Категория: Инструкции
Задачи. Развитие концентрации внимания, запоминания букв, цифр. Учить выполнять инструкцию
Материал: листы с крупным печатным текстом.
Ход игры: Ребенок должен находить и вычеркивать в тексте какую-нибудь букву( цифру). Со временем игру можно усложнить: например, зачеркивать букву А, в кружок обводить букву К.
Задачи. Развитие внимания.
Учить выполнять инструкцию
Играть в эту игру можно в парах или вдвоем. Игроки садятся или встают друг напротив друга. Один из них совершает разные движения: поднимает руки, двигает ими в разные стороны, чешет нос. Другой - "зеркало" первого. Для начала можно ограничиться движениями рук, но постепенно усложнить игру: строить рожицы, поворачиваться и т.д. Время игры ограничивается 1-2 минутами. Если "зеркало" сумело продержаться нужное время, оно получает один балл, а игроки меняются ролями.
Задачи. Развитие внимания, находчивости. Обогащение активного словаря
Дети становятся в ряд, им предлагается по очереди называть предметы, которые их окружают. Назвавший слово - делает шаг вперёд. Выигрывает тот, кто правильно и чётко произносил слова и назвал большее количество предметов, не повторяясь, и таким образом оказался впереди всех.
Цель. Развитие концентрации внимания. Учить запоминать движения, действовать согласно инструкции
Играющие сидят по кругу и выполняют движения в соответствии со словами: "земля" - руки вниз, "вода" - вытянуть руки вперед, "воздух" - поднять руки вверх, "огонь" - произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.
Цель. Развитие концентрации внимания. Учить действовать согласно инструкции
Ребенок слушает команду: "Ухо" и дотрагивается до уха. "Нос" - дотрагивается до носа. Взрослый сначала выполняет задание вместе с ребенком, затем умышленно допускает ошибки. Ребенок должен быть внимательным и не ошибиться.
Цель. Развитие слухового внимания. Воспитывать внимание к слову. Закреплять и уточнять понятия
Следует договориться с ребенком, что он будет хлопать в ладоши, когда услышит слово на заданную тему, например животные. После этого взрослый должен произнести ряд разных слов. Если ребенок ошибся, игра начинается сначала.
Со временем можно усложнить задание, предложив ребенку вставать в том случае, если он услышит название растения, и одновременно с этим хлопать, когда услышит название животного.
Цель: Развитие концентрации внимания, памяти.
Развитие пространственного восприятия.
Перед началом игры следует подготовить инвентарь (разнообразные мелкие предметы, например спички, ластики и т. д.), разложить его на столе и накрыть газетой.
Ребенок должен в течение З0 секунд запомнить расположение предметов, отвернуться, а после этого посмотреть на предметы еще раз и рассказать, как изменилось их расположение.
За каждый угаданный предмет ребенку можно начислить 1 очко, за каждую ошибку - вычесть 1 очко.
Если в игре принимали участие несколько человек, победителем считается тот, кто наберет наибольшее количество очков.
Цель: Развитие концентрации внимания, памяти
Вариант 1. Участники должны встать в шеренry, а ведущий - выбрать одного участника. Выбранный игрок запоминает внешний вид каждого участника.
После этого он уходит или отворачивается, а затем пытается назвать произошедшие изменения (pacстегнутые пуговицы, развязанные шнурки и т. д.).
Вариант 2. Данное занятие можно проводить с одним ребенком. Для этого следует дать ему для сравнения две картинки с одинаковыми на первый взгляд изображениями.
Пусть малыш постарается найти различия.
Цель: Развитие концентрации внимания, памяти.
Развитие координации движений двух рук.
Материал: таблица с расположенными в произвольном порядке цифрами от 1 до 10 (20).
Таблицу следует показать ребенку и предложить ему как можно быстрее показать и назвать все цифры.
Более сложный вариант - в таблицу вписать цифры от 1 до 10 (по 2 шт.). Ребенок должен показать все цифры по две одинаковых одновременно, назвать их При этом можно засечь время.
