Руководства, Инструкции, Бланки

П 16 Инструкции О Порядке Применения Етс img-1

П 16 Инструкции О Порядке Применения Етс

Рейтинг: 4.6/5.0 (1550 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от №123

Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 20.09.2002 №123 "Об утверждении Инструкции о порядке применения Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь"

(Документ утратил силу)

(Текст с изменениями и дополнениями на декабрь 2013 года)

Документ зарегистрирован в Национальном реестре правовых актов РБ 6 декабря 2002 г. N 8/8828

Во исполнение Декрета Президента Республики Беларусь от 18 июля 2002 г. N 17 "О некоторых вопросах регулирования оплаты труда работников" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г. N 83, 1/3879) Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке применения Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь.

2. Признать утратившими силу:

постановление Министерства труда Республики Беларусь от 21 января 2000 г. N 7 "Об утверждении Рекомендаций по применению Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г. N 28, 8/2773);

постановление Министерства труда Республики Беларусь от 23 марта 2001 г. N 29 "О внесении изменений в Рекомендации по применению Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь".

3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2003 г.

Глава 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящая Инструкция о порядке применения Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь (далее - Инструкция) определяет механизм дифференциации и регулирования тарифной части заработной платы работников, нанимателями которых являются коммерческие организации и индивидуальные предприниматели (далее - наниматель).

Тарифная часть заработной платы работников состоит из тарифных ставок рабочих, должностных окладов руководителей, специалистов и других служащих (далее - служащие), фиксированных должностных окладов служащих.

2. Единая тарифная сетка работников Республики Беларусь (далее - ЕТС) является инструментом тарифного нормирования оплаты труда работников и представляет собой систему тарифных разрядов и соответствующих им тарифных коэффициентов.

На ее основе с использованием других элементов тарифной системы: тарифной ставки первого разряда, Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (далее - ЕТКС), Единого квалификационного справочника должностей служащих (далее - ЕКСД), иных квалификационных справочников, утверждаемых в установленном порядке, устанавливается тарификация выполняемых работ, профессий (должностей).

3. Дифференциация и регулирование тарифной части заработной платы различных профессионально-квалификационных групп работников производятся в зависимости от следующих факторов:

сложности труда (квалификации) в пределах одной профессии, должности - внутрипрофессиональная, внутридолжностная дифференциация;

содержания и специфики труда рабочих, руководителей, специалистов и других служащих - межпрофессиональная, междолжностная дифференциация;

общих условий труда, сложности выпускаемой продукции, товаров (работ, услуг), видов деятельности и других специфических факторов, характерных для определенной отрасли (подотрасли), - межотраслевая дифференциация.

4. Тарифные коэффициенты ЕТС показывают, во сколько раз тарифные ставки (тарифные оклады) работников второго и последующих разрядов выше тарифной ставки первого разряда.

Кратные размеры тарифной ставки первого разряда показывают, во сколько раз тарифная ставка (тарифный оклад) работника определенной профессии (должности) выше тарифной ставки первого разряда.

Тарифный разряд зависит от уровня квалификации, теоретических и практических знаний, степени сложности выполняемых работ (обязанностей) и ответственности. Эти требования заложены в тарифно-квалификационных (квалификационных) характеристиках, предусмотренных соответствующими квалификационными справочниками.

5. Тарификация - отнесение выполняемых работ к конкретным тарифным разрядам (профессиям, должностям) и присвоение работникам соответствующей квалификации, которая осуществляется в соответствии с ЕТКС, ЕКСД и иными квалификационными справочниками, утверждаемыми в установленном порядке.

Порядок тарификации определяется коллективным договором, соглашением или нанимателем.

6. Тарифная ставка (тарифный оклад) работника, рассчитанная по ЕТС (далее - тарифная ставка (оклад)), определяется путем последовательного умножения тарифной ставки первого разряда, действующей у нанимателя, на тарифный коэффициент соответствующего тарифного разряда или кратный размер тарифной ставки первого разряда, установленный работнику по его профессии (должности), и на коэффициент повышения по технологическим видам работ, производствам, видам экономической деятельности и отраслям (далее - коэффициент повышения) согласно приложению 2 к настоящей Инструкции.

Решение о применении коэффициента повышения нанимателем принимается самостоятельно с учетом норм пункта 12 настоящей Инструкции.

Сдельные расценки определяются исходя из тарифных ставок (окладов) выполняемых работ с учетом коэффициентов их повышения согласно приложению 2 к настоящей Инструкции.

7. Наниматель с учетом финансового состояния организации может устанавливать работникам повышения их тарифных ставок (окладов), а также сдельных расценок до 300 процентов включительно, если больший размер не установлен законодательством.

При этом порядок и условия установления повышения предусматриваются в локальном нормативном правовом акте:

тарифных ставок (окладов) - в зависимости от наличия присвоенной в установленном порядке квалификационной категории, применения производной профессии (должности) "старший", сложности, характера и ответственности выполняемых работ и трудовых функций, участия в разработке и реализации инвестиционных и инновационных проектов, способствующих модернизации производства, внедрению новейших технологий, внесенного вклада в эффективность работы организации и по другим основаниям;

сдельных расценок - в зависимости от сложности и характера выполняемых работ, отсутствия брака и других факторов.

Конкретный процент повышения устанавливается работнику по совокупности оснований и предусматривается в трудовом договоре (контракте).

