, второй раз – не полностью (80 – 90 процентов). И вот эти два варианта чередуются по очереди. В таком случае можно использовать зарядное устройство для литий-ионных аккумуляторов.

Правила использования

В общем-то, литиево-ионные источники питания можно назвать неприхотливыми. Мы уже разговаривали на эту тему и выяснили, что эта характеристика, наряду с другими, стала причиной настолько широкого их распространения в вычислительной технике. Тем не менее, даже столь умная архитектура аккумуляторов не дает полной гарантии их долгосрочной работы. Зависит этот срок в первую очередь от человека. А ведь от нас не требуется делать что-то запредельное. Если пять простых правил, которые мы можем запомнить навсегда, применять их успешно. В таком случае литиево-ионный источник питания прослужит вам очень и очень долго.

Правило первое

Оно заключается в том, что не нужно разряжать аккумулятор полностью. Уже говорилось о том, что подобную процедуру следует проводить только один раз в три месяца. Современные конструкции этих источников питания не несут в себе “эффекта памяти”. Собственно, поэтому лучше успеть поставить аппарат на зарядку еще до того, как он полностью “сядет”. Кстати, весьма примечателен тот факт, что некоторые производители соответствующей продукции измеряют срок службы изделий в количествах циклов. Продукция высшего класса способна “пережить” порядка шести сотен циклов.

Правило второе

Оно гласит, что мобильному устройству нужна полная разрядка. Ее следует осуществлять раз в три месяца в целях профилактики. Напротив, нерегулярная и нестабильная зарядка способна сдвинуть номинальные отметки минимального и максимального заряда. Таким образом, аппарат, в который встроен этот источник автономной работы, начинает получить неправдивые сведения о том, сколько на самом деле осталось энергии. А это, в свою очередь, приводит к неправильным расчетам энергопотребления.

Профилактическая разрядка призвана предотвратить это. Когда она произойдет, схема управления автоматически обнулит минимальное значение заряда. Однако тут есть свои хитрости. Например, после полной разрядки необходимо “забить под завязку” источник питания, продержав его дополнительно порядка 12 часов. Кроме обыкновенной электрической сети и провода, для зарядки нам в этом деле больше ничего не понадобится. Зато работа аккумулятора после профилактической разрядки станет стабильнее, и вы сможете это сразу заметить.

Правило третье

Если вы не используете свой аккумулятор, за его состоянием все равно нужно следить. При этом температура в том помещении, где вы его храните, желательно должна быть не больше и не меньше 15 градусов. Понятно, что достичь ровно такой цифры не всегда получается, но все же, чем меньше отклонение от этого значения, тем будет лучше. Следует отметить, что сам аккумулятор должен быть заряжен на 30-50 процентов. Подобные условия позволят продержать источник питания без серьезного ущерба достаточно долго. Почему же не следует его полностью заряжать? А потому что “забитый под завязку” аккумулятор в силу физических процессов теряет достаточно большую часть своей емкости. Если же источник питания хранится долгое время в разряженном состоянии, то он становится практически бесполезным. И единственное место, где он действительно пригодится, это мусорка. Единственный путь, хоть и маловероятный, это восстановление литий-ионных аккумуляторов.

Правило четвертое

Литий-ионный аккумулятор, цена на который попадает в интервал от нескольких сотен до нескольких тысяч рублей, следует заряжать только при помощи оригинальных устройств. Это в меньшей степени относится к мобильным устройствам, поскольку в их комплектацию (если вы покупаете их в официальном магазине) уже включены адаптеры. Но они в этом случае только стабилизируют подаваемое напряжение, а зарядное устройство, по сути дела, уже встроено в ваш девайс. Что, кстати, нельзя сказать о видеокамерах и фотоаппаратах. Именно об этом идет речь, тут использование сторонних устройств при зарядке аккумуляторов может нанести заметный вред.

