Руководства, Инструкции, Бланки

Образец План Конспект Лекции img-1

Образец План Конспект Лекции

Рейтинг: 4.2/5.0 (1751 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

План-конспект лекции

"Практическое использование интеллектуальных возможностей"

Часть 2. "Рациональное эффективное конспектирование"

Информация и тенденции ее развития

Источником и носителем знаний является информация, то есть, све­дения, передаваемые людьми устным, письменным или другим способом, напри­мер, при помощи тех­нических средств.

Информация всегда играла важную роль в жизни человека. Однако в 20 веке в результате бурного развития на­уки и техники, начался лавинообразный рост объема информации, получивший название информационного взрыва.

В связи с ростом значения информации, ее понимание было расширено и включило обмен сведениями не только между людьми, но и между человеком и автоматом, между автоматами, а также обмен сигналами в животном и раститель­ном мирах, в том числе и на кле­точном уровне. Кроме того, была предложена количественная мера информации, что привело к созданию теории информации.

Источником информации может быть любая система, вырабаты­вающая сообщение или содержащая информацию, пред­назначенную для ее передачи в пространстве и времени.

По форме представления источники ин­формации могут быть очень разнообразны:

текстовые (книга, журнал, газета, отчет, реферат, кон­спект и т. д.);

графические (график, чертеж, план, карта и т. п.);

аудиовизуальные (звукозапись, устная речь, кино­фильм, и т. п.);

За всю исто­рию цивилизации, ориентировочно 6600 лет, человечеством накоплен огромный объем информации, который стремительно увеличивается. Так, если в начале прошлого века удвоения объема информации происходило за 50 лет, то сейчас это происходит за 2 года. А по данным академика А. Н. Несмеянова, если бы ученый все 24 часа в сутки только и делал, что знакомил­ся с накопленной информацией в его узкой области, на­пример в области органической химии, то за всю жизнь ему удалось бы ознакомиться только с 20 % информации в этой области.

Проблема эта не нова и угнетает человечество много веков. Так, в Древнем Вавилоне го­ворили: «Настали тяжелые времена - прогневались бо­ги, дети перестали слушаться родителей, и каждый стре­мится написать книгу. »

Известный схоласт Б. Рич в 1613 г. сказал: «Одна из болезней нашего века - засилье книг. Их столько расплодилось в мире, что и не уследишь за всей той чепухой, которая выводится каж­дый день и идет гулять по миру».

Естественно встает вопрос, как организовать работу с информацией, если мы хотим быть профессионалами в своей области, при ог­раниченных возможностях восприятия человеком ин­формации.

Проведены измерения емкости памяти человека в единицах теории информации - битах. Один бит - ко­личество информации, равное сведению о том, какое из двух равновозможных событий наступит (1 бит - это информация «да - нет», т. е. информация, почерпнутая при разрешении дилеммы положительного или отрица­тельного ответа на вопрос с равновероятными решени­ями).

Установлено, что индивидуальная человеческая па­мять способна осваивать до 50 битов в секунду. Прини­мая время бодрствования человека в течение периода его сознательной жизни равным 10 9 секундам, становится ясно, что за всю жизнь он может освоить объем инфор­мации приблизительно равный 50x10 9 битов. Это пассив­ный фонд памяти. Активный фонд, то есть то, что человек мо­жет выполнить сейчас, равен 10 5 битов, а оперативная память (количество информации, которую человек име­ет в определенный момент времени перед своим мыслен­ным взором) равна 100 битам. Средний объем информа­ции по какому-либо узкому конкретному вопросу при­нимается равным 10 9 битам, ежедневно публикуется до 100 печатных листов или 1600 страниц текста.

Не менее сложным является противоречие между скоростью передачи информации и скоростью ее фиксации. Особенно это ха­рактерно для учебного процесса в школах и вузах. Ведь для обучающихся учебный процесс - это их профессиональная деятельность, кото­рую надо осуществлять грамотно.

Основными источниками информации в учебном процессе являются лекции, учебная и научная литература, которые необходимо конс­пектировать для последующей самостоятельной работы. И здесь возникает противоречие, неразрешимое без знания рационального, в частности ускоренного, конспектиро­вания и чтения.

Суть этого противоречия состоит в суще­ственной разнице между скоростью устной речи, например, лектора и скоростью записи.

Темп устной речи в зависимости от характера излагаемого материала колеблется в пределах от 342 до 835 знаков в минуту. При этом:

темп лекции с одновременным выполнением схем, чертежей, записей формул - 375 зн/мин;

темп лекции без использо­вания заранее написанного текста лекции - 492-795 зн/мин;

темп лекции с использованием текста - 612-835 зн/мин.

Средний темп речи равен 670 зн/мин, а средний темп чтения текста - 620 зн/мин.

При чтении текста также имеются различия в темпе в зависи­мости от цели чтения:

при чтении для выявления основного смысла (т. е. выбо­рочного, а не сплошного чтения) - 1000-2000 зн/мин.

при избирательном чтении с целью предварительно­го знакомства с материалом - 4000-8000 зн/мин.

