Руководства, Инструкции, Бланки

Расположите В Правильном Порядке Пункты Инструкции По Проведению img-1

Расположите В Правильном Порядке Пункты Инструкции По Проведению

Рейтинг: 4.9/5.0 (1785 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Расположите в правильном порядке пункты инструкции по проращиванию

Скачать расположите в правильном порядке пункты инструкции по проращиванию - презентации игра для дошкольников

Расположите в правильном порядке пункты инструкции по проращиванию семян. Запишите цифры, которыми обозначены пункты инструкции. Государственная итоговая аттестация по образовательным программам основного общего. Инструкции), так и во внеурочной деятельности (например, поведение в с примерами по каждому из предложенных пунктов плана. Саша проводил опыт по проращиванию семян. менее двух правильных ответов, при этом правильно указа- Как надо расположить глобус и фонарик, чтобы наша.

Расположите в правильном порядке пункты инструкции по проращиванию семян. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр. 14 янв 2016 Задание 26 Расположите в правильном порядке процессы, в правильном порядке пункты инструкции по проращиванию семян. Задание 26 № 59. Расположите в правильном порядке пункты инструкции по вегетативному размножению отводками куста крыжовника. В ответе. 1. этап: Семена нужно замочить на 8-12 часов в любой чистой емкости ( можно использовать воду, настоенную на шунгите). Воды рекомендую налить. Инструкция по выполнению работы A1 Какой метод используется при 9 класс 12 B3 Расположите в правильном порядке пункты инструкции по. Супруги вправе определить в брачном договоре свои права и обязанности по взаимному содержанию, способы участия в доходах друг друга, порядок. Ответ: Расположите в правильном порядке пункты инструкции по проращиванию семян. Запишите цифры, которыми обозначены пункты инструкции. Прочитайте текст и выполните задание c1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЖИВЫХ СУЩЕСТВ В Средние века люди.

Определите по внешнему виду клюва попугая, чем он питается в естественной среде. На днях в клубе обсуждали вопрос о проращивании зёрен. Сегодня отвечаем на часто 0. 0%. Учту все 4 пункта статьи и буду их употреблять. 2. 6.5. ПРОЕКТ Государственная итоговая аттестация по образовательным программам основного.

st-pokrov.ru © 2009

Видео

Другие статьи

Расположите в правильном порядке пункты инструкции по проведению эксперимента, подтверждающего дыхание семян

Расположите в правильном порядке пункты инструкции по проведению эксперимента, подтверждающего дыхание семян. Расположите в правильном порядке пункты инструкции по проведению эксперимента, подтверждающего дыхание семян.

Расположите в правильном порядке пункты инструкции по проведению эксперимента, подтверждающего дыхание семян. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1)для контроля рядом поставьте пустую банку с плотно закрытой крышкой
2)поместите на дно небольшой банки проросшие семена фасоли3)спустя 2–3 дня проверьте наличие в банках кислорода, опустив в каждую банку горящую лучинку (длинная тонкая палочка) 4)плотно закройте банку крышкой и поставьте в тёплое, тёмное место
на 2–3 дня5)прорастите на влажной ткани горсть семян фасоли в течение 5–6 дней6)добавьте в банку немного воды

Спрашивалка — это море общения с помощью вопросов и ответов!
Знакомьтесь с интересными людьми из вашего города.

Биология как наука

/ Биология как наука.Методы биологии

Биология как наука. Методы биологии

1. В какой области биологии была разработана клеточная теория?

1) вирусологии 3) анатомии

2) цитологии 4) эмбриологии

2. Примером применения экспериментального метода исследования является

1) описание строения нового растительного организма

2) сравнение двух микропрепаратов с различными тканями

3) подсчёт пульса у человека до и после нагрузки

4) формулирование положения на основе полученных фактов

3. Какой научный метод, используемый в биологии, относят к теоретическим?

1) наблюдение 3) измерение

2) описание 4) моделирование

4. Чтобы проверить научную гипотезу в области иммунологии, необходимо

1) создать теорию 3) провести эксперимент

2) построить модель 4) собрать научные факты

5. Что является объектом изучения в области гистологии?

1) экосистемы 3) миграции птиц

2) нуклеиновые кислоты 4) животные ткани

6. Какие уровни организации живой материи являются предметом изучения экологии? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) молекулярный 4) популяционно-видовой

2) клеточный 5) органо-тканевый

3) организменный 6) биогеоценотический

7. Для измерения мышечной силы у человека экспериментатору необходим

1) спирометр 3) электрокардиограф

2) тонометр 4) динамометр

8. Доказать родство изображённых организмов позволит метод

1) эксперимента 3) наблюдения

2) сравнения 4) моделирования

9. В какой области биологии сделал свои открытия И.И. Мечников?

1) анатомия 3) селекция

2) зоология 4) иммунология

10. Чем метод моделирования отличается от метода наблюдения?

1) его проводят квалифицированные учёные

2) в процессе его проведения собираются достоверные научные факты

3) изучается не сам объект, а его копия

4) он более продолжителен по времени

11. Чтобы доказать невозможность самозарождения, итальянский естествоиспытатель Ф. Реди должен был

1) изолировать мясо от комнатных мух 3) постоянно убирать с мяса появившихся личинок

2) рассмотреть кусочки мяса под микроскопом 4) держать мясо в тепле

12. Какой научный метод, используемый в биологии, относят к теоретическим?

1) наблюдение 3) измерение

2) эксперимент 4) анализ

13. Основоположником науки систематики является

1) К. Линней 3) Ч. Дарвин

2) Ж. Б. Ламарк 4) Аристотель

14. Наиболее точно узнать, как влияют разные условия на прорастание семян разных растений, можно методом

1) наблюдения 3) описания

2) моделирования 4) эксперимента

15. На рисунке изображён фрагмент энцефалограммы человека. Расшифровать её позволят знания в области

1) гигиены 3) физиологии

2) генетики 4) анатомии

16. Обезьяна впервые, с помощью лежавшей на полу верёвки, достаёт чашку с пищей, подвешенную к потолку. Как называют такую форму поведения?

1) инстинкт 3) элементарная рассудочная деятельность

2) безусловный рефлекс 4) запечатление

17. На фотографии изображена камера Скиннера, в которой содержится крыса. Она, нажимая на определённые кнопки и рычажки, получает корм. Какой метод является ведущим в изучении поведения млекопитающего в таких условиях?