8. Повышения, предусмотренные пунктом 7 настоящей Инструкции, иными нормативными правовыми актами, исчисляются от тарифной ставки (оклада), рассчитанной в порядке, определенном частью первой пункта 6 настоящей Инструкции, по каждому основанию отдельно и суммируются с ней (ним), образуя тарифную ставку рабочего, должностной оклад служащего.

Надбавки, доплаты, премии и иные выплаты, предусмотренные законодательством, исчисляются исходя из тарифных ставок рабочих и должностных окладов служащих, рассчитанных в порядке, предусмотренном настоящим пунктом.

9. Применение ЕТС не ограничивает прав нанимателей в выборе форм, систем и размеров оплаты труда, с помощью которых заработная плата работников увязывается с конечными результатами труда, эффективностью работы организации и не устанавливает максимальные размеры их заработной платы.

Глава 2 ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ ЕТС

10. Тарифные разряды или кратные размеры тарифной ставки первого разряда работников различных профессионально-квалификационных групп устанавливаются согласно приложениям 1, 3, 4 и 5 к настоящей Инструкции.

11. Тарификация рабочих и должностей служащих по разрядам ЕТС определяется согласно приложению 1 к настоящей Инструкции.

При этом установление конкретных тарифных разрядов и соответствующих им тарифных коэффициентов по профессиям (должностям) производится нанимателем самостоятельно в пределах диапазонов по строкам или уровням управления, указанным в данном приложении, с учетом квалификационных требований к уровню образования и стажу работы, изложенных в ЕКСД и ЕТКС.

По решению нанимателя тарифный разряд руководителей подразделений административно-хозяйственного обслуживания может быть установлен по уровням управления 1.10, 2.11, 3.12 согласно приложению 1 к настоящей Инструкции в зависимости от численности подчиненных работников.

12. Коэффициенты повышения к тарифным ставкам рабочих, рассчитанным по ЕТС, установлены согласно приложению 2 к настоящей Инструкции.

Коэффициенты повышения могут применяться для расчета тарифных окладов, рассчитанных по ЕТС, руководителей и специалистов соответствующих производственных структурных подразделений при условии, что они установлены не менее 50 процентам рабочих, непосредственно занятых в этих подразделениях.

В многопрофильных организациях к тарифным ставкам (окладам) работников производственных структурных подразделений коэффициенты повышения могут применяться в размерах, предусмотренных согласно приложению 2 к настоящей Инструкции, как и для соответствующих видов работ, производств, видов экономической деятельности и отраслей.

Применение коэффициентов повышения не исключает установление нанимателем доплат работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, по результатам аттестации конкретных рабочих мест.

Конкретный перечень профессий (должностей) работников, работ, по которым может предусматриваться применение коэффициентов повышения, а также порядок и условия их применения устанавливаются нанимателем в локальном нормативном правовом акте.

13. По профессиям рабочих, для которых не установлены квалификационные разряды, расчет тарифных ставок производится исходя из кратных размеров тарифной ставки первого разряда, предусмотренных согласно приложению 3 к настоящей Инструкции.

14. Тарификация отдельных должностей руководителей структурных подразделений и специалистов, которая не определяется согласно приложению 1 к настоящей Инструкции, устанавливается согласно приложению 4 к настоящей Инструкции.

15. Под структурным подразделением понимается официально выделенная ее часть, возглавляемая руководителем, подчиненным непосредственно руководителю организации, его заместителю либо руководителю более высокого уровня управления, созданная для управления определенным направлением (видом) деятельности организации, с самостоятельными задачами, функциями и ответственностью.

Структурные подразделения могут создаваться с учетом следующих норм управляемости:

управление - при наличии в его штате не менее семи штатных единиц, включая должность руководителя;

отдел - при наличии в его штате не менее четырех штатных единиц, включая должность руководителя;

сектор (бюро, группа) - при наличии в его штате не менее трех штатных единиц, включая должность руководителя.

Должность начальника производства может вводиться при наличии в структуре соответствующего производства двух и более производственных подразделений (цехов, участков), объединенных законченным циклом выпуска продукции.

Решение о целесообразности введения должностей руководителей производственных структурных подразделений (мастер, начальник участка, цеха и др.) принимается нанимателем самостоятельно исходя из специфики производства.

16. Тарификация должности менеджера производится по уровням управления в зависимости от численности работников, руководимых им по соответствующему направлению деятельности, а также специфики деятельности организации.

17. В случаях, предусмотренных законодательством, в том числе локальными нормативными правовыми актами, в организации может создаваться служба как структурное подразделение вне зависимости от численности работников.

При этом нанимателем самостоятельно определяется целесообразность введения должности руководителя службы, а также ее тарификация по одному из уровней управления согласно приложению 1 к настоящей Инструкции исходя из численности подчиненных работников.

18. Тарифные разряды и соответствующие им тарифные коэффициенты руководителей организаций устанавливаются по решению собственника имущества (органа, уполномоченного заключать контракт) в зависимости от списочной численности работающих по организации в целом, включая обособленные подразделения, а также подчиненные организации и дочерние предприятия, в диапазоне тарифных разрядов согласно приложению 5 к настоящей Инструкции.

Списочная численность работников организации определяется по данным государственной статистической отчетности в среднем за период с начала года по состоянию на 1-е число месяца, в котором заключается, изменяется либо заключается новый контракт по истечении максимального срока действия ранее заключенного контракта.

