Руководства, Инструкции, Бланки

Двигатели Ямз-236 Ямз-238 Руководство По Ремонту img-1

Двигатели Ямз-236 Ямз-238 Руководство По Ремонту

Рейтинг: 4.5/5.0 (1728 проголосовавших)

Категория: Руководства

Описание

Двигатель ЯМЗ-236: характеристики, устройство, регулировка

Двигатель ЯМЗ-236: характеристики, устройство, регулировка

ЯМЗ-236 – легендарный дизельный двигатель, который производит ОАО «Автодизель», бывший Ярославский моторный завод. Эта V-образная «шестерка» стала популярной в Советском Союзе, а после его распада - и на территории всего СНГ. Двигатель используется по настоящее время на грузовиках, тракторах и комбайнах. Его можно встретить на таких известных автомобилях, как МАЗ, КРАЗ, УРАЛ, ЗИЛ, а также на тракторах К-700.

Ближайшими соратниками этой модели являются ЯМЗ-238 на 8 цилиндров и ЯМЗ-240 – 12-цилидровый. ЯМЗ-236 имеет много модификаций с разным количеством лошадиных сил.

История создания

В 1950-е годы Ярославский завод получил государственный спецзаказ на создание более мощных дизельных двигателей, которые должны были заменить устаревшие ЯАЗ. Эти моторы должны были стать мощнее и экономичнее, чем их предшественники. С другой стороны, государство хотело получить универсальный ДВС, который можно было применять на разных марках автомобилей.

Под руководством выдающегося конструктора СССР и заслуженного ученого Чернышева Г. Д. был создан двигатель ЯМЗ-236, а также все остальное семейство дизельных моторов того времени. Также он разработал не менее легендарную серию агрегатов для КАМАЗа.

Таким образом, родился ДВС, который по сей день знаменит многим. Он отличается высокой мощностью, надежностью, легким ремонтом, простым техническим обслуживанием, а также дешевыми запасными частями. Большой ресурс и ремонтопригодность позволяют ему служить верой и правдой долгие годы.

Производство в настоящее время

На сегодняшний день производство ЯМЗ-236 продолжается, хотя существует уже его преемник ЯМЗ-530. Объемы продаваемых моторов не падают, но в связи с военными действиями на Украине прекратилась поставка на Кременчугский автосборочный завод, который производил известные грузовики КРАЗ. Конечно, Ярославский завод потерял сегмент сбыта моторов, но от этого производство не уменьшилось.

Технические характеристики и устройство

Двигатель ЯМЗ-236 имеет достаточно высокие технические характеристики. Он оснащен 6 цилиндрами, которые расположены параллельно и имеют угол наклона в 90 градусов. Горючее поступает непосредственно в цилиндры, то есть впрыск прямого типа. Давление в двигателе 16,5 атмосферы. Поршень имеет диаметр 130 мм в базе и 140 мм в ремонтном варианте, при своем ходе в 140 мм.

На двигателе установлен топливный насос высокого давления механического типа и форсунки, которые непосредственно и совершают впрыск на каждый цилиндр. Каждая головка блока имеет по 6 клапанов – 3 впускных и 3 выпускных.

Система охлаждения – жидкостная с принудительной циркуляцией, которая проводится при помощи водяного насоса. Приводом служит ремень, который вращает шкив помпы от шкива коленчатого вала.

Двигатель ЯМЗ-236 имеет объем 11 литров, мощность колеблется от 150 до 420 лошадиных сил. На последних моделях она была увеличена до 500 л.с. В связи с повышением тарифов на топливо производители ЯМЗ-236, расход которого составлял 40 литров на 100 км, уменьшили эту цифру до 25 л.

Основной силовой агрегат выполнялся из чугуна до 2010 года, пока не было решено перевести его на алюминий, как и ГБЦ. Это дало возможность упростить процедуру ремонта и расточки шеек цилиндров, а хонинговка стала более точной. При этом блок агрегата не потерял былую прочность.

Основные характеристики ЯМЗ-236 показывают, что двигатель имеет довольно простую конструкцию, что обеспечивает простоту ремонта и обслуживания.

Регулировка

ЯМЗ-236, регулировка которого производится вручную, требует специального инструмента. В нее входит достаточно много операций. Рассмотрим основные манипуляции, которые нужно проводить:

  • Регулировка клапанов, которая делается при помощи специального щупа, предназначенного для двигателя ЯМЗ-236. Устройство мотора позволяет делать эту операцию при снятой клапанной крышке.
  • Регулировка сцепления, точнее этот процесс называется балансировка. Она проводится на специальном стенде.
  • Регулировка подачи топлива через ТНВД.

Все операции регулировок проводятся только в автосервисах, поскольку требуют специального инструмента, который трудно найти в гараже.

Обслуживание

Обслужить дизельный двигатель ЯМЗ-236 довольно просто, если знать, как и что делать. Рассмотрим основные операции, которые входят в обслуживание:

  1. Замена масла. Обычно для этого двигателя рекомендовано использовать смазочную жидкость для дизельных моторов по типу М10Г2К.
  2. Замена фильтрующих элементов. Мотор имеет несколько фильтров, которые стоит менять каждые 15 000 км пробега. Это масляный фильтр, фильтрующий элемент грубой и тонкой очистки топлива, ремкоплекты всех фильтров.
  3. Регулировка впрыска, проще говоря - продув форсунок.
  4. Замена прокладок клапанных крышек и ГБЦ. В отдельных случаях меняется прокладочный материал поддона.
  5. Подтяжка или замена приводных ремней.

Вот, в принципе, и все операции по обслуживанию, которые проводятся на ЯМЗ-236. Все остальное меняется в текущем и плановом ремонте.

Ремонт

Ремонт двигателя ЯМЗ-236 проводится только в автосервисах, поскольку требует наличия специального оборудования и инструмента. В них входят такие стенды: для разборки и сборки силового агрегата и его элементов, балансировочный, регулировочный и для испытаний.

Также потребуется специальное оборудование:

  • Расточно-хонинговальный станок.
  • Оборудование для шлифовки и полировки коленчатого вала.
  • Стенд с ванной для опрессовки.
  • Развертки для шлифовки посадочных мест седел клапанов.
  • Оборудование для установки направляющих клапанов.
  • Токарный и фрезерный станок.
  • Стенд для чистки форсунок.
  • Пресс для прессовки подшипников и сальников.
  • Аргонная сварка, в некоторых случаях.
  • Другой инструмент и оборудование специального назначения для ремонта дизельных моторов.