1) анализ 3) измерение

2) эксперимент 4) моделирование

18. В какой области биологии сделал свои открытия Л. Пастер?

1) анатомия 3) генетика

2) ботаника 4) иммунология

19. В какой области биологии были разработаны представления о наследственности?

1) генетики 3) микробиологии

2) вирусологии 4) физиологии

20. Чем метод эксперимента отличается от метода наблюдения?

1) его осуществляют квалифицированные учёные

2) в процессе его проведения собираются достоверные научные факты

3) он проводится в специально создаваемых и контролируемых условиях

4) он более продолжителен по времени проведения

21. В какой области биологии была разработана рефлекторная теория поведения?

1) цитология 3) физиология

2) анатомия 4) эмбриология

22. Каким методом воспользовались учёные Дж. Уотсон и Ф. Крик для построения трёхмерной структуры ДНК?

1) наблюдения 3) сравнительно-историческим

2) моделирования 4) экспериментальным

23. Данная фотография иллюстрирует метод

1) моделирования 3) обобщения

2) эксперимента 4) статистический

24. Специальность врача, специализирующегося на лечении болезней желудка и двенадцатиперстной кишки, –

1) отоларинголог 3) офтальмолог

2) гастроэнтеролог 4) эндокринолог

25. Какой метод используется при изучении под микроскопом передвижения инфузории туфельки?

1) моделирования 3) сравнения

2) эксперимента 4) наблюдения

26. Какой научный метод, используемый в биологии, относят к теоретическим?

1) наблюдение 3) измерение

2) описание 4) обобщение

26. Установите последовательность действий в эксперименте по доказательству образования крахмала в листьях на свету в зелёных частях растения хлорофитума. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) на обе стороны листа хлорофитума наложите полоски чёрной бумаги так, чтобы они плотно облегали весь лист, включая белую каёмку по краю

2) опустите лист хлорофитума в раствор йода

3) прокипятите лист хлорофитума в воде в течение 2–5 мин.

4) расположите лист хлорофитума напротив источника света и оставьте на сутки

5) прокипятите лист хлорофитума в спирте (40–70%)

27. Активное применение учёными-биологами компьютера позволило широко внедрить в научную деятельность метод

1) наблюдения 3) эксперимента

2) измерения 4) моделирования

28. Какой научный метод, используемый в биологии, относят к теоретическим?

1) наблюдение 3) измерение

2) экспериментальный 4) обобщение

29. Какая наука изучает ископаемые остатки вымерших организмов?

1) систематика 3) генетика

2) палеонтология 4) эмбриология

30. Какие науки изучают живые системы на организменном уровне? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) анатомия 4) молекулярная биология

2) биоценология 5) психология

3) физиология 6) эволюционное учение

31. Создание схем, чертежей, объектов, похожих на натуральные, относят к группе методов

1) измерения 3) экспериментальных

2) наблюдения 4) моделирования

32. Сформулировать гипотезу –значит

1) подтвердить объективность полученных данных

2) провести эксперимент

3) выдвинуть предположение

4) собрать имеющиеся факты

33. Какая практическая наука разрабатывает методы сохранения и улучшения здоровья человека?

1) ветеринария 3) гигиена

2) анатомия 4) антропология

34. Точно установить степень влияния удобрений на рост растений можно методом

1) эксперимента 3) анализа

2) моделирования 4) наблюдения

35. Микробиолог хотел узнать, насколько быстро размножается один из видов бактерий в разных питательных средах. Он взял две колбы, заполнил их до половины разными питательными средами и поместил туда примерно одинаковое количество бактерий. Каждые 20 минут он извлекал пробы и подсчитывал в них количество бактерий. Данные его исследования отражены в таблице.

Изучите таблицу «Изменение скорости размножения бактерий за определённое время» и ответьте на вопросы.

Изменение скорости размножения бактерий за определённое время

Время после введения бактерий в культуру, мин.

1) Сколько бактерий поместил учёный в каждую колбу в самом начале эксперимента?

2) Как изменялась скорость размножения бактерий на протяжении эксперимента в каждой пробирке?

3) Чем можно объяснить полученные результаты?

36. Закономерности передачи наследственных признаков изучает

1) генетика 3) антропология

2) экология 4) молекулярная биология

37. Примером применения экспериментального метода исследования можно считать

1) описание нового вида организмов

2) сравнение двух микропрепаратов

3) формирование условного рефлекса на звонок

4) измерение кровяного давления у пациента

38. Система наиболее общих знаний в определённой области науки –это

1) гипотеза 3) теория

2) эксперимент 4) факт

39. Каким будет увеличение микроскопа, если увеличение линзы окуляра ?7, а линзы объектива ?40?

40. Какой уровень организации жизни отражён на гравюре И.Шишкина «Ручей в лесу»?

41. Расположите в правильном порядке уровни организации жизни, начиная с наименьшего.

В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) биоценоз 4) многоклеточный организм

2) популяция 5) биосфера

42. Каким методом воспользуется учёный-ботаник при установлении родства между растениями рожь посевная (1) и кукуруза сахарная (2)?

43. На рисунке изображён великий английский естествоиспытатель и биолог середины XIX в. известный тем, что создал

2) клеточную теорию

3) рефлекторную теорию

4) теорию иммунитета

44. Систематика –это наука, изучающая

1) внешнее строение организмов 3) образ жизни организмов

2) функции организмов в природе 4) родственные связи организмов

45. Какой уровень организации жизни отражён на данном рисунке?

46. Какой прибор позволяет определить содержание сахара в крови у человека?

1) глюкометр 3) спирометр

2) динамометр 4) фонендоскоп

47. Каким методом воспользовался И.П. Павлов чтобы установить рефлекторную природу выделения желудочного сока?

1) наблюдение 3) эксперимент

2) описание 4) моделирование

48. Марии необходимо сделать рисунки разных по форме клеток. Какой микроскоп ей лучше выбрать для такого исследования?

1) линза окуляра ?7, а линза объектива ?40

2) линза окуляра ?20, а линза объектива ?20

3) линза окуляра ?15, а линза объектива ?40

4) линза окуляра ?5, а линза объектива ?80

49. Как называют науку, изучающую закономерности исторического развития органического мира?