Ведущий говорит: «Ты будешь радистом и должен по моему сигналу ребром ладони отстучать («тук») и сказать, сколько мной сделано хлопков и в каком ритме, а я буду хлопать».
Ведущий хлопает и говорит «хлоп». Ребенок слушает ритм и говорит «тук»:
а) с наращиванием ряда: тук - хлоп; тук, тук - хлоп, хлоп; тук, тук, тук - хлоп, хлоп, хлоп и т.д.;
б) со сменой темпа (быстро - медленно);
в) с изменением громкости (от тихого полушепота к громкому голосу) и двигательных усилий (от легких касаний к интенсивному отстукиванию).
Цель: Развитие концентрации внимания, памяти, учить подбирать определения, соответствующие предмету, явлению
Игроки рассаживаются по комнате и ждут некоторое время. Они не знают, какое именно задание им будет предложено и когда будет задан вопрос. Вопросы придумывает ведущий. Поэтому он должен быть особенно внимателен.
Через определенное время ведущий просит описать все события, которые произошли в комнате с того момента, как все заняли свои места. Это может быть чье-то покашливание, скрип двери и т.д.
Дети повторяют за ведущим все движения, кроме одного "запрещенного" (прыжка или, например, хлопка).
Цель: Развитие концентрации внимания, памяти, учить подбирать определения, соответствующие предмету, явлению
Материал. книжка с картинками
При рассматривании книжки с картинками. С первой картинки начинается игра: «Я вижу что-то, оно красное! Что это?» Когда это что-то будет найдено, поменяться ролями
Цель: Закрепление знаний об окружающем.
Развитие внимания, памяти, координации движений.
Ведущий произносит фразы-понятия - правильные и неправильные.
Если выражение верное, дети хлопают, если не правильное - топают.
Примеры:"Летом всегда идет снег". Картошку едят сырую". "Ворона - перелетная птица". Понятно, что чем старше дети, тем сложнее должны быть понятия.
Цель: Развитие пространственных представлений.
Развитие внимания и координации движений пальцев рук.
Материал: рисунок с изображением животных, птиц или других персонажей и такого же количества домиков
Предложите детям рисунок с изображением животных, птиц или других персонажей (начиная с пяти) и такого же количества домиков. Соедините каждый персонаж с его домиком волнистыми перекрещивающимися линиями. Маленьким деткам можно дать карандаш, чтобы найти нужную линию, дети постарше должны находить нужную линию без карандаша.
Цель: Развитие концентрации внимания, умения действовать по инструкции.
Материал: стулья (в количестве на один меньше, чем игроков)
По кругу расставляются стулья. Игроки начинают ходить вокруг стульев. Стоять на месте запрещается.
Ведущий берет любой текс, отмечает в нем первое попавшееся слово и объявляет его игрокам. Это нужно сделать заранее.
Затем ведущий начинает монотонно читать выбранный текст с самого начала. Он не должен выделять интонацией никакие слова, тем более выбранное слово.
Услышав ключевое слово, игроки должны быстро занять стулья. Самый невнимательный участник, пропустивший слово и оставшийся без стула, выбывает из игры.
Цель: развитие внимания и памяти, упражнять в описании предмета.
Материал: любой предмет по теме.
На несколько секунд ведущий показывает предмет игрокам. Показывать надо так, чтобы у всех была возможность хорошо рассмотреть со всех сторон предложенный предмет.
Затем ведущий прячет предмет и спрашивает игроков о какой-нибудь малозаметной особенности этого предмета.
Игроки должны постараться припомнить названную деталь и дать правильный ответ.
И только зеленого цвета!
Цель: Развитие сенсорных и пространственных представлений, внимания и памяти.
Играющие садятся в кружок. Выбирается какой-нибудь цвет, например зеленый.
Участник, которого он выбрал, в течение минуты должен назвать 10 предметов зеленого цвета.
Если игрок справляется с заданием, он получает 1 балл, а ведущий называет другую букву и другого игрока.
Цель: развитие зрительного внимания, двигательной памяти, анализа и синтеза, координации движения.
