Руководства, Инструкции, Бланки

Руководство По Авиационной Медицине img-1

Руководство По Авиационной Медицине

Рейтинг: 4.0/5.0 (1756 проголосовавших)

Категория: Руководства

Описание

Авиационная медицина - это

Авиационная медицина это:

отрасль медицины, изучающая условия профессиональном деятельности летчиков и других специалистов в области авиации с целью разработки рекомендаций по сохранению их здоровья и работоспособности, а также обеспечению безопасности полетов. Создание ракетной и космической техники поставило перед А. м. ряд практических вопросов по обеспечению жизни и безопасности полета человека в космическом пространстве. Появились новые медицинские и биологические проблемы, решением которых занимается Космическая биология и медицина , возникшая на базе А, м.

Основными разделами А. м. являются авиационная физиология. авиационная гигиена, авиационная психофизиология и врачебно-летная экспертиза .

Авиационная физиология изучает реакции организма на воздействие таких факторов полета, как высота, перепады барометрического давления, ускорение, шум. вибрация. Она устанавливает пределы адаптации организма к этим факторам и разрабатывает мероприятия по предотвращению или уменьшению их неблагоприятного воздействия. Подъем на высоту сопровождается снижением общего барометрического (атмосферного) давления и парциального давления кислорода во вдыхаемом воздухе. Начиная с высоты 2000 м. человек испытывает кислородное голодание. сопровождающееся сложным симптомокомплексом физиологических, а в дальнейшем и патологических изменений в организме (см. Высотная болезнь ). Для предупреждения нарушения работоспособности и здоровья членов экипажа и пассажиров, начиная с высоты 2000—3000 м. необходимо увеличивать содержание кислорода во вдыхаемом воздухе. Наилучшим способом обеспечения высотных полетов является применение герметических кабин. При разгерметизации кабины летательного аппарата на высоте 7000 м и более на организм воздействует также перепад барометрического давления (декомпрессия ), вызывая декомпрессионную болезнь (Декомпрессионная болезнь ). На высоте более 19000 м возможно «кипение» тканевых жидкостей и появление подкожной эмфиземы на незащищенных участках тела. Для защиты летчиков от недостатка кислорода и взрывной декомпрессии применяются высотно-компенсирующие костюмы и скафандры.

Исследование влияния на организм человека кислородного голодания при подъемах на высоту проводится в барокамерах. В авиации и космонавтике барокамеры широко используются для решения ряда общебиологических и чисто практических проблем, связанных с полетами в условиях больших степеней разрежения атмосферы. Они являются средством для испытания индивидуальной переносимости гипоксии лицами летного состава (высотное испытание), ознакомления их с кислородным оборудованием летательных аппаратов и отработкой практических навыков пользования им. в т.ч. при внезапной разгерметизации, а также для высотных тренировок организма к условиям кислородного голодания, которое может быть в реальном полете. В барокамере проводятся испытания самих кислородных приборов, скафандров, кислородных масок и других средств защиты.

В практике авиационной медицины барокамерные испытания чаще всего проводятся в целях врачебно-летной экспертизы. В этих случаях более глубоко изучаются функциональные особенности организма, выявляются характерные черты личности летчика и космонавта, скрытые дефекты в состоянии здоровья, которые не проявляются в обычных условиях, но могут проявиться при выполнении высотных и космических полетов.

Широкое применение барокамер в авиации и их возрастающее значение в авиационной и космической медицине привели к созданию специальных барокамер двух типов: стационарных и передвижных. В конструктивном отношении современная барокамера имеет собственно камеру и шлюз. В корпусе камеры вмонтированы иллюминаторы, позволяющие просматривать весь объем камеры, установлена регистрирующая и контрольная аппаратура: высотомер, вариометр, часы-хронометр, ртутный манометр. электрокардиограф, энцефалограф и другие приборы для измерения физиологических функций организма. Для связи с испытуемыми имеются переговорное устройство, сигнализация. Воздух из камеры выкачивается вакуумным насосом типа РМК-3, который приводится в действие электромотором.

Безопасность работы в барокамере обеспечивается клапаном-ограничителем высоты подъема и устройством аварийного включения этого клапана. Клапан при необходимости можно включить изнутри и снаружи барокамеры. Сложность устройства современных барокамер и серьезность воздействия на испытуемого пониженного и повышенного барометрического давления предъявляют особые требования к подготовке и работе технического и медицинского персонала.

Ускорение — это изменение скорости по величине или направлению в единицу времени. В зависимости от величины, длительности и направления воздействия ускорение оказывает значительное влияние на организм человека. В летной практике встречаются следующие виды ускорения: прямолинейное, радиальное, или центростремительное, угловое и ускорение Кориолиса. Прямолинейное ускорение наблюдается при движении летательного аппарата по прямой во время изменения скорости без изменения направления движения (взлет, посадка летательного аппарата). Радиальное, или центростремительное, ускорение возникает вследствие изменения направления движения тела без изменения скорости (при входе и выходе самолета из пикирования, при виражах, вращении на центрифуге и др.). Угловое ускорение появляется при изменении угловой скорости полета по кривой линии (при неустановившемся вираже, выполнении бочки, штопора). Ускорение Кориолиса развивается при движении летательного аппарата по криволинейной траектории и одновременном его вращении вокруг какой-либо оси или при движении головой во время выполнения вращательного маневра.