1) экология 3) эволюционное учение

2) анатомия 4) генетика

50. Выдающийся русский физиолог, учёный-энциклопедист конца XIX в. И.М. Сеченов известен тем, что объяснил

1) механизмы зрительного восприятия сетчаткой глаза

2) природу образования условных и безусловных рефлексов у человека и животных

3) механизмы движения крови по малому и большому кругам кровообращения

4) природу психических явлений, в основе которых лежат физиологические процессы - рефлексы

51. Учёный предположил, что некоторые насекомые похожи на ветки растений, потому что это сходство спасает их от хищников. С большей точностью он может подтвердить или опровергнуть это предположение методом

1) эксперимента 3) описания

2) измерения 4) сравнения

52. На рисунке изображён великий французский естествоиспытатель и биолог конца XVIII –

начала XIX в. известный тем, что создал первую научную

2) клеточную теорию

3) теорию эволюции живого мира

4) хромосомную теорию

53. Какой уровень организации жизни отражён на данной фотографии?

54. Факт существования сезонной линьки у животных был установлен

1) экспериментальным методом

2) методом наблюдения

3) методом микрокопирования

4) гибридологическим методом

55. Расположите в правильном порядке пункты инструкции по проведению эксперимента, доказывающего выделение растениями углекислого газа. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) Накройте комнатное растение стеклянным колпаком.

2) Поместите рядом с комнатным растением стакан с известковой водой.

3) Поместите комнатное растение, накрытое стеклянным колпаком, в тёмный шкаф.

4) Рассмотрите помутневшую известковую воду.

5) Возьмите комнатное растение с большим числом листьев.

56. Специальность учёного, изучающего строение и функции клеток, называется

1) селекционер 3) эмбриолог

2) цитолог 4) анатом

57. При разведении растений на приусадебном участке Вы, скорее всего, воспользуетесь знаниями, полученными из области

1) молекулярной биологии 3) медицины

2) агротехники 4) эволюционного учения

58. Законы наследования признаков организма установил

1) Ч. Дарвин 3) И.И. Мечников

2) Г. Мендель 4) И.П. Павлов

59. Какая наука изучает процесс фотосинтеза?

1) генетика 3) физиология

2) экология 4) систематика

60. Учёный хочет выяснить закономерности наследования цвета глаз у детей в нескольких поколениях одной семьи. Каким методом исследования он воспользуется?

61. Какой уровень организации живого служит основным объектом изучения цитологии?

1) биосферный 3) популяционно-видовой

2) клеточный 4) биогеоценотический

62. Какой термин в переводе с греческого означает «знание о душе»?

1) гигиена 3) психология

2) физиология 4) анатомия

63. Кого считают создателем клеточной теории иммунитета?

1) И.И. Мечникова 3) И.П. Павлова

2) Л. Пастера 4) Ч. Дарвина

64. Наука цитология получила своё развитие благодаря созданию

1) эволюционного учения 3) клеточной теории

2) генной теории 4) рефлекторной теории

65. Ручная лупа с 10-кратным увеличением позволяет увидеть

1) хлоропласты растительной клетки

2) ядро растительной клетки

3) форму клетки простейших

4) рибосомы бактерий

66. На рисунке изображён великий русский и советский естествоиспытатель, мыслитель и общественный деятель XX в. известный тем, что создал

1) клеточную теорию

2) теорию возникновения человека

3) учение о биосфере

4) учение о доминанте

67. Специальность учёного, занимающегося лечением домашних животных, называется

1) ветеринар 3) агроном

2) зоотехник 4) селекционер

68. ЧТО ТАКОЕ СИСТЕМА?

Все живые и неживые тела (мебель, посуда, приборы, растения, животные), с которыми Вы встречаетесь каждый день, и все вещества (вода, сахар, соль, сода, уксусная кислота и многие другие), из чего-то состоят: предметы –из определённых деталей, эти детали состоят из веществ, а вещества, в свою очередь, состоят из мельчайших частиц–молекул и атомов.

Атомы и молекулы, взаимодействуя друг с другом, образуют новые, более сложные вещества. Мельчайшие частицы, взаимодействуя между собой, образуют систему.

Взаимодействующие между собой части системы называют элементами этой системы. Чем больше взаимодействующих элементов составляют систему, тем она сложнее. Вспомните хотя бы разные конструкторы. Чем больше в них деталей, тем сложнее и длительней будет их сборка.

Детали различных приборов и механизмов, части организмов взаимодействуют между собой. В результате такого взаимодействия приборы нормально работают, а в организме идут процессы жизнедеятельности.

И прибор, и организм –это системы, работающие благодаря взаимодействию деталей или

органов. Но прибор –это неживая система, а организм–живая. Так как мы изучаем биологию,

то нас будут интересовать живые системы, т.е. организмы.

Примером не самой сложной системы в организме может служить рука человека. Она состоит из костей, мышц, связок. Лишённая хотя бы одного из составляющих элементов, рука работать не сможет. Рука является подсистемой (элементом) более сложной системы «человеческий организм».Глаза и уши, мозг и сердце, кости и мышцы –это элементы системы «человек». Все вместе они удивительно слаженно работают, образуя организм, хотя каждый из органов имеет свои особенности строения. Только взаимодействуя, отдельные органы образуют полноценный организм и обеспечивают его долгую и слаженную работу. Важно понять ещё одну мысль: свойства любой системы отличаются от свойств тех элементов, которые составляют систему. Так, например, лист, отделённый от растения, не способен создавать органические вещества, так как в него не поступает вода из корней. Клетка, лишённая ядра, не способна к размножению. Можно назвать много подобных примеров, чтобы доказать, что система приобретает новые свойства, которых не было у элементов, составляющих данную систему.

Используя содержание текста «Что такое система?» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы и выполните задание.

1) Что является главным условием возникновения системы?

2) Чем с позиции анатомии отличается система «рука» от системы «мышца»?

3) На примере строения цветка докажите, что это система.

69. Какие примеры относят к биологическому эксперименту? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) рассматривание под микроскопом клетки крови лягушки

2) слежение за миграцией косяка трески

3) изучение характера пульса после разных физических нагрузок

4) лабораторное исследование влияния гиподинамии на состояние здоровья

5) описание внешних признаков бобовых растений

6) выработка условного пищевого рефлекса

70. Какое биологическое исследование может провести женщина, изображённая на картине Анри Матисса «Женщина перед аквариумом»?

1) определить физические свойства воды в аквариуме

2) определить видовой состав обитателей аквариума

3) описать форму аквариума

4) сравнить состав воды в аквариуме с водой в реке

71. Какая наука разрабатывает методы лечения болезней человека?

1) гигиена 3) анатомия

2) физиология 4) медицина

72. В какой области биологии сделал свои открытия Т. Шванн?

