Руководства, Инструкции, Бланки

Понятие Власти И Руководства В Менеджменте img-1

Понятие Власти И Руководства В Менеджменте

Рейтинг: 4.3/5.0 (1752 проголосовавших)

Категория: Руководства

Описание

Понятие руководства и власти

Понятие руководства и власти. Формы власти

Руководство – это частный случай управления, представляет собой личное, персональное воздействие одного работника на трудовой поведение других. Отношение руководителя строятся на власти, которой наделён руководитель, на его влиянии на подчинённых.

Власть –это возможность влиять на поведение других.

Как утверждает социолог Роберт Бирстед, «власть стоит за каждой организацией и подпирает её структуру. Без власти нет организации и нет порядка». Но необходимо помнить о балансе власти. Руководитель, осуществляя руководство организацией, зависит от своего непосредственного начальства, подчинённых и коллег. Без содействия этих людей руководитель не может эффективно осуществлять свои функции. Руководитель имеет власть над подчинёнными потому, что последние зависят от него в таких вопросах, как повышение заработной платы, рабочие задания, продвижение по службе, расширение полномочий и т.п. Однако в некоторых ситуациях подчинённые имеют власть над руководителем, так как последний зависит от них в таких вопросах, как необходимая для принятия решений информация, неформальные контакты с людьми в других подразделениях, чьё содействие необходимо для руководителя, влияние, которое подчинённые могут оказывать на своих коллег, и способность подчинённых выполнять задание. Поэтому руководитель должен осознать, что поскольку подчинённые тоже обладают властью, то использование руководителем в одностороннем порядке своей власти в полной мере может вызвать у подчинённых противодействия. Поэтому необходимо поддерживать разумный баланс власти. достаточный для обеспечения достижения целей, но не вызывающий у подчинённых чувства обездоленности и, отсюда, – непокорности.

Френч и Рэйвен, исследователи в области власти и лидерства, разработали удобную классификацию основ власти. Согласно их классификации существует пять форм власти:

1. Власть, основанная на принуждении.

2. Власть, основанная на вознаграждении.

3. Эталонная власть.

4. Экспертная власть.

5. Законная власть.

Новые формы власти: власть информационная, власть ресурсная.

Власть, основанная на принуждении – исполнитель верит, что руководитель имеет возможность наказывать таким образом, который помешает удовлетворению какой-то насущной потребности, или вообще может сделать какие-то другие неприятности. Это власть, основанная на страхе. Рабочее место даёт богатые возможности развивать власть, используя страх и принуждение, потому что множество наших потребностей удовлетворяется именно там. Например, страх потерять работу; даже намёк на увольнение, лишение каких-либо полномочий или понижение в должности обычно вызывает страх. Когда подчинённые надёжно защищены от такого рода угроз, руководитель может использовать более тонкие способы вселения страха.

Власть, основанная на вознаграждении – исполнитель верит, что руководитель может удовлетворить насущную потребность или доставить удовольствие. Власть, основанная на вознаграждении, оказывает влияние через положительное подкрепление подчинённого с целью добиться от него желаемого поведения. Исполнитель не сопротивляется этому влиянию, потому, что он или она в обмен на выполнение того, что хочет руководитель, ждет получения вознаграждения в той или иной форме.

Экспертная власть – исполнитель верит, что руководитель обладает специальными знаниями, которые позволяют удовлетворить потребность. Исполнитель представляет, что руководитель обладает особыми экспертным знанием в отношении какой-то проблемы. Исполнитель принимает на веру ценность знаний руководителя, менеджер воспринимается как носитель специальных и полезных знаний. В этом случае влияние считается разумным потому, что решение исполнителя подчиняться и исполнять указания руководителя является осознанным и логичным.

Эталонная власть (власть примера) – характеристика или свойство руководителя настолько привлекательны для исполнителя, что он хочет быть таким же, как руководитель. Влияние с помощью харизмы широко применяется в практике руководства.

Харизма – это власть, построенная на силе личных качеств или способностей лидера.

Некоторые признаки харизматической личности:

- полон энергии. Создаётся впечатление, что личность излучает энергию и заражает ею окружающих людей;

- внушительная внешность. Руководитель не обязательно красив, но привлекателен, обладает хорошей осанкой и прекрасно держится;

- независимость характера – в своём стремлении к благополучию и уважению эти люди не полагаются на других;

- хорошие риторические способности – есть умение говорить и способность к межличностному общению;

- восприятие восхищения своей личностью – чувствует себя комфортно, когда другие выражают им восхищение, не впадает в надменность или себялюбие;

- достойная и уверенная манера держаться.

Законная власть – основывается на праве человека руководить другим в силу соответствующего положения в организации. Исполнитель верит, что руководитель имеет право отдавать приказания, что его долг – подчиняться им. Все руководители пользуются законной властью, потому что им делегированы полномочия управлять трудовым коллективом предприятия. Когда человек признаёт влияние, основанное на законной власти, он получает взамен ощущение принадлежности к социальной группе (коллективу). Если оглянуться на историю, традиция окажется самым распространенным инструментом влияния. Руководитель пользуется традицией, чтобы удовлетворить потребность исполнителя в защищенности и принадлежности. Однако этот метод станет действенным только при условии, что исполнитель уже усвоил ценности, которые дадут ему возможность поверить, что руководитель способен удовлетворить эти потребности. Поэтому влияние с помощью традиции возможно лишь тогда, когда нормы культуры, внешние по отношению к организации, поддерживают точку зрения, что подчинение начальству является желаемым поведением.

Информационная власть – базируется на возможности доступа к информации или контроля над ней. Особо важна при всеобщей компьютеризации.

Ресурсная власть – основана на доступе к ресурсам организации, на праве распоряжаться ими.

Другие статьи

Власть и руководство в системе менеджмента

Власть и руководство в системе менеджмента

3 Основы власти

5 Распоряжение, как способ реализации власти

В управленческой литературе способность оказывать влияние на поведение людей называется властью. Власть может относиться к индивиду, группе и организации в целом.

Успех любого руководителя зависит от успехов сотрудников, поэтому его целью является правильное регулирование отношений между ними. От них можно многого добиться, заставив их почувствовать себя не пешками, давая понять, что их деятельность одобряется, возлагая на них ответственность, консультируясь (люди любят, когда у них просят помощи).

