Руководства, Инструкции, Бланки

Морфологический Разбор Местоимения Вы Образец img-1

Морфологический Разбор Местоимения Вы Образец

Рейтинг: 4.2/5.0 (1787 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Морфологический разбор местоимения вы образец

Местоимение — самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количество, но не называет их.

  1. Общее грамматическое значение — указывает на предметы, признаки, количество, но не называет их.
  2. Морфологические признаки:
    1. Начальная форма: Именительный падеж, ед.ч.
    2. Постоянные признаки:
      • разряд по значению:
        • личные,
        • возвратное,
        • притяжательные,
        • вопросительные,
        • относительные,
        • неопределённые,
        • отрицательные,
        • определительные,
        • указательные;
      • лицо (у личных местоимений);
    3. Непостоянные признаки:
      • падеж;
      • род (если есть);
      • число (если есть).
  3. Синтаксическая роль — роль в предложении:
    • подлежащее,
    • определение,
    • дополнение,
    • обстоятельство,
    • сказуемое.
Внимание!
  • Местоимения не имеют собственных морфологических признаков. Они заимствуют признаки у тех частей речи, с которыми они соотносятся в речи. Например, местоимение, которое указывает на признак обладает грамматическими признаками имен прилагательных. Такое местоимение можно заменить прилагательным: местоимение какой-то(человек ) можно заменить прилагательными неизвестный, незнакомый, пожилой и т.п..
  • Список местоимений по разрядам
  • Местоимения-существительные, местоимения —числительные изменяются по падежам.
  • Местоимения-прилагательные изменяются по родам (в ед.ч.), числам, падежам.
  • Отличайте личные местоимения (нет кого?) его, её, их от притяжательных местоимений (чьё?) его, её, их .
  • Возвратное местоимение себя не имеет ни рода, ни лица, ни падежа.
  • Вопросительные местоимения (кроме каков? ) изменяются по падежам:

чей? (И.п.), чьего? (Р.п.), чьему? (Д.п.), чьё? (В.п.),чьим? (Т.п.), о чьём? (П.п.)

  • кто. что? не имеют числа и рода.
  • Какой. чей. каков. который? изменяются по родам и числам:

чей? (м.р.), чья? (ж.р.), чьё? (с.р.), чьи? (мн.ч.).

  • Относительные, неопределенные . отрицательные местоимения изменяются так же, как и вопросительные местоимения. Но,
    • неопределенное местоимение некто может быть только в И.п, нечто — в И.п. в В.п.
    • отрицательные местоимения некого. нечего не имеют формы И.п.
  • Указательные местоимения изменяются по-разному в зависимости от того, с какой частью речи они соотносятся:
    • этот . тот . который изменяются по родам, числам, падежам;
    • таков — по родам, по числам;
    • столько — по падежам.
  • Все вопросительные, отрицательные и неопределенные слова являются местоимениями.
  • В предложении местоимения чаще всего выступают в роли подлежащего, дополнения, определения, реже — обстоятельства и сказуемого:

    Они (подлежащее) шли по улице. Я люблю свою (определение) семью.

    Пример морфологического разбора местоимения.

    Мой дом стоит на пригорке.

    • Мой — местоимение, указывает на признак: (чей?) мой .
    • Начальная форма — мой.
    • Имеет морфологические признаки.
      • Постоянные: притяжательное.
      • Непостоянные: здесь употребляется в именительном падеже, в ед.ч. в мужском роде.
    • В предложении является определением.
  • Другие статьи

    Методическая разработка по русскому языку на тему: Морфологический разбор местоимения

    Методическая разработка по русскому языку на тему:
    Морфологический разбор местоимения

    Местоимение – самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количество, но не называет их.

    К местоимениям можно задать вопросы имён существительных (кто? что?), имён прилагательных (какой? чей?), числительных (сколько?), наречий (как? когда? где?).

    Основные признаки местоимений

    А) Общее грамматическое значение
    Примеры
    Указание на предметы, признаки, количество без называния их. Он смеется, мой брат, несколько карандашей, там весело.
    Б) Морфологические и синтаксические признаки
    Чаще всего зависят от того, какую часть речи они заменяют в тексте. Местоимения почти не имеют своих особых морфологических и синтаксических признаков.

    Скачать:

    Материал может быть использован на обобщающих уроках по теме "Имя существительное".

    Презентация "Морфологический разбор местоимения-существительного"(урок русского языка в 5 классе").

    Документ содержит планы разборов самостоятельных и служебных частей речи, а также планы синтаксического рабора предложений. Данный материал необходим на каждом уроке русского языка.

    Разработка конспекта повторительно-обобщающего урока в 6 классе по теме: «Морфологический разбор местоимений. Систематизация и обобщение изученного о местоимении».

    Урок проводится в 6 классе с целью систематизирова и обобщить материал по теме "Местоимение".

    "Морфологический разбор местоимения" (урок русского языка с применением активных методов обучения)

    Конспект урока русского языка "Морфологический разбор местоимения" (6 класс) составлен по шаблону, используемому при описании занятий с применением АМО (шаблон взят: http://www.moi-universitet.ru.

    Урок русского языка в 6-м классе «Морфологический разбор местоимений-прилагательных и местоимений-числительных»

    Цели урока: обобщить и систематизировать полученные ранее знания о местоимениях-прилагательных и местоимениях-числительных, изучить алгоритм морфологического разбора местоимений-прилагательных и место.

    Морфологический разбор местоимения. Повторение

    Это урок русского языка в 7 классе для татарской школы. Проводится как закрепление после изучения темы "Местоимение".

    МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР МЕСТОИМЕНИЯ: План разбора

    МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР МЕСТОИМЕНИЯ
    План разбора.
    1. Часть речи. Общее значение.
    2. Морфологические признаки: 1. Начальная форма (именительный падеж единственного числа). 2. Постоянные признаки: а) разряд, б) лицо (у личных местоимений). 3. Непостоянные признаки: а) падеж, б) число (если есть), в) род (если есть).
    3. Синтаксическая роль.