Ведущий выполняет различные движения: поднимает руку, берет ручку, встает со стула и т.д. Игроки должны в точности повторить его движения, но наоборот. Ведущий опускает руку – игроки поднимают, ведущий садится – игроки встают. Игрок, который сделал ошибку, выходит из игры.
Цель: Закрепление знаний детей о числовом ряде. Развитие внимания, мыслительных операций, координации движений, быстроты реакций.
Игроки становятся в круг. Первый кидает мяч и одновременно называет любое число от 1 до 10. Число надо говорить в момент броска. Игрок, которому первый участник кинул мяч, должен назвать число на единицу большее, пока мяч находится в воздухе.
Поймав мяч, он бросает его следующему игроку и одновременно называет любое другое число, но не то, которое по порядку за первым или вторым из уже названных.
Земля или воздух
Цель: Закрепление знаний об окружающем мире.
Развитие распределения внимания, памяти, координации движений.
Материал: два мяча – красный и белый
Красный мяч означает землю. Тот, кто ловит его, должен быстро назвать какое-нибудь животное.
Белый мяч означает воздух. Тот, кто его поймает, должен назвать птицу, насекомое, которое умеет летать.
Цель: Закрепление знаний об окружающем мире.
Развитие распределения внимания, памяти, координации движений.
Выбирается ведущий. Он садится перед игроками. Ведущий быстро называет по очереди какую-нибудь часть лица и прикасается к ней рукой. Но иногда часть лица он называет одну, а рукой дотрагивается совсем до другой.
Игроки должны делать все так, как они видят и не обращать внимание на слова ведущего. Если игрок делает ошибку, он выбывает из игры. Победителем становится самый внимательный.
Цель: Закрепление знаний об окружающем мире.
Развитие распределения внимания, памяти, координации движений.
Все играющие встают по кругу, вытянув руки вперед. Ведущий – в середине. Он старается хлопнуть кого-нибудь по руке, но это не так просто сделать, так как каждый играющий имеет право убрать руку. Хлопнув кого-нибудь по руке, водящий называет одно из слов: «зверь», «рыба», «птица» и считает до трех. Раньше чем закончить счет, играющий должен назвать зверя, рыбу или птицу. Нельзя повторять слова, названные раньше. Если не ответит, то занимает место водящего.
Цель: Закрепление знаний детей о числовом ряде. Развитие внимания, мыслительных операций, координации движений, быстроты реакций.
Количество игроков: двое
Дополнительно: два одинаковых щитка, разграфленных на клетки, на которых написаны вразброд различными цветами цифры от 1 до 10 (20)
По сигналу ведущего двое соревнующихся начинают считать, указывая на цифры указкой, по порядку номеров. Выигрывает первый просчитавший до 10-ти (20-ти).
Цель: Закрепление знаний об окружающем мире.
Развитие внимания, памяти, умения действовать по инструкции.
Материал. картинки с продуктами
Отправьте ребенка в «магазин». Начинают с 1-2 предметов, постепенно увеличивая их количество до 4-5.
В этой игре полезно менять роли: и вы, и ребенок по очереди можете быть и дочкой (или сыном), и мамой (или папой), и продавцом, который сначала выслушивает заказ покупателя, а потом идет подбирать товар. Да и сами магазины могут быть разными: «Булочная», «Молоко», «Игрушки» — и т.д.
Цель: развитие произвольного внимания, координации движений.
Водящий бросает мяч любому игроку, одновременно произнося любое слово (конфета, коробка, шкаф. ). Игрок должен поймать мяч, если водящий произнес "съедобное" слово, и отбросить мяч, если водящий произнес "несъедобное" слово.
Зеленый, красный, желтый
Цель: развитие произвольного внимания, координации движений,
закрепление сенсорных эталонов.
Материал: красный, зеленый и желтый кружочки из цветной бумаги или картона
Дети становятся в круг, ведущий с тремя кружочками - посредине. Ведущий дает команды: "Остановились! Приготовились! Пошли!", - одновременно поднимая соответствующий кружок.