при поисковом чтении для выявления фактографи­ческих данных - 10000-20000 зн/мин.

Средняя скорость записи материала при конспек­тировании без применения специальных приемов составляет 50-60 зн/мин, то есть, одна строка в минуту в переводе на ма­шинописный текст.

Сравнение показывает, что ско­рость изложения материала лектором в среднем темпе превышает скорость конспектирования более чем в 10 раз. Отсюда же­лание и просьбы слушателей снизить темп изложения материала.

Если лектор усту­пает и переходит на чтение в темпе записи ими материала, это сопровождается огромными поте­рями информативной емкости лекции, а лекция превращается в диктант.

Если же лектор сохраняет темп чтения лекции, это вы­зывает протест слушателей, что может приве­сти к потере контакта с аудито­рией и к снижению информационной емкости.

Поэтому обычно находят компромисс: лектор не­сколько снижает темп изложения, а слуша­тели ищут способы ускорения за­писи, главным образом путем сокращения неко­торых слов.

Использование приемов ускоренного конспектирования позволяет повысить скорость запи­си в 7-10 раз, что повышает эффективность и качество учебного процесса.

Конспектирование в учебном процессе

В процессе познания каждому, кто приходится конспекти­ровать, т. е. кратко излагать содержание какого-либо воп­роса. По­нятие «конспективный» означает «краткий», «сжатый».

Первоочередным объектом конспектирования явля­ется лекция, то есть учебное занятие, состоящее в устном изложении предмета. Но лекция не единственный источник информации. Есть еще учебная литература - учебники, учебные посо­бия, монографии, научные статьи, обязательно использование которых, предусмотрено приказом Министерства образо­вания, особенно при выставлении от­личных и хороших оценок.

Однако лекция является основной формой учебного процесса, поскольку дает возможность:

проследить логику предмета, не всегда полно раскры­тую в учебнике;

общаться с преподавателем и ученым, как правило, опытным профессионалом высокого уровня - акаде­миком, профессором;

расставить необходимые акценты, выделить главное в предмете;

получить самые новые, современные сведения, которые отсутствуют в учебной литературе, учитывая длительный цикл ее издания.

Овладение студентами методами рационального конспекти­рования благотворно сказывается на содержании лек­ции. Известно, что преподаватели стремятся насытить лекции новейшими достижениями, еще не нашедшими отражения в учебной ли­тературе. В этом случае особенно важно, чтобы слушате­ли записали сведения такого рода достаточно подробно и точно. При отсутствии у них навыков рационального конспектирования преподаватели вынуждены снижать темп изложения материала, а, следовательно, сокращать информационную емкость лекции.

Это приводит к тому, что кроме потери информатив­ности лекции у слушателей вырабатывается неправильное к ней отношение: они считают воз­можным пропускать лекции, ведь нужный им конспект они могут получить или переписать у товарища.

Как показывает опыт, большинство обучающихся конспектировать не умеют. А неуме­ние быстро, удобно для последующей расшифровки за­писать лекцию, чтобы осмыслить изучаемый материал, приводит к потере логики его изложения.

Главные требования к конспектированию, его ин­формативность и быстрота, ведь конспект - это модель, а не копия лекции или статьи.

Поэтому методам, технике и приемам кон­спектирования надо учить, поскольку для студентов это один из основных навыков в период учебы. Но сейчас это пущено на са­мотек, а литературы учебного характера по этим вопросам крайне мало. Иногда проблему пытаются подменить ссылками на использование стенографии.

Однако, в отличие от стенографии, носящей общий и универ­сальный характер, рациональное конспектирование яв­ляется инди­видуализированным процессом, т. е. ориентированным на каждого студента и каждую дисциплину.

Это означает, что по общей схеме слушатель подбирает себе личные приемы записи, учитывая и ха­рактер текстов, и особенности своей моторики и почер­ка.

Стенография же предлагает приемы, общие для всех людей и всех текстов. Кроме того, конспектирование предполагает быстрое последующее считывание записанных данных, а стенография требует последующего дословного расшифровывания записей.

При конспектировании не надо записывать все, доста­точно записать так, чтобы был понятен смысл, т. е. конс­пектирование, в отличие от стенографии - это запись смысла, а не текста.

Основные организационно-методические особеннос­ти рационального конспектирования, его назначения и форм записи состоят в следующем.

Все конспекты одного человека индивидуальны, поэтому в них можно ввести элементы и приемы записи, специфич­ные для автора.

Конспект пишется от руки, поэтому в нем можно ис­пользовать приемы записи, которые невозможно вы­полнить с помощью технического средства. Использование диктофона приводит к двойной работе, связанной с переводом уст­ного текста в конспект. Поскольку у слушате­лей в значительной степени развита зрительная память, поэтому подготовка к экзаме­ну с использованием диктофона весьма затруднительна.

Конспект содержит рафинированный материал лек­ции, в сжатом смысле отражающий его смысл, что по­зволяет его читать достаточно быстро.

Конспект необходимо легко и быстро читать, поэтому нужны формы записи, ориентированные на быстрое чтение, что сразу отклоняет стенографию, не отвеча­ющую этому требованию.

