Руководства, Инструкции, Бланки

Бланк Теста Пьерона Рузера

Рейтинг: 4.4/5.0 (1751 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Исследование концентрации внимания (тест Пьерона-Рузера) - Студопедия

Исследование концентрации внимания (тест Пьерона-Рузера)

Материал и оборудование: бланк теста Пьерона-Рузера, карандаш и секундомер.

Процедура исследования. Исследование можно проводить с одним испытуемым или с группой из 5-9 человек. Главные условия при работе с группой – удобно разместить испытуемых, обеспечить каждого бланками тестов, карандашами и следить за соблюдением тишины в процессе тестирования.

Инструкция испытуемому: "Вам предложен тест с изображенными на нем квадратом, треугольником, кругом и ромбом. По сигналу "Начали" расставьте как можно быстрее и без ошибок следующие знаки в эти геометрические фигуры: в квадрат – плюс, в треугольник – минус, в кружок – ничего не ставьте и в ромб – точку. Знаки расставляйте подряд построчно. Время на работу отпущено 60 секунд. По моему сигналу "Стоп!" расставлять знаки прекратите".

Бланк с геометрическими фигурами теста Пьерона-Рузера имеет следующий вид:

Испытуемый: ____________ Дата _______

Экспериментатор: _________ Время _______

Экспериментатор в ходе исследования контролирует время с помощью секундомера и подает команды "Начали!" и "Стоп!" Надежность результатов исследования достигается повторными тестированиями, которые лучше проводить через значительные интервалы времени.

Обработка и анализ результатов. Результатами данного тестирования являются: количество обработанных испытуемым за 60 с геометрических фигур, считая и кружок, и количество допущенных ошибок.

Уровень концентрации внимания определяют по таблице.

Число обработанных фигур

За допущенные при выполнении задания ошибки ранг снижается. Если ошибок 1-2. то ранг снижается на единицу, если 3-4 – на два ранга концентрация внимания считается хуже, а если ошибок больше 4, то – на три ранга.

При анализе результатов необходимо установить причины, обусловившие данные результаты. Среди них важное значение имеет установка, готовность испытуемого выполнять инструкцию и обрабатывать фигуры расставляя в них знаки как можно скорее, или же его ориентации на безошибочность заполнения теста. В ряде случаев показатель концентрации внимания может быть ниже возможного из-за слишком большого желания человека показать свои способности, добиться максимального результата. Причиной снижения концентрации внимания могут быть также состояние утомления, плохое зрение, болезнь.

Исследование переключения внимания (таблица Шульте)

Оборудование: секундомер и модифицированная цифровая таблица Шульте. На таблице в 49 квадратах размещены числа черного и красного цвета в случайной комбинации, исключающей возможность запоминания. Размеры ячеек квадратов с цифрами – 5х5 см, а расположены они рядами 7 – по горизонтали и 7 – по вертикали. Линии, делящие рабочее поле на ячейки, черные, тонкие.

Процедура исследования. В тестировании участвуют три человека: экспериментатор, испытуемый и наблюдатель-протоколист. Исследование содержит три серии, которые следуют друг за другом. В первой серии испытуемому предлагают назвать и указать черные цифры в возрастающем порядке, во второй – красные цифры в убывающем порядке и в третьей он должен называть и указывать то черные, то красные цифры попеременно, причем черные, как и в первой серии, должны быть названы в возрастающем порядке, а красные – в убывающем.

Таблица черно-красных цифр выглядит следующим образом:

Таблица предъявляется испытуемому в каждой серии только после инструкции по сигналу "Начали!", для того чтобы испытуемый заранее не искал месторасположение соответствующих цифр.

Инструкция испытуемому в первой серии: "Возьмите указку. Вам будет предъявлена таблица с красными и черными цифрами. Как можно быстрее и без ошибок найдите и укажите все черные цифры в возрастающем порядке от 1 до 25. Цвет называть не надо, только само число. Если все понятно, тогда приготовьтесь. Начали!"

Инструкция испытуемому во второй серии: "На этой же таблице найдите и укажите все красные цифры в убывающем порядке от 24 до 1. Старайтесь работать быстро и без ошибок. Цвет цифры называть не надо, называйте только само число. Приготовьтесь! Начали!"

Перед началом каждой серии делают перерыв в 3-4 минуты для отдыха испытуемого.

Инструкция испытуемому в третьей серии: "На таблице черно-красных цифр как можно быстрее и без ошибок находите, называйте и указывайте то красные, то черные цифры попеременно. Черные должны при этом последовательно возрастать, а красные – убывать. Начинайте с 1-черной и 24-красной цифр. Цвет цифры называть не надо, только само число. Если все понятно и нет вопросов, тогда приготовьтесь. Начали!"

Если испытуемый в процессе выполнения заданий любой из серий ошибается, то он сам должен найти ошибку, в редких самых затруднительных случаях допускается подсказка наблюдателя-протоколиста. Секундомер при этом не выключается.

После проведения всего исследования испытуемый дает самоотчет. По самоотчету определите стратегию поиска цифр и особенности выполнения заданий.

Обработка результатов. В ходе обработки результатов необходимо:

1. Составить график времени, затраченного испытуемым на выполнение трех серий исследования.

2. Установить время переключаемости внимания. Время переключения внимания подсчитывается как разность времени между третьей серией и первой со второй вместе взятых. Показатель времени переключения "Т" подсчитывают по формуле:

Т = Т3 – (T1+T2), где

T1 – время, потраченное испытуемым на выполнение первой серии; Т2 – время, потраченное на выполнение второй серии; Т3 – время, потраченное на выполнение третьей серии.