Термин «ускорение» нередко отождествляется с термином «перегрузка ». Однако по смысловому значению они различаются. Ускорение характеризует изменение первоначальной скорости движения тела, а перегрузка — физические изменения, возникающие в теле при сообщении ему ускорения. Измерение перегрузок осуществляется косвенно по величине ускорения, приобретенного телом, или величине «возросшей» массы тела. Перегрузка — векторная величина, имеет направление, противоположное ускорению, и обозначается латинской буквой g со знаком плюс или минус и индексом, показывающим вектор перегрузки.

В зависимости от направления перегрузок по отношению к вертикальной оси тела бывают продольные и поперечные перегрузки. При направлении вектора ускорения от ног к голове говорят о положительных, а при направлении от головы к ногам — отрицательных перегрузках. Различают поперечные (спина — грудь и грудь — спина) и боковые (бок — бок) перегрузки. Человек более устойчив к положительным перегрузкам, чем к отрицательным.

Реакция на перегрузки зависит от их величины, градиента нарастания, а также от исходного состояния организма. Поэтому могут возникать как незначительные функциональные сдвиги (ощущение тяжести во всем теле, затруднение движений, ухудшение зрения и др.), так и крайне тяжелые состояния (полная потеря зрения, расстройство функций сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем, потеря сознания, выраженные морфологические изменения в тканях). Под действием ускорений в организме происходят перераспределение массы циркулирующей крови в нижнюю или верхнюю половину тела, смещение внутренних органов и деформация тканей, что вызывает обширный поток афферентных импульсов, оказывающих неблагоприятное влияние на функциональное состояние ц.н.с.

С целью повышения устойчивости организма к ускорениям в полете применяют противоперегрузочные и высотно-компенсирующие костюмы, которые при перегрузках создают давление на область брюшной стенки и нижние конечности, что приводит к задержке оттока крови в нижнюю половину тела и улучшает кровоснабжение головного мозга. Важное значение для повышения устойчивости к ускорениям имеют тренировки на центрифуге, закаливание организма, дыхание кислородом под повышенным давлением. Систематическая тренировка на центрифуге позволяет повысить устойчивость к поперечно-направленным ускорениям и наряду с применением противоперегрузочных костюмов, дыхания кислородом под избыточным давлением является эффективным средством психофизиологической подготовки к полетам на высокоманевренных самолетах.

При катапультировании, в момент грубой посадки самолета, приземления на парашюте и ряде других случаев возникают значительные по величине ускорения (ударные перегрузки). Они могут вызывать не только функциональные, но и органические изменения во внутренних органах, позвоночнике. Для повышения устойчивости к ударным ускорениям используют специальные кресла, приспособленные для фиксации тела летчика (привязные ремни, ограничители смещения конечностей, углубленные заголовники).

Работающие двигатели и турбулентность пограничных воздушных потоков являются источниками шума и вибраций, которые оказывают неблагоприятное воздействие на членов экипажей в полете и инженерно-технический состав на аэродроме при опробывании двигателей на стоянке и во время взлета самолета. Помимо избирательного действия на слуховой анализатор. интенсивный и высокочастотный шум может оказывать вредное воздействие на весь организм, вызывая утомление и снижение работоспособности. С целью профилактики неблагоприятного влияния шума проводится звукоизоляция кабин самолетов и рабочих помещений, используются шумозащитные костюмы, шлемы, ушные противошумы-обтураторы, нормируется время работы и др.

Влияние вибрации (как и шума) на организм определяется частотой колебаний, амплитудой и продолжительностью действия. Частотный спектр вибраций на различных летательных аппаратах весьма широк (от единиц до нескольких тысяч герц). Чаще встречаются вибрации в диапазоне 30—250 Гц. Механизм возникновения вибрационных расстройств еще окончательно не выяснен. При длительном многократном воздействии на организм вибрация вызывает общую астенизацию, патологические изменения в мышцах, костно-суставном аппарате конечностей, в позвоночнике (см. Вибрационная болезнь ).

Поскольку шум и вибрация имеют одинаковую физическую природу, они вызывают сходные изменения в организме. Шум интенсивностью более 125—130 Дб по своим признакам приобретает черты так называемой воздушной вибрации. В таких случаях можно говорить о комплексном воздействии шума и вибрации, которое проявляется симптомами шумовибрационной болезни. Это состояние может возникать у авиационных техников при опробывании двигателей на стоянках самолетов и у работников испытательных станций, занятых испытанием двигателей. Профилактические мероприятия, кроме технических защитных средств (вибропоглощающие материалы), включают нормирование режима труда, ношение специальных поясов и обуви.

В связи с колебаниями внешнего давления в условиях полета могут возникать изменения в газосодержащих полостях тела. Нередко в полете отмечаются высотный метеоризм (главным образом при нарушении предполетного питания) и бароотит в случаях воспалительного процесса в носоглотке и слуховой (евстахиевой) трубе, что может закончиться разрывом барабанной перепонки — баротравмой (Баротравма ).

Эволюции самолета (вертолета), связанные с действием аэродинамических факторов при особых состояниях атмосферы (перемещение потоков воздуха, сильный ветер, гроза и др.), вызывающих воздушную качку, приводят к развитию воздушной болезни, или болезни движения. Воздушная болезнь характеризуется преходящим симптомокомплексом вегетативных расстройств, ухудшением самочувствия и снижением работоспособности. Может протекать в скрытой форме, когда отмечаются незначительные изменения окраски кожного покрова, повышенное потоотделение. тремор пальцев рук, увеличение частоты сердечных сокращений и др. При выраженной форме симптомы укачивания проявляются отчетливо и характеризуются функциональными нарушениями со стороны желудочно-кишечного тракта (тошнота. рвота), сердечно-сосудистой, нервной, дыхательной и других систем. Предрасположенность к укачиванию зависит от индивидуальной чувствительности вестибулярного аппарата и состояния вегетативной нервной системы. Для предотвращения случаев воздушной болезни, помимо специальных видов активной и пассивной тренировки, вестибулярных тренировок (летный состав), могут быть рекомендованы лекарственные средства. повышающие неспецифическую устойчивость организма.