Как видно из списка, понадобится достаточно много стендов и оборудования, которые может себе позволить не каждый автосервис.

Ремонт двигателя ЯМЗ-236 проводится в несколько этапов. Все они довольно сложны, и за каждый отвечает профессионал узкого профиля. Рассмотрим все этапы поочередно:

  1. Разборка. Наверное, и так понятно, что ДВС разбирается при помощи обычного расширенного набора инструментов и пневматического пистолета.
  2. Диагностика неисправностей и определения перечня запасных частей, которые нужно заменить.
  3. Шлифовка коленвала и подготовка блока цилиндров.
  4. Мойка всех запасных частей и узлов. Обычно она проводится горячим керосином.
  5. Когда все готово, происходит сборка.

Процесс разборки ЯМЗ-236 занимает около 6-8 часов. На подготовку деталей к сборке уходит примерно 16-20 часов, в зависимости от сложности поломки. Процесс сборки занимает до 36 часов. Все зависит от того, насколько изношены основные агрегаты и узлы и как хорошо подготовили их к финальной стадии работы.

Планы на будущее

В 2020 году Ярославский завод планирует прекратить выпуск двигателей ЯМЗ-236, поскольку ему на смену готовят новый ЯМЗ-660, который станет на 100 лошадиных сил мощнее, а объем увеличится до 12,5 литра. При этом останется классическая компоновка цилиндров и клапанов. Нововведением планируют сделать электронное ТНВД, которое будет иметь стандарт Евро-5, что позволит выйти двигателям на мировой рынок. Также планируется продолжать выпуск дизельных электростанций на базе ЯМЗ-236.

Другие статьи

Ямз 238 руководство по ремонту

Ямз 238 руководство по ремонту


Инструкции и руководства по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей всех марок. V-образные 8-ми цилиндровые двигатели с ТКР серий ЯМЗ-238ДЕ, ЯМЗ-
238НД6, ЯМЗ-238НД7 и ЯМЗ-238НД8. Руководства по ремонту.
Принимаются заказы на капитальный ремонт двигателей ЯМЗ с
обязательным. скачать бесплатно инструкции, обслуживание, ремонт, характеристики,
устройство. конструкции и работы дизельных двигателей ЯМЗ-236 и ЯМЗ-
238. В книге объединены три Руководства двигатели Камаз 740. V-образные 8-ми цилиндровые двигатели серий ЯМЗ-238М, ЯМЗ-238ГМ,
ЯМЗ-. Капитальный ремонт двигателей ЯМЗ. Руководства по ремонтуу. рекомендации по ремонту двигателей ЯМЗ-236, 238 всех модификаций. Раздел: Руководства по эксплуатации и ремонту > По автомобилям. Наименование: Номер: Кол-во: 1: Амортизатор опоры двигателя: 500-1001029: 1: 2: Балка передняя. Полезные страницы инструкции "Ремонт своими руками", со схемами, рисунками и фотографиями. Продажа КАМАЗ с ЯМЗ, капитальный ремонт грузовиков КАМАЗ, КРАЗ, УРАЛ, МАЗЗ. Скачать книги по двигателя. Сделать стартовой Добавить в закладки: У нас можно скачать. На автомобилях модели МАЗ-5335 и его модификациях устанавливаются двигатели ЯМЗ-236 и еггоРемонт двигателей ЯМЗ-236/238/240, издательство «Пончик»; Руководства
по эксплуатации и ремонту, каталоги деталей на двигатели ЯМЗЗ. Автокниги, автолитература: Руководство по ремонту автомобиля, Устройство, обслуживание. Руководства по ремонту тракторов, спецтехники. Ремонт двигателей ЯМЗ. рекомендации по ремонту двигателей ЯМЗ-236, ЯМЗ-238, ЯМЗ-238А. ЯМЗ-236/238 — семейство дизельных двигателей для большегрузных автомобилей. выпускаемых. Обширное руководство по ремонту и уходу за автомобилем Hyundai Accent. Включает в себя 18 разделов. Вы можете связаться с нами по телефону 8-800-500-30-20 звонок бесплатный,+7 (8552) 31-41-73. Запчасти ямз запчасти к тракторам запчасти 238 запчасти г. Ямз ямзе каталог запчастей ямз. Двигатели ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238 (рис. 1 и 2) являются базовыми моделями семейства четырехтактных. Руководство по техническому обслуживанию и ремонту Ауди 80 (Audi 80) Руководство по. Полное руководство по эксплуатации Toyota, а также множество книг по ремонту Тойота. по цене 450 000 р. по цене 200 000 р. Коленчатые валы ЯМЗ 240 номинал. по цене 60 000 рр. Продукция Автодизель (Ярославский моторный завод) — двигатели и запчасти ЯМЗ. Наш книжный интернет-магазин Автопапирус предлагает вам купить руководство по ремонту и. ) Руководства по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту. ЯМЗ-236/238 — сімейство дизельних двигунів для великовантажних.
Руководства по эксплуатации и ремонту, каталоги деталей на двигатели
ЯМЗЗ.

Свежие записи Архивы Рубрики Метки

Дизели ЯМЗ - Все для студента

Дизели ЯМЗ

Москва: Транспорт, 1978 - 310 с. с ил. и табл. В книге приведены технические характеристики двигателей ЯМЗ-240, ЯМЗ-240Н, а также тракторного двигателя ЯМЗ-240Б, рассмотрены организация и технология капитального ремонта, даны справочные сведения по применяемому для ремонта оборудованию, перечень необходимой технологической оснастки, режимы технологической приработки и испытания.

  • 5,10 МБ
  • скачан 98 раз
  • дата добавления неизвестна
  • изменен 18.03.2010 20:40
  • будет удален через 14 дней

Ярославский моторный завод, 1969. – 178 с. Книга содержит основные правила эксплуатации и технического обслуживания двигателей ЯАЗ-М204 и ЯАЗ-М206 всех модификаций. Предназначена для водителей и работников автомобильного транспорта, а также для операторов и механиков, связанных с эксплуатацией двигателей в стационарных условиях.

  • 2,95 МБ
  • скачан 21 раз
  • добавлен 08.12.2011 02:45
  • изменен 08.12.2011 05:15
  • будет удален через 14 дней

Москва: Автоэкспорт, год- не указан. — 160 с. Настоящее руководство, составленное на основе опыта завода-изготовителя и эксплуатирующих организаций, содержит необходимые указания, точное и неуклонное соблюдение которых обеспечит безотказную и длительную работу двигателей Ярославского моторного завода.