Во вновь созданной организации в течение первого года деятельности при увеличении фактической списочной численности работников тарифный разряд руководителя изменяется по шкале согласно приложению 5 к настоящей Инструкции. По истечении первого года деятельности тарифный разряд руководителя устанавливается на основании данных государственной статистической отчетности о списочной численности работников по состоянию на конец года.

При изменении в течение срока действия контракта списочной численности работников организации в сторону уменьшения за счет проведения организационно-технических мероприятий, способствующих повышению эффективности производства и труда, тарифный разряд руководителя организации по решению собственника имущества (органа, уполномоченного заключать контракт) может не пересматриваться в сторону его понижения.

Глава 3 ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЕТС

19. Тарификация должностей отдельных руководителей и специалистов коммерческих организаций здравоохранения, образования, науки и научного обслуживания, культуры, физкультуры и спорта, телевидения и радиовещания, редакций газет и журналов либо обособленных подразделений коммерческих организаций по аналогичным видам (направлениям) деятельности может быть установлена на уровне, предусмотренном для соответствующих категорий работников аналогичных организаций, финансируемых из бюджета, с учетом показателей по отнесению их к группам и категориям по оплате труда.

20. В случае, когда тарифный разряд руководителя организации окажется равным или ниже тарифных разрядов руководителей структурных подразделений, структура управления и штаты по решению нанимателя могут быть пересмотрены и излишние звенья управления упразднены.

При необходимости сохранения структуры управления тарификация руководителей структурных подразделений устанавливается не выше тарифного разряда руководителя организации.

21. Тарифный разряд первого заместителя руководителя организации (или главного инженера в качестве первого заместителя руководителя организации) устанавливается на один разряд ниже тарифного разряда руководителя организации.

Тарифные разряды заместителей руководителя организации, главного инженера в качестве заместителя руководителя организации, главного бухгалтера устанавливаются на 1 - 2 разряда ниже тарифного разряда первого заместителя руководителя организации (или главного инженера в качестве первого заместителя руководителя организации).

При отсутствии в штатном расписании должности первого заместителя руководителя организации (или главного инженера в качестве первого заместителя руководителя организации) тарифные разряды заместителей руководителя организации, главного инженера в качестве заместителя руководителя организации и главного бухгалтера могут устанавливаться на 1 - 2 разряда ниже тарифного разряда руководителя организации.

При необходимости тарификация должностей начальников производства, цеха, управления может устанавливаться на 1 - 2 разряда выше тарификации, предусмотренной соответствующим уровнем управления, но не выше тарифного разряда заместителя руководителя организации.

22. Тарифный разряд помощника руководителя организации устанавливается на 1 - 2 разряда ниже тарифного разряда заместителя руководителя организации.

23. Тарифные разряды заместителей главного инженера, главного бухгалтера, заместителей руководителей структурных подразделений устанавливаются на 1 - 2 разряда ниже разрядов главного инженера, главного бухгалтера, руководителей структурных подразделений соответственно.

24. Тарифный разряд руководителя обособленного подразделения может быть установлен коллективным договором, соглашением или нанимателем в зависимости от списочной численности работников подразделения согласно приложению 5 либо по одному из уровней управления согласно приложению 1 к настоящей Инструкции.

Порядок тарификации заместителей руководителя, главного инженера, главного бухгалтера обособленного подразделения аналогичен порядку, установленному пунктом 21 настоящей Инструкции.

25. При установлении в соответствии с законодательством руководителю организации должностного оклада в кратном размере от уровня среднемесячной заработной платы работников по соответствующей отрасли (подотрасли, виду экономической деятельности) экономики республики (временному (антикризисному) управляющему средней заработной платы, рассчитанной в соответствии с законодательством) он по согласованию с собственником имущества (органом, уполномоченным заключать контракт) может определять перечень руководителей и специалистов организации (обособленного подразделения) (далее - должностные лица), а также фонд заработной платы, в пределах которого могут устанавливаться в трудовых договорах (контрактах), заключаемых с указанными должностными лицами, фиксированные должностные оклады без начисления на них премий, надбавок и других выплат стимулирующего характера.

Фиксированные должностные оклады без начисления на них премий, надбавок и других выплат стимулирующего характера устанавливаются должностным лицам на период:

действия установленного руководителю организации должностного оклада в кратном размере от уровня среднемесячной заработной платы работников по соответствующей отрасли (подотрасли, вида экономической деятельности) экономики республики;

осуществления временным (антикризисным) управляющим процедуры санации.

Фиксированные должностные оклады определяются путем умножения условной тарифной ставки первого разряда на тарифные коэффициенты соответствующих тарифных разрядов ЕТС, определенных по тарификации должностных лиц, и пересматриваются по мере изменения размера условной тарифной ставки первого разряда.

Условная тарифная ставка первого разряда исчисляется путем деления установленного руководителю организации должностного оклада (временному (антикризисному) управляющему средней заработной платы, рассчитанной в соответствии с законодательством) на тарифный коэффициент, соответствующий его тарифному разряду по ЕТС.

При отсутствии улучшения финансово-хозяйственной деятельности организации (положительных результатов санации) нанимателем по согласованию с собственником имущества (органом, уполномоченным заключать контракт) может быть принято решение об отмене фиксированных должностных окладов всем либо отдельным должностным лицам.

