Руководства, Инструкции, Бланки

Инструкция По Проведению То Пожарных Автомобилей img-1

Инструкция По Проведению То Пожарных Автомобилей

Рейтинг: 5.0/5.0 (1798 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Техническое обслуживание пожарной техники ПРИКАЗ МЧС РФ от 31-12-2002 630 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ПРАВИЛ ПО ОХРАНЕ ТРУДА В ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ

ПРИКАЗ МЧС РФ от 31-12-2002 630 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ПРАВИЛ ПО ОХРАНЕ ТРУДА В ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ. Актуально в 2016 году

Техническое обслуживание пожарной техники

259. Ответственность за своевременное и качественное техническое обслуживание и испытание пожарных автомобилей, ПТВ, оборудования и снаряжения возлагается на руководителей подразделений ГПС, которые обязаны обеспечить проведение технического обслуживания <1> и испытаний, согласно техническим условиям, ГОСТ, а также Наставлению по технической службе ГПС, принятому в установленном порядке.

<1> Далее - "ТО".

260. При ТО пожарных автомобилей на пожаре водитель обязан:

устанавливать пожарный автомобиль на расстояние, безопасное от воздействия огня (теплового излучения), и не ближе 1,5 - 2,5 м от задней оси до водоисточника;

не допускать резких перегибов на всасывающих рукавах, при этом всасывающая сетка должна быть полностью погружена в воду и находиться ниже уровня воды (не ниже 200 мм);

смазывать при работе насоса через каждый час его подшипники и сальники (поворотом на 2 - 3 оборота крышек колпачковых масленок при открытых краниках);

проверять, не подтекает ли вода через соединения и сальники насоса, выкидные вентили, а также из системы охлаждения двигателя (основной и дополнительной), а также масло из двигателя коробки передач и коробки отбора мощности и жидкость из узлов и систем гидравлических приводов;

следить, чтобы температура воды в системе охлаждения двигателя была 80 - 95 град. С, а также за давлением масла в двигателе. При средних оборотах последнего давление должно быть не менее 2,0 кг/см2;

промывать чистой водой в случае подачи пены все внутренние полости насоса и проходные каналы пеносмесителя;

открыть краники и выпустить воду из рабочей полости насоса, после чего краники закрыть.

261. ТО по возвращении с пожара (учения) проводится закрепленным за автомобилем водителем и личным составом караула под руководством начальника караула, в малочисленных частях - командиром отделения на посту технического обслуживания подразделения ГПС.

С наступлением холодов напорные патрубки и сливные краники насоса держать открытыми, закрывая их только при работе насоса и проверке его на "сухой" вакуум.

262. Общая система мероприятий по безопасности труда при ремонте пожарных автомобилей должна соответствовать требованиям, изложенным в Наставлении по технической службе, принятом в установленном порядке.

263. ТО пожарной техники производится в помещениях или постах, обеспеченных естественной и принудительной вентиляцией.

264. При проведении ТО должны выполняться следующие требования:

все крепежные и регулировочные операции необходимо выполнять в последовательности, указанной в технологических картах;

последовательность выполнения обязательного объема работ должна исключать возможность одновременной работы сверху и снизу у того или иного узла (агрегата) автомобиля;

после установки пожарного автомобиля на смотровой канаве на рулевом колесе укрепляют табличку "Двигатель не запускать - работают люди". Перед съездом с канавы, эстакады, напольного подъемника необходимо убедиться в отсутствии предметов или людей на пути движения автомобиля;

при установке автомобиля на пост технического обслуживания следует затормозить его стояночным тормозом, выключить зажигание, включить низшую передачу в коробке передач, под колеса положить не менее двух упоров (башмаков);

при поднятии (вывешивании) одного колеса (оси) рядом с домкратом ставится упор, а под колеса другого моста ставятся "башмаки". Перед началом обслуживания на механизме управления подъемником вывешивают табличку "Не трогать - под автомобилем работают люди". Запрещается поднимать или вывешивать пожарный автомобиль за буксирные крюки.

Во избежание самопроизвольного опускания гидравлического подъемника его плунжер в рабочем (поднятом) положении должен надежно фиксироваться упором (штангой).

265. Для определения необходимости в обслуживании или ремонте пожарного автомобиля, агрегата, механизма или прибора применяют нормативные значения диагностических параметров.

266. К работе на диагностических стендах с приспособлениями и приборами допускаются операторы, имеющие соответствующий допуск для работы на них, прошедшие специальный инструктаж по охране труда и изучившие правила эксплуатации диагностического оборудования.

267. Пульты управления, аппаратные шкафы, блоки барабанов, роликов и другое электротехническое оборудование поста диагностики должны быть надежно заземлены.

268. Перед ремонтом, техническим обслуживанием или монтажом узлов с электрооборудованием со стендов необходимо снимать (отключать) напряжение.

269. При подготовке к работе необходимо проверить крепление всех узлов и деталей; наличие, исправность и крепление защитных ограждений и заземляющих проводов; исправность подъемных механизмов и других приспособлений; достаточность освещения рабочего места и путей движения пожарного автомобиля.

270. Во время работы стендов запрещается:

работать при снятых защитных кожухах, щитах, ограждениях;

открывать пульт управления, доводить частоту оборотов вращения ротора электрической машины выше допустимого значения.

271. Пожарные автомобили при проведении диагностики устанавливаются и закрепляются на стенде только оператором. Закрепление пожарного автомобиля на стенде осуществляется фиксирующим устройством и "башмаками", которые подкладываются под оба передних или оба задних колеса. Во время работы пожарного автомобиля на стенде отработанные газы из глушителя пожарного автомобиля должны принудительно отводиться через местный отсос с помощью накидного шланга через газоотвод или бесшланговым отсосом. Выезд пожарного автомобиля со стендов осуществляет оператор при опущенном пневмоподъемнике или застопоренных барабанах, при этом датчики приборов должны быть отключены и сняты с агрегатов. Заборник отработанных газов должен быть отведен в сторону.

272. Один раз в месяц необходимо открывать люки, крышки электрических машин и продувать сжатым воздухом контактные кольца, щетки и щеткодержатели для удаления меднографитовой пыли. В конце смены следует обесточить стенд рукояткой блок - предохранитель - рубильник, закрыть краны топливных баков, топливомеров, перекрыть вентиль подачи сжатого воздуха.

При длительных перерывах в работе необходимо слить топливо из стеклянных расходомеров и резиновых трубопроводов.

273. При стендовом диагностировании запрещается:

находиться в смотровой канаве и стоять на пути движения пожарного автомобиля в момент заезда его на стенд и съезда со стенда;

работать на стенде без полной фиксации пожарного автомобиля;

находиться посторонним лицам в смотровой канаве во время диагностирования пожарного автомобиля, стоять на беговых барабанах (роликах);

касаться вращающихся частей трансмиссий пожарного автомобиля и тормозной установки во время работы стендов;

вскрывать задние стенки пультов управления и регулировать устройства и приборы стенда при включенном рубильнике электроснабжения;

производить диагностирование пожарных автомобилей при неисправном электрооборудовании стенда;

производить диагностирование на ходу пожарного автомобиля при неподключенном заборнике отработанных газов и выключенной приточно-вытяжной вентиляции;

включать различного рода соединительные муфты до полной остановки электротормозного стенда и беговых барабанов и разливать или разбрызгивать бензин при подключении прибора для замера расхода топлива;

производить контроль диагностических параметров, связанных с раскруткой проверяемого пожарного автомобиля на стенде, без нахождения оператора за рулем пожарного автомобиля.

274. Помещения диагностики (пост) оборудуются огнетушителями, аптечками первой помощи, бачками (фонтанчиками) для питьевой воды.

На постах диагностирования вывешиваются правила по охране труда, а также плакаты по безопасным приемам работы.

275. Недопустимо испытание тормозных механизмов на ходу внутри помещения. Для их испытания необходима специально выделенная площадка или стенд, на котором:

работа двигателя проверяется при включенном тормозе и нейтральном положении рычага переключения передач (при этом включается вентиляция и используются газоотводы);

операцию по регулировке сцепления на пожарных автомобилях с карбюраторными двигателями должны выполнять двое работающих, один из которых должен проворачивать коленчатый вал с помощью пусковой рукоятки;

труднодоступные точки на пожарном автомобиле следует смазывать с помощью наконечников, соединенных с пистолетами гибкими шлангами, или наконечников с шарнирами.

276. При проверке уровня масла в агрегатах для освещения следует применять только переносные лампы. Применять для этой цели открытый огонь запрещается.

277. При ТО разрешается пользоваться только исправным и соответствующим своему назначению инструментом.