Другие статьи

Тест по теме: Тест Пьерона - Рузера (определение уровня концентрации внимания, темпа психической деятельности)

Тест по теме:
Тест Пьерона - Рузера (определение уровня концентрации внимания, темпа психической деятельности)
Предварительный просмотр:

ТЕСТ ПЬЕРОНА -РУЗЕРА

Цель исследования: определить уровень концентрации внимания, темпа психической деятельности.

Материал и оборудование: бланк теста Пьерона-Рузера, карандаш и секундомер.

Процедура исследования. Исследование можно проводить с одним испытуемым или с группой из 5-9 человек. Главные условия при работе с группой: удобно разместить испытуемых, обеспечить каждого бланками тестов, карандашами и следить за соблюдением тишины в процессе тестирования.

Инструкция испытуемому: «Вам предложен тест с изображенными на нём квадратом, треугольником, кругом и ромбом. По сигналу «Начали» расставьте как можно быстpee и без ошибок следующие знаки в эти геометрические фигуры: в квадрат — плюс, в треугольник — минус, в кружок — ничего не ставьте и в ромб — точку. Знаки расставляйте подряд построчно. Время на работу отпущено 60 секунд. По моему сигналу «Стоп!» расставлять знаки прекратите».

Бланк с геометрическими фигурами теста Пьерона-Рузера имеет следующий вид. Экспериментатор в ходе исследования контролирует время с помощью секундомера и подает команды «Начали!» и «Стоп!». Надежность результатов исследования достигается п о вторными тестированиями, которые лучше проводить ч е рез значительные интервалы времени.

Обработка и анализ результатов. Результатами данного тестирования являются:

  1. Количество обработанных испытуемым за 60 секунд геометрических фигур, считая и кружок. 2) количество допущенных ошибок. Уровень концентрации внимания взрослых людей определяют по таблице.

За допущенные при выполнении задания ошибки ранг снижается. Если ошибок 1-2, то ранг снижается на единицу, если 3-4 — на два ранга концентрация внимания счит а ется хуже, а если ошибок больше 4, то — на три ранга.

При анализе результатов необходимо установить причины обусловившие данные результаты. Среди них ва ж ное значение имеет установка, готовность испытуемого в ы полнять инструкцию и обрабатывать фигуры, расставляя в них знаки как можно скорее, или же его ориентации на безошибочность заполнения теста. В ряде случаев показатель концентрации внимания может быть ниже возможного из-за слишком большого желания человека показать свои способности, добиться максимального результата (то есть своего рода соревновательности). Причиной снижения ко н центрации внимания могут быть также состояние томл е ния, плохое зрение, болезнь.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал предназначен для учителей начальных классов,работающих над темой:"Формирование общеучебных умений и навыков младших школьников".Тесты помогают определить уровень сформированности ОУУН на этап.

Контрольные работы по русскому языку (тесты) для определения уровней развития мыслительной деятельности учащихся.

Цель данной работы: определить уровень развития мыслительной деятельности учащихся.

РАЗВИТИЕ КОНЦЕНТРАЦИИ ВНИМАНИЯ

Приведенные задания помогут учителям и родителям развивать концентрацию внимания у детей 6-11 лет.

Графический диктант, как средство концентрации внимания и формирования каллиграфического почерка.

Данный материал представляет собой статью, которая будет интересна учителям 1 классов реализующих ФГОС НОО.

Тесты для определения уровня своих физиологических данных.Тесты, определяющие гибкость шейного отдела позвоночника[[<"type":"media","view_mode":"media_large".

"Развитие концентрации внимания"

Данная презентация может быть использована на уроке математики, информатики.

тесты для определения уровня воспитанности учащихся

несколько тестов для определения уровня воспитанности учащихся.

Инструкция испытуемому (2)

Цель исследования . определить уровень концентрации внимания.

Материал и оборудование: бланк теста Пьерона-Рузера, карандаш и секундомер.

Исследование можно проводить с одним испытуемым или с группой из 5-9 человек. Главные условия при работе с группой – удобно разместить испытуемых, обеспечить каждого бланками тестов, карандашами и следить за соблюдением тишины в процессе тестирования.

Инструкция испытуемому: "Вам предложен тест с изображенными на нем квадратом, треугольником, кругом и ромбом. По сигналу "Начали" расставьте как можно быстрее и без ошибок следующие знаки в эти геометрические фигуры: в квадрат – плюс, в треугольник – минус, в кружок – ничего не ставьте и в ромб – точку. Знаки расставляйте подряд построчно. Время на работу отпущено 60 секунд. По моему сигналу "Стоп!" расставлять знаки прекратите".

Бланк с геометрическими фигурами теста Пьерона-Рузера имеет следующий вид:

Испытуемый: ____________ Дата _______

Экспериментатор: _________ Время _______

Экспериментатор в ходе исследования контролирует время с помощью секундомера и подает команды "Начали!" и "Стоп!"

Надежность результатов исследования достигается повторными тестированиями, которые лучше проводить через значительные интервалы времени.

Обработка и анализ результатов

Результатами данного тестирования являются: количество обработанных испытуемым за 60 с геометрических фигур, считая и кружок, и количество допущенных ошибок.

Уровень концентрации внимания определяют по таблице.

Число обработанных фигур

За допущенные при выполнении задания ошибки ранг снижается. Если ошибок 1-2. то ранг снижается на единицу, если 3-4 – на два ранга концентрация внимания считается хуже, а если ошибок больше 4, то – на три ранга.

