Руководства, Инструкции, Бланки

Как Дать Взятку Должностному Лицу Инструкция img-1

Как Дать Взятку Должностному Лицу Инструкция

Рейтинг: 4.1/5.0 (1764 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Тема: «Расследование взяточничества»

Тема: «Расследование взяточничества».

Данную тему на вопросы делить не будут. Мы постараемся осветить криминалистический анализ и поговорить об особенностях первоначального этапа расследования.

Дела со взяточничество у нас обстоят, как мы знаем, хорошо – их берут практически везде и во всех сферах.

Борьба со взяточничеством напоминает борьбу пчёл против мёда.

У нас нет системного, единого подхода борьбы со взяточничеством.

Большая латентность. По отдельным сведениям, всего 10% случаев взятки расследуются.

Почему сложно выявлять и расследовать? Можно выделить несколько моментов.

Чаще всего ни взяткодатель, ни взяткополучатель не заинтересованы в выявлении данного факта. Должностное лицо выполнило какие-то обязанности в пользу взяткодателя, вынесло решение – а взяткодатель дал мзду. Бывают взятки-подкупы и взятки-благодарности, как мы знаем. В общем, здесь они оба довольны и не хотят, чтобы стали очевидны эти случаи.

Исключение составляют несколько ситуаций: когда с лиц вымогают взятку, когда взятка давалась за законное действие.

Именно поэтому в статье 290 и 290 1 (посредничество во взятке) предусмотрено освобождение от уголовной ответственности лица, давшего взятку или лица, бывшего посредником – просто невозможно расследовать такие дела без показаний взяткодателя.

Следующий момент, усложняющий расследование. Весьма часто взятки даются через посредника. И возникает парадоксальная ситуация – когда на скамье подсудимых оказываются не знакомые между собой лично взяткодатель и взяткополучатель. И ещё вопрос – а дошли ли эти деньги до взяткополучателя? Не было ли мошенничества со стороны посредника? Адвокаты, к сожалению, такими штучками балуются – они говорят, что дают взятки следователю или судьям, а следователи и судьи – ни сном, ни духом.

Следующий неоднозначный момент – в соответствии с Постановлением Пленума 2000 года, предметом взятки могут быть только материальные ценности и материальные услуги.

Возникает любопытная ситуация: как оценивать, была ли взятка, данная в ином виде? Услуги какие-то, нематериальные услуги – в качестве взятки можно ли их расценивать?

Два случая. Первая ситуация – один доцент ВГУ (не юрфака, правда) помог некому начальнику, бизнесмену, в поступлении его сына в вуз. У доцента есть жена, почему-то жена работала у этого начальника-бизнесмена. После этой помощи доцента начальник повышает жену доцента в должности и она стала больше получать (значительно больше зарплата стала). На взгляд лектора, это коррупция – коррупция отличается от взятки тем, что это блат, а не обмен материальными ценностями. А взятки здесь не будет, с учётом действующего законодательства.

Вторая ситуация. Должностное лицо выполнило просьбу некоего бизнесмена. В этой связи бизнесмен «поставил» этому должностному лицу услуги проститутки. Будет ли взятка здесь? Лектор и следователь пришли к выводу, что если должностное лицо оплатило услуги проститутки – то взятки нет, если же оплатил этот бизнесмен – то взятка здесь будет. Насколько лектору известно, это дело до суда не дошло.

Следующий момент, усложняющий расследование.

Весьма часто взятки даются за законные действия. Следователь Иванов прекратил в отношении кого-то уголовное дело, этот человек заявил, что прекратили за взятку – поднимают уголовное дело и оказывается, что совершенно законно прекратил.

Как правило, и взяткополучатель, и взяткодатель зачастую имеют высокое и общее и профессиональное образование. В этой связи они тщательно готовятся к получению взятки, принимают все усилия по сокрытию данного своего действия. Это обуславливает тактику расследования и тактику допроса этих лиц.

Расследование взяточничества усугубляется очень маленьким механизмом образования следов. А чем меньше объектов, на которых остаются следы – тем сложнее расследовать.

На каких объектах остаются следы в результате взяточничества (и коммерческого подкупа – с позиции методики эти преступления расследуются одинаково, они отличаются только субъектом – должностное лицо либо лицо, выполняющее управленческие функции).

Объекты, на которых остаются следы от взяточничества:

1) Документы, в которых отражены действия, выполненные в пользу взяткодателя. Субъектом является должностное лицо, в этой связи его действия в пользу взяткодателя отражаются на документах.

Судебные решения, какие-то постановления, визы на каких-либо документы, позволяющие взяткодателю получить льготы, иные документы.

2) Предмет взятки.

Один объект (предмет взятки) перешёл из владения взяткодателя во владение взяткополучателя.

3) Идеальные следы.

