Категория: Бланки/Образцы
Местоимение — самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количество, но не называет их.
чей? (И.п.), чьего? (Р.п.), чьему? (Д.п.), чьё? (В.п.),чьим? (Т.п.), о чьём? (П.п.)
чей? (м.р.), чья? (ж.р.), чьё? (с.р.), чьи? (мн.ч.).
Они (подлежащее) шли по улице. Я люблю свою (определение) семью.
Пример морфологического разбора местоимения.Мой дом стоит на пригорке.
Местоимение – самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количество, но не называет их.
К местоимениям можно задать вопросы имён существительных (кто? что?), имён прилагательных (какой? чей?), числительных (сколько?), наречий (как? когда? где?).
Основные признаки местоимений
А) Общее грамматическое значение
Примеры
Указание на предметы, признаки, количество без называния их. Он смеется, мой брат, несколько карандашей, там весело.
Б) Морфологические и синтаксические признаки
Чаще всего зависят от того, какую часть речи они заменяют в тексте. Местоимения почти не имеют своих особых морфологических и синтаксических признаков.
Материал может быть использован на обобщающих уроках по теме "Имя существительное".
Презентация "Морфологический разбор местоимения-существительного"(урок русского языка в 5 классе").
Документ содержит планы разборов самостоятельных и служебных частей речи, а также планы синтаксического рабора предложений. Данный материал необходим на каждом уроке русского языка.
Разработка конспекта повторительно-обобщающего урока в 6 классе по теме: «Морфологический разбор местоимений. Систематизация и обобщение изученного о местоимении».
Урок проводится в 6 классе с целью систематизирова и обобщить материал по теме "Местоимение".
"Морфологический разбор местоимения" (урок русского языка с применением активных методов обучения)
Конспект урока русского языка "Морфологический разбор местоимения" (6 класс) составлен по шаблону, используемому при описании занятий с применением АМО (шаблон взят: http://www.moi-universitet.ru.
Урок русского языка в 6-м классе «Морфологический разбор местоимений-прилагательных и местоимений-числительных»
Цели урока: обобщить и систематизировать полученные ранее знания о местоимениях-прилагательных и местоимениях-числительных, изучить алгоритм морфологического разбора местоимений-прилагательных и место.
Морфологический разбор местоимения. Повторение
Это урок русского языка в 7 классе для татарской школы. Проводится как закрепление после изучения темы "Местоимение".
Устный разбор
Мой (оптимизм) — местоимение.
Во-первых, оно указывает на признак: (ч е й?) мой. Начальная форма — мой.
Во-вторых, имеет постоянный морфологический признак — притяжательное. Здесь употреблено в именительном падеже, в единственном числе, в мужском роде — это его непостоянные признаки.
В-третьих, в предложении является определением.
Мне — местоимение.
Во-первых, оно указывает на предмет: (кому?) мне. Начальная форма — я.
Письменный
разбор
Мой (оптимизм) — мест. (чей?) мой.
Н. ф.— мой. Пост,— притяжательное. Непост.— в и. п. в ед. ч. м. р.; (ч е й?) мой.
Мне—мест. (ко- м у?) мне. Н. ф.— я.
Во-вторых, имеет постоянный морфологический признак — личное.
Здесь употреблено в дательном падеже, в единственном числе — это его непостоянные признаки.
Его — мест. внушить (ч т о?) его. Н. ф.— он. Пост.—личное. Непост.—в в. п. в ед. ч. м. р.; (ч т о?) его.
Пост.— личное. Непост.— в д. п. в ед. ч.; (ком у?) мне.
В-третьих, в предложении является дополнением.
Его — местоимение.
Во-первых, оно указывает на предмет: внушить (что?) его. Начальная форма — он. Во-вторых, имеет постоянный морфологический признак — личное, 3-є лицо. Здесь употреблено в винительном падеже, в единственном числе, в мужском роде — это его непостоянные признаки.
Каждому—мест. Н*. ф. — каждый. Пост. — определительное. Непост.— в д. п. в ед. ч. м. р.; (кому?) каждому.
В-третьих, в предложении является дополнением.
Каждому — местоимение.
Во-первых, оно указывает на предмет: внушить (кому?) каждому. Начальная форма — каждый.
Во-вторых, имеет постоянный морфологический признак — определительное.
Здесь употреблено в дательном падеже, в единственном числе, в мужском роде — это его непостоянные признаки.
В-третьих, в предложении является дополнением.
Чтобы правильно сделать морфологический разбор местоимения нужно придерживаться следующего правила:
План разбора местоимений :
1. Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.
2. Начальная форма. Морфологические признаки:
A. Постоянные морфологические признаки:
1. разряд по соотношению с другой частью речи (местоимение-существительное, местоимение-прилагательное, местоимение-числительное, местоимение-наречие);
2. разряд по значению (личное, возвратное, притяжательное, вопросительное, относительное, неопределённое, отрицательное, указательное, определительное);
3. лицо (для личных местоимений);
число (для личных местоимений первого лица и второго лица).