При анализе результатов необходимо установить причины, обусловившие данные результаты. Среди них важное значение имеет установка, готовность испытуемого выполнять инструкцию и обрабатывать фигуры расставляя в них знаки как можно скорее, или же его ориентации на безошибочность заполнения теста. В ряде случаев показатель концентрации внимания может быть ниже возможного из-за слишком большого желания человека показать свои способности, добиться максимального результата (то есть своего рода соревновательности). Причиной снижения концентрации внимания могут быть также состояние утомления, плохое зрение, болезнь.

Похожие работы: Инструкцияиспытуемому (3)

экспериментатору запрещается что-либо объяснять испытуемому помимо инструкции или давать оценки и высказывать. строгой индивидуальностью работы испытуемого и фиксировать время выполнения задания, Инструкцияиспытуемому. "Тест содержит 40.

Инструкцияиспытуемому (1)

на детей 5,5 - 10 лет. Инструкцияиспытуемому. "Перед тобой лежит лист бумаги. время рисования; 6) сверяет ли испытуемый после окончания работы свой рисунок. выполнено задание, тем выше полученная испытуемым суммарная оценка. 2.2. Результаты исследований 1.

принятия «лекарства» через отведенный инструкцией временной промежуток у испытуемых появились ожидаемые эмоциональные переживания. смелости Условные обозначения: А - испытуемый с высокой степенью смелости, Б - испытуемый с низкой степенью смелости. I - КГР.

Целенаправленный поиск противоречия (после соответствующей инструкции ) у испытуемых. которые в процессе чтения текста. инструкция. анализируется самостоятельный выбор испытуемым основания для классификации. После выполнения инструкциииспытуемого.

а второй - испытуемого. Перед экспериментом экспериментатор зачитывает испытуемомуинструкцию. Инструкцияиспытуемому. «Вам будут предъявлены. порога. После этого сообщить испытуемомуинструкцию. Инструкцияиспытуемому. «Вам будет предъявлено несколько.

Методика Пьерона-Рузера

Методика Пьерона-Рузера. Тест на концентрацию внимания

В детской психологии сегодня существует немалое количество методик по исследованию психических особенностей и навыков ребенка. Это касается в первую очередь его способности качественно и в нужном объеме усваивать информацию, получаемую в школе. Поэтому в настоящее время закономерным становится дошкольное психологическое обследование либо устранение проблем в начальной школе. Одним из популярных тестов является методика Пьерона-Рузера. Разберемся, в чем ее назначение и особенности.

Цель

Основной целью теста является проверка уровня концентрации внимания у ребенка. Уже в дошкольном возрасте важно определить, насколько он способен к обучению, и в случае низких показателей скорректировать и повысить результаты. Методика Пьерона-Рузера также помогает определить параметры внимания: его устойчивость, переключение и распределение - оценить нейродинамические особенности (темп работы, степень утомления и пресыщения). Примечательно, что по времени тест занимает всего несколько минут. При детской неусидчивости он дает максимально точный результат. Простая программа помогает психологу сформировать представление о качестве развития ребенка, элементарных графических навыках, зрительно-моторной координации.

Возрастной диапазон

Применяется методика Пьерона-Рузера для дошкольников и школьников начальных классов. Возрастной диапазон составляет 5-8 лет. Он зависит от степени легкости и доступности теста. Задание относится к категории элементарных и считается первой ступенью в психологическом исследовании параметров внимания у детей.

Инструкция

Тест Пьерона-Рузера не требует специального оборудования. Для проведения его потребуются лишь заранее подготовленный бланк, простой карандаш и секундомер. На бланке должны быть изображены четыре вида геометрических фигур. Они располагаются на одинаковом расстоянии друг от друга в таблице 10 х 10.

Перед началом теста ребенку даются указания: предлагается построчно заполнить фигуры соответствующими значками (плюс, минус, точка). Четвертая фигура остается пустой. На выполнение задания отводится 60 секунд.

Важные моменты

Методика Пьерона-Рузера «Проставь значки» рассчитана на детей разного уровня подготовки. Так, малышам или детям с определенными психологическими нарушениями количество фигур уменьшают на 5-7 строк, а начертание плюса и минуса заменяют горизонтальной и вертикальной чертами. Также к общему бланку прилагается наглядный образец для синхронного развития визуальной и аудиальной памяти.

Секундомер используется психологом не только для определения завершения теста, но и для фиксации количества заполненных фигур за отмеренный временной интервал. Иногда на выполнение теста ребенку требуется больше положенной минуты. Также специалисту необходимо проследить, с какого момента испытуемый начинает заполнять фигуры по памяти, не опираясь на образец.

Методика Пьерона-Рузера рассчитана как на индивидуальное исследование, так и на групповое (5-7 человек). Однако при групповом подходе не удается отследить моменты включения памяти в процесс заполнения фигур. А следовательно, результат нельзя будет назвать абсолютным. Единственным разрешением такой ситуации может быть подключение ассистентов.

Анализ

После того как ребенок выполнит тест и будут зафиксированы ключевые критерии оценки, психолог может перейти к общему анализу работы. В этом процессе важно установить причины, которые обусловили результаты. К таковым методика Пьерона-Рузера относит готовность ребенка выполнить инструкцию, настройку его на быструю расстановку знаков в геометрических фигурах и внутреннюю ориентацию на безошибочное выполнение теста. Как показывает практика, показатели концентрации внимания могут оказаться ниже возможных ввиду желания испытуемого показать свои способности, стремления к максимальному результату. То есть в ребенке просыпается чувство конкуренции, характеризующееся волнением и поспешностью. Также следует учитывать состояние утомления, остроту зрения, наличие болезни. Все это тест Пьерона-Рузера называет причинами снижения концентрации внимания.

