Руководства, Инструкции, Бланки

Нпаоп 0.00-4.15 98 Положение О Разработке Инструкций По Охране Труда img-1

Нпаоп 0.00-4.15 98 Положение О Разработке Инструкций По Охране Труда

Рейтинг: 5.0/5.0 (1757 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

ДНАОПы, НПАОПы

Каждая ссылка на искомый документ ведёт к rar-архиву с нужным документом по Охране труда. Скачивайте копию оригинала БЕСПЛАТНО.

Если Вас заинтересовала реклама в жёлтых окнах - читайте. Это - тоже бесплатно. Если Вы нашли нужный документ - кликните по любой ссылке в выпадающем жёлтом окне - и вам не в убыток, и нам приятно!
  • ДНАОП 0.00-1.03-02 Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъёмных кранов Скачать
  • ДНАОП 0.00-1.08-94 Правила устройства и безопасной эксплуатации паровых и водогрейных котлов Скачать
  • ДНАОП 0.00-1.15-71(ПУГ-69) Правила устройства и безопасной эксплуатации трубопроводов для гоючих и токсичных газов Скачать
  • ДНАОП 0.00-1.20-98 Правила безопасности систем газоснабжения Скачать
  • ДНАОП 0.00-1.22-72 Правила техники безопасности при эксплуатации теплоиспользующих установок и теплосетей Скачать
  • ДНАОП 0.00-1.26-96 Правила устройства и безопасной эксплуатации паровых котлов, с давлением до 0.07 МПа Скачать
  • ДНАОП 0.00-1.29-97 Правила защиты от статического электричества Скачать
  • ДНАОП 0.00-4.14-94 Положение о разработке принятии, пересмотре и отмене государственных нормативных актов об охране труда Скачать
  • ДНАОП 0.00-4.33-99 Положение по разработке планов локализации и ликвидации аварийных ситуаций и авраий Скачать
  • ДНАОП 0.00-8.03-93 Порядок разработки и утверждения собственных нормативно-правовых актов по ОТ, действующих на предприятии Скачать
  • ДНАОП 0.00 - 4.15 - 98 Положение о разработке инструкций по охране труда Скачать
  • ДНАОП 0.03-8.07-94 Перечень работ, где неободим профотбор Скачать
  • ДНАОП 0.05-3.03-81 Типовые отраслевые нормы бесплатной выдачи спецодежды Скачать
  • ДНАОП 1.1.10-1.04-01 Правила безопасной работы с инструментом и приспособлениями Скачать
  • ДНАОП 1.1.10. - 1.02-00 ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ТЕПЛОМЕХАНИЧЕСКОГООБОРУДОВАНИЯ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЙ И ТЕПЛОВЫХ СЕТЕЙ Скачать
  • ДНАОП 1.1.30-1.07-02 Вимоги безпеки до стрічок конвеєрних шахтних та методи випробувань Скачать
  • ДНАОП 1.2.00.5.01-96 Правила безопасности при производстве взрывных работ Скачать
  • ДНАОП 1.2.10-1.02-97 Правила безопасности в доменном производстве Скачать
  • ДНАОП 1.2.10-1.03-97 Правила безопасности в сталеплавильном производстве Скачать
  • ДНАОП 1.2.10-1.13-79 Правила безопасности на железнодорожном транспорте предприятий системы МЧМ СССР Скачать
  • ДНАОП 1.2.90-1.07-93 Правила безопасности при эксплуатации электрооборудования на открытых горных работах Скачать
  • ДНАОП 1.130-1.07-02 Требования безопасности к конвейерным лентам шахт и методы испытания Скачать
  • ДНАОП 5.1.14-1.02-00 Правила охраны труда во время технического обслуживания и ремонт дорожной техники Скачать
  • НАОП1.2.90-1.03-77 Единые правила безопасности при дроблении, сортировке, обогащении полезных ископаемых и окусковании руд и концентратов Скачать
  • НАОП 1.1.23-1.16-79 Правила охраны магистральных газопрводов Скачать
  • НАОП 1.2.10-1.01-79 ОСТ 1455-79 Бирочная система на пред приятиях чёрной металлургии. Основные положения. Порядок применения. Скачать
  • НАОП 1.2.10-1.11-89 Правила безопасности при ремонте оборудования на предприятиях чёрной металлургии Скачать
  • НАОП 1.2.10-1.11-89 Правила безопасности при ремонте оборудования Скачать
  • НАОП 1.2.90-1.03-77 Правила безопасности при дроблении сортировке, обогащении полезных ископаемых и окусковании руд и концентратов Скачать
  • НАОП 1.2.90-1.04-87 Правила безопасности при эксплуатации хвостовых и шламовых хозяйств горнорудных и нерудных предприятий Скачать
  • НАОП 1.2.90-2.08-83 Взрывные работы в горнорудной промышленности. Механизмы для изготовления запальных трубок Скачать
  • НПАОАП 27.0-4.02-90 Положение о применении нарядов-допусков при выполнении работ повышенной опасности Скачать
  • НПАОП 0.00-1.07-94 Правила устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением Скачать
  • НПАОП 0.00-1.07-94 Правила по сосудам под давлением Скачать
  • НПАОП 0.00-1.09-04 Правила государственной регистрации и учета большегрузых автомобилей и других технических устройств Скачать
  • НПАОП 0.00-1.13-71 Правила устройства и безопасной эксплуатации стационарных копмрессоров, воздуховодов и газопроводов Скачать
  • НПАОП 0.00-1.43-85 Правила безопасности и гигиены труда при производстве работ по ацетиленовой и газопламенной обработки металла Скачать
  • НПАОП 0.00-6.03-06 ПОРЯДОК уничтожения взрывоопасных материалов промышленного назначения Скачать
  • НПАОП 00.0-6.07-06 Порядок затвердження проектно-технічної документації на ведення вибухових робіт Скачать
  • НПАОП 14.3-7.02-06 Общие требования по охране труда работниками горнодобывающих предприятий Скачать
  • НПАОП 18.2-7.03-06 Правила охраны труда для швейного производства Скачать
  • НПАОП 20.0-102-05 Правила охраны труда в древообробатывающей промышленности Скачать
  • НПАОП 27.1-1.46-69 Правила по технике безопасности в мартеновском и электросталеплавильномпроизводстве Скачать
  • НПАОП 28.5-7.17-80 Кислородная резка. Требования безопасности Скачать
  • НПАОП 60.1-1.04-06 Правила безпеки праці на складах палива залізниць Скачать
  • НПАОП 60.3-1.03-04 Правила безопасности по эксплуатации магистральных газопроводов Скачать
  • НПАОП 27.1.1-1.10-86 Правила безопасности в газовом хозяйстве предприятий ЧМ(ПБГЧМ-86) Скачать
  • ОСТ 1455-79 Бирочная система в чёрной металлургии Скачать
  • Другие статьи