26. Отдельным высококвалифицированным рабочим, тарифицируемым по разрядам (начиная с пятого разряда), наниматель имеет право устанавливать тарифные ставки исходя из тарифных коэффициентов соответствующих тарифных разрядов ЕТС в диапазоне 2,03 - 2,48 включительно.

Порядок и условия установления указанных тарифных ставок определяются коллективным договором, соглашением или нанимателем.

Приложение 1 к Инструкции о порядке применения Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РАБОТНИКОВ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ПО ТАРИФНЫМ РАЗРЯДАМ ЕДИНОЙ ТАРИФНОЙ СЕТКИ

Приложение 2 к Инструкции о порядке применения Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь

КОЭФФИЦИЕНТЫ ПОВЫШЕНИЯ ПО ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ ВИДАМ РАБОТ, ПРОИЗВОДСТВАМ, ВИДАМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОТРАСЛЯМ Производства, виды работ и рабочие, для которых коэффициент принимается равным 1,1

Отнесение к организациям оборонной промышленности устанавливается решением соответствующего органа государственного управления.

Примечание. Коэффициент 1,1 применяется для производств независимо от вида экономической деятельности для рабочих, занятых: на станочных работах по обработке металла и других материалов резанием на металлообрабатывающих станках; на работах по холодной штамповке металла и других материалов, изготовлению и ремонту инструмента и технологической оснастки; непосредственно занятых ремонтом и наладкой основного технологического, электро- и энергетического, экспериментального и научного оборудования, машин, механизмов, судов, автомобилей и другого подвижного состава, электронно-вычислительной техники, контрольно-измерительных приборов и автоматики; на ремонте, эксплуатации и обслуживании водопроводных и канализационных систем.

Производства, виды работ и рабочие, для которых коэффициент принимается равным 1,2

1. Коэффициент 1,2 применяется для специальных работ по дезактивации территорий, переработке и захоронению отходов, дезактивации, обустройству и эксплуатации пунктов захоронения, сносу и захоронению загрязненных радионуклидами зданий и сооружений, дезактивации загрязненного радионуклидами оборудования организаций, строительной техники, переработке и дезактивации строительных материалов, ремонту технических средств и оборудования в местах производства специальных работ.

2. Перечень сложной и особо сложной продукции устанавливается на основании коллективного договора, соглашения или нанимателем.

Производства, виды работ и рабочие, для которых коэффициент принимается равным 1,3

Отнесение к организациям оборонной промышленности устанавливается решением соответствующего органа государственного управления.

Примечание. Перечень сложной и особо сложной продукции устанавливается на основании коллективного договора, соглашения или нанимателем.

Производства, виды работ и рабочие, для которых коэффициент принимается равным 1,4

Видео

Другие статьи

Порядок применения Единой тарифной сетки - Студопедия

Порядок применения Единой тарифной сетки

Дифференциация и регулирование уровня заработной платы различных групп и категорий работников осуществляется при помощи тарифной системы. Тарифная система представляет собой комплекс нормативов, обеспечивающих в совокупности регулирование уровня заработной платы в зависимости от форм оплаты труда, квалификации работников, характера и условий осуществления труда, территориального размещения предприятия.Тарифную систему составляют три взаимосвязанных элемента: тарифная сетка, тарифная ставка первого разряда, тарифные характеристики работ.

Тарифная сетка – это шкала тарифных коэффициентов по числу тарифных разрядов, определяющая различия в оплате труда в зависимости от степени сложности выполняемых работ. Тарифная сетка для небюджетных организаций имеет 23 разряда, соотношение крайних межразрядных коэффициентов 1:5,33, в том числе рабочих 1:2,17. При разработке ЕТС за основу приняты следующие принципы ее построения:

§ определение исходной базы на уровне не ниже минимальной заработной платы;

§ нарастание ставок оплаты по разрядам, обеспечивающее материальную заинтересованность работников в труде высокой квалификации на основе использования соответствующих тарифных коэффициентов.

Единая тарифная сетка работников Республики Беларусь введена с 1 января 1993 года. С 1 января 1998 года функционировала Единая тарифная сетка работников производственных отраслей экономики Республики Беларусь, которая существенно изменила межразрядные коэффициенты в сторону их понижения. Например, коэффициент рабочего 5 разряда снизился с 2,03 до 1,73; восьмого – с 3,0 до 2,17; специалиста с высшим образованием 15 разряда с 5,85 до 3,48; руководителя 23 разряда – с 12,3 до 5,33. Снижение коэффициентов указанных категорий работников составило соответственно 1,17;1,38;1,68;2,3 пункта. Как видно из расчетов, снижение коэффициентов осуществлено дифференцированно.

С 1 января 2000г. установлена Тарифная сетка работников отраслей хозрасчетного сектора экономики Республики Беларусь (табл.8.3) без изменения межразрядных коэффициентов, категорий и тарифных должностей по пяти группам:

2) специалисты со средним специальным образованием;

3) специалисты с высшим образованием;

4) руководители функциональных служб, отделов;

5) линейные руководители.

Тарифная сетка работников отраслей хозрасчетного сектора экономики

Республики Беларусь (введена с 1 января 2000г.)

Тарифные коэффициенты показывают, таким образом, в какой мере тарифная ставка определенного разряда выше тарифной ставки первого разряда.

Тарифная ставка выражает собой размер заработной платы работника определенного тарифного разряда, характеризующего степень квалификации работника. Тарифная ставка зависит от фонда рабочего времени. Тарифный разряд представляет собой показатель степени сложности работы.