Б. Непостоянные морфологические признаки:
1. падеж;
2. число (если есть);
3. род (если есть).
3. Роль в предложении (каким членом предложения является местоимение в данном предложении).
Пример правильного разбора местоимений .
1. Свою - местоимение, так как указывает на принадлежность предмета.
2. Морфологические признаки.
1. Начальная форма - своя комната, свой.
2. Постоянные признаки:
1) притяжательное, соотносится по значению с прилагательным;
2) склоняется как прилагательное типа «лисий».
3. Непостоянные признаки:
1) винительный падеж;
2) женский род;
3) единственное число.
Вывод: Местоимение «свой» согласуется с существительным «комната», следовательно, в предложении выполняет функцию согласованного определения.
Помните, что морфологический разбор местоимений будет считаться правильным, только если он сделан согласно схеме, приведенной выше. нужно обязательно в правильном порядке указать грамматическое значение, вопрос. А также местоимение в начальной форме, его постоянные и непостоянные морфологические признаки. И в конце написать вывод, то есть роль местоимения в предложении, каким членом оно в данном предложении является.
Дата публикации: 29.01.2012 18:50 UTC
Глагол — часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? (работать, сэкономить, учиться, встречаться).
Глаголы бывают несовершенного (строить, делать, объединять) и совершенного вида (построить, сделать, опереться).
Глаголы делятся на переходные (читать газету, строить дом, выпил воды, не написал письма) и непереходные (ходить, расти, обедать, радоваться).
Глаголы изменяются по наклонениям:
1) глаголы смотрим, прибыл, приедут, будем писать — в изъявительном наклонении;
2) глаголы пошел бы, предложили бы — в условном наклонении;
3) глаголы читай, читайте, отмерь, отрежь, живи, учись — в повелительном наклонении.
Глаголы в изъявительном наклонении изменяются по временам:
1) глаголы светит, лежу употреблены в форме настоящего времени, а глаголы пропели, погасил — в форме прошедшего времени;
2) глаголы узнаем, изучим, вырастем, поведем, будем помогать употреблены в форме будущего времени.
В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по лицам и числам (я пишу, ты пишешь, он пишет, мы пишем, вы пишете, они пишут; я напишу, буду писать, ты напишешь, будешь писать, он напишет, будет писать, мы напишем, будем писать, вы напишете, будете писать, они напишут, будут писать), а в прошедшем времени — по числам и родам (в ед. числе): я, ты, он писал; они писали; я, ты, она писала; мы, вы, они писали.
Глагол имеет начальную форму, которая называется неопределенной формой глагола (или инфинитивом): ходить, стоять, участвовать, расти, стеречь. Она не показывает ни времени, ни числа, ни лица, ни рода.
Глаголы в предложении являются сказуемыми. Неопределенная форма глагола может входить в составное сказуемое: Стану сказывать я сказки (М. Лермонтов); может быть подлежащим: Учиться — всегда пригодится; дополнением: Прошу вас подткдшпь; определением: Нетерпение дохать до Тифлиса овладело мною (М. Лермонтов); обстоятельством: Ребята побежали прятаться.
Неопределенная форма глагола (инфинитив):
Глаголы в неопределенной форме (в инфинитиве) отвечают на вопрос что делать? или что сделать. видеть — увидеть, сеять — посеять, смотреть — рассмотреть, найти.
Глаголы в неопределенной форме (в инфинитиве) имеют вид, переходность и непереходность, спряжение.
Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать. а глаголы совершенного вида — что сделать?
Глаголы несовершенного вида не указывают на завершенность действия, на его конец или результат. Глаголы совершенного вида указывают на завершенность действия, на его конец или результат.
Глаголу одного вида может соответствовать глагол другого вида с одним и тем же лексическим значением. Такие глаголы образуют видовую пару: объединить — объединять, достигнуть — достигать.
При образовании глаголов одного вида от глаголов другого вида используются приставки (ехать — уехать), суффиксы (толкать — толкнуть).
Образование видов глагола может сопровождаться чередованием гласных и согласных в корне: опоздать — опаздывать, начать — начинать, победить — побеждать.
Некоторые видовые пары представляют собой разные слова, имеют разные основы: взять — брать, сказать — говорить, найти — искать.
Отдельные видовые пары могут различаться ударением: разрезать — разрезать.
Переходные и непереходные глаголы
Глаголы, которые сочетаются или могут сочетаться с существительным или местоимением в винительном падеже без предлога, называются переходными: Люблю родную сторону.
Переходные глаголы обозначают такое действие, которое переходит на другой предмет: люблю (что?) — сторону.