  • 4,82 МБ
  • скачан 41 раз
  • добавлен 23.05.2014 20:13
  • изменен 24.05.2014 01:18
  • будет удален через 14 дней

Руководство по эксплуатации. — Ярославль: ОАО "Автодизель", 2016. — 184 с. ил. В руководстве изложены основные правила эксплуатации и технического обслуживания двигателей ЯМЗ-236М2, ЯМЗ-238М2, ЯМ3-238АМ2, ЯМЗ-238ВМ, ЯМЗ-238ГМ2, ЯМ3-238ИМ2, ЯМЗ-238КМ2. Руководство предназначено для водителей транспортных средств и механиков стационарных установок.

  • 6,19 МБ
  • скачан 3 раза
  • добавлен 01.07.2016 01:26
  • изменен 01.07.2016 12:37
  • будет удален через 14 дней

Руководство по эксплуатации. — Ярославль: ОАО "Автодизель", 2013. — 178 с. ил. В руководстве изложены основные правила эксплуатации и технического обслуживания двигателей ЯМЗ-236М2, ЯМЗ-238М2, ЯМ3-238АМ2, ЯМЗ-238ВМ, ЯМЗ-238ГМ2, ЯМ3-238ИМ2, ЯМЗ-238КМ2. Руководство предназначено для водителей транспортных средств и механиков стационарных установок.

  • 5,96 МБ
  • скачан 12 раз
  • добавлен 23.07.2015 14:01
  • изменен 23.07.2015 19:46
  • будет удален через 14 дней

Авторы не указаны. — М. Завод изготовитель, 1986. — 184 с. Характеристики, описание, конструкция двигателей ЯМЗ-238Н, ЯМЗ-238ФМ, ЯМЗ-238Л, ЯМЗ-238Б и ЯМЗ-238Д. Двигатели, приведенные в настоящей инструкции, четырёхтактные, с воспламенением от сжатия и газотурбинным наддувом.

  • 3,74 МБ
  • скачан 11 раз
  • добавлен 07.03.2013 08:04
  • изменен 07.03.2013 22:53
  • будет удален через 14 дней

Авторы не указаны. — М. Завод изготовитель, 1986. — 184 с. Характеристики, описание, конструкция двигателей ЯМЗ-238Н, ЯМЗ-238ФМ, ЯМЗ-238Л, ЯМЗ-238Б и ЯМЗ-238Д. Двигатели, приведенные в настоящей инструкции, четырёхтактные, с воспламенением от сжатия и газотурбинным наддувом.

  • 7,41 МБ
  • скачан 25 раз
  • добавлен 07.03.2013 08:04
  • изменен 07.03.2013 22:55
  • будет удален через 14 дней

Руководство по эксплуатации. — Ярославль: ОАО "Автодизель", 2012. — 152 с. ил.    В фирменном руководстве описана конструкция, особенности эксплуатации и ремонта дизелей ЯМЗ-850.10 и ЯМЗ-8501.10. Материал предназначен для всех, кто связан с вопросами эксплуатации или ремонта этих двигателей.

  • 8,56 МБ
  • скачан 9 раз
  • добавлен 25.12.2014 01:23
  • изменен 26.12.2014 20:41
  • будет удален через 14 дней

240Б-3902150 РЭ. Ярославль: Группа "ГАЗ", ОАО "Автодизель" (Ярославский моторный завод), 2008. — 142 с. Руководство содержит описание конструкции, основные правила эксплуатации и технического обслуживания двигателя ЯМ3-240БМ2 всех комплектаций и исполнений. Положения руководства распространяются на двигатели в комплектности ОАО «Автодизель». Руководство предназначено для всех.

  • 6,61 МБ
  • скачан 4 раза
  • добавлен 20.01.2016 17:48
  • изменен 21.01.2016 23:41
  • будет удален через 14 дней

Руководство по ремонту. — Ярославль: ООО "Силовые агрегаты - Группа ГАЗ", 2011. — 222 с. Общие положения Предупреждающая информация Общие сведения о двигателе Практические рекомендации Моменты затяжки Инструмент Техническая характеристика двигателя ЯМЗ-5347-10 Технология ремонта двигателя Разборка двигателя Общие технические требования к разборке двигателя Порядок.

  • 33,00 МБ
  • скачан 18 раз
  • добавлен 13.10.2015 21:26
  • изменен 14.10.2015 00:49
  • будет удален через 14 дней

Дополнение к руководству по эксплуатации 5347.3902150 РЭ «Двигатели ЯМЗ-5347, ЯМЗ-5347-10, ЯМЗ-5347-20 (в комплектности со сцеплением)». Ярославль: ОАО "Автодизель" (Ярославский моторный завод), 2013. — 8 с. Дизельный двигатель ЯМЗ-53472-10 и его комплектации в сборе со сцеплением MF362 фирмы «ZF Sacks AG», предназначенный для установки на специальную полицейскую машину СПМ-2.

  • 1,68 МБ
  • скачан 4 раза
  • добавлен 13.10.2015 18:49
  • изменен 14.10.2015 00:51
  • будет удален через 14 дней

Ярославль: ООО «Силовые агрегаты - Группа ГАЗ», 2009. – 134 с. Общие положения Предупреждающая информация Общие сведения о двигателях Практические рекомендации Технические характеристики двигателей Смазка Моменты затяжки Инструмент Стандартные моменты затяжки болтов и гаек Порядок полной разборки двигателя Снятие двигателя с транспортного средства и установка.

  • 17,07 МБ
  • скачан 13 раз
  • добавлен 17.01.2016 21:26
  • изменен 19.01.2016 04:13
  • будет удален через 14 дней

М. Петит, 2002, - 384 стр. илл. Руководство по ремонту, эксплуатации и техническому обслуживанию дизельных двигателей легковых и грузовых автомобилей и предназначено для автолюбителей и персонала СТО (сертифицировано для станций технического обслуживания).

  • 18,14 МБ
  • скачан 27 раз
  • добавлен 22.05.2013 18:12
  • изменен 22.05.2013 19:13
  • будет удален через 14 дней

Инструкция по проверке, регулировке и ремонту топливной аппаратуры с целью обеспечения минимальной дымности отработавших газов автомобилей с дизелями,

Инструкция по проверке, регулировке и ремонту топливной аппаратуры с целью обеспечения минимальной дымности отработавших газов автомобилей с дизелями

ИНСТРУКЦИЯ
ПО ПРОВЕРКЕ, РЕГУЛИРОВКЕ И РЕМОНТУ ТОПЛИВНОЙ АППАРАТУРЫ С ЦЕЛЬЮ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНИМАЛЬНОЙ ДЫМНОСТИ ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ АВТОМОБИЛЕЙ С ДИЗЕЛЯМИ

Дата введения 1989-04-01

Зам. начальника Главного научно-технического управления А.И.Газин 07.02.1989 г.