Авиационная гигиена изучает влияние на организм летчиков и лиц, обеспечивающих полеты, условий обитания на рабочих местах с целью проведения мер, направленных на оптимизацию профессиональной деятельности, сохранение здоровья и работоспособности летного и наземного состава. Важное значение имеет разработка гигиенических требований к кабинам летательных аппаратов, особенно для многоместных пассажирских самолетов (температура, влажность, скорость движения воздуха, атмосферное давление в салоне).

Специалисты авиационной гигиены занимаются разработкой требований к одежде и спецснаряжению летного и технического состава с учетом особенностей летательных аппаратов, тепловых нагрузок, климатических условий. Создаваемое летно-техническое обмундирование должно способствовать поддержанию оптимального теплообмена организма с окружающей средой. Большое значение имеют исследования по вопросам размещения, питания, водоснабжения, условий труда и отдыха летного состава и специалистов, обслуживающих авиационную технику, гигиены аэропортов.

Сохранение здоровья и поддержание высокой профессиональной работоспособности во многом зависят от соблюдения физиолого-гигиенических требований к питательной ценности пищевых рационов, учитывающих особенности предстоящей летной работы (длительные полеты, полеты ночью и др.). Повседневное предполетное питание должно способствовать сохранению хорошего физического развития лиц летного состава и хорошей переносимости факторов полета. Не рекомендуется выполнять полеты натощак или сразу после обильного приема пищи, включать в рацион продукты, способствующие повышенному образованию газов в кишечнике. При выполнении полетных заданий продолжительностью более 4 ч организуется так называемое бортовое питание, в т.ч. и пассажиров.

Авиационные токсикологи изучают влияние на летный и обслуживающий технический персонал агрессивных жидкостей, различных видов авиационного горючего, смазочных масел, конструкционных полимерных материалов и продуктов их термоокислительного разложения, а также ядохимикатов (в с.-х. авиации) и разрабатывают мероприятия, направленные на предупреждение отравлений этими веществами.

Современные летательные аппараты позволяют совершать длительные трансмеридианные полеты, пересекая разные часовые пояса. Однако организм по прибытии самолета в другой часовой пояс продолжает функционировать в своем исходном биологическом ритме, несмотря на резкую смену дня и ночи. Такое рассогласование биологических ритмов приводит к болезненному состоянию — десинхронозу. Оно проявляется нарушением сна, аппетита, снижением работоспособности. Симптомы десинхроноза возникают при временных сдвигах на период 4 ч и более. Мероприятия, направленные на профилактику и купирование неблагоприятных последствий нарушения биологического ритма, сводятся к следующему: при полетах с быстрым возвращением в район постоянного базирования (1—2 сут.) следует сохранять режим сна, бодрствования и питания, соответствующий местному времени района постоянного базирования, а при полетах на 3—5 сут. осуществлять постоянную «переадаптацию», сущность которой заключается в постепенном сдвиге ритма «сон — бодрствование » в сторону, близкую к ожидаемому местному времени. Так, перед полетом в восточном направлении летный состав за несколько дней до вылета ложится спать вечером на 1—2 ч раньше, а при полете в западном направлении — на 1—2 ч позже. Борьба с десинхронозом, по мнению специалистов-биоритмологов, в первую очередь сводится к нормализации сна, время которого должно приближаться к режиму сна местных жителей. Имеет значение также частичное изменение режима труда, питания. Следует рекомендовать теплую ванну перед сном, успокаивающие упражнения, метод самовнушения. Применение лекарственных средств (снотворных) противопоказано.

Авиационная психофизиология изучает физиологические механизмы психической деятельности и закономерности поведенческих реакций у летчиков при пилотировании летательного аппарата и выполнении профессиональных действий, операций.

Опираясь на достижения инженерной психологии, А. м. участвует в разработке проблемы человек — самолет — среда. что способствует эффективности работы экипажа и его надежности в управлении летательным аппаратом. Это достигается прежде всего тем, что при работе конструкторов над системами управления и отображения информации учитываются психофизиологические особенности и возможности человека. Для этого проводится детальное изучение структуры профессиональной деятельности летчика (физиологические изменения, психофизиологические состояния, психические реакции в различных условиях полета), осуществляется эргономический подход к изучению авиационных комплексов, проводится анализ взаимодействия летчика с авиационной техникой, разрабатываются критерии оценки надежности и эффективности летного труда. Благодаря этому в А. м. получили самостоятельное развитие психофизиология летного труда, инженерная психология. авиационная эргономика. Практика медицинского обеспечения полетов выдвинула необходимость решения сложной проблемы — создание действенных средств и методов управления функциональным состоянием организма, повышения его психофизиологических возможностей.