    Образецразбора.
    Мой оптимизм родился из занятий наукою, и мне желательно было бы внушить его каждому. (Д. Менделеев).

    Устный разбор
    Мой (оптимизм) — местоимение.
    Во-первых, оно указывает на признак: (ч е й?) мой. Начальная форма — мой.
    Во-вторых, имеет постоянный морфологический признак — притяжательное. Здесь употреблено в именительном падеже, в единственном числе, в мужском роде — это его непостоянные признаки.
    В-третьих, в предложении является определением.
    Мне — местоимение.
    Во-первых, оно указывает на предмет: (кому?) мне. Начальная форма — я.
    Письменный
    разбор
    Мой (оптимизм) — мест. (чей?) мой.
    Н. ф.— мой. Пост,— притяжательное. Непост.— в и. п. в ед. ч. м. р.; (ч е й?) мой.
    Мне—мест. (ко- м у?) мне. Н. ф.— я.

    Во-вторых, имеет постоянный морфологический признак — личное.

    Здесь употреблено в дательном падеже, в единственном числе — это его непостоянные признаки.
    Его — мест. внушить (ч т о?) его. Н. ф.— он. Пост.—личное. Непост.—в в. п. в ед. ч. м. р.; (ч т о?) его.
    Пост.— личное. Непост.— в д. п. в ед. ч.; (ком у?) мне.
    В-третьих, в предложении является дополнением.
    Его — местоимение.
    Во-первых, оно указывает на предмет: внушить (что?) его. Начальная форма — он. Во-вторых, имеет постоянный морфологический признак — личное, 3-є лицо. Здесь употреблено в винительном падеже, в единственном числе, в мужском роде — это его непостоянные признаки.
    Каждому—мест. Н*. ф. — каждый. Пост. — определительное. Непост.— в д. п. в ед. ч. м. р.; (кому?) каждому.
    В-третьих, в предложении является дополнением.
    Каждому — местоимение.
    Во-первых, оно указывает на предмет: внушить (кому?) каждому. Начальная форма — каждый.
    Во-вторых, имеет постоянный морфологический признак — определительное.
    Здесь употреблено в дательном падеже, в единственном числе, в мужском роде — это его непостоянные признаки.
    В-третьих, в предложении является дополнением.

    МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР МЕСТОИМЕНИЯ
    1. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗБОР МЕСТОИМЕНИЯ
      План разбора. Часть речи. Общее значение. Морфологические признаки: 1. Начальная форма (именительный падеж единственного числа). 2. Постоянные признаки: а) разряд, б) лицо (у личных местоимений). 3. Непостоянные признаки: а) падеж, б) число (если есть), в) род (если есть). Синтаксическая роль. Образецразбора. Мой оптимизм родился из занятий наукою, и мне желательно было бы внушить его
    2. § 69. Морфологический разбор местоимения
      Порядок разбора I. Часть речи. Общее значение. Начальная форма (и. п. ед. ч.). II. Морфологические признаки: 1. Постоянные признаки: а) разряд по значению, б) лицо (у личных местоимений), в) число (у местоимений я, ты, вы). 2. Непостоянные признаки: а) падеж, б) число (если есть), в) род (если есть). III. Синтаксическая роль. Образец разбора Мой3 оптимизм родился из занятий наукою, и мне3
    3. Морфологический разбор местоимения
      Порядок разбора Часть речи. Общее значение. Начальная форма (им. п. ед. ч.). Постоянные признаки: а) разряд, б) лицо (для личных местоимений), в) особенности склонения (если есть). Непостоянные признаки: а) падеж, б) число (если есть), в) род (если есть). Функция в предложении. Образец разбора Влечёт меня
    4. Морфологический разбор местоимения
      Морфологический разбор
    5. МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРЕДЛОГА
      План разбора. Часть речи. Общее значение. Морфологический признак: неизменяемость. Синтаксическая роль. Образец разбора. По небу метались встревоженные галки. Устный разбор По — предлог. Во-первых, служит для связи главного слова метались с зависимым существительным небу в предложном падеже. Во-вторых, имеет морфологиче ский признак — неизменяемое слово.
    6. § 99. Морфологический разбор предлога
      Порядок разбора I. Часть речи. Грамматическая роль (для чего служит). II. Морфологические признаки: а) непроизводный или производный; б) простой или сложный. Образец разбора По3 небу метались встревоженные галки. I. По — предлог (служит для связи слов в словосочетании метались по небу). II. Морфологические признаки: непроизводный, простой. Упр. 145. Прочитайте предложения. Найдите в них
    7. МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ разбор НАРЕЧИЯ
      План разбора. Часть речи. Общее значение. Морфологические признаки: 1. Неизменяемое слово. Степень сравнения (если есть). Синтаксическая роль. Образец разбора. С севера порывисто дул ветер (М. Горький). Устный разбор Порывисто (дул)—наречие. Во-первых, оно обозначает признак действия: дул (как?) порывисто. Во-вторых, это неизменяемое слово. В-третьих, в предложении является
    8. морфологический разбор союза
      План разбора. Часть речи. Общее значение. Морфологические признаки: 1) сочинительный или подчинительный; 2) неизменяемое слово. Синтаксическая роль. Образец разбора. Я слыхал о тамошних метелях и знал, что целые обозы бывали ими занесены (А. Пушкин). Устный разбор И — союз. Во-первых, соединяет однородные сказуемые слыхал и знал. Во-вторых,
    9. морфологический разбор глагола
      План разбора. Часть речи. Общее значение. Морфологические признаки: 1. Начальная форма (неопределённая форма). 2. Постоянные признаки: а) вид, б) спряжение, в) переходность. 3. Непостоянные признаки: а) наклонение, б) число, в) время (если есть), г) лицо (если есть), д) род (если есть). Синтаксическая роль. Образец разбора. Будущее принадлежит людям честного труда (М. Горький). Устный
    10. Морфологический разбор наречий
      Порядок разбора Часть речи. Общее значение. Морфологические признаки: а) разряд по значению: определительное (образа действия, меры и степени), обстоятельственное (времени, места, причины, цели); б) степень сравнения (если есть).
    11. § 107. Морфологический разбор частицы
      Порядок разбора I. Часть речи. Грамматическая роль (для чего служит). II. Морфологические признаки: разряд по значению. Образец разбора Знаете ли вы украинскую ночь? (Н. Гоголь) I. Ли — частица (служит для оформления вопросительного предложения). II. Морфологические признаки: модальная, вопросительная. Упр. 150. В тексте найдите частицы, охарактеризуйте их. Сделайте морфологический разбор
    12. Схема морфологического разбора
      Часть речи. Общее значение. Морфологические признаки: начальная форма, разряд местоимения по значению (личное, притяжательное, относительное и т. д.), падеж, число (если есть), род (если есть). Синтаксическая роль. Образец разбора Ничъимим похвалами не возносись. Ничьими — местоимение. Указывает на признак предмета. Начальная форма — ничей, отрицательное, имеет форму творительного падежа,