При анализе работы испытуемого следует использовать определенный алгоритм показателей:

  • Способность ребенка соблюдать инструкцию (порядок выполнения действий).
  • Целенаправленность заполнения тестового бланка.
  • Параметры внимания (распределение, переключение, устойчивость). Ошибки в тесте не всегда указывают на характер распределения внимания, иногда они говорят об особенностях зрительного гнозиса (способность распознавания предметов, цветов, знаков, фигур и т. д.).
  • Индекс правильности (т. е. подсчет правильно заполненных фигур по отношению к их общему числу). Для подсчета результатов используется специальная таблица.
  • Темп заполнения теста (число фигур за 30 секунд, минуту).
  • Количество ошибок за регистрируемые временные интервалы.
  • Динамика и распределение количества ошибок в разных частях тестового бланка (в начале, конце, слева и справа).
  • Мотивация деятельности (соревнование, игра, личное достижение).
Упражнения

Методика Пьерона-Рузера – тест на концентрацию внимания, результаты которого необходимы для психолога, чтобы спланировать дальнейшие действия в отношении конкретного ребенка. При получении низких результатов и определении психологических причин проблемы разумным продолжением является их устранение. Одними из популярных и эффективных способов для детей специалисты считают игры и упражнения на внимание, которые формируют и укрепляют необходимые навыки.

Основной массив их направлен на тренировку и контроль лучом внимания. К ним относятся упражнения «Линия» (последовательное соединение линией точек или просто ведение линии по определенной траектории), «Найди отличие», лабиринты, пазлы. Помимо визуального восприятия, могут быть задействованы слух и речь. Главное, чтобы упражнения на внимание, их выбор ориентировались на вкусы и интересы ребенка. Если он будет включен в процесс, то желаемые результаты будут достигнуты быстро. И напротив, при появлении скуки и ощущения монотонности ребенок будет чувствовать быстрое утомление, рассеянность. А сам процесс тренировки не даст положительных результатов.

Тест пьерона-рузера цель исследования

Тест пьерона-рузера цель исследования


Цель исследования . определить уровень концентрации внимания.


Материал и оборудование: бланк теста Пьерона-Рузера, карандаш и секундомер.

Исследование можно проводить с одним испытуемым или с группой из 5-9 человек. Главные условия при работе с группой – удобно разместить испытуемых, обеспечить каждого бланками тестов, карандашами и следить за соблюдением тишины в процессе тестирования.

Инструкция испытуемому: "Вам предложен тест с изображенными на нем квадратом, треугольником, кругом и ромбом. По сигналу "Начали" расставьте как можно быстрее и без ошибок следующие знаки в эти геометрические фигуры: в квадрат – плюс, в треугольник – минус, в кружок – ничего не ставьте и в ромб – точку. Знаки расставляйте подряд построчно. Время на работу отпущено 60 секунд. По моему сигналу "Стоп!" расставлять знаки прекратите".


^ Бланк с геометрическими фигурами теста Пьерона-Рузера имеет следующий вид:

Испытуемый: ____________ Дата _______

Экспериментатор: _________ Время _______

Экспериментатор в ходе исследования контролирует время с помощью секундомера и подает команды "Начали!" и "Стоп!"

Надежность результатов исследования достигается повторными тестированиями, которые лучше проводить через значительные интервалы времени.


^ Обработка и анализ результатов

Результатами данного тестирования являются: количество обработанных испытуемым за 60 с геометрических фигур, считая и кружок, и количество допущенных ошибок.

Уровень концентрации внимания определяют по таблице.


Число обработанных фигур


Уровень концентрации внимания


За допущенные при выполнении задания ошибки ранг снижается. Если ошибок 1-2. то ранг снижается на единицу, если 3-4 – на два ранга концентрация внимания считается хуже, а если ошибок больше 4, то – на три ранга.

При анализе результатов необходимо установить причины, обусловившие данные результаты. Среди них важное значение имеет установка, готовность испытуемого выполнять инструкцию и обрабатывать фигуры расставляя в них знаки как можно скорее, или же его ориентации на безошибочность заполнения теста. В ряде случаев показатель концентрации внимания может быть ниже возможного из-за слишком большого желания человека показать свои способности, добиться максимального результата (то есть своего рода соревновательности). Причиной снижения концентрации внимания могут быть также состояние утомления, плохое зрение, болезнь.

Схожі:

Тест для батьків
Це не просто тест. Це ? тест-підказка, тест-порада. Чесно відподаючи на запитання, ви зможете побачити, наскільки підтримує вашу.

Александр Лобанов
Цель нашего исследования заключается в проверке гипотезы о том, что адаптивно-знаниевая традиционная система высшего образования.

Опросник самоотношения учителя
Для исследования самоотношения учителей можно использовать тест-опросник самоотношения В. В. Столина и Р. Пантилеева (1988)

Методики Муратова

/ Методики Муратова «Заучивание 10 слов»
А.Р. Лурия

Методика заучивания десяти слов позволяет исследовать процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение. Методика может использоваться для оценки состояния памяти, произвольного внимания, истощаемости больных нервно-психи­ческими заболеваниями, а также для изучения динамики течения болезни и учета эффективности лекарственной терапии. Методика может быть использована как для детей (с пяти лет), так и для взрослых.