    Инструкция по охране труда перечень

    Инструкция по охране труда перечень

    Составление перечня инструкций по охране труда, действующих на предприятии Одной из функций службы охраны труда является составление с участием руководителей подразделений предприятия перечней Составление перечня инструкций по охране труда, действующих на предприятии Одной из функций службы охраны труда является составление с участием руководителей подразделений предприятия перечней профессий, должностей и видов работ, на которые должны быть разработаны акты по охране труда, действующие в пределах предприятия, а также предоставление методической помощи при их разработке (п. 3.8 ТПоСОТ). Составление перечня инструкций по охране труда (далее — ИОТ) предприятия является лишь частью указанной функции службы охраны труда, но часть эта, пожалуй, самая значительная, объемная и важная. Основные требования, предъявляемые к содержанию инструкции по охране труда Для того чтобы правильно и рационально подойти к разработке перечня ИОТ предприятия, следует напомнить, что представляет из себя инструкция и каковы основные требования к ее содержанию. Эту информацию можно почерпнуть из ПоРИОТ. Итак, инструкция является нормативным актом, который содержит обязательные для соблюдения работниками требования по охране труда при выполнении ими работ определенного вида или по определенной профессии на рабочих местах, в производственных помещениях, на территории предприятия и строительных площадках или в других местах, где по поручению работодателя выполняются эти работы, трудовые или служебные обязанности. Инструкции, действующие на предприятии, относятся к нормативным актам по охране труда, действующим в пределах конкретного предприятия. Такие инструкции разрабатываются на основе действующих государственных межотраслевых и отраслевых нормативных актов об охране труда, примерных инструкций и технологической документации предприятия с учетом конкретных условий производства и требований безопасности, изложенных в эксплуатационной и ремонтной документации предприятий - изготовителей оборудования, используемого на данном предприятии. Они утверждаются работодателем и являются обязательными для соблюдения работниками соответствующих профессий или при выполнении соответствующих работ на этом предприятии. Инструкции должны соответствовать действующему законодательству Украины, требованиям государственных межотраслевых и отраслевых нормативных актов об охране труда: правил, норм, стандартов, других нормативных и организационно-методических документов об охране труда, на основе которых они разрабатываются. Инструкции должны содержать только те требования по охране труда, соблюдение которых обязательно самими работниками. Нарушение работником этих требований должно рассматриваться как нарушение трудовой дисциплины, за которое к нему может быть применено взыскание согласно действующему законодательству. Инструкциям, которые разрабатываются и утверждаются на предприятиях, присваиваются порядковые номера службой охраны труда этих предприятий. В названии инструкции кратко указывается, для какой профессии или вида работ она предназначена. Включению в инструкцию подлежат общие положения по охране труда, а также организационные и технические требования безопасности, которые определяются на основе: — действующего законодательства Украины о труде и охране труда, стандартов, правил, норм и других нормативных и организационно-методических документов по охране труда; — анализа документов по охране труда относительно соответствующего производства, профессии (вида работ); — характеристики работ, которые подлежат выполнению работником конкретной профессии в соответствии с ее квалификационной характеристикой; — требований безопасности к технологическому процессу, производственному оборудованию, инструментам и приспособлениям, которые применяются при выполнении соответствующих работ, а также требований безопасности, которые содержатся в эксплуатационной и ремонтной документации и в технологическом регламенте; — выявления опасных и вредных производственных факторов, характерных для данной профессии (вида работ) как при нормальном протекании процесса, так и при отклонениях от оптимального режима, определения мероприятий и средств защиты от них, изучения конструктивных и эксплуатационных особенностей и эффективности использования этих средств; — анализа обстоятельств и причин наиболее вероятных аварийных ситуаций, несчастных случаев и профессиональных заболеваний, характерных для данной профессии (вида работ); — изучения передового опыта безопасной организации труда и выполнения соответствующих работ, определения наиболее безопасных методов и приемов их выполнения. Требования инструкций излагаются в соответствии с последовательностью технологического процесса и с учетом условий, в которых выполняется данный вид работ. Сколько инструкций по охране труда необходимо разработать для условий конкретного рабочего места? Одну или несколько? Общее количество ИОТ предприятия и объем каждой из них будет зависеть от того принципа, который будет взят за основу при разработке инструкций для профессий, существующих на предприятии. Можно разрабатывать инструкцию под условия труда, существующие именно на данном рабочем месте, то есть включать в нее те общие положения по охране труда, а также организационные и технические требования безопасности, которые определяются условиями именно этого рабочего места: набором выполняемы^ заданий, обязанностей и операций; применяемым оборудованием, приспособлениями и инструментами; существующими опасными и вредными производственными факторами и т. д. В этом случае количество ИОТ для одной профессии будет определяться количеством рабочих мест этой профессии, отличающихся по существующим на них условиям труда. Объем каждой такой инструкции будет достаточно весомым, так как она одна должна соответствовать набору всех условий труда, существующих на данном конкретном рабочем месте. Каждый работник будет инструктироваться, как правило, всего по одной ИОТ. Но каждая такая ИОТ подлежит пересмотру при малейшем изменении условий труда на том рабочем месте (модернизация оборудования, замена инструмента и приспособлений, изменение технологии или отдельных операций), для которых она создавалась. Другой подход к разработке ИОТ основывается на том факте, что работники разных профессий на разных рабочих местах выполняют одинаковые или однотипные операции, виды работ или используют одно оборудование, приспособления и инструмент. Например, шиномонтажные работы выполняют водители легкового, грузового автомобиля и электротележки; приготавливать смазочно-охлаждающие жидкости приходится токарю, токарю-расточнику и фрезеровщику; работы на сверлильном станке выполняет сверловщик, электрослесарь, слесарь-ремонтник, слесарь-сантехник и др.; в погрузочно разгоузочных работах может принимать участие грузчик, подсобный и складской рабочий, токарь, фрезеровщик и др.; работы на высоте приходится выполнять электрогазосварщику, электрослесарю, слесарю-ремонтнику, уборщику и др.; электрофицированный инструмент используют в работе электрослесарь, слесарь-ремонтник, слесарь механосборочных работ, слесарь-сантехник и др.; ручные грузовые тележки используют в работе грузчик, подсобный рабочий, токарь, фрезеровщик и др. Этот перечень можно было бы продолжать достаточно долго. Важно то, что для безопасного выполнения каждого вида подобных работ можно разработать соответствующие ИОТ. которые будут общими для целой группы работников. При таком подходе к разработке ИОТ каждого работника предприятия придется инструктировать по нескольким инструкциям, соответствующим набору выполняемых им работ. В этом случае существенно уменьшаются в объеме и упрощаются ИОТ для профессий, а вся база ИОТ предприятия становится более приспособленной к изменениям условий труда, технологии производства за счет изменения набора ИОТ для каждой профессии. Создание перечня инструкций по охране труда Приступая к