По большому счёту, объектов, на которых остаются следы, нет. Очень маленький механизм следообразования. Поэтому очень важны косвенные доказательства по этим делам.

И поэтому лектор думают (не все криминалисты согласны), что для дачи взятки не будут использоваться безналичные расчёты – безналичные расчёты, банковские карточки… Потому что это всегда оставляют значительные следы, это отражается в документах. Компьютерная обработка финансовых документов вряд ли будут много использоваться поэтому.

Помимо механизма следообразования методика расследования обуславливается следственной ситуацией, возникающей и особенно значимой на момент возбуждения уголовного дела.

Лектор выделяет две основные следственные ситуации, которые могут возникнуть на момент возбуждения уголовного дела.

1) Ретроспективная следственная ситуация. Возникает тогда, когда следователю становится известно об уже имевшем факте совершения взятки.

2) Перспективная следственная ситуация. Возникает тогда, когда следствию (или дознанию) становится известно о предстоящем факте дачи (получения) взятки.

Именно в перспективной ситуацией по статистике расследуется более 80% всех уголовных дел о взяточничестве. Стало известно, что должностное лицо вымогает взятку – и взяткодатель заявляет об этом в дознание, следствие.

Ретроспективная ситуация. Когда взяткодатель заявил, что когда-то (месяц, год назад) оно дало взятку должностному лицу.

Первоначальное действие – допрос взяткодателя.

В ходе допроса этого лица мы должны выявить:

1) Какова необходимость была дачи взятки.

2) Чья инициатива была дачи взятки (взяткодатель сам предложил либо должностное лицо само вымогало либо ненавязчиво создавало условия, в которых взяткодатель был вынужден дать мзду).

3) За какое действие в пользу взяткодателя давалась взятка.

4) В каких документах отражены следы дачи должностному лицу взятки (разрешил что-то…).

5) Законны ли были действия должностного лица при разрешении данного вопроса.

6) Что явилось предметом взятки.

7) Откуда взяткодатель сам получил предмет взятки.

8) Обстановка: когда, где давалась взятка.

9) По возможности проверить объективность показаний данного лица на месте происшествия. Либо просто при осмотре места происшествия посмотреть самим, либо проводить проверку показаний на месте.

10) Выяснить, когда давалась взятка – до выполнения действия (подкуп) или после выполнения действия (взятка-благодарность).

11) Почему взяткодатель решил, что данному должностному лицу можно дать взятку. Этому может способствовать поведение должностного лица – который вымогал или подталкивал к взятке. Или же со слов других лиц, которые уже давали взятку этому должностному лицу.

Как мы выяснили, следы остаются на документах. Должностное лицо составляет какие-то документы и прочее. Очевидно, что подлежит изъятию тот документ, который содержит в себе сведения о выполненных действиях взяткополучателя в пользу взяткодателя.

Одна методическая рекомендация: если нам заявитель скажет, что он дал взятку и следователь в отношении него прекратил уголовное дело. Не нужно только один документ проверять – надо все документы проверять, причём не только по этому делу. Это для того, чтобы завуалировать – чтобы взяткополучатель не знал, какой документ привлекает наше внимание.

И ещё – возможность ложного доноса, провокация взятки, даже если это должностное лицо не брало взятку – тень на его репутации останется.

В этой (ретроспективной) ситуации предмет взятки может быть обнаружен в ходе обыска.

Обыска необходимо делать во всех занимаемых должностным лицом местах – это жилище, дачи, коттеджи, подсобные помещения, кабинеты, автомашины и иные аналогичные предметы.

Что мы должны искать в ходе обыска? В первую очередь – предмет взятки. Мы имеем описание взятки со слов заявителя (вещь, деньги, какие-то материальные предметы). На таковых (ежели они будут найдены) предметах необходимо попытаться выявить отпечатки пальцев и иные особенности, указанные взяткодателем.

Помимо предмета взятки, мы должны искать иные предметы, иные документы, позволяющие выдвинуть версию об иных фактах взяток, полученных данным должностным лицом. Это могут быть однотипные предметы в большом количестве (более тысячи бутылок спиртных напиток, к примеру). Это могут быть документы, указывающие на то, что, возможно, они связаны с иными фактами взятки.

Помимо этого, необходимо изымать все документы, по которым можно выявить связи должностных лиц с иными лицами, которые могут оказаться взяткодателями. Записные книжки всякие, ежедневники… Эти должностные лица часто пытаются в зашифрованном виде эти документы писать. Поэтому нам надо их изымать и обращаться в соответствующую спецслужбу – в частности, в ФСБ есть серьёзные шифровальные отделы и программы, которые могут «расколоть» почти любой шифр.

Дальнейшее – допрос подозреваемого.