Правило пятое

Следите за температурой. Литиево-ионные аккумуляторы могут сопротивляться тепловой нагрузке, но перегрев для них губителен. Да и низкие температуры для источника питания - это не самое лучшее, что может быть. Хотя большая опасность исходит именно от процесса перегрева. Помните о том, аккумулятор не должен подвергаться воздействию прямых солнечных лучей. Диапазон температур и их допустимых значений начинается на - 40 градусах и заканчивается на + 50 градусах по шкале Цельсия.

ТОИ Р-01-003-97 Инструкция по охране труда при зарядке аккумуляторных батарей Скачать бесплатно

Электронная библиотека документов, законов, правил и стандартов ТОИ Р-01-003-97Инструкция по охране труда при зарядке аккумуляторных батарей

Утверждена
Приказом
Государственного комитета
Российской Федерации
по печати
от 15 октября 1997 г. N 108

Согласована
Российский комитет
профсоюза работников культуры
2 июля 1997 г. N 05-12/031

Дата введения -
1 января 1998 года

ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА
ПРИ ЗАРЯДКЕ АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ

1. Общие требования

1.1. Аккумуляторщик должен соблюдать требования общей и
настоящей Инструкции по охране труда.
1.2. К работе допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие
инструктаж и обучение по охране труда.
1.3. Аккумуляторщик проходит медосмотр при поступлении на
работу и периодически один раз в два года.

2. Перед началом работы

2.1. Надеть спецодежду, спецобувь и привести их в порядок.
2.2. Подготовить и проверить индивидуальные средства защиты
(прорезиненные нарукавники, резиновые перчатки и защитные очки).
2.3. Осмотреть рабочее место, привести его в порядок, убрать
все мешающие работе предметы; проверить и убедиться в исправности
оборудования зарядных мест, стеллажей, укрытия шинопроводов и
электролитических шлангов; вилки электрошнура переносной
электролампы.
2.4. Проверить наличие средств пожаротушения.
2.5. Включить общеобменную вентиляцию и местные отсосы.

3. Во время работы

3.1. Вся посуда и емкости должны иметь надписи о содержании в
них химических веществ.
3.2. Не допускать применения открытого огня, искрения и
курения. Присоединять клеммы аккумуляторов и отсоединять их только
при выключенном оборудовании зарядного места.
3.3. Пользоваться переносной лампой безопасного напряжения -
12 В. Перед включением переносной электролампы в сеть следует
сначала вставить вилку в штепсельную розетку, а затем включить
выключатель; при выключении электролампы прежде выключить
выключатель, а затем выдернуть вилку.
3.4. При выполнении работ следует соблюдать следующие правила:
проверку напряжения аккумуляторных батарей производить только
вольтметром;
соединять аккумуляторные батареи только освинцованными
клеммами, которые создают плотный контакт и исключают искрение;
при установке (снятии) аккумуляторов на электрокар следить за
тем, чтобы не произошло замыкания их с металлическими частями
электрокара. Аккумуляторные батареи перевозить в специальных
тележках с гнездами по их размеру;
следить за бесперебойной работой общеобменной вентиляции и
местных отсосов;
присоединять батареи к электросети постоянного тока и
соединять аккумуляторы между собой только в резиновых
диэлектрических перчатках и обуви.
3.5. При транспортировке аккумуляторной кислоты, кислотного
или щелочного электролита и их приготовлении соблюдать следующие
меры безопасности:
- емкости с аккумуляторной кислотой или электролитом хранить
закрытыми притертыми пробками и в специальных обрешетках;
- емкости с кислотой в обрешетках устанавливать на специальные
шарнирные подставки, обеспечивающие безопасность слива кислоты;
- слив аккумуляторной кислоты из бутылей в обрешетках
производить вдвоем или пользоваться для этой цели специальным
сифоном;
- емкости с кислотой переставлять или перевозить только в
обрешетках, вдвоем и используя для этого тележки;
- не проливать на пол кислоту; пролитую серную кислоту
нейтрализовать раствором соды или засыпать опилками и содой,
предварительно надев резиновые перчатки;
- не допускать слива кислоты или щелочи (без нейтрализации) в
канализацию;
- смешивать серную кислоту с водой в приспособленных для этого
емкостях из специальных материалов;
- не пользоваться для приготовления электролита стеклянной
посудой, так как она от разогрева может лопнуть;
- для смешивания кислоты с водой сначала налить в емкость
холодную воду, а затем тонкой струей вливать кислоту;
- перед приготовлением щелочного электролита и при работе с
ним надевать защитные очки, резиновые перчатки; брать щелочь
щипцами или пинцетом; для растворения ее применять только холодную
воду.
При зарядке батарей аккумулятора не наклоняться близко над ним
во избежание получения ожогов.
3.6. Запрещается:
касаться одновременно двух клемм аккумулятора металлическим
предметом;
присоединять аккумуляторы без резиновых перчаток или без
инструмента с изолированными ручками;
наливать воду в кислоту;
выполнять работы с кислотным электролитом без защитных очков и
резиновых перчаток;
перемешивать электролит путем вдувания в него ртом воздуха
через резиновый шланг;
в помещении зарядки аккумуляторов принимать и хранить пищу.
Перед едой или перед курением хорошо вымыть руки с мылом и
прополоскать рот. Помнить, что свинец и его окислы ядовиты;
выполнять зарядку аккумуляторов при неработающей вентиляции.

