Руководства, Инструкции, Бланки

Лидерство И Руководство Соотношение Понятий img-1

Лидерство И Руководство Соотношение Понятий

Рейтинг: 4.4/5.0 (1771 проголосовавших)

Категория: Руководства

Описание

СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ ВЛАСТЬ, ЛИДЕРСТВО, РУКОВОДСТВО

СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ ВЛАСТЬ, ЛИДЕРСТВО, РУКОВОДСТВО

В процессе своей деятельности менеджер осуществляет руководство, то есть оказывает влияние на людей для достижения сформулированной им цели. Руководство основано на возможностях (власть) и способностях (умение) менеджера влиять на людей.

Руководство как социальная характеристика поведения менеджера предполагает распределение ролей управления и подчинения.

В зарубежных учебниках по менеджменту руководство часто трактуется как синоним лидерства и наоборот. Например, определение Р. Дафта гласит: «Лидерство (руководство) можно определить как способность индивида влиять на других людей для достижения организационных целей» (Дафт, 2006).

Контекст определения лидерства в другом уважаемом учебнике (Мескон, Альберт, Хедоури, 2005) также позволяет предположить, что авторы не различают понятия «руководство» и «лидерство»:

«Лидерство определяется как способность оказывать …
влияние на отдельные личности и группы, направляя их усилия на достижение целей организации» (Мескон, Альберт, Хедоури, 2005).

В универсальном словаре английского языка «руководство» выражается двумя словами: «guidance» и «leadership». В управленческом контексте используется только «leadership».

Существует ли понятийная грань между руководством и лидерством? Может быть, это действительно синонимы?

Если рассматривать руководство не как способность, а как процесс воздействия или влияния на людей для достижения определенных целей, то

лидерством следует считать характеристику менеджера. показывающую, насколько он может влиять и воздействовать на людей. Отсюда следует, что менеджер может быть лидером в большей и меньшей степени. Ведь кроме формального лидера может быть еще и неформальный, который ни при каких условиях не будет формальным! Пример: Менеджер, являясь формальным лидером коллектива, может не быть его неформальным лидером, и, если это так, то бо льшим руководителем. то есть более способным влиять на людей. может оказаться неформальный лидер.

Когда ставят знак равенства между руководством и лидерством, то, скорее всего, имеют в виду не лидерство, а лидирование, то есть процесс воздействия или влияния на людей для достижения определенных целей. В этом смысле руководство и лидирование – процессы, а значит, в рассматриваемом контексте – синонимы.

Руководство (лидирование) является процессом влияния или воздействия на людей для достижения определенной цели.

Власть является инструментом руководства и лидирования. Обладая властью, личность или группа личностей воздействует на других людей.

Лидерство можно определить как степень умелости применения такого инструмента как власть.

Таким образом, метафорически эти три понятия соотносятся следующим образом:

Руководство– технология, власть– инструмент, лидерство– умелость применения этого инструмента менеджером.

Навигация по записям

Другие статьи

Соотношение понятий руководства и лидерства

Соотношение понятий руководства и лидерства.

Понятие "лидер" связано с понятием "управление" и "руководства".

Лидерство определяется, во-первых, как ведущее положение отдельного лица социальной группы, класса, партии, государства, что обусловлено более эффективными результатами деятельности (экономической, политической, спортивной и т.д.), во-вторых, как процессы внутренней самоорганизации и самоуправления группы, коллектива, что обусловлено индивидуальной инициативой их членов.

В отличие от лидера руководитель вечно выступает посредником социального контроля и административно-государственной власти. Лидер - это член группы, который добровольно взял на себя значительную меру ответственности в достижении групповых целей, нежели того требуют формальные предписания или общественные нормы. Формальный лидер назначается или выбирается, приобретая таким образом официальный статус руководителя. Неформальный лидер - это член группы, который наиболее полно в своем поведении отвечает групповым ценностям и нормам. Он ведет группу, стимулируя достижения групповых целей и проявляя при этом более большой уровень активности в сравнении с другими членами группы.

В отечественной социальной психологии определены отличия в содержании понятий "лидер" и "руководитель". Б.Д. Парыгин отмечает такие отличия:

- лидер призван осуществлять преимущественно регуляцию межличностных отношений в группе, а руководитель осуществляет регуляцию официальных отношений;

- лидерство возникает при условиях микросреды, руководство же - ингредиент макросреды, оно связано со всей системой общественных отношений;

- лидерство возникает стихийно, руководитель или назначается, или выбирается;

- явление лидерства менее стабильно, зависит от настроения группы, руководство - более стабильно;

- руководство подчиненными в сравнении с лидерством имеет определенную систему санкций;

- процесс принятия решения руководителем более сложный и опосредован обстоятельствами, которые не обязательно имеют истоки в данной группе, лидер принимает непосредственные решения, относящиеся к групповой деятельности;

- сфера деятельности лидера - по большей части - малая группа, где он является лидером; сфера деятельности руководителя более широкая, поскольку он представляет малую группу в более широкой социальной системе.

Однако лидер и руководитель имеют дело с однопорядковым типом проблем, а именно - они должны стимулировать группу, нацеливать ее на решение определенных задач. В психологической характеристики их деятельности имеется и много общих черт. Однако при этом, лидерство - это чисто психологическая характеристика поведения отдельных членов группы. Руководство в большинстве своем является социальной характеристикой отношений в группе, прежде всего с точки зрения распределения ролей менеджмента и подчинения.(аня, это есть у тебя в тетраде)

Стили руководства и их сравнительная характеристика.

Эти три таблицы можно свести в одну сравнительную таблицу:

Параметры взаимодействия с подчиненными

Психологические аспекты лидерства

Психологические аспекты лидерства.

Каждый член группы в соответствии со своими деловыми и личностными качествами, вкладом в общее дело, развитостью чувства долга и ответственности, благодаря признанию группой его заслуг и способности оказывать влияние на окружающих занимает определенное положение в системе групповой организации. Групповая структура с этой точки зрения представляет собой своеобразную иерархию статусов ее членов.