созданию перечня ИОТ предприятия, не обязательно придерживаться только одного из изложенных выше подходов к разработке инструкций. Ведь можно избрать какой-то промежуточный вариант, который будет лучше соответствовать условиям и особенностям конкретного предприятия. В разработке перечня ИОТ предприятия в обязательном порядке должны принять непосредственное участие руководители подразделений, служб главных специалистов (главного технолога, главного механика, главного энергетика и др.) и организации труда. Перечень необходимых инструкций разрабатывается на основе утвержденного штатного расписания предприятия в соответствии с Классификатором. Этот перечень необходимых инструкций, а также изменения или дополнения к нему в случае изменения названий профессий, внедрения новых видов работ и расширения перечня профессий утверждается работодателем и рассылается во все структурные подразделения (службы) предприятия вместе с графиком их разработки. В Приложении приведен текст приказа небольшого металлообрабатывающего предприятия об утверждении описываемого перечня необходимых инструкций вместе с приложениями к приказу (два варианта этого перечня). Методическая помощь службы охраны труда при разработке инструкций по охране труда предприятия Согласно ст. 13 Закона, обеспечивая функционирование системы управления охраной труда, работодатель, в частности, разрабатывает и утверждает положения, инструкции, иные акты по охране труда, действующие в пределах предприятия (далее — акты предприятия), устанавливающие правила выполнения работ и поведения работников на территории предприятия, в производственных помещениях, на строительных площадках, рабочих местах в соответствии с нормативно-правовыми актами по охране труда, обеспечивает бесплатно работников нормативно-правовыми актами и актами предприятия по охране труда. Кто должен разрабатывать и пересматривать инструкции Вопреки широко распространенному среди работодателей и непосредственных руководителей мнению, разработка и пересмотр необходимых инструкций по охране труда, действующих на предприятии, осуществляется не специалистами службы охраны труда, а согласно требованию п 4.3.4 ПоРИОТ именно непосредственными руководителями работ (начальником производства, цеха, участка, отдела, лаборатории и других соответствующих им подразделений, мастером), которые несут ответственность за своевременное выполнение этой работы. И это требование вполне логично вытекает из обязанностей непосредственных руководителей. Ведь именно они расставляют работников по рабочим местам, выдают им задания, контролируют их выполнение и проводят инструктаж непосредственно на рабочих местах. Поэтому именно они призваны и должны лучше других знать все опасные и вредные производственные факторы, существующие на конкретном рабочем месте, все требования охраны труда, относящиеся к этому рабочему месту. Они обязаны не только сами все это четко знать и представлять, но и научить каждого своего работника работать безопасно, а затем еще и проверить, как этот работник усвоил эту науку, то есть инструктаж по охране труда. С учетом этих знаний, навыков и опыта кому же, как не непосредственным руководителям, следует поручить разработку и пересмотр ИОТ предприятия. А на службу охраны труда согласно п. 4.3.5 ПоРИОТ работодатель возлагает осуществление систематического контроля: — своевременности разработки новых инструкций; — соответствия действующих на предприятии инструкций требованиям законодательства по вопросам охраны труда; — установленной периодичности пересмотра и внесения изменении и дополнении к инструкциям. Также на службу охраны труда возлагается обязанность по предоставлению соответствующей методической помощи разработчикам инструкций и организация приобретения для них примерных инструкций, стандартов ССБТ и других нормативно-технических и организационно-методических документов по охране труда. Методическая помощь службы охраны труда разработчикам инструкций Какую конкретно методическую помощь служба охраны труда может оказать разработчикам и в чем она может выражаться? Начнем с того, что каждая ИОТ предприятия должна соответствовать требованиям ПоРИОТ Поэтому разработчиков необходимо обеспечить если не полным текстом этого нормативно-правового акта, то хотя бы необходимыми выкопировками из него. Некоторые его требования следует пояснить на словах и конкретных примерах из имеющихся под рукой инструкций. Например, следует обратить внимание на то, что инструкция должна содержать не общие рассуждения, а только те требования по охране труда, соблюдение которых обязательно самим работником или касается его непосредственно. Название и номер ИОТ уже определены и закреплены в утвержденном перечне необходимых инструкций предприятия. Любая инструкция должна содержать следующие разделы: — общие положения; — требования безопасности перед началом работы; — требования безопасности во время выполнения работы; — требования безопасности по окончании работы; — требования безопасности в аварийных ситуациях. Этот подход к содержанию инструкций по охране труда отражен на рис Рис. Обязательные разделы любой инструкции по охране труда При необходимости в инструкцию можно включать и другие разделы, например, Приложения, в которых размещаются материалы, дополняющие основную часть инструкции или иллюстрирующие и конкретизирующие ее отдельные требования. В обязательном порядке разработчиков необходимо обеспечить распечатками или выкопировками требований пп. 2.5 - 2.9 данного нормативно-правового акта. По сути их содержание представляет собой не только весьма подробный и развернутый (4 страницы печатного текста) план построения любой ИОТ, но и перечень вопросов первичного инструктажа. Разработчики должны придерживаться этого плана неукоснительно. Если после ознакомления с планом у них возникнут вопросы по его содержанию, то специалисты службы охраны труда должны дать необходимые пояснения, а также подробно рассказать, в каких нормативах, актах и документах можно почерпнуть информацию для ответа на каждый его пункт. Практика показывает, что текст ИОТ будут читать не только работники предприятия. Некоторые инструкции могут прочитать и проанализировать представители Госгорпромнадзора, Фонда и экспертного центра, а после этого сделать соответствующие выводы в адрес всего предприятия в целом. Поэтому с разработчиками следует обсудить требования не только к содержанию инструкций, но и к стилю его изложения. Текст инструкции должен быть кратким, понятным и не допускать различных толкований. Инструкция не должна содержать ссылок на нормативные акты, требования которыхучитывались при ее разработке, а должна воспроизводить их дословно. Следует употреблять термины и определения, принятые в Законе, ДСТУ 2293, Классификаторе и других нормативных актах. В тексте инструкции не допускается применение оборотов разговорной речи, произвольных словосочетаний, сокращений слов, использования для одного понятия различных терминов и т.