Актуальность темы руководства и власти заключается в том, что эффективность функционирования любого предприятия, от завода до коммерческой фирмы, напрямую связана с организованностью его управления. Каждый эффективный руководитель должен поддерживать разумный баланс власти, достаточной для достижения целей организации, но не вызывающей у подчиненных чувства протеста и непокорности.

Цель реферативной работы - определить важнейшие основы эффективного руководства.

Из указанной цели вытекают следующие задачи, которые необходимо решить в ходе данной работы:

1) выделить подходы к руководству людьми;

2) проанализировать тактику работы с подчиненными;

3) охарактеризовать основы власти;

4) привести примеры видов власти;

5) дать оценку распоряжению, как способу реализации власти.

Об успехах менеджеров судят не по тому, что они делают, а по тому, как они побуждают к работе других. Побуждать или мотивировать людей можно только воздействуя на них определенным образом или влияя на них.

На практике текущей деятельности власть реализуется в процессе руководства, то есть, деятельности по управлению совместным трудом людей, их поведением, обеспечивающей достижение целей организации (подразделения). Оно включает постановку задач, координацию, мотивацию и основывается не только на официальных распоряжениях, но наличном примере руководителя и взаимном уважении.

Отношения, возникающие в связи с руководством, имеют два аспекта - функциональный и личностный. Функциональные отношения существуют между должностями и связанны с принятием решений, постановкой задач, делегированием полномочий и пр. Они изначально формальны, и личностные аспекты здесь могут как помогать, так и мешать процессу управления, что обязательно нужно учитывать. Личностные отношения - это отношения персонализированные, то есть возникающие между конкретными людьми. В целом эволюция в этой области происходит от преимущественно формальных к преимущественно личностным отношениям.

До последней четверти XX столетия в большинстве организаций практиковался технократический подход к руководству людьми. Условно его существование можно разделить на три периода:

1) ранний технократизм базировался на принципе, что человек - придаток машины, поэтому в первую очередь нужно совершенствовать технику и поменьше внимания обращать на работников. Это выражалось жесточайшей эксплуатацией физических и духовных возможностей человека (рабочий день доходил до 18 часов в сутки; к труду привлекались дети с 4-5 лет и т.д.).

2) классический технократизм признавал человека равным по значению машине, что давало возможность осуществлять рационализацию трудовых операций с учетом параметров и возможностей (антропологических, биомеханических и пр.) и принимать меры по улучшению условий труда, однако при полном игнорировании личности.

3) гуманистический технократизм предполагал уже обращение к человеку как таковому, но унифицированное, обезличенное без учета индивидуальных интересов каждого. Это имело последствием неврозы, неспособность и нежелание добросовестно выполнять свои обязанности, безответственность, в целом неэффективное использованию возможностей личности.

В конце XX века все большую популярность стал завоевывать гуманистический подход к руководству, в рамках которого организация работы и управление людьми все больше строится, отталкиваясь от самого человека, с тем чтобы он мог трудиться с максимальной отдачей.

Принципами руководства с точки зрения гуманистического подхода и общечеловеческих ценностей считаются:

- наличие системы ценностной ориентации персонала;

- обеспечение подчиненных в полном объеме необходимой информацией;

- предоставление работникам автономии, возможности хотя бы частично контролировать условия своей деятельности, проявлять инициативу;

- создание творческой атмосферы, активизирующей сильные качества исполнителей;

- оптимизация заданий, которые должны быть не выше и не ниже возможностей работников, их реальность, гарантия помощи при трудностях;

- принятие людей, какими они есть, справедливое, доброжелательное отношение к ним, терпимость к инакомыслию, ошибкам (люди без изъяна -- скорее всего посредственности), укрепление их уверенности в себе;

- готовность идти на компромиссы, уступки, извинения, отказ от демонстрации власти, превосходства, наказания и критики без нужды;

- одинаково справедливое отношение ко всем сотрудникам, особенно в разнородном коллективе, снисходительность к излишним проявлениям эмоций;

- уважительное отношение к подчиненным и одновременно требовательность к ним (уважение без требовательности столь же не допустимо, сколь требовательность без уважения).

Руководитель, должен время от времени беседовать со своими сотрудниками, узнавать, о чем они думают, для чего при необходимости может и сам зайти к ним. Это сплачивает команду, помогает использовать возможности подчиненных. Хороший руководитель должен уметь пробуждать энтузиазм у подчиненных, подавать им пример умением себя вести и внешним видом, стараться помочь подчиненным в выборе подходящей работы.

Правильное руководство предполагает сочетание научных правил и процедур и искусства их применения.

Руководителю необходимо постоянно помнить, что «правильное» их поведение может быть вызвано только «правильным» его поведением. Ошибками руководителя при воздействии на подчиненных являются: стереотипная реакция на их поведение; поспешное принятие решений без осмысления ситуации; неверная ее оценка; недостаточный анализ приоритетов людей и нечеткое определение целевых установок; недостаточный учет последствий своих действий; стремление показать свое Я; нереалистичная самооценка; игнорирование подчиненных (негативное внимание к ним лучше, чем его полное отсутствие). Основой правильного руководства является знание правильной тактики работы с подчиненными в различных ситуациях.