Конспект - это записка себе, поэтому в нем можно использовать формы записи, понятные только автору.

По конспекту не требуется восстанавливать исходный текст лекции или изданного материала, поскольку кон­спект, как уже отмечалось, это запись смысла, а не
текста.

В отличие от конспектирования стенография дает общие для всех текстов методы записи, ориентированные на точную за­пись, позволяющую однозначно восстановить текст.

Но любая универсальная система всегда менее эффективна в конкретном примене­нии, чем специализированная. Поэтому система конс­пектирования эффективнее системы стенографии в ско­рости и удобстве чтения.

С учетом этого можно сформулировать основные направления рационального конспекти­рования:

обработка конспекта и его подготовка к чтению.

Организация конспекта

Организация, то есть, упорядочение конспекта, осуществ­ляется с целью повышения удобства записи, воспроизве­дения и акцентирования смысла. Основными направлени­ями организации конспекта являются:

Размещение записи

Всю ширину страницы для записи текста целесообраз­но разделить на 3 поля.

Первое поле предназначено для знаков акцентирова­ния, второе - для основного текста, третье - для по­яснений, дополнений и примечаний.

Если конспект ведется в тетради, то размещать запись лучше не вдоль страницы тетради, как это делается в книгах, а поперек, поскольку при такой разметке поле для записи основного текста ста­новится слишком узким. Кроме того, такое размещение текста не отвлекает внимание на соседнюю страницу, особенно если она насыщена знаками акцентирования и цветовыми вклю­чениями.

Сначала такое расположение тетради кажется необычным, но после нескольких дней работы оно оказывается очень удобным.

Знаки акцентирования применяются для выделения, привлечения особого внимания к отдельным частям текста, а также для пояснения роли этого места в тексте.

Примерами знаков акцентирования являются:

- неясно, следует обратиться за консультацией или к литературе;

NВ - взять на заметку для дальнейшей проработки;

? - смотри выше, повтор;

? или ? - итог, заключительная мысль;

Д.С. - материал для справки (а не для запомина­ния);

>, v - сделать вставку в текст, дополнить его;

Р.S. - постскриптум, дополнение; ставится, если лектор, возвращаясь к ранее изложенному, ре­комендует дополнить текст.

Дополнения и примечания, размещаемые в третьем поле, как правило, носят характер рекомендуемой лек­тором ссыл­ки на соответствующий источник. При этом за­пись делается либо словами, либо номером источника по рекомендованному перечню литературы.

Полезно оставлять свободные места для дополнительных записей.

Интервалы между строками долж­ны быть в 1,5-2 раза больше размера букв, чтобы вно­сить исправления и делать необходимые вставки в от­дельные строки.

Рубрикацию, т. е. заголов­ки разделов, подразделов, необходимо четко выделять, например, с помощью цвета или более крупными буквами с отступами от предыдущего и последующе­го текстов.

Перечисления в тексте можно делать с нумерацией или с отступами в тексте и использованием дефиса или других символов.

Нумерацию лекций и ее дату в тексте проставлять не рекомендуется, а если это делается, то на левом поле, чтобы не разрывать основной текст лекции в конспекте.

Цвет несет дополнительную информацию, способствуя лучшему запоминанию и акцентированию внимания при чтении конспекта.

Для этого можно использовать цветные фломасте­ры. Опасения о дополни­тельных затратах времени на это напрасны, поскольку использование других приемов, например, подчеркивание, охват рамкой, применение разных размеров букв и т.д. ведет к еще большим потерям времени и к тому же обладают меньшей информа­тивность.

Выделение цветом является особен­ностью рукописной записи. Это связано с тем, что в рукописи трудно сделать, например, шрифтовые выделения, а в книгах цветная полиграфия гораздо сложнее и дороже, поэтому в полиграфии часто используется сочета­ние разных шрифтов (жирный, курсив, различные гарнитуры).

Полезно освоить несколько основных приемов использования цвета.

Начинать новую тему, параграф или пункт с красной строки в буквальном смысле слова, то есть, выделяя цветами заголов­ки или отчеркивая концы пунктов. Этот прием особенно эффективен, если конспект используется в справочных целях.

Можно воспользоваться правилом «светофора », то есть, подчеркивать запрещающим красным цветом то, что не надо делать, и зеленым разрешающим то, что надо делать.

Можно выделять работа цветом по степени важности. Поэтому красным цветом в конспекте выделяют те места, на кото­рые обращает внимание лектор: определение, формулировка законов, теорем и т. д. Развивая эту идею и вводя в конспект не только красный цвет, но и зеленый, синий и другие, можно различным цветом выделять части записи в конс­пекте, имеющие разную значимость.

Удобно и эффективно пользоваться этим при­емом при конспектировании математических текстов. Например, формулировки теорем выделяют красным цветом, определения - зеленым, а прочий текст - синим или черным. Если читать конспект (особенно при повторном чтении в процессе подготовки к экза­мену) в основном по красному и зеленому цветам, получается то, что можно назвать скелетом дисципли­ны, т. е. выделяются заслуживающие первостепенно­го внимания положения. Такое чтение не распыляет, внимание, позволяет более четко увидеть цели, сто­ящие перед разделами, связь между ними, отдельны­ми положениями и определениями.