п. Следует избегать изложения требований в форме запрета, применять слова «категорически», «обязательно», «особенно», «строго» и т. п. поскольку все требования инструкции являются одинаково обязательными. Если безопасность работы обусловлена определенными нормами (расстояние, напряжение др.), то они должны быть приведены в инструкции. Для достижения единообразия не только во внешнем оформлении инструкций предприятия, но и в отображении в них повторяющейся информации (сведения о сфере применения инструкции; условий и порядка допуска к самостоятельной работе по профессии; требования правил внутреннего трудового распорядка; названия основных опасных и вредных производственных факторов; порядок приема смены; порядок подготовки рабочего места; порядок уведомления работодателя о выявленных неисправностях и несчастных случаях; указания о порядке содержания рабочего места в безопасном состоянии; порядок сдачи рабочего места; требования санитарных норм и правил личной гигиены после окончания работы; сведения о признаках возможных аварийных ситуаций; порядок действий по оказанию доврачебной помощи и др.) рекомендуется составить и предложить вниманию разработчиков своеобразную шпаргалку по разработке ИОТ, подобную той, которая приведена в приложении 16. Читателю предлагается своего рода «конструктор». В качестве элемента конструктора выступает часть используемой фразы, которая может быть вставлена в текст инструкции. Принцип ее построения очень прост. Названия разделов ИОТ представлены в виде заголовков. Ниже заголовка полужирным шрифтом идет последовательное перечисление пунктов плана содержания инструкции согласно пп. 2.5 - 2.9 ПоРИОТ. К большинству пунктов плана курсивом даны пояснения и перечисление источников, в которых можно почерпнуть информацию по этому пункту. Для некоторых наиболее общих пунктов плана обычным шрифтом изложено соответствующее ему примерное содержание инструкции. Систематический контроль своевременной разработки инструкций по охране труда и их соответствия требованиям действующего законодательства и нормативно-правовых актов по охране труда После того как утверждены перечень необходимых инструкций по охране труда предприятия, их разработчики и сроки разработки, у новой службы охраны труда предприятия появляются еще две обязанности, связанные с процессом разработки ИОТ: оказание методической помощи разработчикам, о чем шла речь в предыдущем разделе настоящего пособия, и контроль за их деятельностью в этом вопросе. В данном случае служба охраны труда должна контролировать три составляющие этого процесса: - соблюдение установленных сроков разработки; - соответствие содержания, текста инструкций требованиям действующего законодательства и нормативно-правовых актов по охране труда; - внешнее оформление, последовательность и полноту изложения текста инструкций согласно требованиям ПоРИОТ. Еще в начале процесса следует предупредить разработчиков, что сроки, указанные в приказе, относятся к утверждению готовой инструкции работодателем, а не к предоставлению первого ее черновика на проверку и согласование. Разработку инструкции нельзя откладывать на последние дни установленного срока, так как до своего утверждения проект инструкции должен пройти достаточно длительный путь возможно неоднократных проверок в службе охраны труда, согласования заинтересованными службами, подразделениями и должностными лицами предприятия (перечень которых определяет служба охраны труда), в том числе, юрисконсультом и начальником отдела охраны труда. Служба охраны труда проверяет текст проекта каждой инструкции на: — наличие всей необходимой и достаточной информации для обеспечения безопасности работника указанной профессии или при выполнения указанного вида работ; — на соответствие существующим требованиям межотраслевых и отраслевых нормативно-правовых актов по охране труда, включая самые последние изменения и дополнения к ним, если таковые имеются; — оформление, построение (наличие всех необходимых разделов), последовательность и форму изложение содержания, наличие всех согласований согласно требованиям ПоРИОТ. (Шапка бланка приказа с названием предприятия) ПРИКАЗ «___ » _______________ 20 г. г. _________ № О вводе в действие перечней действующих и собственных инструкций по охране труда предприятия (название предприятия) С целью установления правил выполнения работ и поведения работников на территории предприятия, в производственных помещениях и на рабочих местах в соответствии с нормативно-правовыми актами по охране труда, а также с целью получения необходимых знаний и навыков по охране труда или безопасному выполнению работ и во исполнение требований Закона Украины «Об охране труда», НПАОП 0.00-4.12-05 «Типовое положение о порядке проведения обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда» и НПАОП 0.00-4.15-98 «Положение о разработке инструкций по охране труда», приказываю: 1. До введения в действие собственных инструкций по охране труда (далее — НОТ) предприятия считать действующими и использовать в работе НОТ головного предприятия, а также утвердить Перечень инструкций по охране труда головного предприятия, временно действующих в (название предприятия) (приложение 1 к приказу). Срок: со дня подписания приказа. 2. Утвердить Перечень собственных инструкций по охране труда (название предприятия), которые необходимо разработать (далее - Перечень, приложение 2), разработанный при участии начальников цехов, руководителей служб главных специалистов, начальника отдела организации труда и заработной платы на основе утвержденного штатного расписания предприятия в соответствии с ДК 003:2010 «Государственный классификатор Украины. Классификатор профессий». Срок: со дня подписания приказа. 3. Утвердить план-график разработки собственных НОТ (столбцы 4, 5 приложения 2). Срок: со дня подписания приказа. 4. Лицами, ответственными за разработку собственных НОТ предприятия, назначить руководителей структурных подразделений, указанных в плане-графике (столбец 5 приложения 2). Срок: со дня подписания приказа. 5. Руководителям структурных подразделений (перечисляются Ф.И.О. и должности). 5.1. Организовать разработку собственных НОТ предприятия согласно плану-графику в соответствии с требованиями НПАОП 0.00-4.15-98. Срок: согласно плану-графику. 5.2. Каждую разработанную НОТ предоставить в службу охраны труда предприятия в виде двух согласованных экземпляров на бумажном и электронном носителе. Срок: согласно плану-графику. 5.3. Принять к сведению, что согласно требованию п. 4.3.9 НПАОП 0.00-4.15-98 новая инструкция по охране труда должна быть введена в действие до внедрения нового технологического процесса, оборудования или вида работ и после соответствующего обучения работников. При наличии в подразделении профессий или видов работ, на которые в Перечне отсутствуют НОТ, направить в службу охраны труда предприятия предложения об их разработке и включении в Перечень. Срок: со дня подписания приказа, постоянно. 5.4. Разработать, согласовать со службой охраны труда предприятия и утвердить перечень НОТ, необходимых в данном подразделении для работников всех профессий и видов работ данного подразделения. Срок: (дата). 5.5. Согласно утвержденным перечням НОТ, необходимых в данном подразделении, и с учетом требовании п. 5.5 НПАОП 0.00-4.15-98 предоставить в службу охраны труда предприятия заявки на необходимое количество НОТ в данном подразделении. Срок: (дата). 5.5. Согласно утвержденным перечням НОТ, необходимых в данном подразделении, и с учетом требований п. 5.5 НПАОП 0.00-4.15-98 предоставить в службу охраны труда предприятия заявки на необходимое количество НОТ в данном подразделении. Срок: (дата). 6. Начальнику отдела охраны труда (Ф.И.О.). 6.1. Осуществлять систематический контроль за своевременной разработкой собственных НОТ предприятия, их соответствии требованиям действующего законодательства, а также предоставлять соответствующую методическую помощь разработчикам. Срок: постоянно. 6.2. Предоставлять окончательную редакцию собственных НОТ предприятия к утверждению в установленном порядке. Срок: после поступления согласно плану-графику. 6.3. Организовать размножение собственных НОТ предприятия согласно поданным заявкам подразделений в отделе печати головного предприятия. Срок: после утверждения согласно плану-графику. 6.4. По мере разработки собственных НОТ предприятия представлять на рассмотрение и утверждение проекты приказов о прекращении действия на предприятии инструкций головного предприятия и о вводе в действие собственных НОТ предприятия. Срок: в конце I и II кварталов 20 г. 7. Заместителю директора — главному бухгалтеру (Ф.И.О.) обеспечить финансирование работ по размножению собственных НОТ предприятия. Срок: согласно плану-графику. 8. Общее руководство разработкой инструкций оставляю за собой. Директор (название предприятия) (Ф.И.О.) Фамилия, инициалы _______________________________________________________________________ № телефона лица, подготовившего проект приказа____________________________________________¶