Лидерство, как один из способов дифференциации группы, возникает в результате общения и взаимодействия индивидов в составе группы и становится сложным психологическим феноменом, в котором определенным образом фокусируются и проявляются важнейшие характеристики группового развития.

Проблема лидерства и руководства – одна из кардинальных проблем социальной психологии. Она касается не только вопросов интеграции группы, но и психологически описывает субъекта этой интеграции.

Соотношение понятий «лидерство» и «руководство»

Лидером является такой член малой группы, который выдвигается в результате взаимодействия членов группы для организации группы при решении конкретной задачи. Он демонстрирует более высокий, чем другие члены группы, уровень активности, участия, влияния в решении данной задачи. Таким образом, лидер выдвигается в конкретной ситуации, принимая на себя определенные функции. Остальные члены группы принимают лидерство, т.е. строят с лидером такие отношения, которые предполагают, что он будет вести, а они будут ведомыми. Лидерство необходимо рассматривать как групповое явление: лидер немыслим в одиночку, он всегда дан как элемент групповой структуры, а лидерство есть система отношений в этой структуре. Поэтому феномен лидерства относится к динамическим процессам малой группы. Этот процесс может быть достаточно противоречивым: мера притязаний лидера и мера готовности других членов группы принять его ведущую роль могут не совпадать.

Выяснить действительные возможности лидера – значит выяснить, как воспринимают лидера другие члены группы. Мера влияния лидера на группу также не является величиной постоянной, при определенных обстоятельствах лидерские возможности могут возрастать, а при других, напротив, снижаться (Кричевский, Рыжак, 1985). Иногда понятие лидера отождествляется с понятием "авторитет", что не вполне корректно: конечно, лидер выступает как авторитет для группы, но не всякий авторитет обязательно означает лидерские возможности его носителя. Лидер должен организовать решение какой-то задачи, авторитет такой функции не выполняет, он просто может выступать как пример, как идеал, но вовсе не брать на себя решение задачи. Поэтому феномен лидерства – это весьма специфическое явление, не описываемое никакими другими понятиями.

Понятие «лидер» связано с понятием «управление» и «руководства».

Лидерство определяется, во-первых, как ведущее положение отдельного лица социальной группы, класса, партии, государства, что обусловлено более эффективными результатами деятельности (экономической, политической, спортивной и т.д.), во-вторых, как процессы внутренней самоорганизации и самоуправления группы, коллектива, что обусловлено индивидуальной инициативой их членов.

В отличие от лидера руководитель всегда выступает посредником социального контроля и административно-государственной власти. Лидер – это член группы, который добровольно взял на себя значительную меру ответственности в достижении групповых целей, нежели того требуют формальные предписания или общественные нормы. Формальный лидер назначается или выбирается, приобретая таким образом официальный статус руководителя. Неформальный лидер – это член группы, который наиболее полно в своем поведении отвечает групповым ценностям и нормам. Он ведет группу, стимулируя достижения групповых целей и проявляя при этом более высокий уровень активности в сравнении с другими членами группы.

В отечественной социальной психологии определены отличия в содержании понятий «лидер» и «руководитель». Б.Д. Парыгин отмечает такие отличия:

  1. лидер призван осуществлять преимущественно регуляцию межличностных отношений в группе, а руководитель осуществляет регуляцию официальных отношений;
  2. лидерство возникает при условиях микросреды, руководство же – элемент макросреды, оно связано со всей системой общественных отношений;
  3. лидерство возникает стихийно, руководитель или назначается, или выбирается;
  4. явление лидерства менее стабильно, зависит от настроения группы, руководство – более стабильно;
  5. руководство подчиненными в сравнении с лидерством имеет определенную систему санкций;
  6. процесс принятия решения руководителем более сложный и опосредован обстоятельствами, которые не обязательно имеют истоки в данной группе, лидер принимает непосредственные решения, относящиеся к групповой деятельности;
  7. сфера деятельности лидера – по большей части – малая группа, где он является лидером; сфера деятельности руководителя более широкая, поскольку он представляет малую группу в более широкой социальной системе.

Однако лидер и руководитель имеют дело с однопорядковым типом проблем, а именно – они должны стимулировать группу, нацеливать ее на решение определенных задач. В психологической характеристики их деятельности имеется и много общих черт. Однако при этом, лидерство – это чисто психологическая характеристика поведения отдельных членов группы. Руководство в большинстве своем является социальной характеристикой отношений в группе, прежде всего с точки зрения распределения ролей управления и подчинения.

Признаки и функции лидерства в теориях лидерства.

Основные теории лидерства:

  1. Харизматическая теория. Харизма – божья благодать, способность влиять на других людей, не прилагая больших усилий. Внешние характеристики. Харизма зависит от культуры.
  2. Теория черт. Лидером становится тот, кто обладает соответствующими качествами, требующимися для деятельности лидера. Хотя сама концепция и тупиковая, но не отмирает и породила много концепций.
  3. Ситуативная концепция лидерства. Лидер порождается ситуацией. Элементами ситуации становится содержание задачи, которые выполняет группа. Лидер – очень тонко чувствует групповую динамику и реагирует на нее.
  4. Функциональная концепция. У каждой группы есть много функций, в каждой группе жизнь протекает по разным направлениям. Реализация по разным функциям может возглавляться разными членами группы. Выделяют лидеров деловых, эмоциональных, интеллектуальных, лидеров-юмористов, лидеров хобби.

Лидерство, как и руководство стало объектом исследований в начале 20-х годов ХХ столетия, когда начал проявляться интерес к управлению как к науке. Ранние исследования имели целью выявить общие качества или личностные характеристики эффективных руководителей. Одной из ранних теорий является «теория черт» (личностная теория лидерства), иногда называется "харизматической теорией", от слова "харизма", т.е. "благодать", которая в различных системах религии интерпретировалась как нечто, снизошедшее на человека. исходит из положений немецкой психологии конца XIX – начала XX в. и концентрирует свое внимание на врожденных качествах лидера.