Зависеть будет от того, какую линию поведения данное должностное лицо займёт в этой ситуации. Как он объяснит происхождение обнаруженного у него предмета взятки (предмета или суммы денег).

Здесь могут быть несколько схем поведения – лицо отказывается от получения взятки, нужно выяснить, выполнялись ли им те или иные действия в пользу заявителя (взяткодателя), законны ли они, а если незаконны – то почему он их совершил.

Он может объяснить факт нахождения предмета взятки тем, что он его занял у взяткодателя (особенно деньги, это наиболее штатное поведение) – говорят, что занял (и почему-то забыл отдать). Здесь нужно выяснять, насколько тесные связи у взяткодателя и должностного лица.

Наконец, взяткополучатель может заявить, что деньги и предмет получил, но никаких действий не сделал – ибо это не входило в его компетенцию. Здесь можно говорить о мошенничестве.

И ещё он может сознаться в получении взятки.

Почти всегда проводится очная ставка между взяткодателем и взяткополучателем. Если взяткополучатель (подозреваемый) давал показания (а они часто отказываются от дачи показаний), то можно ли в этой ситуации проводить очную ставку? Лектор убеждён, что в этой ситуации очную ставку производить незаконно. В законе указано – очная ставка проводится «при наличии существенных противоречий в показаниях ранее допрошенных лиц», а взяткополучатель никаких показаний не давал.

Иногда отрицают, что что-то получили и говорят, что действие было законным. Ситуация осложняется, когда действие действительно было законно.

Итак, ситуация получения взятки за совершения законных действий.

Лектор считает, что по одному факту ретроспективно невозможно доказать – ведь действия были законными, а взяткополучатель всегда как-нибудь объясняет, откуда у него предмет взятки. Но это не значит, что их расследовать не нужно. Тут два момента. Во-первых, если человек взяточник – то это надолго (пока его не посадят, ибо закончить с этим тяжело). Поэтому нужно найти систему взяток. То есть поднять все дела, все решения данного субъекта – должностного лица, где подобные решения принимались в отношении иных лиц (их может быть сто, двести и так далее). И лектор глубоко убеждён, что если тактически правильно душевно побеседовать с теми лицами, в отношении которых за взятку были совершены законные действия, то они многое расскажут.

Нужно доказать отсутствие связи между всеми взяткодателями, которые в дальнейшем подали заявления. Нужно доказать, что у них нет единого умысла – что они не сговорились посадить это должностное лицо.

Если будет доказана система взяток и отсутствие связи между взяткодателями – то, лектору представляется, что эти эпизоды могут быть вменены данному должностному лицу как преступление.

Возникает тогда, когда следствию становится известно о предстоящем факте дачи (получения) взятки.

Возникает с момента подачи заявление о том, что с лица вымогают или требуют взятку.

Следователь должен не вмешиваться, а помогать оперативникам. Но доказательства не возникают, их формируют. Мало постановить диктофоны и прослушки, нужно объяснить заявителю (потенциальному взяткодателю) то, о чём говорить надо. Нужно составлять сценарии беседы, которые составляются специальными службами ФСБ – это эффективно очень оказывается.

После того, как вся информация собрана, готовится оперативный эксперимент.

Оперативный эксперимент – это создание контролируемых условий для проявления виновным уже имеющегося у него преступного умысла (в данном случае – получения взятки).

Надо, чтобы это не было провокацией.

Оперативный эксперимент – одно из немногих оперативно-розыскных действий, которое производится по постановлению дознавателя и с согласия начальника органа дознания.

Затем взяткодателю вручается техника (аудио и видео), вручается предмет взятки (может быть то, что уже заготовил взяткодатель, а может быть выдано оперативниками). Если это деньги в качестве предмета взятки – то все номера переписываются, сами купюры ксерокопируются, зачастую на данных купюрах невидимыми химическими веществами (трансферами, невидимыми чернилами, они выявляются при определённом свете) делаются соответствующие надписи (обычно это надписи «Взятка»).

При касании этих меченых купюр на руках остаются невидимые следы, выявляемые при ультрафиолетовом свете. Эти следы очень устойчивые – они где-то с неделю остаются на пальцах.

Хотя и есть действующий (хоть и не очень эстетичный) способ смыть эту невидимую краску.

Далее идёт оперативный эксперимент. Все действия пишутся на аудио и видеозапись, после чего лицо выходит из кабинета, где дал взятку, даёт оперативным работникам соответствующий сигнал – и данное лицо задерживается, и тут же начинается осмотр места происшествия.

Это уже чистой воды тактика, особенно лектор её касаться не будет.

Один принципиально важный момент: в этой ситуации как никогда высока вероятность провокации взятки.