    Страница 1 из 24

    Здесь присутствуют: 5 (пользователей: 6. гостей: 2)

    Вы не можете создавать новые темы

    Вы не можете отвечать в темах

    Вы не можете прикреплять вложения

    Вы не можете редактировать свои сообщения

    Нпаоп 0.00-4.15 98 положение о разработке инструкций по охране труда

    / Охрана праці / rus / ЛЕКЦИЯ1_ОПГ_рус

    I. МЕЖДУНАРОДНЫЕ НОРМЫ И ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ

    ПО ОХРАНЕ ТРУДА В СОЦИАЛЬНО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И КУЛЬТУРНОЙ СФЕРАХ

    1.1. Законодательные и нормативно-правовые акты по охране труда в отрасли

    1.2. Указатель нормативно-правовых актов по вопросам охраны труда

    1.3. Международные нормы в области охраны труда

    1.4. Международные стандарты SA 8000 «Социальная ответственность»

    и ISO 26000 «Руководство по социальной ответственности»

    1.5. Основные принципы и внедрению социальной ответственности

    1.6. Европейский союз и законодательство по охране труда

    1.7. Директивы ЕС о эргономические требования

    1.8. Международные организации в сфере охраны труда

    1.9. Социальный диалог в Украине

    1.1. Законодательные и нормативно-правовые акты

    по охране труда в отрасли

    Законодательство Украины об охране труда представляет собой систему взаимосвязанных нормативных актов, регулирующих отношения в области реализации государственной политики относительно правовых, социально-экономических и лечебно-профилактических мероприятий и средств, направленных на сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе труда. Оно состоит из общих законов Украины и специальных законодательных актов. Общими законами Украины, определяющие основные положения по охране труда, является Конституция Украины, Кодекс законов о труде Украины и Закон Украины «Об охране труда».

    Основным законом, гарантирует права граждан на безопасные и безвредные условия труда является Конституция Украины. Реализация этих прав осуществляется через выполнение требований, изложенных в законодательных актах.

    В Конституции Украины, принятой на пятой сессии Верховной Рады Украины 28 июня 1996 г. [6], подчеркивается, что человек, его жизнь и здоровье. неприкосновенность и безопасность определяются в Украине наивысшей социальной ценностью (ст. 3); каждый имеет право на надлежащие, безопасные и здоровые условия труда (ст. 43); граждане имеют право на социальную защиту, которая включает право на обеспечение их в случае полной, частичной или временной потери трудоспособности, потери кормильца (ст. 46), права и свободы человека защищаются судом (ст. 55).

    Кодекс законов о труде (КЗоТ) Украины [7] провозглашает правовые основы и гарантии осуществления гражданами Украины права распоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду, регулирует трудовые отношения работников всех предприятий, учреждений независимо от форм собственности, вида деятельности и отраслевой принадлежности.

    Правовое регулирование охраны труда рассматривается не только в разделе ХИ «Охрана труда» Кодекса законов о труде. Нормы по охране труда содержатся во многих статьях КЗоТ Украины, таких как «Трудовой договор» (глава III), «Рабочее время» (глава XIV), «Время отдыха (глава V), « Труд женщин »(глава VII),« Труд молодежи »(глава XИИI), «Профессиональные союзы »(глава XVI),« Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде »(глава XVИИI).

    Закон Украины «О предприятиях в Украине» (ст. 25) определяет, что предприятие обязано обеспечить всем работающим на нем безопасные и безвредные условия труда и несет ответственность в установленном законодательством порядке за ущерб, причиненный их здоровью и трудоспособности.

    Законом Украины «О коллективных договорах и соглашениях» (ст. 7) предусмотрено, что в коллективном договоре устанавливаются взаем ¬ ни обязательства сторон по охране труда, а ст. 8 определяет, что в соглашениях на государственном, отраслевом и региональном уровнях регулируются основные принципы и нормы реализации социально-экономической политики, в частности по условиям охраны труда.