Существительное или местоимение при переходном глаголе может стоять в родительном падеже:
1) если при глаголе имеется отрицание:
Я написал (что?) письмо. — Я не написал (че-
го?) письма.
2) если действие переходит не на весь пред-
мет, а только на часть его: выпил (что?) воду —
выпил (чего?) воды.
Глаголы являются непереходными, если действие прямо не переходит на другой предмет: ходить (на лыжах), купаться (в море), претворять (в жизнь).
К непереходным относятся глаголы с суффиксом -ся (сь).
Глаголы с суффиксом -ся (сь) называются возвратными: учиться, встречаться, умываться.
Одни глаголы могут быть возвратными и невозвратными (причесывать — причесываться, купать — купаться); другие только возвратными (без суффикса -ся они не употребляются): смеяться, надеяться, бороться, кланяться, трудиться, стараться, ложиться, гордиться, оставаться, становиться.
Суффикс ся бывает после согласных (удивляться, занимаешься), а суффикс -сь — после гласных (встречаюсь, горжусь, удивляюсь).
Глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия, которые происходят, происходили или будут происходить на самом деле: строю, строил, буду строить.
Глаголы в изъявительном наклонении изменяются по временам. В настоящем и будущем времени гласная конца основы неопределенной формы иногда отсекается: видеть — вижу, увидеть — увижу.
В изъявительном наклонении глаголы несовершенного вида имеют три времени: настоящее (читаю, строим), прошедшее (читал(-а), строили) и будущее сложное (буду читать, будем строить), а глаголы совершенного вида — два времени: прошедшее (прочитал(-а), построил(а)) и будущее простое (прочитаю, построим).
Глаголы в условном наклонении обозначают действия, желаемые или возможные при определенных условиях: сделал бы, принес бы. Условное наклонение глагола образуется от основы неопределенной формы глагола при помощи суффикса -л- и частицы бы (б). Эта частица может стоять после глагола и перед ним, может быть отделена от глагола другими словами: Если каждый человек на куске земли своей сделал бы все, что он может, как прекрасна была бы земля наша (а. Чехов).
Глаголы в условном наклонении изменяются по числам и в единственном числе — по родам.
Глаголы в повелительном наклонении выражают побуждение к действию, приказ, просьбу: иди в школу, идите в школу, встань пораньше, встаньте пораньше.
Глаголы в повелительном наклонении употребляются обычно в форме 2-го лица: верь в себя.
Глаголы в повелительном наклонении не изменяются по временам.
Формы повелительного наклонения образуются от основы настоящего или будущего простого времени с помощью суффикса -и- или нулевого суффикса. Глаголы в повелительном наклонении в единственном числе имеют нулевое окончание, а во множественном — -те: реши — решите, познакомь — познакомьте.
Иногда к глаголам повелительного наклонения прибавляется частица -ка, которая несколько смягчает приказание: присядь-ка, присядьте-ка, подойди-ка ко мне.
Глаголы в настоящем времени показывают, что действие происходит в момент речи: сияет месяц, снег сверкает.
Глаголы в настоящем времени могут обозначать действия, которые совершаются постоянно, всегда: наступает весна.
Глаголы в настоящем времени изменяются по лицам и числам.
Глаголы в прошедшем времени показывают, что действие происходило до момента речи: грачи улетели, поля опустели.
При описании прошлого часто вместо прошедшего времени употребляется настоящее время: Возвращаюсь вчера с вокзала домой, иду темной улицей. Вдруг вижу: у фонаря что-то белеет.
Глаголы в форме прошедшего времени образуются от неопределенной формы (инфинитива) с помощью суффикса -л-: строить — строил, строила, строили.
Глаголы в неопределенной форме на -чъ, -ти, -нутъ (несовершенного вида) образуют формы прошедшего времени ед. числа мужского рода без суффикса -л-: беречь — берег (но берегла), нести — нес (но несла).
От глагола идти прошедшее время шел, шла, шли; от глагола найти прошедшее время нашел, нашла, нашли; от глагола расти — рос, росла, росло, росли.
Глаголы прошедшего времени изменяются по числам (рассказал — рассказали), а в ед. числе — по родам. Во мн. числе глаголы в прошедшем времени по лицам не изменяются.
Глаголы в будущем времени показывают, что действие будет происходить после момента речи: Увидишь, что это за человек! Ты сразу его полюбишь и подружишься с ним, голубчик! (а. Чехов).
Будущее время имеет две формы: простую и составную. Форма будущего составного глаголов несовершенного вида состоит из будущего времени глагола быть и неопределенной формы глагола несовершенного вида: буду рисовать, буду стараться. От глаголов совершенного вида образуется будущее время простое (прочитаю), от глаголов несовершенного вида — будущее время составное (буду читать).