Что из этого вытекает: задерживать с поличным надо тогда и только тогда, когда лицо распорядилось предметом взятки как своим собственным. Не нужно спешить задерживать в этой ситуации. Если взяткополучатель избавится от предмета взятки – не страшно, ведь взяточничество – это надолго. Надо исключить провокацию взятки, надо, чтобы был состав взятки окончен – а, значит, предмет взятки должен быть обращён в пользу взяткополучателя.

В законе «Об ОРД» чётко указано: провокация в ходе оперативно-розыскной деятельности недопустима. На этой же позиции стоит Европейский Суд по правам человека. Но в решениях ЕСПЧ указано, что в каждом отдельном случае необходимо учитывать, насколько действия полицейского были провокационными. Нужно учитывать, не было ли совершено это преступления без действий и инициативы полиции.

Немецкие законодатели пошли по иному пути, они написали: провокация допустима, но она максимально снижает наказание.

Мнение лектора по этой проблеме: лектор полагает, что то, что у нас написано в законе, что провокация недопустима – это ханжество. За последние пять тысяч лет вся оперативная деятельность стоит на трёх китах: деньги, обман и шантаж. Поэтому нужно в каждом отдельном случаи думать, а было ли совершено действие без провокации или нет.

Другие статьи

Взятка должностному лицу

Взятка должностному лицу. Посредничество во взяточничестве. УК РФ

Вряд ли найдется в современном мире взрослый человек, который никогда не слышал о взяточничестве и коррупции. С этим явлением сталкивается практически каждый гражданин, ведущий активную социальную жизнь.

К сожалению, довольно часто в современном обществе возникают ситуации, когда какое-либо важное решение в жизни человека зависит от некоего должностного лица. Это особенно актуально для сферы предпринимательства и экономики, торговли, строительства и т. д. Ограничения налогового законодательства, таможенные законы, Уголовный и Административный кодекс, ПДД касаются всех граждан страны, и порой неукоснительно соблюдать закон бывает проблематично. Кроме того, возникают ситуации, когда должностные лица сами вымогают взятки за те действия, которые они должны предпринимать по закону. Многим людям кажется, что во всех этих случаях взятка должностному лицу - норма, и благодаря этим факторам коррупция с каждым годом все больше расцветает. «Не подмажешь – не поедешь…» - со вздохом признают граждане и соглашаются с требованием должностного лица. Между тем дача и получение взятки - экономическое преступление, карающееся законом.

291 статья. Дача взятки

Уголовный кодекс, действующий в данный момент в Российской Федерации (УК РФ), был принят в 1996 году. В нем предусмотрено наказание за два вида правонарушений – дача взятки должностному лицу и получение взятки. Под взяткой понимают материальное вознаграждение для должностного лица, обещанное ему или полученное им за выполнение его непосредственных обязанностей. Взятка должностному лицу - это двустороннее преступление. Получатель взятки называется взяткополучателем, а тот, кто дает взятку – взяткодателем.

Как гласит статья 291 УК РФ, дача взятки должностному лицу с использованием услуг посредника или лично – это уголовно наказуемое деяние, которое наказывается штрафом в сумме от пятнадцатикратной до девяностократной по отношению к взятке, или лишением свободы от двух до двенадцати лет в зависимости от обстоятельств преступления и от размеров взятки. Отягчающими обстоятельствами считаются значительный размер взятки, дача взятки должностному лицу за то, чтобы он совершил заведомо противозаконные действия (бездействие). В этих случаях наказание за совершенное преступление будет значительно строже. Преступление - взятка должностному лицу - считается совершенным в момент получения взяткополучателем хотя бы части материальных ценностей от взяткодателя или его посредника. Уголовная ответственность за дачу взятки наступает, начиная с 16 лет. Наказания за преступление и уголовного преследования можно избежать, если взяткодатель добровольно обратился за помощью в правоохранительные органы, способствовал раскрытию преступления или доказал, что взятку у него вымогали. В этом случае уголовное преследование распространяется только на взяткополучателя.

Получение взятки. Статья 290 УК РФ

Взятка, как мы выяснили, является уголовно наказуемым деянием. Получение взятки служащими считается одним из самых тяжких экономических преступлений. В этом случае госслужащий получает материальные ценности от граждан, пользуясь своим служебным положением, за выполнение или невыполнение непосредственных обязанностей в пользу взяткодателя. За этот вид преступления предусматривается наказание в виде штрафа, вплоть до девяностократного размера взятки, лишения свободы сроком до двенадцати лет или отстранение от должности, в зависимости от размеров взятки и других отягчающих обстоятельств преступления. Например, неоднократное получение взятки наказывается строже, чем единичный случай. Под неоднократным получением взятки понимают получение материальной выгоды более двух раз одним и тем же лицом. В любом случае, корыстное злоупотребление своими служебными полномочиями карается по закону.