Идея приема выделения цветом по соответствию такова: одинаковым цветом записываются связанные между собой части материала.

Чаще всего этот прием применяется, ког­да необходимо выделить:

описание конструкций, состоящих из не­скольких частей, при этом разными цветами изоб­ражаются составные части схемы и тем же цветом дается их описание;

запись динамики процессов, при этом разными цветами показывается положение частей конструкции и тем же цветом дается их описание;

изображение и описание вариантов какого-либо решения, имеющих небольшие разли­чия; при этом разными цветами показываются и описываются разные варианты вместо повторного их изображения.

Изображение разными цветами и при необходимости описание семейств кривых, особенно если они носят немонотонный характер.

Но не следует применять много цветов, желательно не более трех-четырех.

Методы, и приемы скоростного конспектирования

Цель и основная задача применения методов и при­емов повысить скорость записи, приблизить ее к тем­пу устной речи средней скорости.

Приемы эти индивидуальны, но к общим приемам скорописи в первую очередь относится уменьшение размеров букв в разумных пределах, поскольку при этом путь, проходимый пи­шущим инструментом, уменьшается, а, следователь­но, скорость возрас­тает. Оптимальный размер букв не должен превышать 2-2,5 мм.

Кроме того, писать следует «вязью», т. е. не отрывая ручки от бу­маги, что не менее чем в 2 раза повышает скорость записи. Для этого следует упро­щать начертания букв, приспосабливая их к безотрывному письму. В качестве примера, мож­но привести такой вариант:

Методы скоростного конспектирования слов

Эти приемы индивидуальны и требуют творческого подхода.

В качестве общих рекомендаций можно предложить:

1. Обозначение часто употребляемых слов и словосочетаний начальными и конеч­ными буквами. Например: м.б. - может быть; д. - дол­жен; т.е. - то есть; т.к. - так как; и т.д. - и так далее; и т.п. - и тому подобное; и др. - и другие; и пр. - и прочие; р-м - рассмотрим; п-м - получим; с-т - сущест­вует.

2. Сжимание слова путем недописывания гласных как малоинформативных знаков, обеспечивающих глав­ным образом благозвучие, речи.

Ярким примером такого приема является известный прием «письмо без гласных». Например, фразу «Кто послал тебе письмо без глас­ных?» можно заменить однозначно читаемым, но труднопроизносимым «кт псл тб псм бз глснх? ».

Ряд согласных, образующих слова, несет больше информации, чем гласные.

Для сравнения информативности согласных и глас­ных можно привести ту же фразу, написанную только гласными: «о оа ее ио е аы ».

Поскольку при письме без гласных те­ряется информация о падежах и других грамматичес­ких особенностях, можно использовать сме­шанный прием, то есть сохранять гласные лишь в оконча­ниях, например, трбвния, тргвля, зрбтная плта .

Сокращения слов путем перерыва в начертании на гласной букве (например, отмена частной собственно­сти - отм ча сбствти ; несвоевременная выплата зара­ботной платы - нсврмая вы зрбтной плты ).

Пропуски букв и обозначение пропущенных букв де­фисом (например, работа - р-та ; менеджмент - м-нт ; маркетинг - м-нг ; коммерция - к-ция ).

Сокращение слова путем обозначения частей слов в начале и в конце несколькими буквами (например, конференция – конф или кф. количество - клво ).

Сокращенное обозначение часто встречающихся местоимений (например, который - крый. чтобы - чбы ).

Кванторизация

Этот прием ввел математик Георг Кантор. Квантор - логическая операция, дающая количественную ха­рактеристику области предметов. В обычном языке носителями таких характеристик слу­жат слова типа «все», «каждый», «некоторый», «любой», «всякий», «несколько», «существует».

В формализованных языках для выражения по­добных характеристик оказывается достаточно кванто­ров нескольких видов. Например:

Квантор общности: ? - каждый, всякий (перевернутая начальная буква немецкого слова alle - «все»);

Квантор существования: ? - существует (переверну­тая начальная буква немецкого слова existieren - «су­ществовать»).

Идея кванторизации выходит за рамки буквально­го смысла, и означает перевертывание букв, например: Ь (или q) - рассмотрим ; ? - получим ; ? - построим ; и т. п.

Применение кванторов зависит от характера текста: технического, экономического, общественно-политиче­ского, математического, естественнонаучного и т. д.

На­пример, в экономических текстах могут применяться та­кие кванторы: ? - управлять. ? - резервировать. Ь - руководить и т. п.

Словообразование с помощью суффиксов, окончаний

Приставки и суффиксы служат для сло­вообразования, окончания необходимы для связи слов. Без приставок обойтись невозможно, так как они изменяют смысл слов. Пропущенный суф­фикс или окончание часто можно восстановить по кон­тексту.