Инструкция разработана в Государственном научно-исследовательском институте автомобильного транспорта (НИИАТ). В Инструкции приводятся рекомендации по проверке, регулировке и ремонту топливной аппаратуры автомобилей с дизелями с целью достижения соответствия дымности отработавших газов действующим нормам.

Работу выполняли: В.С.Доброхотов, Ж.Г.Манусаджянц, Е.В.Парфенов (руководитель темы), В.И.Шестухин.

1. Общие положения

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. При работе автомобилей с дизелями (далее автомобилей) происходит выброс в окружающую среду отработавших газов, в состав которых входят токсичные вещества. Часть этих токсичных веществ находится в отработавших газах в виде аэрозолей (мелких, взвешенных, в основном, сажевых частиц), которые создают дымность отработавших газов (далее дымность).

Воздух, загрязненный токсичными веществами отработавших газов автомобилей, оказывает вредное воздействие на здоровье населения, растительность и животный мир. В связи с этим необходимо принимать меры по уменьшению загрязнения атмосферного воздуха вредными компонентами отработавших газов.

1.2. Дымность автомобилей зависит от количества аэрозолей, содержащихся в отработавших газах. Уровень дымности, даже на автомобилях одной модели, при работе в одних и тех же условиях, различен и, в зависимости от их технического состояния, изменяется в широких пределах. Оценка дымности производится по показателю, характеризующему степень поглощения светового потока отработавшими газами.

1.3. Основными факторами, влияющими на изменение дымности автомобилей, являются техническое состояние двигателя и качество соблюдения регулировочных параметров его систем. Наибольшее влияние на дымность оказывает техническое состояние топливной аппаратуры.

Автомобили с технически неисправной или неправильно отрегулированной топливной аппаратурой, как правило, имеют повышенную дымность. Наряду с этим, на автомобилях с технически исправной аппаратурой дымность не превышает установленных норм.

Следовательно, уже в настоящее время, автотранспортные предприятия имеют возможность путем поддержания надлежащего технического состояния двигателя и правильной регулировки топливной аппаратуры значительно снизить дымность.

1.4. Повышенная дымность свидетельствует как о неисправности систем двигателя, так и о перерасходе топлива данным автомобилем. Таким образом, работы по уменьшению дымности приведут к снижению расхода топлива автомобилями.

1.5. Для уменьшения загрязнения атмосферного воздуха аэрозолями отработавших газов автомобилей необходимо своевременно выявлять автомобили с неисправностями двигателя или неправильно отрегулированной топливной аппаратурой и принимать соответствующие меры. С этой целью в каждом автотранспортном и авторемонтном предприятиях должен быть организован контроль за дымностью.

2. Измерение дымности

2.1. Порядок проверки автомобилей на дымность и нормы предельно допустимого ее содержания регламентированы ГОСТ 21393-75 * "Автомобили с дизелями. Дымность отработавших газов. Нормы и методы измерений. Требования безопасности" (переиздание, 1986 г. с изм. N 1).
________________
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 52160-2003. здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.

2.2. Дымность при измерении на режиме свободного ускорения не должна превышать для двигателей без наддува 40%, с наддувом - 50%. При проверке на режиме максимальной частоты вращения коленчатого вала двигателя дымность автомобилей не должна превышать 15%.

2.3. В автотранспортных предприятиях проверке подвергаются автомобили не реже чем при прохождении технического обслуживания N 2, а также после ремонта или регулирования топливной аппаратуры и других систем двигателя, оказывающих влияние на изменение дымности.

В авторемонтных предприятиях проверке подлежат автомобили с дизелями, прошедшие капитальный ремонт.

Проверка автомобилей может проводиться на одном из постов технического обслуживания, диагностики или на контрольно-регулировочном пункте (КРП). Осуществляется проверка слесарем по ремонту топливной аппаратуры, механиком или специально выделенным работником.

2.4. В авторемонтных предприятиях проверка автомобилей производится после их обкатки пробегом, а двигателей - после обкатки на стенде, при отсоединенном тормозном (динамометрическом) устройстве.

2.5. Для контроля дымности автомобилей, согласно приведенной ниже методике (п.п.2.6 и 2.7), могут использоваться приборы ИНА-109, МК-3 (фирма "Хартридж", Англия) и другие дымомеры, которые соответствуют основным требованиям, приведенным в приложении 2 ГОСТ 21393-75 .

2.6. Проверка дымности производится на неподвижно стоящем автомобиле, при работе двигателя на двух режимах:

- свободном ускорении (разгон двигателя на холостом ходу от минимальной до максимальной частоты вращения коленчатого вала двигателя);

- максимальной частоте вращения коленчатого вала двигателя на холостом ходу.

2.7. Измерение дымности проводится на предварительно прогретом двигателе до температуры не ниже указанной заводом-изготовителем (но не менее +75 °С).

2.7.1. Порядок проверки:

- затормозить автомобиль стояночным тормозом;

- подложить под колеса упоры (башмаки);

- установить рычаг переключения передач (избиратель скоростей для автомобилей с автоматической коробкой передач) в нейтральное положение;

- убедиться в исправности выпускной системы (внешним осмотром). Система не должна иметь дефектов, приводящих к утечке газа или подсосу воздуха;

- установить пробоотборный зонд в выпускную трубу или подсоединить к выпускной трубе устройство дымомера в соответствии с инструкцией по эксплуатации;

- включить и подготовить дымомер к работе;

- при работающем двигателе нажать педаль топлива до упора, установив максимальную частоту вращения коленчатого вала двигателя.

Этот режим необходим для прогрева прибора до температуры, указанной в Инструкции по эксплуатации прибора. Продолжительность работы на данном режиме, как правило, не превышает 20 с, после чего необходимо отпустить педаль подачи топлива и дать двигателю проработать до установления минимальной частоты вращения коленчатого вала.

2.7.2. На автомобилях, имеющих неисправную выпускную систему (заметный прорыв отработавших газов через неплотности в соединениях, прогары и повреждения), проводить проверку дымности запрещается до устранения этих неисправностей.