Тарифная ставка первого разряда устанавливается для простейших работ, выполнение которых возможно рабочими, не имеющими специальной подготовки. Тарифная ставка других разрядов, соответствующих выполнению работ возрастающей сложности, определяется в соответствии со ставкой первого разряда умножением ее на соответствующий тарифный коэффициент.

С целью дальнейшего совершенствования механизма дифференциации и регулирования основной (тарифной) части заработной платы работников, нанимателями которых являются коммерческие организации, постановлением Минтруда и социальной защиты Республики Беларусь от 18.04.2005г. №42 были внесены изменения и дополнения в Инструкцию о порядке применения ЕТС. Изменения и дополнения внесены с целью упорядочения ее применения.

Наиболее существенные изменения внесены в механизм применения повышенных тарифных ставок и окладов. Введены понятия тарифной и расчетной ставки (тарифного и расчетного должностного оклада) работника.

Тарифная ставка, соответствующего разряда образуется путем умножения ставки первого разряда, действующей коммерческой организации, на тарифный коэффициент по ЕТС, соответствующий тарифному разряду конкретного работника.

Тарифный должностной оклад образуется путем умножения тарифной ставки первого разряда, действующей в коммерческой организации, на тарифный коэффициент по ЕТС, соответствующий тарифному разряду конкретной должности служащего.

В дальнейшем от тарифных ставок и тарифных должностных окладов работников рассчитываются все повышения, основной зарплаты, предусмотренные Инструкцией, в том числе:

1) коэффициенты повышения тарифных ставок (окладов) рабочих по технологическим видам работ, производствам, видам экономической деятельности и отраслям. Отраслевые коэффициенты повышения оплаты труда к базовому предельному нормативу тарифной ставки первого разряда утверждены Постановлением Совета Министров РБ от 27.12.2004г. №1651 «О некоторых вопросах регулирования оплаты труда работников коммерческих организаций» в размерах указанных в таблице 8.5.

Отраслевые коэффициенты к базовому предельному нормативу

тарифной ставки первого разряда

Применение этих коэффициентов обеспечивает повышение базового норматива тарифной ставки первого разряда. Например, согласно Постановлению №1651 для отраслей нефтеперерабатывающей промышленности установлен отраслевой коэффициент к базовому предельному нормативу тарифной ставки первого разряда в размере 1,3. Следовательно, тарифная ставка первого разряда для оплаты труда работников организации этой отрасли может быть установлена в размере, не превышающем 215527руб. (165790х1,3), где 165790руб. среднедушевой бюджет прожиточного минимума, на основании которого утверждается ставка первого разряда;

2) повышающие коэффициенты к тарифным ставкам (окладам) рабочих отдельных профессий за характер и условия труда;

3) повышение до 10% включительно тарифных должностных окладов руководителей, специалистов и других служащих, имеющих в своем подчинении дочерние предприятия, обособленные подразделения (филиалы, представительства);

4) увеличение (уменьшение) тарифных должностных окладов руководителей, специалистов и других служащих в пределах межразрядной разницы (до 7%).

Указанные повышения тарифных ставок и тарифных должностных окладов работников суммируются с тарифными ставками (окладами) и образуют расчетную ставку (оклад) по ЕТС. Например, действующая в организации тарифная ставка первого разряда равна 147000руб. Должность ведущего специалиста тарифицируется по 15 разряду ЕТС, тарифный коэффициент – 3,48. Тарифный должностной оклад ведущего специалиста составит 51156руб. (147000х3,48).

Тарифная ставка, образуется путем суммирования тарифной ставки и вышеуказанных ее повышений.

Расчетный должностной оклад по ЕТС образуется путем суммирования тарифного должностного оклада и вышеуказанных его повышений, которые предусмотрены Инструкцией, утвержденной Министерством труда и социальной защиты РБ с внесенными изменениями и дополнениями 18.04.2005г. №42.

Предположим, что у ведущего специалиста, на основании коллективного договора, установлено повышение тарифного должностного оклада в пределах межразрядной разницы в размере 4% и повышение тарифного должностного оклада на 10%. Тогда расчетный должностной оклад по ЕТС у ведущего специалиста с учетом повышений, увеличится на 71618руб. (511560х0,04+511560х0,1) и составит 511560+71618=583178руб.

Тарифно-квалификационные справочники предназначены для тарификации работ и присвоения тарифно-квалификационных разрядов на основе включенных в справочники тарифно-квалификационных характеристик. Они содержат требования, предъявляемые к тому или иному разряду работника соответствующей профессии, к его практическим и теоретическим знаниям, к образовательному уровню; описание работ, наиболее часто встречающихся по профессиям и квалификационным разрядам.

Инструкция о порядке применения ЕТС - образец РБ 2016

Инструкция о порядке применения ЕТС

Приложение 1 к Положению об оплате труда

о порядке применения ЕТС

Вводится в действие с 1 августа 2011 г.

1. Настоящая Инструкция определяет механизм формирования тарифных ставок (должностных окладов) работников ОАО "Икс" на основе Единой тарифной сетки Республики Беларусь с учетом рекомендаций по определению тарифных ставок (окладов) работников коммерческих организаций и о порядке их повышения утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 11.07.2011 N 67.

2. Под ЕТС понимается инструмент тарифного нормирования оплаты труда работников, представляющий собой систему тарифных разрядов и соответствующих им тарифных коэффициентов.