Инструкция для детей. «Сейчас мы проверим твою память. Я назову тебе слова, ты прослушаешь их, а потом повторишь сколько сможешь, в любом порядке».
Слова зачитываются испытуемому четко, не спеша.
«Сейчас я снова назову те же самые слова, ты их послушаешь и повторишь – и те, которые уже называл, и те которые запомнишь сейчас. Называть слова можешь в любом порядке».

Инструкция для взрослых. «Сейчас я прочту несколько слов. Слушайте внимательно. Когда я окончу читать, сразу же повторите столько слов, сколько запомните. Повторять слова можно в любом порядке».
«Сейчас я снова прочту Вам те же слова, и Вы опять должны повторить их, – и те, которые Вы уже назвали, и те, которые в первый раз пропустили. По рядок слов не важен».
Далее опыт повторяется без инструкций. Перед следующими 3-5 прочтениями экспериментатор просто говорит: «Еще раз». После 5-6 кратного повторения слов, экспериментатор говорит испытуемому: «Через час Вы эти же слова назовете мне еще раз». На каждом этапе исследования заполняется протокол. Под каждым воспроизведенным словом в строчке, которая соответствует номеру попытки, ставится крестик. Если испытуемый называет «лишнее» слово, оно фиксируется в соответствующей графе. Спустя час испытуемый по просьбе исследователя воспроизводит без предварительного зачитывания запомнившиеся слова, которые фиксируются в протоколе кружочками.


Примеры набора слов:
Стол, вода, кот, лес, хлеб, брат, гриб, окно, мёд, дом.
Дым, сон, шар, пух, звон, куст, час, лёд, ночь, пень.
Число, хор, камень, гриб, кино, зонт, море, шмель, лампа, рысь.


На основе подсчета общего количества воспроизведенных слов после каждого предъявления может быть построен график: по горизонтали откладыва­ется число повторений, по вертикали — число правильно вос­произведенных слов. По форме кривой можно делать выводы относительно особенностей запоминания. Так, у здоровых детей с каждым воспроизведением количество правильно названных слов увеличивается, ослабленные дети воспроизводят меньшее количество, могут демонстрировать застревание на лишних словах. Большое количество «лишних» слов свидетельствует о расторможенности или расстройствах сознания. При обследовании взрослых к третьему повторению испытуемый с нормальной памятью обычно воспроизводит правильно до 9 или 10 слов.
Кривая запоминания может указывать на ослабление внимания, на выраженную утомленность. Повышенная утомляемость регистрируется в том случае, если испытуемый (взрослый или ребенок) сразу воспроизвел 8-9 слов, а затем, с каждым разом все меньше и меньше (кривая на графике не возрастает, а снижается). Кроме того, если испытуемый воспроизводит все меньше и меньше слов, это может свидетельствовать о забывчивости и рассеянности. Зигзагообразный характер кривой свидетельствует о неустойчивости внимания. Кривая, имеющая форму «плато», свидетельствует об эмоциональной вялости ребенка, отсутствии у него заинтересованности. Число слов, удержанных и воспроизведенных час спустя, свидетельствует о долговременной памяти.
Больные разных нозологических групп проявляют специфику в выполнении данного задания:
— при черепно-мозговой травме или нейроинфекции больные воспроизводят и запоминают первые и последние слова; при этом, объем запоминаемого материала от повторения к повторению не увеличивается;
— при неврозах запоминание замедленное, больным требу­ется большее число повторений (по сравнению со здоровыми) для запоминания полного объема материала; график запомина­ния имеет зигзагообразный характер и в объеме запоминаемо­го материала от повторения к повторению проявляется тенден­ция к истощаемости, что свидетельствует о неустойчивости и ко­лебаниях внимания.

Методика «Опосредованное запоминание» Лурия А.Р. Выготский Л.С. Леонтьев А.Н.)

Цель: исследование логической памяти.

Стимульный материал: карточка с написанными в ряд-строчку словами: пожар, труд, дождь, ошибка, горе (5 слов).

Карточки с изображением предметов (5х5 см): 1 – столовый прибор, 2 – школьная доска, 3 – булочная, 4 – расческа, 5 – солнце, 6 – глобус, 7 – кувшин, 8 – петух, 9 – забор, 10 – детские штанишки, 11 – лошадь, 12 – уличный фонарь, 13 – ботинки, 14 – часы, 15 – заводские трубы, 16 – карандаш.

Проведение. При помощи ребенка разложить на стык картинки. Уточнить, знакомы ли они ему. Затем дать ребенку инструкцию: «Сейчас тебе нужно будет запомнить слова. Я буду говорить тебе слово, а ты, чтобы было легче запомнить, будешь выбирать какую-нибудь одну из картинок, но такую, которая потом поможет тебе вспомнить это слово.

Слова, которые я буду тебе говорить, нигде здесь не нарисованы, но всегда можно найти картинку, которая сможет тебе напомнить это слово».

Первым дается слово «пожар». Если ребенок в течение 15 секунд не начинает работать, то инструкция дается повторно (в уточненном варианте). «Тебе надо запомнить слово «пожар». Посмотри внимательно, какая картинка сможет тебе напомнить «пожар». Если ребенок не сможет сделать выбор, то ему дается урок на примере слова «пожар». Экспериментатор берет картинку заводских труб, и поясняет: «Видишь, здесь нарисованы заводские трубы. Из них идет дым. Этот дым тебе и напомнит потом слово «пожар», потому что при пожаре всегда идет дым».