278. При проведении ТО запрещается:

наращивать ключи другими ключами или трубками, использовать прокладки между зевом ключа и гранями болтов и гаек, ударять по ключу при отвертывании или завертывании;

применять рычаги или надставки для увеличения плеча гаечных ключей;

выбивать диски кувалдой, производить демонтаж колеса путем наезда на него автомобилей и т.п.;

обслуживать трансмиссию при работающем двигателе;

работать на станках и оборудовании без их заземления;

пользоваться электроинструментом с неисправной изоляцией токоведущих частей или при отсутствии у них заземляющего устройства;

выполнять какие-либо работы на пожарном автомобиле, вывешенном только на одних подъемных механизмах (домкратах, талях и т.д.);

подкладывать под вывешенный пожарный автомобиль диски колес, кирпичи, камни и другие посторонние предметы;

производить работу без специальных упоров (козлов), предохраняющих от самопроизвольного опускания пожарного автомобиля или его отдельных частей, при работах, требующих поднятия пожарного автомобиля с помощью домкратов, талей и прочих подъемных механизмов;

выполнять техническое обслуживание пожарного автомобиля при работающем двигателе, за исключением случаев проверки регулировки двигателя и тормозов.

279. При крепежных операциях следует пользоваться преимущественно накидными или торцевыми ключами, а в труднодоступных местах при ограниченном угле поворота целесообразно использование ключей с трещетками (храповым механизмом). Не следует вращать ключи вкруговую, так как возможны их срывы.

280. Шиномонтажные работы производить только специальным съемником в предназначенном для этого месте. Накачивание смонтированной шины разрешается производить в специальном ограждении или с применением других устройств, предохраняющих выскакивание замочного кольца и не допускающих разрывы покрышки, что может нанести травму производителю работ.

281. При работах, связанных с проворачиванием коленчатого и карданного валов, необходимо дополнительно проверить выключение зажигания, а рычаг коробки передач установить в нейтральное положение, освободить рычаг стояночного тормоза, а после их выполнения затянуть стояночный тормоз и вновь включить низшую передачу.

282. На агрегатно-механическом участке для выполнения монтажно-демонтажных работ при ремонте агрегатов используют стенды, соответствующие своему назначению. Корпуса электродвигателей, станков и оборудования, а также пульты управления надежно заземляются.

283. Паяльные лампы, электрический и пневматический инструмент выдается только служащим (рабочим), прошедшим инструктаж и знающим правила обращения с ним.

284. При снятии и постановке рессор необходимо предварительно разгрузить их путем поднятия рамы и установки ее на козлы. Подъемники и домкраты испытываются служащими (рабочими), за которыми они закреплены, один раз в 6 месяцев статической нагрузкой больше предельно допустимой по паспорту на 10% в течение 10 мин. с грузом в верхнем крайнем положении. У гидравлических домкратов падение давления жидкости к концу испытания не должно быть более 5%.

Результаты испытаний заносятся в журнал испытаний ПТВ.

Другие статьи

Периодичность технического обслуживания пожарных автомобилей

1. Периодичность технического обслуживания указана в километрах общего пробега. Общий пробег складывается из пробега по спидометру шасси и приведённого пробега. Приведённый пробег учитывает стационарную работу двигателя на привод специальных агрегатов из расчёта: 1 час работы двигателя соответствует 50 км пробега автомобиля.

2. Указанная нормативная периодичность технического обслуживания распространяется на автотехнику, эксплуатирующуюся в умеренном климатическом районе для 3 категории условий эксплуатации.

3. Корректировка нормативов периодичности технического обслуживания осуществляется управлением (отделом, отделением) техники и вооружения ГУ МЧС в зависимости от условий эксплуатации согласно таблицам 1,2,3 приложения № 17 данного Наставления.

к Наставлению по технической

службе МЧС России

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ ОПЕРАЦИЙ

ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ПОЖАРНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ (*)

ЕЖЕДНЕВНОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ (ЕТО)

Основные пожарные автомобили (ПА) общего применения

Пожарная автоцистерна (АЦ) (шасси)

Контрольные работы по шасси

Осмотреть автомобиль для выявления наружных повреждений.

комплектность ПА, состояние дверей кабины, кузова, стекол, стеклоподъемников, зеркал заднего вида, противосолнечных козырьков, оперения, регистрационных знаков, запорного механизма откидной кабины, фиксаторов и замков дверей кузова, рамы, рессор, шин и крепление колес;

правильность опломбирования спидометра и счетчика наработки моточасов специального оборудования ПА;

исправность приборов освещения, световой и звуковой сигнализации, работу стеклоочистителей, омывателей ветрового стекла, системы отопления, вентиляции и обогрева стекол (в холодное время года);

работу и исправность гидроусилителя рулевого управления, люфт рулевого колеса, состояние рулевых тяг, ограничителей максимальных углов поворота управляемых колёс;

привод тормозов, механизм выключения сцепления;

состояние и натяжение ремней привода вентилятора, генератора двигателя, его работу двигателя на холостом ходу. После остановки на слух работу фильтра центробежной очистки масла;

уровень и плотность электролита, давление в шинах (при проверке шины должны быть холодными) и затяжку гаек крепления колёс.**

Уборочные и моечные работы

Произвести уборку кабины, отсеков кузова, пожарно-технического вооружения и другого оборудования.

При необходимости вымыть и просушить автомобиль.

Очистить зеркала заднего вида, внешние световые приборы, специальные автосигнальные устройства, стёкла кабины и насосного отсека, регистрационные знаки.

Смазочные и заправочные работы

уровень масла в картере двигателя;

у автомобилей с дизельным двигателем уровень масла в топливном насосе высокого давления (ТНВД) и регуляторе частоты вращения коленчатого вала двигателя;

* При проведении всех видов ТО каждого типа и модели пожарного автомобиля следует руководствоваться инструкциями заводов-изготовителей данной техники.

**Проверка осуществляется раз в 10 дней с записью в «Журнале технического обслуживания ПА шин, аккумуляторных батарей и колёс».

уровень жидкости в бачке рулевого управления, гидроприводе тормозов и механизме выключения сцепления, в системе охлаждения двигателя;

уровень топлива в топливном баке, уровень воды в бачках омывателей ветрового стекла и фар (при необходимости долить).

Дополнительные работы по ТО основных ПА общего применения

Пожарная автоцистерна (АЦ)

действие кранов, вентилей, задвижек, пеносмесителя и вакуумного затвора;

уровень воды в цистерне и уровень пенообразователя в пенобаке, а также отсутствие течи;

работоспособность вакуумной системы по величине создаваемого разрежения в насосе за нормативное время и герметичность насоса по падению разрежения в единицу времени. Величина создаваемого разрежения должна быть не менее 0,073-0,076 МПа (0,73-0,76 кг/см 2 ) за 20 сек. Падение разрежения в насосе не должно превышать 0,013 МПа (0,13 кг/см 2 ) за 2,5 мин;

исправность контрольно-измерительных приборов, действие сигнала сирены, освещения отсеков кузова;

комплектность, состояние, укладку и крепление ПТВ и другого пожарного оборудования, работу электросилового и дополнительного оборудования;

целостности коммуникаций, уровень масла в корпусе пожарного насоса (по маслоуказателю и щупу), наличие смазки в маслёнке (при необходимости дополнить).

Провести очистку наружных поверхностей насоса от пыли, грязи и смазки.

ПА с гидросистемой управления лафетным стволом и задвижками

Проверить уровень масла в баке гидросистемы. Проверить работу масляного насоса, системы управления и герметичность гидросистемы.

ПА аварийно-спасательный (АСА)

Выполнить ТО шасси согласно перечню работ ЕТО п. 1.1.

комплектацию и крепление оборудования и инструмента для проведения ава-_ рийно-спасательных работ, сварочного аппарата;

работу привода стационарной электросиловой установки;

состояние и работу электрораспределительного щита и устройства защитного отключения;

* При проведении всех видов ТО ППП на гусеничном ходу следует руководствоваться инструкциями завода-изготовителя.

работоспособность выносной электросиловой установки и электрооборудования;

работоспособность выдвижной телескопической осветительной мачты (электрического и ручного привода подъёма-опускания), состояние приборов освещения (прожекторов), сигнально-громкоговорящей связи и радиостанций (стационарной и носимых);

работоспособность механического инструмента с электро-гидро- и пневмоприводом;

работоспособность гидроцилиндров грузоподъёмного крана, опор, механизма поворота, перемещения рукояток управления;

исправность и работу дымососов, состояние напорных и всасывающих рукавов.

работоспособность выносной мотопомпы и ПТВ (при наличии);

работоспособность лебёдки (при наличии);

состояние резиновой лодки, спасательных жилетов и спасательного оборудования на воде (при наличии);

наличие средств защиты от поражения электрическим током (резиновый коврик, перчатки, боты, диэлектрические ножницы);

состояние кабельных катушек, распределительных коробок.