    Морфологический разбор местоимений в русском языке

    Морфологический разбор местоимений в русском языке.

    Чтобы правильно сделать морфологический разбор местоимения нужно придерживаться следующего правила:

    План разбора местоимений :
    1. Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.
    2. Начальная форма. Морфологические признаки:
    A. Постоянные морфологические признаки:
    1. разряд по соотношению с другой частью речи (местоимение-существительное, местоимение-прилагательное, местоимение-числительное, местоимение-наречие);
    2. разряд по значению (личное, возвратное, притяжательное, вопросительное, относительное, неопределённое, отрицательное, указательное, определительное);

    3. лицо (для личных местоимений);
    число (для личных местоимений первого лица и второго лица).
    Б. Непостоянные морфологические признаки:
    1. падеж;
    2. число (если есть);
    3. род (если есть).
    3. Роль в предложении (каким членом предложения является местоимение в данном предложении).

    Пример правильного разбора местоимений .

    1. Свою - местоимение, так как указывает на принадлежность предмета.
    2. Морфологические признаки.
    1. Начальная форма - своя комната, свой.
    2. Постоянные признаки:
    1) притяжательное, соотносится по значению с прилагательным;
    2) склоняется как прилагательное типа «лисий».
    3. Непостоянные признаки:
    1) винительный падеж;
    2) женский род;
    3) единственное число.

    Вывод: Местоимение «свой» согласуется с существительным «комната», следовательно, в предложении выполняет функцию согласованного определения.

    Помните, что морфологический разбор местоимений будет считаться правильным, только если он сделан согласно схеме, приведенной выше. нужно обязательно в правильном порядке указать грамматическое значение, вопрос. А также местоимение в начальной форме, его постоянные и непостоянные морфологические признаки. И в конце написать вывод, то есть роль местоимения в предложении, каким членом оно в данном предложении является.

    Дата публикации: 29.01.2012 18:50 UTC

    Морфологический разбор местоимения

    Глагол — часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? (работать, сэкономить, учиться, встречаться).

    Глаголы бывают несовершенного (строить, делать, объединять) и совершенного вида (по­строить, сделать, опереться).

    Глаголы делятся на переходные (читать газету, строить дом, выпил воды, не написал письма) и непереходные (ходить, расти, обе­дать, радоваться).

    Глаголы изменяются по наклонениям:

    1) глаголы смотрим, прибыл, приедут, бу­дем писать — в изъявительном наклонении;

    2) глаголы пошел бы, предложили бы — в условном наклонении;

    3) глаголы читай, читайте, отмерь, от­режь, живи, учись — в повелительном наклоне­нии.

    Глаголы в изъявительном наклонении из­меняются по временам:

    1) глаголы светит, лежу употреблены в форме настоящего времени, а глаголы пропели, погасил — в форме прошедшего времени;

    2) глаголы узнаем, изучим, вырастем, по­ведем, будем помогать употреблены в форме будущего времени.

    В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по лицам и числам (я пишу, ты пишешь, он пишет, мы пишем, вы пишете, они пишут; я напишу, буду писать, ты напи­шешь, будешь писать, он напишет, будет пи­сать, мы напишем, будем писать, вы напише­те, будете писать, они напишут, будут пи­сать), а в прошедшем времени — по числам и родам (в ед. числе): я, ты, он писал; они писа­ли; я, ты, она писала; мы, вы, они писали.

    Глагол имеет начальную форму, которая называется неопределенной формой глагола (или инфинитивом): ходить, стоять, участво­вать, расти, стеречь. Она не показывает ни времени, ни числа, ни лица, ни рода.

    Глаголы в предложении являются сказуемыми. Неопределенная форма глагола может вхо­дить в составное сказуемое: Стану сказывать я сказки (М. Лермонтов); может быть подлежа­щим: Учиться — всегда пригодится; дополне­нием: Прошу вас подткдшпь; определением: Нетерпение дохать до Тифлиса овладело мною (М. Лермонтов); обстоятельством: Ребя­та побежали прятаться.

    Неопределенная форма глагола (инфинитив):

    Глаголы в неопределенной форме (в инфи­нитиве) отвечают на вопрос что делать? или что сделать. видеть — увидеть, сеять — по­сеять, смотреть — рассмотреть, найти.

    Глаголы в неопределенной форме (в инфи­нитиве) имеют вид, переходность и непереход­ность, спряжение.

    Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать. а глаголы совершенного вида — что сделать?

    Глаголы несовершенного вида не указыва­ют на завершенность действия, на его конец или результат. Глаголы совершенного вида указывают на завершенность действия, на его конец или результат.

    Глаголу одного вида может соответствовать глагол другого вида с одним и тем же лексиче­ским значением. Такие глаголы образуют видо­вую пару: объединить — объединять, достиг­нуть — достигать.

    При образовании глаголов одного вида от глаголов другого вида используются приставки (ехать — уехать), суффиксы (толкать — толкнуть).

    Образование видов глагола может сопро­вождаться чередованием гласных и согласных в корне: опоздать — опаздывать, начать — начинать, победить — побеждать.

    Некоторые видовые пары представляют со­бой разные слова, имеют разные основы: взять — брать, сказать — говорить, най­ти — искать.