Затем последовательно даются слова «дождь», «труд», «ошибка», «горе». На выбор картинки дается до 1 минуты, и если не смог, то дается следующее слово. Никакой обучающей помощи больше не оказывается. Время фиксируется. На проведение эксперимента отводится 10-12 минут.

Оценка:
а) понимание ребенком инструкции;
б) способность к нахождению опосредующих символов;
в) содержательность объяснения выбора;
г) продуктивность опосредования в целях запоминания.

Методика изучения опосредованного запоминания (метод пиктограмм)

Методика пиктограммы, основанная на идее Л.С. Выготского об опосредованной природе запоминания, предложена А.Р. Лурия. Данная методика позволяет выявлять индивидуально-типологические особенности детей (художественный, мыслительный тип), а также особенности функционирования системы «слово – образ». Эти особенности проявляются в том, при помощи каких образных средств индивид осуществляет процесс запоминания, в том числе и иноязычного вербального материала. Методика может применяться как индивидуально, так и в группе. Участникам обследования выдаются чистые листы бумаги и ручки.

Инструкция: «Вам будет предложен для запоминания перечень слов и словосочетаний. Перечень этот большой, и с первого предъявления его трудно запомнить. Однако для облегчения запоминания Вы можете сразу после предъявления слова или словосочетания выполнить в качестве узелка на память то или иное изображение, которое затем поможет Вам воспроизвести предъявленный материал. Качество рисунка не имеет никакого значения. Помните, что этот рисунок Вы выполняете для себя в целях облегчения запоминания. Каждое изображение должно соответствовать номеру предъявляемого слова».

После предъявления инструкции учащимся зачитывают слова, очень четко и один раз, поочередно с интервалом не более 30 секунд. Перед каждым словом или словосочетанием называется го порядковый номер, который записывается учащимися, а затем уже выполняется рисунок. Воспроизведение предъявленного словесного материала может быть осуществлено спустя один час и более.

Обработка результатов. Все изображения классифицируются на пять категорий: абстрактные, знаково-символические, конкретные, сюжетные, метафорические.

К абстрактным относятся такие, которые выполнены в виде линий, по которым невозможно описать содержание.

К знаково-символическим относятся изображения в виде геометрических фигур, стрелок и т.п.

К конкретным – относятся изображения конкретных предметов (часы, автомобиль).

К сюжетным относятся изображения нескольких конкретных предметов, связанных определенным смыслом, а также изображения человека в выразительной позе или ситуации, два или несколько участников ситуации.

К метафорическим – относятся такие изображения, в которых содержится метафора, художественный вымысел, гротеск, иносказание и т.п.

Подсчитывается количество изображений, относящихся к каждому типу, а также количество правильных воспроизведений и количество ошибок воспроизведения.

На основе анализа данных выделяют три группы испытуемых:

Первая группа – лица, обладающие высокой продуктивностью памяти, сумевшие полностью и без ошибок воспроизвести предлагаемый для запоминания материал.

Вторая группа – лица, воспроизводящие предъявленный материал полностью, однако с искажениями.

Третья группа – лица, которые воспроизводят материал не полностью, со значительными искажениями.

На основании анализа выполнения рисунков по типу используемых изображений выделяют следующие группы:

- группа А - в эту группу входят лица, которые при выполнении пиктограмм используют преимущественно абстрактные и знаково-символические формы. Эту группу можно условно назвать «мыслители»;

- группа В - в эту группу входят лица, у которых при выполнении пиктограмм преобладают конкретные изображения. Условно эту группу можно назвать «реалистичные»;

- группа С - в эту группу входят лица, у которых при выполнении пиктограмм преобладают сюжетные и метафорические изображения. Условно эту группу можно назвать «художники».

Перечень слов и словосочетаний для пиктограмм.

1.Веселый праздник 9.Ядовитый вопрос 17.Богатство

2.Тяжелая работа 10.Дружба 18.Голодный ребенок

3.Развитие 11.Темная ночь 19.Отчаяние

4.Вкусный ужин 12.Печаль 20.Сердитая учительница

5.Смелый поступок 13.Справедливость 21.Глухая старуха

6.Болезнь 14.Сомнение 22.Мальчик-трус

7.Счастье 15.Теплый ветер 23.Неизвестность

8.Разлука 16.Обман 24.Страх

Перечни слов и словосочетаний для применения в повторных исследованиях.

Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3

1.Веселый праздник Тяжелая работа Вкусный ужин

2.Развитие Разлука Богатство

3.Богатство Сомнение Справедливость

4.Ядовитый вопрос Смелый поступок Теплый ветер

5.Глухая старуха Слепой мальчик Девочке холодно

6.Печаль Болезнь Счастье

7.Дружба Война Ум

8.Беззубый дед Темная ночь Голодный человек

9.Сердитая учительница Мальчик-трус Больная женщина

10 Надежда Страх Отчаяние

11.Любовь Зависть Сожаление

12.Мысль Власть Ожидание

Методика «Классификация геометрических фигур»

Цель: изучение условий развития наглядно-образного мышления, умения классифицировать геометрические фигуры по признакам: цвет, форма, величина, сформированное^ (операции сравнения).

Инструкция: ребенку показывают набор карточек и говорят: «на этих карточках нарисованы разные фигуры, разложи эти карточки подходящие к подходящим, сначала по цвету, потом но форме и величине».