4. В аварийных ситуациях

4.1. В случае попадания серной кислоты на кожу или в глаза
немедленно смыть ее обильной струей водопроводной воды, затем
промыть 4%-ным раствором питьевой соды, доложить руководителю
работ и обратиться за медицинской помощью.
4.2. В случае попадания щелочи (едкого калия или едкого натра)
на кожу или в глаза немедленно смыть ее обильной струей воды и
промыть соответственно 5- или 3%-ным раствором борной кислоты. В
случае признаков отравления при повышенной концентрации щелочи в
воздухе выйти на свежий воздух, выпить молока и поставить в
известность руководителя работ.

5. По окончании работ

5.1. Отключить аккумуляторные батареи от электросети.
5.2. Убрать рабочее место.
5.3. Отключить вентиляцию после выключения батарей спустя 20 -
30 мин.
5.4. Снять спецодежду, убрать ее и средства индивидуальной
защиты в отведенные места.
5.5. Вымыть лицо и руки теплой водой с мылом, при
необходимости принять душ.

Сколько заряжать аккумуляторные батарейки?

Сколько заряжать аккумуляторные батарейки?

Аккумуляторная батарейка — достойная альтернатива обычной батарейке. В отличие от обычной, аккумуляторная батарейка способна работать гораздо дольше, и при этом она многоразовая. При правильной эксплуатации аккумуляторной батарейки Вам ее хватит надолго. Конечно, главный вопрос в этом — сколько времени заряжать аккумуляторные батарейки? Ответ будет зависеть от самого вида батарейки.

Правила зарядки аккумуляторных батареек

Сейчас поговорим о том, как и сколько заряжать аккумуляторные батарейки.