Врачебно-летная экспертиза осуществляет динамический медицинский контроль за состоянием здоровья летного состава, что имеет большое значение в обеспечении безопасности полетов. Основной задачей врачебно-летной экспертизы (ВЛЭ) является определение степени годности к летной работе или обучению по состоянию здоровья, физическому развитию и индивидуальным психофизиологическим качествам. Проводится ВЛЭ путем планового или внеочередного медицинского освидетельствования летчиков и курсантов врачебно-летными комиссиями. Плановое медицинское освидетельствование летного состава осуществляется 1 раз в год амбулаторно или в стационарных условиях, когда имеются отклонения в состоянии здоровья. Внеочередные освидетельствования проводятся при выявлении изменений в функциональном состоянии организма, а также при плохой переносимости полетов, после длительных перерывов в летной работе и летных происшествий.

Врачебно-летная экспертиза тесно связана с постоянным врачебным наблюдением и медицинским контролем за летным составом и курсантами, проводимыми авиационными врачами в межкомиссионный период. При этом осуществляют предполетный, межполетный и послеполетный медицинский контроль, медицинский анализ переносимости летной нагрузки с учетом сложности полетных заданий, особенностей летной деятельности и индивидуальной реакции летчика на отдельные виды полетов. Наиболее ответственным является предполетный медицинский контроль. Он проводится непосредственно перед началом полетов с целью своевременного выявления и отстранения от полетов лиц с начальными формами заболеваний и пониженной работоспособностью вследствие недостаточного сна, летной и общей физической нагрузки накануне дня полетов, нарушений предполетного режима труда, отдыха и питания. В зависимости от условий и складывающейся обстановки предполетный медицинский контроль может включать опрос о самочувствии, внешний осмотр, исследование состояния верхних дыхательных путей (цвет слизистых оболочек, проходимость и др.), пульса, измерение АД. температуры тела или ограничивается опросом и внешним осмотром.

На основе данных, полученных в процессе ВЛЭ, анализируют причины частичной или полной дисквалификации летного состава и отчисления курсантов по состоянию здоровья, изучают заболеваемость и разрабатывают лечебно-оздоровительные мероприятия с целью укрепления и сохранения здоровья летчиков, продления их профессионального долголетия.

Библиогр.: Авиационная медицина, под ред. Н.М. Рудного и В.И. Копанева, Л. 1984; Авиационная медицина. под ред. Н.М. Рудного и др. М. 1986; Комендантов Г.Л. и др. Руководство по авиационной медицине для врачей гражданской авиации, М. 1985.

1. Малая медицинская энциклопедия. — М. Медицинская энциклопедия. 1991—96 гг. 2. Первая медицинская помощь. — М. Большая Российская Энциклопедия. 1994 г. 3. Энциклопедический словарь медицинских терминов. — М. Советская энциклопедия. — 1982—1984 гг .

Смотреть что такое "Авиационная медицина" в других словарях:

АВИАЦИОННАЯ МЕДИЦИНА — АВИАЦИОННАЯ МЕДИЦИНА, отрасль медицины, изучающая условия профессиональной деятельности летчиков и др. авиационных специалистов с целью разработки мер по сохранению их здоровья и работоспособности, а также рекомендаций, связанных с безопасностью… … Современная энциклопедия

Авиационная медицина — АВИАЦИОННАЯ МЕДИЦИНА, отрасль медицины, изучающая условия профессиональной деятельности летчиков и др. авиационных специалистов с целью разработки мер по сохранению их здоровья и работоспособности, а также рекомендаций, связанных с безопасностью… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

АВИАЦИОННАЯ МЕДИЦИНА — раздел медицины, изучающий условия профессиональной деятельности авиационных специалистов и разрабатывающий меры, направленные на сохранение их здоровья, повышение работоспособности и обеспечение безопасности полетов … Большой Энциклопедический словарь

АВИАЦИОННАЯ МЕДИЦИНА — АВИАЦИОННАЯ МЕДИЦИНА, раздел медицины, изучающий условия профессиональной деятельности авиационных специалистов и разрабатывающий меры, направленные на сохранение их здоровья, повышение работоспособности и обеспечение безопасности полетов … Энциклопедический словарь

Авиационная медицина — раздел медицины, имеющий задачей медицинское обеспечение авиационных полётов. А. м. составляют авиационная физиология (теоретическая основа А. м.), авиационная гигиена, авиационная токсикология, авиационная психология, авиационная… … Большая советская энциклопедия

АВИАЦИОННАЯ ГИГИЕНА — АВИАЦИОННАЯ ГИГИЕНА,отрасльпроф. гигиены, изучающая характер, условия труда и влияние их на здоровье летно подъемного состава и занимающаяся изысканием практических мер для организации летно подъемного труда на гиг. началах. Начало А. г.… … Большая медицинская энциклопедия

медицина авиационная — медицина авиационная — раздел медицины, посвящённый изучению вопросов медицинского обеспечения авиационных полётов. М. а. — комплексная наука, которая включает такие направления, как авиационная физиология и парафизиология, гигиена и… … Энциклопедия «Авиация»

медицина авиационная — медицина авиационная — раздел медицины, посвящённый изучению вопросов медицинского обеспечения авиационных полётов. М. а. — комплексная наука, которая включает такие направления, как авиационная физиология и парафизиология, гигиена и… … Энциклопедия «Авиация»

Авиационная психология — отрасль психологии, исследующая психологические вопросы лётной деятельности; результаты А. п. используются для повышения эффективности и безопасности труда в авиации, а также для улучшения отбора кандидатов в авиационные специалисты.… … Большая советская энциклопедия