    Действие Закона «Об охране труда» (в редакции 2002 года) распространяется на все предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности и видов их деятельности, на всех граждан, которые работают, а также привлечены к труду на этих предприятиях [8]. Этот закон определяет основные положения по реализации конституционного права работников на охрану их жизни и здоровья в процессе трудовой деятельности, регулирует при участии соответствующих органов государственной власти отношения между работодателем и работником по вопросам безопасности и гигиены труда и производственной среды; устанавливает единый порядок организации охраны труда в Украине.

    Закон Украины «Об охране труда» определяет социально-экономических, организационно-технические, санитарно-гигиенические и лечебно-профилактические мероприятия по охране труда.

    Социально-экономическими мерами включают в себя следующие экономические методы управления охраной труда:

    - Обязательное социальное страхование работников собственником предприятия от несчастных случаев (ст. 5);

    - Сохранение среднего заработка за работающим за период простоя в случае отстранения его от порученной работы, если сложилась производственная ситуация, опасная для жизни или здоровья его самого или для людей, которые его окружают (ст. 6);

    - Выплата выходного пособия при разрыве трудового договора по собственному желанию, если собственник не выполняет требований законодательства или условий коллективного договора по вопросам охраны труда (ст. 6);

    - Бесплатное обеспечение лечебно-профилактическим питанием и другие льготы и компенсации работникам, занятым на работах с тяжелыми и вредными условиями (ст. 7);

    - Бесплатная выдача работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты на работах с вредными и опасными условиями (ст. 8);

    - Возмещение собственником ущерба в связи с увечьем и иным повреждением здоровья работника (или его семьи в случае смерти пострадавшего), связанным с исполнением трудовых обя ¬ ков, а также морального вреда (ст. 9) .

    Организационно-технические мероприятия и средства по охране труда призваны обеспечить такой уровень организации труда на предприятии и такие технические решения по охране труда для всего технологического процесса, отдельного оборудования, инструментов, которые исключали бы воздействие на работников опасных производственных факторов, а также исключали или уменьшали бы до допустимых норм воздействие на работников вредных производственных факторов.

    К организационным мероприятиям по охране труда относятся: правильное поведение работников, четкое и своевременное проведение инструктажей и контроля знаний по охране труда (ст. 18); правильное планирование рабочих мест; правильная организация труда; применение безопасных способов труда, соблюдение установленного ходу технологического процесса ; исправное состояние средств коллективной и индивидуальной защиты.

    Технологическими (инженерными) мерами и средствами охраны труда являются: применение технически совершенного и исправного оборудования, инструментов и приспособлений, транспортных средств коллективной защиты (ограждений, предохранительных устройств, блокировки сигнализации, системы дистанционного управления, специальных средств).

    Санитарно-гигиенические мероприятия по охране труда предусматривают исследование влияния производственных факторов на человека и установления допустимых значений этих факторов на рабочих местах, определение конкретных параметров производственных факторов на рабочих местах, а также соответствия условий на рабочих местах требованиям нормативных документов.

    Лечебно-профилактическими мероприятиями по охране труда есть соответствующие предварительные и периодические медицинские осмотры работников; перевод работников на более легкую работу по состоянию здоровья; бесплатное обеспечение лечебно-профилактическим питанием работников на работах с тяжелыми и вредными условиями труда; возмещение потерпевшему работнику расходов на лечения; особые требования по охране труда женщин, несовершеннолетних и инвалидов.

    Среди законодательных актов, регулирующих охрану труда следует выделить Закон Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, повлекших утрату трудоспособности» и Закон «О страховых тарифах на общеобязательное государственное социальное страхование от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, повлекших утрату трудоспособности».

    Закон Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, повлекших утрату трудоспособности» регулирует взаимоотношения:

    пострадавших на производстве, работодателей и страховщика по вопросам возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им трудовых обязанностей;

    работодателей и страховщика по вопросам устранения вредных и опасных производственных факторов.

    Основными принципами Закон гласит:

    обязательный порядок страхования всех работников, учащихся и студентов учебных заведений, когда они приобретают профессиональные навыки, а также добровольное страхование для лиц, обеспечивающих себя работой самостоятельно;

    уплату страховых взносов только работодателями;

    формирования и расходования страховых средств на солидарной основе;

    управления страхованием представителями работников, работодателей и государственных органов на основе социального партнерства и на паритетных началах под контролем государства;

    экономическую заинтересованность субъектов страхования в улучшении условий и безопасности труда;

    предоставление государственных гарантий застрахованным гражданам в реализации их прав.

    Кроме законодательные акты Украины, правовые отношения в сфере охраны труда регулируются подзаконными нормативными актами: указами и распоряжениями Президента Украины, решениями правительства Украины, нормативными актами министерств и других центральных органов государственной исполнительной власти.

    1.2. Указатель нормативно-правовых актов по вопросам охраны труда

    Специальными законодательными актами являются государственные нормативные акты по охране труда (ДНАОП). Это - правила, стандарты, нормы, положения, инструкции и другие документы, которым представлена сила правовых норм, обязательных для исполнения.

    Требованиям нормативных актов по охране труда должны отвечать:

    условия труда на каждом рабочем месте;

    безопасность технологических процессов, машин, механизмов, оборудования и других средств производства;

    состояние средств коллективной и индивидуальной защиты;

    Государственные нормативные акты по охране труда в зависимости от сферы действия подразделяются на межотраслевые и отраслевые.

    Межотраслевой нормативный акт об охране труда - это ДНАОП общегосударственного пользования, действие которого распространяется на все предприятия, учреждения, организации независимо от ведомственной (отраслевой) принадлежности и форм собственности.

    Некоторые межотраслевые нормативные акты

    Типовое положение о комиссии по вопросам охраны труда предприятия

    Отраслевой нормативный акт об охране труда - это ДНАОП, действие которого распространяется на предприятия, учреждения, организации определенной отрасли.

    ДНАОП 7.1.00-1.01-96 (НПАОП 52.0-1.01-96) Правила охраны труда для объектов розничной торговли.