Тот, кто ошибся, выходит из игры
Угадай, чей голосок
Цель: Игра на развитие слухового внимания
Один участник игры становится в круг и закрывает глаза. Дети идут по кругу, не держась за руки, и говорят:
Мы собрались в ровный круг,
Повернемся разом вдруг,
И как скажем скок - скок - скок! -
Угадай чей голосок?
Слова "Скок - скок - скок!" произносит один ребенок по указанию руководителя. Стоящий в центре должен узнать его. Тот, кого узнали, становится на место водящего.
Раз – коленка, два - коленка
Цель: развитие внимания, координации движений.
Дети садятся все на стулья в тесный круг. Затем каждый должен положить руку на правое колено соседу слева. Положили? Так, а теперь начиная с ведущего, по часовой стрелке по всем коленкам по очереди должен пройти лёгкий хлопок рукой. Сначала - правая рука ведущего, затем левая рука его соседа справа, затем правая рука соседа слева, затем левая рука ведущего и т.д.
Первый круг проводится для того, чтобы ребята поняли, как надо действовать. После этого начинается игра. Тот, кто ошибся в процессе игры, убирает руку, которая либо задержалась со своим хлопком, либо произвела его раньше. Если игрок убрал обе руки, он выходит из круга, а игра продолжается. Для усложнения задачи ведущий всё быстрее и быстрее даёт счет, под который должен быть произведён хлопок. Выигрывают три игрока, оставшиеся последними.
Цель: Закрепление знаний об окружающем мире.
Развитие внимания, памяти, умения действовать по инструкции.
Участники становятся в одну линию. При слове ведущего "суша" все прыгают вперед, при слове "вода" - назад.
Игра проводится в быстром темпе. Ведущий имеет право вместо слова "вода" произносить другие слова, например: море, река, залив, океан; вместо слова "суша" - берег, земля, остров.
Прыгающие невпопад выбывают, победителем становится последний игрок - самый внимательный
Цель: развитие внимания, координации движений, быстроты реакции.
Дети встают в круг спиной к центру и к водящему. У водящего в руках мяч. Он начинает отсчёт от 1 до 5. После числа 5 он называет имя одного из детей и подбрасывает мяч вверх. Задача того, чьё имя назвали быстро обернуться и поймать мяч либо на лету, либо только после одного удара о землю.
Кому это не удалось три раза - выбывает из круга.
Педагог должен содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, способствуя становлению деятельности путём развития навыков простейшего экспериментирования для исследования свойств предметов и материалов.
Педагог должен содействовать своевременному и полноценному психическо-
му развитию каждого ребёнка, способствуя становлению сознания:
формировать представления о различных признаках и свойствах объектов и явлений (цвет, форма, величина, физические свойства и др.):
учить различать и называть простейшие геометрические формы: круг, треугольник, шар, куб;
учить различать и называть признаки величины: большой — маленький, длинный — короткий, высокий — низкий и др.;
учить осуществлять классификацию по одному признаку или свойству: выделять группу предметов, имеющих общее название, например «часы»; выделять группу предметов, имеющих общий сенсорный признак;
учить осуществлять сериацию — построение упорядоченного ряда по возрастанию или убыванию какого-либо признака без соответствующих обозначений степеней его выраженности в речи ребёнка;
учить устанавливать сходство, тождество или различие предметов по одному заданному признаку или свойству; учить понимать слова, выражающие контрастные качества: сильный — слабый, чистый — грязный, большой — маленький, длинный — короткий, пустой — полный, прямой — кривой, светлый — тёмный и т. п.;
учить порядку следования числительных в пределах 5;
знакомить с простейшими примерами упорядоченной временной последовательности: порядок следования сюжета, роста и развития растения, производства предмета;
знакомить с понятиями вчера, сегодня, завтра ;
знакомить со словами, выражающими пространственное расположение предметов: предлогами ( над, под, около, перед, за, в ), наречиями ( спереди — сзади, вверху — внизу, близко — далеко );создавать условия для формирования представления об упорядоченной последо-
вательности, знакомя детей со сказками, песенками и потешками с циклическим сюжетом.