Форма будущего простого глагола совершенного вида образуется так же, как и форма настоящего времени: открою, откроешь, откроет, откроем, откроете, откроют. В будущем простом глаголы имеют те же личные окончания, что и глаголы несовершенного вида в настоящем времени.
Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением.
2) 7 глаголов на -еть: смотреть,
видеть, ненавидеть, терпеть,
обидеть, вертеть, зависеть
3) 4 глагола на -ать: гнать,
держать, слышать, дышать
Все остальные глаголы на -еть,
-ать, -оть, -уть, -ть и др.
Спряжение глаголов определяется по неопределенной форме. Если у глагола безударное личное окончание, то нужно: 1) поставить глагол в неопределенную форму <работаете — работать, делают — делать); 2) определить, какая гласная стоит перед -ть.
При определении спряжения глагола неопределенную форму надо брать от того же вида, что и личная форма: выполняешь — выполнять (не-сов. вид), выполним — выполнить (сов. вид).
Глаголы с приставками относятся к тому же спряжению, что и бесприставочные: лететь — вылететь (I спряжение), учить — выучить (II спряжение).
Глаголы хотеть, бежать изменяются по первому, а частично по второму спряжению. Поэтому они называются разноспрягаемыми. Особо спрягаются глаголы есть (кушать) и дать.
Глаголы, которые обозначают действия, происходящие сами по себе, без действующего лица (предмета), называются безличными: смеркается, знобит, нездоровится, подморозило, вечереет.
Безличные глаголы обычно обозначают явления природы или состояние человека: Вот уже светает. Но мне не спится. В предложениях безличные глагилы являются сказуемыми, при которых не может быть подлежащего: Сегодня морозит; В лесу легко дышится; Мне нездоровится; Недаром говорится, что дело мастера боится.
Безличные глаголы употребляются:
а) в изъявительном наклонении и имеют
одну форму для каждого времени: форму 3-го
лица единственного числа (настоящего или бу-
дущего времени) и форму среднего рода един-
ственного числа (прошедшего времени): нездо-
ровится, будет нездоровиться, нездоровилось;
б) в условном наклонении также в одной
форме: нездоровилось бы;
в) в неопределенной форме: нездоровиться.
Многие личные глаголы в предложении могут выступать в значении безличных. Ср. Пахнет весною. В этом предложении нет подлежащего, глагол пахнет употреблен в безличном значении. Свежее сено хорошо пахнет.
Морфологический разбор глагола
I. Часть речи. Общее значение. Вопрос.
II. Начальная форма (неопределенная форма). Морфологические признаки:
1. Постоянные признаки:
а) вид, б) спряжение, в) переходность.
2. Непостоянные признаки:
а) наклонение, б) число, в) время (если есть), г) лицо (если есть), д) род (если есть).
III. Синтаксическая роль.
Будущее принадлежит людям честного труда (М. Горький).
Во-первых, обозначает действие предмета и отвечает на вопрос (что делает?).
Во-вторых, начальная форма — принадлежать; имеет постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, непереходный, II спряжение.
Здесь употреблен в изъявительном наклонении, в единственном числе, в настоящем времени, в 3-м лице — это его непостоянные признаки.
В-третьих, в предложении является сказуемым.
Принадлежит — глагол, так как:
I. Обозначает действие предмета (что делает?).
II. Н. ф. — принадлежать. Пост. — несов. вида, неперех. II спр.; непост. — в изъявит, накл. в ед. ч. в 3-м л.
III. Будущее (что делает?) принадлежит .
Лабораторные работы/ Практические занятия - не предусмотрено
Задания для самостоятельного выполнения
1.Найдите в предложениях глаголы и разберите их по плану: 1) неопределенная форма; 2) постоянные признаки: вид, спряжение, переходный/непереходный, наклонение; 3) непостоянные признаки: число, время, лицо, род.
1. Как вольно дышит грудь, как бодро движутся члены, как крепнет весь человек, охваченный свежим дыханием весны! (И.С. Тургенев). 2. С вечера все спится, на дворе темно, лист сухой валится, ночью ветер злится да стучит в окно. (А.А. Фет). 3. «Ты бы не читал, а спал», - заботливо советовал он. (М. Горький).
2.распределите глаголы на три группы: 1) несовершенного вида; 2) совершенного вида; 3) двувидовые.
Собирать, ринуться, преследовать, пообещать, сдать, использовать, собрать, подписать, подражать, организовать, перекричать, звать, механизировать, вертеть, опротиветь, наскучит, состязаться, реорганизовать, грянуть, состоять, отгрузить, гарантировать, понадобиться.
3.Распределите глаголы на две группы: 1)Iспряжения; 2)IIспряжения. Около каждого глагола укажите форму –го лица множественного числа настоящего (будущего простого) времени. Расставьте ударения.