Согласно этой теории лидером может быть только такой человек, который имеет определенный набор личностных качеств или совокупность определенных психологических черт. Разные авторы стремились выделить необходимые для лидера черты или характеристики, однако так и не пришли к единому мнению.

Так, американский исследователь К. Берд составил список, в котором фигурировали – инициативность, коммуникабельность, чувство юмора, энтузиазм, уверенность, доброта, дружелюбие. Позднее Р. Стокдилл добавил еще бдительность, популярность, красноречие и пр. Хотя ни одна из черт не занимает значительного места в характеристике лидера, однако они в характеристике лидера присутствуют.

Согласно Максвеллу, потенциальный лидер обязан иметь позитивное восприятие, служить общим интересам, иметь потенциал роста и быть последовательным и отданным делу: быть гибким, порядочным, иметь широкий кругозор, придерживаться дисциплины и проявлять благодарность организации и людям. Однако, руководствуясь одним из основных положений социальной психологии о значении социальной ситуации, рассматривать эффективность лидера, учитывая только черты личности, недостаточно. Существует несколько теорий лидерства, которые фиксируют внимание одновременно на личностных качествах лидера и ситуации, в которой он действует.

Ситуационные теории лидерства. Согласно им, лидерство – это продукт определенной ситуации. В разных конкретных ситуациях групповой жизни появляются отдельные члены группы, которые имеют преимущества перед другими, хотя бы одной чертой, а поскольку именно эта черта является необходимой в данный момент, человек становиться лидером. Одной из наиболее известных из теорий такого рода, является теория Ф. Фиддера, которая утверждает, что эффективность лидера зависит от того, насколько данный лидер ориентирован на задачу или на взаимоотношения, а также от того, в какой степени лидер контролирует группу и реализует свое влияние на нее. Следует отметить, что теория Фиддера прошли успешную проверку на многочисленных группах лидеров, включая директоров предприятий, администраторов, начальников отделений и пр. В одном из вариантов ситуационной теории предлагалось считать главным моментом появления лидера выдвижение его группой, потому что именно она испытывает по отношению к данному человеку определенные экспектации, ожидает от него проявления необходимой в данной ситуации черты (этот подход называют еще и функциональным). Чтобы преодолеть очевидную противоречивость в подобных рассуждениях, Е.Хартли предложил четыре "модели", позволяющие дать особую интерпретацию тому факту, почему все-таки определенные люди становятся лидерами и почему не только ситуация определяет их выдвижение. Во-первых, полагает Хартли, если кто-то стал лидером в одной ситуации, не исключено, что он же станет таковым и в другой ситуации. Во-вторых, вследствие воздействия стереотипов лидеры в одной ситуации иногда рассматриваются группой как лидеры "вообще". И в-третьих, человек, став лидером в одной ситуации, приобретает авторитет, и этот авторитет работает в дальнейшем на то, что данного человека изберут лидером и в другой раз. В-четвертых, отдельным людям свойственно "искать посты", вследствие чего они ведут себя именно так, что им "дают посты". Вряд ли можно считать достаточно убедительными эти рассуждения для преодоления полной относительности черт лидера, как они выступают в ситуационной теории. Тем не менее, ситуационная теория оказалась достаточно популярной: именно на ее основе проведена масса экспериментальных исследований лидерства в школе групповой динамики.

Согласно системной теории лидерства, лидерство рассматривается как процесс организации межличностных отношений в группе, а лидер – как субъект управления этим процессом. При таком подходе лидерство интерпретируется как функция группы, и изучать его следует поэтому с точки зрения целей и задач группы, хотя и структура личности лидеров при этом не должна сбрасываться со счетов. Рекомендуют учитывать и другие переменные, относящиеся к жизни группы, например длительность ее существования. В этом смысле системная теория имеет, конечно, ряд преимуществ. Они очевидны, когда речь заходит не просто о лидерстве, но о руководстве: особенно популярной является так называемая вероятностная модель эффективности руководства, предложенная Ф.Фидлером.

Большинство отечественных исследований лидерства осуществляется в рамках близких данной модели, хотя к ней добавляется нечто новое, продиктованное общими предпосылками исследования динамических процессов в группе: феномен лидерства в малых группах рассмотрен в контексте совместной групповой деятельности, т.е. во главу угла ставятся не просто "ситуации", но конкретные задачи групповой деятельности, в которых определенные члены группы могут продемонстрировать свою способность организовать группу для решения этих задач. Отличие лидера от других членов группы проявляется при этом не в наличии у него особых черт, а в наличии более высокого уровня влияния.

Интересной в данном случае является разработанная Р.Л.Кричевским концепция ценностного обмена как механизма выдвижения лидера. Сама по себе идея ценностного обмена во взаимодействии людей и ранее разрабатывалась в социальной психологии (Дж.Хоманс, Д.Тибо, К.Келли и др.). Здесь же идея ценностного обмена использована при объяснении феномена лидерства: ценностные характеристики членов группы (значимые свойства личности) как бы обмениваются на авторитет и признание лидера. Лидером рассматривается тот, в ком в наиболее полном виде представлены такие качества, которые особенно значимы для групповой деятельности, т.е. являющиеся для группы ценностями. Таким образом, в лидерскую позицию в ходе взаимодействия выдвигается такой член группы, который как бы идентифицируется с наиболее полным набором групповых ценностей. Именно поэтому он и обладает наибольшим влиянием (Кричевский, Рыжак, 1985).

Представители поведенческого подхода к исследованию лидерства считают, что лидером становится человек, который обладает нужной формой поведения. В рамках этого подхода были выполнены многочисленные исследования стилей лидерства и разработаны их классификации.

Исходя из различных теорий лидерства, в современной психологии в качестве основных признаков лидерства выделяют следующие:

  1. более высокая активность и инициативность индивида при решении группой совместных задач;
  2. большая информированность о решаемой задаче, о членах группы, о ситуации в целом;
  3. более выраженная способность оказывать влияние на других членов группы.
  1. Организация группы на достижение совместных целей. Общих задач, совместной деятельности. Полностью перекрывает функцию руководителя.
  2. Выработка и поддержание групповых норм, правил, группового поведения, образцов, эталонов через осуждение, похвалу, насмешки.
    3. Функция внешнего представительства. Выражение группы во вне, представляет группу и говорит от имени группы. Лидер переживает чувство
  3. “Мы-группа”, он представляет группу.
  4. Принятие ответственности за группу. Есть принятие ответственности за общие результаты, а наивысшая функция – принятие ответственности за негативные результаты.
  5. Психотерапевтическое поддержание благоприятного климата в группе. Функции по созданию психологического комфорта для членов группы.

Феномен лидерства определяется взаимодействием ряда переменных, основными из которых являются психологические характеристики личности самого лидера, социально-психологические характеристики группы, характер решаемых задач и особенности ситуации, в которой находится группа.

Стили лидерства и руководства.

Как показывает практика, психологический климат в группе определяется прежде всего деловыми отношениями руководства и подчинения, отношениями ответственной зависимости. Следовательно, от стиля руководства в значительной мере зависит эффективность деятельности группы, уровень осознанности общих целей и задач каждым его членом, степень личного участия в их реализации.

Деление лидеров и руководителей с точки зрения стиля и методов работы на авторитарных и демократических берет начало в экспериментах по лидерству, проведенных в свое время под руководством К. Левина. Эти эксперименты выявили три типа лидерства, которые по-разному влияют на эффективность групповой деятельности (авторитарный, демократический, попустительский).

Авторитарный (административный, директивный, волевой) стиль отличается тем, что группой управляет один человек – руководитель. Он вырабатывает, координирует и контролирует ее деятельность. Этот стиль усиливает фрустрацию и способствует тем самым возникновению неформальных групп.

Демократический стиль управления (руководства) называют еще коллегиальным, товарищеским. Его характерная черта – активное общение между начальником и его сотрудниками, составляющими группу. Этот стиль способствует распространению информации и облегчает принятие решений, однако, при авторитарном стиле решения принимаются быстрее. Демократический стиль управления труднее реализовать. Он предполагает у руководителя таких качеств, как чувство личной ответственности, способность понимать других, толерантность и пр.

Попустительский стиль руководства (либеральный, невмешивающийся, анархический) характеризуется тем, что функция управления полностью передается членам группы, которая становится «группой без руководителя». В действительности лидер существует, но его позиция незаметна. Такая группа живет очень динамично, но расходует много сил на свою организацию.

Каждый из перечисленных стилей управления имеет как свои достоинства, так и недостатки.

Позиция лидера – незаметно в стороне от группы

Типология лидерства К. Левина имеет в отечественной психологии наиболее широкое распространение, однако существуют еще несколько значительных теорий стилей лидерства. К таким теориям относится, например, теория Дугласа Мак Грегора, которая выделяет стили «Х» и «У» в зависимости от восприятия лидером человеческой сущности.

Для стиля «Х» характерно восприятие подчиненных как массы людей, которые вообще не любят работать, стремятся избежать работы, как таких, которые не имеют честолюбия, безответственных, несамостоятельных, как таких, которые требуют защиты. Поэтому их необходимо заставлять работать, использую принуждение и наказание. Жесткий контроль.

Руководители стиля «У» исходят из того, что работа – это природный процесс, свойства людей. В соответствующих условиях люди не только не избегают работы и ответственности, но стремятся к ней. Способности к творчеству присущи многим людям и задача руководителя – использовать их

Ученые Хьюстонского университета Блейк и Мутон разработали управленческую матрицу. По их мнению стиль руководства определяется местом поля, ограниченного осями «забота о производстве» и «забота о людях».

Существуют также теории стилей управления, которые выделяются в зависимости от характера взаимодействия руководителя с подчиненными в процессе принятия решений. Существуют модели, связывающие стиль руководства со степенью зрелости группы, которая в свою очередь связана со степенью вхождения членов группы в дела организации, степенью причастности к этим делам.

В практике экспериментальных исследований названы такие типы лидеров: лидер-организатор, лидер-инициатор, лидер-эрудит, лидер-генератор эмоционального настроя, лидер эмоционального притяжения, лидер-умелец. Многие из этих характеристик могут быть с успехом отнесены и к руководителю.

Наличие многочисленных теорий стилей руководства и лидерства показывает, что большую социальную систему общества, которая является живым организмом тяжело смоделировать и описать.

ШПОРЫ ПО ЛИДЕРСТВУ

/ ШПОРЫ ПО ЛИДЕРСТВУ

Вопрос 1. Понятие лидер в различных науках. Соотношение понятий «лидерство», «руководство», «управление». Подходы к пониманию лидерства.

- Социология - Лидер - авторитетный член организации или малой группы, личностное влияние, которого позволяет ему играть главную роль в социальных процессах, ситуациях. Авторитет и повседневное влияние лидера имеют неформальный характер, складываются стихийно и поддерживаются неофициальными средствами группового контроля.

-Политология Лидер лицо, за которым определенное сообщество признает право на принятие решений, наиболее значимых с точки зрения группового интереса.

- Лидер - член малой группы, который выдвигается в результате взаимодействия членов группы для организации группы при решении конкретной задачи; демонстрирует более высокий уровень активности, участия, влияния в решении данной задачи.

- Психология – Лидер - член группы, за коим все остальные члены группы признают право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, - решения, затрагивающие их интересы и определяющие направление и характер деятельности всей группы. Самая авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации деятельности совместной и регулировании взаимоотношений в группе.

Соотношение понятий «лидерство», «руководство», «управление».

ЛИДЕРСТВО - обозначение осуществления полномочий власти и влияния внутри социальной группы; то есть функционировать, как лидер означает осуществлять лидерство.

УПРАВЛЕНИЕ - функция организованных систем, возникших естественным или искусственным путем. Различают У. в биологических, социальных, экономических, политических, технических, кибернетических и др. системах.

РУКОВОДСТВО - социальная характеристика отношений в группе, и в первую очередь с точки зрения распределения ролей управления и подчинения, выступает как регламентированный обществом правовой процесс.

Руководство – это скорее социальная характеристика, представляет собой официальный, регламентированный процесс регуляции официальных отношений в группе. Это лишь часть управленческой деятельности, причем именно та ее часть,- в которой различные управленческие вопросы решаются воздействием на подчиненных.

- организация процесса управления, включающая координацию действий. Р. должен осуществлять регулирование официальных отношений в силу своих обязанностей.

Лидерство – скорее психологическая характеристика, возникающая спонтанно, часто стихийно. Процесс регулирования межличностных отношений в группе. Процесс воздействия на людей, порожденный системой неформальных отношений,

- психологический феномен, лидер, осуществляет регулирование межличностных отношений в группе.

Управление – процесс организации любых воздействий, направленных на реализацию преследуемых целей.

- целенаправленная деятельность по достижению поставленных целей организации.

Подходы к пониманию лидерства.

В современной науке менеджмента лидерство характеризуется неоднозначно, но можно выделить следующие основные подходы к его трактовке:

1) лидерство есть разновидность власти.

2) лидерство есть управленческий статус, социальная позиция, связанная с принятием решений, это руководящая должность.

3) лидерство - это влияние на других людей (В. Кац, Л. Эдингер), но не любое, а отвечающее следующим условиям: постоянство влияния, широта влияния, явный приоритет во влиянии, организационный лидер опирается не на прямое применение силы, а на авторитет или на признание правомерности руководства.

4) лидерство -естественный социально-психологический процесс в группе, построенный на влиянии личного авторитета человека на поведение членов группы.

5) лидерство есть неформальное явление, это символ эмоционально-психологической общности группы и образец поведения для ее членов.

С точки зрения масштабности решаемых задач выделяют:

1) бытовой тип лидерства (в школьных, студенческих группах, досуговых объединениях, в семье);

2) социальный тип лидерства (на производстве, в профсоюзном движении, в различных обществах: спортивных, творческих и т. д.);

3) политический тип лидерства (государственные, общественные деятели).

Существует несомненная связь между судьбой лидера бытового, лидера социального и лидера политического. Первый всегда имеет возможность выдвинуться в лидеры другого типа.

Вопрос 2. История отечественной психологии лидерства.

Т. В. Бендас, периодизация.

1 период – до начала ХХ века.

2 период – начало ХХ века – досоветский период.

3 период – 20 – 30 гг.

4 период – середина 60х гг – середина 80х гг.

5 период – середина 80х гг до настоящего времени.

1 период – до начала ХХ века.

Проблема лидерства рассматривалась умозрительно: ученые просто высказывали свои мнения, а доказательством служили исторические и литературные примеры.

Проблема героев и толпы.

Н. К. Михайловский .

Герой – тот, кто первый совершает то, что хочет толпа (решительный, способный увлечь за собой, например, на поле боя – офицер, а не солдат).

Главное условие выдвижения – требование среды (толпы) – это подчеркивает фактор случайности. Количество последователей делает человека героем.

Три условия для успеха героя:

1. Личностные качества.

2. Характер общественного строя данной страны.

3. Степень современности и уместности предпринимаемого героем дела.

Л. Войтоловский. «Каждый герой – этап развития масс».

Подчеркнул непрочную позицию героя: толпа может его ниспровергнуть, когда отпадает в нем надобность.

Приоритет у толпы. (влечет героя за собой и формирует его по своему образу и подобию). Чем примитивнее толпа, тем легче попасть в герои.

«герой» - вожак и вождь (замена).

Вожак – стоит во главе толпы, пассивно следуя за ней.

Вождь – стоит во главе партии или класса и ведет их за собой. Коллективный вождь – партия.

2 период – 1-ая четверть ХХго века - начало ХХ века – досоветский период.

К исследованиям 20-х гг. относятся работы А. Ф. Лазурского и В. М. Бехтерева.

А. Ф. Лазурский (1925 г.) в своей классификации личностей выделил тип практиков – реалистов, к которым относил в качестве подтипа властных людей (Наполеон, Кромвель, Бисмарк). Характерная эндочерта (прирожденная, унаследованная) - твердая воля, руководимая определенными целями и дающая этим людям возможность влиять на окружающих. Разновидность этого типа составляют люди, у которых значительно развитая волевая энергия направлена на борьбу с внешней природой.

В. М. Бехтерев (1928 г.) Рассматривал внушение как механизм воздействия одной личности на другую (на группу).

2 способа воздействия одних людей на других:

1. внушение, подчеркивал взаимность этого процесса – взаимовнушение.

Способ управления толпой – ее организация (дифференциация на части).

3 период – 20 – 30 гг.

Время расцвета педологии, психотехники, рефлексологии, зоопсихологии.

Проблема лидерства – вожачество – изучение личности лидера, методики для этого, различные типологии лидерства..

В. А. Вагнер (зоопсихолог, 1929 г.) в своей типологии выделил вожаческий (стадный, социальный) тип людей – повышенная половая функция, эгоизм, честолюбие (вожак стада животных).

А. С. Заслужный выделил типы вожаков: ситуативный и постоянный, организатор и деорганизатор.

Д. Б. Эльконин. Типология вожаков: организаторы, диктаторы (подавляющий коллектив), эмоциональные организаторы (захватывающий коллективы «целым рядом ярких эмоциональных моментов»), интеллектуальные рационализаторы.

Он выделяет шесть ступеней развития этого социального явления.

Первая ступень - пассивное вожачество.

Вторая ступень - активное вожачество, проявляемое в отдельные моменты: «функция вожака переходит из рук в руки».

Третья ступень - активное вожачество, охватывающее значительные отрезки процесса общения, но не распространяющиеся на весь процесс.

Четвертая ступень - активное вожачество, охватывающее процесс сотрудничества в целом. Вожак руководит от начала до конца, «подчиняя себе всех членов коллектива в течение данной деятельности».

Пятая ступень - отличается от предыдущей тем, что в отдельные моменты основного вожака дополняет другой, который «не имеет вполне равноправного с главным вожаком значения».

На шестой ступени отмечается появление двух вполне равноправных вожаков, которые обладают каждый своей сферой влияния.

Н. А. Витке (психотехник) – роль личности руководителя коллектива. Типология стилей руководства.

Е. А. Аркин. Вожак – тот кого группа полюбила, когда он стал вожаком. В конце 30-х годов исследования прекратились, т. к. были запрещены педологи и психотехника, социальная психология была объявлена ненужной.

Возник вынужденный перерыв до середины 60 – х годов.

4 период – середина 60х гг – середина 80х гг.

Характерные черты данного периода:

1. Формирование исследовательских школ,

Ленинградско–Петербургская школа лидерства – Е. С. Кузьмина (1967 г.) – одна из самых многочисленных – Бендас, Волков, Ершов, Гришина, Емельянов и др.

Особенности: сочетание отечественных и зарубежных достижений, адаптация зарубежных и создание отечественных методов и методик, теоретические вопросы.

Курско-костромская школа – Л. И. Уманский (Чернышов, Лутошкин, Зайцева и др.) рассматривали лидерство как один из показателей уровня развития группы.

Московская школа – А. В. Петровский. Лидерство с позиции уровня развития группы – теоретическая топологическая модель деятельностного опосредования лидерских черт.

Ленинградский ученый Б. Д. Парыгин – четкие критерии разделения понятия лидерства и руководства, одна из наиболее полных и обобщающих типологий лидерства, изучение лидерства и руководства экспериментально в связи с психологическим климатом.

Ленинградская исследовательская группа – Н. Н. Обозов. Кибернометр – специально сконструированный прибор, в диадах и триадах, семейное лидерство, в экстремальных ситуациях, с учетом половых различий.

Московская школа Кричесвского Р. Л. – лидерство как ценностный обмен между лидером и группой

5 период – середина 80х гг до настоящего времени относится к современным отечественным исследованиям лидерства.

3. История зарубежной психологии лидерства.

Т. В. Бендас, периодизация:

1 период – до начала ХХ века.

2 период – 1ая четверть ХХ века.

3 период – до середины ХХ века.

4 период – 50 – 70 годы ХХ века.

5 период – последняя четверть ХХ века – ХХIвек.

1 период – до начала ХХ века.

- до середины ХIХ века – предыстория,

Платон. «Государство». Три типа лидеров.

Аристотель, Монтескье. Три типа власти.

- до начала ХХ века – описательный период.

Основная мысль – те, кто повелевают и те, кто подчиняются отличаются друг от друга.

Ч. Ломброзо – теория героя – чтобы человечество двигалось вперед в своем развитии, ему необходимы особые люди – герои – энергичные, но психически ненормальные (Лютер, Конт, Шопенгауэр и др).

Т. Карлейль. «Герои и героическое в истории» (1984г.). «Куль героев» - великих людей, биографии которых и составляют историю человечества и которые обладают уникальными качествами: мудрость, отвага, самобытность речей и поступков, искренность и покорность.

Ф. Гальтон. Учение о наследственности таланта.

Г. Тард (франц. социолог). Главное качество героя для воздействия на толпу – обаяние. Чтобы стать героем человек должен обладать тем, чего нет у других и часто им недоступно.

С. Сигеле (итальянский ученый). Главное качество героя – дар суггестии, внушения – «самый всеобщий закон социального мира». Указывал на идею важности роли последователей (ученики, адепты, единоверцы).

Г. Лебон (франц. социолог). Подчеркивал роль толпы в процессе выдвижения героя.

2 период – 1ая четверть ХХ века.

Изучение лидерства с одной стороны под влияние работ XIXвека, с другой – зарождающихся подходов: бихевиоризма, психоанализа, гештальтпсихологии.

З. Фрейд. «Тотем и табу», «Психология масс и анализ человеческого «я»». Вождь заменяет массе отца. Их связывают либидозные отношения. Утрата вождя приводит к панике. Масса, имеющая вождя более совершенна. Масса подражает вождю с помощью механизма идентификации.

В дальнейшем именно из-за Фрейда лидерство связывали именно с маскулинной ролью, подчеркивали важную функцию лидера как «фигуры отца».

М. Вебер (1990) ввел понятие харизматического лидерства – магическое, сврхествественное влияния вождя на массы, способность заряжать своей энергией.

3 период – до середины ХХ века (2ая четверть).

Начало экспериментального исследования лидерства. Основные исследования связаны с «теорией черт». Она оставалась популярной вплоть до середины века. Изучались разные группы, разные типы лидеров. Методы – наблюдение, биографический, опрос экспертов, социометрия, факторный анализ.

4 период – 50 – 70 годы ХХ века .

Лидерство непрерывно меняется от ситуации к ситуации. В рамках этого направления появились другие теории:

1.Теория определяющей роли последователей (1950-е гг.) – Сэнфорд, Холландер, Вебб, Адорно.

2.Континуумная модель лидерства. (Холландер, Вебб).

3.Интерпретационные модели личности лидера в разных ситуациях.

Продолжение понимания природы лидера в зависимотси от его личностных качеств. Изучались: тревожность (1976), эмпатия (1973), жизненный опыт (1975), речевые характеристики (1976) и т. д. Изменения в сторону дифференциации личности лидера: эффективные и неэффективные лидеры, разные уровни управления, различные лидерские стили и типы.

лидерство – функция и личностного и ситуативного факторов, они взаимодействуют между собой. Ц. Джибб, Клиффорд, Кох, Бас, Стогдилл, Фидлер и др.

Р. Лайкерт. Выделил 4 лидерских стиля: 1. Эксплуататорско – авторитарный, 2. Благосклонно – аторитарный, 3. Консультативно – демократический, 3. Партисипативный.

Р. Блейк и Дж. Моутон (1964) исследование о стилях лидерства – «менеджерская решетка» - вертикальная ось – забота о людях, горизонтальная - забота о производстве. В итоге пять лидерских стилей: 1. Страх перед бедностью, 2.загородный клуб, 3.власть – подчинение, 4. Организационное управление, 5. Командное управление.

- теория социального обмена. Т. Джекобс.

5 период – последняя четверть ХХ века – ХХIвек. – это современный этап.

4. Теории лидерства: теория черт, теория определяющей роли последователей.

Теория черт или теория лидерских качеств является наиболее ранним подходом в изучении и объяснении лидерства. Первые исследователи пытались выявить те качества, которые отличают «великих людей» от масс.

Из этого подхода, ученые пытались определить лидерские качества, научиться измерять их и использовать для выявления лидеров.

Теория "черт лидерства" (Е. Богардус и др.). Сторонники этой теории считают предпосылкой признания человека лидером обладание им специфическими "лидерскими" чертами и способностями. Исследования в русле "теории черт" проводились и в лабораторных, и в реальных группах, среди взрослых, подростков и детей, в условиях деятельности, различной как по структуре, так и по содержанию и целям, и фокусировались на выявлении качеств, специфичных для лидеров.

Данная теория объясняет ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЛИДЕРА благодаря полученному им ЖИЗНЕННОМУ ОПЫТУ. Согласно этой теории человек в процессе своего развития и научения приобретает необходимый набор качеств лидера — уверенность в себе, инициативность, целеустремленность, высокий интеллект, обширные знания и т.д. Сторонники этой теории считают, что достаточно воспитать все эти качества в человеке, и он станет настоящим лидером.

Особой, достаточно современной группой концепций лидерства, примыкающей к теории черт, являются концепции харизматического лидерства. Они восходят к работам М. Вебера и представлены, в частности, такими современными авторами, как В.М. Басс, Б. Шамир, Р.Й. Хозе, М. Артур и др. Концепции харизматического лидерства исходят из того, что последователь соответствует личности лидера, способного оказывать влияние на трансформацию его ценностей. Проявлениями такого последователя выступают вера в лидера, почитание руководящей личности, а также побуждение к действиям и вдохновение, испытываемое от ее влияния. Мотивирующее воздействие руководителя осуществляется через механизм подражания, принятия членами группы его ценностей и поведения за образец, наделения его харизмой. Обладать способностью влияния на ценности других людей и их изменение могут немногие, «избранные». Решающим в харизме лидера является его способность влиять на видение, восприятие ведомыми действительности и на их ценности.

1) перечень потенциально важных лидерских качеств оказался практически бесконечным (в этом направлении были проведены сотни исследований, породивший предельно длинный список выявленных лидерских качеств). По этой причине стало невозможно создать «единственно верный» образ лидера.

2) по различным причинам, не удалось установить тесную связь между рассмотренными качествами и лидерством и помочь практическому выявлению последнего.

+ Необходимо признать позитивный вклад “теории черт” в том, что она попыталась описать качества, присущие харизматическому лидеру и тем самым помогла более детально разобраться в этом феномене.

5. Теория лидерства: ситуационная теория лидерства, любая современная теория лидерства.

Сторонники этой теории (Р.Строгдилл, Т.Хилтон, А.Голдиер) считают, что ПОЯВЛЕНИЕ ЛИДЕРА есть РЕЗУЛЬТАТ МЕСТА, ВРЕМЕНИ И ОБСТОЯТЕЛЬСТВ. То есть сложившиеся обстоятельства определяют отбор политического лидера, который обладает качествами, необходимыми для разрешения данной ситуации. Индивид, обладающий востребованными качествами, станет лидером в данной ситуации, в иной ситуации, требующей от лидера новых качеств, – другой индивид. Таким образом, ЛИДЕР рассматривается КАК ФУНКЦИЯ СИТУАЦИИ, где сложившиеся конкретные обстоятельства определяют отбор политического лидера и детерминируют его поведение. Э.Фромм в этой связи считает, что

в современных условиях лидером становится ловкий приспособленец, карьерист, формирующий у себя качества, соответствующие конъюнктуре. Поэтому такого деятеля нередко именуют «флюгерным» лидером.

Ситуация, в которой осуществляется лидерство, безусловно, влияет на отбор и поведение лидера, и это должно быть объектом пристального анализа. Вместе с тем ситуационная теория недооценивает активность лидера, упуская из виду то, что лидер сам может оказывать влияние и изменять ситуацию.

Наибольшую популярность среди ситуационных теорий лидерства получили две из них: ВЕРОЯТНОСТНАЯ ТЕОРИЯ ФИДЛЕРА и ТЕОРИЯ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ХЕРСИ.

Теория руководства Ф. Фидлера определяет эффективность лидерства на основе взаимодействия между стилем лидерства и благоприятностью ситуации. Фидлера интересовал вопрос, насколько возможно оценить задатки человека стать лидером.

Согласно теории жизненного цикла Херси-Бланшарда самые эффективные стили лидерства зависят от «зрелости» исполнителей. Зрелость определяется не возрастом, а уровнем образования, опыта по отношению к задаче, которую надо выполнить, способностью нести ответственность за поведение, желанием работать для достижения целей организации, преданностью данной организации.

Зрелость человека или группы не является постоянным их качеством, а зависит от ситуации, задачи, опыта прошлой работы. Руководитель должен определить сравнительную зрелость человека или группы.

Вопрос 6. Подходы к пониманию лидера и лидерства в современной зарубежной психологии: когнитивный, интеракционистский, теория систем, интерпретационный, диадический и др.

Современный этап в изучении лидерства для зарубежной психологии ограничим последней четвертью XX века и по настоящее время. Именно в этот период наметились те тенденции в лидерологии, которые можно назвать современными. В зарубежной психологии широко исследуются проблемы стратегии жизни, влияние критических обстоятельств жизни человека на его поведение. Значительное внимание уделяется представленности в сознании индивида не только внешнего мира, но и его собственной жизни. Широкое распространение получает психобиографический метод исследования личности.

Лидерство рассматривается в разных направлениях:

• лидерство как образ (когнитивный подход),

• лидерство как интеракционистский феномен (интерационистский подход),

• лидерство как пограничная роль (теория систем).

КОГНИТИВНЫЙ ПОДХОД. (Чарльз Грин, Теренс Митчел, Дж.Пфеффер)Человек рассматривается как наблюдатель, интерпретирующий информацию внешнего мира. Лидер рассматривается как человек, создающий определенный образ. «Имидж» лидера. Лидер и последователи различаются по их взглядам на причины плохого выполнения задач. При этом лидер приписывает причины плохого выполнения задания внутренним факторам, а группа — внешним.

ИНТЕРАКЦИОНИСТСКИЙ ПОДХОД: объединение идей личностного и ситуационного подходов (Ц. Джибб, К. Клиффорд, Б. Басе, Р. Стогдилл, В. Беннис, Ф. Фидлер и др.):

Ситуационный подход (Т. Хейлин, Ц. Джибб, Т. Адорно и др.): лидерство представлялось непрерывно меняющимся от ситуации к ситуации; расширенное понимание ситуации; нивелирование специфики лидерства.

Личностный подход продолжал существовать в измененном виде: комбинация черт; дифференциация лидеров от последователей; эффективных и неэффективных лидеров; высшего и низшего уровней управления; использующих различные лидерские стили; в разных группах; принадлежащих к разным типам; культурная детерминация личности лидера.

Диадический – значит взаимодействие двух людей (лидера с каждым из «подчиненных» в отдельности)

Вопрос 7. Современные отечественные исследования лидерства.

(краткий обзор отечественных исследований от 20х гг до настоящего времени)

В отечественной социальной психологии существенным фактором исследований является анализ лидерства в реальных социальных группах. При этом лидерство выступает как один из элементов групповой жизнедеятельности, которая сама включается в контекст более широких социальных явлений.

Первые работы в этой области были проведены еще в 20-30 годы (А.С. Макаренко, А.С. Залужный, Е.А. Аркин и др.). Они в основном касались феномена лидерства в детских группах.

(Современные) Дальнейший интерес к лидерству был связан с развитием концепций коллектива (работы Б.Д. Парыгина, И.П. Волкова, А.В. Петровского), и с насущными практическими потребностями. Появляется большое количество работ, связанных с проблемой соотношения лидерства и руководства. Начинает разрабатываться традиционное для нашей психологии направление изучения лидерства в детских коллективах (И.П. Волковым, Е.М. Зайцевой, Р.Л. Кричевским, Т.Н. Мальковской, А.С. Чернышевым), ставится задача критического осмысления работ западных психологов.

Значительное внимание уделяется постановке проблемы лидерства, а также выработке четкого определения этого понятия.

Е.А. Аркин. изучая взаимоотношения детей, обратил внимание на особенности образования элементарных объединений детей, количественный и качественный состав детских группировок, роль и место в них вожаков (лидеров), их типы, указал некоторые приемы изучения детских групп. Он считал, что детские вожаки иногда в большей степени, чем педагогический персонал, задают тон в жизни ребят. Основным качеством ребенка-вожака Е.А. Аркин считал инициативность.

Проблему лидерства А.С. Макаренко специально не анализировал, но фактически рассматриваемый феномен лидерства органически входит в его учение о коллективе. Решение проблемы лидерства проводилось А.С. Макаренко в тесной связи с рассмотрением других признаков коллектива – и прежде всего с целями его деятельности. А.С. Макаренко рассматривал явление широкого лидерства в тесной связи с высокой организованностью группы.

Б.Д. Парыгин трактует лидерство как один из процессов организации и управления малой социальной группой, который способствует достижению групповых целей в оптимальные сроки и с оптимальным эффектом. Он считает, что существует два фактора, взаимодействие которых определяет феномен лидерства:

1. объективный (интересы, цели, потребности, задачи группы в конкретной ситуации);

2.субъективный (личностные особенности индивида как организатора и инициатора групповой деятельности».

Б. Парыгин сделал ряд выводов:

1. Лидер не выдвигается группой, а спонтанно занимает лидерскую позицию с открытого или скрытого согласия группы;

2. При выдвижении лидера с его личностью идентифицируются в том числе специфический, официально незафиксированный набор групповых норм и ценностей;

3. Выдвижение лидера всегда связано и со значимой для жизнедеятельности группы ситуацией.

А.А. Ершов. В социально-психологическом смысле лидер, или ведущий группы – это такой член группы, который обладает необходимыми организаторскими способностями, занимает центральное положение в структуре межличностных отношений членов группы и способствует своим примером, организацией и управлением группой достижению целей группы наилучшим образом.

В русле концепции Л.И. Уманского – А.С. Чернышова лидерство рассматривается как явление, сущность которого сводится к осуществлению ведущего влияния одних членов группы на других в создании оптимального решения групповой задачи. Проблема лидерства рассматривается в тесной связи с уровнем развития группы.