    ДНАОП 7.1.00-1.03-96 Правила охраны труда при эксплуатации баз, складов и хранилищ, выполнении погрузочно-разгрузочных работ на объектах оптовой торговли

    НПАОП 52.0-7.02-80 Типовые отраслевые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви достойной средств индивидуальной защиты работникам государственное торговли

    НПАОП 52.21-1.02-77 Правила техники безопасности и производственной санитарии на плодоовощных предприятиях

    НПАОП 52.47-1.02-96 Правила охраны труда для предприятий книжной торговли
    НПАОП 52.72-1.09-97 Правила охраны труда при работах по установке, ремонту и техническому обслуживанию бытовой радиоэлектронной аппаратуры

    НПАОП 52.72-1.09-97 Правила охраны труда при работе по установке, ремонту и техническому обслуживанию бытовой радиоэлектронной аппаратуры

    НАОП 5.1.11-1.12-79 Правила техники безопасности и производственной санитарии на предприятиях розничной торговли

    НПАОП 0.00-4.12-05 - Типовое положение о порядке проведения обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда

    НПАОП 0.00-4.15-98 - Положение о разработке инструкций по охране труда

    НПАОП 0.00-6.03-93 - О порядке разработки и утверждения собственником нормативных актов об охране труда, действующих на предприятии

    НПАОП 0.00-8.24-05 - Перечень работ с повышенной опасностью

    НПАОП 0.00-1.30-01 - Правила безопасной работы с инструментом и приспособлениями
    НПАОП 0.00-5.24-01 - Инструкция по охране труда при выполнении работ инструментами и устройствами

    НПАОП 0.00-5.26-01 - Инструкция по охране труда при выполнении электромонтажных работ на высоте

    НПАОП 0.00-7.07-87 - Требования безопасности при работе на высоте
    НПАОП 0.00-1.37-04 - Правила проведения технического осмотра технологических транспортных средств, не подлежащих эксплуатации на улично-дорожной сети общего пользования

    НПАОП 0.00-1.31-99 - Правила охраны труда во время эксплуатации электронно-вычислительных машин

    НПАОП 0.00-1.17-92 - Единые правила безопасности при взрывных работах

    НПАОП 0.00-3.06-22 - О выдаче мыла на предприятиях

    НПАОП 0.00-4.11-07 - Типовое положение о деятельности уполномоченных наемными работниками лиц по вопросам охраны труда

    НПАОП 0.00-5.13-94 - Инструкция о порядке остановки эксплуатации объектов при наличии нарушений нормативных актов об охране труда

    НПАОП 0.00-7.03-94 - Методика проведения государственной экспертизы (проверки) проектной документации на строительство (реконструкцию, техническое переоснащение) производственных объектов и изготовление средств производства на соответствие их нормативным актам об охране труда

    НАПБ Б 06.001-2003 - Об утверждении перечня должностей, при назначении на которые лица обязаны проходить обучение и проверка знаний по вопросам пожарной безопасности и порядка их организации

    НАПБ Б.02.010-2003 - Типовое положение о службе пожарной безопасности

    НАПБ Б.02.005-2003 - Типовое положение об инструктажах, специальном обучении и проверке знаний по вопросам пожарной безопасности на предприятиях, в учреждениях и организациях Украины

    НАПБ Б.01.008-2004 - Правила эксплуатации огнетушителей

    НАПББ.03.001-2004 - Типовые нормы принадлежности огнетушителей

    НАПБ Б.06.004-2005 - Перечень однотипных по назначению объектов, подлежащих оборудованию автоматическими установками пожаротушения и пожарной сигнализации

    НАПБ Б.07.020-2003 - Порядок учета пожаров и их последствий

    Инструкция по охране труда для кассира торгового зала

    Инструкция по охране труда для продавца непродовольственных товаров

    Инструкция по охране труда для продавца продовольственных товаров

    Инструкция по охране труда для продавца мясных продуктов

    Инструкция по технике безопасности по обращению с контрольно-кассовым аппаратом

    1.3. Международные нормы в области охраны труда

    Важное место в нормативно-правовом поле по охране труда занимают международные договоры и соглашения, к которым Украина присоединилась в установленном порядке. Подавляющее большинство международных договоров и соглашений, в которых участвует Украина и в большей или меньшей степени касаются охраны труда, - это следующие четыре группы документов:

    • Конвенции и Рекомендации Международной организации труда.

    • Директивы Европейского Союза.

    • Договоры и соглашения, подписанные в рамках Содружества Независимых Государств.

    • Двусторонние договоры и соглашения.

    Особенно большое значение среди международных договоров, которыми регулируются трудовые отношения, имеют конвенции Международной организации труда, Международные нормы социальной ответственности (Стандарт SA 8000 «Социальная ответственность». Международный стандарт ISO 26000 «Руководство по социальной ответственности»), Директива ЕС 89/391/ЕЕС от 12 июня 1989 введение мер, способствующих улучшению безопасности и гигиены труда работников

    Кстати, Директивы, принимаемые в рамках Европейского Союза и является законом для всех его стран, всегда соответствуют конвенциям МОТ. С другой стороны, в разработке новых конвенций, рекомендаций и других документов МОТ учитывают передовой опыт стран - членов ЕС. Украина не является членом ЕС, но не раз на самых высоких уровнях заявляла о своем стремлении к вступлению в эту организацию. Одно из условий принятия новых стран в ЕС - соответствие их законодательства законодательству ЕС, поэтому в нашей стране идет активная работа по согласованию требований законов и нормативно-правовых актов директивам ЕС.

    Активную работу по развитию и совершенствованию правовой базы охраны труда осуществляют страны - члены СНГ. Важную роль здесь играют модельные законы, принятые на межгосударственном уровне. Цель этих законов - способствовать сближению национального законодательства в области охраны труда на межгосударственном уровне, создание единой правовой базы, направленной на максимальное обеспечение социальной защищенности работников.

    Кроме указанных организаций, в охрану труда вносят свой вклад также Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Международная организация по стандартизации (ИСО), Международная организация авиации (ИКАО) и ряд других.

    Для регулирования отдельных вопросов охраны труда действуют более 2000 подзаконных нормативных актов. Все эти документы создают единое правовое поле охраны труда в нашей стране вообще а также в конкретных областях частности.

    1.4. Международные стандарты SA 8000 «Социальная ответственность» и ISO 26000 «Руководство по социальной ответственности»

    Стандарт SA 8000 был опубликован в 1997 году и дополнен в 2001 году. Цель стандарта - способствовать постоянному улучшению условий найма и осуществления трудовой деятельности, выполнения этических норм цивилизованного общества.

    Стандарт SA 8000 был создан для того, чтобы компании могли подтвердить использование социально-ответственных подходов в своей деятельности. Система менеджмента, основанная на требованиях SA 8000, имеет общие требования по ISO 9001. Так, например, определена управлением политика компании в сфере социальной ответственности, анализ и проверки со стороны руководства, планирование, оценка и выбор поставщиков, принятие корректирующих действий.