Если к сокращению необходимо добавить приставку или суффикс, чтобы не тратить много времени, можно воспользоваться приемом, применяемым в стеногра­фии: для типовых концовок слова можно применять про­стые обозначения. Например, «

» - «ение» или «ание», «?» - «ческий».

Применять эти символы можно как в сочета­нии с обычным текстом, так и с сокращениями всех ви­дов, в частности с кванторами, например: ? - существует, ?

- су­ществование, ? - всякий, ?? - всяческий.

Часто для конспектирования достаточно использо­вать не конкретное окончание, а какой-то признак речи - существительного, глагола, прилагательного, причастия. Опыт показывает, что достаточно иметь четыре-пять типовых концовок слов. Например:

«?» - признак активного причастия («ущий», «ающий»),

«?» - признак пас­сивного причастия («ованный», «еванный»),

- существование, ?? - существующий, ?? - существенный.

Аббревиатура - сложносокращенное слово, образованное из начальных букв или начальных элементов слов (АТС, прораб). Это эффективное средство, уско­ряющее запись и позволяющее избегать повторений часто употребляемых слов.

В настоящее время при аббревиации используются следующие виды сокращений:

сокращения слов, обозначающих населенные пункты (г. - город, обл. - область);

названия месяцев и даты (15.06.02 );

телеграфные графические сокращения (тчк, зпт );

условные обозначения величин и единиц измерений (Ом, В, км, см );

сокращения, принятые в планово-учетной докумен­тации (Госбанк, квит.№ );

официальные наименования организаций, учрежде­ний, предприятий, их подразделений (СМ, АН, хоз­часть, главк, финотдел );

названия некоторых материалов (кожимит, лавсан );

названия изделий, машин и приборов (мопед, ГЭС, РЛС, запчасть );

названия документов (ГОСТ, ОСТ, ОРМ, ТУ, ТЗ, госзаказ );

наименование должностей, ученых званий (акад. член-корр. проф. зав. зам. и. о. )

Существуют определенные правила аббревиации. При введении аббревиатур необходимо особое внима­ние уделять тому, чтобы они были единообразны на протяжении всей записи.

Сокращение не должно совпадать по форме с суще­ствующим словом или совпадать с другим сокра­щением.

Сокращение должно быть обратимым, т. е. получен­ное сокращение можно однозначно развернуть в полное наимено­вание.

Сокращения должны удовлетворять нормам русского произношения.

Сокращения, являющиеся названиями учреждений, предприятий, организаций, а также обозначающие марки изделий и т. д. пишутся с прописной буквы.

Слово «год» после дат сокращают, оставляя одну букву «г. », а после нескольких дат ставят буквы «гг .» (точка между ними не ставится). Например: 2001 г. 1996-2000 гг .

Учебный и финансовый годы пишут через косую чер­ту, сокращая последний год на две первые цифры и употребляя слово год в единственном числе. Напри­мер, в 1998/99 учебном году.

Рубли и копейки сокращаются «руб .» и «коп .», если они употребляются отдельно. В смешанном числе их сокращают - «р .» и «к .». Например, 2000 руб. 80 коп.
2000 р. 80 к .

Гипераббревиация - это аббревиатура одной буквой. Существуют два основных приема применения этого способа скоростного конспек­тирования.

1. Обозначение слова начальной буквой с точкой (на­пример, К. - конспект, С. - система, А. - аудит и т. п.).

Такой способ часто применяется в словарях. Но применять его допустимо на коротком интервале однородного текста.

2. Способ, который называют применением букв «в обертке». Например, - алгоритм, - система, - экономика и т. п.

Чаще всего этот прием используется для сокращенно­го обозначения терминов.

Использование иероглифической записи

Иероглифы наиболее древние изобразительно-образные знаки. Большинство иероглифов были фонограммами, они обозначали либо сочетание 2-3 согласных звуков либо отдель­ные согласные. Среди иероглифов были и идеограммы, то есть знаки, обозначавшие отдельные слова и понятия.

Из иероглифического письма развился курсив и лигатуры.

Курсив - начертание типографского шрифта с наклоном впра­во, близким к рукописному, возникший в результате стремления к быстроте и удобству письма, не отнимая пера.

Лигатура - буква или знак, образованный из соединения элементов двух и более букв или знаков в один, передающих один звук (например, в не­мецком языке sch – «ш» или tsch – «ч»).

Одними иероглифами писать не очень удобно. Но использование их от­дельных элементов при конспектировании очень эффективно.

Иероглифами мы пользуемся постоянно, осо­бенно в математических текстах, но они могут использо­ваться и в других текстах для замены одним знаком не­скольких слов. При конспектировании имеет смысл ис­пользовать простейшие иероглифы, как общепринятые, так и придуманные.

В группе общепринятых это, прежде всего:

математические и логические символы: +, -, =, х. >,<;

? - знак принадлежности, составная часть (напри­мер, А?В);

? - знак импликации, одна из логических операций, ей соответству­ет связка «если. то»;

& - знак конъюнкции, одна из логических операций; отражает употребление союза «и» в логических выводах;

V - знак дизъюнкции; соответствует союзу «или»;

? - знак отрицания, одна из логических операций; отражает употребление выражения «неверно, что. ».