    Отдельные видовые пары могут различать­ся ударением: разрезать — разрезать.

    Переходные и непереходные глаголы

    Глаголы, которые сочетаются или могут со­четаться с существительным или местоимени­ем в винительном падеже без предлога, назы­ваются переходными: Люблю родную сторону.

    Переходные глаголы обозначают такое дей­ствие, которое переходит на другой предмет: люблю (что?) — сторону.

    Существительное или местоимение при пе­реходном глаголе может стоять в родительном падеже:

    1) если при глаголе имеется отрицание:
    Я написал (что?) письмо. — Я не написал (че-
    го?) письма.

    2) если действие переходит не на весь пред-
    мет, а только на часть его: выпил (что?) воду —
    выпил (чего?) воды.

    Глаголы являются непереходными, если действие прямо не переходит на другой пред­мет: ходить (на лыжах), купаться (в море), претворять (в жизнь).

    К непереходным относятся глаголы с суф­фиксом -ся (сь).

    Глаголы с суффиксом -ся (сь) называются возвратными: учиться, встречаться, умы­ваться.

    Одни глаголы могут быть возвратными и невозвратными (причесывать — причесывать­ся, купать — купаться); другие только воз­вратными (без суффикса -ся они не употребля­ются): смеяться, надеяться, бороться, кла­няться, трудиться, стараться, ложиться, гордиться, оставаться, становиться.

    Суффикс ся бывает после согласных (удив­ляться, занимаешься), а суффикс -сь — после гласных (встречаюсь, горжусь, удивляюсь).

    Глаголы в изъявительном наклонении обо­значают действия, которые происходят, проис­ходили или будут происходить на самом деле: строю, строил, буду строить.

    Глаголы в изъявительном наклонении из­меняются по временам. В настоящем и буду­щем времени гласная конца основы неопреде­ленной формы иногда отсекается: видеть — вижу, увидеть — увижу.

    В изъявительном наклонении глаголы несо­вершенного вида имеют три времени: настоя­щее (читаю, строим), прошедшее (читал(-а), строили) и будущее сложное (буду читать, будем строить), а глаголы совершенного ви­да — два времени: прошедшее (прочитал(-а), построил(а)) и будущее простое (прочитаю, построим).

    Глаголы в условном наклонении обознача­ют действия, желаемые или возможные при определенных условиях: сделал бы, принес бы. Условное наклонение глагола образуется от ос­новы неопределенной формы глагола при помо­щи суффикса -л- и частицы бы (б). Эта частица может стоять после глагола и перед ним, может быть отделена от глагола другими слова­ми: Если каждый человек на куске земли сво­ей сделал бы все, что он может, как прекрас­на была бы земля наша (а. Чехов).

    Глаголы в условном наклонении изменяются по числам и в единственном числе — по родам.

    Глаголы в повелительном наклонении вы­ражают побуждение к действию, приказ, просьбу: иди в школу, идите в школу, встань пораньше, встаньте пораньше.

    Глаголы в повелительном наклонении упо­требляются обычно в форме 2-го лица: верь в себя.

    Глаголы в повелительном наклонении не изменяются по временам.

    Формы повелительного наклонения образу­ются от основы настоящего или будущего прос­того времени с помощью суффикса -и- или ну­левого суффикса. Глаголы в повелительном на­клонении в единственном числе имеют нулевое окончание, а во множественном — -те: ре­ши — решите, познакомь — познакомьте.

    Иногда к глаголам повелительного накло­нения прибавляется частица -ка, которая не­сколько смягчает приказание: присядь-ка, при­сядьте-ка, подойди-ка ко мне.

    Глаголы в настоящем времени показывают, что действие происходит в момент речи: сияет месяц, снег сверкает.

    Глаголы в настоящем времени могут обо­значать действия, которые совершаются посто­янно, всегда: наступает весна.

    Глаголы в настоящем времени изменяются по лицам и числам.

    Глаголы в прошедшем времени показыва­ют, что действие происходило до момента ре­чи: грачи улетели, поля опустели.

    При описании прошлого часто вместо про­шедшего времени употребляется настоящее время: Возвращаюсь вчера с вокзала домой, иду темной улицей. Вдруг вижу: у фонаря что-то белеет.

    Глаголы в форме прошедшего времени об­разуются от неопределенной формы (инфини­тива) с помощью суффикса -л-: строить — строил, строила, строили.

    Глаголы в неопределенной форме на -чъ, -ти, -нутъ (несовершенного вида) образуют формы прошедшего времени ед. числа мужско­го рода без суффикса -л-: беречь — берег (но бе­регла), нести — нес (но несла).

    От глагола идти прошедшее время шел, шла, шли; от глагола найти прошедшее время нашел, нашла, нашли; от глагола расти — рос, росла, росло, росли.

    Глаголы прошедшего времени изменяются по числам (рассказал — рассказали), а в ед. числе — по родам. Во мн. числе глаголы в про­шедшем времени по лицам не изменяются.

    Глаголы в будущем времени показывают, что действие будет происходить после момента речи: Увидишь, что это за человек! Ты сразу его полюбишь и подружишься с ним, голубчик! (а. Чехов).

    Будущее время имеет две формы: простую и составную. Форма будущего составного гла­голов несовершенного вида состоит из будуще­го времени глагола быть и неопределенной формы глагола несовершенного вида: буду ри­совать, буду стараться. От глаголов совершен­ного вида образуется будущее время простое (прочитаю), от глаголов несовершенного ви­да — будущее время составное (буду читать).

    Форма будущего простого глагола совер­шенного вида образуется так же, как и форма настоящего времени: открою, откроешь, от­кроет, откроем, откроете, откроют. В буду­щем простом глаголы имеют те же личные окончания, что и глаголы несовершенного ви­да в настоящем времени.

    Изменение глаголов по лицам и числам на­зывается спряжением.

    2) 7 глаголов на -еть: смотреть,
    видеть, ненавидеть, терпеть,
    обидеть, вертеть, зависеть

    3) 4 глагола на -ать: гнать,
    держать, слышать, дышать

    Все остальные глаголы на -еть,

    -ать, -оть, -уть, -ть и др.