I спряжение II спряжение
колоть – кОлют коптить - коптЯт
Брезжить, видеть, написать, светиться, приставить, молоть, хотеть, стукнуть, ходить строить, воротить, жалеть, стелить, судить, сеять, жалить, платить, носить, поискать, сыпать, слышать, дремать, сыскать, пожинать, обидеть, навеять, обезуметь, угаснуть.
4.Перепишите, вставляя пропущенные буквы.
1. Что было, то вид…м, что будет, то увид…м. 2. Где стро…шь, тут и ро…шь. 3. Не по словам суд… делам. 4. Работа и корм…т и уч…т. 5. Конь вырв…тся – догон…шь, а слова сказанного не ворот…шь. 6. Бездонной кадки водою не напон…шь. 7. Пожале…шь лычка – не увяж…шь и ремешком. 8. Пустая мельница и без ветра мел…т. 9. Правда глаза кол…т. 10 Потерянного времени не ворот…шь. 11. Одной рукой и узла не завяж…шь. 12. Пашню паш..т – руками не маш…т. 13. Ноги нос…т, а руки корм…т.
5.От данных глаголов образуйте формы прошедшего времени. Расставьте ударения.
Бить, дуть, жать, класть, красть, крыть, мыть, мять, пасть, ржать, шить.
Быть, взять, вить, внять, врать, гнать, дать, драть, жить, звать, лить, пить, плыть, рвать, слать, снять, спать.
Дожить, донять, задать, замереть, занять, запереть, нажить, нанять, начать, отнять, отпить, подать, поднять, понять, прибыть, придать, принять, продать, прожить, проклясть, пролить, убыть, умереть.
6. Подготовка доклада на тему: «Синонимия глагольных форм в художественном тексте».
Вопросы для самоконтроля:
Глагол. Грамматические категории, роль в предложении.
Три времени глагола. Как определить время глагола? Как изменяется глагол в прошедшем времени?
Что такое неопределенная форма глагола (инфинитив)?
Что называется спряжением глаголов? Как определить лицо и число глаголов?
Какие глаголы относятся к первому, второму спряжению?
Как спрягаются глаголы в будущем времени?
Какие безударные окончания имеют глаголы первого и второго спряжения? Как определить спряжение глаголов с личными окончаниями?
Как определить безударное окончание глагола?
Назови глаголы-исключения, которые относятся ко второму спряжению.
Как изменяются глаголы в прошедшем времени?
Как определить, какой суффикс пишется перед суффиксом -л- в глаголах прошедшего времени?
Вид глаголов. Глаголы какого вида не имеют настоящего времени?
Основные понятия и термины по теме: причастие, действительные, страдательные причастия.
План изучения темы:
Причастие как особая форма глагола.
3. Морфологический разбор причастий.
Краткое изложение теоретических вопросов:
Причастие — особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? Передо мною тянулось ночною бурею взволнованное море, и однообразный шум его, подобный ропоту засыпающего города, напомнил мне старые годы. Волнуемый воспоминаниями, я забылся (М. Лермонтов).
Некоторые ученые считают причастия самостоятельной частью речи, так как они имеют ряд признаков, не свойственных глаголу.
Как формы глагола, причастия обладают некоторыми его грамматическими признаками. Они бывают совершенного вида <решившийся — от глагола решиться) и несовершенного <волнуемый — от глагола волновать); настоящего времени <волнуемый — тот, кого волнуют) и прошедшего <взволнованное — то, которое взволновали); возвратными <решившийся) и невозвратными <побудившая).
Форм будущего времени причастия не имеют. Причастия бывают действительные и страдательные. Пловец, решившийся (тот, кто решился), причина, побудившая (та, которая побудила) — это действительные причастия. Взволнованное море (море, которое взволновалось), волнуемый, я. (я, которого волнуют воспоминания) — страдательные причастия.
Обозначая признак предмета, причастия, как и прилагательные, грамматически зависят от существительных, согласуются с ними, то есть ставятся в том же падеже, числе и роде, что и существительные, к которым относятся.
Причастия изменяются по падежам <пробудившийся день, пробудившегося дня, пробудившемуся дню и т. д.), по числам <засыпающий ребенок, засыпающие дети), по родам <кипящий поток, кипящая вода, кипящее молоко). Падеж, число, род причастий определяются по падежу, числу, роду существительного, к которому причастие относится.
Некоторые причастия, как и прилагательные, имеют полную и краткую форму: завоеванный, выстраданный, построенный — причастия полной формы; завоевано, выстрадано и построено — причастия краткой формы.
Начальная форма причастия — именительный падеж единственного числа мужского рода. Все глагольные признаки причастия соотносятся с начальной формой глагола — неопределенной формой. Например, читавший — причастие, образованное от глагола читать. Оно обладает постоянными признаками глагола — переходное, несовершенного вида.