В качестве удачных примеров применения придуман­ных иероглифов, можно привести: /\/ - противоречие; N - наоборот; ? - взаимосвязаны и т. п.

Пиктография - ото­бражение содержания сообщения в виде рисунка. Рисунок не определяет ни слов, в которых должно быть изложено сообщение, ни языка сообщения.

В пиктограмме возможна услов­ная символика (например, два соединенных сердца - «любовь»).

Элементы пиктографического письма могут успешно использоваться при конспекти­ровании, т. к. обладают повышенной наглядностью.

При­меры пиктограмм при конспектировании:

F(x)? - функ­ция возрастает,

F(x)? - возрастает и ограничена сверху.

Пиктограмма создает образ, что важно для использования механизма зритель­ной памяти. Поэтому пиктограммы не только ускоряют запись, но и значительно улучшают воспри­ятие конспекта, способствуют запоминанию материала, так как заставляют работать зрительную память и дают возможность воспринимать не слова, а образы. На пиктографическом письме построена вся схемо­техника. Примеры пик­тограмм:

В сфере гуманитарных и социально-экономических дисциплин этот прием сокращения применяется мало, поскольку понятия этих дисциплин в виде рисунка изобразить трудно. Хотя можно найти варианты использования пиктограмм, например: ? - план, ? - документация.

Скоростное конспектирование фраз

Рассмотренные приемы записи слов, символов и словосочетаний просты и после непродолжительной тре­нировки выполняются автоматически. Приемы кон­спектирования фраз более сложные, так как требуют ос­мысления и творческой переработки текста. Но они дают гораздо больший эффект как в скорости записи, так и в последующем восприятии и запоминании текста.

Основной идеей является перекодирование и свертыва­ние текста. Объективной предпосылкой этой идеи является избыточность языка. Исследования показали, что рус­ский язык об­ладает избыточностью около 80 %. То есть, если из текста убрать до 80 % символов, то можно понять, о чем идет речь.

Именно эта избыточность позволяет легко понимать друг друга, несмотря на особенности произношения каж­дого человека (акцент, нечеткое произношение оконча­ний, неправильное ударение) и ес­тественные помехи (шум, музыкальный и зрительный фон). Правда, после удаления 80 % символов текст приходится не читать, а расшифровывать, что для конс­пектирования неприемлемо.

Если же из текста убрать не 80 %, а меньше символов и слов, то можно и текст сократить, и читать его будет несложно.

Свертывание фразы с использованием контекста

Сущность этого приема состоит в том, что из тек­ста при конспектировании убираются те слова, кото­рые можно без труда восстановить по смыслу. Автор любого текста (учебника, текста лекций) не может пропускать такие слова, иначе его речь станет сухой, потеряет стройность и будет хуже восприниматься. Поэтому сокраще­ние должен выполнять слушатель.

В первую очередь из фразы может быть удалена группа подлежащего, поскольку оно совпадает с содержанием контек­ста и поэтому легко по нему восстанавливается.

Например, если темой лекции является рациональное конспектирование, то из фраз «конспект применяется для. », «достоинствами конспекта являются. » можно оставить «применяется для. », «достоинства. ». К че­му это относится, легко восстанавливается по смыслу: вся лекция о конспекте, значит, и эти фразы относятся к нему.

Во вторую очередь из фразы удаляется часть словосо­четания, которая по смыслу дублирует другую его часть. Например, если на лекции сравниваются по своим характеристикам крыло самоле­та и винт вертолета, то нет необходимости в кон­спекте употреблять полностью названные словосоче­тания, а можно их сократить до «крыло» и «ротор», поскольку и так понятно, к какому летательному аппарату они относятся.

Следующим кандидатом на удаление явля­ется группа сказуемого. В этой группе глагольные сло­ва, особенно связанные с перечислением (типа «быва­ют», «состоит», «включают»), заме­няются графическими символами, например, вилкой или скобкой.

Свертывание текста путем использования макроконтекста

Макроконтекстом называется совокуп­ность знаний конкретного человека. Часто вместо это­го термина употребляется понятие тезауруса. В широком смысле тезаурус - это описание системы знаний о действительности, которыми располагает индивиду­альный носитель информации. Естественно, макроконтекст, или тезаурус, каждого человека сугубо индивидуален.

Значит то, что человеку хорошо известно благодаря индивидуальному контексту, можно не записывать вообще.

Пример из области математики: если лектор произно­сит «пусть функция непрерывна вместе со своей первой производной», то в этой фразе можно опустить упомина­ние о самой непрерывности функции, так как из одного только существования производной следует непрерыв­ность функции, и этот факт должен быть известен лю­бому студенту технической или экономической специ­альности.

Или в экономическом тексте вместо фразы «прибыль как разность между доходами и расходами. » пояснение может быть опущено, поскольку оно хорошо известно даже начинающему изучать экономику.