1) цитологии 3) психологии

2) анатомии 4) генетики

73. Расположите в правильном порядке пункты инструкции по приготовлению препарата кожицы чешуи лука и рассматриванию её под микроскопом.

В ответе запишите соответствующую последовательность цифр

1) предметное и покровное стекла протрите салфеткой

2) осторожно расправьте кожицу препаровальными иглами и накройте покровным стеклом

3) пипеткой капните каплю слабого раствора йода на предметное стекло

4) положите кусочек кожицы в каплю слабого раствора йода

5) рассмотрите приготовленный препарат при увеличении в 56 раз

(объектив –?8, окуляр–?7)

6) пинцетом снимите маленький кусочек тонкой кожицы с сочной чешуи лук

74. Какой метод используется при изучении под микроскопом передвижения амёбы обыкновенной?

1) моделирования 3) измерения

2) сравнения 4) наблюдения

75. Расположите в правильном порядке пункты инструкции по прорастанию семян. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) на бумагу положите 10 предварительно замоченных (в течение 8–10 ч) семян огурцов

2) закройте тарелку полиэтиленовой пленкой

3) смочите бумагу водой и следите, чтобы во время опыта она была постоянно влажной

4) через сутки обследуйте семена, данные заносите в дневник наблюдений

5) возьмите тарелку и уложите на её дно фильтровальную бумагу

6) поставьте тарелку в тёплое место

76. На рисунке изображён выдающийся российский ученый, лауреат Нобелевской премии в области медицины за 1908 г. известный тем, что создал

1) учение о пристеночном пищеварении

2) учение об условных рефлексах

3) теорию эволюции

4) учение о клеточном иммунитете

77. Какая наука изучает условия сохранения здоровья человека?

1) анатомия 3) гигиена

2) физиология 4) генетика

78. В какой области биологии сделал свои открытия Г. Мендель?

1) цитология 3) генетика

2) ботаника 4) медицина

79. Расположите в правильном порядке пункты инструкции по приготовлению препарата листа элодеи и рассматриванию его под микроскопом. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) с помощью пипетки капните на предметное стекло каплю воды

2) препаровальными иглами осторожно расправьте лист и покройте его покровным стеклом

3) протрите салфеткой предметное и покровное стекла

4) отделите пинцетом один лист элодеи и положите его в каплю воды

5) рассмотрите препарат под микроскопом при увеличении в 300 раз (объектив –?20, окуляр–?15)

80. На рисунке изображён выдающийся российский ученый, получивший Нобелевскую премию за описание процессов нервной регуляции пищеварения, который известен тем, что создал современную

1) анатомию 3) генетику

2) физиологию 4) цитологию

81. Расположите в правильном порядке пункты инструкции проведения эксперимента, подтверждающего дыхание семян. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) для контроля рядом поставьте пустую банку с плотно закрытой крышкой

2) поместите на дно небольшой банки проросшие семена фасоли

3) спустя 2–3 дня проверьте наличие в банках кислорода, опустив в каждую банку

горящую лучинку (длинная тонкая палочка)

4) плотно закройте банку крышкой и поставьте в тёплое, тёмное место на 2–3 дня

5) прорастите на влажной ткани горсть семян фасоли в течение 5–6 дней

6) добавьте в банку немного воды

82. В какой области биологии сделал свои открытия В.И. Вернадский?

1) анатомия 3) генетики

2) ботаника 4) экология

83. Какая наука изучает химический состав, строение и процессы жизнедеятельности клетки?

1) физиология 3) эмбриология

2) гистология 4) цитология

84. Н.И. Пирогов известен в науке тем, что

1) впервые применил наркоз в хирургии 3) доказал невозможность самозарождения

2) создал учение об иммунитете 4) создал учение о биосфере

85. Выявить необходимость углекислого газа для образования крахмала

в листьях можно с помощью

1) эксперимента по фотосинтезу

2) наблюдения за развитием растения

3) сравнения растений разных природных зон

4) измерения органов растений

86. Расположите в правильном порядке пункты инструкции по измерению артериального давления. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) закройте клапан баллона тонометра и нагнетайте с помощью резинового баллона воздух до исчезновения пульса или до показания на циферблате тонометра 140 - 150 мм рт. ст.

2) ниже манжетки в локтевом сгибе установите фонендоскоп

3) в момент исчезновения пульса монометр указывает минимальное (диастолическое) давление

4) плотно оберните манжетку тонометра вокруг обнажённого плеча испытуемого и закрепите её

5) в момент появления пульсовых ударов показатель манометра соответствует максимальному (систолическому) давлению

6) приоткройте вентиль, медленно выпускайте воздух из манжеты. Внимательно следите за показаниями манометра и одновременно прислушивайтесь к звукам в фонендоскопе

87. В какой области биологии сделал свои открытия И.М. Сеченов?

1) анатомии 3) физиологии

2) ботаники 4) зоологии

88. Чтобы проверить научную гипотезу в физиологии человека, необходимо

1) создать теорию 3) провести эксперимент

2) построить модель 4) провести наблюдение

89. Расположите в правильном порядке пункты инструкции по работе с фиксированным микропрепаратом крови человека. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) зарисуйте микропрепарат крови человека, сделайте обозначения

2) зажмите препарат крови человека лапками-держателями

3) положите микропрепарат крови на предметный столик

4) глядя в окуляр, настройте свет

5) медленно приближайте тубус микроскопа к микропрепарату, пока не увидите чёткого изображения крови человека

6) поставьте микроскоп штативом к себе на расстоянии 5 - 10 см от края рабочего стола

90. На рисунке изображён великий шведский ботаник, врач XVIII в. известный тем, что создал

2) систему живой природы

3) теорию возникновения жизни на Земле

4) клеточную теорию

91. Какая наука изучает химический состав, строение и процессы жизнедеятельности клетки?

Статья по биологии на тему: Практико-ориентированные задания на уроках биологии, как этап подготовки к итоговой аттестации

Статья по биологии на тему:
Практико-ориентированные задания на уроках биологии, как этап подготовки к итоговой аттестации

С приходом итоговой государственной аттестации в школы мы учителя работаем на результат. Результатами являются баллы, полученные нашими детьми на ЕГЭ и ГИА.

Переосмыслив роль учителя в системе образования я поняла, что необходимо применять активные формы и методы обучения в биологии. Учитель не может быть только информатором, он должен активизировать учащихся и направить их на добывание знаний самостоятельно.