2.7.3. Измерение дымности на режиме свободного ускорения следует проводить сразу же после прогрева прибора и последующего установления минимальной частоты вращения коленчатого вала:

- для измерения дымности на режиме свободного ускорения необходимо быстро, но не резко, нажать до упора педаль подачи топлива, увеличив тем самым частоту вращения коленчатого вала двигателя от минимальной до максимальной. После достижения максимальной частоты вращения коленчатого вала двигателя отпустить педаль подачи топлива и дать установиться минимальной частоте вращения вала двигателя. Такой цикл повторить 10 раз с интервалом не более 15 с;

- замер показаний дымности на этом режиме производить при последних четырех циклах по максимальному отклонению стрелки показывающего прибора дымомера. За результат измерения принимается среднее арифметическое значение дымности на четырех последних циклах. Измерения считаются достоверными, если показания последних четырех замеров не отличаются более чем на шесть единиц измерения по шкале прибора.

2.7.4. Проверка дымности на режиме максимальной частоты вращения коленчатого вала осуществляется не позднее чем через 60 с после проверки на режиме свободного ускорения:

- для проверки на этом режиме необходимо при работе двигателя с минимальной частотой вращения коленчатого вала двигателя нажать до упора на педаль подачи топлива и зафиксировать ее в этом положении, установив максимальную частоту вращения коленчатого вала двигателя;

- замер показания дымности производить не ранее чем через 30 с после впуска отработавших газов в прибор. Измерение считать достоверным, если колебания стрелки показывающего прибора дымомера не превышают более шести единиц измерения по шкале прибора. За результат измерения следует принимать среднее арифметическое значение, определенное от крайних значений диапазона допустимых колебаний.

2.8. На автомобилях с двумя впускными трубами дымность определяется в каждой из них отдельно. Оценку дымности проводят по максимальному значению.

2.9. Результаты измерений дымности заносятся в карточку, составленную по форме приложения 3 ГОСТ 21393-75 .

2.10. При превышении норм ГОСТа 21393-75 автомобиль к дальнейшей эксплуатации не допускается до устранения причин, вызывающих повышенное дымление.

2.11. Для предупреждения загрязнения воздуха на посту проверки и улучшения условий труда необходимо оборудовать пост принудительной или естественной вентиляции, обеспечивающей санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны по ГОСТ 12.1.005-76*. Уровень шума и вибрации в зоне проведения измерений не должен превышать норм, установленных ГОСТ 12.1.003-83 и ГОСТ 12.1.012-78**. При проведении измерений должны быть приняты необходимые меры, исключающие самопроизвольное движение автомобиля.
________________
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ 12.1.005-88 ;
** На территории Российской Федерации действует ГОСТ 12.1.012-2004. - Примечание изготовителя базы данных.

3. Рекомендации по определению причин повышенной дымности

3.1. При проверке дымности отработавших газов на соответствие ГОСТ 21393-75 возможны следующие ситуации, при которых необходимо проводить работы, направленные на снижение дымности до установленных норм:

- дымность выше нормы только на режиме свободного ускорения;

- дымность выше нормы только на режиме максимальной частоты вращения коленчатого вала двигателя;

- дымность выше нормы на режимах свободного ускорения и максимальной частоты вращения коленчатого вала двигателя.

Причины повышенной дымности и способы устранения неисправностей представлены в табл.1.

4. Проверка и регулировка форсунок

4.1. Испытание форсунок заключается в проверке величины давления начала подъема иглы распылителя, герметичности распылителя и качества распыливания топлива. Проверку и регулировку форсунок рекомендуется производить на приборе КИ-15-706 или на другом, аналогичном по конструкции приборе.

4.2. Давление начала подъема иглы у форсунок "33" двигателей КамАЗ-740 должно быть равным 18,0+0,5 МПа, для форсунок "33-01" - 21,57-22,16 МПа, а у двигателей ЯМЗ-236, 238 - 17,22 МПа.

При снижении величины давления начала подъема иглы у форсунок двигателей КамАЗ-740 ниже 17,0 МПа, а двигателей ЯМЗ-236, 238 ниже 15,0 МПа, ЗИЛ-645 - 18,5+0,5 МПа форсунки необходимо отрегулировать.

Регулировка давления начала подъема иглы форсунки двигателей КамАЗ-740 осуществляется регулировочными шайбами, установленными под пружину форсунки, а двигателей ЯМЗ-236, 238 - регулировочным винтом. Изменение толщины шайб на 0,05 мм приводит к изменению давления начала подъема иглы на 0,3-0,5 МПа.

4.3. Герметичность по запирающему конусу проверяется созданием в форсунке давления на 1,0-1,5 МПа (10-15 кгс/см ) меньше давления начала впрыскивания, установленного в технических условиях на форсунки*.
________________
* В течение 15 с пропуск топлива через запирающийся конус не допускается.

4.4. Оценку качества распылителя форсунок двигателей КамАЗ-740 производят на приборе при затяжке пружины на давление начала подъема иглы, равное 18,0+0,5 МПа, а у форсунок двигателей ЯМЗ-236, 238 - 16,5+1,5 МПа.

Качество распыливания считают удовлетворительным, если при подводе топлива в форсунку со скоростью 70-80 качаний в минуту оно впрыскивается в атмосферу в туманообразном состоянии и равномерно распределяется по поперечному сечению конуса струи.

Начало и конец впрыска должны быть четкими. Впрыск топлива форсункой обычно сопровождается характерным резким звуком. Однако отсутствие резкого звука у форсунок при проверке их на ручном стенде не служит критерием, определяющим качественную работу форсунки.

5. Проверка и регулировка ТНВД

5.1. ТНВД на стенде проверяют по следующим параметрам: начало подачи топлива секциями, величина и равномерность подачи топлива.

5.2. Начало подачи топлива секциями проверяют на стенде с помощью моментоскопа. Перед регулировкой проверить герметичность нагнетательных клапанов. Для этого к корпусу ТНВД с помощью топливоподкачивающего насоса стенда подводят топливо под давлением 0,1-0,2 МПа и, вывернув пробки топливного канала в корпусе ТНВД, выпускают воздух. При положении реек, соответствующем выключенной подаче, подтекание топлива из соединительных ниппелей в течение 2 минут не допускается.

Для проверки начала подачи топлива необходимо к штуцеру восьмой секции для ТНВД двигателей КамАЗ-740, а для насосов ЯМЗ-236, 238 - к первой секции, присоединить моментоскоп и провернуть вручную вал насоса до появления топлива в трубке моментоскопа.

Проворачивая вал стенда по часовой стрелке, определить момент начала подачи топлива по началу движения топлива в моментоскопе. В момент начала движения топлива в моментоскопе метки на корпусе ТНВД и ведомой полумуфте должны совпадать.