    Спряжение глаголов определяется по не­определенной форме. Если у глагола безудар­ное личное окончание, то нужно: 1) поставить глагол в неопределенную форму <работаете — работать, делают — делать); 2) определить, какая гласная стоит перед -ть.

    При определении спряжения глагола неопре­деленную форму надо брать от того же вида, что и личная форма: выполняешь — выполнять (не-сов. вид), выполним — выполнить (сов. вид).

    Глаголы с приставками относятся к тому же спряжению, что и бесприставочные: ле­теть — вылететь (I спряжение), учить — вы­учить (II спряжение).

    Глаголы хотеть, бежать изменяются по первому, а частично по второму спряжению. Поэтому они называются разноспрягаемыми. Особо спрягаются глаголы есть (кушать) и дать.

    Глаголы, которые обозначают действия, происходящие сами по себе, без действующего лица (предмета), называются безличными: смеркается, знобит, нездоровится, подморози­ло, вечереет.

    Безличные глаголы обычно обозначают яв­ления природы или состояние человека: Вот уже светает. Но мне не спится. В предложе­ниях безличные глагилы являются сказуемы­ми, при которых не может быть подлежащего: Сегодня морозит; В лесу легко дышится; Мне нездоровится; Недаром говорится, что дело мастера боится.

    Безличные глаголы употребляются:

    а) в изъявительном наклонении и имеют
    одну форму для каждого времени: форму 3-го
    лица единственного числа (настоящего или бу-
    дущего времени) и форму среднего рода един-
    ственного числа (прошедшего времени): нездо-
    ровится, будет нездоровиться, нездоровилось;

    б) в условном наклонении также в одной
    форме: нездоровилось бы;

    в) в неопределенной форме: нездоровиться.

    Многие личные глаголы в предложении мо­гут выступать в значении безличных. Ср. Пах­нет весною. В этом предложении нет подлежа­щего, глагол пахнет употреблен в безличном значении. Свежее сено хорошо пахнет.

    Морфологический разбор глагола

    I. Часть речи. Общее значение. Вопрос.

    II. Начальная форма (неопределенная форма). Морфологические признаки:

    1. Постоянные признаки:

    а) вид, б) спряжение, в) переходность.

    2. Непостоянные признаки:

    а) наклонение, б) число, в) время (если есть), г) лицо (если есть), д) род (если есть).

    III. Синтаксическая роль.

    Будущее принадлежит людям честного труда (М. Горький).

    Во-первых, обозначает действие предме­та и отвечает на вопрос (что делает?).

    Во-вторых, начальная форма — принад­лежать; имеет постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, непереходный, II спряжение.

    Здесь употреблен в изъявительном наклоне­нии, в единственном числе, в настоящем вре­мени, в 3-м лице — это его непостоянные при­знаки.

    В-третьих, в предложении является ска­зуемым.

    Принадлежит — глагол, так как:

    I. Обозначает действие предмета (что делает?).

    II. Н. ф. — принадлежать. Пост. — несов. вида, неперех. II спр.; непост. — в изъявит, накл. в ед. ч. в 3-м л.

    III. Будущее (что делает?) принадлежит .

    Лабораторные работы/ Практические занятия - не предусмотрено

    Задания для самостоятельного выполнения

    1.Найдите в предложениях глаголы и разберите их по плану: 1) неопределенная форма; 2) постоянные признаки: вид, спряжение, переходный/непереходный, наклонение; 3) непостоянные признаки: число, время, лицо, род.

    1. Как вольно дышит грудь, как бодро движутся члены, как крепнет весь человек, охваченный свежим дыханием весны! (И.С. Тургенев). 2. С вечера все спится, на дворе темно, лист сухой валится, ночью ветер злится да стучит в окно. (А.А. Фет). 3. «Ты бы не читал, а спал», - заботливо советовал он. (М. Горький).

    2.распределите глаголы на три группы: 1) несовершенного вида; 2) совершенного вида; 3) двувидовые.

    Собирать, ринуться, преследовать, пообещать, сдать, использовать, собрать, подписать, подражать, организовать, перекричать, звать, механизировать, вертеть, опротиветь, наскучит, состязаться, реорганизовать, грянуть, состоять, отгрузить, гарантировать, понадобиться.

    3.Распределите глаголы на две группы: 1)Iспряжения; 2)IIспряжения. Около каждого глагола укажите форму –го лица множественного числа настоящего (будущего простого) времени. Расставьте ударения.

    I спряжение II спряжение

    колоть – кОлют коптить - коптЯт

    Брезжить, видеть, написать, светиться, приставить, молоть, хотеть, стукнуть, ходить строить, воротить, жалеть, стелить, судить, сеять, жалить, платить, носить, поискать, сыпать, слышать, дремать, сыскать, пожинать, обидеть, навеять, обезуметь, угаснуть.

    4.Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

    1. Что было, то вид…м, что будет, то увид…м. 2. Где стро…шь, тут и ро…шь. 3. Не по словам суд… делам. 4. Работа и корм…т и уч…т. 5. Конь вырв…тся – догон…шь, а слова сказанного не ворот…шь. 6. Бездонной кадки водою не напон…шь. 7. Пожале…шь лычка – не увяж…шь и ремешком. 8. Пустая мельница и без ветра мел…т. 9. Правда глаза кол…т. 10 Потерянного времени не ворот…шь. 11. Одной рукой и узла не завяж…шь. 12. Пашню паш..т – руками не маш…т. 13. Ноги нос…т, а руки корм…т.

    5.От данных глаголов образуйте формы прошедшего времени. Расставьте ударения.

    Бить, дуть, жать, класть, красть, крыть, мыть, мять, пасть, ржать, шить.

    Быть, взять, вить, внять, врать, гнать, дать, драть, жить, звать, лить, пить, плыть, рвать, слать, снять, спать.

    Дожить, донять, задать, замереть, занять, запереть, нажить, нанять, начать, отнять, отпить, подать, поднять, понять, прибыть, придать, принять, продать, прожить, проклясть, пролить, убыть, умереть.