Применяя активные методы, все учащиеся работают интенсивно, с интересом и желанием слушать, наблюдать, читать и выполнять задания, поэтому волей-неволей каждый ученик вовлечён в урок и, так или иначе, получает знания.

Для меня, как и для многих учителей сегодня актуален вопрос: как эффективнее учить школьников? Какие методы использовать в обучении, чтобы оно способствовало дальнейшей самореализации и самоопределению личности?

Известно, кто учится самостоятельно, преуспевает гораздо больше, чем тот, кому всё объяснили. Поэтому задача учителя – не давать учащимся знания в готовом виде, а научить их самостоятельно добывать эти знания

Скачать: Предварительный просмотр:

С приходом итоговой государственной аттестации в школы мы учителя работаем на результат. Результатами являются баллы, полученные нашими детьми на ЕГЭ и ГИА.

Переосмыслив роль учителя в системе образования я поняла, что необходимо применять активные формы и методы обучения в биологии. Учитель не может быть только информатором, он должен активизировать учащихся и направить их на добывание знаний самостоятельно.

Применяя активные методы, все учащиеся работают интенсивно, с интересом и желанием слушать, наблюдать, читать и выполнять задания, поэтому волей-неволей каждый ученик вовлечён в урок и, так или иначе, получает знания.

Для меня, как и для многих учителей сегодня актуален вопрос: как эффективнее учить школьников? Какие методы использовать в обучении, чтобы оно способствовало дальнейшей самореализации и самоопределению личности?

Для того, чтобы подготовиться и успешно сдать экзамен, необходимо представлять уровень требований, возможную его структуру и особенности тестовых заданий. Даже те ученики, которые имеют высокий уровень предметной подготовки, часто сталкиваются с рядом проблем, как только речь заходит о любых формах аттестации.

Аттестационная работа требует от выпускников умения отождествлять биологические объекты и явления, знать основные понятия и термины, формулировки основополагающих теорий биологии, проводить анализ и сравнение процессов и явлений, и, самое главное, применять полученные знания, чётко и ясно формулировать свои выводы и ответы.

На мой взгляд, подготовку к экзамену начинать с самых первых уроков биологии в 5 и 6 классе. Каким же образом? Этот вопрос, наверное, задавал себе каждый учитель. Ребенок запомнит то, что ему интересно, познавательно, актуально. И каждый раз, садясь за письменный стол и погружаясь в конспекты, я думаю, как сделать так, чтобы мои уроки стали увлечением для ребят, как заинтересовать, как создать условия для такого учения. Подготовкой к ОГЭ и ГИА нужно заниматься постоянно, из урока в урок. За один год подготовки высоких результатов добиться невозможно.

На своих уроках, в зависимости от ситуации и возраста учащихся, особенностей класса, я использую различные педагогические технологии, т. е. различные способы организации учебного процесса, позволяющие достичь заданных целей обучения. Использование педагогических технологий неразрывно связано с применением в обучении современных информационных технологий. Главное - необходимо научить ребенка учиться, поэтому учитель должен из носителя готовых знаний превратиться в организатора познавательной деятельности своих учеников.

Обучение с использованием компьютерных технологий приводит к резкому повышению эффективности усвоения материала, активизации мыслительной деятельности учащихся, выработки у них высокой культуры умственного труда, обеспечивающей, в конечном счете, их развитие, желание и умение самостоятельно овладевать знаниями. Развивая самостоятельные шаги, самостоятельность мысли, мы обогащаем детей, помогаем их общению между собой. Средства новых информационных технологий, используемые на уроке, сами по себе являются стимулом к изучению предмета.

Тестирование накапливает свой опыт и требует предварительной подготовки. В связи с этим нам учителям следует активнее вводить тестовые технологии в систему обучения уже с 5 класса. Тренировки в выполнении тестовых заданий позволят реально повысить тестовый балл. Зная типовые конструкции тестовых заданий, ученик практически не будет тратить время на понимание инструкции. Кроме того, во время таких тренировок формируются соответствующие навыки психологической саморегуляции и самоконтроля, позволяющие мобилизовать себя в решающей ситуации, овладеть собственными эмоциями, способствуют развитию навыков мыслительной работы.

Народная мудрость гласит: «Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь».

Известно, кто учится самостоятельно, преуспевает гораздо больше, чем тот, кому всё объяснили. Поэтому задача учителя – не давать учащимся знания в готовом виде, а научить их самостоятельно добывать эти знания.

Одним из ценных свойств личности является ее самостоятельность. Признание самостоятельности ценным свойством личности влечет за собой необходимость ее развития в школе. Самостоятельность проявляется при усвоении учащимися знаний и овладении умениями. Это свойство формируется в учебном процессе в значительной степени при помощи так называемых самостоятельных работ: лабораторных и практических работ по биологии.

Самостоятельная работа – это такая учебная деятельность учащихся, которая осуществляется с разной степенью самостоятельности при выполнении заданий с целью усвоения знания или овладения.

Самостоятельная работа неразрывно связана с лабораторными и практическими работами. Познавательная деятельность учащихся при выполнении лабораторной работы с целью изучения нового материала направляется заданием (в рабочей тетради) или инструктивной карточкой, в которой указаны ход работы, последовательность выполнения действий учащимися, предусматривается формулирование вывода, ответ на вопросы, заполнение таблицы, схемы и т. д.

Выполняя работу, учащиеся пишут в своих тетрадях краткие ответы на вопросы, поставленные в задании.

Во время проведения лабораторных работ при изучении первых тем курса биологии школьники вслух зачитывают каждый пункт задания, а я спрашиваю учащихся, как следует выполнять эту работу. Постепенно, при выполнении работ, степень самостоятельности повышается.

Лабораторные работы являются одной из форм работы на уроках биологии для проверки знаний, умений и навыков, полученных при изучении отдельных тем и разделов. Лабораторные работы отражают не только теоретические знания учащихся, но также позволяют проверить их мыслительную деятельность, самостоятельность, внимание, концентрированность, творческий подход и воображение. Кроме того, лабораторные работы позволяют проявить свои умения и методическую грамотность самому учителю, который ищет новые подходы и методы в обучении учащихся, пытается их заинтересовать и вовлечь в изучение предмета.