состояние соединительных, переходных головок и прокладок всасывающих и напорных рукавов, заборной сетки, стволов, пеногенераторов и другого пожарного оборудования;

вытяжной ленты всасывающих рукавов;

наличие, комплектность пожарных напорных рукавов согласно описи, определить внешним осмотром состояние навязки рукавных головок;

состояние корпуса всасывающей сетки, наличие и целостность верёвки, работу обратного клапана;

состояние маховиков, целостность корпуса разветвлений;

наличие соединительных переходных головок;

состояние корпуса водосборника;

наличие и исправность ручных пожарных стволов, отсутствие инородных предметов в проходных каналах, работу крановых механизмов, состояние оплётки, ремня;

состояние корпуса пеногенератора, пакета сеток;

наличие и состояние рукавных зажимов и рукавных задержек;

наличие бирки с указанием даты испытания, укладку спасательной верёвки, её влажность;

наличие пожарного крюка, ломов и багров, их заточку;

состояние деревянных и металлических частей лопаты, топоров, ручных пил и их заточку;

наличие и исправность рукавных мостиков;

состояние корпуса фонаря, выключателя, ремня, оптического элемента и определить степень заряженности аккумуляторных батарей по свечению нити накала;

состояние трёхколенной выдвижной лестницы, лестницы-штурмовки и лестницы-палки;

состояние специальных комплектующих агрегатов, оборудования и инструмента (при наличии).

Основные ПА общего применения

Пожарная автоцистерна (АЦ)

надёжность установки автомобиля на место и безопасность его от воздействия огня;

при подаче воды из водоёма положение всасывающих рукавов и всасывающей сетки. Всасывающие рукава не должны иметь резких перегибов, а всасывающая сетка должна быть полностью погружена в воду и находиться ниже уровня воды не менее 300 мм.

крепление пожарного насоса. В случае появления посторонних шумов и стуков в работе насосе прекратить подачу огнетушащего вещества;

наличие смазки в уплотнительном стакане насоса и в картере редуктора пожарного насоса. При работе насоса ПН-40УВ через каждый час смазывать его подшипники и сальники поворотом на 2 - 3 оборота крышек колпачковых маслёнок;

действие запорной арматуры водопенных коммуникаций, герметичность пожарного насоса, а также систему дополнительного охлаждения двигателя;

наличие воды и пенообразователя, герметичность цистерны и пенобака;

подтекание масла из двигателя, коробки передач и коробки отбора мощности.

состоянием и натяжением ремней привода вентилятора, генератора и компрессора двигателя привода пожарного насоса;

температурой воды в системе охлаждения двигателя. Температура охлаждающей жидкости должна быть 80-95 С. В летний период при необходимости открывать жалюзи радиатора и капот двигателя;

давлением масла в системе смазки двигателя;

При включенном дополнительном охлаждении температуру воды регулировать вентилями линии теплообменника.

По окончанию работы на пожаре или учении:

в случае подачи пены промыть чистой водой все внутренние полости насоса и каналы пеносмесителя;

наполнить цистерну водой;

открыть краник и слить воду из рабочей полости насоса, после чего краник закрыть.

С наступлением холодов напорные патрубки и сливные краники насоса держать открытыми, закрывая их только при работе насоса и проверке его на герметичность.

Дефекты, выявленные в процессе работы автомобиля, устранение которых возможно силами водителя и без перерыва подачи воды или пены, устраняются на месте, остальные дефекты устраняются при возвращении в пожарную часть перед постановкой ПА в боевой расчёт.

Дополнительные работы по ТО основных ПА целевого применения

ПА пенного тушения (АПТ)

Выполнить согласно перечню работ ТО на пожаре (учении) п.1.1.

В случае появления посторонних шумов и стуков в работе насосе прекратить подачу пены.

Контролировать работу лафетного ствола с дистанционным управлением.

ПА порошкового тушения (АП)

Выполнить согласно перечню работ ТО на пожаре (учении) п.1.1.

крепление баллонов и давление в них газа;

подачу воздуха в емкость из рабочих баллонов;

систему подачи порошка и состояние коммуникаций;

работу контрольно-измерительных приборов и дополнительного электрооборудования;

состояние шаровых кранов коммуникаций;

во время работы давление в емкости при подаче порошка. Не включать краны подачи порошка при давлении в емкости менее 0,35 МПа (3,5 кгс/см 2 ). Не допускать резких перегибов рукавов во избежание закупорки их порошком;

состояние соединительной арматуры и редукторов для подачи вытесняющего газа.

При возникновении пульсации плавно открывать вентиль на магистральном трубопроводе.

ПА комбинированного тушения (АКТ)

Выполнить согласно перечню работ ТО на пожаре (учении) пп.1.1. 3.2.

работой крана-манипулятора (при наличии);

работой аварийно-спасательного оборудования, лебёдки, осветительной мачты (при наличии);

работой электросиловой установки (при наличии);

состоянием запорной арматуры системы пневмоприводов;

состоянием соединительной арматуры (патрубков, баллонов, рукавной катушки и пожарного ствола);

состоянием механизма наматывания шланга рукавной катушки;

содержанием (давлением газа) огнетушащего вещества.

После выполненных работ по тушению, произвести продувку системы трубопроводов и рукавов сжатым воздухом.

Произвести стравливание воздуха из ёмкости.

ПА газового тушения (АГТ)

Выполнить согласно перечню работ ТО на пожаре (учении) п.1.1.

Осуществлять контроль за:

расходом огнетушащего вещества (газа);

содержанием (давлением газа) огнетушащего вещества, соединительной арматуры (патрубков, баллонов, рукавной катушки и пожарного ствола). При необходимости устранить утечку газа;

надёжностью крепления (установки) баллонов с тушащим веществом (газом) в пожарной надстройке.

ПА газоводяного тушения (АГВТ)

Выполнить согласно перечню работ ТО на пожаре (учении) п.1.1.

Осуществлять контроль за:

работой турбореактивного двигателя, наличием топлива в баке и смазки, креплением приборов, состоянием кабеля питания и управления;

температурой и давлением масла в двигателе, частотой вращения роторов турбины. Не допускать работу двигателя в максимальном режиме более 15 сек;

работой гидроприводов, наличием масла в баке и температурой;

работой системы орошения АГВТ.

Поворот платформы двигателя не должен превышать 15 0 от продольной оси автомобиля.

После окончания работы охладить двигатель, надеть чехлы, закрепить двигатель на опорах.

ПА насосно-рукавный (АНР)

Выполнить согласно перечню работ ТО на пожаре (учении) п.1.1.

Осуществлять контроль за:

плотностью соединений и состоянием магистрали рукавов;

состоянием механизма намотки рукавов;

состоянием приборов освещения и звуковой связью с оператором для выкладки рукавов.

ПА аварийно-спасательный (АСА)

Выполнить согласно перечню работ ТО на пожаре (учении) п.1.1.

Осуществлять контроль за:

креплением оборудования и инструмента для проведения аварийно-спасательных работ;

работой привода стационарной электросиловой установки. Не допускать превышения установленных норм напряжения. В случае появления повышенного шума и стука прекратить работу;

работой электрораспределительного щита, состоянием кабельных катушек, распределительных коробок и устройством защитного отключения;

работой выносной электросиловой установки и электрооборудования. Не допускать превышения установленных норм напряжения;

работой выдвижной телескопической осветительной мачты (электрического и ручного привода подъёма-опускания), состоянием приборов освещения (прожекторов), сигнально-громкоговорящей связи и радиостанций (стационарной и носимых) (в случае применения);

работой (в случае применения) механического инструмента с электро- гидро- и пневмоприводом;

работой (в случае применения) гидроцилиндров, опор, механизма поворота крана-манипулятора;

работой дымососов, состоянием напорных и всасывающих рукавов (в случае применения);

работой выносной мотопомпы и ПТВ (в случае применения);

работой лебёдки (в случае применения);

состоянием средств защиты от поражения электрическим током (резинового коврика, перчаток, бот, диэлектрических ножниц).

В случаях частого срабатывания устройства защитного отключения, поступления сигнала о снижении сопротивления изоляции ниже допустимого уровня принять меры по обеспечению безопасности работы личного состава, при этом необходимо применение диэлектрических ковриков и перчаток. Если невозможно устранить неисправность, то прекратить работу.

Соблюдать правила по технике безопасности при применении: электросиловых установок с кабельными катушками, распределительными коробками и электропотребителями, а также крана-манипулятора, аварийно спасательного инструмента и лебёдки.

Выполнить согласно перечню работ ТО на пожаре (учении) пп. 4.3.-4.5.