Вымогательство взятки

Вымогательство взятки является отягчающим обстоятельство при расследовании взяточничества. Если факт вымогательства доказан, взяткодатель может быть освобожден от уголовной ответственности при содействии и оказании помощи следственным органам. Вымогательство должностного лица означает, что государственный служащий требует вознаграждение за выполнение своих служебных обязанностей в интересах взяткодателя, или, напротив, за то, что он не предпримет необходимых мер, которые должен предпринять по закону. Угроза может выражаться в том, что должностное лицо ссылается на занятость, отсутствие необходимых документов или материалов, искусственно создает всевозможные препятствия для принятия решения, в котором заинтересован взяткодатель. Или должностное лицо предупреждает о том, что создаст условия, препятствующие деятельности заинтересованного лица, или условия, приносящие вред взяткодателю, которых можно избежать, если оплатить старания дополнительно. Оплата - это и есть взятка. УК РФ предусматривает наказание только для взяткополучателя при добровольном содействии взяткодателя.

История взяточничества

Термин "коррупция" происходит от слова corrumpire - злоупотреблять должностью, подкупать, портить. Это слово впервые стало использоваться в римском праве – еще Юлий Цезарь боролся со взяточничеством, запрещая чиновникам получать золотые венки от городов, которые им предлагали за покровительство. Во времена Средневековья в Европе чиновники не стеснялись получать материальную выгоду, используя свое служебное положение, взяточничество было распространено повсеместно. В России государственным служащим предоставлялось «кормление» - некоторая плата от заинтересованных в успехе своего дела граждан. Помимо этого, чиновники получали жалованье из государственной казны. За взяточничество наказывали цари Иван III, Иван Грозный, Петр Первый. Были годы, когда мздоимство каралось смертной казнью.

На Востоке взяточничество было повсеместно распространено, но там оно имело характер дароподношения. В средние века и Восток тоже начал бороться со взяточничеством, корыстные чиновники отстранялись от должностей и наказывались.

Начиная с конца XIX века, государственная власть получала все большие полномочия, контроль государства стал повсеместным и охватил все сферы жизни граждан. Это привело к разрастанию взяточничества, чиновники и политики всех уровней стали почти в открытую пользоваться своим служебным положением и не только брать, но и вымогать взятки у граждан. В некоторых странах такое вымогательство приняло вид партийных взносов – то есть взятку брали не отдельные чиновники и должностные лица, а представители партий.

Коррупция в последнее время занимает одно из первых мест в сфере экономических преступлений по всему миру. Коррумпированные чиновники и правительства представляют огромную угрозу для любого государства, так как тормозят развитие страны и подрывают авторитет власти, а иногда и угрожают безопасности своих граждан. Так, в 70-е годы прошлого века громкий скандал произошел из-за американской фирмы «Локхид», которая продавала некачественные самолеты ФРГ и Японии. Чиновники этих стран получали материальную выгоду от фирмы.

Явление коррупции во многом зависит от уровня жизни в отдельной стране и от ее национальной культуры. К примеру, доказано, что в Японии и Китае, где культивируется мудрость и преданность чиновников и руководителей своему государству, взяточничество распространено немного меньше, чем в других странах. Это связано также и с законами стран – там наказание за взятки строже.

Посредничество

Посредничество во взяточничестве - это действия третьих лиц, способствующие достижению договоренности между взяткодателем и взяткополучателем, или сама передача взятки от одного участника преступления другому. Считается, что брать или давать взятку через посредника проще – взяткополучатель и взяткодатель не всегда знакомы между собой, и в этом случае посредник привлекается для большей безопасности и надежности. Чаще всего посредник тоже имеет некоторое материальное вознаграждение за свои услуги – иногда даже процент от общей суммы передаваемой взятки.

Посредничество во взяточничестве карается законом только при наличии взятки большого размера (статья 291.1 УК РФ). Значительным размером принято считать сумму свыше 25 000 рублей. За посредничество предусмотрено наказание в виде штрафа, вплоть до сорокакратного размера взятки, или лишением свободы сроком до пяти лет. Наказание также зависит от размера взятки и от других отягчающих обстоятельств – к примеру, использование служебного положения посредника или особо крупный размер материальной выгоды.

Причем содействие или соучастие в преступлении может караться по закону не только тогда, когда преступление уже совершено и окончено, но и в тот момент, когда посредник предложил свои услуги участникам взятки. Одно только обещание посредничества уже является экономическим преступлением.

Основные проблемы при расследовании взяточничества

Расследование взяточничества не всегда бывает легким. Самым важным моментом, препятствующим расследованию преступления, является тот факт, что в случае взяточничества нет так называемых пострадавших – все участники взятки заинтересованы в том, чтобы об этом факте не стало известно правоохранительным органам. Коррупция является обоюдовыгодным деянием, и взяткодатель также в большинстве случаев не заинтересован в том, чтобы преступление раскрылось – его заинтересованность объясняется личным участием в преступлении и преследованием своих собственных интересов. Особенно это важно в тех случаях, когда взяткодатель является нарушителем закона, налогового кодекса, правил дорожного движения, уголовного или административного кодекса РФ.