Если в момент начала движения топлива в моментоскопе метки не совпали, необходимо определить действительное начало подачи топлива, которое у правильно отрегулированного ТНВД двигателя КамАЗ-740 должно происходить за 40°30±30* и 41°30±30* до оси симметрии кулачка.
________________
* Текст соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

Для определения положения оси симметрии кулачка нужно, поворачивая вал стенда по часовой стрелке, следить за уровнем топлива в трубке моментоскопа и в момент начала его подъема зафиксировать этот момент на лимбе стенда. После этого повернуть вал стенда еще на 90° и, вращая затем вал против часовой стрелки, снова зафиксировать на лимбе момент начала подъема топлива в моментоскопе. Середина между двумя зафиксированными точками определяет ось симметрии кулачка.

Регулировка начала подачи топлива у ТНВД двигателя КамАЗ-740 производится путем установки под плунжер пяты толкателя определенной толщины, а у ТНВД двигателей ЯМЗ-236, 238 - болтом толкателя.

Изменение толщины пяты толкателя на 0,05 мм соответствует 0°12' угла поворота кулачкового вала.

Если угол, при котором начинается подача топлива, принять за 0°, то остальные секции должны начать подачу топлива в следующем порядке (см. табл.2).

Неточность интервала между началом подачи топлива любой секцией ТНВД допускается не более 1/3°.

5.3. Величину и равномерность подачи топлива секциями регулируют с рабочим комплектом форсунок, закрепленных за секциями и соответствующих модели двигателя.

Регулировку ТНВД производят при давлении топлива на входе в насос 0,05-0,1 МПа при 1300 мин для двигателей КамАЗ-740 и 0,05-0,1 МПа при 1050 мин - для двигателей ЯМЗ-236, 238.

Проверку и регулировку величины и равномерности подачи топлива секциями ТНВД необходимо выполнять в следующей последовательности:

- проверить и при необходимости отрегулировать, в пределах 350-400 мин для двигателей КамАЗ-740 и 250-300 мин - для двигателей ЯМЗ-236, 238, частоту вращения кулачкового вала насоса ( ) при полном включении подачи топлива регулятором при упоре рычага управления регулятором в болт ограничения минимального скоростного режима;

- повернуть рычаг управления регулятором до упора в болт ограничения максимального скоростного режима, и проверить , при которой начинается выброс реек в сторону уменьшения подачи.

Начало выброса реек должно происходить у двигателей автомобилей КамАЗ-740 при 1350+10 мин , а у двигателей ЯМЗ-236, 238 - при 1070+10 мин . Вывертывание болта ограничения максимального скоростного режима увеличивает частоту вращения вала для начала выброса рейки.

При том же положении рычага управления регулятором проверить частоту вращения для полного включения подачи, которая должна быть равной 1500+50 мин для двигателей КамАЗ-740 и 1120+30 мин - для двигателей ЯМЗ-236, 238.

Чтобы снизить частоту вращения при конце выброса реек, следует несколько вывернуть регулировочный болт пружины регулятора у двигателей КамАЗ-740 или винт двуплечного рычага - у двигателей ЯМЗ-236, 238. После этого необходимо снова установить болтом ограничения максимального скоростного режима у соответствующего двигателя частоту вращения для начала выброса реек, равную 1350+10 мин или 1070+10 мин ;

- при упоре рычага управления регулятором в болт ограничения максимального скоростного режима и 1290±10 мин для двигателей КамАЗ-740, а для двигателей ЯМЗ-236, 238 - при 1030±10 мин кулачкового вала насоса, проверить производительность секций ТНВД. Объем подаваемого топлива должен быть: для двигателей КамАЗ-740 - 73,0-74,5 мм /цикл, для двигателей ЯМЗ-236, 238 - 105-107 мм /цикл.

В случае необходимости подачу топлива отдельной секцией у двигателей КамАЗ-740 следует регулировать поворотом корпуса секции относительно корпуса ТНВД, а двигателей ЯМЗ-236, 238 - изменением положения поворотной втулки секции относительно ее зубчатого венца;

- для двигателей КамАЗ-740 проверить и отрегулировать корпусом корректора на режиме 700 мин величину средней цикловой подачи, которая для двигателей КамАЗ-740 должна быть 76,0-80,5 мм /цикл, для ЗИЛ-645 - 65,0 мм /цикл;

- проверить величину пусковой подачи двигателя. Величина пусковой подачи для двигателей КамАЗ-740 должна быть 195-210 мм /цикл при 100+10 мин и для двигателей ЯМЗ-236, 238 - 220-240 мм /цикл при 80+10 мин кулачкового вала;

- проверить выключение подачи рычагом выключения подачи.

Проверка и регулировка ТНВД ЗИЛ-645

Перед проведением проверки начала и величины подачи топлива секциями ТНВД необходимо проверить давление топлива в магистрали низкого давления на входе в ТНВД. Давление должно быть в пределах 0,07-0,1 МПа при частоте вращения кулачкового вала насоса 1410+20 мин .

Герметичность нагнетательных клапанов нужно проверять при работающем ТНВД и включенной подаче топлива. Нагнетательный клапан в течение 30 с не должен пропускать топливо под давлением 0,15-0,2 МПа. В случае течи нагнетательный клапан следует заменить.

Регулировать ТНВД рекомендуется с эталонным комплектом форсунок.

Начало подачи топлива секциями ТНВД определяется углом поворота кулачкового вала ТНВД при вращении его по часовой стрелке (если смотреть со стороны привода). В момент начала подачи топлива первая секущая метка на муфте опережения впрыска и метка на корпусе ТНВД должны совпадать. Начало подачи топлива определяется с помощью моментоскопа, установленного на штуцере первой секции ТНВД. Момент начала движения топлива в моментоскопе фиксируется на лимбе стенда.

Если угол, при котором начинается подача топлива первой секцией, условно принять за 0°, то остальные секции должны начинать подачу топлива в порядке, указанном в таблице 2 (в градусах поворота кулачкового вала).

Неточность интервала между началом подачи топлива любой секцией ТНВД относительно первой должна быть не более ±30'.

Регулировка начала подачи топлива производится регулировочными прокладками толкателя. Величина подачи топлива каждой секцией (при 1400 мин должна быть 64,0-66,5 мм /цикл) ТНВД регулируется поворотом плунжера через зубчатый сектор, связанный с рейкой ТНВД. При перемещении рейки в сторону муфты происходит увеличение подачи, а при перемещении в сторону регулятора - уменьшение подачи топлива. После регулировки следует надежно затянуть стяжные винты.