Осуществлять контроль за:

работой аварийно-спасательного инструмента с гидро- электро-мотоприводом, выносного электрогенератора;

трансмиссии привода дымососа, натяжения ремней привода вентилятора и жестких воздуховодов, пеносмесителя, рукавов и их замков;

электросиловой установки (при наличии):

двигателя привода, распределительных коробок, катушек с кабелем, устройства защитного отключения;

выносных электродымососов (при наличии);

выносных с гидроприводом:

уровнем масла в гидробаке, гидросистемой выносного дымососа и крана-манипулятора;

выносных с электроприводом:

стационарной электросиловой установки, распределительных коробок, катушек с кабелем, устройства защитного отключения, принимать меры по исключению механических повреждений электрических кабелей, не допускать попадания влаги в разъёмные соединения.

Следить за правильной прокладкой пожарных напорных рукавов, исключающей залом и попадание в кислоты, масла, другие вредные вещества, вызывающие их порчу.

При прокладке по проезжей части защитить рукавными мостиками в целях исключения наезда автотранспорта. В зимнее время рукавные головки утеплить снегом, по возможности установить в помещении. Замерзшие рукава в местах перегибов и соединений отогревать горячей водой, паром или нагретыми газами.

всасывающей сетки или гидроэлеватора исключить засорение (заиливание) решётки, повреждение верёвки обратного клапана;

пожарной колонкой следить за состоянием сальников, при необходимости подтянуть уплотнение;

рукавных задержек следить за тем, чтобы острые предметы, части конструкций не повредили петли, охватывающие рукав;

трёхколенной выдвижной лестницы следить за полной фиксацией кулачков валика-останова о ступень колена лестницы;

спасательной верёвки не допускать воздействия на неё едких веществ, открытого пламени, соприкосновения с острыми углами строительных конструкций.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ АВТОМОБИЛЯ

ПО ВОЗВРАЩЕНИИ С ПОЖАРА (УЧЕНИЯ)

Пожарная автоцистерна (АЦ) (шасси)

Подъезжая к пожарной части, на ходу автомобиля проверить работу сцепления, коробки передач, раздаточной коробки, ведущих мостов, рулевого управления, ручного и ножного тормозов.

Ножной тормоз должен одновременно действовать на все колёса.

Полное торможение должно происходить при одноразовом нажатии на педаль тормоза.

Ручной тормоз должен обеспечивать надёжное торможение автомобиля на уклонах не менее 16 %.

Не допускается самовыключение передач, а также стук и скрежет в коробке передач и раздаточной коробке. Передний ведущий мост должен легко включаться и выключаться.

По прибытии в пожарную часть необходимо осмотреть автомобиль для выявления повреждений.

Слить конденсат из воздушных баллонов пневматической системы тормозов, проверить уровень тормозной жидкости в бачке главного тормозного цилиндра гидравлической системы тормозов.

комплектность ПА, состояние дверей кабины кузова, стекол, стеклоподъемников, зеркал заднего вида, оперения, запорного механизма откидной кабины, рамы, рессор, шин и крепление колес, опломбирование спидометра и счетчика наработки моточасов, специального оборудования, исправность приборов освещения, световой и звуковой сигнализации, работу стеклоочистителей, омывателя ветрового стекла, системы отопления, вентиляции и обогрева стёкол (в холодное время года);

на ощупь нагрев ступиц колес, тормозных барабанов, картеров коробки передач, раздаточной коробки, ведущих мостов и промежуточной опоры карданного вала. Нагрев считается нормальным, если ладони не вызывают ощущения ожога. Тормозные барабаны при правильно отрегулированных тормозах не должны нагреваться;

состояние и герметичность трубопроводов и приборов тормозной системы;

работу и исправность гидроусилителя рулевого управления, привода тормозов, механизма выключения сцепления;

состояние и натяжение приводных ремней генератора, вентилятора, гидроусилителя, компрессора и др. агрегатов;

люфт рулевого колеса, состояние рулевых тяг, ограничителей максимальных углов поворота управляемых колёс;

состояние крепления и шплинтовку гаек шаровых пальцев, сошки, рычагов поворотных цапф, состояние шкворней и стопорных шайб-гаек;

подтекание топлива, масла, воды, пенообразователя, охлаждающей и амортизационной жидкостей;

надёжность затяжки гаек крепления колёс, а также состояние шин по их осадке;

состояние рессор и крепление амортизаторов;

работу двигателя ПА на холостом ходу. Остановить двигатель и на слух проверить работу фильтра центробежной очистки масла.

Удалить посторонние предметы, застрявшие в протекторе и между спаренными колесами.

Устранить все дефекты автомобиля и ПТВ, выявленные на пожаре или учении, в пути и при ТО автомобиля.

Уборочные и моечные работы

Вымыть, вычистить и протереть шасси и кузов автомобиля.

При необходимости вымыть и просушить автомобиль.

Произвести уборку кабины и отсеков кузова, пожарно-технического вооружения.

Боевую одежду и снаряжение, испачканные на пожаре или учении, вымыть и просушить.

Смазочные и заправочные работы

уровень масла в картере двигателя и охлаждающей жидкости в радиаторе. При необходимости дозаправить;

у автомобилей с дизельным двигателем проверить уровень масла в топливном насосе высокого давления (ТНВД) и регуляторе частоты вращения коленчатого вала двигателя;

уровень жидкости в бачке рулевого управления, гидроприводе тормозов и механизме выключения сцепления;

уровень топлива в топливном баке, уровень воды в бачках омывателей ветрового стекла и фар (при необходимости долить).

автомобиль огнетушащими веществами;

смазкой маслёнку насоса и при необходимости долить масло в корпус насоса.

Дополнительные работы по ТО основных ПА общего применения

Пожарная автоцистерн (АЦ)

Выполнить ТО согласно перечню работ ЕТО п.2.1.

Привести в порядок оборудование, бывшее в работе.

состояние соединительных головок, прокладок напорных и всасывающих рукавов;

наличие, комплектность пожарных напорных рукавов согласно описи, определить внешним осмотром состояние навязки рукавных головок;

состояние корпуса всасывающей сетки, наличие и целостность верёвки, работу обратного клапана, состояние соединительной головки и прокладки;

состояние маховиков, целостность корпуса водосборника, клапана, прокладок разветвлений и соединительных головок;

наличие и состояние соединительных переходных головок и прокладок;

наличие и исправность ручных пожарных стволов, отсутствие инородных предметов в проходных каналах, работу крановых механизмов, состояние оплётки, ремня, соединительных головок и прокладок;

состояние корпуса пеногенератора, пакета сеток, соединительной головки и прокладки;

наличие и состояние рукавных зажимов и рукавных задержек;

внешним осмотром состояние трёхколенной выдвижной лестницы, лестницы-штурмовки и лестницы-палки;

наличие бирки с указанием даты испытания, укладку спасательной верёвки, её влажность;

наличие пожарного крюка, ломов и багров, их заточку;

состояние деревянных и металлических частей лопаты, топоров, ручных пил и их заточку;

внешним осмотром пригодность к работе диэлектрических перчаток, галош (бот), ковриков, ножниц для резки электропроводов;

наличие и исправность рукавных мостиков;

состояние корпуса фонаря, выключателя, ремня, оптического элемента, степень заряженности аккумуляторных батарей по свечению нити накала;

наличие и работоспособность мобильных и носимых радиостанций;

наличие смазки в уплотнительном стакане насоса и в картере редуктора пожарного насоса.

Укомплектовать автомобиль сухими напорными рукавами, взамен использованных на пожаре или учении.

Промыть (от гидранта) насос от песка и пенообразователя, при этом кран вакуумного забора воды должен быть закрыт ( для исключения попадания воды в ванну шиберного насоса).

ПА порошкового тушения (АП)

Выполнить ТО согласно перечню работ ЕТО п. 3.2. и ТО по возвращении с пожара (учения) п.1.1.

обслуживание вентилей управления магистрального трубопровода;

обслуживание соединительной арматуры: патрубков, баллонов, редукторов для подачи вытесняющего газа, рукавной катушки и пожарного ствола, механизма наматывания шланга рукавной катушки.

Заправить ПА огнетушащими веществами: порошком, газом.

ПА комбинированного тушения (АКТ)

Выполнить ТО согласно перечню работ ЕТО п. 3.3. и ТО по возвращении с пожара (учения) п.1.1.

Провести техническое обслуживание:

запорной арматуры системы пневмоприводов (очистить от пыли и грязи, устранить подтекание воды, пены, порошка);

механизма наматывания шланга рукавной катушки.

Проверить в соответствии с нормой положенности комплектность пожарного технического вооружения и оборудования.

Заправить ПА огнетушащими веществами до номинального значения: водой, пенообразователем, порошком, газом.