Одной из самых опасных, с точки зрения общества, является постоянная договоренность между взяткодателем и взяткополучателем, которая возникает в случае покровительства должностного лица, планомерно оказываемого нарушителю закона.

Все большее распространение получают случаи, когда чиновники, помимо занимаемой должности, имеют свои экономические организации и предприятия. Материальная заинтересованность их удваивается и подкрепляется должностными полномочиями и возможностями.

Распространение взяточничества в различных сферах

По данным статистики, самое сильное распространение получило взяточничество в правоохранительных органах. Зачастую представители полиции и прокуратуры сами являются коррумпированными, так как воспринимают взятки как компенсацию за свой тяжелый труд, недостаточно высоко оплачиваемый государством. Взятка полицейскому, как и любому другому должностному лицу - уголовно наказуемое деяние. Сотрудники ГАИ довольно часто не только берут взятки, но и вымогают их. В последние годы это явление стало совсем привычным и почти нормальным – несмотря на все усилия со стороны государства, направленные на то, чтобы искоренить коррупцию. К сожалению, большинство граждан принимают условия должностных лиц и не препятствуют получению взятки.

Представители чиновничества, работники различных администраций и управлений также часто имеют возможность получения взятки. Чиновников много, и некоторые проблемы невозможно решить без их содействия и участия, а отдельные недобросовестные сотрудники этим пользуются.

Иногда возникают случаи взяточничества также и у медицинских работников. Подарки от благодарных пациентов зачастую принимают вид настоящей взятки, особенно в случаях взаимодействия с медицинскими работниками, занимающими высокие должности - главврачами, заведующими поликлиник и больниц, и т. д. Ни для кого не секрет, что при помощи небольшого подарка или вознаграждения можно получить более высокий уровень обслуживания, лечения и ухода практически в любой больнице или медицинском учреждении.

Представители сферы образования тоже бывают задействованы и замечены во взяточничестве. Получение зачетов и сессий, поступление в образовательное учреждение, успешное его окончание и просто процесс получения образования - все это имеет свои расценки в среде отдельных преподавательских коллективов.

Одним словом, практически не найдется ни одной сферы государственной службы, в которой не встречались бы сотрудники, практикующие взяточничество. К сожалению, меры, предпринимаемые государством по отношению к коррумпированным должностным лицам, не всегда дают ожидаемый результат.

Борьба с коррупцией

Согласно законодательству, борьбу с коррупцией обязаны вести все государственные комитеты и управления. Для предупреждения случаев взяточничества разрабатываются законы и правовые акты. Существуют специальные телефоны доверия, на которые можно позвонить анонимно и оставить информацию о коррумпированных должностных лицах или о случаях вымогательства. В целях борьбы с коррупцией государственным служащим постоянно прибавляют заработные платы, контроль над этими людьми ведется всеми возможными способами. Например, во многих автомобилях инспекторов ГАИ устанавливаются видеокамеры, которые помогают предотвратить получение взятки. Всячески поощряется обращение граждан в правоохранительные органы в связи с коррупцией. Год от года ужесточается отбор лиц, имеющих допуск к государственной службе, особенно на высокие должности. В некоторых государственных учреждениях строго пресекается возможность трудоустройства через родственников или знакомых, вплоть до отказа от вакансии из-за наличия родственных связей.

Все эти методы дают определенный результат, но все равно процветает во многих сферах коррупция. Взятка принимает более завуалированные формы. Доходы должностных лиц скрываются, и доказать факт преступления становится все труднее. Меняются способы, с помощью которых осуществляются дача и получение взятки.

Взаимосвязь коррупции с другими преступлениями

Как правило, взяточничество очень редко встречается само по себе – чаще всего, факт взятки тесно связан с другими преступлениями, которые совершает взяткополучатель. Взятка должностному лицу нередко сопутствует другим правонарушениям. Хищение предметов, имеющих особую ценность – статья 164 УК РФ, превышение должностных полномочий – ст. 286 УК РФ, злоупотребление должностными полномочиями – ст. 285 УК РФ, незаконное участие в предпринимательской деятельности – ст. 289 УК РФ, коммерческий подкуп – ст. 204 УК РФ. Все эти статьи часто применяются к одному и тому же лицу при расследовании фактов взяточничества. Стоит понимать, что наказание за взяточничество не исключает уголовного наказания по каким-либо другим статьям из перечисленных, если правонарушение имело место.

Что делать, если у вас вымогают взятку?