Важное значение при выполнении лабораторных и практических работ отводится вводной беседе, на которой определяется проблема и ставится цель работы. Затем разъясняется ход лабораторной работы, раздаются инструктивные карточки или задания, указывается форма записи результатов наблюдений (схема, таблица, график, текстовая запись и др.), ставятся вопросы для выводов и обобщений. В конце работы, после ее проверки, выводы, полученные в результате проведенного исследования, обобщаются. С целью экономии времени при проведении лабораторной работы.

Лабораторные занятия – занятия, на которых учащиеся под руководством учителя самостоятельно изучают предметы и явления природы.

Характерные признаки лабораторных занятий:

1. Проводят в классе (кабинете) биологии в специально отведенное время.

2. Объекты изучения даются учащиеся для непосредственного чувственного восприятия и детального изучения.

3. Учащиеся изучают полученные объекты на основе устного или письменного задания учителя.

Учебно-воспитательное значение лабораторной работы:

1. Загружают детей работой.

2. Развивают наблюдательность.

3. Обеспечивает полное представление об объектах, т. к. в восприятии принимают участие различные органы чувств.

4. Представление прочно удерживаются в памяти. Лабораторные работы учат приобретать знания самостоятельно. В процессе занятий учащиеся приобретают практическое умения.

Этапы проведения лабораторной работы:

1. Восстанавливают в памяти знания, имеющих связь с содержанием предыдущих занятий.

2. Постановка задачи лабораторной работы. Цель записывается в тетрадь учащихся, т. к. она определяет направление физической и мыслительной деятельности учащихся и облегчает формулировку вывода.

3. Обеспечить технику безопасности.

4. Выполнение работы с учащимися.

5. Оказание учителем помощи учащимся, допускающим ошибки, или затрудняющимся при выполнении задания.

6. Фиксирование учащимися в тетради результатов наблюдений в виде записей, схем, рисунков (проводится одновременно с работой или после).

7. Заключительная беседа, которая подведет детей к выводу.

Практическая или лабораторная работа требует от обучающихся не только наличия знаний, но еще и умений применять эти знания в новых ситуациях, сообразительности. Лабораторная работа активизирует познавательную деятельность обучающихся, т.к. от работы с ручкой и тетрадью ребята переходят к работе с реальными предметами. Тогда и задания выполняются легче и охотнее. Обучение школьников биологии включает обязательное выполнение лабораторных и практических работ. Использование лабораторных работ в учебном процессе делает его более интенсивным, повышает качество обучения, усиливает практическую направленность преподавания, способствует развитию познавательной активности обучающихся.

Задания итоговой аттестации аналогичны заданиям практических и лабораторных работ. Основной акцент при проверке должен быть направлен на выявление следующих умений: обосновывать биологические процессы и явления, доказывать единство и развитие органического мира; сравнивать наследственность и изменчивость организмов; определять нормы здорового образа жизни, поведения человека в природе; просчитывать последствия глобальных изменений в биосфере; устанавливать взаимосвязи строения и функций на уровне клеток, тканей, систем, целостного организма и экосистемы; находить причинно-следственные связи в природе; формулировать выводы на основе знаний, полученных на уроках биологии. В процессе повторения разделов «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» и «Животные» основное внимание следует уделить работе с изображениями организмов и их отдельных частей. Учащиеся должны научиться узнавать наиболее типичных представителей животного и растительного мира, определять их принадлежность к типу, отделу, классу.

Задания взятые из ФИПИ:

Биология 5 класс « Клеточное строение организмов»

I. Оптимальный способ изучения растительной клетки —

Биология 5 класс « Клеточное строение организмов» Лабораторная работа № 1 « Устройство микроскопа и приемы работы с ним»

II. В инструкции к лабораторной работе перепутан порядок действий. Восстановите последовательность хода работы и запишите правильный порядок пунктов.

Как работать с микроскопом

Цель: изучить приёмы работы с микроскопом.

Оборудование: а) микроскоп, б) салфетки, в) готовый микропрепарат, г) тетрадь, д) учебник.

2)Определить увеличение окуляра и объектива микроскопа.

3) Установить микроскоп в удобное положение перед собой на расстояние ширины ладони от края парты.

4)Вращая макровинт, установить тубус в таком положении, чтобы расстояние от линзы до предметного столика было не более 1 см.

5)Чистой салфеткой протереть все линзы, микроскоп убрать в специальный футляр.

6)Поместить препарат на предметный столик микроскопа и, глядя сбоку, опускать объектив при помощи винта до тех пор, пока расстояние не станет 4-5 мм.

7)Медленно поворачивая макровинт, добиться резкого изображения объекта

8)Глядя в окуляр, поворачивать зеркало, чтобы добиться равномерного максимального освещения поля зрения.

Биология 7 класс

III. Расположите в правильном порядке пункты инструкции по работе с фиксированным микропрепаратом крови лягушки. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1)зарисуйте микропрепарат крови, сделайте обозначения

2)зажмите препарат крови лапками-держателями

3)положите микропрепарат крови на предметный столик

4)глядя в окуляр, настройте свет

5)медленно приближайте тубус микроскопа к микропрепарату крови, пока не увидите чёткое изображение крови лягушки

Биология 6 класс

Лабораторная работа № 3 « Знакомство с клетками растений» ( рассматривание клеток томата и кожицы лука)

IV. Расположите в правильном порядке пункты инструкции по приготовлению препарата мякоти плода томата. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1)препаровальной иглой возьмите маленький кусочек мякоти плода томата и положите его в каплю воды на предметное стекло

2)рассмотрите препарат с помощью лупы

3)протрите салфеткой предметное и покровное стёкла

4)разомните мякоть плода томата препаровальной иглой до получения кашицы и накройте её покровным стеклом

5)пипеткой нанесите каплю воды на предметное стекло

Учащиеся должны использовать знания в новых условиях

Биология 6 класс

V. Расположите в правильном порядке пункты инструкции по работе с фиксированным микропрепаратом внутреннего строения листа дуба. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1)медленно приближайте тубус микроскопа к микропрепарату, пока не увидите чёткое изображение внутреннего строения листа дуба

2)глядя в окуляр микроскопа, настройте свет

3)положите микропрепарат внутреннего строения листа дуба на предметный столик

4)зарисуйте микропрепарат, сделайте обозначения

5)зажмите препарат лапками-держателями

6)максимально удобно расположите микроскоп на своем рабочем месте

Умение определять последовательность биологических процессов, явлений, объектов

VI. Установите последовательность действий в эксперименте по доказательству образования крахмала в листьях на свету. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1)на обе стороны листа наложите полоски чёрной бумаги так, чтобы они плотно облегали лист

2)опустите лист в раствор йода

3)прокипятите лист в воде в течение 2–5 мин.