Авиационная физиология — раздел физиологии (См. Физиология), изучающий изменения в организме животных и человека в условиях полета при колебаниях барометрического давления, ускорениях, вибрациях и др. См. также Авиационная медицина, Вибрация (влияние на организм) … Большая советская энциклопедия

Медицина авиационная — раздел медицины, посвящённый изучению вопросов медицинского обеспечения авиационных полётов. М. а. комплексная наука, которая включает такие направления, как авиационная физиология и парафизиология, гигиена и токсикология, психология, авиационная … Энциклопедия техники

Другие статьи

Руководство по авиационной медицине Скачать книгу

Руководство по авиационной медицине

Поделитесь с друзьями и скачайте бесплатно

Автор. ИКАО
Название. Руководство по авиационной медицине
Издательство. ИКАО
Год. 1985
Страниц: 476 с.
Формат. djvu / rar + 3%
Размер. 10.95 Mb
Медицина авиационная — раздел медицины, посвящённый изучению вопросов медицинского обеспечения авиационных полётов. М.а. — комплексная наука, которая включает такие направления, как авиационная физиология и парафизиология, гигиена и токсикология, психология, авиационная авариология, врачебно-лётная экспертиза со специальной функциональной диагностикой, Предметом исследований М. а. являются различные состояния организма; нормальные (утомление, стресс), пограничные (переутомление, хроническое утомление), паталогические (высотная, воздушная и декомпрессионная болезни, баротравма среднего уха и др.).
Содержание
Показать / Скрыть текстЧАСТЬ I. ПРАКТИКА ВЫДАЧИ СВИДЕТЕЛЬСТВ
Глава I. Правила выдачи свидетельств
Глава 2. Медицинские требования
ЧАСТЬ II. АВИАЦИОННАЯ ФИЗИОЛОГИЯ
Глава I. Физиологические факторы, имеющие отношение к безопасности полетов
Глава 2. Утрата трудоспособности членами летного экипажа
ЧАСТЬ III. МЕДИЦИНСКАЯ ОЦЕНКА
Глава I. Сердечно-сосудистая система
Глава 2. Дыхательная система
Глава 3. Пищеварительная система
Глава 4. Заболевания, связанные с нарушением обмена
веществ, функций пищеварительного тракта и желез внутренней секреции
Глава 5. Гематология
Глава 6. Мочеполовая система
Глава 7. Гинекология и акушерство
Глава 8. Опорно-двигательная система
Глава 9. Психическое состояние и неврологическое обследование
Глава 10. Офтальмология
Глава II. Оториноларингология
Глава 12. Опасные для здоровья факторы и болезни в тропических зонах
Глава 13. Об опасном действии лекарственных препаратов и наркотических веществ
Глава 14. Дополнительные соображения, относящиеся к сотрудникам УВД
ЧАСТЬ IV. АВИАЦИОННАЯ ПАТОЛОГИЯ
Глава I. Медицинские факторы в предотвращении и расследовании авиационного происшествия
ЧАСТЬ V. ПОДГОТОВКА В ОБЛАСТИ АВИАЦИОННОЙ МЕДИЦИНЫ
Глава I. Подготовка назначенных членов врачебной комиссии в области авиационной медицины
Глава 2. Эксплуатационная подготовка назначенных членов врачебной комиссии
Глава 3. Медицинская информация для пилотов
http://depositfiles.com/files/34myvnzi4
http://www.turbobit.net/bhxf22rwradm.html

На сайте http://knigi.tr200.biz/ содержится информация о более 2 500 000 книг, журналов, аудиозаписей, и другой литературы. Ежедневно наша база пополняется на 1000 новостей. Здесь представлены исключительно ссылки на другие общедоступные ресурсы. Информация, нарушающая авторское право. будет незамедлительно удалена.

Другие книги по теме:

Основы теплопередачи в авиационной и ракетно-космической технике
Книга: Основы теплопередачи в авиационной и ракетно-космической технике
Автор: Авдуевский В.С. Галицейский Б.М. Глебов Г.А.
Издательство: Машиностроение
Страниц: 528
Формат: DJVU
Размер: 7.16 Мб
Качество: Нормальное

Ссылка HTML Скачать Руководство по авиационной медицине :

Ссылка для форумов BB-Code Скачать Руководство по авиационной медицине :