  1. Если к батарейке есть инструкция, то в ней обязательно должно быть указано время для полной зарядки батарейки. Если есть такие сведения, то руководствуйтесь ими.
  2. Можно рассчитать время для зарядки батареи самостоятельно. Для этого емкость аккумулятора следует разделить на ток заряда зарядного устройства и умножить на коэффициент 1,4. В итоге Вы получите число, которое будет обозначать количество времени, необходимое для полной зарядки Вашей батарейки. Схема расчета одинакова для всех видов батареек, но коэффициенты будут разными. Коэффициент 1,4 подходит для Ni и Ni-MH аккумуляторов. Для свинцовых нужен другой.
  3. При покупке новой аккумуляторной батарейки нужно произвести ее формовку. Формовка — это процесс 3-4-разового заряда батарейки, при котором батарейка получает максимальный заряд, который будет сохраняться у нее после всех последующих процессов зарядки. Так, если произвести формовку неверно, то Вы и не сможете раскрыть весь потенциал батарейки, она будет держать меньше, чем могла бы. Поэтому к первым трем зарядкам отнеситесь очень серьезно. Как правильно произвести формовку? После покупки убедитесь, что аккумулятор разряжен до нуля. Если имеется какой-либо заряд, то батарейку нужно «посадить». После этого ставим батарейку на зарядку и заряжаем НЕПРЕРЫВНО в течение времени, необходимого для полной зарядки батареи. Непрерывно - значит, что после начала зарядки нельзя даже вынуть зарядное устройство и установить его в другую розетку. После полной зарядки используем батарею, пока она сама не «сядет». После этого повторяем все заново. Всего, как уже было сказано, нужно произвести 3-4 таких цикла.
  4. Производить непрерывную зарядку рекомендуется не только во время формовки, но и на протяжении всего периода использования батарейки.
  5. Если узнать или рассчитать количество времени, необходимое для полного заряда батарейки, не удалось, то можете взять в расчет средний показатель — это около 10-14 часов. Просто установите батарейку на зарядку с вечера на всю ночь. Когда батарея заряжена, она становится чуть теплой.
  6. Существуют современные «умные» зарядные устройства, которые сами отслеживают процесс зарядки аккумуляторных батареек. Сколько нужно заряжать аккумуляторные батарейки в таких устройствах? Ответ прост: действуйте по инструкции к заряднику.
  7. Существуют также нормы зарядки аккумуляторной батарейки для разных устройств. Так, для фотоаппарата и для видеокамеры заряд может быть разным. Исходя из того, где собираетесь использовать аккумуляторную батарейку, не поленитесь посмотреть инструкцию к устройству. Возможно, там будет указано, сколько времени нужно заряжать батарейку для него.
  8. Следите за тем, чтобы сила тока в процессе зарядки батарейки не была превышена. В противном случае Вы можете получить испорченную аккумуляторную батарейку, которую уже нельзя будет использовать. Чтобы по максимуму оградить себя от такой неприятной ситуации, выбирайте батарейки или зарядные устройства с дополнительной защитой от чрезмерной силы тока.

Ещё больше интересного

Зарядка аккумуляторов, Зарядка аккумуляторов непосредственно в устройстве, Индикаторы уровня заряда аккумулятора

Зарядка аккумуляторов, Зарядка аккумуляторов непосредственно в устройстве, Индикаторы уровня заряда аккумулятора – Инструкция по эксплуатации Voxtel MR 950

радиостанцию 14 часов, при

последующих зарядках 10 часов.

Индикаторы уровня заряда аккумулятора

Индикатор уровня заряда аккумулятора расположен в нижней
части дисплея радиостанции в виде символа батарейки.

Количество полосок обозначает текущий уровень заряда:
Уровень заряда высокий.
Уровень заряда средний.
Уровень заряда низкий.
Внимание: Необходимо заряжать аккумулятор
в течение 10

14 часов.
Уровень заряда очень низкий. На этом уровне символ
батарейки начинает мигать, и звучит предупредительный
сигнал.
Внимание: Необходимо заряжать аккумулятор

Функция энергосбережения позволяет вам сохранять заряд
аккумуляторных батарей. Если вы не пользуетесь радиостанцией
в течение 6 секунд, она автоматически перейдет в режим
энергосбережения. Эта функция не влияет на прием сигнала.
При обнаружении сигнала радиостанция перейдет в нормальный
режим. Однако, если вы не используете радиостанцию в течение

длительного времени, необходимо выключать ее.

Зарядка АКБ

Подробно о том, как зарядить необслуживаемый аккумулятор

Вторник, 13 января 2015 г. / Просмотров: 9494

На современных автомобилях все чаще и чаще производитель начинает устанавливать необслуживаемые аккумулятор ные батареи. Есть много рекомендаций о том, как заряжать необслуживаемый аккумулятор, однако они все чересчур мудреные и рядовому автомобилисту не всегда удается вникнуть в суть самого процесса зарядки АКБ. В данной публикации будет рассмотрен простой и в тоже время эффективный способ зарядки автомобильного необслуживаемого аккумулятора на примере Bosch silver S4 .