4)прокипятите лист в спирте (40–70%)

5)расположите лист напротив источника света и оставьте на сутки

Биология 8 класс ( из лабораторной работы 5- класса, приемы работы с микроскопом)

VII. Расположите в правильном порядке пункты инструкции по работе с фиксированным микропрепаратом крови человека. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1)зарисуйте микропрепарат крови человека, сделайте обозначения

2)зажмите препарат крови человека лапками-держателями

3)положите микропрепарат крови на предметный столик

4)глядя в окуляр, настройте свет

5)медленно приближайте тубус микроскопа к микропрепарату, пока не увидите чёткого изображения крови человека

6)поставьте микроскоп штативом к себе на расстоянии 5–10 см от края рабочего стол

VIII. Расположите в правильном порядке пункты инструкции по приготовлению препарата кожицы чешуи лука и рассматриванию её под микроскопом.
В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1)предметное и покровное стёкла протрите салфеткой

2)осторожно расправьте кожицу препаровальными иглами и накройте покровным стеклом

3)пипеткой капните каплю слабого раствора йода на предметное стекло

4)положите кусочек кожицы в каплю слабого раствора йода

5)рассмотрите приготовленный препарат при увеличении в 56 раз

(объектив – ?8, окуляр – ?7)

6 ) пинцетом снимите маленький кусочек тонкой кожицы с сочной чешуи лука

IX. Расположите в правильном порядке пункты инструкции по приготовлению препарата листа элодеи и рассматриванию его под микроскопом. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1)с помощью пипетки капните на предметное стекло каплю воды

2)препаровальными иглами осторожно расправьте лист и покройте его покровным стеклом

3)протрите салфеткой предметное и покровное стёкла

4)отделите пинцетом один лист элодеи и положите его в каплю воды

5)рассмотрите препарат под микроскопом при увеличении в 300 раз (объектив – ?20, окуляр – ?15)

X. Каким будет увеличение микроскопа, если увеличение линзы окуляра ? 6, а линзы объектива ? 40?

Биология 6 класс Опыт « Условия прорастания семян»

XI. Расположите в правильном порядке пункты инструкции по проведению эксперимента, подтверждающего дыхание семян. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1)для контроля рядом поставьте пустую банку с плотно закрытой крышкой

2)поместите на дно небольшой банки проросшие семена фасоли

3)спустя 2–3 дня проверьте наличие в банках кислорода, опустив в каждую банку горящую лучинку (длинная тонкая палочка)

4)плотно закройте банку крышкой и поставьте в тёплое, тёмное место
на 2–3 дня

5)прорастите на влажной ткани горсть семян фасоли в течение 5–6 дней

6)добавьте в банку немного воды

Биология 8 класс

Пищеварение в ротовой полости и в желудке. Л.Р.№8 «Действие ферментов слюны

XII. Расположите в правильном порядке пункты инструкции по изучению действия ферментов слюны на крахмал. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1)в две пробирки добавьте по 1 мл слюны, а в третью – столько же воды

2)пометьте пробирки и налейте в каждую по 2–3 мл клейстера

4)через 10 мин. во все пробирки добавьте по две капли йодного раствора

5)возьмите три чистые пробирки

6)первую пробирку поместите на лёд, а вторую и третью – в тёплую воду

Биология 6 класс опыт « Значение листа в жизни растений»

XIII. Установите последовательность действий в эксперименте по доказательству образования крахмала в листьях на свету в зелёных частях растения хлорофитума. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1)на обе стороны листа хлорофитума наложите полоски чёрной бумаги так, чтобы они плотно облегали весь лист, включая белую каёмку по краю

2)опустите лист хлорофитума в раствор йода

3)прокипятите лист хлорофитума в воде в течение 2–5 мин.

4)расположите лист хлорофитума напротив источника света и оставьте на сутки

5)прокипятите лист хлорофитума в спирте (40–70%)

XIVС одного куста смородины взяли несколько черенков, укоренили их и вырастили взрослые растения. Однако оказалось, что дочерние растения отличаются не только друг от друга, но и от материнского растения по числу и мощности побегов, размерам и числу листьев. Результаты этого эксперимента позволяют установить

1)наличие ненаследственной изменчивости у растений

2)способность растений к половому размножению

3)высокую скорость размножения растений

4)особенности опыления растений

XV. Марии необходимо сделать рисунки разных по форме клеток. Какой микроскоп ей лучше выбрать для такого исследования?

1)линза окуляра ?7, а линза объектива ?40

2)линза окуляра ?20, а линза объектива ?20

3)линза окуляра ?15, а линза объектива ?40

4)линза окуляра ?5, а линза объектива ?80

XVI. Расположите в правильном порядке пункты инструкции по измерению артериального давления. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1)закройте клапан баллона тонометра и нагнетайте с помощью резинового баллона воздух до исчезновения пульса или до показания на циферблате тонометра 140–150 мм рт. ст.

2)ниже манжетки в локтевом сгибе установите фонендоскоп

3)в момент исчезновения пульса монометр указывает минимальное (диастолическое) давление

4)плотно оберните манжетку тонометра вокруг обнажённого плеча испытуемого и закрепите её

5)в момент появления пульсовых ударов показатель манометра соответствует максимальному (систолическому) давлению

6)приоткройте вентиль, медленно выпускайте воздух из манжеты. Внимательно следите за показаниями манометра и одновременно прислушивайтесь к звукам в фонендоскопе

Биология 8 класс Практическая работа « Пульс и движение крови»

XVII. Расположите в правильном порядке пункты инструкции подсчета пульса до и после дозированной нагрузки. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1)сделайте 10 приседаний и снова подсчитайте число ударов за 1 мин.

2)приложите два пальца правой руки на внутреннюю сторону запястья левой руки

3)освободите от одежды запястье левой руки и нижнюю часть предплечья

4)после 5 мин. отдыха в положении сидя подсчитайте пульс

5)подсчитайте число ударов пульса за 1 мин. в спокойном состоянии

6)слегка надавите пальцами до ощущения биения сердца

Биология 6 класс

XVIII. Расположите в правильном порядке пункты инструкции по проведению эксперимента, доказывающего выделение растениями углекислого газа. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1)Накройте комнатное растение стеклянным колпаком.

2)Поместите рядом с комнатным растением стакан с известковой водой.