Содержание образовательной деятельности
Педагог должен содействовать своевременному и полноценному психическо-
му развитию каждого ребёнка, способствуя становлению деятельности:
ного решения проблемы, обсуждения, рассуждения; развивать предпосылки творческого продуктивного мышления — абстрактно-
го воображения, образной памяти, ассоциативного мышления, мышления по аналогии.
Педагог должен содействовать своевременному и полноценному психическо-
му развитию каждого ребёнка, способствуя становлению сознания:
формировать представления о числах первого десятка как о существенных признаках явлений окружающего мира:
дать представление о порядке следования чисел первого десятка на основе стихов и считалок;
знакомить с цифрами;
дать представление о форме предмета; о геометрических формах: круг, треугольник, квадрат, шар, куб;совершенствовать представление о цвете, вводя названия оттенков: голубой, розовый, серый ;дифференцировать представления о размере, учить практическим приёмам сравнения по размеру;
учить понимать и правильно употреблять прилагательные в сравнительной и превосходной степенях сравнения, строить ряды «большой — больше — самый большой»; осуществлять сериацию из трёх предметов.
Педагог должен содействовать своевременному и полноценному психическо-
му развитию каждого ребёнка, закладывая основы личности:
поддерживать в детях удивление и восхищение математическими закономерностями окружающего мира;обеспечивать эмоциональную окрашенность занятий, обращая внимание детей на
те проявления числа или формы, которые интересны или красивы и не случайны; включать в освоение детьми количественных, пространственных и временных отношений реализацию воспитательных и развивающих задач, а именно:
развитие устойчивости к интеллектуальной фрустрации, т. е. умение спокойно и конструктивно реагировать на свои ошибки и на неумение решить задачу;
формирование положительной общей самооценки и уверенности в собственных интеллектуальных силах;
создание условий для индивидуального развития способностей ребёнка; формирование интереса к математике.
Радуга. Примерная основная образовательная 82 программа дошкольного образования
Педагог должен содействовать своевременному и полноценному психическо-
му развитию каждого ребёнка, способствуя становлению деятельности:
знакомить с операциями счёта и измерения как способа выражения количества через число;развивать представление о необходимости наименования результата счёта и измерения;
сформировать представление об алгоритме операции измерения: использование единицы измерения, инструмента или прибора для измерения, определение результата измерения. Знакомить с единицами измерения различных величин, часто используе-
мых в жизни (масса, объём, длина, температура, временныXе интервалы); учить отличать ситуации, в которых необходимо исполь-
зовать измерение, от ситуаций, в которых могут использоваться и пересчёт, и измерение; учить алгоритмам действий отсчёта и пересчёта. Дать
представление об алгоритме счётной операции: каждый элемент совокупности только один раз ставится в соответствии с числом натурального числового ряда. Дать представление о необходимости наименования результата счёта;
формировать начальные навыки коллективной мыследеятельности: совместного решения проблемы, обсуждения, рассуждения;
развивать предпосылки творческого продуктивного мышления — абстрактного воображения, образной памяти, ассоциативного мышления, мышления по аналогии.