На страже интересов каждого гражданина стоит Уголовный кодекс. Взятка для должностного лица не должна считаться обычным явлением. Если такая ситуация возникла, можно действовать тремя способами:

- Если вы соглашаетесь на это, нужно помнить о том, что уголовная ответственность за взятку, в случае раскрытия данного факта, коснется не только получателя, но и вас лично.

- Отказавшись дать взятку и предупредив недобросовестного служащего о своих намерениях, можно не только не решить свою проблему, но и усугубить плохие отношения – должностное лицо имеет определенную власть, иначе такой ситуации просто не возникло бы. Положительного решения в этом случае ждать не стоит, скорее наоборот – сотрудник сделает все возможное, чтобы решение вашего вопроса было максимально затруднено. Не исключено, что над вами просто посмеются и выпроводят восвояси.

- Самое разумное – дать понять должностному лицу, что вы согласны дать взятку. Постарайтесь при этом полочить как можно больше гарантий в том, что ваша проблема будет решена и содействие оказано. После этого надо уточнить, о какой сумме идет речь, как именно вы должны оплатить услуги, кто берет у вас взятку, в какое время и где. После этого нужно обратиться в правоохранительные органы, написать заявление о факте вымогательства. Можно обратиться за помощью в ФСБ, МВД, Следственный комитет прокуратуры, таможенные органы и т. д. Согласно законодательству, такие обращения обязаны зафиксировать в любом государственном органе – вплоть до обращения в Правительство или к Президенту РФ. Заявление должно быть в письменной форме, один экземпляр остается у вас на руках. Лучше выяснить и запомнить, кто будет заниматься вашим заявлением и чего стоит ожидать. Чем более подробно ситуация будет описана, тем больше шансов на то, что вопрос решится в вашу пользу.

Коррупция – это болезнь современного общества. Бороться с ней необходимо не только государственным органам, но и простым гражданам, ведь страдают от коррумпированных чиновников обычные люди. По статистике, шансы победить коррупцию в отдельно взятой стране составляют 1:250, а если соответствующие меры принимаются во многих странах, шансы увеличиваются – 1:23. Таким образом, эту проблему лучше решать сообща, «всем миром».

Дача взятки должностному лицу: толкование закона

Дача взятки должностному лицу: толкование закона

В этой статье будет рассмотрен такой вид преступления, как получение и дача взятки. Этот вид преступного деяния характеризуется сложным составом, в котором следует выделить не только основные квалифицирующие элементы состава, но алгоритм доказывания преступления (предмета взятки).

Краткая характеристика понятия

Получение и дача взятки - статья 290, 291 УК соответственно. Эти виды деяния входят в группу преступлений, которые направлены против интересов государственной власти и службы. Особая опасность деяния заключается в том, что должностным лицом используются предоставленные властные полномочия, которые впоследствии используются для осуществления преступного умысла.

Законодательно предусмотрено две основные формы получения взятки:

Завуалированная форма, как правило, облечена в мнимую законную деятельность государственного служащего (например, выплата денег по соглашению или договору).

Открытая форма – это мера приёма-передачи материальных ценностей лично сотрудником или же через посредников.

Дача взятки должностному лицу имеет ряд признаков, к которым относится:

  • нанесение непосредственного ущерба охраняемым интересам службы и государственной власти;
  • использование злоумышленником своего служебного положения, противоречащее интересам публичной службы или власти;
  • незаконный характер получаемых благ (услуг, имущества или льгот);
  • наличие у виновного личной или иной корыстной заинтересованности;
  • наличие у злоумышленника умысла, направленного на совершение действий, которые объективно причиняют ущерб всем охраняемым законодательством интересам службы или власти.
Классификация взяток

Дача взятки должностному лицу в виде подкупа – передаётся, как правило, до совершения служебного действия, тем самым заранее обуславливает поведение государственного служащего.

Взятка в форме благодарности – передаётся после осуществления должностным лицом определённого служебного действия. Инициатором такого вида взятки зачастую выступает взяткодатель. Исходя из статистических данных, такого рода взятка более распространена в системе здравоохранения, образовательных учреждениях, а также муниципальных органах власти.

Дача взятки за попустительство или покровительство по службе — передаётся за любое выгодное или благоприятное решение вопросов, которые входят в компетенцию государственного служащего. Такого рода взятки злоумышленники получают от подконтрольных или подчинённых лиц и зачастую независимо от времени исполнения служебного действия в интересах взяткодателя. Как покровительство расцениваются действия, которые связаны с необоснованным повышением, незаслуженным поощрением либо иным способствованием продвижения по карьерной лестнице. Этот вид взятки характерен систематическим вручением ценных предметов, например в день получения заработной платы, либо связан с возникновением некоторых рабочих моментов, например проверка налоговой службой.