Неравномерность подачи подсчитывается в процентах для всех ТНВД по следующей формуле:

где - цикловая подача секции с наибольшей производительностью;

- цикловая подача секции с наименьшей производительностью.

По окончании регулировки ТНВД производят пломбирование регулировочных болтов.

5.4. Автоматическую муфту опережения впрыска следует проверять на стенде для испытания ТНВД, оборудованном стробоскопическим устройством, при номинальной подаче и с рабочим комплектом форсунок по углу разворота муфт. Углы разворота должны быть следующие:

________________
* В диапазоне 500-1200 мин необходимо контролировать плавность хода муфты.


Регулировка углов разворота полумуфт производится регулировочными прокладками, устанавливаемыми под стакан пружины. Увеличение суммарной толщины прокладок вызывает уменьшение угла разворота полумуфт.

После регулировки муфта должна быть зачеканена в двух местах.

5.5. Насос низкого давления следует проверять в сборе с ТНВД, на котором он установлен. Для двигателей КамАЗ-740 производительность насоса низкого давления должна быть не менее 2,5 л/мин при 1290±10 мин кулачкового вала насоса высокого давления, противодавлении 0,5-1,0 кгс/см и разрежении у входного штуцера 170+5 мм рт.ст. а у двигателей ЯМЗ-236, 238 - не менее 2,2 л/мин при 1050 мин , противодавлении 0,5-1,1 кгс/см и разрежении 180 мм рт.ст.

6. Установка ТНВД, проверка и регулировка угла опережения впрыска топлива на двигателях КамАЗ-740

6.1. Установка угла опережения впрыска производится с помощью фиксатора, расположенного с правой стороны картера маховика, и по меткам, находящимся на корпусе ТНВД, муфте опережения впрыска и метке на фланце ведущей полумуфты (рис.1). Фиксатор имеет два положения: глубокий паз, используемый при установке угла опережения впрыска, и мелкий - при работе двигателя.

Рис.1. Установка ТНВД на двигатель КамАЗ-740 по меткам


Рис.1. Установка ТНВД на двигатель КамАЗ-740 по меткам:

1 - автоматическая муфта опережения впрыска; 2 - ведомая полумуфта; 3 - фланец ведомой полумуфты; 4 - болт; 5 - задний фланец ведущей полумуфты; 6 - ТНВД

6.2. Для установки угла опережения впрыска топлива при установке ТНВД необходимо:

- установить поршень первого цилиндра на такт сжатия. Положение метки на заднем фланце 5 ведущей полумуфты вверху соответствует установке первого цилиндра на такте сжатия;

- установить ТНВД в развал блока цилиндров на специальные поверхности так, чтобы метки на корпусе ТНВД и муфте опережения впрыска совместились, закрепить ТНВД, затянуть болты крепления ТНВД в определенной последовательности, обеспечивая их равномерную затяжку, и затянуть верхний болт 4 полумуфты привода;

- перевести фиксатор в мелкий паз и, повернув коленчатый вал на один оборот, затянуть второй болт полумуфты привода;

- присоединить масляные трубопроводы, топливопроводы низкого давления и топливоприводы высокого давления и прокачать топливную систему с помощью ручного топливоподкачивающего насоса;

- повернуть коленчатый вал двигателя на 1/2 оборота против хода вращения и перевести рукоятку фиксатора в глубокий паз. Медленно повернуть коленчатый вал по ходу вращения до тех пор, пока фиксатор под действием пружины войдет в отверстие на маховике. При этом метки на корпусе ТНВД и автоматической муфте должны совместиться, что соответствует правильной установке угла опережения впрыска топлива;

- фиксатор перевести в мелкий паз;

- проверить работу двигателя при минимальной частоте вращения коленчатого вала на холостом ходу, величина которой не должна превышать 600 мин .

6.3. Регулировка осуществляется болтом ограничения минимального скоростного режима, расположенным на крышке ТНВД (рис.2). Если метки не совместились, необходимо произвести регулировку в следующей последовательности:

- ослабить верхний болт ведомой полумуфты привода, повернуть коленчатый вал по ходу вращения и ослабить второй болт;

- развернуть муфту опережения впрыска за фланец ведомой полумуфты привода в направлении, обратном ее вращению, до упора болтов в стенки пазов (рабочее вращение муфты правое, если смотреть со стороны привода);

- опустить фиксатор в глубокий паз и медленно повернуть коленчатый вал двигателя по ходу вращения до совмещения фиксатора с отверстием на маховике;

- медленно повернуть муфту опережения впрыска за фланец ведомой полумуфты привода только в направлении вращения привода ТНВД до совмещения меток на корпусе насоса и муфте опережения;

- в положении, соответствующем совпадению меток, закрепить верхний стягивающий болт полумуфт привода, установить фиксатор в мелкий паз, повернуть коленчатый вал и закрепить второй болт;

- проверить правильность установки угла опережения впрыска, как указывалось выше.

Рис.2. Рычаги управления регулятором


Рис.2. Рычаги управления регулятором:

1 - регулировочный болт ограничения минимального скоростного режима; 2 - болт ограничения максимального скоростного режима; 3 - рычаг управления регулятором; 4 - контргайка; 5 - болт регулировки хода рычага выключения подачи; 6 - рычаг выключения подачи; 7 - болт регулировки пусковой подачи

7. Установка и проверка угла опережения впрыска на двигателях ЯМЗ-236, 238

7.1. Для установки угла опережения впрыска топлива необходимо:

- проверить совмещение меток на автоматической муфте опережения впрыска и ведущей полумуфты валика привода ТНВД. Метки должны быть с одной стороны;

- закрепить топливный насос;

- отвернуть гайку и снять трубку высокого давления первой секции и установить моментоскоп на штуцер этой секции;

- установить скобу останова двигателя в положение включенной подачи и прокачать топливную систему;

- ослабить гайки топливопровода высокого давления у всех остальных форсунок;

- провернуть коленчатый вал двигателя по часовой стрелке (если смотреть со стороны вентилятора) до появления топлива в стеклянной трубке моментоскопа;

- провернуть коленчатый вал против хода примерно на 1/8 оборота. Затем, медленно поворачивая по часовой стрелке коленчатый вал двигателя, внимательно следить за уровнем топлива в стеклянной трубке. В момент начала движения топлива в трубке прекратить вращение вала и проверить взаимное расположение меток: риска на шкиве коленчатого вала должна находиться против риски с цифрой "20" на крышке шестерен распределения, или риска с цифрой "20" на маховике должна совпадать с указателем картера маховика.