Педагог должен содействовать своевременному и полноценному психическо-
му развитию каждого ребёнка, способствуя становлению сознания:
развивать представление о количестве, которое может быть выражено с помощью числа через операции счёта или измерения;формировать представление об изменении и сохранении количества;
дать представление об арифметических действиях сложения и вычитания;
знакомить со знаками «+» и «–» для обозначения арифметических действий;
знакомить с задачей, дать представление о составлении и решении задач на сложение и вычитание в пределах первого десятка;формировать представление об обратимых и необратимых изменениях;
знакомить с натуральным числовым рядом. Обеспечивать понимание детьми закономерности построения натурального числового ряда (каждое следующее число больше предыдущего на одну единицу); развивать представление о составе каждого из чисел первого десятка из двух меньших чисел;
формировать навыки прямого и обратного счёта в пределах первого десятка;
формировать операцию пересчёта дискретных предметов в пределах 10;
формировать операцию отсчёта по заданному числу предметов в пределах 10;
закреплять знание названий геометрических фигур. Создавать ситуации, в которых дети по словесному описанию (определению) называют геометрическую фигуру;закреплять понимание и правильное употребление в речи слов, обозначающих цвет предмета или его изображения, включая основные названия оттенков;
закреплять умение определять направления относительно себя (вверх — вниз, назад — вперёд, вправо — влево);
Содержание образовательной деятельности 83
совершенствовать умение правильно описывать пространственное расположение предметов относительно друг друга, делая это не только с опорой на реальные предметы, но и по картинке;формировать операцию обобщения на основе выделения общих признаков; закре-
плять умение правильно использовать обобщающие слова, понимая соотношение более общего и более частного понятий (морковь и репа — овощи и т. п.);совершенствовать умение производить классификацию по одному и двум призна-
кам, заданным педагогом, а также произвольно выбранным самим ребёнком.
Педагог должен содействовать своевременному и полноценному психическо-
му развитию каждого ребёнка, закладывая основы личности:
формировать отношение к математике как науке. Прививать детям вкус к размышлению и рассуждению, поиску решений, учить получать удовольствие от прилагаемых интеллектуальных усилий и достигнутого интеллектуального результата;изучать интересы детей с целью раннего выявления математической одарённости;
читать детям сказки, формирующие ценностное представление об интеллекте, — «плутовские истории» типа «Вершки и корешки», «Заяц и черепаха».
Педагог должен содействовать своевременному и полноценному психическо-
му развитию каждого ребёнка, способствуя становлению деятельности:
формировать общеорганизационные навыки учебной деятельности, а именно:
быстро доставать из портфеля (сумки, рюкзачка, папки, ящика стола, шкафа и т. п.) всё, что необходимо для занятия, и аккуратно класть эти предметы на край стола, а по окончании занятия так же быстро и аккуратно убирать их обратно;
чертить карандашом по линейке, обводить фигуры по шаблону;
рисовать на листе бумаги в клетку;
понимать словесные инструкции взрослого и действовать в соответствии с ними;
выражать связно свои мысли в словесной форме, формулировать определения, ставить вопросы;
формировать начальные навыки коллективной мыследеятельности: совместного решения проблемы, обсуждения, рассуждения;развивать предпосылки творческого продуктивного мышления — абстрактного во-
ображения, образной памяти, ассоциативного мышления, мышления по аналогии.
Педагог должен содействовать своевременному
и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, способствуя становлению сознания:
раций классификации и сериации; содействовать становлению знаково-символиче- ской функции мышления;
содействовать развитию воображения детей;
Радуга. Примерная основная образовательная 84 программа дошкольного образования
учить сравнивать предметы по количеству, используя различные приёмы, и выражать в речи в развёрнутом ответе результат сравнения, используя понятия «больше», «меньше», «равно»;учить сравнивать предметы по размеру (обобщённо; по длине, ширине, высоте),
используя понятия «больше», «меньше», «равно»; знакомить детей с арифметическими операциями сложения и вычитания;