Руководство по авиационной медицине

Руководство по авиационной медицине


«РУКОВОДСТВО ПО СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ» 2007. ОРГАНИЗАЦИЯ И СОСТОЯНИЕ СЛУЖБЫ. 30 окт 2011. Автор: ИКАО Название: Руководство по авиационной медицине
Издательство: ИКАО Год: 1985 Страниц: 476 с. Формат: djvu / rar + 3%. Doc 7488 Руководство по стандартной атмосфере ИКАО (до высоты 80 км (
262 500 футов)). Doc 8984 Руководство по авиационной медициннеМедицина авиационная — раздел медицины, посвящённый изучению
вопросов медицинского обеспечения авиационных полётов. —
комплексная. Электрод с прокладкой площадью от 100 до 250 см 2 (в зависимости от возраста ребенка. Федеральная целевая программа разработана по поручению Президента Российской Федерации. Правовые проблемы медицины, Указы Президента, Федеральные законы, Постановления. Информация для граждан и организации, пользующихся или намеревающихся воспользоваться. Скачать электронные книги с бесплатной интернет библиотеки Книжка. Сайт про самые лучшие. Аннотация к книге «ICAO Doc 8984 Руководство по авиационной медицине» ПРЕДИСЛОВИЕ. Ведущий российский информационно-аналитический ресурс по воздушному транспорттуСерия книг "Рациональная Фармакотерапия" нет в наличии 120 Руководство по рациональному. MedUniver Книги по профпатологии ( профессиональной патологии ). Скачать книги по. Длительная работа по совершенствованию теоретических основ системы единиц измерения. Гигиена труда. Руководство Р 2. 2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов. Сайт содержит около 1 ГБ текстовой информации, в том числе: медицинскую энциклопедию. Одним из стимулов возникновения медицины авиационной послужила.
1934; Руководство по авиационной медицине для врачей гражданской. «РУКОВОДСТВО ПО СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ» 2007. ОРГАНИЗАЦИЯ И СОСТОЯНИЕ СЛУЖБЫ. 20 окт 2013. скачать руководство по авиационной медицине 2006 разсолов картина
пребыванияя. Авиация специального назначенияя. Дорогие друзья я! Вы хорошо знаете, что в стране в н настоящее время р реализуются четыре. Аннотация к книге «ICAO Doc 8984 Руководство по авиационной медицине» ПРЕДИСЛОВИЕ. Обратиться в ИКАО по вопросу официального издания на русском языке «
Руководства по авиационной медицине» ИКАО, 2012 год;. Обратиться в
. Обратиться в ИКАО по вопросу официального издания на русском языке «
Руководства по авиационной медицине» 2012 года ИКАО;. Net Электронная медицинская библиотека. Здесь можно скачать медицинские книги и. 31 янв 2011. ПРЕДИСЛОВИЕСпециализированное совещание по выдаче свидетельств,
подготовке личного состава и медицинскому. Руководство по авиационной медицине. Скачать бесплатно Автор: ИКАО
Название: Руководство по авиационной медицине Издательство: ИКАО Год:
.

Свежие записи Архивы Рубрики Метки

Авиационная медицина

IX Всероссийская конференция «Актуальные вопросы медицинского обеспечения полетов» в г.Иркутске

X Всероссийская конференция «Актуальные вопросы медицинского обеспечения полетов» в г.Иркутске

С 11 по 14 июня 2013 года в городе Иркутске проводилась IX-ая Всероссийская конференция «Актуальные вопросы медицинского обеспечения полетов», посвященная 90-летию гражданской авиации и 85-летию МСЧ ОАО «Международный аэропорт Иркутск», в которой приняли участие 72 делегата из медицинских служб и медико-санитарных частей организаций гражданской авиации различных регионов России. Были представлены доклады представителей Росавиации, ЦВЛЭК ГА, ФБУ «ЦКБ ГА», МСЧ ОАО «Международный аэропорт Иркутск», кафедры авиационной и космической медицины РМАПО, ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» по различным аспектам медицинского обеспечения полетов. Издан сборник тезисов докладов.

Среди тем, которые обсудили участники IX Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные вопросы медицинского обеспечения полетов»,

  • причины дисквалификации авиаспециалистов по состоянию органа зрения (2000-2012 гг.),
  • принципы экспертного подхода при атеросклерозе сосудов головного мозга,
  • психосоматический статус и психодинамика при артериальной гипертензии у авиационных специалистов,
  • структура и распространенность профессиональной тугоухости в авиакомпаниях Восточной Сибири и Саха Якутия (г. Мирный),
  • метаболический синдром у авиационных специалистов, факторы риска и меры профилактики цереброваскулярной болезни у авиационных специалистов,
  • формирование здорового образа жизни среди авиационных специалистов: фокус на информированность о факторах риска.

Особое внимание участников было обращено на необходимость внедрения в корпоративную политику авиакомпаний и ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» концепции формирования здорового образа жизни у членов экипажей и диспетчеров УВД. Проведена дискуссия по проблеме профилактики и лечения атеросклероза у летного и диспетчерского состава при осуществлении ими профессиональной деятельности.

По результатам работы конференции приняты следующие решения:

1. Рабочей группе Росавиации:

1.1. Ускорить разработку и внедрение новой редакции ФАП МОГА;

1.2. Обратиться в ИКАО по вопросу официального издания на русском языке «Руководства по авиационной медицине» ИКАО, 2012 год;

1.3. Обратиться в Минтранс России о введении прямого действия в гражданской авиации РФ «Руководства по авиационной медицине» ИКАО, 2012 год;

1.4. Подготовить обращение к руководителям авиакомпаний и ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» по внедрению концепции формирования здорового образа жизни у авиационного персонала с предусмотрением затрат на данные мероприятия;

1.5. Внести предложения о внесении изменений в Приложение № 14 к ФАП МО ГА-2002:

  • включить в предполетный медицинский осмотр обязательное скрининг-тестирование на выявление у членов летных экипажей факта употребления алкоголя;
  • п. 3.4. изложить в другой редакции с учетом требований Минздрава России по проведению контроля трезвости.

2. ЦВЛЭК ГА, ЦКБ ГА, кафедре по авиационной и космической медицины РМАПО, медико-санитарной части ОАО «Международный Аэропорт Иркутск»:

2.1. Подготовить методические рекомендации по применению членами летных экипажей статинов при атеросклерозе, на основании положений «Руководства по авиационной медицине» ИКАО, 2012 год;

2.2. Подготовить методические рекомендации по метаболическому синдрому у членов экипажей и диспетчеров УВД;

3. Ходатайствовать перед руководителем Росавиации о придании статуса региональной ВЛЭК для Сибири и Дальнего Востока медико-санитарной части ОАО «Международный Аэропорт Иркутск».