Основные ПА общего применения

Пожарные автоцистерны (АЦ) (шасси)

Контрольно-диагностические, крепёжные и регулировочные работы

Выполнить ТО согласно перечню работ ЕТО п. 1.1.

Прочистить сапуны коробки передач и мостов.

действие стеклоочистителя и омывателей ветрового стекла и фар, действие системы отопления и обогрева стекол (в холодное время года), системы вентиляции, звукового сигнала;

герметичность системы смазки, питания и охлаждения двигателя, работу жалюзи, в том числе и пускового подогревателя, а также крепление на двигателе оборудования и приборов;

состояние и натяжение приводных ремней;

крепление деталей выпускного тракта (приёмная труба, глушитель и др.);

действие оттяжной пружины и свободный ход педали сцепления;

герметичность системы выключения сцепления;

крепление кронштейна и составных частей силового цилиндра усилителя у автомобилей, оборудованных пневмогидравлическим усилителем сцепления;

крепление коробки передач и её внешних деталей (в т.ч. крепление коробки отбора мощности для привода специального пожарного оборудования (насоса и др.);

действие механизма переключения передач на неподвижном автомобиле с заведенным двигателем;

люфт в шарнирах и шлицевых соединениях карданной передачи, состояние и крепление промежуточной опоры и опорных пластин игольчатых подшипников;

крепление фланцев карданных валов;

герметичность соединений заднего (переднего, среднего) моста;

крепление картера редуктора и фланцев полуосей;

герметичность системы усилителя рулевого управления;

крепление и шплинтовку гаек шаровых пальцев, сошки, рычагов поворотных цапф, состояние шкворней и стопорных гаек;

люфт рулевого колеса;

затяжку гаек клиньев карданного вала рулевого управления;

люфт подшипников ступиц колёс;

компрессор (крепление к двигателю, соединительные трубопроводы и патрубки, работу на слух и создаваемое давление по манометру (при необходимости отрегулировать клапан давления воздуха в пневмосистеме));

эффективность действия тормозов (при необходимости отрегулировать зазор между тормозными колодками и барабанами);

шплинтовку пальцев штоков тормозных камер, свободного и рабочего хода педали тормоза (при необходимости отрегулировать);

тормозную систему пожарного автомобиля:

состояние, крепление ресиверов и наличие в них конденсата, работу тормозного крана, клапана контура, защитных клапанов, трещоток, вала привода тормозных колодок, тормозной камеры с пружинным энергоаккумулятором («КамАЗ»), предохранителем от замерзания системы в зимний период времени;

отсутствие подтекания, уровень тормозной жидкости в системе, крепление главного тормозного цилиндра и вакуумного усилителя (при необходимость отрегулировать свободный ход педали и штока главного цилиндра, а также в случае подтекания тормозной жидкости заменить уплотнительные манжеты);

промыть воздушные фильтры гидровакуумного (вакуумного) усилителя тормозов;

работу рабочих тормозных цилиндров (при необходимости удалить воздух из гидросистемы - прокачать);

выполнить соответствующие работы, указанные в системах с пневмо- и гидроприводами;

проверить уровень тормозной жидкости в бачках пневмогидроусилителя (при необходимости долить тормозную жидкость согласно требованиям завода изготовителя), при нарушении герметичности заменить изношенные или повреждённые манжеты;

исправность привода и действие стояночного тормоза;

осмотром состояние рамы, раздаточной коробки (при наличии) и её крепления, узлов и деталей подвески, буксирного устройства;

крепление стремянок и пальцев рессор, крепления колёс;

состояние запорного механизма, упора-ограничителя и страхового устройства опрокидывающейся кабины;

состояние и действие замков, петель и ручек дверей кабины и кузова;

крепление кузова (пожарной надстройки), топливного бака к раме шасси, держателя запасного колеса;

крепление крыльев, подножек, брызговиков. Осмотреть поверхности кабины, кузова (пожарной надстройки), при необходимости зачистить места коррозии и нанести защитное покрытие;

осмотром состояние приборов системы питания, их крепление и герметичность соединений;

действие привода насоса высокого давления у автомобилей с дизельными двигателями;

наличие отстоя в топливном баке и корпусах фильтров тонкой и грубой очистки топлива у автомобилей;

действие звукового сигнала, ламп щитка приборов, освещения и сигнализации, контрольно-измерительных приборов, фар, подфарников, задних фонарей, стоп-сигнала и переключателя света, а в холодное время года - приборов электрооборудования системы отопления и пускового подогревателя;

крепление генератора и стартера, состояние их контактных соединений;

крепление прерывателя-распределителя, зачистить контакты прерывателя наждачной бумагой;

надёжность крепления гибкого вала к спидометру с механическим приводом и к коробке передач, а также целостность оболочки гибкого вала (в креплении наконечников оболочки гибкого вала не должно быть зазоров);

состояние и крепление привода спидометра с электрическим приводом и датчика. Провода привода спидометра и датчика не должны иметь повреждений и должны быть закреплены;

правильность опломбирования спидометра и его привода (и счётчика моточасов пожарного насоса - при наличии) в соответствии с инструкцией завода– изготовителя.

карбюратора, очистить его от грязи и осадков в поплавковой камере, продуть жиклёры, выставить уровень топлива, отрегулировать работу двигателя на холостом ходу и содержание окиси углерода (СО) в отработавших газах;

аккумуляторной батареи (прочистить вентиляционные отверстия, проверить крепление и надёжность контактов наконечников проводов с выводными штырями, проверить уровень электролита).

Дополнительные работы по ТО основных ПА общего применения

Пожарные автоцистерны (АЦ)

Выполнить ТО согласно перечню работ ЕТО п.1.1.

крепление цистерны, двигателя и пожарного насоса, радиатора, пенобака, кузова и других элементов специального оборудования;

крепление агрегатов пожарного насоса, приборов и щитка приборов, а также других элементов специального оборудования;

состояние и крепление деталей системы дополнительного охлаждения и обогрева;

состояние и исправность привода из насосного отделения вакуумного аппарата, дроссельной заслонки;

состояние и герметичность системы дистанционного управления пневмовентилями и сцеплением;

состояние и крепление шарниров карданных валов трансмиссии пожарного насоса;

работу вакуумного затвора, состояние пружин, клапанов и их посадочных мест;

исправность краников, патрубков, задвижек (вентилей), тахометра, счетчика наработки моточасов пожарного насоса (при наличии), надёжность крепления рабочего колеса на валу;

отсутствие посторонних предметов в полости насоса, состояние переднего подшипника и червячной пары привода тахометра;

работоспособность вакуумной системы по величине создаваемого разрежения в насосе за нормативное время и герметичность насоса по падению разрежения в единицу времени;

включение насоса и пеносмесителя. Проводить работу не реже одного раза в месяц независимо от ТО;

работу пеносмесителя (при необходимости разобрать и прочистить), состояние его трубопроводов, кранов, обратного клапана.

обслуживание электропневматической системы дистанционного управления водопенными коммуникациями;

смазку всех узлов, агрегатов и механизмов в соответствии с химмотологической картой;*

обслуживание переносных установок пожаротушения.

Заправить маслёнки насоса и провести смазку напорных вентилей.

Пожарные насосы серии НЦП

расход масла. Средний расход масла за один цикл водозаполнения должен соответствовать требованиям руководства (инструкции) по эксплуатации насоса. При несоответствии прочистить жиклёр маслопровода капроновой леской увеличенного сечения согласно техническим требованиям. Применение проволоки не допускается во избежание обламывания и попадания в рабочий зазор вакуумного насоса;

состояние элементов привода вакуумного насоса и регулируемые параметры вакуумной системы;

состояние рабочих поверхностей шкивов;

усилия прижатия шкивов привода вакуумного насоса (при необходимости отрегулировать);

* Смазку узлов, агрегатов и механизмов проводить в соответствии с картой смазки для всех типов пожарных машин.

зазор между толкателем механизма автоматического отключения и упором рычага вакуумного насоса;

расход масла из масляного бака при работе вакуумного насоса;

масло в масляной ванне задней опоры вала;

работу рычагов управления и приводов переключения «вода-пена»;

окраску поврежденных поверхностей пожарного автомобиля и ПТВ (при необходимости подкрасить).*

ПА газоводяного тушения (АГВТ)

Выполнить ТО согласно перечню работ ЕТО п.3.5. и ТО-1 п. 1.1.

Слить отстой из бака гидросистемы ТРД и произвести дозаправку маслом.

Продуть систему орошения воздухом.

состояние сетки и лопаток первой ступени компрессора;

затяжку всех штуцеров систем смазки и питания, болтов и гаек крепления ТРД, стремянок платформы, поворотного основания, гидроцилиндров и гидроэлектрозатворов, штепсельных разъемов;

работу турбореактивного двигателя (ТРД), слить отстой из баков и топливных фильтров, состояние чехлов, крепление приборов, состояние кабеля питания и управления;

состояние средств индивидуальной защиты.