Как и прилагательное, причастие в полной форме в предложении бывает определением:
Успокоившиеся деревья бесшумно и покорно роняли желтые листья (А. Куприн).
Причастия в краткой форме употребляются только в качестве именной части составного сказуемого: Выставка организована спонсорами.
Похожие работы: Учебно -методическийкомплексподисциплинерусскийязык о. 00. Общеобразовательногоциклакафедрой ___________ (Ф.И.О.) УЧЕБНО -МЕТОДИЧЕСКИЙКОМПЛЕКСПОДИСЦИПЛИНЕРУССКИЙЯЗЫК О.00. Общеобразовательногоцикла основной профессиональной образовательной программы по профессиям: 150709.02.
Учебно -методическийкомплексподисциплине иностранный язык (название)УЧЕБНО -МЕТОДИЧЕСКИЙКОМПЛЕКСПОДИСЦИПЛИНЕ __________________________Иностранный язык __________________ (название) Утверждено на заседании Учебно -методической. и общеобразовательные задачи, которые способствуют повышению общеобразовательного и.
Образовательная программа основного общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учрежденияоператоры) и повторения (циклы ), вспомогательные алгоритмы и простые. и анализировать языковые факты Тренинг Учебно -методическийкомплекспорусскомуязыку ( 7 класс) К. обращаются к содержанию: •общеобразовательныхдисциплин ; •произведений искусства; •.
изучающих дисциплину «Русскийязык и культура речи». Пособие написано в соответствии с программой по данной дисциплине и. стандарту высшего профессионального образования и учебно -методическимкомплексамподисциплинам. современные физико-химические методы.
Основная образовательная программа
качествах речи и функциональных стилях русскогоязыка. о дифференциации русскогоязыка и его подсистемах(орфоэпической. факультета учебно -методическиекомплексыподисциплинам (УМКД), помимо их размещения в собственных базах учебно -методических пособий.
Местоимение — это самостоятельная незнаменательная часть речи, которая указывает на предметы, признаки или количества, но не называет их.
Грамматические признаки местоимений различны и зависят от того, заместителем какой части речи выступает местоимение в тексте.
Местоимения классифицируют по значению и по грамматическим признакам.
Разряды местоимений по значениюВыделяют 9 разрядов местоимений по значению:
1. Личные. я, ты, он, она, оно, мы, вы, они. Личные местоимения указывают на участников диалога (я, ты, мы, вы ), лиц, не участвующих в беседе, и предметы (он, она, оно, они ).
2. Возвратное. себя. Это местоимение указывает на тождественность лица или предмета, названного подлежащим, лицу или предмету, названному словом себя (Он себя не обидит. Надежды себя не оправдали ).
3. Притяжательные. мой, твой, ваш, наш, свой, его, её, их. Притяжательные местоимения указывают на принадлежность предмета лицу или другому предмету (Это мой портфель. Его размер очень удобен ).
4. Указательные. этот, тот, такой, таков, столько, сей (устар.), оный (устар.). Эти местоимения указывают на признак или количество предметов.
5. Определительные. сам, самый, весь, всякий, каждый, любой, другой, иной, всяк (устар.), всяческий (устар.). Определительные местоимения указывают на признак предмета.
6. Вопросительные. кто, что, какой, который, чей, сколько. Вопросительные местоимения служат специальными вопросительными словами и указывают на лиц, предметы, признаки и количество.
7. Относительные. те же, что и вопросительные, в функции связи частей сложноподчинённого предложения (союзные слова).
8. Отрицательные. никто, ничто, некого, нечего, никакой, ничей. Отрицательные местоимения выражают отсутствие предмета или признака.
9. Неопределённые. некто, нечто, некоторый, некий, несколько. а также все местоимения, образованные от вопросительных местоимений приставкой кое — или суффиксами -то. -либо. -нибудь .
Разряды местоимений по грамматическим признакамПо своим грамматическим признакам местоимения соотносятся с существительными, прилагательными и числительными. Местоименные существительные указывают на лицо или предмет, местоименные прилагательные — на признак предмета, местоименные числительные — на количество.
К местоимениям-существительным относятся: все личные местоимения, возвратное себя. вопросительно-относительные кто и что и образованные от них отрицательные и неопределённые (никто, ничто, некого, нечего, некто, нечто, кто-то и др.).
К местоимениям-прилагательным относятся все притяжательные, все определительные, указательные этот, тот, такой, таков, сей, оный. вопросительно-относительные какой, который, чей и образованные от них отрицательные и неопределённые (никакой, ничей, некоторый, некий, какой-то и др.).
К местоимениям-числительным относятся местоимения столько. сколько и образованные от них (несколько, сколько-нибудь и др.).
В комплексе 2 к местоимениям относятся также местоимения-наречия. т. е. слова, которые указывают на признак действий (где, когда, там, почему-то и др.). Эти местоимения дополняют разряды определительных (везде, всегда ), указательных (так. туда ), вопросительных, относительных (где, зачем ), неопределённых (где-то, когда-либо ) и отрицательных (нигде, никогда ) местоимений.