3)Поместите комнатное растение, накрытое стеклянным колпаком, в тёмный шкаф.

4)Рассмотрите помутневшую известковую воду.

5)Возьмите комнатное растение с большим числом листьев.

Биология 6 класс

XIV. Расположите в правильном порядке пункты инструкции по прорастанию семян. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1)на бумагу положите 10 предварительно замоченных (в течение 8–10 ч) семян огурцов

2)закройте тарелку полиэтиленовой плёнкой

3смочите бумагу водой и следите, чтобы во время опыта она была постоянно влажной

4через сутки обследуйте семена, изменения заносите в дневник наблюдений

5возьмите тарелку и уложите на её дно фильтровальную бумагу

6поставьте тарелку в тёплое место

Биология 6 класс

XV. Расположите в правильном порядке пункты инструкции по работе с фиксированным микропрепаратом внутреннего строения листа дуба. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1)медленно приближайте тубус микроскопа к микропрепарату, пока не увидите чёткое изображение внутреннего строения листа дуба

2)глядя в окуляр микроскопа, настройте свет

3)положите микропрепарат внутреннего строения листа дуба на предметный столик

4)зарисуйте микропрепарат, сделайте обозначения

5)зажмите препарат лапками-держателями

6максимально удобно расположите микроскоп на своём рабочем месте

Биология 6 класс « Внешнее строение листа»

XVI. Рассмотрите фотографию листа берёзы. Выберите характеристики, соответствующие его строению, по следующему плану: тип листа, жилкование листа, форма листа; тип листа по соотношению длины, ширины, расположению наиболее широкой части, форме края. При выполнении работы Вам помогут линейка и карандаш.

Выполнение лабораторно-практических работ позволит учащимся приобрести профессиональную уверенность и обеспечит условия реализации одного из важнейших принципов дидактики – связи теории с практикой, атак же сформировать у учащихся наблюдательность, навыки самостоятельного решения педагогических проблем и будет способствовать формированию следующих компетенций:

• анализировать профессионально-педагогическую ситуацию и принимать

• применять результаты научных исследований и опыт работы учителей

практиков при решении образовательных задач;

• пользоваться учебной, методической и справочной литературой,

графиками, таблицами и соответствующими схемами;

• подбирать и разрабатывать средства обучения и дидактические материалы

по конкретным темам программы;

• анализировать и обобщать полученные результаты

На уроках биологии в наиболее тщательной отработке нуждаются знания и умения базового уровня. Важно добиться, чтобы задания для контроля результатов их усвоения выполнялись всеми учащимися. С этой целью при организации учебного процесса в курсе общей биологии старшей школы особое внимание должно быть уделено повторению и закреплению наиболее значительных и наиболее трудно усваиваемых школьниками знаний из основной школы. Это вопросы о классификации органического мира, его историческом развитии, особенностях строения и жизнедеятельности организмов разных царств живой природы, а также вопросов экологии, онтогенеза, селекции, изучаемых на заключительном этапе биологического образования.

В целях повышения эффективности повторения следует учитывать не только возрастные, но и индивидуальные особенности учащихся, прежде всего, обращая внимание на наиболее предпочтительный тип усвоения каждым из них учебной информации. Для этой цели в нашей школе формируются группы учащихся, с которыми проводится целенаправленная подготовка к экзамену. При этом необходимо использовать дифференцированный подход к обучению. Обобщающее повторение рекомендуется проводить с учетом возможностей и способностей каждого учащегося. Вовремя устранить возникающие пробелы в знаниях и определить объём поможет мониторинг результатов обученности по основным темам курса.

Учащимся необходимо оказывать психологическую поддержку, поскольку экзамен – процедура, зачастую вызывающая стрессовое состояние. Поэтому очень плодотворной оказывается совместная работа учителя и педагога-психолога.

Полезно приучать выпускников к внимательному чтению и выполнению инструкций, использующихся в материалах ЕГЭ, к четкому, разборчивому письму.

Таким образом, на мой взгляд, можно выделить следующие этапы в работе при подготовке к итоговой аттестации:

1. Овладение материалом через формирование познавательного интереса у учащихся

2. Применение на практике биологических знаний в ходе решения тестовых заданий, а так же практических и лабораторных работ

  1. Г. С. Калинова, А. Н. Мягкова, Москва, “Методика обучения биологии”,“Просвещение”, 1989 г.
  2. К.И. Королева. Планирование урока комбинированного типа.Методические указания. – Ижевск, 1994.
  3. . Г.И. Кругликов. Методика преподавания технологии с практикумом. – М. 2002.
  4. А. Н. Мягкова, Е. Т. Бровкина и др. Москва, “Просвещение”, 1988 г. «Организация учебной деятельности школьников на уроках биологии”, А. Н.»
  5. Г. М. Муртазин, Москва, “Просвещение”, 1989 г. “Активные формы и методы обучения биологии”
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы по теме"Тестовый контроль знаний учащихся как средство подготовеи к итоговой аттестации".

Уроки развивающего контроля как средство подготовки к итоговой аттестации

Как сформировать у обучающихся умение работать в ситуации «самооценивания», «контроля над знанием», в частности контроля успешного выполнения заданий ГИА, ЕГЭ? Проблемы, с которыми могут столкнуться у.

Подготовка к итоговой аттестации по средствам тестовых заданий на уроках физической культуры

Данное пособие составлено для учителей физической культуры чтобы в доступной форме для учащихся излагать материал и для учащихся, которым очень сложно практические умения сформулировать в теоретически.

Модели внутришкольного контроля как фактор подготовки к итоговой аттестации

Материал для городского семинара «Модели внутришкольного контроля и оценки знаний как фактор подготовки к итоговой аттестации»Автор: Ботева Елена Грациановна, учитель 1 квалификационной категори.

Статья-презентация "Роль методического объединения школы "Английский язык" в системе внутришкольного контроля и оценки качества знаний как фактор подготовки к итоговой аттестации"

Данная презентация содержит анализ деятельности методического объединения по организации контроля и оценки качества знаний как фактор подготовки к итоговой аттестации".

Методические рекомендации по проведению экспериментальных заданий на уроках физики в системе подготовки учащихся к итоговой аттестации.

Методические рекомендации по проведению экспериментальных заданий на уроках физики в системе подготовки учащихся к итоговой аттестации. Перечень и разбор экспериментальных заданий согласно спецификаци.

В докладе приводятся этапы и способы подготовки учащихся к итоговому сочинению в 9 классе.