2 Тактика работы с подчиненными Управленческое воздействие на подчиненных может быть двух видов. Пассивное не оказывает прямого влияния на работников, а регулирует их поведение косвенно (например, руководитель устанавливает те или иные правила выполнения работы). Активное воздействие с помощью различных мер (экономических, административных, организационных, моральных и пр.) мотивирует позитивное поведение; предупреждает или ограничивает негативное. Воздействие будет эффективным, если окажется выгодным той и другой стороне. Рассмотрим для примера некоторые формы управленческого воздействия, такие как убеждение, внушение, критика и пр. Убеждение должно доказать истинность того или иного положения, моральность или аморальность чьих-то поступков. Это - процесс активного взаимодействия убеждающего и убеждаемого при активной роли первого, происходящий в форме явной или скрытой дискуссии. Условиями эффективного убеждения считаются: соответствие его содержания и формы уровню развития личности; всесторонность, последовательность и обоснованность доказательств; учет индивидуальных особенностей убеждаемых; использование как общих принципов, так и конкретных фактов; опора на всем известные примеры и общепризнанные мнения; эмоциональность. Другим методом социально-психологического воздействия на подчиненных является внушение, которое рассчитано на некритическое восприятие слов, выраженных в них мыслей и волевых импульсов. Внушение может быть произвольным и непроизвольным, прямым или косвенным. Оно отличается от убеждения категоричным характером, давлением воли и авторитета. Специфическими моральными методами воздействия руководителя на подчиненных являются похвала и критика. Похвала должна следовать за любыми достойными действиями исполнителей и даже самыми незначительными результатами, полученными ими, но обязательно конкретными и способствующими достижению целей организации. К ней предъявляются такие требования как дозированность, последовательность, регулярность, контрастность. Отсутствие похвалы, особенно за хорошую работу, незаслуженная или неискренняя похвала - демотивируют, поэтому для повышения ее действенности желательно иметь объективные критерии. Похвала всегда воспринимается лучше критики, но последняя также бывает необходима. Критика, то есть отрицательная оценка недостатков и упущений в работе, должна быть, прежде всего, конструктивной, стимулировать действия человека, направленные на их устранение и указывать на их возможные варианты. К правилам ее осуществления относится: конфиденциальность, доброжелательность, создаваемая за счет ослабления обвинительного акцента; внесения элементов похвалы, уважительного отношения к личности критикуемого, сопереживания ему, самокритики; высказывание замечаний иносказательно, в косвенной форме; аргументированность; отсутствие категоричного требования признания ошибок и правоты критикующего и т.д.. Любая критика, за исключением явного сведения счетов, должна восприниматься как форма помощи со стороны в деле устранения недостатков, поэтому критикуемые не могут обижаться на нее. Их задача состоит в том, чтобы, внимательно выслушав и признав имеющиеся недочеты, постараться извлечь из нее пользу и исправить имеющиеся ошибки. В то же время, наряду с конструктивной критикой может иметь место псевдокритика, которую руководителю необходимо избегать самому и пресекать, если она последует со стороны других. Выделяют следующие разновидности псевдокритики: - критика для сведение личных счетов; - критика как средство сохранения или улучшения своего положения; - критика как стиль работы, обусловленная характером критикующего или отголоском авторитарного стиля управления; - формальная «протокольная», ни к чему не обязывающая и используемая в основном на собраниях и совещаниях; - показная критика. Создает в воспитательных целях иллюзию принципиальности и нетерпимости к недостаткам; - организованная, дозволенная критика, как правило, инспирируемая высшим руководством в свой адрес с целью укрепления своих позиций и создания образа демократа; - критика-упреждение применяется в основном в спорах с целью «выбить из рук соперника оружие». Наличие хорошо проработанного плана достижения корпоративных целей - это необходимое, но не достаточное условие будущего успеха производственной деятельности. Очень важно, чтобы менеджер обладал и умел пользоваться властными полномочиями, побуждая персонал к деятельности. 3 . Основы власти Власть - это возможность влиять на поведение других, распоряжаться ресурсами и т. д. Власть может относиться к индивиду, группе, организации в целом. Власть - это социальный феномен, отражающий взаимодействие индивидов и групп, их влияние друг на друга, он используется для достижений целей как менеджерами, так и подчиненными. Без власти нет организации. В основе управленческих действий находится влияние, то есть, эмоциональное или рассудочное воздействие, которое один человек оказывает на другого для изменения его поведения. Способность влиять на окружающих, подчинять их своей воле, и называется властью. Руководителю она позволяет направлять действия подчиненных в русло интересов организации, побуждать более эффективно работать, предотвращать возникающие конфликты. По направленности власть может быть не только позитивной, созидающей, но и негативной, означающей способность препятствовать чему-либо. Объем необходимой власти зависит от целей и характера деятельности объекта управления. Злоупотребление властью проявляется в манипулировании людьми и результатом их деятельности: заключении ложных соглашений, уклонении от ответственности, решении вопросов силой давления, организации интриг и пр. что дестабилизирует организацию. Такая дестабилизация оказывается тем больше, чем выше концентрация власти в одних руках. Никогда не существовало и не существует реальной абсолютной власти, ибо субъекты, имеющие власть, зависят одновременно и от людей и от обстоятельств, и объем власти определяется степенью этой зависимости. Умение распоряжаться властью предполагает изучение ее источников, политической структуры организации, - взаимосвязи групп и отдельных субъектов, их интересов, мнений и ролей, которые они играют, а также понимания стратегии и тактики, с помощью которых приобретается и удерживается власть. Распоряжаться власть можно по-разному, и это лежит в основе ее классификации, о которой пойдет речь дальше. 4 . Виды власти Признаками классификации власти являются источники власти: принуждение, экспертиза, закон или право принятия решения, пример референтного лица (харизма), вознаграждение. Источники власти имеют личностную и организационную основы. Власть бывает формальной и реальной. Формальная власть - это власть должности, «внешняя координирующая сила», обеспечивающая единство действий всех исполнителей. Она обусловлена официальной должностью ее обладателя в структуре управления организацией, совокупности принадлежащих этой должности прав, вне связи с личными качествами человека и измеряется либо числом лиц, которые прямо или косвенно обязаны подчиняться его распоряжениям, либо объемом материальных ресурсов, которыми данное лицо может без согласования с другими распоряжаться. Реальная власть - это власть авторитета, обусловленного местом человека не только в официальной, но и неофициальной системе отношений и измеряется либо числом людей, которые добровольно готовы данному лицу подчиняться, либо степенью зависимости его от окружающих. Поэтому реальная власть от иерархии весьма далека. Границы формальной и реальной власти совпадают редко. Обычно их обладателями являются разные лица, часто противостоящие друг другу, что ослабляет взаимное стремление к ее монополизации. Это является положительным моментом, ибо, чем больше власти сосредоточено в руках у отдельного человека, тем выше цена ошибок и злоупотреблений. Существует несколько видов власти в организации. Прежде всего, это власть, основанная на принуждении или его потенциальной возможности, когда подчинение возникает в результате страха, испытываемого человеком, что отказ выполнить требования того, в чьих руках находится власть, повлечет для него неблагоприятные последствия. Это может быть физическое насилие и основанное на законе наказание за невыполнение требований должностного лица, то есть различные санкции. Власть, основанная на законном принуждении или его возможности называется административной. Административная власть во многом предполагает слепое подчинение руководителю, деперсонификацию отношений, отчуждение человека от результатов его деятельности (официальное дистанцирование должностей, особенно в военизированных учреждениях, ношением униформы, знаков отличия и пр.) На практике, особенно в современных условиях, такая власть оказываться малоэффективной, что обусловлено обстоятельствами - страх заставляет подчиняться только в границах «зоны контроля», где человека можно поймать на «неуставном» поведении; - страх не создает заинтересованности в результатах работы, не предлагает действенных стимулов к труду, к сотрудничеству, к творчеству, что было доказано на практике еще во времена рабовладения. - такая власть просто непопулярна в эпоху демократии. Другой основой власти является собственность на ресурсы в широком смысле слова, которыми одно лицо располагает, а другое - нет, но в них нуждается. Прежде всего речь идет о материальных, в том числе и денежных ресурсах, необходимых для удовлетворения тех или иных потребностей, и для того, чтобы их получить, нуждающееся в ресурсах лицо позволяет обладателю властвовать над собой. Другой, весьма специфической формой ресурсов, позволяющих осуществлять власть, является связь с лицами, в руках которых требуемые блага находятся. Огромной реальной властью в свете этого обладают помощники и секретари крупных руководителей, к мнению которых последние чаще всего прислушиваются в наибольшей степени вследствие личного доверия. В современных условиях ресурсом, позволяющим осуществлять власть над другими, все больше становится информация, за обладание которой в организации может идти яростная борьба, а сама она в целях защиты утаиваться или искажаться. Близка к предыдущей власть, основанная на знаниях и компетенции; лица, обладающие ими, способны указать окружающим пути решения тех или иных проблем, достижения поставленных целей и т.п. Здесь владение информацией носит уже активный характер, предполагает возможность не только сообщить кому-то те или иные сведения, но и дать конкретные рекомендации по их применению с наибольшей пользой. Но у такого рода власти имеются недостатки. Сегодня знания быстро стареют и требуют постоянного обновления, что далеко не всегда удается своевременно осуществить; сложность окружающего мира не исключает возможность того, что они окажутся необъективными и с их помощью нельзя будет достичь требуемых результатов, что, разумеется, не способствует укреплению власти. Третьей основой власти является добровольное подчинение одних лиц другим. У такого подчинения может быть три причины: традиция, личная харизма и убежденность. Традиция подчиняться должностному лицу передается людьми из поколения в поколение. Ориентация на должность, не зависимо от личности того, кто ее занимает, придает такой власти дополнительную прочность, поскольку недостатки, присущие конкретному человеку, здесь игнорируются (монархическая власть). Личная харизма - это привлекательность для окружающих тех или иных черт человека или его в целом. Ради возможности получить одобрение поддержки и приобретения уверенности, быть похожим на него и т.п. слабохарактерные, лишенные своего «Я» люди готовы безоговорочно выполнять все его требования. Но такая власть непрочна, т.к. основывается в первую очередь на эмоциях, которые, как известно весьма переменчивы. Убежденность в необходимости подчиняться и выполнять требования соответствующего лица, считается наиболее прочной основой власти. Она делает ненужными внешний контроль и стимулирование, поскольку подчиненный понимает, что поступать так, как то предписывает руководитель или требуют обстоятельства, наиболее разумно и целесообразно. В то же время убежденность очень медленно формируется и зависит от многих субъективных обстоятельств. По мере того как способности исполнителя сближаются со способностями руководителя, формируется такая форма власти, как их сотрудничество в деле совместного решения стоящих задач и активное участие в этом процессе подчиненных. Человек, начинающий сотрудничать с другими, фактически берет на себя обязательство поставить свое поведение в соответствие с существующими нормами. Он сам решает проблемы и делает это с энтузиазмом. Сотрудничество дает людям больше свободы и полномочий, но оно дольше налаживается. Прочность власти и преобладание той или иной ее конкретной формы зависит от многих обстоятельств, но в целом имеет тенденцию к ослаблению. Обусловлено это следующими основными факторами. 1) значительно сократился разрыв между руководителями и подчиненными в уровне образования и квалификации. Прежде преобладание первых во всех случаях было неоспоримым, но сегодня подчиненные зачастую превосходят их во многих отношениях, оставляя руководителям формальное преимущество в занимаемой должности, организаторские способности или личный авторитет; 2) вместо прежних универсальных работников, заменить которых можно было в любой момент, основу организации стали составлять узкие специалисты, обладающие высокой, подчас уникальной квалификацией, уход которых может обернуться для нее катастрофой. Понятно, что безоговорочно властвовать над такими людьми, особенно прежними преимущественно административными методами просто невозможно; 3) переход к профессиональному комплектованию вооруженных сил, появление возможности альтернативной службы, снижение роли церкви и религиозных обрядов в жизни западного общества и многолетнее забвение их в России, привели к ослаблению традиций послушания, формировавшейся прежде у большей части, особенно мужского населения. 4) мобильность работников, их широкие внешние связи, легкость доступа к информации и т.п. значительно облегчают для хороших специалистов поиск нового места приложения своих способностей, что делает их менее зависимыми от администрации. В итоге власть руководителей над подчиненными существенно ослабляется, меняет формы проявления, становится более гибкой, а в ряде случаев руководители делятся этой властью с подчиненными. Существуют определенные способы реализации власти, которые воплощаются в конкретных элементах распорядительной деятельности. Распорядительство можно представить как прямое руководство. Важнейшей составляющей прямого руководства выступает распоряжение, которое в свою очередь может быть воплощено в различных формах. 5 . Распоряжение, как способ реализации власти Под распоряжением понимается сообщение, передаваемое руководителем подчиненному, касающееся содержания и результатов его деятельности. Оно содержит постановку обязательной для выполнения задачи, перечень ограничений, то есть того, что не следует делать, и в отдельных случаях инструкции о порядке выполнения заданий. Распоряжения по своей сути должны соответствовать стратегии организации; быть обоснованными, четко сформулированными, выполнимыми, обеспеченными необходимыми материальными и информационными ресурсами; учитывать индивидуальные особенности сотрудника; позволять проверять и оценивать (непрерывно, периодически, выборочно и пр.) результаты действий, направленных на их выполнение. По способу отдачи распоряжения могут быть: 1) устными (не документируемые распоряжения, отдаются в связи с решением срочных задач малой и средней сложности и важности в небольших стабильных коллективах); 2) письменными (обратные устным); 3) смешанными (сначала устные, в том числе и телефонные, а затем письменные). По форме распоряжения могут быть приказами, поручениями, советами. Приказ обязывает подчиненных определенным способом, точно и в установленные сроки выполнить задание, составляющее суть распоряжения, и по содержанию бывает предписывающим, запрещающим или инструктирующим. Приказ, отдаваемый устно, называется командой. Иногда приказы в качестве дополнительной информации могут содержать перечень санкций, следующих при нарушении сроков или порядка их выполнения. Поручение регламентирует только содержание задания, оставляя обычно подчиненным свободу выбора способа действий, а иногда и сроков исполнения. Смысл поручения - информация о конкретных целях и задачах, на основании которой подчиненные могут самостоятельно работать. Совет же четко не оговаривает и содержание действий, оставляя лишь незыблемым их самую глубокую суть. Задача, которая ставится в распоряжении, должна соответствовать реальным возможностям исполнителей. При отдаче распоряжения нужно иметь в виду, что задание должно быть ясно сформулировано, а сроки его выполнения четко определены. Это позволяет правильно распределить силы в процессе работы. Задание должно логически вытекать из сложившейся ситуации, чтобы исполнитель хорошо понимал не только его смысл, но важность и обоснованность. Деятельность по выполнению задания должна быть четко регламентирована, в противном случае ослабляется исполнительская дисциплина. Но на практике существуют определенные границы числа норм и предписаний, которые исполнитель в состоянии учитывать, ибо далее они начинают игнорироваться, не зависимо от степени важности. Кроме того, чрезмерное количество инструкций вызывает путаницу, ошибки, и как следствие - появление новых инструкций, еще более дезорганизующих работу. Поэтому должен существовать определенный минимум инструкций, полных, тщательно, но без излишней детализации, не противоречащих друг с другу. Поскольку цель распоряжения состоит не только в том, чтобы обязать к тем или иным действиям, но и мобилизовать инициативу подчиненных, у последних оно должно вызывать положительные эмоции. Это обеспечивается следующим: - соответствием возможностям исполнителей, их культуре, уровню образования, психологическим особенностям; - возможностью проявления личных способностей, инициативы, самостоятельности, в том числе и в условиях состязательности; - пониманием важности, ответственности, полезности решения сформулированной в задании проблемы; - формированием у исполнителей определенного психологического настроя на необходимые действия путем предварительной договоренности, обличения задания в форму вежливой просьбы вне зависимости от личных отношений, подчеркиванием способностей данного лица успешно его выполнить. Отдавая распоряжение, руководитель должен убедиться в хорошем понимании подчиненным его смысла, исключить возможность дополнительных несанкционированных поручений, довести до исполнителя сроки и форму отчетности и периодически осуществлять контроль за его деятельностью и результатами. Заключение В руководстве людьми нет абсолютных истин, так как поведение людей (в данном случае подчиненных) не только рационально, но и иррационально. На него влияют как объективные условия, воздействие руководителя, так и субъективные моменты. У каждого свой неповторимый характер, навыки, умения, достоинства и недостатки, и потому все люди ведут себя по-разному в одинаковых обстоятельствах. при различных подходах к обладанию властью по-разному ведет себя не только руководитель, но и подчиненные. И это нужно учитывать руководителям. В целом успешное руководство это функция трех переменных: руководителя, подчиненного и ситуации. Знание основ власти, наличие хорошо проработанного плана достижения корпоративных целей - это необходимое, но не достаточное условие будущего успеха производственной деятельности. Очень важно, чтобы менеджер обладал и умел пользоваться властными полномочиями, умел применять правильную тактику работы с подчиненными, побуждая персонал к деятельности. Даже отдавая распоряжение, важно учитывать, что цель его состоит не только в том, чтобы обязать к тем или иным действиям, но и мобилизовать инициативу подчиненных, у последних оно должно вызывать положительные эмоции. Эффективное управление основано не только на обладании источниками власти (должность, образование, опыт), но и умении активно использовать влияние сообразно ситуации. Способности и навыки эффективного использования всех источников власти являются основой лидерства. Список литературы 1. Антошина Н. Принципы государственной кадровой политики в сфере государственной службы // Власть, 2009, №12, с. 31-34 2. Бизюкова И.В. Подбор и оценка кадров управления. - М. Экономика, 1996. 3. Бойдел Т. Как улучшить управление организацией: Пособие для руководителя. - М: АО «Ассиана», 1996. 4. Веснин В.Р. Основы менеджмента. - М. Триада, ЛТД, 2001. 5. Масленникова Е. О классификации видов деятельности в органах власти // Власть, 2009, №12, с. 35-38 6. Основы управления персоналом/ Под ред. Б.М. Генкина. - М. Высшая школа, 1996. 7. Ратманова Е. Организационно-управленческая культура политического лидера: интерактивный подход // Власть, №6, с. 24-26. 8. Тихонов А.В. От социологии менеджмента к социологии управления как научно-исследовательской программе // Социология власти, 2009, №7, с. 13-19. 9. Управление персоналом организации / Под ред. АЯ. Кибанова. - М.:ИНФРА-М, 1997.

Понятие власти и руководства в менеджменте

/ Руководство. Власть. Лидерство

Цель: Рассмотреть основные понятия лидерства, власти, руководства.

1.Руководство в организации

2. Понятие и модели лидерства

3. Понятие и формы власти

4. Стили руководства

1.Руководство в организации

В литературе основное внимание уделяется методам управ­ления персоналом, но на современном этапе рыночных отноше­ний не менее важен личный вклад руководителя (это человек, который одновременно явля­ется лидером и эффективно управляет своими подчиненными) в развитие орга­низации.

Основная цель руководителя — влиять на других таким образом, чтобы они выпол­няли работу, порученную организации.

Всю работу по управлению можно разделить на две части:

— управление деятельностью фирмы;

— управление людьми (персоналом).

Руководитель должен иметь:

— широкое общее представление о положении дел за пре­делами своего подразделения, осознание изменений во внешней среде и возможностях их использования;

— чуткость к ситуациям внутри и вне фирмы;

— творческий подход и умение мотивировать действия, ре­шения свои и персонала;

— желание и способность сотрудничать;

— понимание результатов, умение планировать и выполнять планы;

— способность идти на риск;

— способность принимать решения;

— готовность дать оценку полученным результатам и опре­делить программу развития фирмы и ее персонала.

В повседневной работе руководитель должен постоянно (а не случайно) получать результаты, иметь личный план работы, четко планировать деятельность подчиненных, делегировать им необходимые права и ответственность, обеспечивать четкую оценку деятельности подчиненных, обеспечить деятельность подразделения независимо от себя (например, подготовив заме­стителя), гордиться собою и подчиненными, желать сотрудни­чать, разрешать конфликты и т.д.

2. Понятие и модели лидерства

По своему отношению к работе руководители делятся на пас­сивных и активных. Пассивные используют, как правило, прин­ципы деятельности, выработанные другими, замыкаются пре­имущественно на своих подчиненных, пытаясь контролировать все их действия. В повседневной работе такие менеджеры огра­ничиваются решением узких проблем, причем с рутинных по­зиций. Они берутся лишь за то, что служит на пользу их карье­ре и позволяет «набрать очки», действуя только наверняка, не пытаются расширить кругозор, а нехватку знаний и идей попол­няют их воровством у своих подчиненных.

В противоположность пассивному руководитель активного типа не сидит на месте, стремится к испытаниям, полностью отдает себя работе. Он обладает четкими жизненными установками, требовате­лен к себе и окружающим, стремится к совершенству. Такой руково­дитель постоянно находится в гуще жизни, непрерывно вырабатыва­ет и пересматривает и соответствии с обстановкой принципы деятель­ности для себя и для других. Он стремится конструктивно использо­вать любые, даже конфликтные ситуации, не боясь риска и ответ­ственности. Активный менеджер ищет и устанавливает срочные кон­такты с окружающими, поощряет их самостоятельность, дает воз­можность выдвинуться. У активного менеджера есть все необходи­мые задатки для того, чтобы стать лидером коллектива, совмещаю­щим в себе официальное признание руководства и неофициальное — подчиненных.

Окружающие, как считают психологи, воспринимают лиде­ра ( лицо, эффективно осуществляющее формальное и неформальное руководство)

по четырем основным моделям:

— лучший из нас — образец для подражания;

— оправдание всех ожиданий.

В соответствии с этим окружающие строят свое отношение к лидеру, позволяют ему распространять свое влияние на кол­лектив и каждого в отдельности.-

Лидерство — это способность оказывать влияние на отдель­ные личности и группы, направляя их усилия на достижение целей организации.

Влияние — это любое поведение одного индивидуума, ко­торое вносит изменения в поведение, отношения, ощущения и т.п. другого индивида. Конкретные средства, с помощью кото­рых одно лицо может влиять на другое, могут быть самыми разнообразными: расположение, просьба, приказ, пожелания, угроза увольнения. Руководители должны оказывать влияние таким способом, который легко предсказать и который ведет не просто к принятию данной идеи, а к действию — фактическому труду, необходимому для достижения целей организации.

Лидер предан своей фирме, он не принижает свою фирму в глазах сотрудников и не унижает своих сотрудников в гла­зах руководства фирмы.

• Лидер должен быть оптимистом. Оптимист всегда охотно выслушивает других и их идеи, потому что он всегда ждет хороших новостей. Он думает, что люди по преимуществу готовы прийти на помощь, обладают творческим началом, стремятся к созиданию.

• Лидер любит людей. Лучшие лидеры заботятся о своих со­трудниках. Их интересует, что делают другие. Хороший лидер доступен и не прячется за дверью кабинета. Лучшие лидеры человечны, они отдают себе отчет в собственных слабостях, что делает их терпимее к слабостям других.

• Лидер должен быть смелым. Он всегда попытается найти новый способ выполнить задачу только потому, что этот способ лучше. Но он никогда не делает это необоснован­ным. Если он разрешит работнику провести эксперимент и тот окончится неудачей, то он не возложит вину на работника и не потеряет в него веру.

• Лидер обладает широтой взглядов. Он никогда не скажет: «Это не мое дело». Лидер проявляет большой интерес ко всем аспектам деятельности фирмы.

• Руководитель должен быть решительным. Лидер всегда готов принимать решения. Когда есть вся необходимая ин­формация, то правильное решение всегда лежит на поверх­ности, однако когда известны не все исходные данные, а решение все равно необходимо принять, то требуется насто­ящая смелость, чтобы принять решение и сознавать при этом, что оно может быть ошибочным.

• Лидер тактичен и внимателен. Основной принцип: крити­ковать работу, а не человека, ее выполняющего. Один муд­рец сказал, что каждое критическое замечание нужно упа­ковывать как бутерброд — меж двух ломтей хвалы.

• Справедливость — тоже важная черта лидера. Например, если сотрудник получает надбавку, а он ничего не сделал, чтобы ее заслужить, появится много недовольных. Когда подчиненный совершает ошибку, ему следует указать на нее, он должен ее признать, а потом надо забыть об этом.

• Лидер всегда честен. Быть честным по отношению к руко­водству — это говорить вышестоящим менеджерам то, что им, возможно, не всегда приятно слышать. Быть честным по отношению к подчиненным — это говорить, когда они правы и когда они неправы. Быть честным — это умение признавать свои ошибки. Не всегда легко сказать правду, не ущемив чувства других и не показавшись бестактным, но честность в интересах общего блага — фирмы и ее сотруд­ников — всегда должна быть превыше всего.

• Лидер честолюбив. Он радуется не только за себя, но и за достижения сотрудников и разделяет их успех.

• Лидер последователен и скромен. Он не нуждается в лести окружающих, к тому же ему не надо скрывать свои ошиб­ки.

• Лидер должен быть наставником. Он помогает своим подчиненным развивать в себе уверенность, любовь к лю­дям, честолюбие, энтузиазм, честность, уравновешенность и решительность.

• Лидер уверен в себе. Уверенность в себе без заносчивости, вера в свои силы без высокомерия — вот отличительные черты сильного лидера.

Таким образом, нельзя обозначить лидерство какой-то форму­лой. Это искусство, мастерство, умение, талант. Некоторые люди обладают им от природы. Другие — обучаются этому. А третьи никогда этого не постигают. В конце концов, каждый находит свой стиль. Нужно иметь в виду, что не существует и не будет суще­ствовать менеджера, обладающего универсальными способностя­ми и одинаково эффективно действующего в любой ситуации.

3. Понятие и формы власти

Для того чтобы сделать свое лидерство и влияние эффек­тивным, руководитель должен развивать и применять власть (это возможность влиять на поведение других. )

В дополнение к формальным полномочиям руководителю требуется власть, так как он зависит от людей как в пределах своей цепи команд, так и вне ее. Власть и влияние, инструмен­ты лидерства, являются фактически единственными средства­ми, которыми располагает руководитель для разрешения разно­образных ситуаций. Если руководитель не обладает достаточ­ной властью, чтобы влиять на тех, от кого зависит эффектив­ность его деятельности, он не сможет получить ресурсы, необ­ходимые для определения и достижения целей через других людей. Таким образом, власть является необходимым услови­ем успешной деятельности организации.

Во всех организациях для достижения эффективного функ­ционирования необходимо надлежащее применение власти. В различных подразделения организации руководитель зависит от своего непосредственного начальства, подчиненных и коллег.

Без содействия этих людей он не может эффективно осуществ­лять свои функции. Многие руководители также напрямую за­висят от людей и организации, находящихся вне их собствен­ной организации — поставщиков, заказчиков, конкурентов, ре­гулирующих их деятельность, ведомств и профсоюзов.

Влияние и власть в равной мере зависят от личности, на ко­торую оказывается влияние, а также от ситуации и способности руководителя. Не существует реальной абсолютной власти, ибо никто не может влиять на всех людей во всех ситуациях. Сколь­ко власти имеет тот или иной человек в данной ситуации, опре­деляется не уровнем его формальных полномочий, а степенью зависимости от другого лица. Чем больше зависимость от друго­го лица, тем больше власть данного лица. Это можно выразить следующей формулой: уровень влияния облеченного властью лица А на лицо Б = степени зависимости лица Б от лица А.

Обычно руководитель имеет власть над подчиненными, по­тому что те зависят от него в таких вопросах, как повышение заработной платы, рабочие задания, продвижение по службе, расширение полномочий, удовлетворение социальных потреб­ностей и т.п. Однако в некоторых ситуациях подчиненные име­ют власть над руководителем, который зависит от них в таких вопросах, как необходимая для принятия решений информация, неформальные контакты с людьми в других подразделениях, чье содействие необходимо для руководителя, влияние, кото­рое подчиненные могут оказывать на своих коллег, и способ­ность подчиненных выполнять задания.

Поскольку подчиненные часто тоже обладают властью, ис­пользование руководителем в одностороннем порядке своей власти в полном объеме может вызвать у подчиненных такую реакцию, при которой они захотят продемонстрировать свою собственную власть. Это может привести к напрасной трате уси­лий и снизить уровень достижения целей, поэтому эффектив­ный руководитель старается поддерживать разумный баланс власти, достаточной для обеспечения достижения целей, но не вызывающей у подчиненных чувства обездоленности и, отсю­да, — непокорности.

Кроме подчиненных, над руководителем могут иметь власть его коллеги. Чем больше необходимой информации, ресурсов или услуг один руководитель дает другому, тем больше его власть над этим другим руководителем.

Власть может принимать разнообразные формы. Френч и Рэйвен, исследователи в области власти и лидерства (руковод­ства), разработали удобную классификацию основ власти, со­гласно которой имеется пять основных форм власти:

1. Власть, основанная на принуждении. Она ассоциируется со страхом лишиться или не получить удовлетворение ка­кой-то насущной потребности (уважения, работы, положе­ния в обществе). Эта форма власти дает временный эффект. Длительное ее применение вызывает скованность, отчуж­дение, текучесть кадров.

2. Власть, основанная на вознаграждении. Здесь имеет мес­то положительное подкрепление воздействия вознагражде­нием, которое активизирует исполнительную деятельность подчиненного.

3. Экспертная власть. Подчиненный убежден, что влияющий обладает специальными знаниями, которые позволят удов­летворить потребность.

4. Эталонная власть (власть примера). Эта власть основана на личных свойствах руководителя и носит название харизма. Харизма — это влияние, основанное на свойствах личности руководителя или его способности привлекать сторонников.

Харизматическая личность наделена следующими свойствами:

— умение держаться в коллективе;

5. Законная власть. Исполнитель верит, что влияющий име­ет право отдавать приказания, и что его долг — подчиняться им. Он реагирует не на личность, а на должность. Все руко­водители пользуются законной властью, потому что им де­легированы полномочия управлять другими людьми. Эти основы власти являются инструментом, с помощью которо­го руководитель может заставить подчиненных выполнять работу, направленную на достижение целей организации. Страх, вознаграждение, традиция, харизма, разумная вера, убеждение и участие в управлении являются инструментами, которые руководитель использует для влияния на исполните­ля, апеллируя к его потребностям. Но даже тот редкий руково­дитель, который имеет в своем арсенале все эти механизмы, должен принимать во внимание и другие факторы. Недостаточ­но иметь власть: она должна быть достаточно сильной, чтобы побуждать других к работе - предпочтительно вдохновленной — направленной на достижение целей организации. Наиболее сильным влияние будет тогда, когда исполнитель высоко ценит ту потребность, к которой апеллируют, считает важным ее удов­летворение или неудовлетворение и думает, что его усилия обя­зательно оправдают ожидания руководителя. И наоборот, если. какой-нибудь из этих компонентов отсутствует, власть влияю­щего уменьшается или исчезает вовсе.

4. Стили руководства

Поскольку управление является одним из видов профессио­нальной деятельности человека, то, как и в любом другом виде деятельности, в нем имеет место такое понятие как стиль.

Под стилем руководства можно понимать общую характеристику способов, с помощью которых происходит взаимодействие ру­ководителей и подчиненных. Он отражает методы работы руко­водителя, организации деятельности, взаимоотношения в кол­лективе, приоритеты, позиции администрации, преобладающую систему ценностей, тип культуры и т.п

• Исторически первым и до сегодняшнего момента, видимо, наиболее распространенным на практике является авторитар­ный стиль. считающийся универсальным. Он основывается на отдаче подчиненным в приказной форме распоряжений без вся­ких объяснений их связи с общими целями и задачами деятель­ности организации. Применяющий его руководитель отдает пред­почтение официальному характеру отношений, выдерживает между собой и подчиненными дистанцию, которую те не име­ют права нарушить. Но ему нужно обладать достаточной влас­тью, чтобы навязывать свои решения другим.(Рисунок 1)

Рисунок 1. Авторитарный стиль руководства

Во многом противоположен авторитарному демократичес­кий стиль руководства, который апеллирует к высшим уров­ням потребностей. Настоящий демократический руководитель пытается сделать обязанности подчиненных более привлекатель­ными, избегает навязывать им свою волю, вовлекает в приня­тие решений, предоставляет свободу формулировать собствен­ные цели на основе целей организации, что повышает степень мотивации к работе, и в то же время осуществляет довольно жесткий контроль над ними. Таким образом, демократическое руководство характеризуется разделением власти и участием подчиненных в принятии решений.(рисунок 2)

Рисунок 4. Демократический стиль руководства

Исследования показали, что в условиях авторитарного сти­ля руководства можно выполнить в два раза больший объем работы, чем в условиях демократического, но ее качество, ори­гинальность, новизна, присутствие элементов творчества будут настолько же ниже. Из этого можно сделать вывод, что автори­тарный стиль предпочтительней для руководства более просты­ми видами деятельности, ориентированными на количествен­ные результаты, а демократический — сложными, где на пер­вом месте выступает качество.

Там, где речь идет о необходимости стимулирования твор­ческого подхода исполнителей к решению поставленных задач, наиболее предпочтителен либеральный стиль управления. Его суть в том, что руководитель ставит перед исполнителями про­блему, создает необходимые организационные условия для их работы, определяет ее правила, задает границы решения, а сам отходит на второй план, оставляя за собой функции консуль­танта, арбитра, эксперта, оценивающего полученные результа­ты. Группа же имеет полную свободу принимать решения и контролировать собственную работу. (рисунок 3)

Рисунок 3 .Либеральный стиль

Имея в виду, что стиль работы, принятый руководителем, мо­жет быть постоянным в каких-то ситуациях, необходимо учиты­вать, что при изменении ситуации возможна адаптация и коррек­тировка способа воздействия на подчиненных. Речь идет о том, что большинство руководителей помимо основной модели пове­дения имеют и вспомогательную модель либо несколько моделей.

а) Способность человека влиять на поведение других людей

б) Право распоряжения ресурсами в процессах управленческой деятельности

в) Социальнопсихологические характеристики, определяющие лидерство менеджера

г) Организация управления со всеми атрибутами ее проявления – полномочия, дисциплина, ответственность, обязанности

д) Соответствие и сочетание потребности в управлении и возможностей его осуществления

2. Ответственность представляет собой:

а) Обязательство по реализации закрепленных за должностным лицом функций.

б) Меру порицания за не выполненную или плохо выполненную работу.

в) Право определять наказание за нарушение дисциплины.

г) Должностное положение, организационный статус деятельности.

д) Организационные ограничения функциональной деятельности должностного лица.

3. Главным условием формирования интегрального интеллекта является:

а) Наличие лидера в исследовательской группе.

б) Характер проблемы (сложность, слабая структурированность и пр.)

в) Социально-психологические характеристики участников исследования (исследовательской группы), типов творческих индивидуальностей.

г) Особый вид организации совместной исследовательской деятельности.

д) Сочетание организации работы и творческих способностей исследователей.

4. Следующие факторы определяют типологическую принадлежность личности менеджера:

а) Индивидуальные черты характера.

б) Поведение в экстремальной ситуации.

в) Сенсорика, приоритеты в принятии решений и организации жизни, энергетика.

г) Психологические особенности человека.

д) Вид деятельности, образование, возраст, конкретная ситуация.

5. Главным фактором изменения соотношения формального и неформального управления является:

а) Стиль управления нового менеджера.

б) Изменение социально-психологической обстановки в коллективе.

в) Опасность кризиса.

г) Повышение профессионализма персонала.

д) Диверсификация управления.

6. Каковы основные признаки неформальных групп в организации?

а) Наличие и проявление этики поведения.

б) Существование неформального лидера.

в) Человеческие отношения, находящиеся за границами формальных организационных связей.

г) Дружеские отношения, существующие в рамках формальных организационных связей.

д) Неформальное проявление формальных отношений в организации.

7. Лидерство это:

а) Поведение менеджера в конфликтной ситуации.

б) Потребность группы в неформальном управлении.

в) Возможность управления, опираясь на неформальные отношения.

г) Влияние авторитетом, уважением, признанием.

д) Сосредоточение внимания на стратегических проблемах.

8. Ролевую структуру деятельности менеджера характеризует:

а) Функции управления.

б) Масштаб и объем полномочий деятельности менеджера.

в) Личностные черты менеджера.

г) Авторитет менеджера.

д) Образ менеджера в представлении персонала.

9. Содержание понятия "роли менеджера" проявляется в:

а) Позиции менеджера в различных ситуациях функционирования управляемой системы.

б) Стиль работы менеджера.

в) Методы, которые он использует в управлении.

г) Отношение менеджера к коллегам и подчиненным.

д) Оценивание качеств менеджера персоналом.

10 Ожидания индивидуума и организации согласуются с:

а) Предоставлением взаимной информации.

б) Оформлением контракта деятельности человека в организации.

в) Учетом социально-психологических особенностей человека.

г) Рациональным распределением функций деятельности в организации.

д) Проведением социологических исследований.

Вопросы для самоконтроля

Что такое власть?

Что такое лидерство?

Какие стили управления знаете?