Прежде чем приступить к процессу зарядки, сразу стоит определить какой возраст батареи. Необслуживаемые автомобильные аккумуляторы. которым больше пяти лет заряжать или реанимировать – это бесполезная трата времени. Даже если вам и удастся с ним что-то сделать, то его работа будет не долгой. Старые АКБ лучше сразу нести в отдел утилизации.

А теперь о технических аспектах зарядки. Зарядное устройство. с помощью которого вы будете заряжать, должно работать полностью в автоматическом режиме, т.е. управлять процессом зарядки должна программа, которую вы выберете. Данная программа сможет сама контролировать необходимый ток зарядки, а также обеспечит постоянную подачу нужного зарядного напряжения. Также стоит определить особое внимание при подключении зарядного устройства к клеммам батареи. Клемму красного цвета всегда крепим к +, черную к минусу. Если клеммы не имеют цветной маркировки, смотрим непосредственно на гнезда зарядного устройства и производим правильное подключение.

Помните, что зарядка аккумулятора должна проводиться в хорошо вентилируемом помещении, так как во время этого процесса происходит выделение вредных для организма веществ.

И еще один нюанс, если вы заряжаете время от времени только аккумулятор свое автомобиля, то покупка необходимого зарядного устройства является неоправданной тратой средств, ведь зарядка необслуживаемой аккумуляторной батареи в специализированном центре обойдется вам гораздо дешевле, чем приобретение устройства.

Как зарядить необслуживаемый аккумулятор. Инструкция
  1. Подключаем, соблюдая полярность аккумулятор к зарядному устройству
  2. Выставляем необходимый зарядный ток. Величина зарядного тока должна соответствовать 1/10 емкости батареи. В нашем случае имеем необслуживаемый аккумулятор Bosch silver S4, емкость которого составляет 12 вольт 70 А/ч должен заряжаться током, не превышающим 7 А/ч. Если аккумуляторная батарея ушла в полный разряд, в таком случае рекомендуется производить зарядку наименьшим током примерно 1-2 А/ч.
  3. Помните, что при подключении аккумулятора зарядное устройство должно быть отключено
  4. После проделанных вышеописанных операций, включаем ЗУ, устанавливаем напряжение 14.5 вольт, при наличии регулятора напряжения устанавливаем силу тока в минимальное значение, после этого процесс зарядки начинается.
  5. В ходе зарядки аккумуляторной батареи сила тока будет уменьшаться, а когда процесс подойдет к концу при напряжении на клеммах в 14, 4 вольт, сила тока будет соответствовать величине тока саморазряда батареи – это примерно 200 mA или 0,2А. Важно помнить! Если для обслуживаемых аккумуляторов номинальным током во время зарядки считается 1/10 емкости АКБ. то для необслуживаемых АКБ основным показателем во время зарядки считается не сила тока, а напряжение.
  6. Также хочется отметить, что если аккумулятор был полностью разряжен, его напряжение при зарядке должно быть также немного уменьшено до 12-13 вольт. При этом необходимо контролировать, чтобы сила тока в начале процесса не превышала 1/20 от емкости АКБ. Если это значение превышает необходимо уменьшить напряжение.

Информация по необслуживаемым аккумуляторам

Необслуживаемые аккумуляторные батареи должны заряжаться только автоматическими зарядными устройствами. Особенность таких батарей заключается в том, что степень заряженности АКБ по окончании заряда напрямую зависит от величины зарядного напряжения, которое обеспечивает зарядное устройство. К примеру, при напряжении 14, 4 вольт, батарея в 12 вольт за 24 часа может зарядиться примерно на 75% - 85%, если напряжение 15 вольт за это же время на 85% - 90%, а при напряжении 16 вольт — на 95% - 97%.

Получается, что максимально зарядить необслуживаемый аккумулятор можно при напряжении 16,3-16,4 вольт в течение 20 -24 часов.

В нашем случае необслуживаемый аккумулятор Bosch silver S4 мы зарядили обычным зарядным устройством, с выставленным напряжение 14,4-14,5 В был заряжен за 24 часов на 90%, Также следует отметить, что в начале зарядки сила тока достигала 40-50А. Чтобы зарядка была полноценной нужно было еще оставить батарею на несколько часов.