I? IA? AIIA-IEIEIOI

I?IA?AIIA-IEIEIOI

14.00.32 « Авиационная, космическая и морская медицина»

по медицинским и биологическим наукам

В основу настоящей программы положены следующие дисциплины: авиационная медицина; космическая медицина; морская медицина.

Программа разработана экспертным советом Высшей аттестационной комиссии по медицине (медико-биологическим и фармацевтическим специальностям) при участии Российской медицинской академии последипломного образования.

1. Авиационная медицина

Авиационная медицина как наука. Основы организации и развития службы авиационной медицины. Организация работы авиационного врача: врача здравпункта аэровокзала, врача-эксперта врачебно-летной экспертной комиссии, врача авиапредприятия.

Классификация полетов. Медицинское обеспечение различных видов полетов: высотных, ночных, международных, трансмеридианных и других. Противопоказания к транспортировке раненых и больных воздушным транспортом.

Авиационная физиология и патофизиология.

Особенности летного и диспетчерского труда. Физиология анализаторов, кровообращения, дыхания и нервной системы. Влияние различных факторов авиационного полета (пониженного атмосферного давления, ионизирующей радиации, шума, ускорений, вибраций, пониженного парциального давления кислорода во вдыхаемом воздухе и др.) на организм человека и профилактика их неблагоприятного воздействия.

Высотная болезнь. Воздушная болезнь. Баротравма среднего уха и придаточных полостей носа. Высотная декомпрессионная болезнь. Высотный метеоризм. Вибрационная болезнь. Гиподинамия и гипокинезия. Биоритмы и десинхроноз. Стресс и адаптация в авиационной медицине. Утомление и работоспособность пилота, переутомление и хроническое утомление лиц летного состава. Пространственная ориентировка и функция равновесия тела пилота в условиях полета. Причины нарушений пространственной ориентировки и способы их устранения.

Авиационная психология как раздел авиационной медицины. Особенности психических процессов в труде пилотов. Личность пилота и ее особенности. Профессионально-психологический отбор в авиации. Особенности труда диспетчеров по управлению воздушным движением. Психофизиологическая подготовка членов экипажей к полетам.

Авиационная гигиена как раздел авиационной медицины. Гигиена кабины и салона воздушного судна. Кислородно-дыхательная аппаратура для членов экипажа и пассажиров на борту воздушного судна. Гигиена одежды и специального снаряжения для лиц летного состава. Гигиена питания лиц летного состава и пассажиров. Гигиена труда летного, диспетчерского и инженерно-технического персонала.

Основы авиационной экологии. Экология авиационного персонала. Экология и здоровье человека.

Основы аэродинамики и принципы полета воздушного судна. Классификация воздушных судов.

Авиационная токсикология как раздел авиационной медицины. Авариологические аспекты токсикологии. Токсические вещества и источники их появлений в авиационных системах. Экспертиза алкогольной интоксикации у авиационного персонала. Токсикология окиси углерода, тетраэтилсвинца, антифриза, авиационного топлива, масел, ядохимикатов, применяемых в сельскохозяйственной авиации. Профилактика отравления и первая помощь пострадавшим.

Особенности реакции организма на лекарственные вещества при воздействии экстремальных факторов авиационного полета. Неблагоприятное влияние лекарственных средств на летную деятельность.

Авиационная медицинская авариология.

Авиационная медицинская авариология как раздел авиационной медицины. Личный фактор и безопасность полетов. Классификация авиационных происшествий. Медицинское расследование авиационных происшествий. Аварийно-спасательные средства, информационная аварийно-спасательная система КОСПАС-САРСАТ. Роль авиационного врача в обеспечении безопасности полетов, изучение ошибочных действий пилотов и предпосылок к авиационным происшествиям.

Врачебно-летная экспертиза (ВЛЭ) как раздел авиационной медицины. Национальные, Европейские и международные стандарты врачебно-летной экспертизы. Правовые и юридические основы ВЛЭ. Стандарты неврологической, терапевтической, хирургической, офтальмологической и оториноларингологической экспертизы. Клинические, функционально-диагностические и специальные методы обследования авиационных специалистов. Динамическое наблюдение авиационных специалистов (предполетный медицинский осмотр, периодические осмотры у авиационного врача и ежегодное освидетельствование во врачебно-летной экспертной комиссии). Сохранение здоровья и медицинская реабилитация авиационных специалистов.

2. Космическая медицина

Космическая медицина как наука. Основные направления исследований в области космической биологии и медицины. Вклад космической медицины в практику общего здравоохранения.

Общие вопросы космической медицины.

Факторы космического полета.

Динамические факторы полета: ускорения, вибрации, микрогравитация.

Факторы, характеризующие космическое пространство как среду обитания: вакуум, ультрафиолетовое излучение, космическая радиация, метеоритная опасность. Влияние различных факторов космического полета на организм человека.

Потребность космонавта в основных веществах - белках, жирах, углеводах, минеральных солях и в итаминах. Особенности пищеварения в космическом полете. Основные требования к составу и технологии приготовления пищевых рационов.

Медицинское обеспечение космических полетов различной продолжительности.

Профессиональный отбор и тренировка космонавтов. Оперативная служба медицинского обеспечения космического полета. Режим труда и отдыха космонавтов. Мероприятия, проводимые для поддержания высокой работоспособности космонавтов в полете. Медико-психологические вопросы при осуществлении космических полетов. Проведение гигиенических и санитарных мероприятий. Медицинское обеспечение членов экипажа космического корабля при приземлении или приводнении. Послеполетная реабилитация и динамическое медицинское наблюдение за космонавтами.