Способы приёма-передачи взятки

В практике сложились определённые способы, которыми характеризуется получение и дача взятки. УК РФ предполагает следующие типы получения неправомерной выгоды:

  • отпуск товаров по заниженным или льготным ценам;
  • передача материальных ценностей в виде подарка;
  • осуществление для взяткополучателя за явно низкую оплату или безвозмездно каких-либо работ (ремонт машины, квартиры, пошив дорогой одежды, изготовление мебели);
  • внесение денег на банковский счёт;
  • организация аукционов;
  • для должностных лиц, целью которых является получение материальных ценностей по заниженным ценам;
  • передача акций или иных ценных бумаг юридического лица родственникам либо доверенным лицам злоумышленника;
  • заключение неправомерных гражданско-правовых договоров и трудовых соглашений, а также выплата денежных средств по ним за якобы сделанную работу;
  • приём денежных вкладов под завышенные проценты;
  • оплата за обучение детей должностного лица;
  • создание и финансирование партий, специальных фондов, движений или кандидатов на любые выборные должности;
  • издание книг большим тиражом или выплата завышенного авторского вознаграждения в пользу взяткополучателя.
Цели взяткодателей

Дача взятки может быть квалифицирована исходя из целей. Такая квалификация имеет важное криминалистическое значение, потому что в случае достижения взяткодателем поставленных законных целей неправомерная деятельность может практически не оставить следов преступного деяния.

В таком случае должностное лицо выполняет за взятку служебные действия, которые не выходят за пределы его должностной инструкции, а также не несут каких-либо отклонений или нарушений закона. При таком условии получения неправомерной выгоды очень сложно установить и зафиксировать преступную деятельность злоумышленника. Для того чтобы деяние считалось преступным, взяткополучатель должен выйти за установленные рамки своих служебных обязанностей, тем самым своими действиями нарушить закон.

В юридической литературе выделяют следующие цели получения взятки, которые преследует злоумышленник:

  • удовлетворение интересов третьих лиц;
  • удовлетворение личных потребностей взяткодателя, которые выражены в получении за взятку определённых выгод или благ;
  • удовлетворение интересов группы лиц.
Алгоритм доказывания преступления (предмета взятки)

Дача взятки характеризуется определённым алгоритмом доказывания, который имеет несколько этапов:

  1. Определение предмета взятки.
  2. Допрос субъекта с целью выяснения индивидуальных признаков и размера полученных ценностей.
  3. Выявление услуг, которые были выполнены за неправомерное вознаграждение.
  4. Поиск, а также обнаружение предмета взятки.
  5. Изъятие, которое выражено в форме выемки, личного обыска, осмотра либо обыска помещения.
  6. Допросы лиц, участвующих в деле.
  7. Назначение экспертиз.
  8. Опознание.
  9. Признание вещественных доказательств.
Ответственность за взяточничество

Получение и дача взятки (УК РФ ст. 290, 291) влекут за собой определённую меру пресечения.

Получение взятки подразумевает такие меры взыскания:

  1. Штраф до одного миллиона рублей либо в размере дохода осуждённого, равного двум годам его официальной трудовой деятельности.
  2. Взыскание в размере от десятикратного до пятидесятикратного размера полученной взятки вместе с лишением права занятия определённой деятельностью сроком до трёх лет.
  3. Исправительные работы сроком от одного до двух лет, в совокупности с лишением права занимать определённые должности на период до трёх лет.
  4. Принудительные работы до пяти лет с лишением возможности занимать определённые должности сроком до трёх лет.
  5. Лишение свободы до трёх лет вместе со штрафом в размере от десятикратной до двадцатикратной суммы взятки.

Дача взятки влечёт ответственность в виде:

  1. Штрафа от пятисот тысяч рублей либо в размере дохода осуждённого, равного одному году его официальной трудовой деятельности.
  2. Взыскания, равного от пятикратной до двадцатикратной суммы полученной взятки.
  3. Исправительных работ до двух лет с лишением права занятия определённых должностей сроком до трёх лет.
  4. Принудительных работ до трёх лет.
  5. Лишения свободы сроком до двух лет в совокупности со штрафом от пятикратной до десятикратной суммы полученной взятки.
Исключение ответственности

В уголовном законодательстве подразумевают два основания для освобождения от наказания:

  1. Если после дачи взятки виновный раскаялся и добровольно сообщил о случившемся в органы внутренних дел.
  2. Если в отношении человека присутствовало вымогательство со стороны должностного лица.
Заключение

Дача и получение взятки относятся к такой категории преступлений, которые достаточно трудно поддаются доказыванию. Взяточничество определяется как использование государственными служащими своего статуса с целью получения незаконной выгоды. Такой вид преступления имеет второе название - коррупция.

Добавить комментарий