1 уровень (высокий). Ребенок справляется с заданием классификации геометрических фигур сразу после объяснения взрослого, самостоятельно

уделяет 2-3 признака, следует словесная формулировка признаков.

2 уровень (выше среднего). Ребенок выполняет задание на классификацию геометрических фигур после небольшой организующей помощи взрослого. Начинает самостоятельно раскладывать карточки и пытается объяснить принцип работы, допускает ошибки, но сам их управляет.

3 уровень (средний). Ребенок выполняет задание после того как экспериментатор сам разложит карточки, а затем предложит продолжить начатую работу. С контрольным заданием не справляется.

4 уровень (ниже среднего). Ребенок не справляется с заданием по классификации геометрических фигур, но выделяет один признак (цвет). При переходе на другой принцип работы пытается справиться, но безуспешно. Словесных формулировок не дает, ошибки не замечает.

5 уровень (низкий). Ребенок не справляется с заданием, даже после подробного объяснения взрослого. Не может соотнести фигуры по цветам. Второй и третий этапы детям с пятым уровнем вообще недоступны.

Методика Доска Сегена.

Доска Сегена (Seguin Form Board) - методика исследования уровня умственного развития детей, предложена Э. Сегеном в 1866 году.

Материал методики включает 5 досок с врезанными в них фигурами. Испытуемому предлагается внимательно рассмотреть доску (в течение 10 с), после чего доска переворачивается, выпавшие из соответствующих гнезд фигурки или детали перемешиваются. Испытуемого просят уложить все фигуры на прежнее место. Время выполнения хронометрируется.

Процедура последовательно повторяется с каждой из остальных четырех досок. Особенности действий испытуемого, его реакции, высказывания, характер отдельных попыток восстановления фигур и ошибки отмечаются в протоколе обследования. В случае, если испытуемый не справляется с заданием, экспериментатор оказывает помощь организующего или стимулирующего характера.

В дальнейшем при безуспешных попытках экспериментатор может прибегнуть к подсказкам, вначале словами (указание на ошибку, рекомендация изменить способ решения, вложить ту или иную деталь), а потом — действиями, то есть вкладыванием какой-нибудь детали. Каждый вид помощи оказывается через определенные промежутки времени (напр. 1 мин) с тем, чтобы можно было наблюдать за действиями испытуемого после оказания помощи.

Методика предельно проста, может быть применена для исследования детей начиная с дошкольного возраста и даже с двух лет. Тест используется при обследовании детей с задержкой развития как органического, так и невротического генеза. Дети воспринимают занятия с досками как игру и охотно выполняют предложенные задания.

Доска форм Сегена за рубежом наиболее широко используется при диагностике умственного развития детей-олигофренов, дифференциальной диагностике задержки умственного развития, связанной с органическим поражением центральной нервной системы.

В нашей стране методика распространена в клинической психодиагностике и практике психолого-педагогической экспертизы.

Тест «Доски Сегена»

Для детей 3,5—7-ми лет

(Проверка уровня развития зрительно-моторного мышления: сравнения и анализа — синтеза различных форм объектов и их частей.)

В реальном тесте ребенок имеет дело с деревянными плоскими фигурками, которые целыми или собранными из отдельных частей ему нужно вставить в доски, имеющие прорези таких же форм, как и предложенные фигуры (рис. 15 а, 15 б, 15 в, 15 г, 15 д). В настоящем варианте методики ребенку предлагают 5 бумажных матриц с прорезями, имитирующих доски, и наборы соответствующих фигур (1а, 1б,1в, 1г, 1д.), вырезанных из карты № 1 Приложения. Вырезать фигуры и их части из карт Приложения следует аккуратно (бритвой), чтобы не испортить сами матрицы, в прорези которых потом ребенок будет вставлять подходящие фигуры. Перед началом тестирования необходимо вырезать из Приложения сами листы с бумажными матрицами-досками, также и подумать, как закреплять их на столе, чтобы они не смещались во время работы над заданием (можно закреплять концы матриц на столе или на специальной картонке пластилином или скрепками и т. д.). Для проведения этого теста потребуются также часы с секундной стрелкой.

Ребенку предлагают каждую матрицу по очереди. Пред ее показом выкладывают в ряд фигуры соответствующего набора в случайной последовательности. Ребенок рассматривает предъявленный рисунок «доски» в течение 10 секунд, после чего вкладывает предложенные к ней фигуры в подходящие прорези матрицы. Время выполнения каждого из пяти заданий точно фиксируется. Детям 3,5-5 лет предлагают два первых рисунка теста. Старшим детям (6—7 лет) — все 5.

Инструкция: Ребенку говорят: «Рассмотри внимательно эти фигурки, вырезанные на рисунке. Выбери из этого набора такие же и наложи их сверху каждой сходной прорези фигуры на рисунке так, чтобы они полностью совпали, чтобы отверстия были полностью заняты фигурой».

Качественный анализ результатов:

Для детей 3,5—4-х лет:

Испытуемые выполняют задания, используя метод примерки: подносят фигурки к прорезям и сравнивают их, ищут сходство, прилаживают их друг к другу и в итоге совмещают правильно.

Для детей 5 лет:

Дети используют только способы зрительной оценки сходства фигур, быстро их совмещают.

Для детей 6— 7лет существует временной норматив при безошибочном выполнении всех 5-ти заданий. Это 5 минут 12 секунд — суммарное время выполнения всех заданий. Дети указанного возраста не должны выполнять задание методом проб и ошибок.

Методика "Установление последовательности событий"

Последовательность событий. Cтимульный материал.