С одной стороны, есть основание для такого объединения всех местоименных слов: действительно, местоимение как часть речи не обладает грамматическим единством и выделено на основании своей отсылочной функции: местоименные слова не называют предметов, признаков, количеств, обстоятельств, а указывают на них, отсылая нас либо к внеязыковой действительности, речевой ситуации (местоимение я называет того, кто в данный момент является говорящим, фраза Дай мне ту книгу может быть понята при указании рукой на определённую книгу), либо к предшествующему или последующему тексту (Вот стол. Он (=стол) деревянный.Человек, который (=человек) мне нужен, не пришёл — отсылка к предшествующему контексту. Я хочу сказать о том, что не приду — отсылка к последующему контексту).
С другой стороны, есть сложившаяся лингвистическая традиция относить к местоимению как части речи только те местоименные слова, которые употребляются «вместо имени», т. е. вместо существительного, прилагательного или числительного. Именно этой традиции мы и придерживаемся в нашем описании. Местоименные наречия описываются нами как незнаменательный разряд наречий (см. наречие).
Грамматические признаки местоимений-существительныхК местоименным существительным относятся следующие местоимения: личные я, ты, он, она, оно, мы, вы, они. возвратное себя. вопросительно-относительные кто и что и образованные от них отрицательные и неопределённые (никто, ничто, некого, нечего, некто, нечто, кто-то, кое-что, что-либо и др.).
Эти местоимения обладают грамматическими признаками, сходными с грамматическими признаками существительных, однако имеют и определённые отличия от знаменательных существительных. К ним можно задать вопросы кто? или что?. в предложении эти слова выступают преимущественно как подлежащие или дополнения.
Рассмотрим морфологические признаки местоимений-существительных.
Личные местоимения имеют морфологический признак лица :
3 лицо: он, она, оно, они .
Морфологический признак лица местоимений выражается внесловно — личными окончаниями глагола в настоящем или будущем времени изъявительного наклонения и формами повелительного наклонения глагола, т. е. теми глагольными формами, которые имеют морфологический признак лица:
1 лицо: я ид-у, мы ид-ём ;
2 лицо: ты ид-ёшь, ид-и —O, вы ид-ёте, ид-и-те ;
3 лицо: он, она, оно ид-ёт, пусть идёт, они ид-ут, пусть идут .
У остальных местоимений-существительных, а также у всех знаменательных существительных лицо определять не принято.
У личных местоимений есть морфологический признак числа. Личные местоимения бывают единственного (я, ты, он, она, оно ) и множественного (мы, вы, они ) числа. При перечислении личных местоимений все три комплекса приводят эти восемь слов, из чего можно сделать вывод, что каждое из восьми личных местоимений — самостоятельное слово. Однако в отношении трактовки признака числа в комплексах допущены разногласия. В комплексе 1 ничего не сказано об изменении личных местоимений по числам, однако в плане морфологического разбора местоимения число помещено в непостоянные признаки. В комплексе 2 сказано, что личные местоимения «бывают ед. и мн. числа». В комплексе 3 указано, что местоимения 1 и 2 лица не изменяются по числам (т. е. я и мы — разные слова), а местоимения 3 лица — изменяются (т. е. он и они — это формы одного слова).
В лингвистике обычно считается, что число — постоянный признак местоимений-существительных, т. е. местоимения я и мы. ты и вы. он. она. оно и они — разные слова. Это связано с тем, что между словами я и мы. ты и вы нет нормального для изменения по числу соотношения «один предмет — множество предметов, каждый из которых называется формой единственного числа», т. е. нельзя сказать, что мы — это много я. поскольку мы — это я (говорящий) и ещё кто-то.
Таким образом, мы будем описывать личные местоимения как слова с постоянным признаком единственного или множественного числа.
Местоимения-существительные имеют постоянный признак рода. Этот вопрос, как и вопрос о числе, в школьных учебниках освещён слабо. С одной стороны, как уже было сказано, в списке личных местоимений приводится 8 слов, т. е. слова он. она и оно считаются разными словами. С другой стороны, в комплексах 1 и 3 сказано, что местоимения 3 лица изменяются по родам. О роде остальных личных местоимений не сказано.
Мы будем исходить из следующих положений. Все личные местоимения имеют постоянный признак рода, который, как и у знаменательных существительных, выражается внесловно.
Местоимения я и ты общего рода: я, ты пришёл —O — я, ты пришл-а .
Местоимение он мужского рода: он пришёл —O.
Местоимение она женского рода: она пришл-а .
Местоимение оно среднего рода: оно пришл-о .
Местоимения множественного числа мы. вы. они не охарактеризованы по роду.