    6. Подготовка доклада на тему: «Синонимия глагольных форм в художественном тексте».

    Вопросы для самоконтроля:

    Глагол. Грамматические категории, роль в предложении.

    Три времени глагола. Как определить время глагола? Как изменяется глагол в прошедшем времени?

    Что такое неопределенная форма глагола (инфинитив)?

    Что называется спряжением глаголов? Как определить лицо и число глаголов?

    Какие глаголы относятся к первому, второму спряжению?

    Как спрягаются глаголы в будущем времени?

    Какие безударные окончания имеют глаголы первого и второго спряжения? Как определить спряжение глаголов с личными окончаниями?

    Как определить безударное окончание глагола?

    Назови глаголы-исключения, которые относятся ко второму спряжению.

    Как изменяются глаголы в прошедшем времени?

    Как определить, какой суффикс пишется перед суффиксом -л- в глаголах прошедшего времени?

    Вид глаголов. Глаголы какого вида не имеют настоящего времени?

    Основные понятия и термины по теме: причастие, действительные, страдательные причастия.

    План изучения темы:

    Причастие как особая форма глагола.

    3. Морфологический разбор причастий.

    Краткое изложение теоретических вопросов:

    Причастие — особая форма глагола, кото­рая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? Передо мною тянулось ночною бурею взволнованное море, и однообразный шум его, подобный ропоту засыпающего города, напом­нил мне старые годы. Волнуемый воспомина­ниями, я забылся (М. Лермонтов).

    Некоторые ученые считают причастия са­мостоятельной частью речи, так как они име­ют ряд признаков, не свойственных глаголу.

    Как формы глагола, причастия обладают некоторыми его грамматическими признака­ми. Они бывают совершенного вида <решив­шийся — от глагола решиться) и несовершен­ного <волнуемый — от глагола волновать); на­стоящего времени <волнуемый — тот, кого вол­нуют) и прошедшего <взволнованное — то, ко­торое взволновали); возвратными <решивший­ся) и невозвратными <побудившая).

    Форм будущего времени причастия не име­ют. Причастия бывают действительные и стра­дательные. Пловец, решившийся (тот, кто ре­шился), причина, побудившая (та, которая по­будила) — это действительные причастия. Взволнованное море (море, которое взволнова­лось), волнуемый, я. (я, которого волнуют вос­поминания) — страдательные причастия.

    Обозначая признак предмета, причастия, как и прилагательные, грамматически зависят от существительных, согласуются с ними, то есть ставятся в том же падеже, числе и роде, что и существительные, к которым относятся.

    Причастия изменяются по падежам <пробу­дившийся день, пробудившегося дня, пробудив­шемуся дню и т. д.), по числам <засыпающий ребенок, засыпающие дети), по родам <кипя­щий поток, кипящая вода, кипящее молоко). Падеж, число, род причастий определяются по падежу, числу, роду существительного, к кото­рому причастие относится.

    Некоторые причастия, как и прилагатель­ные, имеют полную и краткую форму: завое­ванный, выстраданный, построенный — при­частия полной формы; завоевано, выстрадано и построено — причастия краткой формы.

    Начальная форма причастия — именитель­ный падеж единственного числа мужского ро­да. Все глагольные признаки причастия соот­носятся с начальной формой глагола — неопре­деленной формой. Например, читавший — причастие, образованное от глагола читать. Оно обладает постоянными признаками глаго­ла — переходное, несовершенного вида.

    Как и прилагательное, причастие в полной форме в предложении бывает определением:

    Успокоившиеся деревья бесшумно и покорно роняли желтые листья (А. Куприн).

    Причастия в краткой форме употребляются только в качестве именной части составного сказуемого: Выставка организована спонсо­рами.

    Похожие работы: Учебно -методическийкомплексподисциплинерусскийязык о. 00. Общеобразовательногоцикла

    кафедрой ___________ (Ф.И.О.) УЧЕБНО -МЕТОДИЧЕСКИЙКОМПЛЕКСПОДИСЦИПЛИНЕРУССКИЙЯЗЫК О.00. Общеобразовательногоцикла основной профессиональной образовательной программы по профессиям: 150709.02.

    Учебно -методическийкомплексподисциплине иностранный язык (название)

    УЧЕБНО -МЕТОДИЧЕСКИЙКОМПЛЕКСПОДИСЦИПЛИНЕ __________________________Иностранный язык __________________ (название) Утверждено на заседании Учебно -методической. и общеобразовательные задачи, которые способству­ют повышению общеобразовательного и.

    Образовательная программа основного общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

    операторы) и повторения (циклы ), вспомогательные алгоритмы и простые. и анализировать языковые факты Тренинг Учебно -методическийкомплекспорусскомуязыку ( 7 класс) К. обращаются к содержанию: •общеобразовательныхдисциплин ; •произведений искусства; •.

    изучающих дисциплину «Русскийязык и культура речи». Пособие написано в соответствии с программой по данной дисциплине и. стандарту высшего профессионального образования и учебно -методическимкомплексамподисциплинам. современные физико-химические методы.

    Основная образовательная программа

    качествах речи и функциональных стилях русскогоязыка. о дифференциации русскогоязыка и его подсистемах(орфоэпической. факультета учебно -методическиекомплексыподисциплинам (УМКД), помимо их размещения в собственных базах учебно -методических пособий.

    Местоимение как часть речи - Русский язык: краткий теоретический курс - Елена Ивановна Литневская - Ваша домашняя библиотека

    Местоимение — это самостоятельная незнаменательная часть речи, которая указывает на предметы, признаки или количества, но не называет их.

    Грамматические признаки местоимений различны и зависят от того, заместителем какой части речи выступает местоимение в тексте.

    Местоимения классифицируют по значению и по грамматическим признакам.

    Разряды местоимений по значению

    Выделяют 9 разрядов местоимений по значению:

    1. Личные. я, ты, он, она, оно, мы, вы, они. Личные местоимения указывают на участников диалога (я, ты, мы, вы ), лиц, не участвующих в беседе, и предметы (он, она, оно, они ).