Для свертывания записи фразы за счет макроконтек­ста надо понимать смысл лекции, этот прием неприме­ним для бездумной записи. Если слушатель не записывает то, что ему известно, то его конспект может быть полезен только ему самому. Ис­пользование макроконтекста - это особенность именно конспективной записи, учитывающая, что читать конс­пект будет только его автор.

Применение этого приема требует понимания конспектируемого текста, творческой его переработки и высокой скорости мыш­ления. По ускорению записи этот прием наиболее эф­фективен.

Суть его заключается в том, чтобы найти фра­зу, эквивалентную данной, но более короткую. Поиски такой фразы можно вести в нескольких направ­лениях:

подобрать более короткие синонимы для составляю­щих фразу слов (например, с использованием извест­ных слов иностранного языка);

сформулировать то же самое другими словами, устра­нив, например, некоторые прилагательные, выполня­ющие лишь функции «украшения»;

подобрать более короткий текст, используя систему сокращений слов и словосочетаний.

Тренировку этого приема целесообразно начи­нать с конспектирования печатных текстов, поскольку при этом есть время для осмысления и свертывания тек­ста с постепенным ускорением.

Пространственная запись текста

Этот прием позволяет ускорить запись и полностью использовать пространство листа. Кроме того, этот прием обладает повышенной образнос­тью, облегчает запоминание и пригоден для текстов из многих областей знаний, в которых использу­ются перечисления.

Варианты пространственной записи достаточно раз­нообразны, но можно рекомендовать использовать «вил­ку», соответствующую словосочетанию «бывают следу­ющих видов» или «подразделяются на. », и скобку, соот­ветствующую словосочетанию «состоит из. ».

Рассмотрим несколько примеров:


К разновидностям пространственной записи можно отнести и простейшие способы:

выделение формул в отдельную строку,

отступы от начала строки.

Например, программисты применяют специальную систему отступов, называемую «запись ле­сенкой».

Кроме ускорения и компактно­сти записи этот прием улучшает восприятие и запомина­ние. Такой конспект теряет внешнее однообразие, каждая страни­ца приобретает индивидуальный вид, что активирует механизмы зрительной памяти и облегчает запоми­нание.

Использование табличной записи

Этот прием применяется как компактная форма класси­фикаций, перечислений и позволяет избежать повторе­ния многих однородных слов.

Обработка конспекта

После завершения конспектирования конспект нужно обработать, чтобы повысить его информативность и полноценность. Обработку конспекта желательно про­водить в тот же день, пока еще свежи в памяти материа­лы лекции, ее нюансы, ссылки на дополни­тельные источники информации. Обработка конспекта повышает его читаемость и облегчает запоминание.

Обработка конспекта проводится в два этапа.

На пер­вом этапе, в процессе изучения дисциплины в течение се­местра, в конспект вводятся пропущенные слова, фразы, уточняются определения, вносится дополнительная ин­формация из рекомендованных источников (для этого в конспекте следует оставить свободное место), проставля­ются дополнительные знаки, акцентирования.

На втором этапе, перед сессией, проверяется комп­лектность конспекта, вносится пропущенная информа­ция, снимаются вопросы путем общения с коллегами и преподавателем.

Использование всех рекомендуемых приемов рацио­нального конспектирования с учетом его обработки по­зволяет значительно упорядочить конспект, ускорить запись, повысить его информативность, облегчить запо­минание, читаемость, а, следовательно, эффективность конспектирования и, в конечном счете, качество учеб­ного процесса.

Примеры ускоренного конспектирования

Политические тексты

Исходный текст. Без серьезной теории и программы не может быть успешной деятельности любой политиче­ской партии. А для либеральных партий в России значе­ние теории и практики еще более возрастает в связи с тем, что:

эти партии еще только складываются;

либеральное движение международно по своему существу, и мы должны изучать опыт других стран;

национальные задачи российского либерального дви­жения такие, каких не было еще ни перед одной либе­ральной партией в мире.

Экономико-управленческие тексты

Исходный текст. В условиях рыночной экономики механизм ценообразования во многом определяется со­отношением спроса и предложения, ориентирующим на равновесные цены (эквилибриум). Спрос в свою очередь зависит от характера потребностей с учетом сегмента­ции рынка, уровня их удовлетворения и платежеспо­собности потребителей. Предложение определяется про­изводственным потенциалом производителя (уровнем технологии и организации производства, наличием необ­ходимых производственных ресурсов: трудовых, финан­совых, современного оборудования, площадей, управ­ленческих кадров и т. п.) и уровнем цен, определяющим получение необходимой прибыли.

Исходный текст 1. Нажать клавишу «Сеть». Если заго­рается красная лампочка, то нажать клавишу «Сброс». Тумблер «Вкл.» перевести в верхнее положение. В за­висимости от предполагаемого вида работы поставить переключатель вида работ в положение «Прием» или «Передача». При работе на прием включить усили­тель, установить напряжение 127 В. При работе на пере­дачу - включить усилитель, генератор, установить на­пряжение 220 В. Подключить антенну. Прибор к рабо­те готов.

Исходный текст 2. Велосипед является механическим средством передвижения и состоит из несущей и ходовой частей Несущая часть включает в себя раму и седло, а хо­довая часть - колеса, привод и руль. Привод в свою оче­редь состоит из ведущего зубчатого колеса с педалями, цепи и ведомого зубчатого колеса. Колеса включают обод, соединенный спицами с втулкой, и надувную камеру с покрышкой.

Юридические тексты


Исходный текст. Сделка по гражданскому праву. Действия субъектов гражданского права, направленные на изменение, возникновение, прекращение права и обя­занностей, называются сделкой. Сделки могут быть одно­сторонние, двусторонние, многосторонние. При односто­ронней сделке волеизъявление исходит от одного лица, и этого достаточно для возникновения права и обязанно­сти. Например, завещание о наследстве. Для двусторонней сделки необходимо волеизъявление двух лиц. Воля может быть встречной, состыкованной, например договор. Для мно­госторонней сделки требуется, чтобы волеизъявление ис­ходило от нескольких лиц, например бригадный договор.

Вариант сокращения текста:

Техника рационального конспектирования - это один из основных навыков обучающихся, преподавателей и научных работников. Знаниям, умениям и навыкам в этой области надо учить так же, как учим всему остальному, поскольку самостоятель­но изобретенная техника конспектирования обычно ока­зывается примитивной.

Естественно, что конкретную систему этих приемов, особенно сокращений, каждый должен выбрать сам, ис­ходя из своих собственных потребностей и вкусов. При этом понятно, что такой конспект сможет чи­тать только его автор, что создает пра­вильное отношение к лекции и повышает эффективность учебного процесса.

В качестве общей рекомендации можно отметить, что приемы скорописи, особенно сокращения, следует вво­дить постепенно 3-5 в неделю, чтобы успеть привыкнуть к ним. При этом полезным может оказаться ведение одновременно с сокращениями их словарика.

Опыт показывает, что на изучаемые в вузе предметы достаточно 50-70 сокращений, часть из кото­рых окажутся типовыми, а часть - индивидуальными. Осво­ить их можно за несколько месяцев.

Образованный человек активно использует око­ло 2000 слов своего родного языка, еще примерно столько же составляет его пассивный словарный запас (для срав­нения: в словаре Ожегова - около 57 000 слов). К нагрузке на память добавляются таблица умно­жения, грамматические правила, имена, фамилии, адре­са, телефоны и т. п.

Так что 50-70 сокращений состав­ляют незначительную долю от общего объема имеющейся в памяти информации (менее 0,1 %). И после необходимой тренировки сокращения, будут восприниматься как вполне естественные.

Г. Алдер, "Техника развития интеллекта", "Питер", С-Пб. 2001.

Э. Боно, "Нестандартное мышление", "Попурри", Минск, 2000.

Т. Бьюзен, "Максимально используйте свой разум", "Попурри", Минск, 2000.

Т. Бьюзен, "Научите себя думать", "Попурри", Минск, 2000.

Б. Депотер, М. Хенаки, "Квантовое обучение", "Попурри", Минск, 1998.

М. Зденек, "Развитие правого полушария", "Попурри", Минск, 1997.

Д. Кехо, "Подсознание может все", "Попурри", Минск, 2000.

Э. Минько "Ускоренное конспектирование и чтение", "Питер", С-Пб, 2003.

Х. Сильва, Б. Голдман "Управление интеллектом по методу Сильва", "Попурри", Минск, 2000.

Р. Штернберг, "Отточите свой интеллект", "Попурри", Минск, 2000.

Похожие работы: План -конспектлекции на тему: «хирургическая анатомия брюшной полости. Принципы абдоминальной хирургии. Кишечный шов. Резекция желудка. Гастростомия»

ПЛАН -КОНСПЕКТлекции на тему: «ХИРУРГИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Большаков О.П. Семенов Г.М. Лекции по оперативной хирургии и клинической. Изд. «Питер», 2000.- 480 с. Кульчицкий К.И. Лекции по оперативной хирургии и топографической.

План -конспектлекции на тему: «Патриотизм без экстремизма»

План -конспектлекции на тему: «Патриотизм без экстремизма». культурной или религиозной принадлежности. Время лекции. 45 мин. Материальное обеспечение. экран, микрофон с усилителем и колонками (если лекция проводится в актовом зале). Содержание. Вводная.

План -конспектлекции для горной школы бу на тему: «Снаряжение для горных походов 1-2 к с.»

План -конспектлекции для горной школы БУ на. походов 1-2 к.с.» Составил: Мирошкин С.В. Для прочтения лекций желательно использование проектора для визуальное.

План -конспектлекции «Что такое философия?»

План -конспектлекции «Что такое философия?» (1) постановка versus.

План -конспектлекции "Практическое использование интеллектуальных возможностей"

ПШЕНИЧНОВ М.В. ПЛАН -КОНСПЕКТЛЕКЦИИ "Практическое использование интеллектуальных возможностей" Часть 1. ". уделить составлению конспек­та и 50 % внимания направить на прослушивание ма­териала лекции без записи.

Другие статьи