7.1.1. Если в момент начала движения топлива в трубке риски еще не совместились, необходимо, расшплинтовав и ослабив болты крепления муфты валика привода топливного насоса, повернуть муфту валика привода на фланце против направления ее вращения, после чего затянуть болты крепления и вновь провернуть установку угла опережения. Несовпадение рисок должно быть не более одного деления.

7.1.2. Если в момент начала движения топлива в моментоскопе риска уже прошла совмещенное положение, муфту валика привода необходимо развернуть по направлению ее вращения. После окончания регулировки подтянуть гайки топливопроводов высокого давления.

7.2. Проверка установки угла опережения впрыска топлива на двигателе ЗИЛ-645.

7.2.1. Для установки угла опережения впрыска топлива необходимо:

- проверить совмещение меток на муфте опережения впрыска топлива, ведущей и ведомой полумуфтах привода ТНВД;

- снять трубку высокого давления первой секции топливного насоса;

- на штуцер первой секции насоса установить моментоскоп;

- рычаги управления регулятором перевести в среднее положение;

- прокачать топливом систему питания двигателя, для чего отвернуть рукоятку ручного подкачивающего насоса. Прокачать систему низкого давления топлива;

- ослабив два болта ведущей полумуфты привода, развернуть муфту опережения в направлении обратном ее вращению до упора болтов в стенке пазов;

- провернуть коленчатый вал двигателя по часовой стрелке (если смотреть со стороны вентилятора) до совпадения стержня фиксатора с выточкой в маховике, проверить при этом положение клапанов механизма газораспределения (клапаны должны быть закрыты);

- медленно провернуть муфту опережения впрыска топлива за ведущую полумуфту привода в направлении вращения вала ТНВД, следить за уровнем топлива в моментоскопе. В положении, соответствующем началу движения топлива в моментоскопе, закрепить стягивающие болты муфты. Во избежание ошибки в установке угла опережения не следует допускать проворота муфты опережения впрыска в сторону, обратную рабочему положению;

- проверить точность установки угла опережения подачи для чего необходимо:

1) вывести фиксатор из выточки на маховике, не фиксируя его в верхнем положении;

2) провернуть коленчатый вал на 1,5 оборота;

3) медленно поворачивая коленчатый вал, внимательно следить за уровнем топлива в стеклянной трубке моментоскола и в момент начала движения топлива в трубке моментоскопа стержень фиксатора должен войти в выточку на маховике.

После проверки и установки угла опережения впрыска топлива установить ручки фиксатора в верхнее положение.

8. Регулировка клапанного механизма

8.1. Тепловые зазоры механизма следует регулировать на холодном двигателе. Величина теплового зазора у двигателя КамАЗ-740 для впускного клапана составляет 0,15-0,20 мм, для выпускного - 0,25-0,30 мм. У двигателей ЯМЗ-236, 238 величина теплового зазора впускных и выпускных клапанов устанавливается одинаковой и регулируется в пределах 0,25-0,30 мм.

8.2. Перед регулировкой зазора необходимо выключить подачу топлива, снять крышки головок цилиндров и проверить затяжку болтов или гаек крепления стоек коромысел. Момент затяжки для двигателей КамАЗ-740 должен быть в пределах 4-5 кгсм, а для двигателей ЯМЗ-236, 238 - 12-15 кгсм.

8.3. Зазоры в клапанном механизме двигателей автомобилей КамАЗ-740 регулируются одновременно в двух цилиндрах. Для этого необходимо установить коленчатый вал последовательно в положения I, II, III, IV на двигателях КамАЗ-740.

8.3.1. Для определения положения I необходимо повернуть фиксатор на картере маховика на 90° и провернуть коленчатый вал до зацеплений фиксатора с маховиком. При этом риски на торце муфты опережения впрыска топлива и на фланце полумуфты привода ТНВД должны находиться в верхнем положении. Затем повернуть коленчатый вал по ходу вращения на угол 60°.

8.4. Последовательность регулировки зазоров по цилиндрам в каждом из положений определяется порядком работы двигателя:


Остальные положения вала определяются поворотом коленчатого вала двигателя КамАЗ-740 на 180° относительно предыдущего положения. Для удобства отсчета на маховике имеется 12 отверстий, расположенных с интервалом в 30°.

8.5. Для регулировки зазора необходимо ослабить гайку регулировочного винта, вставить в зазор щуп нужной толщины и, вращая винт отверткой, установить требуемый зазор.

Производя регулировку зазоров в клапанном механизме двигателей ЯМЗ-236, 238, необходимо, поворачивая коленчатый вал по часовой стрелке, внимательно наблюдать за движением впускного клапана первого цилиндра. После того как клапан полностью закроется, повернуть коленчатый вал еще на 1/4-1/3 оборота. В этом положении следует регулировать клапаны первого цилиндра, как указано выше.

В следующем цилиндре клапанные зазоры регулируют после поворота коленчатого вала до момента полного закрытия впускного клапана и дополнительно на 1/4-1/3 оборота.

8.6. Регулировку клапанного механизма следует производить в соответствии с порядком работы цилиндров 1-4-2-5-3-6 (для двигателей ЯМЗ-236) и 1-5-4-2-6-3-7-8 (для двигателей ЯМЗ-238).

8.7. Регулировка зазоров между коромыслами и клапанами двигателя ЗИЛ-645.

Величина зазора на холодном двигателе устанавливается для впускного и выпускного клапанов 0,40-0,45 мм. Регулировка зазоров выполняется на холодном двигателе при выключенной подаче топлива. Последовательность операций при регулировке величины зазоров следующая:

- снять крышки головок цилиндров;

- снять крышку люка в нижней части картера маховика;

- установить фиксатор маховика, расположенный на картере маховика, в нижнее положение;

- поворачивая коленчатый вал по ходу вращения, установить его в такое положение, при котором поршень первого цилиндра будет находиться в В.М.Т. такта сжатия (риски на муфте и на ТНВД должны совпадать).

Поворачивать коленчатый вал нужно монтажной лопаткой, вставляя ее во впадины между зубьями венца маховика, до совпадения фиксатора с прорезью в маховике. В этом положении проверить и отрегулировать величину зазоров у следующих клапанов:

I - цилиндр - впускной и выпускной;

II - цилиндр - выпускной;

III - цилиндр - впускной;

IV - цилиндр - выпускной;

V - цилиндр - выпускной;

VII - цилиндр - впускной;

VIII - цилиндр - впускной;

- проверить щупом величину зазоров между носками коромысел и торцами регулировочных клапанов.

Инструкция по проверке, регулировке и ремонту топливной аппаратуры с целью обеспечения минимальной дымности отработавших газов автомобилей с дизелями