Интеллектуальное недоразвитие, затрудненность осмысления, свойственные олигофренам и больным с органическими заболеваниями мозга, проявляются в том, что больные, справляясь с легкими сериями, не могут ориентироваться в более трудных; в одной и той же серии они, как правило, ошибаются на одной более трудной картине.
Отчетливо выявляются с помощью данной методики некоторые формы инертности психических процессов больных: разложив в первый раз картинки неправильно, больные в дальнейшем несколько раз подряд повторяют ту же ошибочную версию последовательности. Такая "склонность к застреваниям" наблюдается при некоторых органических заболеваниях мозга в детском, а также в старческом возрасте.
При истолковании результатов исследования следует обращать внимание на то, как больной реагирует на наводящие вопросы и критические возражения экспериментатора, "подхватывает" ли он эту помощь или не понимает ее.
Значительный интерес представляют особенности устной речи больных, выявляющиеся во время объяснения последовательности событий (грамматически связная, развернутая либо односложная, бедная, лаконичная, либо с тенденцией к излишней детализации).
Затруднения в установлении сюжета по серии рисунков свидетельствуют о недостаточности уровня процессов обобщения и отвлечения.

Методика Пьерона - Рузера

Методика дает представление о скорости и качестве фор­мирования простого навыка, усвоения нового способа дейст­вий, позволяет получить информацию об объеме и устойчиво­сти произвольного внимания, о развитии моторики руки.

Диапазон применения дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Для выполнения методики используется стандартный бланк, содержащий кружки, квадраты, ромбы и треугольни­ки, выстроенные в строчки и чередующиеся в случайном по­рядке (см. Приложение N6)

Перед ребенком кладется чистый бланк, и психолог, за­полняя пустые фигурки образца, говорит: «Смотри, вот в этом квадратике я поставлю точку, в треугольнике - вот такую черточку (вертикальную), круг оставлю чистым, ничего в нем не нарисую, а в ромбе - вот такую черточку (горизонтальную). Все остальные фигуры ты заполнишь сам, точно так же, как я тебе показал» (еще раз повторить, где и что нарисовать). После того, как ребенок приступил к работе, психолог включает секундомер и фиксирует количество знаков, запол­ненных ребенком за 1 минуту (всего дается 3 минуты), - отмечает точкой или чертой прямо на бланке.

Желательно фиксировать (хотя бы приблизительно), с какого момента ребенок начинает работать по памяти, то есть без опоры на образец. В протоколе необходимо отмечать, как ребенок заполняет фигуры: старательно, аккуратно или не­брежно, так как это отражается на темпе работы.

При обработке данных учитывается общее количество за­полненных фигур, их число за каждую минуту, количество ошибок.

Хорошим результатом считается:

- заполнение в среднем от 70 до 86 фигур за 3 минуты;

- быстрое запоминание условных обозначений;

- после первой заполненной строчки ребенок перестает смотреть на образец;

- ошибки - в незначительном количестве (1-2 за 3 ми­нуты).

Включена в структуру исследования с тем, чтобы выяс­нить, насколько критичен ребенок в оценке собственных до­стижений.

Ребенку задаются вопросы в такой последователь­ности:

- «Понравилась тебе эта работа?»

- «Тебе было интересно?»

- «Что было интереснее всего?»

- «Что было трудно? Что легко?»

После того, как ребенок ответил на эти вопросы, его спрашивают: «Какую отметку ты бы сам себе поставил?»

Время, затрачиваемое на заключительную беседу, равня­ется в среднем 3 - 4 минутам.

В большинстве случаев дети, легко справив­шиеся с большинством заданий, работавшие серьезно и стара­тельно, несколько занижают оценку собственных достижений, придавая большое значение допущенным ошибкам. Дети же, испытавшие в ходе исследования частые затруднения и до­пускавшие много ошибок, напротив, обнаруживали тенден­цию к явному завышению оценки качества своей деятельно­сти, однако после напоминания психологом об имевших место трудностях понижали оценку до более или менее объективно­го уровня.

Цель исследования. определить уровень концентрации внимания.

Материал и оборудование: бланк теста Пьерона-Рузера, карандаш и секундомер.

Исследование можно проводить с одним испытуемым или с группой из 5-9 человек. Главные условия при работе с группой – удобно разместить испытуемых, обеспечить каждого бланками тестов, карандашами и следить за соблюдением тишины в процессе тестирования.

Инструкция испытуемому: "Вам предложен тест с изображенными на нем квадратом, треугольником, кругом и ромбом. По сигналу "Начали" расставьте как можно быстрее и без ошибок следующие знаки в эти геометрические фигуры: в квадрат – плюс, в треугольник – минус, в кружок – ничего не ставьте и в ромб – точку. Знаки расставляйте подряд построчно. Время на работу отпущено 60 секунд. По моему сигналу "Стоп!" расставлять знаки прекратите".

Бланк с геометрическими фигурами теста Пьерона-Рузера имеет следующий вид:

Испытуемый: ____________ Дата _______

Экспериментатор: _________ Время _______


Экспериментатор в ходе исследования контролирует время с помощью секундомера и подает команды "Начали!" и "Стоп!"

Надежность результатов исследования достигается повторными тестированиями, которые лучше проводить через значительные интервалы времени.

Обработка и анализ результатов

Результатами данного тестирования являются: количество обработанных испытуемым за 60 с геометрических фигур, считая и кружок, и количество допущенных ошибок.

Уровень концентрации внимания определяют по таблице.