содействовать осознанию связи между арифметической операцией (действием) и характером изменения количества. Учить определять, в каких ситуациях какое действие имело место (переводить задачу с языка сюжетного описания на язык арифметического действия); знакомить со знаками арифметических операций сложения и вычитания;
формировать представление о различныXх временных интервалах: день (сутки), месяц, год. Знакомить с различными видами часов, единицами измерения времени — час, минута, секунда, их соотношением по длительности;закреплять представление о годичном цикле смены времён года, характерных признаках времён года. Знакомить детей с календарём;
закреплять понимание простейших закономерностей построения возрастающего и убывающего ряда (сериация);учить находить и формулировать простейшие причинно-следственные связи и за-
кономерности на знакомом содержании; обеспечивать наполнение предметно-развивающей среды логическими играми
(лото, игры по типу «Четвёртый лишний», загадки, ребусы, головоломки); упражнять детей в составлении рассказов по последовательным сюжетным картинкам с целью восстановления в уме цепочки взаимосвязанных событий;
дать обобщённое представление о знаке как о способе передачи информации. Знакомить с примерами использования знаков в жизни (знаки дорожного движения, знаки воинского отличия, знаки-символы и т. п.). Дать представление о графических знаках;сформировать понятие о букве и цифре как знаках. Дать представление о различ-
ных системах письменности — алфавитах и способах записи цифр в разные эпохи у разных народов;знакомить детей с картой, планом, схемой, моделью; рассказывать об их назначе-
нии. Создавать ситуации, в которых дети в игровой форме могут получить первый опыт чтения простейшего плана, схемы, карты; формировать операцию обобщения на основе выделения общих признаков; закре-
плять умение правильно использовать обобщающие слова, понимая соотношение более общего и более частного понятий (морковь и репа — овощи и т. п.);совершенствовать умение производить классификацию по одному и двум задан-
ным педагогом, а также произвольно выбранным самим ребёнком признакам; содействовать развитию пространственного воображения:
регулярно проводить с детьми занятия по плоскостному и объёмному конструированию из геометрических форм;
Педагог должен содействовать своевременному и полноценному психическо-
му развитию каждого ребёнка, закладывая основы личности:
приводить примеры познавательно активных людей, видевших в научной исследовательской деятельности смысл своей жизни;читать детям произведения художественной литературы, фиксирующие ценность
учения, грамотности (например, «Золотой ключик, или Приключения Буратино»).
восприятия смысла музыки, сказок, стихов;
создавать условия для развития различных способов взаимодействия — вербальных и невербальных — со взрослыми и основы навыков общения со сверстниками:
формировать речевую активность, учитывая этапы речевого развития (лепетные, общеупотребительные слова и звукоподражания, простые фразы из двух-трёх слов, неразвёрнутая (упрощённая) структурно нарушенная фраза, развёрнутая фраза с лексико-грамматическими недостатками); активизировать любые доступные ребёнку звукоподражания и речевые высказывания;
поэтапно развивать и совершенствовать лексическую сторону речи;
создавать условия для первичного усвоения грамматических категорий;развивать потребность в речевом общении, формировать любые невербальные и вербальные средства коммуникации (жестовые, мимические, голосовые, звукоподражательные, речевые).
При работе с детьми 1 года — 1 года 6 месяцев:
развивать понимание обращённой речи:
учить понимать значение часто употребляемых слов и находить (по слову взрослого) и показывать в естественных условиях и на картинке игрушки, предметы одежды, посуды, предметы обихода (мыло, расчёска, носовой платок); называть некоторые части лица и тела (рот, глаза, уши, руки, ноги, голову) и показывать их по просьбе взрослого у себя, у взрослого, у образной игрушки; слова, обозначающие действия и некоторые простые бытовые ситуации ( раздеваться, одеваться, умываться, гулять, сидеть, лежать, качать );
развивать у ребёнка умение различать имена близких взрослых, понимать названия одежды, признаки предметов: цвет (красный, жёлтый), контрастные размеры (большой, маленький), форму (кубик, шар);
учить понимать простые по конструкции и содержанию фразы, которыми взрослый сопровождает свои действия, показ игрушек («Кукла идёт: топ-топ», «Зайка скачет: прыг-прыг», «Машина гудит: би-би»). Инициировать выполнение разученных ранее действий («Ладушки», «До свидания», «Понюхай цветочек», «Покачай лялю», «Поцелуй маму», «Птички летают»);