    В мире уже давно принято, что предприятия, на которых уделяется значительное внимание персонала, созданию необходимых и комфортных условий для работы, являются надежными партнерами во взаимоотношениях.

    Использование этических подходов к обществу в целом и к своим сотрудникам, в частности создание благоприятной атмосферы в коллективе, является критерием высокого уровня менеджмента. И наоборот, сотрудничество с компаниями, которые не выполняют эти требования, считается неэтичным и связанным с дополнительными рисками.

    Стандарт SA 8000 направлен на обеспечение привлекательности условий найма для сотрудников, улучшение условий их труда и жизненного уровня. Компании, в которых менеджмент осуществляется в соответствии с требованиями стандарта SA 8000, имеют конкурентное преимущество, которое заключается в высокой мотивации персонала, что в свою очередь позволяет эффективно применять современные системы менеджмента для достижения намеченных целей, обеспечивая при этом постоянную рентабельность.

    А наличие на предприятии других стандартов, таких как ISO 9000, ISO 14000, OHSAS 18001 и т.д. дополняет стандарт SA 8000, за без ¬ пе ¬ слыша основу для интеграции в рамках общей системы менеджмента, что ведет к сокращению рисков и повышения прибыльности компании.

    Стандарт ISO 26000 - это добровольное руководство по социальной ответственности и не является документом, который предусматривает сертификацию, как, например, ISO 9001 и ISO 14001. Согласно ISO 26000 компания включает такие компоненты, как защита прав человека, окружающей среды, безопасности труда, права потребителей и развитие местных общин, а также организационное управление и этику бизнеса. То есть в руководстве учтены все принципы, указанные в Глобальной инициативе ООН (документе, к которому присоединилось 6 000 компаний и организаций, среди которых 130 украинских).

    Этот международный стандарт предоставляет инструкции относительно основных принципов социальной ответственности, ключевых тем и вопросов, имеющих отношение к социальной ответственности, а также о путях внедрения социально ответственного поведения в существующих стратегий, систем, практик и процессов организации. Он подчеркивает важность результатов и деятельности в сфере социальной ответственности и ее усовершенствования.

    Этот международный стандарт разработан для всех типов организаций в частном, государственном и неприбыльном секторах, для компаний больших и малых, действующих в развитых странах или странах, которые развиваются. Хотя не все разделы этого международного стандарта будут одинаково полезными для всех типов организаций, все основные аспекты являются для каждого типа организаций. Каждая организация самостоятельно определяет, пригодного и важным для нее путем собственных оценок и диалога с заинтересованными сторонами.

    Использование этого международного стандарта поддерживает каждую организацию в стремлении стать более социально ответственным, учитывать интересы ее членов, соответствовать действующему законодательству и уважать международные нормы поведения.

    Признавая, что организации находятся на разных ступенях понимания и внедрения социальной ответственности, этот международный стандарт запланированных для использования теми, кто только начинает рассматривать вопрос социальной ответственности, а также и для тех, кто имеет опыт ее внедрения. Широкое внедрение на предприятиях, в организациях и учреждениях требованиями международного стандарта ISO 26000 будет способствовать росту показателей устойчивого развития Украины.

    1.5. Основные принципы и внедрению социальной ответственности

    Ответственность за вклад в благосостояние и воздействие на окружающую среду, так называемую социальную ответственность несут организации всех типов: коммерческие, некоммерческие, гражданские, органы управления и другие.

    Стандарту ISO-26000 «Руководство по социальной ответственности», определяются основные принципы социальной ответственности ¬ ности:

    - Подотчетность, которая заключается в том, что организация должна отчитываться по влияние своей деятельности на общество и окружающую среду.

    - Прозрачность, которая означает, что организации следует быть прозрачной в ее решениях и деятельности, которые влияют на других. Организация должна раскрывать в понятной, сбалансированной и правдивой форме о политике, решения и деятельность, за которые она несет ответственность, включая их фактическое и возможное влияние на общество и окружающую среду. Эта информация должна быть легкодоступной и понятной для всех заинтересованных сторон. Прозрачность не подразумевает раскрытия служебной информации, а также информации, защищенной соответствии с законами или может повлечь нарушение правовых обязательств.

    - Нравственное поведение - стиль поведения организации. Организация должна принимать и применять стандарты этического поведения, которые наиболее полно соответствуют ее назначению и сфере ее деятельности. Организация должна развивать структуру управления так, чтобы она способствовала распространению принципов этического поведения как внутри организации, так и в процессе взаимодействия с другими.

    - Взаимодействие с заинтересованными сторонами - этот принцип означает, что организации следует уважать, рассматривать интересы ее заинтересованных сторон и всемерно взаимодействовать с ними.

    - Правовые нормы - В контексте социальной ответственности уважение правовых норм означает, что организация придерживается всех действующих законов и правил, принимает меры, чтобы быть в курсе о принятых ею законы и правила, информировать тех лиц в организации, кто ответственен за соблюдение законов и правил, и знать, что такие законы и правила соблюдаются.

    - Международные нормы - этот принцип определяет, что организации следует уважать международные нормы, в тех случаях, когда эти нормы являются важными для устойчивого развития и благосостояния общества.

    - Права человека - этот принцип означает, что организация должна признавать важность и всеобщность прав человека, уважать права, указанные во Всемирной Декларации по правам человека.

    Одним из значимых мировых ориентиров в развитии вопросам корпоративной социальной ответственности стала Международная инициатива ООН - Глобальный Договор ООН (Global Compact). Идею Глобального Договора предложил Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан на Всемирном экономическом форуме 1999 года. Действие Договора направлено на привлечение корпораций к решению глобальных проблем цивилизации.

    Глобальный договор ООН является добровольной инициативой, которая объединяет частные компании, агентства ООН, бизнес ассоциации, неправительственные организации и профсоюзы в единый форум для устойчивого развития через ответственное и инновационное корпоративное лидерство. Десять универсальных принципов Глобального Договора ориентированы на воплощение практик ответственного бизнеса в сферах прав человека, стандартов труда, экологической ответственности и борьбы с коррупцией.

    Глобальный Договор не предусматривает какого-то «надзора» или строгой оценки деятельности компании. Он базируется исключительно на добровольных инициативах бизнеса по поддержке принципов устойчивого развития, прозрачной деятельности, публичной отчетности, воплощение принципов Глобального Договора в деловую стратегию, корпоративную культуру и повседневную деловую практику.