3. Морская медицина

Морская медицина как наука. Организационные вопросы медицинского обеспечения на флоте.

Общие вопросы морской медицины.

Влияние на организм человека различных судовых факторов: шум и вибрация на судах, электромагнитные поля и статическое электричество, ионизирующее и ультрафиолетовое излучение и другие. Характеристика факторов внешней среды, связанных с особенностями водолазного снаряжения и оборудования. Система жизнеобеспечения работы человека под водой.

Гигиенические аспекты обеспечения длительного морского плавания: водоснабжение, вентиляция, отопление, кондиционирование воздуха и другие. Гигиена труда судовых специалистов, водолазов и портовых рабочих.

Физиолого-гигиенические основы рационального питания. Организация и нормы питания судовых экипажей. Профилактическое питание. Гигиенические требования к качеству пищевых продуктов и их хранение на судне. Организация санитарного надзора за питанием.

Гигиенические требования к перевозке грузов пищевого назначения.

Физиология и психология труда.

Методы и организация изучения психофизиологических функций человека в судовых условиях.

Социально-психологическая и физиологическая адаптация моряков: состояние основных физиологических и психических функций, нервно-психическое напряжение и работоспособность моряков, фактор монотонии, психологический климат и взаимоотношения в коллективе.

Психогигиена и психопрофилактика. Способы и средства ускорения адаптации и повышения работоспособности.

Профотбор и профориентация на флоте. Психофизиологические аспекты отдыха моряков. Профилактика профессиональных заболеваний на флоте.

Медицинское наблюдение за судовыми специалистами.

Основные принципы лечебно-профилактической помощи работникам водного транспорта. Медицинское обеспечение судовых специалистов в рейсах. Профессиональный медицинский отбор и профилактические осмотры моряков, рыбаков, речников.

Санитарная охрана морских границ.

Задачи, обязанности карантинной службы на флоте. Противоэпидемические требования при проектировании и строительстве судов. Подготовка судна к заграничному рейсу. Профилактические и противоэпидемические мероприятия во время рейса и после возвращения в порт.

Профилактика и меры борьбы при появлении особоопасных инфекций.

Гигиенические вопросы охраны окружающей среды от загрязнения.

Основные источники загрязнения внешней среды, воды, воздуха, прибрежной зоны. Методы определения, контроль.

Директивные документы, международная конвенция, санитарные правила и т.д.

Санитарно-защитные зоны. Меры по предотвращению загрязнения внешней среды.

К разделу «Авиационная медицина»

Авиационная медицина (руководство). /Под ред. Н.М. Рудного, П.В. Васильева, С.А. Гозулова. М. Медицина, 1986 г. 580 с.

Авиационная медицина катастроф. /Под ред. Г.П. Ступакова. М. Полет, 1994 г. 368 с.

Комендантов Г.Л. Избранные лекции по авиационной медицине. М. Медицина, 1983 г. 304 с.

Организация экстренной медицинской помощи населению при стихийных бедствиях и других чрезвычайных ситуациях. /Под ред. В.В. Мешкова. М. Медикас, 1992 г. 208 с.

Основы физиологии человека: учебник для высших заведений. /Под ред. акад. РАМН Б.И. Ткаченко. СПб. 1994 г. т. 1, 567 с.; т. 2, 411 с.

Платонов К.К. Гольдштейн Б.М. Психология личности пилота. М. МГА, 1974 г. 290 с.

Руководство по авиационной медицине для врачей гражданской авиации. /Под ред. Н.А. Разсолова. М. Воздушный транспорт, 1985 г. 232 с.

Руководство по авиационной медицине. /Под редакцией Н.А. Разсолова. М. Воздушный транспорт, 1999 г. 440 с.

Справочник авиационного врача. /Под общ. ред. С.А. Бугрова, П.В. Васильева, В.П. Пономаренко, В.Ф. Токарева. М. Воздушный транспорт, 1992 г. т. 1, 327 с.; т. 2, 528 с.

К разделу «Космическая медицина»

Алякринский Б.С. Основы научной организации труда и отдыха космонавтов. М. Медицина, 1975 г. 207 с.

Справочник по космической биологии и медицине. /Под ред. А.И. Бурназяна, О.Г. Газенко. М. Медицина, 1983 г. 352 с.

Космическая биология и медицина, Москва-Вашингтон: Наука-AJAA, 1994 г. т.1, 526 с.; 1994 г. т.2, 599 с.; 1997 г. т.3, книга 1, 489 с.; 1997 г. т.3, кн. 2, 549 с.

Чижевский А.Л. Земное эхо солнечных бурь. М. Мысль, 1973 г. 350 с.

Юганов Е.М. Копанев В.И. Физиология сенсорной сферы человека в условиях космического полета. //Основы космической биологии и медицины. М. Наука, т.2, кн. 2, 1975 г.

К разделу «Морская медицина»

Справочник по гигиене и санитарии на судах. /Под ред. Ю.М. Стенько и Г.И. Арановича. Л. Судостроение, 1984 г. 630 с.

Сапов И.А. Солодков А.С. Состояние функций организма и работоспособность моряков. Л. Медицина, 1980 г. 142 с.

Физиология подводного плавания и аварийно-спасательного дела. /Под ред. проф. И.А. Сапова. Л. ВМедА, 1972 г.

Стеймацкий А.Р. Гигиена труда на речном флоте. М. Транспорт, 1984 г.