Тарифные коэффициенты ЕТС показывают, во сколько раз тарифные ставки (тарифные оклады) работников второго и последующих разрядов выше тарифной ставки первого разряда.

Кратные размеры тарифной ставки первого разряда показывают, во сколько раз тарифная ставка (тарифный оклад) работника определенной профессии (должности) выше тарифной ставки первого разряда.

3. Тарифный разряд зависит от уровня квалификации, теоретических и практических знаний, степени сложности выполняемых работ (обязанностей) и ответственности. Эти требования заложены в тарифно-квалификационных (квалификационных) характеристиках, предусмотренных соответствующими квалификационными справочниками.

4. Тарификация - это отнесение выполняемых работ к конкретным тарифным разрядам (профессиям, должностям) и присвоение работникам соответствующей квалификации, которая осуществляется в соответствии с ЕТКС, ЕКСД и иными квалификационными справочниками, утверждаемыми в установленном порядке.

Тарификация руководителей различного уровня управления, должностей специалистов и других служащих устанавливается в пределах предусмотренного по должностям диапазона тарифных разрядов, независимо от основного вида экономической деятельности организации:

- Специалисты среднего уровня квалификации: тарификация в диапазоне от 7-го до 10-го тарифного разряда (включительно).

- Специалисты высшего уровня квалификации, в том числе имеющие квалификационные категории, присвоенные в установленном порядке: тарификация в диапазоне от 10-го до 13-го тарифного разряда (включительно).

- Ведущие специалисты: тарификация в диапазоне от 13-го по 15-й тарифные разряды.

Отнесение должностей к специалистам среднего уровня или высшего уровня квалификации устанавливается Нанимателем в зависимости от конкретного содержания обязанностей Работника, характеризующего характер (сложность) выполняемой работником трудовой функции по направлению деятельности, что отражается в должностной инструкции специалиста.

Квалификационные категории специалистов среднего и высшего уровня квалификации в дальнейшем могут им присваиваться в установленном порядке в соответствии с квалификационными характеристиками, содержащимися в Едином квалификационном справочнике должностей служащих.

Конкретный тарифный разряд Работника устанавливается в штатном расписании Организации.

5. Дальнейшее изменение тарифного разряда работника производится нанимателем самостоятельно на основании рекомендации аттестационной комиссии, служебных записок руководителей структурных подразделений, личном восприятии степени значимости деятельности подразделения, в котором осуществляет конкретный работник свою трудовую деятельность, повышения уровня сложности, качества выполняемых им (работником) работ, важности того или иного фактора, влияющего на конечный результат тарификации работника.

6. Тарифная ставка (тарифный оклад) работника, рассчитанная по ЕТС (далее - тарифная ставка по ЕТС (тарифный оклад)), определяется путем последовательного умножения тарифной ставки 1-го разряда на тарифный коэффициент соответствующего тарифного разряда или кратный размер тарифной ставки 1-го разряда, установленный работнику по его профессии (должности), и на коэффициент повышения по технологическим видам работ, производствам, видам экономической деятельности согласно приложению 1 к настоящему положению.

7. Руководитель организации может устанавливать работникам повышение их тарифных ставок по ЕТС (тарифных окладов) до 30% включительно по основанию "за характер и специфику труда":

Главному инженеру, работникам конструкторского и технологического отделов, ведущему инженеру по стандартизации:

a) за обеспечение производственных подразделений достаточным объемом работ в стоимостном выражении для обеспечения рентабельной работы предприятия - в размере до 50% (включительно);

b) за высокое качество и конкурентоспособность производимой продукции, работ или услуг - в размере до 50% (включительно);

c) за разработку и освоение новой техники в установленные сроки - в размере до 50% включительно;

d) за обеспечение своевременной передачи технической документации (чертежей, спецификаций, технических условий, технологических карт) структурным подразделениям в размере до 50% (включительно);

e) своевременное получение сертификата продукции собственного производства - в размере до 50% (включительно);

f) за осуществление постоянного анализа и обобщения передового опыта разработки проектов и их реализации в аналогичных отраслях ведущих производителей и подготовку на этой основе предложений по параметрам и характеристикам разрабатываемых изделий и по совершенствованию действующих проектных решений - в размере до 30% (включительно);

g) за осуществление постоянного анализа и обобщения передового опыта используемых технологий в аналогичных отраслях ведущих производителей и подготовку на этой основе предложений по совершенствованию технологии производства - в размере до 30% (включительно);

h) за отсутствие обоснованных претензий со стороны производственных подразделений по качеству конструкторской, технологической документации - в размере до 20%;

i) за выполнение собственного плана работ на месяц - в размере до 30% (включительно);

j) За организацию на высоком уровне процесса разработки (пересмотра старых) стандартов и других документов по стандартизации и сертификации утверждаемых в организации - в размере до 50%.