    2. Возвратное. себя. Это местоимение указывает на тождественность лица или предмета, названного подлежащим, лицу или предмету, названному словом себя (Он себя не обидит. Надежды себя не оправдали ).

    3. Притяжательные. мой, твой, ваш, наш, свой, его, её, их. Притяжательные местоимения указывают на принадлежность предмета лицу или другому предмету (Это мой портфель. Его размер очень удобен ).

    4. Указательные. этот, тот, такой, таков, столько, сей (устар.), оный (устар.). Эти местоимения указывают на признак или количество предметов.

    5. Определительные. сам, самый, весь, всякий, каждый, любой, другой, иной, всяк (устар.), всяческий (устар.). Определительные местоимения указывают на признак предмета.

    6. Вопросительные. кто, что, какой, который, чей, сколько. Вопросительные местоимения служат специальными вопросительными словами и указывают на лиц, предметы, признаки и количество.

    7. Относительные. те же, что и вопросительные, в функции связи частей сложноподчинённого предложения (союзные слова).

    8. Отрицательные. никто, ничто, некого, нечего, никакой, ничей. Отрицательные местоимения выражают отсутствие предмета или признака.

    9. Неопределённые. некто, нечто, некоторый, некий, несколько. а также все местоимения, образованные от вопросительных местоимений приставкой кое — или суффиксами -то. -либо. -нибудь .

    Разряды местоимений по грамматическим признакам

    По своим грамматическим признакам местоимения соотносятся с существительными, прилагательными и числительными. Местоименные существительные указывают на лицо или предмет, местоименные прилагательные — на признак предмета, местоименные числительные — на количество.

    К местоимениям-существительным относятся: все личные местоимения, возвратное себя. вопросительно-относительные кто и что и образованные от них отрицательные и неопределённые (никто, ничто, некого, нечего, некто, нечто, кто-то и др.).

    К местоимениям-прилагательным относятся все притяжательные, все определительные, указательные этот, тот, такой, таков, сей, оный. вопросительно-относительные какой, который, чей и образованные от них отрицательные и неопределённые (никакой, ничей, некоторый, некий, какой-то и др.).

    К местоимениям-числительным относятся местоимения столько. сколько и образованные от них (несколько, сколько-нибудь и др.).

    В комплексе 2 к местоимениям относятся также местоимения-наречия. т. е. слова, которые указывают на признак действий (где, когда, там, почему-то и др.). Эти местоимения дополняют разряды определительных (везде, всегда ), указательных (так. туда ), вопросительных, относительных (где, зачем ), неопределённых (где-то, когда-либо ) и отрицательных (нигде, никогда ) местоимений.

    С одной стороны, есть основание для такого объединения всех местоименных слов: действительно, местоимение как часть речи не обладает грамматическим единством и выделено на основании своей отсылочной функции: местоименные слова не называют предметов, признаков, количеств, обстоятельств, а указывают на них, отсылая нас либо к внеязыковой действительности, речевой ситуации (местоимение я называет того, кто в данный момент является говорящим, фраза Дай мне ту книгу может быть понята при указании рукой на определённую книгу), либо к предшествующему или последующему тексту (Вот стол. Он (=стол) деревянный.Человек, который (=человек) мне нужен, не пришёл — отсылка к предшествующему контексту. Я хочу сказать о том, что не приду — отсылка к последующему контексту).

    С другой стороны, есть сложившаяся лингвистическая традиция относить к местоимению как части речи только те местоименные слова, которые употребляются «вместо имени», т. е. вместо существительного, прилагательного или числительного. Именно этой традиции мы и придерживаемся в нашем описании. Местоименные наречия описываются нами как незнаменательный разряд наречий (см. наречие).

    Грамматические признаки местоимений-существительных

    К местоименным существительным относятся следующие местоимения: личные я, ты, он, она, оно, мы, вы, они. возвратное себя. вопросительно-относительные кто и что и образованные от них отрицательные и неопределённые (никто, ничто, некого, нечего, некто, нечто, кто-то, кое-что, что-либо и др.).

    Эти местоимения обладают грамматическими признаками, сходными с грамматическими признаками существительных, однако имеют и определённые отличия от знаменательных существительных. К ним можно задать вопросы кто? или что?. в предложении эти слова выступают преимущественно как подлежащие или дополнения.

    Рассмотрим морфологические признаки местоимений-существительных.

    Личные местоимения имеют морфологический признак лица :

    3 лицо: он, она, оно, они .

    Морфологический признак лица местоимений выражается внесловно — личными окончаниями глагола в настоящем или будущем времени изъявительного наклонения и формами повелительного наклонения глагола, т. е. теми глагольными формами, которые имеют морфологический признак лица:

    1 лицо: я ид-у, мы ид-ём ;

    2 лицо: ты ид-ёшь, ид-и —O, вы ид-ёте, ид-и-те ;

    3 лицо: он, она, оно ид-ёт, пусть идёт, они ид-ут, пусть идут .

    У остальных местоимений-существительных, а также у всех знаменательных существительных лицо определять не принято.

    У личных местоимений есть морфологический признак числа. Личные местоимения бывают единственного (я, ты, он, она, оно ) и множественного (мы, вы, они ) числа. При перечислении личных местоимений все три комплекса приводят эти восемь слов, из чего можно сделать вывод, что каждое из восьми личных местоимений — самостоятельное слово. Однако в отношении трактовки признака числа в комплексах допущены разногласия. В комплексе 1 ничего не сказано об изменении личных местоимений по числам, однако в плане морфологического разбора местоимения число помещено в непостоянные признаки. В комплексе 2 сказано, что личные местоимения «бывают ед. и мн. числа». В комплексе 3 указано, что местоимения 1 и 2 лица не изменяются по числам (т. е. я и мы — разные слова), а местоимения 3 лица — изменяются (т. е. он и они — это формы одного слова).

    В лингвистике обычно считается, что число — постоянный признак местоимений-существительных, т. е. местоимения я и мы. ты и вы. он. она. оно и они — разные слова. Это связано с тем, что между словами я и мы. ты и вы нет нормального для изменения по числу соотношения «один предмет — множество предметов, каждый из которых называется формой единственного числа», т. е. нельзя сказать, что мы — это много я. поскольку мы — это я (говорящий) и ещё кто-то.