развивать умение выполнять простые речевые инструкции и поручения взрослого, связанные со знакомыми действиями («Дай», «Найди», «Принеси», «Пей», «Ешь»);
поддерживать стремление рассматривать отдельные предметные картинки и картинки в книжке, узнавать предметы и персонажи;
развивать активную речь:
учить произносить звукоподражания (имитировать звуки по просьбе взрослого — лаять, пищать, гудеть, каркать);
побуждать произносить лепетные облегчённые, лёгкие по звуковому составу слова, соотнося их с обозначениями близких взрослых, предметов, действий по подражанию, по просьбе взрослого, в процессе предметно-игровых действий;
стимулировать соотнесённое употребление слов и звукоподражаний (в индивидуальном произношении): в момент радости, при удивлении, при констатации знакомых явлений, в процессе двигательной активности;совершенствовать умение детей подражать часто слышимым звукосочетаниям и
словам. Побуждать заменять облегчённые слова полными (общеупотребительными);
Радуга. Примерная основная образовательная 88 программа дошкольного образования
пополнять активный словарь детей названиями известных часто выполняемых действий ( спи, иди, упал, возьми, катай, качай, подними, беги );
учить показывать и называть изображённые на картинке знакомые предметы в статическом положении, а также в действии;
учить произносить по подражанию простые фразы из двух слов, связывая два облегчённых слова в предложение («Дя пи» — «Дай пить»; «Утя» — «Утка кря-кря»; «Зая пыг-пыг» — «Зайка прыгает»);
формировать умение выражать просьбы, желания, впечатления короткими предложениями из двух, потом трёх слов;
учить детей сопровождать речь мимикой, жестами, движениями, имеющими значение дополнительного слова;
развивать речевое общение, побуждать переходить от общения с помощью жестов и мимики к общению с помощью доступных речевых средств;
знакомить с книжной культурой, детской литературой:
приучать детей слушать и понимать короткие, доступные по содержанию стихи, потешки, сказки (до 3 минут), заинтересовывать детей этим процессом;
сопровождать чтение (рассказывание) показом игрушек, картинок, действий;вызывать желание рассматривать книгу вместе со взрослым, показывать изображённое в книжке (хлопать рукой по картинке).
При работе с детьми 1 года 6 месяцев — 2 лет:
развивать понимание обращённой речи:
закреплять умение понимать слова, обозначающие предметы обихода, их назначение, цвет, размер, местоположение. Называть детям цвет предметов (красный, жёлтый, зелёный, синий), размер (большой, маленький), форму (кубик, шар, кирпичик, крыша-призма);
учить понимать слова, обозначающие способы передвижения животных ( летает, бегает, прыгает ), голосовые реакции ( мяукает, лает, гогочет ), способы передвижения человека ( идёт, бежит ), его действия ( стирает, моет, подметает) ;
учить выполнять более сложные речевые инструкции и знакомые бытовые действия по просьбе взрослого («Помоги маме», «Обними бабушку», «Пожалей папу»), выполнять двухступенчатую инструкцию («Возьми зайку и отнеси маме», «Подними куклу и покачай её», «Нагрузи кубики в машину и отвези их в гараж»);
помогать детям запоминать и выполнять цепочку разворачивающихся действий (взять мыло, вымыть руки с мылом и вытереть их и др.);
учить выбирать из нескольких (двух-трёх) предметов или картинок то, что нужно, выполнять просьбу «Дай мне. и. »;
учить выполнять указания, в которых есть слова, обозначающие признаки предметов или выражающие состояние: «Дай большой мяч», «Возьми красный кубик», «Поставь на стол чистую чашку»;
развивать понимание смысла простых предложений, короткого рассказа о знакомых событиях; учить различать неречевые звуки и шумы (бубен, колокольчик);
Педагог должен содействовать своевременному и полноценному психи-
ческому развитию детей, способствуя развитию коммуникативной деятельности путём создания условий и побуждения ребёнка, с использованием невербальных и вербальных (речевые и языковые) способов общения со взрослыми и сверстниками.
Педагог должен содействовать своевременному и полноценному психическо-
му развитию каждого ребёнка, способствуя становлению сознания:
целенаправленно обогащать словарь за счёт расширения пассивного словаря, перевода слов в активную речь:
побуждать называть реальные предметы, объекты, явления, окружающие ребёнка; их изображения на иллюстрациях;
словесное обозначение действия с собственными движениями и действиями с предметами и игрушками; понимать действия, изображённые на картинке (кто что делает? — мальчик прыгает, девочка спит, птичка летает);
Радуга. Примерная основная образовательная 90 программа дошкольного образования