Зам. директора по производству, работникам ПДО, начальнику цеха, линейному персоналу цеха:

a) за выполнение плана производства - в размере до 50% (включительно);

b) за высокое качество и конкурентоспособность производимой продукции, работ или услуг - в размере до 50% (включительно);

c) за разработку, освоение и внедрение новых изделий в установленные сроки - в размере до 40% (включительно);

d) за обеспечение рационального использования производственных ресурсов, своевременное и качественное составление производственных отчетов - в размере до 30% (включительно);

e) за качественное исполнение обязанностей по выбору и оценке поставщика - в размере до 30%;

f) за своевременное и качественное выполнение таможенных отчетов - в размере до 30% (включительно);

g) за внедрение и использование эффективных методов организации и планирования производства - в размере до 40% (включительно);

h) за отсутствие случаев несоблюдения графика производства или его задержки по причине несвоевременного обеспечения производства сырьем, материалом и комплектующими по вине работника - в размере до 40% (включительно);

i) за своевременное обеспечение рабочих мест материалами, заготовками, полуфабрикатами - в размере до 20% (включительно);

j) за качественное и своевременное ведение учета и отчетности - в размере до 20% (включительно);

k) за соблюдение графика сдачи готовой продукции на склад - в размере до 30% (включительно);

l) за своевременное обеспечение рабочих сменным заданием - в размере до 30% (включительно)

a) за изготовление качественной продукции, в том числе сдача продукции с первого предъявления, соблюдение технологической дисциплины - в размере до 50% (включительно);

b) за своевременное выполнение сменного задания - в размере до 40% (включительно);

c) за соблюдение культуры производства - в размере до 20% (включительно) a) За работу на оборудовании с ЧПУ - на 10%.

Работникам бюро технического контроля:

a) за осуществление постоянного мониторинга и ведение статистики качества выполняемых работ производством - в размере до 30% (включительно);

b) за внедрение и осуществление эффективных методов контроля качества выпускаемой продукции - в размере до 30% (включительно);

c) за отсутствие случаев поступления дефектных деталей на производственный участок по вине работника БТК - в размере до 20% (включительно);

d) за отсутствие случаев непроверенных средств измерений, контрольного и испытательного оборудования - в размере до 20% (включительно)

Работникам службы главного механика:

a) за осуществление постоянного анализа и обобщения передового опыта используемого оборудования в аналогичных отраслях ведущих производителей и подготовку на этой основе предложений по модернизации производства и проведению мероприятий, направленных на предупреждение выхода из строя оборудования - в размере до 40% (включительно);

b) за своевременное и качественное составление графика планово-предупредительных работ, графика по модернизации оборудования, проведение предупредительных работ по предотвращению выхода из строя оборудования, отчетов об их исполнении - в размере до 30% (включительно);

c) за проведение в установленные сроки качественных ремонтных работ - в размере до 30% (включительно);

d) за выполнение графика планово-предупредительных ремонтов - в размере до 30% (включительно)

e) за качественное и своевременное составление отчета о работе подразделения, включая анализ причин выхода из строя оборудования - в размере до 20% (включительно);

f) за выполнение плана по модернизации оборудования - в размере до 30% (включительно);

g) за отсутствие случаев простоя по вине работника ремонтной службы - в размере до 30% (включительно)

Работникам транспортной службы:

a) за оперативное и своевременное выполнение заявок подразделений на перевозку груза, контроль за рациональным использованием автотранспортных средств, составление оптимальных карт маршрутов перевозок - в размере до 30% (включительно);

b) за своевременную и качественную подготовку автомобильной техники к техосмотру - в размере до 20% (включительно);

c) за своевременное и качественное выполнение производственных заданий - в размере до 20% (включительно);

d) за своевременное выполнение заявок подразделений по доставке сырья, материалов, готовых изделий - в размере до 20% (включительно);

e) за не превышение норм расхода горюче-смазочных материалов - в размере до 20% (включительно);

f) за своевременную доставку работников предприятия к месту работы - в размере до 20% (включительно);

g) за поддержание в работоспособном состоянии автотранспортной техники и обеспечение оперативного устранения возникших неисправностей - в размере до 20% (включительно);

h) за поддержание автомобильной техники в опрятном виде - в размере до 15% (включительно)

a) за формирование и своевременное представление в государственные органы и руководству завода полной и достоверной бухгалтерской информации о деятельности организации, ее имущественном положении, доходах и расходах - в размере до 30% (включительно);

b) за организацию и ведение на высоком качественном уровне учета основных средств, товарно-материальных ценностей, денежных средств, издержек производства и обращения - в размере до 30% (включительно);

c) за организацию и выполнение на высоком качественном уровне работы по начислению заработной платы и выплат, связанных с ней; качественное ведение персонифицированного учета - в размере до 30% (включительно);

d) за правильное оформление документов и своевременное отражения в учете вложений во внеоборотные активы; полное формирование фактических затрат, связанных со строительством объектов, достоверного формирования стоимости объекта строительства при принятии его на учет - в размере до 40% (включительно);

e) за качественную работу по подготовке и принятию рабочего плана счетов, форм первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы, разработку форм документов внутренней бухгалтерской отчетности, а также обеспечению порядка проведения инвентаризаций, контроля за проведением хозяйственных операций, соблюдения технологии обработки бухгалтерской информации и порядка документооборота, совершенствование методологии бухгалтерского учета - в размере до 50% (включительно);

f) за оказание методической помощи работникам подразделений организации по вопросам бухгалтерского учета, контроля, отчетности и экономического анализа - в размере 20% (включительно);

g) за организацию на высоком уровне бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности, контроль за экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сохранностью собственности организации - в размере до 50% (включительно);

h) за обеспечение рациональной организации бухгалтерского учета и отчетности в организации на основе максимальной централизации учетно-вычислительных работ и применения современных технических средств и информационных технологий, прогрессивных автоматизированных методов и форм учета и контроля - в размере до 40% (включительно)