    Таким образом, мы будем описывать личные местоимения как слова с постоянным признаком единственного или множественного числа.

    Местоимения-существительные имеют постоянный признак рода. Этот вопрос, как и вопрос о числе, в школьных учебниках освещён слабо. С одной стороны, как уже было сказано, в списке личных местоимений приводится 8 слов, т. е. слова он. она и оно считаются разными словами. С другой стороны, в комплексах 1 и 3 сказано, что местоимения 3 лица изменяются по родам. О роде остальных личных местоимений не сказано.

    Мы будем исходить из следующих положений. Все личные местоимения имеют постоянный признак рода, который, как и у знаменательных существительных, выражается внесловно.

    Местоимения я и ты общего рода: я, ты пришёл —O — я, ты пришл-а .

    Местоимение он мужского рода: он пришёл —O.

    Местоимение она женского рода: она пришл-а .

    Местоимение оно среднего рода: оно пришл-о .

    Местоимения множественного числа мы. вы. они не охарактеризованы по роду.

    Можно говорить об одушевлённости личных местоимений, поскольку В. п. у них совпадает с Р. п. (нет тебя — вижу тебя ).

    Все личные местоимения изменяются по падежам. т. е. склоняются. Склоняются личные местоимения особым образом, причём формы их косвенных падежей образованы от другой основы (так называемый супплетивизм):

    В косвенных падежах с предлогом к местоимениям 3 лица прибавляется н. у него, к ним, от неё. Прибавления не происходит при производных предлогах в течение, благодаря, согласно, вопреки и др. благодаря ей, согласно ему .

    Возвратное местоимение-существительное себя не имеет рода и числа. Склоняется оно так же, как личное местоимение ты. за исключение того, что местоимение себя не имеет формы И. п.

    Вопросительно-относительные местоимения кто и что в школьных учебниках не охарактеризованы с точки зрения рода и числа, однако можно отметить, что местоимение кто мужского рода единственного числа (кто пришёл —O, но не *кто пришл-а или *кто пришл-и ), а местоимение что — среднего рода единственного числа (что произошл-о ).

    Склоняются эти местоимения следующим образом:

    Образованные от местоимений кто и чтоотрицательные и неопределённые местоимения обладают теми же признаками, что и местоимения кто и что. Особенностью неопределённых местоимений некто и нечто является то, что некто имеет форму только И. п. а нечто — И. п. и В. п. А отрицательные местоимения некого и нечего. наоборот, не имеют формы И. п.

    Отрицательные и неопределённые местоимения с приставками не — и ни — при их употреблении с предлогами «пропускают» предлог внутрь себя: не у кого, ни с кем .

    Грамматические признаки местоимений-прилагательных

    К местоимениям-прилагательным относятся все притяжательные (мой, твой, ваш, наш, свой, его, её, их ), все определительные (сам, самый, весь, всякий, каждый, любой, другой, иной, всяк. всяческий ), указательные этот, тот, такой, таков, сей, оный. вопросительно-относительные какой, который, чей и образованные от них отрицательные и неопределённые (никакой, ничей, некоторый, некий, какой-то и др.).

    Местоимения-прилагательные обладают грамматическими признаками, сходными с признаками знаменательных прилагательных: они имеют непостоянные признаки рода, числа и падежа, в которых согласуются с существительным, к которому они относятся, склоняются местоимения-прилагательные по адъективному и смешанному склонению, в предложении бывают определением или (редко) именной частью сказуемого.

    Отдельного упоминания заслуживают притяжательные местоимения его, её и их. В отличие от слов мой, твой, наш, ваш местоимения его, её и их неизменяемы (ср. его дом, парта, окно; его дома, парты, окна ). Неизменяемость является их постоянным признаком.

    Существует и другая интерпретация этих слов. Так, во всех трех комплексах эти слова не упоминаются в перечне притяжательных местоимений, однако комплекс 2 в параграфе, посвящённом притяжательным местоимениям, приводит пример с местоимением их. а комплекс 3 в одном из заданий предлагает с местоимениями его, её и их составить предложения так, что «в одном случае это было бы личное местоимение 3 лица, а в другом — притяжательное». Иными словами, в учебниках предлагается интерпретировать эти слова как личные местоимения он. она и они в Р. п. употребляемые в функции притяжательных местоимений, причём эта позиция утверждается непоследовательно.

    Местоимения-прилагательные каков и таков не изменяются по падежам и употребляются только в функции сказуемого.

    Грамматические признаки местоимений-числительных

    Местоимения-числительные немногочисленны. Это слова сколько. столько и образованные от них местоимения несколько, сколько-то, сколько-нибудь .

    Как и знаменательные числительные, эти слова не имеют морфологических признаков рода и числа, изменяются по падежам и особым образом сочетаются с существительными: управляют Р. п. мн. числа существительного в И. п. и В. п. и согласуются с существительным в косвенных падежах. Склоняются эти слова одинаково:

    3. Синтаксическая роль в предложении.

    В русском языке есть местоимения это. то. все и всё. которые, являясь субстантивированными местоименными прилагательными (т. е. формами местоимений-прилагательных этот. тот и весь ), стандартно используются в русском языке в функции существительных, т. е. в предметном значении (ср. Все ученики пришли — Все пришли; Он съел всё варенье — Он съел всё; Это заявление мне не понравилось — Это мне не понравилось ). В предметном значении они обладают следующими признаками:

    всё — постоянные признаки — средний род, ед. число, непостоянные — падеж;

    все — постоянные признаки — мн. число, непостоянные — падеж;

    это — постоянные признаки — средний род, ед. число, непостоянные — падеж;

    то — постоянные признаки — средний род, ед. число, непостоянные — падеж.

    Разбор местоимений-прилагательных

    Схема разбора местоимений-прилагательных. кроме его, её, их :

    1. Числительное. Начальная форма.

    2. Морфологические признаки: