Руководства, Инструкции, Бланки

Рецензия На Магистерскую Диссертацию Образец Недостатки img-1

Рецензия На Магистерскую Диссертацию Образец Недостатки

Рейтинг: 4.1/5.0 (1741 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Рецензия на магистерскую диссертацию студентки магистратуры факультета журналистики спбгу смоляровой Анны Сергеевны

на магистерскую диссертацию студентки магистратуры факультета журналистики СПбГУ Смоляровой Анны Сергеевны

«Роль СМИ в социальной интеграции национальных меньшинств в Германии»

Содержание диссертационного исследования, представленного к защите, свидетельствует о несомненной актуальности темы в контексте современных процессов усиления тенденций унификации и универсализации этнических культур, значения этнических и конфессиональных факторов в системе политических отношений, противоречий между тенденциями глобализации и ответной охранительной реакцией традиционных культур. Следует отметить значение работы для исследований проблем социальной и межэтнической интеграции, происходящих в современной журналистике и медиаиндустрии.

Обоснованию роли СМИ в социальной интеграции национальных меньшинств способствует использование категории «этническая плюрализация», которая, по мнению автора, вызвана интернационализацией рынков труда и вызванной ею трудовой миграцией. Для достижения цели исследования, заявленной как построение целостной модели прессы в интегративных процессах с учетом функций немецких и этнических СМИ, используется предложенная автором модель функционирования прессы в направлении интеграции этнических меньшинств в принимающее сообщество.

К достоинствам представленного исследования также следует отнести проведенный автором сравнительный анализ содержания и функций двух типов германских СМИ – общественно-политической прессы и этнических изданий, имеющих различные целевые аудитории, но, тем не менее, выполняющих (в разных формах и со своей спецификой) интегративные функции. Для эффективного решения поставленных задач А. С. Смолярова начинает работу с анализа теоретической разработанности проблемы интегративных функций СМИ на примере эволюции представлений о миграционных процессах в Германии, а также о роли СМИ в интегративных процессах на уровне социальной системы. Исследованию способствует работа с терминологическим аппаратом, которому посвящен значительный объем 1-го параграфа 1-й главы. К достоинствам сочинения необходимо отнести и структурирование теоретических положений концепций медиавоздействия в соответствии с тенденциями интеграционных процессов, которые, по сути, проявляются как направления национальной политики в отношении групп иммигрантов.

Положительным качеством диссертации является и то, что автор анализирует функции СМИ с ценностных позиций, рассматривая их информационную политику как средство достижения национальной интеграции, то есть в соответствии с идеалом нации как солидарного целого. При этом важно отметить то значение, которое придается в работе плюралистическому подходу и критике концепции ассимиляции, которая обесценивает ценность СМИ в интеграционных процессах. Автор доказывает, что интеграционные функции журналистики проявляются в случаях активации универсальных ценностей. При обращении к ценностям, имеющим частный характер, журналистика также выполняет функции социальной и межэтнической интеграции, только на уровне индивида (здесь отчетливо проявляется значение этнокультурной и гражданской идентичности) или отдельных сообществ и социальных (этнических) групп.

Работа А. С. Смоляровой четко структурирована в соответствии с логикой обоснования процесса типологизации СМИ, обращенных к группам иммигрантов, на примере германской медиасистемы. Магистерская диссертация, представленная к защите, в содержательном и научном отношении состоятельна, автор анализирует различные модели анализа интегративного и дезинтегративного потенциала СМИ, применяет собственные разработки для анализа этнополитической практики массовой информации. Автор вводит в научный оборот большое число германских и англоязычных источников по проблеме адаптации иммигрантов и участия массмедиа в социальной интеграции.

Диссертационное исследование содержит ряд актуальных положений, требующих дальнейшей разработки. В частности, автор не могла обойти тему полемики о кризисе политики мультикультурализма, которая была вызвана публикацией работы Тило Заррацина «Германия самоликвидируется» и его публичными выступлениями. Вопрос данной дискуссии имеет прямое отношение к миграционной политике Германии и, как следствие, к состоянию системы этнических СМИ в стране. А. С. Смолярова отмечает, что «в сложных условиях современного неоднородного европейского общества вопрос о роли СМИ в интегративных процессах (как в культурной интеграции, так и в функционировании публичных сфер) стоит рядом с вопросом об опасности бездействия и неуправления происходящими изменениями» (стр. 40). Выводы, которые следуют из этого положения в контексте кризиса мультикультурализма, лежат в плоскости политического и правового регулирования как миграционных процессов, так и медиадеятельности в данной сфере общественных отношений. Конечно, они имеют большое (если не решающее) значение и для нашей страны, ее национальной политики. В данном смысле, тема труда, представленного к защите, требует своего дальнейшего развития.

Замечания, которые можно было бы предъявить к содержанию работы, носят частный и формальный характер. Во-первых, в качестве объекта исследования выступают группы печатных изданий, а предмет определяется как функции печатных медиа в интеграции этнических меньшинств. Таким образом, объект представлен эмпирической базой исследования, а формулировка предмета заявлена в контексте анализа более высокого структурно-функционального уровня анализа. В данном смысле было бы логичным определить объект изучения как процесс социальной интеграции национальных меньшинств в Германии. Во-вторых, как уже было отмечено, автор тщательно анализирует и интерпретирует основные понятия, используемые в исследовании, обращая внимание на категории из области анализа этнических процессов, миграции и интеграции. При этом вне сферы авторского внимания остались определения типологических форм массовой информации, в частности, так называемых «этнических медиа». В-третьих, использование иноязычных источников привело к некоторым терминологическим девиациям, например, культурация, а не аккультурация, мигранты, а не иммигранты (приведенные языковые упрощения в целом уже стали характерны для практики словоупотребления в разных средах, включая журналистику).

Учитывая частный, непринципиальный характер высказанных замечаний, принимая во внимание актуальность и новизну исследования, основательность выводов и выверенную логику содержания, соответствие представленной работы предъявляемым требованиям, следует заключить, что магистерская диссертация А. С. Смоляровой заслуживает положительной оценки.

Похожие работы: Журналистика и медиаобразование-2010 Сборник трудов IV международной научно-практической конференции Белгород, 22-24 сентября 2010 года Белгород 2010

на ежегодном Фестивале факультетажурналистики. совмещенного с прощанием с выпускниками факультета. факультете и успешно защитила кандидатскую диссертацию по журналистике.

Интернет-биография факультетажурналистики

студентка 4 курса факультетажурналистики ЮУрГУ Юлия Абдулина. 31 октября Конкурс на журфаке ЮУрГУ Нафакультетежурналистики. факультета «Журналистика» Юлия Абдулина и Анна Дугина были зачислены в магистратуруСПбГУна.

Рецензияна. магистерскимидиссертациями. Проф. Белозеров В.С. - Миграционная ситуация в Краснодарском крае – Панина Е.Н. (2 курс магистратуры.

на авторефераты докторских и 76 - кандидатских диссертаций. 5 рецензийна. Студенткифакультета. факультета под руководством доц.Рыжовой Е. А. Ведется формирование архива лаборатории по региональной журналистикена. магистратуре. магистерскойдиссертацией.

магистерскойдиссертации ) на степень магистра по направлению магистерской подготовки. Выпускная квалификационная (магистерскаядиссертация ) работа по направлению магистерской.

Другие статьи

Какие недостатки можно написать в рецензии на диплом

Какие недостатки можно написать в рецензии на диплом

Закажи эту или любую другую книгу по Написанию и оформлению рефератов, курсовых и дипломных работ, перейдя по ссылке и получи скидку от магазина OZ.BY


Обязательным элементом написания рецензии на дипломную работу является обзор её недостатков. Однако в данном случае нужно быть осторожным – если указать в рецензии слишком много недостатков, то оценка за дипломную работу может быть снижена. В этой связи будем рассматривать только незначительные недостатки.

Чтобы наши недостатки в рецензии не сильно влияли на оценку в начале необходимо оговориться:

«Существенных недостатков в дипломной работе не выявлено ».

Далее рассматриваются сами недостатки:

«Недостаточное количество графического материала ».

«Несмотря на то, что в работе приведён остаточный теоретический и аналитический обзор предмета исследования, список использованных источников является недостаточным ».

«Выявлены незначительные замечания по оформлению дипломной работы ».

То есть указываем только незначительные недостатки. При необходимости список недостатков можно дополнить замечаниями к теоретической части, которые можно исправить во время защиты, например:

«Недостаточно рассмотрен зарубежный опыт по исследуемой проблеме ».

Далее делаем замечание следующего вида:

«Однако найденные недостатки не влияют на качество исследования по данной проблеме ».

Как можно данные недостатки вписать в Вашу рецензию смотрите в примере написания рецензии .

Надеюсь, мои советы помогут Вам успешно защитить Вашу дипломную работу.

Рецензия на магистерскую диссертацию

Рецензия на магистерскую диссертацию Практически каждая научно-исследовательская работа, написанная на профессиональном уровне, требует дополнительных приложений в виде автореферата и рецензии. Особенно в таких дополнениях нуждаются диссертационные исследования, и магистерская диссертация здесь не является исключением. Рецензия – это документ, отражающий комплексную оценку работы диссертанта. Иногда рецензию можно сравнить с отзывом. Всего их будет два: отзыв научного руководителя и отзыв другого специалиста, который объективно оценить научно-исследовательский проект. Для чего нужна рецензия

В некоторых вузах при защите магистерских диссертаций могут не потребовать автореферат, но отзыв рецензента должен быть в обязательном порядке. Давайте разберемся, в чем же заключается важность этого документа. Во-первых, рецензия оценивает работу по ряду показателей, которые охватывают практически все — от оформления до тонкостей содержания. Во-вторых, иногда это приложение может повлиять на членов ученого совета или аттестационной комиссии, особенно когда они не могут определиться с оцениванием магистранта. В-третьих, оценка рецензента важна, так как он выполняет функцию стороннего наблюдателя и его рекомендации могут быть более объективными, чем, скажем, отзыв научного руководителя, заинтересованного в своем подопечном.

Кого выбрать в рецензенты

Если вы только начинаете составлять рабочий план, то необходимо включить в него пункт о написании рецензии. Иначе в предзащитной спешке вы запросто можете о ней забыть. Зачастую в рецензенты выбирают не «человека с улицы», а достаточно образованного и грамотного доцента, доктора наук или профессора, который не один год посвятил исследованиям по теме вашей диссертации. Акцент на ученой степени был сделан не зря, так как без нее человек не может выступать в роли рецензента. Другое дело – это место работы. Конечно, неплохо если рецензию вам напишет преподаватель с вашей кафедры или факультета, но иногда для оценивания диссертационных исследований выбирают специалистов из другого вуза, научно-исследовательского института или других организаций. Особенно это характерно для проектов, которые занимаются исследованиями на стыке наук. Сами вы себе рецензента не выбираете, так как кандидатуры должен утвердить Ученый Совет вашего вуза, списки формируют заведующие кафедрами. Как правило, соискатель должен узнать имя своего рецензента минимум за месяц до защиты. Так как написание рецензии – это довольно трудоемкий процесс и за несколько дней занятый уймой своих дел преподаватель не напишет вам отзыв в развернутой форме. У него должно быть достаточно времени, чтобы изучить вашу магистерскую диссертацию, а это не менее сотни печатных листов.

Как пишется рецензия

Этот документ состоит из нескольких частей, в которых рецензент дает развернутый отзыв о научной работе соискателя и рекомендует выставить определенную оценку. Итак, написание рецензии включает следующие этапы:
1. Вступление или «шапка». Здесь необходимо указать полное название вуза, факультета и кафедры, личные данные студента (ФИО) и тематику диссертационного исследования.
2. Состав работы в численном эквиваленте: общее число страниц проекта, число глав, количество ссылок и приложений.
3. Следующие пункты рецензии включают анализ таких категорий:
* качество текста;
* методология и методика исследования;
*подробный анализ результатов исследования;
* оформление магистерской диссертации согласно нормативным документам (ГОСТ);
* апробация научных результатов на практике.

Иногда рецензия может состоять из большего количества пунктов:

В этом разделе указывают личные данные диссертанта, уделяют внимание тематике исследования, а особенного его предмету.

2. Актуальность темы.

Необходимо показать важность и значимость проводимых исследований, рецензент должен приводить достаточно аргументов и фактических примеров.

3. Основной тезис диссертационного исследования.

Нужно указать главный вопрос, который рассматривает соискатель в своей работе, а также кратко описать личные достижения магистранта и результативность его исследований.

4. Краткое описание

Этот пункт направлен на то, чтобы у аттестационной комиссии сложились представления не только диссертации, но и о самом диссертанте, который приложил достаточно усилий, организовав такие исследования.

5. Оценивание работы

Конечной целью рецензии является выставление оценки за работу. Иногда она может быть определенной: пять, четыре или три. Но бывают случаи, когда рецензент маскирует оценку за фразами: «заслуживает высокой оценки» или «работа выполнена на достаточном уровне». В этом же пункте можно выделить положительные стороны проекта. Иногда оценивание совмещают с последним пунктом «Вывод».

6. Недостатки магистерской диссертации

В этом пункте рецензент может указывать все недочеты, ошибки, опечатки, несоответствия и спорные моменты, которые он найдет в вашей работе. И определит, насколько ваши ошибки повлияли на результаты исследования.

В качестве вывода может выступать обобщение о значимости данной магистерской диссертации для развития науки, и какой вклад внес соискатель. И поэтому он заслуживает получить академическую степень магистра.

Пример рецензии на магистерскую диссертацию

Пример рецензии на магистерскую диссертацию

Позади осталась защита дипломной работы. Но это не прощание с ВУЗом. Получив диплом специалиста или бакалавра, вы можете продолжить образование и на 2 года поступить в магистратуру. Что это даёт? Обучение в магистратуре поможет вам глубже погрузиться в научную деятельность: здесь читаются специально разработанные курсы лекций, за вами закрепляется научный руководитель, чья миссия сводится к тому, чтобы помочь вам в написании научной работы, которая станет итогом вашего двухлетнего обучения. Помимо этого, магистерская работа позволит вплотную подойти к написанию более серьезных трудов – кандидатской и докторской диссертаций, в которых можно будет просто углубиться в исследуемую тему, предлагая еще более обширный анализ.

Магистерская диссертация – что это такое

Это более объёмный и сложный (в плане научно-исследовательской работы) научный труд, чем дипломная работа. Хотя они очень похожи по своему содержанию. Так же, как и при защите дипломного проекта, вам потребуется рецензия на ваш труд. А значит, вам может пригодиться пример рецензии на магистерскую диссертацию. Отзыв, составленный вашим научным руководителем, и рецензия призваны оценить вашу работу объективно и непредвзято. Но при принятии решения учёным советом или высшей квалификационной комиссией именно рецензия может повлиять на итоговую оценку магистерской работы.

Рецензента назначает и утверждает учёный совет. И он необязательно должен работать в вашем ВУЗе. Это может быть человек из другого ВУЗа, НИИ или профильной организации. Но у него должна быть обязательно научная степень. Доцент, доктор наук или профессор, которые хорошо знакомы с темой вашего научного труда, смогут объективно оценить итоги вашей научно-исследовательской работы.

Из каких частей состоит рецензия

Если посмотреть на пример рецензии на магистерскую диссертацию, то можно увидеть, что рецензия должна состоять из нескольких обязательных пунктов. Это:

  1. Вступительная часть (в ней указываются ФИО студента, подготовившего диссертацию, наименование ВУЗа, название кафедры, полное название темы).
  2. Оценка работы с точки зрения учёта количества листов, входящих в состав магистерской работы (сколько листов приходится на вводную часть, сколько на основную, заключительную и т.д.).
  3. Характеристика и анализ темы с точки зрения её актуальности и изученности, насколько правильно и точно были определены главные задачи, насколько полно они были изучены и проработаны, оценка методов, применяемых в исследовательской части, правильность сделанных выводов и рекомендаций, практическое применение предложенных методов и предложений, а также характеристика оформления работы с точки зрения установленных стандартов.
  4. Делаются выводы о качестве и полноте проделанной работы, даются обоснованные и взвешенные рекомендации.

Несмотря на это, написанию рецензии присущ творческий подход. Рецензент имеет возможность объективно оценить как достоинства работы, так и её недостатки.

Почему рецензия так важна для членов научного совета?

Рецензент как специалист с учёной степенью сможет как бы со стороны взглянуть и оценить проделанную диссертантом работу, квалифицированно и объективно дать ей оценку как научному труду.

Готовая к защите магистерская работа должна попасть к рецензенту не позднее, чем за месяц до её защиты. За более короткий срок просто невозможно изучить и дать оценку работе, состоящей из 150–200 листов печатного текста.

Если всё же пример рецензии на магистерскую диссертацию вам не помог, и у вас возникли сложности с её написанием, обратитесь к нашим специалистам. Они быстро и квалифицированно помогут вам.

Рецензия на магистерскую диссертацию

Рецензия на магистерскую диссертацию

Рецензия на магистерскую диссертацию – это документ, в котором анализируется ценность и степень соответствия научной работы установленным требованиям. Наличие рецензии является одним из главных требований ВАК для защиты диссертации магистра. Автором рецензии выступает специалист с ученой степенью, соответствующей теме диссертационного исследования.

Написание рецензии требует всестороннего изучения научного проекта в аспекте практической значимости, выявления отрицательных и положительных сторон, а также выставления конкретной или общей оценки. Поэтому рецензент диссертации магистра должен быть максимально компетентен в тематике исследуемого материала.

Основные критерии рецензии на диссертацию магистра

Составляя рецензию на научную работу, автор должен рассмотреть актуальность исследования, обоснованность рекомендаций и выводов, а также научное и практическое значение достигнутых результатов. Также рецензент обязан оценить стиль, язык изложения материала и соответствие проекта научной специальности, по которой диссертация допущена ученым советом к защите.

Рецензия на диссертацию магистра (образец можно скачать на сайте)должна оценивать личное участие диссертанта в достижении результатов, изложенных в научной работе. Рецензия обязательно должна содержать рекомендации или обоснованный вывод о невозможности защиты диссертации.

Структура рецензии

Рецензия состоит из разделов:

  • Вступление – подробное описание темы и предмета исследования диссертации, а также информации об авторе работы;
  • Обобщение существующих целей – в данной части рецензии на диссертацию магистра образец можно скачать на сайте, рассматривается актуальность научного исследования, объясняется, почему эта тема действительно важна для современного общества, приводятся неопровержимые аргументы;
  • Рассмотрение проекта – описываются главные вопросы и результаты, которых достиг автор в ходе научного исследования. Рецензент должен выделить наиболее важный вопрос, придающий диссертации значимость;
  • Описание – лаконичное изложение сути проекта, краткое описание сфер деятельности, затронутых в диссертации и масштабность их исследования. В этой части рецензент дает полное представление о проекте и об усилиях, приложенных автором для его создания;
  • Заключение – общая оценка диссертации магистра, где автор излагает, как оценивает исследование в целом. Указывается ценность и качество, самостоятельность и завершенность работы, проведенной соискателем, а также рекомендации к защите.

Реферат: Методические рекомендации к выполнению курсовых и дипломных работ, магистерских диссертаций

Реферат: Методические рекомендации к выполнению курсовых и дипломных работ, магистерских диссертаций

ЧастьIII. ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ И ОФОРМЛЕНИЯ

3.1. Цели и задачи выполнения магистерских диссертаций

Данные рекомендации подготовлены на основе «Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений в Российской Федерации», утвержденного Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 25.05.94г. № 3, в соответствии с Положением о магистерской подготовке (магистратуре) в системе многоуровневого высшего образования в ПИ ЮФУ, принятом на заседании Ученого Совета 25.09.01г. (протокол№1), а также с учетом рекомендаций УМО по направлениям педагогического образования.

Магистерская диссертация – это выпускная квалификационная
работа, которая является обязательной составляющей итоговой государственной аттестации магистрантов и выполняется на базе теоретических знаний и практических навыков, полученных студентом в течение всего срока обучения в вузе, прохождения научно-исследовательской и научно- педагогической практик и проведения самостоятельных научных исследований.

Магистерская диссертация – итог творческой исследовательской деятельности магистранта по соответствующему направлению и программе подготовки, имеющая целью разработку конкретных теоретических вопросов, образовательных проектов, научно-педагогических задач прикладного характера, творческих проблем, определяемых спецификой образовательного направления, а также оригинальных учебно-прикладных задач.

Целью данного вида итоговой государственной аттестации является определение соответствие уровня и качества подготовки выпускника требованиям государственных образовательных стандартов (включая федеральный и национально-региональный (вузовский) компоненты).

Выпускные квалификационные работы выполняются всеми выпускниками 2-х курсов в форме магистерской диссертации. В задачи выполнения данного вида учебной работы входит следующее:

1) систематизация теоретических знаний, полученных в процессе обучения, а также их расширение и углубление в рамках ограниченной научной проблемы;

2) совершенствование практических умений и навыков работы с языковым материалом;

3) развитие навыков самостоятельной научно-исследовательской и экспериментально-методической работы, а также использования в ее процессе разнообразного научного инструментария в виде методов, методик и приемов лингвистических исследований.

4) определение теоретической и практической подготовленности выпускника к выполнению профессиональных задач, соответствующих его квалификации.

3.2. Тематика магистерских диссертаций

Магистерская диссертация может выполняться по одной из теоретических дисциплин, входящих в цикл дисциплин предметной подготовки по специальности языковое образование. При этом допускается наличие в работе лингводидактической части (главы или параграфа).

Тематика выпускных квалификационных работ должна соответствовать проблематике дисциплин общепрофессиональной и/или предметной подготовки в соответствии с ГОС ВПО. Она отражает научно-исследовательские интересы выпускника и не влияет на содержание итогового государственного экзамена.

Тематика работ должна быть актуальной и быть в русле современных лингвистических направлений и школ, а также отражать потребности практики обучения дисциплинам лингвистического цикла. Тема должна кратко отражать объект и предмет исследования.

Проводимое исследование может касаться чисто теоретической проблемы или ориентироваться на практические задачи, связанные с видами профессиональной деятельности выпускника.

Темы магистерских диссертаций определяются при поступлении студента в магистратуру и подтверждаются соответствующими заявлениями студентов на имя ректора, которые сдаются на кафедру. Темы магистерских диссертаций и научные руководители обсуждаются на заседании кафедры и на заседании ученого совета факультета в сентябре месяце первого года обучения и утверждаются приказом ректора университета. После эго самостоятельное изменение темы работы и научного руководителя строго запрещено. Корректировка тем магистерских работ, а также назначение рецензентов осуществляется на заседании кафедры до 01 апреля. Допускается лишь частичная корректировка темы работы. Более радикальное ее изменение возможно лишь с разрешения ректора при наличии соответствующего заявления.

В случае, если диссертационная работа имеет междисциплинарный характер либо связана частично (полностью) с тематикой сторонней организации, где проводится научно исследовательская работа магистранта, выпускающей кафедре предоставляется право приглашения научного консультанта по отдельным разделам выпускной работы. Консультантом может быть преподаватель, научный сотрудник смежной кафедры (факультета), другого высшего учебного заведения, а также высококвалифицированный специалист научного, научно-производственного, педагогического учреждения или организации.

При этом общая норма времени, предусмотренная на руководство магистерской диссертацией, остается неизменной и перераспределяется между руководителем и научными консультантами.

3.3. Структура и содержание магистерской диссертации

Магистерская диссертация представляет собой квалификационную работу, содержащую совокупность результатов и научных положений, выдвигаемых автором для публичной защиты, имеющую внутреннее единство, свидетельствующую о личном вкладе и способности автора проводить самостоятельные научные исследования, используя теоретические и практические навыки, полученные в период обучения в вузе.

Магистерский диссертация является законченным научным трудом, ее содержание составляют теоретические и экспериментальные исследования, разработка методов и методических подходов к решению научных и педагогических проблем, их теоретическое обоснование. Магистерская диссертация должна показать умение автора кратко, логично и аргументированно излагать материал. Работа не должна иметь только учебный или только компилятивный характер.

Магистерская диссертация предусматривает:

- формулировку научной, научно-педагогической, творческой или учебно-методической проблемы, разработку методики теоретических и экспериментальных исследований, их аппаратно-программного обеспечения;

- анализ методов, применяемых при решении научной задачи, критическое изучение и обобщение фактического материала, используемого и полученного экспериментально;

- получение результатов, имеющих теоретическое, прикладное и (или) научно-методическое значение;

- подтверждение апробацией результатов и выводов работы в виде докладов на научных конференциях, публикаций в журналах и сборниках.

Магистерская диссертация должна быть актуальной, содержать элементы новизны, иметь теоретическую значимость и практическую направленность.

Работа состоит из оглавления, введения, нескольких глав (как правило, трех), заключения, библиографии, приложения (факультативный компонент). Структура работы может варьироваться в зависимости от направленности и характера ее содержания. Каждый из этих основных разделов структуры работы начинается с новой страницы. Параграфы в составе главы следуют подряд и отделяются друг от друга пробелом.

Введение имеет четкую структуру. В нем последовательно должны получить отражение следующие вопросы: актуальность (обоснование выбора темы), объект, предмет, языковой материал, цель, задачи, методологическая основа (включая методы), положения, выносимые на защиту, новизну, теоретическую значимость и практическую ценность исследования, а также описание апробации и структуры работы.

Актуальность научного исследования определяется не отсутствием работ по данной проблеме, а необходимостью и значимостью изучения какого-либо языкового явления для лингвистической науки. Объектомработы является то, на что направлено внимание исследователя: языковые единицы, категории и другие языковые факты. Предметом – те свойства и признаки объекта, которые подвергаются в работе научному описанию. Цель исследования носит самый общий характер. Ее детализация осуществляется в задачах. которых может быть 3-5. Положения, выносимые на защиту. в краткой форме представляют предполагаемые результаты исследования. Положения и задачи должны коррелировать между собой: они совпадают в количественном и содержательном аспектах (каждой задаче соответствует одно положение).

Методология исследования (см. описание методологии дипломных работ).

Раздел новизна исследования должен содержать краткое описание того, что в настоящей работе выполнено впервые. Теоретическая значимость заключается в разработке теоретических положений определенного раздела языкознания. Практическая ценность – в описании прикладного аспекта осуществляемого исследования. Описание апробации работы содержит указание на имеющиеся у исследователя публикации или выступления на конференциях по данной проблеме. Раздел структура работы кратко перечисляет структурные части исследования с указанием библиографического списка, а также приложения, если таковое имеется.

Объем введения составляет 3-5 страниц.

Каждая глава должна включать в свой состав не менее двух параграфов. Объем параграфа в среднем составляет 5-10 страниц. Каждый параграф должен заканчиваться небольшими выводами. Объем глав, как правило, пропорционален. При этом теоретическая часть исследования составляет примерно 1/3 всей работы, а практическая соответственно – 2/3. Каждая глава заканчивается выводами (1-2 страницы), которые оформляются в виде самостоятельного раздела (Выводы). Общий объем магистерской диссертации (без библиографии и приложений) должен составлять 80-90 страниц компьютерного набора (не допускается к защите рукописный вариант магистерской диссертации). К работе прилагается аннотация (автореферат) объемом в две страницы машинописного текста, отражающая основные положения, представляемые к защите.

Первая глава имеет, как правило, теоретический характер. В ней описывается история вопроса, общее состояние исследуемой проблемы в современной лингвистике, приводятся различные точки зрения при определении объекта изучения, а также существующие подходы к его описанию. Первая глава должна носить не реферативный характер, а критически освещать предмет исследования, указывая на достоинства и недостатки различных научных концепций, а также иметь четкие указания на авторские предпочтения.

Основная часть работы (как правило, вторая и третья главы) должна представлять собой развернутое описание научного и практического исследования, осуществленного на основе теоретической базы, изложенной в первой главе. Она направлена на подтверждение той гипотезы, которая описана во введении, и содержит изложение результатов проведенного исследования. При этом третья глава может быть посвящена описанию вопросов методики преподавания в школе изучаемого в работе языкового явления. В каждой главе освещается отдельный вопрос исследуемой проблемы.

Для дипломных работ, имеющих экспериментально-методическую, практико-ориентированную тематику, обязательна экспериментальная глава, которая содержит описание хода и результатов проведенного эксперимента, формулирование выводов и рекомендаций.

В заключении содержится самостоятельное краткое обобщение полученных результатов в виде связного рассказа. Заключение должно четко показать, как реализованы поставленные задачи, а также какие существуют перспективы дальнейшего изучения данной проблемы. В заключении не должно быть цитат и примеров.

В приложении даются таблицы, схемы, графики и другие материалы, иллюстрирующие и подтверждающие основные теоретические положения и выводы работы. Приложение, как правило, имеет название, отражающее его содержание.

3.4. Руководство магистерской диссертацией и её рецензирование

Руководство магистерской диссертацией осуществляется преподавателем кафедры, который выбирается студентом самостоятельно или назначается заведующим кафедрой.

Руководителем в начале первого курса составляется задание на выполнение студентом научно-исследовательской работы с указанием сроков исполнения отдельных его частей. Руководитель проводит регулярные консультации: помогает подобрать тему работы, разработать план, предлагает первоначальный список специальной научной литературы, контролирует ход выполнения работы.

На заседании кафедры (за 2 месяца до защиты) руководители докладывают о степени готовности магистерских диссертаций, формулируют свои предложения по допуску студентов к защите. На основании решения кафедры издается приказ по ПИ ЮФУ о допуске магистерских диссертаций к защите. Магистерские диссертации, не попавшие в приказ, к защите не допускаются.

Окончательный вариант работы переплетается студентом, подписывается и сдается руководителю на проверку за 1 месяц до защиты. По результатам проверки руководитель пишет отзыв на работу, высказывая свое мнение о качестве ее выполнения. Далее работа передается рецензенту, который, как правило, назначается из числа сотрудников кафедры.

Рецензия должна иметь оценочный характер. В ней объективно описываются результаты исследования, его актуальность, новизна, теоретическая ценность и практическая значимость. Рецензия не может сводиться к простому описанию структуры и содержания работы.

Критерии оценки выпускных квалификационных работ:

1) обоснованность выбора и актуальность темы исследования;

2) уровень осмысления теоретических вопросов и обобщения собранного материала, обоснованность и четкость сформулированных выводов;

3) четкость структуры работы и логичность изложения материала;

4) методологическая обоснованность исследования;

5)применение навыков самостоятельной экспериментально-исследовательской работы;

6) объем и уровень анализа научной литературы по исследуемой проблеме;

7) владение научным стилем изложения, орфографическая и пунктуационная грамотность;

8) соответствие формы представления дипломной работы всем требованиям, предъявляемым к оформлению данных работ;

9) содержание отзывов руководителя и рецензента;

10) качество устного доклада;

11) глубина и точность ответов на вопросы, замечания и рекомендации во время защиты работы.

В конце рецензии предлагается общая оценка работы: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «высокая оценка», «положительная оценка».

3.5. Порядок защиты магистерских диссертаций

Порядок защиты магистерских диссертаций выпускниками вузов по специальностям педобразования определяется государственными образовательными стандартами высшего профессионального (педагогического) образования и Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ №1155 от 25.03.03.

Защита магистерских диссертаций осуществляется на заседании Государственной аттестационной комиссии (ГАК) на принципах гласности, открытости и публичности.

Защита работы включает в себя следующие этапы:

1) выступление студента с кратким изложением основных положений работы (до 10 мин.);

2) вопросы членов ГАК и присутствующих выступающему и его ответы;

3) выступление руководителя с общей оценкой хода выполнения работы, ее качества и характеристикой студента (до 3 мин.);

4) выступление рецензента (до 5 мин.);

5) ответное слово студента на содержание рецензии и отзыва руководителя;

6) свободная дискуссия (выступление членов ГАК и присутствующих);

7) заключительное слово студента.

В докладе студенту необходимо осветить основные вопросы, характеризующие проблему исследования (актуальность, объект, предмет, цель, задачи исследования и т.д.), раскрыть суть полученных результатов, описать содержание предлагаемых решений, а также перспективы дальнейшей работы. Во время выступления рекомендуется использовать наглядные материалы, отражающие специфику исследования (таблицы, графики, схемы, методические разработки и пособия, учебные программы, аудио- и видеоматериалы и т.п.).

Защищающийся должен показать хорошее знание теоретического материала, умение вести научную дискуссию и отстаивать свою точку зрения.

Результаты защиты обсуждаются на закрытом заседании ГАК. Научный руководитель и рецензент имеют право совещательного голоса. После обсуждения результатов защиты ГАК определяет оценку по каждой работе. При неудовлетворительной оценке работы студент имеет право повторной защиты не ранее, чем через год (но не позднее трех лет) после соответствующей доработки.

Магистерские диссертации хранятся на кафедре в течение трех лет, затем списываются по акту.

4.1. Образец заявления на выполнение курсовой работы

Руководителю ПИ ЮФУ

проф. Марееву В.И.

славянской и западноевропейской филологи

(курс, группа) Ф.И.О.

Прошу Вас разрешить мне написание курсовой работы на тему «».

Научный руководитель – д.ф.н. профессор (к.ф.н. доцент) Ф.И.О .

Дата Подпись студента(-ки)

4.2. Образец заявления на выполнение дипломной работы

Руководителю ПИ ЮФУ

проф. Марееву В.И.

славянской и западноевропейской филологи

(курс, группа) Ф.И.О.

Прошу Вас разрешить мне написание дипломной работы на тему «».

Научный руководитель – д.ф.н. профессор (к.ф.н. доцент) Ф.И.О .

Дата Подпись студента(-ки)

4.3. Образец заявления на выполнение магистерской диссертации

Руководителю ПИ ЮФУ

проф. Марееву В.И.

русского языка и теории языка

по направлению 050300

«Языковое образование. Русский язык»

Прошу Вас разрешить мне написание магистерской диссертации на тему «».

Научный руководитель – д.ф.н. профессор (к.ф.н. доцент) Ф.И.О .

Дата Подпись магистранта(-ки)

4.4. Образец титульного листа курсовой работы

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет»

факультет лингвистики и словесности

кафедра русского языка и теории языка

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ГлаваI. АНАЛИЗ ФРАЗЕОСЕМАНТИЧЕСКОГО ПОЛЯ «ХАРАКТЕР ЧЕЛОВЕКА»

1.1. Семасиологический и ономасиологический аспекты анализа языковых единиц…………………………………………………………………………………13

1.2. Семантическое поле как языковая репрезентация концепта……………………………………………………………………………………….22

1.3. Состав и структура фразеосемантического поля «Характер человека» в системе языка……………………………………………. 35

ГлаваII. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ФРАЗЕОСЕМАНТИЧЕСКОГО ПОЛЯ «ХАРАКТЕР ЧЕЛОВЕКА» В РОМАНЕ М.А. ШОЛОХОВА «ТИХИЙ ДОН»

2.1. К методике анализа фразеосемантического поля «Характер» в романе «Тихий Дон»………………………………………………………………………….66

2.2. Способы идентификации фразеологизмов со значением «характер» и объема ФСП «Характер» в тексте романа «Тихий Дон»……………………………………………………………………………………79

2.3. Состав и структура фразеосемантического поля «Характер» в романе «Тихий Дон»…………………………………………………………………………..92

ГлаваIII. ПРАГМАТИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ЕДИНИЦ ФСП «ХАРАКТЕР» И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В РОМАНЕ М.А. ШОЛОХОВА «ТИХИЙ ДОН»

3.1. Общая характеристика прагматических свойств элементов фразеосемантического поля «Характер»………………………………………………………. 108

3.2. Способы интенсификации значения единиц фразеосемантического поля «Характер» в романе «Тихий Дон»………………………………………………..118

3.3. Слова-символы в составе ФЕ, указывающих на характер человека………………………………………………………………. 126

4.8. Правила оформления текста работы

Работа должна быть набрана в соответствии с правилами компьютерного набора с одной стороны белого листа бумаги стандартного формата (А4): редактор Word, шрифт Times New Roman, размер 14, через 1,5 интервала, верхнее и нижнее поля – 2,5 см. левое – 3 см. правое – 2 см.

Окончательный вариант работы должен быть выполнен в твердом переплете.

4.9. Правила оформления библиографии

Список использованной литературы должен быть оформлен в соответствии с требованиями ГОСТа.

Библиографический список приводится в конце работы. Источники располагаются в алфавитном порядке. Словари и другие справочные пособия даются отдельным списком. Список художественной литературы, на материале которой выполнена работа, также оформляется отдельно.

В библиографии приводятся только те источники, на которые имеются ссылки в работе.

Ссылки на научные источники в работе оформляются в круглых скобках, в которых через запятую указываются фамилия автора, год издания библиографического источника и номер страницы, например: (Арутюнова, 1999, 82).

Общий объем литературы по дипломной работе в среднем составляет 30-50 источников, по магистерской диссертации – 50-70 источников.

Грамотно оформленная библиография и ссылки на использованную литературу – это показатель того, что студент хорошо изучил проблему, подготовил себя к анализу и систематизации языкового материала.

4.10.Примеры оформления библиографии

Новиков, Л.А. Семантика русского языка [Текст] / Л.А. Новиков. М. 1982.

Цоллер, В.Н. Эмоционально-оценочная энантиосемия фразеологизмов [Текст] / В.Н. Цоллер // НДВШ. Филологические науки. 2000. №4.

Для сборников научных статей:

Балалыкина, Э.А. Развитие противоположных семантических оттенков в пределах одного слова в истории русского языка [Текст] / Э.А. Балалыкина // Семантика русского языка в диахронии: Сб. науч. тр. / Калинингр. ун-т. Калининград, 1994.

Для диссертаций и авторефератов диссертаций:

Бессонова, Л.Е. Глагольная префиксальная энантиосемия в русском языке: Автореф. дис. канд. филол. наук [Текст] / Л.Е. Бессонова // Днепропетровск, 1983.

4.11. Правила составления картотеки примеров

Важным условием для написания курсовой работы является составление картотеки примеров, самостоятельно найденных студентом: без такой картотеки трудно доказать правильность выбранной в работе точки зрения на рассматриваемую проблему. Большое количество примеров дает возможность студенту описать языковое явление с разных сторон и, может быть, даже найти такие семантические, структурные особенности у единиц (слов, фразеологизмов), на которые еще не обратили внимание исследователи. Лучше всего каждый пример помещать на отдельной карточке (записывая единицу вместе с контекстом): это облегчит классификацию языкового материала. Например, работая над темой "Фразеологические единицы с компонентами-числительными", мы можем сгруппировать фразеологизмы, включающие количественные числительные, и отграничить их от устойчивых оборотов с порядковыми числительными, а затем внутри первой группы – выделить разряды фразеологизмов с одним и тем же компонентом (с числительным "два/две"; с компонентом "три"; с числительным "четыре" и т. п.). Если примеры записывать не на карточках, а в тетради, это очень затруднит и классификацию рассматриваемых единиц, и составление плана курсовой работы. Чем больше примеров в картотеке, тем убедительнее выводы, особенно если обращается внимание на однотипные примеры и регулярность (повторяемость) описываемых единиц и их свойств.

Примеры, взятые из художественных произведений, публицистики, устной речи, целесообразно проверить по словарям, чтобы установить значение единицы, ее нормативность (ненормативность), стилистическую окраску, степень употребительности и т.п. Результаты работы со словарями тоже должны быть зафиксированы в картотеке. При составлении карточек можно использовать "Бумагу для заметок" размером 9 х 13 см.

4.12. Образцы составления картотеки примеров

Примеры из художественной литературы оформляются так:

№ 1. Шолохов М. Тихий Дон. Ростов н/Д, 1978. Кн. I. Ч. I. Гл. 8. С. 85-86.

"Пантелей Прокофьевич согласился и поехал, кляня в душе и Гришку, и Ильиничну, и весь белый свет ".

Белый свет - фразеологизм, все компоненты которого переосмыслены. Особенно интересно значение прилагательного "белый", которое в прямом употреблении обозначало цвет, а в составе фразеологизма утратило этот смысл.

Если материал проверяется по словарю, оформляется еще одна карточка (или несколько карточек, когда учитываются данные разных словарей):

№ 1 а. Фразеологический словарь русского языка / Под ред. Молоткова А.И. М. 1978. С. 411.

На белом свете. Мы были совершенно отдалены от армии и не знали, что делается на белом свете. -Гаршин. Из воспоминаний рядового Иванова.

Белый (божий) свет. Окружающий мир, земля со всем существующим на ней; жизнь во всех проявлениях. - Как запру я тебя на железный замок, За дубовую дверь окованную. Чтобы света божьего ты не видела… Лермонтов. Песня про купца Калашникова.

4.13. Основные справочные пособия, лингвистические и литературоведческие словари и журналы

1.Ахманова, O.С. Словарь лингвистических терминов [Текст] / О.С. Ахманова. М. Сов. энциклопедия, 1966.

2. Большой энциклопедический словарь. Языкознание [Текст] / Гл. ред. В.Н. Ярцева. М. 1998.

3.Квятковский, А.П. Поэтический словарь [Текст] / А.П. Квятковский. М. Сов. энциклопедия, 1966.

4.Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. [Текст] / М. Сов. энциклопедия, 1962-1978.

5. Лингвистический энциклопедический словарь [Текст] / Гл. ред. В.Н. Ярцева. М. 1990.

6.Литературный энциклопедический словарь [Текст] / Под общ. ред. Кожевникова В.М. Николаева П.А. М. Сов. энциклопедия, 1987

7.Львов, М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка [Текст] / М.Р. Львов. М. Просвещение, 1988.

8.Розенталь, Д.Э. Теленкова, М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов: Пособие для учителя [Текст] / Д.Э. Розенталь, М.А. Теленкова. М. Проовещение,1985.

9. Русский язык: Энциклопедия [Текст] / Гл. ред. Ф.П. Филин. М. Сов. энциклопедия, 1979.

10. Русский язык. Энциклопедия [Текст] / Гл. ред. А.Н. Караулов. М. 1997.

11.Словарь литературоведческих терминов [Текст] / Ред.-сост. Тимофеев Л.И. Тураев С.В. М. Просвещение, 1974.

12. Стилистический энциклопедический словарь русского языка [Текст] / Под ред. М.Н. Кожиной. М. 2003.

13.Энциклопедический словарь юного литературоведа: Для среднего и старшего школьного возраста [Текст] / Сост. Новиков В.И. М. Педагогика, 1988.

14.Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание): Для среднего и старшего школьного возраста [Текст] / Сост. Панов М.В. М. Педагогика, 1984.

Ежемесячно выпускаются библиографические указатели: «Новая советская литература по общественным наукам: Языкознание»; «Новая иностранная литература по общественным наукам: Языкознание», в которых даются сведения о недавно опубликованных работах, литература группируется по темам, есть перечень определяемых терминов. В этих бюллетенях целесообразно смотреть библиографию литературы, вышедшей в последние 8 лет. Библиография работ, опубликованных до 1982 г. систематизирована в изданиях:

1. Славянское языкознание: Библиографический указатель литературы, изданной в СССР с 1918 по I960 гг. В 2 ч. М. Наука, 1963.

2. Славянское языкознание: Библиографический указатель литературы, изданной в СССР с 1961 по 1965 гг. с дополнениями за предыдущие годы. М. Наука, 1969.

3. Славянское языкознание: Библиографический указатель литературы, изданной в СССР о 1366 по 1970 гг. с дополнениями за предыдущие годы. М. Наука, 1973.

4. Славянское языкознание: Указатель литературы, изданной CССP с I971 по 1975 гг. История славянского языкознания: Русский язык. М. Наука, 1980.

5. Славянское языкознание: Указатель литературы, изданной в СССР с 1971 по 1975 гг. Славянские языки: Прикладное языкознание. М. Наука, 1981.

6.Славянское языкознание: Указатель литературы, изданной в СССР с 1976 пи 1978 гг. с дополнениями за предыдущие годы: В 3 ч. М.:АН СССР, Институт научной информации по общественным наукам, 1985.

7. Славянское языкознание: Указатель литературы, изданной в СCCP с 1979 по I981 гг. с дополнениями за предыдущие годы. В 3 ч. М.:АН СССР, Институт научной информации по общественным наукам, 1988.

Краткую характеристику содержания монографий, наиболее интересных статей можно найти в реферативных журналах, которые издаются с 1973 г. реферативном журнале "Общественные науки в СССР. Сер. 6: Языкознание" и реферативном журнале "Общественные науки за рубежом. Сер.6: Языкознание".

4.14. Образец плана выполнения дипломной работы