Работникам планово-экономического отдела:

a) за применение современных методов планирования, анализа хозяйственной деятельности, управленческого учета на предприятии - в размере до 40% (включительно);

b) за своевременное и качественное составление смет месячных, квартальных, годовых смет, анализа их выполнений; за руководство и координацию работников отдела - в размере до 30% (включительно);

c) за разработку рациональных форм плановой, учетной и отчетной документации, применяемой на предприятии, внедрение автоматизированных систем управления техники с целью проведения экономических расчетов в сфере планирования, учета и анализа хозяйственной деятельности и оптимизации работы подразделения - в размере до 20% (включительно);

d) за своевременное и качественное предоставление директору, главному инженеру, главному бухгалтеру информации (в рамках компетентности и ответственности отдела) необходимой для принятия решений - в размере до 30% (включительно);

e) за своевременное составление плановых калькуляций - в размере до 30% (включительно);

f) за разработку и поддержание в актуальном состоянии методов и форм морального и денежного стимулирования работников предприятия, качественное ведение штатного расписания - в размере до 30% (включительно)

Ведущему инженеру по охране труда:

a) за обеспечение своевременного инструктажа по технике безопасности, проведение мероприятий по профилактике несчастных случаев - в размере до 20% (включительно);

b) за отсутствие на предприятии нарушений связанных с несоблюдением правил по охране труда - в размере до 40% (включительно)

a) за организацию и обеспечение бесперебойного функционирования локальной сети - в размере до 30% (включительно);

b) за своевременное выполнение плана работ по внедрению автоматизированных систем управления, автоматизации управления производством - в размере до 30% (включительно);

c) за своевременное осуществление модернизации, замены сетевого оборудования, закупку расходных материалов; осуществление контроля за монтажом оборудования специалистами сторонних организаций - в размере до 30% (включительно).

a) за осуществление своевременной информационно-технической работы с документами, поступающими на имя руководителя - в размере до 20% (включительно)

Инспектору по кадрам:

a) за отсутствие обоснованных претензий со стороны работников и сторонних инстанций по вопросам оформления документов, касающихся учета кадровой деятельности - в размере до 20% (включительно)

Уборщикам производственных помещений:

a) За работу с использованием дезинфицирующих средств - на 10%.

Конкретный процент повышения устанавливается работнику по совокупности оснований и предусматривается в трудовом договоре (контракте).

8. В случае невыполнения работником критериев, по которым ему был установлено повышение за "Специфику и характер труда" наниматель имеет право на период до 3 месяцев уменьшить размер или не применять при формировании размера тарифной ставки (должностного оклада) работника повышение за "Специфику и характер труда" по основаниям, критерии по которым не были соблюдены. По истечении указанного срока Повышение автоматически возвращается работнику, при условии отсутствия повторного нарушения оснований применения ее.

Решение об отмене (уменьшения) повышения за "Специфику и характер труда" принимается нанимателем на основании отчетов, пояснительных (докладных, служебных и т.п.) записок руководителей подразделения или личного субъективного мнения и оформляется приказом по заводу.

Отмена (снижение размера) Повышения за "Специфику и характер труда" может осуществляться, если данная мера оговорена в трудовом контракте с работником. В случае принятия решения об отмене (снижении) повышения за "Специфику и характер труда" работник должен быть ознакомлен с соответствующим приказом (распоряжением) под роспись.

9. За работу по контракту наниматель самостоятельно в соответствии с действующим законодательством и по собственному усмотрению устанавливает повышение к тарифной ставке в размере до 50% (включительно).

10. Повышения, предусмотренные пунктами 7 и 9 настоящей Инструкции, иными нормативными правовыми актами, исчисляются от тарифной ставки по ЕТС (тарифного оклада), рассчитанной в порядке, определенном п. 6 настоящей Инструкции, по каждому основанию отдельно и суммируются с ней (ним), образуя тарифную ставку рабочего, должностной оклад служащего.

11. Надбавки, доплаты, премии и иные выплаты, предусмотренные Законодательством и локальными нормативными актами, исчисляются исходя из тарифных ставок рабочих и должностных окладов служащих, рассчитанных в порядке, предусмотренном п. 10 настоящей Инструкции.

Приложения к документу: Какие документы есть еще: Что еще скачать по теме «Бухучет»:
  • Каким должен быть правильно составленный трудовой договор
    Трудовой договор определяет взаимоотношения работодателя и сотрудника. От того, насколько досконально будут учтены условия взаимоотношения сторон, его заключивших, зависит соблюдение сторонами прав и обязательств, им предусмотренных.
  • Как грамотно составить договор займа
    Взятие денег в заем – явление, достаточно, характерное и распространенное для современного общества. Юридически правильным будет оформить кредитный заем с последующим возвратом средств документально. Для этого стороны составляют и подписывают договор займа.
  • Правила составления и заключения договора аренды
    Ни для кого не секрет, что юридически грамотный подход к составлению договора или контракта является гарантией успешности сделки, ее прозрачности и безопасности для контрагентов. Правоотношения в сфере найма не исключение.
  • Гарантия успешного получения товаров – правильно составленный договор поставки
    В процессе хозяйственной деятельности многих фирм наиболее часто используется договор поставки. Казалось бы, этот простой, по своей сути, документ должен быть абсолютно понятным и однозначным.

Новое за 28 сентября 2016

  • Внесены корректировки в