"холодную" прокрутку ТРД в соответствии с требованиями инструкции по его эксплуатации;

"горячую" прокрутку установки на всех режимах работы с подачей воды через лафетные стволы и систему орошения;

смазку узлов и агрегатов АГВТ в соответствии с химмотологической картой.

Пожарная автонасосная станция (ПНС)

Выполнить ТО согласно перечню работ ЕТО п.3.7. и ТО-1 п. 1.1.

Очистить от загрязнения все агрегаты двигателя привода пожарного насоса.

Провести обслуживание пожарного насоса(ов) согласно требованиям инструкции по эксплуатации завода-изготовителя.

Разобрать и промыть фильтры грубой очистки топливной системы, системы смазки и фильтр очистки воздуха (через каждые 100 часов работы двигателя привода пожарного насоса).

состояние крепежа автономного двигателя(ей) и насоса(ов);

крепления агрегатов к двигателю(ям) пожарного(ых) насоса(ов), баллона со сжатым воздухом и других элементов специального оборудования;

угол опережения подачи топлива на двигателе привода пожарного насоса по рискам на муфте;

уровень масла в корпусе регулятора топливного насоса (при необходимости долить).

Произвести пуск двигателя привода пожарного насоса и прогревать его до рабочей температуры (5 мин), проверить исправность контрольно-измерительных приборов и правильность их показаний.

ПА аэродромный (АА)

Выполнить ТО согласно перечню работ ЕТО пп. 1.1. 3.8. и ТО-1 пп. 1.1. 2.1.

Разобрать и промыть фильтры топливной системы и очистки воздуха.

работу электропневматической системы дистанционного управления водопенными коммуникациями;

исправность переносных установок пожаротушения;

угол опережения подачи топлива двигателя пожарного насоса по рискам на муфте. Показания сверить с отметкой в формуляре;

крепление и состояние пеногенераторов.

Пожарный пеноподъёмник (ППП)

Выполнить ТО согласно перечню работ ЕТО п.3.9. и ТО-1 п. 1.1.

Слить отстой из бака гидросистемы произвести дозаправку масла.

величину рабочего давления в гидросистеме, герметичность соединений трубопроводов;

состояние электропроводки и работу электрооборудования пеноподъёмника (опорной, поворотной рамы и пакета колен).

очистку поверхностей ППП от ржавчины и подкрасить;

техническое обслуживание механизмов гидросистемы пеноподъёмника: цилиндров аутригеров опорной рамы, механизма поворотной рамы и гидроцилиндров пакета колен.

Дополнительные работы по ТО специальных ПА

Пожарная автолестница (АЛ)

Выполнить ТО согласно перечню работ ЕТО п. 4.1. и ТО-1 п. 2.5.

крепления передней опорной стойки, болтовых и заклепочных соединений рамы, тяг и рычагов привода управления, корпусов гидроцилиндров опор и блокировки рессор;

износ и натяжение стальных канатов механизма выдвигания (сдвигания) колен лестницы, исправность блоков и направляющих роликов;

состояние настила платформы, сварных швов, колен. При выявлении неисправности – устранить;

состояние, крепление и свободу качения тарелок опор;

состояние и исправность органов управления и автоматических устройств;

состояние контактов разъемов электрических цепей и при необходимости протереть обезжиривающим составом;

состояние рамы автомобиля, опорной рамы, карданной передачи привода гидронасоса, исправность гидрозамков опор, механизмов захвата, цилиндров подъёма, механизма аварийного торможения лифта (при наличии), состояние и фиксацию пакетов лестницы в транспортном положении;

герметичность соединений трубопроводов, концевых выключателей;

целостность электропроводки и ее крепления, состояние клемм аккумуляторной батареи резервного питания.

техническое обслуживание переговорного устройства, системы сигнализации и ограничителей упора;

смазку узлов и механизмов автолестницы в соответствии с химмотологической картой.

Пожарный коленчатый автоподъёмник (АПК)

Выполнить ТО согласно перечню работ ЕТО п. 4.2. и ТО-1 п. 2.6.

Очистить от грязи и протереть все механизмы пожарной надстройки.

смазку узлов и механизмов автоподъёмника в соответствии с химмотологической картой;

техническое обслуживание колен, телескопа, опор, платформы; блоков, люльки

включение коробки отбора мощности, пульта управления, произведя пуск двигателя;

целостность электропроводки и её крепления, состояние клемм аккумуляторной батареи резервного питания.

ПА аварийно-спасательный (АСА)

Выполнить ТО согласно перечню работ ЕТО п. 4.3. и ТО-1 п. 1.1.

Провести техническое обслуживание:

оборудования, стационарной электросиловой установки, её привода, электрораспределительного щита, устройства защитного отключения, кабеля, кабельных разъемов, корпусов электрооборудования, инструмента для проведения аварийно-спасательных работ с электроприводом;

кабельных катушек, распределительных коробок;

выносной электросиловой установки и электрооборудования согласно требованиям завода-изготовителя;

выдвижной телескопической осветительной мачты (электрического и ручного привода подъёма-опускания), состояние приборов освещения (прожекторов), сигнально-громкоговорящей связи и радиостанций (стационарной и носимых);

гидроцилиндров крана-манипулятора, опор, механизма поворота;

выносной мотопомпы и ПТВ (при наличии) согласно требованиям завода-изготовителя;

лебёдки и её привода (смазать и равномерно намотать трос на барабан, при необходимости долить масло в редуктор);

резиновой лодки, спасательных жилетов и спасательного оборудования на воде (при наличии);

средств индивидуальной защиты.

исправность и работу дымососов, состояние напорных и всасывающих рукавов;

работоспособность коробки отбора мощности при работающем двигателе.

ПА связи и освещения (АСО)

Выполнить ТО согласно перечню работ ЕТО п. 4.4. и ТО-1 п. 4.3.

Провести техническое обслуживание:

сигнально-переговорного устройства (СПУ);

стационарных и носимых радиостанций, дополнительных аккумуляторов, зарядных устройств.

Проверить состояние и работоспособность средств приема и записи информации (магнитофон, приёмник, компьютер, радиотелефон).

Проверить работу преобразователя напряжения (при наличии).

ПА дымоудаления (АД)

Выполнить ТО согласно перечню работ ЕТО п.4.6. и ТО-1 пп. 4.3.-4.5.

Выполнить работы по техническому обслуживанию коробки отбора мощности, вентилятора, трубопроводов и обводного коллектора.

натяжение ремней привода вентилятора (при необходимости подтянуть);

работу вентилятора на различных режимах;

наружным осмотром состояния установки дымоудаления, жёстких воздуховодов, пеносмесителя, рукавов и их замков.

Выполнить работы по техническому обслуживанию дымососов:

приводов, натяжения ремней привода вентилятора, жестких воздуховодов, пеносмесителей, рукавов и их замков;

электросиловой установки: двигателя привода электрогенератора, катушек с кабелем, устройства защитного отключения;

с гидроприводом (контролировать уровень масла в гидробаке, работу гидросистемы и крана манипулятора);

выносных с электроприводом:

приводов стационарных электросиловых установок, катушек с кабелем, устройств защитного отключения;

Провести техническое обслуживание аварийно-спасательного инструмента с гидро- электро- мотоприводом.

Очистить установку от пыли и грязи, рукава и трубопроводы просушить и продуть сжатым воздухом, при повреждении - заменить.

Выполнить ТО согласно перечню работ ЕТО п. 4.12.

Проверить состояние (чистоту и маркировку) напорных рукавов, исправность соединительных головок, их навязку и наличие прокладок. При необходимости произвести перекатку на новый шов.

всасывающих рукавов (отсутствие вмятин и потертостей, внутренних отслоений, состояние рукавных соединений);

корпуса всасывающей сетки, обратного клапана, соединительной головки и верёвки;

трёхколенной выдвижной лестницы. (Тетивы и ступени лестницы не должны иметь дефектов. Трещины у гнезд ступеней не допускаются. Арматура лестницы должна быть надежно закреплена, лестница легко раздвигаться, свободно и плотно складываться. Смазать графитной смазкой пазы тетив и механизм останова.);

лестницы-штурмовки (ступени лестницы должны быть без дефектов, трещины у гнёзд ступеней не допускаются, крюк не должен быть искривлён и иметь люфт);

лестницы-палки. (Лестница должна легко раздвигаться, свободно и плотно складываться);

резьбового кольца пожарной колонки, герметичность шиберов, наличие и состояние сальников и прокладок, смыкание соединительных головок напорных штуцеров;

вентилей ходовых разветвлений, соединительных головок. Вентили должны легко закрываться и открываться, а в закрытом положении обеспечивать герметичность. Смыкание и размыкание соединительных головок должно производиться усилием одного человека;

пожарных стволов, соединительных головок, плечевого ремня, кранов;

индивидуальных и групповых фонарей.

заточку ломов, цельнометаллических багров, наличие и состояние ремней и колец у лёгких ломов;

состояние и исправность спасательных верёвок, заделку концов, наличие коушей, целостность чехлов;

комплектацию аварийно-спасательного инструмента с электро- гидроприводом;

состояние средств защиты от поражения электрическим током (диэлектрических ножниц, бот (галош), перчаток, ковриков). Они не должны иметь повреждений и истекшего срока испытания;

состояние гидроэлеватора, воздушно-пенного ствола, пеногенератора, уплотнительных прокладок, соединительных головок;

состояние колес, дисков, ручек, запорных устройств рукавной катушки. При выявлении неисправности – заменить;

взвешиванием углекислотные огнетушители, имеющиеся на пожарном автомобиле. Проверку производить согласно инструкции по эксплуатации;

наличие и исправность рукавных мостиков;

состояние и наличие инструмента для специальных агрегатов и оборудования.

Примечание. При проведении ТО-1 пожарно-техническое вооружение снимается с автомобиля.

После проведения всех работ по ТО-1 проверить автомобиль на ходу.

Устранить обнаруженные неисправности, выявленные контрольным пробегом автомобиля и испытанием работы специальных агрегатов.

Основные пожарные автомобили (ПА) общего применения

Пожарные автоцистерны (АЦ) (шасси)

Контрольно-диагностические, крепёжные и регулировочные работы

Выполнить ТО согласно перечню работ ТО-1 п. 1.1.

Провести техническое обслуживание:

механизма управления подачей топлива;

топливной системы (слить отстой из топливного бака, промыть топливные фильтры тонкой и грубой очистки, проконтролировать работу магистрали слива топлива в бак, заменить воздушный фильтр).

крепление капота, радиатора, облицовки, жалюзи (шторки), вентилятора, водяного насоса, термостата, сливных кранов, поддона картера двигателя;

герметичность топливных баков, соединений трубопроводов, карбюратора и топливного насоса;

дымность и содержание окиси углерода (СО) в отработавших газах двигателя ПА;

крепление крышки распределительных шестерен (цепи, ремня);

крепление головок цилиндров двигателя и стоек осей коромысел;

крепление картера сцепления;

уровень жидкости в бачке главного цилиндра привода;

крепление, состояние и герметичность раздаточной коробки;

уровень масла в картере коробки переключения передач и раздаточной коробки (при необходимости долить);

действие механизма переключения передач и его привода;

зазоры клапанов (при необходимости отрегулировать);

по дизельным двигателям:

крепление регулятора частоты вращения коленчатого вала;

работу топливного насоса без снятия с двигателя;

работу форсунок (при необходимости отрегулировать);

состояние муфты привода ТНВД;

угол опережения впрыска топлива в цилиндры (через одно ТО-2);

действие останова двигателя;

по карбюраторным двигателям:

действие привода, полноту открывания и закрывания дроссельной и воздушной заслонок;

работу бензонасоса без снятия с двигателя;

работу и провести обслуживание карбюратора (очистить его от грязи и осадков в поплавковой камере, продуть жиклёры, выставить уровень топлива, отрегулировать работу двигателя на холостом ходу);

герметичность соединений, состояние и крепление редуктора ведущих мостов, уровень масла в картерах ведущих мостов (при необходимости долить);

крепление гайки фланца ведущей шестерни и главной передачи (при снятом карданном вале);

крепление картера рулевого механизма, рулевой колонки и рулевого колеса;

люфт рулевого управления, состояние шкворней и стопорных гаек, упорных подшипников ступиц и сальников передних колес, крепление клиньев шкворней;

состояние шарниров рулевых тяг;

углы установки передних колёс (при необходимости отрегулировать);

состояние колёсных дисков и крепление колёс, балансировку колёс;

состояние и герметичность трубопроводов и приборов тормозной системы;

состояние, крепление и действие моторного тормоза (КамАЗ);

правильность расположения (отсутствие перекосов) заднего (среднего) моста;

состояние рамы, буксирного устройства, крюков, передней подвески, сцепного устройства;

крепление хомутов, ложементов, амортизаторов, реактивных штанг и оси балансирной подвески;

крепление, состояние и герметичность амортизаторов;

состояние шин и давление воздуха в них, удалить посторонние предметы, застрявшие в протекторе, проверить крепление запасного колеса;

состояние и крепление узлов и деталей опрокидывающейся кабины;

состояние систем вентиляции и отопления кабины боевого расчёта, а также уплотнителей дверей и вентиляционных люков;

состояние и крепление электрических проводов, соединяющих аккумуляторную батарею с массой и внешней цепью, действие выключателя аккумуляторной батареи, а также её крепление в гнезде;

состояние и при необходимости очистить поверхности катушки зажигания, проводов низкого и высокого напряжения от пыли, грязи и масла;

состояние свечей зажигания, вывернуть и при необходимости – заменить.

При наличии контактно-транзисторной системы зажигания, не снимая прерыватель с двигателя, очистить наружную поверхность от пыли, грязи и масла, протереть внутреннюю поверхность крышки распределителя.

Слить отстой из системы пневмогидравлического усилителя рулевого управления.

Смазать вал вилки выключения сцепления.

Прочистить сапуны коробки передач и мостов.

Промыть фильтр насоса гидроусилителя рулевого управления.

Долить масло в гидросистему. Через два ТО-2 заменить масло (применять марку масла рекомендуемого заводом – изготовителем).

Отрегулировать направление светового потока фар.

Смазочные и очистительные работы

Смазать узлы трения автомобиля в соответствии с химмотологической картой.

масла в картерах агрегатов и бачках гидроприводов в соответствии с химмотологической картой (картой смазки), в топливном насосе высокого давления и регуляторе частоты вращения коленчатого вала двигателя;

жидкости в гидроприводе тормозов и выключения сцепления, жидкости в бачках омывателя ветрового стекла и фар, в холодное время года в предохранителе от замерзания тормозного пневмопривода;

клапан вентиляции картера двигателя;

фильтрующий элемент воздушного фильтра двигателя и компрессора, заменить в них масло;

элемент фильтра грубой очистки, заменить элемент фильтра тонкой очистки масла и очистить центробежный фильтр. По графику произвести замену масла в картере двигателя;

снятые фильтры насоса гидроусилителя рулевого управления и фильтр усилителя тормозов;

снятые топливный фильтр-отстойник и фильтр тонкой очистки топлива. У автомобилей с дизельным двигателем снять и промыть корпусы фильтров предварительной и тонкой очистки топлива и заменить фильтрующие элементы;

фильтрующие элементы влагоотделителя.

отстой из корпусов масляных фильтров;

конденсат из баллонов пневматического привода тормозов;

отстой из топливного бака.

Прочистить сапуны, долить (заменить по графику) масло в картерах агрегатов и бачках гидропривода автомобиля в соответствии с химмотологической картой (применять марки масел рекомендуемых заводами – изготовителями).

При работе в условиях большой запылённости заменить масло в поддоне картера двигателя при каждом ТО -2.

Дополнительные работы по ТО основных ПА общего применения

Пожарная автоцистерна (АЦ)

Выполнить ТО согласно перечню работ ЕТО п. 1.1. ТО-1 п. 1.1.

крепление кузова кабины, емкостей для воды и пенообразователя, пожарного насоса, карданных валов и промежуточных опор дополнительной трансмиссии и других элементов специального оборудования;

работу механизма включения коробки отбора мощности, люфты в шарнирах и шлицевых соединениях карданной передачи;

состояние сидений водителей боевого расчета, внутренней обивки кабины, уплотнителей дверных проемов, отсеков кузова, перегородок и дверей, обивки ящиков для средств защиты органов дыхания;

работу органов управления пожарным насосом, вакуумной системой и водопенными коммуникациями, включая системы дополнительного охлаждения двигателя и подогрева воды и пенообразователя;

работоспособность контрольно-измерительных приборов насосной установки, указателя уровня воды в емкости;

Произвести разборку, очистку и проверку технического состояния пеносмесителя, патрубков и кранов на трубопроводе от пенобака или цистерны, вакуумного затвора, вакуумного аппарата.

Обслуживание пожарных насосов серии НЦП.

Выполнить ТО согласно перечню работ ТО-1 п.2.2.

Заменить масло в масляной полости пожарного насоса.

смазку винтов напорных вентилей;

очистку рабочих поверхностей датчика заполнения;

через ТО-2 поверку контрольно-измерительных приборов и опломбировать;

опрессовку до номинального давления пожарного насоса водой;

смазку дополнительной трансмиссии органов управления специальными агрегатами, элементов пожарного насоса и другого пожарного оборудования в соответствии с инструкцией завода-изготовителя пожарной техники*.

сальниковые уплотнения валов ступеней нормального и высокого давления;

уровень дозирования пенообразователя и очистить пеномагистрали насоса (при необходимости);

работоспособность вакуумной системы по величине создаваемого разрежения в насосе за нормативное время и герметичность насоса по падению разрежения в единицу времени;

техническое состояние пожарного насоса и пеносмесителя забором и подачей воды из водоёма, согласно типовой технологии ТО ПА;

работу агрегатов, узлов и приборов ПА на ходу или на посту диагностики и, при необходимости, произвести окраску повреждённых поверхностей пожарного автомобиля и ПТВ**.

Пожарная автоцистерна с лестницей (АЦЛ)

Выполнить ТО согласно перечню работ ТО-1 п .2.5. ТО-2 п.1.1.

Провести статические испытания через ТО-2 систем, элементов, узлов, механизмов лестницы согласно требованиям завода - изготовителя.

Очистить, а при необходимости, заменить фильтры тонкой и грубой очистки гидросистемы, промыть сливную магистраль.

Заменить через два ТО-2 масло в гидросистеме лестницы.

болтовые соединения поворотного круга, крепление агрегатов исполнительных механизма. Состояние механизма подъёма лифта, ориентации люльки (при наличии);

работу предохранительного клапана гидросистемы, при необходимости разобрать его, промыть, собрать и отрегулировать работу регулировочным винтом;

работу предохранительного блока клапанов аварийного привода, при необходимости разобрать, промыть и произвести регулировку;

работу механизма выдвижения и захватов подъема лестницы, при необходимости произвести регулировку;

состояние контактных колец в токопереходе, загрязненные поверхности промыть и просушить;

соответствие положения рукояток на пульте управления положению золотников гидросистемы, при необходимости произвести регулировку.

Пожарная автоцистерна с коленчатым подъёмником (АЦПК)

Выполнить ТО согласно перечню работ ТО-1 п. 2.6. ТО-2 п.1.1.

Заменить через два ТО-2 масло в гидросистеме коленчатого подъёмника.

Провести статические испытания через ТО-2 систем, элементов, узлов, механиз-

* Смазку узлов, агрегатов и механизмов проводить в соответствии с картой смазки для всех типов пожарных машин.

**Окраска повреждённых поверхностей пожарного автомобиля и ПТВ осуществляется при необходимости для всех типов машин.

мов коленчатого подъемника согласно требованиям завода-изготовителя.

Проверить болтовые соединения поворотного круга, крепление агрегатов исполнительных механизма, работу гидрозамков цилиндров. Состояние механизма ориентации люльки.

ПА аварийно-спасательный (АСА)

Выполнить ТО согласно перечню работ ТО-1 п. 4.3. ТО-2 п. 1.1.

проверку работоспособности электросиловой установки на различных режимах работы, а также всего возимого электрооборудования и инструмента;

при снятом кожухе продувку генератора сжатым воздухом;

техническое обслуживание лебёдки и её привода. Заменить через два ТО-2 масло в редукторе лебёдки и крана - манипулятора, согласно требованиям завода-изготовителя.

состояние коллектора и щеток генератора (при необходимости произвести очистку и притирку щеток к коллектору);

сопротивление изоляции обмоток генератора (при необходимости устранить неисправность);

сопротивление изоляции отдельных элементов электросиловой установки, кабелей и другого электрооборудования (при необходимости устранить неисправность);

состояние штепсельных соединений, надежность контактов магнитных пускателей (при необходимости - зачистить).

ПА база ГДЗС (АБГ)

Выполнить ТО согласно перечню работ ТО-1 п. 4.11. ТО-2 п. 1.1.

сопротивление изоляции отдельных элементов электросиловой установки, кабелей и другого электрооборудования (устранить неисправности);

состояние штепсельных соединений, надежность контактов магнитных пускателей (при необходимости - зачистить).

Выполнить техническое обслуживание компрессоров согласно требованиям завода - изготовителя.

Выполнить ТО согласно перечню работ ТО-1 п. 4.12.

Провести испытание ПТВ в установленные сроки.

1. Пожарно-техническое вооружение испытывается в пожарных частях по планам ФПС. Методика испытаний изложена в Правилах техники безопасности в пожарной охране МЧС России.

2.Электрозащитные средства испытываются в специальных лабораториях, имеющих разрешение органов Госэнергонадзора.

3. При наличии в подразделениях ТС постов диагностирования испытание пожарно-технического вооружения производится на специальных стендах.

После проведения ТО-2 необходимо проверить качество выполненных работ на ходу автомобиля или испытанием на диагностических стендах поста диагностики. Выявленные при испытаниях неисправности устранить.

По окончании проверки пожарно-техническое вооружение должно быть надёжно закреплено на автомобиле.

СЕЗОННОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

систему охлаждения двигателя;

топливный бак и продуть топливопроводы (осенью);

радиаторы отопителя кабины (кузова) и пусковой подогреватель;

котел предпускового подогревателя, каналы и фильтры электромагнитного клапана, форсунку предпускового подогревателя.

состояние и действие кранов системы охлаждения двигателя и сливных устройств в системах питания и тормозов;

крепление деталей выпускного тракта, переключить заслонку забора в воздушный фильтр системы питания (в соответствии с сезоном: зима, лето);

исправность датчика включения муфты вентилятора системы охлаждения и датчиков аварийных сигнализаторов температуры жидкости в системе охлаждения и давления масла в системе смазки;

состояние уплотнений дверей, окон установить утеплительные чехлы.

аккумуляторную батарею для подзарядки и откорректировать плотность электролита;

карбюратор и топливный насос, промыть и проверить состояние и работу на стенде (осенью) (при наличии стенда);

генератор и стартер, очистить, продуть внутреннюю полость; при необходимости разобрать, заменить изношенные детали и смазать подшипники.

Заменить смазку гибкого вала механического привода спидометра и цилиндрических шестерен электрического спидометра. Проверить правильность опломбирования спидометра и его привода.

Заправить (при переходе на «зимний период эксплуатации») пневмо- и пневмогидравлическую системы тормозов жидкостью, предотвращающей замерзание конденсата.

Очистить электроды свечей и сердечник клапана насоса предпускового подогревателя, электроды свечей ЭФУ и подводящие топливопроводы.

Смазочные и заправочные работы

В зависимости от сезона (зима, лето) эксплуатации ПА с дизельным двигателем своевременно перейти на необходимую марку топлива.

Произвести сезонную замену масел в соответствии с химмотологической картой.

Заменить масло в картерах ведущих мостов, картере коробки переключения передач, жидкости в системе охлаждения и в гидравлическом приводе сцепления, масло в башмаках задней подвески, масло в муфте опережения впрыска топлива ТНВД, масло в системе гидроусилителя руля.

Дополнительные работы по основным ПА общего применения

Включить весной (отключить осенью) систему дополнительного охлаждения.

Отключить весной (включить осенью) систему подогрева насосного отсека и ёмкости для воды.

Произвести разборку, очистку и проверку технического состояния пеносмесителя, патрубков и кранов на трубопроводе от пенобака или цистерны, вакуумного затвора, вакуумного аппарата.

Заменить смазку дополнительной трансмиссии органов управления специальными агрегатами, элементов пожарного насоса и другого пожарного оборудования в соответствии с инструкцией завода-изготовителя пожарной техники.

Обслуживание пожарных насосов серии НЦП

Произвести сезонную замену масла (зима, лето) в масляной полости пожарного насоса в соответствии с инструкцией завода-изготовителя.

«Наставлениепотехническойслужбефедеральнойпротивопожарнойслужбы в части робототехнических средств пожаротушения» Приказ «30» июня 2000 г. №700 Москва Об утверждении Наставленияпослужбе связи Государственной противопожарнойслужбы Министерства внутренних дел Российской Федерации

службам. получение сообщений о выездах подразделений и связь с пожарнымиавтомобилями. находящимися в пути, передачу приказов на передислокацию техники.

Программа подготовки личного состава подразделений Государственной противопожарнойслужбы мчс россии (1)

пожарных и аварийно-спасательных автомобилях при пожаре и аварии (в чрезвычайной ситуации). Использование вспомогательныхавтомобилей и техники. Наставлениепотехническойслужбе ГПС МВД России. Утверждено приказом.

Программа подготовки личного состава подразделений Государственной противопожарнойслужбы мчс россии (2)

пожарных и аварийно-спасательных автомобилях при пожаре и аварии (в чрезвычайной ситуации). Использование вспомогательныхавтомобилей и техники. Наставлениепотехническойслужбе ГПС МВД России. Утверждено приказом.