Можно говорить об одушевлённости личных местоимений, поскольку В. п. у них совпадает с Р. п. (нет тебя — вижу тебя ).
Все личные местоимения изменяются по падежам. т. е. склоняются. Склоняются личные местоимения особым образом, причём формы их косвенных падежей образованы от другой основы (так называемый супплетивизм):
В косвенных падежах с предлогом к местоимениям 3 лица прибавляется н. у него, к ним, от неё. Прибавления не происходит при производных предлогах в течение, благодаря, согласно, вопреки и др. благодаря ей, согласно ему .
Возвратное местоимение-существительное себя не имеет рода и числа. Склоняется оно так же, как личное местоимение ты. за исключение того, что местоимение себя не имеет формы И. п.
Вопросительно-относительные местоимения кто и что в школьных учебниках не охарактеризованы с точки зрения рода и числа, однако можно отметить, что местоимение кто мужского рода единственного числа (кто пришёл —O, но не *кто пришл-а или *кто пришл-и ), а местоимение что — среднего рода единственного числа (что произошл-о ).
Склоняются эти местоимения следующим образом:
Образованные от местоимений кто и чтоотрицательные и неопределённые местоимения обладают теми же признаками, что и местоимения кто и что. Особенностью неопределённых местоимений некто и нечто является то, что некто имеет форму только И. п. а нечто — И. п. и В. п. А отрицательные местоимения некого и нечего. наоборот, не имеют формы И. п.
Отрицательные и неопределённые местоимения с приставками не — и ни — при их употреблении с предлогами «пропускают» предлог внутрь себя: не у кого, ни с кем .
Грамматические признаки местоимений-прилагательныхК местоимениям-прилагательным относятся все притяжательные (мой, твой, ваш, наш, свой, его, её, их ), все определительные (сам, самый, весь, всякий, каждый, любой, другой, иной, всяк. всяческий ), указательные этот, тот, такой, таков, сей, оный. вопросительно-относительные какой, который, чей и образованные от них отрицательные и неопределённые (никакой, ничей, некоторый, некий, какой-то и др.).
Местоимения-прилагательные обладают грамматическими признаками, сходными с признаками знаменательных прилагательных: они имеют непостоянные признаки рода, числа и падежа, в которых согласуются с существительным, к которому они относятся, склоняются местоимения-прилагательные по адъективному и смешанному склонению, в предложении бывают определением или (редко) именной частью сказуемого.
Отдельного упоминания заслуживают притяжательные местоимения его, её и их. В отличие от слов мой, твой, наш, ваш местоимения его, её и их неизменяемы (ср. его дом, парта, окно; его дома, парты, окна ). Неизменяемость является их постоянным признаком.
Существует и другая интерпретация этих слов. Так, во всех трех комплексах эти слова не упоминаются в перечне притяжательных местоимений, однако комплекс 2 в параграфе, посвящённом притяжательным местоимениям, приводит пример с местоимением их. а комплекс 3 в одном из заданий предлагает с местоимениями его, её и их составить предложения так, что «в одном случае это было бы личное местоимение 3 лица, а в другом — притяжательное». Иными словами, в учебниках предлагается интерпретировать эти слова как личные местоимения он. она и они в Р. п. употребляемые в функции притяжательных местоимений, причём эта позиция утверждается непоследовательно.
Местоимения-прилагательные каков и таков не изменяются по падежам и употребляются только в функции сказуемого.
Грамматические признаки местоимений-числительныхМестоимения-числительные немногочисленны. Это слова сколько. столько и образованные от них местоимения несколько, сколько-то, сколько-нибудь .
Как и знаменательные числительные, эти слова не имеют морфологических признаков рода и числа, изменяются по падежам и особым образом сочетаются с существительными: управляют Р. п. мн. числа существительного в И. п. и В. п. и согласуются с существительным в косвенных падежах. Склоняются эти слова одинаково:
3. Синтаксическая роль в предложении.
В русском языке есть местоимения это. то. все и всё. которые, являясь субстантивированными местоименными прилагательными (т. е. формами местоимений-прилагательных этот. тот и весь ), стандартно используются в русском языке в функции существительных, т. е. в предметном значении (ср. Все ученики пришли — Все пришли; Он съел всё варенье — Он съел всё; Это заявление мне не понравилось — Это мне не понравилось ). В предметном значении они обладают следующими признаками:
всё — постоянные признаки — средний род, ед. число, непостоянные — падеж;
все — постоянные признаки — мн. число, непостоянные — падеж;
это — постоянные признаки — средний род, ед. число, непостоянные — падеж;
то — постоянные признаки — средний род, ед. число, непостоянные — падеж.
Разбор местоимений-прилагательныхСхема разбора местоимений-прилагательных. кроме его, её, их :
1. Числительное. Начальная форма.
2. Морфологические признаки: